Формы любви – —

Виды любви в греческой философии

Фильм «Тайны любви»

Платон писал о нескольких видах любви. Что мы помним? Эрос, людус, агапэ…
скачать видео

​​​​​​​В греческой философии различали следующие основные виды любви: эрос, людус, мания, сторге, прагма, агапе.

Эрос – страстная любовь-увлечение, стремление к полному физическому обладанию любимым.

Людус – это любовь-игра, игра в свое удовольствие. В такой любви чувства достаточно поверхностны, настолько, что допускается измена с обеих сторон.

Сторге – любовь-дружба, основанная на нежных, теплых, надежных отношениях.

Это три основных стиля любви. Но ведь могут быть и варианты. В отношениях и в чувствах могут быть элементы сразу двух стилей.

Прагма (это совокупность людуса и сторге). И чувства не столь уж глубоки, но элементы теплоты и надежности имеют место. Это любовь по расчету. Не брак по расчету (в таком браке любви может и не быть), а любовь по расчету. Такая любовь легко поддается рассудочному контролю. Как видно из самого названия, любовь – прагматичная. С элементами выгоды (далеко не всегда обязательно – материальной). Может устраивать общение с этим человеком, его личные качества, сексуальные достоинства и так далее. Это может быть даже любовь в обмен на любовь того, кого любишь. Это тоже ведь расчет.

Агапэ (совокупность эроса и сторге). Это бескорыстная любовь-самоотдача. (Агапе жертвенная любовь, бескорыстная самоотдача, растворение любящего в заботе о любимом). Здесь все – и страсть, и нежность, и надежность, и беззаветная преданность. Этот стиль встречается не так уж и часто. Но если оба партнера любят в этом стиле, им можно только позавидовать. Здесь другая беда. Если вдруг человек, любящий в таком стиле теряет объект любви, смысл жизни для него может оказаться утраченным.

Мания (совокупность эроса и людуса). Это иррациональная любовь-одержимость. И сопутствует ей обязательно неуверенность и зависимость от объекта любви. Это тот самый случай, когда в любовь бросаются «как в омут». Именно такая любовь ломает людям жизнь, разрушает семьи… Но иногда благодаря нее семьи возникают. А люди становятся счастливыми. Но вечно так любить нельзя, и этот стиль любви разрушителен. Либо мания рано или поздно должна перерасти в другой стиль. Либо любовь исчезает (может остаться ненависть или равнодушие). Либо гибнут те, кто так любит.

При этом известны браки, где такие отношения и чувства длятся годами и десятилетиями. Но чтобы так жить и быть довольным, нужно быть явным мазохистом, получая удовольствие от страданий. Если же вы не мазохисты, то нужно воспринимать такой стиль любви просто как вынужденную меру или временное явление (до тех пор, пока она не переродится в другой, более безобидный стиль).

www.psychologos.ru

5 видов любви. Классификация психологов

1. Любовь как болезнь

Американский психолог Дороти Теннов в своей книге «Любовь и влюбленность» описала страстную романтическую любовь как слепой биологический механизм, обеспечивший наших предков способностью не только размножаться, но и какое-то время воспитывать общих детей.
Теннов не считает влюбленность настоящей любовью, а описывает ее скорее как болезненное состояние, имеющее следующие симптомы.

  1. Постоянные навязчивые мысли об объекте влюбленности.
  2. Острая, болезненная потребность в ответных чувствах объекта.
  3. Ощущение эйфории в случае взаимности.
  4. Сосредоточенность на объекте влюбленности до такой степени, что человек может игнорировать важные обязанности и не решать насущные проблемы.
  5. Искаженное восприятие объекта любви, часто граничащее с бредом. При этом положительные качества объекта преувеличиваются, а негативные или игнорируются, или считаются притягательными.
  6. Сильное сексуальное влечение к объекту влюбленности.

Теннов подчеркивала, что хотя влюбленность и простое желание заняться сексом — не одно и то же, влюбленности без сексуального влечения не существует, так как оно лежит в ее основе. По ее мнению, исцелиться от «болезни любви» практически невозможно. Есть только два возможных лекарства от влюбленности. Первое — прекратить любые контакты с объектом. Данный способ является очень болезненным и почти неизбежно приведет к депрессии, однако у нормального человека влюбленность при этом угаснет.

Другой способ — начать отношения. Особенность «болезненной» влюбленности в том, что она исчезает, обычно через 1–4 года. Не случайно говорят, что через четыре года люди чаще всего разводятся.

Однако Теннов не считает прогнозы для пар обязательно пессимистичными. Помимо влюбленности она также выделяла верную любовь, которая свойственна редким примерам счастливых моногамных пар, которые долго остаются вместе. Такая любовь гораздо «спокойнее»: ей не свойственна одержимость другим человеком, и она не похожа на помешательство.

2. Любовь как химия

Большое количество научных работ посягали на романтическую любовь с тривиальной физиологической точки зрения — ученых интересовало, какие биохимические процессы способствуют романтическим чувствам. Например, в одном эксперименте девушка-интервьюер подходила к молодым людям и оставляла им свой телефон после интервью. Оказалось, что мужчины чаще перезванивали ей, если до этого перешли через горную реку — возбуждение от физической нагрузки способствовало романтическому интересу. Некоторые гормоны и другие вещества связывают именно с любовью, в частности следующие.

  1. Фенилэтиламин — вещество, которое в небольших количествах (очень мало!) вырабатывается в мозге. Именно оно во многом ответственно за «безумную» любовь. По действию очень похоже на кокаин или на другой наркотик из класса стимуляторов, поэтому заставляет чувствовать возбуждение, эйфорию и сексуальное желание во время влюбленности. К сожалению, действие фенилэтиламина временное, человек привыкает к нему и возлюбленный уже не вызывает той же «химической реакции».
  2. Окситоцин. По счастью, только на эйфорию фенилэтиламина полагаться не приходиться: есть еще окситоцин — гормон, который вырабатывается в мозге и действует на половые органы (и мужчин, и женщин), а также способствует выделению молока у кормящих матерей. Кроме вышеописанного, окситоцин отвечает за чувствительность к прикосновениям. Именно он вызывает у нас желание «пообниматься», а также помогает противостоять стрессам. Его уровень в крови повышается при общении с близкими людьми, особенно если при этом есть тактильный контакт. Окситоцин способен привязать нас к человеку и сохранить отношения, когда фенилэтиламин перестал действовать.

Что интересно: чем лучше человек относится к самому себе, тем лучше у него баланс этих двух веществ, тем удачнее его выбор партнера.

3. Любовь как треугольник

Психолог Зик Рубин предложил рассматривать романтическую любовь как набор трех элементов — привязанности, заботы и интимности:

  1. Привязанность — потребность в заботе, одобрении и физическом контакте с другим человеком. Например, на привязанность указывает желание срочно пожаловаться любимому человеку, если вам плохо или одиноко.
  2. Забота — обеспокоенность чужими потребностями и счастьем больше, чем своими собственными. Чувство заботы заставляет нас ставить на первое место интересы другого человека, переживать за него, стремиться помочь и утешить.
  3. Интимность означает общие мысли, желания и чувства, которые объединяют двух людей. Чем больше интимность, тем больше доверие между людьми, тем больше желание делиться идеями и эмоциями.

На основе этих трех составляющих Рубин даже разработал шкалы, по которым в буквальном смысле можно оценить «силу любви».

4. Любовь как палитра

В своей книге «Цвета любви» психолог Джон Алан Ли рассматривал не сущность романтической любви, а ее разновидности. Он сравнивает любовь с цветовым кругом. На нем есть три основных цвета, и Ли считал, что есть три основных стиля любви. Назвал он их красиво и по-гречески — Эрос, Лудос и Сторге:

  1. Эрос — любовь к идеальному человеку.
  2. Лудос — любовь как игра.
  3. Сторге — любовь как дружба.

Продолжая аналогию с палитрой, Ли предложил, что три основных цвета можно комбинировать и создать дополнительные цвета. В результате получится девять разновидностей любви. Например, если на палитре любви смешать Эрос и Лудос, то получится Мания — навязчивая любовь. Точно также, если смешать Лудос и Сторге, то получится Прагма — реалистичная и практичная любовь. Если же смешать Эрос и Сторге, то получится Агапе — сострадательная и бескорыстная любовь.

5. Любовь как дружба

Один из классиков «психологии любви» Элейн Хатфильд с коллегами выделила два типа любви: сострадательную и страстную.

  1. Страстная любовь связана с сильными и неуправляемыми эмоциями. Согласно Хатфильд, она зависит от нашего воспитания и случайных обстоятельств — обстановка или какие-то личностные характеристики человека сигнализируют нам, что это «романтично» — и мозг получает сигнал влюбиться.
  2. Сострадательная любовь качественно иная, в идеале страстная любовь должна переходить в сострадательную. Такая любовь основана на общих ценностях, и ее можно назвать любовью-дружбой, когда людям нравится просто общаться, проводить вместе время.

Идеальная любовь, возможно, могла бы объединить страстную любовь и стабильную любовь-дружбу, но, по словам Хатфильд, это огромная редкость. Именно поэтому угасание страсти лучше всего переживают те пары, у которых общие культурно-нравственные ценности и общий взгляд на мир.

Источник: note-book-e.blogspot.com

www.factroom.ru

Глава 1. Многообразие видов и форм любви.

16

Содержание:

Введение.

Их классификации.

Глава 2. Становление понимания любви от античности

через средневековье к эпохе Возрождения.

Глава 3. Философия любви в Новом времени.

Заключение.

Введение.

В повседневной речи мы часто встречаемся со словами «высшие человеческие чувства», «любовь», как правило употребляя их в достаточно узком смысле, не подозревая о всем богатом разнообразии эмоций, которые скрываются за этим словом. Необычайно по своему количеству многообразие вариаций проявления любви, однако наиболее часто мы говорим об эротической любви, под которой здесь и далее будем понимать любые

(как духовные, так и физические) отношения между мужчиной и женщиной, как наиболее характерном проявлении этого чувства. Суть и значимость этих отношений пытались раскрыть многие философы на протяжении всей истории существования человеческой мысли: начиная с античности и по сей день. Однако ни одна эпоха не смогла дать полного определения понятия любви, приоткрывая лишь отдельные грани этого феномена человеческой души.

Заинтересовавшись этой проблемой, в своей работе я поставила для себя целью ознакомиться с тем, как менялось понимание и восприятие любви между мужчиной и женщиной в различных исторических условиях, в различных эпохах. А для этого необходимо осуществить целый ряд задач. И прежде всего, определить любовь между противоположными полами как один из наиболее важных аспектов ее понимания и выделить этот вид человеческих отношений среди других многообразных форм и видов любви. И кроме того, ознакомиться с концепциями философов античности, средневековья, эпохи Ренессанса и Нового времени с тем, чтобы выяснить основные характерные черты философии эротической любви каждой из эпох.

Глава 1.

Многообразие видов и форм любви.

Их классификации.

Духовный мир человека, его эстетическая сущность — это, пожалуй, одна из наименее познанных наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому практически невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых является любовь. Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное , личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Нет такого развитого общества, и нет такого человека, который был бы не знаком с любовью. Более того, без любви не может формироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Она может быть в разной степени развита, но ее не может не быть.

«Любовь — единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека,»1— говорит Э.Фромм. Однако, что же такое любовь? Достаточно четкого определения еще не удалось дать никому. И эта трудность появляется прежде всего из-за многообразия видов и форм любви, ибо любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях. Можно говорить об эротической любви и любви к самому себе, любви к человеку и богу, любви к жизни и к родине, любви к истине и к добру, любви к свободе и власти…Выделяются также любовь романтическая, рыцарская, платоническая, братская, родительская…Существуют любовь-страсть и любовь-жалость, любовь-нужда и любовь-дар, любовь к ближнему и любовь к дальнему, любовь мужчины и любовь женщины. При перечислении разновидностей любви создается впечатление, что между ними нет ничего общего и нет той общей точки, в которой все эти чувства пересеклись бы.

Что соединяет до крайностей разнообразные страсти, влечения, привязанности под общим названием «любовь»? Как они соотносятся? На все эти вопросы о сущности и видах любви пытались ответить многие философы, начиная с античности. Однако никаких общепринятых ответов не найдено и по сей день.

Для того, чтобы попытаться объяснить феномен любви, в разное время были предприняты попытки создания классификации различных видов проявлений этого чувства, однако все они оказались неполными и не охватывали всех ее разновидностей.

Вот некоторые примеры, дающие представление о сложности деления любви на виды.

Древние греки выделяли две основные категории:

  • любовь-страсть (эрос), граничащую с безумием, и

  • более спокойную любовь (филиа).

Любовь-страсть, как и всякая страсть, редка, порывиста и непродолжительна. Обычно сюда относится половая любовь. Филиа же более устойчива и разнообразна: сюда относится любовь к родителям, к детям, родственникам, любовь к человеку, родному городу или стране. Это также любовь к власти, славе, свободе, богатству, добру. Предметами данной любви могут быть даже порок, ложь и корыстолюбие.

Широкое истолкование древними философами понятия любви в средние века во многом утрачивается. Область ее проявления суживается только до человека и бога, а иногда и вообще только до представителя противоположного пола.

В связи с этим классификации видов любви, предлагаемые средневековыми философами, основываются прежде всего не на различных формах ее проявления, а на «ранговых» отношениях между людьми.

Так, например, флорентский неоплатоник XV в. Фичино говорил о возможности существования трех видов любви:

  • любовь высших существ к низшим (одно из проявлений — опекунство)

  • любовь низших существ к высшим (например, почитание) и

  • любовь равных существ, которая и составляет основу гуманизма.

Новое время принесло в философскую трактовку понятия любви новые идеи. Сфера определения влияния этого чувства расширяется и классификация его становится более разветвленной.

Кемпер, например, в основу своей теории о возможных видах любви кладет два независимых фактора: власть (способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь) и статус (способность вызвать желание другого человека пойти навстречу вашим требованиям). И в связи с уровнем проявления того или иного качества философ выделяет семь видов любви:

  • романтическая любовь, в которой оба партнера обладают высокой властью и статусом;

  • родительская любовь к маленькому ребенку, в которой родитель обладает высокой властью и низким статусом, а ребенок наоборот;

  • братская любовь, при которой оба члена пары имеют малую власть дуг над другом, но идут навстречу один другому;

  • харизматическая любовь, например, в паре учитель-ученик, когда учитель обладает и высоким уровнем власти и статуса, ученик же, не обладая властью, охотно идет навстречу учителю;

  • «поклонение» литературному или какому-либо другому герою, с которым нет реального взаимодействия и у которого нет власти, но есть статус, а у его поклонника нет ни власти, ни статуса;

  • влюбленность или односторонняя любовь, когда один обладает и властью и статусом, другой же их лишен;

  • «измена», когда один обладает и властью и статусом, а другой — только властью. Как в случае с супружеской изменой.

Эта интересная типология любви, отличающаяся простотой и ясностью, является тем не менее абстрактной и неполной. Два фактора — власть и статус — очевидно, недостаточны для выявления всех тех многообразных отношениях, которые покрываются словом «любовь»: так, например, если попытаться ввести в рассматриваемую схему любовь к богу, то ее можно будет отождествить только с «влюбленностью», безответной любовью.

Таким образом очевидно, что простые классификации, которые опираются на ясное основание, обладают только тем достоинством, что могут быть проверены на практике, а поэтому полезны лишь в психологии, а не при философском анализе любви.

Опираясь на эти выводы, современные философы приходят к заключению, что любовь разнородна: она включает в себя не только различные виды и их подвиды, но и различные ее формы или так называемые «модусы». К видам любви можно отнести, например, любовь к ближнему. Формами проявления ее является любовь к детям, к родителям, братская любовь; модусы ее — это любовь мужчины и женщины, любовь северянина и южанина, любовь средневековая и современная. Конкретизация может идти и дальше, и все эти разнообразные проявления человеческих чувств относятся к одному категориальному понятию — любовь.

Модусов любви можно выделить огромное количество, а поэтому обратим внимание на более конкретные виды любви. В этой связи рассмотрим теорию одного из современных исследователей А.Ивина, который представляет все поле любви в виде девяти «ступеней» или «кругов». Рассмотрим эту теорию более подробно.

К «первому кругу» можно отнести эротическую (половую) любовь и любовь к самому себе. Эти два вида — парадигмы всех видов любви, независимо от ее предмета. Примечательно, что когда слово «любовь» встречается вне контекста, оно практически всегда подразумевает именно эротическую любовь.

В определенном смысле, по мнению многих философов, этот вид любви делает человека полноценным: он сообщает ему такую полноту и остроту бытия, какую не способно дать ему ничто другое. Так К.Маркс писал своей жене: «Не любовь к фейербаховскоу «человеку», к молешотовскому «обмену веществ», к пролетариату, а любовь к любимой, именно к тебе, делает человека снова человеком в полном смысле этого слова,»2— и таким образом определяет этот вид любви, как основополагающую черту моральной стабильности человека.

В.Соловьев также возводит эротическую любовь на вершину иерархической лестницы и говорит о том, что «и у животных, и у человека половая любовь есть высший расцвет индивидуальной жизни.»3

Но если у Соловьева эротическая любовь, при всей ее значимости, не распространяется на другие виды любви, то З.Фрейд максимизирует это понятие и во всех формах дружеских и любовных отношений, во всех привязанностях, будь-то к себе, к родителям или к родине, видит один и тот же сексуальный источник. Учение Фрейда способствовало распространению упрощенного понятия, будто всякая любовь — это эротическая любовь.

Любовь человека к самому себе является важной предпосылкой его существования как личности и, значит, условием всякой любви. Кроме того, «если кто-то любит ближнего, но не любит себя, это доказывает, что любовь к ближнему не является подлинной,»-пишет Э.Фромм. А так как любовь «основана на утверждении и уважении, то если человек не испытывает этих чувств в отношении к самому себе, то их и вовсе не существует.»4

Мысль о первостепенной важности любви к самому себе прочитывается и в трудах Эразма Роттердамского: «Никто не может полюбить другого, если до этого он не полюбил себя — но только праведно. И никто не может возненавидеть другого, если он до этого не возненавидел себя.»5 Таким образом, в философском понимании любовь к себе противопоставлена эгоизму, с которым ее нередко отождествляют. Эгоизм, себялюбие — это внимание лишь к самому себе и предпочтение собственных интересов интересам других. Проистекая из недостатка любви к себе, эгоизм является попыткой компенсировать такой недостаток. Неслучайно В.Соловьев оценивал любовь как «действительное упразднение эгоизма» и «действитель-ное оправдание и спасение индивидуальности»

Второй «круг любви» — это любовь к ближнему: к детям, к родителям, к братьям, к сестрам, а также к людям, которые прочно связаны с нашей жизнью… Многие философы подчеркивали важность этого явления. Так С.Франк считал любовь к ближнему «зачатком истинной любви»; а русский мыслитель Н.Фролов считал любовь к родителям высшим видом любви и основой человеческого сообщества. Особое место здесь занимают родительские чувства. Причем материнская и отцовская любовь — два существенно противоположных модуса. И если любовь матери к своим детям безусловна, заложена в ее природе; то любовь отца к своим детям зависит от их внешности, характера и поведения. И в отличии от материнской, отцовскую любовь можно заслужить, выполняя все его требования и соответствуя его ожиданиям.

Третий «круг любви» — любовь к человеку, которая включает любовь человека к самому себе, любовь к ближнему и любовь к каждому иному человеку. В частности это и любовь к будущим поколениям и связанная с ней ответственность пред ними: каждое поколение должно стремиться оставить следующему поколения все, что оно получило от предыдущего как качественно, так и количественно.

К четвертому «кругу любви» принадлежит любовь к родине, к жизни и любовь к богу. Любовь к богу не является результатом рассуждения и анализа. Она возникает в глубинах человеческой души и, как и всякая другая любовь, не терпит излишней рассудочности. Иногда это чувство достигает такого накала, что пересиливает все другие его страсти, включая и саму любовь к жизни. Яркое описание «святому чувству» дает М.Шелер: «люди, переполненные ею, выносят любую боль и саму смерть не с неохотой и терзанием, но охотно и с блаженством, ибо в счастье и блеске этого чувства все радости жизни бледнеют и теряют свое значение,»6-таковы представления философа об идеале любви.

По Фрейду же религиозная любовь — это перенесение полового влечения в духовную деятельность. Он считал, что верующий погружается в мир религиозных фантазий, чтобы там найти заменяющее удовольствие. В следствии чего называет религию то «сублимированным продуктом сексуальных влечений», то «коллективной иллюзией, возникшей вследствие подавления первичных природных влечений.»7

В христианстве любовь к богу не оставалась постоянной, она менялась в своей форме и в своей интенсивности. Достигнув высшего напряжения в средние века, она стала постепенно утрачивать свою возвышенность и непосредственность.

К «пятому кругу» любви относится любовь к природе и в частности космическая любовь, которая, направленная на мир в целом, говорит о единстве человека и мира и об их взаимовлиянии. С точки зрения П.Т. де Шардена, «всеобъемлющая, космическая любовь не только психологически возможна, она единственно полный и конечный способ, которым мы можем любить.»8 Космическое чувство единства со Вселенной проявляется перед лицом красоты, при созерцании природы, в музыке. Чувство всеобщей любви, по мнению многих философов, — это стремление к единению, свойственное как живой, так и неживой природе.

На рубеже средних веков и Нового времени идею космической любви развивал Николай Кузанский и Марсилио Фичино, которые сравнивали это чувство с крепчайшим обручем, который скрепляет мироздание в одно сооружение, а всех людей — в единое братство. Несколько позднее о любви, как о всепроникающем космическом чувстве, говорили Д.Бруно, Я.Беме и другие. Однако затем эта тенденция сошла на нет. Существенную роль в этом сыграло переосмысление мировых сил, начатое ньютоновской механикой.

Шестой «круг» включает в себя любовь к истине, к добру, к прекрасному, любовь к справедливости. Внутреннее единство всех этих видов любви очевидно: в каждом из них существенную роль играет социальная составляющая, вследствие чего эти чувства оказываются менее личностными и во многом являются выражением групповых чувств, объединяя людей в коллективе. В отличии, например, от эротической любви, которая объединяет двоих, отсоединяя их от общества.

Так, понятие справедливости — одно из центральных в морали, праве, экономике, политике, идеологии. И нет, пожалуй, такой области человеческих отношений, где не вставал бы вопрос об их справедливости и несправедливости. Еще Сократ высказал убеждение, что нельзя ставить ничего выше справедливости — ни детей, ни жизнь. Но уже Аристотель замечал, что все люди высоко ценят справедливость, но каждый воспринимает ее по-своему.

Высокую оценку стремлению к справедливости дает Ф.Ницше: «Поистине никто не имеет больших прав на наше уважение, чем тот, кто хочет и может быть справедливым. Ибо в справедливости совмещаются и скрываются высшие и редчайшие добродетели, как в море, принимающем и поглощающем в своей неизведанной глубине впадающие в него со всех сторон реки.»9

Любовь к справедливости представляет собой сложное, комплексное чувство, где переплетаются любовь к себе и к близким, любовь к человеку и к родине, любовь к добру и к истине. Тем не менее, в любви к справедливости есть независимое содержание, которое не позволяет свести все значение к ее составляющим.

Седьмой «круг любви» — это любовь к творчеству, к славе, к своей деятельности, к свободе, к богатству. Любовь к деньгам имеет определенную социальную предпосылку: неуверенность в будущем, желание обезопасить себя перед испытаниями судьбы. «Деньги и власть, — пишет Гессе, — изобретены недоверием. Кто не доверяет жизненной силе в себе самом, у кого нет этой силы, тот восполняет ее таким знаменателем, как деньги.»10 Но далеко не каждый человек найдет в себе сил положиться только на свой талант, о котором говорит Гессе. И желание минимальной стабильности в жизни вполне понятно и объяснимо.

Восьмой «круг» — это любовь к игре, к общению, к коллекционированию, к путешествиям.

И наконец, последний «круг», который, в принципе, уже и не является «кругом любви» — это влечение к пище и к сквернословию. Это скорее пристрастия, которые нельзя поставить в один ряд с любовью к человеку или богу, но они напоминают отдаленные модусы любви.

В этой схеме, где наиболее полно представлена вся гамма разнообразных форм любви, просматривается четкая закономерность: чем дальше мы продвигаемся от центра, тем ниже интенсивность любви и больше роль социальных влияний. Так, например, эротическая любовь и любовь к детям способны заполнить всю эмоциональную жизнь человека; любовь к творчеству и к славе чаще всего составляет только часть жизни; пристрастие к игре и коллекционированию — это всего лишь один аспект существования человека.

Теперь, ознакомившись со всем разнообразным спектром форм любви, остановим внимание на одном из главных видов человеческих отношений: любви между мужчиной и женщиной; и рассмотрим как менялась философская оценка этого чувства от античности через средневековье, и как философские концепции этих эпох повлияли на становление понимания любви в Новом времени.

studfiles.net

Какая бывает любовь? Виды любви

Человеку всегда лучше ориентироваться в действительности, когда она структурирована, имеет какие-то схемы, механизмы и названия. Так спокойнее жить. Поэтому всем тем явлениям, которым мы не способны дать объяснение, вместить в наше мышление их объёмность, абстрактность – мы придумываем гипотезы, описания. То же касается и любви. Всегда сложно ответить на вопрос: «Что такое любовь?». Но проще ответить: «Какая она бывает?». Имеется классификация, которой удобно пользоваться в работе с клиентами и в обычной жизни.

«Мания»

Данный вид любви считают наказанием, так как он пропитан одержимостью, вечными страданиями. Его представители пишут стихи, не спят, не едят, постоянно пребывают в мыслях о возлюбленном. Чаще этот вариант характерен для подростков либо старту новых отношений. Но, если процесс затягивается, то стоит заподозрить человека в тяге к зависимым, патологическим контактам. Любящие стремятся всегда быть рядом с партнёром, желают контролировать его, всё это сопровождается больной ревностью (читайте статью Что скрывает ревность?). Такие люди пребывают в напряжении, тревоге, раздражительности, сомнениях. Объекты такой страсти, в конце концов, начинают тяготеть такой привязанностью, возникают мысли прекратить связь. Но, такая пылкость кратковременна, только если в союз не вступили «садист» и «мазохист«. Тогда влюблённые бесконечно смогут удовлетворять потребности друг друга.

«Людус»

Этот вид фиксирован на постоянном состязательстве, спорте, азарте. Иначе сказать, это потребительское отношение к партнёру. Основным тут является половое влечение, а не стремление одарить. В наше время приобрели свою популярность пикаперы. Их задача – это «набирать очки», составлять списки побед, постоянно искать \»жертву\» на вечер, не заботясь о продолжительности связи. Чувства в этой форме любви поверхностны, не глубоки. Но люди могут иметь и стабильных избранников, при этом параллельно быть в поиске новых ощущений на стороне.

«Агапе»

Такая любовь безусловна «во имя любимого». Здесь сосредоточены такие чувства как нежность, сострадание, преданность, верность. Опасность этого вида заключается в чрезмерной отзывчивости, желании помогать, заботиться. В итоге это приводит к истощению «дающего», так как нужно брать, принимать. Очень тонкая грань здесь между мазохистической формой. В здоровых отношениях должен происходить взаимообмен. Партнёр рано или поздно «восстанет», так как его станет утомлять постоянная опека. Такой вариант любви встречается у церковных служителей, религиозных фанатиков. И тогда, она не сильно начинает отличаться от мании. Все эти механизмы не являются залогом здорового контакта.

«Эрос»

Романтическая форма взаимности. В её основе лежит сексуальное влечение и привлекательность партнёра. Это восторженная, пылкая влюбленность.

Пара рада быть друг у друга, наслаждаться телами. Обычно обоим свойственно идеализировать. Эрос – это начало любых отношений, когда кажется, что вы единое целое, что вы похожи, говорите на одном языке, хотите одного и того же.

Принято считать, что эта фаза может длиться до трёх лет. В этот период совершаются быстрые браки, рождаются дети. И везёт тем людям, которые переживают эту фазу много раз за весь период общения. Обычно, именно ребёнок и разрушают эрос, так как необходим переход на новый уровень, но не все к этому готовы.

«Филия»

Этот вид называют платонической или любовью – дружбой. Именно филия спасает отношения, когда эрос прекращает своё действие. Партнёрам в этой фазе очень комфортно находиться рядом, проводить досуг, заниматься общими делами, гулять, ходить в кино, болтать до утра. Некоторые греки считали эту любовь идеальной. Здесь приветствуется равноправие и царит гармония. Но сексуальная сторона жизни игнорируется, либо ей не отводится должного внимания.

«Сторге»

Это особая форма. Здесь представлены чувства по отношению к родному человеку. Вы можете быть не лучшего мнения о нём, но за него «дадите голову на отсечение», пойдёте в любую драку, чтобы отстоять его честь. Это привязанность к тому, кого мы не выбираем, то есть к Родине, к родителям, к дальним родственникам и т.д.

«Прагма»

Неисправимые романтики, мечтатели, творческие личности очень сторонятся такого вида любви, так как в ней нет источника вдохновения, пика эмоциональности. Но именно прагма составляет основу крепкой семьи, так как она построена на рациональности. Иначе говоря, это «любовь по расчёту». Но здесь имеется ввиду не материальный расчёт, в котором нет места чувствам. Выгода состоит в следующих рассуждениях: «Он надёжный мужчина, с ним не страшно строить будущее!».

Прагма способна особым образом сделать жизнь влюблённых насыщенной. Здесь очень много комфорта от проживания вместе. Люди в одном русле строят свою реальность, имеют одни и те же взгляды на воспитание детей и их количество, на бытовые условия и варианты проведения свободного времени.

У данных представителей одинаковые ценности. Если же они сильно отличаются у партнёров, то один всегда будет стремиться обесценить другого. Например, парню нравится хорошо и вкусно поесть, а девушка не понимает, как можно тратить столько денег на еду. Но, такое поправимо только в одном случае, если в паре есть взаимное уважение, даже если и нет прагмы.

Теперь, когда вы знаете некоторые формы любви, вам проще будет выбирать партнёра. Стоит только посмотреть, как он любит своих близких, узнать об опыте его прошлых отношений. И если в них есть место безумной страсти, то это очень похоже на зависимость. Или, если основной формой демонстрации своего расположения у кандидата является забота, то это один из вариантов безусловной или романтической любви.

Наблюдайте и понимайте, что нужно именно вам и на что вы сами способны в отношениях.

Советуем вам ознакомиться с научным взглядом на любовь.

psyinspire.com

7 видов любви: от низменной к возвышенной

Видов любви множество: к себе самому, родителям, детям, родине, любимому делу, природе, миру и так далее, но самый волнующий и желанный вид любви – любовь между мужчиной и женщиной. Но и она бывает разной: от низменной к возвышенной.

Когда родилась любовь?

О любви люди думают, говорят и пишут еще с древнейших времен! Кажется, науке о ней известно уже все: ее философия, физика, химия, социология и психология, но любовь по-прежнему остается ускользающей загадкой.

Человек всю жизнь окружен любовью, получает ее и отдает, ищет, находит, теряет и приходит к осознанию, что она всегда с ним, в его душе. Нельзя рассказать, что такое любовь, ее нужно познавать.

Ребенок открывает в себе способность и учится любить, глядя на родителей и окружающих. Чем старше человек, тем богаче его жизненный опыт, и тем больше он знает о любви. Знания и опыт помогают выстраивать гармоничные взаимоотношения с любимыми людьми.

Любовьчувство, на которое способен только культурный человек. Люди, жившие в доисторические времена, не ведали любви, но сексуальный инстинкт все же толкал их в объятия друг друга, что позволило человечеству выжить. Жилось ли человеку легче без любви? Возможно! Но был ли он до конца человеком, не зная самого прекрасного, одновременно животного и духовного чувства – это вопрос. Но когда же в таком случае родилась любовь? Когда она возникла?

Любовьпродукт эволюции, результат интеллектуально и социального развития человечества. За высшие чувства у людей отвечает кора больших полушарий головного мозга. Считается, что именно развитие человеческого мозга послужило появлению высокоразвитого интеллекта и высших чувств.

Существует интересная научная гипотеза о том, что чувство любви появилось примерно пять тысяч лет назад. Ученые связывают момент рождения любви с появлением мифа о египетской богине плодородия Исиде, которая смога своими слезами воскресить мужа, бога Осириса. С тех пор ей стали поклоняться смертные, прося ниспослать им любовь.

Люди разных народов, живших в далекой древности (и живущих в наши дни), в какой-то момент стали ценить любовь, искать постоянного партнера, создавать семьи и поклоняться богам и богиням, олицетворяющим любовь: Венере, Ладе, Иштар, Лакшми, Фрейе и другим. Мифы и легенды всех народов, живущих на земле, схожи. Любовь в них описывается как желанный дар богов. Древние греки, в частности, верили, что любовь была ниспослана людям в тот момент, когда из морской пены вышла и ступила на землю богиня любви Афродита.

Виды любви

Древнегреческие философы, пытаясь познать тайну любви между мужчиной и женщиной, выделили семь ее видов. Эта классификация, автор которой не известен, чрезвычайно актуальна и в наши дни.

Людус

Самая поверхностная и низменная любовь. Ее можно назвать игрой, спортом, соревнованием, потребительством. Основа такой любви – секс без обязательств, когда люди встречаются ради физической близости и не более того. Такая любовь полигамна, глубина чувств здесь заменяется количеством половых партнеров.

Отношения такого типа легко начинаются, бурно развиваются, без сожалений и печали быстро заканчиваются. В любви-людусе нет места привязанности и ответственности, одно лишь стремление к получению удовольствия.

Как не удивительно, людус встречается в отношениях между законными и гражданскими супругами. Так бывает, когда муж и жена договариваются о том, что будут друг другу изменять, и при этом продолжают жить вместе, без обид. Отношения типа людус могут длиться долго при условии, что обоих партнеров устраивает такая жизнь.

Эрос

Восторженная влюбленность и пылкая страсть. Этот тип любви также основан на сексуальном желании, но партнеры не безразличны друг другу, напротив, есть желание быть только с этим человеком, узнавать его ближе и любить всю жизнь.

Именно об эросе чаще всего пишут романы, рисуют картины и снимают фильмы. Это всегда интересная история любви, в ней есть восторг, очарование, вдохновение, романтика и страсть.

Эрос – сильное, яркое и глубокое чувство. Здесь есть место не только чувственности и эмоциональности, но и заинтересованности в личности. Такая любовь руководит сознанием, поэтому влюбленный «опьянен» любовью и нередко совершает безрассудные поступки ради нее.

Это романтическая любовь, любовь, которую чаще всего испытывают люди в молодости, а также первый этап долгосрочных любовных отношений. Но долгой она, как правило, не бывает: эрос либо угасает совсем, либо перерастает в другую любовь. Чтобы сохранить отношения, любовь нужно дополнить ответственностью и обязательствами.

Мания

Мания – это смесь людуса и эроса, безумная любовь, любовь-одержимость. Мания разрушительна, деструктивна, болезненна. Часто такая любовь бывает безответной или служит основой для садомазохизма (психологического или сексуального).

Такая любовь становится личной драмой для любящего, может привести к психическим расстройствам и сама, по сути, является заболеванием. Человек, одержимый манией, не спит и не ест, его мысли и действия направлены на предмет обожания. Его вечные «спутники»: ревность, тревога, неуверенность в себе, зависимость от любимого человека.

Мания не длится долго, но успевает нанести значительный вред личности. Нередко такая любовь-драма случается с подростками, становится первой несчастной любовью. С проблемой мании не стоит стесняться обращаться к психологу.

Сторге

Это любовь-дружба, любящие люди являются партнерами друг для друга. Такая любовь наполнена заботой, уважением, нежностью, верностью, равноправием, но в ней ощущается нехватка страсти.

Сторге может возникнуть сама по себе, вырасти из дружеских отношений или стать продолжением эроса. Между супругами, прожившими в браке ни один год, часто возникает любовь-сторге.

Это прекрасный тип партнерских отношений, но чтобы любовь не угасла, ее нужно «подогревать»: помимо обустройства быта, заботы о детях и работы, нужно отводить время на романтику.

Прагма

Это рациональная любовь, любовь «по психологическому расчету». Прагматичный человек реалист по натуре, он знает, какой партнер ему нужен, какой подойдет на роль мужа/жены. Когда встречается такой человек, прагматик выстраивает гармоничные отношения и чаще всего они складываются удачно.

Такая любовь может казаться скучной и бездушной, но это не так. В ней есть место дружбе, взаимопониманию и привязанности, а страсть может вспыхнуть позже. Если расчет осуществлен правильно, паре будет комфортно жить вместе и отношения продлятся долго.

Прагма никогда не толкнет человека на безрассудный поступок, не заставит страдать. Хорошо, когда в любви удается сохранить способность мыслить здраво, но чтобы отношения стали по-настоящему счастливыми, партнеры должны открыться друг другу, стать близкими людьми.

Филия

Высокая, духовная и безусловная любовь. Она чиста и бескорыстна. Эту любовь древнегреческий философ Платон назвал идеальной, поэтому ее еще называют платонической любовью.

Внешность партнера не важна, важна душа, поэтому филия живет вне времени, обстоятельств и на любом расстоянии. Любящий человек дарит свою любовь любимому, ничего не требует взамен, принимает любым, не судит, понимает и прощает. Филия похожа на любовь к другу, отцу и матери, ребенку.

Агапе

Это редкий вид любви, когда оба партнера вместе развиваются и растут духовно, преодолевая эгоизм, становятся альтруистами. В такой любви есть место жертвенности, но не болезненной, а основанной на умении уступать, договариваться и прощать ошибки.

Агапе – это нежная и одновременно страстная любовь. Партнеры поддерживают, заботятся, уважают друг друга, верны и преданны любви. Любовь-агапе счастливая и гармоничная, она позволяет развиваться каждому партнеру как личности, сохранять баланс разума и чувств, не «сгорать» и не «замерзать» в отношениях.

Понимание того, какая любовь живет в душе, помогает избежать ошибок, найти причину внутренних желаний и порывов, узнать, что делать для того, чтобы сохранить отношения как можно дольше и предугадать будут ли они счастливыми.

Самая главная любовь в вашей жизни это:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ourmind.ru

Формы любви — Ясная Академия :: Ясная практика жизни — ЖЖ

Некоторые куски из этой статьи я уже читал, а тут еще добавлена разного рода аналитика и сравнения, так что самое то.

Для себя просто на память запишу в блог, отчасти как итог проекта Шнарх-1-2:

Сторгэ — это любовь-нежность, включающая глубокое понимание и сострадание. Такому чувству присуща способность к компромиссам, доброжелательность и умение сглаживать противоречия. Для этой формы отношений характерны: солидарность с партнером во всем, снисходительность к недостаткам, стремление к гармоничным, стабильным, приятным и непринужденным отношениям. Это идеальная форма любви для семейной жизни, но при условии, что партнер будет проявлять чуткость. Чрезмерная ранимость этого чувства не делает его выносливым при любых обстоятельствах. Влечение души имеет большое значение и преобладает над физическим притяжением.

Аналита — это форма любви, которой свойственно стремление к спокойным и рассудочным отношениям. Любовь эта индивидуально-избирательна, с высокими требованиями ее носителя к объекту чувств и со склонностью разочаровываться в нем, если он не оправдал каких-либо ожиданий. Эта требовательность лишена идеализма, но часто превышает реальные возможности людей. Это чувство интеллектуальное, со склонностью размышлять и анализировать поведение партнера, не погружаясь в его духовный мир. Имеет отвлеченно-обобщающий характер с тенденциями делать выводы отстраненно от объекта чувств; здесь мало эмоций и ощущений. Не отличается уступчивостью. Стремясь к разумному и гармоничному сочетанию интеллектуальных запросов и физических желаний, владелец Аналиты требует от партнера многих уступок.

Филиа — это духовное чувство, в основе которого лежит родство душ, помыслов и интересов — своего рода интеллектуальная общность. Это чувство порождает дружбу с глубоким уважением и взаимопониманием. Оно имеет очень избирательный характер, сплачивает единомышленников и стимулирует взаимное развитие способностей. Это — любовь равных партнеров, она не терпит принуждения и, тем более, диктата в чем бы то ни было. Люди, которым свойственен такой вид любви, могут сохранять верность только тому избраннику, который их не разочаровывает. И без сожаления расстаются с партнерами, не оправдавшими надежд, чуждыми по духу и образу мыслей. К сексуальной дисгармонии такие люди относятся гораздо терпимее.

Маниа — длительный эмоциональный экстаз, одержимость любовью, переоценка ее значимости, что ведет к сильным эмоциональным потрясениям, опрометчивым поступкам, а то и драмам. Это чувство сильное, собственническое, требовательное, жаждущее полной взаимности, но способное также ко многим компромиссам. Эта любовь очень вынослива, даже в тех случаях, когда она безответна. Часто бывает способной на героизм и жертвенность и даже на безоглядную преданность. Она полна противоречий, так как очень зависима от изменчивого настроения. Частыми в ней бывают ссоры, резкие контрасты в поведении, даже мимолетные измены. Является причиной непредсказуемых поступков и пренебрежения к общепринятым нормам поведения.

Эрос — это страстное, властное и чувственное тяготение к объекту любви. Внешность и манеры поведения любимого имеют большую ценность. Они вызывают эстетические чувства и преклонение перед внешним совершенством, часто преувеличенным, — -лица, фигуры, походки. Люди, у которых доминирует этот вид любви, стремятся к гармонии души и тела, поэтому способны закрывать глаза на мелкие недостатки. Загоревшись любовью, бывают способны к большой самоотдаче, постоянно совершенствуют свои манеры и способы проявления чувств, а также формы своего тела, красоту одежды, эстетику окружающей обстановки. Охотно приспосабливаются и приспосабливают к себе партнера. Большое значение придают физическим удовольствиям. Не обретя желанной гармонии, они навсегда разочаровываются в объекте своих чувств и довольно легко с ним расстаются.

К несовместимым видам отношений относятся:

Сторгэ и Аналита. Нежное, ранимое Сторгэ не выносит отстраненной и бездуховной, строгой и требовательной Аналиты. А для Аналиты Сторгэ слишком примитивна, скучна и даже слащава. Им трудно найти взаимопонимание и созвучие в чувствах.

АНАЛИТИК

АНАЛИТИК имеет сочетание форм любви Аналита и Филиа.

[Нажмите, чтобы прочитать]Он довольно бескомпромиссен в отношениях и, как рациональный и логически мыслящий человек, ставит интересы дела выше чувств, даже в большей степени, чем НОВАТОР. Эти качества накладывают отпечаток и на его поведение в любви, делая его особенно независимым и недоступным. Его требования к партнеру имеют довольно принципиальный характер, хотя из-за склонности к любви Филиа он лишен авторитарности. Равенство он, прежде всего, понимает как автономность партнеров, их независимость, а уж потом — как общность интересов.

Понравиться ему и соответствовать его идеалу довольно трудно. Он очень скрытен и не всегда высказывает свои пожелания (например, чтобы никто не мешал ему жить так, как он хочет). Но он легко разочаровывается в человеке, который не удовлетворяет его требованиям. Нужна безоглядная страсть его жизнерадостного и настойчивого дуала, способного на многие компромиссы, чтобы сохранить такого умного и серьезного партнера.

АНАЛИТИК, несмотря на внешнюю холодность, может временно увлечься партнером. В таких случаях он приписывает объекту своих чувств те качества, без которых он не мыслит своего избранника. В этом ему помогает идеализм любви Филиа. Но, когда утихнут первые порывы чувств и рассеются иллюзии, АНАЛИТИК может без сожаления расстаться с человеком, не оправдавшим его надежд. Тому, кто желает удержать АНАЛИТИКА, придется взять на себя не только многие бытовые заботы, но и разделить его интересы, стать его другом и помощником во всем. Он должен предоставить партнеру полную свободу, ничего не навязывать, не ревновать и не мешать ему жить своей жизнью.

ДИАДА: КОММУНИКАТОР — АНАЛИТИК

КОММУНИКАТОР

[Нажмите, чтобы прочитать]Характерное для него сочетание видов любви — Мания и Эрос. Как и ПОСРЕДНИК, этот тип личности создан для восторженной, но не идеалистической, а, скорее, плотской любви. Он жизнерадостен, оптимистичен и многое может вытерпеть от объекта своих чувств. Несмотря на эмоциональность и обидчивость, у него довольно властный и сильный характер. Он отходчив и незлопамятен. Поэтому способность приспосабливаться и приспосабливать к себе партнера (еще более упрямого, чем НОВАТОР) у него гораздо больше, чем у ПОСРЕДНИКА.

Кроме того, КОММУНИКАТОР очень активен и инициативен в деловых вопросах. Он способен при необходимости взять на себя большую ношу бытовых проблем. Даже если их исполнение будет не очень эффективно, АНАЛИТИК может просто не обратить на это внимания.

Эротические стимулы и безрассудство этого страстного и настойчивого завоевателя делают его способным на многие компромиссы ради чувств. Нередко он становится жертвой своих неуправляемых и властных желаний. Лишь присущая ему жизнерадостность и чувство юмора помогают ему преодолевать все препятствия на пути к цели, не принимая близко к сердцу ни холодность, на даже категорический отказ от партнера — до тех пор, пока тот представляет интерес для КОММУНИКАТОРА. Его вера в успех и взаимность не иссякает даже в самых безнадежных ситуациях. Только глубокое разочарование в качествах партнера, которые являются для него наиболее ценными (верность, порядочность, выдержанность, воспитанность, ум и т.п.) могут охладить пыл КОММУНИКАТОРА.

Если же ему удается завоевать партнера, которого он полюбил, он не считается ни с каким условностями. Его влечение так велико, что заставляет закрывать глаза на многое. Когда же проходит первый пыл и КОММУНИКАТОР начинает замечать недостатки своего любимого, события развиваются следующим образом: если партнер не становится скучным и предсказуемым, им дорожат, его перевоспитывают, но все же приспосабливаются к нему. Если же он полностью покорен, а кроме того, во многом разочаровал КОММУНИКАТОРА, требования к нему возрастают, его начинают сравнивать с другими и даже увлекаться новыми объектами с тем же пылом и страстью.

В общем, выводы я для себя сделал. Я, конечно, Аналитик. 🙂 Хоть буду теперь знать, что значит выражение «да ты просто никогда никого не любил». 🙂

olegmatveev.livejournal.com

Виды любви, описания, связь с ТИМом

 

Всего известно 8 видов любви: Сторге, Филиа, Маниа, Эрос, Аналита, Агапэ, Прагма, Викториа

СТОРГЭ — соответствует аспекту Этика отношений (БЭ). Это любовь-нежность, включающая глубокое понимание и сострадание. Такому чувству присуща способность к компромиссам, доброжелательность и умение сглаживать противоречия. Для этой формы отношений характерны: солидарность с партнером во всем, снисходительность к недостаткам, стремление к гармоничным, стабильным, приятным и непринужденным отношениям. Это идеальная форма любви для семейной жизни, но при условии, что партнер будет проявлять чуткость. Чрезмерная ранимость этого чувства не делает его выносливым при любых обстоятельствах. Влечение души имеет большое значение и преобладает над физическим притяжением. Зародилась Сторгэ в античности, получила развитие в эпоху Ренессанса и в наше время не утратила своей актуальности.

 АГАПЭ — соответствует аспекту Интуиция времени (БИ). Это любовь жертвенная и идеалистичная. В ее основе лежит терпимость. Это довольно устойчивое чувство с элементами фатализма. Ее владелец способен многое прощать и принимать самоотречение как должное. Утонченная и поэтичная, такая любовь может существовать долгое время вдали от объекта чувств, даже без надежд на взаимность. В ней присутствует стремление защищать свои иллюзии от разрушающего их действия реальности, поэтому в таких отношениях есть склонность к самообману. Несмотря на ее сложный и противоречивый характер, она более других форм любви располагает к смирению. Иногда человеку, имеющему такую форму любви, приходится принимать радикальные решения, например, по собственной инициативе расстаться с любимым. Но образу любимого, даже после разлуки может долго соблюдаться верность. Духовное влечение всегда преобладает над физическим. Широкое распространение этот вид любви-смирения получил с возникновением христианства, но она актуальна и в наше время.

 МАНИА — соответствует аспекту Этика эмоций (ЧЭ). Это длительный эмоциональный экстаз, одержимость любовью, переоценка ее значимости, что ведет к сильным эмоциональным потрясениям, опрометчивым поступкам, а то и драмам. Это чувство сильное, собственническое, требовательное, жаждущее полной взаимности, но способное также ко многим компромиссам. Эта любовь очень вынослива, даже в тех случаях, когда она безответна. Часто бывает способной на героизм и жертвенность и даже на безоглядную преданность. Она полна противоречий, так как очень зависима от изменчивого настроения. Частыми в ней бывают ссоры, резкие контрасты в поведении, даже мимолетные измены. Является причиной непредсказуемых поступков и пренебрежения к общепринятым нормам поведения. Существует любовь-Маниа с глубокой древности, но наибольшее распространение получила в 20-м веке в Западной Европе после сексуальной революции, адепты которой призывали к раскрепощению чувств и отрицанию холодной буржуазной рассудочности. Не потеряла своей актуальности и в наш прагматичное время, хотя и стала менее драматичной.

 ФИЛИА —  соответствует аспекту Интуиция возможностей (ЧИ). Это духовное чувство, в основе которого лежит родство душ, помыслов и интересов — своего рода интеллектуальная общность. Это чувство порождает дружбу с глубоким уважением и взаимопониманием. Оно имеет очень избирательный характер, сплачивает единомышленников и стимулирует взаимное развитие способностей. Это — любовь равных партнеров, она не терпит принуждения и, тем более, диктата в чем бы то ни было. Люди, которым свойственен такой вид любви, могут сохранять верность только тому избраннику, который их не разочаровывает. И без сожаления расстаются с партнерами, не оправдавшими надежд, чуждыми по духу и образу мыслей. К сексуальной дисгармонии такие люди относятся гораздо терпимее. Эта форма любви получила развитие в эпоху Ренессанса, но была воспета еще Платоном и с тех пор называется платонической. В наше время она становится все более актуальной для обществ, пресытившихся сексуальной вседозволенностью.

 АНАЛИТА — это форма любви, которой свойственно стремление к спокойным и рассудочным отношениям. Любовь эта индивидуально-избирательна, с высокими требованиями ее носителя к объекту чувств и со склонностью разочаровываться в нем, если он не оправдал каких-либо ожиданий. Эта требовательность лишена идеализма, но часто превышает реальные возможности людей. Это чувство интеллектуальное, со склонностью размышлять и анализировать поведение партнера, не погружаясь в его духовный мир. Имеет отвлеченно-обобщающий характер с тенденциями делать выводы отстраненно от объекта чувств; здесь мало эмоций и ощущений. Не отличается уступчивостью. Стремясь к разумному и гармоничному сочетанию интеллектуальных запросов и физических желаний, владелец Аналиты требует от партнера многих уступок. Наиболее ярко проявилась в 19-м веке и хорошо отражена в философии Фрейда, Ницше, Шопенгауэра и др. У многих, не встретивших своего идеального партнера, такая форма любви превращается в полное ее отрицание. В наше время прогрессирующего равноправия полов (биархата) постепенно утрачивает свою актуальность и проявляется менее ярко, хотя все еще актуальна. Поскольку в литературе она не имела определенного названия, автором было предложено свое.

 ЭРОС — соответствует аспекту Сенсорика ощущений (БС). Это страстное, властное и чувственное тяготение к объекту любви. Внешность и манеры поведения любимого имеют большую ценность. Они вызывают эстетические чувства и преклонение перед внешним совершенством, часто преувеличенным, — лица, фигуры, походки. Люди, у которых доминирует этот вид любви, стремятся к гармонии души и тела, поэтому способны закрывать глаза на мелкие недостатки. Загоревшись любовью, бывают способны к большой самоотдаче, постоянно совершенствуют свои манеры и способы проявления чувств, а также формы своего тела, красоту одежды, эстетику окружающей обстановки. Охотно приспосабливаются и приспосабливают к себе партнера. Большое значение придают физическим удовольствиям. Не обретя желанной гармонии, они навсегда разочаровываются в объекте своих чувств и довольно легко с ним расстаются. Эта форма проявления чувств получила распространение еще в Древней Греции, наиболее характерна для развитых обществ и все еще широко пропагандируется средствами массовой информации и различными видами искусства.

 ПРАГМА — соответствует аспект Деловая логика (ЧЛ). Это трезвая, прагматичная и разумная любовь по духовному или материальному расчету. Несмотря на некоторый эгоизм, настроена на справедливый баланс между «давать» и «получать». Предполагает отношение к объекту своих чувств с уважением и желанием понять его. Она естественна и рациональна в проявлении своих потребностей. В ней характерно стремление к обоюдному удовлетворению желаний и интересов, хотя личные интересы в ней порой ставятся выше интересов партнера. Привычка укрепляет ее, со временем объект чувств превращается в необходимую собственность, заботливо опекаемую. Описана Спинозой. Наиболее популярна была в 18-м веке, хотя существовала во все исторические эпохи. Не утратила своей популярности и в наше время. С ней связаны союзы, которые принято называть браками по расчету.

 ВИКТОРИА — соответствует аспект Волевая сенсорика (ЧС). Это вид эротического поведения, наиболее далекий от интеллектуальных и духовных запросов, чем остальные. Ему не хватает глубины и избирательности. В его основе лежит приятное ощущение покорения объекта своего влечения. Это своего рода игра-борьба. Если побежденный не сопротивляется, к нему быстро пропадает интерес.

 

Каждому социотипу (ТИМу личности)  соответствует пара  видов любви — сочетание 

 — Филиа и Аналита     ИЛЭ (Новатор, Дон Кихот)

 — Эрос и Маниа          СЭИ (Посредник, Дюма)

 — Аналита и Филиа     ЛИИ (Аналитик, Робеспьер)

 — Маниа и Эрос          ЭСЭ (Коммуникатор, Гюго)

 — Маниа и Агапэ         ЭИЭ (Наставник, Гамлет)

 — Аналита и Викториа ЛСИ (Инспектор, Максим)

 — Агапэ и Маниа         ИЭИ (Лирик, Есенин)

 — Викториа и Аналита СЛЭ (Лидер, Жуков)

 — Викториа и Сторгэ    СЭЭ (Политик, Наполеон)

 — Агапэ и Прагма         ИЛИ (Критик, Бальзак)

 — Прагма и Агапэ         ЛИЭ (Экспериментатор, Джек)

 — Сторгэ и Викториа     ЭСИ (Хранитель, Драйзер)

 — Прагма и Эрос           ЛСЭ (Управляющий, Штирлиц)

 — Сторгэ и Филиа          ЭИИ (Гуманист, Достоевский) 

 — Филиа и Сторгэ          ИЭЭ (Вдохновитель, Гексли)

 — Эрос и Прагма           СЛИ (Мастер, Габен)

 

     Если вы сумеете соотнести свое понимание ВАШЕГО ЧУВСТВА  любви с каждым из 8 описанных выше видов любви и выбрать из них два, наиболее сооветствующих вашему характеру, (проявлениям ваших чувств и эмоций), то полученное вами сочетание из 2-х видов  будет  соответствовать только   одной из 4-х  квадр.  Таким образом вы:

 1. определяете 2 основных признака своего ТИМа

 2. сразу попадаете в «свою» квадру. 

Например. У вас получилось сочетание 2х видов : Маниа  (ЧЭ) и Агапэ (БИ).  Это значит

1. основные признаки вашего ТИМа — это этика — ЧЭ и интуиция — БИ.  

2. Такое сочетание  присутствует только  в  квадре Бэта,

3. В квадре Бета 2 таких социотипа  — это ЭИЭ ( Гамлет)  и ИЭИ (Есенин). Они оба — этики-интуиты. 

 

Если вы выбрали Прагму (ЧЛ) и Эрос (БС), то получите 2 социотипа из квадры Дельта:  ЛСЭ (Штирлиц) и СЛИ (Габен). 
Определиться среди двух этиков-интуитов или двух логиков-сенсориков из одной квадры гораздо проще, не правда ли?

Сочетание Филиа  и Сторге приводит в  квадру Дельта: это ЭИИ и ИЭЭ. 
Сочетание Виктория и Аналита — в Гамму: СЭЭ и ЭСИ. И так далее.  


Соотнесите полученные   варианты  ТИМов  с тем, который у вас получался прежде.
Похоже или нет? У вас есть возможность исправить ошибку в случае попадания ранее не в свою квадру — скорректируйте полученный ранее  ТИМ,  ориентируясь на свою КВАДРУ и ее ценности. 

Пройдите ТЕСТ. 

Уточните, проверив, ВАШИ ли СВЕРХЦЕННОСТИ  указаны напротив найденного вами ТИМа в ТЕСТе. 

Читайте описания. Просмотрите Фотоальбомы,  Галерею знаменитостей. 

 Если у вас останутся сомнения или возникнут вопросы, вы можете обратиться к автору сайта по телефону 8-905-265-34-45 Ирина Николаевна

 Отзывы о нашей работе.

 Группа ВК «Природа талантов»

 Сообщество Fasebook «Школа соционики  «Природа талантов»

 Приходите — у нас интересно, познавательно и главное — эффективно!

 Если вы знаете социотип (ТИМ) вашего партнера, то можете определить, насколько совместимы ваши отношения

 Наиболее совместимые сочетания видов отношений:

1. Сторгэ и Прагма. 

2. Маниа и Аналита. 

3. Агапэ и Викториа. 

4. Филиа и Эрос. 

 Например, очень прочный союз у людей, имеющих формы любви Сторгэ и Прагма, так как в этих чувствах очень ценится спокойная гармоничная жизнь, укрепляющая отношения.

Маниа может на многое подвигнуть ее носителя, который хочет соответствовать особенно высоким требованиям личности с Аналитой. Тот, в свою очередь, уравновешивает своей трезвой рассудочностью импульсивность в чувствах владельца Мании.

 С властной собственнической Викториа поладить может только жертвенное чувство — Агапэ, способное подчиняться чужой воле.

Что же касается любви Эрос, то только богатые возможности и фантазия интеллектуальной Филиа могут надолго сохранить интерес пылкого и требовательного партнера. Это великолепный союз ума, души и тела.

 

К несовместимым видам отношений относятся:

1. Сторгэ и Аналита.

Нежное, ранимое Сторгэ не выносит отстраненной и бездуховной, строгой и требовательной Аналиты. А для Аналиты Сторгэ слишком примитивна, скучна и даже слащава. Им трудно найти взаимопонимание и созвучие в чувствах.

 2. Маниа и Прагма.

Культ эмоций не совместим с практическим расчетом. Маниа кажется Прагме беспокойной и навязчивой, а Прагма Мании — циничной и скучной.

 3. Агапэ и Эрос.

Меланхоличная Агапэ не вызывает восторга у Эрос. А Эрос ранит Агапэ своими высокими требованиями. Кроме того, владелец Эроса не нуждается в жалости и смирении, а лишь в равном партнере, вызывающем  чувственный восторг.

 4. Филиа и Викториа.

Это извечный конфликт между духовным и телесным, между стремлением к равенству и подчинением, между практическим интересом и его игнорированием. Они не привлекают друг друга.

 

Сочетания видов отношений со средней совместимостью

(которые при определенной подстройке могут уживаться):

 

1. Сторгэ и Викториа.

Тактичная Сторгэ идет на компромиссы ради сохранения гармонии и прочности отношений. Она терпелива и смягчает со временем Викториа. Ее способность к гибкости приближает ее порой к Агапэ, необходимой Викториа.

 2. Маниа и Эрос.

Культ любви объединяет их и делает поначалу эмоции яркими. Со временем наступает усталость от избытка чувств, но Маниа крепко удерживает Эрос. Их связь обычно оказывается бурной, но интересной для обоих. Правда, точный исход здесь не всегда предсказуем.

 3. Агапэ и Прагма.

Идеалистическая жертвенность и трезвый расчет, несмотря на некоторые трения, сходятся на обоюдном стремлении к постоянству.

 4. Филиа и Аналита.

Это высокоинтеллектуальный союз, в котором оба стремятся к совершенству. Правда, Филиа не хватает чувственности, а Аналите эмоциональности во взаимоотношениях, но они находят общие интересы, которые их сближают. Расстаться могут только из-за идейных разногласий или интимной неудовлетворенности.

 Партнеры при средней степени совместимости не всегда могут приспособиться друг к другу, но, если все же это происходит, они уживаются.

Существует и такая комбинация видов любви при средней степени совместимости, когда партнеры взаимно погашают чувства друг друга. В таких случаях сближения либо не происходит, либо люди довольно скоро утрачивают взаимный интерес и расстаются.

Правда, в некоторых случаях такие пары приспосабливаются друг к другу под давлением внешних факторов: дети, имущественные проблемы и т.п. Но они сильно раздражают друг друга, а это трудно выносить при отсутствии любви.

 Погашающие пары:

1. Сторгэ и Маниа.

Нежность и страсть при обоюдной направленности на культ любви вначале делают партнеров очень притягательными друг для друга. Но скоро выясняется, что любовь они понимают по-разному и это разочаровывает обоих.

 2. Агапэ и Филиа.

Жертвенность и равенство в любви взаимно исключают друг друга. Проблемы с проявлением эмоций и сексуальной инициативой могут погасить обоих. Их интересы духовны, но различны. Им бывает скучно друг с другом, хотя поверхностные дружеские отношения могут сохраняться долго.

 3. Аналита и Прагма.

Из-за трезвого подхода к любви они сначала могут заинтересоваться друг другом, сойтись на взаимном уважении, но им довольно холодно друг с другом. Эмоциональная сторона любви не выражена. И к тому же Прагма не стремится стать такой, какой ее хочет видеть Аналита. Вследствие этого наступает взаимное разочарование.

 4. Эрос и Викториа.

Начало может быть бурным. Но Эрос, стремящийся к гармонии в чувствах, не приемлет подавления личности, разочаровывается в Викториа, а та, в свою очередь, не старается удержать его. Они оба очень независимы и расстаются легко.

 

Проблема человеческих отношений сложна и многогранна. Разумеется, подходы, основывающиеся на понимании отношений на эмоциональном и сексуальном уровнях, не решают полностью всю проблему отношений, но они приоткрывают занавес для понимания этой стороны отношений. Для более полного понимания проблемы сугубо личных отношений, мы предлагаем сделать еще один шаг в область сокровенного.

 

Возрасты любви в нашей жизни

 Формы отношений, соответствующие разным возрастным периодам

Поскольку все есть во всем и большее повторяется в меньшем (<эффект матрешки>), так и формы отношений тоже претерпевают определенную эволюцию на протяжении целых исторических эпох, в чем вы уже убедились, читая эту статью. Поэтому и в жизни человека также можно выделить периоды, характерные для той или иной формы проявления чувств и отношений. Они не заменяют формы отношений, типичные для каждого акцента характера, но оказывают на них определенное влияние. Давайте посмотрим, как это происходит в различные возрастные периоды:

 1. Детство. Преобладает физический уровень развития. Усиливаются интровертные ощущения, отражающие собственнические чувства к родителям и близким. Эгоизм маленьких детей воспринимается естественно. Их властное <Я так хочу> — закон для окружающих. Тяжело переносится ребенком равнодушие близких к его потребностям, потеря родителей, физические наказания, подавление его воли. Это свидетельствует об усилении оттенка требовательной и собственнической любви — Викториа.

2. Подростковый период. Наступление физической зрелости. На первый план выступают экстравертные ощущения, вызванные удовольствиями, получаемыми от окружающего мира и других людей. Первые ласки, эротические удовольствия, восторг перед красотой в любом ее проявлении. Много проблем связано с половым созреванием и возможностями его удовлетворения, а также с первым сексуальным опытом. Все это усиливает общую для всех в этом возрасте форму любви — Эрос, связанную со сферой ощущений.

3. Юность. Радость человеческого общения, идеализм и восторженность, свежесть мировосприятия, много эмоций. Любовь и еще раз любовь. В этом возрастном периоде много эмоциональных проблем, связанных с крушением иллюзий, безответной влюбленностью, уязвленным самолюбием. Преобладает этический уровень развития личности, связанная с ним сфера эмоций и вид эмоционального поведения — Маниа.

4. Молодость. Приобретение прочных дружеских и деловых связей, создание семьи, рождение детей. Возрастает роль семейного счастья, нежной и преданной любви. Больше всего в этом возрасте страдают те, у кого <не складывается> личная жизнь. Формы отношений преобладают над формой эмоций. Доминирует форма отношений — Сторгэ.

5. Начало зрелости. Возрастает роль профессионализма и способности обеспечить материальную сторону жизни. Острую неудовлетворенность в этом возрасте испытывают те, кто не смог достичь этого на данном этапе жизни. Актуализируется деловая активность и вместе с нею тип эмоционального поведения — Прагма.

6. Зрелость. После сорока лет людям хочется стабильной и упорядоченной жизни. На смену этическим и деловым проблемам приходят проблемы положения в обществе и в семье. Мучителен этот период для тех, кто <не состоялся> или не получил признания и надежного статуса. У них назревает переоценка ценностей — то есть, кризис середины жизни. Связанный с этим аналитическим периодом жизни тип отношений — Аналита накладывают отпечаток на поведение людей в этот период жизни.

7. Начало старости. Умудренность жизненным опытом открывает интуитивный период жизни человека, когда по легким намекам устанавливается скрытая суть происходящего. Багаж знаний и пережитых чувств облегчает поиск альтернативных возможностей в решении проблем. Это период между тем, когда <молодость знает> и <старость может>. Решается множество возрастающих с годами семейных проблем и проблем, связанных со здоровьем. Тяжелее всего приходится тем, кто в этом возрасте не в состоянии их разрешить. И еще тем, у кого нет духовно близких друзей и спутника жизни. Доминирует в этом возрасте форма отношений, основанная на духовной близости и общности интересов — Филиа.

8. Старость. Самый сентиментальный и мудрый период жизни, когда преобладает покорность судьбе, и <не волнует кто кого — он или я>. Приносит радость постижение красоты и гармонии окружающего мира. Появляется чувство возвышенной отрешенности и всепрощения. Идеализируется прошлое, волнует загадочное будущее. Приносит утешение религия. Суетность и обидчивость — враги душевной гармонии. Усиливается духовная и в определенном смысле — философичная форма  отношений — Агапэ.

 

Идеально гармоничной можно было бы считать такую жизнь, в которой на каждом возрастном этапе успешно бы решались соответствующие эмоциональные проблемы, связанные с возрастными формами отношений. Поскольку это вряд ли возможно, постарайтесь устранять в первую очередь те проблемы, которые связаны с актуализированными на данном этапе вашей жизни формами эмоций. Тогда вы чаще будете ощущать эмоциональный комфорт.

 

Литература:

1. А.Овчаров, В.Мегедь «Характеры и отношения», Армада-пресс, Москва, 2002 г.

2. В.Мегедь  «Формы любви — древние и новые», ж-л «Соционика, ментология и психология личности, МИС, 4, 1996 г.

socionika-tim.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *