Развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста
Чем старше ребенок становится, тем меньше ему нужна помощь родителей в повседневных делах: малыш учится сам мыть руки, чистить зубы, одеваться. Пока одни уже в три года ловко справляются с зубной щеткой и начинают осваивать пуговицы, другие сталкиваются с абсолютно неожиданными сложностями. Педагоги детского Монтессори центра «Созвездие» раскрывают секреты развития навыков самообслуживания у дошкольников.
Что такое навыки самообслуживания?
Сперва давайте разберемся, что входит в понятие навыков самообслуживания. В целом, это способность ребенка самостоятельно поддерживать гигиену и выполнять необходимые процедуры по уходу за собой. К навыкам самообслуживания можно отнести привычку регулярно чистить зубы и расчесывать волосы, самостоятельно ходить в туалет, одеваться и раздеваться, использовать принятые в обществе столовые приборы и так далее. Иногда к навыкам самообслуживания также относятся базовые навыки коммуникации с другими людьми.
Неочевидные преимущества навыков самообслуживания
Очевидные бонусы овладения навыками самообслуживания ясны, малыш становится самостоятельнее, уже не нужно следить за каждым его шагом. Тем не менее, многие родители пренебрегают навыками самообслуживания, фокусируясь больше на развитии мышления ребенка и его творческих способностей. Однако, педагоги и психологи в один голос утверждают, что самообслуживание вносит неочевидный, но ощутимый вклад буквально во все сферы жизни малыша.
Когнитивное развитие ребенка
Выучивание последовательности действий благотворно влияет на развитие памяти и мышления, участвует в улучшении внимания ребенка. Следует также помнить, чем большим количеством навыков ребенок уже овладел, тем лучше он сможет сориентироваться в новой для него ситуации, поэтому навыки самообслуживания вносят свой вклад и в общую смышлёность ребенка.
Развитие координации и мелкой моторики
Вы когда-нибудь задумывались насколько хорошо нужно владеть своим телом, чтобы самостоятельно надеть футболку, справиться с пуговицей или завязать шнурки? Многочисленные мелкие действия, которые малышу приходится выполнять при одевании и других процедурах становятся самыми настоящими упражнениями на развития мелкой и крупной моторики.
Влияние на коммуникацию с другими людьми
В нашем обществе навыки самообслуживания понимаются как показатель адекватности человека, мы даже неосознанно оцениваем людей по их внешнему виду и опрятности. Ребенок, который к 6-7 годам имеет проблемы с одеванием или, тем более, нуждается в помощи во время посещения уборной, вероятно станет объектом для насмешек сверстников, а иногда и взрослых. Верно и обратное, ребенок, не имеющий трудностей с самообслуживанием, чувствует себя уверенней, легче адаптируется к детскому саду и школе.
Навыки самообслуживания это не только про опрятность ребенка, это навыки, которые влияют почти на все сферы развития ребенка. К тому же посещение садика и общение с другими людьми вызывают у ребенка гораздо меньше стресса, если он способен самостоятельно позаботиться о себе.
Как помочь малышу развить свои навыки?
Разумеется, возникает вопрос, как помочь ребенку освоить все эти многочисленные и порой сложные навыки? Собрав опыт других родителей и рекомендации педагогов, мы выделили пять советов по воспитанию в детях самостоятельности в бытовых вопросах:
-
Создавайте красочные пошаговые инструкции или чек-листы и вешайте их на стенку. Такие карты помогут малышам запомнить порядок действий, что особенно важно при одевании, когда ребенку приходится держать в голове длинную цепочку операций.
-
Делите сложные действия на маленькие шаги. Не пытайтесь научить ребенка всему и разу, разбивайте целиковые задачи на последовательность отдельных операций. Сегодня учимся натягивать носки, завтра вставлять ногу в ботинок, а послезавтра делаем упор на липучку.
-
Будьте последовательны. Возьмите себе за правило, что пока ребенок маленький, он решает одну бытовую задачу одним способом, это позволит ему быстрее выучить необходимые действия. Расширять репертуар и работать над креативностью вы будете после освоения базового навыка, а сейчас постарайтесь, чтобы вещи лежали на своих местах, процедуры по уходу за собой имели собственный распорядок, а новый предмет гигиены или элемент одежды не слишком отличался от своего предшественника.
-
Используйте короткие и четкие инструкции. Что взять, какие действия совершить. Повторяйте инструкции, не меняя последовательности действий и используйте те же слова и формулировки, это способствует запоминанию.
-
Выделяйте достаточно времени. «У нас нет времени ждать пока он там копается!» — возмущаются родители, когда мы начинаем разбираться в причинах несамостоятельности малыша. Такой подход не только не позволяет ребенку развиваться, но и подвергает его постоянному стрессу. Представьте, если после пары демонстраций вас заставили бы быстро завязать особые морские узлы или сыграть без ошибок какую-нибудь мелодию. Именно так ситуацию видит ребенок. Варианта два: изначально выделить в два раза больше времени на необходимые процедуры или, в крайнем случае, помочь ему выполнить задачу.
Другие рекомендации вы найдёте в видео ниже:
youtube.com/embed/WakD08bday8″>Существуют ли специальные упражнения для развития навыков самообслуживания?
Разумеется, опытные родители опробовали много способов научить ребенка одеваться и ухаживать за собой. Мы предлагаем пять развивающих упражнений для детей, которые помогут развить навыки самообслуживания:
-
Упражнения на отработку отдельных операций. Предположим, что малышу сложно дается обувание. Из чего состоит процесс? Вдевание ноги в ботинок, овладение различными застежками. Каждая из этих операций может стать частью отдельной игры: вставлять и вынимать ноги в разную обувь на скорость или в соответствии с названным цветом, застегивать застежки на одежде и держа ботинок в руках. Любая идея для игры, которая понравится вам и малышу пойдет на пользу.
-
Наблюдение за домочадцами. Дети осваивают огромную часть навыков через повторение действий взрослых, они буквально на инстинктивном уровне копируют наше поведение, поэтому традиции чистить зубы всей семьей или собираться вместе на ужин не только способствуют сплочению семьи, но и позволяют ребенку наблюдать, как взрослые справляются с разнообразными задачами.
-
Ролевые игры. Ролевые игры для дошкольников – это настоящая палочка-выручалочка для родителей. Плюшевый медведь или любимая кукла могут серьезно ускорить процесс освоения навыков одевания или чистки зубов.
-
Позвольте ребенку помочь вам. Некоторые навыки (например, расчесывание волос) достаточно сложно отрабатывать сразу на себе. Давайте малышу возможность помочь вам с прической.
-
Играйте на время и устанавливайте таймеры. Четкие временные рамки ещё одно невероятно эффективное средство в воспитании. Наглядная демонстрация времени (например, песочные часы) помогают ребенку сосредоточиться на задаче, а также в целом развивает чувство времени.
Дети осваивают навыки самообслуживания через наблюдение и повторения, а также с помощью игр. Для того, чтобы подобрать подходящую активность, проанализируйте, что у малыша получается лучше, а что хуже. Недостающие навыки разбейте на операции и подберите активности, которые связаны с развитием данных операций. Идеи всегда можно подсмотреть в родительских сообществах или попросить совета у педагогов и детских психологов.
Календарь развития навыков самообслуживания
Мы собрали приблизительный список навыков, которые дети, как правило, осваивают к определенному возрасту. С помощью данной таблицы родители могут сориентироваться, насколько типично развивается малыш. Небольшие расхождения с таблицей могут быть вызваны индивидуальными особенностями и не требуют особого внимания, но, если вы замечаете, что ребенок не освоил и половины навыков из списка, возможно, следует обратиться к детскому психологу, который позволит выявить причины подобного отставания и поможет скорректировать это.
Возраст |
Освоенные навыки |
0-6 месяцев |
|
6-12 месяцев |
|
1-2 года |
|
2-3 года |
|
3-4 года |
|
4-5 лет |
|
5-6 лет |
|
Выводы
Несмотря на то, что навыки самообслуживания включают в себя достаточно весомое количество освоенных операций, в целом дети, не испытывающие задержек развития, без труда справляются с этими задачами. Однако, родителям не стоит забывать выделять время на освоение этих навыков через игры и многочисленные повторения.
Если малыш систематически не справляется с одним или несколькими навыками самообслуживания, родителям следует насторожиться и, по возможности, обратиться за консультацией к детскому психологу, ведь подобная картина может быть связана как с безобидными индивидуальными особенностями воспитания и развития ребенка, так и с более серьезными проблемами, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также может быть индикатором эмоционального неблагополучия ребенка.
Заключение
На просторах интернета можно часто встретить рекомендацию не отдавать ребенка в садик до того, как он полностью освоил все базовые навыки самообслуживания. Это связано с тем, что во многих детских садах, воспитатели буквально требуют от детей самостоятельности и никак не помогают малышам, ссылаясь на большое количество детей в группе.
К счастью, детские сады при частных развивающих центрах могут позволить себе делать группы меньше, чтобы у воспитателей было достаточно времени на работу с каждым ребенком. Сотрудники Детских Монтессори центров «Созвездие» очень хорошо знакомы с воспитанием в детях самостоятельности и развитием бытовых навыков. Родители наших воспитанников отмечают, что буквально через пару месяцев посещения развивающих занятий и детских садиков «Созвездия» дети значительно реже просят помочь им с простыми задачами, лучше поддерживают порядок в комнате, им не нужно напоминать о необходимых процедурах по сто раз. Наш секрет в том, что мы не только используем тщательно продуманные методики работы с дошкольниками, но и стараемся поддерживать диалог с родителями и регулярно предоставлять им индивидуальные рекомендации по организации пространства, воспитанию и развитию малышей. Запишитесь на бесплатное пробное занятие в Монтессори клубе «Созвездие», и вы сможете увидеть всё своими глазами!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Медочические разработки практических достижениий «Опыт формирования навыков самообслуживания у детей 3-4 лет в процессе совместной деятельности с родителями».
| Методическая разработка (младшая группа):Слайд 1
Визитная карточка городской округ город Бор 2020 г. ФИО педагогического работника Краева Галина Александровна Место работы : МБДОУ детский сад №15 «Солнышко» Должность: воспитатель Педагогический стаж: 1 г.8 мес. Образование: высшее, профессиональная переподготовка «Педагогика и психология дошкольного образования» (2019 г.) Кпк : «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» (2019 г.) Квалификационная категория: нет « Росток, доверенный нам мамой – лелеем, любим и растим»
Слайд 2
Тема презентации Опыт формирования навыков самообслуживания у детей 3-4 лет в процессе совместной деятельности с родителями
Слайд 3
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно-исследовательские условия изучение исследований Р.С. Буре, В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой «генетически первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом. Характерной его особенностью является направленность на себя, а содержанием – умение обслужить себя… в процессе самообслуживания он овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и в результате становится самостоятельным, удовлетворяет свою потребность в деятельности, накапливает знания о предметах, приучается к трудовому усилию» Методические условия -изучение методической литературы, передового опыта коллег -организация соответствующей развивающей предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и возрастом детей -поиск наиболее эффективных методов и приемов образовательной деятельности -сотрудничество с семьями воспитанников для реализации плана работы по данной теме Организационно-педагогические условия -выступления на педсовете «Анализ работы ДОУ по реализации задач трудового воспитания» -открытые показы для педагогов ДОУ и родителей: ООД «Знакомство детей с мылом», «В гостях у Мойдодыра » -обмен опытом в профессиональных педагогических интернет- сообществах
Слайд 4
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Навыки самообслуживания- важная составная часть культуры поведения охрана здоровья правильное поведение в быту самостоятельность проблемы низкая мотивация родителей, авторитарный стиль воспитания низкая мотивация ребенка нарушения двигательной сферы ребенка (проблемы удержания позы, координации, нарушений мелкой моторики и т. д.) несформированность схемы тела и особенности межполушарного взаимодействия у ребенка
Слайд 5
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования «На развитие навыков самообслуживания влияет характер семейного воспитания, потому, как только в семье существуют особые возможности для приобщения детей к бытовой, трудовой, хозяйственной деятельности» (Р.С. Буре )
Слайд 6
Цель и задачи педагогической деятельности Цель: Создать условия для развития активности и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста при освоении навыков самообслуживания. Задачи: 1. Сформировать у детей отчётливые представления о предметах самообслуживания, их назначении и способах использования; правилах обращения с предметами для детского самообслуживания 2. Формировать элементарные навыки самообслуживания (навыки опрятности, навыки приема пищи, навыки одевания и раздевания) 3. Воспитывать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома 4. Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании 5. Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи 6. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания; укрепить связи между детским садом и семьей; изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей
Слайд 7
Ведущая педагогическая идея Овладение детьми младшего дошкольного возраста навыками самообслуживания будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к трудовой деятельности по самообслуживанию при активном включении в данную работу всех членов образовательного процесса
Слайд 8
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования « Социально-коммуникативное развитие » навыки опрятности (умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых) навыки приема пищи (правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, салфеткой) навыки одевания и раздевания (умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности: надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.) « Физическое развитие » культурно-гигиенические навыки, простейшие навыки поведения во время еды, умывания следить за своим внешним видом; правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться полотенцем после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом содержание психолого-педагогической работы и планируемые результаты ИНТЕГРАЦИЯ
Слайд 9
формы индивидуальная совместная образовательная деятельность самостоятельная деятельность детей взаимодействие с семьями воспитанников способы подгрупповая методы и приемы Наглядно-практические Показ Алгоритмы (схемы) Наблюдение Рассматривание иллюстраций, моделей Просмотр диафильмов, мультфильмов Пример взрослого или других детей Систематические упражнения Опыты и экспериментирование Моделирование Словесные Объяснения действий взрослого в ходе показа Подробное словесное объяснение без показа Общее или индивидуальное напоминание Контроль и оценка деятельности детей Чтение художественной литературы Использование малых фольклорных форм в режимных моментах Игровые Дидактические игры Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием Введение элементов соревнования Игровые проблемные ситуации («Кукла Катя испачкалась, что делать?») Игры на развитие мелкой моторики Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Слайд 10
Игра «Оденем куклу Таню на прогулку» Экспериментирование «Свойства мыла» Игровая ситуация «Учим Таню одеваться » Просмотр мультфильма « Малышарики . Уход за телом » Показ «Как правильно м ыть руки» Упражнения «Непослушные шнурочки » Рассказывание по алгоритму последовательности одевания Обсуждение проблемной ситуации «Девочка чумазая» Развлечение «Волшебные пузыри» Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Слайд 11
Упражнения с разными застежками Игры с разрезными картинками на тему «Одежда» Соревнование «Кто быстрее оденется» Рассматривание иллюстраций в книжном уголке Сюжетно-ролевая игра «У куклы день рождения» Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Слайд 12
Условия организация привлекательной и удобной обстановки в детском саду и дома оснащение предметно-пространственной среды разнообразными средствами обучения детей процессам самообслуживания Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Слайд 13
Сотрудничество с семьями воспитанников 1. Ознакомление родителей с результатами диагностики по формированию у детей навыков самообслуживания 2. Участие родителей в составлении индивидуальных программ развития самостоятельности детей 3. Целенаправленная просветительская работа по ознакомлению родителей со значением формирования самостоятельности с младшего дошкольного возраста 4. Ознакомление родителей с содержанием работы ДОО по формированию навыков самообслуживания младших дошкольников 5. Обучение конкретным приемам и методам развития навыков самообслуживания у детей План мероприятий с родителями ( ссылка ) Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Слайд 14
Традиционные формы работы с родителями Мини-сочинение «Мой ребенок, его особенности» Родительское собрание «Возрастные особенности детей 3-4 лет» Анкетирование «Развитие самообслуживания у ребенка» Консультация «Содержание образовательной программы по развитию у детей 3-4 лет навыков самообслуживания». Круглый стол «Роль семьи в развитии самостоятельности у детей 3-4 лет» Памятка «Как правильно приучить ребенка к аккуратности» Выставка художественной литературы Стендовая информация «Обучающие игры с куклами («Оденем куклу на прогулку», «Кафе для Маши» и др. )» Изготовление родителями дидактических пособий «Волшебные застежки» Виртуальная экскурсия по группе Привлечение родителей к изготовлению органайзеров для хранения детской одежды Индивидуальные консультации для родителей по запросам Практикум для родителей «Мы умеем умываться», «Как помочь ребенку САМОМУ одеваться» Досуговые мероприятия с детьми Нетрадиционные формы работы с родителями Ведение «Дневника успехов моего ребенка» Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребенка в семье и в детском саду Переписка по электронной почте, Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Слайд 15
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Создан комплекс условий с целью развития навыков самообслуживания у дошкольников Обобщён опыт работы по теме «Опыт формирования навыков самообслуживания у детей 3-4 лет в процессе совместной деятельности с родителями» ( ссылка ) Разработан перспективный план ( ссылка ) Разработан и оформлен буклет для родителей «Я — сам» ( ссылка ) Создан банк электронных образовательных ресурсов для использования в детском саду и в домашних условиях( ссылка ) Разработан «Дневник достижений моего ребенка» для родителей ( ссылка ) Создана картотека художественного слова ( ссылка )
Слайд 16
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты «Результаты наблюдения за развитием навыков самообслуживания у воспитанников младшей группы» «Результаты анкетирования родителей»
Слайд 17
– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома – самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания – имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома – умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых – ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Слайд 18
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Публикации https://nsportal. ru/galina-kraeva https://www.maam.ru/users/1689527 Выступление на педсовете «Анализ работы ДОУ по реализации задач трудового воспитания» (обобщение опыта работы по формированию навыков самообслуживания у детей 3-4 лет) Проведение открытых мероприятий для педагогов (НОД «Знакомство детей с мылом», « Мойдодыр ») Проведение открытых мероприятий для родителей (практикум «Учим детей складывать вещи», «Навыки культуры за столом»)
Слайд 19
Литература Буре Р.С., Година Г.Н.Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет.сада.- М.:Просвещение , 1983. – 144 с.; Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). — Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003. Долинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. — № 1. — С. 41 — 49. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова , Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. — М.: Линка-Пресс . — 2001. — С. 25 — 26. Сергеева Д.В.Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности: Учеб.пособие по спецкурсу для студентов пед.ин-ов по спец.№ 2110 «Педагогика и психология ( дошк .)». – М.: Просвещение, 1987. 96 с.
Контрольный список для развития самообслуживания — Kid Sense Child Development
< Вернуться к Контрольные списки для развития ребенка
Инструкции: Ответьте на все вопросы до текущей возрастной группы вашего ребенка, ответив «Да» или «Нет».
Интерпретация: Если вы отметите 2 или более полей ответом «Да», свяжитесь с Kid Sense Child Development по телефону 1800 KIDSENSE (1800 543 736).
Есть ли у вашего ребенка трудности с:
9 лет0004 | Навык | Да | № |
0-6 месяцев | Отслеживание объектов глазами. | ||
Координированное сосание, глотание, последовательность дыхания, язык сложен, ритмичные движения языка вперед, челюсть последовательно двигается вверх и вниз по скоординированной схеме. | |||
Сон с интервалом 4-10 часов. | |||
Сообщение о голоде, страхе или дискомфорте через плач. | |||
6-12 месяцев | Игра в течение 2-3 минут с одной игрушкой. | ||
Дотягиваться до близлежащих предметов. | |||
Отслеживание объектов глазами. | |||
Сон 10-12 часов с одним пробуждением. | |||
Толерантность к разнообразным по текстуре продуктам. | |||
Пить из чашки. | |||
Самостоятельно держит бутылку или чашку. | |||
Использование языка для перемещения пищи по рту. | |||
Самостоятельное кормление маленькими крекерами или другими мелкими кусочками пищи. | |||
1-2 года | Различение съедобных и несъедобных предметов (18 месяцев). | ||
Поиск скрытых объектов в нужном месте. | |||
Игра рядом с детьми. | |||
Подражание взрослому. | |||
Участие в творческой игре. | |||
Осознает одобрение или неодобрение родителем своих действий. | |||
Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла. | |||
Регулярная встреча со взрослыми/опекунами. | |||
Переносимость смены подгузников. | |||
Устраивают себя спать ночью или днем. | |||
Попытка почистить зубы. | |||
Знать, где хранятся знакомые предметы. | |||
Снятие собственных носков и обуви. | |||
Взаимодействие с перевязкой путем вытягивания руки или ноги. | |||
2-3 года | Использование туалета с посторонней помощью и контроль в дневное время. | ||
Осведомленность об одобрении или неодобрении родителем своих действий. | |||
Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла. | |||
Устраивают себя спать ночью или днем. | |||
Сидеть, чтобы самостоятельно посмотреть книгу. | |||
Расстегивание больших пуговиц. | |||
Выражение эмоций. | |||
Толерантность к разнообразным по текстуре продуктам. | |||
Участие в творческой игре. | |||
Различать мочеиспускание и дефекацию, правильно называть. | |||
Использование салфетки для протирания лица и рук. | |||
Самостоятельное кормление простыми блюдами с помощью вилки или ложки. | |||
Снятие носков и обуви. | |||
Наслаждение/терпение грязной игры. | |||
Знать, где хранятся знакомые предметы. | |||
Попытка почистить зубы. | |||
3-4 года | Осведомленность об одобрении или неодобрении родителем своих действий. | ||
Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла. | |||
Устраивают себя спать ночью или днем. | |||
По очереди. | |||
Самостоятельная чистка зубов. | |||
Игра с 2 или 3 детьми в группе. | |||
Самостоятельное одевание и раздевание (требуется только помощь со шнурками, пуговицами и другими застежками в неудобных местах). | |||
Знать, где хранятся знакомые предметы. | |||
Самостоятельное пользование туалетом. | |||
Использование салфетки для протирания лица и рук. | |||
Самостоятельная упаковка предметов. | |||
Допускает различную текстуру одежды, швы, бирки. | |||
Самостоятельное кормление без затруднений. | |||
4-5 лет | Использование салфетки для протирания лица и рук. | ||
Устраиваются спать по ночам. | |||
Самостоятельная упаковка предметов. | |||
Развитие дружеских отношений. | |||
Выражение эмоций. | |||
Соблюдение правил. | |||
Знать, где хранятся знакомые предметы. | |||
Самостоятельное пользование туалетом. | |||
Выбор одежды по погоде. | |||
Самостоятельное одевание. | |||
Самостоятельное кормление без затруднений. | |||
По очереди. | |||
Игра с 4 или 5 детьми в группе. | |||
Допускает различную текстуру одежды, швы, бирки. | |||
5-6 лет | Самостоятельное одевание. | ||
Утренняя рутина в школе (убрать сумку, поменять местами ридеры, поставить бутылку с напитком на нужное место). | |||
Самостоятельное кормление без затруднений. | |||
Выражение эмоций. | |||
Вскрытие ланч-боксов, пакетов с замком на молнии, пищевых упаковок. | |||
Сидеть за партой, следовать указаниям учителя и самостоятельно выполнять простые задания в классе. | |||
Допускает различную текстуру одежды, швы, бирки. | |||
Справляться с трудностями/шумом. | |||
Самостоятельно устроиться на сон. | |||
Упаковка сумки для школы или других прогулок с посторонней помощью. | |||
6-7 лет | Вскрытие ланч-боксов, пакетов с замком, пищевой упаковки. | ||
Самостоятельно засыпает и спит всю ночь. | |||
Употребление разнообразной пищи и терпимость к разным текстурам. | |||
Самостоятельный душ. | |||
Упаковка сумок для школы или других прогулок с небольшой помощью/подсказками. | |||
Выражение эмоций. | |||
Утренняя рутина в школе (убрать сумку, поменять местами ридеры, поставить бутылку с напитком на нужное место). | |||
Самостоятельное пользование туалетом днем и ночью. | |||
Работа в оживленных/шумных условиях. | |||
Самостоятельное кормление без затруднений. | |||
Указание времени. | |||
Знать, где находится их тело во времени и пространстве, чтобы координировать движения тела для навыков владения мячом. | |||
Игра с 4 или 5 детьми в группе. | |||
Подавление потребности говорить и задавать вопросы. | |||
Приготовление простых блюд (например, хлопьев, бутербродов). | |||
7-8 лет | Вскрытие ланч-боксов, пакетов с замком, пищевой упаковки. | ||
Упаковка сумок для школы или других прогулок с небольшой помощью/подсказками. | |||
Воспоминание о событиях и их описание. | |||
Выражение эмоций. | |||
Запоминание предложения для записи, о котором только что подумали или сказали. | |||
Посещение в течение более длительного периода времени. | |||
Неподвижное сидение (например, в классе, во время еды). | |||
Работа в оживленных/шумных условиях. | |||
Самостоятельный душ. | |||
Взять на себя больше обязанностей (например, работу по дому). | |||
Понимание денег. | |||
Определение времени и демонстрация навыков тайм-менеджмента. | |||
Подавление потребности говорить и задавать вопросы. | |||
Приготовление простых блюд (например, хлопьев, бутербродов). |
Этот контрольный список был разработан в качестве функционального скрининг навыков развития в каждой возрастной группе. Это , а не , представляет собой оценку и не отражает строго стандартизированного исследования.
Информация в этом контрольном списке собиралась в течение многих лет из различных источников. Затем эта информация была дополнена многолетней клинической практикой, а также терапевтическими консультациями с учителями по уходу за детьми, детскими садами и школами в Южной Австралии о навыках развития, необходимых детям для удовлетворения требований этой образовательной среды. В последние годы он был дополнительно изменен в связи с необходимостью того, чтобы дети и их учителя соответствовали функциональным A Ustralian Curriculum, Assessment and Reporting Authority ( ACARA ) требования, которые не всегда соответствуют стандартизированным исследованиям.
Таблица развития самообслуживания — Kid Sense Развитие ребенка
< Вернуться к таблицам развития ребенка более). Их часто называют повседневной деятельностью (ADL). Хотя у маленьких детей они обычно поддерживаются взрослыми, ожидается, что дети будут развивать в них независимость по мере взросления.
Организация включает в себя возможность установить, какие задачи вам нужно выполнить, когда и как. Частью организации является понимание требований задачи. Организация является важным навыком, необходимым для соблюдения повседневных дел, выполнения действий по уходу за собой, а также академических задач.
Примечание. Каждый этап разработки предполагает успешное выполнение предыдущих этапов.
Как пользоваться этой таблицей: Просмотрите навыки, продемонстрированные ребенком до его нынешнего возраста. Если вы заметили навыки, которые не были реализованы моложе своего текущего возраста, свяжитесь с Kid Sense Child Development по телефону 1800 KIDSENSE (1800 543 736).
Возраст | Вехи развития | Возможные последствия, если контрольные точки не достигнуты |
0–6 месяцев |
|
|
6-12 месяцев |
|
|
1-2 года |
|
|
2-3 года |
|
|
3-4 года |
|
|
4-5 лет |
|
|
5-6 лет |
|
|
6-7 лет |
|
|
7-8 лет |
|
|
Эта диаграмма была разработана в качестве функционального скрининга навыков развития в каждой возрастной группе.