Философские взгляды жан жак руссо – философия и его основные идеи

Философия Жан-Жака Руссо Википедия

Руссои́зм — система взглядов французского писателя и философа Жан-Жака Руссо.

Учение Руссо, явившееся реакцией против господства разума и провозгласившее права чувства, основано на принципе сентиментализма в сочетании с двумя другими принципами: индивидуализма и натурализма; кратко оно может быть определено как троякий культ: чувства, человеческой личности и природы. На этом базисе держатся все идеи Руссо: философские, религиозные, моральные, общественно-политические, исторические, педагогические и литературные, возбудившие массу последователей. Pуссо изложил свои идеи в трёх главных сочинениях: «Новой Элоизе», «Эмиле» и «Общественном договоре».

«Новая Элоиза»[ | ]

«Новая Элоиза» написана под очевидным влиянием Ричардсона. Pуссо не только взял аналогичный роману «Кларисса» сюжет — трагическую судьбу героини, погибающей в борьбе целомудрия с любовью или соблазном, — но и усвоил себе самый стиль чувствительного романа. «Новая Элоиза» имела невероятный успех; ею везде зачитывались, над нею проливали слёзы, обоготворяли её автора. Форма романа — эпистолярная; он состоит из 163 писем и эпилога. В настоящее время эта форма в значительной степени умаляет интерес чтения, но читателям XVIII века она нравилась, так как письма представляли лучший повод к бесконечным рассуждениям и излияниям во вкусе того времени. Все это было и у Ричардсона.

Pуссо внёс в «Новую Элоизу» много и своего, им лично пережитого и ему дорогого. Сен-Прё — это он сам, но вознесённый в сферу идеальных и благородных чувств; женские лица романа — образы женщин, оставивших след в его жизни; Вольмар — его друг Сен-Ламбер, сам предложивший ему развлекать графиню д’Удето; театр действий романа — его родина; наиболее драматические моменты романа разыгрываются на берегу Женевского озера. Всё это усиливало впечатление, которое производил роман.

Но главное его значение — в данных им новых типах и новых идеалах. Pуссо создал тип «нежного сердца», «прекрасной души», расплывающейся в чувствительности и слезах, всегда и во всём руководящейся во всех случаях жизни, во всех отношениях и суждениях — чувством. Чувствительные души Pуссо — не разновидность ричардсоновских. Они являются симптомом иного общественного настроения, чувствуют и любят иначе, чем их современники, хотят простора для проявления своих чувств, ищут уютных, укромных местечек под развесистым дубом, под тенью скалы, бегут из золочёных салонов.

Антагонизм, в который Pуссо поставил «дикаря» по отношению к культурному человеку, здесь находит своё объяснение и реальный смысл. Чувствительные люди Pуссо любят иначе, чем напудренные кавалеры салонов; они не ухаживают, переходя от одного предмета к другому, а любят со всей страстью души, для которой любовь есть суть жизни. Они возводят любовь из приятного препровождения времени на степень добродетели. Их любовь представляет собой высшую правду и поэтому не признаёт преград, которые ей ставят общественные условия и отношения. Изображение любви становится, таким образом, политической проповедью, называющей предрассудком препятствия, которые знатность и богатство противопоставляют «соединению сердец». Риторическое обличение неравенства находит здесь страстных сторонников; сострадание к героине, ставшей жертвой неравенства и деспотизма, подмывает ветхие устои общественного строя.

Во второй части Pуссо изменяет направление. Дав сначала полную волю потребностям любящего сердца, Pуссо провозглашает принцип нравственного долга, которому подчиняется сердце, не признающее внешних преград. Нелегко взвесить, какое громадное значение имело в своё время воззвание к нравственной идее долга в семейном быту и в супружеских отношениях со стороны такого популярного и влиятельного писателя, как Pуссо. Его заслуга умаляется тем, что он и в этом случае увлёкся своим чувственным воображением. Его Юлия — слабая представительница идеи долга. Он её постоянно ставит на краю пропасти; самые страстные сцены романа относятся именно ко второй его части и вселяют в читателе уверенность, что героиня не останется победительницей в борьбе долга с чувством; наконец, чтобы спасти принцип и сохранить честь героини, автор прибегает к трагическому окончанию романа (Юлия погибает в озере, спасая своего сына).

«Эмиль»[ | ]

Следующее произведение Pуссо, «Эмиль», посвящено проблеме воспитания детей. Замечательно, что именно дико выросший, невоспитанный Pуссо стал реформатором педагогики. У Pуссо были предшественники; в особенности он пользовался в «Эмиле» «мудрым» Локком, которого он, однако, далеко прев

ru-wiki.ru

Философия и педагогика Жан-Жака Руссо

Педагоги рассматривают персоны известных философов, просветителей прошлого, прежде всего, через призму педагогики. Пытаются найти в их научной деятельности и разработках что-то новое, то, что позволит сформировать новую учебно-воспитательную систему. Иногда просто не обращают внимания на их другие учения, взгляды на жизнь, общество в целом, социальные отношения и тому подобное.

Мы досконально знаем выдающиеся трактаты, книги, теории, статьи, но они, прежде всего, имеют педагогическое или психологическое направленности. В этом и заключается специфика нашей работы как воспитателей. Мы пытаемся досконально изучить ребенка, все сферы его жизнедеятельности, а знание других наук для нас являются второстепенными. Но, по моему мнению, каждый педагог должен быть всесторонне развитым и иметь глубокие знания из других наук, особенно тех, что находятся в прямой связке. Речь идет об изучении философии (это наука всех наук) и этики.

Каждый из нас неоднократно обращался к учению великого французского просветителя Жан-Жака Руссо, но только с точки зрения педагогики. Замечательным образцом является его книга «Эмиль, или о воспитании». В ней обозначены направления воспитания, что соответствуют каждому возрастному этапу, определены методы воспитания, место педагога в этой системе, выделены основные правила и тому подобное.

Он учит уважать ребенка и осуществлять личностно-ориентированный подход. Воспитание детей должно опираться на их природу, при этом ми должны учитывать индивидуальные возможности и развивать задатки ребенка. Русо рассматривал систему моральных норм, что должен усвоить воспитанник в возрасте пятнадцати — шестнадцати лет. Большое значение придавал развитию активности, самостоятельности, умение действовать в обществе.

Главным была свобода ребенка. Руссо проповедовал идею свободного воспитания, как основу гармоничного развития. Данные взгляды были нетрадиционными для социальной среды восемнадцатого века, поэтому его учение осуждали и не признавали. Мыслитель сформировал целостное мировоззренческое представление о воспитательном процессе на примере постепенного взросления простого мальчика. Но в его взглядах проявилась и определенная негативная сторона. Он утверждал, что воспитание девочек должно кардинально отличаться, а именно, каждую из них нужно воспитываться в духе покорности, чтобы в будущем быть в полной зависимости от мужа.

Несмотря на некоторые замечания, разработки Жан-Жака Руссо стали основой для развития других теорий и систем воспитания, а определенными положениями пользуются и в наше время.

На педагогической концепции работа этого великого просветителя не закончена. Он был человеком достаточно широких взглядов. Долгое время его научные поиски были сосредоточены на социальных вопросах. Благодаря изучению этих аспектов, можно указать, как Руссо описывал главные этические категории, и какое место они занимали в обществе. В своей первой работе он проанализировал влияние науки и искусства на развитие общества.

Большинство утверждает, что данные сферы человеческой деятельности, призванные развивать человечество и духовно обогащать каждого из нас. Совсем другое мнение высказал Руссо. По его словам эти сферы не дают существовать морали. Каждый вид науки порождала определенное антиморальные качество, а образование выступало злом. Он не признавал даже этики, как что-то полезное, она также была прихотью людей. Данные положения получили широкую огласку и поддерживались многими общественными деятелями того времени.

Следующей оказалась попытка объяснить вопрос неравенства людей в обществе. По его мнению, свободными и равными были только первобытные люди. Их поведение не ограничивалось определенными моральными нормами, в них не было общей собственности, они не выполняли социальных ролей и т.д. Далее с развитием общества все только усложняется. И действительно, когда человек начинает чем-то владеть, ее сердце заполняют жадность, жестокость, высокомерие. Кто-то обладает меньшим материальным благом, а кто-то большим.

Так возникает социальное расслоение, а как следствие, неравенство людей. Богатые люди покоряют бедных. В обществе возникает жестокость. Все это впоследствии может привести к разрушению конкретного государства. Лучшей формой общественных отношений является переход между этими двумя крайностями. Люди умеют действовать в обществе, в них имеется определенная система навыков поведения, но они еще остаются свободными.

Руссо активно сравнивает общество то, что имеет естественную структуру и то, что возникает на основе собственности. В первом случае — все регулируется в соответствии установленным естественным законам и отношениям, происходит определенный естественный отбор.

Таким образом, все происходит, так как должно быть. Во втором — установление права и социальные нормы лишь усиливают расслоение, а как результат ухудшается моральное отношение в обществе. Повышается давление на бедных и развеивается естественное право людей на свободу. Он горячо поддерживал демократию — права людей на равенство, свободу, гуманность, которые являются главными уже в современном обществе.

Можно проследить, как труда Руссо переплетаются, хотя и имеют разное направление. В педагогической теории он также делал акцент на свободном воспитании ребенка.

moral.infotaste.com

Жан-Жак Руссо. 25 ключевых книг по философии

1712–1778

Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми

1755

Жан-Жак Руссо — любопытная личность в истории философии. Артур Шопенгауэр называл его «гением». В устах желчного немецкого философа сие означало, что в рассуждениях Руссо больше интуитивных догадок, чем серьезных научных выводов. В его сочинениях затронуты самые различные проблемы философии, политики, воспитания, литературы и даже музыки.

Обстановка, в которой выли написаны Рассуждения о неравенстве

Руссо родился в Женеве, в семье правоверных кальвинистов, и всю свою нелегкую жизнь провел в разъездах. Уже в 16 лет он уезжает из Женевы и отправляется во Францию. Годы, проведенные в Шарметте, близ Шамбери, в имении госпожи де Варан, были самыми счастливыми в жизни юноши. Там он начинает заниматься латинским языком, музыкой и философией. В 1741 году в возрасте 29 лет Руссо уезжает в Париж, где без особого успеха пытается добиться признания изобретенной им новой системы нотной записи. Прожив некоторое время в Венеции, в 1745 году он возвращается во французскую столицу.

В 1750 году в возрасте 38 лет Руссо выносит на суд широкой публики свое сочинение Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов. Оно было написано для участия в конкурсе, объявленном Дижонской академией в газете Меркюр де Франс в октябре 1749 года. Это Рассуждение сразу сделало философа знаменитым. Оно имело невероятный успех и вызвало яростные споры, в которых автору пришлось участвовать вплоть до 1753 года, когда оппоненты переключили огонь своей критики на второй трактат философа, посланный им на очередной конкурс все той же Дижонской академии.

Эту вторую работу необходимо рассматривать в свете борьбы мнений, вызванной первым Рассуждением. Руссо повторяет в ней свое интуитивное наблюдение, которое и привело к столь бурной полемике: о том, что в естественном обществе после того, как оно перестает быть таковым из-за развития цивилизации, происходит все большее развращение нравов. Эта тема позже заняла центральное место в учении Руссо. По мере становления этого учения философ постигал ее все глубже и ставил постоянно, со все большей настойчивостью. Рассуждение следует, таким образом, рассматривать как обоснование новой позиции в вопросе об «общественном договоре», который в философии обсуждался со времен Гоббса. Главная идея Руссо состоит в том, что человеческие отношения бывают добрыми лишь до тех пор, пока они определяются только взаимной симпатией, но стоит в них вмешаться соображениям выгоды, как все сразу меняется к худшему. Чем сильнее Человек зависит от других для удовлетворения своих все более многочисленных и разнообразных потребностей, тем больше портятся отношения между людьми.

Происхождение неравенства

Вопрос, сформулированный Дижонской академией и послуживший темой для второго Рассуждения, был такой: «Каково происхождение неравенства между людьми, и допускается ли оно естественным законом?» Руссо не отвечает на вторую часть вопроса, упомянув о нем лишь в нескольких строчках в конце своего Рассуждения. Он не довольствуется простым осуждением существующего между людьми неравенства Это до него в той или иной степени делали все философы. Руссо же хочет объяснить исторические и логические причины возникновения этого неравенства. Вопрос о происхождении явления всегда интересует философов. Не следует путать его с вопросом о зарождении. Зарождение можно датировать. Оно интересует историков и социологов. Вопрос о происхождении более абстрактный, более теоретический. В том смысле, в каком его трактует Руссо, происхождение — это прежде всего начало, но вместе с тем и источник, и причина. Руссо глубоко пессимистичен. Он не верит, что коренное переустройство общества, которого оставалось ждать уже недолго, может уничтожить неравенство между людьми. Смена власти недостаточна для перехода к обществу, в котором не существует неравенства. Оно возникает постоянно, считает философ, поскольку человек никогда не перестает сравнивать себя с другими.

Революция может лишь внести изменения в содержание неравенства, но никоим образом его не искоренить. Ведь прогресс порождает новое неравенство. Таким образом, Руссо интересуется не только политическими, но и психологическими и социальными корнями неравенства.

Резюме

Посвящение

Трактат посвящен Женевской республике, чьим уроженцем был Руссо. Посвящение состоит из 12 страниц, в которых Руссо рассуждает, что, имея возможность выбора отечества, он избрал бы небольшую страну, где существует определенная близость между гражданами. Правители там не оторваны от простых обывателей. Он выбрал бы страну, в которой свобода и равенство граждан бесспорны и служат удовлетворению их потребностей. Руссо считает, что этому описанию в какой-то степени соответствует Женевская республика:

«Ваше государственное устройство превосходно, оно продиктовано возвышеннейшим разумом и гарантируется дружественными и уважаемыми державами; ваше государство мирно; ни войн, ни завоевателей не приходится вам бояться… Вы не столь богаты, чтобы обессилеть от изнеженности и утерять в суетных наслаждениях вкус к истинному счастью и подлинным добродетелям, и не столь бедны, чтобы нуждаться в помощи извне, чтобы восполнить то, чего не обеспечивает вам ваш прилежный труд…»

Таким образом, Руссо — горячий сторонник автаркии (опоры государства на собственные силы. — Примеч. пер.).

Предисловие

В предисловии выдвигается положение о том, что наиболее полезным и наименее продвинувшимся из всех знаний человеческих является знание о самом человеке. Руссо призывает начать исследование человека естественного, первобытного, такого, каким он был до создания общества. Это предисловие можно считать своего рода манифестом этнографии и антропологии в том виде, в каком они начали развиваться во времена Руссо и существовали в последующие века, то есть наук об изучении человека в естественной среде обитания. Ведь сам Леви-Строс (известный французский этнограф и социолог. — Примеч. пер.) называл Руссо отцом антропологии.

Введение

Повторив вопрос, поставленный Дижонской академией, Руссо констатирует, что между людьми существуют два вида неравенства: естественное (например, в физической силе) и общественное. О первом из них говорить трудно, поскольку оно существует изначально. А вот общественное неравенство представляет собой серьезную проблему. Его объясняют различными способами. Руссо заявляет о своем намерении подойти к этому вопросу, рассмотрев историю его возникновения.

Часть первая: Описание естественного состояния

Руссо описывает естественное состояние в соответствии со своими представлениями. Человек противостоит Природе и должен в ней выжить. Поэтому у него мощное телосложение. Он бегает, охотится. Он живет в полном согласии с окружающей средой. У него мало ресурсов, но немного и потребностей. Руссо основывает свои представления о естественном состоянии на наблюдениях путешественников, особенно голландских. У дикарей, которых те описывали, чувства осязания и вкуса находились в зачаточном состоянии. Но зрение, слух и обоняние у них были чрезвычайно развиты…

Человек без страстей

Что касается морали, то желания дикого человека не превышают его физических потребностей.

«Единственные блага, знакомые им в мире, — это пища, самка и отдых; единственные виды зла — боль и голод».

И далее автор говорит о дикаре так:

«Его душа, ничем не волнуемая, отдается единственно чувству нынешнего существования, безо всякого представления о будущем, каким бы близким оно ни было, а его планы, ограниченные, как и его взгляды, едва простираются до конца дня…»

Руссо доказывает, что для овладения огнем, для начала земледелия потребовалось огромное время. Предвидеть, думать о будущем, — говорит Руссо, — значит выйти из естественного состояния. Это предполагает развитие языка. Философ подробно исследует корни происхождения языка, необходимого орудия для жизни в обществе. Руссо считает, что человеку «для жизни в естественном состоянии требовался лишь инстинкт». Но для жизни в обществе нужен «развитой разум». Таким образом, естественный человек не порочен и не добродетелен. Руссо спорит с Гоббсом, утверждавшим, что, не обладая добродетелью, естественный человек по натуре должен быть злым. По мнению французского философа, естественный человек, напротив, не знает порока, поскольку ему неведомо самолюбие. Руссо считает даже, что такому человеку по природе свойственна жалость. Он не любит видеть страдания себе подобных. Мать любит и жалеет своих детей.

Жестокосердие цивилизованного человека

В цивилизованном обществе человек самолюбив и не знает чувства жалости:

«Разум порождает самолюбие, а размышление его укрепляет; именно размышление заставляет человека обратить свои мысли на самого себя, именно размышление отделяет человека от всего, что стесняет его и удручает. Философия изолирует человека; именно из-за нее говорит он втихомолку при виде страждущего: Тибни, если хочешь, я в безопасности. Только опасности, угрожающие всему обществу, могут нарушить спокойный сон философа и поднять его с постели. Можно безнаказанно зарезать ближнего под его окном; ему стоит только закрыть себе руками уши и несколько успокоить себя несложными доводами, чтобы не дать восстающей в нем природе отождествить себя с тем, которого убивают. Дикий человек полностью лишен этого восхитительного таланта; и по недостатку благоразумия и ума он всегда без рассуждений отдается первому порыву человеколюбия…»

Природное состояние: равновесие

Страсть незнакома первобытному человеку. Сексуального соперничества не существует. Сексуальное желание не вызывает столкновений между людьми:

«Воображение, которое среди нас творит столько бед, ничего не говорит сердцу дикаря; каждый спокойно ждет внушения природы, отдается ему, не выбирая более с удовольствием, чем со страстью, и как только удовлетворена потребность, желание угасает все целиком».

Естественное состояние является, таким образом, состоянием равновесия, где нет ни страсти, ни прогресса:

«Дикий человек, который, блуждая в лесах, не обладал трудолюбием, не знал речи, не имел жилища, не вел ни с кем войны и ни с кем не общался, не нуждался в себе подобных, как и не чувствовал никакого желания им вредить, даже, может быть, не знал никого из них в отдельности, был подвержен лишь немногим страстям и, довольствуясь самим собою, обладал лишь теми чувствами и познаниями, которые соответствовали такому его состоянию; ощущал только действительные свои потребности, смотрел лишь на то, что, как он думал, представляло для него интерес, и его интеллект делал не большие успехи, чем его тщеславие».

Отсутствие прогресса

Если случайно первобытный человек и сделает какое-либо открытие, он не сможет о нем никому рассказать, поскольку не знает даже своих детей. Новое искусство погибнет вместе со своим изобретателем:

«Не было ни образования, ни прогресса, бесполезно множились поколения; и так как каждое из них отправлялось от той же точки, то целые столетия протекали в той же первобытной грубости; род был уже стар, а человек все еще оставался ребенком».

Дискуссия с прежними авторами, писавшими на ту же тему

Руссо долго и подробно описывает естественное состояние, желая прежде всего разрушить ложные теории о нем, выдвигавшиеся его предшественниками. Философ отвергает мысль о том, что в основе общественного неравенства лежат физические различия. По его теории, в естественном состоянии сила между людьми применяется редко и не может стать основой долговременных отношений;

«Человек, конечно, может овладеть плодами, которые собрал другой, дичью, которую тот убил, пещерою, что служила ему убежищем… Но как сможет он достигнуть того, чтобы заставить другого повиноваться себе?.. Если меня будут тревожить в одном месте, кто помешает мне пойти в другое?»

В естественном состоянии один человек не может заставить служить себе другого, поскольку никто не нуждается для выживания ни в ком другом. Следовательно, в естественном состоянии не существует социального неравенства.

Часть вторая: Образование гражданского общества и неравенства

«Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: Это мое! и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества». Эта фраза из Рассуждения стала знаменитой. Но интересно проследить за дальнейшим ходом мысли Руссо:

«От скольких преступлений, войн, убийств, несчастий и ужасов уберег бы род человеческий тот, кто, выдернув колья или засыпав ров, крикнул бы себе подобным: Остерегитесь слушать этого обманщика; вы погибнете, если забудете, что плоды земли — для всех, а сама она — ничья!»

Образование общества

Руссо понимает, однако, что цивилизацию не остановить. Для удовлетворения своих потребностей люди изобрели рыболовство, охоту. Они придумали одежду, научились хранить огонь. Им понравилась приготовленная пища… Но по мере того, как человек обнаруживал свое превосходство над животными, в нем пробуждалась гордыня. Стремление к благосостоянию привело человека к осознанию пользы от объединения в группы. Затем зародилась промышленность. Создавались орудия труда. Несколько человек подолгу жили вместе, и это положило начало семье и супружеской любви. Возникла необходимость речевого общения. Язык развивался. Люди объединялись во все большие группы, и возникла нация. Некоторые из людей пользовались наибольшим уважением среди себе подобных. Это привело к соперничеству и конкуренции. С появлением собственности началась эксплуатация человека человеком.

Накопление

«…Как только люди заметили, что одному полезно иметь запас пищи на двоих, исчезло равенство, появилась собственность, труд стал необходимостью; и обширные леса превратились ера-дующие глаз нивы, которые надо было орошать человеческим потом и на которых вскоре были посеяны и выросли вместе с урожаем рабство и нищета».

Появление металлургии и земледелия заложило основу этой революции. Появились разделение труда и частная собственность. Вначале земледелец защищал свой участок до сбора урожая, а затем с годами закрепил за собой постоянное право на владение землей…

Зарождение честолюбия

В области морали все эти события привели к развитию памяти, воображения, корыстного честолюбия: «Быть и казаться — это отныне две вещи совершенно различные, и следствием этою различия явились и внушающий почтение блеск, и прикрывая обманом хитрость, и все те пороки, что составляют их свиту». Началось порабощение одного человека другим. Ведь богатство нужно не для удовлетворения потребностей, а для подчинения ближних. Право наследования позволило создать громадные состояния. Соперничество богачей привело к войнам. Затем для удержания завоеванного были созданы общественные институты. Люди согласились с их появлением, веря, что они помогут избежать дальнейших войн. На самом же деле эти институты держали их в рабстве, в зависимом состоянии. Люди согласились подчиняться законам, как раненый соглашается, чтобы ему отрезали руку ради сохранения всего тела.

Естественная свобода исчезла. За первым обществом появились и другие. Они зарождались по всему свету гражданское право стало законом жизни всех граждан. В войнах между нациями возникло понятие смерти как долга. Людям стало необходимо избирать себе вождей. «…Народы поставили над собою правителей, чтобы защищать свою свободу, а не для того, чтобы обратить себя в рабов». Но те политики, что говорят о любви к свободе, в действительности приписывают людям естественную склонность к рабству и злоупотребляют их терпеливостью.

Происхождение власти

Руссо подчеркивает тот факт, что родительская власть — явление совсем иного порядка, чем власть политическая: «…Отец является повелителем ребенка лишь до тех пор, пока тому необходима его помощь…» После этого они становятся равными. Сын обязан лишь уважать отца, а не подчиняться ему. Руссо оспаривает мысль о том, что свободу можно уступить по договору, подобно материальным благам. Ведь без свободы не существует человека. Это его естественное состояние. Философ также отрицает выдвигавшиеся до него обоснования рабства. Что касается политики, то Руссо считает, что образование государства есть по сути дела договор между народом и руководителями, которых он для себя избрал, «договор, по которому обе стороны обязуются соблюдать законы, в нем обусловленные и образующие связи их союза». Если граждане принимают на себя обязательство уважать законы, то правители обязуются использовать доверенную им власть только в интересах граждан, то есть для защиты принадлежащей тем собственности.

Политическое общество

Поначалу честные правители соблюдают этот договор. Но уже в скором времени начинаются злоупотребления. Руссо перечисляет различные возможные формы правления. Философ объясняет их через обстоятельства, существовавшие в момент их создания. Когда народ желает иметь в качестве вождя кого-то одного, образуется монархия и т. д. Привыкнув к такой зависимости от монарха, народ уже не помышляет от нее освободиться. Неравенство все увеличивается. Неравенство между правителями и управляемыми порождает новые различия между людьми:

«Неравенство легко распространяется среди людей с душой честолюбивою и низкою, которые всегда готовы испытывать судьбу и господствовать или повиноваться почти с одинаковой охотой в зависимости от того, благосклонна к ним судьба или нет».

Именно на этих индивидуальных слабостях людей строится деспотизм, последняя стадия неравенства. Парадокс деспотизма состоит в том, что при нем все люди становятся равны, в том смысле, что все превращаются в рабов кого-то одного. И тогда человек полностью забывает о естественном состоянии. Какая же огромная дистанция между этими двумя состояниями! При деспотизме глазам мудреца представляется не более чем сборище фальшивых людей с наигранными страстями — результат всех этих новых отношений, не имеющих более никакого обоснования в Природе. Естественный человек желает лишь покоя и мира. Цивилизованный человек, напротив, всегда активен, всегда чем-то обеспокоен. «Он работает до самой смерти, он даже идет на смерть, чтобы иметь возможность жить».

Непримиримое противоречие между двумя состояниями

Руссо представляет себе то изумление, с которым обитатель Карибских островов должен смотреть на тяжелое, но столь желанное бремя трудов европейского министра! Однако, заключает он, для славного дикаря понятия власти и репутации не имеют смысла. Дикарь живет в самом себе. Человек общества живет лишь во мнении окружающих. Лишь по их суждениям строит он свое существование. Неравенство практически отсутствует в естественном состоянии. Оно достигает максимальной степени в развитом обществе. Руссо заключает отсюда, что моральное неравенство, оправдываемое действующим правом, противоречит естественному Закону:

«…Явно противоречит естественному Закону, каким бы образом мы его ни определяли, чтобы дитя повелевало старцем, глупец руководил человеком мудрым и чтобы горстка людей утопала в излишествах, тогда как голодная масса лишена необходимого».

Комментарий

Развитие идей Рассуждения в других произведениях Руссо

Как мы уже отмечали во введении, идеи, содержащиеся в Рассуждении, послужили основой политической теории, которую Руссо продолжал развивать в последующих своих сочинениях. Главными из них были работы Об общественном договоре и Эмиль, или О воспитании.

Об общественном договоре

В этой теоретической работе Руссо не ставит себе целью разработать программу развития общества или правления. Он сделает это позже, в проектах государственного устройства, написанных для Корсики и Польши. В трактате Об общественном договоре автор пытается сформулировать основные принципы будущей неизбежной революции. Он констатирует, что современное общество зиждется на аморальных основах. Следовательно, необходимо перевести его на новые принципы — равенства и свободы. В этом произведении Руссо еще придерживается того мнения, что, поскольку естественная тенденция заключается в увеличении неравенства, закон должен действовать в противоположном направлении.

Вся политика должна опираться на моральные принципы, на коллективную сознательность, позволяющую обеспечить равенство всех граждан. Поскольку возвращение в естественное состояние немыслимо, следует восстановить естественного человека в рамках общества. Договор есть та общественная норма, которую должны принять люди, подняв свою моральную сознательность до уровня сознательности гражданской и политической.

В этой книге Руссо проводит различие между общей и частной волей. Общая воля — это воля всеобщая в ее человеческом преломлении. Это желание вернуться к естественному разуму Общей воле противостоит воля частная, толкающая человека к поиску преимуществ для себя самого и против коллектива. Общая воля есть любовь к человечеству, а частная воля имеет источником себялюбие. Общая воля вовсе не совпадает с волей всех или даже большинства людей. Воля всех людей — это лишь сумма частных воль, тогда как общая воля есть воля общих интересов. Таким образом, эта книга по сути является развитием идей Рассуждения о происхождении неравенства.

Эмиль

В книге Эмиль, или О воспитании Руссо пытается представить такую систему воспитания, при которой человек становится не тем, чем он кажется, а тем, что представляет собой на самом деле. Эмиль воспитывается в обстановке, далекой от соблазнов большого мира. Мальчика поддерживают в состоянии изначальной, естественной невинности. Но это не значит, что Эмиль должен вырасти невеждой. Напротив, Руссо считает, что возврат к естественному сознанию возможен только у людей разумных и свободных. Сознание, разум и свобода должны объединиться воедино. Руссо предлагает систему воспитания, основанную на абсолютной откровенности в отношениях с ребенком. Цель такого воспитания он формулирует в Кредо савойского викария: «Совесть — для того, чтобы любить благо, разум — чтобы его знать, свобода — чтобы его избрать». Так что в Эмиле также развиваются некоторые идеи, изложенные в Рассуждении о происхождении неравенства.

Как были восприняты эти идеи

По мере развития своих идей Руссо встречался со все большей враждебностью бывших друзей-энциклопедистов. Вначале те восприняли новую теорию с энтузиазмом, но позже стали выражать все большее несогласие с идеалистической системой Руссо, считая ее отражением бесплодной тоски по прошлому.

Тем не менее известно, какое огромное влияние оказали мысли Руссо на политическое развитие Франции. Могла ли вообще произойти Французская революция, не будь этих страстных выступлений в защиту естественных свободы и равенства между людьми?

Не подлежит сомнению, что начиная со второй половины XVIII века идеи Руссо оказали серьезное влияние на самые широкие слои общества.

Духовная связь между Руссо и сегодняшними защитниками окружающей среды

Еще и сегодня учение Руссо вдохновляет, хотя и немногочисленных, сторонников новой педагогики (направления в педагогике, возникшего в конце XVIII века и лежащего в основе воспитательного процесса в многочисленных альтернативных школах). В определенной степени в экологическом движении можно разглядеть преемственность с теорией Руссо. Вот уже несколько десятков лет в Европе и во многих странах за ее пределами набирает силу понимание того, что развитие любой ценой опасно для человечества. Идеи Руссо об опасности прогресса продолжают находить себе сторонников. Даже в развивающихся странах, вовлекаемых великими державами в мировую экономику, начинают раздаваться голоса о том, что не следует принимать участие в международном разделении труда, а напротив, необходимо опираться лишь на собственные силы, живя за счет местного сельского хозяйства. Ведь Руссо убедительно доказал, что стремление к повышению производительности труда увеличивает людскую зависимость…

Защитники окружающей среды также ставят под вопрос идею роста производства как самоцель. Они настаивают на улучшении отношений, сложившихся в человеческом обществе. Враждебное отношение Руссо к духу предпринимательства, которое он считал присвоением чужого труда, его недоверие к постоянному появлению новых потребностей и все возрастающей конкуренции всегда находят отклик в тех политических и общественных движениях, которые пытаются определить цену, выплачиваемую обществом по логике экономического роста. Политическая экономия и наука об обществе школы Ле Пле в XIX веке, хотя и не ссылались прямо на учение Руссо, также были весьма чувствительны к этим вопросам.

В заключение: возрождение привлекательности призыва к смягчению нравов

Великая заслуга Руссо — создание учения о цене, уплачиваемой обществом за прогресс. Над некоторыми из мыслей философа еще и сегодня стоит задуматься. Огромные успехи научно-технической революции не всегда приводят к улучшению качества жизни. Уничтожение лесов по всей планете, загрязнение окружающей среды во всемирном масштабе, непрекращающиеся войны — все это и сегодня приводит нас к ностальгическим размышлениям о мягкости человеческих нравов в естественном состоянии. Рассуждение Руссо и все его учение снова и снова заставляют задуматься о цене прогресса в современную эпоху.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Философско-правовые воззрения Жан-Жака Руссо

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

имени Г.Р.Державина».

ИНСТИТУТ  ПРАВА.

Кафедра теории государства и права.

Деева Екатерина  Игоревна.

Философско-правовые воззрения Жан-Жака Руссо.

Реферат. 
 

Студентка

2 курса  (23 группы)

очного  отделения

Научный руководитель:

Садохина  Н.Е., к.ю.н., доцент. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тамбов-2012.

Содержание:

1.Введение…………………………………………………………………………3

2.Философско-правовые  воззрения Жан-Жака Руссо…………………………..5

3.Заключение……………………………………………………………………..12

4.Список источников…………………………………………………………….13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение

Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) — крупнейший представитель  демократического левого фланга Просвещения, страстный поборник социальной справедливости. Произведения Руссо вызывали в памяти потомков либо ненависть, либо восхищение, но только не равнодушие или академический  интерес. Общепризнанный глава и  самый авторитетный представитель  сентиментализма в литературе стал идейным и духовным вождем революционной  диктатуры якобинцев, ввергавший в  небытие всех, кто пытался встать на ее пути. Марат, Сен-Жюст, Робеспьер  клялись его именем. Робеспьер  не расставался с книгами Жан-Жака. “Эмиль” был его Библией, а  трактат “Об общественном договоре” — Евангелием. Во время Реставрации  не только аристократы, но и либеральные  буржуа с ужасом произносили имя  Руссо, оно вызывало образ гильотины. Недаром историк А.Т. Дворцов в  своей монографии «Ж. — Ж. Руссо» отмечает: « во Франции в свое время не без основания говорили, что, если бы не было Руссо, не было бы и Великой  Французской революции 1789 — 1794 гг.Дворцов  А.Т. Ж.-Ж. Руссо.- М.:Наука, 1980.- с.3» 

Жан-Жак Руссо  родился в Швейцарии, в Женеве в семье чиновника. Чувствительный, самолюбивый мальчик в раннем возрасте фактически стал сиротой. Он рано начал самостоятельную жизнь, перепробовал различные профессии (был писцом у нотариуса, служил лакеем, учился у гравера). Не найдя соответствующего применения своим силам и способностям стал на путь бездомных скитаний. В  эти годы Руссо попадал в самые  разнообразные жизненные положения. Он переменил веру, учился музыке и  т.д. Руссо в своих странствиях  познал лишения и невзгоды простых  людей, но в то же время изучил элиту  парижского общества. Он, — как отмечает известный историк А.З. Манфред — «изучал окружающий мир, он познавал жизнь не из книг, не из отвлеченных  рассуждений писателей. Он сам ее видел, чувствовал, слышал такой, какая  она есть Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции. — М. Мысль, 1989. с.44.

». Постепенно Руссо  пришел к осознанно-критической  оценке современного ему общества. Он подошел вплотную к тем идеям, которые как закономерный итог предшествующего  пути был сформулированы им в трактатах  “Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению  нравов?”, получившем в 1750 г. премию Дижонской  академии; “Рассуждение о происхождении  и основаниях неравенства между  людьми” (1754), “Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762 г.; это — главное произведение мыслителя), принесших их автору громкую известность

Ни одно другое имя не было окружено уже в 18 веке таким ореолом славы, как имя  Руссо. Он был самым знаменитым писателем  Франции, Европы, мира. Все, что сходило с его пера немедленно издавалось и переиздавалось , переводилось на все основные языки; его читали в Париже и Петербурге, Лондоне и Флоренции, Мадриде и Гааге, Вене и Бостоне. Но он пренебрег славой несмотря на всеобщее признание его обществом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Философско-правовые  воззрения Жан-Жака Руссо.

Жан-Жак  Руссо (1712–1778) – один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений.

Его социальные и политико-правовые взгляды изложены в работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762).

Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования  и защиты принципа и идей народного  суверенитета.

Распространенные  в то время представления о  естественном состоянии Руссо использует как гипотезу для изложения своих, во многом новых, взглядов на весь процесс  становления и развития духовной, социальной и политико-правовой жизни  человечества.

В естественном состояний, по Руссо, нет частной  собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального  неравенства, противоречивших естественному  равенству, начинается борьба между  бедными и богатыми.

Выход из таких  условий, инспирированный «хитроумными» доводами богатых и вместе с тем  обусловленный жизненными интересами всех, состоял в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданные путем договора государство  и законы «наложили новые путы на слабого и придали новые  силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев  обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету».

Неравенство частной  собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном счете к абсолютному  неравенству при деспотизме, когда  по отношению к деспоту все  равны в своем рабстве и  бесправии.

В противовес такому ложному, порочному и пагубному  для человечества направлению развития общества и государства Руссо  развивает свою концепцию «создания Политического организма как  подлинного договора между народами и правителями».

При этом основную задачу подлинного общественного договора, кладущего начало обществу и государству  и знаменующего превращение скопления  людей в суверенный народ, а каждого  человека – в гражданина, он видит  в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает  всею общею силою личность и имущество  каждого из членов ассоциации и благодаря  которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как  и прежде».

Каждый, передавая  в общее достояние и ставя  под единое высшее руководство общей  воли свою личность и все свои силы, превращается в нераздельную часть  целого. Последствия общественного  договора, по Руссо, таковы: «Немедленно вместо отдельных лиц, вступающих в  договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное коллективное Целое, состоящее из стольких членов, сколько  голосов насчитывает общее собрание. Это Целое получает в результате такого акта свое единство, свое общее  я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое*, образующееся, следовательно, в результате объединения всех других, некогда именовалось Гражданскою общиной, ныне же именуется Республикою, или Политическим организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою – при сопоставлении его с ему подобными. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства».

Обосновываемая  Руссо концепция общественного  договора выражает в целом идеальные  его представления о государстве  и праве.

Основная мысль  Руссо состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствующих  его концепции общественного  договора, может оправдать – с  точки зрения разума, справедливости и права – переход от естественного  состояния в гражданское. Подобные идеальные представления Руссо  находятся в очевидном противоречии с его же догадками о роли частной  собственности и неравенства  в общественных отношениях и обусловленной  этим объективной необходимости  перехода к государству.

Уже первое предложение «Общественного договора» – «Человек  рождается свободным, но повсюду  он в оковах» – нацеливает на поиски путей разрешения этого противоречия с ориентацией на идеализированные черты «золотого века» естественного  состояния (свобода, равенство и  т. д.). Подобная идеализация естественного  состояния диктуется идеальными требованиями Руссо к гражданскому состоянию, которое должно в новой (политической) форме возместить людям  то, «что они якобы уже имели  до образования государства и  чего они, следовательно, несправедливо  лишены в условиях сложившейся неправильной государственности. Таким образом, завышение достоинств прошлого дает руссоистской доктрине надлежащие высокие критерии и масштаб для критики современности и требований к будущему. Кстати говоря, по той же самой логике, но с противоположными целями сторонники абсолютной монархии, напротив, утверждали, что человек рождается бесправным подданным.

В трактовке  Руссо современный ему феодальный строй, критически соотнесенный с буржуазно-демократическими принципами общественного договора, лишается своей легитимности, справедливого  и законного характера – словом, права на существование: он держится не на праве, а на силе. В плоскости  же соотношения сил проблема, по оценке Руссо, выглядит следующим образом: «…пока народ, принужден повиноваться и повинуется, он поступает хорошо; но если народ, как только получает возможность сбросить с себя ярмо, сбрасывает его – он поступает  еще лучше; ибо, возвращая себе свободу  по тому же праву, по какому ее у него похитили, он либо имеет все основания  вернуть ее, либо же вовсе не было оснований ее у него отнимать». Такой подход, по существу, обосновывал  и оправдывал насильственный, революционный  путь низвержения феодальных порядков.

Но сила, согласно Руссо, не создает права – ни в  естественном, ни в гражданском состоянии. Моральное вообще не может быть результатом  физической мощи. «Право сильнейшего» он называет правом в ироническом  смысле: «Если нужно повиноваться, подчиняясь силе, то нет необходимости  повиноваться, следуя долгу; и если человек больше не принуждается к  повиновению, то он уже и не обязан это делать. Отсюда видно, что слово  право ничего не прибавляет к силе. Оно здесь просто ничего не значит».

Основой любой  законной власти среди людей могут  быть лишь соглашения. «Несомненно, писал Руссо, – существует всеобщая справедливость, исходящая от разума, но эта справедливость, чтобы быть принятой нами, должна быть взаимной… Необходимы, следовательно, соглашения и законы, чтобы объединить права и обязанности и вернуть справедливость к ее предмету».

Условия перехода к государству Руссо трактует следующим образом: то, что отчуждается  у каждого изолированного индивида в пользу образуемого по общественному  договору целого (народа, суверена, государства) в виде естественного равенства  и свободы, возмещается ему (но уже  как неразрывной части этого  целого, члену народа-суверена, гражданину) в виде договорно установленных (позитивных) прав и свобод. Происходит, говоря словами Руссо, как бы эквивалентный «обмен» естественного образа жизни людей на гражданский образ  жизни.

Благодаря общественному  договору все оказываются «равными  в результате соглашения и по праву».

Вместе с тем  Руссо отмечает, что «при дурных Правлениях это равенство лишь кажущееся  и обманчивое; оно служит лишь для  того, чтобы бедняка удерживать в  его нищете, а за богачом сохранить  все то, что он присвоил». Не отрицая  самой частной собственности, Руссо  вместе с тем выступает за относительное  выравнивание имущественного положения  граждан и с этих эгалитариетских  позиций критикует роскошь и  излишки, поляризацию богатства  и бедности. В общественном состоянии, считает Руссо, «ни один гражданин  не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность  купить другого, и ни один – быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным  себя продавать; это предполагает в  том, что касается до знатных и  богатых, ограничение размеров их имущества  и влияния, что же касается до людей  малых – умерение скаредности  и алчности».

В основе общественного  договора и правомочий формируемого суверенитета лежит общая воля. Руссо  при этом подчеркивает отличие  общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая – интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. «Но, – поясняет он, – отбросьте из этих изъявлений воли взаимно уничтожающиеся крайности; в результате сложения оставшихся расхождений получится общая воля».

stud24.ru

Философские воззрения Жан Жака Руссо

5. Философские воззрения  Жан Жака Руссо. 

Жан-Жак  Руссо (1712-1778), возможно, одна из самых  интересных и противоречивых фигур  французского Просвещения. Знаменит, Руссо  стал после того, как Дижонской академией в 1750 г. был объявлен конкурс на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов». Руссо представил свою работу «Рассуждения о науках и искусствах», которая заняла первое место на этом конкурсе, хотя и была, написала в совершенно ином ключе, чем все остальные представленные на конкурс работы.

В этой работе Руссо развивал идею о том, что  ни науки, ни искусства не способствуют улучшению нравов, а, наоборот, играют совершенно противоположную роль. Он указывает, что науки вредны, поскольку  создают бедность. Все народы и  правительства вынуждены тратить  огромные средства на науки и искусства, которые нужны только ограниченному  числу людей. Науки и искусства  существуют сами для себя, для очень  небольшого слоя людей, а остальные  люди вынуждены расставаться со своими деньгами, и с каждым годом затраты  на науку и искусство все больше растут.

Кроме того, науки и искусства сами по себе имеют неблагородное происхождение. Руссо перечисляет различные  исторические данные: математика вытекает из торговли, астрономия — из астрологии, осужденной Церковью, и т.д. Поэтому наука и искусство, по образному сравнению Руссо, есть гирлянды цветов на цепях, опутывающих народ. Писатели и ученые высасывают соки из государства, и трудящиеся беднеют. Хотя, конечно, науки и искусства нужны: Руссо не был таким уж мракобесом: но в духе Просвещения указывал на то, что нужен союз правителей и народа, чтобы и науки и искусства развивались так, чтобы не приводить к обнищанию населения и порче нравов.

Среди других работ Руссо выделяется «Рассуждение о происхождении, об основаниях неравенства  между людьми» (1755). Здесь Руссо  развивает идею общественного договора, знакомую нам по «Левиафану» Т.Гоббса. По мысли Руссо, человек по природе добр, а плохим становится в обществе. В первобытном состоянии люди равны, всё добывают своим трудом, и потому в первобытном состоянии нет ни зависти, ни насилия, ни других негативных нравственных качеств. Все люди здоровы, счастливы, и это общество — самая счастливая эпоха за все время существования человечества. Однако когда-то появился человек, взявший себе некоторый участок земли и сказавший: «Это — мое». Со временем возникают и другие формы собственности. Появляется железо, вырастает на этих участках хлеб, начинается торговля, так что и хлеб и железо есть зло для человечества, ибо приводят к неравенству.

Чтобы уничтожить неравенство, приводящее людей к  несчастьям и бедствиям, нужно отвергнуть цивилизацию и вернуться в  то состояние блаженства, в котором  существовали первобытные люди. Вольтер тут же откликнулся на это произведение Руссо и ехидно сказал, что еще не было такого произведения, в котором человек так старался бы показать свою собственную глупость, и что, может быть, кто-то и последует идее Руссо, и он рад бы, но не может, поскольку уже разучился ходить на четвереньках, да и возраст у него уже такой, что он то и дело обращается к врачам. Можно вспомнить и о реакции Руссо на гибель Лиссабона: ничего плохого в том, что погибло несколько десятков тысяч человек, он не видит, потому что для истории иногда полезно такое самоочищение, тем более что люди погибли по своей собственной вине — в Лиссабоне были 7-этажные здания, поэтому они и разрушились, а если бы люди жили в лесу, они бы этого землетрясения и не заметили.

Руссо принадлежит  ряд художественных произведений, среди  них «Эмиль, или о воспитании» — работа, посвященная педагогическим проблемам. Здесь Руссо применяет принцип «назад, к природе» в области педагогики. Эти идеи Руссо во многом опередили свое время и являются довольно современными, отнюдь не просветительскими. Современная педагогика постепенно отказывается от чисто просветительского подхода, что человек своим разумом может абсолютно все, в том числе и воспитать и перевоспитать ребенка, и возвращается к идеям Руссо, который исходит из более здравых посылок: в воспитании ребенка важно, прежде всего, познание его природы; естественное самовоспитание — прежде всего. Нравственность присуща ребенку, она не зависит от внешних факторов. Нужно дать возможность человеку свободно, не находясь под принуждением развиваться, опираясь на свои природные задатки, а не на испорченную разумом культуру, — и тогда воспитание будет наиболее успешным. Эти идеи об автономности, независимости этики от культуры оказали огромное влияние на И.Канта, развившего потом эти мысли в своей “Критике практического разума”.

В этой же работе помещена известная «Исповедь савойского викария», в которой Руссо излагает свои религиозные взгляды. Руссо  всегда возражал против католического  рационализма, стремления доказать бытие  Бога. По Руссо, Бога нельзя доказать, потому что Он выше человеческого разумения, Его можно только чувствовать. Бытие  Бога доказывается человеку сердцем.

Этот эмоциональный  аргумент используют многие богословы — особенно протестантские. Послушаешь их проповедь по телевидению — типичный руссоизм: давят на эмоции, на чувства, на сердце. Но чувства могут привести и к противоположному выводу — к отрицанию Бога.

Такой поворот  мысли люди действительно делают, и совершенно справедливо, потому что  религия чувства достаточно беспочвенна. Религия может основываться на божественном откровении, на разуме — на чувстве религию не создашь. Она не сможет существовать в виде Церкви. Даже такой атеист, как Бертран Рассел, сказал: если бы мне нужно было выбирать между религией Фомы Аквинского и религией Руссо, я бы, несомненно, выбрал религию Фомы Аквинского. Здесь хотя бы все четко и доказательно — против религии Фомы Аквинского не возразишь. Из религии же Руссо вытекает атеизм.

История во многом показала справедливость этих положений, поскольку французские  революционеры, в частности Робеспьер, были последователями именно Руссо. Он был первым философом, прах которого перенесли в пантеон великих  людей Франции. Робеспьер насильственно ввел культ Высшего Существа, пользуясь аргументацией и мыслями Руссо, который говорил не о личном, не о христианском Боге, а о высшем существе — некоем безличном Боге, высшем разуме, Высшем Геометре (говоря словами Вольтера).

Поскольку Руссо был убежден, что общество атеистов существовать не может, потому и религия должна существовать, а  правительство — заботиться о том, чтобы она была прочной. Если люди не соглашаются с религией, их нужно перевоспитывать, а если они упорствуют, их нужно уничтожить. Французские революционеры во главе с Робеспьером практически буквально претворяли в жизнь эти идеалы Руссо.

Руссо, развивая далее положения об общественном договоре, говорит, что когда люди уже отошли от состояния свободы  и счастья, понимают, что миром  начинают править сильные. Эти сильные  подавляют права и свободы  других людей. В конце концов, народ  объединяется и приходит к некоему  договору, на основе которого власть передается некоей части народа. Люди отдают часть  своей свободы или одному человеку, или нескольким людям, которые ими управляют. Но при этом вся власть остается у народа — сувереном, по терминологии Руссо, является народ, и суверенитет народа неотчуждаем, неотделим. Народу принадлежит вся полнота законодательной власти, а избранным ими правителям принадлежит только исполнительная власть. Даже по терминологии мы видим, насколько идеи Руссо прижились в современной ситуации.

В мире правит общая воля людей — суверенов, и если некий человек не подчиняется этой общей воле, то судебная власть заставляет его подчиниться этой воле. В дальнейшем, к сожалению, общественный договор стал нарушаться, поскольку правительство, не довольствуясь, долей исполнительной власти, стало силой присваивать себе и законодательную власть. Часто интересы у правительств начинают главенствовать над общей волей, так что общая воля оказывается обманутой. В таком случае возможен и необходим революционный способ борьбы с таким правительством, чтобы народ-суверен, власть которого неотделима и неотчуждаема, вернул себе эту власть.

stud24.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *