Мудрость и философия
Мудрость — это не столько природное свойство человеческого разума, постигающего сущность мира и смысл жизни, это высшая степень упорядоченности мыслей и чувств. Это такое состояние человеческого разума, которое способствует пониманию происходящего и предвидению всевозможных изменений в мире и жизни.
Существует множество версий того, откуда пришла к людям мудрость. Но, вне всякого сомнения, мудрости учит философия. Философия (любовь к мудрости) является одним из самых древних интеллектуальных и нравственных учений. Согласно Платону (427-347 до н.э.), мудрость может быть достигнута только в философии. Появление философии заявило о рождении особой формы мышления, направленной на критическое осмысление культуры вообще и знаний в частности. Это продукт размышлений, переживаний человека о бытии мира и жизни людей.
Мудрость человеческая — это конечная цель философии, которая предполагает не просто систему накопленных теоретических и опытных знаний о мире, обществе и человеке.
Осмысливая жизненные проблемы, философия не только проясняет сущность бытия мира и всего того, что пребывает в нем, но и придает им гуманный жизнеутверждающий смысл. Именно поэтому и сама философия становится объектом специфического познания и осмысления ее роли в духовной культуре человечества. В связи с этим и возникла новая компонента в сфере познания, которая получила название «философия философии», или «метафилософия».
Это критический самоанализ и самооценка способностей и возможностей человеческого разума, познающего и преобразующего мир. В древности разум, правящий миром, назвали логосом (греч. logos — духовное первоначало) — законом бытия или «словом природы» (Гераклит), преобразующим хаос в порядок. А человека, постигшего логос, обладающего искрой разумной силы, — мудрецом.Философия философии — это наука, изучающая законы и принципы саморазвития человеческого мышления и мудрости. Она ставит перед мыслящим человеком актуальные вопросы о бытии вообще, смысле жизни и работает над их разрешением. Русский философ Г.Е. Струве (1840-1912) более 100 лет назад задумался над вопросом: а что жизненно важного дает людям философия? Насколько поддаются осмыслению такие феномены, как истина и ценность? На эти вопросы и стремится найти ответы философия, которая, согласно Р. Декарту (1596-1650), принципиально «отличает нас от дикарей и варваров» (Декарт. Избранные произведения.
И. Кант (1724—1804) называл философию высшей максимой применения человеческого разума в познании мира, осмыслении знаний о нем и выработке принципов нравственного поведения. Зарождение философии было вызвано всем ходом интеллектуального развития человечества. Все формы общественного сознания в глубоком историческом прошлом имели разумные и моральные начала для своего дальнейшего саморазвития. Философия как форма самосознания в этом плане не была исключением. Однако генезис (греч. genesis — зарождение) философии отличается от такового религии, науки, искусства, медицины и т.д. Все они зародились, когда обнаруживалась недостаточность эмпирических знаний для адаптации человека к природной и культурной среде, а тем более для их преобразования. Философия зародилась как способ осмысления и обоснования истинности и ценности наличных знаний. Ее зарождение произошло в далеком прошлом, но ее рождение идет постоянно.
Философия в
каждую новую историческую эпоху
осмысливает наиболее существенные
открытия в науке, искусстве, медицине
и т. д. Однако
если современные наука и медицина
значительно продвинулись в познании
мира и жизни по сравнению со временем,
когда жил античный врач и мыслитель
Гиппократ (ок. 460-ок. 377 до н.э.), то этого
нельзя сказать о о философии. К тому же в философии
никогда не было прежде, нет ныне и не
будет впредь полного единодушия в оценке
суждений о бытии мира,
общества и человека. Но где бы и когда
бы ни зарождалась та или иная система
философии,она всегда
представляет рациональный (лат. rationalis
— разумность)
Человеческий разум «созерцает, видит Гиппократ (ок. 460-ок. 377 до н.э.) причину и смысл» мирового саморазвития. Он как бы заглядывает за горизонты очевидного. А это дает не просто новое знание о мире, а понимание смысла его бытия. Такое отношение к миру и жизни человека и стало называться мудростью. В XIII в. в Японии был создан сад камней, или философский сад, — сооружение, где из любого места амфитеатра «сада» можно увидеть 14 камней из находящихся там 15 — один камень искусно закрывается другими. Зритель, двигаясь в амфитеатре, мог увидеть все камни, но только не единовременно. На этом основании делался вывод, что в мире, как и в этом саду, нельзя все увидеть глазами, зато можно понять и оценить разумом. Такой рациональный подход и позволяет видеть умом (понимать) мир таким, каков он на самом деле.
Первый античный философ Фалес (ок. 624—ок. 547 до н.э.) как бы настроил камертон человеческого разума на космическую частоту саморазвития мира. И он в этом был не одинок. В Персии Заратустра, в Индии Будда (Гаутама), в Китае Лао-Цзы и Конфуций осмысливали далеко не совпадающие с религией идеи об устройстве мира и его понимании человеком. В Европе философия была рождена гениальным взлетом эллинской мысли. Она воспринималась как размышления, как умодеятельность, способствующая ныне прозрению человека, достижению им понимания первопричины бытия, предвидения и предсказания тех или иных его видов.
Философствовать — значит осмысливать знания о бытии, мире и жизни. Современное понимание философии восходит к Платону (427—347 до н.э.). Именно он увидел в ней основу «уразумения общего в частном». Философия тогда стала одновременно и способом мышления, и ценностным мировоззрением. Она слыла синонимом теоретической и нравственной мыслительности людей. Для их философских раздумий характерным был поиск причинных связей и отношений, присущих всему целостному миру. С этого времени человеческая мыслительность становится сферой познания, отличаясь своей критичностью, наибольшей степенью обобщения и оценочного осознания всех имеющихся знаний о мире, обществе и человеке. Так формировалось принципиально иное мышление — философское.
Ключевыми концептами философии стали:
1) живая мысль, которая опирается на естественно-научные достижения и их обобщение;
2) эта мысль не противоречит здравому смыслу, опираясь на жизненный опыт людей (обыденный, художественный, религиозный).
Обогащенный философией природный человеческий ум становится критичным конструктивным мышлением (мудростью). Это способ оценочного осмысления всех знаний в целях предсказания будущих событий. Философия наполняет сознание человека мировоззренческим, нравственным смыслом и нацеливает его на поиск Истины, добра, красоты и любви. А это означает не что иное, как настрой людей на постижение мудрости жизни — познавать и оценивать назначение своей жизни и деятельности. Гераклит (ок. 544— ок. 483 до н.э.) считал, что мудрость «заключается в одном: познавать мысль как то, что правит всем и во всем»
Для философии важно ориентировать мысль исследователя на осознание смысла познавательных задач. При этом инициирующая роль философского ориентирования исследователей в познании диктуется интересами человечества, хотя разрабатывается отдельными людьми. «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, — рассуждал Г. Гегель (1770—1831), — каждый из них сын своего времени; а философия есть также время, постигнутое в мысли» (Гегель. Философия права. — М., 1990. — С. 55).
О философии К. Ясперс (1883—1969) говорил, что она «не как знание о чем-то, не как творение некоего произведения, созданного искусством мысли, а как нечто, существующее раньше этого, еще в самом мышлении, — это созидание сущности мыслящего человека, который творит себя сам» (Западная философия. Итоги тысячелетия. — Екатеринбург, 1997. — С. 121).
В.И. Вернадский (1863—1945) писал: «Я смотрю на значение философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное, плодотворное значение… Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области развития науки…» (Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М., 1988. — С. 412).
Человек, являясь существом одухотворенным, не только познаёт, но и оценивает мир. Он живет и действует в нем, морально и эмоционально переживая это свое существование. Он ищет ценностные критерии нравственности, чести, добра, красоты и т.д. Это составляет аксиологический стержень философии.
Аксиология (греч. axios — ценность и logos — учение) связана с нравственным осмыслением индивидуального и общественного начала человека. Вл. Соловьев (1853-1900), будучи философом, т.е. «влюбленным в мудрость», был искренне убежден, что
Философия с момента своего зарождения есть духовно целое, но при этом обладающее очень разветвленной структурой, многообразным строением (как и все целое). Она ставит своей задачей интегрировать в систему знания о коллективной и личностной жизнедеятельности человека, рассматривая все три класса характеризующих его явлений: чувства, мысли и поведение. Каждый человек по сути философ хотя бы для самого себя уже потому, что он свободно мыслящий человек. Он хочет, может и стремится познать, понять и оценить окружающий его природный мир и общественные отношения. И, что весьма важно, человек самостоятельно и самобытно философствует, а значит, понятийно и критично осмысливает и нравственно переосмысливает свой жизненный опыт, накопленный им багаж знаний. А это значит, что он уже живет своим собственным умом. Он свободен, ибо не раб чужого мнения и воли, ибо имеет свою собственную жизненную позицию.
Мудрость. Философия как образ жизни
Мудрость. Философия как образ жизниВикиЧтение
Философия как образ жизниГусман Делия Стейнберг
Содержание
Мудрость
Быть мудрым не означает забить себе голову мыслями и идеями, которые мы никогда не применим (либо из-за страха, либо из малодушия, либо из любви к комфорту). Быть мудрым – значит учиться жить, развиваться, ощущать себя все более устойчиво и уверенно.
Понятно, что для того чтобы достичь мудрости, нужно пройти много неведомых дорог, нужно проложить себе путь через непроходимую чащу сложных жизненных ситуаций, которые принесут нам опыт. А оставаться на месте из страха, думая, что удастся избежать этих встреч с неизвестностью, означает лишь откладывать то, что неизбежно должно произойти, или, что еще хуже, жить с постоянной тенью страха за спиной и с мыслью о том, что мы могли сделать, но не сделали…
Жизнь превращается в настоящее сокровище мудрости, если мы учимся на каждом шагу побеждать страх. Речь идет о твоей жизни и твоих шагах. Не бойся.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
105. Мудрость
105. Мудрость Под мудростью я имею в виду правильное понимание жизненных целей. Это нечто такое, чего наука сама по себе не обеспечивает. Поэтому одного лишь роста науки недостаточно для того, чтобы гарантировать подлинный прогресс, хотя этот рост представляет собой один
Мудрость правителя
Мудрость правителя Сын спросил своего отца, которого народ почитал как самого мудрого правителя среди всех известных шахов и султанов:— Отец, откуда твоя мудрость? В каких книгах ты обрел ее? Какие учителя взрастили ее в тебе? Ибо я хочу наследовать тебе не в сане, но в
Субъективная мудрость
Субъективная мудрость — Не хотела бы я быть человеком, — сказала змея.— Кто бы тогда запасал мне орехи? — поддержала ее белка.— У людей такие слабые зубы, — добавила крыса, — что ими почти ничего не сгрызешь.— Кроме того, — сказал осел, — люди такие неповоротливые и
18.
Ум и мудрость18. Ум и мудрость Сказать, что в мире мало мудрых людей, — значит фактически ничего не сказать, ибо толькоиз-за их редкости они и заслуживают указанное название. Давид Юм. «О достоинстве и низменности человеческой природы». Мудрость – это высокая степень здравомыслия. Она
Суфийская мудрость
Суфийская мудрость Суфизм, зародившийся в Азии в период УШ-Х вв. соотностся с традиционным исламом так же, как дзен-буддизм – с классическим буддизмом. Как и дзен (чань), суфизм провозглашает главной целью жизни отказ от своего эго для обретения истинного, божественного
МУДРОСТЬ ШУТА
МУДРОСТЬ ШУТА Возможно, Гермес смотрит на мир с какой-то непривычной точки зрения, и это дает ему возможность и право ходить любыми путями и проникать в любые миры. Он также остроумный и непосредственный Шут, который не щадит авторитеты, видит смешное в величественном и
Гонимая мудрость
Гонимая мудрость После ряда неудач в царствах Вэй и родном Лу Конфуций покидает эти пределы и отправляется в дальнейшие странствия. Опять начинается его жизнь мудреца-странника, в которой он чувствовал себя, вероятно, наиболее адекватно своему статусу. Поразительным
10. «Мудрость безгранична»
10. «Мудрость безгранична» Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует. Демокрит Кто думает, что постиг всё, тот ничего не знает. Лао-цзы Сколько бы человек ни постигал мудрость, он никогда не
Мудрость Базового Я
Мудрость Базового Я Если бы существовала машина времени, позволяющая нам заглядывать вперед и рассматривать результаты предстоящего выбора с преимущественной точки зрения будущего, вряд ли принятие решение было бы настолько мучительным. И на самом деле такая машина
Мудрость
Мудрость Быть мудрым не означает забить себе голову мыслями и идеями, которые мы никогда не применим (либо из-за страха, либо из малодушия, либо из любви к комфорту). Быть мудрым – значит учиться жить, развиваться, ощущать себя все более устойчиво и уверенно.Понятно, что для
МУДРОСТЬ ОТРЕШЕННОСТИ
МУДРОСТЬ ОТРЕШЕННОСТИ Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Ср. 1 Петр 4, 7 Пятидесятницу мы празднуем ниспослание Духа Святого, который особенным образом был явлен ученикам. Это было необходимо им, ибо они стояли в самом начале и в них началась новая жизнь,
120. МУДРОСТЬ
120. МУДРОСТЬ Обретение мудрости — вот начало ее.Библия — Притчи, 4:7Страх Господний есть мудрость.Библия- Иов, 28:28Много мудрости — много огорчений.Библия — Экклезиаст, 1:18Мудрость мира сего есть безумие перед Богом.Библия — 1 к коринфянам, 3:19Мудрость есть дух любви
Мудрость мастера
Мудрость мастера К одному мастеру, великому знатоку борьбы, пришел ученик, чтобы поучиться у него этому искусству. Многие годы он тренировался с прилежанием, достойным восхищения.И вот настал день, когда мастер сказал ему:— Ты научился всему, чему я мог тебя научить.
Резюме мудрости жизни — Артур Шопенгауэр
Чтение: 13 мин. ⌚
Краткий обзор : Мудрость жизни — это короткое философское эссе Артура Шопенгауэра, в котором самый известный в истории философский пессимист исследует природу человеческого счастья и пытается понять, как следует устроить свою жизнь, чтобы обрести максимально возможное количество удовольствия и успеха.
Кому следует читать «Мудрость жизни»? И почему?
Если вы интересуетесь философией Артура Шопенгауэра, но не хотите тратить много утомительного часа на чтение Мир как воля и представление , , тогда Мудрость жизни является хорошей альтернативой, как и любая другая.
Одно из шести эссе из первой части его книги 1851 года, Parerga and Paralipomena , Мудрость жизни изначально предназначалось для работы в качестве приложения к философии Шопенгауэра.
Правда, это может означать, что ты не докопаешься — к лучшему: там темно и хмуро — или даже не поймешь некоторых частей так, как должно, но сочинение , тем не менее доступный, понятный и, по большей части, тестируемый сам по себе.
Добавьте к этому тему — человеческое счастье и способы его достижения — и вы уже знаете, что это любопытная книга по самопомощи, которую нельзя передавать другим людям.
Мудрость жизни Краткое изложение
«На этих страницах я буду говорить о Мудрости Жизни в общепринятом значении этого термина, как об искусстве упорядочивания нашей жизни таким образом, чтобы получить максимально возможное количество удовольствия и успеха».
Так Артур Шопенгауэр начинает свое эссе о счастье, которое затем он говорит, что это просто еще одно дополнение к изучению счастья, или, как греки называли это эвдемонологией ( eudaimonia , как вы догадываетесь, это греческое слово, обозначающее счастье).
Тем, кто хоть что-то знает о Шопенгауэре, приведенная выше фраза может показаться немного странной. В конце концов, человек в основе своей является синонимом пессимизма в мире философии!
И это ощущение возникает с самого начала, когда Шопенгауэр определяет счастливое существование как такое, «которое, если смотреть на него с чисто объективной точки зрения, или, вернее, после хладнокровного и зрелого размышления, — ибо вопрос необходимо включает субъективные соображения, — было бы определенно предпочтительнее, чем несуществование».
Если вам нужна более ясная формулировка, это означает, что счастливое существование, по Шопенгауэру, есть то, за что мы цепляемся «ради самого себя, а не только из-за страха смерти», такое, которое мы не любим доводить до конца. .
Вы правильно поняли: словом, для Шопенгауэра счастье есть временное состояние, от которого не хочется убивать себя.
Отличное начало, Артур!
И это становится еще более странным!
В самом втором абзаце «Введения» Шопенгауэр разъясняет, что самая мысль о том, что человек может быть счастлив, смешна: «эта гипотеза, — пишет он, — основана на фундаментальной ошибке».
Однако, продолжает он, он готов пойти на компромисс и «принять обычную точку зрения каждого дня и принять ошибку, лежащую в его основе».
Что ж, сцена твоя, Артур: пожалуйста!
Глава I: Раздел субъекта
Конечно, вопрос о счастье не нов и редко исследовался другими древними мыслителями и философами.
Однако, что касается Шопенгауэра, никто из них толком не докопался до сути. Наоборот, на самом деле они сделали множество неверных предположений.
Аристотель, например, в Никомаховой этике делит блага на три категории: «приходящие к нам извне, душевные и телесные».
По словам Шопенгауэра, он был прав только насчет числа. Другими словами, есть есть три различных класса «фундаментальных различий в человеческой судьбе», но они очень разные:
№1. Что такое человек : это относится к личности человека в самом широком смысле этого слова; то есть включает в себя здоровье человека, красоту, силу, моральные качества, темперамент, ум и образование;
№2. Что у человека есть : это включает в себя «имущество и имущество всякого рода», то есть материальные блага; и
№3. Как человек оценивается другими : «под этим следует понимать, как всем известно, что представляет собой человек в глазах своих ближних, или, точнее, то, в каком свете они смотрят на него. Об этом свидетельствует их мнение о нем; и их мнение, в свою очередь, выражается в почете, которым он пользуется, а также в его положении и репутации».
Конечно, существует большая разница между степенью, в которой каждый из этих трех факторов способствует общему счастью человека, и тем, что № 1 (т. е. природа человека) как бы управляет двумя другими (№ 2 и № 3).
Пришло время изучить их одну за другой и понять, почему это так.
Глава II: Личность или что такое человек
ИнтеллектУже в главе I Шопенгауэр отмечает, что «мир, в котором живет человек, формируется главным образом тем, как он на него смотрит, и поэтому он оказывается различным для разных людей».
Иными словами, гениальный человек может видеть счастье во всяких банальных вещах, тогда как обычный человек не может видеть ничего подобного даже в величественных вещах.
Чтобы лучше объяснить это, он использует стихи Гёте и Байрона, которые, по его словам, явно основаны на реальных фактах.
Сейчас большинство людей, прочитав их или узнав обо всем интересном, описанном в стихах, начинают завидовать поэтам и думать что-то вроде «Ой, почему со мной хоть раз такое не случается!»
Однако, говорит Шопенгауэр, «только глупый человек будет завидовать поэту за то, что с ним случилось столько восхитительных вещей, вместо того, чтобы завидовать той могучей силе фантазии, которая была способна превратить довольно обыденное переживание в нечто такое великое и прекрасное». ».
Говоря простым языком, дело не в том, что Гёте или Байрон нашли лучших романтических партнеров, чем вы; просто они были достаточно умны, чтобы превратить свою довольно обычную личную жизнь во что-то большее. Объективно их любовь не сильно отличалась от вашей; но они были достаточно умны, чтобы не видеть это таким образом.
«Жизнь глупца, — говорит Библия (Екклесиастик 22:11), — хуже смерти». Шопенгауэр идет еще дальше: «человек общителен ровно в той степени, в какой он умственно беден и вообще вульгарен».
Конечно, буквально через предложение он делает крайне расистское замечание по поводу «самых общительных из всех людей… негров» — так что мы действительно начинаем задаваться вопросом, сколько друзей было у Шопенгауэра, т. е. насколько он был умен на самом деле.
ЗдоровьеПомимо расизма, Шопенгауэр прав: даже если вы самый богатый человек в мире (№ 2), которым восхищается почти каждый на этой планете (№ 3), вы все равно, вероятно, почувствуете зияющую дыру внутри, если вы дурак, потому что, как однажды заметил Сенека, «глупость сама по себе бремя».
Чтобы лучше понять, почему «то, что есть человек» , естественно, забирает большую часть его способности чувствовать счастье, вероятно, будет разумно подумать о другом аспекте нашей «личности», то есть о нашем общем здоровье.
«Здоровье перевешивает все прочие блага», — пишет Шопенгауэр, отмечая, что «здоровый нищий счастливее больного короля».
С этим как-то сложно поспорить, потому что, скажем прямо, вы даже не сможете насладиться любимым сериалом, если вас тошнит в постели с температурой. И даже если бы в тот момент у тебя были все деньги мира, единственное, о чем бы ты просил, — это лекарство.
«У здорового человека тысяча желаний, — гласит старинная (вероятно, индийская) пословица, — а у больного только одно — выздороветь».
Глава III: Имущество, или Что есть у человека
«Деньги меня не волнуют, — пели «Битлз» в 1964 году, — любовь не купишь за деньги».
Но это было всего через год после того, как они перепели «Деньги» Барретта Стронга и объявили миру, что «деньги не получают всего, что это правда / то, чего они не получают, я не могу использовать: теперь дайте мне деньги, это что я хочу.»
Итак, что из двух верно по Шопенгауэру?
Ну, в каком-то смысле и то, и другое — потому что (как впервые продемонстрировал Эпикур) есть разные вещи, чем деньги можно покупать и разные потребности они удовлетворяют:
№1. Естественные и необходимые потребности : те, которые, если их не удовлетворить, вызывают боль, такие как пища и одежда;
№2. Естественные, но не необходимые потребности : это все то, что удовлетворяет чувства; поскольку они их удовлетворяют, они естественны; впрочем, их отсутствие у многих не вызывает боли; и
№3. Потребности, которые не являются ни естественными, ни необходимыми : это роскошь.
Шопенгауэр отмечает, что № 1 — это наиболее заметные и наиболее легко удовлетворяемые потребности; # 2 немного сложнее классифицировать и еще труднее удовлетворить. № 3 и наименее понятны, и удовлетворить их практически невозможно: они «никогда не заканчиваются».
Конечно, потребности у разных людей разные.
Например, если вы родились богатым, вы, вероятно, приспособились бы к определенному образу жизни, который не хотели бы потерять, считая необходимостью то, что другие считают роскошью.
С другой стороны, если вам посчастливилось родиться богатым, вы, вероятно, разовьете в себе более независимый ум и, возможно, приобретете определенный набор талантов, которые позволят вам извлекать счастье из того, что нищий редко делает. (например, поэзия).
Глава IV: Положение, или Место человека в оценке других
Четвертая глава книги Шопенгауэра « Мудрость жизни », безусловно, самая длинная и разделена на пять разделов, каждый из которых посвящен разным аспектам «места человека в оценке других».
Репутация«По особой слабости человеческой натуры, — замечает Шопенгауэр, — люди обыкновенно слишком много думают о мнении, которое составляют о них другие, хотя малейшее размышление покажет, что это мнение, каково бы оно ни было, само по себе не существенно для счастье.»
Чтобы проиллюстрировать «свое извращенное и чрезмерное уважение к чужому мнению», Шопенгауэр приводит два примера, оба из виселицы и оба датированные 1846 годом.
В первом случае человек по имени Томас Викс был казнен за убийство своего хозяина. «Достигнув эшафота, — говорится в одном из свидетельств современников, — несчастный взобрался на каплю без малейшей посторонней помощи, а когда добрался до середины, дважды поклонился зрителям, что вызвало громкие аплодисменты униженных. толпа внизу».
Зачем человеку заботиться о том, чтобы вызвать аплодисменты толпы всего за секунду до его неминуемой смерти, — выше Шопенгауэра.
Еще более странно: парень по имени Лекомпт, казненный во Франкфурте за покушение на жизнь короля, в день казни был раздражен тем, что ему не разрешили побриться и предстать перед толпой в приличном одеянии.
Поди разберись!
Шопенгауэр отмечает, что эта жажда чужого одобрения является причиной многочисленных жизненных тревог и источником тщеславия, одним из библейских препятствий на пути к счастью.
ГордостьОбратная сторона медали тщеславия: гордость.
Тщеславие, говорит Шопенгауэр, есть желание прийти к оценке косвенно, извне ; гордыня, с другой стороны, есть «прямая оценка самого себя».
Гордость, другими словами, «это устоявшееся убеждение в собственной высшей ценности в каком-то конкретном отношении; в то время как тщеславие есть желание пробудить такое убеждение в других».
Итак, «самая дешевая гордость», по мнению Шопенгауэра, есть национальная гордость.
Почему?
Ну, потому что, — поясняет Шопенгауэр, — «если человек гордится своей нацией, это доказывает, что у него нет собственных качеств, которыми он мог бы гордиться; в противном случае он не мог бы прибегнуть к тем средствам, которые он разделяет со многими миллионами своих ближних».
И он идет еще дальше: умными могут считаться только люди, которые видят глупости своих народов и не очень их любят.
Получайте, националисты!
РангРанг имеет «чисто условное значение» и, по мнению Шопенгауэра, может быть отброшен в нескольких словах.
И те немногие слова таковы: чин «притворство; его метод состоит в том, чтобы добиться искусственного уважения, и, по сути, все это просто фарс ».
Шопенгауэр писал в то время, когда большое значение имело быть князем, графом или сэром, и спустя полтора века мы видим, что он был прав в приведенной выше оценке.
Все меньше и меньше теперь людей, которые думают, что кто-то достоин их только потому, что он получил какой-то государственный титул; следовательно, все меньше и меньше людей действительно мечтают о них.
Отличная вещь!
честьШопенгауэр признает, что говорить о чести гораздо труднее, чем говорить о чине, но, в конечном счете, отбрасывает ее, как и потому, что по большей части это «примитивное и врожденное свойство человеческой натуры», обратная сторона стыда .
Есть два типа чести, утверждает он: объективная (в глазах других) и субъективная (в ваших собственных глазах). Последнее не так важно, как первое, поскольку мнение человека о себе не имеет значения, если оно не подтверждается другими.
Другие могут подтвердить это четырьмя различными способами:
№1. Гражданская честь . Это основной вид чести, «самая широкая сфера из всех»; это то, что мешает нам использовать «любые несправедливые или незаконные средства для получения того, что мы хотим», или «условие всех мирных отношений между людьми», или то, что позволяет обществу существовать.
№2. Официальная честь . Это честь, которую вы получаете (или, по крайней мере, вы получили столетие или два назад), когда вы служите другим людям в общественной сфере; да, Шопенгауэр говорит об учителях, врачах, юристах и солдатах;
№3. Сексуальная честь . Вы познакомились с расистом Шопенгауэром, теперь пришло время познакомиться с сексистом Артуром: мужчина получает честь от служения домашнему хозяйству, принося деньги, женщина получает честь от (подождите…) быть чистым (если девушка) и верных (если женщина). Честь женщины гораздо важнее, говорит Шопенгауэр, потому что «женщины зависят от мужчин во всех жизненных отношениях; мужчин против женщин, можно сказать, только в одном». Это просто фантастика!
#4. Рыцарская честь . Это единственное, что зависит от чужого мнения – и, таким образом, оно самое примитивное. Ну, тот самый, который заставлял людей устраивать дуэли и убивать друг друга по пустякам.
СлаваСлава — близнец чести, и в этом смысле Кастор и Поллукс были близнецами в греческой мифологии: один смертен, а другой нет.
Конечно, Шопенгауэр говорит о настоящей славе, о той, которая неумирает и длится не один день.
«Слава — это то, что нужно завоевать, — замечает он, — честь, только то, что нужно , а не потерять».
Славы добиться трудно: это требует больших усилий и по большей части не зависит от вас, добьетесь ли вы ее когда-нибудь.
Это последняя часть, поэтому вам не следует слишком беспокоиться об этом.
Слава, по ошибочному и устаревшему мнению Шопенгауэра, есть не что иное, как отражение вашей собственной великой личности, т. е. того, что вы есть (глава II).
Другими словами, если ты стремишься к величию (т. е. к достижению великой личности), то ты можешь просто стать знаменитым (даже если только после смерти), и уж точно будешь чуточку счастливее других людей.
Однако, если вы стремитесь стать знаменитым, вы не только никогда не станете великим человеком, но и, вероятно, никогда не будете счастливы.
Теоретически в этом немного больше смысла, но 21-й -й -й век называется, Артур, и он поставил тебе пятерку за твое эссе на эту тему.
Ключевые уроки из книги «Мудрость жизни»
1. Если вы не можете найти счастья в одиночестве – значит, вы глупы по определению
2. Если вам нужны деньги или слава, чтобы быть счастливым – тогда вы глупы по определению
3. Если вы Националист – тогда ты по определению тупой
Если вы не можете найти счастья в одиночестве — значит, вы глупы по определению
«Высокий уровень интеллекта делает человека асоциальным», — говорит Шопенгауэр, вероятно, пытаясь найти некоторое утешение в том, что у него не так много настоящих друзей.
Логика такова: чем более вы общительны, тем больше бремени вы находите в своем одиночестве; и чем больше тягости вы находите в жизни с самим собой, тем меньше интересного объективно можно найти в вашей голове.
Умные люди на самом деле не нуждаются в компании — они сами себе самая настоящая, самая интересная и самая интересная компания.
И поэтому они хотят, чтобы был один.
Если вам нужны деньги или слава, чтобы быть счастливым, то вы по определению глупец
В жизни есть три вида потребностей, и только одна из них естественна и необходима: та, которая, будучи неудовлетворенной, причиняет боль. Конечно, мы говорим о еде, одежде и прочем.
Проблема не второй категории – естественных, но не необходимых (тех, что доставляют удовольствие), а третьей: и естественных, и ненужных (она же роскошь). Потому что эти никогда не удовлетворяются .
Другими словами, если вы чувствуете себя несчастным из-за того, что вы не так знамениты, как Бейонсе, или из-за того, что у вас нет яхты, вы можете быть абсолютно уверены, что никогда будь счастлив.
Если ты националист, то ты по определению тупой
Национальная гордость, по мнению Шопенгауэра, есть «гордость самая дешевая», потому что если ты гордишься своей нацией, то у тебя нет своих качеств, которыми ты мог бы гордиться.
Другими словами, если вы чего-то добились — абсолютно чего-нибудь — в своей жизни, то гораздо больше смысла гордиться этим, чем своей нацией, чем-то, что вы разделяете со многими миллионами людей и чем-то, что вы достигается, ну, рождением.
Уточним для вас: Шопенгауэр говорит, что если вы гордитесь своей нацией, то вы не просто глупец, а совершенно несостоявшийся слабоумный.
Нравится это резюме? Мы хотели бы пригласить вас загрузить наше бесплатное 12-минутное приложение для более удивительных резюме и аудиокниг.
Цитаты мудрости жизни
Здоровый нищий счастливее больного короля. Нажмите, чтобы твитнуть Добрый, умеренный, мягкий характер может быть счастливым в нужде, в то время как алчный, завистливый и злой человек, даже если он самый богатый в мире, становится несчастным. Нажмите, чтобы твитнуть Для того, кто имеет постоянное удовольствие от особой индивидуальности, с высокой степенью интеллекта, большинство удовольствий, которыми гонится человечество, просто излишни; они даже являются проблемой и бременем. Нажмите, чтобы твитнуть Высокий уровень интеллекта обычно делает человека асоциальным. Нажмите, чтобы твитнуть Слава — бессмертный брат эфемерной чести. Нажмите, чтобы твитнутьЗаключительные примечания
Мудрость Жизни , безусловно, не главная работа Шопенгауэра, и при этом это не его самая известная второстепенная работа (которой, возможно, является Искусство быть правым ).
Но даже в этом случае — возможно, из-за своей доступности — это все еще влиятельная работа, которая сделала по крайней мере несколько жизней лучше и сноснее.
«Своими истинами Шопенгауэр дал мне духовный мир и осознание счастья», — сказал когда-то известный советский композитор Сергей Прокофьев, вторя мнению многих.
Однакоповторяет не наши взгляды, потому что по большей части мы считаем, что Мудрость жизни — это устаревшее руководство по счастью, которое не только расистское и сексистское, но и основывает некоторые свои выводы на этих убеждениях; другие кажутся основанными на собственном личном мнении Шопенгауэра, а не на объективных фактах.
Но, опять же, почти вся философия. И есть лучшие, более современные взгляды на человеческое счастье, чем этот.
Эмир Зекович
Обычный парень с писательскими способностями и цифровым маркетингом.
Эмир является главой International и SEO в 12Min . В свободное время любит медитировать и играть в футбол.
Мудрость Жизни Краткий обзор
Давайте посмотрим на первую часть: познай себя. «Познай самого себя» — известное изречение, начертанное на храме Аполлона в Дельфах в Древней Греции. Его предостережение было прямолинейным, призывая к существенному пониманию человеческой природы и приверженности личной непорочности. Дело в том, что только поняв природу своего «я», можно точно следовать жизненным целям, брать на себя миссию и ответственность, быть уравновешенным и здоровым. Кроме того, благодаря самопознанию вы можете стать самоконтролируемым, хладнокровным и обрести самореализацию. Чтобы познать себя, вы должны сначала понять свою сущностную «природу». Среди всех человеческих черт ревность — очень естественное и неуправляемое чувство. Ревность очень распространена, потому что никто не хочет, чтобы его считали хуже других. Сенека, древнеримский философ, советовал нам избегать сравнения себя с другими, если мы им завидуем. Таким образом, мы будем довольны тем, что у нас уже есть. Кроме того, мы можем попытаться рассмотреть, сколько других людей находятся в худшем положении. Шопенгауэр также считает, что лучший способ утешить себя во времена великого бедствия — это помнить о тех, кто пережил большее несчастье и боль. Если другие люди нам завидуют, мы должны держаться от них на определенном расстоянии. Мы можем держаться от них как можно дальше и избегать любых контактов; в противном случае нам придется терпеть их недоброжелательность с предельным хладнокровием. Таким образом, вы можете понять, что зависть — это враг, который удерживает нас от счастья. Так как же нам не вызывать зависть у других? Во-первых, мы должны усердно исследовать себя. Подумайте о том, что мы делаем и за чем наблюдаем, чтобы определить, кто склонен к ревности и что чаще всего вызывает такое чувство. Цель состоит в том, чтобы уделить минутку перед сном, чтобы подумать о том, что мы сделали, и повторить уроки дня. Так мы сможем лучше понять, как действует бес ревности. Во-вторых, мы никогда, даже время от времени, не должны быть тщеславными и хвалить себя. Если вы будете каждый раз пытаться возвыситься, люди будут завидовать и справедливо заявят, что вы говорите такие вещи из тщеславия. Они почувствуют, что вам не хватает простого здравого смысла, чтобы признать абсурдность ваших тщеславных слов. Самолесть всегда встречает завистливую критику. В-третьих, мы не должны критиковать мнение других людей. Взаимодействуя с людьми, демонстрируя свою мудрость и ум, вы намекаете на глупость и невежество другого человека. Их врожденное чувство ревности заставит их защищаться. Вы создадите плохое предчувствие, и они сочтут вас оскорбительным. Хотя может быть и так, что вы говорили из лучших побуждений, раз кто-то обиделся, впоследствии загладить свою вину и рассеять свою ревность будет непросто. Чтобы познать себя, помимо понимания человеческой природы, нам нужно знать важность темперамента. Платон делил темперамент на два типа: меланхолический и веселый. Вот история, которую вы, возможно, уже слышали раньше, «история о наполовину наполненном стакане». Человек с меланхолическим темпераментом будет поражен тем, что потерял половину своей выпивки. Напротив, человек с жизнерадостным темпераментом будет радоваться тому, что еще половина осталась для удовольствия. Точно так же Шопенгауэр считает, что многие вещи проявляют одновременно как положительные, так и отрицательные стороны. А человек с негативным темпераментом будет злиться и подавлен негативными коннотациями, не получая ни удовольствия, ни счастья. Человек с положительным темпераментом не будет ни раздражаться, ни беспокоиться о возможности неблагоприятного исхода. Они останутся радостными в любых ситуациях. Наряду с этой теорией Шопенгауэр полагает, что для отрицательно настроенных людей с меланхолическим и тревожным характером бедствия и несчастья, которые они переживают, происходят от их иллюзий. Они не настоящие. Негативисты вечно боятся страданий. Они беспокоятся и всегда принимают всевозможные меры предосторожности. Но, борьба и несчастья в основном в их головах. Так как же нам избежать таких неподдельных страданий? Во-первых, мы должны царствовать в своем воображении. Нам нужно понять, что наш разум всегда может творчески преодолеть пропасть между иллюзорными муками и настоящими ощущениями, делая страдания реальными. Воображение также может усиливать наш страх боли. Имея это в виду, нам нужно четко понимать, что воображение — это не то же самое, что суждение; это просто облегчает связь с повседневными ситуациями. И они могут включать иллюзорные настроения, которые кажутся неприятными. Во-вторых, ночью мы должны быть еще более бдительными в своих фантазиях. Тени ночи всегда несут с собой дурное предчувствие. В это время наши умственные способности и способность выносить суждения притупляются; воспользовавшись случаем, наше воображение разыгралось. Ночь особенно затуманивает наше восприятие того, как правильно рассматривать наши проблемы и чувствовать себя в безопасности. Отсутствие света кажется зловещим с аспектом опасности и страха. Для людей с негативным темпераментом ночь усугубляет их пессимизм и страдания. Как гласит испанская пословица, «ночь цветная, день белый». Шопенгауэр полагает, что ночь — неподходящее время для серьезных размышлений, особенно для размышлений о неприятных вещах. Наоборот, подходящее время — раннее утро. Шопенгауэр сравнивает раннее утро с «юностью в миниатюре». Ранним утром, когда мы сильны и способны, мы можем испытывать оптимистическое предвкушение, думая о важных жизненных вопросах. Шопенгауэровское описание человеческой природы трезво, но пессимистично. Так как же нам искать счастья среди полутонов пессимизма? Он говорит нам, что для взращивания и улучшения нашего существования необходимы уединение и одиночество. Для мудрого человека одиночество приносит двоякую пользу. Во-первых, мир. Во-вторых, и это особенно важно, общение с другими людьми в мире требует сдержанности. Мы можем испытывать отвращение или даже угрозы со стороны других; эти опасения не возникают, когда мы одни. Шопенгауэр утверждает, что пристрастие к общению опасно и, возможно, фатально. Это означает, что мы должны стать зараженными людьми, которые могут быть морально ниже и неразумны. Будучи нелюдимым, вам не нужно обращать внимание на этих людей, и вы не попадете под влияние посредственности других людей. В этом мире осознание необходимости самосохранения — единственная абсолютно важная вещь. Это помогает нам сохранять душевное спокойствие, что является критическим фактором, влияющим на наше благополучие. По этой причине Шопенгауэр считает одиночество изначальным и естественным состоянием человека. В этом состоянии, подобно Адаму, мы имеем безграничное счастье. Немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гёте однажды воскликнул: «Образоваться можно в обществе, вдохновляться можно только в одиночестве». Это мнение подтверждает основатель немецкой классической философии Иммануил Кант. Кант жил монотонной жизнью ученого-затворника, но стал одним из самых влиятельных мыслителей Запада. Поскольку мудрость неизбежно рождается в одиночестве, Преданность работе всегда является одинокой практикой.