Функциональное состояние человека как интегральная характеристика Текст научной статьи по специальности «Психология»
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
М.В. Хватова
В статье представлен теоретический анализ понятия «состояние», сопоставлена его сущность и взаимная дополнительность в разных дисциплинах, отражена необходимость комплексного, междисциплинарного исследования состояний человека и возможности использования функционального состояния человека как интегральной характеристики деятельности.
Ключевые слова: функциональное состояние, психические физиологические состояния, междисциплинарные исследования.
В настоящее время как в психологии, так и во всей науке в целом приоритет отдается междисциплинарным исследованиям. Потребность в междисциплинарных знаниях порождает поиск методов исследования, форм интеграции теоретических подходов и формирование понятийного аппарата. Известны общеметодологические категории, которые широко используются в разных научных дисциплинах со своим понятийным акцентом. К таким метапонятиям относится категория «состояние». Состояния человека являются предметом теоретических разработок как в психологии, так и физиологии. Изучение теоретических и прикладных аспектов проблемы состояний человека является актуальным, поскольку в теоретическом плане отсутствует достаточно четкое определение как в отдельных науках (психология, физиология), так и отражающее междисциплинарный характер, а в практике существует потребность оценки состояний, в том числе в учебной и трудовой деятельности.
Настоящая статья направлена на анализ теоретических представлений о понятии «состояние», сопоставление его сущности и взаимной дополнительности в разных дисциплинах; акцент сделан на комплексности и междисциплинарности исследований состояний человека и возможности использования функционального состояния человека как интегральной характеристики деятельности.
Целью данной статьи является теоретико-методологический анализ проблемы состояний человека в междисциплинарных исследованиях.
Состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Проблема состояний изначально
являлась предметом исследования в физиологии, где основное внимание исследователей было направлено на изучение состояния утомления как фактора, снижающего эффективность трудовой деятельности и эмоциональных состояний [1-3]. Позже проблема состояний человека стала рассматриваться в психологии. Психическое состояние как самостоятельную категорию впервые выделил В.Н. Мясищев [4].
Е.П. Ильин отмечает, что изучение проблемы нормальных состояний человека велось по двум направлениям: физиологи и психофизиологи изучали функциональные состояния (ФС), а психологи — эмоциональные и психические. На самом же деле границы между этими состояниями зачастую настолько размыты, что разница имеется только в названии. Вместе с тем несмотря на обилие публикаций, эта проблема не получила еще достаточно полного освещения, в том числе и теоретического [5].
В рамках биологических наук подходы к проблеме функционального состояния в отечественной и мировой науке имеют различия. В западной литературе данная проблема рассматривается в рамках представлений об уровнях активации и уровнях бодрствования, как правило, в контексте теории активации Д.Б. Линдсли [6]. По существу функциональное состояние человека отождествляется с уровнем бодрствования, а функциональное состояние мозга с уровнем активации.
В отечественной литературе на проблему ФС существуют следующие взгляды. И.П. Павлов [7] указывал, что живой организм как система существует в окружающей природе только благодаря способности уравновешивать свою внутреннюю среду с внешней за счет определенных реакций на внешние. Ре-
зультатом этого процесса, как он полагал, является формирование особого, свойственного конкретным условиям ФС.
Одно из наиболее общих представлений ФС было дано позднее Е.Н. Соколовым, предлагавшим рассматривать его как фон, на котором развиваются поведенческие реакции человека и животных [8]. Сходной точки зрения придерживаются Б.И. Котляр и Н.О. Тимофеева, они отмечают, что под обычно употребляемым термином ФС чаще всего понимают активность мозга, на фоне которой развиваются поведенческие акты и осуществляется высшая нервная деятельность. Таким фоном могут служить состояния, которые образуя некий континуум, отличаются друг от друга прежде всего по интенсивности активации головного мозга [9].
В.Н. Кирой предложил рассматривать ФС индивида как одно из его базовых свойств. Текущее ФС с его индивидуальными особенностями формируется, по его мнению, на основе актуальных потребностей в процессе выбора и реализации различных поведенческих программ и является одним из приспособительных механизмов живых систем всех уровней организации, опосредуя собой любое их взаимодействие с окружающей средой. В рамках этого подхода все многообразие «функциональных рабочих состояний» (утомление, монотония, врабатывание, оптимальная работоспособность и др.) предлагается рассматривать как результат изменения базовых уровней, традиционно выделяемых на шкале бодрствования, различными «деформирующими» факторами [10].
Функциональный подход к состоянию человека получил широкое развитие благодаря теории функциональных систем П.К. Анохина и концепции деятельности как основного методологического принципа отечественной науке, в связи с чем ФС связывают с общественно значимой трудовой деятельностью [11].
Деятельностный аспект ФС отражен в определении, приводимом в словаре физиологических терминов: «ФС — это интегральный комплекс наличных характеристик тех качеств и свойств организма, которые прямо или косвенно определяют деятельность человека. ФС есть системный ответ организма, обеспечивающий его адекватность потребностям деятельности, поэтому главным содер-
жанием ФС является характер интеграции функций и особенно регулирующих механизмов. Описывая ФС как системную реакцию организма, выделяют в качестве основных элементарных структур или звеньев системы функции и процессы разного уровня…» [12].
Психическое состояние как особая психологическая категория и объект научного исследования были обозначены Н.Д. Левитовым. Согласно его определению, «психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» [13].
Проблема психических состояний во многом остается нерешенной в теоретическом плане. Так, затруднена систематизация психических состояний в связи с их множеством, к примеру, существует до 63 понятий состояний. Психические состояния одновременно являются формой интеграции и текущих изменений организма, и динамики психических процессов, и актуальных особенностей как отдельных сфер личности, так и личности в целом (ее развития).
Сложность определения сущности понятия «состояния человека», как отмечает Е. П. Ильин, заключается в том, что авторы опираются на разные уровни функционирования человека: одни — на физиологический, другие — на психологический, третьи и на тот и другой одновременно. Действительность же такова, что если рассматривать состояния человека, а не отдельных его функциональных систем, то в любом функциональном состоянии присутствует психическое, а в любом психическом физиологическое [5].
Некоторые авторы пытаются разделить понятия «психические состояния» и «функциональные состояния», отмечая что они не тождественны, хотя и взаимосвязаны. Психическое базируется на функциональном состоянии мозга. При этом если психическое состояние есть целостная интегральная характеристика деятельности всех элементов, участвующих в психическом акте, то функциональное состояние характеризует процессы регуляции в физиологических системах, обеспечивающих психическую деятельность [14].
Определение психофизиологического состояния предполагает, что оно причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней (субсистем) управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. По мнению Е.П. Ильина, состояние может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования: психического (переживания), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы), поведенческого (мотивированное поведение). Заключение об имеющемся у человека состоянии можно сделать только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней. Психическая сторона состояний находит отражение в виде переживаний и чувств, а физиологическая — в изменении ряда функций, и в первую очередь вегетативных и двигательных. Переживания и физиологические изменения неотделимы друг от друга и всегда сопутствуют.
Из всего сказанного следует, что состояние отражает уровень функционирования как отдельных систем, так и всего организма, поэтому логично говорить не о психических или психофизиологических состояниях, а о функциональных состояниях.
Однако на сегодняшний момент в науке понятие функциональное состояния закрепилось у физиологов, поэтому его используют, чтобы отделить физиологические состояния от психических (психофизиологических). На
наш взгляд, понятие функциональные состояния должно быть использовано более широко, за пределами только физиологического смысла, отражать многоуровневый характер и интегрирующую функцию.
Е.П. Ильин отмечал интегрирующую функцию состояний в образовании функциональных систем и представлял ФС как «реакцию функциональных систем и в целом организма на внешние и внутренние воздействия, направленную на получение полезного результата» [15]. При этом под полезным результатом им понималось достижение как биологических (сохранность, обеспечение жизнедеятельности организма и т. д.), так и различных социальных целей.
Функциональное состояние включает две качественно различные стороны — объективную и субъективную. Объективная сторона связана с физиологическими процессами и определяет особенности регуляции гомеостаза. Под субъективной стороной функционального состояния понимают психические явления, которые относят к личностным образованиям. Личностный принцип регуляции состояний и деятельности в настоящее время является общепризнанным. Личностные механизмы регуляции состояний весьма разнообразны, их организация соответствует иерархии структуры личности. Следовательно, функциональное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности или спектра «излюбленных переживаний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов, от степени развития тех или иных волевых качеств, возможно, от интеллектуальных характеристик, а также от психофизиологического единства личности. Следует отметить, что у человека субъективная сторона функционального состояния является ведущей, так как в ходе адаптационных перестроек субъективные сдвиги, как правило, намного опережают объективные.
В работе Н.Н. Даниловой предпринята попытка анализа основных методологических вопросов психофизиологии функциональных состояний. По мнению автора, широкое использование термина ФС разными областями наук объясняется тем, что в самых различных сферах деятельности человека успешность его труда, обучения, творчества,
физическое и психическое здоровье в значительной мере зависят от ФС человека.
Часто встречающееся определение ФС как фоновой активности нервных центров, при которой и реализуется та или иная конкретная деятельность человека, носит самый общий характер и недостаточно раскрывает самое понятие. Поэтому ФС следует рассматривать как особое психофизиологическое явление со своими закономерностями, которое заложено в архитектуре модулирующих функциональных систем и которое проявляется на биохимическом, физиологическом, поведенческом и психологическом (субъективном) уровнях. Данный взгляд на ФС акцентирует важность изучения его собственных механизмов регуляции [16].
Приведенный анализ литературы свидетельствует о расхождениях в представлении разных авторов о функциональном состоянии. Вместе с тем междисциплинарный характер исследований требует расширения и уточнения использования этого термина. С одной стороны, существует укрепившийся взгляд на понятие ФС, заимствованное из физиологии, как некоторой активности мозга или организма. С другой стороны, функциональное состояние рассматривается как система, которая включает в себя объективные компоненты (физиологические процессы) и субъективные (психические явления).
Ответ на возникшие противоречия во взглядах на ФС как активность физиологических систем и психофизиологическое явление, возможно, находится в разделении таких понятий, как функциональное состояние организма и функциональное состояние человека. В психологическом словаре дается определение этим понятиям:
«Функциональное состояние организма -интеграция активности различных физиологических систем, определяющая особенности осуществления деятельности. ФС имеет тоническую составляющую — базовый уровень активности основных физиологических систем (общий обмен, гормональный статус, соотношение активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы) и фазические компоненты, формирующиеся при необходимости реализации определенных видов деятельности. . В процессе деятельности различают связанные с ФС уровни работоспособности (умственной и
физической), напряженности и степень утомления (Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер)».
«Функциональное состояние человека -интегративная характеристика человека с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализацию систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности. . Классификации ФС человека строятся на основе прагматических и содержательных критериев. Выделяют оптимальные и неоптимальные виды ФС человека; острые хронические, пограничные. К числу основных качественно специфичных классов ФС человека относятся состояние оптимальной работоспособности, утомление, монотония, разные формы физиологического и психологического стресса» [17].
Таким образом, понятие «функциональное состояние организма» отражает физиологический смысл, а функциональное состояние человека — системное психофизиологическое явление.
В целом можно отметить, что в настоящее время в науке сложились следующие методологические принципы в изучении ФС.
Первым методологическим принципом изучения функциональных состояний является представление о нем как об особом базальном механизме интегративной деятельности мозга. Вторым методологическим принципом изучения функциональных состояний является представление о функциональном состоянии как системном явлении. Третий методологический принцип, который полезно учитывать при изучении функциональных состояний и выявлении базальных механизмов его регуляции — дифференциально-психологический подход. Этот принцип требует, чтобы заключение о ФС, о его соответствии оптимуму и норме выполнялось бы на основе учета индивидуально-психологических свойств человека.
Проблема ФС привлекательна и актуальна в аспекте адаптации человека. Так, уровни адаптации связаны с функциональным состоянием организма человека. По мнению А.Г. Маклакова, ФС представляют собой динамичные образования, которые являются интегральной характеристикой всех взаимосвязанных уровней адаптации [18].
П.К. Анохин считает, что центральным звеном любой системы является результат ее
функционирования — ее системообразующий фактор. Таким системообразующим фактором для целостного организма является адаптация. Следовательно, функциональное состояние есть характеристика уровня функционирования систем организма в определенный период времени, отражающая особенности гомеостаза и процесса адаптации [11].
С позиции адаптации оценка, прогнозирование и оптимизация ФС человека имеют отчетливый прикладной аспект.
Целесообразность диагностики состояний человека определяется такими причинами, как необходимость оценки уровня активности и самочувствия человека; необходимость прогнозирования уровня работоспособности человека: либо для ее повышения путем регуляции возникшего негативного состояния, либо принятие решения о прекращении деятельности, чтобы сохранить здоровье человека [5].
Методологическим положением в диагностике состояний, исходя из большинства определений этого понятия, является комплексный подход. Более того, для диагностики психофизиологических состояний и подбора оптимального количества методик нужен структурный, системный подход [15, 19]. Распознать то или иное состояние человека можно, учитывая целый ряд показателей, отражающих направленность изменений в различных физиологических и психологических системах.
Выбор показателей для оценки психофизиологического состояния должен быть целенаправленным, отражающим качество реакции важнейших уровней (блоков) организма и личности. Так, Е.П. Ильин [5] отмечает системный характер психических состояний, который включает в себя реагирование разных уровней: психического (переживание, изменение протекания психических процессов), физиологического (гуморальная регуляция со стороны эндокринной и вегетативной нервной системы) и поведенческого (психомоторное реагирование). Качественное своеобразие изменений на этих уровнях создает специфическую качественную характеристику определенного состояния.
Следует отметить, во-первых, что сложность диагностики состояний состоит в том, что в реальности часто наблюдается накладывание одного состояния на другое, при
этом одно состояние маскирует другое, например состояние эйфории и утомления. Во-вторых, при диагностике состояний необходимо учитывать индивидуальные особенности реагирования, которые могут зависеть от уровня эмоциональной возбудимости, развитости силы воли и других личностных факторов.
Таким образом, не существует единого взгляда на проблему функционального состояния, нет единого определения и классификации. Проблема ФС требует комплексного подхода и методологического разрешения ряда вопросов. ФС человека — системное психофизиологическое явление. Под ФС мы понимаем интегральную характеристику тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают эффективность жизнедеятельности и/или деятельности (трудовой или учебной). ФС включают объективную и субъективную стороны; объективная сторона отражает процессы физиологического уровня, а субъективная является личностным образованием, при этом ей отводится ведущая роль в регуляции состояний. При диагностике ФС человека следует исходить из принципов дифференциальнопсихологического подхода. Все вышесказанное подтверждает значимость изучения механизмов ФС человека в связи с необходимостью решения ряда фундаментальных и прикладных проблем.
1. Богуславский В.О. Кривая мышечной усталости человека под влиянием разных условий: дис. … д-ра псих. наук. СПб., 1891.
2. Ухтомский А.А. Утомление // БСЭ. 1936. Т. 56. С. 420.
3. Ухтомский А.А. Физиология двигательного аппарата. Утомление: собр. соч. Л., 1952. Т. 3.
4. Мясищев В.Н. О типах поведения и типах нервных систем // Вопр. изучения и воспитания личности. М., 1932. Вып. 3-4.
5. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб., 2005.
6. Линдсли Д.Б. Ретикулярная система и процесс раздельного восприятия // Ретикулярная формация мозга. Н., 1962. С. 451-470.
7. Павлов И.П. Полн. собр. тр.: в 5 т. М.; Л., 1949. Т. 3.
8. Соколов Е.Н. Представление функциональных состояний точками в многомерном пространстве // Функциональные состояния. М., 1978. С. 53-54.
9. Котляр Б.И., Тимофеева Н.О. Проблема состояний мозга в свете идей А.А. Ухтомского и данных современной нейрофизиологии // Учение А.А. Ухтомского о доминанте и современная нейрофизиология: сб. науч. тр. Л., 1990. С. 203-217.
10. Кирой В. Н. Локальные и дистальные биоэлектрические явления как отражение различных аспектов интегративной деятельности мозга // Принципы и механизмы деятельности мозга человека: II Всесоюз. конф. Л., 1989. С. 125.
11. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
12. Словарь физиологических терминов / отв. ред. О.Г. Газенко. М., 1987.
13. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
14. Габдреева Г.Ш. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса // Психологическая служба в вузе. Казань, 1981. С. 105-174.
15. Ильин Е.П. Теория функциональных систем и психофизиологических состояний // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., 1978. С. 325-347.
16. Данилова Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М., 1992.
17. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В Зинченко. СПб., 2003.
18. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2007.
19. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. О системном анализе психических состояний // Новые исследования в психологии. М., 1987. № 1 (36).
С. 3-7; № 2. С. 3-7.
Поступила в редакцию 14.01.2008 г.
Khvatova M.V. Functional condition of a person as integral characteristic. In the paper theoretical analysis of the concept «condition» is presented. The author compares its essence and mutual supplement in different disciplines, shows the necessity of complex, interdisciplinary research of conditions of a person and opportunities of use of a functional condition of a person as an integral characteristic of activity.
Key words: functional condition, psychical and physiological conditions, interdisciplinary researches.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ
Г.В. Булгаков
В статье экономический интерес рассматривается как многосторонняя общественная категория, которой занимаются различные науки. Проведен анализ различных подходов в вопросе о сущности интереса и его характере. Отмечается, что исследование интереса с позиции экономиста важно, как объективное содержание потребности и интереса, так и субъективные признаки, связанные с формированием и реализацией интересов и потребностей людей.
Ключевые слова: исследование экономических интересов, содержание потребности и интереса, потребностей людей.
Интерес — многосторонняя общественная категория. Ею занимаются различные науки: экономическая теория, философия, право, социология, педагогика, психология и др. Каждая из этих наук рассматривает данную категорию в своем аспекте. О многосложности названной категории свидетельствует и большой спектр ее определений различными теоретиками. Да и едва ли было бы правильным требовать единого определения интереса во всех науках: то, что является более значимым и существенным с точки зрения эко-
номической теории, может оказаться менее значимым, к примеру, для психолога или социолога.
И ученые и практики сходятся в одном: в признании огромной роли интересов как движущей силы, побуждающей индивида, различные общественные группы и все общество к активной деятельности, к активному взаимодействию.
Различия в подходе ученых наблюдаются не только в вопросе о сущности интереса, но и о его характере. Дан ли нам интерес
cyberleninka.ru
Функциональные и психические состояния | PSYERA
Термин «состояние», обусловливающий поведение человека, представляет собой системное понятие.
Психофизиологическое состояние (функциональное) — это совокупность трех составляющих:
- внутренние психофизиологические условия;
- внешняя среда, в том числе и социальная;
- факторы деятельности.
Всякая деятельность, идеальная (психическая) или внешне реализуемая (поведенческая), предполагает наличие определенного фона или, другими словами, определенных условий. При одних условиях эта деятельность может протекать успешно, при других — менее успешно, при третьих — вообще невозможна. Для биологических систем высокого уровня развития, каким является человек, определение условий, детерминирующих различные реакции, является решающим, но часто вызывает затруднения. Каждый из нас субъективно отличает состояние высокой работоспособности от состояния утомления и сонливости, напряжение внимания от расслабленности.
Актуальность проблемы анализа и оценки функционального состояния человека, как фактора, обуславливающего его поведение и возможности, привела к созданию различных гипотез и теорий для объяснения различных состояний, хотя до настоящего времени определение понятия «функциональное состояние» неоднозначно и разные авторы дают его различную трактовку:
Функциональное состояние — интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности (В.И. Медведев).
Функциональное состояние — это интегральная характеристика наличных свойств, качеств человека, определяющих эффективность его деятельности (В.П. Зинченко).
Под функциональным состоянием понимается некоторый симптомокомплекс характеристик физиологических и психофизиологических процессов, определяющих уровень активности функций и систем организма, особенности жизнедеятельности, и обусловливающих в большой мере работоспособность и поведение человека (В.Л. Марищук).
Все приведенные определения имеют одну логическую основу. Состояние характеризуется как совокупность или симптомокомплекс различных характеристик, процессов, свойств и качеств, обусловливающих уровень активности систем, эффективность деятельности и поведение. Состояние — причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психологических уровней управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. В психологической литературе часто нет четкой границы между понятиями «функциональное состояние» или «психофизиологическое состояние» и «психическое состояние».
Психическое состояние — целостная характеристика психической деятельности, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (Н.Д. Левитов). Психические состояния чаще проявляются как реакция на ситуацию или деятельность и носят адаптивный приспособительный характер. В отличие от физиологических реакций, отражающих энергетическую сторону адаптационных процессов, психические состояния определяются преимущественно информационным фактором и отвечают за обеспечение приспособительного поведения на психическом уровне. Психические состояния — явления исключительно индивидуальные, так как зависят от особенностей конкретной личности, ценностных ориентации, мотивации и т.д. Часто наблюдается несоответствие психических состояний вызвавшим их условиям, иными словами, ослабление их приспособительной роли, вплоть до полной дезорганизации поведения. Психическое состояние является неотъемлемой составной частью функционального состояния.
Состояния отличаются богатым разнообразием. В каждом из них одна из характеристик является ведущей в том смысле, что она в наибольшей степени обусловливает прочие отдельные параметры состояния и его своеобразие в целом. В каждом состоянии так или иначе отражено духовное (психическое) и телесное (физиологическое) бытие человека. Состояния многомерны. Они выступают и как система организации психических процессов, и как субъективное отношение к отражаемому явлению, и как механизм реагирования на окружающую действительность. В психофизиологических состояниях находит отражение взаимодействие человека с окружающей средой. Любые изменения во внешней среде, изменения во внутреннем мире личности влекут за собой переход в новое состояние, меняют уровень активности субъекта.
Наиболее выраженные полярные состояния — периоды сна и бодрствования, исследуемые функциональные состояния — сон и бодрствование. Уровень бодрствования неоднороден, традиционно выделяют: утомление, монотонию, напряженность. Отдельно рассматривают различные формы стресса как психологической природы, связанные со стрессорами, действующими через вторую сигнальную систему, т.е. через словесные раздражители, так и связанные с воздействием социальных условий среды, а также и состояния, вызываемые воздействием экстремальных факторов физической природы, таких, как температурные, механические, бароакустические, световые, барические. Любое состояние есть результат включения индивида в определенную деятельность, в ходе которой состояние формируется и активно преобразуется, оказывая в свою очередь влияние на осуществление деятельности. Сам термин «функциональное состояние» вводится для характеристики эффективностной стороны деятельности или поведения человека и предполагает решение вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнить конкретный вид деятельности.
Все многообразие форм поведения человека обусловлено их качественной специфичностью, что определяется предметной направленностью деятельности и ее мотивацией. В то же время разные формы активности человека можно охарактеризовать с точки зрения интенсивности их проявления. Под этим обычно подразумевают степень актуализации психофизиологических ресурсов индивида, необходимых для выполнения определенной деятельности в конкретных условиях. Таким образом, к роли функциональных состояний можно подходить с разных сторон. Первоначально понятие «функциональное состояние» возникло в физиологии и было содержанием исследований энергетических затрат работающего организма. Следует заметить, что анализ функционального состояния работающего человека в условиях реальной деятельности предполагает учет не только энергетических характеристик, но и психологических и социальных факторов, оказывающих влияние на индивида.
Исследование функциональных состояний проводится в следующих направлениях:
- Оценка индивидуальных особенностей личности (физиологических, психологических), например, с целью профотбора, профпригодности, психодиагностики и коррекции.
- Распознавание устойчивых психофизиологических свойств, необходимых для надежного выполнения деятельности. Установление временных, скоростных, информационных возможностей человека, обусловленных генетически или полученных при обучении (для прогнозирования эффективности деятельности).
- Определение максимально возможного времени нахождения в измененной среде, которое не вызывает нарушения здоровья человека (экстремальные ситуации).
Таким образом, функциональное состояние выступает в качестве важнейшего фактора, обусловаливающего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, общения, познания, оказывает существенное влияние на эффективность и качество различных видов деятельности, на существование человека как личности.
psyera.ru
Функциональные состояния человека — Мегаобучалка
Функциональное состояние человека характеризует его деятельность в конкретном направлении, в конкретных условиях, с конкретным запасом жизненной энергии. А. Б. Леонова подчеркивает, что понятие функционального состояния вводится для характеристики эффективностной стороны деятельности или поведения человека. Речь идет о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять определенный вид деятельности.
Состояние человека можно описать с помощью многообразных проявлений: изменений в функционировании физиологических систем (центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, эндокринной и т. д.), сдвиги в протекании психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания), субъективные переживания.
В. И. Медведев предложил следующее определение функциональных состояний: «Функциональное состояние человека понимается как интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности» (СНОСКА: Введение в эргономику. / Под ред. В. П. Зинченко. М., 1974. С. 94.).
Функциональные состояния определяются множеством факторов. Поэтому состояние человека, возникающее в каждой конкретной ситуации, всегда уникально. Однако среди многообразия частных случаев достаточно отчетливо выделяются некоторые общие классы состояний:
— состояния нормальной жизнедеятельности;
— патологические состояния;
— пограничные состояния.
Критериями для отнесения состояния к определенному классу служат надежность и цена деятельности. С помощью критерия надежности функциональное состояние характеризуется с точки зрения способности человека выполнять деятельность на заданном уровне точности, своевременности, безотказности. По показателям цены деятельности дается оценка функционального состояния со стороны степени истощения сил организма и в конечном итоге влияния его на здоровье человека.
На основании указанных критериев все множество функциональных состояний применительно к трудовой деятельности делится на два основных класса — допустимых и недопустимых или, как их еще называют, разрешенных и запрещенных.
Вопрос об отнесении того или иного функционального состояния к определенному классу специально рассматривается в каждом отдельном случае. Так, ошибочно считать состояние утомления недопустимым, хотя оно приводит к снижению эффективности деятельности и является очевидным следствием истощения психофизических ресурсов. Недопустимыми являются такие степени утомления, при которых эффективность деятельности переходит нижние границы заданной нормы (оценка по критерию надежности) или появляются симптомы накопления утомления, приводящие к переутомлению (оценка по критерию цены деятельности).
Чрезмерное напряжение физиологических и психологических ресурсов человека является потенциальным источником возникновения разных заболеваний. Именно на этом основании выделяются нормальные и патологические состояния. Последний класс является предметом медицинских исследований. Наличие пограничных состояний может привести к болезни. Так, типичными следствиями длительного переживания стресса являются болезни сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, неврозы. Хроническое переутомление является пограничным состоянием по отношению к переутомлению — патологическому состоянию невротического типа. Поэтому все пограничные состояния в трудовой деятельности относятся к категории недопустимых. Оки требуют введения соответствующих профилактических мер, в разработке которых непосредственное участие должны принимать и психологи.
Другая классификация функциональных состояний строится на основании критерия адекватности ответной реакции человека требованиям выполняемой деятельности. Согласно этой концепции, все состояния человека делят на две группы — состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования.
Состояния адекватной мобилизации характеризуются соответствием степени напряжения функциональных возможностей человека требованиям, предъявляемым конкретными условиями деятельности. Оно может нарушаться под влиянием самых разных причин: продолжительности деятельности, повышенной интенсивности нагрузки, накопления утомления и т. д. Тогда возникают состояния динамического рассогласования.Здесь усилия превышают необходимые для достижения данного результата деятельности.
Внутри этой классификации могут быть охарактеризованы практически все состояния работающего человека. Анализ состояний человека в процессе длительно выполняемой работы обычно ведется с помощью изучения фаз динамики работоспособности, внутри которых специально рассматриваются формирование и характерные особенности утомления. Характеристика деятельности с точки зрения величины затрачиваемых на работу усилий предполагает выделение различных уровней напряженности деятельности.
Традиционной областью изучения функциональных состояний в психологии является исследование динамики работоспособности и утомления. Утомление — это естественная реакция, связанная с нарастанием напряжения при продолжительной работе. Сфизиологической стороны развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе на менее выгодные способы функционирования систем: поддержание минутного объема кровотока осуществляется за счет увеличения частоты сердечных сокращений вместо увеличения ударного объема, двигательные реакции реализуются большим числом функциональных мышечных единиц при ослаблении силы сокращении отдельных мышечных волокон и др. Это находит выражение в нарушениях устойчивости вегетативных функций, снижении силы и скорости мышечного сокращения, рассогласовании в психических функциях, затруднениях выработки и торможении условных рефлексов. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений.
По мере роста утомления наблюдаются значительные изменения в протекании различных психических процессов. Для этого состояния характерны заметное снижение чувствительности различных органов чувств вместе с ростом инерционности этих процессов. Это проявляется в увеличении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, снижении критической частоты слияния мельканий, возрастании яркости и длительности последовательных образов. Нередко при утомлении уменьшается скорость реагирования — увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Однако может наблюдаться и парадоксальное (на первый взгляд) увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок.
Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков. Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания — сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, то есть ухудшается сознательный контроль за выполнением деятельности.
Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Наблюдается также снижение показателей кратковременной памяти, что связано с ухудшением удержания информации в системе кратковременного хранения.
Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия новых решений, или нарушения целенаправленности интеллектуальных актов.
По мере развития утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется «деловая» мотивация, то потом преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении работы в состоянии утомления это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.
Описанный симптомокомплекс утомления представлен разнообразными субъективными ощущениями, знакомыми каждому как переживание усталости.
При анализе процесса трудовой деятельности выделяются четыре стадии работоспособности:
1) стадия врабатывания;
2) стадия оптимальной работоспособности;
3) стадия утомления;
4) стадия «конечного порыва».
За ними следует рассогласование трудовой деятельности. Восстановление оптимального уровня работоспособности требует прекратить вызвавшую утомление деятельность на такой период времени, который необходим как для пассивного, так и активного отдыха. В тех случаях, когда продолжительность или полноценность периодов отдыха недостаточны, происходит накопление, или кумуляция, утомления.
Первыми симптомами хронического утомления служат разнообразные субъективные ощущения — чувства постоянной усталости, повышенной утомляемости, сонливости, вялости и т. д. На начальных стадиях его развития объективные признаки выражены мало. Но о появлении хронического утомления можно судить по изменению соотношения периодов работоспособности, прежде всего, стадий врабатывания и оптимальной работоспособности.
Для исследования широкого спектра состояний работающего человека также используется термин «напряженность». Степень напряженности деятельности определяется структурой процесса труда, в частности содержанием рабочей нагрузки, ее интенсивностью, насыщенностью деятельности и т. д. В этом смысле напряженность интерпретируется с точки зрения требований, предъявляемых конкретным видом труда к человеку. С другой стороны, напряженность деятельности может характеризоваться психофизиологическими затратами (ценой деятельности), необходимыми для достижения трудовой цели. В этом случае под напряженностью понимается величина усилий, прилагаемых человеком для решения поставленной задачи.
Выделяются два основных класса состояний напряженности: специфической, определяющей динамику и интенсивность психофизиологических процессов, лежащих в основе выполнения конкретных трудовых навыков, и неспецифической, характеризующей общие психофизиологические ресурсы человека и в целом обеспечивающей уровень выполнения деятельности.
Влияние напряженности на жизнедеятельность подтверждено следующим экспериментом: взяли нервно-мышечный аппарат лягушки (икроножную мышцу и нерв, который ее иннервирует) и икроножную мышцу без нерва и подключили к обоим препаратам батарейки от карманного фонарика. Через некоторое время мышца, получавшая раздражение через нерв, перестала сокращаться, а мышца, получавшая раздражение непосредственно от батарейки, сокращалась еще несколько суток. Отсюда психофизиологи сделали вывод: мышца может работать долго. Она практически неутомима. Утомляются проводящие пути — нервы. Точнее, синапсы и нервные узлы, сочленения нервов.
Следовательно, для оптимизации процесса тру довой деятельности есть большие резервы полноценной регуляции состояний, в значительной мере скрывающиеся в правильной организации функционирования человека как биологического организма и как личности.
8.2. Требования к поддержанию работоспособности
Работоспособность — это способность к работе в определенном ритме определенное количество времени. Характеристиками работоспособности являются нервно-психическая устойчивость, темп производственной деятельности, утомляемость человека.
Предел работоспособности как величина переменная зависит от конкретных условий:
— здоровье,
— рациональное питание,
— возраст,
— величина резервных возможностей человека (сильная или слабая нервная система),
— санитарно-гигиенические условия труда,
— профессиональная подготовленность и опыт,
— мотивация,
— направленность личности.
Среди обязательных условий, обеспечивающих работоспособность человека, предупреждающих переутомление, важное место занимает правильное чередование труда и отдыха. В связи с этим одна из задач руководителя заключается в создании для персонала оптимального режима труда и отдыха. Режим следует устанавливать с учетом особенностей конкретной профессии, характера выполняемой работы, конкретных условий труда, индивидуально-психологических особенностей работников. Прежде всего, от этого зависят частота, длительность и содержание перерывов. Перерывы на отдых в течение рабочего дня обязательно должны предшествовать началу ожидаемого снижения работоспособности, а не назначаться позднее.
Психофизиологами установлено, что психологическая бодрость начинается с 6 часов утра и удерживается в течение 7 часов без особых колебаний, но не более. Дальнейшая работоспособность требует повышенного волевого усилия. Улучшение суточного биологического ритма начинается вновь около 15 часов дня и продолжается в течение двух последующих часов. К 18 часам психологическая бодрость постепенно уменьшается, а к 19 часам происходят специфические изменения в поведении: снижение психической стабильности порождает предрасположенность к нервозности, повышает склонность к конфликтам по незначительному поводу. У некоторых людей начинаются головные боли, это время психологи называют критической точкой. К 20 часам вновь активизируется психика, время реакций сокращается, человек быстрее реагирует на сигналы. Такое состояние продолжается и далее: к 21 часу особенно обостряется память, она становится способной запечатлеть многое, что не удалось днем. Далее происходит падение работоспособности, к 23 часам организм готовится к отдыху, в 24 часа тому, кто лег спать в 22 часа, уже снятся сны.
В послеобеденное время есть 2 наиболее критических периода: 1 — около 19 часов, 2 — около 22 часов. Для сотрудников, работающих в это время, требуется особое волевое напряжение и усиление внимания. Наиболее опасный период — 4 часа утра, когда все физические и психические возможности организма близки к нулю.
Работоспособность колеблется и в течение недели. Хорошо известны издержки производительности труда в первый, а иногда и во второй день рабочей недели. Работоспособность претерпевает также сезонные изменения, связанные со временами года (весной она ухудшается).
Во избежание вредного переутомления, для восстановления сил, а также для формирования того, что можно назвать готовностью к работе, необходим отдых. Для предупреждения переутомления сотрудников целесообразны так называемые «микропаузы», т. е. кратковременные, продолжительностью 5-10 минут, перерывы во время работы. В последующее время восстановление функций замедляется и менее эффективно: чем однообразнее, монотоннее труд, тем чаще должны быть перерывы. При разработке режима труда и отдыха менеджеру следует стремиться к замене небольшого числа длительных перерывов более короткими, но частыми. В сфере обслуживания, где требуется большое нервное напряжение, желательны короткие, но частые 5-минутные перерывы, Причем во второй половине рабочего дня в связи с более выраженным утомлением время на отдых должно быть больше, чем в дообеденный период. Как правило, такие «передышки» в современных организациях не приветствуются. Парадоксально, но факт: в более благоприятном положении оказываются курильщики, которые прерываются, как минимум, каждый час. сосредоточиваясь на сигарете. Видимо поэтому так сложно изжить курение в учреждениях, потому что ему пока нет альтернативы для восстановления сил при кратковременном отдыхе, который никто не организовывает.
В середине рабочего дня не позднее чем через 4 часа после начала работы вводится перерыв на обед (40-60 минут).
Существует три вида продолжительного отдыха для восстановления сил после работы:
1. Отдых после рабочего дня. Прежде всего — достаточно продолжительный и крепкий сон (7-8 часов). Недостаток сна не может компенсироваться никаким другим видом отдыха. Кроме сна рекомендуется активный отдых, например, занятия спортом в нерабочее время, который весьма способствует сопротивляемости организма усталости на работе.
2. Выходной день. В это день важно запланировать такие мероприятия, чтобы получить удовольствие. Именно получение удовольствия наиболее хорошо восстанавливает организм от физических и психических перегрузок. Если такие мероприятия не планируются, то способы получения удовольствия могут быть неадекватными: алкоголь, переедание, ссоры с соседями и т. п. Но роль руководителя здесь сводится только к ненавязчивым советам, так как данное время работники планируют самостоятельно.
3. Наиболее длительный отдых — отпуск. Сроки его устанавливаются руководством, но планирование также остается за сотрудниками. Руководитель (профсоюзный комитет) может лишь дать совет по организации отдыха и помочь с приобретением путевок на санаторно-курортное лечение.
Для восстановления работоспособности используются также такие дополнительные методы как релаксация (расслабление), аутогенная тренировка, медитация, психологические тренинги.
Релаксация
Не все проблемы, связанные с утомлением, возможно решить отдыхом в разных его видах. Большое значение имеет сама организация труда и организация рабочего места персонала.
В. П. Зинченко и В. М. Мунипов указывают, что при организации рабочего места должны быть соблюдены следующие условия:
— достаточное рабочее пространство для работника, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования;
— необходимо естественное и искусственное освещение для выполнения оперативных задач;
— допустимый уровень акустического шума, вибраций и других факторов производственной среды, создаваемых оборудованием рабочего места или другими источниками;
— наличие необходимых инструкций и предупредительных знаков, предостерегающих об опасностях, которые могут возникнуть при работе, и указывающих на необходимые меры предосторожности;
— конструкция рабочего места должна обеспечивать быстроту, безотказность и экономичность технического обслуживания и ремонта в нормальных и аварийных условиях.
Б. Ф. Ломов выделил следующие признаки оптимальных условий для протекания трудовой деятельности:
1. Наиболее высокое проявление функций работающей системы (двигательной, сенсорной и др.), например, наибольшая точность различения, наибольшая скорость реакции и т. д.
2. Длительное сохранение работоспособности системы, т. е. выносливость. При этом имеется в виду функционирование на высшем уровне. Так, если определяется, например, темп подачи информации оператору, то можно обнаружить, что при очень низком или слишком высоком темпе длительность сохранения работоспособности у человека сравнительно невелика. Но можно найти и такой темп передачи информации, при котором человек будет продуктивно работать в течение длительного времени.
3. Для оптимальных условий работы характерен наиболее короткий (по сравнению с другими) период врабатываемости, т. е. период перехода вклю чаемой в работу системы человека от состояния по коя к состоянию высокой работоспособности.
4. Наибольшая стабильность проявления функции, т. е. наименьшая вариативность результатов работы системы. Так, человек может наиболее точно по амплитуде или времени многократно воспроизводить то или иное движение при работе в оптимальном темпе. С отступлением от этого темпа вариативность движений возрастает.
5. Соответствие реакций работающей системы человека внешним воздействиям. Если условия, в которых находится система, не оптимальны, то ее реакции могут не соответствовать воздействиям (например, сильный сигнал вызывает слабую, т. е. парадоксальную реакцию, и наоборот). При оптимальных же условиях система проявляет высокую при-способительность и вместе с тем устойчивость, благодаря чему ее реакции в любой данный момент, оказываются соответствующими условиям.
6. При оптимальных условиях наблюдается наибольшая согласованность (например, синхронность) в работе компонентов системы.
megaobuchalka.ru
Функциональное состояние — Психологос
Любое дело требует своей настройки. Чтобы ударить, нужен адреналин. Чтобы спрятаться, нужно съежиться и замереть. Чтобы заметить мелкое движение, нужна концентрация внимания. Чтобы подарить заботу, нужно иметь расположенность души и теплоту рук.
Функциональное состояние — это комплекс, включающий следующие функциональные процессы:
- химизм тела, сердечно-сосудистые изменения,
- мимику (лицевые маски) и пантомимику (осанка, походка, жесты, шея),
- интонационные окраски,
- ритм и способ дыхания,
- строй мышления и картину мира,
- поведенческие установки и программы,
- фиксирующие весь этот комплекс кинестетические ощущения.
Функциональное состояние — душевное и физическое состояние человека, определяемое не его стабильной конституцией, а тонкими настройками. То, что постоянно перестраивается под текущие задачи ситуации и взаимодейтствия с окружающими. Это все то, что называют «эмоции и чувства», сюда же разные режимы работы интеллекта, разный уровень энергетики и бодрости.
Любой человек всегда находится в том или ином функциональном состоянии — он спокоен или возбужден, устал или бодр, внимателен или рассеян, настроен к кому-то или от чего-то, его внимание привлечено к кому-то или чему-то…
Примеры
Устал — то есть человек душой и телом перестроился под режим более экономного расходования энергии и привлечения внимания: «Мне нужна помощь, возьмите часть работы на себя!»
Удивление — то есть душой и телом человек настроился на максимально полное восприятие происходящего и одновременно сигналит: «Показывайте мне всего этого больше!»
Люди, нацеленные на дело и результат, обращают внимание именно на функциональное состояние, сопровождающее эмоции.
www.psychologos.ru
состояние функциональное — это… Что такое состояние функциональное?
- состояние функциональное
— фоновая активность системы нервной, в условиях коей реализуются акты поведенческие. Является общей, интегральной характеристикой работы мозга, означающей общее состояние множества его структур. Зависит от таких факторов, как:
1) особенности характера выполняемой деятельности;
2) значимость мотивов, побуждающих к выполнению конкретной деятельности;
3) величина сенсорной нагрузки, могущая достигать высоких значений или резко падать в условиях депривации сенсорной;
4) исходный уровень активности системы нервной — как отражение предшествующей деятельности субъекта;
5) индивидуальные особенности системы нервной;
6) воздействия, выходящие за рамки естественной среды обитания организма — фармакологические, химические, электрические раздражения и пр.
Состояние функциональное не совпадает с уровнем бодрствования, являющегося его поведенческим проявлением. Есть собственные индикаторы состояния функционального, не сводимые к показателям уровня бодрствования и эффективности деятельности. Сюда относятся характеристики биоэлектрической активности мозга, отражающие активность модулирующей системы мозга.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- состояние реактивное
- сохранение
Смотреть что такое «состояние функциональное» в других словарях:
Функциональное состояние — Уровень состояния физиологических функций, меняющийся в зависимости от характера и условий деятельности человека Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
функциональное состояние — фоновая активность нервной системы, в условиях которой реализуются те или другие поведенческие акты животных и человека. Является общей, интегральной характеристикой работы мозга, обозначающей общее … Большая психологическая энциклопедия
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА — (англ. functional state of man) интегративная характеристика состояния человека с т. зр. эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности. Традиционно в… … Большая психологическая энциклопедия
Функциональное состояние организма — Функциональное состояние комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе… Источник: ОЦЕНКА… … Официальная терминология
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (организма) — (англ. functional state of organism) интеграция активности различных физиологических систем, определяющая особенности осуществления деятельности. Ф. с. имеет тоническую составляющую базовый уровень активности основных физиологических систем… … Большая психологическая энциклопедия
Функциональное программирование — Парадигмы программирования Агентно ориентированная Компонентно ориентированная Конкатенативная Декларативная (контрастирует с Императивной) Ограничениями Функциональная Потоком данных Таблично ориентированная (электронные таблицы) Реактивная … Википедия
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОПЕРАТОРА — интегративная характеристика состояния человека с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее организации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности. Традиционно в физиологии и психофизиологии… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Функциональное состояние космонавта — 6. Функциональное состояние космонавта Наличный уровень активности функциональных систем организма космонавта, характеризуемый степенью адекватности конкретной деятельности, выполняемой космонавтом Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Функциональное состояние — фоновая активность ЦНС, в условиях которой осуществляется та или иная деятельность. Уровень Ф. а. – это фактор, ухудшающий или улучшающий деятельность. При снижении уровня возможно нарушение воспроизводимости как приобретенных навыков, так и… … Словарь дрессировщика
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА — интеграция уровней активности различных физиологических систем, определяющая условия осуществления деятельности. Ф. с. о. имеют тоническую составляющую базовый уровень активности основных физиологических систем (основной обмен, гормональный… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Книги
- Влияние гипогеомагнитных условий на функциональное состояние ЦНС крыс, Гуль Елизавета Виктор. В монографии с помощью современных стандартных тестов и с помощью специально разработанных методов исследуется влияние среды ослабленного магнитного поля Земли на поведение и функционально… Подробнее Купить за 9589 руб
- Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и умственная работоспособность детей 7-9 лет в течение недели и учебного года, О.В. Григорьева. Монография рассчитана на специалистов в области физиологии, медицины, психологии и педагогики, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами гармоничного развития человека. В… Подробнее Купить за 906 грн (только Украина)
- Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и умственная работоспособность детей 7-9 лет в течение недели и учебного года, О.В. Григорьева. Монография рассчитана на специалистов в области физиологии, медицины, психологии и педагогики, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами гармоничного развития человека. В… Подробнее Купить за 805 руб
psychology.academic.ru
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ — это… Что такое ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?
- ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
- — фоновая активность нервной системы, в условиях которой реализуются те или другие поведенческие акты животных и человека. Является общей интегративной характеристикой работы мозга, обозначающей общее состояние множества его структур
Психомоторика: cловарь-справочник.— М.: ВЛАДОС. В.П. Дудьев. 2008.
- ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
- ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ БЛОКИ МОЗГА
Смотреть что такое «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ» в других словарях:
Функциональное состояние — Уровень состояния физиологических функций, меняющийся в зависимости от характера и условий деятельности человека Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
функциональное состояние — фоновая активность нервной системы, в условиях которой реализуются те или другие поведенческие акты животных и человека. Является общей, интегральной характеристикой работы мозга, обозначающей общее … Большая психологическая энциклопедия
Функциональное состояние — фоновая активность ЦНС, в условиях которой осуществляется та или иная деятельность. Уровень Ф. а. – это фактор, ухудшающий или улучшающий деятельность. При снижении уровня возможно нарушение воспроизводимости как приобретенных навыков, так и… … Словарь дрессировщика
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА — (англ. functional state of man) интегративная характеристика состояния человека с т. зр. эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности. Традиционно в… … Большая психологическая энциклопедия
Функциональное состояние организма — Функциональное состояние комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе… Источник: ОЦЕНКА… … Официальная терминология
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (организма) — (англ. functional state of organism) интеграция активности различных физиологических систем, определяющая особенности осуществления деятельности. Ф. с. имеет тоническую составляющую базовый уровень активности основных физиологических систем… … Большая психологическая энциклопедия
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОПЕРАТОРА — интегративная характеристика состояния человека с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее организации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности. Традиционно в физиологии и психофизиологии… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Функциональное состояние космонавта — 6. Функциональное состояние космонавта Наличный уровень активности функциональных систем организма космонавта, характеризуемый степенью адекватности конкретной деятельности, выполняемой космонавтом Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА — интеграция уровней активности различных физиологических систем, определяющая условия осуществления деятельности. Ф. с. о. имеют тоническую составляющую базовый уровень активности основных физиологических систем (основной обмен, гормональный… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА — (англ. functional state of man) – интегративная характеристика состояния человека с т. зр. эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности. Уровни… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Книги
- Влияние гипогеомагнитных условий на функциональное состояние ЦНС крыс, Гуль Елизавета Виктор. В монографии с помощью современных стандартных тестов и с помощью специально разработанных методов исследуется влияние среды ослабленного магнитного поля Земли на поведение и функционально… Подробнее Купить за 9589 руб
- Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и умственная работоспособность детей 7-9 лет в течение недели и учебного года, О.В. Григорьева. Монография рассчитана на специалистов в области физиологии, медицины, психологии и педагогики, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами гармоничного развития человека. В… Подробнее Купить за 906 грн (только Украина)
- Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и умственная работоспособность детей 7-9 лет в течение недели и учебного года, О.В. Григорьева. Монография рассчитана на специалистов в области физиологии, медицины, психологии и педагогики, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами гармоничного развития человека. В… Подробнее Купить за 805 руб
psychomotor.academic.ru
Функциональное состояние — это… Что такое Функциональное состояние?
- Функциональное состояние
Функциональное состояние
Уровень состояния физиологических функций, меняющийся в зависимости от характера и условий деятельности человека
Смотри также родственные термины:
6. Функциональное состояние космонавта
Наличный уровень активности функциональных систем организма космонавта, характеризуемый степенью адекватности конкретной деятельности, выполняемой космонавтом
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.
- Функциональное резервирование
- Функциональное состояние космонавта
Смотреть что такое «Функциональное состояние» в других словарях:
функциональное состояние — фоновая активность нервной системы, в условиях которой реализуются те или другие поведенческие акты животных и человека. Является общей, интегральной характеристикой работы мозга, обозначающей общее … Большая психологическая энциклопедия
Функциональное состояние — фоновая активность ЦНС, в условиях которой осуществляется та или иная деятельность. Уровень Ф. а. – это фактор, ухудшающий или улучшающий деятельность. При снижении уровня возможно нарушение воспроизводимости как приобретенных навыков, так и… … Словарь дрессировщика
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ — фоновая активность нервной системы, в условиях которой реализуются те или другие поведенческие акты животных и человека. Является общей интегративной характеристикой работы мозга, обозначающей общее состояние множества его структур … Психомоторика: cловарь-справочник
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА — (англ. functional state of man) интегративная характеристика состояния человека с т. зр. эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности. Традиционно в… … Большая психологическая энциклопедия
Функциональное состояние организма — Функциональное состояние комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе… Источник: ОЦЕНКА… … Официальная терминология
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (организма) — (англ. functional state of organism) интеграция активности различных физиологических систем, определяющая особенности осуществления деятельности. Ф. с. имеет тоническую составляющую базовый уровень активности основных физиологических систем… … Большая психологическая энциклопедия
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОПЕРАТОРА — интегративная характеристика состояния человека с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее организации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности. Традиционно в физиологии и психофизиологии… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Функциональное состояние космонавта — 6. Функциональное состояние космонавта Наличный уровень активности функциональных систем организма космонавта, характеризуемый степенью адекватности конкретной деятельности, выполняемой космонавтом Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА — интеграция уровней активности различных физиологических систем, определяющая условия осуществления деятельности. Ф. с. о. имеют тоническую составляющую базовый уровень активности основных физиологических систем (основной обмен, гормональный… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА — (англ. functional state of man) – интегративная характеристика состояния человека с т. зр. эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности. Уровни… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Книги
- Влияние гипогеомагнитных условий на функциональное состояние ЦНС крыс, Гуль Елизавета Виктор. В монографии с помощью современных стандартных тестов и с помощью специально разработанных методов исследуется влияние среды ослабленного магнитного поля Земли на поведение и функционально… Подробнее Купить за 9589 руб
- Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и умственная работоспособность детей 7-9 лет в течение недели и учебного года, О.В. Григорьева. Монография рассчитана на специалистов в области физиологии, медицины, психологии и педагогики, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами гармоничного развития человека. В… Подробнее Купить за 906 грн (только Украина)
- Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и умственная работоспособность детей 7-9 лет в течение недели и учебного года, О.В. Григорьева. Монография рассчитана на специалистов в области физиологии, медицины, психологии и педагогики, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами гармоничного развития человека. В… Подробнее Купить за 805 руб
normative_reference_dictionary.academic.ru