Философское определение жизнь: Жизнь | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии

УСПЕХ. ФИЛОСОФСКОЕ РЕВЮ | Наука и жизнь

Успех — понятие вроде бы ясное на уровне обыденного здравого смысла, но постоянно вызывающее спор на стадии социально-философского анализа. Впрочем, обыденная ясность успеха не столько раскрывает это понятие, сколько делает его удобным объектом рекламных манипуляций. Эта статья — обзор идей о том, что же такое успех. Помню из детства такой чешский журнал «Мотор ревю», где на каждой странице было по глянцевой модели мотоцикла. И в моем ревю содержится несколько новеньких и не очень «моделей», то есть идей, раскрывающих суть успеха, сопровождаемых по возможности «техническим» комментарием.

УСПЕХ — ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ?

Как многие желанные вещи, успех одновременно очевиден и невозможен для определения. С одной стороны, успешен тот, кто добивается своего. Но это «свое» оказывается желанным столь многим, что перестает быть «своим» и становится всеобщим, и уже возникает вопрос: а есть ли это «всеобщее» в том числе и мое?

Отождествлять успех с таким всеобщим, мгновенно приходящим на ум благом, как деньги, значит не столько упростить, сколько потерять это понятие.

Для социологов не нов тот факт, что в западном мире высокая зарплата больше не является приоритетом при выборе работы. После привычного взгляда на Запад пристальнее посмотрим на себя самих: наибольший вступительный конкурс среди вузов в Санкт-Петербурге в этом году пришелся на театральную академию, которая предлагает нечто другое, нежели недвусмысленный крепкий заработок.

Существует и такая промежуточная, сглаживающая и, по сути, пустая формулировка: успех — понятие индивидуальное, каждый-де сам решает, что для него успех и успешен ли он оказался. Не соглашусь с этим. Успех — категория социальная и как таковая, конечно, допускает «вариации на тему», но все же в определенных рамках, которые и ограничивают ее от множества других категорий.

Известный датский ученый Томас Хойруп занялся исследованием того факта, что понятие «общечеловеческие ценности» не существует даже в пределах отдельно взятой страны стабильного западного общества. Чтобы определить, кто, что и почему ценит, Хойруп разработал понятие «модели жизни».

В них входят четыре модели: работника по найму с целью заработка, менеджера, чья цель — карьерный рост и самореализация, предпринимателя со «своим делом» и, наконец, домохозяйки. Ценностные суждения и предпочтения людей, утверждает Хойруп, зависят от того, какой из этих моделей они следуют. Что считается успешным в одной категории, не считается таковым в другой. Например, человек, не стремящийся делать карьеру, не понимает карьериста, полагая, что последний слишком «убивается» на работе и не наслаждается вволю заработком. Собственник не считает успешными людей, вынужденных трудиться по найму, как у нас говорят, «работать на дядю». В свою очередь, менеджеры-карьеристы транснациональных корпораций не считают успешной жизнь собственника, которому, как правило, не хватает масштаба для руководящей и творческой работы и который вынужден во все вникать и заниматься делами рутинными и скучными. С домохозяйками тоже сложно. Одни из них ориентированы на дом как на объект своего творчества, другие — на выстраивание семейных отношений при невысокой оценке удовольствия занятий домашним хозяйством.

Добиваясь поставленных целей, представитель каждой модели жизни может считать себя успешным. Хотя это будет и объективная оценка, однако согласиться с ней в большинстве случаев смогут только представители той же самой модели.

«УСПЕХ» В СЕМАНТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Есть большой исследовательский соблазн поступить со словом «успех» так, как поступают часто при переводе с другого языка — вот непонятное слово появляется здесь, а потом еще здесь и здесь, и вот по контексту, не заглядывая в словарь, мы понимаем его значение. Есть мнение, что контекстные понимания наиболее близки к истине.

Современная культура ориентирована на то, что все желанное можно продавать и покупать (при наличии грамотной упаковки). А то, что не может быть продано непосредственно в виде вещи, обязательно встретится вам в виде рецепта. Рассмотрение упаковки рецепта «x + немного y = успех» даст нам много интересного. Как понятие неопределенное, принципиально неописываемое, мечущееся между всеобщим и «только моим», успех, чтобы быть предложенным к продаже, должен быть привязан к чему-то устойчивому и надежному — чем более традиционно -добротному, тем лучше. Варианты упаковки, как правило, предлагаются такие:

— Магия успеха.

— Философия успеха.

— Наука успеха.

— Технология успеха.

— Формула успеха.

Все первые существительные (эти «надписи на упаковках») так или иначе подчеркивают надежную основу своего содержимого.

Русскому человеку интереснее всего «Магия успеха» (я обобщений в принципе не люблю и говорю не о каждом конкретном русском, а о распространенной тенденции). Западному человеку трудно объяснить, зачем на последних газетных страницах люди с растопыренными руками предлагают устранить сглаз на бизнесе, поставить защиту, дать талисман успеха и т.д. Западный бизнесмен пожертвует на церковь, но для него затруднительно впустить подобных рекламных агентов «небесной канцелярии» в свою деловую рутину.

Те, кто, основываясь на подобных наблюдениях, относит русский народ к любителям «халявы» по щучьему велению, не вполне правы. Здесь большую роль играет культурно -религиозная традиция, сформировавшая определенный поведенческий стандарт.

Роли подобной традиции в экономических отношениях посвятил свой знаменитый труд «Протестантская этика и дух капитализма» социолог Макс Вебер. «Протестанты лютеровско-кальвинистской эпохи верили, что Бог проклинает часть людей при рождении, — пишет Вебер, — оставляя лишь небольшую часть для вечной жизни и преуспеяния». Точка. В связи с таким положением дел в протестантской традиции большинство церковных ритуалов были отменены как «магические», жалкие попытки воздействовать на волю Господню, которая абсолютна в своем решении. Что суждено, то суждено. И, как отмечает Вебер, явной чертой ряда протестантских народов до сих пор остается скептицизм и некоторого рода пессимизм по отношению к улучшению ситуации. В условиях подобной ментальности словосочетание «Магия успеха» вряд ли будет иметь широкое распространение, в то время как в нашей культуре таких препятствий не возникает.

Поэтому, вероятно, на всей территории России, а также Украины активно предлагаются тренинги и семинары под названием «Магия бизнеса», в чем можно убедиться, набрав эти два слова в поисковике рунета. В Екатеринбурге, например, была обещана «долгожданная встреча» с автором тренинга с вышеуказанным названием, действующего под девизом: «Сегодня мало быть образованным… Необходимо быть посвященным».

Интересно и словосочетание «Философия успеха». Именно философия предлагает рассмотреть временную составляющую понятия «успех». Сейчас я поясню свою мысль.

В американской культуре, как и в отечественной, на мой взгляд, тесна связь понятий «успех» и «успеть». Во всяком случае, множество американских фильмов, воплощающих «американскую мечту» (она предстает совсем не обязательно в виде кучи денег, но и в виде подвига, победы), основано на страдании главного героя, который когда-то чего-то не успел сделать

вовремя (защитить президента от пули, предупредить людей об извержении вулкана). Успех приходит к герою, когда он вновь оказывается в подобной ситуации и успевает справиться с ней, другими словами, побеждает. В сущности, такое понимание успеха не что иное, как добрая старая сказочная традиция.

Биржа, финансовая пирамида, инвестиции — во всех этих сферах рыночной активности успех непосредственно связан с «успеть». Это кажется интуитивно понятным — участвуя в финансовой пирамиде или сетевом маркетинге, легко остаться в дураках, но можно и «успеть» обогатиться. Речь идет об индивидуальном времени, моменте, который надо для себя безошибочно узнать, — о «счастливом часе», как говорят французы.

Яркий тому пример — обсуждения на деловом форуме bisnet, где участники так или иначе выражают сомнение в том, что «счастливый час» может прийти для всей страны одновременно, чтобы «успел» каждый желающий. Ведь ясно же, что большинство, как бы оно ни поступило, останется в ситуации Петропавловска-Камчатского, где все время полночь.

И в русло этой традиции вписывается американское выражение two-times loser, то есть «потерпевший неудачу два раза». С первого раза что-то не получилось, но вердикт еще не утвержден, потому что обязательно должен случиться второй раз. Вторая оплошность демонстрирует, что человек не успевает, расходится во времени с собственным бытием в том смысле, что все, что могло случиться, уже там, а он еще по досадному недоразумению здесь.

В этом философском рассмотрении не менее интересно обратиться к собственно российской семантике понятия «успех». Отмечу, что успех в том его виде, в котором современное российское общество освоило это понятие, получил собственное «эксклюзивное» определение — «раскрутиться». Сумел стать успешным, значит, «раскрутился». И не морщите, пожалуйста, нос, что это-де уличный жаргон. Как говорила Ахматова, «когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» Язык гораздо мудрее нас.

Слово «раскрутиться» по своей конструкции сходно со словом «развиться». Развитие означает развивание, сбрасывание витков, обнажение сердцевины, смысла, который не обретается, а, наоборот, скрывается (если скрывается вообще). Чем ближе мы подходим к сердцевине, чем более «преуспеяем» в сбрасывании витков, тем больше сжимается сердце — а что там, есть ли там действительно что-то такое, ради чего стоило эти витки сбрасывать?

Раскручивание, по сути, есть то же самое, что и развивание, — освобождение от всего того, что было «накручено».

Здесь и смысл, и стремительность оборотов, и головокружение от вращения. Разве можно ближе подойти к определению успеха?

ОТ МАГИИ К ФОРМУЛАМ

В продолжение темы связи «успех» и «успеть» (в понятии временных стратегий) можно обращаться не к фильмам и сказкам, а к статистике и формулам. В качестве примера приведем книгу Алана Лакейна «Искусство успевать» (Alan Lakein. «How to get control of your time and your life»).

Лакейн объясняет, что все мы могли бы достичь наших целей, если бы умели правильно планировать свое время и соответственно идти к целям более настойчиво. У нас всегда достаточно времени, чтобы достичь в жизни успеха, несмотря на то, что «мы все должны укладываться в скромный бюджет, который ограничен 168 часами в неделю». Со свойственным протестантам «критическим скептицизмом» Лакейн оговаривает, что его книга отнюдь не пособие по верному способу достижения успеха и что у всех есть объективные ограничения по полу, возрасту, расе, месту жительства, социальному и материальному положению и, вероятно, еще по массе всего. Поэтому Лакейн лишь хочет помочь сделать наши попытки по преодолению влияния объективных недобрых факторов более эффективными.

Здесь мы можем сделать логический переход к «Науке успеха» и к тому, что из науки следует — «Формуле». Научных и полунаучных трудов по этому поводу написано множество (впрочем, и критерии различия подлинно научного учения об успехе сомнительны). От прочих рецептов успеха они отличаются гораздо более четкими ориентирами — мы можем выявить пресловутые объективные факторы и их влияние, отследить тенденции, проанализировать стратегии. Однако здесь у нас есть одно небольшое, но существенное слабое место — в этих строгих и выверенных определениях мы так и не встретим понятия успеха. «Успех», по всей видимости, заменят «цель», «эффективность» и что-нибудь в этом роде.

SUMMA SUMMARUM

Раз уж был сделан некоторый обзор взглядов на успех, вспомним еще об одной книге, в которой тоже говорится об успехе, а именно о Библии. Понятие успеха в Библии — просто. Оно сродни удаче, которая не добывается, не зарабатывается и не просчитывается, а дарится, дается, в конце концов, приходит, что можно вывести из контекста, в который включается это слово. Здесь сразу всплывает и другой, современный контекст слова «успех», давно, упорно и совершенно безнадежно критикуемое филологами выражение «обреченность на успех». Обреченность ведь с чем связана? Не с успехом, а с успением, то есть с кончиной. Иными словами, не стоит так уж обольщаться относительно собственной способности «располагать» ситуацией, все в руках судьбы, от тюрьмы и от сумы не зарекайся, и от успеха тоже.

Взвесив изложенные «за» и «против», остается решить принципиальный вопрос: успех содержится внутри или приходит извне? Достигается или дарится? Как возможно объединение этих двух различных выводов?

Объединение возможно, если рассматривать смысл успеха как отсутствие проблем, которые мучают «неуспешных» людей, — вот такое определение через отрицание. Французский философ Жан Бодрийяр говорит об особом, присущем нашей современности виде энергии — отторжении и неприятии, связанных с терроризмом, аллергией и, как ни странно, с современным культом успеха, который Бодрийяр описывает как явление, гораздо более походящее на принуждение избавиться от чего-то, нежели на побуждение создать что бы то ни было.

Столь специфичное определение наводит на мысли. Прежде всего, о том, что успех — понятие не качественное или количественное, а идеологическое, формирующее вокруг себя духовный стержень современного глобалистического общества. А фигуры идеологии всегда были и будут символическими, идет ли речь о строителях светлого будущего или о категории self-made man. Так, глянцевые обложки, визуально демонстрирующие нам «успешность в натуре», представляют символический ряд, отсылающий в некую пустоту, заполненную рефлексией и сомнениями. А агрессивность, с которой этот символический «успешный» ряд со всех сторон обступает человека, рождает потребность в спасительном рецепте так же, как мигрень — в таблетке.

что это такое для человека, философский смысл

Содержание:

  • Жизнь что такое
  • Понятие жизни в философии
  • Иррационализм и философия жизни
  • Смысл жизни человека
  • Его цель и предназначение
  • Видео

Что такое жизнь, каковы ее цель и смысл, интересует каждого индивида. На протяжении многих веков попытки осмыслить существование человека позволили создать различные философские и религиозные направления. Каждая концепция и учение по-своему относятся к вопросам жизни, формируя новые подходы к ее пониманию. Попытаться разобраться с основными правилами построения жизни человека поможет подробный философский разбор частных взглядов на это явление.

Философия

Жизнь что такое

Движение в пространстве и времени, при котором происходит развитие личности, приобретаются опыт, навыки и знания, затрачивается энергия на взаимодействие с другими индивидуумами – вот что значит жизнь.

Важно! Точное определение и характерные признаки у этого явления отсутствуют.

Виды понятия

Жизнь – понятие, которое можно рассматривать с разных точек зрения:

  1. Физической. Непрерывный процесс, который сопровождается накоплением и рассеиванием энергии для того, чтобы увеличить или уменьшить хаос в системе – это и есть настоящая жизнь, о чем подробно повествует наука физика.
  2. Биологической. Согласно этому взгляду, общественное существование представляет собой особую форму живой материи, в каждой клетке которой протекают физические и химические процессы. Основными критериями развивающегося организма являются: рост, метаболизм, реакции на раздражители и размножение. Пока человек дышит, он продолжает жить.
  3. Если рассматривать этот термин с психологическим или культурным уклоном, можно обнаружить более 7 миллиардов определений, так как каждый взрослый человек и ребенок трактуют это явление по-своему.

Понятие жизни в философии

Более 30 столетий философы и пророки разных народов мира стремятся познать жизнь, понять, что это такое, и каковы ее границы. Спиноза, Сократ, Диоген, Антисфен и другие мудрецы сводили свои размышления к тому, что фундамент существования всего живого на земле сводится к поиску цели бытия.

Важно! Поэтому жизнь в философии – это своеобразный ключ к определению главных мотивов и путей развития мира, а также самосовершенствованию человека через его осмысленную созидательную деятельность.

Бенедикт Спиноза

Нередко, чтобы понять этот термин, в древних трактатах использовалось сопоставление со смертью и небытием. Жизнь как бытие – это устаревшее философское определение.

Дополнительная информация. На смену рациональному познанию мира в современное время пришли иррациональные взгляды. Вера, инстинкты и чувства стали основными инструментами, которые позволяют постичь реальное существование.

Иррационализм и философия жизни

Самопознание — что это такое в психологии и философии

Иррационализм представляет собой свод философских концепций, которые отрицают, что разум – ключ к познанию мира. Это направление современных учений поддерживает мысль о том, что существуют области миропонимания, которые можно характеризовать только при помощи:

  • инстинктов;
  • чувств;
  • интуиции;
  • веры;
  • откровений.

Фундамент иррационализма в западно-европейской философии заложили Фридрих Ницше, Артур Шопенгауэр и Серен Кьеркегор.

Представители иррационализма

Важно! С точки зрения датского философа Кьеркегора, рационализм игнорирует действительность, заостряя внимание на отвлеченных вещах. Он считал, что жизнь – это индивидуальная субъективность, которая позволяет страдать, переживать, чувствовать, стремиться к чему-то.

Шопенгауэр считал, что в мире отсутствует разум. В нем процветает только воля, которая заставляет все процессы и явления усиленно развиваться. В жизни человека она формируется в виде страстей:

  • мстительности;
  • властолюбия;
  • любви и других чувств.

Воля к жизни не находит окончательного удовлетворения, так как присутствует постоянная гонка за полным спектром эмоций.

У человека есть три главных блага:

  • свобода;
  • молодость;
  • здоровье.

Их ценность человек способен осознать только тогда, когда потеряет. Из-за этого концепция Шопенгауэра рассматривает жизнь как вечное страдание и скорбь. Если на время бесталанному парню или девушке удается избавиться от негативного чувства, они столкнуться со скукой.

Дополнительная информация. Поэтому уныние, скорбь и страдания  являются неизменными спутниками в человеческом существовании. Чтобы избавиться от «серых» будней, требуется искоренить волю.

Из-за этих философских умозаключений Шопенгауэр назвал свою концепцию – пессимизмом. А. Бергсон, Ф. Ницше развили его основные идеи. Центральным понятием термина «жизнь» стала мысль о том, что это непрерывный творческий процесс становления всего живого.

Важно! Ницше считал, что логика – это абсурд, разум ничтожен, и они идут в противовес динамическому развитию на Земле.

По его мнению, человек является высокомерным насекомым, который всеми путями будет пытаться добраться до власти над слабыми. Поэтому он практически ничем не отличается от животного.

А. Бергсон рассматривал жизнь как соединение биологического и духовного в человеке.

Концепция А. Бергсона

Дополнительная информация. Именно Бергсон ввел в обиход понятие «закрытого» и «открытого» общества. Для первого характерны инстинкт, автоматизм, низкий интеллект. Для второго – влечение и любовь.

Только благодаря внутренней морали, религиозности, творческой и эмоциональной свободе можно говорить о том, что личность действительно живет. Без инстинктов – двигателей существования реализовать эту возможность не получится.

Смысл жизни человека

Архетип — это что такое в психологии и философии

Смысл жизни – это осознанное и значимое свойство, ради которого человек устанавливает и реализует жизненные цели.

Дополнительная информация. Благодаря ему, личность способна определить свое место в мире и перейти на более высокий духовный уровень.

Кратко о смысле жизни сказать нельзя, так как эта тема затрагивает интересы каждого индивида. Каждый человек рано или поздно задается вопросом о цели пребывания на Земле. Чаще такие мысли возникают в юном возрасте, когда необходимо выбрать жизненный путь.

Важно! Нередко размышления о смысле жизни посещают человека в старости, в том числе в предсмертном состоянии. Главная ценность человека в отдельные эпохи воспринималась по-разному.

Подходы к осмыслению существования

Существовали различные подходы к трактовке предназначения:

  • смысл кроется в духовной связи с самой жизнью;
  • предназначение выносится за пределы действительности;
  • человек сам устанавливает цель собственной жизни;
  • смысл жизни отсутствует.

Первый подход включает в себя религиозную версию, согласно которой Бог задал смысл жизни человеку при создании. Это означает, что каждую личность он создал по своему подобию, обеспечил свободной волей. Поэтому главный смысл человека заключается в усовершенствовании до божественного образа путем сохранения и очищения собственной бессмертной души.

Важно! Согласно философскому взгляду, смысл жизни человека кроется в процессе улучшения духовного развития. При этом не важно, как, к примеру, женщина жила до осознания предназначения. В отличие от религиозной концепции, смысл жизни кроется в ней самой.

Для второго подхода характерен вынос смысла жизни за пределы человеческого существования. Согласно этой концепции, развитие индивида должно проходить на благо грядущего поколения, а также во имя справедливости, культуры и идеалов. Такой подход делает человека средством достижения целей будущего населения Земли. Сторонники третьего подхода считают, что сознательная и волевая личность самостоятельно способна придумать для себя смысл жизни.

Важно! Воля, которая игнорирует человеческое бытие и навязывает собственные условия существования, может привести к опасности: крушению целей, пустоте и даже гибели.

Для четвертого подхода характерно отсутствие какого-либо смысла человеческой жизни. Согласно этому взгляду, человек приходит в этот мир случайно и покидает его аналогичным образом. Если во вселенной цикличны все процессы, то события смерти и рождения повторяются без какой-либо миссии.

Его цель и предназначение

О главном предназначении человека споры ведутся до сих пор.

Основные вопросы, которые волнуют людей

В философии существует множество точек зрения, которые пытаются «открыть глаза» на цели пребывания индивида на Земле:

  1. Согласно атеистическим взглядам, главное предназначение живых существ – воспроизводство себе подобных. Жизнь человека может стать ценностью только в том случае, если он сможет улучшить собственный труд и реализовать создание продуктов и товаров.
  2. Главной целью человека, согласно нигилистическим взглядам, выступают получение удовольствия от жизни, а также удовлетворение основных нужд.
  3. Гуманистический подход к предназначению индивида на первый план ставит науку биологию и биологическое воспроизведение, в совокупности с расширением повсеместного благополучия.
  4. Согласно трансгуманизму, предназначение каждого индивида кроется не только в улучшении человеческой расы, но и совершенствовании тела при помощи новых технологий.
  5. Прагматичный подход требует от людей ставить перед собой только те цели, которые позволяют ценить жизнь. Также прагматики утверждают, что собственное предназначение человек способен узнать только опытным путем. Вчерашние ошибки – это важный ключ к сегодняшней комфортной жизни, поэтому они занимают ключевое значение в существовании индивида.

При размышлении о том, что такое жизнь для каждого человека, каков ее состав, нельзя прийти к какому-то одному выводу. Множество подходов к познанию предназначения позволяет выбрать собственный путь. Относиться ли к жизни как к дару или не видеть в ней ценности, каждая личность решает самостоятельно.

Видео

Экзистенциальный кризис — что это такое значит

Автор:

Aннa Kyлинич

Абсурдна ли человеческая жизнь? Философское исследование конечности, ценности и смысла

    toggle"}»>
  • Передний вопрос

    • Бесплатный доступ

      Страница авторского права

    • Бесплатный доступ

      Преданность

    • Бесплатный доступ

      Предисловие

    • Бесплатный доступ

      Благодарности

  • Ограниченный доступ

    Введение

    Страницы:
    1–5
  • Ограниченный доступ

    Глава 1.
    Определение абсурда

    Страницы:
    6–26
  • Ограниченный доступ

    Глава 2 Относительная нелепость

    Страницы:
    27–63
  • Ограниченный доступ

    Глава 3.
    Внутренняя нелепость

    Страницы:
    64–107
  • Ограниченный доступ

    Глава 4. Роман Тейлора со значимой жизнью

    Страницы:
    108–142
  • Ограниченный доступ

    Глава 5 Интерпретация осмысленной человеческой жизни

    Страницы:
    143–187
  • Ограниченный доступ

    об авторе

    Страницы:
    195–196
  • Назад Материя

    • Бесплатный доступ

      Библиография

    • Бесплатный доступ

Раймонд Анджело Беллиотти, , заслуженный профессор философии Университета штата Нью-Йорк. Он является автором 20 книг, в том числе «Обоснование закона »; Хороший секс ; В чем смысл человеческой жизни? ; Счастье переоценено ; Шекспир и философия ; Смертные грехи Данте ; и Секрет Макиавелли .

Предисловие
Благодарности

Введение

1 Определение абсурда
 1 Абсурд в классическом кино
  1.1  В поисках Святого Грааля 9016 4 (1975)
  1.2  Седьмая Печать (1957)
  1.3  Большой Лебовски ( 1998)
 2 Абсурд в человеческой жизни
 3 Анализ абсурда Фейнберга
 4 Рабочее определение абсурда

2 Относительный абсурд
 1 Психологический коллапс и искупление Толстого
 2 Камю и абсурд
  2.1  Стоик-предшественник: Марк Аврелий
  2.2  Сизиф Непокорный герой
  2.3  Сизиф как принц пропинквии
  2.4  Камю показал, что человеческая жизнь абсурдна?
 3 Кьеркегор, религия и абсурд
 4 Сартр и абсурд
  4. 1  Определение того, кто мы есть
  4.2  Свободны ли мы ?
  4.3  Эмоции
  4.4  Доказал ли Сартр, что человеческая жизнь абсурдна?
 5 Отношения между абсурдом и осмысленным
 6 Случайная природа абсурда

3 Внутренний абсурд
 1 Шекспир и абсурд
 2 Космическая перспектива и личностная перспектива
 3 Вывод абсурда Шопенгауэром из природы Желание
 4 Ницше: Воля к власти и процесс ценностей
  4.1  Нигилизм и воля к власти
  4.2  Великие борцы и пого-стики
  4 0,3  Страдание, счастье и сила
  4.4  Отрицание пессимизма, грандиозное стремление и давнишние сомнения
 5 Нагель и абсурд внутри
  5.1  Абсурд как объективное условие и как субъективный опыт
  5.2  Неизбежная часть человеческого состояния?
  5.3  Повседневный абсурд и абсурд всей человеческой жизни
  5.4  Как правильно реагировать на абсурд?
 6 Борьба с абсурдом
  6. 1  Процесс и неотъемлемые ценности
  6.2  Можем ли мы превратить «абсурд» в практическую пользу?
 7 Случайность абсурда

4 Роман Тейлора со смыслом жизни
 1 Тейлор и абсурд
  1.1  «Смысл жизни» ( 1970)
  1.2  «Смысл человеческого существования» (1981)
  1.3  «Время и смысл жизни» (1987)
  1.4  «Смысл жизни» (1999)
 2 Реконструкция Тейлора о смысле жизни
 3 Космическая и личная перспективы, снова

5 Интерпретация осмысленной человеческой жизни
 1 Полный и ослабленный смысл
 2 Фундаментальная теория
  2.1  Интуиция в игре
2.2  Причина и смысл
  2.3  Посмертное значение и смысл жизни
  2.4  Целенаправленные теории смысла
 3 Почему Положительная висцеральная реакция необходима для смысла жизни
 4 Субъективная привлекательность соответствует объективной ценности
 5 Анализ малозначимой человеческой жизни

Библиография
Об авторе
Алфавитный указатель 901 83

Эта междисциплинарная работа привлечет философов, психологов и литературоведов, занимающихся экзистенциалистскими исследованиями; те, кто интересуется концепцией абсурда; тем, кто озабочен смыслом жизни, а также интеллигентным непрофессионалам.

Альбер Камю о самоубийстве, абсурде и смысле жизни

Эта статья была впервые опубликована на Big Think в марте 2018 года. Она была обновлена ​​в марте 2023 года. называют философом. Его часто связывают с экзистенциалистской школой мысли, хотя он предпочитал, чтобы его рассматривали отдельно от нее. Его образ жизни и образ мышления сильно отличаются от большинства философов и даже экзистенциалистов, с которыми он связан.

Его идеи о том, как жить и справляться с существованием, смелые и часто менее чем утешительные. Несмотря на это, он может дать нам представление о том, как справиться с нашим экзистенциальным страхом, и предлагает нам несколько советов о том, как прожить нашу бессмысленную жизнь.

О самоубийстве

«Есть только одна действительно серьезная философская проблема — самоубийство», — утверждает Камю в своем эссе Миф о Сизифе . Начав с вопроса о том, стоит ли жить, Камю ставит проблему того, как мы должны жить, прямо в центр своей мысли.

Для многих жизнь без смысла не стоит того, чтобы ее прожить. Камю понимает это и берется за дело лицом к лицу. Он заключает, что самоубийство нам мало полезно, так как в смерти не может быть больше смысла, чем в жизни, и обращается к вопросам о том, ради чего стоит жить. Однако когда дело доходит до того, какой смысл мы можем найти, он мало чем может помочь.

Смысл жизни

Камю делает довольно смелое заявление о смысле жизни:  его нет и мы не можем его создать . Он утверждает, что для нас невозможно найти удовлетворительный ответ на вопрос о смысле жизни, и любая попытка навязать смысл Вселенной закончится катастрофой, так как любой смысл, который мы выберем, будет отправлен позже. Далее он отрицает, что наука, философия, общество или религия когда-либо могли создать смысл жизни, который был бы невосприимчив к проблеме абсурда.

Абсурд

Вся философия Камю основана на идее абсурд . У людей есть стремление находить смысл в вещах, и там, где его нет, мы обычно пытаемся его создать. Однако, поскольку Вселенная холодна и безразлична к этому поиску смысла, мы всегда будем сталкиваться с абсурдными ситуациями, когда наши попытки найти смысл терпят неудачу. Наша жизнь бессмысленна и останется таковой.

Однако Камю не считает эту бессмысленность чем-то плохим. Он объясняет, что понять, что жизнь абсурдна, — это первый шаг к полноценной жизни. Хотя проблема жизни в мире, лишенном смысла, велика, но ее нужно решать, как и любую другую.

Зачем тогда жить?

В своей работе он превозносит солнце, женщин, пляж, поцелуи, танцы и хорошую еду. Он любил спорт и в юности был чемпионом по футболу. Он получал большое удовольствие от мелочей и поощрял нас делать то же самое. То, что жизнь бессмысленна, не означает, что она не может быть приятной! В самом деле, бессмысленность — это всего лишь фоновый факт, как гравитация, с которым нужно считаться.

Нелепый герой

Камю подверг критике тех, кто пытается вынести бессмысленность жизни, придавая ей смысл. Хотя это может нас утешить, сами по себе эти смысловые системы в долгосрочной перспективе обречены на провал. Вселенная остается к нам безразличной, случаются случайные события, и мы снова столкнемся с бессмысленностью.

Он указывает, что Кьеркегор, например, понимал, что жизнь абсурдна, но бежал к Богу, вместо того чтобы принять факт. Французские экзистенциалисты также делали это секуляризованным образом, поэтому Камю не отождествлял себя с ними.

Камю говорит нам, что ответ заключается в том, чтобы принять бессмысленность. Человек, который может по-настоящему знать, что жизнь абсурдна, и пройти через нее с улыбкой, — это Герой абсурда . Камю был примером из реальной жизни, и он увидел литературные примеры Дон Жуана и Сизифа , на которые мы можем обратить внимание. «Мы должны представить себе Сизифа счастливым», — говорит он нам, ибо нелепый герой способен прожить такую ​​же бессмысленную жизнь, как вечно катить валун в гору и все равно находить в этом удовольствие.

Он также призывает нас отказаться от идеи загробной жизни, потому что это не только маловероятно, но и потому, что попытка жить так, чтобы гарантированно попасть в следующую жизнь, отвлекает от этой. Пытаться оправдать эту жизнь, указывая на следующую, — это просто еще один способ отрицать бессмысленность жизни, как бы вы это ни выражали.

Итак, что мне делать сегодня?

Камю рекомендует: выйти на улицу, насладиться солнечным светом, прогуляться по пляжу, поиграть в футбол, пообедать в кафе с другом, отказаться от отчаяния и принять бессмысленность существования, выбрав продолжайте делать то, что вам нравится, несмотря на отсутствие смысла в ваших действиях.

Можем ли мы найти смысл жизни, удовлетворяющий нашу потребность в нем? Камю говорит, что нет, но это не должно быть проблемой. Мы по-прежнему живем здесь и сейчас и имеем все возможности получать удовольствие. Жизнь стоит того, чтобы жить, и ее следует принимать такой, какая она есть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *