Функции психософия – Свойства функций в психософии – Императивная соционика

Свойства функций в психософии – Императивная соционика

Всем известно, что функции ПЙ-типа задаются с помощью комбинаций свойств из трёх пар – это: высокая/низкая, процессионная/результативная и принципиальная/непринципиальная (доминирующая/подстраивающаяся). Данные термины были введены ещё самим автором психософии Афанасьевым и по сей день они активно используются практикующими социониками.

Ввиду того, что психософия – это молодая типология, она не останавливается в своём развитии. Так, в ходе работы нашего проекта мы разработали и сформулировали несколько другие, новые названия и определения свойств функций, которые, как мы считаем, лучше отображают принципы их работы (нежели те, которые сейчас используются в соционических кругах). Это следующие свойства: неосознанность/осознанность, интровертность/экстравертность и субъектность/объектность. Рассмотрим их:

1, 4 – неосознанные

Большую часть времени человек не осознает свое состояние и состояние других людей по аспектам результативных функций, ему сложно концентрировать внимание на этих аспектах и хочется достичь стабильного состояния по ним, чтобы не возвращаться к этим аспектам лишний раз. Поэтому первая и четвертая функции типа являются

неосознанными. К примеру, 1Ф и 4Ф не любят обращать внимания на свою внешность и внешность других людей, на свои физические потребности, на какие-либо тонкости в приготовлении пищи или оформлении жилища, на порядок в доме и т.д., так что они стремятся создать такие условия, в которых их потребности будут обеспечены постоянно и без лишней суеты.

2, 3 – осознанные

Аспектам процессионных функций, напротив, уделяется значительное количестве внимания, человек на них постоянно сконцентрирован и замечает мельчайшие изменения своего и чужого состояния по этим аспектам, в связи с чем вторую и третью функции можно назвать осознанными

. Например, 2Э и 3Э постоянно отслеживают, как они выглядят со стороны, какой образ они формируют в глазах окружающих людей, а также замечают самые незначительные реакции окружающих, определяя внутреннее эмоциональное состояние человека; с таким же вниманием  они относятся и к собственным чувствам.

1, 3 – интровертные

По аспектам принципиальных функций человек направлен на собственное состояние, его поддержание или изменение, в связи с чем первая и третья функции являются интровертными. Скажем, 1В и 3В направлены на достижение своих собственных целей, реализацию своих желаний, стремятся получить помощь и поддержку от других людей в этом. В то же время им неинтересно мотивировать кого-то другого на достижения и поддерживать чужие амбиции.

2, 4 – экстравертные

Вторую и четвертую функции можно назвать экстравертными, потому что человеку по аспектам данных функций интересно в первую очередь чужое состояние, а не свое собственное. Так, 2Л и 4Л стремятся не столько сформировать собственное мнение по какому-либо вопросу, сколько поддержать или изменить чужое мнение, путем споров и дискуссий или просто соглашаясь с ним.

1, 2 – субъектные

Человек может и хочет влиять на других людей по аспектам высоких функций, а сам при этом не поддается влиянию, то есть выступает как субъект влияния, но не как его объект. Следовательно, первая и вторая функции являются субъектными. Например, у 1Ф и 2Ф есть четкое представление о своих или чужих потребностях в материальном мире, и они удовлетворяют эти потребности, навязывая их в том числе и другим людям. Это могут быть вкусы в еде, представления о красоте, образ жизни и так далее.

3, 4 – объектные

По аспектам низких функций человек не может повлиять на других, но сам поддается влиянию окружающих, то есть является объектом влияния, а не субъектом. Поэтому третью и четвертую функции мы можем характеризовать как

объектные. К примеру, 3В и 4В с трудом берут на себя ответственность за принятие решений, им легко навязать чужие цели, приняв решение за них.

Мы надеемся, благодаря данной информации у Вас сформировалось более точное и стройное понимание свойств функций и психософии в целом. Если Вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями, чтобы о наших разработках узнало больше людей.

bestsocionics.com

Функции в ПЙ | Соционика

Психософия, как уже было рассказано в предыдущих статьях, занимается рассмотрением сферы приоритетов человека, его собственных представлений о своем внутреннем мире и своих возможностях. Говоря более простым языком, психософия рассматривает метод и способ выдачи человеком информации в мир, отношение к той или иной информации и приоритетность тех или иных аспектов, т.е. количественные характеристики информации.

Психософия выделяет в психике человека 4 функции, которые именуются порядковыми номерами в зависимости от приоритетности аспекта.

Все функции в психософии можно разделить тремя признаками на:
1) Высокие (сильные) и низкие (слабые) функции

Данная дихотомия разделяет функции по принципу энергии. Высокие функции обладают большим запасом энергии, и как следствие, уверены в себе. Низкие наоборот обладают малым запасом энергии, поэтому не уверены в себе, своих оценках и выводах.

2) Приниципиальные (доминирующие) и непринципиальные (подстраивающиеся).

Данный признак делит функции по инициативе внутри сферы (аспекта). Принципиальным функциям очень важно их мнение, они склонны игнорировать и недооценивать интересы, потребности и мнения окружающих по своему аспекту. Непринципиальные функции склонны подстраиваться под интересы, потребности окружающих людей. Их мнение по данному аспекту не принципиально, они готовы уступить.

3) Результативные и процессионные функции

Эта дихотомия разделяет функции по по способу согласования своего мнения в сфере (аспекте) с обществом. По результативным функциям человек не согласует свое мнение с обществом, формируя и корректируя его наедине с собой. Существует стереотип, что человек по результативным функциям не хочет общаться на тему аспекта. Это далеко не так. Человек по результативной функции не будет менять свое мнение / решение в ходе общения, поэтому суть общения в в сфере результативной функции сводится к информированию других и получению информации самому. По процессионным функциям человек согласует свое мнение с обществом, т.е. формирует и корректирует свою точку зрения в рамках аспекта в процессе обсуждения и диалога с другими людьми. Как следствие, для процессионной функции общение – это возможность достичь истины, лучше понять свою точку зрения.

Каждая функция обладает уникальным набором признаков. Выводы из вышеизложенного материала можно представить в виде таблицы.

ЭнергияИнициативаСогласование с обществомОбраз функции
1 функциямного (высокая)своя (принципиальная)нет (результативная)“цель”
2 функциямного (высокая)чужая (непринципиальная)есть (процессионная)“инструмент”
3 функциямало (низкая)своя (принципиальная)есть (процессионная)“критерий”
4 функциямало (низкая)чужая (непринципиальная)нет (результативная)“ресурс”

Итак, перейдем к рассмотрению функций:
Первая функция: сильная, результативная, принципиальная.
Данная функция является для человека самой важной в списке его приоритетов. Она избыточна, по ней человек не нуждается в чьем-либо мнении. По ней человек абсолютно уверен в своем мнении по данному аспекту и навязывает свое понимание, мнение по данному аспекту окружающим людям. Так как данная функция результативная, то она не готова обсуждать аспект, она самостоятельно приходит к результату и в полном объеме выдает его в мир.

Вторая функция: сильная, процессионная, не принципиальная.
Вторая по важности функция человека в его системе приоритетов. Это самая гармоничная функция, она не является ни избыточной, ни недостаточной, иногда ее называют нормализующей. По ней человек уверен в своем мнении, выводах, понимании аспекта и в тоже время настроен на диалог с окружением и постоянно ищет этого диалога. Вторая функция не принципиальна и постоянно путем диалога пытается найти компромисс с окружением по своему аспекту, достичь консенсуса мнений. Стоит отметить, что вторая функция всегда немного лицемерна, свое мнение она скрывает, пытаясь выдать ту информацию, которую от нее ждет окружение, чтобы втянуть людей в диалог.

Третья функция: слабая, процессионная, принципиальная.
Третью функцию называют «язвой» человека, это зона проблем, т.к. свои мнение, понимание, желания по аспекту принципиальны, но функция слабая и она в них неуверенна, а значит действовать, она не всегда может. По аспекту этой функции человек испытывает неуверенность в себе, и нуждается в постоянной поддержке со стороны окружения. Третья функция постоянно хочет разобраться в своих желаниях, мнении, понимании аспекта, для чего ей постоянно нужен процесс с кем-то из окружения, кто поможет ей разобраться в своих желаниях.

Четвертая функция: слабая, результативная, не принципиальная.
Эта функция определяет аспект, являющийся самым незначительным для человека в структуре его приоритетов. Человек по своей четвертой функции в своем мнении, настолько не уверен, что он не считает нужным тратить время на обдумывание данного аспекта, на его обсуждение с окружающими. В связи с этим человек по данному аспекту постоянно ждет результата от своего окружения. Работу данной функции можно сравнить с работой аккумулятора. Четвертая функция может проявлять себя в мир, как вышестоящая функция. При взаимодействии с более сильной принципиальной функцией четвертая заряжается ее мнением, пониманием, желаниями по аспекту и пока этот заряд сохраняется, четвертая функция будет выдавать в мир результат, которым ее зарядили. Но когда заряд закончился, четвертая снова готова получать заряд, возможно даже несущий мнение по аспекту прямопротивоположное предыдущему заряду. Также происходит, когда в окружении появился более сильный и уверенный по данному аспекту человек, чем нынешний заряд четвертой функции.

Также иногда функции в психософии объясняют следующим принципом:

Первая функция: Я+ Вы-

Я делаю, как хочу, а ВАС не спрашиваю

Вторая функция: Я+ Вы+

Мы достигнем компромисса и Я, и ВЫ и все будут довольны.

Третья функция: Я- Вы-

Я не знаю чего хочу, но не хочу так, как хотите ВЫ. Не себе, не людям.

Четвертая функция: Я- Вы+

Я не знаю чего хочу, давайте сделаем как хотите ВЫ.

Список используемых источников:

  1. Афанасьев А. Ю. Синтаксис любви. Типология личности и прогноз парных отношений. – М.: Черная белка, 2007. – 352 с.
  2. Коваленко Р. К., Звонарёва Н. А. Соционика и психософия: взаимовыгодный симбиоз // доклад на XXXII Международной конференции по соционике «Психоинформационные технологии, кадровый менеджмент и психология личности»
  3. Василенко А. Э., Иванов П. А., Посаженникова С. В. Функциональные установки в Психе-йоге. – сайт: http://psycheyoga.ru/index.php/психе-йога/39-2014-12-16-20-27-14.html
  4. Быстрова А. А. Влияние положения Физики в психософии на диагностику по признаку «интуиция – сенсорика» // Соционика, ментология и психология личности. 2014. № 1 (112).
  5. Евдокимов Я. Ю. Психософия с точки зрения системного подхода // Соционика, ментология и психология личности. 2011. № 3

sibsocionic.ru

Функции в психософии | Настоящая соционика

ФУНКЦИИ В ПСИХОСОФИИ

Психософия, как уже было рассказано в предыдущих статьях, занимается рассмотрением сферы приоритетов человека, его собственных представлений о своем внутреннем мире и своих возможностях. Говоря более простым языком, психософия рассматривает метод и способ выдачи человеком информации в мир, отношение к той или иной информации и приоритетность тех или иных аспектов, т.е. количественные характеристики информации.

Психософия выделяет в психике человека 4 функции, которые именуются порядковыми номерами в зависимости от приоритетности аспекта.

Все функции в психософии можно разделить тремя признаками на:
1) Высокие (сильные) и низкие (слабые) функции

Данная дихотомия разделяет функции по принципу силы. Высокие функции уверены в себе, и как следствие выдают в мир много информации по своему аспекту. Низкие наоборот не уверены в себе, своих оценках и выводах и выдают в мир мало информации.

2) Результативные и процессионные функции

Эта дихотомия разделяет функции по принципу действия, способу выдачи информации в мир. Результативные функции всегда нацелены на формирование своей точки зрения по результату обсуждения. Процессионные функции формируют свою точку зрения в рамках аспекта в процессе обсуждения и диалога с другими людьми. Как следствие, эти функции настраиваются на диалог, поиск собеседника, обсуждение и т.д.

3) Приниципиальные (доминирующие) и непринципиальные (подстраивающиеся).

Данный признак делит функции по отношению к информации, своим выводам, мнению по аспекту. Принципиальным функциям очень важно их мнение, они склонны игнорировать и недооценивать интересы, потребности и мнения окружающих по своему аспекту. Непринципиальные функции склонны подстраиваться под интересы, потребности окружающих людей. Их мнение по данному аспекту не принципиально, они готовы уступить.

Каждая функция обладает уникальным набором признаков. Выводы из вышеизложенного материала можно представить в виде таблицы.

1 функция высокая результативная принципиальная “цель”
2 функция высокая процессионная непринципиальная “инструмент”
3 функция низкая процессионная принципиальная “критерий”
4 функция низкая результативная непринципиальная “ресурс”
Итак, перейдем к рассмотрению функций:
Первая функция: сильная, результативная, принципиальная.
Данная функция является для человека самой важной в списке его приоритетов. Она избыточна, по ней человек не нуждается в чьем-либо мнении. По ней человек абсолютно уверен в своем мнении по данному аспекту и навязывает свое понимание, мнение по данному аспекту окружающим людям. Так как данная функция результативная, то она не готова обсуждать аспект, она самостоятельно приходит к результату и в полном объеме выдает его в мир.

Вторая функция: сильная, процессионная, не принципиальная.
Вторая по важности функция человека в его системе приоритетов. Это самая гармоничная функция, она не является ни избыточной, ни недостаточной, иногда ее называют нормализующей. По ней человек уверен в своем мнении, выводах, понимании аспекта и в тоже время настроен на диалог с окружением и постоянно ищет этого диалога. Вторая функция не принципиальна и постоянно путем диалога пытается найти компромисс с окружением по своему аспекту, достичь консенсуса мнений. Стоит отметить, что вторая функция всегда немного лицемерна, свое мнение она скрывает, пытаясь выдать ту информацию, которую от нее ждет окружение, чтобы втянуть людей в диалог.

Третья функция: слабая, процессионная, принципиальная.
Третью функцию называют «язвой» человека, это зона проблем, т.к. свои мнение, понимание, желания по аспекту принципиальны, но функция слабая и она в них неуверенна, а значит действовать, она не всегда может. По аспекту этой функции человек испытывает неуверенность в себе, и нуждается в постоянной поддержке со стороны окружения. Третья функция постоянно хочет разобраться в своих желаниях, мнении, понимании аспекта, для чего ей постоянно нужен процесс с кем-то из окружения, кто поможет ей разобраться в своих желаниях.

Четвертая функция: слабая, результативная, не принципиальная.
Эта функция определяет аспект, являющийся самым незначительным для человека в структуре его приоритетов. Человек по своей четвертой функции в своем мнении, настолько не уверен, что он не считает нужным тратить время на обдумывание данного аспекта, на его обсуждение с окружающими. В связи с этим человек по данному аспекту постоянно ждет результата от своего окружения. Работу данной функции можно сравнить с работой аккумулятора. Четвертая функция может проявлять себя в мир, как вышестоящая функция. При взаимодействии с более сильной принципиальной функцией четвертая заряжается ее мнением, пониманием, желаниями по аспекту и пока этот заряд сохраняется, четвертая функция будет выдавать в мир результат, которым ее зарядили. Но когда заряд закончился, четвертая снова готова получать заряд, возможно даже несущий мнение по аспекту прямопротивоположное предыдущему заряду. Также происходит, когда в окружении появился более сильный и уверенный по данному аспекту человек, чем нынешний заряд четвертой функции.

Также иногда функции в психософии объясняют следующим принципом:

Первая функция: Я+ Вы-
Я делаю, как хочу, а ВАС не спрашиваю

Вторая функция: Я+ Вы+
Мы достигнем компромисса и Я, и ВЫ и все будут довольны.

Третья функция: Я- Вы-
Я не знаю чего хочу, но не хочу так, как хотите ВЫ. Не себе, не людям.

Четвертая функция: Я- Вы+
Я не знаю чего хочу, давайте сделаем как хотите ВЫ.

Список используемых источников:

Афанасьев А. Ю. Синтаксис любви. Типология личности и прогноз парных отношений. – М.: Черная белка, 2007. – 352 с.
Коваленко Р. К., Звонарёва Н. А. Соционика и психософия: взаимовыгодный симбиоз // доклад на XXXII Международной конференции по соционике «Психоинформационные технологии, кадровый менеджмент и психология личности»
Василенко А. Э., Иванов П. А., Посаженникова С. В. Функциональные установки в Психе-йоге. – сайт: http://psycheyoga.ru/index.php/психе-йога/39-2014-12-16-20-27-14.html
Быстрова А. А. Влияние положения Физики в психософии на диагностику по признаку «интуиция – сенсорика» // Соционика, ментология и психология личности. 2014. № 1 (112).
Евдокимов Я. Ю. Психософия с точки зрения системного подхода // Соционика, ментология и психология личности. 2011. № 3

Источник: http://sibsocionic.ru/funkcii-py/

truesocionics.ru

Психософия для скептиков. Первая функция | Соционика и психософия для начинающих

Автор: Morpheus666 aka Андрей Метелица

В прошлый раз статья была о том, что такое психософия вообще и почему она является чем-то вполне научным, психологическим и имеющим право на жизнь. Теперь мы познакомим Вас функциями.

Итак, чем же характеризуется Первая функция?

Самая главная её характеристика: она является опорой у каждого человека.
Думаю, каждому знакома ситуация: стоит стул, на который нужно сесть. Вы садитесь… что чувствуете? Ощущения довольно чёткие: надёжная опора, твёрдая опора, которая удерживает от того, чтобы упасть на землю. Человек, сидящий на стуле обычно чувствует себя довольно расслабленно. То есть, иными словами, опора — это нечто статичное, недвижимое, что-то, от чего исходит «уверенность в завтрашнем дне», на которую человек опирается всегда в своей жизни.

Пример: у одного очень хорошего преподавателя есть одна примечательная привычка. Он иногда, когда стоит возле стула, сгибает одну ногу в колене и этим коленом опирается на стул, возле которого стоит. Не помню точно, но он вроде говорил, что у него больные колени. В любом случае, в этом стуле он находит для себя опору, на которую можно всегда опереться. И в его случае, такой стул в такие моменты и является той самой Первой Функцией.

Другие характеристики Первой: помимо того, что это опора, она также является результативной, избыточной, сильной, грубой, орудует словно молот, уверенной в себе, но при этом осторожной, нарциссичной. Давайте разберёмся, что каждая из этих характеристик означает?

Начнём пожалуй с характеристики «сильная». Так как уже говорилось, что Первая является опорой в жизни каждого человека, то, пожалуй, можно её и сильной функцией считать. Вряд ли кто-то либо из вас, уважаемые читатели, стал бы опираться на свои слабые стороны в характере. Тот же стул в примере, уж точно является тем, что можно назвать “сильным”. Ведь он не ломается под давлением, когда на него кто-то садится. Или пол не трещит по швам, когда на него кто-то встаёт, или кровать не прогибается до земли. Разумеется, это всё кому-то покажется довольно условными метафорами, так как стулья также имеют склонность ломаться, кровать может иметь плохие пружины, а пол может быть просто в дырках или прогнивший. Но ничего странного здесь нет, так как с нашей Первой функцией может происходить всё то же самое. То есть, сила силой, но Первая функция, являясь опорой, довольно хрупкая при этом. Если выдернуть стул из под садящегося, он довольно сильно и пребольно может удариться о пол. Если ступить на прогнивший пол, нога может провалиться и в результате кожа может содраться, или вообще получим перелом ноги.

Думаю, что если кто-то это логически разберёт, то сможет догадаться — как только кто-то или что-то выбивает нашу опорную Первую функцию из равновесия, происходит то, что называется разложением личности. Она просто начинает умирать. Рассыпаться в прах. Депрессия, например, может начаться именно из-за сломанной в человеке Первой функции.

То есть, сильная-то она сильная, но при этом хрупкая. Примером такой силы может ещё быть меч. Сильная вещь, может и убить. Но при этом хрупкая, ведь его не согнёшь. Сталь в мече ведь должна быть длинной, твёрдой и не сгибаемой. Так что, при попытке согнуть клинок, тот просто ломается.

Первая, она избыточна. Груба. Является “молотом” по Афанасьеву. Что это всё означает. Молот — что это? Сразу приходит в голову картинка с молотком, верно? Что делают им? Забивают гвозди. Насколько можно считать работу молотка тонкой, ювелирной? Не всегда, ведь ювелирность предполагает определённую аккуратность в работе, чего нет у молотка. Да и не нужна она ему. Здесь нужна грубая физическая сила, твёрдость инструмента, абсолютная и непоколебимая уверенность в том, что этот инструмент справится со своей задачей, его сила, и, если можно так сказать, то целеустремлённость.

Думаю, теперь становится более ясно, что такое Первая функция? Избыток Первой — следствие самоуверенности. При чём, непоколебимой самоуверенности.

Первая говорит: «Так. Я добыла свою силу. Правда, от этой силы у меня появился избыточек и я могу его отдать. Впрочем, предлагать не стану, просто впихну первому, кто соизволит его принять.”

Спрашивают её: “А если не примут?”

Первая отвечает: “а зачем мне спрашивать, кто примет, кто нет? Примут — тем лучше для них же. Мне уже некуда саму себя девать. Поэтому я и хочу кому-то свой избыток отдать. А нужен он, или нет — мне то какое дело? Главное сбагрить плоды своих трудов.”

Спрашивают её: “А с чего ты взяла, что твои труды вообще настолько отбросят?”

Первая отвечает:Отбросят?! Как такое можно отбросить?! *хук слева*”

О чём говорит этот импровизированный диалог?

  1. Первая функция саму себя любит абсолютной любовью.
  2. Она не сомневается в том, что сможет отдать плоды своих одиноких трудов, то есть избыток. Ведь ей самой он не нужен и она хочет самоутвердиться, в обществе. То есть, чтобы не только она одна собой гордилась, но и все остальные ею гордились. Хочет смотреть на себя в зеркало и при этом видеть, как на неё любуются также все остальные люди.
  3. Если в ней начинают сомневаться, она просто начинает бить. Причём с расчётом на то, что противник, который в ней начал сомневаться, сразу загнётся.

Чуть-чуть поясним, что такое результативность. Есть результативность, а есть процессионность. Результативность — это когда есть цель и есть желание до неё дойти, а всё, что между началом и результатом (сам процесс) — выкидывается.
Процессионность же — когда внимание сосредоточено на пути и начало с результатом мирно игнорируются. Есть сплошной и бесконечный путь.

Результативными в психософии являются Первая и Четвёртая Функции. Разумеется, при этом их результаты совершенно различны. Так вот, из всё того же диалога можно увидеть и результативность первой. Откуда его там можно увидеть? Да хотя бы из того, что она стремится навязать результаты своих плодов кому-то. То есть, у неё есть цель и она стремится побыстрее добиться этой цели. Достичь своего результата.

Первая функция также часто осторожна. Почему?
Всё очень просто. Представьте вот тот же стул. И вот вы захотели на него опереться. Что вы делаете? К примеру при покупке стула в магазине, вы посидите на нём, в попытках понять, насколько он будет вам удобен и надёжен. Нет ли риска упасть с него. Насколько этот стул прочен. То есть, прежде чем приобрести непоколебимую уверенность в своей опоре, вы вначале будете испытывать некоторый страх перед возможностью того, что опора не вовремя уйдёт из под ног и вам будет мягко говоря неприятно. Вот и получается: вместе с абсолютной самоуверенностью, любовью к себе, Первая также и осторожна. А кому хочется, чтобы у него из под ног опору выбили? Надёжность и безопасность ведь каждому нужна.

Есть еще одна характеристика Первой функции: доминирование.

Что это означает? Исходя из характеристики нарциссичности можно сделать вывод, если брать миф о Нарциссе. Пожалуй приведём сюда сам миф:
«Тиресий предсказал Нарциссу, что он будет жить долго, если не увидит своего отражения. Когда ему было 16 лет, его полюбила нимфа Эхо. Прекрасный, но холодный и гордый, отвергнув любовь нимфы, он был наказан богиней Афродитой.
Согласно Овидию, в него были влюблены многие юноши и девушки, но он отвергал их. Тогда они воззвали к Немезиде, и та вняла их просьбам. По одному из рассказов, Аминий, один из отвергнутых влюбленных, покончил с собой перед домом Нарцисса, прося божество о мести. Во время охоты он увидел в реке своё отражение, влюбился в самого себя, не смог с ним расстаться и умер от голода и/или страдания. Когда пришли за его телом, его там не было, но на том месте, где оно должно было быть, вырос цветок нарцисс, его сестры-наяды оплакали его.
Источник Нарцисса показывали в местности Донакон (Тростниковое ложе) на земле феспийцев. Умер у источника. По другому сказанию, у него была сестра-близнец, в которую он влюбился и, когда она умерла, стал ходить к этому источнику и утешился.
Имя Нарцисса стало нарицательным и символизирует гордость и самовлюблённость.
Согласно одному из античных толкователей, близких платонизму, Нарцисс увидел «в текущей природе материи свою собственную тень, то есть внутри материи — живое существо, которое является последним образом истинной души, и постаравшись обнять эту душу как свою собственную (то есть, возлюбив живое существо ради него самого), он задохнулся, утонув, как если бы погубил истинную душу»»

В принципе, этот миф является прекрасным описанием Первой Функции вообще. Уже из мифа можно понять — Первая создана исключительно для себя любимой. Так как в каждом человеке существует то, что называется гордостью, то можно и понять, за что он больше всего самого себя любит, ценит и чтит. Доминирование здесь выражается в том, что Первая любит подчинять себе все остальные функции. И речь я уже веду о двух вариантах подчинения:
Поиск самой себя в других людях и желание подчинить ту самую функцию себе. В качестве примера, для лучшего понимания: 1-ая Воля стремится подчинить себе воли всех людей, которые находятся рядом с ней. Если, конечно, ей это действительно нужно. Так например, лидер стремится вести за собой как можно больше людей. Чем их больше, тем сильнее может самовыражаться первая воля лидера.
В жизни такими людьми, например в своё время являлись: Владимир Ильич Ульянов (Ленин), Наполеон Бонапарт, Александр Македонский, Юлий Цезарь.
Второй вариант подчинения: Первая стремится подчинять себе все нижестоящие функции в психотипе, то есть Вторую, Третью и Четвёртую функцию. Она хочет их контролировать.

Итак, ещё раз кратко, что такое Первая Функция:
Она результативна, то есть, стремится достичь цели, избегая при этом процесса, она самоуверенна до крайности, бесконечно горда самой собой. Нарциссична. Создана она для самого человека, а не для людей, что его окружают. Стремится подчинить себе всё и всех вокруг. Она диктует людям, как им быть и что делать. Она не привыкла мириться с чьим-либо мнением, ведь она диктатор и к тому же, ей в общем-то никто не нужен кроме неё. Не нужен, ибо она привыкла добиваться всего сама. Ей для этого не нужен компаньон, друг, коллега или родной человек. Она — слишком независима и сильна.

А теперь перейдём к Второй функции!

sociomodel.ru

Психософия для скептиков. Вторая функция | Соционика и психософия для начинающих

Автор: Morpheus666 aka Андрей Метелица

В прошлый раз мы описывали Первую функцию. Теперь о том, что же такое Вторая функция.

Перво-наперво следует понять, вот что: если Первая создана для себя, то Вторая для других.

Вторая функция, это как бы, филантроп. Она не является опорной, но также сильна. В общем-то, давайте для начала мы перечислим её основные характеристики, а ниже разъясним всё более подробно.

Итак. Характеристики Второй функции:

  1. Процессионность.
  2. Диалоговость.
  3. Подстраиваемость.
  4. Гибкость.
  5. Бесстрашие.
  6. Сила.
  7. Экстравертированность (работа для других).
  8. Филантропия.
  9. Уверенность в себе.

Помните, мы говорили, что есть Результативность и есть Процессионность?
Напоминаем, что результативность, это Начало и Конец. Промежутка здесь нет. Есть постановка Цели и её достижение.
Процессионность же отличается тем, что там нет Цели, как таковой. Цель заменяется на Процесс, как самоценность. При этом, найти начало этого процесса не представляется возможным. Вряд ли кто-либо в мире будет пытаться найти начало и конец у реки, озера, моря или океана. 🙂 Все ведь понимают, что это также реально, как дотянуться рукой с Земли до Луны. 🙂 Река постоянно течёт вперёд, даже самая узенькая и маленькая. Океан также постоянно движется, на море постоянно есть волны какие-то, если движения не видно сверху, оно в любом случае, будет в глубине, под толщей воды.
Кстати, вода — это лучшее слово, каким можно описать Вторую функцию, также, как молоток лучшее слово для описания Первой функции.

Ведь, как можно охарактеризовать воду? Мы не про химический состав, естественно. 🙂 Вода, даже если это простая капля, не имеет начала и конца. Даже берега на нашей планете, которые казалось бы можно считать концами моря, или озера, по сути таковыми не являются. Ведь если бы они были чёткими концами моря, или озера — не было бы потопов. Капля не имеет начала и конца чётко очерченных уже хотя бы потому, что она может принимать в общем-то любой размер, форму и даже цвет. Благодаря воде существует жизнь на Земле. Без неё ничего бы не было. И при этом, вода является не только животворящим веществом, но и разрушительнейшей силой природы, которая может уничтожить всё, если до этого дойдёт. Вода за определённое время даже тоненькой струйкой может довести человека до сумасшествия. Вернее, даже не струйкой, а всего лишь капая на голову. Есть даже такой вид пыток человека. Вода — есть одна из стихий природы, которая всем известна своей силой, но при этом эта очень и очень гибкая сила. Ведь она в отличие от чего-то твёрдого пусть и не является опорным элементом, но является серьёзной силой. Человек базируется на скелете — вещество необычайно твёрдое и являющееся его физической опорой. Но также в человеке и очень много воды, на которой он пусть и не базируется, но и жизни без воды в человеке не будет. Ведь без воды и кровь не сможет нормально циркулировать по венам…

Вероятно, благодаря свойствам воды можно описать и свойства Второй функции.
Вода может вступать в реакцию с очень многими веществами на планете — в этом выражается её диалоговость.
Вода постоянно должна двигаться, иначе она исчезнет, испарится — в этом её процессионность.
Вода может давать жизнь и может её же отнимать — в этом её сила.
Вода может просочиться куда угодно и она не отвернётся даже от столь страшного для неё элемента, как огонь и что интересно, она не погибает в огне, а просто принимает иную форму существования — в этом её бесстрашие и гибкость. А также уверенность в своих силах. Вода даёт возможность всему живому на Земле жить — в этом её открытость для живых организмов (экстраверсия) и филантропия.

Фактически, вот так легко объясняется то, чем является Вторая функция.
Она знает, что хороша собой, но при этом в ней нет избыточной самоуверенности. В этом она норма. И это ещё одна характеристика Второй функции.

Если брать в качестве примера людей знаменитых, которые отличились своей Второй, то можно взять таких, как: Анна Ахматова (2 Эмоция = стихи), Сократ (2 Логика = философия), Эйнштейн (2 Воля = очень благородное отношение к людям), Никита Хрущёв (2 Физика = расселение людей по домам).

А теперь перейдём к Третьей функции!

sociomodel.ru

Функции с психософии: положение Воли

Наверное, 1В — это люди, у которых наиболее прочная связь между сознанием и душой. Главную особенность этого охарактеризовать так: истинная цель, идущая из глубины души, для обладателя 1В большее, чем он сам. Если представители других Воль ставят себе цели через свои первые функции, а потом прикладывают определенные усилия на то, чтобы дойти до целей, то у первой Воли скорее наоборот: цель возникает как бы сама по себе, приходит откуда-то глубоко изнутри и буквально тащит к себе как магнитом. 1В не может не идти к ней, для него отказ от такой цели равносилен отказу от самого себя. И именно эти глубинные цели и дают 1В ощущения себя особенным человеком, то ощущение «царственности», которое описывал Афанасьев.

При этом на движении к такой цели оказываются сфокусированными практически все ресурсы личности, в том числе и спрятанные глубоко в бессознательном, и из-за этого начинает казаться, что буквально весь мир помогает на пути к этой цели (если сама цель изначально находится в гармонии с миром). Кроме того, значительно меньшими по сравнению с другими Волями (особенно третьей) оказываются потери на конфликт частей личности между собой.

Недостатки 1В являются продолжением ее же достоинств. Излишняя сфокусированность на цели приводит к тому, что плохо воспринимается обратная связь от мира. 1В сложно понять, что у окружающих могут быть свои интересы, совпадающие с его целями только частично, и научиться брать их во внимание. Также 1В слишком часто становится «ускорителем жизни», т.е. идет к цели напрямик, не считаясь с затратами сил и средств. Ей проще поднапрячься какое-то время и достичь цели быстро, чем идти более кружным путем, но требующим меньших затрат и причиняющим меньше дискомфорта в каждый момент времени, что может вызвать неприятие у вовлеченных в общее дело процессионных Воль, которые склонны двигаться в том направлении, где сложностей меньше.

Впрочем, отчасти это можно считать не только недостатком, но и достоинством: такая независимость от мнения окружающих дает 1В продолжать свою деятельность даже тогда, когда все вокруг не верят в то, что из этого что-то выйдет и даже открыто насмехаются. (Для 3В такое невозможно в принципе: либо 3В прекратит эту деятельность вообще, либо будет делать в гордом одиночестве только для себя, а окружающие результата никогда не увидят.)

С 1В практически невозможно торговаться в стиле «я уступлю тебе вот тут и вот тут, а ты мне — вон там». В вопросах, которые обладатель 1В считает малозначимыми, не связанными со своими целями и интересами, 1В уступает не задумыаясь и не подсчитывая число таких уступок, и примерно того же ожидает и от других людей. Если же затронутой оказывается сфера интересов 1В, то вынудить его на какие-то уступки можно только одним способом: поставить перед фактом, что без них цель недостижима в принципе. Во многом это вызывает совершенное непонимание у процессионных Воль в ситуации «я же вчера уступил тебе вот в том, а ты сегодня не хочешь уступить в этом».

Вторая Воля описана у Афанасьева как самая лучшая функция. И во многом это действительно заслужено: 2В (даже в сочетании с 1Э) — уравновешенные люди, само присутствие которых действует успокаивающе. Вдобавок к этому, у большинства 2В есть умение выслушать все стороны, учесть интересы и найти решение, устраивающее всех (при условии, что они учли все значимые для участников конфликта факторы, что бывает не всегда), причем высказать его так, что не прислушаться будет трудно. Все это делает 2В наилучшим руководителем в неформальных группах, где нет механизмов принуждения, а все строится только на заинтересованности участников группы. Однако отсутствие честолюбия и интереса к вопросам «статуса» у 2В приводит к тому, что на подобные должности они попадают не так часто, как хотелось бы.

Второй отличительной чертой 2В является наличие некоторого «запаса добра» по отношению к человеку. В отличие от 3В, которые тщательно и с высокой точностью подсчитывают, кто что для кого сделал и кто кому сколько должен (не в денежном, а в моральном плане), 2В может легко помочь кому-то просто так, не рассчитывая потом получить что-то взамен. Но самым удивительным качеством 2В является умение продолжать видеть в человеке хорошее даже тогда, когда тот проявит себя не с самой лучшей стороны. Впрочем, запас терпения все же не бесконечен: поменять мнение о человеке в плохую сторону 2В может после того, как он неоднократно продемонстриует себя с плохой стороны без малейшей тенденции к улучшению, или как следует «проедется» по третьей функции обладателя второй Воли. И вот тогда 2В превращается в очень серьезного противника. Но есть у 2В и недостатки, которые являются продолжением ее достоинств. Первый — это отсутствие интереса к вопросам статусности, личной значимости, что приводит к непониманию важности этих вопросов для других, и тем самым недоучета части их мотивов и интересов при решении конфликтов. Второй — если в группе много 2В с одинаковой третьей функцией, то они задавливают все проявления этой функции у окружающих, особенно у тех, у кого она первая в сочетании с третьей Волей, что со временем приводит к застою и деградации группы. Третье — хотя 2В готовы вмешаться в ситуацию, защищая интересы конкретного человека, но совершенно равнодушны к борьбе за абстрактные идеи и полностью аполитичны, поэтому не будут сражаться до конца за заведомо проигрышное дело, как это будут делать 3В+4Ф.

Как известно, третья Воля у Афанасьева описана крайне негативно: складывается впечатление, что туда собрали все мыслимые негативные качества.

Но на самом деле все обстоит несколько иначе. Главное качество 3В — это страх быть «плохим» в глазах окружающих, страх быть отвергнутым ими, желание нравиться всем без исключения. Объясняется это тем, что оценивать себя она может только по обратной связи из внешнего мира, и в те моменты, когда из мира приходит сигнал «ты плохой», кажется, что весь мир рушится. Попадая в такую ситуацию, 3В впадает в панику и готов сделать все, что угодно, лишь бы как можно скорее из нее выпутаться, получить возможность снова чувствовать себя хорошим. А вот то, как это будет проявляться, зависит во многом от того, насколько сильны и развиты механизмы психологической защиты. Если эти механизмы примитивны, то человек будет лгать и подтасовывать факты (пытаясь выставить себя в лучшем свете, чем есть на самом деле), предавать (точнее, пытаться понравиться новому окружению, принося в жертву интересы старого), переходить на обвинения или оскорбления собеседника (попытка свести ситуацию к «да, я плохой, но ты еще хуже»). Если же эти механизмы защиты развиты хорошо, то негативные качества 3В практически не будут проявляться…

Еще одно следствие — полная подчиненность 3В общественному мнению. Хотя они могут делать что-то, что в его рамки не вписывается, но будут делать это либо тайно ото всех, либо убедив себя в том, что окружающие — дураки и ничего не понимают, раз так считают, либо испытывать сильные моральные страдания от внутренней раздвоенности. Так же общественное мнение для 3В является оружием №1 в любом конфликте, 3В стараются выставить противника перед окружающими в самом черном свете, добиться осуждения ими противника и силой общественного мнения принудить к разрешению конфликта в пользу 3В. (И очень удивляются, когда это не срабатывает с 1В, которые общественное мнение вообще с трудом воспринимают, не говоря уж о подчинении ему.)

В результате всего вышеперечисленного 3В крайне сложно полностью самостоятельно руководить чем-либо, особенно в неблагоприятных условиях, когда требуются жесткие, непопулярные решения или же последствия решений непредсказуемы, либо существует несколько групп с противоречивыми интересами. Это приводит к нескольким крайностям: либо к полному игнорированию обратной связи от принятого решения и какой-либо корректировки курса, если оно оказалось неудачным (симуляция 1В), либо к метаниям из стороны в сторону под влиянием то одной, то другой группы, либо к бесконечному откладыванию принятия решения вообще. Но если рядом есть 1В или 2В, готовый снять с 3В психологическую ответственность за это решение, то описанные выше проблемы исчезают: обладатель 3В получает возможность сконцентрироваться на ситуации и искать способы решения возникших проблем, а не пытаться спасать свой внутренний мир от мнения окружающих «я плохой» хаотичными и зачастую бессмысленными действиями.В заключение добавлю, что самый лучший способ не сталкиваться с негативными проявлениями 3В — это не загонять их в ситуацию «ты плохой» (особенно в детском возрасте), а мотивировать на поиск конструктивного решения возникших проблем.

4В, как писал Афанасьев, обладают легким характером, часто добродушным. Легко соглашаются с чужими решениями и чужой инициативой. Не особо беспокоит их вопрос статусности, не стремятся брать на себя ответственность. Не любят процесс принятия решений, обсуждать, предлагать что-то, мотивировать, уговаривать других — на это мало энергии и важнее результат. Могут видеть и ставить цели и оценивать их реалистичность. Однако мотивировать других, да и себя замотивировать так, чтобы этой цели хотелось достигать — сложнее.

Им малоинтересно наблюдать за изменением ситуации, оттенками желаний и мотивации других людей, если решение уже принято. С более высоких функций они могут понимать, что лучше сделать иначе, могут быть несогласны. Но сопротивляться сложно и не хочется. Уважают инициативу других, какой бы она ни была, так как самим инициативу проявлять сложнее и даже не видно, в чем именно. Сложно осознать свои желания — зато хорошо воспринимают желания окружающих.

Это люди, чаще всего, ведомые. Хотя по своим 1й и 3й вполне явно могут хотеть и требовать что-то важное лично им. Могут быть преданы чужим стремлениям и убеждениям (особенно со стороны людей с 1В, коллективов, начальства, какого-то лидера, если по вышестоящим функциям особых проблем нет) и со временем считают их своими собственными. Легко мотивируются другими людьми, если последние явно уверены в том, чего хотят. Свои собственные желания и стремления не то чтобы не важны, — но от них легко отказаться.

Описание положений Воли (1В, 2В, 3В) предоставлены 4X_PRO, автором сайта. Описание 4В представлено Юлией Колесниченко

sociocentre.ru

Психософия для скептиков. Третья функция | Соционика и психософия для начинающих

Автор: Morpheus666 aka Андрей Метелица

Описывая Третью функцию, мы уже вторгаемся на территорию, которую далеко не каждый человек хотел бы вспоминать и думать о ней. И вот, почему: Если Первая и Вторая — это функции, на которые человек может рассчитывать, то на Третью и Четвёртую рассчитывать уже не приходится. Вообще человеческая психика субъективно делится на сильные и слабые качества. Так вот, в психософии, сильными являются Первая и Вторая. А слабыми соответственно, Третья и Четвёртая. Но сила и слабость в психософии — понятия очень относительные и субъективные!

Существует даже своеобразная схема того, как работают функции. Сразу оговоримся — если не разбираться с каждой функцией отдельно, данная схема воспринимается очень поверхностно. Она понятна, но очень много нюансов в ней не видно.

Что-нибудь понятно? Каждый, кто слышал про эту схему, или видел её, говорил что-то вроде: “А… ну то есть, на убывании построено это всё”. В целом верно. Но что это за убывание не очень понятно. В принципе Первую и Вторую мы уже описывали и с ними всё ясно. Первая принимает во внимание только саму себя, тогда как Вторая и остальных тоже. С Третьей же уже всё сложнее и труднее.

Распишем, пожалуй, её характеристики, для простоты понимания:

  1. Процессионость.
  2. Диалоговость.
  3. Слабость.
  4. Страх.
  5. Зависть.
  6. Неуверенность в своих силах.
  7. Доминирование.
  8. Огромный потенциал для развития.
  9. Сострадательность к самой себе у других людей.

Из того, что написано можно сделать вывод, что Третья, как и Вторая является Процессионой функцией, то есть, она опять-таки дорожит самим процессом. Диалог ей опять-таки очень важен, как и Второй. Ей не интересно общаться только с собой. Но вот дальше, у неё уже идут различия со Второй. Она чувствует себя слабой. От слабости идёт страх за себя, страх за себя порождает зависть, когда она видит себя же в других людях, но более уверенную в себе (Первая или Вторая функция). При этом, поскольку она завидует чужой уверенности в себе, из-за этого она для человека важна, даже очень. Хотя, сам человек может себе в этом даже не признаваться 🙂 Создана она опять, как и Первая для самого человека, но если Первая — это крайне самоуверенная и эгоистичная Функция, то Третья, наоборот, место, которое в человеке уязвлено, место, которое он постоянно пытается либо залечить, либо прикрыть тем, что у него явно более сильное, а по возможности, сильное, с избытком (то есть, Первой).

В плане метафоры, сюда пожалуй подойдёт слово Рана. Или даже ещё лучше — Язва. Следующий пример хорош, пожалуй, во всех отношениях, ибо он идеально подходит для описания Третьей Функции.

Представьте, что у вас есть какое-то больное место. К примеру, что вы сломали руку. Не всем перелом подойдёт в качестве метафоры, но постараемся описать это достаточно ярко.

Итак, вам наложили гипс и вроде бы рука защищена чем-то очень твёрдым и надёжным, верно? По сути, гипс — это Первая функция. А рука с переломом — Третья функция. Каждый раз задевая больную руку вы рискуете ощутить боль в ней. Поэтому вы можете её холить и лелеять. При этом вы, естественно стараетесь двигать ей как можно меньше и вообще перенести все дела на здоровую руку, когда это возможно. Если не выходит, получаете ощущение вроде: я ущербный (ая).

Другой пример, чуть более жизненный. Каждый, наверное, хоть раз падал с велосипеда 🙂 И хорошо, если не через руль, да со скорости. А если плюс это всё, куда больнее будет биться о землю и хорошо, если не об асфальт :))) Да ещё лицом… В любом случае, будет больно. И некоторое время после падения, отшибленное место ещё будет болеть. А теперь сделаем вот что: отшибленное место болит постоянно! Телесная то болячка, если не очень сильная, то заживёт. А вот психическая, даже если не очень сильная, то может и разрастись. Её надо всегда обрабатывать и лечить целенаправленно. Если не заниматься этим, язва в итоге превратится уже в то, что становится эдакой идеей фикс в своей важности (например, для Первого канала на ТВ было почему-то очень важно выиграть Евровидение), либо, наоборот у Вас может появиться анозогнозия (то есть, Вы начнёте отрицать существование болячки у себя) и тому подобные прелести жизни.

Жуть описываю? А тем временем, такая язва есть у каждого человека на планете. У кого-то она сильнее, у кого-то слабее выражена. Но есть у каждого. Сюда любят пихать слово: комплекс.

Описания такой язвы зависят от вида функции, они всегда в общем-то на себя похожи: обидчивость, мнительность, болезненность, расстройство, разочарование, вечная неудовлетворённость собой. Короче весь набор негатива.

Отдельно, сюда можно ещё добавить вот что. Как вся психика человека делится как бы на два разных полигона, на два плюса и минуса, так и Третья функция сама по себе делится на два таких полигона. Третья — она лживая, парадоксальная, противоречивая. Она склонна как отрицать значимость самой себя и также, будет продолжать переживать по поводу самой себя. Она крайне тщеславна по самой своей природе. При чём, это тщеславие по своей силе напоминает следующее: представьте себе бочку. В бочке нет дна. Сверху в эту бочку льётся большим и толстым потоком мёд. Приятно? Получается, что в бочку бесконечно льётся мёд, сладкий, вкусный, или шоколад, кому что вкуснее 🙂 А теперь разбавим эту картинку элементом менее изумительным и аппетитным. Представьте, что стенки этой бочки поросли плесенью, которая помимо всего прочего, вечно разъедает стенки бочки, подобно отраве, но не может этого сделать. Она может только становиться толще и ядовитее, но при этом не разъест стенки бочки никогда. Если мы испортили кому-то аппетит, извините, но такова наша с вами Третья функция. Она любит, когда её гладят по головке, то есть, бесконечно льют в неё мёд, или шоколад, но при этом, знает о своей ущербности, в виде той самой плесени и это знание её разъедает не хуже кислоты. Отравляет ей жизнь. И так бесконечно. Не жизнь, а ад, согласны? И это есть в каждом из нас. Разумеется, не обязательно, что язва у каждого из нас будет обязательно настолько сильной. Плесени может быть и по-минимуму, а может и вовсе не быть, или быть по-максимуму. Если лично у Вас плесени нет и мёд льётся без добавления яда, мы можем Вас поздравить с тем, что Вы очень гармоничная личность, достигшая того, что называется 25 типом. О нём ещё тоже расскажем, но потом.

И ещё следует упомянуть тех, кто прославился в основном своей Третьей функцией: Мать Тереза (3 Физика = физическое сострадание всем людям), Махатма Ганди (3 Физика = ненасилие), Иммануил Кант (3 Логика = философия «Критика чистого разума»), Антон Чехов (3 Эмоция = литература), Константин Станиславский (3 Воля = психологизм в кино).

А теперь перейдём к Четвёртой функции!

sociomodel.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *