Функции психика – —

Функции психики в психологии

Функции психики представляют собой уникальные качества, характерные для каждого определенного человека. Именно эти функции помогают индивиду адаптироваться в разных изменяющихся обстоятельствах в жизни.

Ни для кого не секрет, что каждый человек отличается своей индивидуальной психикой. А это все происходит от ее функции. На самом деле функция психики не является врожденным качеством, и на ее образование влияют многие факторы — по сути, все, что происходит в окружении человека. Именно поэтому важно понимать, что индивид становится личностью только в социуме. Так как в случае изолирования у человека развивается «синдром Маугли», и его психика и поведение уподобляются дикому животному.

Функции психики присущи только человеку, так как в ходе эволюции только он смог подняться на более высокую планку в развитии и усовершенствовать себя.

Несколько слов о главном

Психология определяет психику как нечто, выполняющее определенные функции, к примеру, отражает воздействие окружающего мира, регулирует поведение индивида и деятельность разных людей, помогает осознать свое место в окружающем мире и тому подобное.

Психика у человека представляет собой широкий спектр и состоит из 4 глобальных компонентов:

  1. Отражение.
  2. Осознание себя.
  3. Урегулирование поведения.
  4. Коммуникация.

На самом деле функции психики представляют собой сложные механизмы, которые, имея ряд особенностей, должны рассматриваться по отдельности.

Отражение реальности или окружающего мира

Для начало нужно понять, что говоря «отражение», не имеется в виду простое, механическое, некое зеркальное отражение окружения. На самом деле это весьма непростой процесс, который все время меняется и зачастую приводит человека к немалым противоречиям.

Отличительной чертой этого свойства является то, что во время психического отражения объективной реальности все внешние воздействия воспринимаются человеком через призму уже сложившегося опыта и исходя из особенностей психики. Именно эта функция «виновата» в том, что одно и то же явление в окружающем мире отражается совершенно иначе у разных индивидов. Интереснее всего, что и у одного и того же индивида одно и то же явление может отражаться по-другому, исходя из условий и времени.

Надо помнить, что отражение представляет собой правдивое отображение действительности. Вся материальная реальность, которая возникает в образах у индивида, представляет собой некое подобие снимка, копию существующего явления или же события, либо предмета. А это, в свою очередь, означает, что, несмотря на факт, что эта функция является субъективной, все равно окружающий мир не перестает отображаться в объективной реальности. Именно это и делает данную функцию уникальной и особенной.

Урегулирование поведения и деятельности человека

Есть еще одна очень интересная функция психики, которая отличается своей уникальностью, благодаря чему психика или сознание индивидуума не просто отражает окружающую действительность, помогая человеку адаптироваться в нем, но и регулирует весь сложнейший процесс создания внутренних установок, благодаря которым человек может понять, как нужно вести себя в разных случаях.

Именно эта функция дает возможность человеку осознавать мотивы необходимости поступить определенным образом, поставить перед собой цели, решать трудные задачи, совершать то или иное действие. Если бы не эти свойства, человек бы не смог вырабатывать разные методы и манипуляции для того, чтобы достигнуть результатов.

Функция психики, помогающая найти свое место в мире

Следующая, не менее интересная функция психики — это осознание своего места в окружающем мире. Благодаря этой функции человек может правильно адаптироваться и ориентироваться в объективном мире, и именно эта функция гарантирует эффективность осмысления внешнего мира и позволяет иметь адекватное отношение к нему.

Помимо этого, данная функция позволяет индивиду воспринимать самого себя как отдельную личность, которая имеет определенные персональные, социально-психологические характерные черты, благодаря которым он принадлежит к конкретному обществу и в то же время отличается от остальных. Это дает человеку возможность осознать свою уникальность, не теряться в межличностных отношениях.

Коммуникативная функция психической деятельности

И последним важным компонентом является коммуникация.

Эта функция психики разделяется на:

  • вербальную (речевую),
  • невербальную (мимику, жесты).

Именно она способствует  развитию как общества, так и каждого члена в нем. Общаясь, люди взаимодействуют и осуществляют хоть и сложную, но все же совместную деятельность, передают свой опыт, знания и, конечно же, благодаря общению формируются межличностные отношения.

psihter.ru

Психика. Определение. Функции психики

Психикой называют функцию мозга, которая заключается в выражении посредством определенных образов объективной действительности. На основе этих образов осуществляется регулирование жизнедеятельности организма. Психология, в свою очередь, занимается исследованием того свойства мозга, которое заключено в психическом отражении действительности, результатом которого является формирование образов. Они необходимы для регуляции взаимодействия организма и среды, его окружающей.

Формы психического отражения в виде образов составляют содержание психики. Образы формируются у разных людей по-разному. Во многом то или иное их проявление зависит от знаний, опыта, интересов, потребностей и прочего. Проще говоря, психика являет собой субъективное отражение существующего объективного мира. При этом субъективный характер выражения является неправильным. Объективное отражение действительности обеспечивается посредством проверки личной и общественно-исторической практики.

Психика есть и у животного, и у человека. У последнего, однако, она обозначается и понятием «сознание». При этом само по себе понятие «психика» шире, нежели «сознание», поскольку включает в себя и сферу надсознания и подсознания. В связи с этим структура субъективного выражения включает в себя несколько компонентов. Так, в качестве составляющих выделяют процессы, качества, состояния и свойства психики.

К последним относят устойчивые проявления, имеющие генетическую природу. Они передаются по наследству и на протяжении жизни почти не изменяются. К свойствам психики относят и характеистики нервной системы: силу, устойчивость клеток к продолжительному возбуждению либо раздражению, скорость перехода от одного состояния к другому (от торможения к возбуждению, например), уравновешенность. К этой же категории следует относить и подвижность тех или иных нервных процессов, относительную степень сбалансированности явлений торможения возбуждения, лабильность (гибкость изменений под влиянием разных раздражителей), резистентность (степень сопротивляемости к влиянию раздражителей неблагоприятного характера).

К психическим процессам относят относительно устойчивые формирования, которые возникают и развиваются под влиянием внешних факторов. В эту категорию входят такие процессы, как восприятие, ощущение, мышление, представление, воображение, воля, эмоции, внимание.

К психическим качествам относят образования, отличающиеся относительной устойчивостью и возникающие под влиянием учебно-воспитательных мер и жизнедеятельности. Наиболее явно эти качества представлены в человеческом характере.

Кроме всего прочего, существуют также и функции психики. Специалисты выделяют три основные задачи.

  1. Осознание человеком собственного положения в окружающем мире.
  2. Отражение влияния окружающих условий.
  3. Регуляция деятельности и поведения.

Следует отметить, что для второй функции психики характерно постоянное изменение. Другими словами, выражение отношения человека к действительности является достаточно сложным процессом, а не однонаправленным и непротиворечивым. Кроме того, для этой функции психики свойственно некоторое преломление в процессе выражения индивидом своего отношения к действительности. Как правило, человек пропускает информацию через сознание, при этом задействованы сложившиеся ранее состояния и особенности. В связи с этим, одно и то же внешнее влияние, благодаря данной функции психики, может выражаться по-разному разными людьми, а в некоторых случаях по-разному и одним человеком, в зависимости от условий, в которых он пребывает в тот или иной момент.

fb.ru

Функции психики

Каждый человек является обладателем психической реальности поскольку  все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи. При этом мало кто задумывается, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Психическая реальность дана нам непосредственно.

Итак, для чего нужна психика? Психика существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации — приспособления к реальности. В повседневной жизни мы не отличаем субъективную реальность от объективной. Только в особых ситуациях и при особых состояниях она дает о себе знать. Иногда образы неадекватны, что приводит нас к ошибкам восприятия и неверной оценке сигналов, например, удаленности до объекта, и тогда мы говорим об иллюзиях.

Нам дана лишь собственная психическая реальность, но мы считаем, судя по поведению и высказываниям других людей, что они тоже испытывают чувства, думают, планируют действия и осуществляют свои намерения также как и мы. Но их поведение иногда очень отличается от нашего. Очевидно, у каждого из них есть собственный внутренний мир, в чем-то не похожий на наш. Например, существуют люди с абсолютным музыкальным слухом и люди, не способные без фальши прочесть и одну музыкальную фразу. Многообразие психических качеств людей столь велико, что не может не бросаться в глаза.

Таким образом, главная функция психики регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека.

Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на:
о   экзопсихику,
о   эндопсихику,                  

о    интропсихику.

Экзопсихикой называется та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность. Например, мы считаем источником зрительных образов не наш орган зрения, а предметы внешнего мира.

Эндопсихика — это часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма. К эндопсихике относятся потребности, эмоции, ощущения комфорта и дискомфорта. В этом случае источником ощущений мы считаем свой организм. Иногда экзопсихику и эндопсихику трудно различить, например ощущение боли является эндопсихическим, хотя источником его является острый нож или горячий утюг. Ощущение холода — несомненно, экзопсихическое, сигнализирующее о внешней температуре, а не о температуре нашего тела, но оно часто «аффективно окрашено» настолько неприятно, что относим мы его к собственному организму, говоря «руки замерзли».

К интропсихическим явлениям относятся мысли, волевые усилия, фантазии, сны. Их трудно приписать к некоторым состояниям организма, и невозможно считать их источником внешнюю реальность. Интропсихические процессы и явления можно считать как бы «собственно психическими процессами».

Роль психики также может сводиться к регуляции целенаправленного поведения, часто имеющего сиюминутный характер, как думал У. Джемс. Затем стали считать, что роль психики, очевидно, больше связана с определением

целостного отношения человека к миру и поиска своего места в нем. В связи с этим А. Я. Пономарев выделяет две функции психики по отношению к внешнему миру:

атворчество (создание новой реальности),

б) адаптация (приспособление к существующей реальности).

Причем возможны антитеза творчества и антитеза адаптации. Антитезой творчества является разрушение — уничтожение созданной другими людьми реальности (культуры). Антитезой адаптации является дезадаптация в ее различных формах (неврозы, наркомания, преступное поведение и т. д.).

Б. Ф. Ломов, по отношению к поведению и деятельности человека и других людей, выделяет еще три основные функции психики:

о    познавательную (когнитивную),

 о   регулятивную,

о   коммуникативную.

При этом он считает, что адаптация и творчество возможны только посредством реализации этих функций. Остановимся более подробно на рассмотрении именно этих трех основных функций психики.

Во-первых, психика служит человеку для построения «внутренней модели мира», включающей индивида в его взаимодействии со средой. Обеспечивают построение внутренней модели мира познавательные психические процессы.

Вторая важнейшая функция психики — регуляция поведения и деятельности, Психические процессы, обеспечивающие регуляцию поведения, очень разнообразны и разнородны, Мотивационные процессы обеспечивают направленность поведения и уровень его активности. Процессы планирования и целеполагания обеспечивают создание способов и стратегий поведения, выдвижения целей на основе мотивов и потребностей. Процессы принятия решений определяют выбор целей деятельности и средств их достижения. Эмоции обеспечивают отражение наших отношений к реальности, механизм «обратной связи» и регуляцию внутреннего состояния.

Третья функция человеческой психики — коммуникативная. Коммуникативные процессы  обеспечивают передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми. Речь и невербальное общение — основные процессы, обеспечивающие коммуникацию. При этом главным процессом, несомненно, следует считать речь, которая развита только у людей.

Таким образом, поскольку у психики множество свойств и функций, она не только многоуровнева, но и многомерна. Для лучшего понимания сказанного отметим, что любая система характеризуется своей структурой, динамикой функционирования, интегральным состоянием (внутренней характеристикой) и системными свойствами.

students-library.com

Основные функции психики. Психика и организм

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много мудрых наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство — высочайшую пластичность, т.е. умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны. Приведем некоторые примеры, иллюстрирующие широкий диапазон приспособительных и продуктивных возможностей нервной системы человека и его психики в регуляции состояний организма.

У тибетских йогов в ходе их тренировок имеются упражнения по выработке «психического» тепла. Начинающий йог, освоивший это упражнение в совершенстве, признается достойным носить белую хлопчатобумажную рубашку или мантию. Для того чтобы достичь этой ступени признания, необходим продолжительный подготовительный период. Вначале йог приучает себя к минимуму одежды и избегает использовать огонь для согревания собственного тела. В уединенном месте он занимается специальными упражнениями, усиливающими теплопродукцию организма. После того как он усвоит эти упражнения, йог приобретает способность переносить без каких-либо неудобств значительный холод, будучи одетым в одну лишь хлопчатобумажную рубашку. Подготовленные ученики подвергаются специальным испытаниям. Во льду, покрывающем водоем, пробивается лунка, в которой намачиваются специальные покрывала. Каждый испытуемый заворачивается в одно из них и принимается сушить его теплом собственного тела. Как только покрывало становится сухим, его сначала намачивают и снова покрывают им тело йога. Тот, кто до рассвета высушит наибольшее количество покрывал, считается победителем в подобном соревновании. Данный пример иногда выпивает недоверие, однако достаточно вспомнить традиционные увлечения наших русских «моржей», как недоверие рассеивается.

Каждый читающий эти строки может и сам привести множество примеров подобного рода. При этом важно, что человеку дана возможность целенаправленно и активно воздействовать на свое физическое и психическое состояние. Узловым моментом, психическим толчком, дающим начало внутренним процессам, а затем и видимым внешним проявлениям, является воображаемый чувственный образ, который должен быть возможно более ярким и устойчивым. Используя эту эмпирически найденную закономерность, закаленный и привыкший к холоду тибетский йог, отключив внимание от реальных раздражителей и активировав в памяти чувственный образ ранее испытанного зноя, получает возможность произвольно расширить кровеносные сосуды, интенсифицировать обмен веществ, а следовательно, и максимально повысить теплопродукцию организма. Особенность человеческой психики в том и состоит, что она может отвлечься от реальной действительности и руководствоваться актуализированным образом (символом, идеей или убеждением).

В истории психологии было предложено немало подходов, изучающих связи между морфологией тела человека и его психикой. Имеются различные типологии конституции человеческого тела, влияющие на психику. Подробно изучены психологические различия мужчин и женщин. В частности, установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин более ловкие руки, больше скорость восприятия счета, памяти, а также беглость речи. У женщин ярче выражена социальная ориентация. С помощью более детальных исследований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции». Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость.

Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало является сложнейшим органом, прошедшим длительный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражимости, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия из-за необходимости в чем-либо, в мозгу с помощью биохимической и генетической памяти закреплялись многочисленные связи. При эволюции человека эти связи обусловили специфическое психическое отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий, По оценке ученых, самыми ранними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной гибели организма, и позитивные, когда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями. Эмоция — это уже не только физиологическое отражение (оно в ней непременно имеется), но это уже переживание, т.е. субъективное явление. В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как «субъективный образ объективного мира». Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, т.е. мышление. Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира — человеческого восприятия, чувств, памяти и воли.

Ученые давно стремятся к разгадке мозга — этого удивительного феномена природы. В нашей стране существует Институт мозга, который был создан В.М. Бехтеревым. В США 90-е гг. объявлены десятилетием мозга. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена.

Естественнонаучные основы психики будут рассмотрены позже на примере механизма возникновения ощущений.

students-library.com

Психика, ее природа, механизмы, функции и стадии развития.

Психика – свойство высокоорганизованной  живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Природа и механизмы:

  1. психика – это свойство только живой материи. Причем, не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Не вся живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.
  2. главная особенность психики – способность отражать объективный мир, т.е. высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире.
  3. живая материя, обладающая психикой, способна  реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Раздражимость – определенное свойство, отличающее живую материю от неживой. Внешне выражается в проявлении вынужденной активности живого организма (наблюдается уже у простейших организмов – амеба и даже у растений, так называемый «тропизм» — вынужденное  движение).

Чувствительность – более сложная форма реагирования, сочетающая более сложное анатомическое строение живого организма и его реагирование на сложный комплекс факторов внешней среды. По Леонтьеву – появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики. Характеризует общую способность к ощущениям.

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведениями различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличии от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение.
Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Человека отличает от животных механизмы протекания сознания, которые зародились в процессе социального развития человека.
В результате действия механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и формирует свою «Я-концепцию» и критичность.

Функции психики: большинство авторов выделяют 2 основных ф-ции психики:

  1. ф-ция отражения, способствующая познанию окружающего мира;
  2. ф-ция регуляторная, дающая возможность регулирования своих действий и поведения.
  3. ф-ция сохранение целостности организма (Маклаков).

Функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Стадии развития психики: Леонтьев А.Н.  – 3 стадии

  1. Стадия элементарной чувствительной (сенсорной) психики – отражает одно свойство предмета или явления, непосредственно воздействующее на органы чувств (пчела летит на запах).
  2. Стадия перцептивной психики – отражает предмет или явление в совокупности свойств в виде образа.
  3. Стадия интеллектуального поведения (элементарного мышления) – животное мысленно устанавливает связи между предметами в данной ситуации, но не могут отразить ситуацию в понятиях.

Фабри, опустил 3-ю стадию и предложил на 1,2-ю ввести уровни (низший, высший, наивысший):

Стадии и уровни психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
I. Стадия элементарной сенсорной психики
А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движения. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов Б. Четкие реакции на биологические нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на  сушу). Способность избегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные
II. Стадия перцептивной психики
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазание, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира» Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие)
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт) В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины)

www.psyworld.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *