Формируется как личность – .

Содержание

Кто и как формирует твою личность

Человек живет в обществе. Здесь с ранних лет он воспитывается и учится под влиянием людей и множества других факторов. Поэтому  задача моей работы является проанализировать воспитательное влияние средств визуальной коммуникации на нравственное сознание и поведение подростка; изучить и обобщить позитивные и негативные тенденции воспитательного воздействия СМИ и на подростков; рассмотреть положительное воздействие средств визуальной коммуникации на учебную деятельность и поведение подростков.

Поэтому целью моей работы является  анализ  воспитательного воздействия средств визуальной коммуникации на нравственное сознание и поведение подростков в данный, конкретный возрастной период.

Эта тема является сейчас для меня очень актуальной, так как именно сейчас мы задумываемся о своем будущем, строим планы, мечтаем, берем примеры поведения, то есть  формируемся как индивидуальности и личности. А что это такое?

На уроке обществознания мы изучали тему «Личность». Я поняла,  что личность – это проявление характера через деятельность. В толком словаре дано определение личности – это (слово латинского происхождения и обозначает «маска актера») социально и духовно развитый человек. Я учусь в 6 классе, и я только формируюсь как личность,  поэтому   про меня  больше пока можно говорить как про индивидуума  и индивидуальность. 

«Индивид» — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д.  Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

 У меня ещё идет становление характера, я развиваю как индивидуальность и  как  личность – это мое отношение к какому – либо виду деятельности. Мы (учащиеся) проявляем себя сейчас только в образовательном процессе, то есть учимся, и творческой деятельности  (поем, танцуем, ходим на различные кружки). Все это время мы стареемся найти себя, найти себе дело по душе и по способностям. В этом нам помогают родители и учителя.

 А полностью сформировавшаяся личность  — это самостоятельный человек, со своими принципами, ценностями, взглядами, правилами поведения, отношением к друзьям, обществу, проявление себя в работе, карьере. Личность не формируется сама по себе, она формируется в обществе. Пока я формируюсь, как личность, на меня влияет все: СМИ, друзья, учителя, мнение окружающих людей и, конечно, родители. О роли родителей я скажу позже…

А сейчас рассмотрим роль СМИ на влияние становления психики подрастающего поколения, т.е. нас – подростков. Если раньше безоговорочным другом человека являлась собака, то теперь эту роль взял на себя телевизор. Для одних он становится окном в мир, для других – средством убить время, для третьих – неосознанным уходом от реальности в виртуальную жизнь.

Средства массовой информации (СМИ) – методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают или распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнообразной и географически рассеянной аудитории.

Информация – сведения, передаваемые одними людьми в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира. В узком смысле информация – совокупность кратких не комментированных сведений об актуальных фронтах жизни общества. В широком смысле информация включает все имеющие значение сведения, получаемые, хранимые, перерабатываемые и используемые в биологических объектах, машинных системах и человеческом сообществе, в котором функционируют различные виды социальной информации.

Средства визуальной коммуникации – понятие комплексное. Оно является производным от понятия СМИ, под которыми понимаются «средства передачи между отправляющей и принимающей сообщение стороной в процессе массовой коммуникации». Таким образом, они включают институты и системы, которые посредством газет, журналов, радио и телевидения производят и передают большое количество информации, направленной не на определенного адресата, а на всех адресатов без их определения. Если дать обобщенное определение понятия средств визуальной коммуникации, то можно сказать, что средства визуальной коммуникации означают технические средства создания видеообраза, т.е. кинематограф, видео, телевидение, компьютеры и т.д.

Слово «телевидение» является составным, включает в себя греческую морфему tele (далекий, далеко) и латинскую морфему vision (смотреть, видеть) и иногда обозначается сокращением TV. Данный технический термин означает механизм живого воспроизведения происходящих в определенном месте событий и их трансляции на большие расстояния, который является общим для всего мира средством коммуникации. Общеизвестно, что социализация человека происходит в процессе воспитания и под значительным влиянием среды. Среда современного человека, в которой происходит воспитание, существенно изменилась по сравнению со средой моих родителей. В нашу среду органично вошли и средства визуальной коммуникации, глубоко проникшие в различные сферы его жизни. Такие факторы современного социума, как телевидение, видео, компьютеры и прочие средства визуальной коммуникации, предоставляя разнообразную информацию в наглядном изображении громадному числу людей, обладают огромным воспитательным потенциалом. По мере развития спутниковой связи, информационных технологий, интернета, СМИ становятся важным фактором не только постоянных изменений в нашем образе жизни, но и существенным средством воспитания подрастающих поколений.

Средства визуальной коммуникации оказывает неоднозначное влияние на нравственное сознание и поведение школьников, их взаимоотношения. Влияние, оказываемое телевидением и другими средствами визуальной коммуникации на школьников в процессе их социального развития, отражается в нашем стремлении к активному подражанию киногероям, в богатстве воображения и чутком восприятии наблюдаемых событий. Склонность подростков к фантазиям, замене реальной жизни воображаемыми событиями, в которые мы сами начинаем искренне верить, также не безобидны, что становится фактором часто возникающих подростковых проблем. Поэтому роль СМИ в воспитании подростков не может не являться объектом для пристального внимания со стороны родителей, учителей и даже правительства.

Изменения в социальной среде оказывает заметное влияние на процесс воспитания детей в школе и семье. Исследователи отмечают устойчивую тенденцию к чрезмерной опеке детей со стороны родителей, что ведет за собой инфантилизм, индивидуализм, эгоизм в их поведении. С другой стороны, некоторая самостоятельность, предоставляемая семьей подростку, инициирует создание собственной подростковой субкультуры как отражения этой самостоятельности и относительной независимости. Поиск подростками нравственного идеала, смысла и образа жизни, сопровождаемые бурным физическим, интеллектуальным, нравственным, эмоциональным развитием, являются важнейшими для нас – подростков. Поэтому их чувствительность к влиянию средств визуальной коммуникации значительно выше, чем в любом другом возрасте.

Содержание программ, предоставляемых телевидением, охватывает различные сферы человеческой жизни в целом  — сообщения и образы на темы политики, культуры и текущих событий, образовательные и художественные передачи, поэтому его влияние на жизнь нации нельзя вкратце назвать иначе как огромным. Так, исследование, проведенное в Японии, установило, что японские подростки до окончания повышенной средней школы проводят в школьных классах в целом 12000 часов, тогда как время, проводимое ими за просмотром телепередач, составляет 22 000 часов. Таким образом, японские подростки в среднем ежегодно проводят в школе по 980 часов, у телеэкрана  — 1340 часов. Японские исследователи выявили также, что дошкольник до поступления в школу проводит перед телевизором 9000 часов. Эти исследования убеждают, что дети и подростки в течение длительного времени подвергаются воздействию телевидения. Анализ телевизионных программ в различных государствах, например, в Корейской республике, США, Германии и других свидетельствует, что основное время телевещания отдано боевикам, в которые включено неоправданное изобилие сцен насилия. Вот почему телевидение и другие средства визуальной коммуникации называют «школой насилия». Согласно исследованию, проведенному министерством здравоохранения США, просмотр демонстрировавшихся на телевидении за последние 10 лет сцен насилия и программ агрессивного характера оказывает вредное влияние на формирование характера и жизненной позиции человека. Анализ материалов, полученных телекомпанией Columbia Broadcastinq Sustem от 1650 лондонских тинэйджеров, показал, что чем чаще подросток смотрит телевизионные программы со сценами насилия, тем больше он вовлекается в совершение насильственных действий тяжкого характера.

Существуют объективные причины, побуждающие педагогов, родителей и общественность принимать меры по органичению демонстрации на телевидении сцен насилия, оказывающих отрицательное влияние на зрителей. Сцены насилия на телевидении приводят к пониманию мира как насильственного и опасного для человека и могут сформировать негативный взгляд на мир.

Понятие новых средств визуальной коммуникации включает в себя кабельное телевидение, компьютерную связь, компьютерные игры и прочие, вновь возникающие средства. На практике первое знакомство с компьютером в большинстве случаев происходит через игры, которые распространились настолько, что их можно назвать неизбежным злом. Таким образом, компьютерные игры являются средством, оказывающим наибольшее влияние на подростков. Компьютерные (электронные) игры повсеместно проникают в нашу жизнь, а по затрачиваемому на них времени, составляющему в среднем 76 минут в день, они занимают второе место среди визуальной коммуникации, уступая только телевидению.

Человек ежедневно получает огромное количество информации, достоверной и недостоверной, порой очень противоречивой. Но именно это и дает человеку возможность проанализировать, сравнить эту информацию, критически осмыслить и сделать осознанный выбор.

СМИ оказывает на человека противоречивое  влияние, приносят пользу и наносит вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемой через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмыслить и определять, чему можно подрожать, а чему нельзя.

Воздействие средств визуальной коммуникации на процесс нравственного развития подростка и его социализации может быть как положительным, так и отрицательным.

Повышение эффективности воспитания подростков средствами визуальной коммуникации во многом зависит от учета уровня их воспитанности и нравственной направленности, от подготовленности подростков к адекватному восприятию кино, теле – видеопродукции, от организации целесообразного педагогического руководства просмотра со стороны взрослых, их помощи в выборе визуальных средств коммуникации с целью формирования эстетического вкуса и опыта их нравственной оценки.

 Таким образом, что смотрит ребенок и сколько времени он сидит у компьютера во многом зависит о родителей. Мои родители зорко следят за тем, что я смотрю. Они убеждены, что сегодняшняя массовая культура играет разрушительную роль, калеча человеческое сознание, притупляя чувства, исчерпывая духовные силы, подменяя волнение возбуждением.

Но мы также знаем, что эстрадное искусство не может претендовать на силу мышления романа, спектакля, фильма. Это искусство может создать нам настроение. Есть певцы и ансамбли,  которых можно слушать, но все – таки большинство песен на эстраде однообразны и не интересны. Многие певцы слабо подготовлены в профессиональном отношении. Крик и хрип нередко оказываются главным средством эмоционального воздействия на публику. Что – то заученное есть и в частом чередовании ускоренного и замедленного темпа. Не хватает эмоционального разнообразия. И я очень переживаю, когда мои одноклассники не имея голоса и чувства ритма, такта, слуха пытаются петь и даже выступать на сцене. Это объясняется тем, что многим такая музыка нравится. Крики, усиленные аккорды электрогитары и навязчивый ритм ударных дополняются неловкими движениями  тела и выглядит это вульгарно, некрасиво и смешно. А многие школьницы считают это большой естественностью, внутренней свободой, силой чувств. Эти же ученицы потом также и общаются, в них много шума и гама. Таким образом, постоянные впечатления от общения с искусством и СМИ отражаются во всей нашей жизни, в наших нравах, даже в нашей работе и потому влияют на становление личности.

 Мои  родители больше читают  и приучили читать и меня. Мне нравится читать. Это развивает логическое мышление, заставляет задуматься над какой – либо ситуацией, учит фантазировать. Это расширяет мой духовный кругозор.

Художественное произведение должно воспитывать нас с  нравственных позиций, пробуждать стремление быть добрее, умнее, счастливее и гармоничнее.

Я рада, что мои родители привили вкус к чтению художественных произведений, к хорошей, приятной музыке, я люблю природу, у меня есть истинные друзья. Я знаю, что я стану личностью, о которой будут говорить только хорошее. Во всяком случае, я буду стараться. Ведь учитель нам говорил, личностью не рождаются, личностью становятся. И только от тебя зависит в итоге, какой личностью станешь ты. Личностью человек становится, когда начнет осуществлять свою деятельность, направленную на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь, человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить её среди прочих.

Таким образом, личность – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретенные знания, набор психофизических черт и особенностей человека, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.

Немецкий гуманист 15 века С. Брандт писал:

Ребенок учится тому

Что видит у себя в дому:

Родители пример тому…

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом

Чтобы не каяться потом.

Конституция РФ гласит: «Забота о детях, их воспитание  — равное право и обязанность родителей» (ст.  38)

Мне повезло, я воспитываюсь в хорошей семье, у меня замечательные родители. Они для меня авторитет,  и я стараюсь на них быть похожей. В нашей семье мы все делаем вместе, мы всегда вместе. Моих родителей ставят в пример другим родителям и ученикам, так как им не безразличен класс, в котором я учусь, школьные  проблемы, мои отношения со сверстниками. Когда у меня будет своя семья, я постараюсь, чтобы она была похожей на семью моих родителей: дружная, веселая, трудолюбивая. В этой семье мне спокойно и уютно. Л Н Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Я счастлива, что у меня такие родители, которые называют меня «своей кровиночкой».

Таким образом, семья — основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Мои родители, воспитывают во  мне личность. Только любовь может обеспечить развитие всех моих потенциальных возможностей  и раскрыть мое духовное, уникальное Я.  

Таким образом, семья — это та среда, которая влияет на развитие моей личности, мое будущее духовное и душевное благополучие.

Мои родители учат меня общаться. У меня много хороших знакомых и есть настоящие друзья. Они тоже влияют на мое становление личности. Мы много разговариваем, обсуждаем, вместе ходим в походы, учим уроки. Мы дружим и выбираем, таким образом,  определенные правила поведения, стиль общения, умение общаться.

Есть такая поговорка: «Скажи,  кто твой друг, и я скажу,  кто ты», то есть по   друзьям можно судить и о самом  человеке. У моих друзей и у меня есть идеал человека, который нам служит образцом поведения. Я понимаю, пока мы не сформировались как личность, мы будем следовать в большей или меньшей степени за чьими-то предпочтениями. Но уже сейчас, я стараюсь отстоять свою точку зрения, свою позицию, не всегда согласна с большинством, то есть я формируюсь как личность. Тех, кто навсегда останется эхом другого, в его тени, ожидает тяжелая участь. Люди такого типа бесхарактерны, они все повторяют и за этим человеком, не проявляя себя. Я считаю, что это не настоящая дружба, это не настоящие друзья.

Истинная дружба не должна мешать человеку проявлять себя. В настоящей дружбе есть месту уважению, любви, поддержке, готовность безвозмездно помочь, уступкам и даже жертвам. Через такую дружбу человек приобщается к новым ценностям, правилам поведения и общения в обществе. Дружба – это школа жизни.

Но я учусь в школе, где провожу 7 часов. Я общаюсь не только с друзьями, но и с одноклассниками. И естественно я не могу не прислушиваться к мнению коллектива. Иногда общественная оценка коллектива значит для меня больше, чем мнение учителей или родителей, или даже друзей. Мы про свой класс говорим – мы единый коллектив и есть у нас свой девиз:  «Мы как дольки апельсина – все равны и неделимы». Мы вместе трудимся, вместе выполняем различные школьные и классные поручения, вместе переживаем, к чему – то стремимся, заботимся об общем результате. В нашем  коллективе есть   все необходимые условия для самоутверждения через совместную деятельность, направленную на пользу общества.  И мне понятно, что опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитие  моей личности. Я сама уже могу определить, кто мне поможет, а кто лодырь, кому можно поручить дело, а кому нельзя, т. е.  общий труд показывает человека как личность. Ведь личность – это твое отношение к труду, определенному виду деятельности. Коллективный труд показывает наш класс в разрезе – кто уже формируется личностью, а кто еще маленький ребенок. В коллективе проявляются такие качества – как взаимоответственность, с одной стороны, а с другой – проявление самостоятельности в организации и осуществлении какой – либо деятельности. Один из главных признаков  личности  – самостоятельность. Уже в этом возрасте нам можно доверять какое – либо дело, без напоминаний  со стороны родителей и учителей  выполнять свои обязанности. Самостоятельность – это тоже черта личностного роста.

У нас в классе уже формируются личности,  которые могут организовать класс, проявляя свои организаторские способности, другие как предприимчивые и деловые личности. Это показывает их  во взаимоотношениях с людьми, одноклассниками. Наверное, они и в будущем будут проявлять свое умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, проектах, распределять обязанности в коллективе и т. д.

Коллектив формирует нравственные качества человека, нормы поведения, взаимоотношения друг с другом.

Я рада, что мои родители привили вкус к чтению художественных произведений, к хорошей, приятной музыке, я люблю природу, у меня есть истинные друзья. Я знаю, что я стану личностью, о которой будут говорить только хорошее. Во всяком случае, я буду стараться. Ведь учитель нам говорил, личностью не рождаются, личностью становятся. И только от тебя зависит в итоге, какой личностью станешь ты.

Личностью человек становится, когда начнет осуществлять свою деятельность, направленную на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь, человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить её среди прочих.

Таким образом, личность – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретенные знания, набор психофизических черт и особенностей человека, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.

nsportal.ru

основная характеристика, условия и проблемы

Статья расскажет о процессе формирования личности. Несмотря на то что человек совершенствуется всю жизнь, в одинаковых условиях все будут развиваться по-разному из-за влияния различных факторов, о которых узнаем позже. Поэтому важно заложить ребенку фундаментальную основу лучших личностных качеств в детстве.

Личностью не рождаются, а становятся

Личность – это человек, который развивается в социуме и вступает во взаимоотношения с другими индивидами посредством общения, обладает осознанностью и самоконтролем, понимает сложность возникшей ситуации и последствия.

Для родителей важно знать о процессе формирования личности детей. Потому что начальный этап становления ребенка будет являться отправной точкой социального развития. Именно в этот момент необходимо выстраивать иные воспитательные взаимоотношения с чадом, создавать оптимальные условия для физического и умственного развития.

Итак, о процессе формирования личности ребенка

Рассмотрим его поэтапно:

  1. Уже после первого года жизни малыша можно смело приобщать к определенным нормам (социальным, этическим), но ни в коем случае нельзя требовать сиюминутного исполнения.
  2. От одного (первый возрастной кризис) до двух лет жизни многие детки демонстрируют непослушание. Появляется самосознание, а вместе с ним зарождается способность к эмпатии.
  3. От полутора до двух лет происходит усвоение норм поведения.
  4. После двух лет можно более активно знакомить его с моральными нормами, а после трех требовать их соблюдения.

Теперь поговорим об усвоении нравственных норм. Период развития от 3 до 6 лет можно разделить условно на три этапа. Итак:

  • 3–4 года. Укрепляется эмоциональная саморегуляция.
  • 4–5 лет. Нравственная.
  • 5–6 лет. Формируются деловые качества ребенка.

Дети дошкольного возраста уже в состоянии самостоятельно разбираться в своих действиях и поступках (поведении), определенных нравственных нормах, оценивать себя и окружающих. Они уже имеют определенные моральные представления и способны к самоконтролю. Огромную роль в формировании ценностного багажа, самооценки ребенка играют родители и взрослые, которые принимают участие в его воспитании.

Узнаем, что влияет на развитие ребенка

Несомненно, главенствующую роль в процессе формирования личности чада играют родители, но не стоит пренебрегать влиянием со стороны. Итак, это:

  • Биологический фактор – наследственность. Чадо может унаследовать родительский темперамент, повадки, таланты и, к сожалению, болезни.
  • Социальный. Это окружение, в котором живет ребенок. Не только семья, школа, друзья, это и СМИ. Он смотрит новости по телевизору, читает газеты и журналы, которые может найти дома. В раннем возрасте он не способен фильтровать информацию и все воспринимает на веру. Поэтому оградить чадо от негативного контента очень трудно, лучше старайтесь объяснять, что это плохо и не нужно ему.
  • И экологический. Климатические условия влияют как на физиологическое, так и личностное развитие ребенка.

Важно уметь распознать отклонения в развитии. Это, к примеру, может проявляться в тревожности ребенка. Взволнованность и испуг должны насторожить родителей.

Памятка родителям

Дадим несколько полезных советов:

  • Формируйте правильную самооценку. Никогда не сравнивайте его с другими детьми. Это можно делать только на примере личностных достижений самого малыша. Допустим, сказать, какой он стал взрослый и усидчивый по сравнению с первым полугодием.
  • Поощряйте общение. Так малыш быстрее социализируется и на личном опыте усвоит правила и нормы поведения в социуме.
  • Не пренебрегайте гендерным аспектом воспитания. В период с 2,5 до 6 лет ребенку необходимо помочь в формировании правильной половой самоидентификации, а также получить представление о взаимоотношении полов. Ребенок должен видеть на вашем примере, как нужно любить, уважать вторую половинку.
  • Обучайте морали и этике. Объясняйте, что такое «хорошо», «плохо», «честно», «справедливо». Его необходимо научить соизмерять свое поведение с общепринятыми социальными нормами.

С 5 до 12 лет нравственные представления меняются. Осуществляется переход от нравственного реализма (ребенок четко разграничивает понятия добра и зла) к релятивизму (более старшие дети уже могут пренебречь мнением взрослого, руководствуясь другими нормами морали). А теперь рассмотрим подробнее процесс формирования личности человека взрослого.

Возрастные этапы развития личности

Итак, рассмотрим следующие стадии:

  • 12–19 лет. Юность. Важный период становления и развития индивида. Процесс формирования личности характеризуется самоопределением и поиском себя в жизни. Происходит переосмысление и переоценка бытия. Именно на этом отрезке выявляются допущенные ошибки в воспитании, которые могут стать причиной негативной самоидентификации: вступления в неформальную общность, склонности к алкоголизму, наркомании, нарушения общественного порядка и закона и так далее. Наблюдается тенденция поклонения кумиру. Подростки пытаются походить на него. Если процесс формирования и развития личности проходит правильно, прививаются такие качества, как верность, самостоятельность в принятии решения, определение с жизненной ролью.
  • 20–25 лет. Молодость. Именуется началом взрослой жизни.
  • 26–64. Зрелость. Процесс формирования личности характеризуется заботой о подрастающем поколении. Если же детей нет, человек концентрируется на помощи окружающим. В противном случае индивид испытывает кризис среднего возраста, будучи одиноким и без смысла в жизни. На данном этапе, как правило, личность уже достигла определенного статуса, имеет потребность в передаче опыта и знаний детям и внукам. Хотя не останавливается в саморазвитии.
  • От 65 лет – старость. Завершающая стадия в развитии личности. Вновь наступает переосмысление жизни.

Поэтому очень важно пребывать в спокойствии, удовлетворении. Для этого необходимо жить достойно, достигать поставленных целей, самореализовываться, чтобы старость была в радость. Стадии развития личности можно рассматривать по разным критериям, но важно лишь одно – всегда есть возможность развиваться и двигаться вперед.

Поговорим о социализации

Социализацией называется процесс формирования личности. При нем индивид входит в социум, усваивает социальные нормы, опыт, ценности, идеалы и роли. Человек может социализироваться в условиях целенаправленного процесса формирования личности, а также в любых нерегулируемых жизненных ситуациях, под воздействием разных факторов. И процесс формирования устойчивых черт личности называется социализацией.

Этапы социализации

Формирование личности включает:

  1. Адаптацию. Индивид от рождения до подросткового возраста осваивает сложившиеся нормы и правила, способы, действия в обществе. Приспосабливается и подражает.
  2. Индивидуализацию. Период длится от подросткового до раннего юношеского возраста. Человек ищет способы, чтобы выделиться, критически относится к общественным нормам поведения.
  3. Интеграцию. Стремится к лучшей реализации способностей.

Человек развивается как личность до конца своих дней. Живя в обществе, приобретает устойчивые черты личности (характер), обуславливающие типичные для него способы поведения.

Когда зарождается характер?

Процесс формирования общих устойчивых черт личности начинается с первых дней жизни малыша. На этом этапе для ребенка очень важен эмоциональный контакт с родителями, благодаря чему развиваются все психологические процессы (познавательные, эмоционально-волевые) и свойства (характер). Поэтому для него так важны любовь и ласка.

В раннем и дошкольном возрасте ребенок познает мир за счет подражания взрослым. В связи с этим характер формируется не только на основе врожденных особенностей, но и при помощи обучения (посредством игры) с последующим эмоциональным подкреплением результата (похвала, одобрение). Процесс формирования общих устойчивых черт личности ребенка должен протекать в социальной среде. Это главное условие.

Первичные черты характера зарождаются в дошкольном возрасте. Поэтому задача родителей — быть с ребенком максимально открытыми, честными, добрыми, справедливыми. Ведь чадо копирует взрослых, примеряя их модели поведения на себя.

Первые черты, закладываемые в детстве

Это доброта, отзывчивость, аккуратность, трудолюбие, общительность и другие. Тут нужно понимать, что процесс формирования устойчивых черт личности неотъемлемый и жизненно важный для малыша. Необходимо помочь ребенку, ведь наравне с положительными чертами характера он может унаследовать негативные, такие как лень, неряшливость, замкнутость, безразличие, эгоистичность, бездушие и так далее. Процесс формирования общих черт личности называется обучением.

Зарождение самооценки

Происходит в младшем школьном возрасте. Тут процесс формирования устойчивых черт личности продолжается. Ребенок приобретает новые черты характера, причем привитые ранее поддаются корректировке. В этом случае важны уровень и условия обучения.

Волевые черты

Формируются в подростковом возрасте. Здесь наблюдается активное морально-нравственное развитие, что имеет существенное значение в становлении характера. В раннем юношеском возрасте на формирование нрава оказывают влияние:

  • Отношение индивида к себе и окружающим.
  • Уровень самооценки и уверенности в своих силах.
  • СМИ, Интернет.

На данном этапе физического развития основные черты характера уже сформированы, могут только закрепляться, замещаться и частично изменяться. Процесс формирования общих устойчивых черт личности называется социализацией. Человек самообразовывается в течение всей жизни. Независимо от того, на каком этапе развития нрава находится характер человека, на процесс оказывают влияние:

  • Мнение и высказывания окружающих.
  • Опыт и пример авторитетных людей.
  • Сюжетные линии героев (действия, поступки) книг и кинолент.
  • Телевидение, СМИ.
  • Идеология и уровень культурного развития общества, государства.

Процесс социального формирования личности не прекращается и во взрослой жизни. Он просто переходит на новый, более высокий уровень, осознанный. Закрепляются рациональные характеристики и приобретаются иные, которые необходимы для достижения успешного результата в профессиональной сфере, семейной. Это такие черты, как выдержка, целеустремленность, настойчивость, выносливость, упорство и так далее. Индивид в состоянии изменить характер самостоятельно, главное — иметь желание и быть ответственным за совершенные поступки и сказанные слова.

Развитие личности в педагогике

К основным понятиям науки относятся:

  • Воспитание.
  • Образование.
  • Обучение. Без него невозможно полноценное развитие личности. Стимулирует и ведет за собой развитие.
  • Развитие.
  • И самосовершенствование.

Воспитание – это целенаправленный процесс по формированию преднамеренных черт характера. Приобретенные качества определяют уровень культуры, воспитанности, интеллектуального, духовного и физического развития. Итак, поговорим о формировании личности в педагогическом процессе.

Наука помогает изучать и выявлять лучшие условия для социализации личности посредством обучения и воспитания.

Воспитание – это направленная деятельность, нацеленная на зарождение системы качеств, взглядов и убеждений; механизм, управляющий системами социализации. Ориентировано на развитие миропонимания, нравственности, аффилиации, нрава и черт личности, поступков. Задача состоит в выявлении природных задатков и талантов детей, их развитии в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями и способностями. Взращивание личности происходит на основе формирования:

  • Определенного отношения к окружающему миру.
  • Мировоззрения.
  • Поведения.

Важнейшим условием формирования личности является деятельность, в процессе которой всесторонне развивается сам индивид и его мировосприятие. Она у подростков и детей проявляется посредством игры, учения и труда.

По направленности выделяют физическую, познавательную, ремесленническую, техническую и другие деятельности. Особое место среди них занимает общение. А также она может быть:

  • Активной. К примеру, познавательная активность способствует высокому интеллектуальному развитию.
  • И пассивной.

Все проявления активности имеют единый источник – потребности. Цель воспитательной работы считается достигнутой, когда получилось сформировать инициативно-активную, творческую личность. Среда, в которой человек живет, способствует изменению его мировоззрения, созданию новых взаимоотношений, что приводит к очередным переменам.

Формирование личности включает процесс и результаты социализации, а также воспитания и самосовершенствования. Формирование означает возникновение и усваивание системы устойчивых черт личности. Бесконечный непрерывный процесс саморазвития можно условно представить следующими этапами:

  • Стадия первичного формирования.
  • Становление личности (от рождения до фазы взросления).
  • Последующее формирование.

Последний этап подразумевает дальнейшее саморазвитие или же деградацию. Теперь дадим несколько рекомендаций родителям, как воспитать в ребенке личность. Следует придерживаться таких принципов:

  1. Принятие. Нужно принимать своего ребенка таким, каков он есть, не пытаться переделать и не сравнивать с другими детьми. К примеру, если малыш спокоен, не нужно отдавать его в динамичный вид спорта и заставлять заниматься нелюбимым делом. Он индивидуален, и во многом его поведение будет зависеть от темперамента.
  2. Терпение. Многие дети в период возрастного кризиса непослушны, капризны и упрямы. Здесь главное — деликатно, спокойно, без агрессии направлять малыша в нужное русло. Воспитательные приемы должны выступать в мягкой и ненавязчивой форме. Порой эти качества являются переходными и со временем пройдут.
  3. Личный пример. В раннем детстве дети копируют поведение родителей. Поэтому стоит не только на словах, но и на деле показывать добрые, искренние отношения в семье.
  4. Комфортная атмосфера. Малыш должен чувствовать себя дома спокойно и легко. Только здоровая эмоциональная и психологическая среда позволит сформироваться личности.
  5. Развитие самостоятельности. Это очень важно. Давайте ребенку право выбора. Занимайтесь с ним любой совместной деятельностью, предоставляйте возможность для самовыражения, разрешайте делать малышу то, что ему нравится. Давайте мелкие поручения и хвалите за выполнение.

Чтобы сформировать настоящую личность, необходимо воспитывать ребенка в любви и заботе. Не кричите на него, не причиняйте физическую боль, ведь при помощи диалога можно решить любую проблему, главное — ценить и уважать малыша, и тогда он не закроется от вас, а станет вашим другом.

fb.ru

ЛИЧНОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ это что такое ЛИЧНОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ: определение — Психология.НЭС

объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.

Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные события в ходе формирования и жизни личности.

Формирование личности — это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно — это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда — эмоционально насыщенный, часто — субъективно творческий.

Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» — в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями — возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе ее «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическ

vocabulary.ru

Ответы Mail.ru: основные этапы формирования личности?

2. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Чтобы себя можно было начать изменять, нужно понять, как человек формируется как личность, по этапам. Надеюсь, всем будет интересно оценить, на каком этапе находитесь вы.

Этап 1. Неосознанное формирование

В начале пути — у человека в сознании почти ничего нет: ни убеждений, ни целей, ни критичного мышления; что исходит от родителей — тои перенимает, как губка, впитывая и копируя все, что исходит.

Именно здесь, в самом глубоком детстве и происходит основная закладка фундамента. Все прекрасно знают, что ребенок, родившись, ни читать, ни писать, ни ложку держать — не умеет. Для него родители — большие боги. Он автоматически, так как нет других источников информации, копирует интонации, мимику, манеры, т. д. Все, что ему разрешили, сказали: «Это правильно» , — именно эти стремления и программы он и способен развить. Все, что запретили, сказали: «Любви нет, людям верить нельзя, дружба невозможна» , — эти темы становятся для человека запретными.

Формируется кособокая личность. Затем эту работу продолжают школа, вуз, преподаватели, улица — все это внешнее программирование.

Во многом человек — это матрица той среды, в которой он провел начало своей жизни. Надеюсь, Вы не обидитесь, но если поставить цель найти уникальную мысль, которую вы не слышали, не прочитали, а создали именно сами — это будет сделать очень тяжело. Но, с другой стороны, если вы во что-то поверили, дали этой мысли право на существование — значит, в ваших силах это и изменить.

Этап 2. Самопознание

Если общая картина мира сложилась благополучно, то есть человек для себя ответил: «Как устроен мир?» , «Чем люди друг от друга отличаются и ради чего живут?» , то он переходит к следующему этапу. Он начинает задавать себе вопросы: «Кто я?» , «Чем я отличаюсь от других?» , «Ради чего живу?» . У многих людей, в силу несформированности необходимых убеждений на первом этапе, этот вопрос даже не возникает. Они плывут по течению: «Как все» . А те, кто ставят перед собой эти вопросы, —могут дать на них ответ: либо достойный, либо печальный. «Как стать достойным человеком и достичь успеха? » — думает достойный, а недостойный: «Из меня ничего не получится, как бы выжить, продержаться, прокормить детей, т. д.» .

Вы можете для себя ответить, какой ответ в свое время давали Вы. Кто дал достойный ответ — тот начинает себя целенаправленно формировать: учеба, спорт, множество всевозможных интересов, насыщенная жизнь — это начало третьего этапа.

Этап 3.Осознанное развитие

По статистике, четкий ответ на вопрос: «Зачем человек живет, к чему стремится? » — дают не более 3% людей и дают его письменно. Их успех в десятки раз выше, чем у остальных людей. Кто дал ответ на этот вопрос, тот нацелен на формирование себя как личности, у него есть основания для развития и роста. Далее следует путь: человек формирует необходимые убеждения, качества, способности, свое состояние, все необходимое для достижения его целей, в идеале —самых достойных.

Этап 4. Самореализация

В идеале — это когда человек уверенно идет от вершины к вершине, достигает своих целей, полностью реализует свой потенциал как Личность и покоряет все необходимые ему высоты.

otvet.mail.ru

Факторы формирования личности. Основная характеристика

Проблеме развития и социализации человека посвящено большое количество научных исследований и трудов в области психологии. В целом, ученые сходятся во мнении, что существуют следующие факторы формирования личности:

  • генотип человека;
  • социальная среда;
  • активность в деятельности и общении;
  • жизненный опыт;
  • природные факторы;
  • уникальный индивидуальный опыт.

Остановимся более подробно на их характеристике.

Генетические факторы формирования личности. Они являются основными на начальных этапах развития ребенка, поскольку получены еще при рождении. Дело в том, что наследственные особенности – это база для формирования человека. Речь идет о таких генетических качествах индивида, как способности, физические качества, тип и особенности нервной системы. Они, естественно, накладывают отпечаток на характер человека и способ его функционирования в окружающем мире. Генетическая наследственность будет во многом объяснять индивидуальность, отличие от других, поскольку не существует одинаковых субъектов с позиции наследственности.

Культурные факторы формирования личности. Любое цивилизованное общество обладает конкретным набором социальных правил, норм и ценностей. Они должны быть общими для всех членов данной культуры. Поэтому постепенно формируется модельная личность, воплощающая в себе такие особые принципы и ценности, которые общество должно привить каждому своему члену. Следовательно, в любом социуме при помощи культуры будет формироваться человек, который легко идет на контакты и сотрудничество. Если же будут отсутствовать такие эталоны, то это поставит субъекта в ситуацию культурной неопределенности.

Природные факторы формирования личности оказывают влияние на развитие человека. Является очевидным, что климатические условия воздействуют постоянно на поведение, участвуя в его становлении. Важным в этом процессе становится многое. Так, люди, которые выросли в различном климате, будут отличаться друг от друга. Достаточно сравнить жителей гор, степей и тропических джунглей. Окружающая природа влияет постоянно, благодаря чему изменяется личностная структура.

Самую большую группу составляют социальные факторы формирования личности. Дело в том, что только они способствуют тому, что человек становится человеком. Социальное окружение влияет на процесс социализации, благодаря которой индивид усваивает нормы группы и происходит формирование своего «Я». В результате создается уникальность каждого человека. Но формирование личности в процессе социализации имеет несколько различных форм: через подражание, развитие идеалов и так далее. Она может быть как первичной, протекающей в семье, так и вторичной, реализующейся в социальных институтах (дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, ВУЗах и трудовых организациях). При наличии неудачной социализации индивида к имеющимся культурным законам и нормам, у последнего могут развиться социальные отклонения, провоцирующие возникновение внутренних и внешних конфликтов.

Индивидуальные факторы формирования личности подразумевают наличие опыта человека. Сущность их воздействия заключается в следующем: каждый может попасть в разнообразные ситуации, в ходе которых он будет испытывать внешнее влияние. Последовательность подобных моментов уникальна для любого. Но в результате прохождения этих ситуаций каждый человек потом будет предвосхищать любые события, исходя из отрицательного или положительного опыта. Поэтому, если рассматривать основные факторы формирования личности, то основополагающим станет именно уникальный индивидуальный опыт.

fb.ru

Как и когда формируется личность ребенка?: stranniksenya — LiveJournal

Участие в развитии ребенка — основная функция семьи.

Столетиями ведутся споры, проводятся психологические исследования, пишутся научные труды об этом. В семье дети, рожденные в разных социальных условиях, с разным генетическим кодом и испытавшие за период жизненного пути от младенца до юности неповторимое эмоциональное и физическое воздействие, формируются во взрослую личность.

Каждый человек неповторим. Чем более осознанно родители подходят к воспитанию своего ребенка, тем легче будет проходить процесс адаптации нового индивида в обществе.

Семья воспитывает. Выстраивая отношения с новорожденным, родители общаются на уровне визуальной мимики, звуковых сигналов, телесных прикосновений, то есть методом невербального общения. Маленький человек откликается, реагирует на подаваемые сигналы. Нежное, ласковое отношение любящей матери формирует в сознании младенца чувства безмятежности. Спокойный и рассудительный отец дает возможность чувствовать защищенность и уверенность.

И наоборот, дети, растущие в трудных условиях, быстро взрослеют, но теряют свое детство. У них граничат между собой отстраненная замкнутость и тонкая чувствительность, трудность адаптации к новым условиям и недоверие к окружающим, одновременно жесткость и беззащитность.

Детство, отрочество, юность – время, когда формируется ребенок как личность.

В грудном возрасте ребенок усваивает те настроения, которые потом концентрируются и проявляются во взрослых людях. Эмоциональная атмосфера в семье формирует будущее психическое здоровье младенца. Общение с родителями ребенку не заменят игрушки и животные. Развитие детей зависит от их окружения, родителей, попечителей, опекунов. Формирование физического здоровья, духовного, нравственного развития — это воспитательный труд отца и матери, родственников, педагогов.

Чтобы воспитать человека, нужно общаться с ним, как с равным, уважать его мнение, видеть личность. Независимо от возраста ребенка, надо всегда спрашивать, что он думает, чувствует, что ему нравится. Помнить, что он не только продолжение своих родителей, но и будущий достойный член общества.

Сознание ребенка начинает развиваться в возрасте до года, когда он просыпается, чтобы удовлетворить свои земные потребности. Путем сравнения удобства положения, холода и жары, сухости и влажности, засыпания при покачивании или на руках у матери, и начинают проявляться первые элементы осознания бытия. Постоянные поглаживания, прикосновения к частям тела дают ребенку возможность сформировать в мозгу определенную схему своего тела. Уже со второго года жизни сознание ребенка связано с образами и мышлением, работой речи. В полтора года он начинает различать людей. По мере общения со сверстниками и близкими людьми формируется сознание собственного «Я».

Индивидуальное сознание укрепляется в период расширения круга общения. В школьном возрасте, с шести до семнадцати лет, каждый имеет возможность расширить свое информационное поле. Адаптируясь в социуме, находясь в коллективе сверстников, участвуя в общественных мероприятиях, ребенок вырабатывает социальное сознание. В это же время он формирует свой собственный внутренний мир.

Наступает момент самоутверждения. Ребенок открыто интересуется радостями и проблемами других людей, сопереживает, самостоятельно принимает решения, остро реагирует на несправедливость, старается помочь, исправить ситуацию — одним словом, взрослеет.

Становление личности, формирование окончательного самосознания приходится на возраст от семнадцати до двадцати двух лет. В это время у человека складывается внутренняя целостная модель мира, которая может создавать научное мышление. В этот же период развиваются два «Я»: соматическое состояние развивается в психическое.

Индивидуум получает способность адекватно оценивать и контролировать происходящие события, психические процессы и определять главные задачи. Завершение этого периода называется совершеннолетием. Моральное сознание сформировано: социальные потребности сравниваются с эмоциональным настроением и нравственными чувствами.

stranniksenya.livejournal.com

Формирование личности ребенка


О том, каким образом происходит формирование личности ребенка, и в чем именно заключается значимость этого этапа, знают, увы, немногие родители. А зря – этот этап можно считать своего рода отправной точкой, с которым в идеале должно быть связано изменение многих аспектов во взаимоотношениях родителей и малыша. Ребенок, ощущающий себя как личность, требует иного воспитательного подхода, он по-другому выстраивает коммуникацию с окружающими его людьми.

Что же такое “личность”?

Многие путают понятая “личность” и “индивидуальность”. “Мой ребенок – уже полноценная личность, у него есть свои предпочтения, он терпеть не может слушать попсу, а классику обожает”, – с гордостью рассказывает мама четырехмесячного карапуза. Между тем психолог поправил бы ее: любовь к определенной музыке у грудного малыша говорит об особенностях не его личности, а его индивидуальности. Так же как и черты характера, коммуникативные способности и т. д. Индивидуальные характеристики человека, такие как темперамент, одаренность, особенности восприятия и обработки информации (внимание, память) во многом влияют на формирование личности, но они не определяют всецело ее структуру.

Когда же можно говорить о том, что ребенок осознает себя как личность?

Психологи выделяют несколько важных критериев:

  • малыш полноценно употребляет личные местоимения;
  • он способен, пусть даже на самом простом уровне, описать себя (внешность, характер), рассказать о своих эмоциях, мотивах и проблемах;
  • он обладает навыками самоконтроля; таким образом, детские истерики по самому незначительному поводу вроде вашего отказа купить игрушку или продолжить прогулку в парке свидетельствуют о недостаточном развитии личности;
  • он имеет базовые представления о том, что такое “хорошо” и “плохо” и способен отказаться от “плохого” во имя “хорошего” и поступиться своими сиюминутными желаниями во имя общего блага.
Возраст и формирование личности ребенка

К какому же возрасту ребенок обладает более-менее сформировавшейся личностью? Исходя из перечисленных выше критериев, становится очевидно: не раньше, чем к достижению двухлетнего возраста (как правило, после того, как научите ребенка говорить и он сможет не только делиться мыслями с окружающими, но и рефлексировать над своими поступками). Обычно психологи указывают на возраст три года как на некую значимую точку, связанную с появлением у ребенка самосознания. При этом к 4-5 годам он полностью осознает себя как личность, обладающую определенными характеристиками и “встроенную” в систему отношений с окружающим миром.

Смена воспитательных стратегий

Почему родителям важно иметь представление о процессе формирования личности ребенка, и как этот процесс связан с выбором эффективных воспитательных подходов? От того, насколько малыш осознает себя как личность, обладающую определенными качествами и способную к самоконтролю, зависит и масштаб требований, которые стоит предъявлять ему. Чтобы правильно воспитывать ребенка, необходимо иметь представление об особенностях его психологии на разных этапах развития. Вот, например, типичная ситуация: шестимесячный малыш раскричался в коляске, а мама пытается увещевать его: “немедленно замолчи, как же тебе не стыдно”! Между тем подобные внушения ни к чему не приведут: естественно, в таком возрасте карапуз и понятия не имеет о том, что такое “стыдно”. Более того, он не способен контролировать свое поведение – он сконцентрирован только на своих сиюминутных желаниях и требует их немедленного выполнения. И на этом этапе для мамы важно понять, что это не говорит о том, что ребенок испорчен или избалован; это совершенно нормальное поведение крохи шести месяцев, которое не требует ни наказания, ни какой-либо психологической и педагогической коррекции.

Теперь возьмем другой случай: ребенку год и три месяца. По мнению родителей, он уже достаточно взрослый, потому что он ходит, говорит отдельные слова, периодически пользуется горшком. В принципе, он уже способен контролировать свои эмоции: иногда он прекращает кричать после маминой суровой отповеди, он способен быть ласковым, когда хочет добиться родительского внимания. Но почему-то навыки самоконтроля он применяет избирательно: не в тех случаях, когда этого требуют родители или ситуация, а когда это кажется необходимым самому ребенку. И вот на семейном совете опять ставится вопрос об избалованности чада.

Между тем подобное поведение в этом возрасте, опять же, закономерно: обладая начальными навыками самоконтроля, ребенок еще не имеет достаточной мотивации, чтобы с их помощью в чем-то себя ограничивать. Он не знает, что такое хорошо и что такое плохо, пока еще он мыслит категориями “я хочу”, “я не хочу”, “мне нравится” и т.д. Некоторая моральная зрелость проявится в нем только после двух лет (а у некоторых детей и ближе к трем годам) и будет связана с активной наработкой им социального опыта, овладением речью и приобщением ребенка к культуре, важными составляющими которой и являются моральные и нравственные ценности.

Таким образом, согласно современным представлениям о формировании личности ребенка, воспитание малыша до года должно строиться исключительно на создании ему оптимальных условий для физического, интеллектуального и эмоционального развития: ограничения и попытки морализаторства в этом возрасте будут неэффективны. После года карапуза уже можно и нужно начинать знакомить с определенными социальными и этическими нормами, но требовать их немедленного соблюдения бесполезно. Условно говоря, если малыш дергает кошку за хвост, то нужно объяснить, что он неправ, не стоит ждать, что в следующий раз он поменяет свое поведение: легче будет на время изолировать животное от хулигана. После двух лет апеллировать к моральным нормам можно более настойчиво, а после трех лет родители уже вправе требовать их соблюдения. Если ребенок в возрасте 3,5-4 лет систематически обижает малышей или бьет игрушки в магазине, это говорит либо о его психологических проблемах, либо о пробелах в воспитании.

Роль родителей в формировании личности ребенка

Формирование самооценки ребенка, его ценностной системы, то есть важных компонентов личности, в значительной мере зависит от родителей. Вот несколько правил, которым детские психологи рекомендуют следовать мамам и папам, чтобы со временем ребенок не столкнулся с проблемами, связанными с его восприятием себя или с отношением к нему окружающих.

1) Формируйте адекватную самооценку. Никогда не сравнивайте карапуза с другими детьми – ни в худшую, ни в лучшую сторону. Особенно это касается сопоставления личных качеств. Если уж очень хочется утихомирить разбушевавшееся чадо, скажите ему: “Посмотри на Васю, как он спокойно себя ведет”! В то же время вариант “посмотри на Васю, какой он хороший мальчик, а ты непослушный ребенок” – недопустим. Малыш должен понимать, что он ценен сам по себе, а не в сравнении с другими детьми. Если хотите похвалить карапуза, характеризуйте его как “умного”, “доброго”, “красивого” и т.д.  – не употребляя степеней сравнения.

2) Поощряйте коммуникацию. Обеспечьте ребенку максимум возможностей для общения с другими детьми и взрослыми: так он быстрее социализируется, на собственном опыте усвоит правила поведения в обществе.

3) Не игнорируйте гендерный аспект воспитания. Примерно с 2,5 до 6 лет ребенок переживает так называемую эдипову фазу, во время которой у него должна сформироваться правильная половая самоидентификация и первые представления о взаимоотношениях полов. На этом этапе будьте предельно внимательны к своему ребенку, дарите ему свою любовь, но не поддавайтесь на провокации, на собственном примере демонстрируйте ему, как строятся гармоничные отношения супругов. В этом случае чадо выйдет из сложной фазы с четкой мотивацией строить “правильную” любовь с представителем противоположного пола. Неверное поведение родителей может привести к формированию у ребенка пресловутого комплекса Эдипа/Электры или к другим нарушениям.

4) Учите его этике и морали. Подробно поясняйте ему, какие этические принципы лежат в основе взаимодействия людей, что такое “честно”, “справедливо”, “хорошо”, “плохо”. Некоторые родители считают, что не нужно “пудрить мозги” малышу подобными объяснениями – “вырастет и поумнеет”. Между тем неумение ребенка соизмерять свое поведение с социальными нормами может привести к многочисленным конфликтам и дальнейшим проблемам в общении.

detyvradost.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *