Философия жан жак руссо: Личность и философия Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо — биография, философия, фото

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Ярчайший представитель сентиментализма.

Руссо называют предтечей Великой французской революции. Проповедовал «возврат к природе» и призывал к установлению полного социального равенства.

В биографии Жан-Жака Руссо есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Жан-Жака Руссо.

Биография Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо появился на свет 28 июня 1712 г. в Женеве. Его мать, Сюзанна Бернар, скончалась при родах, вследствие чего воспитанием будущего философа занимался его отец Исаак Руссо. Глава семейства работал часовщиком и учителем танцев.

Детство и юность

Любимым ребенком Исаака был Жан-Жак, по причине чего он часто проводил свободное время именно с ним. Вместе с сыном отец изучал пасторальный роман Оноре д’Юрфе «Астрея», который считался крупнейшим памятником прециозной литературы 17 века.

Кроме этого они любили читать биографии древних личностей в изложении Плутарха. Интересен факт, что воображая себя древнеримским героем Сцеволой Жан-Жак намеренно обжег свою руку.

По причине вооруженного нападения на человека, Руссо-старший был вынужден спасаться бегством из города. В результате, воспитанием мальчика занялся дядя по материнской линии.

Когда Жан-Жаку было около 11 лет его отдали в протестантский пансион Ламберсье, где он провел примерно 1 год. После этого он проходил обучение у нотариуса, а затем – у гравера. В тот период биографии Руссо серьезно занялся самообразованием, ежедневно читая книги.

Поскольку подросток занимался чтением даже в рабочее время, он часто подвергался суровому обращению с собой. По словам Жан-Жака, это привело к тому, что он научился лицемерить, врать и красть разные вещи.

Весной 1728 г. 16-летний Руссо решает бежать из Женевы. В скором времени он познакомился с католическим священником, который побудил его принять католицизм. Около 4-х месяцев он провел в стенах монастыря, где обучали прозелитов.

Затем Жан-Жак Руссо начал служить лакеем в одной аристократической семье, где к нему относились с уважением. Более того, сын графа обучал его итальянскому языку и исследовал с ним поэмы Вергилия.

Со временем Руссо обосновался у 30-летней госпожи Варан, которую он называл своей «мамашей». Женщина обучила его письму и хорошим манерам. Кроме этого она устроила его в семинарию, а затем отдала обучаться игре на органе одному музыканту.

Позже Жан-Жак Руссо более 2-х лет путешествовал по Швейцарии, испытывая серьезные материальные трудности. Стоит заметить, что он странствовал пешком и спал на улице, наслаждаясь уединением с природой.

Философия и литература

Прежде чем стать философом Руссо успел потрудиться секретарем и домашним наставником. В те годы биографии у него начали проявляться первые признаки мизантропии – отчуждения от людей и ненависть к ним.

Парню нравилось вставать рано утром, трудиться в саду, а также наблюдать за животными, птицами и насекомыми.

В скором времени Жан-Жак увлекся писательской деятельностью, проповедуя свои идеи на жизнь. В таких работах, как «Общественный договор», «Новая Элоиза» и «Эмиль» он стремился объяснить читателю причину существования социального неравенства.

Руссо первым постарался определить, имел ли место быть договорной способ образования государственности. Также он утверждал, что законы должны защищать граждан от правительства, которое не имеет право их нарушать. Более того, он предложил людям самим принимать законопроекты, что позволит им контролировать поведение чиновников.

Идеи Жан-Жака Руссо привели к серьезным переменам в государственной системе. Начали проводиться референдумы, сократились сроки депутатских полномочий, ввелась народная законодательная инициатива и многое другое.

Одной из фундаментальных работ философа считается «Новая Элоиза». Сам автор называл эту книгой лучшим трудом, созданном в эпистолярном жанре. Данная работа состояла из 163 писем и была с восторгом принята во Франции. Именно после этого Жан-Жака стали называть отцом романтизма в философии.

Во время пребывания во Франции он познакомился с такими выдающимися личностями, как Поль Гольбах, Дени Дидро, Жан д’Аламбер, Гримм и другими знаменитостями.

В 1749 г., находясь в заключении, Руссо наткнулся на конкурс, который описывался в газете. Тема конкурса показалась ему очень близкой и звучала следующим образом: «Способствовало ли развитие наук и искусств порче нравов или же, наоборот, содействовало их улучшению?».

Это побудило Жан-Жака к написанию новых произведений. Немалую известность ему принесла опера «Деревенский колдун» (1753). Лирика и глубина мелодии в полной мере раскрывали деревенскую душу. Интересен факт, что сам Людовик 15 напевал арию Колетты из данной оперы.

Вместе с тем «Деревенский колдун», как и «Рассуждения», привнесли в жизнь Руссо много проблем. Гримм и Гольбах отрицательно высказались о творчестве философа. Они ставили ему в вину наличие плебейского демократизма, присутствующего в данных произведениях.

Биографы с большим интересом исследовали автобиографическое творение Жан-Жака Руссо – «Исповедь». Автор откровенно рассказал о сильных и слабых сторонах своей личности, чем расположил к себе читателя.

Педагогика

Жан-Жак Руссо пропагандировал образ природного человека, на которого не влияют общественные условия. Он говорил, что на развитие ребенка прежде всего влияет воспитание. Свои педагогические идеи он подробно изложил в трактате «Эмиль, или О воспитании».

Образовательно-воспитательная система того времени неоднократно критиковалась мыслителем. В частности, он негативно отзывался о том, в центре воспитания и обычаев находится церковность, а не демократия.

Портрет Руссо

Руссо заявлял, что в первую очередь необходимо помогать ребенку развивать его природные таланты, считая это важнейшим фактором в образовании. Также он утверждал, что с самого рождения и до смерти человек беспрерывно раскрывает в себе новые качества и меняет свое мировоззрение.

Следовательно, государству нужно разрабатывать воспитательные программы, учитывая данный фактор. Праведный христианин и законопослушный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.

Жан-Жак побуждал отцов и матерей приучать детей к труду, развивать уважение к себе и стремиться к независимости. При этом не следует идти на поводу у ребенка, когда он начинает капризничать и настаивать на своем.

Не меньшего внимания достойны подростки, которые должны чувствовать ответственность за свои поступки и любить труд. Благодаря этому они смогут в будущем прокормить себя. Стоит заметить, что под трудовым образованием философ также подразумевал интеллектуальное, нравственное и физическое развитие человека.

Жан-Жака Руссо советовал прививать определенные качества ребенку, соответствующие конкретному этапу его взросления. До двух лет – физическое развитие, от 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – интеллектуальное, от 15 до 18 лет – нравственное.

Главам семейства предстояло сохранять терпение и настойчивость, но в то же время не «ломать» ребенка, прививая ему ошибочные ценности современного общества. Чтобы здоровье детей было крепким, их стоит побуждать заниматься гимнастикой и закаливаться.

В подростковом возрасте человеку следует познавать окружающий его мир при помощи органов чувств, а не посредством чтения литературы. Чтение несет определенную пользу, но в таком возрасте оно приведет к тому, что за подростка начнет думать писатель, а не он сам.

В итоге индивид не сможет развить свое мышление и станет воспринимать на веру все то, что будет слышать извне. Чтобы ребенок стал умным, родители или воспитатели должны выстроить с ним доверительные отношения. Если им это удастся, то мальчик или девочка сами захотят задавать вопросы и делиться своими переживаниями.

Среди наиболее важных предметов, которые должны изучать дети, Руссо выделял: географию, биологию, химию и физику. Во время переходного возраста человек особенно эмоционален и чувствителен, поэтому родителям не стоит переусердствовать с нравоучениями, а стремиться привить подростку нравственные ценности.

Когда парень или девушка достигают 20-летнего возраста, их надо знакомить с общественными обязанностями. Интересен факт, что для девушек данный этап был не обязателен. Гражданские обязанности прежде всего рассчитаны для мужчин.

В педагогике идеи Жан-Жака Руссо стали революционными, вследствие чего правительство посчитало их опасными для общества. Любопытно, что труд «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а его автора приказали арестовать.

Благодаря счастливому стечению обстоятельств Руссо успел сбежать в Швейцарию. Тем не менее, его взгляды оказали огромное влияние на педагогическую систему той эпохи.

Личная жизнь

Женой Жан-Жака была Тереза Левассер, которая была служанкой в одной из парижских гостиниц. Она происходила из крестьянской семьи и в отличие от муже не отличалась особым умом и сообразительностью. Интересно, что она даже не могла определять который час.

Руссо открыто заявлял, что никогда не любил Терезу, обвенчавшись с ней только после 20 лет супружеской жизни.

Жан-Жак Руссо и Тереза Левассер

По словам мужчины он имел пятерых детей, которые все до одного были отданы в воспитательный дом. Жан-Жак оправдывал это тем, что не имел денег кормить детей, вследствие чего они бы не давали ему спокойно работать.

Также Руссо добавлял, что предпочитает сделать из отпрысков крестьян, нежели искателей приключений, каким был он сам. Стоит отметить, что никаких фактов того, что он действительно имел детей, нет.

Смерть

Жан-Жак Руссо умер 2 июля 1778 г. в возрасте 66 лет в загородной резиденции Шато д’Эрменонвиль. Сюда в 1777 г. привез его близкий друг маркиз де Жирарден, который хотел поправить здоровье мыслителя.

Ради него маркиз даже организовал концерт на острове, расположенном в парке. Руссо так понравилось это место, что он попросил товарища похоронить его именно здесь.

В годы Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо перенесли в Пантеон. Но спустя 20 лет 2 фанатика выкрали его прах и бросили в яму с известью.

Фото Жан-Жака Руссо

Если вам понравилась краткая биография Жан-Жака Руссо – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Жан-Жак Руссо

Ж. Ж. Руссо.

Крупнейшими мыслителями и идеологами эпохи просвещения стали Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др., они разработали новые человеческие и общественные идеалы «просвещенной жизни» и оказали огромное влияние на развитие прогрессивной буржуазной идеологии.

Мировоззренческая система Жан-Жака Руссо завоевала огромную популярность еще при жизни, он был признанным властителем дум большинства французов второй половины XVIII века. Его породила определенная историческая эпоха, но и он своими блестящими и оригинальными сочинениями способствовал ее рождению.

Следует отметить своеобразие и неординарность взглядов Руссо, так как он не соглашается с другими просветителями почти по каждому пункту просветительской программы.

Мировоззренческая система Ж. -Ж. Руссо представляет переплетение различных течений: дуализма — философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального, картезианства, сенсуализма — философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме элементов чувственного познания, наконец, идеализма и фидеизма в области религиозных воззрений. Но, несомненно, преобладание дуалистических взглядов, так как Руссо, признавал объективное бытие материальной Вселенной, допуская существование в мире двух начал — духа и материи. Он развивал метафизический взгляд на материю как на мертвую и косную субстанцию, которая сама по себе не имеет никакого движения и только в результате высшего воздействия приобретает способность к механистическому передвижению в пространстве. Движение он понимал не как изменение вообще, а как перемещение в результате механистического воздействия.

Вопрос об источнике движения Руссо решал, однако, не материалистически. «Некая воля — писал он — приводит в движение Вселенную и одушевляет природу… Я думаю, что мир управляется могущественной и мудрой силой. » (Эмиль, или о воспитании).

Вопрос о самопознании для Руссо столь же философичен, сколь и актуален. Греческую мудрость он пытается соединить с насущными вопросами современности о свободе и равенстве.

Самым важным препятствием для человека является сам человек. Но нынешнее стремление к «объективному» познанию, освоение внешней предметности отдаляет человека от самого себя.

В отличие от Декарта Руссо освобождает чувствование от интеллектуальных привнесений, чтобы сосредоточиться на нем же самом, чтобы «чувствовать чувство». Но, если Декарт обращает мысль на самое себя, для того, чтобы достичь чистоты и ясности интеллектуального познания, то Руссо отрешает чувство от всякой внешней предметности и ориентирует внутрь для достижения морального самопознания.

У Руссо точкой отправления является чувственное самопознание, как основа самопознания рационального. Руссо выводит достоверность существования человека не из мысленного акта, как у Декарта: «Мыслю, следовательно существую», а из чувственного; но в обоих случаях акты рефлективны: там — самомышление, здесь — самочувствование, ощущение себя, своего собственного существования: «Существовать для нас значит чувствовать; наша чувственность бесспорно предшествует нашему разумению, и мы имеем чувства раньше идей» (Эмиль, или о воспитании). Признавая первым чувством человека «ощущения его бытия», Руссо развивает картезианский принцип не в интеллектуальной сфере, однако, и не в противоречии с разумом, т.е. не выступает как антиинтеллектуалист: «..мое правило больше полагаться на чувство, чем на разум». Но все же специфическое отличие Руссо от многих других просветителей — это не столь поворот к сенсуализму, который не редкость в их среде, сколько обращение к картезианской основе, как рационализма, так и сенсуализма и развитие из нее чувственной рефлексии.

Одной из главных проблем, которые исследует Руссо, является проблема человека, его истинной сущности. Руссо усматривает в человеке два естественных начала, предшествующих разуму (рассудку): «… из них одно горячо заинтересовывает нас в нашем собственном благосостоянии и самосохранении, а другое выражает наше естественное отвращение при виде гибели и страданий всякого чувствующего существа и главным образом нам подобных» (Руссо Ж. -Ж., Трактаты).

Гоббс, не задумываясь, сразу же переводил стремление к самосохранению в самолюбие и эгоизм, а Руссо раскрывает долгий исторический путь, ведущий к такому превращению, вернее один из путей: любовь к себе, еще прежде чем обернуться самолюбием, умеряется жалостью к страданиям себе подобного, а лучше сказать, расширяется до сострадания к несчастью других и часто переходит в это второе чувство.

По природе человек, согласно Руссо, незлобив, скорее даже добр, он становится добродетельным, когда, любя добро, еще и осуществляет его через борьбу и преодоление в себе противоборствующих наклонностей.

Руссо обращает внимание на то, что отказ чувствам в их спонтанном развитии и совершенствовании, взгляд на них, как на косные по своей сущности, задержка на их только первоначальных формах приводит к тому, что эти чувства под неусыпным контролем и опекой разума превращаются в искусственные, перечащие их собственным первоначальным тенденциям. Заторможенная в своем развитии любовь к себе оборачивается эгоизмом, вместо того, чтобы возвеличиться до любви к себе подобным.

В человеке цивилизованном Руссо фиксирует два разных принципа, из которых один влечет к любви, справедливости, моральному благу, а другой тянет вниз, подчиняет власти внешних чувств и порождаемых ими страстей.

Руссо определенно встает на точку зрения монизма (все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции — материи либо духа): в объяснении противоположностей оба состояния должны быть выведены из одной и той же общей природы человека; поскольку же они даны последовательно во времени, то следует найти переход от одного к другому.

Достоинство взглядов Руссо на свободу проявляется в его чувственно-практическом подходе, в противоположность умозрительно-созидательному, при котором свободу пытаются обнаружить как некоторый «объект», и, не находя, отрицают ее существование. Свобода означает у него внутренне рефлексивное отношение: «быть господином самому себе, практиковать свою волю на самом себе, властвовать над страстями». Преодоление страстей означает нравственную свободу. Она не приходит извне в индивида, а вырабатывается и развивается изнутри.

Одним из центральных вопросов в проблеме свободы человека и социальных взаимоотношений Руссо считает вопрос о происхождении неравенства. Появление собственности заставляет человека расставаться со своей свободой, которая по самой своей природе, и согласно своему понятию, неотчуждаема. Все дело в том, что в самой человеческой природе уже произошел перелом. Неравенство людей — продукт целого ряда переворотов, преобразовавших человеческую природу, «подобно тому, как, чтобы установить рабство, пришлось совершить насилие над природой, так и для того, чтобы увековечить право рабовладения, нужно было изменить природу».

Для Руссо очевидно, что современный человек находится в интенсивном разладе с собой, что в своем действительном существовании он не является тем, чем должен быть по своей сущности; он не равен самому себе, потому что существует неравенство между людьми.

Философ различает природное и социальное неравенство: природа создает людей различными, но не эти различия обуславливают социальное неравенство — его причиной является частная собственность. Руссо видит три причины неравенства: во-первых, это неравенство общественное; во-вторых, оно возникло исторически; в-третьих, оно связано с появлением частной собственности. С точки зрения Руссо, существовавшее до сих пор политическое устройство не отвечало требованию правосообразности, оно основывалось не на договоре свободных и равных, а на насилии и угнетении, поэтому, несмотря на все труды мудрейших законодателей, оставалось несовершенным, — оно было плохим с самого начала.

Формирование ассоциации, называемой общественным договором, предполагает свободное вступление в договорные отношения, равенство всех отдельных лиц и принятие ими основных законов, которые выражали бы общие интересы. Общность интересов — это, согласно Руссо, вполне реальная предпосылка. Каждый из членов ассоциации добровольно отдает себя — свою личность и все свои силы в пользу коллективного целого. Условия равны для всех, каждый, подчиняя себя всем, не подчиняет себя каждому в отдельности. Каждый становится неотъемлемой частью целого. Появляется некоторое общее Я, получающее посредством акта объединения свое единство, свою жизнь и волю.

Для Руссо субстратом общей воли является народ. Народ решает вопрос о полезности законов, о соответствии их общей воле, решает голосованием, быть или не быть этим законам. Особенность взгляда Руссо, с которой не соглашается потом никто из просветителей, состояла в том, что всякое постановление, хотя бы самое полезное и разумное, предписывающее что бы то ни было населению, не участвующему в его обсуждении и голосовании, будет не законом, а лишь приказом. Для того чтобы общая воля стала законом, нет необходимости в единогласии, но необходимо, чтобы все граждане имели возможность подать свои голоса.

Политическая жизнь конституируется у Руссо в обособленную, абстрагирующую себя от частной жизни индивидов самостоятельную сферу. Для человека как политического существа голос частного интереса в общественной жизни должен умолкнуть. Лишь забыв о себе, человек обретает себя, обретает как общественное существо свое общественное Я, противоположное частному Я.

Принятие общественного договора означает и принятие суровой школы воспитания свободных граждан. Бытие свободным гражданином предполагает, что гражданин дает согласие на все законы, даже на те, которые принимаются вопреки его желанию, и даже на те, которые карают его, если он осмеливается нарушить их.

То, что данные положения не являются утопией, подтверждается опытом Великой французской революции, освободившей политический дух от оков, от смешения его с гражданской, т.е. частной, жизнью и выделившей его как сферу общности, всеобщего народного дела, как нечто, существующее независимо от специфических элементов частной жизни.

Интересен и оригинален Руссо в своих педагогических воззрениях. В этой области он выступил горячим сторонником естественного воспитания. Воспитание каждого человека, писал Руссо в книге «Эмиль, или о воспитании», дается природой путем непосредственного развития врожденных способностей и влечений. Обращаясь к родителям и воспитателям, он призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные и разумные склонности.

Делясь своим педагогическим опытом, Руссо утверждал, что каждый воспитатель обязан научить своего воспитанника не рассчитывать ни на родителей, ни на здоровье, ни на богатство. Он должен дать понять ему, что без труда жизнь бесцельна, что труд есть неизбежная обязанность общественного человека и «всякий праздный гражданин есть плут». Воспитатель, кроме того, должен не жалеть ни сил, ни времени для того, чтобы занимать воспитанника добрыми делами, ибо, только делая добро, люди становятся добрыми. «Отнимите у нашего сердца эту любовь к добру, — подчеркивал Руссо, — вы отнимите всю прелесть жизни».

Педагогический успех, по мнению Руссо, мог быть достигнут сочетанием ремесленного труда с выполнением основных правил естественного воспитания. Но не только это определяет успех. Система естественного воспитания достаточно эффективна только при правильном и привычном соединении физических и умственных упражнений. «Великий секрет воспитания, — писал Руссо, — в умении добиться того, чтобы телесные и умственные упражнения всегда служили отдыхом одни для других «.

Религиозные и нравственные воззрения.

В восьмой главе четвертой книги «Общественного договора» Руссо кратко изложил свое отношение к религии. Он был далек от мнения, что религия — «опиум для народа». И все же в этой главе содержатся острые выпады против официальной феодально-клерикальной идеологии.

Во-первых, Руссо резко осуждал христианство за связи с существующими политическими организациями. Он часто критиковал христианство и за то, что оно слишком мало ценит земную, гражданскую жизнь и вопреки здравому смыслу занято почти исключительно «небесными помыслами».

Во-вторых, в христианских государствах, продолжал Руссо, никогда нельзя с точностью узнать, кому следует повиноваться — светскому повелителю или священнику. И вообще христианская религия учит главным образом повиновению и смирению. Христианин с глубоким безразличием выполняет свой гражданский долг; для него неважно, дурно или хорошо идут дела в его отечестве. Ему даже неважно и то, кто и как управляет людьми.

Свои религиозные воззрения Руссо с достаточной полнотой изложил в работе » Исповедание веры савойского викария».

Рассуждая о мироздании, единстве целого, активности бытия, об установленном порядке во Вселенной, Руссо не только признает бога как первопричину, определяющую весь мировой порядок, но и предполагает, что бог присутствует в любом творении, постоянно вмешиваясь в той или иной степени в ход событий.

Нравственность, согласно Руссо, укореняется в вере — лишь нравственный человек может быть добродетельным.

Еще в своей ранней работе «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов» Руссо противопоставляет нравственность науке. Он изображает два различных пути развития человечества: один связан с наукой, на достижениях которой вырастает промышленность и работает прогресс — все это характеризует неистинную, бесчеловечную, развращенную цивилизацию. Другой путь — это мирная жизнь на лоне природы, в тишине и покое, без вечной погони за наживой, когда непреходящим богатством для человека остаются «нетленные ценности» чистого воздуха, родниковой воды, запаха трав, радостного труда на пользу себе и окружающим. Только на этом пути сохраняются доброта, сострадание, забота о других людях — сохраняется нравственность.

Решая вопрос о природе души, Руссо в духе христианского богословия признавал, что душа бессмертна, что в загробном мире ее ждет другая жизнь и, чтобы заслужить счастливую загробную жизнь, люди должны вести добродетельный и честный образ жизни. Именно этот образ жизни Руссо и возводит в ранг религии: » Вот истинная религия, единственная, не допускающая ни злоупотреблений, ни нечестия, ни фатализма… Пусть себе проповедуют еще более возвышенные религии, — я не признаю никакой другой «.

Но для истинной религии, считает мыслитель, нет необходимости верить, что человек от рождения испорчен, что на нем якобы лежит проклятие первородного греха. Поэтому человек от природы должен быть добр и совершенен.

Таким образом, Руссо противопоставлял официальным феодально-клерикальным догматам и атеистическому мировоззрению новую форму » гражданской религии» религию общественного договора.

» Догматы гражданской религии, — писал Руссо, — должны быть просты, немногочисленны, выражены точно, без разъяснений и комментариев. Существование Божества могущественного, разумного, благодетельного, предусмотрительного и заботливого; загробная жизнь, счастье праведных, наказание злых, святость общественного договора и законов — вот догматы положительные».

Настоящее служение богу — это служение ему в сердце, и хороший священник — служитель добра. Не быть фанатиком, не требовать от других беспрекословного соблюдения нелепых обрядов, а реально творить добро — вот что должно быть смыслом деятельности верующего человека.

К догматам «гражданской религии» Руссо сделал следующие дополнения: нет религии одного народа, которая исключает все остальные религии, следует терпеть все религии, которые не противоречат долгу гражданина.

Религиозные воззрения Руссо, однако, не были вполне определенными: он, то отходил от протестантизма к католичеству, то возвращался к отвергнутому вероучению, что не способствовало повышению доверия к его идеям.

Жан-Жак Руссо оставил глубокий след не только в истории философской мысли Франции, но и в истории всего человечества. Своими трудами он на несколько десятилетий предвосхитил те передовые демократические преобразования, которые произошли в Европе в конце XVIII — начале XIX вв. и продолжают развиваться во всем мире до сих пор.

Огромен вклад этого величайшего мыслителя французского Просвещения в разработку и исследование идей социального равенства, народного суверенитета и т.п., и, хотя в своих работах он не находит разрешения многих противоречий, то что он поднимает эти вопросы подчеркивает глубину мысли философа.

Многие идеи Руссо об обществе, человеке, нравственности очень актуальны и сегодня, в эпоху научно-технического прогресса и наступающего экологического кризиса.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница недоступна

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Викторина по грамматике

За кулисами: 7 исторических личностей в текстах песен Beatles

Как африканские страны координировали ответ на COVID-19: уроки для общественного здравоохранения

Руссо

Руссо
Страницы философии

  Словарь Учебное пособие Логика Часто задаваемые вопросы
История Хронология Философы Локк


Жизнь и творчество
. . Неравенство
. . Общественный договор
. . Генерал Уилл
Библиография
Интернет-источники

Будучи блестящим, недисциплинированным и нестандартным мыслителем, Жан-Жак Руссо провел большую часть своей жизни в полемике между Парижем и его родной Женевой. Осиротев в раннем возрасте, он ушел из дома в шестнадцать лет, работая репетитором и музыкантом, прежде чем начать литературную карьеру, когда ему было за сорок. Руссо зачал, но отказался содержать нескольких внебрачных детей и часто инициировал ожесточенные ссоры даже с самыми благосклонными из своих коллег. Его автобиографическая Признания ( Confessions ) (1783) предлагают подробный (хотя и несколько корыстный) отчет о его бурной жизни.

Руссо впервые привлек к себе всеобщее внимание своим отмеченным призом эссе Disours sur les Sciences et les Arts ( Discourse on the Sciences and the Arts ) (1750), в котором он осудил пагубные последствия современной цивилизации. Руссо утверждал, что стремление к искусствам и наукам просто способствует праздности, а возникающее в результате политическое неравенство поощряет отчуждение. Он продолжал исследовать эти темы на протяжении всей своей карьеры, предложив в Эмиль, образование (1762) метод обучения, который минимизировал бы ущерб, замечая, поощряя и следуя естественным склонностям ученика, вместо того, чтобы стремиться их устранить.

Руссо начал применять эти принципы к политическим вопросам именно в своей Discours sur l’origine et les Fondements de l’inégalité parmi les hommes ( Discourse on the Origin of Inequality ) (1755), который утверждает, что всякое разнообразие несправедливость, встречающаяся в человеческом обществе, является искусственным результатом контроля, осуществляемого ущербными политическими и интеллектуальными влияниями над здоровыми естественными импульсами благородных в остальном дикарей. Вариант, предложенный им в Социальный договор ( Об общественном договоре ) (1762) является гражданское общество, добровольно сформированное его гражданами и полностью регулируется ссылкой на общая воля [Фр. volonté générale ] выразили свое единодушное согласие с властью.

Руссо тоже писал Рассуждение о политической экономии (1755), Конституционная программа для Корсики (1765) и Соображения относительно правительства Польши (1772). Хотя власти приложили все усилия, чтобы запретить сочинения Руссо, идеи, которые они выражали, наряду с идеями Локк , имели большое влияние во время Французской революции. Религиозные взгляды, выраженные в Раздел «Вера савойского викария» Émile оказал более скромное влияние.




Рекомендуемое чтение:

Первичные источники:

  • Жан-Жак Руссо, Полные произведения , изд. Б. Ганьебин и М. Раймон (Плеяда, 1959-)
  • Жан-Жак Руссо, Общественный договор , tr. Морис Крэнстон (Пингвин, 1987)
  • Жан-Жак Руссо, Беседы и другие ранние политические мысли , изд. Виктор Гуревич (Кембридж, 1997)
  • Жан-Жак Руссо, Признания , изд. Патрик Коулман и Анджела Сколар (Оксфорд, 2000 г.)
  • Жан-Жак Руссо, Эмиль или по образованию , тр. Аллан Блум (Basic, 1979)

Вторичные источники:

  • Роберт Уолкер, Руссо (Оксфорд, 1995)
  • Кембриджский компаньон Руссо , изд. Патрик Райли (Кембридж, 2001 г.)
  • Тимоти О’Хаган, Руссо (Рутледж, 1999)
  • Элизабет Роуз Уингров, Республиканский роман Руссо (Принтон, 2000 г.)

Дополнительная онлайн-информация о Руссо включает: