Философия ницше презентация: «Фридрих Ницше. Фридрих Ницше – немецкий философ, крупнейший представитель «философии жизни».». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Философия Фридриха Ницше: основные идеи — презентация

Первый слайд презентации: Философия Фридриха Ницше: основные идеи

Выполнил: студент 1 курса гр.292 Блинова Олеся Сергеевна

Изображение слайда

Слайд 2: Фридрих Ницше (1844-1900). Начало

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 г. в саксонском городке Рекен в семье протестантского священника. Он получил блестящее гуманитарное образование сначала в школе, а затем в Боннском и Лейпцигском университетах. Едва достигнув возраста 24 лет, он получает должность профессора классической филологии в университете г. Базеля (Швейцария). Столь благополучно складывавшаяся вначале академическая карьера Ницше, однако, была вскоре разрушена как его скандальными, с точки зрения тогдашнего историко- филологического сообщества, публикациями, так и нараставшими симптомами нездоровья.

Творчество Ф.Ницше изобилует крайностями. Так, раннее увлечение философией А.Шопенгауэра и музыкальным реформаторством Р.Вагнера сменяется очень резкой критикой и того и другого. За романтической культурфилософией начала 70- х годов, нашедшей воплощение в таких работах, как «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) и четырех эссе, объединенных названием «Несвоевременные размышления» (1873- 1(S76), следуют »позитивистские» книги «Человеческое, слишком человеческое» (1878-1880), «Утренняя заря» (1881) и «Веселая наука» (1882

Изображение слайда

Слайд 3: В творчестве Ницше обычно выделяют три периода:

первый период – в котором доминирует влияние идей Шопенгауэра и Вагнера (1872-1876 года), к нему относятся “Происхождение трагедии, или Эллинство и пессимизм” и “Несвоевременные размышления”; второй период характеризуется интересом к естественным наукам и увлечениям позитивизмом (1877-1882 года), в это врем написаны “Человеческое, слишком человеческое”, “Утренняя заря”, “Веселая наука”; третий ницшеанский период (1883-1888 годы) в этот этап создаются “Так говорил Заратустра”, “По ту сторону добра и зла”, “Генеалогия морали”, “Сумерки идолов”, “Антихрист”, “ Esse home ” и, конечно же, монументальная по замыслу, но, к сожалению, не законченная “Воля к власти”.

Это период разработки основных идей философии Ницше.

Изображение слайда

Слайд 4

Начиная со второго период Ницше опровергает прежние ценности, утверждению которых посвящена его ранняя работа ” рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм”. теперь он предпринимает “крестовый поход” против идеализма как шулерского трюка по ” удвоению реальности”. против ценностей христианской культуры, возникающих как следствие этого бесчестного фокуса, разыгранного при помощи метафизики (философская “наука” о сверхчувствительных принципах бытия).

Изображение слайда

Слайд 5

Центральной для него является проблема воли. Ницше видел средство спасения жизни в «воли к власти». «Воля к власти» у Ницше – это, прежде всего, вопрос о значимости любого из явлений общественной жизни. «Воля к власти» – это основа права сильного. Подрывают волю к власти доминирование интеллекта, мораль, проповедующая любовь к ближнему, социализм, декларирующий равенство между людьми. В этических вопросах Ницше занимает позицию нигилизма. Мораль выступает как разлагающий элемент культуры, она является послушанием, инстинктом толпы. В основе «морали господ» лежат следующие положения: ценность жизни, понимаемая как «воля к власти»; природное неравенство людей, которое опирается на различия в жизненных силах и «воли к власти»; сильный человек не связан никакими моральными нормами.

Изображение слайда

Слайд 6

Субъектом морали выступает сверхчеловек как определенный тип людей, а также как высший биологический тип, который относится к человеку в том же отношении, в каком человек относится к обезьяне. Ницше, хотя и усматривает свой идеал человека в отдельных выдающихся личностях прошлого, все же рассматривает их как прообраз будущего сверхчеловека, который должен появиться, его необходимо вырастить.

Сверхчеловек превращается у Ницше в культ личности, культ «великих людей» и является основой новой мифологии. Концепция о сверхчеловеке связана с его другой концепцией – учением о «вечном возвращении». Ницше пишет, что в силу того, что время бесконечно, а количество возможных комбинаций и положений различных сил конечно, то наблюдаемое развитие должно повториться. Ницше относительно этой идеи говорил: «Против парализующего ощущения всеобщего разрушения и неоконченности я выдвинул вечное возвращение». Относительно христианской религии Ницше говорил, что она исчерпала себя и не способна решить кардинальные проблемы жизни. Философия Ницше оказала значительное влияние на философию жизни – прагматизм, экзистенциализм.

Изображение слайда

Слайд 7: ГИПОТЕЗА О ВОЛЕ К ВЛАСТИ

Когда Ницше пишет, что «жизнь — это воля к власти» (3. С.106), то складывается впечатление, что он просто заменяет шопенгауэровское понятие «воля к жизни» понятием «воля к власти». Это, однако, означало бы, что Ницше смотрит на мир как на проявление некоего изначального единства, трансцендентного этому миру. На самом деле в зрелый период творчества он не только не разделяет подобной идеи, но и резко критикует различение нашего мира, мира явлений, с одной стороны, и «истинного» мира, с другой. Следует учитывать, что, согласно Ницше, чувственно-воспринимаемый мир — это отнюдь не «видимость», иллюзия, создаваемая неким субстанциальным началом. Мир явлений и есть единственная реальность, представляющая собой динамическую целостность. Понятие воли к власти оказывается у немецкого философа универсальным объяснительным принципом, с помощью которого он характеризует процесс непрерывного становления. Гипотезу воли к власти нужно рассматривать скорее как определенную интерпретацию реальности, угол зрения и способ описания, нежели как метафизическую доктрину о запредельной видимому миру реальности.

Изображение слайда

Слайд 8

Ницше, разумеется, опирался на Шопенгауэра, однако эта идейная преемственность не носит прямого и непосредственного характера. В своей концепции мира как воли к власти он идет не от общего к частному, а в обратном направлении: применив сначала это понятие к объяснению психических процессов, он затем распространяет его и на всю органическую природу. Он пишет: «Прежде всего нечто живое хочет проявлять свою силу — сама жизнь есть воля к власти: самосохранение есть только одно из косвенных и многочисленных следствий этого» (1. Т.2. С.250). В дальнейшем философ применяет данное понятие и к миру в целом: «Допустим, наконец, что удалось бы объяснить совокупную жизнь наших инстинктов как оформление и разветвление одной основной формы воли — именно воли к власти, как гласит мое положение; допустим, что явилась бы возможность отнести все органические функции к этой воле к власти… тогда мы приобрели бы себе этим право определить всю действующую силу единственно как волю к власти. Мир, рассматриваемый изнутри, мир, определяемый и обозначаемый в зависимости от его «интеллигибельного характера», был бы «волей к власти», и ничем, кроме этого» (1.

Т.2. С.270). В архиве философа сохранились многочисленные наброски, в которых он стремился дать всеохватывающее описание действительности с позиции волютаризма.

Изображение слайда

Слайд 9: УЧЕНИЕ ОБ ИСТИНЕ

Все истины, как считает Ницше, будучи по своей сути фикциями, вместе с тем являются интерпретациями реальности, в которых находят выражение те или иные перспективы. Любая форма жизни имеет свою точку зрения свою перспективу, которую она стремится навязать всем другим как обязательную. Категории разума и законы науки, будучи логическими фикциями, тоже имеют в виду определенную (не только познавательную) перспективу и не является олицетворением необходимой, априорной истины. Из сказанного ясно, что немецкий философ постоянно критикует классическое понимание истины как соответствия идей реальному положению дел в мире. При этом он в известной мере предвосхищает прагматическую трактовку истины, отдающую преимущество тем идеям, которые способствуют достижению желаемого практического результата.

Однако в целом позицию Ницше по вопросу об истине правильнее всего назвать релятивистской. В этой связи интересна его самооценка, говорящая, что гипотеза воли к власти — это нс истина в собственном смысле слова, а «тоже лишь толкование» (1. Т.2. С.258).

Изображение слайда

Слайд 10: СВЕРХЧЕЛОВЕК И ПОРЯДОК РАНГОВ

Ницше объясняет мировой порядок в терминах соперничества и борьбы различных типов воли к власти. Подобная типология, с его точки зрения, существенна идя решения вопроса о ценности того или иного достигнутого состояния. Он выделяет два основных типа власти, или инстинкта: тот, который выражает восходящее движение жизни, и противоположный ему, воплощающий нисходящую жизнь. «Стадный инстинкт, завоевавший теперь верховодство, — пишет Ницше, направляя огонь своей критики против демократических и социалистических движений, выражающих интересы людей, так сказать, низшего типа, — представляет нечто в корне отличное от инстинкта аристократического общества: от ценности единиц зависит то или другое значение суммы.

.. Вся наша социология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта стада, т.е. суммированных нулей, — где каждый нуль имеет «одинаковые права», где считается добродетелью быть нулем» (3. С.60). Говоря о социально-политическом аспекте современной ему западной культуры, Ницше резко критикует такой институт, как национальное государство, — для него это — «самое холодное из всех холодных чудовищ» (1. Т.2.С.35), превращающее себя в объект для поклонения и стремящееся «усреднить» всех своих граждан. И хотя немецкий философ желает изменения современного ему национально-государственного устройства как препятствующего формированию выдающихся личностей, он тем не менее не считает, что безликой массе придет конец, если высший тип человека станет хозяином на земле. Ибо это не дело высшей касты направлять движение масс, подобно тому, как пастух ведет свое стадо. Наоборот, масса должна не покладая рук работать для создания условий появления «господ земли», способных творить новые ценности. Но прежде чем все это может случиться, возвещает Ницше, должны прийти новые варвары, которые разрушат нынешнее господство масс и создадут возможности дляясвободного произрастания выдающихся личностей.

Изображение слайда

Слайд 11: Основные положения философии Ницше

1) все существующее есть воля к власти и могуществу ; 2 ) перспективизм — сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира (перспектив), исходящих из центров власти (силы ). Противник противопоставления истинному миру мира эмпирического. В основе морали он видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. Увязывает критику метафизики с критикой ее языка. Подчеркивает несоизмеримость категориальной схемы описания мира реальному положению дел, отсюда неспособность языка, следовательно, и мышления представить какие-либо знания независимо от языка или мышления. Убеждения в фальсифицирующей природе языка и мышления приводит его к мысли о доминирующей роли действия и воли. Все всеобщие и необходимые истины и т.д. всего лишь удачные находки в борьбе за жизнь и власть. Всякие понятия определены полезностью в рамках трансцендентального жизненного процесса. Вводится понятие “родового субъекта”, интересы и цели, которого скрыты от отдельного индивидуума. Для него предрассудки разума и формы жизни являются априорными и принудительными, он не может не следовать им. Отсюда фаталистическая идея о вечном возвращении одних и тех же заблуждений, войн, иллюзий, Противостоит этому идея сверхчеловека, необходимость (в том числе и через воспитание, и через селекцию) преодоления свойств человеческой природы, например, структуры чувственности.

Изображение слайда

Слайд 12

Ницше обладал хорошей литературной подготовкой. Философия Ницше – это философия жизни, к созданию которой подтолкнула теория Дарвина об эволюции животных и растений. Ницше выбирает объектом критики разум, науку, нравственность, христианскую религию. Он выступает как воинствующий антидемократ, с его точки зрения элита это сильные и воинствующие люди. Большая часть населения – это низшие, неполноценные, которых можно доделать при помощи войны. Одни считали Ницше интересным мыслителем, который провозгласил переоценку ценностей, а другие считают что Ницше предтече немецкого фашизма. Ницше не был воинствующим националистом, он не провозглашал немцев высшей нацией, но по Ницше “белокурая бестия” (нордическая нация) должна утвердить себя, переделать мир, освободив человечество от отбросов (лгунов, трусов и т.п.).

Изображение слайда

Слайд 13

Ницше говорит, что должна сформироваться интернациональная элита, но из нордической расы. Ницше говорит, что разум возомнил себя господином мира, природы, смысл имеет только жажда жизни, которая должна сочетаться с волей власти. Фридрих отрицательно относиться к христианской религии, т.к. она проповедовала равенство всех перед богом, сострадание, терпимость, следование заповедям И.Х., что сделало Европу слабой не противостоящую Азии и Африке. Идеал у Ницше – деспот художник. Ницше враждебно относится к женщинам. “Женщины – это кошки и птицы, в лучшем случае коровы. Мужчина должен воспитываться как воин, а женщина для его вдохновения, причем мужчина должен идти к женщине с плеткой”. Но у немецкого мыслителя есть и интересные положения, которые касаются пересмотра обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье и т.п., за стремление людей к искусству.

Изображение слайда

Слайд 14: 5 фактов о Фридрихе Ницше

1) Стал профессором в 24 года (и вышел на пенсию в 36) В 1862 году молодой философ поступил в Боннский университет, однако студенческая жизнь разочаровала его. Позже он последовал за своим учителем, немецким филологом Фридрихом Ричлем, в Лейпциг, а затем и в Базель. Удовлетворения от занятия наукой он не нашел, зато своим талантом удивил многих ученых. В 24 года Фридрих Ницше стал профессором классической филологии в  Базельском университете. Для европейской системы образования это был уникальный случай. 2) Поссорился с другом после того, как тот принял христианство Конечно, во взаимоотношениях Фридриха Ницше и Рихарда Вагнера все было гораздо сложнее, чем принятие той или иной религии. Ученые до сих пор пытаются понять, что же это все-таки было. В 2013 году на международной конференции в  Наумбурге дружбе-ненависти двух выдающихся людей был посвящен аж 41 доклад.

Изображение слайда

Слайд 15

3) Написал музыку к стихотворению Александра Пушкина Нужно сказать, что Фридрих Ницше и сам был неплохим композитором. Заниматься музыкой он начал с 6 лет, в 10 уже пробовал сочинять небольшие пьесы. Среди его произведений — симфоническая поэма « Эрманарих », аккомпанемент для стихотворений Ш.  Петёфи, Ф. Рюккерта, К. Грота и других поэтов. Пиком музыкальной активности Ницше считаются 1862-1865 годы, в это время он среди прочего написал мелодию на стихотворение «Заклинание» Пушкина. 4) Сам того не желая, стал одним из главных философов нацизма Если коротко, то пересечения философии Ницше с идеологией нацизма очень слабые. Гитлер и его приспешники взяли основные понятия ницшеанства и переосмыслили их по-своему. Так «сверхчеловек», который по замыслу философа должен был стать вершиной творения, интеллектуальным и нравственным идеалом, у нацистов превратился в маньяка с пистолетом и дубинкой, которому все дозволено. 5) Ряд сочинений Фридриха Ницше был опубликован без искажений только в 1967 году Поскольку Элизабет нещадно вымарывала все, что ей не нравилось в произведениях брата, мы до сих пор не всегда знаем, что в поздних сочинениях Ницше правда, а что — редакция мнительной сестрицы. Именно она подготовила 20-томное собрание сочинений философа, которое многие десятилетия являлось эталонным. И только в 1967 году итальянские ученые опубликовали без искажений несколько работ.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Философия Фридриха Ницше: основные идеи: Заключение

В последней главе книги « Ecce Homo », Ницше достигает кульминации в своих гневных излияниях против «Бога», «истины», «христианской морали», «спасения души», «греха», и т.д. Он подытоживает все это в своей кричащей кульминации : « Поняли ли меня? – Дионис против Распятого…». Однако, Ницше, в «равные» себе оппоненты ты избрал Всемогущего Бога! Может показаться, что свой последний удар против Бога ты провалил своим крайним почтением ко Христу, (сам того не желая?) признав, что Он, Распятый, является Всемогущим Богом. Ницше грозил Богу кулаком, но сам Ницше теперь мертв, а Бог – нет. Поэтому последнее слово остается за Богом.

Изображение слайда

Философия Фридриха Ницше — идеи, взгляды, критика

О чем статья

Введение

Фридрих Ницше был одним из наиболее влиятельных философов XIX века. Его работы, такие как “Так говорил Заратустра”, “Приватные заметки” и “Человеческое, слишком человеческое”, считаются классикой философии и все еще вдохновляют людей по всему миру. В этой статье мы рассмотрим идеи и взгляды Ницше, а также особенности его философии.

Про что философия Ницше?

Философия Фридриха Ницше затрагивает множество тем, включая мораль, религию, культуру, власть, личность и другие. В центре его философии находится идея о том, что люди должны развивать свою индивидуальность и превосходить традиционные моральные и культурные ограничения. Он также считал, что люди должны стремиться к власти и господству, а также создавать свой собственный моральный код, основанный на личных ценностях и желаниях.

Ницше был сильным критиком христианства и других религий, считая, что они угнетают индивидуальность и мешают людям добиваться своих целей. Его теория “этернализма” утверждает, что все происходящее в мире происходит бесконечное число раз, и что мы все уже жили эту жизнь множество раз и будем жить ее еще множество раз. Философия Ницше продолжает вдохновлять людей по всему миру и оставляет глубокий след в мировой культуре и философии.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать работу

Идеи и взгляды Фридриха Ницше

Фридрих Ницше разработал множество философских идей, которые впоследствии стали очень влиятельными в истории философии в мировой культуре. Вот некоторые из ключевых концепций философии Ницше:

Воля к власти

Одной из самых известных идей Ницше является концепция “воли к власти”. Согласно Ницше, люди стремятся к власти и господству, и этот инстинкт является ключевым мотиватором их поведения. Ницше считал, что люди, которые сильны и способны добиваться своих целей, должны править миром.

Безбожие

Ницше был сильным критиком христианства и других религий. Он считал, что религия угнетает индивидуальность и мешает людям добиваться своих целей. Вместо этого, Ницше предлагал создать свой собственный моральный код и жить по своим правилам.

Превосходство личности

Ницше считал, что личность должна быть самым высоко ценным атрибутом человека. Он утверждал, что люди должны стремиться к саморазвитию и самовыражению, а также уважать и пытаться понять других людей.

Этернализм

Ницше предложил свою теорию “этернализма”, которая утверждает, что все происходящее в мире происходит бесконечное число раз. Согласно Ницше, мы все уже жили эту жизнь множество раз и будем жить ее еще множество раз. Эта теория стала одной из ключевых концепций философии Ницше.

Особенности философии Ницше

Кроме своих ключевых концепций, философия Ницше имеет несколько особенностей, которые делают ее уникальной:

Аморальность

Ницше был критиком традиционной морали и считал, что ее нельзя использовать для определения добра и зла. Вместо этого он предлагал создать свой собственный моральный код, основанный на личных ценностях и желаниях.

Несколько уровней истины

Ницше считал, что истина не является абсолютной и может быть воспринята по-разному в зависимости от контекста. Он предложил концепцию “нескольких уровней истины”, согласно которой истина может быть разной для разных людей.

Суперчеловек

Ницше придумал концепцию “суперчеловека”, который является идеальным человеком, который достигает своих целей и живет полной жизнью. Согласно Ницше, суперчеловек должен превосходить обычных людей и жить по своим правилам.

Заключение

Философия Фридриха Ницше имеет множество уникальных идей и концепций, которые продолжают вдохновлять людей по всему миру. В данной статье мы рассмотрели некоторые из ключевых концепций философии Ницше, а также ее особенности. Если вы интересуетесь философией, то обязательно ознакомьтесь с работами Ницше, которые станут отличным источником вдохновения и размышлений.

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Поставьте вашу оценку

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1320

Закажите помощь с работой

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Полезно

Анимированное введение в жизнь и мысли Фридриха Ницше

Нет ничего постыдного, если вы никогда не знали, как правильно произносить имя Фридриха Ницше. Даже меньше, если вы никогда не помните, как это пишется. Если это так, вы можете быть менее чем знакомы с его философией. Позвольте анимационному видео «Школа жизни» Алена де Боттона кратко представить вас, и вы никогда не забудете, как это сказать: «Колено Ча». (Что касается запоминания правописания, вы сами по себе.) Вы также получите краткую биографию недовольного, страдающего расстройством желудка немецкого философа, который оставил многообещающую академическую карьеру в Базельском университете в середине 20-х годов и отправился в Швейцарские Альпы, чтобы писать свои жестокие оригинальные книги в одиночестве, прежде чем поддаться психическому срыву в 44 года, когда он увидел, как возница бьет лошадь.

Ницше умер после почти полного молчания в течение 11 лет. В эти годы и после его смерти, благодаря проискам его сестры Елизаветы, его мысль исказилась в ненавистную карикатуру. С тех пор он был реабилитирован от связей с нацистами, но по-прежнему вызывает страх и ненависть у многих людей из-за своей безжалостной критики христианства и репутации человека, слишком долго смотрящего в бездну. Может быть, мы не можем не слышать фашистский подтекст в его концепции сверхчеловека, а его идеи о рабской морали могут вызывать дискомфорт при чтении. Те, кто знаком с идеями Ницше, возможно, не считают, что комментарий де Боттона дает этим идеям должное критическое значение.

Точно так же к самому Ницше относятся как к чему-то вроде сверхчеловека, подход, который вырывает его из его социального мира. Важные фигуры, оказавшие огромное влияние на его личную и интеллектуальную жизнь, такие как Артур Шопенгауэр, Рихард и Козима Вагнер, Лу Саломе и сестра Ницше, даже не упоминаются. Но это слишком много для шестиминутного резюме. Де Боттон выделяет некоторые философские моменты и объясняет некоторые заблуждения. Да, Ницше вообще не питал никакого интереса к христианству, но это потому, что оно причиняло огромные страдания, как он думал, заставляя людей морально увядать и глубоко возмущаться.

Вместо этого, утверждал он, мы должны принять наши желания и использовать так называемые греховные страсти, такие как зависть, для усиления наших амбиций. Ницше не обольститель, развращающий молодежь обещаниями величия. Вы вполне можете потерпеть неудачу, признал он, и потерпеть неудачу с треском. Но отвергнуть себя — значит никогда не стать тем, кто ты есть. Исследователь Ницше Бабетта Бабич описала этот аспект мысли философа как этику поддерживающего друга. Она цитирует Дэвида Б. Эллисона, который пишет, что совет Ницше приходит к нам «как друг, который, кажется, разделяет все ваши опасения, а также ваши отвращения и подозрения. Как настоящий друг, он редко говорит тебе, что тебе следует делать».

За исключением того, что он часто это делает. Бабич также пишет о Ницше как о педагоге, и действительно, он считал образование одним из высших человеческих благ, слишком драгоценным, чтобы растрачивать его на тех, кто его не ценит. Его философия образования согласуется с его взглядами на культуру. Поскольку Бог умер, мы должны заменить священные писания и литургию искусством, литературой и музыкой. До сих пор так много молодых ницшеанских энтузиастов, изучающих свою собственную форму ницшеанского образования, будут участвовать в программе философа.

Но, как также объясняет де Боттон, Ницше, превративший Диониса в философский идеал, возможно, дал слишком много предписаний для среднего студента колледжа: не пить. Если это слишком много для желудка, мы должны, по крайней мере, серьезно отнестись к тому, что мы смотрим в бездну. Ницше имел в виду это как предупреждение. Вместо этого, как пишет Питер Превос в «Горизонте разума», «мы должны выйти за рамки пристального взгляда и смело прыгнуть в безграничную пропасть и практиковать философский бейсджампинг». Сколько бы вы ни читали Ницше, он никогда не скажет вам, что это значит. Он полагает, что мы становимся теми, кто мы есть, только тогда, когда понимаем это самостоятельно.

Связанный контент:

Бесплатные онлайн-курсы по философии

Как Ницше стал самым непонятым и ублюдочным философом? Все еще своевременная критика современности University (1872)

Анимационное введение в философский рецепт Фридриха Ницше для преодоления источников сожалений, разочарований и страданий в нашей жизни

Джош Джонс — писатель и музыкант из Дарема, Северная Каролина. Подписывайтесь на него по адресу @jdmagness


Бог мертв: объяснение самого известного высказывания Ницше

«Бог мертв», — заявил немецкий философ Фридрих Ницше в своей работе 1882 года «Веселая наука»: «Бог остается мертвым. И мы убили его».

Этими словами Ницше не столько имеет в виду, что атеизм истинен — ведь в отрывке, из которого они взяты, эти слова представлены как свежая новость группе атеистов — он больше имеет в виду, что, поскольку «вера в христианского Бога стала невероятной», все, что «на этой вере строилось, ею подпиралось, в нее врастало», в том числе «вся наша европейская мораль» обречена на «крах».

Ницше писал, конечно, в период после эпохи Просвещения, когда наука, математика и философия возникли по всей Европе, чтобы заменить христианство в качестве руководящего авторитета в отношении истины о жизни и вселенной. На протяжении веков учение христианства о реальности — о том, что существует Творец вне времени и пространства и что мы должны соблюдать правила этого Творца, чтобы обеспечить себе хорошую загробную жизнь — было полностью господствующим.

«Портрет Фридриха Ницше», Эдвард Мунк, ок. 1906.

Однако научная революция и отделение церкви от государства по всей Европе выбили авторитетный ковер из-под ног христианства. Атеизм стал не только приемлемым среди граждан, но и популярным.

Однако без божественной силы, поддерживающей нашу экзистенциальную ситуацию и моральные взгляды, наши пути в будущее стали довольно неопределенными. «Чем утешимся мы, убийцы всех убийц?» Ницше вопросы:

Кто сотрет с нас эту кровь? Какой водой мы можем очиститься? Какие праздники искупления, какие священные игры мы должны изобрести? Не слишком ли велико для нас величие этого дела? Не должны ли мы сами стать богами только для того, чтобы казаться достойными этого?

Другими словами: куда нам двигаться дальше? Если Божья власть больше не бесспорна, то как же нам на Земле жить?

Мы должны признать чудовищность смерти Бога

Надлежащим ответом на эпоху Просвещения, ведущую к смерти Бога, утверждает Ницше, должно быть не насмешливое празднование или пожимание плечами безразличия, а период глубокой дезориентации и скорби. Ницше признает, что Бог был не просто безобидным источником веры и поклонения: Бог был несомненным авторитетом, придававшим силу и легитимность иудео-христианским моральным ценностям.

В то время как иудео-христианские моральные ценности не совсем то, что Ницше отдает предпочтение (например, в «О генеалогии морали» он утверждает, что христианство характеризуется аскетический идеал , извращенное, вредное осуждение желаний, которые мы не можем не иметь, например, к еде и сексу) — он считает их внезапное устранение опасным.

В самом деле, несмотря на свои дегенеративные, жизнеотрицающие свойства (т. е. возвеличивание самоотречения во имя «добродетели»), иудео-христианская моральная система является по меньшей мере механизмом создания ценности, говорит Ницше. И этот механизм настолько глубоко укоренился в западной культуре, где многие ее ценности, такие как жалость, альтруизм и сострадание, считаются здравомыслящими или даже естественными, что смириться с его крахом будет болезненно, психологически разрушительно и чрезвычайно трудно.

Таким образом, перед нами стоит долгая и пугающая задача по демонтажу наших теперь беспочвенных ценностей, чтобы восстановить их более здоровыми, жизнеутверждающими способами. В конце концов, как выразился Ницше (в типично содержательном утверждении, которое фигурирует в нашем списке самых умных цитат Ницше):

Бог мертв, но, учитывая путь людей, могут быть еще пещеры на тысячи лет, в которых будет показана его тень. И нам… нам еще предстоит победить и его тень.

Преодоление нигилизма

Ницше опасается, что, если нам не удастся победить и решительно заменить тень ценностей, происходящих от Бога, мы рискуем скатиться в нашу культуру к глубокому нигилизму.

Смерть Бога означает, что пути назад нет: либо мы находим новый механизм создания ценностей — «переоценку ценностей», как выразился Ницше, — либо мы в конце концов спустимся в мир, где, признавая наши ценности, в конечном счете беспочвенны и бессмысленны, мы станем апатичными и циничными — даже отчаявшимися.

Ваш путеводитель по развенчанию мифов о Ницше и его 5 величайших идеях

★★★★★ (более 50 отзывов о наших курсах)

Узнайте все, что вам нужно знать о Фридрихе Ницше, всего за шесть дней. В этом вводном курсе собраны лучшие и наиболее неправильно понятые идеи Ницше, от «Бог мертв» до «сверхчеловека». Зарегистрироваться сейчас0040 уверенность в том, для чего нужна жизнь, неуверенность в том, для чего нужна жизнь — может привести к всепроникающему онемению или страданию по поводу того, что наши жизни не имеют значения в кажущейся бессмысленной вселенной.

Если мы не в состоянии стать нашими собственными определителями ценности (чертеж, на который, как известно, намекает Ницше своим характером «сверхчеловека» или «сверхчеловека», а также своим учением о вечном возвращении), тогда мы мы неизбежно ответим, сокрушается Ницше, похоронив нашу экзистенциальную тревогу глубоко внутри и отвлекшись бессмысленными развлечениями.

Ницше характеризует это затруднительное положение в своей работе 1883–1885 годов «Так говорил Заратустра», представляя нам разрушительный набросок апатичного, поверхностного, рассеянного человечества:

Вот! Я покажу вам Последнего Человека . … Земля стала маленькой, и на ней прыгает Последний Человек, который делает все маленьким … Немного яда время от времени: это производит приятные сны. И много яда напоследок, для приятной смерти. Они до сих пор работают, ибо работа — это развлечение. Но они следят, чтобы развлечения их не утомили… Никаких пастухов и одно стадо. Все хотят одного и того же, все одинаковы: кто думает иначе, тот добровольно идет в сумасшедший дом… «Мы нашли счастье», — говорят Последние Люди и моргают.

Возможно, мы можем узнать некоторые аспекты самих себя в наброске Ницше о Последнем Человеке; возможно, мы могли бы подумать, что он немного драматизирует.

Тем не менее, его вопросы остаются в силе: если больше нет абсолютного, неоспоримого авторитета, говорящего нам, как жить, то как нам жить? Как мы можем развивать наши ценности, чтобы не скатиться к бессмысленности и нигилизму?

Узнайте больше о Ницше

У Ницше есть свои увлекательные ответы на вопрос, как мы можем преодолеть нигилизм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *