Формирование психической устойчивости делового человека: Психологическая подготовка личности к поведению в сложной ситуации

Формирование эмоциональной устойчивости подростков

Печеневская Елена Ивановна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск; педагогорганизатор, педагог дополнительного образования МКОУ ДО «ЦДОД», г. Коркино, п. Первомайский[email protected]

Формирование эмоциональной устойчивости подростков

Аннотация. Статья посвящена психологопедагогической проблеме формирования эмоциональной устойчивости подростков. В ней раскрыты основные положения по формированию эмоциональной устойчивости подростков: особенности формирования эмоциональной устойчивости подростков, модель формирования эмоциональной устойчивости подростков. В статье описаны этапы методы и методики исследования, характеристика выборки. Описана опытноэкспериментальная работа по формированию эмоциональной устойчивости подростков; проведен анализ результатов опытноэкспериментального исследования. Статья будет интересна педагогампсихологам, педагогам, педагогаморганизаторам, педагогам дополнительного образования, заместителям по учебновоспитательной работе.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, подростки, модель, программа, методы, методики, анализ, результат.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

На протяжении многовековой истории человечества эмоциям отводилась одна из центральных ролей сил, определяющих поступки человека. По мнению Аристотеля, эмоции, выполняя побудительную функцию, являются мотивационным основанием, связующим звеном в процессе познания все более сложных объектов. Б.Спиноза в своих учениях об аффектах, говорило динамическом единстве эмоций с другими психическими явлениями, полагая, что они оказывают не только регулирующее, но и дезорганизующее влияние на деятельность. Актуальность исследования заключается именно в изучении взаимосвязи компонентов эмоциональной устойчивости, которые и влияют на усвоение любой образовательной программы и результативность учащегося (оценки), на формирование ключевых компетенций и на формирование социальной адаптивности к окружающему миру.

Под компетенциями понимаются некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выступают как факторы успешности/неуспешности, адаптивности/дезадаптивности, благополучия/неблагополучия подростка [1].Наиболее сложным, с точки зрения личностного развития ребенка является переходный подростковый возраст от 11 до 14 лет. Подростковый период очень важен в развитии «Яконцепции», в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности и его судьбы. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования эмоциональной устойчивости подростков, включенную в дополнительную общеобразовательную программу. Объект исследования: эмоциональная устойчивость подростков. Предмет исследования: формирование эмоциональной устойчивости подростков.
Гипотеза исследования: эмоциональная устойчивость, формируется вследствие реализации модели формирования эмоциональной устойчивости, которая включается в дополнительную общеобразовательную программу «Школалидера».Базой экспериментального исследования явилась группа подростков в количестве 20 человек в возрасте 1112 лет, 8 мальчиков и 12 девочек. Подростки посещают занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Школа лидера» в МКОУ ДО «ЦДОД». На сегодняшний момент времени у науки стоит задача в разработке теоретических и практических основ успешного противостояния личности эмоциогенным воздействиям с целью сохранения ее эффективности и продуктивности, воспринимаемой как субъективно, так и объективно. Залогом успешности такого противостояния является сформированная у личности эмоциональная устойчивость (В.И.Долгова, Г.Ю. Гольева [2]). Эмоциональную устойчивость следует формировать в подростковом возрасте, когда ученик целенаправленно стремится к успешной социальной адаптации, ищет активно новые средства формирования интеллектуальных способностей.
Актуальность и значимость этой проблемы и послужило основанием для выбора темы магистерского исследования «Формирование эмоциональной устойчивости подростков». В процессе исследования, учитывая природу эмоций их взаимосвязь сценностными ориентациями и особенности подросткового возраста (Е.Г.Кузнецова [3]).И это явилось основой для формирования модели эмоциональной устойчивости и её методологической платформой.гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой владеет личность, а так же ее психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности;аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется обретенной в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, религиозной, политической, эстетической сферах, то есть ее идеалами, целями, убеждениями и устремлениями;творческий потенциал личности характеризуется совокупностью умений, навыков и способностей, а так же мерой их реализации в определенной сфере деятельности и общения;моральнонравственный потенциал личности определяется нравственноэтическими нормами, стремлениями и ценностями которые вырабатываются при помощи интеллектуальных эмоциональноволевых механизмов;коммуникативный потенциал личности характеризуется степенью общительности, направленностью и прочностью устанавливаемых контактов, а так же динамикой выполняемых социальных ролей; художественный (эстетический) потенциал личности определяется уровнем, интенсивностью ее художественных потребностей, а так же степенью их удовлетворенности.
Далее нами были определены компоненты модели формирования эмоциональной устойчивости и установлена их взаимосвязь (мотивационного, эмоционального, волевого, интеллектуального), при этом были использованы рекомендации В.И. Долговой, Г.Ю. Гольевой [4]. И именно связь эмоций и системы ценностей, их влияние друг на друга является фактором формирования

позитивной яконцепции старших школьниковВ.И.Долгова, И. П. Ордина [5]). На этих основных научных концепциях мы основывались при разработке модели формирования эмоциональной устойчивости и при составлении программы.

Формирование эмоциональной устойчивости подростков

Рис.1. Модель психологопедагогического формирования эмоциональной устойчивости подростков

На основе траектории определяющей направление движения к стратегическим целям с учетом достижения тактических целей (В.И.Долгова[6]) была разработана и внедрена модель формирования эмоциональной устойчивости в программу дополнительного образования «Школа –лидера». В дальнейшем мы провели эксперимент и доказали эффективность модели формирования эмоциональной устойчивости. Как показано на рис.1, наша модель состоит из трех блоков: диагностический, формирующий, аналитический.

Диагностический блокФормирующий блокАналитический блокЦель: психологопедагогическое формирование личности подросткаЦель: анализ результатов корреляцииЦель: выявить уровень эмоциональной устойчивости подростков и ценностные ориентации как фактора влияющего на нее

Информировать участников о целях и содержании групповой работы: развитие установок на совместную деятельностьПовторная диагностика Подобрать методики диагностики соответствующие целиПроанализировать эффективность формирующейработыРазработка психологопедагогических рекомендаций по формированию эмоциональной устойчивости родителям и педагогамПровести обследование подростков по выбранным методикам

Сформировать эмоциональную устойчивость подростков на основе разработанной программыСкорректировать уровни эмоциональной устойчивости и ценностные ориентации, как фактора влияющего на нее

Разработка программы по формированию эмоциональной устойчивости

Разработка технологичекойкарты по исследованию и внедрению результатовТаблица 1Распределение по группам методов, используемых в исследовании эмоциональной устойчивости подростка

Название групп методовНазвание методовТеоретические методыаналитикосинтетическийсравнительносопоставительныйметод моделированияЭмпирические методынаблюдениеконстатирующий экспериментформирующий экспериментконтрольный экспериментметод экспертных оценокПсихологические методы«Шкала самооценки уровня тревожности» Ч.

Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина«Ориентационная анкета» Б. Басса«Тест –опросник мотивация достижения успеха и боязни неудачи» А.Реана«Ценностные ориентации» М.Рокича

Методы активного социальнопсихологического обучениясоциально полезные общественные деларолевые и деловые игрыбеседыинтерактивное общениеарттерапиядискуссиипсихогимнастические упражненияпознавательные интеллектуальные игрымоделирование ситуацийэссесочинениеКоличественные методы обработки эмпирических данныхметоды описательной статистики (вычисление среднего, стандартного отклонения)методы математической статистики: Ткритерия Вилкоксона

Для решения задач поисковоподготовительного этапа применялись такие теоретические методы:Аналитикосинтетический (этот метод мысленного расчленения целого на части с последующим воссоединением различных элементов, сторон объекта в единое целое).Сравнительносопоставительный (это метод сопоставления различных элементов, сторон объектов по какомулибо основанию).Метод моделирования (это метод проведения аналогий, умозаключений от общего к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой или доступный для исследователя, результатом использования данного метода, является составление модели объекта, процесса, состояния).

Для решения экспериментальных задач исследования применялись следующие эмпирические и психодиагностические методы:Эксперимент –это метод, направленный на выявление причинноследственных зависимостей, характеризующийся созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.Констатирующий эксперимент–это метод констатаций связей, складывающихся в ходе развития психики, относительно независимых от обучения и воспитания. Для решения поставленных задач нашего исследования мы применили формирующий эксперимент, который предполагает выявление закономерностейразвития в ходе активного, целенаправленного воздействия на испытуемого, что в рамках нашего исследования осуществлялось в процессе реализации дополнительной общеобразовательной «Школа лидера». Для повышения достоверности и валидности результата был использован комплекс стандартизированных и высоко формализованных психодиагностических методик, направленных на изучение тревожности «Методика изучения уровня тревожности» Ч.
Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина; мотивации достижения успеха «Тестопросник мотивации достижения успеха и боязни неудач» А.Реана; «Ориентационная анкета» Б.Басса направленности личности, «Ценностные ориентации» М. Рокич. Метод математической статистики Ткритерий Вилкоксона [7]. После констатирующего эксперимента мы включили в общеобразовательную программу «Школалидера» модель «Формирование эмоциональной устойчивости» и провели психологопедагогическую программу. На контрольнообобщающем этапе, мы провели анализ результатов до реализации программы и после, сделали соответствующие выводы. При интерпретации результатов тестирования были выявлены результаты.

Рис. 2. Распределение результатов исследования по методике «Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л. Ханина

До формирующих воздействий уровень низкой тревожности имели (5%) –1чел., после проведенной программы (5%) –1 чел., так и остался с неизмененным уровнем, вследствие с замедленной реакцией на изменения. У этого подростка медленно повышается чувство ответственности и мотив к ответственной деятельности и поступкам. До формирующих воздействий высокий уровень тревожности состоял из (25%) –5 чел., после проведения программы сократился до (5%) –1 чел. Что озна0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%низкийсреднийвысокий5%70%25%5%90%5%колво чел в %уровни тревожностидо программыпосле программычает 4 чел. (20%) перешли на умеренный уровень тревожности. Уровень умеренной тревожности из (60%) вырос до (90%) –18 чел. В процессе формирования эмоциональной устойчивости удалось перенести акцент на осмысление деятельности, на осознанность своих поступков и сформировать чувство уверенности в успехе. Итог: после проведения программы: 6 учеников (30%) перешли на уровень умеренной тревожности.

Рис. 3. Распределение результатов по «Ориентационной анкете» Б.Басса»

До формирующего воздействия 3 чел. (15%) имели направленность на себя (Я), проявляли агрессию в достижении результатов, раздражительность, тревожность. После проведения программы 2 чел. (10%) перешли на уровень ориентации (О) и приобрели направленность на совместную деятельность, на социальное одобрение, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. До формирующего воздействия 12 чел. (60%) с направленностью (О). После проведенной программы, 9 чел. (45%) переориентировались на направленность (Д). Подростки стали проявлять заинтересованность в решении деловых проблем, выполнять работы как можно лучше, ориентироваться на деловое сотрудничество, приобрели способность отстаивать собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели, при этом сохранять позитивную ориентацию на совместную деятельность и оказание искренней помощи людям.Итог: направленность (Д) увеличилась на (45%)9 чел., направленность (О) увеличилась на (10%)2 чел. Таким образом, направленность–(Д) состоит из (75%)–15 чел., направленность–(О) состоит из (20%)–4 чел., направленность–(Я) состоит из (5%) –1 чел.0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%ЯОД15%60%25%5%20%75%колво чел в %Уровни ориентациидо программыпосле программы Рис. 4. Распределение результатов по тестопроснику «Мотивация достижения успеха и боязни неудачи» А.Реана

До формирующих воздействий уровень низкой мотивации достижения успеха был у (30%) –6 чел. , высокой мотивации (70%) –14 чел. После проведения программы уровень низкой мотивации снизился на (20%) –4 чел. А уровень высокой мотивации врос на (20%) –4 чел.Итог: уровень высокой мотивации составил (90%) –18 чел., уровень низкой мотивации к успеху снизился благодаря формирующим воздействиям программы. Подростки склонные к потребности избегать неудачи, сохранять идею негативных ожиданий, впадающие в состояния близко к паническому и сохраняющие ситуативную тревожность перешли на уровень высокой мотивации. Благодаря сформированности новых приоритетных ценностных ориентаций: познание, чуткость, смелость, твердая воля, честность. Подростки обрели целеустремленность, настойчивость в достижении цели, активность, ответственность и инициативность. Самым главным мотивом жизнерадостности стало достижение успеха в созидательной жизнедеятельности.0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%н.ув.у30%70%10%90%колво чел в %Уровни мотивации достижения успехадо программыпосле программы Рис. 5. Распределение ценностных ориентации по методике М. Рокича«Ценностные ориентации»Таблица 2 Сравнительный анализ ценностных ориентаций

№Ценности до программыЦенности после программы1развлечениепознание2свободалюбовь3независимостьсмелость4жизнерадостностьтвердая воля5красота природычестность

До формирующих воздействий у подростков превалировали в приоритетной последовательности ценностные ориентации такие как, развлечение, свобода, независимость, жизнерадостность, красота природы. Подростки не имели понятийного осмысления этих ценностей. Свобода для них являлась в большей степени свободой от ответственности за свои поступки, независимость являлась разрывом отношений с теми, кто их контролирует, в основном с родителями и учителями. В приоритете ценностных ориентаций стояло развлечение, из которой складывается жизнерадостность, подростки не осознавали, что именно постоянные развлечения как снятие напряжения от конфликтов с родителями, учителями и сверстниками, эмоциональной усталости, не дают им долгосрочного положительного результата им быстро надоедало, и они искали снова новых развлечений. Теряя тем самым потенциал стремиться к познаниям и в них находить положительные эмоции, жизнерадостность и решение конфликтных ситуаций которые создают эмоциональное напряжение и эмоциональное сгорание. После программы подростки стали стремиться к познаниям, так стали осознавать, что жизнерадостность имеет свойство меняться. Подростки стали ценить такие ценности как любовь, смелость, твердую волю, честность. Так как эмоциональная устойчивость сохраняется благодаря этим ценностным ориентациям в достижении любой намеченной цели в созидательной жизнедеятельности подростка. Жизнерадостность и другие ценностные ориентации 0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%после программы90%80%70%60%50%колво чел в %Приоритет ценностейпознаниелюбовьсмелостьтвердая волячестностьблагодаря новым приоритетным целям стали более осознанными, фиксированными и контролируемыми.Результат расчета критерия Т.ВилкоксонаПо таблице критических знаков Ткритерия Вилкоксона получили при n=18Ткр.={47при≤0,0532при≤0,01

Отметим все полученные значения на оси значимости.

Зона достоверности0,01 0,05 Зона недостоверности0∞

Тэмп=25,5 32 47 Тэмп=сумме рангов нетип.=25,5

Рис. 6. Расчет критерияТ Вилкоксона

Таким образом, мы получили типичный сдвиг в зоне достоверности, что означает программа, была проведена с положительной эффективностью.Расчет производился по методу диагностики «Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л. Ханина» по результатам до программы и после программы.Выводы. В процессе формирования эмоциональной устойчивости удалось перенести акцент на осмысление деятельности, на осознанность своих поступков и сформировать чувство уверенности в успехе. После проведения программы: 6 учеников (30%) перешли на уровень умеренной тревожности, 9 чел. (45%) переориентировались на направленность (Д). Подростки стали проявлять заинтересованность в решении деловых проблем, выполнять работы как можно лучше, ориентироваться на деловое сотрудничество, приобрели способность отстаивать собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели, при этом сохранять позитивную ориентацию на совместную деятельность и оказание искренней помощи людям. После проведенной программы так же уровень высокой мотивации составил (90%) –18чел., уровень низкой мотивации к успеху снизился благодаря формирующим воздействиям программы. Подростки склонные к потребности избегать неудачи, сохранять идею негативных ожиданий, впадающие в состояния близко к паническому и сохраняющие ситуативную тревожность, перешли на уровень более высокой мотивации к успеху. Благодаря сформированности новых приоритетных ценностных ориентаций: познание, чуткость, смелость, твердая воля, честность. Подростки обрели целеустремленность, настойчивость в достижении цели, активность, ответственность и инициативность. Самым главным мотивом жизнерадостности стало достижение успеха в созидательной жизнедеятельности.После реализации программы подростки стали стремиться к познаниям, так стали осознавать, что жизнерадостность имеет свойство меняться. Подростки стали ценить такие ценности как любовь, смелость, твердую волю, честность. Так как эмоциональная устойчивость сохраняется благодаря этим ценностным ориентациям в достижении любой намеченной цели в созидательной жизнедеятельности подростка. Жизнерадостность и другие ценностные ориентации благодаря новым приоритетным целям стали более осознанными, фиксированными и контролируемыми. Таким образом, тревожность, раздражительность и агрессия стали осознанными и контролируемыми. Расчет критерияТ Вилкоксона подтвердил достоверность эффективности проведенной программы.

Таким образом, гипотеза исследования: эмоциональная устойчивость, формируется вследствие реализации модели формирования эмоциональной устойчивости, которая включается в дополнительную общеобразовательную программу «Школалидера» подтвердилась.

Ссылки на источники1.Белова С.С., Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Формирование социальноличностных компетентностей в современном образовании.–М.: КогитоЦентр, Институт психологии РАН, 2010. –117 c.2.Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография.–М.: Издво «Перо», 2014.–173 с.3.Кузнецова Е. Г. Личностные ценности: понятие, подходыкклассификации // ВестникОГУ. –2010.–№ 10(116). –С. 20–24.4.Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция.–Челябинск: Издво «АТОКСО», 2010.–184 с.5.Долгова В. И., Ордина И. П. Формирование позитивной яконцепции старших школьников// Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. –2012. –№4(24). –С. 63–65.6.ДолговаВ. И. Системныеинновационныетехнологиицелеполагания// GLOBAL CRISIS OF CONTEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCESMaterials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05–November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05–November 12, 2012). Chief editor–Pavlov V. V.–L. , 2013. –С. 41–45.7.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., под общ.ред. А. А. Крылова, С.А. Маничева. –СПб.: Питер, 2000.–560с.

Helena Pechenevskaya,

Candidate for a master’s degree faculty of psychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, [email protected] of emotional stability of adolescentsAbstract.This paper is devoted to psychological and pedagogical problem of formation of emotional stability of adolescents. The article will be of interest to teachers, psychologists, teachers, school administrators and teachers to further education, deputy for educational work. The article deals with the basic provisions on the formation of emotional stability of adolescents: features of formation of emotional stability of adolescents, a model of emotional stability of adolescents. This article describes the stagesof the methods and techniques, sample characteristics. Described experimental–experimental work on the formation of emotional stability of adolescents. Analysis of the results of experimental–pilot study.Key words: emotional stability, teens, model, software, methods, techniques, analysis result.

Рекомендованокпубликации:

Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Главная / Администрация / ГО и ЧС / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    Особые условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряженность. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов, у других — снижением или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомленности о происходящих событиях и понимания степени опасности.

    Во всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и пси­хическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уве­ренным и расчетливым действиям в любых критических моментах.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

    Стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, их трагические пос­ледствия вызывают у людей большую эмоциональную возбужденность, требу­ют высокой морально-психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные цен­ности.

    Тяжелая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жиз­ни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях мо­гут нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью ис­ключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуе­мым действиям.

    От морально-психологической устойчивости бойцов частей, подразделений и невоенизированных формирований ГО зависит в немалой степени, с каким качеством, в какие сроки будут проведены спасательные работы. Должное ли внимание уделяется психологической совместимости при комплектовании от­рядов, команд, групп для отправки в район ЧС? По существу, никакого. В под­разделения включают специалистов, тех, кто на месте работ будет всего нуж­нее. Это главный критерий.

    Вот почему руководителям ликвидации последствий аварий, катастроф и сти­хийных бедствий при таком положении все чаще приходится прибегать к помо­щи добровольцев, которые готовы идти в самые опасные места. Так было в Чернобыле, Башкортостане, Арзамасе, где люди шли на риск сознательно, уве­ренные, что способны управлять своим поведением и противостоять воздей­ствию стрессовых факторов.

    Опыт ликвидации аварий говорит, что экстремальные ситуации могут побуждать человека на такие дела и поступки, на которые он не решился бы в обыч­ных условиях. Так, во время землетрясения в Армении ничем особым ранее не выделявшийся работник районного масштаба Мурадян проявил в ходе спаса­тельных работ высокое самообладание и истинный героизм. И после гибели всей семьи он не опустил рук, не растерялся, не обезумел от горя, как было с другими, а собрал вокруг себя группу людей и с особым упорством приступил к спасательным работам.

    У неподготовленных психологически, не закаленных людей появляется чув­ство страха и стремление убежать из опасного места, у других — психо­логический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нару­шается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки — говорят, «у страха глаза велики», нарушается дыхание, начинается учащенное сердцебиение — «сердце готово вырваться из груди», спазмы пери­ферических кровеносных сосудов — «побелел как мел», появляется холодный пот, слабеют мышцы — «опустились руки», «коленки подогнулись», меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном сильном страхе от резкого нарушения работы сердечно-сосудистой системы.

    Такое состояние бывает довольно продолжительным — от нескольких часов до нескольких суток. При ликвидации последствий землетрясений и аварий Приходится иногда наблюдать людей, которые находятся в состоянии душевной подавленности, могут длительное время бесцельно бродить по развалинам на­селенного пункта.

    Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и возможных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обста­новке, отсутствие опыта и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-пси­хологическая подготовка — все это причины такого поведения людей.

    Что делать, как поступить, чтобы избежать такого подавленного состояния людей?

    Во-первых, надо учитывать, что человек, перенесший тяжелую психическую травму, гораздо быстрее восстанавливает душевное равновесие, если его при­влечь к какой-либо физической работе и не одного, а в составе группы.

    Во-вторых, чтобы ослабить негативное воздействие на человека нужны по­стоянная подготовка к действиям в экстремальных условиях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержа­нием психологической подготовки является выработка и закрепление необхо­димых психологических качеств. Главным здесь является максимальное при­ближение обучения к реальным условиям, которые могут сложиться в конкрет­ном регионе, населенном пункте или на объекте. Особенно важно воспитывать самообладание, хладнокровие, способность трезво мыслить в сложной и опас­ной обстановке. Выработать эти качества лишь путем словесного ознакомления с действиями в районе стихийного бедствия невозможно. Только практик;) и еще раз практики помогут приобрести эмоционально-волевой опыт, необхо­димые навыки и психологическую устойчивость. Вот почему при проведении занятий с населением, а тем более с личным составом формировании (подраз­делений) нужно давать не только словесное описание нужных действий, не ог­раничиваться показом кино- и видеофильмов, а обязательно отрабатывать при­емы и способы тех спасательных работ, с которыми вероятнее всего придется встретиться в данной местности. В основе выработки любого навыка лежит многократное сознательное повторение конкретных действий, выполнение нуж­ных упражнений.

    В-третьих, особое значение приобретает подготовка коллективов — всех тру­жеников предприятий, организаций и учреждений к повышению стойкости, к психологическим нагрузкам, развитию выносливости, самообладания, неуклон­ному стремлению к выполнению поставленных задач, развитию взаимовыруч­ки и взаимодействия. Такую подготовку надо проводить дифференцированно с учетом предназначения каждого формирования и той обстановки, с которой может столкнуться конкретный коллектив. И делать это надо на учениях и тре­нировках. Опыт ликвидации последствий трагических событий, в которых кон­центрировались колоссальные духовные, интеллектуальные и материальные ре­сурсы общества, должен быть широко использован на занятиях по подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

    Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей — один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжелым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплиниро­ванность и выдержку. Именно неверие в свои силы, в силы и возможности кол­лектива парализует волю.

    Так, во время зимовки на станции «Восток» (в Антарктиде) случилось ЧП: в момент, когда температура воздуха упала до 70 градусов мороза, загорелась ди­зель-электростанция. От зимовщиков потребовалось предельное напряжение физических, моральных и умственных сил. Руководитель экспедиции растерял­ся, и здесь появился лидер — мастер буровой бригады. Он взвалил на себя всю ношу вожака. До этого случая был обычным работником, ничем не выделялся. Только чрезвычайная ситуация высветила в нем человека волевого, с твердым характером, за которым пошел коллектив.

    ПРЕДУПРЕДИТЬ ПАНИКУ

    Паника—это чувство страха, охватившее группу людей, которое затем пере­дается окружающим и перерастает в неуправляемый процесс. У людей резко повышается эмоциональность восприятия происходящего, снижается ответ­ственность за свои поступки. Человек не может разумно оценивать свое поведение и правильно осмыслить сложившуюся обстановку. В такой атмосфере стоит только одному высказать, проявить желание убежать из района бедствия, как людская масса начинает слепо подражать.

    Появлению паники способствует отсутствие своевременной и достоверной информации. Этот недостаток сразу же восполняется слухами, кривотолками и рассказами «очевидцев».

    Как показывает опыт ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф — это результат не только неосведомленности, но и низкой подго­товки людей к действиям в экстремальных ситуациях, отсутствие психологи­ческой закалки. Среди людей всегда найдется слабая личность—паникер. Ему даже незначительная опасность представляется преувеличенной, огромной. Реальность вытесняется плодами воображения. Поэтому часто говорят: «у страха глаза велики».

    Поводом для паники может служить крайнее утомление людей, когда они дол­гое время остаются в бездеятельности, неведении, напряженном ожидании. Немалую роль играет сильно пониженный тонус сознательной активности. Он делает индивида неспособным к правильному поведению в критической ситуа­ции. Повышенная же эмоциональная возбудимость и активизация воображения стимулируют импульсивные, нерациональные действия. Чаще это случается при неожиданном и внезапном наступлении опасности.

    К возникновению страха и паники может привести и отсутствие органи­зованности и порядка, ослабление руководства, потеря управления, недоверие между людьми, плохие взаимоотношения, разобщенность коллектива.

    В любом случае индивидуальный страх первичен, он является предпосылкой, ‘почвой для группового страха, для паники и зависит от эмоциональной вос­приимчивости, устойчивости. Коллектив, объятый паникой, по существу пе­рестает быть коллективом, теряет его признаки. Что надо противопоставить панике?

    Одним из лучших средств борьбы с паническими настроениями является до­стоверная, убедительная и достаточно полная информация населения о случив­шемся, напоминание о правилах поведения и периодические рассказы о пред­принимаемых мерах.

    Вот пример. На железнодорожном переезде у станции Арзамас-1 произошел сильнейший взрыв двух вагонов, перевозящих взрывчатые вещества. Над горо­дом навис огромный черный «гриб». Все это потрясло жителей. Но ровно через 17 мин по распоряжению начальника ГО города — председателя горисполкома И. Склярова по местному радио передали первую информацию о случившемся. Далее сообщения повторялись регулярно, людям разъясняли обстановку, к ним обращались за помощью. Даже намека на панику нигде не наблюдалось.

    А вот другой пример. В Усть-Каменогорске на заводе ядерного топлива (про­изводство бериллия) произошел взрыв. Однако об аварии штаб ГО города ник­то не оповестил. Время шло, а население пребывало в неведении. Поползли слухи и кривотолки. И только через два с половиной часа начальник штаба ГО на свои страх и риск, не дожидаясь команды руководства, которое растерялось, передал по радио заранее заготовленный на случай беды текст. Но к данной ситуации эта информация не подходила. В ста километрах от города комбайне­ры, услышав такое сообщение, побросали машины, спасаясь от якобы радиоак­тивного облака. Пришлось составлять новый текст — ушел еще час, а в это время в облаке бериллиевой пыли с концентрациями, в сотни раз превышаю­щими предельно допустимые, одни дети шли из школы, другие на занятия во вторую смену.

    Чтобы предупредить панику, надо с самого начала чрезвычайной ситуации рассказать людям всю правду о том, что случилось. Информация должна пери­одически повторяться, наращиваться. Необходимо не только рассказывать о ходе спасательных работ и давать разъяснения, а обязательно обращаться к ним с просьбами, вовлекать их в общее дело ликвидации последствий стихийного бедствия или аварии. Каждый человек должен чувствовать себя причастным к этим важным событиям.

    А если паника все же возникла? Как быть? Что делать? Ее следует немед­ленно, решительно пресечь. И желательно как можно раньше, когда она носит поверхностный характер, не охватила большие массы и быстро поддается лик­видации.

    Для этого в первую очередь следует отвлечь, хотя бы на непродолжительное время, внимание людей от источника страха или возбудителя паники. Дать воз­можность людям хоть на мгновение очнуться от страха и попытаться взять уп­равление толпой на себя. Постараться переключить внимание людей с действий «лидера» паникеров на человека, трезво мыслящего, обладающего хладнокро­вием. Здесь должны найти место властные и громкие команды людей с волевым характером.

    Как только это произойдет, надо всех незамедлительно вовлечь в борьбу с опасностью. Обычно, когда проходит первое чувство страха, у большинства людей в такой ситуации наблюдается повышенная активность, стремление как бы загладить свою вину. Это и следует использовать для привлечения всех к спасательным работам, поручив каждому конкретный участок.

    Если паника все же охватила значительное количество людей, как быть тогда? В таких случаях их необходимо разделить на более мелкие группы с каждой из которых справиться будет значительно легче.

    И еще одно важное обстоятельство — это постоянное общение руководителей всех рангов местной администрации, депутатов и других известных и уважае­мых людей с населением того района, города, где произошли стихийное бед­ствие или катастрофа.

    ЧУВСТВО ДОЛГА И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    Его надо выращивать, воспитывать и лелеять. Не всем оно дано, не все им обладают. Только истинные патриоты Родины, люди, преданные своему народу на деле, а не на словах, способны совершать подвиги тихо, без шума, как бы повседневно. И таких люден много. Просто они в обычной жизни как бы неза­метны, вроде бы такие как и все. Их воля и характер, чувство ответственности проявляются в реальных делах, в критических ситуациях, когда этого требует в одних случаях страна, в других — интересы города, района, предприятия, когда есть праведная цель, общая задача, к выполнению которых стремится большин­ство людей.

    Начнем с примеров из Великой Отечественной войны. Некоторые скажут — старо. Нет, не старо! Подвиг народа никогда не стареет. Чувство долга и ответ­ственности высоко ценилось во все времена.

    Зима 1941-1942 гг. Из Ленинграда были эвакуированы многие предприятия и все театральные коллективы, только труппа театра оперетты осталась. Фантас­тическая картина. На улице -25 градусов. В не отапливаемом помещении чуть теплее. В три часа дня началась оперетта «Роз-Мари». В зал врываются звуки сирен. Публика устремляется в убежище, а многие артисты, являясь бойцами МПВО, вооружаются клещами, взбираются на ледяные крыши, чтобы сбрасы­вать зажигательные бомбы, встают на вышки дежурить.

    Не раз и не два приходилось нести вахту на крыше и всемирно известному композитору Дмитрию Шостаковичу. Он был бойцом местной проти­вовоздушной обороны консерватории.

    Вспомним апрель 1986 г.. Чернобыль. Взрыв на АЭС произошел в 1 ч 23 мин. Начальник штаба гражданской обороны Чернобыльской станции С. Воробьев доложил дежурному штаба ГО Киевской области об аварии, сам объезжал тер­риторию объекта, замеряя уровни радиации. Докладывал заместителю главно­го инженера АЭС по науке, что в отдельных местах уровень очень высок, что обнаружил разбросанный графит из недр реактора. Тот успокоил его. Директор же станции Брюханов запретил начальнику штаба давать сведения об обстанов­ке на АЭС кому бы то ни было. Тогда тот обратился за поддержкой к секретарю парткома С. Паршину. Его реакция: «Убеждай директора сам».

    Вот так по-разному отнеслось руководство АЭС к тревожным сообщениям начальника штаба ГО объекта.

    А в других местах? Узнав об аварии, в городах и на предприятиях стали выс­тавлять посты радиационного и химического наблюдения и направлять для не­сения этой службы самых лучших, наиболее ответственных и достойных.

    Новое испытание для гражданской обороны — Арзамас. Здесь организа­ция была совсем другой. Руководство не растерялось. Все бразды правления были в твердых и уверенных руках. Высокий долг и чувство ответственности заметны были повсюду. Семь санитарных дружин, как на месте взрыва, так и в стационарных лечебных учреждениях, действовали уверенно, со знанием дела, практически без отдыха. «Пригодились те навыки по оказанию первой помощи, что не раз отрабатывали на соревнованиях и уроках милосердия», — сказала командир дружины Арзамасского приборостроительного объедине­ния В. Котова.

    Боец группы механизации машинист погрузчика Е.Бедягин после многочасового напряженного труда наотрез отказался от подмены. Не покинул он кабину машины и тогда, когда невыносимо болели покрасневшие от пыли глаза.

    А водитель завода коммунального машиностроения М. Коптев сказал об уче­ниях по ГО, которые проводились ранее на предприятии, так: «Признаться, впер­вые пожалел, что иногда с иронией относился к этим мероприятиям — ведь многое пригодилось бы!».

    ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ — ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДАЧА

    Обратимся к реалиям сегодняшнего дня. Может быть, подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях не так уж и нужна, может быть, этот процесс кем-то искусственно раздут? Нет!

    Только за последние 20 лет в мире в результате стихийных бедствий погибло около 3 млн. человек и по меньшей мере около 800 млн. перенесли различные заболевания. Экономические потери порой просто невосполнимы и не подда­ются учету.

    В связи с этим для реализации защитных мероприятий, обеспечения без­опасности населения и снижения возможного ущерба указом Президента РФ создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситу­ациях (РСЧС). На нее возложено проведение единой государственной полити­ки в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты жизни и здоровья лю­дей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды, обеспечение готовности сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях.

    Закон РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» является главным, отправным актом, определяющим и узакони­вающим всю систему предупреждения, действий в ЧС и устанавливающим прин­ципы обучения населения в масштабах России.

    Им предусматривается, что вся информация в области защиты населения и территорий от ЧС, а также о деятельности органов власти и местного самоуп­равления теперь является гласной и открытой. Они обязаны оперативно и дос­товерно информировать население через средства массовой информации и по другим каналам. На них же возлагается подготовка и содержание сил и средств для ликвидации ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в кри­зисные моменты.

    Само население теперь не может стоять в стороне от задач по предупреж­дению и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

    Это значит, что обучение и морально-психологическая подготовка рабочих, служащих, тружеников сельского хозяйства и всего остального населения дол­жны быть подняты на новый качественный уровень, приобрести организован­ный, массовый характер и проводиться повсеместно.

    Как организационно, в какой последовательности это должно делаться?

    Правительство РФ своим Постановлением от 24 июля 1995 г. № 738 определило «Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС». Она всё боль­ше приобретает всеобщий, государственный масштаб и проводится но соответ­ствующим возрастным или социальным группам, начиная от дошкольных уч­реждений и кончая неработающим населением но месту жительства. А подго­товка всей учащейся молодежи проводится в учебных заведениях в учебное вре­мя по специальным программам.

    В целях проверки подготовки населения, привития ему практических навы­ков для разумных и расчетливых действий в чрезвычайных ситуациях Прави­тельство требует регулярно проводить командно-штабные, тактико-специаль­ные, комплексные учения и тренировки на предприятиях, в организациях и уч­реждениях независимо от их организацонно-правовой формы.

    Конечно, формирование таких морально-боевых и психологических качеств как инициатива, быстрота реакции, решительность, способность противостоять страху и панике, выдерживать предельные физические нагрузки, должно стать неотъемлемой составной частью всей системы обучения и воспитания» населе­ния России для действий в любых чрезвычайных ситуациях.

    Как предприниматели могут защитить свое психическое здоровье, будучи собственным боссом

    Предпринимательство считается блестящим образом жизни. Во многом это можно объяснить тем, что публикуют и видят в социальных сетях самые успешные предприниматели, демонстрирующие свою «свободу» и высококлассный образ жизни.

    Чего люди не понимают, так это того, что такой образ жизни составляет очень незначительное меньшинство предпринимателей, и почти все они не достигли такого успеха без многих лет борьбы и финансовых трудностей при создании своих компаний.

    Кроме того, то, что показывают в социальных сетях, также не всегда является изображением реального образа жизни человека.

    Быть предпринимателем — это не проснуться на отдаленном острове и отправить несколько электронных писем, прежде чем сесть на частный самолет в Италию. Бизнес — это ежедневная рутинная работа даже для тех, кто успешно превратил свою компанию в прибыльную машину.

    Нелегко принять решение начать и построить бизнес, что отражено в исследовании, в котором 72% предпринимателей сообщили о проблемах с психическим здоровьем. Исследование также отметило, что предприниматели значительно чаще сообщали о депрессии, СДВГ, употреблении психоактивных веществ и биполярном диагнозе в течение всей жизни.

    Недавно созданный малый бизнес не может расти или зарабатывать деньги на ранних стадиях, если его лидер не обладает менталитетом «суеты», чтобы работать изо дня в день.

    Вот несколько способов, которыми предприниматели могут защитить свое психическое здоровье на протяжении напряженного, но полезного пути создания и развития собственного бизнеса.

    1. Позаботьтесь о своих финансах

    Как и в любой сфере жизни, финансовые проблемы являются основной причиной стресса и беспокойства среди предпринимателей. Некоторые люди вкладывают в стартап все свои сбережения, и им не на что опереться.

    По данным smallbizgenius.net, 39% владельцев малого бизнеса используют наличные для финансирования своих компаний. Хотя этот метод сработал для некоторых, он не рекомендуется и может поставить кого-то в затруднительное положение, если компания не сработает.

    Путь стартапа с самого начала достаточно напряженный, и складывать все в корзину, которая терпит неудачу в 90% случаев, неразумно. Важно убедиться, что у вас есть финансовая подушка, чтобы прожить как минимум три-шесть месяцев.

    Если это невозможно, подумайте о том, чтобы работать неполный рабочий день с гибким графиком. Другая идея — иметь подработку, которая приносит доход, например, компанию по аренде или управление инвестиционным портфелем.

    Самый главный вывод — попытаться оставить как можно больше денег на столе, чтобы позаботиться о личных делах и найти способ одновременно получать дополнительный поток дохода.

    Связанный: Предпринимательство — это преодоление препятствий

    2. Не бойтесь делегировать полномочия

    Еще один быстрый способ перегреться и столкнуться с еще более высоким уровнем стресса — пытаться делать все самостоятельно. Даже если стартап еще не в состоянии нанять сотрудников на полную ставку, есть бесконечные ресурсы, которые помогут бизнесу передать определенные задачи на аутсорсинг.

    Это важно, потому что выгорание может произойти очень быстро, когда бизнес формируется, и этот процесс имеет тенденцию ускоряться, если основатель пытается сделать все самостоятельно.

    Еще один способ избежать утомления — заняться бизнесом с партнером. Как правило, каждый человек должен быть экспертом в определенной области компании, что не только упростит задачу, но и будет полезно для развития бизнеса.

    См. также: Здесь мы изучаем основы предпринимательства

    3. Окружите себя правильными людьми

    В начале пути предпринимателя для психического благополучия человека важно, чтобы он был окружен позитивным влиянием.

    Найдутся друзья и члены семьи, которые будут сомневаться в решении уйти из корпоративной жизни со стабильной зарплатой. Помните, они исходят из заботы и любви, но они не предприниматели.

    Окружите себя наставниками, добившимися успеха в качестве предпринимателей. Спросите у них совета и руководства в начале пути к стартапу и продолжайте развивать эти отношения и расширять профессиональную сеть по мере роста бизнеса.

    Психическое здоровье может легко ухудшиться из-за того, что не те люди дают неправильные советы или доводят себя до эмоционального выгорания. Следование приведенным выше советам и частая проверка своих эмоций помогут убедиться, что забота о себе остается главным приоритетом.

    Связанный: Готовы ли вы к предпринимательству?

    Поговорим о психическом здоровье предпринимателей

    Быть предпринимателем нелегко. Более 9 из 10 предприятий терпят неудачу, причем до 50% терпят неудачу к третьему году. Как показывает статистика, предпринимательство — даже для в конечном итоге успешных основателей — чаще связано с неудачами, чем с успехом. Стресс, который это приносит, может значительно повлиять на уверенность предпринимателя в себе и может повлиять на его психическое здоровье. В этом посте предприниматели делятся своим опытом эмоциональных американских горок, которые часто влечет за собой запуск стартапа, мы получаем несколько советов от тренера предпринимателей о том, как распознать проблемы с психическим здоровьем и предотвратить необходимость терапии, а эксперты-выпускники LBS освещают некоторые методы. чтобы помочь вам управлять.

    Исследование NHS England показывает, что каждый четвертый взрослый страдает психическим заболеванием. Будучи предпринимателем, вы еще больше увеличиваете свой риск. Согласно исследованию Майкла Фримана, предприниматели на 50 % чаще сообщают о своем психическом заболевании, при этом определенные состояния более распространены среди основателей и черт характера, которые делают их более восприимчивыми к перепадам настроения.

    Согласно выводам Фримена, предприниматели:

    • В два раза чаще страдают от депрессии,
    • В шесть раз выше вероятность СДВГ,
    • В три раза выше вероятность злоупотребления психоактивными веществами,
    • В десять раз выше вероятность биполярного расстройства,
    • В два раза выше вероятность суицидальных мыслей.

    «Энергичные, целеустремленные и творческие люди с большей вероятностью предприимчивы и более склонны к сильным эмоциональным состояниям», — говорит Фриман. Эти состояния могут включать депрессию, отчаяние, безнадежность, бесполезность, потерю мотивации и суицидальные мысли.

    Воздействие на женщин-предпринимателей

    Каждая пятая женщина сообщила о наличии распространенных психических расстройств по сравнению с 1 из 8 мужчин, и это не включает воздействие на них COVID 19. Быть женщиной-предпринимателем, безусловно, увеличивает вероятность возникновения проблем с психическим здоровьем, поскольку женщины сталкиваются с гендерными препятствиями, такими как гендерная предвзятость в медицинской системе, биологические влияния (например, менструальный цикл, послеродовая депрессия, менопауза и т. Насилие и сложные условия труда (например, гендерный разрыв в оплате труда, сексуальные домогательства, более продолжительный рабочий день, эстетический труд и т. д.), как подчеркивается в отчете resurgo «Состояние психического здоровья женщин-предпринимателей».

    «Пандемия оказала несоразмерное экономическое воздействие на женщин, и я вижу, что это проявляется и в моей работе. Требования к женщинам с разных сторон усиливают давление, и неудивительно, что это ощущается», — говорит Иоланда Саез Кастелло , выпускница LBS, которая сама является предпринимателем, экспертом в области психического здоровья и практикующим ТЭО.

    Но она считает, что сегодня все больше людей открыто об этом говорят, особенно женщины, потому что они чаще говорят о своих чувствах, чем мужчины. Она говорит: «Я вижу рост осведомленности о проблемах психического здоровья, что приветствуется и необходимо. Каждое решение начинается с признания того, что у нас есть проблема . Люди больше открыты для получения помощи, и чем больше людей считают, что это ничем не отличается от получения любой другой поддержки, тем больше умов придет в лучшее состояние».

    Иоланда отмечает, что для основателей особенно важно оставаться психически здоровыми, поскольку они являются движущей силой успеха, и их здоровье оказывает большое влияние на все предприятие. «Плохое психическое здоровье обошлось Великобритании в 45 миллиардов фунтов стерлингов в 2019 году, — отмечает она, — но мое послание — надежда. Есть очень эффективные подходы, и вам не придется долго мучиться».

    Американские горки предпринимательства

    «Предпринимательство может быть волнующим, как американские горки. И, как и на всех американских горках, бывают подъемы, за которыми быстро следуют очень внезапные спады. За свою корпоративную жизнь я пережил несколько. Я думал, что готов столкнуться с любыми непредвиденными обстоятельствами и особенно, как бывший парашютист, с «падениями» на высокой скорости», — говорит Коррадо Аккарди , который в настоящее время участвует в трех стартапах.

    После успешного начала предпринимательской деятельности, с отмеченным наградами бизнес-планом и отчетами по сбору средств, Коррадо вскоре обнаружил, что невзгоды могут ударить сильно и быстро. Менее чем через год после запуска, когда бизнес быстро рос, он столкнулся с огромным кризисом денежных потоков, который потребовал срочного вливания капитала. Здесь он делится своим опытом.

    «В течение двух месяцев неопределенность не позволяла мне быть уверенным в любое конкретное утро четверга, будет ли магазин открыт после выходных. Бремя этого уровня неопределенности усугублялось немаловажной проблемой, заключавшейся в том, что мне приходилось улыбаться своим сотрудникам (чьи семьи зависели от их зарплаты), клиентам (которые хотели то, за что они платили, независимо от того, за что они платили). за кулисами), с акционерами (которые не отнесутся легкомысленно к краху в течение одного года после первых фанфар) и, что не менее важно, с женой, которая очень меня поддерживала, но никогда не была «влюблена» в мой бизнес. .

    «Короче говоря, у меня были самые долгие два месяца в моей жизни, когда я спала чуть более двух часов в сутки и использовала часы, «сэкономленные» от сна, для чрезмерных упражнений, гуляла по ночам, пытаясь избежать груза на моих плечах, раненая гордость и черная дыра неуверенности. Даже улыбка казалась почти лицемерной.

    «Оглядываясь назад на то время, возможно, обращение за помощью извне облегчило бы ситуацию. Я этого не сделал, и мне повезло, что я выбрался из него без серьезных повреждений. Я спас бизнес, который процветал еще три года. Затем новый кризис, вызванный комбинацией внешних проблем, которые невозможно было контролировать, привел к тому, что компания буквально развалилась за считанные часы — от добросовестных разговоров об аренде нового помещения и запуске франчайзинга в Японии в пятницу утром до Звонок администраторам на следующей неделе.

    «Дно стало прочным фундаментом, на котором я перестроил свою жизнь». перешел на другой уровень, в частности, в том, что касается взгляда на проблемы с правильной точки зрения: это был просто бизнес, и никто не пострадает. В этот раз мой сон не был нарушен — прошли дни ночных прогулок и тренировок. И улыбаться было легче.

    «Плохая новость стала неожиданным шоком для сотрудников, поставщиков, клиентов и акционеров. Наиболее позитивно неожиданная реакция была со стороны сотрудников и некоторых крупнейших инвесторов, с личной поддержкой и обещаниями реинвестировать в мой будущий бизнес. Конечно, были негативные отзывы в прессе, и несколько мелких инвесторов были особенно агрессивны, но того, что я сделал для компании все возможное, было достаточно, чтобы не испытывать ни угрызений совести, ни сожалений.

    «Прошло уже более трех лет с тех пор, как это произошло. И предпринимательство настолько выросло во мне, что меня уже не заманили обратно в корпоративную жизнь. Вместо этого я участвовал в ряде стартапов, двумя из которых я особенно горжусь и готов запустить их в импакт-пространстве. Уроки сыграли важную роль не только в создании убедительных бизнес-кейсов, но и в том, чтобы не чувствовать себя обремененным в моменты неопределенности или откровенного кризиса, включая поддержку других членов команды в переосмыслении их взглядов на проблемы, с которыми мы столкнулись. Как однажды сказал Мандела: «Я никогда не проигрываю. Я либо побеждаю, либо учусь». Урок, который я усвоил, состоял в том, чтобы наслаждаться американскими горками».

    Давление, чтобы показать силу

    Как показывает история Коррадо, быть предпринимателем означает больше рисковать, чем быть наемным работником. Вы чувствуете, что все зависит от вас, и ваш стартап имеет приоритет над вашими базовыми человеческими потребностями, такими как сон, еда, безопасность, семья и здоровье. Вы рискуете выгореть.

    Прошлый год был особенно трудным для всех, поскольку люди страдают от последствий пандемии, в том числе от растущей бессонницы, беспокойства, стресса и депрессии.

    Основатели также столкнулись со значительно возросшим риском потерять свой бизнес и чувством ответственности за своих сотрудников. В лучшие времена это может быть очень одиноким путешествием, и основатели, в частности, могут бояться просить о помощи из страха потерять свой бизнес. Они чувствуют, что не могут поделиться своими чувствами с другими, поскольку не хотят, чтобы их считали слабыми или имеющими проблемы. Вместо этого они чувствуют давление, чтобы мотивировать свою команду и выглядеть оптимистично перед ними и инвесторами. Они находятся под еще большим давлением, чтобы показать силу.

    Шквал решений

    Элизабет Кольбах , соглашается с Коррадо по поводу эмоциональных американских горок. Она говорит: «Как единственный основатель, особенно на ранних этапах, бесконечный шквал решений, которые необходимо принять, может истощать, а также придавать силы. Это было то, о чем я даже не думал, прежде чем стать основателем, тем более, что это противоречит обычному стремлению подняться на вершину в любой организации.

    «Для меня самая большая помощь и поддержка в трудные времена пришли от других основателей на том же этапе предприятия. Возможность высказаться и обратиться за советом к другим, которые проходят тот же путь и часто разделяют ваши трудности, была бесценной и гораздо более полезной, чем любая структурированная программа психического здоровья.

    «При этом инкубаторы и акселераторы, а также инвесторы, похоже, осознают необходимость поддержки не только начинающих предприятий, но и людей, стоящих за ними. Внешний капитал приносит подтверждение, помощь опытных операторов, внутреннее знание рынка и ценные связи, но инвестиции также могут быть дополнительным источником стресса, поскольку они побуждают вас повышать свою игру и быстро достигать результатов.

    «Аналогичным образом программа инкубатора LBS предоставила мне бизнес-ресурсы от бухгалтерского учета до брендинга, но самой ценной поддержкой для меня были занятия один на один с превосходным тренером по предпринимательству (Стюарт), которые дали мне безопасное пространство для высказывания неуверенности и помоги мне преодолеть любой синдром самозванца, впервые создавшего компанию».

    Иоланда добавляет: «Чрезмерное беспокойство или страх, чувство чрезмерной грусти или подавленности, спутанное мышление и проблемы с концентрацией внимания, обучением или принятием решений — все это может быть признаком того, что ваше душевное состояние ухудшается. Но, к счастью, так не должно оставаться».

    Распознавание знаков

    «Печальный факт, что те, кто достиг точки выгорания, с меньшей вероятностью осознают, что им нужна помощь», — говорит Стюарт Хиллстон , который работает с предпринимателями в качестве тренера и психотерапевта, а иногда и то и другое. Как бывший предприниматель и профессиональный инвестор, он много раз совершал предпринимательский путь и не раз сталкивался с выгоранием.

    Он рассказывает: «При работе терапевтом наиболее распространенной проблемой является беспокойство — это так же верно для предпринимателей, как и для всех остальных. За этим сразу следует стресс, а затем депрессия — все это обычные психические травмы. Я называю их «травмами», потому что вам нужно знать, что вы можете восстановиться и возобновить жизнь, как вам нравится. Проще говоря, беспокойство связано с будущим, стресс — с настоящим, а депрессия — с прошлым.

    «Если проблемы у предпринимателей такие же, как и у большинства людей, то причины разные. Три главные проблемы, которые предприниматели определяют как триггеры своих чувств, — это соучредители, инвесторы и отношения (будь то на работе или дома).

    «Мы знаем, что предпринимательская жизнь связана с давлением, стрессом и риском. Это рациональное понимание той жизни, которую мы выбираем. Эмоциональное бремя труднее понять, пока вы не испытаете его на себе. Например, научиться распознавать признаки выгорания может помочь вам помочь себе достаточно рано, чтобы избежать более неприятных последствий».

    Пройдите тест Hillston

    Стюарт рекомендует ответить на эти вопросы, чтобы оценить, пора ли вносить изменения или обратиться за поддержкой, стараясь не приукрашивать ответы. По сравнению с тремя месяцами ранее вы:

    1. Спите лучше, хуже, то же самое.
    2. Спи больше, меньше, столько же.
    3. Общайтесь больше, меньше, так же.
    4. Работать короче, дольше, то же самое.
    5. Больше, меньше, столько же.
    6. Ешьте здоровее, менее здоровую, то же самое.
    7. Отдыхайте без плана больше, меньше, то же самое.
    8. Думайте о рабочих вопросах меньше, больше, так же.
    9. Чувствовать стресс реже, чаще, то же самое.
    10. Пить алкоголь меньше, больше, столько же.

    1 балл за каждый первый ответ, -1 за каждый второй ответ и 0 за каждый третий ответ.

    Если ваш результат ниже нуля, вы должны спросить себя: я иду к выгоранию? Если ваша оценка ниже -5, вам действительно следует подумать о том, чтобы обратиться за поддержкой к окружающим или обратиться за профессиональной помощью, чтобы изменить свои привычки.

    Что ты умеешь?

    Стюарт советует: «Если вы перегорите, вам потребуется довольно много времени, чтобы восстановиться, и это существенно повлияет на ваш бизнес и всех тех, кто от него зависит. Вы будете более эффективными и будете принимать более правильные решения, если будете хорошо отдыхать, хорошо питаться, регулярно тренировать свое тело и ум и регулировать свое рабочее время (и мышление)».

    «Сейчас вам нужно сказать себе, почему это важно, и часто напоминать себе, чтобы, заметив ранние предупреждающие знаки, вы могли принять меры заранее. Я имею в виду это из добрых слов, но я действительно надеюсь, что не увижу тебя в моей терапевтической комнате с выгоранием. Если я это сделаю, я, естественно, помогу вам. Ты тоже можешь помочь себе».

    Советы, которые помогут вам справиться с ситуацией

    Хотя некоторые предприниматели могут обратиться к терапии после переломного момента, не все хотят или могут себе это позволить, особенно если они находятся на ранних стадиях стартапа. Итак, что они могут сделать? У Йоланды есть несколько советов:

    · 
    Не бойтесь тест-драйва

    Я не думаю, что люди проводят достаточное количество тест-драйвов в жизни. Предприниматели хороши в этом и являются примером для многих других. Дайте себе разрешение на тест-драйв. Ты не умрешь, если эта машина не станет твоей лучшей или последней. То же самое относится и к вашей бизнес-идеи.

    · 
    Избегайте деструктивных мыслей

    Когда вы являетесь предпринимателем, образ мышления имеет ключевое значение, и иногда ваше собственное шумное мышление может сбить вас с пути, будь то неуверенность в себе, прокрастинация или что-то еще. Никто не может завершить сложный план проекта, сидя посреди Таймс-сквер; замечайте истории в своем мышлении; хотя вы не можете остановить появление шума, вам не нужно его слушать.

    · Попробуйте простукивание

    Если вы страдаете от стресса, беспокойства, приступов паники, депрессии или травм, рассмотрите возможность использования техники эмоциональной свободы (EFT) — научно обоснованного терапевтического метода самопомощи. Доказано, что он снижает уровень гормонов стресса, а также приток крови к миндалевидному телу, части мозга, которая запускает реакцию «бей или беги». Исследования показывают, что постукивание может значительно уменьшить тревогу (-40%), депрессию (-35%), посттравматическое стрессовое расстройство (-32%), боль (-57%), уровень гормона стресса кортизола (-37%). , и увеличить счастье. Он управляется самостоятельно и может спасти жизнь. (Узнайте больше от Иоланды о том, как выполнять ТЭО, в видео ниже, а также карту точек постукивания и пошаговые инструкции здесь.)

    Yolanda Saez Castello MSc из Tap It Better показывает вам базовую последовательность постукивания EFT, которую вы можете использовать для снятия стресса, беспокойства и многих других психических расстройств.

    Связь с природой

    Еще один эффективный, масштабируемый, доступный, бесплатный и безопасный для Covid-10 способ справиться со стрессом, который может повлечь за собой предпринимательская деятельность, — это связь с природой. Эммет Фил Кориат , основатель Natural Leadership, испытал выгорание из-за сочетания стресса на работе (в частности, чрезмерного внимания к производительности в ущерб своему здоровью) и внешних факторов, и природа была его спасителем. COVID-19Пандемия подчеркнула необходимость воссоединения с природой, которая является одним из самых доступных методов лечения для всех (в знак признания этого темой Недели осведомленности о психическом здоровье в этом году также является связь с природой).

    Эмметт, эксперт по купанию в лесу, говорит, что это отвечает всем требованиям: «Теперь наука дает нам детальное представление о том, как работает польза природы для здоровья. Доказательства настолько убедительны, что врачи в США, Великобритании и Канаде (www.parkprescriptions.ca) начали прописывать природу. Но это не новая концепция — купание в лесу родом из Японии и используется там как терапия против выгорания.

    «Люди произошли от природы, и наш мозг в течение тысячелетий развивался в природе до того, чем он является сегодня. С урбанизацией и прогрессом мы забыли, что природа — наш дом, что мы — природа. Оторванность от природы вызывает недомогание.

    «Биофилическая гипотеза о том, что в ДНК людей заложена связь с природой, была сформулирована гарвардским биологом Эдвардом Уилсоном в 1980-х годах. Он основан на восстанавливающем воздействии природы на здоровье горожан.

    «Эффект работает через наши чувства. Каждый из них признает «активные ингредиенты» в природе, которых нет в городской среде. Польза для здоровья начинается с простого наблюдения за природой — это успокаивает миндалевидное тело в мозгу — и было показано, что каждое чувство имеет определенные активные ингредиенты, которые взаимодействуют с природой, что приводит к пользе для здоровья.

    «Природа уникальна тем, что эффективна как при физиологическом стрессе, так и при поведенческом стрессе. Отдых и релаксация эффективны для восстановления физиологического стресса, но не против поведенческого стресса. Когда мы полностью «присутствуем» перед своими чувствами на природе (например, во время купания в лесу), наш мозг без особых усилий переходит в режим альфа-волн, называемый 9. 0061 поток или мягкое обаяние , и это позволяет нам восстановить наше исполнительское внимание . Помимо психического здоровья, режим альфа-волн позволяет нам разблокировать нашу интуицию и улучшить многочисленные исполнительные и лидерские навыки.

    Купание в лесу: шаг за шагом

    ” Чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами природы, вам нужно погрузить свои чувства . В организованном групповом купании в лесу гид предлагает простые игры ( приглашения ), чтобы погрузить ваши чувства в глубокую игру. После каждого приглашения группа делится своим личным опытом. Вот несколько советов, как погрузить свои чувства без гида:

    1. Устройств вообще нет (музыки нет).

    2. Замедляйтесь (тело и разум, если можете).

    3. Попробуйте равный счет дыхание: вдыхайте в течение 4 секунд и выдыхайте в течение 4 секунд — больше, если вы можете, оставаясь в комфорте. Это снимает тревогу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *