2. Функции бессознательного. Символическая жизнь [сборник]
2. Функции бессознательного
Итак, я обрисовал некоторые из принципов, на которых основывается мое отношение к проблеме снов, и поскольку мы хотим исследовать способность человека к продуцированию символов, сны оказываются самым главным и доступным материалом для этой цели. Два основных положения, которые необходимо учитывать при работе со снами, суть следующие: первое – сон следует рассматривать как факт, относительно которого нельзя делать никаких предварительных утверждений, кроме того, что он имеет некоторый смысл; и второе – сон есть специфическое выражение бессознательного. Вряд ли можно сформулировать данные положения более скромно. Неважно, сколь незначительным, по чьему-либо мнению, может быть бессознательное, в любом случае следует признать, что оно достойно исследования, сродни вши, которая, при всем к ней отвращении, все же вызывает живой интерес энтомолога. Если кто-нибудь, имеющий небольшой опыт в понимании снов, полагает, что сон – это хаотическое, бессмысленное событие, то он, конечно, волен полагать и так.
Посмотрим теперь более внимательно на то, как связаны в мозгу сознательное и бессознательное. Возьмем общеизвестный пример. Внезапно вы обнаруживаете, что не можете вспомнить нечто, что только что хотели сказать, хотя перед тем ваша мысль была совершенно ясна и определенна. Или, скажем, вы хотите представить своего друга, а его имя выпало в момент, когда вы собирались его произнести. Вы объясняете это тем, что не можете вспомнить, фактически же мысль стала бессознательной или даже отделилась от сознания. Мы обнаруживаем подобные явления и в связи с нашими органами чувств. Достаточно слушать непрерывную ноту на границе слышимости – и звук то возобновляется, то периодически прекращается.
Эти колебания обусловлены периодическими уменьшениями и повышениями нашего внимания, а отнюдь не изменениями звука. Но когда нечто ускользает из сознания, то перестает существовать не в большей степени, чем автомобиль, свернувший за угол. Последний просто выпал из поля зрения, и так же как мы можем увидеть его позже вновь, вспоминается и временно забытая мысль.Таким образом, часть бессознательного состоит из множества временно затемненных мыслей, впечатлений, образов, которые, невзирая на утрату, продолжают влиять на наше сознание. Отвлеченный чем-либо, с «отсутствующим сознанием», человек может за чем-либо отправиться по комнате. Внезапно он останавливается озадаченный – он забыл, что ему нужно. Его руки шарят по столу, как во сне: человек забыл свое первоначальное намерение, хотя бессознательно руководим, управляем им. И вот он вспоминает, что, собственно, хотел. Бессознательное вновь вернуло ему утраченную цель поиска. Если вы наблюдаете поведение невротика, то можете видеть, как он совершает некоторые поступки по видимости сознательно и целенаправленно.
Именно подобный тип поведения заставляет многих врачей игнорировать заявления их истерических пациентов как полную ложь. Эти люди действительно рассказывают больше неправд, чем многие из нас, но все же «ложь» вряд ли здесь окажется правильным словом.
Фактически их умственное состояние вызывает неопределенность поведения, поскольку их сознание подвержено непредсказуемым затемнениям при вмешательстве бессознательного. Подобным же колебаниям подвержена и их кожная чувствительность. В какой-то момент истерическая личность может почувствовать укол иглой, а следующий, возможно, окажется незамеченным. Если внимание невротика сфокусировано на определенной точке, его тело может быть полностью анестезировано до тех пор, пока напряжение, вызывающее отключение болевых «приемников», не спадет. После этого чувствительность восстанавливается. Все это время, однако, он бессознательно следит за тем, что происходит вокруг. Врач ясно представляет данное обстоятельство, когда гипнотизирует такого пациента. Кстати, нетрудно показать, что последний знает все детали. Укол в руку или замечание, сделанные во время отвлечения сознания, вспоминаются столь же точно и отчетливо, как и в случае отсутствия анестезии или «забывчивости». В связи с этим вспоминаю женщину, которую однажды привезли в клинику в состоянии полного ступора. Когда на следующий день она пришла в себя, то сознавала, кто она, но не представляла, ни где находится, ни почему она здесь, ни даже какое сегодня число.
Когда мы обсуждаем подобные темы, то часто должны привлекать свидетельства из клинической практики. По этой причине многие критики полагают, что бессознательное и его тонкие проявления принадлежат всецело к сфере психопатологии. Они считают любое проявление бессознательного чем-то невротическим или психотическим, не имеющим отношения к нормальному состоянию. Но невротические явления ни в коем случае не являются продуктами исключительно болезни. Фактически они не более чем патологические преувеличения нормальных событий; и лишь потому, что они оказываются преувеличенными, они более бросаются в глаза, чем соответствующие нормальные события. Истерические симптомы можно наблюдать у всех нормальных людей, но они столь легки, что обычно остаются незамеченными.
Подобно тому как сознательное содержание может исчезать в бессознательном, так и новое содержание может подниматься из него. Помимо простых воспоминаний, могут появляться и совершенно новые мысли и творческие идеи, ранее никогда не осознававшиеся. Они возникают из темных глубин разума, как цветы лотоса, и формируют наиболее важную часть подпороговой психики. Этот аспект бессознательного особенно важно учитывать при анализе сновидений. Помимо того, следует иметь в виду, что материал снов не обязательно состоит из воспоминаний; он может также содержать еще не вошедшие в сознание новые мысли.
К примеру, забывчивость – совершенно нормальный процесс, обусловленный тем, что некоторые сознательные мысли теряют свою специфическую энергию из-за отвлечения внимания. Когда наш интерес перемещается, он оставляет в тени те вещи, которыми мы до этого были заняты; точно так же луч прожектора освещает новую область, оставляя предыдущую в темноте. Это и неизбежно, так как сознание может одновременно держать в полной ясности лишь несколько образов, и даже такая ясность неустойчива.
Но забытые мысли не перестают существовать. Хотя они не могут быть воспроизведены по заказу, они присутствуют в сублимированном состоянии – как раз за порогом воспоминания, откуда могут спонтанно появиться в любое время, часто через много лет полного забвения. Помимо этого, они могут быть вызваны и с помощью гипноза.Кроме обычного забывания, Фрейд описал несколько случаев, когда происходит «забывание» неприятных моментов, которые человек охотно старается забыть. Как заметил Ницше, когда гордость достаточно настойчива, память предпочитает уступить. Поэтому среди забытых воспоминаний мы встречаем немало таких, которые обязаны своему пребыванию в подпороговом состоянии (следовательно, и невозможностью воспроизведения по желанию) особенностям своей собственной природы. Психологи называют их подавленным содержанием.
Я говорю о вещах, которые мы сознательно видели или слышали, а затем забыли. Но все мы видим, слышим, обоняем множество вещей, даже не замечая их, и все это потому, что наше внимание или отвлечено, или воздействие этих вещей на наши чувства слишком мало, чтобы оставить сознательное впечатление. Бессознательное, однако, замечает их, и такие неосознаваемые восприятия могут играть большую роль в нашей повседневной жизни. Мы даже не сознаем, как они влияют на наши реакции на людей или события. Как наиболее, с моей точки зрения, впечатляющий пример приведу случай с профессором, который прогуливался за городом со своим учеником и был погружен в серьезный разговор. Внезапно он заметил, что его мысли прервались неожиданным потоком воспоминаний раннего детства. Он не мог понять причины этого отвлечения. Ничего из того, что говорилось, казалось, не имело ни малейшего отношения к этим воспоминаниям. Оглянувшись, наш профессор догадался, что первые воспоминания детства пришли ему в голову в тот момент, когда они проходили мимо фермы. Он предложил своему ученику вернуться к тому месту, где ему впервые бросились в сознание образы детства. Оказавшись там, он ощутил запах гусей и тотчас же понял, что именно этот запах вызвал поток воспоминаний. В молодые годы он жил на ферме, где держали гусей, и их характерный запах оставил прочное, хотя и забытое впечатление.
Когда он проходил мимо фермы, то ощутил этот запах подсознательно, и это невольное (непроизвольное) впечатление вызвало к жизни давно забытые переживания детства.Данный пример наглядно демонстрирует, как подпороговое восприятие явилось высвободившим воспоминания раннего детства «спусковым крючком», энергетическое напряжение которого оказалось достаточно сильным, чтобы прервать беседу. Восприятие оказалось неосознанным, поскольку внимание было направлено на другое, а стимул не слишком велик, чтобы отвлечь его и достичь сознания напрямую. Но он вызвал «забытые» воспоминания. Подобные явления нередко встречаются в повседневной жизни, но по большей части они остаются незамеченными.
[Такое действие «намека», или «спускового крючка», может объяснить развитие не только положительных воспоминаний, но и вполне невротических симптомов в случаях, когда вид, запах или звук вызывают воспоминания прошлого. Девушка может работать у себя в конторе, пребывая в отличном состоянии здоровья и настроения. И вдруг у нее развивается страшная головная боль и другие признаки переживаний. Оказывается, она непроизвольно услышала гудок далекого корабля, и это бессознательно напомнило ей о расставании с любимым, которого она пыталась забыть. Примером может послужить секретарша, которая ревнует одного из сотрудников своего босса. Обычно она забывает приглашать этого человека на совещания, хотя его имя ясно значится в списке. Если ее спросить об этом, она скажет, что «забыла» или что ее в это время «отвлекли». И никогда не признается даже себе в истинной причине своего забывания.]
[Именно эта «другая сторона» и заставила секретаршу забывать о приглашениях.]
Существует множество причин того, что мы забываем вещи, которые отметили или пережили, и точно так же существует множество путей, по которым они могут прийти на ум. Интересный пример представляет криптомнезия, или «скрытое воспоминание». Автор может писать произведение по заранее составленному плану, развивая свою мысль или линию повествования, как вдруг он внезапно сбивается в сторону. Возможно, ему на ум пришла свежая идея, или иной образ, или другой сюжет. Если вы спросите его, что же вызвало такое изменение, он будет не в силах вам ответить. Он даже может не заметить отклонения, хотя и начал создавать нечто совершенно новое и, очевидно, ранее ему не знакомое. Иногда то, что он пишет, поразительно похоже на работу другого автора – и это можно убедительно продемонстрировать, – работу, которую, как полагает первый автор, он никогда не читал. Я обнаружил показательный пример подобного рода в книге Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», в которой автор почти дословно воспроизводит инцидент из судового журнала 1686 г. По чистой случайности я вычитал этот морской случай в книге, опубликованной в 1835 г. (за полвека до того, как писал Ницше).
Когда я обнаружил подобный пассаж в «Так говорил Заратустра», то был поражен его особым стилем, так отличным от привычного языка Ницше, и странной картиной корабля, бросившего якорь у мифического острова, образами капитана и его команды, отправившихся пострелять кроликов, и нисхождением в ад человека, который оказался им знаком. Перекличка с Кернером не могла быть простым совпадением. Сборник рассказов старых моряков, собранных Кернером, относится к 1835 году. Я был убежден, что Ницше тоже видел эту старую книгу, хотя и не делал на нее ссылок. Я написал его сестре, которая была еще жива, и та подтвердила, что она и ее брат действительно читали вместе эту книгу, когда ему было 11 лет. Исходя из контекста, я полагаю совершенно невероятным, чтобы Ницше сознавал, что совершает плагиат. Я считаю, что через пятьдесят лет эта история неожиданно оказалась в фокусе его сознания.
Ницше, «Так говорил Заратустра» (1883)[74]
Примерно в то время, когда Заратустра путешествовал у Счастливых Островов, некий корабль бросил якорь у острова, на котором дымилась гора, и команда сошла на берег, чтобы пострелять кроликов. Однако в час полуденного прилива, когда капитан и его спутники вновь поднялись на корабль, они внезапно увидели человека, летевшего к ним по воздуху, и отчетливо услышали голос, произнесший:
«Пора! Время наступило!» Но когда двигавшаяся быстро, словно тень, фигура пролетела мимо них в сторону вулкана, они с ужасом увидели, что это был Заратустра… «Смотрите, – сказал старый рулевой, – Заратустра спускается в ад!»
Юстинус Кернер, Листки из Преворста (1831–1839)[75]
Четыре капитана и купец, мистер Белл, сошли на берег острова, где находилась гора Стромболи, чтобы пострелять кроликов. В три часа дня они собрали команду, чтобы подняться на корабль, когда, к своему неописуемому изумлению, они увидели, как два человека быстро летели по воздуху в их сторону. Один был в черном, другой в сером одеянии. Они поспешно пролетели мимо них и к величайшему ужасу наблюдателей опустились в кратер ужасного вулкана Стромболи. В этой паре они узнали двух знакомых лондонцев.
[В этом случае имеет место подлинное, хотя и неосознанное, воспоминание. Подобного рода вещи могут произойти с музыкантом, который слышал в детстве крестьянскую мелодию или популярную песню и внезапно встречает ее как тему в симфонии, которую он сочиняет уже будучи взрослым. Идея или образ вернулись из бессознательного в сознающий разум.]
Похожий случай произошел с Бенуа, которого обвинили в плагиате, поскольку его роман «Атлантида» оказался полным подобием романа Райдера Хаггарда «Она». Но Бенуа категорически отрицал свою вину, утверждая, что никогда не видел книги Хаггарда и даже о ней не слышал. Возможно, это тоже было примером криптомнезии, но существует и вероятность «коллективного воспроизведения», как Леви-Брюль назвал явление распространения общих идей, что характерно для первобытных обществ. Мною этот вопрос будет рассматриваться позднее.
Все, что я рассказал о бессознательном, лишь поверхностный очерк о природе и действии этой сложной составляющей человеческой психики. Необходимо еще указать виды подпорогового материала, из которого спонтанно могут производиться символы наших снов. Подпороговый материал состоит из всего набора нужд, импульсов, намерений; всех восприятий и догадок, всех рациональных и иррациональных мыслей, выводов, индукций, дедукций, посылок; из всего разнообразия чувств. Любое из них или все они вместе могут принимать форму частичного, временного или постоянного бессознательного. Данный материал большей частью становится бессознательным потому, что, как говорится, для него не оказывается места в сознании. Некоторые мысли теряют свою эмоциональную энергию и становятся подпороговыми (т. е. они больше не привлекают сознательного внимания), потому что стали казаться неинтересными и несущественными или потому, что существуют причины, по которым мы желаем убрать их из поля зрения.
[Фактически для нас «забывать» подобным образом нормально и необходимо для того, чтобы освободить место в нашем сознании для новых впечатлений и идей. Если этого не будет происходить, то все, что мы переживаем, будет оставаться выше порога сознания, и наш разум окажется до невозможности переполненным. Это явление так хорошо известно сегодня, что большинство людей, которые хоть что-то знают о психологии, принимают его как само собой разумеющееся.]
Многие люди ошибочно переоценивают роль воли и полагают, что ничто не может произойти в их собственном разуме без их решения и намерения. Но следует четко разграничивать намеренное и ненамеренное содержание сознания. Первое проистекает из личностного Эго; второе же – из источника, который не идентичен Эго, а представляет его «другую сторону», являющуюся своего рода иным субъектом. Наличие такого субъекта ни в коей мере не служит патологическим симптомом. Этот нормальный факт можно наблюдать всегда и везде.
C одним из моих коллег я однажды обсуждал поступок другого врача; этот поступок я назвал «совершенно идиотским». Врач был личным другом моего коллеги и к тому же фанатичным приверженцем некой идеи, сторонником которой был и мой коллега. Оба были убежденными трезвенниками. В ответ на мое критическое высказывание он импульсивно воскликнул: «Разумеется, он осел» – и, чуть помедлив, добавил: «Я имею в виду, он человек высокого интеллекта». Я мягко возразил, что сначала он все же назвал его ослом. Но коллега сердито ответил, что никогда бы так не отозвался о своем друге, к тому же в присутствии противника его идеи. Коллега высоко ценился как ученый, но его правая рука не ведала, что творит левая. Таким людям не следует заниматься психологией, и, как правило, она им и не нравится. Но именно таким образом обычно относятся к голосу «другой стороны»: «Я так не говорил, я не это имел в виду». И в итоге, как говорил Ницше, «память предпочитает уступить».
[Открытие, что бессознательное – это не простой склад прошлого, но что оно полно зародышей будущих психических ситуаций и идей, привело меня к новым подходам в психологии. Вокруг этого положения развернулось множество дискуссий. Но остается фактом то, что помимо воспоминаний из давнего осознанного прошлого, из бессознательного также могут возникать совершенно новые мысли и творческие идеи; мысли и идеи, которые до этого никогда не осознавались. Подобные вещи мы обнаруживаем в каждодневной жизни, когда задачи порой решаются совершенно новыми способами; многие художники, философы и даже ученые обязаны своими лучшими идеями вдохновению, которое внезапно появились из бессознательного. Способность достичь богатого источника такого материала и эффективно перевести его в философию, литературу, музыку или научное открытие – одно из свойств тех, кого называют гениями. Ясные доказательства такого факта мы можем найти в истории самой науки. Например, французский математик Пуанкаре и химик Кекуле обязаны своим важным научным открытием (что признают они сами) внезапным «откровениям» из бессознательного. Так называемый «мистический» опыт французского философа Декарта включил в себя подобное внезапное откровение, во вспышке которого он увидел «порядок всех наук». Английский писатель Роберт Льюис Стивенсон потратил годы в поисках истории, которая иллюстрировала бы его «сильное чувство двойственности человеческого бытия», когда вдруг во сне ему открылся сюжет «Доктора Джекиля и мистера Хайда». Позже я детально опишу, каким образом подобный материал возникает из бессознательного, и исследую формы, в которых это бессознательное выражается. Сейчас же я просто хочу отметить, что способность человеческой психики продуцировать новый материал особенно значительна, когда имеешь дело с символами сна; в своей профессиональной практике я постоянно обнаруживал, что образы и идеи, содержащиеся в снах, не могут быть объяснены лишь в терминах памяти. Они выражают новые мысли, которые еще никогда не достигали порога сознания.]
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Эго в центре бессознательного
Эго в центре бессознательного Бессознательное — это огромное поле энергии, гораздо большее, чем осознающий разум. Юнг сравнивал эго — осознающий разум с мячиком, колышущимся на поверхности огромного океана бессознательного. Он также сравнивал осознающий разум с
2.1. О мудрости бессознательного
2.1. О мудрости бессознательного Интуитивный разум суть священный дар, а рациональное мышление — преданный слуга. Мы создали общество, чтящее слуг, но забывшее о дарах. А. Эйнштейн Название данного раздела, возможно, выглядит несколько эпатажно и даже ернически — ну
2. В космосе бессознательного
2. В космосе бессознательного Собственное отражение Больше чем за десять лет я пережила не так уж и много – всего несколько десятков осознанных сновидений. Каждое из них по-прежнему вызывает во мне шквал чувств и мыслей. Я воспринимаю их как драгоценные подарки, но
Синтаксис бессознательного
Синтаксис бессознательного Одновременно в Цюрихе Юнг и Риклин проводили эксперименты со словесными ассоциациями в клинике Бургхольцли. Результаты экспериментов, опубликованные Юнгом в «Изучении словесных ассоциаций» (1907), послужили эмпирической базой при разработке
I. Функция бессознательного
I. Функция бессознательного За пределами тех альтернативных стадий, с которыми мы имели дело в предшествующей главе, существует некое место назначения, некая возможная цель. Этим местом назначения, этой целью является путь индивидуации. Индивидуация означает
II. Структура бессознательного[173]
II. Структура бессознательного[173] 1. Различие между личным и безличным бессознательным В свое время мы разошлись с венской школой по вопросу о природе объяснительного принципа в психоанализе, который, по нашему мнению, заключается не в сексуальном импульсе, а просто в
СТРАХ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
СТРАХ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО Похоже, есть уровни разума, которые в обычной жизни мы не осознаем. Фрейд, Юнг и другие пионеры в психологии обозначили множество таких областей, и процесс этот, несомненно, продолжится. Многое нам еще предстоит узнать относительно разума
1. Изменение Бессознательного
1. Изменение Бессознательного «Сид, ты не понимаешь того, что большая часть нашей жизни определяется бессознательным»). Когда Эриксон сказал мне это, я отреагировал так же, как большинство моих пациентов, когда я говорю им то же самое. Я почувствовал, что смысл его слов
б) Установка бессознательного
б) Установка бессознательного Может быть, кажется странным, что я говорю об «установке бессознательного». Как я уже достаточно объяснял, я представляю себе отношение бессознательного к сознанию как компенсирующее. При таком воззрении бессознательное так же имело бы
Открытие бессознательного
Открытие бессознательного Разумеется, не Фрейд первым обнаружил, что в нас глубоко таятся мысли и стремления, которые мы не осознаем, т. е. бессознательное, что наша психика живет своей скрытой жизнью. Но Фрейд был первым, кто сделал это открытие основой своей
Бессознательное — Психологос
01 янв. 2000 г.
Бессознательное
Бессознательное в широком смысле — область психического, которая не видится сознанием (неосознаваемая область психического) и в отношении которой отсутствует субъективный контроль. Неосознаваемые нами влияния одних элементов нашей психики на другие элементы и наше поведение. Если душевно здоровый, но немного уставший человек закроет глаза и представит себе высокое голубое небо, теплое солнышко, шелест листвы и журчание прозрачного ручья — его состояние обычно становится лучше.
2Подробнее
01 окт. 2022 г.
Бессознательное (ВВП)
Согласно психоаналитическим теориям Зигмунда Фрейда и его последователей, некоторые воспоминания, порывы и желания недоступны сознанию. Психоаналитическая теория относит их к бессознательному.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Бессознательное как банк заякоренных эмоциональных реакций
Бессознательное как банк заякоренных эмоциональных реакций — это совокупность эмоциональных реакций, ассоциативно связанных с разнообразными стимулами (якорями). Установленные ассоциативные связи срабатывают автоматически, до и без всякого осознавания.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Бессознательное как изолированность разных сознаний
Известны эксперименты, в которых у больного прерывались связи между двумя полушариями. Это в частности приводило к ситуации, когда у больного начинали функционировать два разных сознания, не будучи осведомленными о работе другого. Нечто похожее наблюдалось в случае расщепления личности. В определенном смысле одно сознание для другого оказывалось бессознательным.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Бессознательное как надсознательные явления
Это неосознаваемые механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, проявления интуиции, вдохновения, творческого озарения и др.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Бессознательное как подпороговое восприятие
Это механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов. Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде образа и не осознаются субъектом, однако они оказывают регулирующее влияние на протекание его деятельности. Сюда относится в частности информация, которая попала в организм, но не дошла до сознания (слабые подпороговые ощущения). Эта разновидность бессознательного часто называется «предсознание».
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Бессознательное как потеря возможности контроля
Чтобы не иметь возможности управлять и вообще не осознавать ничего, достаточно убрать контролера. Алкоголь справляется с этой задачей — уничтожает в психике инстанцию контролера и создает бессознательное состояние. Итак. бессознательное как потеря возможности контроля — это особые психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания (сон, гипноз, транс, аффект, наркотическое и алкогольное опьянение и т. д.).
3Подробнее
01 окт. 2022 г.
Бессознательное как приобретенный опыт
Память об успехах и неудачах, правильных и ошибочных решениях, радостных и грустных событиях и переживаниях, разнообразные жизненные решения, которые мы когда-то приняли (не обязательно осознанно) и в любом случае то ли забыли, то ли не вспоминаем. Опыт достижения, обучения, преодоления и побед, который начинается с нашего детства и продолжает накапливаться в течение всей жизни.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Бессознательное как продукт веры
«Бессознательное структурировано как язык». Как человек говорит, так он и думает.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Бессознательное как продукт вытеснения
Бессознательное как продукт вытеснения — содержание поля сознания жестко или мягко вытесненное.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Бессознательное как язык
Французский психоаналитик Жак Лакан предложил гипотезу, что «бессознательное структурировано как язык». Как человек говорит, так он и думает. Если в речи появляется понятие бессознательное и конкретные персонажи бессознательного, это и появляется в сознании человека.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Бессознательное по Фрейду
Бессознательное как продукт вытеснения — содержание поля сознания, какими-то силами (силовыми центрами) по тем или иным причинам из области осознавания жестко или мягко вытесненное. Кто кого вытесняет, много ли вытесняет, как вытесняет и каковы последствия вытеснения — тут представления разных исследователей расходятся. Что касается представлений Зигмунда Фрейда, то он полагал, что вытеснение может происходить только в одну сторону, а именно Сверх-Я, представитель социума в сознании, как более сильная инстанция вытесняет более слабое содержание: первичные детские влечения, нежелательные для Сверх-Я.
4Подробнее
01 окт. 2022 г.
Бессознательное по Фрейду, душевное здоровье и уровень взрослости
Сам факт конфликта между тем, что хочется ребенку и тем, что сейчас от него требуется — естественен. Взрослый человек видит это, фиксирует это и принимает решение: изменить свои желания, либо попробовать изменить требования в свою сторону, либо найти какое-то третье, гибкое, иногда вовсе изобретательское решение. Например, устроить игру и соревнование: кому сейчас достанется мама? Папе или ребенку?
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Вытеснение не по Фрейду
Вытеснение может иметь самую разную природу. Все знают: разбираясь в конфликте, обязательно нужно выслушать обе стороны. Почему? Потому что в памяти каждого из участников конфликта остались те моменты и эпизоды, которые говорят о его правоте, в его пользу, и каждый из участников как правило не помнит тех слов и действий, которые говорят о нем менее красиво. А самое интересное, что это не осознанное вранье (хотя такое случается также), это происходит с людьми, которые действительно хотят вспомнить все честно. Вытеснение — происходит.
0Подробнее
21 авг. 2018 г.
Гипноз, внушения и транс
До Вильяма Джеймса было два враждующих взгляда на гипноз.
1Подробнее
Карл Юнг «Функции бессознательного» – Карл Юнг Глубинная психология
Карл Юнг Глубинная психология Группа Facebook
Семинары Заратустры
Наш новый метод рассматривает спонтанные продукты сновидения нет никакого предыдущего предположения, кроме того, что оно каким-то образом имеет смысл.
Это не более чем предполагает всякая наука, а именно, что ее объект достоин исследования.
Как бы низко ни относились к бессознательному, бессознательное стоит по крайней мере на одном уровне с вошью, которая, в конце концов, пользуется честным интересом энтомолога.
Что касается мнимой смелости гипотезы о существовании бессознательной психики, то я должен подчеркнуть, что более скромную формулировку трудно себе представить.
Это настолько просто, что сводится к тавтологии: содержание сознания исчезает и не может быть воспроизведено.
Лучшее, что мы можем сказать об этом, таково: мысль (или что бы то ни было) стала бессознательной, или отрезана от сознания, так что ее нельзя даже вспомнить.
А еще может случиться, что у нас есть подозрение или предчувствие чего-то, что вот-вот ворвется в сознание: «что-то витает в воздухе», «мы чуем крысу» и т. д.
Говорить в этих условиях о латентном или бессознательном содержании вряд ли можно назвать смелой гипотезой.
Когда что-то исчезает из сознания, оно не растворяется в воздухе и не перестает существовать, так же как машина, исчезнувшая за углом, не перестает существовать.
Он просто вне поля зрения, и, как мы можем снова встретить машину, так мы можем снова наткнуться на мысль, которая ранее была утеряна.
То же самое мы находим и с ощущением, что доказывает следующий опыт.
Если вы произведете непрерывную ноту на границе слышимости, вы заметите, слушая ее, что через равные промежутки времени она то слышна, то неслышна.
Эти колебания обусловлены периодическим повышением и понижением внимания.
Нота никогда не перестает существовать со статической интенсивностью.
Просто уменьшение внимания вызывает его кажущееся исчезновение.
Таким образом, бессознательное состоит прежде всего из множества временно затмеваемых содержаний, которые, как показывает опыт, продолжают влиять на сознательные процессы.
Мужчина в рассеянном состоянии идет в определенное место в своей комнате, очевидно, чтобы что-то принести.
Потом он вдруг останавливается в недоумении: он забыл, зачем встал и чего добивался.
Он рассеянно шарит среди целой коллекции предметов, совершенно не зная, что он хочет найти.
Внезапно он просыпается, обнаружив искомую вещь.
Он ведет себя как человек, идущий во сне, не обращая внимания на свою изначальную цель, но бессознательно руководствуясь ею.
Если вы понаблюдаете за поведением невротика, вы увидите, как он совершает явно сознательные и целенаправленные действия, однако, когда вы спросите его о них, вы, к своему удивлению, обнаружите, что он либо не осознает их, либо имеет в виду совсем другое.
Он слышит и не слышит, он видит, но слеп, он знает и не знает одновременно.
Тысячи таких наблюдений убедили специалиста в том, что бессознательные содержания ведут себя так, как если бы они были сознательными, и что никогда нельзя быть уверенным, сознательны ли мысль, речь или действие.
Что-то настолько очевидное для вас, что вы не можете себе представить, что оно невидимо для кого-либо, может считаться несуществующим для ваших собратьев, и тем не менее они ведут себя так, как будто осознают это так же, как и вы сами.
Такое поведение породило у медиков предубеждение, что истеричные больные — закоренелые лжецы.
Однако избыток лжи, которую они, кажется, производят из-за неопределенности их ментального состояния, из-за диссоциации их сознания, которое подвержено непредсказуемым затмениям, так же как их кожа показывает неожиданные и изменяющиеся области анестезии.
Нет уверенности в том, будет зарегистрирован укол иглой или нет.
Если их внимание можно сфокусировать на определенной точке, вся поверхность их тела может быть полностью обезболена, а при расслаблении внимания мгновенно восстанавливается чувственное восприятие.
Кроме того, когда такие случаи загипнотизированы, можно легко продемонстрировать, что они осознают все, что было сделано в области анестезии или во время затмения сознания.
Они могут помнить каждую деталь так, как если бы они были в полном сознании во время эксперимента.
Помню аналогичный случай с женщиной, поступившей в клинику в состоянии полного ступора.
На следующий день, когда она пришла в себя, она знала, кто она такая, но не знала, где она, как и почему она сюда попала, и не знала даты.
Я загипнотизировал ее, и она смогла мне рассказать достоверную историю о том, почему она заболела, как попала в клинику и кто ее принимал, со всеми подробностями.
Так как в прихожей стояли часы, хоть и не на очень видном месте, то и время своего приема она могла запомнить с точностью до минуты.
Все произошло так, как будто она была в совершенно нормальном состоянии, а не в глубоком бессознательном состоянии.
Это правда, что большая часть нашего доказательного материала получена из клинических наблюдений.
По этой причине многие критики полагают, что бессознательное и его проявления относятся к сфере психопатологии как невротические или психотические симптомы и что они не возникают в нормальном психическом состоянии.
Но, как уже давно указывалось, невротические явления никоим образом не являются исключительными продуктами болезни.
На самом деле они являются нормальными явлениями, патологически преувеличенными, и поэтому просто более очевидными, чем их нормальные параллели.
Действительно, у нормальных людей можно наблюдать все истерические симптомы в уменьшительной форме, но они настолько незначительны, что обычно проходят незамеченными.
В этом отношении повседневная жизнь представляет собой кладезь доказательного материала.
Точно так же, как содержание сознания может исчезнуть в бессознательном, из него могут возникнуть другие содержания.
Помимо большинства простых воспоминаний, могут появиться действительно новые мысли и творческие идеи, которые раньше никогда не осознавались.
Они вырастают из темных глубин, как лотос, и составляют важную часть подсознательной психики.
Этот аспект бессознательного имеет особое значение при работе со снами.
Всегда нужно помнить, что материал сновидения не обязательно состоит из воспоминаний; с таким же успехом он может содержать новые мысли, которые еще не осознаны.
Забывание — это нормальный процесс, при котором определенное содержимое сознания теряет свою особую энергию из-за отклонения внимания.
Когда интерес обращается в другую сторону, он оставляет прежнее содержание в тени, подобно тому как прожектор освещает новую область, оставляя другую исчезать во тьме.
Это неизбежно, ибо сознание может одновременно удерживать в полной ясности только несколько образов, да и эта ясность колеблется, как я уже упоминал.
«Забывание» может быть определено как временное подсознательное содержание, остающееся вне поля зрения против воли.
Но забытое содержимое не перестало существовать.
Хотя они не могут быть воспроизведены, они находятся в подсознательном состоянии, из которого они могут выйти спонтанно в любое время, часто после многих лет кажущегося полного забвения, или их можно вернуть обратно под гипнозом.
Помимо обычного забывания, существуют описанные Фрейдом случаи неприятных воспоминаний, которые очень легко потерять.
Как заметил Ницше, когда гордость достаточно настойчива, память предпочитает уступать.
Таким образом, среди списка воспоминаний мы встречаем немало тех, которые обязаны своим подсознательным состоянием (и своей неспособностью воспроизводиться по желанию) своей неприятной и несовместимой природе.
Это подавленное содержание.
В качестве параллели с нормальным забыванием следует упомянуть подсознательные чувственные восприятия, поскольку они играют немаловажную роль в нашей повседневной жизни.
Мы видим, слышим, обоняем и пробуем на вкус многие вещи, не замечая их в данный момент, либо потому, что наше внимание отклоняется, либо потому, что раздражитель слишком слаб, чтобы произвести сознательное впечатление.
Но, несмотря на их кажущееся отсутствие, они могут влиять на сознание.
Известным примером является случай, когда профессор гулял по деревне с учеником, погруженным в серьезный разговор.
Внезапно он замечает, что его мысли прерывает неожиданный поток воспоминаний из раннего детства.
Он не может этого объяснить, так как не может обнаружить никакой ассоциативной связи с предметом своего разговора.
Он останавливается и оглядывается: там, на небольшом расстоянии, ферма, через которую они недавно прошли, и он вспоминает, что вскоре после этого стали всплывать образы его детства.
«Пойдем обратно на ферму», — говорит он своему ученику; «Должно быть, с этого и начались мои фантазии».
Вернувшись на ферму, профессор замечает запах гусей.
Мгновенно он узнает в этом причину прерывания: в ранней юности он жил на ферме, где водились гуси, чей характерный запах производил неизгладимое впечатление и вызывал воспроизведение образов-воспоминаний.
Он почувствовал запах, когда проходил мимо скотного двора, подсознательно, и бессознательное восприятие вызвало давно забытые воспоминания.
Этот пример иллюстрирует, как подсознательное восприятие высвобождало ранние детские воспоминания, энергетическое напряжение которых оказалось достаточно сильным, чтобы прервать разговор.
Восприятие было подсознательным, потому что внимание было занято в другом месте, а стимул был недостаточно сильным, чтобы отклонить его и достичь сознания напрямую.
Такие явления нередки в быту, но в основном проходят незамеченными.
Относительно редкое, но тем более удивительное явление, относящееся к той же категории, — криптомнезия, или «скрытое воспоминание».
Он заключается в том, что внезапно, чаще всего в потоке творческого письма, появляется слово, предложение, образ, метафора или даже целая история, которая может иметь странный или иной примечательный характер.
Если спросить автора, откуда этот фрагмент, он не знает, и становится очевидным, что он даже не заметил его как ничего особенного.
Я приведу один такой пример из «Так говорил Заратустра» Ницше.
Автор описывает «сошествие Заратустры в ад» с некоторыми характерными подробностями, почти дословно совпадающими с повествованием в корабельном журнале от 1686 года.0005
Ницше, Так говорил Заратустра:
В то время, когда Заратустра странствовал на Счастливых островах, случилось, что корабль бросил якорь у острова, на котором стоит дымящаяся гора, и команда сошла на берег, чтобы стрелять в кроликов.
Однако около полудня, когда капитан и его люди снова собрались вместе, они вдруг увидели человека, идущего к ним по воздуху, и голос отчетливо произнес:
«Пора! Самое время!»
Но когда фигура приблизилась к ним, пролетев быстро, как тень, по направлению к вулкану, они с величайшим смятением узнали , что это был Заратустра.
. . . «Вот, — сказал старый кормчий, — Заратустра нисходит в ад!»
Четыре капитана и торговец мистер Белл сошли на берег острова Гора Стромболи, чтобы отстреливать кроликов.
В три часа они собрали команду, чтобы подняться на борт, когда, к своему невыразимому изумлению, увидели двух человек, быстро летящих к ним по воздуху.
Один был одет в черное, другой в серое.
Они прошли мимо них очень близко, в величайшей спешке, и к своему крайнему смятению спустились в кратер страшного вулкана Стромболи.
В паре узнали знакомых из Лондона.
Когда я читал рассказ Ницше, меня поразил его своеобразный стиль, отличный от обычного языка Ницше, и странные образы корабля, стоящего на якоре у мифологического острова, капитана и его команды, стреляющих в кроликов, и спуска к черту человека, которого признали старым знакомым.
Параллели с Кернером не могли быть простым совпадением.
Коллекция Кернера датируется примерно 1835 годом и, вероятно, является единственным сохранившимся источником пряжи для моряков.
По крайней мере, я был уверен, что Ницше почерпнул это оттуда.
Он пересказывает историю с несколькими существенными вариациями, как будто это его собственное изобретение.
Так как я наткнулся на это дело в 1902 году, у меня еще была возможность написать Элизабет Форстер-Ницше, сестре автора, и она вспомнила, что они с братом читали Blatter aus Prevorst, когда Ницше было одиннадцать лет, но именно этой истории она не помнила.
Я вспомнил об этом потому, что четыре года назад наткнулся на коллекцию Кернера в частной библиотеке; и, поскольку меня интересовали труды врачей того времени как предшественников медицинской психологии, я прочитал все тома Блаттера.
Естественно, я должен был со временем забыть эту пряжу, потому что она меня никак не интересовала.
Но при чтении Ницше у меня вдруг возникло ощущение дежавю, за которым последовало смутное воспоминание о старомодном разрезе, и постепенно в мое сознание просочилась картина книги Кернера.
Бенуа, который провел удивительную параллель с «Она» Райдера Хаггарда в своем романе «Атлантида», когда его обвинили в плагиате, был вынужден ответить, что никогда не сталкивался с книгой Райдера Хаггарда и совершенно не знал о ее существовании.
Этот случай также мог бы быть случаем криптомнезии, если бы он не был разработкой своего рода коллективной репрезентации, как назвал Леви-Брюль некоторые общие идеи, характерные для первобытных обществ.
Я займусь этим позже.
То, что я сказал о бессознательном, даст читателю ясное представление о подсознательном материале, на котором основано спонтанное производство символов сновидения.
Оно, очевидно, материально и обязано своей бессознательностью главным образом тому факту, что некоторые сознательные содержания должны неизбежно терять свою энергию, т. е. уделяемое им внимание, или свой специфический эмоциональный тон, чтобы освободить место для новых содержаний.
Если бы они сохраняли свою энергию, то оставались бы выше порога и от них нельзя было бы избавиться. Это как если бы сознание было своего рода проектором, который проливает свет (внимания или интереса) на новые восприятия, которые должны прийти сейчас, а также на следы прежних в дремлющем состоянии.
Как сознательный акт этот процесс можно понимать как преднамеренное и добровольное событие.
Однако столь же часто сознание вынуждено включать свой свет силой внешнего или внутреннего раздражителя.
Это замечание не лишнее, ибо есть много людей, которые переоценивают роль силы воли и думают, что в их уме не может произойти ничего, чего бы они не хотели.
Но ради психологического понимания следует научиться тщательно различать преднамеренное и непреднамеренное содержание.
Первые происходят от Я-личности, а вторые возникают из источника, не тождественного с Я, то есть из подсознательной части Я, с его «другой стороны», которая находится в кстати другая тема.
Существование этого другого субъекта ни в коем случае не является патологическим симптомом, а является нормальным фактом, который можно наблюдать в любое время в любом месте.
Однажды у меня был разговор с одним из моих коллег о другом докторе, который сделал что-то, что я назвал «совершенно идиотским».
Этот врач был личным другом моего коллеги и, кроме того, верил в несколько фанатичную веру, которой придерживался мой коллега.
Оба были трезвенниками.
Он импульсивно ответил на мою критику: «Конечно, он осёл», — подтянулся, «очень умный человек, я хотел сказать».
Я мягко заметил, что осел был первым, после чего он гневно отрицал, что когда-либо говорил такое о своем друге, да еще и неверующему.
Этот человек был высоко оценен как ученый, но его правая рука не знала, что делает левая.
Такие люди не подходят для психологии и, по сути, не любят ее.
Но так обычно относятся к голосу с той стороны: «Я не это имел в виду, я никогда этого не говорил». И в конце концов, как говорит Ницше, память предпочитает уступать. ~Карл Юнг, CW 18, страницы 196-201
Нравится:
Нравится Загрузка…
функций бессознательного | ARAS
Функции бессознательного — это процессы, которые можно понимать следующим образом:
Теперь главный вопрос: в чем состоят эти бессознательные процессы? И как они устроены? Естественно, пока они бессознательны, о них ничего нельзя сказать. Но иногда они проявляются частично через симптомы, частично через действия, мнения, аффекты, фантазии и сны. С помощью такого наблюдательного материала мы можем сделать косвенные выводы о текущем состоянии и устройстве бессознательных процессов и их развитии
CW7 ¶ 272
Мы не должны, однако, питать иллюзию, что теперь мы открыли истинную природу бессознательных процессов. Нам никогда не удастся продвинуться дальше гипотетического «как если бы»
CW7 ¶ 272
Однако мы знаем, что бессознательное никогда не отдыхает. Кажется, что он всегда в работе, потому что даже когда мы спим, мы видим сны. Есть много людей, которые заявляют, что никогда не видят снов, но есть вероятность, что они просто не помнят своих снов. Показательно, что люди, которые разговаривают во сне, в большинстве своем не помнят ни сновидения, с которого они начали говорить, ни даже того, что они вообще видели во сне.0005
CW7 ¶ 273
СИМПТОМЫ
БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Не проходит и дня, чтобы мы оговорились, или что-то ускользает из нашей памяти, что в другое время мы прекрасно знаем, или мы охвачены настроение, причину которого мы не можем проследить, и т. д. Все это симптомы какой-то последовательной бессознательной деятельности, которая становится непосредственно видимой ночью в сновидениях, но лишь изредка прорывается через запреты, наложенные нашим дневным сознанием 9.0005
CW7 ¶ 273
«КОМПЕНСАТОРНАЯ» ФУНКЦИЯ
И «Я»
Что касается нашего нынешнего опыта, то мы можем установить, что бессознательные процессы находятся в компенсаторных отношениях с сознательным умом. Я специально использую слово «компенсаторный», а не слово «противоположный», потому что сознательное и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, но дополняют друг друга, образуя тотальность, которая есть Я . В соответствии с этим определением Самость — это величина, стоящая выше сознательного эго. Оно охватывает не только сознательную, но и бессознательную психику и поэтому является, так сказать, личностью, которую мы также являются
CW7 ¶ 274
Мало надежды на то, что мы когда-либо сможем достичь хотя бы приблизительного осознания Атмана, поскольку сколько бы мы ни сделали сознательными, всегда будет существовать неопределенное и неопределимое количество бессознательного материала, который принадлежит к тотальности Самости. Следовательно, Самость всегда останется сверхординарной величиной
CW7 ¶ 274
САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИКИ
Бессознательные процессы, компенсирующие сознательное эго, содержат все те элементы, которые необходимы для саморегуляции психики как весь. На личном уровне это неосознаваемые личные мотивы, которые появляются в сновидениях, или значение повседневных ситуаций, которые мы упустили из виду, или выводы, которые мы не смогли сделать, или аффекты, которых мы не допустили, или критика, которую мы избегали.
CW7 ¶ 275
ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ УМЕНЬШАЕТСЯ
Но чем больше мы осознаем себя через самопознание и действуем соответственно, тем больше будет уменьшаться слой личного бессознательного, который накладывается на коллективное бессознательное. Таким образом возникает сознание, которое больше не заключено в мелком, сверхчувствительном, личном мире эго, а свободно участвует в более широком мире объективных интересов. Это расширенное сознание больше не является тем обидчивым, эгоистичным сгустком личных желаний, страхов, надежд и амбиций, который всегда должен компенсироваться или исправляться бессознательными противотенденциями; напротив, это функция отношения к миру объектов, приводящая индивидуума в абсолютное, обязательное и неразрывное общение с миром в целом 9 . 0005
CW7 ¶ 275
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕБУЮТ
КОЛЛЕКТИВНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ
Осложнения, возникающие на этом этапе, больше не являются эгоистическими конфликтами желаний, а трудностями, которые касаются не только вас, но и других. На данном этапе речь в основном идет о коллективных проблемах, которые активизировали коллективное бессознательное, поскольку требуют коллективной, а не личной компенсации. Теперь мы можем видеть, что бессознательное производит содержания, значимые не только для заинтересованного лица, но и для всех остальных, фактически для очень многих людей и, возможно, для всех 9 .0005
CW7 ¶ 275
Процессы коллективного бессознательного связаны не только с более или менее личными отношениями индивида к своей семье или более широкой социальной группе, но и с его отношениями к обществу и человеческому сообществу в целом. . Чем более общим и безличным будет состояние, высвобождающее бессознательную реакцию, тем более значительным, причудливым и подавляющим будет компенсаторное проявление. Она побуждает не только к частному общению, но и к откровениям и признаниям, и даже к драматическому представлению своих фантазий
CW7 ¶ 278
БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ
ОТНОШЕНИЙ
Я объясню на примере, как бессознательному удается компенсировать отношения. Однажды ко мне на лечение пришел несколько высокомерный джентльмен. Он вел бизнес в партнерстве со своим младшим братом. Отношения между двумя братьями были очень натянутыми, и это было одной из существенных причин невроза моего пациента. Из той информации, которую он мне дал, истинная причина напряжения была не совсем ясна. У него было множество критических замечаний по поводу своего брата, чьи дарования он, конечно, не выставлял в самом выгодном свете. Брат часто являлся ему во сне, всегда в роли Бисмарка, Наполеона или Юлия Цезаря. Его дом был похож на Ватикан или Киоск Йылдыз. Бессознательное моего пациента, очевидно, имело потребность возвысить ранг младшего брата. Из этого я сделал вывод, что он ставил себя слишком высоко, а своего брата слишком низко. Дальнейший ход анализа полностью подтвердил этот вывод
CW7 ¶ 279
Фигуры, используемые бессознательным в нашем первом случае, носят определенно коллективный характер: это общепризнанные герои. Здесь возможны две интерпретации: либо младший брат моего пациента — человек общепризнанной и далеко идущей коллективной значимости, либо мой пациент переоценивает свою значимость не только по отношению к своему брату, но и по отношению ко всем остальным. крайнее высокомерие человека затронуло не только его самого, но и гораздо более широкую социальную группу, компенсацией стал коллективный образ
CW7 ¶ 283
Другой пациентке, молодой женщине, которая чрезвычайно сентиментально цеплялась за свою мать, всегда снились очень зловещие сны о ней. Она являлась в снах как ведьма, как призрак, как преследующий демон. Мать безмерно избаловала ее и так ослепила нежностью, что дочь и не подозревала о пагубном влиянии матери. Отсюда компенсаторная критика бессознательного
CW7 ¶ 280
То же верно и во втором случае. «Ведьма» — собирательный образ; следовательно, мы должны заключить, что слепая зависимость молодой женщины относилась как к более широкой социальной группе, так и к ее матери лично. Так оно и было, поскольку она жила еще в исключительно инфантильном мире, где мир был тождественен ее родителям. Эти примеры относятся к отношениям внутри личной орбиты
CW7 ¶ 284
Однако существуют безличные отношения, которые иногда нуждаются в бессознательной компенсации. В таких случаях возникают собирательные образы, носящие более или менее мифологический характер. Моральные, философские и религиозные проблемы, ввиду их универсальной значимости, чаще всего требуют мифологической компенсации. нашего безличного отношения к миру. Таким образом, эта проблема почти больше, чем любая другая, производит коллективные компенсации. Одному из моих пациентов, шестнадцати лет, в качестве начального симптома тяжелого невроза навязчивых состояний приснился следующий сон:0005
CW7 ¶ 285
Сон:
Дьявол настигает Сновидца
Он идет по незнакомой улице. Уже темно, и он слышит шаги позади себя. С чувством страха он ускоряет шаг. Шаги приближаются, и его страх усиливается. Он начинает бежать. Но шаги, кажется, настигают его. Наконец он оборачивается и видит дьявола. В смертельном ужасе он прыгает в воздух и висит там в подвешенном состоянии
КОММЕНТАРИЙ К СНОВИДЕНИЮ
Этот сон повторился дважды в знак его особой срочности
CW7 ¶ 285
Общеизвестно, что неврозы навязчивых состояний из-за их дотошности и церемониальной пунктуальности не только имеют поверхностный вид моральной проблемы, но на самом деле полны бесчеловечного зверства и беспощадного зла, против объединения которых отчаянно борется очень тонко организованная личность
CW7 ¶ 286
Это объясняет, почему так много вещей приходится совершать в церемониально «правильном» стиле, как бы противодействуя злу, парящему на заднем плане. пациент должен был, как он выразился, поддерживать себя в «временном» или «незагрязненном» состоянии чистоты. С этой целью он либо порвал, либо сделал «недействительным» всякую связь с миром и со всем, что напоминало ему о бренности человеческого существования, посредством безумных формальностей, скрупулезных очистительных церемоний и трепетного соблюдения бесчисленных правил и предписаний невероятная сложность. Еще до того, как у пациента появились какие-либо подозрения об адском существовании, которое ожидало его впереди, сон показал ему, что, если он хочет снова спуститься на землю, должен быть заключен договор со злом 9.0005
CW7 ¶ 286
ЗАКОННЫЙ И НЕЗАКОННЫЙ
ИНТЕРЕС К БЕЗЛИЧНЫМ ПРОБЛЕМАМ
Существует то, что можно назвать законным и незаконным интересом к безличным проблемам. Экскурсии такого рода законны только тогда, когда они проистекают из глубочайших и истинных потребностей личности; незаконны, когда они являются либо простым интеллектуальным любопытством, либо бегством от неприятной реальности. В последнем случае бессознательное производит слишком человеческие и чисто личные компенсации, очевидной целью которых является возвращение сознательного ума к обычной реальности 9.0005
CW7 ¶ 288
Люди, которые незаконно стремятся к бесконечности, часто видят абсурдно банальные сны, которые пытаются приглушить их энтузиазм. Таким образом, из характера компенсации мы можем сразу же сделать выводы о серьезности и правильности сознательных стремлений
CW7 ¶ 288
ДУХОВНОСТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Его ментальность [бессознательное] является инстинктивной; у него нет дифференцированных функций, и он не «думает», как мы понимаем «мышление». Он просто создает образ, отвечающий сознательной ситуации. Этот образ содержит столько же мыслей, сколько и чувств, и является чем угодно, только не продуктом рационалистического размышления. Такой образ лучше было бы описать как видение художника
CW7 ¶ 289
Я всегда исходил из того, что бессознательное просто реагирует на содержание сознания, хотя и весьма существенным образом, но ему не хватает инициативы.