Фрейд о женщинах: Чего хочет женщина: 20 цитат Фрейда о любви и сексуальности

Чего хочет женщина: 20 цитат Фрейда о любви и сексуальности

Психология

«Мы выбираем друг друга неслучайно… Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании».

«Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри».

«Сексуальным отклонением можно считать только полное отсутствие секса, все остальное — дело вкуса».

«У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознается даже себе самому».

«Муж — почти всегда лишь заменитель любимого мужчины, а не сам этот мужчина».

«Идеальная, вечная, очищенная от ненависти любовь существует только между зависимым и наркотиком».

«Человек никогда ни от чего не отказывается, он просто одно удовольствие заменяет другим».

«Сексуальное удовлетворение — самое лучшее снотворное».

«Каким смелым и самоуверенным становится тот, кто обретает уверенность, что его любят».

«Я способен перенести много забот, выдержать все трудности, если не буду одинок».

«Почему мы не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставании нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца».

«В основе всех наших поступков лежат два мотива: желание стать великим и сексуальное влечение».

«В любовных отношениях нельзя щадить друг друга, так как это может привести лишь к отчуждению. Если есть трудности, их надо преодолевать».

«Когда старая дева заводит собачку, а старый холостяк коллекционирует статуэтки, то таким образом первая компенсирует отсутствие супружеской жизни, а второй создает иллюзию многочисленных любовных побед. Все коллекционеры — своего рода Дон Жуаны».

«Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть — это вы сейчас».

«То, что неприятные впечатления легко забываются, — факт, не подлежащий сомнению. Это заметили различные психологи, а на великого Дарвина этот факт произвел такое сильное впечатление, что он ввел для себя „золотое правило“ с особой тщательностью записывать наблюдения, которые противоречили его теории, так как он убедился, что именно они не удерживаются в его памяти».

«Мы стремимся в большей степени к тому, чтобы отвести от себя страдания, нежели к тому, чтобы получить удовольствие».

«Человеку свойственно превыше всего ценить и желать того, чего он достичь не может».

«Сама по себе любовь — как страдание, лишение — снижает чувство собственной значимости, но взаимная любовь, обладание любимым объектом снова его повышает».

«Великим вопросом, на который не было дано ответа и на который я все еще не могу ответить, несмотря на мое тридцатилетнее исследование женской души, является вопрос: „Чего хочет женщина?»»


Теги

  • отношения

Чего хочет женщина?

(Отрывок из книги Виктора Мазина «Зигмунд Фрейд. Психоаналитическая революция»)

В статье «О детских теориях сексуальности» Зигмунд Фрейд называет именно половые различия самыми удивительными и фундаментальными среди всех прочих различий между людьми. В течение многих лет он довольно уверенно, можно даже сказать по-мужски, описывает обретение пола анатомическим мальчиком. Более того, он верит в симметричность этой истории для девочки. Так, в «Толковании сновидений» Фрейд пишет о параллельном формировании мальчика и девочки. Отличие между ними лишь в выборе объекта: первая большая любовь у девочки — к отцу, а у мальчика — к матери. Иначе говоря, только эдипальная ситуация ретроспективно и производит на свет мальчиков и девочек. Даже в написанной в 1923 году книге «Я и оно» психоаналитик продолжает настаивать на симметричности прохождения эдипова комплекса.

Переходной к новой точке зрения оказывается статья 1925 года «Некоторые психические следствия анатомического различия полов». Начиная с этой работы, Зигмунд Фрейд приступает к расследованию принципиальных отличий в историях возникновения девочек и мальчиков. К вопросу о половых различиях, к этому, казалось бы, самому очевидному вопросу Фрейд теперь подходит с большой осторожностью, неуверенностью и даже опаской. Вот, что он пишет: «Если я действительно, как мне кажется, открыл что-то новое, у меня нет уверенности, что я дождусь подтверждения своему открытию… я и чувствую себя вправе сообщить на сей раз нечто такое, что обязательно должно быть перепроверено». Особое беспокойство у него вызывает маленькая девочка. Она ведь и часть, и совсем не часть истории самого Фрейда. Как же может он быть в чем-то уверен?! В 1926 году, в «Вопросе дилетантского анализа» Фрейд пишет: «О половой жизни маленькой девочки мы знаем меньше, чем о таковой у мальчика. Но мы не должны чувствовать себя виноватыми из–за этого; ведь и половая жизнь взрослой женщины для психологии — dark continent, темный континент, неизведанная земля — terra incognita». Вот как получается: о женской душе на родном языке даже ничего и не скажешь, чужая душа — потёмки, женщина — всегда иностранка, dark continent, terra incognita. Неведомая, темная иноземка никак не выписывается в рамках знакомых символических координат.

Парадокс, между тем, заключается в том, что Фрейд всю свою жизнь только и делал, что стремился понять психический мир женщины, но мир этот так и оставался для него тайной. Как-то он признался своей подруге и сподвижнице, Мари Бонапарт: «Великим вопросом, на который никогда не было дано ответа и на который я все еще не могу ответить, несмотря на тридцатилетнее исследование женской души, является вопрос: “Чего хочет женщина?”». Каково оно, женское желание?

Принцесса греческая Мари Бонапарт, с которой Зигмунд Фрейд делится этим безответным вопросом, открыла для себя психоанализ в 1924 году. В следующем году она отправилась из Парижа в Вену, чтобы пройти анализ у Фрейда. Она стала не только горячей сторонницей психоанализа, но и его послом во Франции. В 1926 году во многом благодаря ее активности было создано Психоаналитической общество Парижа. Мари Бонапарт переводила Фрейда на французский язык, сама занималась клинической практикой и исследовательской работой. Самое знаменитое ее исследование посвящено творчеству Эдгара Аллана По. Фрейд одарил ее одним из тех колец, что носили члены «Тайного комитета». Еще одно такое кольцо было отдано Лу Андреас-Саломе.

Лу Андреас-Саломе подружилась с Зигмундом Фрейдом задолго до Мари Бонапарт. С этой прославленной «роковой женщиной», сводившей с ума от любви

Ницше, Рильке и многих других мужчин, Фрейд познакомился в 1911 году на конгрессе в Веймаре, а в октябре 1912 года она, как новый член семьи, на полгода поселилась в одной из комнат на Берггассе, 19. Лу Саломе родилась в 1861 году в Санкт-Петербурге, затем уехала в Европу. Она занималась философией, литературой, затем увлеклась психоанализом. Она стала «поэтом психоанализа», как назвал ее «прозаик психоанализа» Фрейд. Зигмунд и Лу переписывались более 25 лет, с 1912 по 1936 год. Работы Лу-Андреас Саломе по нарциссизму и женской сексуальности внесли необычайно важный вклад в развитие психоаналитической мысли.

В жизни Фрейда было много сторонниц и соратниц с яркими идеями, повлиявшими на ход развития всего психоанализа. Помимо Мари Бонапарт и Лу Андреас-Саломе, это, конечно же, сестра Марты Минна, а также Дороти Берлингем, которая сопровождала его в эмиграции и жила в семье Фрейдов в Лондоне. Это и Жанна Лампл де Гроот, и Рут Мак-Брюнсвик, и Мюриэл Гардинер, и Хелен Дейч. Хелен Дейч прошла анализ у Зигмунда Фрейда и Карла Абрахама. Она возглавляла Психоаналитический институт в Вене с 1924 по 1935 гг., пока не была вынуждена уехать в Соединенные Штаты Америки. Хелен Дейч прославилась своими глубокими исследованиями женственности, женской души, женской сексуальности. Ее книга «Психология женщин» оказала огромное влияние на Симону де Бовуар, считающуюся одной из ключевых фигур в истории феминистской мысли.

С загадкой женского Фрейд сталкивается на заре своей психоаналитической деятельности — в случае Доры. 14 октября 1900 года Зигмунд Фрейд пишет своему другу Вильгельму Флиссу, что у него появилась новая пациентка, восемнадцатилетняя девушка, случай которой легко открывается благодаря имеющейся у него коллекции отмычек. Фрейд еще не знает, насколько он ошибается на счет этой самой коллекции. Ида Бауэр (так звали Дору за пределами психоанализа) ему вскоре покажет, что отмычки его никуда не годятся, что он очень даже заблуждается на счет женского желания. После одиннадцати недель анализа Ида Бауэр заявляет о том, что приняла решение с Фрейдом расстаться. По словам Аппиньянези и Форрестера, она «стала символом характерного типажа XIX века, истерической женщины, символом невысказанного бунта против мужской власти над женскими телами и языком женщин».

Дора заявляет, что походит к Фрейду две недели, до нового, 1900-го года, а дальше — всё. Хватит! Пусть подыскивает себе новую пациентку! Этим жестом Дора показывает Фрейду, что ключ к разгадке — у гувернантки: она продемонстрировала это, обращаясь с ним как с гувернанткой, в чьих услугах больше не нуждаются. Две недели на поиск новой работы! Задним числом Фрейд понимает: в переносе он — гувернантка. Это понимание дорогого стоит.

Увольнение становится для психоаналитика по-настоящему хорошим уроком. Во-первых, Фрейд понимает, что никаких универсальных отмычек не существует, что каждый случай уникален, и заранее заготовленных ключей, инструментов, технических приемов быть попросту не может. Во-вторых, благодаря Доре начинает он осознавать, что его мужское понимание женского желания в рамках простой эдипальной схемы далеко не всегда уместно. Обычно Фрейда упрекают в том, что он не распознал гомосексуальное желание этой девушки, однако, в посвященном Доре «Фрагменте анализа истерии» он сам об этом желании пишет совершенно определенно. Проблема отнюдь не в том, что Фрейд чего-то не увидел. Проблема — в самом переносе, в том месте, которое Фрейду предложила занять Дора, причем предложила, уходя. Фрейд говорит о том, что ключ к пониманию женской души — в ее сексуальности, но сам при этом смущен эротическими разговорами. Не хочет он быть ни гувернанткой, ни госпожой К., в задушевных беседах с которыми царил Эрос.

Интересно, что у Доры чуть ли не один-единственный явный истерический симптом — потеря голоса, афония. По словам Лакана, эта девушка теряет дар речи, «как только сталкивается со своим объектом любви, который совершенно определенно связан с особой эротизацией оральной функции, изъятой из своего обычного употребления». Дора теряет голос, стоит ей приблизиться к объекту желания.

Ирония заключается в том, что ключ к эротической жизни Доры лежит в загадке ее сексуальных познаний, в тайне эротических разговоров, то есть как раз там,

где Фрейд, как ему кажется, чувствует себя как дома. Остается предположить, что его сексуальные разговоры были строго научными, противоположными волнующим секретным беседам Доры с женщинами, с гувернантками, с госпожой К., которых она любила именно за то, что они служили источниками эротического знания. Как сказал бы в таком случае Лакан: «Если перенос — это любовь, то это — любовь к знанию».

Сексуальные познания Доры были изначально эротизированы, в противном случае они не были бы познаниями, и Фрейд, увы, принимал самые строгие меры, чтобы отвратить эротизацию своего знания. Его научные познания исключали те удовольствия, которые, как он впоследствии понял, являлись жизненно важными для девушки. Итак, можно предположить, что Фрейда испугала оральная эротика беседы и он построил защитной сооружение в форме отчуждающего научного дискурса (он позволяет себе говорить с Дорой о сексуальности «по праву гинеколога»). Впрочем, если бы Фрейд пошел в переносе Доре навстречу и занял бы позицию гувернантки или госпожи К., его подстерегала бы другая опасность: его клиническая работа превратилась бы в подобие лесбийских оральных отношений, приносящих пациентке наслаждение.

Кем мог стать Фрейд для Доры? Он мог играть в переносе две роли, и обе — женские. Он мог быть возвышенным объектом любви, госпожой К., чуть ли не Мадонной, а мог — соблазненным и брошенным объектом любви, гувернанткой, той самой гувернанткой, которая работала в доме К. и была ближайшей тайной подругой Доры. Фрейд, увы, истолковывает ее слова, ее симптомы, ее сновидения как мужчина, уверенный в том, что юная девушка должна любить мужчин — отца, его друга господина К. , психоаналитика, наконец. Фрейд признает, что у Доры особенная связь с женщинами, но не решается вывести эту связь на передний план, не решается прекратить возведение научной стены языка.

Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы читать лучшие материалы платформы и быть в курсе всего, что происходит на сигме.

Молодой доктор Фрейд. Перспективы: Женщины


Фрейд и Марта
(Лондонский музей Фрейда)
Взгляды Фрейда на женщин коренились в культуре, в которой существовали огромные предубеждения относительно способностей женщин. Их сексуальность сбивала его с толку. Позже Фрейд сказал, что женщины в значительной степени были «темным континентом». «Чего хочет женщина?» он спросил. Он так и не нашел удовлетворительного ответа.

ЧЕЛОВЕК: [Фрейд] считал, что женщины в конечном счете ограничены своей биологией. Это заставило его сосредоточиться на присущих женщинам ограничениях. Он видел их роль в деторождении, которое требовало так много времени и внимания, [и] он рассматривал половое развитие женщин как прерванное развитие, основанное на обнаружении того, что у них нет пенисов, и, следовательно, что они были сбиты с курса на всю оставшуюся жизнь. .

ГЕЙ: Его понимание женщин было общеизвестно неадекватным, но, когда он вышел на сцену, он сделал большие шаги за пределы того, что понимали о женщинах. Во времена Фрейда было очень необычно даже признать наличие у женщин сексуального влечения, не говоря уже о том, что подавление их сексуального влечения могло вызвать у них истерику.

Фрейд требовал абсолютной верности и преданности от своей будущей жены Марты в течение их пятилетней помолвки. Он считал, что его работа — командовать, а она — подчиняться.

ГЕЙ: Он очень ревнивый, и он предупреждает ее, чтобы она не каталась с таким-то и таким-то, и она не должна встречаться с кем-то еще. Кто здесь главный, это очевидно с самого начала. Возможно, одна из вещей, которая привлекала его и удерживала его, заключалась в том, что она была готова пойти с ней.

Поженившись, Фрейд и Марта создали дом, который был образцом комфорта и порядка. Фрейд занимался своей работой; Марта взяла на себя роль матери и hausfrau, или домохозяйки:

ОРЕЛ: Это была самая обычная жизнь профессионала, и его жена и семья Марта очень терпимо относилась к мысли, что он работал допоздна. Она заботилась о детях. и он сделал работу, и все. Ее роль заключалась в том, чтобы поддерживать домашнее хозяйство и делать все возможное.

СОФИ ФРЕЙД: Она была очень хорошей хозяйкой, очень бережливой. А отец говорил, что его мать скорее отравит весь дом, чем выкинет еду.

Через 11 лет брак Фрейда стал во многом делом привычки. Фрейд и Марта отдалялись друг от друга, их сексуальная жизнь, как признался Фрейд другу, печально угасала. Они разделяли преданность детям, но Марта, обремененная домашними обязанностями, мало интересовалась работой мужа.

«Что касается психоанализа, — писала его дочь, — моя мать никогда не сотрудничала. Моя мать верила в моего отца, а не в психоанализ».

ГЕЙ: Она считала психоанализ довольно грязным занятием, связанным со всякими ужасными вещами. Он написал эти странные книги. Я даже не думаю, что она когда-либо читала их.

ГЕЙ: Она была очень яркой женщиной и очень занятой, но не заинтересованной в прогрессивном воспитании детей, не заинтересованной в освобождении женщин, очень консервативной.

Сексуальность не была темой для обсуждения Марты, даже если бы Фрейд смог расспросить ее об этом. Взгляд Фрейда на женщин никогда не выходил за рамки того времени, в котором он жил, хотя он не боялся утверждать, что женщинами, как и мужчинами, движет сексуальная страсть.

Фрейд | Психологическая история женщин

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Фрейд и его мать Амалия

Зигмунд Фрейд, несомненно, является самой известной фигурой в истории психологии. Его теории изменили область психологии и остаются влиятельными даже сегодня. Его многочисленные теории о человеческой сексуальности также помогли сформировать сексологию как дисциплину, особенно его этапы психосексуального развития, посредством которых младенцы и дети пытаются удовлетворить свое либидо. Несмотря на его многочисленные важные и влиятельные вклады в психологию, его теории вызывают много критики. Одним из основных критических замечаний являются его взгляды на женщин или, точнее, огромный пробел в его теориях о женщинах.

В своих ранних теориях Фрейд просто распространил свои взгляды на мужскую сексуальность на женщин, рассматривая женщин просто как мужчин без пенисов (Cohler & Galatzer-Levy, 2008). Его мужской взгляд на сексуальность понятен, но, тем не менее, проблематичен, поскольку он маргинализирует женскую сексуальность. Женская сексуальность, согласно теории раннего Фрейда, точно такая же, как и мужская сексуальность вплоть до фаллической стадии психосексуального развития; однако, поскольку у женщин нет пениса, они испытывают зависть к пенису, то есть ревность маленьких девочек к мальчикам и обиду на своих матерей (которых они обвиняют в отсутствии пениса).

Хотя Фрейд не предлагал «комплекс Электры», из его теорий можно сделать вывод, что маленькие девочки переключают свои привязанности с матери на отца в попытке «обрести» пенис. Однако, будучи женщинами, они не могут идентифицировать себя со своим отцом, и когда они понимают, что не могут «обрести» пенис, вместо этого стремятся иметь детей (Denmark & ​​Paludi, 2008).

Фрейд и его дочь Анна

Как и ранние сексологи, Фрейд считал, что женщины сексуально пассивны и занимаются сексом только потому, что хотят иметь детей. Поскольку у них нет полового члена, девочки начинают считать, что потеряли его, и в конечном итоге стремятся иметь детей мужского пола в попытке «обрести» пенис. Зависть к пенису у женщин — это проблема, которую, по мнению Фрейда, никогда нельзя будет полностью решить, тем самым обрекая всех женщин на недоразвитое супер-эго, подразумевая, что женщины всегда будут морально ниже мужчин, способных иметь полностью развитое супер-эго (Schultz & Schultz, 2009).). Для человека, чьи теории сосредоточены на сексе, Фрейд, казалось, удовлетворился намеренным игнорированием женской сексуальности и того, чем она может отличаться от мужской сексуальности.

Карен Хорни, психоаналитик, порвавший с теорией Фрейда, раскритиковал его работу, особенно его теорию зависти к пенису. Фрейд никогда прямо не отвечал на критику Хорни, хотя называл ее «способной, но злонамеренной» и писал о женщинах-психоаналитиках: «Мы не очень удивимся, если женщина-аналитик, которая не была достаточно убеждена в силе своего желания для полового члена, также не придает должного значения этому фактору у своих пациентов» (Schultz & Schultz, 2009).).

Взгляды Фрейда на женщин и женскую сексуальность были явно фаллически центрированы, что делало его исследование женской сексуальности крайне ограниченным (Cohler & Galatzer-Levy, 2008). Интересно отметить, что, несмотря на работу как с пациентками, так и с психоаналитиками, в том числе с его дочерью Анной, теории Фрейда о женской сексуальности оставались ограниченными и ориентированными на мужчин. Он также стал жертвой всеобщего сексизма того времени, написав, что только у мужчин «половая жизнь… доступна для исследования, тогда как у женщин она окутана непроницаемой тьмой, отчасти вследствие культурной отсталости, отчасти из-за обычная сдержанность и нечестность женщин» (Фрейд, 19 лет).

05). Подобный отказ от женщин и их сексуальности кажется проблематичным не только потому, что он лечил многих пациентов женского пола, но и потому, что его теории до сих пор широко распространены, продолжая оказывать влияние как на психологов, так и на сексологов (Jayne, 1984).

Кайли МакФатридж
Ссылки

Колер, Б.Дж. и Галатцер-Леви, Р.М. (2008). Фрейд, Анна и проблема женской сексуальности. Психоаналитическое исследование, 28 , 3-26.

Дания, Ф. и Палуди, Массачусетс (2008 г.). Психология женщин: справочник по вопросам и теориям

(2-е изд.). Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praegar.

Фрейд, С. (1905). Три эссе по теории сексуальности. Получено с http://www.gutenberg.org/files/14969/14969-h/14969-h.htm.

Джейн, К. (1984). Фрейд, Графенберг и заброшенная вагина: мысли об историческом упущении в сексологии. Журнал сексуальных исследований, 20 (2), 212–215.

Шульц, Д. П. и Шульц, С. Э. (2009 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *