Феномен в психологии это: ФЕНОМЕН в психологии это

ФЕНОМЕН | это… Что такое ФЕНОМЕН?

    ФЕНОМЕН (греч. φαινόμενον, от φαινεσθαι — являться, быть видимым, также — казаться) — явление, предмет, данный в чувственном созерцании.

    В античной философии термин встречается у разных авторов для обозначения предмета опытного знания. В школах, признававших критерием истины чувства, феномен рассматривался как истинный предмет познания. Девизом эмпирического знания стала фраза “следовать феноменам”, а фраза “спасать феномены” — популярным описанием нестыковки между теорией и эмпирическим наблюдением (напр., в астрономии). Для Платона и платоников феноменальный (видимый) мир становления является лишь отражением ноуменального (мыслимого) мира идей, или бытия, что влечет за собой отрицательную трактовку ценности феномена. Вместе с тем феномен являет именно идею, отсюда — смысл не только “кажимости”, но и положительной “явленности”, открытости бытия.

    В философии Нового времени (особенно у Беркли и Юма), а также в немецкой классической философии феномен, явление перестает быть заслуживающим доверия отражением идеи (бытия, абсолюта и т.

п.). Размышление над проблемами познания приводит к возникновению наряду с “феноменом” других родственных терминов, выражающих разную степень достоверности, явленности бытия: “видимость”, или “кажимость” (“Schein”), — в качестве промежуточного между “иллюзией” и “истиной” (впервые в “Новом органоне” Ламберта, 1764), явление (Erscheinung), “вероятность” (Wahrsscheinlichkeit) и др. У Канта феномен — всякий объект, конституированный трансцендентальным Я (“Критика чистого разума”, А 240).

    Понятие феномена играет важную роль у Брентано: знание о человеке (задача психологии) должно быть получено из наблюдения за психической жизнью, и то, что становится доступным в результате подобного наблюдения, есть “феномен” — в широком смысле, согласно Брентано, вообще все, что может стать объектом научного рассмотрения. В этом смысле становится возможным говорить о “внутренних”, психических, и “внешних”, физических, феноменах. Специфику психических феноменов определяет то, что им присуще “внутреннее интенционалыюе существование” (см.

Интенциональность).

    Понятие феномена становится ключевым в феноменологии Гуссерля. Обращаясь к античной традиции, Гуссерль выделяет естественно-научное толкование феномена, закрепившееся в философии Нового времени {Галилей, Ф. Бэкон), — вещь, взятая так, как она непосредственно предстает в чувственном опыте вместе с ее качествами, связями и отношениями, причем явленность вещей в чувственном созерцании противопоставляется тому, как они есть “сами по себе”: чувственные вещи — это “всего лишь явления” (blosse Erscheinungen) — в том смысле, что с их помощью дает о себе знать, “возвещает” о себе подлинная природа. Называя свою философию “феноменологией”, “наукой о чистых феноменах”, Гуссерль расширяет традиционное понятие феномена, который обозначает теперь не только определенные аспекты вещи, данные нам в восприятии, но характеризует также “единство, пронизывающее смену созерцаний”, т. е. “чистые” содержания, “единства” сознания, которые могут быть изучены вне их возможной связи с реальным физическим миром.

Однако та методическая процедура, которая должна была, по Гуссерлю, сделать доступными эти феномены, — феноменологическая редукция — неоднократно вызывала возражения коллег Гуссерля по феноменологическому движению (Т. X. Липпс, А. Пфендер и др.). Высказывались предположения о возможности обращения к феноменам как к конкретным “реальностям” (философским, религиозным, этическим, эстетическим и т. п.). Если для Гуссерля феномен есть то, что “показывает себя” очевидным и достоверным образом, то Хайдеггер, обращаясь, в частности, к аристотелевской трактовке этого понятия, пытается показать, что феномен не обозначает ничего “содержательного”, но относится только к “способу”, каким нечто становится нам доступным (отсюда тезис, чтофеноменология не должна быть необходимо связана с трансцендентальным сознанием). Хайдеггер утверждает также, что к “способу бытия” феномена необходимо присуще как “показывание себя на себе самом”, так и “скрывание себя”.

    Лит.: Херрманн Фр.-В. фон. Понятие феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера. Томск, 1997; Neue Entwicklungen des Phänomenbegriffs, “Phänomenologische Forschungen”, Bd. 9. Munch., 1980.

    И. А. Михайлов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Феномен — что это такое и где ставить ударение

Обновлено 23 июля 2021 Просмотров: 112 643 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слова, заимоствованные из других языков, часто вызывают непонимание среди широкой массы людей.

В некоторых таких словах даже не понятно, как правильно ставить ударение, и одним из таких слов, безусловно, является феномен.

Что это такое, как правильно ставить ударение в этом слове, в каких областях используется этот термин и примеры феноменального.

Феномен — это…

Слово «феномен» (от греч. «phainomenon») означает «являющееся» или «явление».

Русский толковый словарь С.Ожегова трактует этот термин, как «явление, содержащее сущность чего-либо».

Второе определение этого автора:

«феномен — это выдающийся в каком-либо отношении человек или явление».

В интерпретации В.Даля:

феномен — это «необычное, редкое явление в природе, случай или событие».

Множество деятелей давали свое определение: все они сводятся к одному – чему-то особенному, выдающемуся, неординарному.

Феноменология – одно из направлений в философии, которое занимается изучением феноменов: она исследует то, что существует на самом деле и потому может присутствовать в сознании.

Также рассматриваемое явление изучается другими естественными и точными науками (психологией, этикой, эстетикой и др.). Каждая из них приводит свои уникальные факты.

Ударение в слове феномен

Возможны два варианта ударения — на втором слоге (фенОмен) и на третьем (феномЕн). Оба считаются правильными.

Более того, в зависимости от ударения меняется и смысл слова.

  1. ФенОмен — это примечательное, особенное явление (например, фенОмен шаровой молнии).
  2. ФеномЕн — это уникальный, выдающийся человек (аналог супермена).

Феномен в философии

Впервые феномен (в данном случае ударение на второй слог) был описан в недрах древнегреческой философии. Кант писал о нем, как о явлении, проявляющемся в чувственном опыте.

Проще говоря, это то, что мы можем видеть, слышать, ощущать в ходе познания чего-либо.

Возьмите яблоко и начните его изучать со всех сторон: оцените его твердость, вес, цвет, форму и размер, попробуйте его на вкус. В какой-то момент можно прийти к осознанию, что второго такого яблока просто нет, его не существует. Конкретно это яблоко будет обязательно отличаться от тысячи других (выпуклость, вмятина, игра цвета и т.д.).

Оно – феномен, уникальное в своем роде, и вы убеждаетесь в этом при попытке постичь его сущность с помощью чувственного созерцания.

В противовес феномену противопоставляется термин «ноумен», означающий «мыслительное», интеллектуальное созерцание. Это то, что можно постичь только умом, так как чувственное восприятие здесь невозможно.

Если я попрошу вас подумать о добре и зле, то к вам придут различные мыслительные образы. Вы даже сможете описать свое отношение к этим категориям, их понимание, рассказать о своих эмоциях и чувствах, которые они вызывают, но никогда не сможете поделиться своими ощущениями.

Современная философская феноменология в лице Э.Гуссерля (Феноменология Э.Гуссерля) рассматривает смысл любого феномена не в качестве простого эмпирического опыта, а как явление, модифицированное сознанием.

Имеется в виду, что изучая яблоко через призму своих мировоззренческих установок, каждый человек найдет в нем что-то «свое», особенное.

Феноменологический подход в психологии

Феноменологическая психология, основанная на идеях Э.Гуссерля, занимается описанием того, как люди проживают свои переживания.

Сознание каждого человека субъективно: это значит, что один и тот же психический процесс (например, переживание радости) протекает у разных индивидов по-разному.

В работе с клиентом психолог старается заметить все, что происходит с человеком в терапевтическом поле, обязательно сообщая ему о своих «находках». Такие замечания способны расширить видение своей ситуации и способов ее переживания.

В сети гуляет шуточный ролик про беседу психолога с женщиной, у которой из головы торчит гвоздь. Она жалуется на то, что у нее вечно болит голова, вся ее одежда в дырках и затяжках, она делает больно другим, когда хочет к ним приблизиться. Специалист делает несколько попыток, чтобы сообщить клиентке о торчащем гвозде, но она упрямо не хочет слышать, а ведь именно в нем корень ее проблем.

Вышеописанная ситуация, конечно, гипертрофированна, но отлично отражает суть того, чем занимаются психологи экзистенциального и гуманистического направлений. Гвоздь в данном случае – исключительный, универсальный факт или феномен бытия обратившейся женщины.

Феномены сознания

Человеческий мозг и сознание изучаются уже много времени, но до сих пор ученые не пришли к единому определению этих явлений. Некоторые научные утверждения вообще противоречат друг другу.

Например, одни считают, что сознание есть у всего живого, даже у природных объектов (животные, растения, стихии). К этому мнению позитивно относятся буддисты, так как в их вере примерно об этом и говорится.

Другие корифеи науки «наделяют» сознанием только людей, объясняя свою точку зрения тем, что сознание в принципе невозможно без саморефлексии (осознавания себя), а это умеет только человек.

Пока нам не дано знать о феноменах сознания упавшего листика клена, зато они прекрасно исследуются у человека:

  1. Феномен веры – удивительное явление, которое часто помогает человеку менять свою жизнь. Сюда можно отнести случаи, когда смертельно больные пациенты, становились на ноги, благодаря тому что им просто этого очень хотелось – они неотступно верили в свое выздоровление, и это происходило.

    Здесь же стоит сказать об эффекте плацебо, когда вместо лекарственных средств тяжелобольной принимает «пустышку» и идет на поправку вопреки всем логическим законам.

    Также исследователи относят в феноменальный разряд религиозную веру. Доказано, что в процессе молитвы человеческий мозг ведет себя специфически активно. Это заставляет людей чувствовать себя лучше на психическом и физиологическом уровнях.

  2. Феномен одиночества – заключается в том, что живя в мегаполисе, находясь в толпе друзей и близких, человек может чувствовать себя одиноко.

    По идее одиночество – физический критерий: если я в комнате один, то могу заявлять об одиночестве. Если в пространстве появляется еще кто-то, то об одиночестве не может идти речи. Но не все так просто.

  3. Эффект дежавю – это когда вам на секунду кажется, что все, что происходит в данный момент, уже когда-то было.

    Этому явлению давалось много объяснений: это видение своей прошлой жизни, способность предсказывать будущее, сбой в работе мозга, игры подсознания и т.д. Единого мнения на этот счет нет.

  4. Феномен позитивного мышления – если думать о хорошем, то мозг начинает верить в «это хорошее», даже если его по факту нет. Организм успокаивается, «наполняется» гормонами счастья, человек становится здоровее и счастливее. Ему все дается, все успевается и можется.

Что такое феномен негативного мышления

Приведу несколько примеров:

  1. то, что достается бесплатно и без особых усилий, либо не ценится совсем, либо в очень малой степени. Например, купленная за большие деньги вещь часто воспринимается, как трофей, который нужно хранить и оберегать.

    Та же самая вещь, полученная бесплатно, не вызовет в человеке такие чаяния. Здесь дело в том, что отсутствие материальной цены влечет за собой неспособность сформировать психологическую ценность;

  2. жизненные трудности и неудачи способствуют росту самооценки. Преодолевая преграды, человек удостоверивается в своих силах и возможностях: «я смог», «я могу», «у меня получилось».

    Это явление объясняет тот факт, что дети, чье детство было не безоблачным, вырастают в более успешных взрослых, по сравнению с теми, кого растили в парниковых условиях;
  3. чувство радости может навредить – странно звучит, да? Однако, это так. Крайняя степень радостного возбуждения – это и есть эйфория. В состоянии эйфории человек совершает много ошибок, о котором в дальнейшем жалеет (данные обещания, поступки).

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Что такое явление?

К

  • Роберт Шелдон

Что такое явление?

Феномен в научном контексте – это то, что происходит или существует по наблюдению. Это просто факт или событие, которое можно наблюдать с помощью органов чувств либо непосредственно, либо с помощью такого оборудования, как микроскопы или телескопы. Это значение явления контрастирует с пониманием слова в общем употреблении. В просторечии феномен — это человек, вещь или событие, которые считаются в некотором роде экстраординарными или выдающимися, например, Элвис, битломания, Pac-Man или книги о Гарри Поттере.

Феномен в науке

Слово «феномен» используется в ряде научных дисциплин, когда речь идет о наблюдаемых событиях, как в следующих примерах:

  • Иммануил Кант популяризировал слово «феномен» в философских кругах, когда противопоставил его ноумену, чему-то, чье существование может быть постигнуто разумом, но не может быть воспринято чувствами, как явления. Ноумены представляют собой реальность, лежащую в основе явлений, которые можно наблюдать только с помощью органов чувств.
  • Природные явления – это явления, которые происходят или проявляются без участия человека. Примеры природных явлений включают гравитацию, приливы, луны, планеты, вулканические молнии, стаи скворцов, муравьиные армии, песчаные бури, биологические процессы и колебания и бесчисленное множество других событий.
  • Социальные явления — это те явления, которые возникают или существуют благодаря действиям групп людей. Шесть степеней разделения, например, — явление, демонстрируемое в социальных сетях.
  • Другим примером является движение за гражданские права в 1950-х и 1960-х годах, исторический социальный феномен, корни которого уходят в века расизма и систематического угнетения.
  • Психологические феномены проявляются в поведении и реакциях человека. Например, эффект невозвратных издержек — это склонность людей продолжать инвестировать в то, что явно не работает. Другой психологический феномен — эффект Хоторна — проявляется в улучшении поведения или производительности человека в результате повышенного внимания со стороны начальства, клиентов или коллег.
  • Визуальные явления включают оптические иллюзии, такие как иллюзия периферийного дрейфа, в которой люди воспринимают движение в статических изображениях, таких как вращающиеся змеи Китаока Акиёси.
    Мираж — еще один пример оптического явления.

Слово «феномен» происходит от греческого глагола phainein, , что означает показывать, сиять, появляться, проявляться или проявляться . Согласно онлайн-словарю этимологии, это слово впервые появилось в английском языке в 1570-х годах и, как считалось, означает «непосредственно наблюдаемый факт, вещь, которая появляется или воспринимается, событие». Только 200 лет спустя это слово стало использоваться для обозначения экстраординарного события.

Последнее обновление: август 2022 г.

Продолжить чтение О феномене
  • Как методы обучения нейронных сетей моделируются по образцу человеческого мозга
  • Насколько мы далеки от общего искусственного интеллекта?
  • ИИ и Интернет вещей: как Интернет вещей и ИИ работают вместе?
  • 3 корпоративное использование для виртуальной реальности
  • 3 преимущества устойчивой кибербезопасности на предприятии
Отчет ESG

ESG-отчетность — это тип корпоративного раскрытия информации, в котором подробно описываются экологические, социальные и управленческие (ESG) обещания, усилия и прогресс организации.

Сеть

  • ACK (подтверждение)

    В некоторых протоколах цифровой связи ACK — сокращение от «подтверждение» — относится к сигналу, который устройство отправляет, чтобы указать…

  • поставщик сетевых услуг (NSP)

    Поставщик сетевых услуг (NSP) — это компания, которая владеет, управляет и продает доступ к магистральной инфраструктуре Интернета и …

  • неэкранированная витая пара (UTP)

    Неэкранированная витая пара (UTP) — это повсеместно распространенный тип медных кабелей, используемых в телефонной проводке и локальных сетях (LAN).

Безопасность

  • Требования PCI DSS 12

    Требования PCI DSS 12 представляют собой набор мер безопасности, которые предприятия должны внедрить для защиты данных кредитных карт и соблюдения …

  • данные держателя карты (CD)

    Данные держателя карты (CD) — это любая личная информация (PII), связанная с лицом, у которого есть кредитная или дебетовая карта.

  • Уровни продавца PCI DSS

    Стандарт безопасности данных индустрии платежных карт (PCI DSS) Уровни продавцов ранжируют продавцов на основе их количества транзакций за …

ИТ-директор

  • системное мышление

    Системное мышление — это целостный подход к анализу, который фокусируется на том, как взаимодействуют составные части системы и как…

  • краудсорсинг

    Краудсорсинг — это практика обращения к группе людей для получения необходимых знаний, товаров или услуг.

  • синтетические данные

    Синтетические данные — это информация, созданная искусственно, а не в результате событий реального мира.

HRSoftware

  • вовлечения сотрудников

    Вовлеченность сотрудников — это эмоциональная и профессиональная связь, которую сотрудник испытывает к своей организации, коллегам и работе.

  • кадровый резерв

    Кадровый резерв — это база данных кандидатов на работу, которые могут удовлетворить немедленные и долгосрочные потребности организации.

  • разнообразие, равенство и инклюзивность (DEI)

    Разнообразие, равенство и инклюзивность — термин, используемый для описания политики и программ, которые способствуют представительству и …

Служба поддержки клиентов

  • требующий оценки

    Оценка потребностей — это систематический процесс, в ходе которого изучается, какие критерии должны быть соблюдены для достижения желаемого результата.

  • точка взаимодействия с клиентом

    Точка соприкосновения с покупателем — это любой прямой или косвенный контакт покупателя с брендом.

  • устав обслуживания клиентов

    Устав обслуживания клиентов — это документ, в котором описывается, как организация обещает работать со своими клиентами, а также . ..

10 психологических явлений, с которыми мы могли столкнуться

Человеческий мозг — самый увлекательный и сложный орган человеческого тела. Это до сих пор остается загадкой для нейробиологов, стремящихся разгадать глубокие тайны этого очаровательного органа. На протяжении всей истории человечества люди испытывали и воспроизводили определенные вещи, называемые «психологическими феноменами».

Они определяются как «уловки мозга», которые не поддаются научному объяснению и остаются загадкой для всех. Вот список из десяти психологических феноменов, с которыми мы могли сталкиваться, но никогда о них раньше не слышали.

1 Синдром фантомной вибрации: ощущение, при котором мобильный телефон вибрирует или звонит, когда он не звонит. Колоссальные 89% людей испытали этот синдром.

Сталкивались ли вы с тем, что ваш мобильный телефон звонит, даже когда он не звонит? Это явление получило название «синдром фантомной вибрации».

Согласно исследованию Мишель Друэн, девять из 10 студентов бакалавриата в ее колледже испытывали эти фантомные вибрации. Исследования показывают, что этот синдром возникает из-за чрезмерного использования мобильного телефона.

Вибрации стали проявляться через месяц после того, как человек завладел телефоном. Предполагается, что кора головного мозга путает или неправильно интерпретирует другие сенсорные сигналы, такие как мышечные сокращения, давление и другие стимулы, как вибрации телефона или мелодию звонка.

Эти проблемы человеческого мозга с обнаружением сигналов воспринимаются как влияние психологических характеристик. Исследователи предположили, что эти вибрации не причинят никакого вреда, но их можно остановить.

Согласно опросу Ротберга, медицинский персонал, у которого был пейджер или мобильный телефон, смог остановить вибрацию. Они просто отключили устройство от режима вибрации и вместо этого использовали звуковой сигнал вызова.

Кроме того, они изменили местоположение устройства, а некоторые даже изменили устройство. Эти модификации привели к успеху в 75%, 63% и 50% соответственно. (1,2) 

2 Граница события: возникает, когда мы иногда склонны забывать, что нам нужно, когда заходим в комнату, из-за явления, называемого «границей события».

Каждый из нас вошел в комнату только для того, чтобы понять, что мы забыли, зачем мы здесь вообще. Ученый Нотр-Дама Габриэль Радвански потратил почти два десятилетия на изучение причин этого явления.

Он провел эксперимент, используя три комнаты, чтобы проверить способность участников вызывать воспоминания, когда они переходили из одной комнаты в другую. Он смог определить, что проходя через дверь в новую комнату, люди забывали, какой предмет они только что внесли в новую комнату.

Рекламные объявления

Этот лежащий в основе мозговой феномен объясняется повышенной частотой ошибок в ответах и ​​называется «границей событий». Было установлено, что человеческий мозг разделяет события и связывает их с определенной средой или местом, где они произошли.

Когда человек переходит из одной комнаты в другую, мозг работает как файл, который извлекает всю информацию о текущей комнате и событиях, произошедших в ней.

Когда человек переходит в другую комнату, фокус смещается на новую, текущую комнату. Человеку трудно вспомнить, что он намеревался сделать в текущей комнате, из-за чего человеку трудно вспомнить задачу, о которой он думал в предыдущей комнате.

Вы можете преодолеть это явление, бормоча задание при переходе из одной комнаты в другую. (источник)

3 Эффект прожектора: явление, которое заставляет людей значительно переоценивать то, насколько заметно их смущающее поведение для других. Этот эффект возникает из-за когнитивного искажения.

Вы когда-нибудь заходили в комнату и чувствовали, что все смотрят и осуждают вас? Если вы так себя чувствовали, вы испытывали «эффект прожектора».

Эффект прожектора — это когнитивное искажение, при котором человек думает, что за ним постоянно наблюдают, замечают и судят другие. Термин был придуман и популяризирован американскими психологами Томасом Гиловичем и Кеннетом Савицким.

По мнению экспертов, в основе эффекта прожектора лежит механизм фиксации и регулировки. Эффект возникает из-за того, что вы чрезвычайно застенчивы в отношении того, что могут подумать другие.

Заинтересованный человек страдает от «эгоцентрической предвзятости», которая представляет собой тенденцию включать точки зрения других людей в свой собственный мыслительный процесс.

Другими важными факторами, способствующими этому эффекту, являются наивный реализм и предвзятость слепого пятна. Эта мощная комбинация создает ситуацию, когда человек использует свой личный опыт и знания для оценки других.

Они также склонны переоценивать степень, в которой их восприятие считается точным и приемлемым для других. Чтобы преодолеть этот эффект, человек может сосредоточить свое внимание на других, а не осознавать себя. (1,2)

Рекламные объявления

4 Ушной червь: явление, при котором цепляющее музыкальное произведение постоянно повторяется в голове человека после того, как оно перестало играть.

Вы не можете выкинуть песню из головы и в итоге часами напеваете ее? Это явление получило название «непроизвольные музыкальные образы» или «ушные черви».

Ушные черви — обычное явление и пример спонтанного познания. По мнению исследователей, ушные черви обычно представляют собой более быстрые мелодии с общими текстами и запоминающимися мелодиями.

Кроме того, эти песни также могут быть связаны с воспоминаниями или характеристиками, которые отличают их от других. Эти ушные черви обычно вызываются переживаниями или непроизвольными воспоминаниями.

Согласно исследованию Джеймса Келлариса, 98% людей страдают от ушных червей, причем у женщин они возникают чаще и дольше, чем у мужчин.

Типичными примерами ушных червей являются «Bad Romance», «Alejandro» и «Poker Face» Леди Гаги, «Don’t Stop Believing» Journey, «Can’t Get You Out Of My Head» Кайли Миноуг. , «Bohemian Rhapsody» группы Queen и «California Gurls» Кэти Перри.

В 2015 году исследование, проведенное Школой психологии и клинических языковых наук Университета Рединга в Пенсильвании, показало, что жевательная резинка может помочь, блокируя субвокальный репетиционный компонент слуховой кратковременной памяти. (источник)

5 Иллюзия частоты, также известная как Феномен Баадера-Майнхоф: явление, при котором люди, которые только что узнали или заметили что-то, начинают видеть это повсюду.

Представьте, что у вас есть лишние 35 000 долларов, и вы хотите побаловать себя новой поездкой на с трудом заработанные деньги. Внезапно ваш коллега предлагает вам приобрести модель автомобиля, о которой вы никогда раньше не слышали. Вы проявляете повышенный интерес к этой машине и начинаете встречать ее повсюду. Вы боитесь, что вы представляете вещи, или ваш разум играет с вами злые шутки? По мнению специалистов, это явление называется «Баадер-Майнхоф» или «частотная иллюзия».

Рекламные объявления

Баадер-Майнхоф – это явление, когда человек натыкается на малоизвестную информацию и сталкивается с ней часто и неоднократно. Этот термин похож на «синхронность», вызывая чувство легкого удивления и появление избирательного внимания.

Это редкое событие с вероятностью 1 к 1000. Это означает, что вероятность возникновения этого события составляет 0,1%. Так человеку легче представить себя лицом к лицу с необычным событием.

Баадер-Майнхоф называют фантастическим явлением, уникальность которого разбавлена ​​наукой и фактами. Если вы слышите это впервые, следите за тем, не столкнетесь ли вы с этим явлением неоднократно в течение следующих нескольких дней. (источник)

6 Семантическое насыщение: психологическое явление, при котором повторение заставляет слово или фразу временно терять значение для слушателя, который затем воспринимает речь как повторяющиеся бессмысленные звуки.

Случалось ли с вами когда-нибудь, что совершенно обычное слово, повторяемое снова и снова, вдруг звучит странно и теряет смысл?

Это явление возникает при длительном просмотре слова и прослушивании его активного повторения и называется «смысловым насыщением». Это психологический феномен, связанный с субъективной потерей смысла в результате длительного воздействия слова.

В 1962 году аспирант Леон Якобовиц Джеймс придумал фразу «семантическое насыщение» в своей докторской диссертации в Университете Макгилла.

По словам Джеймса, это форма «реактивного торможения», когда клетки мозга активизируют повышенную энергию для повторения слова. Когда вы слышите, читаете или произносите слово, ваш мозг на самом деле не прислушивается к его звуку, а тратит время на то, чтобы преобразовать звук в идею.

Идея связана с другими словами, чтобы сформировать сложную идею. Когда слово повторяется часто, мозг перестает распознавать его как слово и разбивает на звуки.

Идея семантического насыщения используется для разработки различных техник снижения речевой тревожности заикающихся. Постоянное повторение слова приводит к снижению интенсивности негативных воспоминаний и эмоций, возникающих во время разговора. (источник)

Рекламные объявления

7 Воспоминания: явление, при котором пожилые люди имеют повышенную склонность вспоминать воспоминания, имевшие место в возрасте от 16 до 25 лет.

Воспоминания — это способность пожилых людей вспоминать события, произошедшие в подростковом и раннем взрослом возрасте.

Это связано с изучением автобиографической памяти и построением воспоминаний для формирования кривой продолжительности жизни. Исследователи смогли обнаружить, что люди, как правило, помнят события своего подросткового и двадцатилетнего возраста лучше, чем события любого другого времени.

Есть три возможных объяснения этого феномена, такие как когнитивный, нарративный/идентификационный и биологический/созревательный. Когнитивный подход имеет дело с памятью, возникающей в период быстрых изменений, за которым следует период относительной стабильности.

Описание нарратива/идентичности возникает из-за чувства идентичности, которое развивается в подростковом и раннем взрослом возрасте. Биологический/возрастной подход предполагает, что генетическая приспособленность улучшается за счет наличия большого количества воспоминаний, попадающих в выпуклость воспоминаний.

Наконец, возникновение всплеска воспоминаний прекрасно объясняется жизненным сценарием. Это относится к ряду культурно важных переходных вех. Эти вехи происходят последовательно в ожидаемое время в течение жизни.

Возможно, прошли десятилетия с тех пор, как вы испытали свою первую любовь, первую работу, первую машину или первое горе. Эти воспоминания субъективны и, как правило, остаются в памяти, поскольку считаются особенными. (источник)

8 Эффект Даннинга-Крюгера: термин, объясняющий, почему невежественные люди склонны хвастаться своей уверенностью, несмотря на то, что они неправы, а более мудрые люди часто сомневаются в своих знаниях.

В какой-то момент нашей жизни мы могли столкнуться с надоедливыми людьми, которые хвастаются собой, но ничего не смыслят в вещах и обладают раздутым эго.

Термин «Эффект Даннинга-Крюгера» был придуман в 1999 году психологами Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером. Это когнитивное искажение, при котором некомпетентные люди не осознают свою некомпетентность, а скорее чувствуют себя уверенно, думая о своей конкурентной природе.

Рекламные объявления

В онлайн-опросе только 39% сотрудников смогли выдержать конструктивную критику и смогли определить, почему их критикуют. В то время как оставшиеся 61% были отвергнуты, и было обнаружено, что они демонстрируют эффект Даннинга-Крюгера.

Это также часто называют «иллюзорным превосходством», когда люди склонны переоценивать свои достоинства по сравнению с другими.

Возникновение эффекта Даннинга-Крюгера резко возросло во время президентских выборов в США в 2016 году и в последующие месяцы. Эффект опасен, когда кто-то, обладающий влиянием или средствами причинить вред, не имеет никого, кто мог бы честно указать на его ошибки.

Многих критических ситуаций можно избежать, если человек воспринимает критику конструктивно. (1, 2)

9 Синдром среднего мира: явление, при котором насилие, связанное с содержанием средств массовой информации, заставляет зрителей поверить в то, что мир опаснее, чем он есть на самом деле.

Когда вы в последний раз проверяли новости? Удалось ли вам после этого чувствовать себя хорошо? Новости, которые транслируются в наши дни, имеют тенденцию делать сенсацию об опасности и правонарушениях.

Этот механизм сообщения вызывает чувство страха, опасности и негативного воздействия на общество. Синдром среднего мира — это термин, введенный Джорджем Гербнером и описывающий материалы, связанные с насилием, о которых сообщают средства массовой информации и которые заставляют зрителей поверить в то, что мир — опасное место.

Термин является выводом из его «Теории культивирования». В нем говорится, что существует большое количество телезрителей, восприимчивых к средствам массовой информации и считающих, что заявления верны и реальны.

Зрители склонны полагать, что мир, созданный телевидением, является точным изображением реального мира, а также связанной с ним агрессии. Многие родители пытаются оградить своих детей от насилия по телевидению, но Гербнер утверждает, что вместо того, чтобы защищать детей, нужно подвергать сомнению то, как насилие изображается в СМИ.

Гербнер опасался, что чрезмерное насилие, демонстрируемое по телевидению, может прославлять агрессивное поведение и снижать чувствительность зрителей. Чтобы бороться с негативными последствиями насилия, показанного в СМИ, можно проверять целостность источника и время от времени отключаться от СМИ. (1,2)

Рекламные объявления

10 Феномен самозванца: феномен, при котором человек ставит под сомнение свои достижения и сталкивается с опасением быть разоблаченным как «мошенник».

Известные знаменитости, такие как Нил Гейман, Мерил Стрип и некоторые другие, боролись с синдромом самозванца.

По словам клинического психолога Джарувана Сакулку, около 70% людей хоть раз в жизни сталкивались с этим синдромом.

Синдром самозванца — это всепроникающее чувство неуверенности в себе и незащищенности. Люди сомневаются в своих достижениях и испытывают стойкое чувство, что их критикуют как мошенников.

Люди приписывают свой успех чистой удаче или результату обмана других, заставляя их думать, что они умнее других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *