Эрих Фромм: гуманистическая теория личности / Видео / Армине Воронова
Эрих Фромм: гуманистическая теория личности
Эрих Фромм: гуманистическая теория личности
Эрих Фромм: гуманистическая теория личности
Экзистенциальный подход в психотерапии. Экзистенциальные потребности человека. Социальные типы характера. Продуктивный тип личности
Авторская программа «Школа разумного родительства»
Что значит быть хорошим родителем? Как избежать ошибок в воспитании? Как помогать ребенку, но при этом развивать его самостоятельность?
Кризис среднего возраста
Многие слышали про «Кризис среднего возраста» В этот период происходит переоценка ценностей. Многие сталкиваются с опустошенностью, экзистенциальным вакуумом.
Преодоление любого кризиса – это переход на новый уровень. В этом видео я расскажу, как найти новые смыслы, новые ориентиры в жизни.
Эрих Фромм: гуманистическая теория личности
Экзистенциальный подход в психотерапии. Экзистенциальные потребности человека. Социальные типы характера. Продуктивный тип личности
Гештальт-подход в психологическом консультировании
Развитие личности с точки зрения гештальт-терапии. Психологические направления, повлиявшие на развитие гештальт-терапии. Ф.Перлз о подлинности личности. Уровни невроза. Защитные механизмы. Как достичь психологической зрелости? Основные техники гештальт-подхода
Типы воспитания
Авторская программа «Школа разумного родительства»
Что значит быть хорошим родителем? Как избежать ошибок в воспитании? Как помогать ребенку, но при этом развивать его самостоятельность?
7 П – Правил родительства
Есть ли жизнь после развода?
В этом видео мы продолжим разговор про очень важную и актуальную для многих тему «Кризис семейных отношений».
Причины супружеских измен
По итогам 2018 года в России распалось 65% браков. А самая печальная цифра приходится на 2002 год, когда было зафиксировано, что 84 брака из 100 распались. Самая частая причина разводов — супружеская измена.
Программа «Тренинговые технологии для работы с группой»
Цель курса: овладение современными технологиями активного обучения взрослых для работы с различными группами (участниками развивающих и обучающих тренингов, студентов, специалистов, повышающих квалификацию профессиональной деятельности, персоналом организаций)
Страх быть отвергнутым; конформизм и нонконформизм, поиск внутренней гармонии: хочу — могу — должен. Быть собой и/или соответствовать чужим ожиданиям
Комплекс неполноценности. А.Адлер
Индивидуальная теория личности А. Адлера. Причины комплекса неполноценности. Стиль жизни как как компенсация чувства неполноценности. Типология личности по А.Адлеру
Онлайн-консультирование
Подробнее
Личность в современной культуре по Фромму. Авторитаризм
- Главная ->
- Психология личности ->
- Вопросы к экзамену
Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные детерминанты личности, как Эрих Фромм. Как представитель гуманистического направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а различные социальные системы, в свою очередь, оказывали влияние на выражение этих потребностей. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.
Теория личн. Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитич. теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологич., полит., экон., религ., культурных факторов ее формирования.
Личность, с т. з. Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Обосновывая общественно-истор. обусловленность характера и личн. чел., Фромм вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общ-ва. Фромм описывает следующие социальные типы характера:
1. Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится «быть любимым», а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.
2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой чел. агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.
3. Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внеш. мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.
4. Рыночная ориентация (обменивающая) – личн. рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его ценность определяется не его человеч. качествами, а успехом в рыночной конкуренции.
5. Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, явл. идеалом гуманистич. этики – чел. воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить.
Характер любого чел. представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться из остальных.
Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личн. чел., в его природе заложены экзистенциальные потребности, явл. важным источником активности: в установлении связей, в преодолении, в корнях, в идентичности, в тождестве с самим собой и непохожести на других, в системе взглядов и преданности.
Смысл существования чел. Фромм видит в разл. способах решения осн. проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе «Бегство от свободы» Фромм описал механизмы такого «бегства».
1. Авторитаризм – тенденция отказаться от независимости своей личн., слить свое «Я» с кем-нибудь или чем-нибудь внеш. для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.
2. Разрушительность – попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия.
3. Автоматизирующий конформизм – стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип личн., предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собств. «Я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.
Эрих Фромм – Психологические теории – article1000.com
Фромм отождествляется с социальными/психологическими теориями. Он сосредотачивается на описании способов, которыми структура и динамика конкретного общества формируют его членов так, чтобы их социальный характер соответствовал ценности этого общества.
Поскольку люди были отделены от природы и от других, они испытывают изоляцию и отчуждение. Люди могут либо объединиться с другими, научившись любить, либо обрести некоторую безопасность, подтвердив свою волю авторитарному обществу.
Люди уникальны тем, что обладают самосознанием, разумом, воображением и способностью любить и переживать одиночество и отчужденность. У людей есть пять потребностей, вытекающих из человеческого состояния:
Потребность в отношениях: активно и продуктивно любить других, что подразумевает знание, понимание, заботу, уважение и ответственность;
- Потребность в трансцендентности: подняться над животной природой, стать творческим существом;
- Потребность в укорененности: желание чувствовать связь с миром, природой и другими людьми;
- Потребность в идентичности: стремление к ощущению личной идентичности и уникальности, чтобы понять мир;
- Потребность в системе ориентации: стабильный способ осмысления мира
.
Ориентации личности
Эрих Фромм описал 6 основных личностных ориентаций: восприимчивость, эксплуатация, накопительство, маркетинг, продуктивность и некрофилия. Первые четыре являются патологическими и саморазрушительными, а пятый представляет собой положительную и открытую личность. Последний — любитель смерти, противостоящий остальным: в то время как все остальные — попытки определить и понять жизнь, некрофилия — попытки разрушить жизнь.
Рецептивная ориентация: Восприимчивый человек характеризуется сильным отсутствием творчества. Эти люди склонны ожидать желаемого и редко уверены в своих силах.
Эксплуататорская ориентация: Эксплуататорский характер манипулирует другими, чтобы добиться своего. Эти люди любят руководить и иногда презирают тех, кто, по их мнению, ниже их.0005, пока он у них работает.
Ориентация на накопительство: Характер накопителя смотрит на мир как на собственность: люди одержимы, идеи одержимы, любовь одержима. Такой человек не выносит потери этих «имуществ» и относится к ним до такой степени, что они являются их
имуществом.
Маркетинговая ориентация: Маркетинговая ориентация описывает образ мышления, при котором человек постоянно формирует себя по образу общества, чтобы соответствовать ожидаемым нормам общества. Он рассматривает людей как объекты или простые товары, которые можно покупать и продавать.
Продуктивная ориентация: Для Фромма это «человек без маски». проблема его отчуждения от природы и его познания себя.
Некрофильная ориентация: Такой человек стоит особняком от других тем, что вместо того, чтобы пытаться найти решение жизни, стремится ее разрушить. необходимо, но желательно.
Эти люди полностью ушли от проблемы разделения человеком природы и его познания самого себя.
психология Эрих Фромм, Психологические теории
Глава 5.7: Эрих Фромм — AllPsych
Эрих Фромм родился в Германии в 1900 году. Он вырос евреем в стране, полной антисемитизма. Он был свидетелем Первой мировой войны, когда был подростком, и подъема нацистской партии пятнадцать лет спустя. Его интерес к войне и политике вырос из этого опыта, и большая часть его теорий возникла в результате его желания понять, почему люди следовали за лидерами в акты разрушения.
Его первая книга и, вероятно, его самая влиятельная работа называлась «Побег от свободы» и была опубликована незадолго до начала Второй мировой войны. В нем он назвал свободу самой большой проблемой для большинства людей. Со свободой, согласно Фромму, приходит непреодолимое чувство одиночества и неспособность проявить индивидуальную силу. Он утверждал, что мы используем несколько различных техник, чтобы облегчить тревогу, связанную с нашим восприятием свободы, включая автоматизм, конформизм, авторитаризм, деструктивность и индивидуализацию.
Наиболее распространенным из них является соответствие автомата. Фромм утверждал, что с тревогой, связанной с нашей неспособностью выразить власть и нашим страхом одиночества, мы приспосабливаемся к более широкому обществу. Действуя как все, придерживаясь тех же ценностей, покупая те же продукты и веря в одни и те же нравы, мы обретаем чувство силы. Эта сила масс помогает нам не чувствовать себя одинокими и беспомощными. К сожалению, согласно Фромму, это также лишает нас индивидуальности и мешает нам по-настоящему быть собой.
Авторитаризм — это техника, которую другие используют, чтобы отогнать тревогу. Следование за сущностью, находящейся вне себя и воспринимаемой больше, чем я, является главной чертой авторитаризма. По мере того, как человек чувствует себя одиноким и бессильным, он набирается сил благодаря вере в то, что есть более великая сила, чем он сам. Этой сущностью может быть религиозный деятель, политический лидер или общественное мнение. Отдавая власть сильным, мы становимся сильными и больше не чувствуем себя одинокими. В этом смысле авторитаризм двусторонний или то, что Фромм описывает как садизм/мазохизм, когда мы подчиняемся нашему лидеру (такому, как Адольф Гитлер) и требуем власти над нашими предполагаемыми врагами (евреями).
Другие используют технику Фромма, называемую деструктивностью, которая относится к попытке уничтожить тех, кто, по нашему мнению, обладает силой. Из-за нашего стремления к власти мы можем чувствовать, что этот ограниченный ресурс должен быть отобран у тех, кто им владеет. Есть много способов попытаться это уничтожить, включая союз с группами ненависти, религиозный экстремизм или даже патриотизм.