Французский философ xix века предложивший термин психофизиология: 1.Особенности психофизиологии. Психофизиология – это научная дисциплина возникшая на стыке физиологии и психологии.

1.Особенности психофизиологии. Психофизиология – это научная дисциплина возникшая на стыке физиологии и психологии.

И предметом ее изучения явл. физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.

Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX века французским философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.)

Пытаясь представить облик современной психофизиологии, Б.И. Кочубей (1990) выделяет три новых характеристики: активизм, селективизм и информативизм.

Активизм предполагает отказ от представлений о человеке как существе, пассивно реагирующем на внешние воздействия, и переход к новой 5 «модели» человека – активной личности, направляемой внутренне заданными целями, способной к произвольной саморегуляции.

Селективизм характеризует возрастающую дифференцированность в анализе физиологических процессов и явлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическими процессами.

Информативизм отражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обмен информацией. Таким образом, современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию.

1. Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека. Она стремится к раскрытию психофизиологического содержания последовательных этапов онтогенеза.

2. Дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека. 3. Когнитивная психофизиология – наука, изучающая физиологические основы познавательной деятельности человека

4. Сравнительная психофизиология – наука, нацеленная на установление и выявление различий в структурной и функциональной организации мозга, поведении и психике у животных разных видов и у человека

5. Психофизиология профессиональной деятельности – наука, изучающая психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в конкретной деятельности и влияющие на эффективность и качество этой деятельности.

Психофизиология тесно взаимосвязана с нейропсихологией. Нейропсихология направлена на изучение мозговой организации псих деятельности.

3.История развития психофиз.

В начале XIX века Н. Массиас предложил термин «психофизиология». Термин использовался для обозначения исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.)

2. В. Вундт ввел термин «физиологическая психология» для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. .

Вундт, выделил в психологии два направления исследований. Первое — физиологическая психология. Ее объектом являются простейшие психические процессы, а методом — психофизиологический эксперимент. Второе направление — «психология народов».

3. 1973 г. Лурия выделил психофизиологию как самостоятельную науку. Предметом психофизиологии по Лурии служит поведение человека или животного (но в отличие от этологии поведение в экспериментальных условиях). При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной .являются физиологические процессы.

4. В 70-е годы в США появился журнал «Психофизиология» — издание американского Общества психофизиологов, в котором публикуются работы, связанные одновременно с психологией и физиологией. С этого времени термин «психофизиология» вводится в употребление и создается практическая база для выделения психофизиологии в самостоятельную дисциплину.

5.. В 1982 г. в Канаде состоялся Первый международный психофизиологический конгресс, на котором была создана Международная психофизиологическая ассоциация. То г д а психофизиология получила официальный статус .

6. Интенсивному развитию психофизиологии способствовал и тот факт, что Международная организация по исследованию мозга провозгласила последнее десятилетие ХХ в. «Десятилетием мозга» Интенсивное развитие новой техники физиологического эксперимента (в основном ЭЭГ) открыло широкие перспективы для экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Стали также чаще использовать микроэлектродную технику.

Совеременная психофизиология как наука о физиологических основах псих деятельности и поведения представляет область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, нейропсихологию и системную психофизиологию. Она включает 3 самостоятельные части: общую, возрастную и дифференциальную.

2. Этапы развития представлений о предмете психоф.

1) В начале XIX века Н.Массиас предложил термин «психофизиология».2) В. Вундт ввел термин «физиологическая психология» для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. .3) . 1973 г. Лурия выделил психофизиологию как самостоятельную науку.

4) В 70-е годы в США появился новый журнал «Психофизиология» — издание американского Общества психофизиологов, в котором публикуются работы, связанные одновременно с психологией и физиологией. Однако как новое направление психофизиология получила официальный статус лишь в мае 1982 г., когда в Монреале состоялся Первый Международный конгресс психофизиологов. На нем была создана Международная психофизиологическая ассоциация (International Organization of Psychophysiology — ЮР) и положено начало международным конгрессам по психофизиологии. В первом номере журнала, вышедшем в августе 1983 г., нашла отражение дискуссия о предмете психофизиологии, состоявшаяся на Первом Международном конгрессе психофизиологов.

При обсуждении вопроса о том, что считать предметом психофизиологии, были высказаны различные суждения, в том числе мнение о необходимости использовать в психофизиологическом исследовании на человеке только неиивазивные методы (не проникающие через поверхность кожи), которые предполагают лишь регистрацию электроэнцефалограммы (ЭЭГ), электрокардиограммы (ЭКГ), кожно-гальванического рефлекса (КГР) и др. Эта позиция не получила поддержки. Сторонниками первой точки зрения были X.

Дельгадо и Е.Н. Соколов. Их позиция основывалась на большом личном теоретическом и экспериментальном опыте изучения нейронной и суммарной электрической активности мозга у животных и человека. X. Дельгадо — Им разработаны методы телеметрической регистрации поведения и мозговой активности при электрической, химической, а позже и электромагнитной стимуляции мозга животных на расстоянии. Исследования Е.Н. Соколова связаны с изучением принципов кодирования информации в нейронных сетях. Им выявлено принципиальное сходство процессов обработки информации на объектах различного филогенстичского уровня (моллюск, лягушка, рыба, кролик, обезьяна, человек). Однако в ходе дискуссии большинство исследователей высказалось за изучение психических функций по суммарным показателям активности мозга. В итоге содержание предмета психофизиологии в качестве самостоятельного научного назначения официально было зафиксировано как изучение физиологических механизмов психических процессов и состояний. Однако, развитие науки пошло не только по пути исследования макрореакций.
Самое широкое распространение получили психофизиологические исследования с привлечением методов регистрации нейронной активности не только у животных, но и у человека. Это подтвердило пророческое видение перспектив развития психофизиологии X. Дельгадо и Е.Н. Соколова.

Психологические и психофизиологические аспекты исследования ноэтического поля языка

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема научной идентификации психологических и психофизиологических механизмов осмысления и функционирования материальных субстратов и психологических конструктов идентификации ноэтического поля языка.

ABSTRACT

The article considers the problem of scientific identification of psychological and psychophysiological mechanisms of understanding and functioning of material substrates and psychological constructs of identification of the noetic field of a language.

 

Ключевые слова: ноэзис, ноэма, психологический конструкт, материальный субстрат, гештальт-пирамида, гностический элемент нейронного образования, интенция.

Keywords: noesis, noema, psychological construct, material substrate, gestalt pyramid, gnostic element of neural formation, intention.

 

В современных концепциях психолингвистики и языкознания даётся своеобразная трактовка термина ноэзис (ноэсис) (греч. νόησις — «мышление»; прил. «ноэтический»), предложенного в феноменологии Э. Гуссерля. Это понятие, отражающее реальное содержание переживания сознания, рассматривается как переживание, взятое как таковое — вне сопряженности с трансцендентной ему реальностью. Ноэзис противопоставляется ноэме, являющейся его интенциональным коррелятом.

Неинтенциональное в сознании, например, белый цвет называется «ореолом». Интенциональное в сознании может оказаться лишь иллюзией, галлюцинацией, но феноменологически при этом ничего не изменится, т.к. восприятию противостоит не само трансцендентное, принципиально недоступное сознанию. Понятие но́эма (греч. νόημα — «мысль»; прил. «ноэматический», в качестве равнозначного употребляется также латинский термин cogitatum ) — мысленное представление о предмете, предметное содержание мысли; представленность предмета в сознании.

Таким образом, ноэма понимается как интенциональный коррелят ноэзиса. Содержание ноэмы, то есть данное в ней бытие предмета, является идентичным в многообразии способов данности предмета, или в множестве конкретных ноэтических переживаний.

По мнению Э. Гуссерля «даже абсолютный субъект (Бог) не мог бы созерцать вещи иначе чем в явлениях, данность вещей лишь в форме явлений обусловлена сущностью вещи»/[1]

Феноменологическая редукция эмпирического Я в ранних произведениях философа охарактеризовано как не чистое, трансцендентальное Я. В более поздних произведениях Э. Гуссерля это понятие трактуется как время потока сознания, его «темпоральное единство». В ноэзисе выражается интенциональная предметность трансцедентного (чистое сущее), а в ноэме — действительное бытие вспоминаемого (в прошлом).

В концепциях психолингвистики прошлого века, в частности, концепции порождающей грамматики Н. Хомского, подготовкиа и актуализация речи осуществляется по схеме «идеальное (мысленная подготовка плана содержания и плана выражения высказывания)»- физическое (озвучивание высказывания посредством голоса) — идеальное (восприятие речи в процессе ментальной репрезентации). [2]

В современной антропоцентристской парадигме лингвистики и психолингвистики наряду с идентификацией сугубо психологических механизмов мышления и языка обращается внимание на исследование материального субстрата сознания – устройство и функционирование нейронной сети. Модель векторного кодирования информации академика Е.Н. Соколова  основана на принципе перехода с перцептивного уровня на семантический. При этом механизм возникновения субъективного образа связывается с активацией гностических нейронов, которые расположены на вершине пирамиды, образуемой нейронами-детекторами, осуществляющими выделение отдельных признаков объекта. По мнению Е.Н. Соколова, необходимым условием каждого осознанного восприятия является активация пирамиды гештальта, которая возникает при поступлении влияний из модулирующих систем мозга. Такая активированная гештальт-пирамида иерархически организованных нейронов представляет базисный механизм актов сознания.[3]

В модели Е.Н. Соколова механизм возникновения субъективного образа связан с возбуждениями, поступающими из таламуса, которые сначала достигают нейронов-детекторов отдельных признаков, образуя своеобразные карты, или экраны возбуждения. При этом элементарный признак вызывает максимум возбуждения в отдельной точке этого гипотетического экрана. На другом уровне пирамиды находятся комплексные признаки, которые образованы комбинациями элементарных признаков, они представлены в виде максимумов возбуждения на картах сложных детекторов.

Своеобразно трактуется вопрос о процессе обработки информации на уровне биомолекулярного кодирования в концепции Джона фон Не́ймана (англ. John von Neumann — венгеро-американского математика и физика. Учёный предложил термин «биокомпьютер», и дал описание поля клеточных автоматов без помощи компьютеров, показал строительство первых самореплицирующихся автоматов с карандашом и миллиметровой бумагой.[4]

В 1994 году Леонард Адлеман экспериментально доказал, что с помощью пробирки с ДНК можно весьма эффективно решать классическую комбинаторную «задачу о коммивояжере» (кратчайший маршрут обхода вершин графа). Классические компьютерные архитектуры требуют множества вычислений с опробованием каждого варианта, а ДНК-вычисления помогают решать задачи быстрее и на очень высоком уровне. Биокомпьютер Адлемана отыскивал оптимальный маршрут обхода для 7 вершин графа. Но чем больше вершин графа, тем больше биокомпьютеру требуется ДНК-материала.[5]

«В мышлении, — пишет академик П. В. Симонов, — сверхсознание дает пробы нового, проектирует и предлагает неожиданное и, может быть, даже невероятное…Назначение сверхсознания — «пробивать пути нового». Такое «включение сверхсознания в мыслительную работу называют обычно интуицией, а состояние, при котором она смело и щедро включается, — вдохновением…Это „сверх“ — принципиально новая информация, не вытекающая из ранее полученных впечатлений». В отличие от подсознания, деятельность сверхсознания «не контролируется сознанием и волей ни при каких условиях».»[6]

Результаты исследований по нейрофизиологии и нейролингвистике показывают, что координация механизмов мышления и речи осуществляется на уровне бессознательного, как это не парадоксально, без участия сознания.

Можно полагать, что в идентификации ноэм важное значение имеет способность сознания – эмерджентность (англиц. от emergent «возникающий, неожиданно появляющийся»), появление у системы свойств, не присущих её элементам в отдельности; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов. Аналогичными понятиями в теории систем и других областях знаний являются синергичность, холизм, системный эффект, сверхаддитивный эффект, некомпозициональность). Благодаря эмерджентности человек осознает смысл коннотаций – новых созначений существующих концептов и отражает их в неологизмах. В процессе идентификации новых созначений слов чаще всего происходит концептуализация – процесс определения набора когнитивных признаков (в том числе – и категориальных) какого-либо явления реального или воображаемого мира, которые позволяют человеку воспринимать, хранить в сознании и пополнять новой информацией сколько-нибудь очерченное понятие и представление об этом явлении и отличать его от других феноменов. Процесс идентификации ноэтического поля и осознания ноэм происходит в сфере сознания отдельного носителя языка, обладающего способностью к языкотворчеству. В сфере коллективного сознания языкового сообщества благодаря идентичности генетического устройства человека в языковом сообществе происходит экспоненциальный рост семантического поля нового концепта, что способствует экстраполяции диапазона ноэтического поля в геометрической прогрессии.

Масштабной концептуализации способствуют языковые контакты, создающие условия для расширения диапазона семантизации неологизмов и новых дискурсов применения новообразований в вербальной коммуникации. По мнению аналитиков, в медиапространстве происходит процесс своеобразной концептуализации, который отражается в термине бленд (англ. blend), одном из центральных понятий теории концептуальной интеграции (теории блендов) М. Тернера и Ж. Фоконье, представляющий собой ментальное пространство, возникающее в результате смешения или интеграции двух и более ментальных пространств. [7] Этот процесс деривации, нацеленный на осмысление интенциальных переживаний и нахождение конкретных форм словесного выражения, имеет характер бесконечного продвижения к осмыслению новых семантических пространств ноэзиса.

За последние месяцы в системе лексики почти всех языков мира отразились слова, связанные с распространением пандемии планетарного масштаба. Эти термины ранее были известны только специалистам, а подавляющее большинство носителей языка воспринимают их в качестве неологизмов. К числу таких слов относятся коронавирус, ковид-19, штамм, аппарат ИВЛ, масочный режим и др. По всей вероятности, скоро могут появиться неологизмы, обозначающие названия новых вакцин по профилактике болезни, лекарств и медицинских средств, предназначенных для лечения этого коварного недуга.

Масштабная идентификация ноэзиса осуществлялась в течение многих веков в осмыслении семантики слова «цивилизация». В научных источниках упоминается о том, что «цивилизация» как термин в научный оборот был введен философом Адамом Фергюссоном. Однако относительно тспроисхождения термина существуют и другие точки зрения. Так, французский историк Люсьен Февр в своей работе «Цивилизация: эволюция слова и группы идей» зафиксировал первое появление термина в работе «Древность, разоблачённая в своих обычаях» (1766) французского инженера Буланже. Однако Февр обратил внимание на то, что Буланже употребил это слово в прямом значении, в то время как Поль Анри Тири Гольба́х (1723-1789 г.г.)— французский философ немецкого происхождения, неоднократно использовал понятия и термины «цивилизация», «цивилизовать», «цивилизованный» в своих трактатах «Система общества» и «Система природы» в переносном значении. Известный французский лингвист Эмиль Бенвенист (1902-1976 г.г.) высказал мнение относительно этимологии термина «цивилизация». Он обратил внимание на то, что до появления существительного «civilisation» (франкоязычное произношение [цивилизасйон]) в обиходной речи употреблялись глагол civiliser («смягчать нравы, просвещать») и прилагательное от причастия civilisé («благовоспитанный, просвещённый»). [8]

В осмыслении закономерностей ноэтического поля языка важное значение имеет исследование информационного потока. Это понятие связано главным образом с именем американского лингвиста У.Чейфа. [9]

С точки зрения исследования ноэзиса в рамках психолингвистики заслуживает внимания модель представления событий и их отображения на языковую структуру, модель когнитивной системы говорящего и методология экспериментальной верификации каузальных связей между когнитивными и языковыми явлениями, разработанная Р. Томлином. [10]

Комплексный подход к изучению биофизиологических,  психологических и социокультурных факторов формирования и функционирования механизмов мышления и языка будет способствовать совершенствованию методологии исследования бесконечного ноэтического поля языка в рамках психолингвистики.

 

Список литературы:

  1. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. М.: ДИК, 1999.-119 с.
  2. Хомский Н. Язык и мышление.М.: Изд-во Московского университета, 1972. — 126 c.
  3. 3.Соколов Е.Н. Проблема гештальта внейробиологии // Журн. высш. нервн. де-ят. 1996. Т. 46. No 2. С. 229–240..
  4. Дж. фон Нейман, Теория самовоспроизводящихся автоматов. М.: «Мир», 1971.
  5. Adleman L.M., Computing with DNA, Scientific American, August 1998, p. 34-41.
  6. Симонов П.В.Созидающий мозг: нейробиологические основы творчества. — М.,1993.
  7. Fauconnier G., Turner M. The Origin of Language as a Product of the Evolution of Modern Cognition // Origin and evolution of languages: approaches, models, paradigms / B. Laks (ed.). L., 2008.
  8. Бенвенист Э. «Проблемы общей лингвистики» М.1966. С.356.
  9. Wallace Chafe. «Loci of Diversity and Convergence in Thought and Language». Explorations in Linguistic Relativity ed. by Martin Pütz and Marjolijn H. Verspoor, 2000, 101—123. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins.
  10. Tomlin Russell S. Mapping Conceptual Representations into Linguistic Representations: The Role of Attention in Grammar. // Language and Conceptualization. Cambridge: Cambridge Univesity Press, 1997. P. 162.

Пьер Жан Жорж Кабанис (1757–1808): источник концепции нервной энергии начала девятнадцатого века в европейских поведенческих неврологиях

. 2000 июнь-август;43(1-3):412-7.

Ю Турген 1 , HA Whitaker

принадлежность

  • 1 Университет Квебека в Монреале.
  • PMID: 10857737

Y Turgeon et al. Познание мозга 2000 июнь-август.

. 2000 июнь-август;43(1-3):412-7.

Авторы

Ю Турген 1 , Х. А. Уитакер

принадлежность

  • 1 Университет Квебека в Монреале.
  • PMID: 10857737

Абстрактный

Девятнадцатый век стал свидетелем многих достижений в нейробиологических концепциях. Среди наиболее примечательных — идентификация сенсорных и моторных путей Чарльзом Беллом (1774–1842) и Франсуа Мажанди (1783–1855), разработка эволюционной теории Томасом Генри Хаксли (1825–1895) в контексте сравнительной нейроанатомии и работа Эмиля Дюбуа. Реймонда (1818-189 гг.)6) и работы Германа фон Гельмгольца (1821-1894) по экспериментальной нейрофизиологии и по концепции нервной энергии. В Германии идея о том, что нервная система состоит из двух элементов, один из которых генерирует нервную энергию, а другой проводит ее по всему телу, получила широкое распространение в середине девятнадцатого века. Во Франции Пьер Жан Жорж Кабанис (1757–1808), врач, философ и один из основоположников современной психофизиологии, утверждал, что мозг — это часть тела, в которой хранится электричество. В его Rapports du Physique et du Moral de l’Homme, опубликованном между 179 г.6 и 1802 г. (переведенные на немецкий язык под названием Verhältnis der Seele zum Körper (1808 г.)) Кабанис предложил новые идеи о функции мозга, о собственной чувствительности мозга, о концепции воли и о химических основах нервной деятельности. В Rapports Кабанис предложил теорию о том, как мозг и нервы связаны с мышлением и поведением. Предвосхищая дальнейшее развитие нейропсихологии, он предположил, что разные части нервной системы выполняют отдельные функции. Несмотря на то, что у Кабаниса было много интересных идей о функциях мозга, историки неврологии в значительной степени игнорировали его; е. г., он кратко упоминается в «Кларке и Джацине» (1989), только в двух сносках у Нойбургера (1897/1981) и совсем нет у Фингера (1994). Далеко идущая теория Кабаниса о том, как работает мозг, помогла сформировать понимание общего понятия нервной энергии в европейской нейробиологии девятнадцатого века.

Похожие статьи

  • Недомогание в психиатрии и его история.

    Чебили С. Чебили С. Энцефал. 2016 апр;42(2):185-90. doi: 10.1016/j.encep.2015.12.011. Epub 2016 12 января. Энцефал. 2016. PMID: 26796559 Обзор. Французский.

  • Меланхолия между мозгом и обстоятельствами: Кабанис и новая наука о человеке.

    Саад М. Саад М. Геснерус. 2006;63(1-2):113-26. Геснерус. 2006. PMID: 16878741 Французский.

  • Эмиль дю Буа-Реймон против Людимара Германа.

    Финкельштейн Г. Финкельштейн Г. C R Биол. 2006 г., май-июнь;329(5-6):340-7. doi: 10.1016/j.crvi.2006.03.005. Epub 2006 17 апр. C R Биол. 2006. PMID: 16731491

  • Передача инструментов как передача знаний в нейрофизиологии: ранние попытки Франсуа Мажанди (1783-1855) измерить давление спинномозговой жидкости.

    Станиш FW. Станиш ФВ. J Hist Neurosci. 2008;17(1):72-99. дои: 10.1080/09647040600913699. J Hist Neurosci. 2008. PMID: 18161598

  • Фигуры и учреждения неврологических наук в Париже с 1800 по 1950 год. Часть IV: Психиатрия и психология.

    Пуарье Дж., Кларак Ф., Барбара Дж.Г., Бруссоль Э. Пуарье Дж. и др. Преподобный Нейрол (Париж). 2012 Май; 168 (5): 389-402. doi: 10.1016/j.neurol.2012.02.007. Эпаб 2012 1 мая. Преподобный Нейрол (Париж). 2012. PMID: 22555011 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Концепция лимбической системы и ее историческая эволюция.

    Roxo MR, Franceschini PR, Zubaran C, Kleber FD, Sander JW. Роксо М.Р. и др. Журнал «Научный мир». 2011;11:2428-41. дои: 10.1100/2011/157150. Epub 2011 8 декабря. Журнал «Научный мир». 2011. PMID: 22194673 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Типы публикаций

термины MeSH

Личное имя как тема

Жак Рансьер | Французский философ

Дата рождения:
1940 (83 года) Алжир Алжир
Предметы изучения:
Карл Маркс марксизм

Просмотреть весь связанный контент →

Жак Рансьер (род. 1940, Алжир, Алжир), французский философ алжирского происхождения, внесший важный вклад в политическую философию, философию образования и эстетику конца 20 века.

Рансьер изучал философию в Высшей нормальной школе в Париже у философа-структуралиста-марксиста Луи Альтюссера. В 19В 69 году он поступил на философский факультет недавно созданного Венсенского экспериментального университета, который в 1971 году стал Парижским университетом VIII. Он оставался там до выхода на пенсию в качестве почетного профессора в 2000 году. Он также работал профессором философии в Европейской высшей школе. в Саас-Фе, Швейцария.

Викторина «Британника»

Философия 101

Рансьер внес свой вклад в оригинальное французское издание романа Альтюссера Lire «Le Capital» (1965; Reading Capital ), в котором предпринята попытка разъяснить научную теорию истории в более поздних работах Карла Маркса. Однако после восстания студентов и рабочих в Париже в мае 1968 г. он порвал со своим бывшим учителем, заявив, что акцент Альтюссера на необходимой роли интеллектуального авангарда (в разубеждении масс в отношении буржуазной идеологии) противоречит самоуправляемому народные восстания на улицах Парижа в том же году. В противовес «теоретическому» марксизму Альтюссера Рансьер считал, что рабочие вполне способны понять свое собственное угнетение и освободиться без руководства со стороны элитного класса теоретиков. Впоследствии он исследовал то, что он считал распространенным среди западных философов предположением о том, что рабочие неспособны к серьезному мышлению.0138 Le Philosophe et ses pauvres (1983; Философ и его бедняки ), что западная философия со времен Платона определила себя как прямую противоположность ручному труду.

Центральной темой образовательной и политической философии Рансьера является радикальное равенство. По его словам, разделение труда, ответственности и власти, характерное для неэгалитарных социальных порядков, частично основано на ложных предположениях о различиях в умственных способностях людей. Предположение о том, что некоторые люди от природы более умны, чем другие, настаивает он, не подтверждается различиями в образовательных достижениях и другими свидетельствами, которые можно объяснить другими способами. В Le Maître ignorant: cinq leçons sur l’émancipation intellectuelle (1987; Невежественный школьный учитель: пять уроков интеллектуальной эмансипации ), он процитировал работу французского теоретика образования XIX века Жана-Жозефа Жакото, чтобы доказать, что кто-либо, нет независимо от своего образования, может научить кого угодно чему угодно, используя педагогические приемы, которые позволяют учащимся открывать и развивать свои собственные интеллектуальные способности.

Согласно Рансьеру, все социальные порядки подкрепляются и отражаются в «распределении чувственного» — комплексе индивидов и индивидуальной речи («тел» и «голосов»), которые эффективно видны, произносимы или слышны (или невидимое, невыразимое или неслышимое) вместе с неявными предположениями о естественных способностях различных людей и групп. В некоторых обществах, например, рабочие, бедняки, безработные, иммигранты, этнические меньшинства и другие группы могут быть в значительной степени непризнанными, а их стремления, жалобы и интересы не столько отвергнуты, сколько просто невидимы или неслыханны. Соответственно, рабочие как класс могут неявно восприниматься как ленивые, невежественные и эгоистичные. Для Рансьера правильно понятая политика — это по своей сути разрушительная попытка тех, кто стал жертвой или исключен из неэгалитарных социальных порядков («часть без части»), утвердиться в качестве равных тем, кто обладает привилегиями и властью. В той мере, в какой такие усилия увенчались успехом, распределение разумных перекраивается более эгалитарным образом.

В идиосинкразическом употреблении Рансьера термин «полиция» относится к правилам и соглашениям, обеспечивающим неэгалитарное распределение разумного, а также к широко идеологическим убеждениям и ценностям, которые оправдывают неэгалитарные социальные порядки как справедливые, демократические, инклюзивные, основанные на консенсусе, или в каком-то смысле естественным или необходимым. Примеры последнего включают разграничение между государственным и частным, которое используется для исключения споров о заработной плате из сферы принятия государственных решений; понятие национальной культурной идентичности, которое используется для поддержки ограничения прав групп иммигрантов; и тема политического или экономического «реализма», которая используется для того, чтобы представить неэгалитарный статус-кво как необходимый и отвергнуть тех, кто не согласен, как утопических мечтателей. Таким образом, функция полиции состоит в том, чтобы предотвратить возникновение подлинной политики, как ее понимает Рансьер.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Одним из наиболее оригинальных аспектов мысли Рансьера является его акцент на «эстетическом» измерении политики и «политическом» измерении эстетики. Политика эстетична в широком смысле, поскольку она касается «чувственных» распределений, образующих социальные иерархии, а эстетика политична в том смысле, что исторически важные концепции природы искусства и роли художника — широчайшие из которые Рансьер называет художественными «режимами», определяют распределение чувственного в художественной сфере и дают представление о распределении, которое характеризует более широкое общество.

Рансьер различает три художественных режима: этический, репрезентативный и эстетический. При «этическом режиме образов», который он связывает с идеальным состоянием Платона, искусства, строго говоря, не существует, а визуальные или литературные образы, понимаемые как копии реальных или истинных вещей, производятся лишь для усиления социального заказ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *