Гедонистическая пляска что это: FOLKLORE DANCE AND ITS IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN DANCE TROUPES

FOLKLORE DANCE AND ITS IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN DANCE TROUPES

Карпенко В.Н.1, Карпенко И.А.2, Горковец С.И.3

1Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой хореографии, 2доцент кафедры хореографии, 3магистрант кафедры хореографии,

Краснодарский государственный институт культуры

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТАНЕЦ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы формирования личности в контексте искусства хореографии. В исследовании дана оценка воздействия занятий фольклорным танцем на личность участников хореографических коллективов. Структурный принцип классификации народной хореографии имеет конкретно-исторический характер и помогает реставрировать (реконструировать) те фольклорные образцы, которые были забыты и утрачены памятью народа.

В структуре фольклорных произведений нашли отражение многие факторы действительности, в том числе «отпечаталась» и социально-бытовая функция танца.

Ключевые слова: хореография, фольклорный танец, воспитание, оздоровление, личность.

Karpenko V.N.1, Karpenko I.A.2, Gorkovets S.I.3

1PhD in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Choreography, 2Associate Professor of the Department of Choreography, 3Master’s Degree Student of the Department of Choreography,

Krasnodar State Institute of Culture

FOLKLORE DANCE AND ITS IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN DANCE TROUPES

Abstract

The following article discusses the issues of personality formation in the context of the art of choreography. The study gives an assessment of the impact of folklore dance classes on the personality of the participants of dance troupes. The structural principle of the classification of folk choreography has a specific historical character and helps to restore (reconstruct) those folkloric patterns that were forgotten and lost by people. Many factors of reality are reflected in the structure of folklore works including the social function of dance.

Keywords: choreography, folklore dance, education, health improvement, personality.

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения всегда была высока. Независимо от характеристик того или иного периода всегда важными оставались вопросы, связанные с системой ориентиров воспитания, проблемой формирования определенной модели личности. «Проблема ценностей и ценностных ориентаций является одной из вечных проблем в истории человечества … особую актуальность и общественную значимость приобретают вопросы воспитания и обучения будущих поколений» [1, С. 59].

В системе искусства хореографии, в качестве важных элементов работают мировоззренческая, развивающая, информационно-просветительная, социально-воспитательная, культуротворческая, экспрессивная, релаксационная, коммуникативная, ценностно-гедонистическая, адаптационная и оздоровительная функции. Очевидно, что хореография является тем видом искусства, который способен воспитать в человеке чувство ответственности и долга, внимание к окружающим. Изучение и включение в хореографическое искусство своего народа дает возможность включения чувства патриотизма и гордости за свою нацию, способствует сохранению национального богатства и осуществляет живую связь времен и поколений.

«Чем богаче внутренний мир человека, тем богаче средства его выражения – в любом виде искусства. А искусство танца – это общение. Только личность может по-настоящему проявиться, потому что есть что сказать. Без внутреннего богатства человека никакой прогресс не приносит пользы. По мере развития танца как вида искусства, он пережил разные стадии, выполняя определенные функциональные задачи, как утилитарные, так и эстетические, так как является одним из средств самовыражения человека. Танец передает духовные богатства. Это эмоции, чувства, это понимание красоты. Меняется время, несомненно, и танец ищет новые формы, отражающие действительность и соответствующие развитию человеческого сознания, его морали» [6, С. 6].

В начале XXI века Россия все активнее включается в международную культурную среду. Наша страна становится уверенным участником в процессах экономической и политической глобализации. Все это, с одной стороны, облегчает установление и укрепление межкультурных связей, с другой, создает угрозы для культурной идентичности России.

По этой причине в последнее время на государственном уровне принимаются меры по сохранению культурных традиций российского общества, этнического колорита. В контексте становления и развития национальной культуры толерантность играет одну из определяющих ролей. Она способствует формированию в общественном сознании представления о едином культурном пространстве России. Особенно это актуально «в процессе нравственного воспитания молодежи, когда на основе традиций предков, несущих гуманистические идеалы, формируются активная жизненная позиция, чувства патриотизма и любви к Родине» [8, С.

145-150]. При этом большое значение отдается эмоциональной составляющей воспитательного процесса.

Являясь частью народной художественной культуры, танцевальное искусство отражает известные и близкие каждому нормы поведения в обществе, гендерные взаимоотношения, культурные ценности. Особенно ярко это проявляется в народном танце. Он представляет собой, своего рода, кодовую систему определенной нации. Человек, находящийся внутри этой системы, посредством специфических хореографических элементов ассоциирует себя с ней, воспринимает свою личность, как неотъемлемую часть национального социокультурного кода. В нем скрыто множество информации, которая передается человеку посредством системы телодвижений, формированием пространства и положением танцующих относительно друг друга. «Танец – это средство выражения эмоций путем постоянной смены движений, подчиненных определенному ритму» [7, С. 12].

По мнению ряда исследователей, особенно мощным инструментом формирования личностных качеств молодежи являются традиции русской хореографической школы, «фундамент которой составляют нравственные ценности православной религии и традиции народной жизни» [3, С. 23]. Данные традиции находят свое отражение в русском народном танце. Представляя собой конечный продукт взаимодействия различных элементов, он способен и призван отражать особенности национального характера, ментальные черты русского народа.

Археологические материалы свидетельствуют о том, что танец возник в эпоху верхнего палеолита, и случилось это задолго до возникновения музыки и поэзии. Танец выступает не просто одним из древнейших видов искусства, а самым первым представителем творческого начала в человеке.

«Танец – это слово линий человеческого тела, этому языку свойственно не только веселить, но и говорить глубокие вещи человеческой души» [9, С. 139].

В русском народном танце роль и функции воспитательного и образовательного фактора выполняет умение ладить с партнером. В этом процессе важным становится навык находить необычные ходы, положения тела и рук. Партнеры как бы подлаживаются друг под друга, настраиваются на лад, но при этом держатся на расстоянии, не допускают лишнего. Особенно это актуально и интересно в выстраивании отношений между разнополыми партнерами в танце. В данном случае танец направлен на формирование ответственности, доминирующей функции мужчины в жизни, напрямую связано с умением вести партнершу в танце, быть предусмотрительным, надежной опорой. Все это как нельзя лучше формировало навык общения молодых людей, навык выбора жизненного партнера. Формированию определенного морального облика способствовало и то, что в зависимости от возраста исполнитель танца следует определенным строго установленным правилам. «Так, девушкам, незамужним, негоже было в срамных плясках участвовать». Танец замужних женщин, как правило, сопровождался либо песней, либо частушкой, и порой – не всегда приличного содержания» [5, С. 178-179].

В настоящее время народный сценический танец приближается к традиционному, или бытовому, танцу. Его сущность выражается в стремлении отобразить как региональные особенности, так и исполнителя в частности. Исследователи отмечают, что при передаче одного и того же хореографического материала особенную важность приобретают качества отдельно взятого исполнителя. «Сценическая обработка танца состоит в том, чтобы, сохраняя народную основу и замысел танца, его самобытность, своеобразие и, наконец, оригинальность рисунка и манеру исполнения, обогатить его опытом профессионального искусства и тогда уже вынести на суд зрителей. Своеобразный язык танца, его движения, его лексика, точно краски в живописи, помогают создать картину» [10]. Зрительское восприятие этнографического хореографического материала происходит через призму исполнительского восприятия. ««Русская пляска – она не может быть названа иначе, потому что органически связана с русским человеком, с его натурой, с его манерой и способностью воспринимать окружающее, с его чувствами, с характером времени и обстоятельствами жизни. Когда русскую девушку или юношу тянет поплясать, оба они опираются именно на этот фундамент внутренних ощущений и вкладывают в свое творчество весь внутренний мир» [2, С. 287]. Таким образом, невозможно создать народный танец без крепкой внутренней, нравственной опоры исполнителя.

«В быту народ танцует не для зрителя, а для себя. И если танец перенести на сцену в этом виде, сразу обнаружится ложь…Танец для зрителя не может быть копией житейской пляски» [4, С. 5].

Делая вывод, мы можем сказать, что народная хореография – это своего рода полифункциональная система, которая способствует полноценному многостороннему развитию человека, как в совершенствовании его объективных характеристик, то есть телесной субстанции человека (физическое здоровье, красота строения тела, ровная осанка и так далее), так и в формировании его субъективных свойств и качеств, составляющих сущностное содержание человека, другими словами его душевно-духовную организацию (нравственные идеалы, ценности, отношение к другим людям, силу воли и так далее).

Список литературы / References

  1. Булатова Н.Д. Традиции ценностно-ориентированного воспитания личности в педагогической системе Ю.А. Стрельцова // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. – 2014. – № 4 (15). – С. 58–63.
  2. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии / [общая ред. и послесл. М. Левина]. – Москва: Искусство, 1964. – 368 с.
  3. Ерошенко Т.И. Перспективы взаимодействия социологии и образования // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. – 2014. – № 4 (15). – С. 21–24.
  4. Заикин Н.И. Фольклорный танец и его сценическая обработка : метод. пособие / Н.И. Заикин // Всероссийский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы. – М. : Петит, 1991. – 134 с.
  5. Калыгина А.А. Педагогический потенциал русского народного танца и его реализация в воспитании подрастающего поколения // Вестник МГУКИ. – 2016. – №2 (70). – С. 178-179.
  6. Карпенко В.Н. Народно-сценический танец: монография / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Ж. Багана. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 306 с.
  7. Королева Э.А. Ранние формы танца / Э.А. Королева. – Кишинев, 1977. – 214 с.
  8. Перегудова Т.В. Сущность и специфика героико-патриотического воспитания старшеклассников в досугово-образовательной деятельности детского оздоровительного лагеря // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. № 1 (63). – С. 145–150.
  9. Тихомиров В. Артист. Балетмейстер. Педагог / В Тихомиров. – М.: Искусство, 1971. – 391 с.
  10. Фольклорные танцы Тверской земли: записаны автором в Тверской губернии в 1938 году / Т.А. Устинова. Тверь : Алексей Ушаков и К, 2002. – 159 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bulatova N.D. Traditions of value-oriented personality education in the pedagogical system Yu. A. Streltsova [Tradicii cennostno-orientirovannogo vospitanija lichnosti v pedagogicheskoj sisteme JU.A. Strel’cova] // Culture and Education: a scientific journal of universities of culture and arts. – 2014. – No. 4 (15). – P. 58–63. [in Russian]
  2. Goleizovsky K.Ya. Images of Russian folk choreography [Obrazy russkoj narodnoj horeografii] / [general ed. and after. M. Levin]. – Moscow: Art, 1964. – 368 P. [in Russian]
  3. Eroshenko T.I. Prospects of interaction between sociology and education [Perspektivy vzaimodejstvija sociologii i obrazovanija] // Culture and Education: a scientific journal of universities of culture and arts. – 2014. – No. 4 (15). – P. 21–24. [in Russian]
  4. Zaikin N.I. Folklore dance and its stage processing: method. allowance [Fol’klornyj tanec i ego scenicheskaja obrabotka : metod. posobie] / N.I. Zaikin // All-Russian scientific and methodological center of folk art and cultural and educational work. – M.: Petit, 1991. – 134 P. [in Russian]
  5. Kalygina A.A. Pedagogical potential of Russian folk dance and its realization in the upbringing of the younger generation [Pedagogicheskij potencial russkogo narodnogo tanca i ego realizacija v vospitanii podrastajuwego pokolenija] // Vestnik MGUKI. – 2016. – № 2 (70). – P. 178–179. [in Russian]
  6. Karpenko V.N. Folk-stage dance: a monograph [Narodno-scenicheskij tanec: monografija] / V.N. Karpenko, I.A. Karpenko, J. Bagana. – Moscow: INFRA-M, 2016. – 306 P. [in Russian]
  7. Queen E.A. Early forms of dance [Rannie formy tanca] / EA. Queen. – Chisinau, 1977. – 214 P. [in Russian]
  8. Peregudova Т.V. The essence and specificity of the heroic-patriotic upbringing of high school students in the leisure and educational activities of the children’s health camp [Rannie formy tanca] // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. – 2015. No. 1 (63). – P. 145–150. [in Russian]
  9. Tikhomirov V. Artist. Choreographer. Teacher [Artist. Baletmejster. Pedagog] / In Tikhomirov. – Moscow: Art, 1971. – 391 P. [in Russian]
  10. Folkloric dances of the Tver land: written by the author in the Tver province in 1938 [Fol’klornye tancy Tverskoj zemli: zapisany avtorom v Tverskoj gubernii v 1938 godu] / TA Ustinova. Tver: Alexei Ushakov and K, 2002. – 159 P. [in Russian]

Митьковские пляски / / Независимая газета

В издательстве «Красный матрос» выходит долгожданный четвертый том полного собрания сочинений зачинателя митьковства Владимира Шинкарева. «НГ-EL» печатает фрагмент из новой книги писателя с интригующим подзаголовком «Краткое руководство для хореографических кружков художественной самодеятельности».

Недалекие истолкователи

Ни для кого уже не секрет, что танцы, а точнее, пляски являются наиболее широко распространенным видом творчества у митьков; это бесспорно. Спорны истолкования феномена митьковской пляски.

Недалекие недоброжелатели митьков поговаривают, что митьки научились плясать для телевидения. Раньше, мол, митьки привлекали средства массовой информации пересказом книги «Митьки» и изображением из себя ее персонажей — да уже всю пересказали. Картины свои показывать по телевидению не удалось, неинтересны телевидению картины. Вот и пришлось научиться выплясывать.

Недалекие доброжелатели, со справедливым возмущением отвергая корыстный характер пляски, обращают внимание на ее элементарную полезность: любой танец, а митьковский особенно, сжигает в организме более 500 килокалорий в час, помогает сохранять бодрость и юношеский задор. Отсюда подтянутый внешний вид и, не побоюсь сказать, данные спортсмена-разрядника.

Оба эти мнения выдвигают в качестве объяснения феномена митьковской пляски утилитарные соображения, по определению природе митька не то чтобы чуждые, но безразличные: вот и все возражения. Уж куда ближе к истине подчеркнуто неутилитарное истолкование: отчего ж не сплясать веселым людям?

Настоящее объяснение феномена лежит глубоко. В самой сердцевине смысла движения митьков.

Поистине дух захватывает глядеть на митька, пустившегося вприсядку или зашедшегося в «ковырялочке с притопом». Как у Пушкина:

И вдруг прыжок, и вдруг
летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой
ножку бьет.

Необходимое предуведомление

Небольшое отступление: ложные истолкования не обязательно следствие недалекого ума, но часто следствие доверчивости. Меня поразило такое объяснение феномена митьковского танца: это инициатива низовых и региональных организаций митьков, странно интерпретировавших следующий отрывок из 8-й части «Митьков»: «Заратустра, как известно, избавлялся от духа тяжести танцуя. Митьки избавляются от пороков танцуя — они пародируют и утрируют пороки, доводя их до абсурда и т.д.». Отсюда низовые митьки сделали вывод, что раз сказано танцевать — значит надо танцевать. Русский читатель (и американский, кстати) необыкновенно доверчив и склонен художественный вымысел принимать за факт, о чем с горькой тревогой предупреждали Розанов («┘нет никакого сомнения, что Россию погубила литература»), Чехов («┘мир литературных образов условен, и его ни в коем случае нельзя использовать как описание реальной жизни┘), да многие. С русским читателем следует быть ответственнее. Француз прочитает, к примеру, маркиза де Сада, ухмыльнется дико и пойдет дальше. А у русского читателя чердак поедет: вон оно как умные-то люди, оказывается┘ Русский читатель принимает им прочитанное не за частный художественный вымысел безумного «божественного маркиза», а за некий ужасный факт, сообщатель которого, собственно, не важен.

Еще пример: однажды на открытие моей выставки приехало телевидение. Корреспондентка взяла в руки микрофон, приятно улыбнулась и задала вопрос: когда и откуда появились митьки? Я монотонно отбарабанил, что 23 сентября 1984 года, дежуря в котельной, я написал первую часть книги «Митьки», где описал гипотетическое, в действительности (еще) не существующее массовое молодежное движение. Книга с этого и начинается: «Участников движения предлагаю называть митьками» и т.д. Вечером включаю телевизор и вижу, как я мрачно что-то вкручиваю корреспондентке, у той вид радостного понимания. Звуковым сопровождением этому зрительному ряду служит исполненный светлой грусти закадровый голос этой самой корреспондентки: «Никто не знает, и теперь, наверное, уже никогда не узнает, откуда и когда появились митьки┘»

Правда о митьках

Так вот, памятуя о страшной доверчивости читателя, на этот раз я изложу только голые факты, без всяких художественных двусмысленностей и описаний природы. А факт вот он: митьки вовсе не среднестатистический срез нашего общества, как они декларируют в каждом интервью. Да и за что любить среднестатистический срез? Положа руку на сердце: мало кто его любит. Разве возможны у митьков процессы, происходящие в этом срезе, например, немыслимо быстрое и необоснованное обогащение меньшинства? Приходится признать, что митьки — это уже не срез общества, это уже идеальная Россия. За это любят митьков? За то, что они братки, товарищи дорогие, домен и община, воплощение идеи о безусловном товариществе, взаимопомощи и взаимовыручке, когда интересно жить «за други своя», а неинтересно оттяпать себе в обход товарищей каких-либо благ — денег, славы, мастерских, выставок: да без всяких раздумий откажется митек от участия в престижной выставке, если не приглашены его товарищи. Было бы абсурдно предположить, что ему интереснее идти в будущее одному, расталкивая менее поворотливых.

Кого возьмут в будущее

Всех ли, как думают митьки? По-разному бывает. Есть мнение, что в будущее возьмут не всех, а только особо нажористых. Чтобы не быть голословным, а излагать, как я обещал, голые факты, придется прибегнуть к обильному цитированию. По общепринятой ныне терминологии Карла Поппера, общества подразделяются только на два типа: открытые и закрытые. Одна «из важнейших характеристик открытого общества — конкуренция за статус его членов» (К.Поппер), так как все в будущее не влезут, не поместятся. Закрытое же общество «в его лучших образцах можно сравнить с организмом» (К.Поппер), где, например, левая нога не конкурирует за статус с правым ухом, а живет себе как живется.

Нужно ли упоминать, что открытые общества, где общественным императивом является конкуренция, — передовые, а закрытые, где общественным императивом является взаимопомощь и взаимодополнение, — традиционные и отсталые. И дети малые научены, что открытое общество свободно, а закрытое — тоталитарно, затурканно и бесправно. От чего умер Пушкин, как писал классик (под классиком здесь и далее, и всегда у меня имеется в виду Венедикт Ерофеев), этого они не знают (и, добавим, теперь, наверное, уже никогда не узнают┘), а про нажористость открытого общества они усвоили с той секунды, как впервые увидели телевизор. (Заметим, что тоталитарность закрытого общества действительно имеет место — в случае, если объединение членов происходит недобровольно, какой уж тут организм, какая взаимопомощь┘)

Еще разок, другими словами: в основании открытого общества лежит та идея, что «хотя блага этой жизни могут быть увеличены благодаря взаимной помощи, они достигаются гораздо успешнее, подавляя других, чем объединяясь с ними». (Томас Гоббс), а современные разработки всякую сентиментальность отбросили: «Для существования либерального общества необходимо, чтобы люди освободились от некоторых природных инстинктов, в частности инстинктов солидарности и сострадания» (Фридрих фон Хайек).

Однако есть еще вполне современные мыслители, считающие инстинкт взаимопомощи «вершиной эволюции человека» (Петр Кропоткин) и с сомнением относящиеся к принципу конкуренции: «┘существует обширный ряд доказанных случаев, когда конкуренция между себе подобными, то есть внутривидовой отбор, вызывала крайне неблагоприятную ситуацию┘ только конкуренция, а не естественная необходимость, заставляет нас работать в ритме, ведущем к инфаркту и нервному срыву. В этом видно, насколько глупа лихорадочная суета западной цивилизации» (Конрад Лоренц). Мой любимый Г.К. Честертон, описывая открытое общество, по существу, перефразирует фон Хайека, но звучит это несколько обидно: «Умен там тот, кто жесток, но даже дурак лучше умного, если достаточно подл».

Неприятие конкуренции членами закрытого общества кажется передовому наблюдателю комичным: «Насколько глубоко могут быть укоренены в сознании установки, совершенно отличные от установок западного мира, показывают недавние наблюдения в Новой Гвинее. Эти аборигены научились у миссионеров играть в футбол, но вместо того, чтобы добиваться победы одной из команд, они продолжают играть до того момента, когда число побед и поражений сравняется. Игра не кончается, как у нас, когда определяется победитель, а кончается, когда с полной уверенностью показано, что нет проигравшего.

┘Важно отметить, что почти во всех абсолютно обществах, называемых примитивными, немыслима сама идея принятия решения большинством голосов, поскольку социальная консолидация и доброе взаимопонимание между членами группы считаются более важными, чем любая новация. Поэтому принимаются лишь единодушные решения» (К. Леви-Стросс).

Кстати, если аборигены открытого общества сыграют в футбол столь же последовательно, строго придерживаясь установок своего общества, — победителя тоже не будет.

Когда каждый из игроков заинтересован только в личном успехе, дать пас товарищу по команде будет такой же грубой ошибкой, как отдать мяч противнику; чтобы хоть немного продвинуться от центра поля к воротам, игрок должен единолично обыграть всех остальных, имеющихся на поле, чужих и своих, двадцать одного человека. Что маловероятно.

Следует упомянуть, что закрытое, традиционное общество в целом не так уж, извиняюсь, неконкурентоспособно. Когда одно из монгольских племен приняло Ясу — свод законов Чингисхана, парадигмой которого был принцип взаимопомощи, — оно в течение жизни одного поколения всему миру «встань, хряк» устроило.

Россия, основой которой была община, много столетий развивалась вполне успешно.

И, наконец, митьки, модель и ядро традиционного общества, никого не хотят победить. И этим они завоюют мир.

Пляски закрытого общества

В закрытом обществе пляшут много и упорно. Древний историк (Рашид-ад-Дин) описывает танец поколения Чингисхана: «Так пляшут, что выбоины образуются по бедро, а кучи пыли по колено».

В первых человеческих общинах танец был, возможно, главной составляющей общественной жизни и уж, конечно, важнейшим из искусств.

До сих пор в племенах аборигенов вместо вопроса «Из какого ты племени?» спрашивают: «Какой танец ты исполняешь?» То есть получается, танец — центральный пункт идентичности человека. Не «Ты откуда будешь?», не «Во что веруешь?», не «Сколько у тебя денег?», а «Какой танец ты исполняешь?».

После этого не удивляешься, что в индуизме, наиболее развитой традиционной метафизической системе, танец — способ создания, а возможно, и причина мира — бог Шива танцуя создал из хаоса Вселенную.

В архаическом танце мы видим единство биологического, психологического, социокультурного и философско-культурного аспектов, а проще говоря, наши предки танцевали, когда хотели слиться с природой, энергетически подпитаться от нее, испытать полноту и естественность жизни, и в то же время танец — способ сонастройки членов племени, объединение и вдохновление их на достижение общей цели, и, наконец, в танце посредством движений исполнитель рассказывает об основах мироздания.

В заключение, хоть и не люблю я мудреные речи, приведу обширную цитату из Максимилиана Волошина, который, несмотря на свое эстетство и кашу в голове, воистину предвидел появление феномена митьковской пляски, синтеза канона и импровизации, архаичного и современного: «Танец — самое высокое и самое древнее из искусств. Оно выше музыки, оно выше поэзии, потому что в танце вне посредства слова и вне посредства инструмента человек сам становится инструментом, песнью и творцом┘

Танец — это искусство всенародное. Пока мы лишь зрители танца — танец еще не приобрел своего культурного, очистительного значения. Это не то искусство, которым можно любоваться со стороны: надо быть им захваченным, надо самим творить его. Римляне лишь смотрели на танцы; эллины танцевали сами — вот разница двух культур: солдатской и художественной. Первая создает балет, вторая — очистительное таинство».

Да, верно, культура митьков не создает балет. Танец митьков — не форма элитного искусства, а выражение сокровенного в человеке. Может, иной митек пляшет и хуже Барышникова (о чем еще сильно поспорить можно!), но ни один митек за свою пляску денег, слава Богу, не получил! И не получит!

Искусство открытого общества

Вопрос «Какой танец ты танцуешь?» можно перефразировать: «Каков канон твоего танца?». (Я тут упомянул про синтез канона и импровизации в митьковской пляске — замечу, что без синтеза эти два необходимых компонента и нежизнеспособны. Канон без импровизации не материализует бессознательные стороны личности, а импровизация без канона вообще не танец, а спонтанные движения, лишенные магического и космологического характера. )

Однако в открытом обществе вопрос начинает утрачивать свой смысл. Серьезное искусство открытого общества отказалось от канона, от структуры и формы, оно освободилось от многих несвобод (см. выше рекомендацию фон Хайека по освобождению от остатков несвобод).

Я пишу краткое руководство для хореографических кружков художественной самодеятельности, а не полемическую статью, я ничего обидного про свободное искусство открытого общества сказать не хочу, я к нему со всей душой. Поэтому извиняюсь, если нижеследующая метафора покажется обидной:

«Функция всех структур — сохранять форму и служить опорой — требует, по определению, в известной мере пожертвовать свободой. Можно привести такой пример: червяк может согнуть свое тело в любом месте, где пожелает, в то время как мы, люди, можем совершать движения только в суставах. Но мы можем выпрямиться, встать на ноги — а червяк не может» (Конрад Лоренц).

Зато червяк может саму способность встать на ноги объявить несерьезным делом и дорогой к рабству.

Трагичны, но справедливы комментарии к этой ситуации крупного исследователя культуры открытого общества Дмитрия Александровича Пригова. В серии статей и интервью он описывает такое положение вещей:

1. Высокая культура и высокие идеи в обществе непосредственно зависят от его характера, а оно в открытом обществе рыночное («┘все высокие идеи и утопии переместились в новые нынешние слои и эоны культуры, т.е. в нынешние рынок и масскультуру»).

2. Высокая культура и высокие идеи приватизированы рынком и масскультурой, и вот тут не совсем понятно: то ли серьезным художникам теперь считается западло с высокой культурой связываться, то ли они права не имеют чужую приватизированную вещь трогать («┘Объявление или обнаружение этих идей и утопий в произведениях искусства ныне моментально определяет их как произведение масскультуры, независимо от личных мотивов и иллюзий автора┘ Как только серьезный художник начинает высказывать что-то высокое, он выпадает в зону поп или Голливуда┘ как только обнаружены высокие идеи и социокультурные утопии — это уже не серьезное искусство»).

3. Серьезным художникам теперь позволено заниматься только всякой… (┘серьезная культура работает с некими сложноследующими друг за другом саморефлектирующими операциями, порождая столь нынче популярные симулякры, смысло- и агрегатоподобия массискусства»).

И если кто-то из этого говнища высунет голову и возопит: «К идеалу!», то на него смеются и пальцем показывают.

Просто не хочется уже никаким искусством заниматься. Так митьки, художники общего профиля, базовым искусством которых была живопись, выбрали базовым искусством «самое высокое и самое древнее из искусств», пляску. Ведь до плясок «серьезные художники» еще не добрались, пляшет только молодежь на дискотеках.

Пляски открытого общества

Один грамотный, но пессимистически настроенный мастер исполнения «ковырялочки с притопом» повадился ходить на дискотеки наблюдать, как под рэп танцует молодежь.

— Что ты испытываешь там? — спросил я его.

— Американский этнолог Кольер так пишет про это: «Индейский вождь в резервации испытывает горечь более глубокую, чем воображение может вместить; горечь человека, с полной ясностью видящего разрушение своего мира презренными врагами, которым нет числа».

— Заковыристо ты объясняешь, прямо как индейский вождь… Как же называется танец, на который так горько глядеть?

— Никак не называется; говорят про себя: рейверы или колбасеры или танцую под рэп. Отличают друг друга только по предпочтению того или иного наркотика. В основном нажрутся спида и колбасят.

— А пробовал ты с ними сплясать ковырялочку с притопом?

— Пробовал.

— Проняло их?

— Смеются, пальцем показывают. Острят по Фрейду.

— Это как же: приводят фрейдистские толкования ковырялочки с притопом?

— Нет, у Фрейда описан их сорт остроумия: «Остроты служат оружием атаки на великое, достойное и могущественное, внешне и внутренне защищенное от открытого пренебрежения им».

— Ну, стало быть, их культурная доминанта другая, предпочитают рэп, американскую культуру. Верно сказал Збигнев Бжезинский, не понаслышке знающий, в чем тут дело: «В области культуры, несмотря на ее некую примитивность, Америка пользуется беспрецедентной притягательностью». Ну, такая культура: рэп, «Техасская резня бензопилой»┘

— Пронять их ковырялочкой с притопом! О чем ты говоришь?!! Светлый наш гений, Михаил Ларионов, большую часть жизни проживший на Западе, предупреждал на старости лет: «Запад потерял аппарат особой человеческой чувствительности, благодаря которому можно воспринимать многие ощущения, что заставляет западных людей не понимать и оставаться совершенно холодными перед изумительными явлениями артистическими, происходящими перед их глазами┘» Но даже и западная, даже и американская культура недоступна этим рейверам и колбасерам: Леви-Стросс неоднократно указывал, что попытка скопировать привлекательные черты иной цивилизации и перенести их на свою почву обычно кончаются хаосом и разрушением собственных структур! Ибо даже в самом лучшем случае на свою почву переносятся лишь верхушечные, нежизнеспособные плоды имитируемой цивилизации!

Тяжелый разговор с этим глубоко пессимистически настроенным мастером ковырялочки с притопом показателен. В таких разговорах мы видим, как невладение принципом «митьки никого не хотят победить» приводит здорового, грамотного и трезво мыслящего человека к мазохизму и последовательному унынию.

Да не все, не все только под рэп танцуют! Не разучился еще аргентинец танцевать танго, а лезгин — лезгинку. И сейчас вопрос «Какой танец ты танцуешь?» скажет о человеке все, чужеродные телодвижения не могут быть спонтанными. Самый частый ответ «Ничего не танцую» означает, что перед нами физический или неврологический инвалид, ответ «Танцую ковырялочку с притопом» означает, что данный субъект здоров и сумел сохранить этнокультурную доминанту. Да много ответов мы можем получить: от пассеистского «Хороводы вожу» до гедонистического «Топчусь в обнимку с бабой».

Пусть всяк танцует как хочет, перефразируем все того же классика: нет ложных танцев, надо уважать всякие танцы.

Пусть глобалист танцует свой рэп, а поляк — полонез, «пусть подавится Италия своим дурацким бельканто, пусть!. .».

А мы, повторяю, займемся ковырялочкой с притопом.

Печатается в сокращении.

* Под классиком здесь, и далее, и всегда у меня имеется в виду Венедикт Ерофеев.

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. без посторонней помощи без поддержки других людей

  2. моторизованные, использующие двигатель для приведения в движение в дополнение к мускульной силе

  3. размером с человека размером приблизительно с человека

  4. коварная работа или распространение скрытым и обычно вредным образом

  5. 69″>

    одинаковые по всей структуре или составу

  6. транзистор полупроводниковое устройство, способное к усилению

  7. непоследовательное отображение отсутствия регулярности

  8. инцистированный, заключенный в (или как бы в) кисту

  9. эндокринная система Система желез, вырабатывающих эндокринный секрет, помогающий контролировать метаболическую активность организма

  10. настойчиво требующий внимания

  11. нет в списке нет в списке

  12. отвращение сильное отвращение к перееданиям

  13. 13″>

    12-тональная система, тип последовательной музыки, введенный Арнольдом Шенбергом

  14. настаивать на решительности или решительности и отказываться сдвинуться с места

  15. безвкусный, лишенный интереса, значимости или воздействия

  16. неоспоримый не оспариваемый и не ставший предметом спора или конкуренции

  17. descensus uteri выпадение матки

  18. механический, дополняющий или заменяющий ручное усилие

  19. система тонов система тонов, используемая в конкретном языке или диалекте тонового языка

  20. 2″>

    помощь оказанная помощь; часто используется как комбинированная форма

Недельный танец в Hedonism with Pole Dancer Travel

Страна отправления United StatesArgentinaAustraliaAustriaBahamasBelgiumBrazilCanadaChileColombiaCosta RicaDenmarkEcuadorFinlandFranceGermanyGreeceHondurasIcelandIsraelItalyJapanLuxembourgMexicoNetherlandsNew ZealandNicaraguaNorwayPanamaParaguayPeruPortugalPuerto RicoRepublic Of IrelandRepublic Of KoreaSouth AfricaSpainSwedenSwitzerlandTurks And Caicos IslandsUnited KingdomUnited StatesUruguayVenezuela

Город отправления

Олбани, Нью-Йорк [ALB]Альбукерке, Нью-Йорк [ABQ]Аллентаун, Пенсильвания [ABE]Амарилло, Техас [AMA]Анкоридж, Ак [ANC]Эпплтон, Миннесота [AQP]Арката, Калифорния [ACV]Эшвилл, Nc [AVL]Aspen, Co [ASE]Atlanta, Ga [ATL]Atlantic City, Nj [ACY]Austin, Tx [AUS]Балтимор, Md [BWI]Bangor, Me [BGR]Бомонт, Tx [BPT]Bethel, Ak [BET]Биллингс, Маунт [BIL]Бингемтон, Нью-Йорк [BGM]Бирмингем, Эл [BHM]Бисмарк, Нд [BIS]Блумингтон, Иллинойс [BMI]Бойсе, Иллинойс [BOI]Бостон, Массачусетс [BOS]Браунсвилл, Техас [BRO] ]Брансуик, Джорджия [BQK]Баффало, штат Нью-Йорк [BUF]Бербанк, Калифорния [BUR]Берлингтон, штат Вирджиния [BTV]Калгари [YYC]Cedar Rapids, Ia [CID]Чарльстон, Южная Каролина [CHS]Чарльстон, Wv [CRW]Шарлотта, Nc [CLT]Шарлоттсвилль, штат Вирджиния [CHO]Чикаго (Мидуэй), штат Иллинойс [MDW]Чикаго (О’Хара), штат Иллинойс [ORD]Цинциннати, О [CVG]Кливленд, О [CLE]College Station, Tx [CLL]Колорадо Springs, Co [COS]Columbia, Mo [COU]Columbia, Sc [CAE]Columbus, Oh [CMH]Cordova, Ak [CDV]Corpus Christi, Tx [CRP]Dallas Love Field, Tx [DAL]Dallas/Fort Worth, Tx [DFW]Дейтон, О [DAY]Денвер, графство [DEN]Де-Мойн , Ia [DSM]Detroit, Mi [DTW]Duluth, Mn [DLH]Durango, Co [DRO]Edmonton Intntl [YEG]Eastern Iowa, Ia [CID]El Paso, Tx [ELP]Erie, Pa [ERI]Eugene, Или [EUG]Eureka, Ca [EKA]Fairbanks, Ak [FAI]Fargo, Nd [FAR]Flint, Mi [FNT]Fresno, Ca [FAT]Ft. Лодердейл, Флорида [FLL]Ft. Майерс, Флорида [RSW] Ft. Уолтон/Окалуса [VPS]Ft. Wayne, In [FWA]Gainesville, Fl [GNV]Grand Forks, Nd [GFK]Grand Rapids, Mi [GRR]Great Falls, Mt [GTF]Green Bay, Wi [GRB]Greensboro, Nc [GSO]Greenville, Sc [ GSP]Gulfport, Ms [GPT]Halifax Intntl [YHZ]Harlingen [HRL]Harrisburg, Pa [MDT]Hartford, Ct [BDL]Helena, Mt [HLN]Hilo, Hi [ITO]Hilton Head, Sc [HHH]Honolulu, Привет [HNL]Houston Hobby, Tx [HOU]Houston Busch, Tx [IAH]Huntington, Wv [HTS]Huntsville Intl, Al [HSV]Idaho Falls, Id [IDA]Indianapolis, In [IND]Islip, Ny [ISP] Итака, Нью-Йорк [ITH]Джексон-Хоул, Вайоминг [JAC]Jackson Int’L, Ms [JAN]Джексонвилль, Флорида [JAX]Джуно, Ак [JNU]Кахулуи, Привет [OGG]Канзас-Сити, Мо [MCI]Капалуа, Привет [JHM]Кауаи, привет [LIH]Ки-Уэст, штат Флорида [EYW]Ноксвилл, штат Теннесси [TYS]Кона, привет [KOA]Ланаи, привет [LNY]Лансинг, Ми [LAN]Лас-Вегас, штат Нью-Йорк [LAS]Лексингтон, штат Кентукки [LEX]Линкольн, Небраска [LNK]Литл-Рок, Ар [LIT]Лонг-Бич, Калифорния [LGB]Лос-Анджелес, Калифорния [LAX]Луисвилл, Кентукки [SDF]Лаббок, Техас [LBB]Линчбург, Вирджиния [LYH]Монреаль Мирабель [YMX]Монреаль Трюдо [YUL]Мэдисон, Ви [MSN]Манчестер, Нью-Йорк [MHT]Мауи, Привет [OGG]Макаллен, Техас [MFE]Медфорд или [MFR]Мельбурн, Флорида [MLB]Мемфис, Теннесси [MEM]Майами, Флорида [MIA]Мидленд/Одесса, Техас [MAF]Милуоки, Висконсин [MKE]Миннеаполис/Сент. Пол [MSP]Missoula, Mt [MSO]Mobile Regional, Al [MOB]Molokai, Hi [MKK]Monterey, Ca [MRY]Montgomery, Al [MGM]Myrtle Beach, Sc [MYR]Naples, Fl [APF]Nashville, Tn [BNA]Нью-Браунфелс, Tx [BAZ]Нью-Орлеан, Ла [MSY]Нью-Йорк Кеннеди, Нью-Йорк [JFK]Нью-Йорк Лагуардия [LGA]Ньюарк, Нью-Джерси [EWR]Норфолк, Вирджиния [ORF]Оттава Макдональдс [YOW]Окленд , Ca [OAK]Оклахома-Сити, Ok [OKC]Омаха, Ne [OMA]Онтарио, Ca [ONT]Ориндж-Каунти, Ca [SNA]Орландо, Флорида [MCO]Палм-Спрингс, Калифорния [PSP]Панама-Сити, Флорида [PFN] ]Пенсакола, Флорида [PNS]Пеория, Иллинойс [PIA]Филадельфия, Пенсильвания [PHL]Феникс, Аз [PHX]Питтсбург, Пенсильвания [PIT]Порт-Анджелес, Ва [CLM]Портленд, Intl, или [PDX]Портленд, Me [PWM] ]Providence, Ri [PVD]Quebec Intntl [YQB]Raleigh/Durham, Nc [RDU]Rapid City, Sd [RAP]Redmond, Or [RDM]Reno, Nv [RNO]Richmond, Va [RIC]Roanoke, Va [ROA] ]Рочестер, штат Нью-Йорк [ROC]Рокфорд, штат Иллинойс [RFD]Сакраменто, штат Калифорния [SMF]Сагино, штат Мичиган [MBS]Салем, или [SLE]Солт-Лейк-Сити, штат Юта [SLC]Сан-Антонио, штат Техас [SAT]Сан-Диего, штат Калифорния [SAN]Сан-Франциско, Калифорния [SFO]Сан-Хосе, Калифорния [SJC]Санта-Барбара, Калифорния [SBA]Санта-Рос a, Ca [STS]Сарасота/Брадентон [SRQ]Саванна, Джорджия [SAV]Сиэтл/Такома, Ва [SEA]Шревепорт, Ла [SHV]Сиу-Сити, Иа [SUX]Сиу-Фолс, Южная Дакота [FSD]Спокан, Ва [ GEG] Спрингфилд, Иллинойс [SPI] Спрингфилд, Мо [SGF] St.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *