Фрейд вытеснение: Страница не найдена | Психоанализ

Содержание

Вытеснение в психоанализе — Психологос

​Вытеснение (в психоанализе) – процесс отстранения от сознания и удержания вне его психических содержаний, один из механизмов защиты человека от конфликтов, разыгрывающихся в глубинах его психики.

Основу психоанализа составляло несколько идей и концепций о природе и функционировании психики человека, в числе которых важное место занимало представление о вытеснении. По этому поводу З. Фрейд писал, что «теория вытеснения является как краеугольным камнем, на котором зиждется здание психоанализа, так и важнейшей частью последнего».

В работе «К истории психоаналитического движения» (1914) З. Фрейд подчеркивал, что к теории вытеснения пришел самостоятельно и долгие годы считал ее оригинальной, пока венский психоаналитик О. Ранк не обратил его внимание на труд немецкого философа А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1819), в котором содержалась идея о сопротивлении восприятию болезненного состояния, что совпадало с психоаналитическим пониманием вытеснения.

Не исключено, что знакомство З. Фрейда с трудом А. Шопенгауэра, на который он ссылался в своей работе «Толкование сновидений» (1900), послужило толчком к выдвижению им концепции вытеснения. Не исключено и то, что представление о вытеснении он мог почерпнуть также из учебника по эмпирической психологии Г. Линдера, представлявшего собой обобщенное изложение основных идей И. Гербарта, который сформулировал положение, согласно которому многое из того, что находится в сознании, «вытесняется из него» (известно, что во время последнего года обучения в гимназии он пользовался учебником Г. Линдера).

Представления З. Фрейда о вытеснении действительно легли в основу психоанализа. Так, в опубликованной совместно с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) он высказал мысль о том, что нерасположенная со стороны Я какая-то психическая сила первоначально «вытесняет патогенное представление из ассоциации», а впоследствии «препятствует его возвращению в воспоминание». В «Толковании сновидений» он развил эту мысль: основным условием вытеснения («оттеснения») является наличие детского комплекса; процесс вытеснения касается сексуальных желаний человека из периода детства; вытеснению легче подвергается воспоминание, а не восприятие; вначале вытеснение целесообразно, но в конце концов оно превращается «в пагубный отказ от психического господства».

У З. Фрейда не было однозначного определения вытеснения. Во всяком случае в различных своих работах под вытеснением он понимал: процесс, благодаря которому психический акт, способный быть осознанным, делается бессознательным; возвращение на более раннюю и глубинную ступень развития психического акта; патогенный процесс, проявляющийся в виде сопротивления; разновидность забывания, при котором память «просыпается» с большим трудом; одно из защитных приспособлений личности. Таким образом, в классическом психоанализе вытеснение обнаруживало сходство с такими явлениями, как регрессия, сопротивление, защитный механизм. Другое дело, что наряду с признанием сходства З. Фрейд в то же время отмечал и различия между ними.

В частности, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он подчеркивал, что хотя вытеснение подпадает под понятие «регрессия» (возвращение от более высокой ступени развития к более низкой), тем не менее вытеснение является топически-динамическим понятием, а регрессия – чисто описательным. В отличие от регрессии вытеснение имеет дело с пространственными отношениями, включающими в себя динамику психических процессов. Вытеснение – это тот процесс, который «прежде всего свойственен неврозу и лучше всего его характеризует». Без вытеснения регрессия либидо (сексуальной энергии) не приводит к неврозу, а выливается в перверсию (извращение).

При рассмотрении вытеснения З. Фрейд поставил вопрос о его силах, мотивах и условиях осуществления. Ответ на этот вопрос сводился к следующему: под воздействием внешних обстоятельств и внутренних побуждений у человека возникает желание, несовместимое с его этическими и эстетическими взглядами; столкновение желания с противостоящими ему нормами поведения приводит к внутрипсихическому конфликту; разрешение конфликта, прекращение борьбы осуществляются благодаря тому, что представление, которое возникло в сознании человека как носитель несовместимого желания, подвергается вытеснению в бессознательное; представление и относящееся к нему воспоминание устраняются из сознания и забываются.

Согласно З. Фрейду, вытесняющие силы служат этическим и эстетическим требованиям человека, возникающим у него в процессе воспитания. То неудовольствие, которое он испытывает при невозможности реализации несовместимого желания, устраняется путем вытеснения. Мотивом вытеснения является несовместимость соответствующего представления человека с его Я. Вытеснение выступает в качестве психического механизма защиты. В то же время оно порождает невротический симптом, который является заместителем того, чему помешало вытеснение. В конечном счете вытеснение оказывается предпосылкой образования невроза.

Для иллюстрации процесса вытеснения можно воспользоваться сравнением, использованным З. Фрейдом при чтении им лекций по психоанализу в университете Кларка (США) в 1909 году. В аудитории, где читается лекция, находится человек, который нарушает тишину и отвлекает внимание лектора своим смехом, болтовней, топотом ног. Лектор объявляет, что в таких условиях он не может продолжать чтение лекции. Несколько сильных мужчин из числа слушателей берут на себя функцию наведения порядка и после кратковременной борьбы выставляют нарушителя тишины за дверь. После того как нарушитель порядка оказался «вытеснен», лектор может продолжить свою работу. Для того, чтобы нарушение порядка не повторилось, если выставленный из аудитории попытается вновь проникнуть на лекцию, совершившие вытеснение мужчины садятся около двери и берут на себя роль охранников (сопротивление). Если использовать язык психологии и назвать место в аудитории сознанием, а за дверью – бессознательным, то это и будет изображением процесса вытеснения.

Исследование и лечение невротических расстройств привело З. Фрейда к убеждению, что невротикам не удается полное вытеснение представления, связанного с несовместимым желанием. Это представление устраняется из сознания и из памяти, но оно продолжает жить в бессознательном, при первой возможности активизируется и посылает от себя в сознание искаженного заместителя. К замещающему представлению присоединяются неприятные чувства, от которых, казалось бы, человек избавился благодаря вытеснению.

Таким замещающим представлением оказывается невротический симптом, в результате чего вместо предшествующего кратковременного конфликта наступает длительное страдание. Как замечал З. Фрейд в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938), пробуждаемое под действием нового повода ранее вытесненное представление способствует интенсификации подавленного влечения человека, а поскольку «путь к нормальному удовлетворению для него закрыт тем, что можно назвать вытеснительным шрамом, то оно прокладывает себе где-то в слабом месте другой путь к так называемому эрзац-удовлетворению, дающему о себе знать теперь в качестве симптома, без согласия, но также и без понимания со стороны Я».

Для выздоровления невротика необходимо, чтобы симптом был переведен в вытесненное представление по тем же самым путям, каким совершалось вытеснение из сознания в бессознательное. Если благодаря преодолению сопротивлений удается перевести вытесненное опять в сознание, тогда внутрипсихический конфликт, который больной хотел избежать, под руководством аналитика может получить лучший выход, чем он получил ранее с помощью вытеснения.

В этом отношении вытеснение рассматривалось З. Фрейдом в качестве попытки человека «к бегству в болезнь», а психоаналитическая терапия – как «хороший заместитель безуспешного вытеснения».

Иллюстрацией аналитической работы может служить то же самое сравнение, которое было использовано З. Фрейдом при чтении лекций в университете Кларка. Так, несмотря на вытеснение, изгнание нарушителя тишины из аудитории и установление стража перед дверью не дает полной гарантии того, что все будет в порядке. Насильственно выставленный из аудитории и обиженный человек своими криками и стуками кулаками в дверь может производить в коридоре такой шум, что это будет в еще большей степени мешать чтению лекции, чем его предшествующее неприличное поведение. Оказалось, что вытеснение не привело к ожидаемому результату. Тогда организатор лекции берет на себя роль посредника и восстанавливает порядок. Он ведет переговоры с нарушителем тишины и обращается к аудитории с предложением вновь допустить его на лекцию, причем дает слово, что последний будет вести себя подобающим образом.

Полагаясь на авторитет организатора лекции, слушатели соглашаются прекратить вытеснение, нарушитель порядка возвращается в аудиторию, снова наступает мир и тишина, в результате чего создаются необходимые условия для нормальной лекторской работы. Подобное сравнение служит подходящим для той задачи, которая, по мнению З. Фрейда, «выпадает на долю врача при психоаналитической терапии неврозов».

По мере становления и развития психоанализа З. Фрейд вносил различные уточнения в понимание вытеснения. На подступах к психоанализу он предпочитал говорить скорее о защите, нежели о вытеснении, что нашло свое отражение, в частности, в его статье «Защитные невропсихозы» (1894). В дальнейшем он сместил акцент исследования в плоскость выдвижения теории вытеснения, в соответствии с которой: вытесненное остается дееспособным; можно ожидать возвращение вытесненного, особенно в том случае, если к вытесненному впечатлению присоединяются эротические чувства человека; за первым актом вытеснения следует длительный процесс, когда борьба против влечения находит свое продолжение в борьбе с симптомом; при терапевтическом вмешательстве появляется сопротивление, действующее в защиту вытеснения. Так, в статье «Вытеснение» (1915) З. Фрейд выдвинул идею о «первичном вытеснении», «вытеснении в последействии» («проталкивание вслед», «послевытеснение») и «возвращении вытесненного» в форме невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий.

Позднее основатель психоанализа вновь возвратился к понятию «защита» с целью установления соотношений между защитными механизмами и вытеснением. В частности, в работе «Торможение, симптом и страх» (1926) он подчеркнул, что имеются все основания для того, чтобы снова воспользоваться старым понятием «защита» (в русскоязычных изданиях этой работы, переведенной под названием «Страх», вместо понятия «защита» использован термин «отражение») и включить в него вытеснение как «один специальный случай». Наряду с этим уточнением он выделил пять видов сопротивления (три, исходящих из Я, одно – из Оно, и одно – из Сверх-Я), среди которых «сопротивление вытеснения» относилось к одному из видов сопротивлений Я.

В последних своих работах, например в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), З. Фрейд еще раз обратил внимание на проблему вытеснения и отметил, что «все вытеснения происходят в раннем детстве», являя собой «примитивные защитные меры незрелого, слабого Я». В последующие периоды развития человека новые вытеснения не возникают, а сохраняются старые, к услугам которых и прибегает Я, стремящееся совладать со своими влечениями. Новые конфликты разрешаются посредством «послевытеснения». Подлинным же достижением аналитической терапии служит «последующая корректировка первоначального процесса вытеснения». Другое дело, что, как замечал З. Фрейд, терапевтическое намерение заменить предшествующие, приведшие к возникновению невроза вытеснения пациента, надежными силами Я «осуществляются не всегда в полном объеме».

Высказанное З. Фрейдом в работе «Торможение, симптом и страх» соображение о том, что вытеснение представляет собой один из видов защиты, послужило толчком к раскрытию механизмов защиты Я со стороны других психоаналитиков. Дочь основателя психоанализа А. Фрейд (1895–1982) опубликовала книгу «Психология Я и защитные механизмы» (1936), в которой наряду с вытеснением выделила еще девять механизмов защиты, включая регрессию, проекцию, интроекцию и другие. Последующие психоаналитики стали уделять особое внимание механизмам защиты. Что касается З. Фрейда, то в работе «Конечный и бесконечный анализ» он подчеркнул: у него никогда не было сомнений в том, что «вытеснение – не единственный метод, которым располагает Я в своих целях», но оно является чем-то «совершенно особенным, более резко отличающимся от остальных механизмов, чем те различаются между собой». Суть же аналитической терапии остается неизменной, так как терапевтический эффект, по словам З. Фрейда, связан с осознанием вытесненного в Оно (бессознательном), причем вытесненное понимается в самом широком смысле.

При рассмотрении психоаналитического понимания вытеснения необходимо иметь в виду, что трактовка его З. Фрейдом уточнялась по мере того, как происходило развитие психоанализа. Это касалось не только соотношения между защитой и вытеснением, но и движущих сил, приводящих в движение процесс вытеснения. После того, как основатель психоанализа осуществил структурное деление психики на Оно, Я и Сверх-Я, перед ним встал вопрос о том, с какой психической инстанцией следует соотносить вытеснение. Отвечая на этот вопрос, он пришел к выводу, что вытеснение является делом Сверх-Я, которое «проводит вытеснение или само, или по его заданию это делает послушное ему Я». Данный вывод был сделан им в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933), в котором содержались различные дополнения к предшествующим его взглядам, включая понимание сновидений, страха, составных частей психики.

по работе Фрейда «Вытеснение»

Логика размещения вытеснения: между бегством и осуждением.

Состояние, которое Фрейд назвал “вытеснение” есть лишение влечений активности , размещение стремлений, прердставлений под защиты бессознательного.

Убежать от того, что разворачивается на сцене психической реальности в определенные моменты жизни — желание любого субъекта, но от себя убежать мы не можем. Собою мы называем инстанцию “Я”, которая и образует промежуточный вариант спасения от мыслей — вытеснение.

Ведь только так она может избежать во-первых осуждения импульсов влечения со стороны разумной своей части и во-вторых бегства, которое, как мы знаем, возможно только в отношении внешних раздражителей.

Сущность вытеснения и условия его возникновения. Удовлетворение влечений и значение мотива неудовольствия.

Для чего вообще необходим третий вариант между бежать или объяснять ? Зачем психике механизм вытеснения? Защититься от неприятных чувств. Вместо наслаждения при удовлетворении влечений может возникнуть боль и повлиять на нее мы можем в том числе отвлекаясь психически.

Сущность вытеснения, таким образом, сводится к отдалению определенного содержания душевной деятельности, представлений от сознания. Или как еще мы можем сказать — вытеснение возможно только в случае когда речь идет о расщепленном субьекте, когда уже имеет место сознательная и бессознательная душевная жизнь.

Как можно дальше мы стремимся отодвинуть то, что по каким-то причинам приносит нам неприятные состояния, неудовольствие. Этот мотив является наиболее сильным в сравнении с предвкушением удовлетворения влечений. То есть вытеснение становится наиболее вероятным в случае, если личность подвержена неудовольствию в своих мотивах, нежели имея предпосылки к удовлетворению влечений. Бессознательно разумеется.

Фазы вытеснения: первовытеснение и послевытеснение. Отношения между вытесненным и психическими системами.

Фрейд предполагал две фазы вытеснения, во время первой представление не допускается до сознания и при этом остается без изменений вместе со связанным с ним влечением, вторая фаза относится к представлениям и мыслям производным и проявившимся в ходе возникших ассоциаций. Последовательность процессов при этом отсутствует, временной логики нет.

“…я могу выпроводить неприятного гостя из моей гостиной или из моей передней или, узнав его, вообще не впустить его через порог моей квартиры. Нужно только прибавить, что я должен поставить у дверей сторожа, чтобы он беспрерывно охранял закрытую для гостя дверь, потому что в противном случае выгнанный мог бы ее отпереть.” Этой метафорой Фрейд показывает нам идею того, что вытеснение постоянно активно своим движением в направлении к сознанию и соответственно существует противоположное напряжение, чтобы сдерживать образовавшийся напор.

То есть процесс вытеснения нарушается только относительно одной психической системы, сознания. В бессознательном же вытесненные представления могут образовывать производные и строить ассоциации оставаясь скрытыми от субьекта.

Представление, сумма аффекта и их различные судьбы в процессе вытеснения.

Судьбы представлений и аффектов в процессе вытеснения связаны с экономической составляющей. Количество энергии необходимое на удержание представлений и аффектов влечений в бессознательном или отдаление от него увеличивается и уменьшается соответственно.

Говоря об аффектах Фрейд говорит о превращении их из энергии влечения и путь у этой энергии не равен пути представления. Влечение может быть подавлено, проявиться как аффект или превратиться в страх, представление же при вытеснении идет одной дорогой — исчезает из сознания.

Возврат вытесненного. Образование симптомов и замещающее образование.

Признаками возвращения вытесненного являются нам замещающие образования и симптомы, сначала исследованию подвергаются они и уже после само вытеснение. То есть нас интересует неудавшееся вытеснение порождающее неприятные ощущения и страх, если же оно удалось, мы о нем никогда не узнаем.

На примерах трех психоневрозов: истерии страха, конверсионной истерии и невроза навязчивости, Фрейд распаковывает механизмы вытеснения, замещающих образований и образований симптомов.

В первом случае влечение вытесняется из сознания, замещающее образование представления сдвигается и аффект превращается в страх, образуется фобия. Во втором примере содержание представления связанного с влечением также полностью вытесняется из сознания , но здесь присутствует возможность полного исчезновения аффекта, в качестве замещающего образования и симптома одновременно слишком сильные соматические проявления. Третий же вариант показывает иной исход вытеснения в силу амбивалентности характера влечений, сначала представления связанные с влечением вытесняются и аффект исчезает, однако позже вытесненное возвращается в сознание и таким образом имеет место бесконечная борьба.

«…психоаналитический опыт работы с неврозами переноса заставляет нас сделать вывод, что вытеснение — это не некий существующий изначально защитный механизм, что оно может возникнуть не раньше, чем произойдёт чёткое разделение на сознательную и бессознательную душевную деятельность…».

То есть субьект прежде чем иметь способность вытеснить содержание какого- либо представления должен быть расщеплен. Что-то в его душевной жизни уже произошло отчего ему стал известен эффект неудовольствия. В таком случае душевный аппарат субекта будет способен разделять содержание поступающих представлений на те что можно допустить до сознательной части и те, что подвергнутся вытеснению.

«Репрезентация влечения развивается беспрепятственно и более содержательно, если благодаря вытеснению она лишена сознательного влияния. Она, так сказать, разрастается в темноте и находит крайние формы выражения, которые, если их переводят и предъявляют невротику, не только кажутся ему чуждыми, но и пугают его мистификацией необычайной и опасной силы влечения. Эта обманчивая сила влечения есть результат его свободного проявления в фантазии и запруживания из–за отсутствия удовлетворения. То, что этот последний результат связан с вытеснением, указывает на то, в чём нам нужно искать его истинное значение».

Вытеснение есть нарушение связи вытесненного с сознанием, только с этой психической системой. И даже в случае если субъект с неврозом навязчивости имеет представление о том что нечто произошло, тем не менее он не сознает что именно имело место быть. Он находится в вечной борьбе амбивалентности своих влечений.

«Процесс вытеснения нельзя представлять себе как некое однократное явление со стойким эффектом, подобно тому, как умерщвляют нечто живое, которое отныне становится мёртвым; напротив, вытеснение требует постоянных затрат энергии, без которых его результат оказался бы поставленным под сомнение, а потому понадобился бы новый акт вытеснения».

Механизм последействия и отсутствие временной последовательности характерны для процесса вытеснения. То содержание представлений влечений которое было вытеснено единожды может быть доведено до сознания и спустя какое-то время под действием неких событий снова подвержено вытеснению. Говоря иначе, вытеснение индивидуально и подвижно.

Психоаналитическое понимание вытеснения

Свою концепцию вытеснения Фрейд изложил в целом ряде трудов. По его мнению, инстинктивный импульс подвергается изменениям в том случае, когда встречается с преградой, стремящейся делать его недееспособным. При наличии ряда условий импульс вытесняется. Позднее против импульса используется отклонение (rejection), основанное на рассуждениях, т. е. осуждение (condamnation). Вытеснение, согласно Фрейду, является предварительной фазой осуждения, нечто среднее между бегством и осуждением. Это, по существу, является самоосуждением. Мы полагаем, что концепция вытеснения не могла быть сформулирована до осуществления психоаналитических исследований. (Возникает вопрос: а что, если вместо самоосуждения имеет место самооправдание, т. е. рационализация? Является ли вытеснение предварительной фазой рационализации? Если да, то получается защитный комплекс вытеснение — рационализация).

Фрейд признает теоретическую трудность допущение возможности вытеснения. Инстинкт может подвергаться вытеснению только в том случае, если достижение его цели не приносит удовольствия, а причиняет страдание. Но такой случай трудно вообразить, поскольку удовлетворение инстинкта всегда связано с удовольствием. Поэтому должны существовать особые обстоятельства, такие процессы, которые превращают удовольствие в страдание. Вытеснение не может быть следствием усиления напряжения. как результата отсутствия удовлетворения инстинктивной потребности. Например, когда человек голоден и нет возможности удовлетворения потребности в пище, то голод все более усиливается и речи быть не может о вытеснении этого переживания.

Однако клиническая практика показывает, что возможно удовлетворение инстинкта при вытеснении. В каждом таком случае удовлетворение само по себе приятно, но несовместимо с другими потребностями и целями. Поэтому человек одновременно получает как наслаждение, так и страдание. При этом становится ясным, что условием вытеснения является доминирование элемента бегства от страданий по сравнению с удовольствием, получаемым от удовлетворения потребности. Психоаналитический опыт изучения неврозов перенесения показывает также, что вытеснение, как защитный механизм, не дано с самого начала. Оно появляется только после того, как ясно разграничиваются сознание и бессознательное, поскольку сущность вытеснения заключается просто в отклонении психического содержания и его удерживании вне сознания. Фрейд добавляет, что достижения этого уровня психического развития, с целью овладения инстинктивными импульсами, могут использовать и другие преобразования инстинктов, например превращение в свою противоположность и обращение на самого субъекта. Следует, однако, отметить спорность, во всяком случае неполноту рассуждений Фрейда, поскольку возникает закономерный вопрос: могут ли эти механизмы (превращение в свою противоположность и обращение на самого субъекта) функционировать без участия вытеснения?

Исследование невротиков показывает также, что инстинкт может усиливаться, принимая буйный характер, если, вследствие вытеснения выходит из-под контроля сознания. Он разветвляется как гриб в темноте и принимает крайние формы выражения, которые, после интерпретации и представления невротику кажутся ему чуждыми и пугают его. Эта иллюзорная сила инстинкта обусловлена его бесконтрольным развитием в фантазии и сдерживающим эффектом отсутствия реального удовлетворения. Тот факт, что это последнее обстоятельство связано с вытеснением, указывает на направление, куда мы должны смотреть для понимания подлинного значения последнего.

Однако из сферы сознания не вытесняются все дериваты первоначально вытесняемого. Если эти дериваты значительно удалены от вытесняемого образа инстинкта (вследствие наличия опосредствующих ассоциаций или благодаря процессу искажения), то они могут иметь свободный доступ в сознание. Получается впечатление, отмечает Фрейд, что сопротивление сознания этим дериватам обратно пропорционально их удаленности от первично вытесненного содержания. В ходе психоанализа от пациентов все время требуют продуцировать такие дериваты вытесненного, которые, вследствие своей удаленности или искажения могут пройти через цензуру сознания. Такими дериватами являются те ассоциации, которые образуют пациенты, начиная от сознательно направляемой мысли или критического замечания, реконструируя сознательную интерпретацию вытесненного представления инстинкта. Часто можно наблюдать, как пациент возвращается обратно по цепи ассоциации, т. е. встречается с таким процессом формирования мыслей, отношение которого с вытесненным такое интенсивное, что он вынужден повторить попытку вытеснения. Невротические симптомы также являются такими дериватами вытесненного содержания, которые получают доступ в сознание.

Фрейд признает, что нет общего правила относительно степени искажения и удаленности, необходимых для устранения сопротивления сознания. В этом отношении имеет место тонкое сбалансирование, основы которого скрыты от нас. Но можно думать, что главное в степени интенсивности катексиса (Энергетического снабжения) бессознательного, при выходе за пределы которой он будет прорываться к удовлетворению.

Поэтому, полагает Фрейд, вытеснение в каждом отдельном случае действует в высшей степени специфическим образом. Каждый отдельный дериват вытесненного может иметь свою собственную судьбу: несколько большее или несколько меньшее искажение меняет все последующее. В этой связи, полагает Фрейд (данное положении теории Фрейда является в высшей степени спорным и во многом неприемлемы), становится понятным, что те объекты, которым человек дает предпочтение (идеалы и т. п.) исходят из тех же восприятий и переживаний, как и те, которые вызывают в нем отвращение. Эти два ряда объектов первоначально отличались друг от друга лишь слабыми модификациями. В случае фетиша можно полагать, что первоначальное инстинктивное представление было расщеплено на две части, одна из них была вытеснена, а другая, именно вследствие своей тесной связи с первой, подверглась идеализации. Это очень интересная диалектическая точка зрения, и она может стать основой для плодотворного психологического анализа возникновения не только индивидуальных и групповых фетишей, но и таких социально-психологических явлений, как догматизм, ура-патриотизм и т. п. Однако этот подход все же является односторонним, поскольку при анализе явлений идеализации и фетишизма опирается только на психологию инстинктов и их превращений (при блокаде удовлетворения), но не учитывает подлинные закономерности общественной жизни в целом и механизмы групповой динамики.

Тот же результат (согласно Фрейду, исходящий из усиления или ослабления степени искажения), достигается изменением производящих удовольствие или страдание условий. По мнению Фрейда, существуют специальные психические механизмы, целью которых является осуществление таких изменений в игре психических сил, чтобы то, что обычно причиняет страдание, в данном случае производило удовольствие. Когда такой психический механизм начинает работать, то вытеснение представления инстинкта, которое обычно отталкивает, отменяется. Фрейд отмечает, что из этих механизмов подробно описана только шутка. Обычно при этом снятие вытеснения является лишь временным, оно сразу же восстанавливается.

В связи с этим возникает ряд очень важных проблем, касающихся природы остроумия, шутки и творчества. Некоторые из них Фрейд подверг рассмотрению в других своих работах, но мы здесь на них останавливаться не будем.

Вытеснение, согласно концепции Фрейда, не только изменчиво (вариабельно) и специфично, но одновременно крайне подвижно. Нельзя думать, будто процесс вытеснения является чем-то, имеющим место раз и навсегда, с перманентными результатами (как в том случае, когда живое существо убивают и с этого времени и впредь оно мертво). Наоборот, вытеснение требует постоянного расхода энергии, но если этого не делается, результаты вытеснения могут подвергаться опасности и потребуется новый акт вытеснения. Можно думать, что вытесненное оказывает непрерывное давление в сторону сознания, так что баланс можно сохранить только с помощью постоянного обратного давления. Поэтому нужен постоянный расход энергии, и с энергетической точки зрения отказ от вытеснения есть спасение и экономия. Подвижность вытеснения находит свое выражение также в психических характеристиках условия сна, когда только и возможно образование сновидений. После пробуждения катексиса вытеснения, оживившиеся в сновидениях, опять исключаются.

Сам инстинктивный импульс может быть катектирован (снабжен психической энергией) в различной степени. Поэтому его активность будет изменяться. Когда импульс активируется, начинаются все те процессы, которые приводят к проникновению в сознание дериватов инстинкта. Судьба инстинктивного импульса или судьба идей с невытесненными дериватами, зависит от их активности или катексиса. Часто можно наблюдать, что такие дериваты остаются невытесненными до тех пор, пока снабжены небольшой энергией, хотя их содержание таково, что может быть в конфликте с сознательным контролем. Но Фрейд считал, что количественный фактор имеет здесь решающее значение для этого конфликта. Как только неприемлемая идея приобретает силу, превосходящую определенный уровень, конфликт приобретает актуальность. Поэтому именно активация идеи приводит к ее вытеснению.

Это утверждение Фрейда можно понять в том смысле, что многие неприемлемые для сознания и моральных установок личности идеи могут даже осознаваться, но лишь до тех пор, пока они в недостаточной мере снабжены психической энергией и не способны порождать социально значимые действия. В этом случае не возникает актуальной необходимости их вытеснения. Отсюда следует, что человек каждый день на уровне сознания переживает множество конфликтов, осознает их, но вытеснение и другие защитные механизмы при этом не мобилизуются, поскольку он понимает, что эти конфликты носят сравнительно пассивный характер и не угрожают социальному его статусу и выполнению обычных ролей. Лишь приток большой психической энергии к одному из этих конфликтов, усиление лежащей в его основе мотивации фрустрирует личность и мобилизует ее защитные процессы.

Исходя из своих психоэнергетических соображений Фрейд заключил, что в аспекте вытеснения усиление катексиса действует так же, как и приближение к бессознательному, а уменьшение энергии — как удаление из бессознательного или как искажение. Поэтому вытекающие тенденции могут найти замену в ослаблении неприемлемых желаний и других психических содержаний.

Фрейд попытался выяснить также механизмы самого вытеснения, сформулировав этот вопрос следующим образом: существует лишь один такой механизм или их несколько, и нельзя ли каждый невроз охарактеризовать своим специфическим механизмом вытеснения? На этом пути, отмечает Фрейд, возникают осложнения. Механизм вытеснения становится доступным для изучения только тогда, когда мы выводим его наличие на основе его конечных результатов. Если ограничить наши наблюдения только результатами его действия в идеационной части представления инстинкта, то мы обнаружим, что вытеснение, как правило, порождает замещающие образования. Но каковы те механизмы возникновения этих замещающих образований? Известно, далее, что вытеснение оставляет на своем пути симптомы. Можно ли считать процессы формирования замещающих образований и формирования симптомов совпадающими, и если это возможно, то совпадает ли механизм формирования замещающих образований с механизмом вытеснения? Фрейд предполагает, что эти два механизма отличаются друг от друга, и не само вытеснение продуцирует замещающие образования и симптомы, а эти последние являются показателями возвращения вытесненного и порождаются совершенно другими процессами. Фрейд считал даже целесообразным изучить механизмы симптомообразования и образования замещающих структур до изучения вытеснения.

Путем решения всех этих проблем основатель психоанализа считал тщательный анализ результатов вытеснения, доступных для наблюдения при индивидуальных неврозах. Он полагал также, что для решения этой задачи следует иметь четкое представление о соотношениях сознания и бессознательного.

На каком уровне действуют культурные и этические представления индивида, вступающие в конфликт с его влечениями и осуществляющие вытеснение? Фрейд справедливо отметил, что нельзя думать, будто «… у личности об этих представлениях имеется только интеллектуальное знание, и что она постоянно признает за этими представлениями руководящее значение в жизни и подчиняется содержащимся в них представлениям»7. — В этом отрывке содержится важная мысль о том, что культурные и этические представления личности могут осуществлять вытеснение из сознания несовместимых с ними влечений и желаний даже оставаясь подсознательными. Вместе с тем следует признать, что эти вытесняющие силы часто осознаются, и конфликт между вытесняющими и вытесняемыми психическими образованиями протекает и переживается в сфере сознания.

Вытеснение и его удержание: о природе удержания

Наиболее ясное определение вытеснения, как уже сказано выше, З. Фрейд дал в статье «Вытеснение» (1915 г.). Здесь он определяет вытеснение как удержание психических содержаний вне сферы сознания. Прав ли Фрейд?

Мы полагаем, что в решение данного вопроса необходимо внести одно очень важное дополнение. Вытеснение и подавление — это процессы, с помощью которых определенные психические содержания (мысли, образы, переживания) выводятся из сферы сознания и становятся подсознательными. Но удержание, по нашему мнению, — это уже не процесс вытеснения. Последнее должно было иметь место для того, чтобы вступило в силу удержание. По нашему мнению, удержание вытесненного в подсознательном состоянии — это защита, охрана «ворот» сознания от попыток проникновения вытесненных психических содержаний в сферу сознания и поведения. Необходимость вторичного вытеснения возникает лишь в том случае, когда каким-то вытесненным содержаниям все-таки удается проникнуть в сферу сознания. Поэтому мы считаем, что вытеснение и удержание вытесненного в подсознательной сфере — это различные психические процессы, и они осуществляются с помощью различных способов и средств.

Следует отметить, что все названные процессы — вытеснение и подавление, удержание, проникновение вытесненного в сферу сознания и вторичное вытеснение (подавление) — все они имеют свою специфическую мотивацию, в свою очередь исходящую из различных подструктур личности и ее Я-концепции. Мы полагаем, что в дальнейшем проведение более четкого различия названных психических процессов возможно на основе следующей идеи: следует идти от процесса (механизма) к мотиву его активизации, а отсюда — к той подструктуре «Я» и его Я-концепции, которая нуждается в таком процессе и поэтому запускает соответствующие мотивационные и исполнительские процессы.

Удержание вытеснения и «семантическая защита»

А. Способы удержания вытеснения. — Мы видели, что когда «Я» вытесняет какие-либо импульсы и мысли, то этим защитная активность не завершается. Вытесненные содержания, тем более если они связаны с инстинктами, имеют сильный психический энергетический заряд и все время стремятся проникать в сферу сознания и поведения. Поэтому вытеснение можно считать успешным только в том случае, когда удается создать сильный барьер против стремящихся в сознание вытесненных психических содержаний. Согласно психоаналитическим представлениям, для удержания достигнутого состояния вытеснения создается баррикада между «Я» и влечениями «Оно»; эта баррикада состоит из защитных средств. Так психика («Я») пытается предотвратить возвращение вытесненного. Правда, одновременно действует механизм переноса вытеснения на новые объекты. Перенос, сочетаясь с вытеснением, приводит к отрицанию реальности (denial), к бегству от неприятной жизни, но для удержания вытеснения этого недостаточно. При использовании только этого механизма вытесненные чувства, мысли и действия вскоре вновь бы появились в сознании и поведении, ведь влечения продолжают существовать.

Тогда начинается процесс построения баррикад. Его простейшей формой является переход к активной неподвижности: не мыслить, не чувствовать, ничего не делать. В таких случаях подвергающийся психоанализу пациент часто сообщает об ощущениях следующего характера: «Я начинаю чувствовать, что хочу думать, а не так. как будто я не могу думать»; «Мне кажется, что моя челюсть связана проволокой».

Обычной формой репрессивной баррикады является перенос внимания на внешние стимулы, которые чем менее значимы, тем лучше. Так считают психоаналитики. Но самой обычной формой репрессивной баррикады является сосредоточение внимания и интереса на заместителей (субститутов) вытесненного.

Мы полагаем, что одна из самых типичных форм механизма подавления — в отличие от вытеснения — появляется именно в форме репрессивной баррикады. Эта идея может оказать существенную помощь попыткам дифференциации вытеснения и подавления.

Когда человек энергично вытесняет какое-то желание, мысль и т. п., он обращает свое внимание ан самые незначительные аспекты ситуации, которые выступают в роли заместителей вытесненного. Например, вытесняя свое смущение перед женщиной, молодой человек может играть пальцами с галстуком, озираться вокруг себя и говорит о незначительных вещах. Ницше рассказал об интересном случае из своей жизни: решив посетить бордель и оказавшись среди проституток, Ницше озаряется вокруг и замечает «единственно духовно близкий себе предмет — рояль», быстро подходит, берет несколько аккордов, после чего бегом покидает это учреждение.

Переносом вытесненного является также агрессивное действие служащего против своей жены после того, как его, на месте службы, подверг агрессии (фрустрировал) начальник. Но такой перенос возможен только на основе вытеснения и построения баррикады, препятствующей возвращению вытесненного в сферу сознания.

Теснейшую связь, существующую между защитой против внешних фрустраторов и защитой против внутренних фрустраторов можно продемонстрировать на основе анализа многих примеров. Внешний фрустратор вызывает импульсы, которые беспокоят человека и требуют от него исполнения защитных действий. Они становятся внутренними фрустраторами. Против внешнего фрустратора направляется та или иная разновидность агрессии, а против внутреннего — в первую очередь вытеснение, а затем и другие механизмы. Перемещение и замещение имеют место по той причине, что у человека имеются вытесненные, неисполненные желания. После того, как замещение уже имело место, оно начинает уже само служить в качестве репрессивной баррикады (если, конечно, оно не очень напоминает вытесненное).

Для удержания вытеснения часто совместно используются как отрицание реальности, так и репрессивная баррикада, построенная между «Я» и вытесненными влечениями, между подсознательным и сознанием. Эти процессы мотивированы, но в основном происходят подсознательно и непроизвольно, автоматически; автоматизм ведь означает лишь повторение уже сформировавшихся навыков. Средний человек, не обладавший развитой способностью самоанализа, не знает, какими механизмами психической защиты пользуется. Но когда ему описывают эти механизмы, он оказывается неспособным произвольно приостановить их функционирование. Процесс защиты протекает помимо воли человека. Правда, здесь остается еще проблема, требующего обсуждения: человек, по нашему мнению, может частично осознать мотивы и ход своей психологической самозащиты.

Б. Семантическая защита как следствие вытеснения. — «Семантической защитой» мы называем то явление, когда в результате вытеснения сужаются функции понимания и рассуждения. Человек становится «слепым» по отношению к определенным ценностям и идеям.

Мы полагаем, что частным выражением семантической защиты является притупление интуитивной способности, избирательная интуитивная тупость, неспособность схватывать смысл определенного класса идей, ценностей и событий, прямо или косвенно связанных с фрустрациями личности.

В результате семантической защиты человек перестает понимать других, некоторые типы их рассуждений. Мы полагаем, что в таких сложных случаях вместе с вытеснением работает также рационализация, которая, создавая защитные аргументации, блокирует понимание мыслей. касающихся тех же явлений.

Это новое направление исследований психологической самозащиты нам представляется перспективным.

Репрессии: критическая оценка и обновление статьи Фрейда 1915 года

. 2020 сен;80(3):241-258.

doi: 10.1057/s11231-020-09261-z.

Салман Ахтар 1

принадлежность

  • 1 Медицинский колледж Джефферсона, 833 Chestnut East, Suite 210-C, Philadelphia, PA, 19107, США. [email protected].
  • PMID: 32811967
  • DOI: 10.1057/с11231-020-09261-з

Салман Ахтар. Am J Психоанал. 2020 Сентябрь

. 2020 сен;80(3):241-258.

doi: 10.1057/s11231-020-09261-z.

Автор

Салман Ахтар 1

принадлежность

  • 1 Медицинский колледж Джефферсона, 833 Chestnut East, Suite 210-C, Филадельфия, Пенсильвания, 19107, США. [email protected].
  • PMID: 32811967
  • DOI: 10.1057/с11231-020-09261-з

Абстрактный

Понятие вытеснения было отодвинуто на периферию современных психоаналитических теорий. Отчасти это происходит из-за рефлексивного и неосведомленного избегания фрейдистской метапсихологии, а отчасти из-за озабоченности «примитивными» и «более глубокими» состояниями ума, точки зрения, которая предполагает, что вытеснение действует исключительно на «высшем уровне» или « невротические формы психопатологии. Тщательное изучение психоаналитической теории и клинической практики не подтверждает такого разделения. Подавление повсеместно в психической жизни. Он способствует нормальности (например, начало латентного периода), поддерживает «психопатологию повседневной жизни» (например, парапраксы), существует наряду с расщеплением при тяжелых расстройствах характера (например, пограничные пациенты «забывают» о назначенных им встречах) и, допуская модифицированное возвращение изгнанных ментальных содержаний порождает невротические симптомы, а также творческое воображение. Беря основополагающий дискурс Фрейда о вытеснении (в: Repression. Standard Edition, vol 14. Hogarth, London, pp 141-158 1915а) в качестве отправной точки эта статья разъясняет сложную, нюансированную и всепроникающую природу этой защиты. Он деконструирует унитарную концепцию вытеснения Фрейда на четыре неявные бинарности и обновляет его предложения в свете современной психоаналитической теории. В статье предлагаются четкие рекомендации по клиническому применению этих идей.

Ключевые слова: репрессии; двоичный; клиническая практика; психопатология; бессознательный.

Похожие статьи

  • Вытеснение и замещающая формация: переосмысление отношений между концепциями Фрейда.

    Цепф С. Цепф С. Psychoanal Rev. 2012 Jun; 99 (3): 397-420. doi: 10.1521/пред.2012.99.3.397. Психоанальная редакция 2012 г. PMID: 22712593

  • Фрейд с Шарко: открытие Фрейда и вопрос диагностики.

    Лепутр Т, Вилла Ф. Лепутр Т. и соавт. Int J Психоанал. 2015 г., апрель; 96 (2): 345-68. дои: 10.1111/1745-8315.12247. Epub 2014 1 ноября. Int J Психоанал. 2015. PMID: 25363538 Обзор.

  • Клинические теории Фрейда тогда и сейчас.

    Купферсмид Дж. Купферсмид Дж. Психодинская психиатрия. 2019 Весна;47(1):81-97. doi: 10.1521/pdps.2019.47.1.81. Психодинская психиатрия. 2019. PMID: 30840557

  • «После долгой паузы»: как читать Дору как историю.

    Ахбель-Раппе К. Ахбель-Рап К. J Am Psychoanal Assoc. 2009 июнь; 57 (3): 595-629. дои: 10.1177/0003065109338600. Epub 2009 15 июня. J Am Psychoanal Assoc. 2009. PMID: 19528540

  • Филогенетический аргумент в метапсихологии тревоги Фрейда.

    Писарро Обейд Ф., Де ла Фабиан Р. Писарро Обейд Ф. и др. Int J Психоанал. 2022 Октябрь; 103 (5): 806-827. дои: 10.1080/00207578.2022.2089571. Int J Психоанал. 2022. PMID: 36200360

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • О различии и «за пределами психотерапии» психоаналитического метода: ключевой вопрос свободно-ассоциативного дискурса как дерепрессивной практики.

    Барратт ББ. Баррат ББ. Am J Психоанал. 2021 март;81(1):27-50. doi: 10.1057/s11231-021-09283-1. Am J Психоанал. 2021. PMID: 33686163

  • Диссоциация против подавления: новая нейропсихоаналитическая модель психопатологии.

    Муччи К. Муччи С. Am J Психоанал. 2021 март;81(1):82-111. doi: 10.1057/s11231-021-09279-x. Am J Психоанал. 2021. PMID: 33637834

использованная литература

    1. Ахтар, С. (ред.). (1994). В поисках ответов: руководство по пониманию и лечению тяжелых расстройств личности. Нортвейл, Нью-Джерси: Джейсон Аронсон.
    1. Ахтар, С. (2007). От нементализованной ксенофобии к мессианскому садизму: некоторые размышления о феноменологии предрассудков. В книге Х. Паренса, А. Махфоуза, С. В. Твемлоу и Д. Э. Шарффа (ред.), Будущее предубеждений: психоанализ и предотвращение предубеждений (стр. 7–19).). Лэнхэм, доктор медицины: Джейсон Аронсон.
    1. Ахтар, С. (2009). Полный словарь психоанализа. Лондон: Книги Карнака.
    1. Ахтар, С. (2012). Психоаналитическое слушание: методы, ограничения и инновации. Лондон: Книги Карнака.
    1. Арлоу, Дж. (1961). Эго-психология и мифология. Журнал Американской психоаналитической ассоциации, 9, 371–393. — DOI

Типы публикаций

термины MeSH

[PDF] Фрейдистская репрессия, общепринятый взгляд и патологическая наука title={Фрейдовские репрессии, общепринятые взгляды и патологическая наука}, автор={Саймон Боуг}, journal={Обзор общей психологии}, год = {2006}, громкость = {10}, страницы = {74 — 86} }

  • С. Боаг
  • Опубликовано 1 марта 2006 г.
  • Психология
  • Обзор общей психологии

Постоянное неправильное понимание теории, ведущее к неверным применениям и выводам, указывает на неудачу в научном процессе. Это неоднократно происходило с теорией вытеснения Фрейда, краеугольным камнем психоаналитической теории. Эта статья прослеживает развитие фрейдовской теории вытеснения и сравнивает ее с «общепринятой точкой зрения» основной психологии: мотивированное забывание травмы. Фиксация на исходной и вытесненной теории Фрейда (1893–1897) игнорирует…

Взгляд на SAGE

bostonneuropsa.net

Единая теория вытеснения

Теперь стало ясно, как утверждали клиницисты, что недоступные материалы часто доступны и появляются косвенно (например, процедурно, неявно).

Реализм, самообман и логический парадокс вытеснения

  • С. Боаг
  • Психология

  • 2007

Исторически вытеснение считалось краеугольным камнем психоаналитической теории. Однако объяснение того, как эго поддерживает вытеснение, не зная вытесненного, по-видимому, создает логическое…

«Реальные процессы» и пояснительный статус вытеснения и торможения которые позволяют более пристальное внимание общественности к психодинамическим концепциям…0013

  • C. Colace, S. Boag
  • Psychology

  • 2015

Резюме Эта статья дает прямой ответ на два краеугольных камня легендарной транспозиции Хобсоном теории сновидений Фрейда, а именно на ее научную непроверяемость и ее предполагаемую эмпирическую пригодность. …

Являются ли некоторые чтения Фрейда «патологической наукой»? Комментарий к Boag (2006)

  • Р. МакНалли
  • Психология

  • 2007

Boag (2006) считает, что многие психологи неверно истолковывают фрейдовскую концепцию вытеснения как главным образом связанную с мотивированным забыванием травмы. Он характеризует постоянство этой предполагаемой ошибки как…

Клинические теории Фрейда тогда и сейчас.

Во времена Фрейда его тематические исследования свидетельствовали о том, что Эдипов комплекс и его динамическая теория вытеснения (т. е. бессознательных взаимодействий между Ид, Эго и Супер-Эго) как каузальные агенты невротических симптомов вызывали подозрения.

Существуют ли репрессии? Память, патогенез, бессознательное и клиническое свидетельство

  • Ю. Рофе
  • Психология

  • 2008

Текущий спор о существовании вытеснения в основном сосредоточен на том, помнят ли люди травму или забывают ее. Репрессия, однако, представляет собой многомерный конструкт, который помимо…

Ответ на комментарии

  • С. Боуг
  • Психология

  • 2006

метафоры отображают рассматриваемое явление. Согласно Чеширу и Тома (1991), это включает в себя «выделение области негативной аналогии», что требует уточнения соответствующих характеристик… Корни психоаналитической теории (в клинике, а не в лаборатории) и цели (глубокое понимание личности) привели к развитию теоретической точки зрения, которая опирается на…

Ghostly Embodiments of Migration: Jarmila Očkayová’s Aesthetics of Estrangement and Transnationalism in L’essenziale è invisibile agli occhi

  • Renata Redford
  • Art

  • 2017

A strange sickness haunts the protagonist of Jarmila Očkayová’s L’essenziale è invisibile agli occhi (1997). 1 Роман использует эту болезнь как центральный символический образ для кодирования отчуждения…

ПОКАЗАНЫ 1-10 ИЗ 99 ССЫЛОК

СОРТИРОВАТЬ ПОСоответствиеНаиболее влиятельные документыНедавность

Проблемы концепции репрессий и предложения по их решению.

Предполагается, что в результате первоначального взрыва тревоги возникают неврологические блокировки между нейронной регистрацией определенных образов инстинктивного удовлетворения и теми другими нейронными организациями, которые могли регистрировать появление этих образов.

Диссоциация, вытеснение и проверка реальности в контрпереносе полемика по поводу воспоминаний и ложных воспоминаний в психоаналитическом лечении взрослых, переживших сексуальное насилие в детстве

  • Дж. М. Дэвис
  • Психология

  • 1996

во время психоаналитического лечения. Он включает критику современной памяти…

Невроз и психоз

  • Беула Чемберлен Бассельман, Ф. Герти
  • Психология

  • 1965

научная экспозиция. Любое сочувствие, которое может быть у человека к этой критике, имеет тенденцию отчуждаться явным…

Травма предательства: логика забывания жестокого обращения в детстве о влиянии вытесненных или диссоциированных воспоминаний о детской травме на этиологию взрослой психопатологии и дистресса.

Реальность подавленных воспоминаний.

Увеличилось количество зарегистрированных воспоминаний о сексуальном насилии в детстве, которые якобы подавлялись в течение многих лет, и люди с недавно обнаруженными воспоминаниями предъявляют иски предполагаемым преступникам за события, которые произошли 20, 30, даже 40 или более лет назад.

Научный статус бессознательных процессов: действительно ли Фрейд мертв?

Этот массив исследований предлагает некоторые важные изменения в психоаналитическом понимании бессознательных процессов, но он также указывает на вывод о том, что повторяющиеся широкомасштабные атаки на психоанализ более несостоятельны.

Инцест, ложные обвинения в инцесте и ложное отрицание инцеста. Распознавание истины в дебатах о восстановленной памяти

  • П. Моллон
  • Психология

  • 1996

Сто лет назад Фрейд боролся с проблемой установления того, что было правдой, а что вымыслом в рассказах своих пациентов о кровосмесительном насилии. Сегодня проблема восстановленной памяти снова актуальна…

Жертвы памяти: обвинения в инцесте и разрушенные жизни

  • B. Einspruch
  • Психология

  • 1996

Inc. поддается созданию корпуса как серьезной, так и сенсационной литературы. Обвинения в воображаемых проступках и их…

Язык психоанализа

  • Ж. Б. Понталис, Ж. Лапланш, Д. Лагаш, Дональд Николсон-Смит
  • Психология

  • 1973 Это повлекло за собой множество пересмотров и изменений, которые он сам никогда не пытался жестко стандартизировать в окончательную концептуальную систему. Необходимость…

    Фрейдистская теория сновидений, причудливые сновидения и споры о маскировке и цензоре

    • С. Боуг
    • Психология

    • 2006

    Одной из конкретных областей разногласий в дискуссиях о фрейдистской теории сновидений и ее связи с нейробиологическими данными является понятие «маскировка-цензура» и ее связь со сновидением…

    Психоанализ — Репрессии

    [Определение репрессий]

    Бывает такое забвение, которое отличается трудностью, с которой память пробуждается даже сильным внешним зовом, как будто какое-то внутреннее сопротивление борется с ее оживлением. А забывание такого рода получило в психопатологии название «вытеснения»; и случай, который представил нам наш автор, кажется примером такого вытеснения. Теперь мы не знаем вообще, забывание впечатления связано с растворением его следа памяти в уме; но мы можем совершенно определенно сказать о «вытеснении», что оно не совпадает с растворением или угасанием памяти. То, что вытеснено, правда, как правило, не может проникнуть в память без дальнейших церемоний; но он сохраняет способность к эффективному действию и под влиянием какого-либо внешнего события может однажды вызвать психические последствия, которые можно рассматривать как продукты модификации забытой памяти и как производные от нее и которые остаются непонятными, если мы не придерживаемся этого взгляда на них. ( Заблуждения и сны в Gradiva Дженсена , 1907).

    Вытеснение, как вы помните, есть процесс, посредством которого совершается действие, допустимое для сознания, следовательно, относящееся к системе Pcs. бессознательное — отодвигается, следовательно, в систему Ucs. И мы в равной степени говорим о вытеснении, если бессознательному психическому акту совершенно запрещен доступ к соседней предсознательной системе и он обращен порог цензурой. ( Вводные уроки психоанализа , 1916-1917).

    • Механизм подавления

    Схематически можно описать так. В результате опыта возникает инстинктивная потребность, требующая удовлетворения. Эго отказывается от этого удовлетворение либо потому, что оно парализовано величиной спроса, либо потому, что оно признает в нем опасность. Первое из этих оснований является более первичным; оба они сводятся к предотвращению ситуация опасности. Эго парирует опасность процессом вытеснения. Инстинктивный импульс каким-то образом подавляется, его провоцирующая причина с сопутствующими восприятиями и идеями забывается.

    Это, однако это еще не конец процесса: инстинкт либо сохранил свои силы, либо вновь собирает их, либо вновь пробуждается какой-нибудь новой побудительной причиной. Вслед за этим он возобновляет свой спрос, и, поскольку путь к нормальное удовлетворение остается закрытым для него тем, что мы можем назвать шрамом вытеснения, где-то, в слабом месте, оно открывает себе другой путь к тому, что называется замещающим удовлетворением, которое выступает как симптом без молчаливого согласия эго, но также и без его понимания. Все феномены формирования симптомов можно справедливо назвать «возвращением вытесненного». Их отличительные характерной чертой, однако, является далеко идущее искажение, которому был подвергнут возвращенный материал по сравнению с оригиналом. ( Моисей и монотеизм , 1939)

    • Подавление и регрессия

    Если придать ему общий смысл — возврата от высшей к низшей ступени развития, — то и вытеснение можно подвести под понятие регрессия, ибо и ее можно охарактеризовать как возврат к более ранней и более глубокой стадии развития психического акта.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *