«За тайным занавесом сна». Интервью с Андреем Россохиным
«За тайным занавесом сна». Интервью Андрея Россохина газете «Инсайт» (газета факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова)
Россохин Андрей Владимирович, доктор психологических наук, профессор психоаналитик, член Парижского психоаналитического общества
«ОСТОРОЖНО, ПСИХОАНАЛИЗ! Мир сновидений окружен ореолом таинственности, развеять который пока никому не удалось. Психоанализ, как бы мы к нему ни относились — как к необычной научной теории или как к чересчур яркой фантазии, очень трепетно относится к тем образам, что посещают нас между закатом и рассветом (ну и между началом и концом не самых интересных лекций). Ещё Зигмунд Фрейд называл сновидения «королевской дорогой» в бессознательное, в связи с чем анализ сновидений играет одну из важнейших ролей в психоаналитической теории и практике. Практикующий психоаналитик А. В. Россохин расскажет нам о том, где, по его мнению, прячется бессознательное и почему так важно замечать мельчайшие детали».
Андрей Владимирович, могли бы Вы рассказать о том, какие механизмы сновидений рассматриваются и анализируются в психоаналитической терапии?
Во время сеанса психоаналитик не думает ни о каких механизмах, потому что для него важно слушать живую речь пациента, не схватывая её в интеллектуальных конструкциях. В рассказе о сновидении живое бессознательное пациента действительно блокировано и переработано специальными психическими механизмами, зашифровывающими сновидение и прячущими его истинный смысл от осознания. То, что вы на самом деле видели во сне, и то, что вы вспоминаете, когда просыпаетесь, — это две разные вещи. А то, что вы рассказываете на кушетке у аналитика — это ещё более изменённая версия сновидения. И чем больше времени проходит между сновидением и рассказом о нём, тем больше сон перерабатывается сознанием. Есть классическая психоаналитическая метафора — сон как внутренний театр: сновидение предстаёт в виде образов, нарисованных на занавесе и служащих для отвлечения внимания. Поэтому человек, который старается думать о том, что ему говорит сон, попадает в ловушку. Он размышляет о значении символов, а это просто знаки, призванные скрыть ту внутреннюю драму, которая разыгрывается за занавесом. Поэтому различают явное содержание сновидений (занавес) и скрытое (сам внутренний спектакль). Явное — это то, что человек понимает и осознаёт. Размышляя о сновидении, он может его интерпретировать и находить его смысл. В действительности, это будет рассуждение о рисунках на занавесе и об их смысле. Сами потаённые внутренние переживания, спрятанные за занавесом (скрытое содержание сновидения), останутся при этом невидимыми. Для их обнаружения необходимо сначала не думать о том, что этот сон значит для меня, а ассоциативно оживить сновидение, дать ему больше психического пространства. В момент пробуждения и вспоминания о сне сновидение уже значительно переработано защитными механизмами психики, которые охраняют наше сознание от того, что хочет в него прорваться из бессознательного. Если мы начинаем думать о сновидении, включается вторичный (логический) процесс, а мы, вместо повторного пробуждения сновидения, ещё больше его рационально перерабатываем и уничтожаем его живой потаённый смысл. Пробудить сновидение — это значит раскрыть занавес и погрузиться в спектакль, разыгрывающийся на внутренней сцене. Бессознательное нерационально, нелогично, нелинейно, в нём действует первичный процесс, включающий ассоциации и фантазии. Соответственно, чтобы оживить сновидение, нужно не думать, а фантазировать и ассоциировать. Говорить всё, что приходит в голову в связи с теми или иными образами сновидения, эмоциями, действиями, поворотами в сюжете. Особенно важно обращать внимание на детали, которые кажутся второстепенными, незначимыми, неважными. Но тут очередная западня: если я их заметил, то я начинаю о них думать. Смысл в том, чтобы не подвергать эти образы осмыслению, а только ассоциировать и фантазировать — и тогда сновидение начинает пробуждаться. Оно приобретает ассоциативно-фантазийную, многомерную форму, обогащается и раскрывается. Занавес постепенно открывается, и перед вами появляется театр, в котором вы и зритель, и артист, и режиссёр. Только открыв занавес и погрузившись в спектакль, можно начинать размышлять о нём и о его смысле. Поэтому психоаналитическая работа со сновидениями проходит в два этапа: сначала ассоциативный и только потом аналитический процесс.
А как быть с людьми, которые не видят сновидений?
Многие люди на сеансе психоанализа говорят, что очень редко видят сновидения, или жалуются на неинтересные сновидения, повторяющие реальность. То, какие сновидения мы видим и насколько мы способны вспомнить о них или, что часто ещё труднее, рассказать о них, зависит от силы индивидуальных защитных механизмов. У некоторых людей в момент просыпания опускается не мягкий занавес с образами, а что-то вроде «железного» занавеса, отсекающего бессознательное от сознания. Причина этого в том, что Я этого человека уверено (и это тоже бессознательно), что в его внутреннем мире есть угрожающие его целостности силы. Мощные защитные силы как раз и служат для устранения встречи сознания с чем-то внутренне невыносимым. Сами эти защитные силы, сыгравшие в своё время важную позитивную роль, также остаются бессознательными и позднее зачастую начинают играть патологическую роль.
Опускающийся при просыпании «железный занавес» убеждает человека, что он не видит никаких снов. Такой занавес встречается не так часто. Как правило, любой человек видит и помнит свои сновидения, просто иногда он не догадывается о том, что, например, безотчётная радость или, напротив, тревога, страх при просыпании могут быть как раз следами тех сновидений, которые он видел. Или он не помнит сновидение, но с самого утра в течение всего дня его «преследует» какая-то навязчивая мысль, чувство, ощущение или образ.
Случаи тотального неосознанного запрета на контакт со своим внутренним миром не так часты. Всегда есть что-то, что остается после сновидения, и если дать этому крохотному следу рассказать о себе, то мы можем узнать очень многое. Один из моих пациентов говорил, что, просыпаясь, он практически не помнил свои сны, но научился «ухватывать их за маленький хвостик, и потихоньку они начинают вылезать из своей норы».
Главной целью психоаналитической работы является помощь пациентам в налаживании более тесного контакта со своим внутренним миром. Мы точно знаем, что если этот контакт станет продуктивным и удовлетворяющим, то исчезновение симптомов будет побочным результатом анализа. Всегда есть два пути: можно помогать пациенту открывать занавес и обретать новые более глубокие смыслы, а можно усиливать занавес, залатывать его дыры, устранять щели, через которые такой контакт может происходить. Во втором случае мы усиливаем свои защиты, лучше адаптируемся к внешнему миру, жертвуя внутренними ресурсами и действительным развитием своего Я. Психотерапевт, который лечит симптомы, рискует помочь человеку ценой потери внутренних источников жизни. Наверное, мы будем спокойнее и увереннее жить в городе, если не будем искушены и/или напуганы знанием о том, что где-то есть дикая природа с её опасностями, страстями и силой. Я совершенно не уверен, что человек, открытый своей внутренней (дикой) природе, будет более спокоен и менее тревожен. Полагаю, что нет. Возможно, даже наоборот, конфликтов будет значительно больше. Но у него будет совсем другая, качественно иная жизнь, полная чувств, желаний, страсти и развития. Конечно, при условии, что он в достаточной мере способен разрешать эти внутренние конфликты (например, психоаналитически). Для психоаналитиков важен именно процесс встречи сознания и бессознательного, помощь человеку в обретении способности налаживать между ними продуктивный диалог. Это путь значительно более долгий, чем «залатывание» защитных механизмов, но мы считаем, что именно он и приводит человека к самому себе.
Возвращаясь к Вашему вопросу, я могу сказать, что если в процессе психоанализа человек, который думал раньше, что он не видит снов, начинает их видеть, проникается к ним интересом и любопытством, осознаёт их ценность для своего развития, то это становится одним из важнейших результатов нашей работы.
У некоторых людей бывают повторяющиеся сновидения. Это тоже своего рода занавес?
Повторяющиеся сновидения могут быть связаны, например, с травмирующим переживанием, которое было вытеснено, но стремится прорваться в сознание, подобно вулкану. Пациенты часто жалуются на повторяющиеся кошмары, но они не подозревают, что для их психики было бы значительно хуже, если бы они не видели этих сновидений. Тогда эта травма разряжалась бы через тело. Если психика не может страдать, то это страдание берёт на себя тело, но при этом понять, с чем связана психическая боль, намного сложнее. Если вулкан по тем или иным причинам не может извергнуться, то будет подземное землетрясение. Волны напряжения пройдут по телу земли и нанесут ему урон. Чем хорош вулкан (в нашей метафоре — кошмарное сновидение)? Он страшнее, драматичнее, опаснее, но человек его видит. При подземном землетрясении выхода в сознание нет, и вместо психики удар приходится по телу. Для психоаналитиков повторяющиеся сновидения очень важны, так как говорят о важнейших точках напряжения во взаимоотношениях сознания и бессознательного у данного человека. Например, человеку часто снится, что он в лесу совсем один, корни деревьев хватают его за ноги, не дают идти. А где-то вдалеке светится огонёк в избушке, но он не может до неё дойти. Можно как угодно интерпретировать явное содержание этого сновидения: цель, которую ты не можешь достигнуть, потому что не веришь в свои силы, или этот сон говорит о наличии внешних сил, которые тебе мешают, например жена или завидующие друзья и т.п. А в реальности психоаналитическая работа, основанная на ассоциациях пациента к этому сновидению, показывает, что за этим сновидением стоит желание инфантильного Я пациента вернуться в дом матери или даже в её матку, где не нужно никуда идти, ни о чём заботиться, брать на себя ответственность. То есть идея прямо противоположная. А вот эти корни — как раз сила взрослого Я, которая пытается его остановить. Это всегда внутренний конфликт, особенно в юном возрасте: одна сила хочет чего-то добиваться, самореализовываться, обретать своё Я, отделяясь от семейных уз, а другая хочет избежать трудностей, она стремится возвратить человека в детское состояние зависимости от могущественных взрослых. Нужно просто дойти до избушки, и там все проблемы сами собой разрешатся. И если первая сила ограничена нашими реальными возможностями, то вторая мечтает о безграничном могуществе — том самом, которое каждый из нас переживал в младенчестве в моменты слияния с матерью, а точнее — с материнской Вселенной. Это и есть одна из важнейших фантазий инфантильного Я, его грёз об утраченном всемогуществе, потерянном рае. Нам кажется, что максимум силы мы переживали именно в младенчестве, когда были в центре материнской Вселенной. Мы, конечно, не осознаём при этом, что в реальности в тот момент мы были абсолютно бессильны и тотально зависимы.
К такой интерпретации пациент приходит сам или через объяснение психоаналитика?
Есть две различные школы психоанализа: англо-саксонская, использующая преимущественно объясняющие и разъясняющие интерпретации, и французская, считающая наиболее важными аллюзивные интерпретации. В первом случае психоаналитик больше опирается на вторичный логический процесс, помогая пациенту осмыслить и принять новый смысл. А французские психоаналитики предпочитают сначала использовать аллюзивные, намекающие интерпретации, активизирующие первичный ассоциативный процесс у пациента. Это позволяет ему в большей мере обрести новый смысл самому, а главное — присвоить его. Лучше давать человеку больше времени, подсказывать ему, но не объяснять.
Приведу пример из своей практики. Пациент описывал кошмарное сновидение, в котором он видел Мишель Обаму. Половина её лица была естественной, а другая половина была похожа на киборга с искусственным глазом и пластиковой челюстью, как у Шварценеггера из «Терминатора». В ассоциациях к сновидению пациент вспомнил, что накануне видел новости, где Мишель наряжала новогоднюю ёлку. Её образ у него проассоциировался с образом заботливой жены, готовящей семейное торжество. Я почувствовал в его голосе зависть, ведь у него самого в детстве не было такой новогодней ёлки. Отношения с собственной матерью не были настолько теплыми, как в фантазии о Мишель Обаме. Я вспомнил его самый первый сон в нашей работе. Он ходил вокруг красивой женщины-индианки, находящейся внутри стеклянного ящика. Она была освещена красным светом, исходившим откуда-то изнутри ящика. Женщина была по пояс в земле. Пациент ходил вокруг неё, не решаясь приблизиться, и просто смотрел. В ассоциациях к тому сновидению он говорил, что это ему напоминает то, как укрывают на зиму деревянными ящиками статуи в Архангельском. Это похоже на гробы. Тогда я обратил его внимание на то, что, хотя фигура женщины была по пояс закопана в землю, их глаза были на одном уровне. Это означает, что она была в 2 раза выше его. Он не отреагировал на это, и мне пришлось намекнуть ему, что в детстве мы воспринимаем родителей как очень высоких людей. За образом этой доброжелательной индианки прятался один из образов его матери — недоступный и холодный. Красный свет натолкнул его на воспоминание о любимой бабушке, потерю которой в 11 лет он очень сильно переживал. Он вспомнил рассказ о том, как она держала его маленького на руках перед печкой, в которой горел огонь. Это трогательное воспоминание соседствовало с ассоциацией с бабой Ягой, готовящей маленьких детишек на огне. Снова двойственность, как и с его матерью: любовь и смерть. И во сне с Обамой женский образ также был наполовину живой, наполовину мертвый; наполовину желанный, наполовину пугающий и отвратительный. Рассказывая о Мишель Обаме из сна, он делал большой акцент на её страшной челюсти, и я вспомнил, как он рассказывал мне о том, как каждый вечер, идя чистить зубы, он видел бабушкину вставную челюсть в стаканчике. Все эти воспоминания промелькнули внутри меня, когда я слушал его ассоциации, и когда он остановился, я произнес с небольшими паузами: «О… Ба… Ма…». Пациент надолго замолчал, и я слышал его тихий плач. Эта аллюзивная интерпретация помогла ему глубоко осознать и прочувствовать двойственность своего отношения к женщине: Ба…бушке и Ма…тери.
То есть жизненные ситуации, которые мы видим в сновидениях, нельзя интерпретировать напрямую? Например, если я вижу во сне, что не сдала экзамен, не может ли это быть именно страхом не сдать экзамен в реальности?
Интерпретировать напрямую никогда не получится. Те образы, которые использует наше бессознательное из реальных переживаний накануне — это всего лишь маскировка. Это могут быть рисунки на занавесе, а могут быть декорации на сцене сновидения или даже «одежды», в которые одеты персонажи, играющие спектакль. Всё это подталкивает нас к быстрой и ясной интерпретации сновидения, которая всегда поверхностна и служит отвлечению внимания от глубокого, спрятанного за внешней оболочкой смысла. Если вы проснулись от ночного кошмара с вампирами и вспомнили о том, что накануне смотрели про них фильм, это успокоит вас, но лишит возможности сделать новый шаг в понимании себя и своего внутреннего мира. Возможно, что-то из этого фильма вас неосознанно зацепило, пробудило скрытые в глубине бессознательного детские переживания, например, вы ощутили бессознательный страх вторжения извне, проникновения в вас или, наоборот, вы почувствовали желание более тесного слияния с кем-то. Сновидение не о том, что нам понятно, сновидение — это всегда тайна! В психоанализе мы хорошо знаем, что иногда оно раскрывается достаточно быстро, а иногда его смысл может проясниться только через несколько лет психоаналитического процесса.
Вы говорили, что основная цель — это «оживить» сновидения. А можно ли это сделать с помощью техники осознанных сновидений?
Я думаю, что нет никаких осознанных сновидений! Это происходит так: человек тренирует способность осознавать себя в глубоком сне, как он считает. А на самом деле он тренирует своё желание увидеть сновидение. И когда он спит, то происходит не проникновение его сознания в глубину бессознательного, в сновидение, а наоборот: за счёт усиления сознательного желания и тренировки он просто «всплывает» из глубокого сна, не пробуждаясь окончательно. Тренируется поверхностная зона изменённого состояния сознания. То есть человек как бы вытаскивает сон на поверхность — ещё чуть-‐чуть, и он проснется. И за счёт этого он может что-‐то в этом сне делать. Однако пока сон поднимается на поверхность, близкую к просыпанию, к сознанию, он постепенно зашифровывается и изменяется защитными механизмами. Ожидание того, что мы можем своим сознанием погрузиться в реальные глубины бессознательного, достаточно наивно. С точки зрения психоанализа, эта техника хороша только тем, что человек учится не просыпаться сразу, а дольше оставаться в сновидном состоянии, причём не проваливаясь в него полностью и не просыпаясь. С другой стороны, она плоха тем, что вместо действительной работы по установлению более продуктивного взаимодействия сознательного и бессознательного, она превращается в сознательные манипуляции с поверхностным содержанием сновидения — то есть подобная внутренняя работа совершается в интересах сознания, а не целостного Я человека. Напомню, главное – это не действовать во сне, не манипулировать им, не превращать сновидную драму в устраивающий нас фарс, не начинать думать о сне. Нужно просто разрешить себе пребывать в этом сновидном состоянии, отпуская фантазии и ассоциации в свободное плавание. Тогда сон постепенно начнёт раскрывать себя, и мы сможем его анализировать и открывать его тайные смыслы.
Андрей Владимирович, могли бы Вы дать какие-либо рекомендации нашим студентам в анализе их сновидений?
Могу только повториться. В первую очередь нужно научиться относиться к нашему сновидному Я с его сновидениями с уважением, как к равному для нашего Я собеседнику. Это означает прислушиваться как к своим сновидениям, так и к фантазиям, грёзам наяву, развивать умение «жить» в этих изменённых состояниях сознания, сохраняя способность к наблюдению. А размышлять о них уже потом. Эти способности надо тренировать, потому что очень сложно оставаться в нужной зоне сновидного состояния сознания — с одной стороны, не проваливаясь в сон и теряя тем самым способность наблюдения, или, с другой стороны, не просыпаясь окончательно, активируя сознание и теряя сновидную реальность. В ходе психоанализа эти способности тренируются автоматически, когда человек, проходящий анализ, лежит на кушетке и говорит всё, что ему приходит в голову в связи со сновидением, сохраняя сознание, наблюдая вместе с аналитиком за игрой своих фантазий и ассоциаций и затем начиная их анализ. Однако достижение подобного состояния возможно и вне психоанализа. Нужно развивать в своем внутреннем мире новое плодородное пространство, в котором взаимодействуют, борются и узнают друг друга сознательное и бессознательное. Но стоит сознательному начать доминировать — и будет что-то чисто рациональное; возьмёт верх бессознательное — будет что-то слишком хаотичное и мистическое. Нужен именно баланс, взаимодействие. Именно в этом диалогическом пространстве и будет зарождаться, развиваться и обретаться новое понимание и чувствование человеком своего внутреннего мира с его бесконечными смыслами, творчеством, живой энергией и ресурсами.
См. также:
1) Андрей Россохин. «Сны которых мы стыдимся».
2) Андрей Россохин. «Импульс к работе бессознательного».
Сновидения как проявление бессознательного
Введение
Интерес к проблеме сна существует столько, сколько существует человек. Ежедневное погружение в это кажущееся загадочным состояние всегда вызывало много догадок, легенд, размышлений. Лишь строго научное изучение этого явления стало приносить результаты. В настоящий момент переживается период бурного накопления знаний в этой области.
Откуда возникает понятие сновидения? Человек в большой мере склонен думать о сновидении как о внутреннем состоянии или процессе, происходящем в душе, и предполагать, что каждый постигает это понятие на примере самого себя.
Объект исследования — сон как сознание личности.
Предметом являются подходы к пониманию сновидения в психологии.
Цель курсовой работы — изучение теорий сновидения представленных в психологии. Данная цель реализуется при рассмотрении и сравнении следующих работ зарубежных психологов:
- Фрейд «Толкование сновидений»
- Юнг «Значение, функция и анализ снов»
- Адлер «Сны и их толкование»
1. Сознание личности
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, другим людям.
Сознание развивается у человека только в социальных контактах, оно возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
Первичным актом сознания является акт индетификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком.
В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящей из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне.
Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может быть осознанным.
Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достичь контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.
Традиционно психология признает два состояния сознания присущие всем людям:
- Сон, рассматриваемый как период отдыха;
- Состояния бодрствования, или активное состояния сознания, которому соответствует активация всего организма, позволяющая ему улавливать, анализировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением в зависимости от предшествующего опыта и навыков.
Таким образом, бодрствование — это состояние, в котором человек может приспосабливаться к внешнему миру.
Долгое время полагали, что сон — это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Сейчас известно, что сон — не просто восстановительный период для организма, а включает различные стадии, выполняет разнообразные функции.
Согласно гипотезе Хартмана (1978), отключение человека от внешней среды во время сна необходимо для содержательной обработки накопленной за день информации.
Сновидения отражают мотивацию, желания человека, эти мотивации как бы всплывают во время сна. Можно предположить, что сновидения служат для символической реализации нереализованных желаний человека, разряжают очаги возбуждения, возникшие из — за неоконченных дел и тревожных мыслей. По мнению Фрейда, сновидения обеспечивают психологический комфорт, уменьшая возникшую в течение дня эмоциональную напряженность и вызывая этим чувство удовлетворения и облегчения. Исследования Фаулкса (1971) показали, что сновидения, а также интенсивная работа мозга во сне имеют цель помочь человеку решить его проблемы во время сна либо ослабить или даже устранить тревожащее человека желание, переживание.Согласно гипотезе Френча и Фромма, в сновидениях используются механизмы образного мышления для решения мотивационных конфликтов, которые не удается решить с помощью логического анализа во время бодрствования, то есть сновидения представляют собой механизм психологической защиты и стабилизации человека, благодаря которой человек черпает энергию, необходимую для разрешения своих проблем.
Сновидения являются своеобразным «окном» в бессознательное человека и своеобразным «каналом» обмена информацией между бессознательным и сознанием, когда более информационно насыщенное «бессознательное» способно в символической или явной форме передать важную информацию для сознания.
2. Понятие сновидения
Сновидения занимают в среднем два часа ночного сна, длящегося 7,5 часов. Сны видят все, но многие люди не запоминают своих снов. Если спящего разбудить посреди быстрого сна, он вспомнит очень яркий сон. Если его разбудить через 5 минут после окончания периода быстрого сна, у него останется лишь смутное воспоминание сновидения, а если его разбудить через 10 минут, он ничего не вспомнит.
Интересен тот обычный для сновидений факт, что богатые содержанием сновидения, кажущиеся спящему весьма продолжительными, на самом деле протекают очень быстро — всего несколько секунд. Представления о времени и пространстве во сне резко нарушены.
В оценке сновидения можно заметить три направления. Одно из них является как бы отзвуком господствовавшей прежде переоценки сновидения, находит себе выражение у некоторых философов, которые кладут в основу сновидения особенное состояние душевной деятельности, рассматриваемое даже как более высокая ступень в развитии духа; так, например, Шуберт утверждает, будто сновидение является освобождением духа от гнёта внешней природы, освобождением души из оков чувственного мира. Другие мыслители не идут так далеко, но твёрдо держатся того мнения, что сновидения по существу своему проистекают от психических возбуждений и тех душевных сил, которые в течение дня не могут свободно проявляться (фантазия во сне — Шернер, Фолькельт). Многие наблюдатели приписывают сновидению способность к особо усиленной деятельности — по крайней мере, в некоторых сферах, например в области памяти.
В противоположность этому мнению, большинство авторов-врачей придерживаются того взгляда, что сновидения едва ли заслуживают названия психического проявления. По их мнению, побудителями сновидения являются исключительно чувственные и телесные раздражения, либо приходящие к спящему извне, либо случайно возникающие в нём самом. Содержание сна, следовательно, имеет не больше смысла и значения, чем, например, звуки, вызываемые десятью пальцами несведущего в музыке человека, когда они пробегают по клавишам инструмента. Сновидения, согласно этому воззрению, нужно рассматривать как «телесный, во всех случаях бесполезный и во многих — болезненный процесс» (Бинц). Все особенности сновидений объясняются бессвязной и вызванной физиологическими раздражениями работой отдельных органов или отдельных групп клеток погружённого в сон мозга.
Мало считаясь с этим мнением науки и не интересуясь вопросом об источниках сновидения, народная молва, по — видимому, твёрдо верит в то, что сон всё-таки имеет смысл предзнаменования, сущность которого может быть раскрыта посредством какого-либо толкования.
Передовые учёные давно уже высказывали мысли о том, что в сновидениях нет ничего загадочного, что они представляют собой результат оживления во сне реально пережитого. Целью сновидения является устранение мешающих сну раздражителей в форме галлюцинаторного исполнения неудовлетворенных в бодрствующем состоянии желаний. Сновидение имеет явную форму выражения (явное содержание сновидения) и скрытое за ней бессознательное содержание (скрытые мысли сновидения).
.1 История исследования сновидений
В племенных обществах древнего мира и во всех цивилизациях, включая современную эпоху, задумывались о значении сновидений, и содержание снов считалось существенным в интерпретациях прошлых и текущих событий, а также предсказании будущего.
На протяжении XX столетия психологи пытались найти научное объяснение сновидений. Нередко во сне мы видим самые неожиданные, иногда забавные, порой страшные, а то и нелепые картинки и события. Проснувшись, мы удивляемся: «Приснится же такое!» А некоторые, припоминая увиденное, усматривают в нём какой-то загадочный, может быть, пророческий смысл. И пытаются найти ему истолкование. Суеверное представление о «вещих» снах очень старо. Ещё в древние времена причудливые образы, видимые во сне, будоражили воображение людей. В самом деле, как это объяснить? Человек провёл всю ночь на своём ложе, а на утро, проснувшись, рассказывает, что он только что побывал в лесу, в котором когда-то бродил с людьми своего племени, что он разговаривал с давно умершими родными и охотился с ними на невиданных птиц и зверей. Когда фантазия первобытного человека впервые породила ложное и примитивное представление о мире — веру в существование сверхъестественных сил, будто бы скрывающихся в некоторых предметах (их называли фетишами), в телах людей, животных, растений (их называли «духами» и «душами»), возникло «объяснение» и сновидениям: их стали считать приключениями «души», странствующей, пока спит её обла
Почему вам снится то, что вам снится
Корни анализа сновидений Фрейда
Теория сновидений Фрейда коренится в идее, что всем нам нужен способ выразить или опосредованно исполнить все наши желания и желания.
Как и его теория развития личности, теория сновидений Фрейда сосредоточена вокруг Оно. Фрейд описывал ид как репрезентацию подсознания. Он держит все инфантильное или импульсивное поведение. Это иррациональная, примитивная и инстинктивная часть личности. Фрейд считал, что Ид с его подавленными или нежелательными желаниями (в том числе сексуальными) может выражать себя в сновидениях.
Теория сновидений Фрейда также связана с сексом, как и все работы Фрейда. Он считал, что нам нужен способ выразить неудовлетворенные сексуальные желания или желания. Вот почему большая часть символики сновидений Фрейда носит сексуальный характер. Кроме того, в отличие от когнитивной теории сновидений (которая говорит, что сны — это просто случайные мысли, связанные вместе), во фрейдистской интерпретации сновидений все имеет какое-то значение.
Коротко о теории сновидений Фрейда
Теория сновидений Фрейда может быть сложной, но общий обзор может быть простым для понимания. Это также может вдохновить вас на толкование собственных снов.
Фрейд считал, что бессознательное (id) выражает себя в сновидениях как способ разрешения подавленных или нежелательных эмоций, переживаний и агрессивных импульсов.
Существует ряд предположений, которые Зигмунд Фрейд использовал для построения своей теории сновидений. К наиболее значимым относятся:
- Мечты коротки. Фрейд считал, что сны короткие, как фейерверки. Он также думал, что они, скорее всего, появятся непосредственно перед пробуждением.
- Сны о событиях прошедшего дня. Фрейд считал, что события, произошедшие в течение дня, всегда появляются в снах этой ночью.
- Мечты — это исполнение желаний. Самая известная теория Фрейда об исполнении желаний — это идея о том, что если желания не могут или не будут исполняться в бодрствующей жизни, они исполняются во сне. Согласно Фрейду, даже тревожные или карающие сны коренятся в исполнении желаний.
- Мечты мимолетны. Фрейд считал, что большинство людей забывают большую часть своих снов.
- Сны содержат массу сексуальных символов. Фрейд составил длинный список многих сексуальных символов, которые могут содержаться во сне. Например, он считал, что число три является символом пениса, как и удлиненные объекты, такие как зонтики, деревья, палки и высокие памятники. Фрейд считал, что предметы, которые могут причинить вред, такие как ружья, мечи и ножи, также могут рассматриваться как фаллические символы. Даже животные, в том числе рептилии, такие как змеи, могут служить заменой мужских гениталий в теории сновидений Фрейда. Женские гениталии, с другой стороны, представлены объектами, содержащими пространство, которое необходимо заполнить. Стволы, обувь, ямы, пещеры и рот — вот лишь несколько примеров. Фрейд классифицировал определенные фрукты, такие как яблоки и груши, как представляющие грудь, в то время как считалось, что бумажные или деревянные предметы символизируют женщину в целом.
- Сны должен анализировать терапевт. Фрейд считал, что терапия очень полезна, помогая людям преодолевать всевозможные трудности, включая тревожные сны. Он также считал, что аналитик, а не пациент, владеет ключом к истинному пониманию образов и символов сновидений.
Почему теория сновидений Фрейда подвергается критике
Психоаналитическая теория сновидений подвергается широкой критике из-за того, что многие из теорий Фрейда оказались неверными. Кроме того, здравый смысл подсказывает нам, что сны связаны не только с подсознанием. Они могут быть более невинными и незначительными, чем предполагал Фрейд.
Как сказал сам Фрейд: «Иногда сигара — это просто сигара». Не все сны являются проявлением бессознательного. Некоторые из них являются просто формой воображаемой игры и свободны от каких-либо неисполненных желаний.
Другая критика теории сновидений Фрейда заключается в том, что она основана на клинической популяции. То есть Фрейд разрабатывал свои теории, основываясь только на анализе пациентов, которые боролись с серьезными психологическими проблемами. Многие психологи согласны с тем, что делать выводы для населения в целом на основе такого рода исследований ошибочно по своей природе.
Не все сны являются проявлением бессознательного. Некоторые из них являются просто формой воображаемой игры и свободны от каких-либо неисполненных желаний.
В целом, большинство экспертов согласны с тем, что фрейдистская теория сновидений может иметь некоторые достоинства, но не может быть применена к каждому отдельному сновидению.
Существуют и другие теории сновидений. Согласно Карлу Юнгу, некоторые сны являются признаком коллективного бессознательного, примитивные сигналы все еще говорят с нами в нашем современном мире. А согласно Альфреду Адлеру, сны являются важным инструментом, помогающим нам справляться с повседневной жизнью. Хотя Фрейд считал, что сны относятся только к прошлому, Юнг считал, что они относятся к настоящему, а Адлер — к будущему.
Верна ли теория сновидений Фрейда?
Множество исследований выявило неточности большей части теории сновидений Фрейда. В то же время один важный аспект теории Фрейда остается верным.
Многие теории Фрейда были проверены и признаны неверными. Например, сны не короткие, как он предполагал, а более длинные и частые. И, несмотря на его утверждение, что все сны содержат следы событий того дня, несколько исследований показали, что это верно лишь примерно для половины всех снов. Одно из самых больших несоответствий состоит в том, что утверждение Фрейда о том, что каждый сон является исполнением желания, также не соответствует действительности. Исследования детских снов показали, что многие сны гораздо более мягкие или незначительные.
В общем, Фрейд использовал в основном анекдотические данные для создания своих теорий, а также экстраполировал поведение во сне от одной группы к другой. Например, хотя большинство его пациентов были взрослыми, он разработал несколько теорий о развитии ребенка.
Его наиболее общее утверждение о том, что сны являются «хранителями сна», которые возникают, чтобы контролировать ночные телесные побуждения, также оказалось ошибочным. Изучение процесса сна показало, что сны не могут быть основным способом справиться с телесными побуждениями. Более того, не все видят сны, что делает неправдоподобной идею о том, что они являются хранителями сна.
Преимущества анализа сновидений
Несмотря на многие недостатки, фрейдистская теория сновидений до сих пор иногда считается жизнеспособным вариантом толкования сновидений. Он предлагает метод анализа ваших снов, который также имеет некоторые личные преимущества.
Основная идея Фрейда о том, что наши сны удовлетворяют наши несбывшиеся желания, может быть интересным способом понимания снов. Хотя анализ снов требует определенных усилий (начиная с записи снов при первом пробуждении), он также приносит пользу. Когда вы лучше поймете свои сны, вы сможете получить важную информацию о своей повседневной жизни. Это включает в себя ваши тревоги, стрессы и конфликты. Более того, вы можете начать находить смысл в своих снах. Кроме того, анализ ваших снов может помочь вам решить проблемы или конфликты, с которыми вы можете столкнуться.
Хотя анализ снов требует определенных усилий, он также приносит пользу. Когда вы лучше поймете свои сны, вы сможете получить важную информацию о своей повседневной жизни.
В целом, более осознанное отношение к негативным или нежелательным мыслям имеет ряд преимуществ для здоровья. Исследования показали, что люди, которые не подавляют свои чувства или мысли в течение дня, лучше спят и реже видят сны о подавленных мыслях. Они также меньше подвержены стрессу и беспокойству и менее подвержены проблемам с психическим здоровьем. Все эти преимущества предполагают, что выявление и освобождение от подавленных мыслей полезно для вашего здоровья.
Как запомнить свои сны
Существует несколько методов, которые помогут вам легче вспоминать свои сны, начиная от питья дополнительной воды и заканчивая повторением фраз. Только не забудьте блокнот и ручку.
Поскольку воспоминания о сновидениях лучше проявляются, когда вы просыпаетесь среди ночи, иногда врачи рекомендуют пить больше воды (два-три стакана) прямо перед сном. Это может помочь вам легче вспомнить свои ночные сны. Вы также можете вспомнить короткие сны, подобные тем, которые вы видите, когда впервые засыпаете. Вы можете попробовать повторить фразу «Я буду помнить свои сны» три раза, прежде чем заснуть, чтобы напомнить своему мозгу, что нужно вспомнить свои сны.
Когда проснетесь, не двигайтесь, не разговаривайте и не делайте никаких других движений. Вместо этого сделайте все возможное, чтобы вспомнить сон, прокручивая каждый момент в уме. Исследователи предлагают оставаться неподвижными хотя бы несколько минут, давая себе время снова погрузиться в сон и собрать как можно больше информации. Затем запишите его. Попробуйте делать это (вместе с повторяющейся фразой) в течение двух недель, чтобы лучше запомнить свои сны.
Вывод
Толкование снов, фрейдистское или нет, может быть интересным инструментом, который поможет вам лучше понять себя. Если рассматривать теорию сновидений Фрейда в контексте более чем вековых дополнительных исследований, она может предложить дополнительный способ изучения нашего подсознания. Это предполагает, что наши сны выражают наше подсознание, и, изучая их, мы могли бы лучше понять себя и то, как мы взаимодействуем с миром в целом.
Работа сновидения – Толкование сновидений
Сновидения следуют собственной логике, которую Фрейд называет «работой сновидения».
«Задача толкования сновидения состоит в том, чтобы распутать то, что соткано работой сновидения». Зигмунд Фрейд
Работа сновидения — это бессознательное шифрование, преобразующее скрытое содержание в явное содержание.
Таким образом, работа по толкованию сновидения следует за работой сновидения в обратном порядке, от явного содержания к скрытому содержанию.
Работа сновидения — это то, что позволяет желаниям сновидения пройти через цензуру. Это также то, что придает сновидениям их особую форму.
Фрейд называл работу сновидения «сущностью сновидения». Он писал:
«В сущности, сны не что иное, как особая форма мышления. Именно работа сновидения создает эту форму».
Фрейд выделил четыре аспекта работы сновидения.
Конденсат
В некотором смысле этим словом сказано все. Ряд элементов сна (темы, образы, фигуры, идеи и т. д.) объединяются в один.
Конденсат можно наблюдать в:
- Два изображения, наложенные друг на друга: «Лицо, которое я видел во сне, было одновременно и моим другом, и моим дядей».
- Признак, общий для двух или более разрозненных элементов: Гитлер и Ганди оба были вегетарианцами.
- Обращение со словами или именами: «Я рад видеть, как ты уходишь» сочетает в себе «грустный» и «радый»
Конденсация является причиной отсутствия четкого однозначного соответствия между элементами явного содержания и скрытого содержания.
Именно поэтому явное содержимое гораздо компактнее скрытого. Один фрагмент сна может нести несколько скрытых мыслей-сновидений, даже противоречащих друг другу.
Смещение
Фрейд заметил, что важные вещи в латентном содержании часто представлены кажущимися незначительными вещами в явном содержании, и наоборот.
Может показаться, что сон об одном, но мысли во сне могут показать, что на самом деле он был о другом.
Из-за этого феномена Фрейд сказал, что относительная важность элементов сновидения может подвергнуться смещению . Эмоция, связанная с одной идеей или опытом, отделяется от нее и присоединяется к другой.
Вторичная ревизия
Хотя многие сны не кажутся «смысловыми», многие другие кажутся вполне связными и логичными.
Фрейд говорит, что функция вторичной ревизии состоит в том, чтобы создать видимость связности повествования: она «заполняет пробелы в структуре сновидения клочьями и пятнами».
Как следует из названия, вторичная ревизия происходит в конце процесса построения сновидения и в основном может рассматриваться как применение сознательных мыслительных процессов к материалу сновидения.
Это может быть связано с тенденцией эго пытаться скрыть несоответствия, придавая вещам смысл.
Соображения репрезентации
Сновидения работают в образах, поэтому абстрактные мысли, которые могут лежать в основе сновидения, должны быть превращены в образный и конкретный язык, прежде чем их можно будет использовать в сновидении.