Функции психики
Функции психики — это определенные свойства и качества психики, обеспечивающие адаптацию к меняющимся условиям окружающей среды. Это целостная система, в которой полноценное взаимодействие мира и человека возможно за счет взаимосвязи и взаимообусловленности всех функций.
Такое определение функций проистекает из понимания того, для чего служит психика и что обеспечивает для человеческой жизнедеятельности. Благодаря психике, человек создает собственную картину реальности на основе отражения окружающего мира и может координировать свою деятельность и поведение.
Формы такого отражения могут быть разными, и присущи они, конечно же, не только человеку. То, что отличает человека от собаки или кошки, это механизмы действия психики, которые возникли под влиянием социокультурного развития общества. Функции психики лежат в основе таких сложных и многозначных психических процессов и явлений как память, речь, воображение, мышление, восприятие, которые, уже сами, образуют сознание. При этом существует также низший уровень психики, уровень бессознательного, который появляется в результате неосознаваемых воздействий.
Мир психики — это внутренний душевный мир человека. Субъективная реальность, в которой существуют мысли и чувства, эмоции, интересы, мечты и планы о будущем, отношения с людьми и с самим собой. Всё, что делает человека ни на кого непохожим, уникальным. Психика подвижна и переменчива, никогда не стоит на месте, всегда развивается за счет полученного жизненного опыта.
Исследование психики даже на сегодняшний день не закончено, и поэтому не существует единого понимания всех функций. В конце XIX века было принято считать, что у психики есть только одна функция — адаптация, позволившая человеку выжить в неблагоприятных условиях среды. Конечно же, этого объяснения было недостаточно, чтобы оправдать такие сложные явления как творчество или любовь. Сегодня в психологической литературе выделяют и описывают три функции психики, которые признаны самыми важными. Это в первую очередь, отражение окружающей действительности. Затем регуляция поведения. И в общем смысле — осознание своего места в мире.
1. Отражение окружающей действительности
Основная способность психики, проявляющаяся в непосредственном отражении окружающей среды. Это активный свободный процесс постоянного и непрерывного познания действительности, который носит субъективный характер. Это значит, что отражение зависит от индивидуальных личностных особенностей человека и даже от конкретного психоэмоционального состояния.
Именно поэтому, так нередко люди кардинально не совпадают во мнении относительно схожих предметов или явлений. Отражение позволяет строить свою уникальную картину мира, и у каждого человека она своя. При этом, однако, субъективность восприятия не отрицает объективности реальности окружающего мира, являясь, скорее, слепком реальности.
Еще одной особенностью отражения стала способность предугадывать ход событий, а также результат своих действий на основе познания закономерностей мира и жизненного опыта.
2. Регуляция поведения
Эта функция дает возможность реагировать и отвечать на раздражители. Поведение человека, притом, является внешним проявлением внутреннего мира. От этого зависит, какие мотивы и потребности руководят человеком, какими способами он добивается цели, какие принимает решения и планы на будущее. Эмоции в этом случае являются каналом обратной связи, показывающим, насколько удовлетворяет человека то, что его окружает и то, что он делает.
Основная характеристика этой функции — её произвольность. Человек волевым усилием контролирует свое поведение. Это очень важно, ведь люди живут в обществе и являются социальными существами. Невозможно было бы строить взаимоотношения с людьми, без умения волевым усилием регулировать своё поведение.
3. Осознание себя и своего места в мире
Человек осознает себя личностью, со всем своеобразием черт характера и индивидуальными особенностями поведения. Понимая своё отличие от других, каждый человек считает себя частью общества, благодаря чему возможно строить межличностные отношения.
Эта функция психики во многом позволяет обеспечить приспособление человека к окружающей действительности и возможность ориентироваться в ней. Важным показателем, при этом, является адекватность в отношении к себе и к миру. Некритичное отношение искажает картину мира и мешает строить взаимоотношения.
Поведение человека, как существа социального, отличается особой сложностью. А процессы отражения и регуляции зависят от активной направленности. Поэтому выделяют активное и реактивное регулирование и отражение. Человек, за счет наличия сознания, способен не только пассивно реагировать на изменения условий среды, но строить свое собственное осознанное поведение.
Существует другие классификации, более полно или более кратко описывающие функции психики и их предназначение. Вот пример подробной классификации психических функций.
Имплицидные функции и эксплицитные функции психики
Имплицидные функции (аффективные, гностические, регуляторные). Эти функции координируют взаимодействие человека с окружающим миром. Основа имплицидных функций — нервная система и мозг, которые являются органами психической деятельности. Оттого эти функции считаются заданными изнутри.
Эксплицитные функции (коммуникативные, когнитивные, эмотивные, конативные, информационные). Они организовывают и управляют взаимодействием человека с другими людьми, с самим собой и с миром вещей. Их основой являются психика и органы чувств, и потому они считаются заданными извне.
Гностические функции
Обеспечивают получение и ассимиляцию информации о свойствах объектов в процессе взаимодействия человека и внешнего мира.
Информация, полученная извне, перерабатывается во внутренних процессах — памяти, восприятии, воображении, ощущениях, представлении и мышлении. Человек получает возможность сформировать свое представление о мире, планировать свои действия и предвидеть исход поступков.
Гностические функции лежат в основе познавательной деятельности. Результатом их работы становятся знания и интеллектуальный потенциал.
Аффективные функции
Это отношение на уровне «нужен»-«не нужен» к объектам взаимодействия, причем в конкретной ситуации, зависящей от внутреннего состояния.
Это субъективная оценка, которая влияет на отношение к объекту. Отрицательные эмоции, например, могут предупреждать об опасности определенных вещей или людей. Из этого вырастают более сложные формы — чувства, являющиеся важнейшими компонентами личности, индивидуальности, характера.
Регуляторные функции
Управляют взаимодействием с миром и налаживанием отношений с людьми.
Они преображаются в поведение человека, его действия, поступки. Отношения с людьми налаживаются благодаря соблюдению общественных ритуалов и правил, обычаев и законов. И поэтому всегда имеют нравственный компонент в своем проявлении.
Воля — основа регуляции психики в сфере предметных действий, и потому является внутренним стержнем организации личности.
Коммуникативные функции
Отвечают за связь человека и объектов взаимодействия, благодаря органам чувств, речи, мимике и прочему.
Общение с другими индивидуумами, например, возможно именно из-за наличия обратной связи, реакции одного человека на поведение другого. Общение бывает невербальное и вербальное.
В результате общения и взаимодействия с другими людьми, человек развивает в себе коммуникативность, общительность, обаяние и харизму.
Информационные функцииОбеспечивают процесс передачи сведений в знаковой и символьной форме.
Благодаря ощущению и восприятию происходит прием сведений окружающего мира. Это так же накладывает отпечаток субъективности на всю информацию. Только унификация в символах и знаках, понятных любому, делает возможность полноценного общения между людьми.
Когнитивные функцииОбеспечивают осмысленность познавательной деятельности человека.
Личностная направленность человека задает определенную установку на воображение и мышление. И потому является отправной точкой в развитии интеллекта.
Под влиянием взаимодействия с миром, формируются такие процессы, как мышление, представление, воображения. Таким образом создается внутренняя модель мира и человек может предвидеть результаты действий. Благодаря этому, например, возможно находить взаимопонимание в общении с людьми.
Эмотивные функции
Это переживание влияния окружающего мира на человека.
Контакт с любым объектом внешнего мира вызывает эмоцию — отрицательную или положительную — в зависимости от душевного состояния человека. Формами проявления эмотивных функций выступают чувства, настроения, эмоциональные состояния, аффекты и первичные эмоции.
Внутренняя оценка и переработка этих чувств позволяет строить социальные отношения.
Конативные функции
Определяют направленность деятельности человека и его поведение.
Потребности и установки, желания, интересы, склонности и увлечения — становятся мотивами предметной деятельности. Конативные функции обуславливают способность к психологической устойчивости, саморегуляции и координации действий.
Креативные функции
Это творческий потенциал деятельности человека.
При помощи механизмов экстериоризации и интериоризации происходит трансформация творческого потенциала. Во внутренние — интериоризованные — психические состояния и свойства (память, эмоции, мышление) и во внешние — экстериоризованные — проявления возможностей человека в действиях и поведении. Это обеспечивает такие явления в общении, как заражение, подражание, внушение, которые появляются под влиянием другого человека.
Результатом развития этих функций становится самоактуализация личности, стремление к самосовершенствованию. Человек становится творцом. И создает свою новую реальность, отвечающую его потребностям, вместо приспосабливания к окружающей действительности.
В заключение
Психическая реальность существует в 2 плоскостях: внешней, направленной на мир и координацию жизнедеятельности. И внутренней, обращенной в себя — самосознанием, рефлексией, явлением интроспекции. Психика человека развивается всё время и процесс этот строго индивидуален, зависит от условий и образа жизни, от полученного образования, от социального окружения. Следовательно, осознанная целенаправленная деятельность оказывает влияние на развитие определенных способностей. Всё это возможно за счет того, что функции психики тесно увязаны. Это обеспечивает целостность психики, её непрестанное развитие и саморегуляцию.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Основы функции психики. Особенности психического отражения
Функций психики три: коммуникативная, познавательная и регулятивная.
Коммуникативная – обеспечивает возможность общения людей друг с другом.
Познавательная – позволяет человеку познавать окружающий внешний мир.
Регулятивная функция обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.
Иными словами, психика человека дает возможность ему выступать в качестве субъекта труда, общения и познания.
Говоря о психическом отражении, следует иметь в виду, что оно обращено не только к настоящему, но и к прошедшему, и к будущему. Это означает, что на отражение настоящего оказывает влияние не только оно само, но и прошлый опыт, хранящийся в памяти, а также прогнозы человека в отношении будущего.
В целом психическое отражение имеет следующие специфические особенности:
• это самый сложный и наиболее развитый вид отражения;
• оно позволяет правильно отражать окружающую действительность, что потом подтверждается практикой;
• оно имеет активный характер, т.е. связано с поиском и отбором способов действий, адекватных условиям среды;
• оно постоянно углубляется и развивается в ходе деятельности;
• оно субъективно;
• оно носит опережающий характер.
Кроме этого, говоря о психическом отражении, следует иметь ввиду, что оно имеет процессуальный характер. Это значит, что это непрерывный, развернутый во времени процесс, который продолжается в течение всей жизни человека.
Психическое отражение идеально по форме, это — мысли, ощущения, образы, переживания, т. е. то, что находится внутри человека, что нельзя потрогать руками, зарегистрировать с помощью измерительных приборов, сфотографировать. В то же время оно субъективно по содержанию, т.е. принадлежит конкретному субъекту и определяется его особенностями.
Физиологическим носителем психики человека является его нервная система. Представления о взаимосвязях нервной системы и психики человека основываются на теории функциональных систем П. К. Анохина, в соответствии с которой психическая и физиологическая деятельность составляют единое целое, в котором отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, ориентированные на достижение полезного, приспособительного результата.
Психика является свойством мозга. Связь центра мозга с внешней средой осуществляется при помощи нервных клеток и рецепторов.
Однако психические явления нельзя сводить к нервно-физиологическим процессам. Психическое имеет свою специфику. Нервно-физиологические процессы – субстрат, носитель психического.
Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, — но мало кто задумывался, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности Психическая реальность дана нам непосредственно. По большому счету, можно скзать, что каждый из нас и есть психическая реальность и только через нее мы можем судить об окружающем мире. Для чего нужна психика? Она существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации — приспособления к реальности. Еще в конце XIX в. У. Джемс считал, что основной функцией психики является регуляция целенаправленного поведения.
В повседневной жизни мы не отличаем субъективную реальность от объективной. Только в особых ситуациях и при особых состояниях она дает о себе знать.
Когда образы неадекватны и приводят нас к ошибкам восприятия и неверной оценке сигналов, например удаленности до объекта, мы говорим об иллюзиях. Типичной иллюзией является картина луны над горизонтом. Видимый размер луны в момент захода значительно больше, чем когда она расположена ближе к зениту. Галлюцинации это образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств. Они также манифестируют нам, что психическая реальность самостоятельна и относительно автономна. главная функция психики — регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека.Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на экзопсихику, эндопсихику и интропсихику. Экзопсихикой называется та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность. Например, мы считаем источником зрительных образов не наш орган зрения, а предметы внешнего мира. Эндопсихика — это часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма.
Наличие «душевной жизни» — внутренних диалогов, переживаний, рефлексии не оставляют сомнения в реальности психики. Роль ее не сводится к регуляции сиюминутного поведения, как думал У. Джемс, но, очевидно, связана с определением целостного отношения человека к миру и поиска своего места в нем. Я. А. Пономарев выделяет две функции психики по отношению к внешнему миру: творчество (создание новой реальности) и адаптация (приспособление к существующей реальности). Антитезой творчества является разрушение — уничтожение созданной другими людьми реальности (культуры). Антитезой адаптации является дезадаптация в ее различных формах (неврозы, наркомания, преступное поведение и т. д.).
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
По отношению к поведению и деятельности человека и других людей следует, вслед за Б. Ф. Ломовым, выделить три основные функции психики: познавательную (когнитивную), регулятивную и коммуникативную; адаптация и творчество возможны только посредством реализации этих функций.
Психика служит человеку для построения «внутренней модели мира», включающей индивида в его взаимодействии со средой. Обеспечивают построение внутренней модели мира познавательные психические процессы
Вторая важнейшая функция психики — регуляция поведения и деятельности. Психические процессы, обеспечивающие регуляцию поведения, очень разнообразны и разнородны. Мотивационные процессы обеспечивают направленность поведения и уровень его активности. Процессы планирования и целеполагания обеспечивают создание способов и стратегий поведения, выдвижения целей на основе мотивов и потребностей. Процессы принятия решений определяют выбор целей деятельности и средств их достижения. Эмоции обеспечивают отражение наших отношений к реальности, механизм «обратной связи» и регуляцию внутреннего состояния.
Третья функция человеческой психики — коммуникативная. Коммуникативные процессы обеспечивают передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми. Речь и невербальное общение —основные процессы, обеспечивающие коммуникацию. При этом главным процессом, несомненно, следует считать речь, которая развита только у людей.
Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. С точки зрения Б. Ф. Ломова, системность, целостность, нерасчлененность психики является основным признаком. Понятие «психическая функциональная система» является развитием и применением в психологии понятия «функциональная система», введенного в научный обиход П. К. Анохиным. Он использовал это понятие для объяснения реализации организмом целостных поведенческих актов. С точки зрения Анохина, любой поведенческий акт направлен на достижение определенного результата, а достижение каждого результата обеспечивает функциональная система — объединение отдельных органов и процессов организма по принципу взаимодействия для координации поведения, направленного на достижение цели.
Этимологически слово «психика» ( греч . душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика – это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях .
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.
Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологи-ческой деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.
Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика -это системное качество мозга , реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями . Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир , природу, ее отражение- полноценную деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей .
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
- оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
- сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
- психическое отражение углубляется и совершенствуется;
- обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
- преломляется через индивидуальность человека;
- носит опережающий характер.
Функции чувств и эмоций. Никакое психологическое явление невозможно полностью изучить, если четко не определить … Иначе можно сказать, что без переживаний невозможно сознание. Переживание следует отличать от традиционного психологического понятия переживания, означающего непосредственную данность психических содержаний сознанию. Переживание представляется как особая деятельность, особая работа, реализуемая внешними и внутренними действиями, по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни. Диапазон возможных носителей переживаний включает в себя множество форм и уровней поведенческих и психологических процессов — это и юмор, сарказм, ирония, стыд, нарушение константности восприятия и т.д.
Любой носитель переживания ведет к желаемому эффекту потому, что он производит некоторые изменения психологического мира человека. Однако для их описания приходится создавать концепцию психологического мира, и каждый исследователь, изучающий процессы переживания, вольно или невольно опирается на имеющуюся концепцию или создает новую. Так можно выделить пять основных парадигм анализа технологии переживания. Чтобы четче оттенить специфику переживания как особого режима функционирования сознания, нужно назвать две оставшиеся комбинаторные возможности. Когда сознание функционирует как активный Наблюдатель, схватывающий свою собственную активность, т.е. и Наблюдатель и Наблюдаемое обладают активной, субъектной природой, мы имеем дело с рефлексией. И наконец, последний случай, – когда и Наблюдатель и Наблюдаемое являются объектами и, значит, само наблюдение как таковое исчезает, – фиксирует логическую структуру понятия бессознательного. С этой точки зрения становятся понятными распространенные физикалистские представления о бессознательном как о месте молчаливого взаимодействия психологических сил и вещей Типология режимов функционирования сознания
Мы не имеем возможности останавливаться на подробной интерпретации этой типологии, она слишком далеко увела бы нас от основной темы, тем более что главное и без того достигнуто – сформулирована система со- и противопоставлений, задающих основной смысл традиционного психологического понятия переживания.
В рамках этого общего смысла наибольшее распространение в современной психологии получил вариант этого понятия, ограничивающий переживание сферой субъективно значимого. Переживание при этом понимается в его противопоставлении объективному знанию: переживание – это особое, субъективное, пристрастное отражение, причем отражение не окружающего предметного мира самого по себе, а мира, взятого в отношении к субъекту, с точки зрения предоставляемых им (миром) возможностей удовлетворения актуальных мотивов и потребностей субъекта. В этом понимании нам важно подчеркнуть не то, что отличает переживание от объективного знания, а то, что объединяет их, а именно, что переживание мыслится здесь как отражение, что речь идет о переживании-созерцании, а не о переживании-деятельности, которому посвящено наше исследование.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Основы функции психики. Особенности психического отражения
От 250 руб
Контрольная работа
Основы функции психики. Особенности психического отражения
От 250 руб
Курсовая работа
Основы функции психики. Особенности психического отражения
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Тайная функция психики человека | Время и Деньги
Психика человека подобна живому существу. Она может быть как цветок, которому нужен свет для фотосинтеза, или как моллюск, который питается водорослями и живет только в определенной среде. Накорми цветок не свойственной ему «едой» — что произойдёт? Как у человека существует функция потребления, так и у нашей с вами психики существует естественная потребительская функция. Человек ничего не знает об этой функции! Отсюда все проблемы. Разобраться в них поможет статья академика Европейской академии наук Украины, редактора журналов Dogma (Франция) и Expedition Олега Мальцева, написанная для ресурса «Гранит науки».
Когда речь идет о психике человека, необходимо вспомнить, что говорит о психике современная психология. Психология говорит многое: во что только психика ни превращается по многочисленным мнениям психологов – в резервуар энергии, набор травм, архетипы и другое. Мы работали с разными элементами, такими как ущербность, пружина и разгон психики, но психику как функцию потребления еще не рассматривали. На потребительской функции психики (ПФП) стоит все в этом мире. Когда речь идет о других функциях, они имеют ситуационный характер. А потребительская функция психики работает автоматически, поэтому она для человека даже не заметна.
Но мы можем почувствовать ее работу на себе, например, когда слушаем чей-то нудный рассказ, и нас он раздражает, нам он не нравится – это психика не хочет его потреблять. Психика хочет потреблять только то, что она хочет – точно так же, как ребенок, который не хочет есть кашу, а хочет есть конфеты. Все это работает в автоматическом режиме, совершенно непринудительно.
Потребительская функция психики может быть растительного, животного или механического происхождения. Представим себе, что это растение, например, плющ. Он хочет размножаться, расползаться по стенке и получать свет, фотосинтез. Он об этом даже не думает, просто живет, пока его не срежут и не выбросят на свалку. Вот представьте себе человека с такой ПФП. Он должен расползаться и перерабатывать что-то, чтобы жить. Например, он работает в каком-то ВУЗе на протяжении уже 30-ти лет, сидит на кафедре, всех знает, а потребляет он сплетни и слухи – информацию, за счет которой он живет. Таких субъектов в современных университетах полно. Делает он это совершенно автоматически.
Давайте обратимся к Липоту Сонди и его подходу к вопросу, как выглядит психика. Судьбопсихология изучает побуждения как фактор принятия решений, который влияет на судьбу. Побуждения возникают из родового бессознательного и родовых фигур. Можно было бы представить, что за человеком стоят какие-то фигуры, которые дергают человека за нити, как марионетку. Они превращаются в 8 векторов (сил), которые одновременно толкают человека, и он движется к психиатрическому заболеванию. Норма – это разбавленная патология.
Изображение с официального сайта доктора Мальцева
Мы рассмотрели движение от себя, то есть вектора, которые толкают и побуждают нас что-то сделать. А что толкает вектора? Фигуры. А что толкает фигуры? Некий фактор извне осуществляет воздействие на человека – и возникает контрпозиция. Извне на человека давят люди и обстоятельства. Именно ПФП провоцирует внешние обстоятельства в жизни человека. Она создает эффекты, которые мы получаем, например, какие-то люди нам приятны, а какие-то вызывают сразу необъяснимую неприязнь, с какими-то людьми мы хотим общаться, а с какими-то нет, какие-то люди представляют для нас интерес, а какие-то нет.
Например, девушке нравится общаться с молодым человеком. Почему? Фрейд бы сказал, что это половая функция. Но всегда ли она является приоритетом в общении мужчины и женщины? Многие бы сказали «да», а многие – «нет», и привели бы кучу доводов. В каких-то случаях это так, а в каких-то нет. Но она все равно стоит и с ним флиртует, не собираясь ничего делать. Почему? Видимо признание того, что ты красивая, востребованная и нужная не менее важно, чем половая функция. Как минимум мы могли бы сказать, что это имеет место быть. Комплименты, цветы и прочее – это все потребление. А кто это потребляет? Кому это все нужно? Допустим, телу нужна половая функция, тело хочет получить удовольствие. А какое удовольствие женщина получает от цветов? Кто потребляет цветы и драгоценности? Это же не связано с половой функцией. Машины, платья – кто это потребляет? Можно было бы сказать, что это потребляет «Я».
Но с точки зрения Сонди, «Я» нет никакого дела до машин и цветов. Согласно Сонди, «Я» мудрое, сильное и одинокое. По Фрейду «Я» тоже нет дела до цветов, разве что они могут быть неким топливом для чувства собственной значимости. Тогда кто это все потребляет? Если рассмотреть мужчин, можно тоже привести много примеров потребления совершенно странного, не связанного с половой функцией. Как бы мы ни крутили, на эти вопросы нет ответа. Но точно есть одно – это потребление. Есть какой-то механизм, который потребляет, и делает он это автоматически.
Изображение с официального сайта доктора Мальцева
Причиной «Дефицитарности» академика Лунева, как раз и является наличие потребительской функции психики. К примеру, человек питается кислородом, при этом он может дышать и гелиевой смесью, когда погружается под воду. Но это неестественная среда для человека, длительное нахождение в которой может привести к кислородному голоданию. Кислородное голодание могло бы быть неким прототипом дефицитарности.
То есть некая конфигурация, в которую превращается психика человека или постоянно в таком виде существует, потребляет некий набор автоматических вещей. Например, зачем женщины ходят в театры или на светские вечера? Что там потребляет их психика? Внимание. Это всего лишь потребление внимания, но зачем оно нужно – вопрос остается открытым.
Для того, чтобы человеку исследовать свою ПФП, необходимо рассматривать психику как некое живое существо. Например,
- что это будет – растение, животное или механизм?
- Какое потребление вас отличает от других людей?
- Чем ваша ПФП отличается от всех остальных?
- Следующим этапом проанализируйте свою дефицитарность.
- Затем рассмотрите ваши «хочу»: чего вы хотите, и кто это потребляет?
Потребительская функция психики каким-то образом сформировалась именно в таком виде и есть тот, кто ее такой сформировал. От данного анализа зависит очень многое в жизни человека.
Рассмотрим еще такое явление, как КУРАЖ, в чем-то тождественное современному драйву. «Драйв» – это английское слово, означающее «водить». Но люди под этим словом понимают некую гамму ощущений, которую могут дать гонки, скорость и т. д. Так и в жизни: когда человек делает что-то на кураже, он получает определенные ощущения и впечатления. ПФП не просто что-то потребляет, но еще и должна получать удовольствие от того, что она потребляет. Как только возникает какое-то препятствие в потреблении, человек расстраивается, говорит, что ему это все не нравится, и возникает дискомфорт, а если возникает дискомфорт, то желание что-то делать пропадает.
К примеру, для того, чтобы люди покупали вещи Chanel, Gucci, нужно было для начала воспитать такую конфигурацию ПФП, которая бы ела это все, потому что изначально у человека не было такой конфигурации психики. Еще в XVIII веке никто не гонялся за брендами, тогда психика потребляла что-то другое.
Почему человеку не нравится то, чем он занимается? Потому что ПФП не питается такой едой, и его психика будет постоянно разворачиваться, чтобы найти еду в другом месте. Психика все равно утянет человека в то место, где есть для нее еда. Отсюда возникает вывод, что ПФП сильнее биологических потребностей «Я». Например, есть монахи, которые живут в кельях, истязают себя, читают какие-то книги – это яркий пример того, что ПФП сильнее, чем биологическая функция потребления «Я». Если это такой сильный механизм, определяющий, как компас, местоположение и род занятий человека, а последний про него ничего даже не знает, то жизнь человека проходит под руководством некоего неведомого механизма. Вспомните фильм «Москва слезам не верит», когда герой ждал героиню у дома. Он ее спрашивает «Может, у тебя еще и муж есть?», а она ему: «А что это меняет?» Именно! Что это меняет, если у него все равно есть к ней тяга? Это яркая демонстрация ПФП. Оказывается, у ПФП есть еще тяга и насыщаемость, желание разнообразить рацион потребления, и все это происходит автоматически.
Как видите, тема крайне актуальная и непростая, так как есть еще ряд вопросов, на которые предстоит дать ответы в ходе исследования. Кто создал форму потребительской системы психики «Х»? Сколько этих форм ПФП? Их может быть бесконечное количество или только определенное? Как связана ущербность с ПФП? Существует ли какая-то технология, механизм, который позволяет менять одно существо ПФП XVIII века на другое XX века? Все эти вопросы требуют достаточно серьезной работы, исследований и серьезных доказательных ответов.
От работы ПФП зависит очень многое в жизни человека: он мог бы что-то сделать, но не сделал; он чего-то хочет, но у него не получается, и т.д. Если человек научится использовать потребительскую функцию в свою пользу, возьмет ее под управление, то ему будет очень легко справиться с чем угодно, потому что причина всех препятствий в жизни – это потребительская функция психики.
Текст подготовил руководитель НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество» Марина Ильюша.
2 Человеческая психика в действии | Культурное животное: человеческая природа, смысл и социальная жизнь
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКультурное животное: человеческая природа, значение и социальная жизньСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКультурное животное: человеческая природа, значение и социальная жизньСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Baumeister, Roy F. ,
‘2 Человеческая психика в действии’
,
Культурное животное: человеческая природа, значение и социальная жизнь
(
0 New York;
онлайн-издание,
Oxford Academic
, 1 апреля 2010 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195167030.003.0002,
по состоянию на 8 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКультурное животное: человеческая природа, значение и социальная жизньСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКультурное животное: человеческая природа, значение и социальная жизньСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе обсуждаются основные идеи о природе и культуре. Он объясняет, что особенного в культуре, из чего состоит культура и каковы некоторые психологические требования для участия в культуре. Он уделяет особое внимание роли языка и смысла ввиду их центральной важности для культурной жизни. Организация психики на две части (сознательную и автоматическую) подчеркивается как важнейшая тема, которая необходима в каждой второй главе для объяснения человеческого функционирования в культуре.
Ключевые слова: культура, психика человека, язык, смысл, культурная жизнь
Предмет
Социальная психология
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Семь психологических функций и семь типов
Содержание
- 0. 0.1 В этой статье я опишу, как семь психологических функций соотносятся друг с другом и с семью энергиями и типами. Это, пожалуй, самая важная тема в типологии психосинтеза, потому что она объясняет, как «основные функции», согласно Ассаджиоли, создают семь типов.
- 1 Высшие и нормальные психологические функции
- 2 Семь психологических функций
- 2.1 Психологическая функция воли
- 2.2 Психологическая функция чувства
- 2.3 Психологическая функция мысли
- 6
- 6 2.3 Психологическая функция мысли
- 6 воображение
- 2.5 Психологическая функция логики
- 2.6 Психологическая функция страсти
- 2.7 Психологическая функция действия
- 2.7.1 Краткое изложение функций и типов
- 3 Цвет и психологические функции
В этой статье я опишу, как семь психологических функций соотносятся друг с другом и с семью энергиями и типами. Это, пожалуй, самая важная тема в типологии психосинтеза, потому что она объясняет, как «основные функции», согласно Ассаджиоли, создают семь типов.
Семь типов и основные функции
Кеннет Соренсен, третья глава из Семь типов, типология психосинтеза . Загрузите главу в формате pdf, включая ссылки.
С психологической, а не космологической точки зрения, семь энергий и типов возникают из семи психологических функций, присущих каждому человеку. Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг предложил модель четырех психологических функций, которая до сих пор широко используется, особенно в области дифференциальной психологии. Этими четырьмя функциями являются мысль, чувство, интуиция и ощущение, и Юнг предложил обрабатывать то, как мы понимаем себя и мир, посредством этих четырех функций. Соответственно, функции можно рассматривать как интеллект или инструменты осознания.
Карл. Г. Юнг (1875-1961)
В отличие от Юнга, модель, которую я использую для семи типов, основана на работе Ассаджиоли и, в частности, на его звездной диаграмме (Диаграмма 1).
Ассаджиоли предположил, что существует семь психологических функций, которые обеспечивают интеллект и навыки обработки, необходимые сознательному я для навигации по жизни. (Под «я» я подразумеваю сознательное «я», которое является самоосознающим сознанием всех людей.)
Ассаджиоли пишет следующее о функциях, поскольку они относятся к я или «я»: «В действительности , все функции являются функциями живого, самосознательного существа и, следовательно, «я». Это «я» чувствует и думает, воображает, желает и желает больше всего того, что желает». (1967b)
Можно написать целую книгу о семи функциях, поскольку они имеют такую сложную природу и взаимодействие, поэтому я расскажу только о наиболее важных аспектах функций, относящихся к семи типам.
(Дополнительную информацию по этой теме см. в моей магистерской диссертации «Интегральный психосинтез» (Sørensen, 2008) и в «Акте воли» Ассаджиоли, особенно в его описаниях звездной диаграммы и десяти психологических законов. )
Ассаджиоли (1967b), похоже, не описали точную природу психологических функций, но он цитировал Юнга следующим образом:
«Мы признаем, что не знаем, что это за функции на самом деле. Нам очень хотелось бы знать, на какие примитивные элементы можно было бы, например, разложить чувство. Но, несмотря на наше невежество в отношении первооснов, мы обращаемся с этими функциями так, как если бы они были ясно определяемыми органами разума».
Диаграмма 1. Звездная диаграмма Роберто Ассаджиоли
Функции, согласно Юнгу, являются «органами разума», и мы могли бы также назвать их семью типами интеллекта. Действительно, нейропсихология, которая сильно развилась со времен Ассаджиоли, предлагает дальнейшее понимание, предполагая, что функции лучше всего можно описать как семь мозговых центров или нейронных сетей . В самом деле, все время появляются свежие идеи, а также большое количество продолжающихся научных исследований природы воображения и воли. (См. результаты для Воображение и сила воли)
Быстрый онлайн-поиск о природе воображения и мозга или о любой другой психологической функции даст массу информации. В частности, отмеченный наградами профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Дарио Нарди в своей книге Neuroscience of Personality (2011) предлагает очень интересный материал о том, как юнгианские типы и функции связаны с различными центрами мозга.
Ключевая идея, которую нужно понять, состоит в том, что психологические функции являются приемниками и передатчиками семи энергий (Таблица 1).
Таблица 1. Семь психологических функций и энергии передачи
Воля передает динамическую энергию, чувство передает чувственную энергию и так далее. Таким образом, мы можем утверждать, что семь энергий получают семь психологических функций, которые затем распределяют энергии и их качества различными способами для создания уникальной личности человека.
Это основная теоретическая основа семи типов с психологической точки зрения. Проще говоря, вместо того, чтобы предлагать метафизические объяснения, мы можем взять за отправную точку самоочевидный факт, что все мы обладаем волей, чувствами, мыслями, воображением, логикой, страстью и способностью действовать. Вы, должно быть, заметили, что имена, которые я использую для функций, не совсем совпадают с именами, которые использовал Ассаджиоли в своей звездной диаграмме (см. Таблицу 2).
У меня есть веские причины предложить эти альтернативные имена, и все они соответствуют первоначальной концепции Ассаджоли. Позвольте мне пояснить этот момент.
Таблица 2. Различные названия психологических функций
Я отличаюсь от Ассаджиоли тем, что использую термин «логика» вместо «интуиции». Это может показаться странным, поэтому позвольте мне начать с признания того, что интуицию можно правильно описать как психологическую функцию, однако можно также отметить, что интуиция является надличностной функцией, которая существует за пределами возможностей нормальной личности.
Также в его книге Типология психосинтеза, видно, что Ассаджиоли не включает интуитивный тип в свой список из семи типов (см. табл. 2), что может показаться странным, поскольку он, несомненно, признает, что интуитивный тип существует. Я предполагаю, что есть несколько причин этого очевидного несоответствия, и позвольте мне предложить свою точку зрения на это.
Ассаджиоли ясно различал нормальные психологические функции и высшие духовные функции, и это различие он обсуждает много раз. Например, он утверждает:
«Это личное я является сердцевиной человека на обычном уровне, уровне личности. Это центр наших обычных психологических функций: ума, эмоций, ощущений, воображения и т. д. Точно так же на нашем высшем человеческом уровне есть сущность, которая находится в центре высших функций — художественного вдохновения, этического прозрения, научной интуиции. Это наше настоящее ядро: оно есть во всех нас, но личность, как правило, не осознает его на обычном уровне». (Миллер, 1973)
Согласно Ассаджиоли (1965: 17-18), художественное вдохновение, этическое озарение и научная интуиция являются высшими сверхсознательными функциями – то, что он определил в своей первой книге Психосинтез :
Роберто Ассаджиоли (1888-1974)
«Из этой (сверхсознательной) области мы получаем наши высшие интуиции и вдохновения — художественные, философские или научные, этические «императивы» и побуждения к гуманитарным и героическим действиям. Это источник высших чувств, таких как альтруистическая любовь; гения и состояний созерцания, озарения и экстаза. В этом царстве скрыты высшие психические функции и духовные энергии».
Эти высшие функции являются высшими аспектами нормальных функций, поэтому они не являются чем-то совершенно иным, это просто естественное развитие или высшие потенциалы, которые проявляются, когда мы пробуждаемся до уровня души. По словам Ассаджиоли (Rosenthal, 1973):
«…каждая функция имеет низший и высший аспекты. У ума есть низший аспект — чисто аналитический, критический, тогда как его высший аспект — разум и высшая умственная деятельность. То же и с эмоциями: есть примитивные, грубые эмоции и есть утонченные чувства. И воля: есть сильный императив, эгоистичная воля и добрая воля, Воля-к-добру. Таким образом, каждая функция должна быть развита до максимально возможного уровня выражения».
Когда я ниже буду обсуждать низшие, или нормальные, психологические функции, я предложу для каждой из них то, что я считаю соответствующей высшей функцией.
Теперь вернемся к интуиции. Ассаджиоли четко различает «повседневную интуицию и реальную духовную интуицию» (1965: 217, 220; 1983: 41) , и он помещает реальную интуицию на надличностную арену как высшую функцию. (Полное обсуждение этого вопроса см. в моей подборке цитат Ассаджиоли об интуиции)
Кроме того, в весьма поучительном диалоге с канадским психосинтезистом Мартой Крэмптон (Crampton, 1966) Ассаджиоли утверждает, что интуиция — это стадия сознания, а не конкретный тип, и это имеет смысл, поскольку, говоря о типах, Ассаджиоли ( 1983) поясняет, что существует интуитивное выражение каждого из типов:
«Есть математическая интуиция научная интуиция; интуиция изобретателя или техника; эстетическая интуиция; философская интуиция; мистическая интуиция. Интуиция как функция находится за пределами любой типологической разницы, но она действует по-разному в зависимости от психологических типов».
Объяснив, почему я не включил интуицию в свой список психологических функций, почему я включил логику? На мой взгляд, логику можно рассматривать как функцию, отличную от мышления, что согласуется с идеей Ассаджиоли о двух типах разума: абстрактном разуме, который я называю мышлением, и конкретном разуме, который я называю логикой. Как мы увидим, логика создает аналитический или рационально-научный тип.
Я также заменил термин Ассаджиоли «импульс-желание» на «страсть» по той семантической причине, что слово «желание» часто имеет негативные коннотации. И я заменил термин «ощущение» Ассаджиоли словом «действие», которое, как мне кажется, лучше отражает роль тела в повседневной жизни. Я вернусь к этим пунктам и остановлюсь на них по мере того, как мы будем подробно рассматривать каждую из психологических функций.
Теперь мы готовы исследовать каждую из семи психологических функций. При этом я буду ссылаться на круговую диаграмму (диаграмма 2), на которой пронумерованы функции и показано, как они соотносятся друг с другом. Первые три функции в списке — это воля, чувство и мысль. Эти три основные, или первичные, функции, из которых воля является основополагающей, комбинируются различными способами, чтобы создать остальные четыре функции, как мы увидим.
Но прежде чем мы продолжим, вот цитата Ассаджиоли (без даты 17), которая напомнит нам о важной цели этой работы:
«Люди еще не знают — или не хотят — понимать и ценить людей и группы, отличные от них по природе, качеству и функциям, и это препятствует сотрудничеству и взаимной интеграции, необходимой для всеобщего блага. Большую помощь в реализации этого понимания и оценки дает знание различных психологических типов и их соответствующих функций».0214
Психологическая функция воли
Первая функция – воля. Воля направляет динамическую энергию и ее качества, которые проявляются как динамический тип (см. диаграмму 3). Завещанию уделялось мало внимания в психологической литературе. Уильям Джеймс, написавший книгу «Воля к вере », является одним исключением. Другим исключением является экзистенциальная психология, которая подчеркивает важность ответственности и выбора, причем выбор является аспектом воли.
Однако великим пионером психологии воли является Ассаджиоли, чья книга Акт воли — признанная классика. Соответственно, я поместил волю вверху круговой диаграммы, чтобы подчеркнуть ее значимость в психике как направляющего агента всех других функций. Ассаджоли подтверждает, что воля является основополагающей. Он пишет (Miller, 1972): «90–247 Воля просто служит направляющей энергией для всех других психологических функций. Мы находим, что открытие себя часто связано с открытием того, что у я есть воля — — это даже , в некотором смысле, завещание.
Диаграмма 3. Воля
Воля часто является последней функцией, которая полностью развивается, представляя завершение нашей личности: волю-быть-себя. Именно через волю мы становимся независимыми и можем свободно выбирать, как жить. Воля — это функция, которая позволяет нам распознавать и выбирать то, что для нас является подлинным.
Воля направляет нашу энергию через цель, выбор и решение. Чтобы привести пример, когда мы решаем изучать определенный предмет, мы используем нашу волю, чтобы помочь нам решить, как мы хотим направить нашу умственную, эмоциональную и финансовую энергию для достижения цели.
По мере развития нашей воли мы начинаем излучать качества динамической энергии, такие как мужество, сила, свобода, сосредоточенность и дисциплина. Воля — это доминирующая функция, которая лежит в основе динамического или волевого типа.
Сверхсознательный аспект воли — это трансперсональная воля, которую Ассаджиоли назвал «Волей к добру», которая представляет собой героический призыв к действию, мотивированный альтруистическими ценностями. При соединении с надличностной волей души мы развиваем мужество как наше основное качество, и можно сказать, что мы следуем Героическому Пути к Душе (Ассаджиоли, без даты: 19). -20).
Легко ли вам делать выбор, постоять за себя и столкнуться с конфликтами? Оглядываясь назад на свою жизнь, вы быстро выбирали и реализовывали свои желания или долго обдумывали, прежде чем действовать? Ваши ответы на эти вопросы показывают, до какой степени развита ваша воля. Можно, конечно, развивать волю дальше. Мы рассмотрим, как мы можем разработать функции в одной из последующих глав.
Психологическая функция чувства
Наши чувства являются проявлением нашей чувствительности к психологической атмосфере. Наши чувства регистрируют, находим ли мы что-то приятное или нет, и они помогают нам различать изменения в психологической атмосфере. Каждый из нас способен регистрировать и различать одни чувства легче, чем другие. Действительно, каждый из нас испытывает и выражает чувства и эмоции по-разному в зависимости от того, какая из семи энергий преобладает в нас, — таким образом, каждого из нас можно назвать разным «чувствующим типом», то есть динамическим чувствующим типом. чувствительный чувствующий тип и так далее. Подумайте о своей эмоциональной атмосфере: в основном вы спокойны, напряжены, сверхчувствительны, капризны, радостны или контролируете себя? Ваш ответ подскажет, на какую из семи энергий вы больше всего настроены через функцию чувств.
Чувство (Диаграмма 4) — это то, где мы находим глубину и заземление, необходимые для того, чтобы быть в мире с собой, чтобы мы могли наслаждаться собственной компанией и компанией других. Чувства связывают нас с нашими эмоциональными потребностями, помогая нам быть открытыми и восприимчивыми, соединяя нас с внешним миром, чтобы мы могли сопереживать тому, что происходит вокруг нас.
Через чувства мы получаем доступ к внутренним мирам других и даже к самой природе. Функция чувств позволяет нам понимать потребности других и сопереживать. Чувство обеспечивает своего рода инстинктивную способность знать, что происходит с теми, кто нам близок.
Диаграмма 4. Чувство
Чувство/эмоция — это доминирующая функция, поддерживающая то, что я назвал чувствительным типом, и то, что Ассаджоли называет «любовным типом». Согласно Ассаджиоли (1983: 30): «Эмоции, как и следовало ожидать, становятся центром внимания и жизненной энергии для большинства тех, кто принадлежит к любовному типу».
Функция чувства обеспечивает доступ к чувствительной энергии любви. У этой функции есть нормальный и высший аспекты. В связи с этим Ассаджиоли различал нормальную любовь и высшую альтруистическую любовь, или этическое понимание, которое является сверхсознательным аспектом функции чувств. Также важно отметить, что все семь функций проявляют любовь по-своему; это потому, что, как видно на круговой диаграмме, все функции связаны с функцией чувств, которая наиболее непосредственно связана с энергия любви
Когда вы развиваете функцию чувств, вы излучаете эмпатию, заботу, теплоту и социальное понимание — все эти качества связаны с чувствительной энергией. Можете ли вы улавливать чувства других и сопереживать им? Легко ли вы определяете, в каких атмосферах и социальных условиях вы предпочитаете находиться? Ваши ответы на эти вопросы покажут, в какой степени у вас развита функция чувств
Психологическая функция мышления
Благодаря функции мысли мы регистрируем информацию о себе и мире (Диаграмма 5). Мысль организует знания в понятия и категории и помогает нам ориентироваться в реальности. (К сожалению, система образования часто фокусируется только на развитии функций мышления и логики, пренебрегая другими функциями.) С помощью мышления мы можем размышлять о своем опыте, взвешивать «за» и «против» и формировать мнения о мире. Мысль помогает нам оценить информацию, которую мы получаем от других наших основных функций, чтобы мы могли получить перспективу. Мышление позволяет нам интерпретировать реальность на основе знаний, которые мы получаем в процессе обучения.
Мысль обеспечивает обзор и внутреннюю карту, чтобы мы могли разумно действовать в мире. Мысль позволяет общаться и делиться своим опытом с помощью языка. С помощью мысли мы можем слышать идеи и опыт других людей, размышлять над ними и сравнивать их со своими собственными.
Согласно Ассаджиоли (Без даты 21), мысль есть энергия: «Творческое мышление есть определенная стадия объективации идей и высших понятий; а поскольку мысль — это энергия, мы можем использовать ее силу для развития качеств, отношений и условий, которые, по нашему мнению, должны преобладать. Если мы используем мысли сознательно и творчески, мы можем добиться изменений в себе и своей жизни, а также в нашем окружении и в мире».
Диаграмма 5. Мысль
Функция мысли отличается от функции логики: мысль работает с широкими категориями и сетями идей, тогда как логика фокусируется только на деталях.
Мысль является доминирующей функцией, лежащей в основе ментального (активно-практического) типа. Согласно Ассаджиоли (1983: 39), «основным качеством, характеризующим этот тип, является интеллектуальная деятельность», что означает, что функция мысли действует путем получения и выражения психической энергии.
Сверхсознательный аспект мыслительной функции — гениальность или философское вдохновение.
Каждый из нас думает по-своему, и можно различить наш собственный особый стиль мышления, например, наш стиль может быть быстрым, детальным, прямым, ассоциативным или методичным. Когда мы разовьем эту функцию, наш ум будет излучать интеллект, ясность, проницательность и гибкость, которые являются качествами ментальной энергии.
Легко ли вам даются новые знания? Вам нравится учиться? Вы опытный коммуникатор? Ваши ответы на эти вопросы покажут, в какой степени у вас развита функция мышления.
Психологическая функция воображения
Три первичные функции – воля, чувство и мышление – по-разному комбинируются, чтобы создать четыре вторичные функции (воображение, логика, страсть, действие). В случае воображения эта функция возникает в результате сочетания функций чувств и мышления (Диаграмма 6.). Ассаджиоли (1965: 144) утверждал, что: «Воображение — это функция, которая сама по себе является до некоторой степени синтетической, поскольку воображение может действовать одновременно на нескольких уровнях: ощущения, чувства, мышления и интуиции. В каком-то смысле это поперечное сечение этих четырех функций или, скорее, их комбинация в различных пропорциях». Однако, в то время как Ассаджиоли ссылается на четыре функции, объединяющиеся для создания воображения, я полагаю, что воображение возникает в первую очередь из мысли и чувства, к такому выводу также пришел выдающийся психосинтез Джим Варджу (19). 77:24), который заявил: «Воображение — это мост между нашим умом и нашими чувствами. Образы формируются в уме и питаются чувствами».
Юнг не считал воображение отдельной функцией, что было странно для Ассаджиоли, поскольку работа Юнга была так сосредоточена на воображаемых символах. Ассаджиоли (Кин, 1974) заявил: «Мы считаем, что воображение или фантазия — это отдельная функция».
Воображение позволяет нам создавать значимые образы и истории, наполненные эмоциональной атмосферой. Благодаря воображению мы можем визуализировать и представить мир таким, каким он мог бы быть. Самые важные образы, которые мы создаем, — это наши представления о себе. В нашей памяти хранятся образы из прошлого, которые влияют на наше представление о себе в настоящем, и с помощью нашего воображения мы можем исследовать и проникать в эти образы. Мы также можем создавать новые представления о себе, которые точнее выражают то, кем мы являемся сегодня. В психологии это называется умственной тренировкой.
Диаграмма 6. Воображение
Воображение открывает нам мир магии. Мы можем представить альтернативные реальности и использовать другие наши функции, чтобы сделать их реальными. Мы можем представить наше будущее в действии. Все, что мы воображаем, оказывает сильное влияние на наши чувства и мысли, и, таким образом, все образы реальны в том смысле, что они имеют последствия. Согласно Ассаджиоли (1974: 52), центральная функция воли может «мобилизовать энергию воображения и мысли и использовать эти энергии внутри человека для выполнения своего плана».
Когда мы развиваем наше воображение, мы будем все больше излучать качества творческой энергии: гармонию, поэзию, игривость, красоту и гибкость. Действительно, воображение является доминирующей функцией, лежащей в основе творческого типа, который отличается особенно ярким воображением (Assagioli, 1983: 53). Ассаджиоли (1983: 79) добавляет: «Творческий тип обычно является каналом или голосом для своего сверхсознания, получателем вдохновения из областей интуиции или воображения».
Ассаджиоли (2007: 64), кажется, подразумевает, что сверхсознательным аспектом функции воображения является интуиция, когда он пишет: «Воображение тесно связано с интуицией, потому что, когда интуиция входит в сознательный разум, она часто не является абстрактной, простой. , «чистая» форма; скорее оно проявляется как образы».
Можно сказать, что творческий тип, опирающийся на свое эстетическое чувство, следует Эстетическому пути к душе (Ассаджиоли, без даты 20, 22).
Легко ли вам использовать свое воображение, отпустить ситуацию и быть спонтанным? Вы предпочитаете быть здесь и сейчас и плыть по течению? Ваши ответы на эти вопросы покажут, в какой степени у вас развита функция воображения.
Психологическая функция логики
Логическая функция возникает из комбинации волевой и мыслительной функций (Диаграмма 7.). Логика — это целеустремленный стиль мышления, который методично движется от одной точки к другой, всегда придерживаясь законов разума. В то время как функция мышления обобщает, логика фокусируется на деталях, поэтому мы можем сказать, что логика — это аналитический способ мышления. Логика работает с фактами, чтобы прийти к объективным выводам.
Логика позволяет точно мыслить и общаться. Логика отличает факт от желаемого за действительное, чтобы можно было сделать надежную оценку того, что реально.
Логика позволяет нам управлять деталями нашей жизни и практическими задачами, такими как управление финансами. Когда мы развиваем логическую функцию, мы излучаем и излучаем аналитические качества: точность, надежность, порядок, объективность и четкую коммуникацию.
Диаграмма 7. Логика
Аналитический ум, или логика, является основной функцией аналитического или научного типа. Ассаджиоли (1983: 61-62) объяснил:
«Ментальная сфера, очевидно, является естественной средой научного типа. Его неутомимый ум всегда настороже, исследуя, задавая вопросы, решая проблемы, ища, исследуя, экспериментируя, доказывая и открывая. Он обладает большой способностью к длительному вниманию и умственной концентрации, неутомимой настойчивостью в своих исследованиях, дотошной точностью и замечательной способностью просеивать данные, открывать законы и создавать теории для классификации фактов в связные системы».
Из наблюдений Ассаджиоли мы можем сделать вывод, что сверхсознательным аспектом логической функции является научная интуиция, возникающая, когда интуитивное вдохновение облекается в научные факты, которые можно проверить.
О человеке, использующем свои аналитические способности для раскрытия скрытых тайн природы на благо всех, можно сказать, что он следует Научному Пути к Душе (Assagioli, 1968c; Undated 20).
Вы умеете решать практические задачи? Вы любите заниматься наукой и склонны ли вы мыслить логически? Ваши ответы на эти вопросы покажут, до какой степени у вас развита функция логики.
Психологическая функция страсти
Функция страсти возникает из комбинации функций воли и чувств (Диаграмма 8.). Страсть – это чувство с целью. Функция страсти активна и предоставляет информацию всякий раз, когда мы находим что-то привлекательное или отталкивающее.
Как было сказано выше, в моей модели я решил заменить термин Ассаджиоли «импульсивное желание» на страсть. Это связано с тем, что, согласно Ассаджиоли (Кин, 1974), существует «группа функций, которая побуждает нас к действию во внешнем мире. В эту группу входят страсти, инстинкты, склонности, импульсы, желания и стремления».
Страсть связана с нашими основными инстинктами выживания, а также с нашей преданностью высшему благу. Благодаря функции страсти мы можем полностью посвятить себя цели или идеалу, например, нашим детям, возлюбленному или герою, который символизирует наши ценности и убеждения. Страсть питает верность и делает нас верными тому, что мы любим.
Диаграмма 8. Страсть
Страсть исключительна: она выбирает одну цель и отвергает все остальные. Этот фокус может предложить необычайную силу, позволяя нам войти в мир идеалов. Таким образом, мы можем вдохновлять себя и других просто своим энтузиазмом.
Когда мы получаем доступ к своей страсти, мы излучаем энергию преданности: волнение, радость, сосредоточенность, интенсивность, убежденность и веру. Через страсть мы соединяемся с посвященной энергией, которая полна воли и эмоций, как утверждает Ассаджиоли (1967b): «Желание есть или имеет динамическую энергию, побуждающую к действию».
Страсть — это функция, которая поддерживает преданный или преданный идеалистический тип, потому что, согласно Ассаджиоли (1983: 70): «Преданный тип сильно эмоционален. Его чувства часто бывают страстными и экстравагантными».
Сверхсознательный аспект функции страсти-желания можно было бы назвать духовным устремлением или мистическим видением, потому что, когда страсть имеет духовную направленность, она вдохновляет мистический подход, которым следовали многие мистики на своем пути к единению с божественным (Ассаджиоли , без даты 24).
Вы увлечены ценностями и идеалами? Вы преданы им? Ваши ответы на эти вопросы покажут, в какой степени вы развили функцию страсти.
Психологическая функция действия
Функции воли, чувства и мысли в сочетании с телесными ощущениями производят функцию действия (Диаграмма 9). Можно видеть, что любое действие включает в себя выбор (волю), размышление (мысль) и эмоциональную реакцию (чувство), и это действие затем осуществляется телом, которое использует пять чувств и свою способность действовать. В каждом действии обычно будет доминировать одна из основных функций в его выполнении в соответствии с целью, которая стоит за этим действием. (Я должен уточнить, что под функцией действия мы имеем в виду конкретное физическое действие. В определенной степени наши мысли и чувства также являются действиями, но мы не обязательно воздействуем на них в физическом смысле.)
Диаграмма 9. Действие
Юнг и Ассаджиоли назвали эту функцию «ощущением», но я думаю, что слово «действие» лучше, потому что оно лучше описывает передачу практической энергии; функция действия по существу будет в физическом действии . Согласно Ассаджиоли (1930c), наличие ощущения «указывает на функцию ощущения или физическое сознание и действие на физическом плане». В другой статье Ассаджиоли (1934b) проводит четкое различие между ощущением и действием тела, поясняя: «Восточники различают органы чувств, джнянендрии, о которых мы только что говорили, и органы действия, кармендрии. Это: Рот – речь, Руки – хватание, Ноги – ходьба, Анус – выделение, Гениталии – размножение».
Если вы практичный человек, вам понравится добиваться конкретных результатов своих усилий. Для вас важен результат, но вам также понравится процесс планирования, организации и воплощения ваших идей. Эффективное действие требует осознания всех аспектов операции. Хороший хозяин, например, должен учитывать потребности своих гостей за ужином, выбирать правильные ингредиенты, готовить еду и подавать ее в приятной форме; развитая актерская функция позволяет это сделать.
Человек действия грациозно и экономно движется к избранной цели. Когда эта функция будет развита, вы будете излучать качества практической энергии: приземленность, заземленность, сотрудничество, эффективность и практичность.
Действие – это функция, лежащая в основе практического организационного типа. Согласно Ассаджиоли (1983, 78): «Организационный тип выражает себя прежде всего в действии, и он является полностью объективным типом». Сверхсознательный аспект функции действия — это духовная воля к проявлению, которая будет осуществляться с использованием организационных навыков для улучшения общества.
Часто ли вы берете на себя ответственность и организуете события и ситуации? Вам нравится видеть плоды своих усилий? Ваши ответы на эти вопросы покажут, насколько развита у вас функция действия.
Обзор функций и типов
Итак, в таблицах 3 и 4 собраны некоторые ключевые аспекты нашего обсуждения функций. В таблице 3 перечислены сверхсознательные аспекты семи нормальных функций, согласно моей гипотезе. В Таблице 4 показано, как первичные энергии и соответствующие им психологические функции объединяются для создания всех семи энергий и функций.
Таблица 3: Нормальные и высшие психологические функции
Таблица 4. Семь энергий и семь функций различные энергии и функции. Мы выбрали цвета, близкие к классическому цветовому кругу. [1] Эти цвета можно использовать в качестве системы кодирования, чтобы помочь нам работать с различными функциями, энергиями или типами и показать нам, как они связаны.
Диаграмма 10. Цветовой круг и семь психологических функций
(Интересно отметить, что каждый цвет имеет противоположный или дополнительный цвет: красно-зеленый, сине-оранжевый, фиолетово-желтый. Это отражает то, как каждая энергия имеет противоположность, которая содержит то, чего не хватает другим.Эта важная тема будет затронута в главе 4.)
С психологической точки зрения цвета воплощают некоторые из тех же качеств, что и различные энергии и их соответствующие функции. Согласно нашей системе кодирования цветового круга (Диаграмма 10), три основных цвета — красный, синий и желтый — неразложимы и представляют три основные функции воли (красный), чувства (синий) и мысли (желтый). Цвета четырех других функций являются производными от комбинаций трех основных цветов.
Динамическая энергия (Функция воли) резонирует с доминирующей энергией красного цвета.
Чувствительная энергия (функция чувства) резонирует с мягким и успокаивающим синим цветом.
Ментальная энергия (Функция мысли) резонирует с легкостью желтого цвета.
Творческая энергия (функция воображения) резонирует с игривым и гармоничным зеленым цветом.
Аналитическая энергия (Логическая функция) резонирует с энергичным оранжевым цветом.
Посвященная энергия (функция страсти) резонирует с фиолетовым цветом, который поднимает нашу энергию.
Практическая энергия (функция действия) представлена темно-красно-коричневым цветом, потому что она содержит практическую энергию, которая исходит от воли (красный), и потому что это цвет земли, который напоминает нам, что путешествие по семь энергий ведут нас от внутреннего к внешнему, проявляясь в конечном итоге в конкретном действии.
1. Подробнее об истории и происхождении цветового круга см. по ссылке.
Объяснение теории личности Юнга — 4 функции и 8 типов
Карл Юнг был швейцарским психиатром и психоаналитиком, основателем аналитической психологии. Работа Юнга оказала влияние на психиатрию, антропологию, археологию, литературу, философию и религиоведение.
Юнг также работал научным сотрудником в знаменитой больнице Бургхольцли под руководством Ойгена Блейлера.
Первоначально Карл Юнг находился под влиянием Фрейда, но позже он выбрал другой путь. Это привело к разработке личностного теста Майерс-Бриггс.
Теория личности Юнга на самом деле была изобретена для демонстрации сложности личности человека и ее последствий. На самом деле он был разработан для обозначения людей на основе их типов личности.
Он был больше сосредоточен на сложности человеческого разума.
Вы получите:Содержание
- Интроверсия
- Экстраверты
- Карл Юнг также описал четыре функции человеческой личности:
- A. Экстравертное мышление0016
- B. Интровертное мышление:
- C. Экстраверное ощущение:
- D. Интроверенная сенсация:
- E. Экстраверное ощущение:
- F. Интроверное чувство: 91111111.
- H. Интровертная интуиция:
- Заключение
- Часто задаваемые вопросы
Теория личности Юнга была построена на основе двух установок личности, т. е. интроверсии и экстраверсии.
ИнтроверсияОтносится к теории личности людей, чья психическая энергия ограничивает только их собственные мысли и чувства. Они всегда думают о себе.
Интроверты считаются застенчивыми людьми. Они всегда сосредоточены на собственных мыслях. Им не нужны мнения других людей в мире.
Есть некоторые черты, указывающие на то, что вы интроверт:
- Вам нужна тишина, чтобы сосредоточиться.
- Итак, вы рефлексивны
- Вы обладаете самосознанием.
- Кроме того, вам обычно требуется время для принятия решений.
- Вам комфортнее в одиночестве.
- Итак, Вы не любите работать в группе или хотите работать в одиночку.
- Вы предпочитаете больше писать, чем говорить.
- Вы чувствуете усталость после пребывания в толпе.
Если у вас есть какие-либо из вышеперечисленных черт, то вы можете считать себя интровертом.
Интроверты знают, что им нравится, а что нет. Они глубоко связаны со своими ценностями и знают, чего хотят получить от жизни. Такая сильная уверенность в себе делает человека более привлекательным, утонченным и желанным.
Факты об интровертахИсследователи обнаружили, что интроверты имеют более высокий приток крови к лобной доле. Эта часть мозга помогает вам запоминать вещи, решать проблемы и планировать заранее.
ЭкстравертыЭкстраверты относятся к типу людей теории личности. Это противоположность интроверсии. Психическая энергия течет к внешнему миру и другим людям. Эти типы людей очень общительны и очень открыты.
Экстравертов часто называют душой компании. Их общительная, яркая натура привлекает к ним людей, и им трудно отвернуться от внимания. Они процветают от взаимодействия.
Есть некоторые черты, указывающие на то, что вы экстраверт:
- Вам нравится общение в обществе.
- Итак, Вы не хотите долго жить в одиночестве.
- Вы процветаете среди людей.
- Кроме того, Вы друг многих людей.
- Вы предпочитаете обсуждать проблемы и решения.
- Например, вы общительны и оптимистичны.
- Вы не боитесь риска.
- Ты гибкий.
Приведенные выше символы показывают, что у человека экстравертная личность.
Человек-экстраверт, получающий удовольствие от деятельности, связанной с большими общественными собраниями, такой как вечеринки, общественные мероприятия, публичные демонстрации, деловые или политические группы.
Они также склонны хорошо работать в группах.
Экстраверт, скорее всего, получит удовольствие от времени, проведенного с людьми, и получит меньше удовольствия от времени, проведенного в одиночестве. Они, как правило, полны энергии, когда находятся рядом с другими людьми, и более склонны к скуке, когда остаются одни.
Карл Юнг также сказал, что все люди в этом мире состоят из двух личностных отношений.
Например , если у человека больше черт экстраверсии, чем интроверсии, то его назовут экстравертом.
Остальная личностная установка переносится в бессознательное.
- Ощущение
- Мышление
- Чувство
- Интуиция
Кратко изучает эти функции:
1.
ОщущениеИЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ Ощущение, которое происходит от стимуляции Организации Орга или боль.
Состояние возбужденного чувства или интереса, вызванное каким-либо слухом или происшествием среди ряда лиц или в обществе.
Полностью обратная функция Интуиции. Это относится к процессу сбора информации непосредственно из органов чувств, а не из бессознательного.
2. МышлениеМышление – основная функция человеческой личности. Эта функция в основном использует логику и доводы и меньше фокусируется на эмоциях.
Мышление означает, что когда человек наблюдает что-либо вокруг себя и в окружающем мире и думает об этом и о том, что он хочет исследовать дальше.
Также человек думает после любого обсуждения или события.
3. ЧувстваЮнг определил чувство как «прежде всего процесс, который происходит между эго и данным содержанием.
Это похоже на то, что вы хотите выразить. Например, Счастье, печаль, волнение и т. д. — это чувства, которые может испытывать человек.
4. ИнтуицияЭто последняя функция личности человека. Это относится к способности понять что-то быстро без сознательного рассуждения.
Это та психологическая функция, которая бессознательно передает восприятие. Например, Любовь с первого сайта.
Иногда человек видит кого-то и сразу влюбляется, не задумываясь. Это интуиция, которая играет важную роль в жизни человека.
Теперь два отношения человека, которые мы уже обсуждали, то есть интроверсия и экстраверсия, объединяются с ранее обсужденными четырьмя функциями, что приводит к образованию 8 функциональных вариаций.
Функциональные вариации также известны как следующие типы личности:
A. Экстравертное мышлениеЭто люди, которые обычно очень строги в своей жизни. Они очень строго соблюдают все правила и нормы. Они очень пунктуальны, а это значит, что они всегда вовремя.
В основном они работают над каждой задачей для достижения своей цели. Они всегда думают сначала о себе, а потом о других. Наконец, мы можем сказать, что они похожи на глупых людей.
Б. Интровертное мышление:Это люди, которых больше всего интересуют собственные мысли и чувства. Они не любят работать в группах.
Кроме того, они чувствуют усталость после пребывания в толпе. Они чувствуют себя более комфортно, живя в одиночестве большую часть времени.
Они очень творческие личности, но проявляют свои творческие способности только в одиночестве.
C. Экстравертное ощущение:Эти люди считаются чрезвычайно счастливыми людьми. Они всегда находят счастье в обществе.
Экстраверты ни о чем не думают, а живут только ради счастья. Они также хотят видеть других людей и в основном привлекают положительную энергию. Они всегда ищут счастья и удовольствия.
Д. Интровертное ощущение:Это люди, которые ничего не ждут от других людей. Они хотят создавать вещи сами как можно больше.
Другими словами, можно сказать, что эти люди не зависят от общества. Также им наплевать на то, что происходит в обществе.
E. Экстравертное чувство:Эти люди очень эмоциональны и чувствительны. Они оценивают и реагируют на каждый момент, происходящий в их жизни, и серьезно относятся к тому, что их волнует.
Экстраверты также очень общительны, что полностью противоположно интровертному мышлению. Им нравятся групповые мероприятия, вечеринки и т. д. И они демонстрируют свое творчество на публике. Они всегда предпочитают работать в группе, а не в одиночку.
Им нравится обмениваться мыслями с другими людьми.
Ж. Интровертное чувство:Такие люди всегда сомневаются в себе. Они всегда сосредотачиваются на поиске причин или истории всего, что они делают. Они очень глубокие мыслители.
Также они ни с кем не делятся своими чувствами. Они решают большинство вопросов своей жизни в одиночку.
Интровертное Чувство имеет дело с моралью и тем, во что человек действительно верит. Интровертное чувство более глубокое и сложное. Это также известно как «функция суждения», потому что такие люди часто очень легко судят других людей.
G. Экстравертная интуиция:Экстравертная интуиция – функция восприятия (сбора информации). Их ум очень творческий. Они всегда пытаются найти что-то новое для экспериментов. Кроме того, они собирают много информации обо всем, что поглощают в своей жизни.
По натуре они очень целеустремленные. Они всегда остаются мотивированными в любой ситуации, а также мотивируют других людей.
Некоторые спрашивают, как развить экстравертную интуицию? Ответ прост:
· Узнайте больше и задайте больше вопросов.
· Будьте настойчивы. Не сдавайтесь легко в вещах, которые вы изучаете.
· Молчи. Вы должны дать себе некоторое время, чтобы посидеть в тишине.
· Пишите или рассказывайте о своих идеях.
H.
Интровертная интуиция:Интровертная интуиция направлена вовнутрь, на внутренний мир мыслей, идей и понятий. Эти типы людей больше сосредоточены на своем бессознательном, чем на повседневной жизни. Им не нравится их рутина.
Как правило, они строят в уме жизнь мечты и всегда думают об этой жизни и наслаждаются ею. Они не фокусируются на реальности. Они сосредотачиваются на внутреннем мире бессознательного.
ВыводСогласно Карлу Юнгу, человек принимает множество типов личности.
Часто задаваемые вопросыМожет ли человек быть одновременно и интровертом, и экстравертом?
Да, это зависит от черт характера человека. Если у человека есть черты из обоих мировоззрений, то он может быть и тем, и другим.
Что такое коллективное бессознательное?
Этот термин был введен Карлом Юнгом для обозначения формы бессознательного, общего для людей, происходящего из унаследованной структуры мозга.