Формы общения в психологии – Формы общения — психология

Психология общения, психология делового общения, психология общения с мужчинами

Общение является неотъемлемой частью жизни, и оно отражает процесс взаимодействия, предназначенный для установления контакта между людьми. Неправильное восприятие передаваемой информации приводит к тому, что между оппонентами возникает непонимание.

Понятие общения в психологии

Специалисты в этой области используют разные определения такого термина, как «общение». Это понятие объясняют, как сложный коммуникативный процесс, который включает в себя обмен информацией и понимание одного человека другим. Считают его еще процессом становления отношений и проявлением жизни целого общества. Каждое из существующих определений имеет право на существование. Основные функции общения в психологии: коммуникативная, познавательная, психологическая, информативная и креативная.

Виды общения в психологии

Специалисты выделяют несколько форм, которые отличаются по нескольким признакам. Используется классификация, основанная на организационный аспект, так выделяют: индивидуальные и групповые беседы, коммуникация по телефону, совещание, переговоры, собрания и другие. Виды и формы общения в психологии зависят от задачи контакта и от связи между людьми.

  1. Примитивное. Дает возможность понять стоит ли продолжать диалог или же лучше игнорировать оппонента.
  2. Формально-ролевое. Учитывается социальный статус и беседа ориентирована на результат.
  3. Деловое. Необходимо, чтобы установить связи, чтобы эффективно решать задачи.
  4. Манипулятивное. Используют, чтобы получить желаемое за счет другого человека.
  5. Светское. Психология общения основана на определенных рамках и на ограниченных целях.
  6. Духовное. Присутствует желание узнать о человеке больше личной информации. Это самый тесный вид разговорного взаимодействия в психологии.

Психология общения с мужчинами

Многие недопонимания между представителями разных полов связаны с недопониманием. Связано это с разными типами мышления и другими особенностями, которые отличают мужчин и женщин. Для мужчин важно среди информации, которую они получают во время общения, уловить суть, позволяющую приступить к действиям и реализовать задуманное. Дамы больше делают акцент на рассуждения, основанных на возможностях, чувствах и т.д. Психология общения мужчины и женщины базируется на некоторых особенностях, которые стоит учитывать для налаживания контакта.

  1. Для представителей сильного пола важно получить какое-то решение или сделать вывод, для них практически не существует такого понятия, как «выговориться».
  2. Для мужчины привычно обсуждать одну тему в конкретной беседе, в то время как дамы могут перескакивать на разные вопросы с огромной скоростью.
  3. Для налаживания контакта нужно смотреть собеседнику в глазах.
  4. Для мужчины важна суть, поэтому какие-либо подтексты они не замечают.

Психология делового общения

Успех в бизнес сфере невозможен без умения налаживать контакт с разными людьми. Правильно выстроенный диалог, учитывающий правила этикета, индивидуальность собеседника и детали конкретной ситуации, указывает на то, что человек является опытным переговорщиком. Психология эффективного общения в деловой сфере учитывает несколько характерных особенностей.

  1. Информационная подкованность о собеседнике
    . Важно знать о своем партнере его вкусы, менталитет, темперамент и другие особенности.
  2. Этичность. Психология общения должна основываться на искренности и доброжелательности. Прежде чем принять решение, необходимо взвесить предполагаемую пользу и вред.
  3. Коммуникативная культура. Важно не только правильно выражать свои мысли, но контролировать логику собеседника.
  4. Умение располагать собеседника. Есть разные приемы, которые ненавязчиво помогают вызвать у оппонента симпатию. Например, использование дружеского тона или уместных комплиментов.

Психология общения на работе

Человек много времени проводит на работе, поэтому важен благоприятный климат в коллективе. На отношения между сотрудниками влияют многие факторы: половая принадлежность, возраст, уровень образованности и моральные принципы. Исследования показали, что психология общения в коллективе, в котором есть и мужчины, и женщины самая стабильная. Важно, чтобы все участники коллектива разделяли корпоративные принципы. Деловая этика включает в себя такие принципы: грамотность, пунктуальность, внимание к другим людям, конфиденциальность и любезность.

Психология общения с начальников

Многие люди сталкиваются с проблемами на работе из-за неумения налаживать контакт с руководителем. Страх столкнуться с агрессией и другими проблемами становится причиной многих проблем. Психология общение с начальством рассматривает как особую сферу, где важно учитывать некоторые особенности и принципы поведения. При разговоре с руководителем нужно вести себя уверенно и выражать свои мысли внятно. Важный принцип – четко изложить мысль и говорить по факту. Нельзя падать духом, если от начальства был получен отказ, поскольку часто так проверяют прочность характера.

Психология общения с подчиненными

Не многие люди могут похвастаться прекрасными ораторскими способностями от природы, но это не беда, поскольку их можно развить. Это очень важно для людей, занимающих руководящую должность. От качества управления будет зависеть атмосфера в коллективе и результативность труда. Психология общения начальника и подчиненного базируется на нескольких важных принципах.

  1. Нельзя упускать из внимания промахи работников, поскольку это приведет к безответственности. Замечание должно быть сделано спокойным тоном и по факту.
  2. Критиковать необходимо сделанную работу, а не личность сотрудника.
  3. Большое значение имеет самообладание, поэтому важно учиться держать себя в руках.
  4. Нельзя забывать о похвале и заслуженном вознаграждении, поскольку это является стимулом не останавливаться.
  5. Важно всегда заступаться за подчиненных и стараться улучшить их условия труда.

Манипулирование в общении – психология

Для достижения поставленных целей многие люди используют методы психологического воздействия на окружающих. Самый распространенный вид – манипуляция, позволяющая контролировать поведение и чувства собеседника. Она является осознанной, когда человек понимает суть воздействия, рассчитывая на определенный результат, и неосознанной. Психология манипуляции в общении рассматривает, как одни из часто используемых методов воздействия. В качестве фактора влияния выбирают: любовь, страх, неуверенность в себе, чувство вины, жалости и гордости.

Психология общения в интернете

Всемирная сеть позволила людям, находящимся в разных точках мира, общаться. Опасность такого взаимодействия заключается в том, что часто человек может общаться с подставным лицом, а еще один минус связан с тем, что часто реальные отношения заменяются виртуальными. Существуют психологические особенности общения в интернете, которые сформировались с течением времени.

  1. Анонимность. Отсутствуют психические барьеры, которые в реале часто сдерживают людей в общении.
  2. Добровольность. Каждый человек сам определяет с кем разговаривать, а с кем нет.
  3. Информативность. В сети можно узнать о собеседнике много информации, но подтвердить ее удастся только после личной встречи.

В психологии общения в интернете используется три основных вида построения диалога. Деловой тип выбирают для передачи рабочей информации и разрешения разных вопросов. Многие компании ведут бизнес через интернет. Чаще используется неформальное общение в социальных сетях, на сайтах знакомств и на других подобных ресурсах. Следующий тип – игровое общение, используемое для взаимодействия во время игр и групповых переписок.

Интересные факты о психологии общения

Благодаря проведенным исследованиям ученые смогли определить особенности взаимодействия людей, когда они разговаривают. Доказано, что во время диалога собеседники не могут постоянно смотреть друг другу в глаза и это занимает примерно 60% общего времени. Теория нейролингвистического программирования выдвигает предположение, что по движению глаз во время беседы можно понять, какие образы возникают в его сознании. Психология общения, интересные факты о которой регулярно пополняются, определила, что для человека одинаково важен как физический, так и вербальный контакт.

 

womanadvice.ru

Раскрытие понятия «общение» в психологии

Определение 1

Общение - это многоплановый сложный процесс, в ходе которого устанавливаются и развиваются контакты и связи между людьми. Процесс этот порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, а также выработку единого плана взаимодействия.

В общение, как правило, входит практическое взаимодействие людей в виде совместного труда, обучения, коллективных игр. Общение в психологии способствует планированию, осуществлению и контролированию деятельности людей.

Отношение определяется через понятие «связи», а общение является процессом взаимодействия людей, который осуществляется при помощи речевого и неречевого взаимодействия. Понятие об общении преследует цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, поведенческой и эмоциональной сферах лиц, которые участвуют в общении. Во время общения между участниками происходит обмен не только физическими действиями, результатами труда или продуктами, но и идеями, намерениями, мыслями, переживаниями и т.д.

Человек учится общаться с самого детства, изучает разные виды общения в зависимости от среды, в которой проживает, от людей, с которыми происходит взаимодействие. Все это имеет стихийный характер, происходит в житейском опыте. Зачастую данного опыта не хватает, к примеру, для овладения определенными профессиями, а в ряде случаев и просто для цивилизованного и продуктивного общения. И в данной ситуации особое место необходимо отвести совершенствованию и изучению закономерностей общения, навыков и умений их использования и учета.

Любые общности людей располагают своими методами воздействия, используемые в различных формах коллективной деятельности, где происходит концентрация на социально-психологическом содержании образа жизни. Все это находит отражение в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, танцах, праздниках, песнях, мифах, сказаниях, в театральном, музыкальном и изобразительном искусстве, в литературе, радио, телевидении и кино. Все эти массовые формы общения имеют мощный потенциал взаимовлияния людей. В истории человечества они воспринимались в качестве средств воспитания, приобщения человека посредством общения к духовной атмосфере жизни.

Основное внимание во всех аспектах общения отводится проблеме человека. При увлечении исключительно инструментальным аспектом общения ведет за собой нивелирование его духовной (ч

zaochnik.com

Формы и виды общения в психологии

21 августа, 2014

Общение – важнейшее направлений для изучения в психологии. Ведь как раз через отношения с остальными людьми человек понимает и принимает себя как личность. Кроме того, изменяется сознание, происходит влияние на внутренние ценности. Разные виды общения в психологии способны повлиять на определенные стороны личности.

Человек – существо социальное. Поэтому поддерживать связи с прочими людьми важно, чтобы осознавать себя как полноценного члена общества. Когда говорят о взаимодействии, обычно подразумевается словесный диалог. Но, на самом деле, процесс этот значительно глубже. Ведь передавать свои эмоции и информацию можно и другими способами. Ежедневно взаимодействуя друг с другом, люди меняют не только отдельных индивидов, но и общество в целом.

Контакты между людьми

Различают виды общения в психологии в зависимости от задачи, разных способов обмена информацией, вариантов контакта с остальными людьми и прочего. К примеру, передавать собственные мысли и эмоции возможно двумя способами – вербальным и невербальным. Ведь, чтобы общаться, не обязательно произносить слова – невербально мы тоже способны многое рассказать. Например, есть жесты приветствия или удовольствия.

Помимо этого, выделяют формы общения в психологии по цели. Например, светские разговоры более поверхностные, где не принято делиться своими чувствами и информацией о личной жизни. Еще один подвид контактов – манипулятивный. При этом стараются добиться от другого какой-то выгоды для себя, предпочитая определенные методы. Деловое общение, как и светское, тоже достаточно сдержанное. Оно нацелено на управление рабочим процессом.

Более тесное общение – это личностное. Оно намного эмоциональнее и выполняет обучающие и познавательные функции. И наиболее тесная связь возникает при духовном контакте. Его еще называют межличностным. Это глубокий эмоциональный контакт, который обогащает обоих.

Поскольку взаимодействие бывает разным, то различаются и виды общения в этом направлении. Непосредственный контакт происходит при прямом разговоре друг с другом. Люди реагируют на собеседника, используя речь и слух, а отклик приходит мгновенно. В ином случае для общения используются определенные инструменты: письмо, аудио, видео. Один из нынешних ярких примеров – соцсети.

Значение контактов

Общение – больше, чем простое удовольствие. Это еще и процесс обмена необходимыми сведениями, познание действительности и прочее. Психологические школы называют разные функции этого процесса. Но в любой классификации легко выделить 3 главных: информационное, регулятивное, аффективно-коммуникативное.

Коммуникативная функция предполагает обмен между людьми знаниями, ощущениями, впечатлениями. Полученная информация воспринимается собеседником и передается остальным членам общества. Еще одна функция – регулятивная. Во время взаимодействия каждый влияет на иного человека. Это может происходить как осознанно, так
и нет. Таким образом, происходит изменение поведения людей. Аффективная функция касается эмоций. Во время эмоционального взаимодействия или происходит сближение двух личностей, или интерес уменьшается и исчезает.

Во время взаимодействия выделяются три стороны общения в психологии:

  • коммуникативная;
  • перцептивная;
  • интерактивная.

Коммуникативная сторона – это обмен информацией. Вторая – перцептивная, когда идет взаимное познание личностей общения и между ними устанавливается взаимопонимание. И третья сторона – интерактивная. Это общая деятельность людей.

carcasson.com

Виды общения в психологии

Всем живым существам присуще общение. А общение – это взаимодействие организма с организмом, живых существ друг с другом. Виды общения в психологии классифицируются в зависимости от целей, средств, содержания, которые присущи тому или другому взаимодействию.

Основные виды общения

  1. По средствам (вербальное и невербальное общение).
  2. Целям (биологическое и социальное).
  3. Содержанию (когнитивное, материальное, кондиционное, мотивационное, деятельностное).
  4. Опосредованности (непосредственное общение, опосредованное, косвенное, прямое).

Классификация видов общения зависит от того, какую информацию пытаются донести до слушателя, с какой целью и т.п. и при помощи чего именно.

Так, общение по опосредованности означает, что общение происходит при помощи естественных органов, данных природой: голосовые связки, голова, руки и т.п. (непосредственное общение). Общение, которое связано с применением специальных орудий и средств для организации коммуникативного взаимодействия или культурных предметов (радио, знаковые системы, телевидение), представляет собой опосредованное общение.

Прямое общение построено на фундаменте личных контактов (беседы людей друг с другом). Косвенное осуществляется через посредников (переговоры между конфликтующими лицами, сторонами).

Виды общения по средствам представляют собой вербальное (взаимодействие посредством речи) и невербальное (связь при помощи жестов, мимики, через телесные контакты).

Общение по содержанию являет собой обмен продуктами деятельности или обмен предметами (материальное). Передача какой-либо информации, совершенствующей или развивающей способности – когнитивное общение. Оказание влияния друг на друга – кондиционное. Обмен умениям, навыками – деятельностное. Передача друг другу конкретных установок к действию – мотивационное.

Общение по целям – общение, которое связано с расширением и укреплением межличностных контактов (социальное) и на удовлетворение потребностей, необходимых для развития организма (биологическое).

Общение возможно в случае применения знаковых систем. Поэтому виды общения и средства общения взаимосвязаны. Различают невербальные и вербальные средства общения.

Понятие виды и функции общения включает в себя:

  1. Самовыражение своего «я».
  2. Средство коммуникации.
  3. Основное средство управления людьми.
  4. Жизненную потребность и залог человеческого счастья.

Следует отметить, что благодаря разумному общению человек способен приумножить собственные ценности, внести весомый вклад как в свое развитие, так и в личностное развитие других людей.

 

womanadvice.ru

Виды общения в психологии

Виды общения в психологии классифицируются по целям, средствам и опосредованности. Общение – это взаимодействие человека с другими членами общества. Благодаря нему люди могут развиваться, приумножать собственные ценности, вносить вклад в развитие общества.

Какие бывают виды?

Классифицируя общение по опосредованности, подразумевается, что люди могут передавать информацию не только с помощью естественных органов, но и с применением коммуникативных средств: радио, телевидения, знаковых систем.

Когда люди ведут беседу с глазу на глаз, говорят о прямом общении. Косвенное происходит через посредников. Речь – вербальное общение, а жесты, мимика и телесные контакты – невербальное.

Оно также может классифицироваться по содержанию. Общение называется материальным, если происходит обмен продуктами, результатами деятельности. В процессе когнитивной коммуникации передается информация, которую можно использовать для личностного роста. Кондиционное общение – когда оказывается влияние на собеседников, деятельное – обмен навыками и умениями.

В зависимости от целей, выделяют такие виды общения в психологии: социальное, которое направлено на укрепление личностных контактов, и биологическое – для удовлетворения базовых потребностей.

Общение может быть деловым и личностным, инструментальным и целевым. Целью делового общения является решение задач разного уровня сложности. Личностное затрагивает проблемы внутреннего характера, интересы, потребности. В процессе такого общения люди ищут смысл жизни, определяют свое место в социуме.

Инструментальное общение происходит не ради собственных интересов, оно преследует определенную цель. Целевое удовлетворяет конкретную потребность.

Формы общения

Виды общения в психологии могут принимать разные формы. Зная их, проще «разгадать» собеседника и понять, какую линию поведения выбрать.

Формальное, «сухое» общение выдают шаблонные фразы, заученные слова, обмен вежливостями. Такой «контакт масок» бывает между людьми, которые не доверяют друг другу и не готовы открываться.

Если человек вступает в беседу только с теми людьми, которые могут быть ему полезны, говорят о примитивном общении. Формально-ролевое можно наблюдать между подчиненным и руководителем, врачом и пациентом.

Самое приятное общение – духовное. Собеседники понимают друг друга, могут обсуждать любые темы. Такое общение приносит моральное удовлетворение.

Помните о том, что общаясь, вы демонстрируете какие-то грани своей личности. В процессе общения у собеседника складывается впечатление о вас.

medaboutme.ru

Понятие общения в психологии

Деятельность и общение составляют две стороны социального бытия человека, его способа жизни. Поэтому, когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается, т.е. сферу, формы, способы общения.

   Реальность и необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения мы находим в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. "Отдельный человек, - писал Л. Фейербах, - как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты".

   В психологии установлено, что развитие человека, его социализация,

превращение в "общественного человека" начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

  И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.

   Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в

процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

   Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники, родители - Взрослые и Дети. Все без исключения исследователи включают коммуникативные способности в состав педагогических.

   Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. По-видимому, это и дало возможность известному французскому военному лётчику и писателю Антуану де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как "единственной роскоши, которая есть у человека".

   В психологии принят тезис о взаимосвязи, единстве общения и деятельности. Он вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто "общаются" в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе "недеяния". Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенное отношение этого деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям.

   Факт связи общения с деятельностью констатируется психологами. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то же время саму деятельность можно рассматривать как условие и основание общения.

   В психологии установлено, что общение представляет собой сложный и многогранный процесс, оно есть образование, в котором можно выделить отдельные стороны, т.е. описать его структуру. При характеристике структуры общения в ней выделяют три взаимосвязанные стороны:

- коммуникативную;

- интерактивную;

- перцептивную.

   Эти стороны общения определяются в качестве функций, которые общение реализует в совместной жизнедеятельности людей.

   Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

   В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других и выделение их возможно лишь при анализе. Все обозначенные здесь стороны общения выделяются и проявляются в случаях организации общения в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.

   В психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило, используется описательное определение, указывающее на основные стороны (функции) общения. Общение - это "сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга".

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *