Урок сольфеджио №10: хроматическая гамма, советы профессионалов
Урок сольфеджио №10: хроматическая гамма, советы профессионалов 22/ / Урок сольфеджио №10: Хроматическая гамма
Хроматическая гамма — восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное, как правило, на основе мажорной или минорной гаммы. Трактуется как ладовая гамма, в которой все большие секунды заполнены проходящими полутонами.
В мажорно-минорной системе, где хроматика подчинена диатонике, хроматические ступени звукоряда рассматриваются как понижения или повышения одноимённых диатонических ступеней и соответственным образом нотируются.
Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.
Записаться
В мажорной хроматической гамме при движении вверх повышаются все ступени кроме третьей и шестой (вместо шестой понижается седьмая ступень).
В мажорной хроматической гамме при движении вниз понижаются все ступени кроме первой и пятой (вместо неё повышается четвёртая).
В минорной хроматической гамме при движении вверх повышаются все ступени кроме первой (вместо неё понижается вторая) и пятой.
В минорной хроматической гамме при движении вниз всё идёт, как в одноимённом мажоре.
Если в тональности, для которой записывается хроматическая гамма, есть ключевые знаки, то можно выставить эти знаки у ключа, а случайные знаки — около нот. Также допускается запись без ключевых знаков.
Статью утвердил
27.04.2020
Как поставить певческое дыхание
Певческое дыхание — это 80% успеха вокалиста. Раскрытие тембра, правильное звукоизвлечение становится возможным только после постановки правильного дыхания. Вокалисты дышат смешанным типом — диафрагмально-нижнереберным. Во время вдоха выпячивается живот и расширяются нижние ребра, а плечи остаются неподвижными.
Такое дыхание обеспечивает наполняемость легких воздухом и расслабленность плечевого пояса, в отличие от ключичного. Если во время пения…Подробнее
Как брать высокие ноты баритону
Баритон, тенор или бас – это не просто определение диапазона голоса певца-мужчины. Это тот диапазон, в котором голос раскрывается наиболее ярко, насыщенно, индивидуально. Это тембр голоса. И определяется он толщиной связок и строением певческого аппарата человека, т.е. от рождения. Баритон поёт в диапазоне от ля большой октавы до ля первой октавы (профессиональный певец). Вокалист-новичок же,…
Подробнее
Играть в ансамбле — круто
Уметь играть на инструменте или петь в ансамбле — здорово, но куда интереснее применять умения вместе с другими музыкантами. Игра в бэнде — это развитие: Вы повышаете уровень игры на инструменте. Развиваете слух и чувство ритма. Общаетесь с единомышленниками. Участники бэнда становятся друзьями, а занятие проходит в дружеской обстановке. Получаете навыки разбора произведения для игры…
Подробнее
Контакты
ООО «МузШок» УНП 191762867
BY90UNBS30121008300030000933
БСБ Банк, код UNBSBY2X
Copyright @ МузШок 2023
Имя *
Телефон (с кодом) *
Гаммы, Виды гамм
Вот наконец-то добрались мы до важнейшей темы Гамм. Гаммами мы будем называть закономерную последовательность звуков, которая обладает своей гармонией, мелодией, настроением и так далее. Гаммы имеют большое количество разновидностей: бывают мажорными, минорными, гармоническими, мелодическими, натуральными. И если вы уже прошли раздел посвященный аккордам, то в теме гамм, вам будет намного легче разобраться. Ведь по сути построение аккордов велось по ступеням определенных гамм.На основании этих закономерностей расположения звуков и «подбираются» ноты для произведений. Вам будет легче выбрать в какой тональности писать и придет полное понимание какой звук за каким поставить. Но это уже талант композиторства и этому учатся более 10-лет, поэтому просто будем это знать. Потому что лучше придадим предпочтение практике и будем становится «практичными» гитаристами, которые умеют играть, чем теоретиками, хотя теорию осветим.
Очень важные понятия в этой теме, это понимание «квинтового круга«, а так же «транспонирования«. Расскажим пока что о двух гаммах — мажорной и минорной. Их строение будем производить по полутонам (да да, точно так же как мы делали в аккордах):
Виды гамм:
МАЖОР |
|
Натуральный | Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон |
Гармонический | Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Полтора тона-Полутон |
Мелодический | Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон |
МИНОР | |
Натуральный | Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон |
Гармонический | Тон-Полутон-Тон-Тон- Полутон-Полтора тона — Полутон |
Мелодический |
Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Тон-Полутон Вниз играется как Натуральный минор |
Важно заметить, что ТОН и ПОЛУТОН — показывают расстояние между ступенями, то есть на самом деле примерно следующая картина: I ступень — Тон — II ступень — Тон — III ступень — Полутон — IV ступень — Тон — V ступень — Тон — VI ступень — Тон VII ступень — Полутон.
Мажорная строится по принципу : Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон
Приведем пример:
Здесь видно что расстояние между нотами как раз описывается такой схемой — Между До и Ре Тон, между Ре и Ми Тон, между Ми и Фа полутон и так далее.
Сравните аппликатуры с расположением нот на грифе:
Здесь видно, что красные кружочки это камма До мажор на «толстых струнах», а синии кружочки — на «тонких». Перемещая пальцы левой руки влево или вправо и играя по данному «рисунку» можно сыграть абсолютно любую мажорную гамму. Такая же картина обстоит и с минорной аппликатурой. К примеру, чтобы сыграть Соль мажор, нужно сместить аппликатуру на два лада правее, то есть начинать играть с 10-ого лада (Как раз там находится нота Ре).
Аппликатура Мажорной гаммы:
Минорная строится по принципу: Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон
Приведем пример:
Аппликатура Минорной гаммы:
Как вы заметили в данных гаммах (До мажор и Ля минор) не встречаются знаки бемолей и диезов.
Потому что построение гамм по соответствующим схемам «тон-тон…. и так далее» соответствует «начальному расположению нот по тонам и полутонам» , помните ведь что между Ми и Фа, а так же Си и До — полутон.Гаммы построенные от других звуков, будут уже содержать диезы (или бемоли), причем их количество будет отличаться (согласно квинтовому кругу). И если мы захоти построить гамму Соль мажор ,то согласно правилу Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон у вас должен получиться следующий ряд:
Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа#. Что полностью объясняется квинтовым кругом — тональность Соль мажор приобретает один дополнительный диез к ноте Фа.
← ПентатоникаЛады. Разновидность диатонических гамм →
Другие материалы рубрики
comments powered by HyperComments
Гаммы для фортепиано – мажорные и минорные гаммы для фортепиано
Давайте выучим мажорные и минорные гаммы для фортепиано во всех тональностях. Чтобы понять, как формировать музыкальные гаммы, вам нужно понять концепцию целых шагов и полутонов.
Давайте узнаем , как сформировать мажорную гамму на фортепиано , используя простую формулу. Формула целое-целое-половина-целое-целое-целое-половина или w-w-h-w-w-w-h. «Whole» означает целый шаг на вашем фортепиано, а «half» — половину шага.
Моя рекомендация №1: зайдите сюда, чтобы узнать о ЛУЧШЕМ курсе игры на фортепиано/клавишных, который я видел в Интернете.
Целые шаги и полутона описывают расстояние от одной тональности или высоты тона до другой.
Целый шаг всегда пропускает ключ. Например, расстояние между до и ре составляет целый шаг, расстояние между си-бемоль и до составляет целый шаг и так далее. Нота до-диез (ре-бемоль) пропущена в первом примере, а си — во втором.
Полшага никогда не пропускает ключ — вы переходите к следующему ключу. Например, расстояние между до и до-диез (ре-бемоль) составляет полтона, расстояние между ми и фа — полтона и так далее.
В гамме 8 нот. Вы также можете запомнить ноты шкалы римскими цифрами. Например, в тональности C ступени гаммы C D E F G A B C. В римских цифрах это I II III IV V VI VII VIII.
Таким образом, чтобы сформировать мажорные фортепианные гаммы, вы начинаете с названия клавиши (основной ноты), затем перемещаете целый шаг, еще один шаг, полтона, затем целый шаг, целый шаг, целый шаг и, наконец, полушаг.
Моя новая книга, Простые гаммы для фортепиано , поможет вам с вашими весами. Иди сюда, чтобы получить его по сниженной цене.
Видео: Как формировать мажорные гаммы на фортепиано
В качестве примера возьмем тональность C.
1. Первая нота — C.
2. Целый шаг от C приводит нас к D.
3. Еще один шаг ведет нас к E.
4. Полшага ведет нас к F.
5. Одно целое на ступень выше — G.
6. Еще на целую ступень выше — A.
7. Еще на целую ступеньку мы попадаем в B.
8. И, наконец, на полшага выше B — C.
В тональности до мажор нет ни диезов, ни бемолей.
Теперь, когда мы с этим разобрались, давайте сформируем гаммы фортепианной музыки в других 11 мажорных тональностях.
Гамма до-диез мажор
1. Первая нота — C#.
2. Целый шаг от C# приводит нас к D#.
3. Еще один шаг приводит нас к E#.
4. Полшага приводит нас к F#.
5. На целую ступень выше G#.
6. Еще на целую ступень выше — A#.
7. Еще один шаг приведет нас к B#.
8. И, наконец, C# на полтона выше B#.
До-диез мажорная подпись состоит из 7 диезов.
Гамма ре мажор
Гамма ре мажор состоит из тонов D, E, F#, G, A, B и C#. Ключевая подпись ре мажор состоит из двух диезов.
Гамма ми-бемоль мажор
Гамма ми-бемоль мажор состоит из тонов Eb, F, G, Ab, Bb, C и D. Ее тональность состоит из трех бемолей: Bb, Eb, Ab.
Ми мажор
Гамма ми мажор состоит из нот E, F#, G#, A, B, C# и D#. Его тональность состоит из четырех диезов
Гамма фа мажор
Гамма фа мажор состоит из тонов F, G, A, Bb, C, D и E. В ее тональности одна бемоль.
Гамма фа-диез мажор
Фа-диез мажор состоит из ступеней F#, G#, A#, B, C#, D# и E#. Его ключевая подпись состоит из шести диезов.
Гамма соль мажор
Гамма соль мажор имеет высоту нот G, A, B, C, D, E и F#. Его ключевая подпись имеет один диез, F #.
Гамма ля-бемоль мажор
Гамма ля-бемоль мажор состоит из тонов Ab, Bb, C, Db, Eb, F и G. Ее тональность состоит из четырех бемолей.
Гамма ля мажор
Гамма ля мажор состоит из тонов A, B, C#, D, E, F# и G#. Его тональность состоит из трех диезов: до-диез, фа-диез и соль-диез.
Гамма си-бемоль мажор
Гамма си-бемоль мажор состоит из тонов си-бемоль, до, ре, ми-бемоль, фа, соль и ля. Его тональность состоит из двух бемолей, си-бемоль и ми-бемоль.
Гамма си-мажор
Высота мажорной гаммы си-бемоль: B, C#, D#, E, F#, G# и A#. Его ключевая подпись состоит из пяти диезов.
Гаммы мажорной фортепианной музыки Таблица:
Натуральные минорные гаммы
Теперь давайте выучим минорные гаммы фортепианной музыки.
Формула для образования гаммы натурального минора = целая ступень – полтона – целая ступень – целая ступень – полтона – целая ступень – целая ступень или ш-ч-ш-ш-ч-ш-ш.
Вот гаммы минорной фортепианной музыки в каждой тональности:
Гамма до минор = C – D – Eb – F – G – Ab – Bb – C
Гамма ре минор = D – E – F – G – A – Bb – C – D
Гамма ми минор = E – F# – G – A – B – C – D – E
Гамма F минор = F – G – Ab – Bb – C – Db – Eb – F
Гамма G минор = G – A – Bb – C – D – Eb – F – G
Гамма ля минор = A – B – C – D – E – F – G – A
Гамма B минор = B – C# – D – E – F# – G – A – B
До-диез минор, гамма = C# – D# – E – F# – G# – A – B – C#
Гамма ми-бемоль минор = Eb – F – Gb – Ab – Bb – Cb – Db – Eb
Гамма фа-диез минор = F# – G# – A – B – C# – D – E – F#
Гамма ля-бемоль минор = Ab – Bb – Cb – Db – Eb – Fb – Gb – Ab
Гамма Bb минор = Bb – C – Db – Eb – F – Gb – Ab – Bb
Гаммы для фортепиано Видео: Как формировать натуральные минорные гаммы
youtube.com/embed/huj9In63QBo?list=UUUcKGkY7hhSN_s-_dmPxv9g» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Существует три типа минорных гамм. Та, что выше, — это натуральный или чистый минор. Вы можете научиться формировать другие мелодические и гармонические минорные гаммы в нашем основном разделе фортепианной музыки .
У каждой основной тональности есть относительная минорная тональность. Относительный минор мажорной тональности приходится на 6-й тон мажорной гаммы. Например, относительный минор для до мажор — это ля минор. Мажорный ключ и его относительный минор имеют одинаковую ключевую подпись. Ноты минорной гаммы такие же, как и ее относительный мажор.
Вот мажорные тональности и соответствующие им минорные.
Диезы (мажор – относительный минор)
До мажор – Ля минор
Соль мажор – Ми минор
Ре мажор – Си минор
Ля мажор – фа-диез минор
Ми мажор – до-диез минор
Си мажор – соль-диез минор
Фа-диез мажор – ре-диез минор
До-диез мажор – ля-диез минор
Бемоли (мажор) – относительный минор)
до мажор – ля минор
фа мажор – ре минор
си-бемоль мажор – соль минор
ми-бемоль мажор – до минор
ля-бемоль мажор – фа минор
ре-бемоль мажор – си-минор бемоль минор
соль-бемоль мажор – ми-бемоль минор
до-бемоль мажор – ля-бемоль минор
Для получения дополнительной информации о гаммах для фортепиано посетите наш основной раздел гамм для фортепианной музыки .
Я настоятельно рекомендую Piano For All всем, кто учится играть на фортепиано. Щелкните здесь, чтобы узнать о фортепиано для всех.
Вернуться на домашнюю страницу клавиатуры пианино.
Комментарии
3.2: Изучение мажорных и минорных гамм
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF 902:30
- Идентификатор страницы
- 52000
- Терри Б. Юэлл и Кэтрин Шмидт-Джонс
- Соединения
Освоение мажорных и минорных гамм является основополагающим требованием для теории музыки и музыкального исполнения. Вы можете значительно помочь своему владению гаммами, уделяя им время каждый день. Чем больше типов памяти вы задействуете, тем лучше ваше запоминание и усвоение гамм.
Вот краткая презентация способов, которыми вы можете выучить и запомнить гаммы:Кинетическая и зрительная память
Многие музыканты сначала разучивают гаммы на своих инструментах. Например, сначала я выучил гаммы и арпеджио на фортепиано. Позже, когда я изучал фагот, я практиковал их и на этом инструменте. Контролируемые движения пальцев, которые я выучил с каждой гаммой, были похожи на освоение танцевальной или гимнастической программы. Со все большей и большей практикой я стал «микроспортсменом», который мог постепенно воспроизводить упражнение (масштаб) с большей точностью и скоростью. я использовал кинетическая память
Игра гамм на фортепиано имеет дополнительное преимущество: способствует развитию зрительной памяти . Наблюдение за движением пальцев по ландшафту белых и черных клавиш также усиливает узоры гаммы. Даже если вы не пианист, вы улучшите свою память о гаммах, разучив их на клавиатуре. Клавиатура — отличный инструмент для визуализации весов.
Когнитивная память
Когнитивная память и теоретическое понимание пересекаются как категории, но сейчас будет полезно разделить их здесь. Помните, как вы учили таблицу умножения? Механическое запоминание также эффективно для изучения ключевых подписей. Музыкантам необходимо быстро распознавать все тональности, а эта скорость достигается только заучиванием.
Вы должны сразу же сделать следующее:
1) Воспроизвести порядок диезов и бемолей. (F#, C#, G# и т. д.; Bb, Eb, Ab и т. д.)
2) Распознать или воспроизвести количество диезов и бемолей для каждой тональности. Например, вы должны быть в состоянии быстро сказать, что у ля мажор четыре бемоля, а у си мажор пять диезов.
3) Увидев шкалу, написанную с альтерациями (без тональности), вы должны сразу узнать тональность.
Тоника (название ноты) относительной минорной тональности на минорную терцию (три полутона) ниже тоники мажорной тональности. Минорная гамма называется «относительной минорной», когда она разделяет ключевую подпись со своей относительной мажорной. Я считаю, что проще всего идентифицировать минорные тональности по их отношению к мажорным тональностям. Конечно, я запомнил более распространенные второстепенные ключевые подписи просто путем многократного использования. Однако я использую отношение минорной терции для быстрого распознавания минорных тональностей.
Рисунок 1: Примеры относительного мажора и минораНа рисунке 1 показаны мажорная и минорная тоники данных тональностей. В первом примере с двумя диезами D является тоникой мажорной гаммы, а B — тоникой минорной гаммы. Две ноты разделены тремя полутонами (от D до C#, от C# до C, от C до B). Вы также можете найти соотношение между мажором и минором, сосчитав в обратном порядке три ступени гаммы, включая первую ноту: D-C#-B. Попробуйте проверить отношение основного к второстепенному в двух других примерах, считая в обратном порядке на полшага и по шагам шкалы.
Почему тональность важна для запоминания гамм? Если вы знаете свои ключевые подписи, то члены шкалы будут очевидны. Например, если дается мажорная тональность с двумя диезами, требуется тональность ре мажор. Например, не нужно гадать, есть ли в гамме ре мажор G#. Каждый член шкалы определяется с помощью ключевой подписи.
Затем можно запомнить три распространенные формы минорных гамм по отношению к тональности. Вы должны быть в состоянии быстро воспроизвести все минорные гаммы, запомнив приведенные ниже правила. Натуральный минор чтит ключевую подпись. Это «естественно», поскольку не изменяет подпись ключа. Ниже приведен пример гаммы ля минор, в тональности которой нет ни диезов, ни бемолей.
Рисунок 2: Гамма натурального минора в ля.Гармонический минор повышает седьмую ступень звукоряда как по возрастанию, так и по убыванию. Это «гармонично», поскольку повышенная септаккорд допускает доминирующий аккорд. Доминирующим аккордом в ля миноре будет E-G#-B.
Рисунок 3: Гамма гармонического минора в A.Гармонический минор с увеличенным интервалом 2 nd (A2), однако, представляет неудобные мелодические паттерны как восходящие, так и нисходящие. Увеличенный интервал 2 nd , состоящий из трех полутонов, трудно петь. Это приводит нас к нашей последней общей конфигурации минорной гаммы. Мелодический минор поднимается на шестую и седьмую ступени шкалы при восхождении, но затем возвращается к нисходящему натуральному минору. Он «мелодичен», так как гамма движется плавно, ступенчато, восходя к тонике (здесь A4) и опускаясь от тоники.
Рисунок 4: Мелодический минор в ля-мажоре.Теоретическое понимание
В этом разделе представлено построение гаммы с помощью тетрахордов. Один из простых способов запомнить порядок интервалов в мажорной гамме — разделить гамму на два тетрахорда, то есть на две группы по четыре ноты. На рис. 1 представлена основная шкала, начиная с C.
. Рисунок 5: Мажорная гамма до с тетрахордами.Два тетрахорда в мажорной гамме находятся под зелеными линиями и разделены тактовой чертой. Обратите внимание, что последовательность интервалов одинакова для нижнего и верхнего тетрахорда мажорной гаммы. Каждый тетрахорд состоит из целого, целого и полутона. Назовем эту последовательность целых и полутонов (W, W, H) «мажорным тетрахордом».
Также обратите внимание, что два тетрахорда соединены целым шагом (самая нижняя буква W на рисунке). Тетрахорды в мажорной гамме, а также в минорной гамме связаны целым шагом.
Конструкция малой чешуи более сложна, так как есть три распространенные формы чешуи. Натуральный минор имеет общий для всех минорных гамм нижний тетрахорд. Мы назовем эту последовательность целых и полутонов (W, H, W) «минорным тетрахордом». Изучите следующие цифры, обращая особое внимание на верхние тетрахорды в каждой минорной гамме:
Рисунок 6: Натуральная минорная гамма в ля с тетрахордами. Рисунок 7: Гармоническая минорная гамма в ля с тетрахордами. Рисунок 8: Мелодический минор в ля с тетрахордамиТаким образом, если вы выучите четыре тетрахорда, вы сможете построить мажорную и три минорные гаммы. Все тетрахорды связаны целым шагом.
Мажорная гамма : нижний мажорный тетрахорд (W, W, H), верхний мажорный тетрахорд
Мелодическая минорная гамма : нижний минорный тетрахорд (W, H, W), верхний натуральный минорный тетрахорд (H, W, W)
Гамма гармонического минора : нижний минорный тетрахорд, верхний гармонический минорный тетрахорд (H, A, H)
Восходящая мелодическая минорная гамма : нижний минорный тетрахорд, верхний мажорный тетрахорд
Мелодический минор по убыванию : верхний натуральный минорный тетрахорд, нижний минорный тетрахорд
Заключение
Знакомство со всеми этими способами изучения мажорных и минорных гамм поможет вам освоить гаммы. Вы обнаружите, что один или два метода работают лучше всего. Однако какой бы метод вы ни выбрали, вы должны разработать быстрое распознавание ваших весов и ключевых подписей.