Журнал по научно-популярной психологии ПсихоПоиск
Гештальтпсихология — отдельное направление психологии, основанное на принципе целостности. Данное течение возникло в момент глубокого кризиса классической психологии, когда стало понятно, что сознание представляет собой сложную целостную структуру, не сводимую к сумме его отдельных частей. Центральное понятие направления «гештальт» переводится с немецкого как «образ» или «структура». Оно вводится для описания целостности восприятия, происходящего по определенным законам. Столь популярная сегодня гештальт терапия к гештальтпсихологии отношение имеет весьма отдаленное.
Всеми известный факт, что психология имеет систему доказанных знаний, с помощью которых решаются различные практические и научные проблемы. Так, одно из направлений – гештальтпсихология – характеризуется принципом целостности и попытками объяснения восприятия, мышления личности. После продвижения её идей, когда течение достигло популярности, появляется новое движение – гештальт-терапия.
На Западе среди направлений психологии популярна гештальтпсихология, основной идеей которой является рассмотрение сознания не как расчленённого на отдельные элементы с последующим построением психических феноменов, по законам творческого синтеза, а как цельного. Её основоположниками и представителями являются Макс Вертгеймер, Курт Левин, Вольфганг Келлер, Курт Коффк и Карл Дункер. Подробнее об этом… подробнее
Гештальтпсихология основана на процессах восприятия, однако это направление имеет свою значимость и в других сферах нашей психической жизни, а в частности в мышлении. При этом гештальтпсихология встает в оппозицию как к ассоцианистской, так и к вюрцбургской школе. Что такое гештальт? Гештальтпсихология в качестве объяснительного принципа вводит понятие «гештальта» — целостности.
… подробнееМожно ли жить настоящим и не тащить за собой проблемы из прошлого? Одно из психологических направлений – гештальтпсихология, считает все проблемы, которые тянет человек за собой, незакрытыми гештальтами. Постоянно вспоминая свои неудачи и поражения, человек страдает. Это отражается на здоровье и на эффективности его жизни. Не страдать, а удачно жить… подробнее
Начнем с понятия «гештальт» Сегодня оно довольно распространено и широко применяется практическими психологами и теоретиками. С середины прошлого века нам известен гештальт-подход в психологии, который стал настоящим прорывом гуманистического направления в этой науке. Немецкая лексема «гештальт» очень сложна для перевода научного термина. В буквальном смысле ее семантика – «фигура, форма»,…
Вы когда-нибудь сталкивались с ощущением, что ситуация или проблема, произошедшая с вами в прошлом, преследует вас до сих пор? Все, казалось бы, разрешилось, но некоторые моменты и переживания всплывают в памяти снова и снова, вызывая порой не самые приятные чувства. В психологической практике такое явление называют незакрытым гештальтом. Как «завершить»… подробнее
В начале XX века в Германии Макс Вертгеймер, экспериментально изучая особенности зрительного восприятия доказал следующий факт: целое не сводится к сумме его частей. И это центральное положение стало основополагающим в гештальтпсихологии. Можно отметить, что взгляды этого психологического течения противоречат теории Вильгельма Вундта, в которой он выделял элементы сознания. Так, в… подробнее
Гештальт-терапия и Гештальтпсихология: в чём разница?
Всеми известный факт, что психология имеет систему доказанных знаний, с помощью которых решаются различные практические и научные проблемы. Так, одно из направлений – гештальтпсихология – характеризуется принципом целостности и попытками объяснения восприятия, мышления личности. После продвижения её идей, когда течение достигло популярности, появляется новое движение – гештальт-терапия. Тогда же возникает предсказуемый вопрос: что общего, какие постулаты представителей гештальтпсихологии взяты в работу гештальт-терапевтов?
Пространство Гештальта
Понятие «гештальт» ввёл Христиан фон Эренфельс в 1890 году в статье «О качестве формы». В этой работе он выдвинул проблему целостности восприятия и написал: «целое – это некая реальность, отличная от суммы его частей». Хотя дальнейшим развитием этой теории он заниматься не стал, его тезис остался основным в гештальтпсихологии.
Гештальт с немецкого имеет целое разнообразие схожих определений – это и конфигурация частей, и образ, и структура, и целостность, и привидение. Другими словами, это нечто, которое есть в человеке, событии или системе, которое «выходит за пределы суммы составляющих их компонентов и связей» [1]. При этом человек уже рождается с данной структурой, она не является приобретённой.
Подробно, со всеми точностями о термине «гештальт» говорил Ф. Перлз, который является основателем гештальт-терапии. С. Гингер (1928 – 2011), являющийся теоретиком гештальт-терапии, любил обозначать гештальт как значимое множество, обладающее полисемией (многовариантностью). То есть, его значение существует не само по себе, а с индивидуальной окраской для каждого.
Также чётко интерпретировал понятие «гештальт» Освальд Шпенглер (1880 – 1936), который ввёл первым данный термин в русский язык. Благодаря его концепции понятие гештальта может быть применено к разнообразным актуальным культурным, философским и политическим вопросам, в рамках которых проблематика целостности и единства, связанная с глобализацией и смешением разнообразных дисциплинарных областей, обретает немалую значимость.
Основные идеи гештальтпсихологии
Гештальтпсихология возникла в Германии в 20-е годы XX столетия. Её основателями считаются Макс Вертгеймер (1880 – 1943), Вольфганг Кёлер (1887 – 1967) и Курт Коффка (1886 – 1941). Основной идеей было перестать изучать отдельно поведение и хитросплетения разума человека, поскольку в сознании человека части опыта организуются в целую структуру, или
Основные открытия гештальтпсихологии связаны с:
- соотношением фигуры и фона;
- важностью интерпретации целостности или расщепленности фигуры в рамках контекста актуальной ситуации;
- структурированным целым, которое не является всеобъемлющим, но не является и элементарной частицей;
- активной организующей силой целостностей и естественной тенденцией к простоте формы;
- тенденцией незавершённых ситуаций завершаться [2].
Гештальтпсихология развивается по своему, изолированному от психологии стандартного видения пути. Она изучает поведение, речь и восприятие человеком окружающего мира, после чего анализируются отдельные принципы и объясняются их взаимодействия друг с другом, образуя что-то более крупное, объёмное.
Основные идеи гештальт-терапии
Основателем гештальт-терапии является Фриц Перлз (1893-1970).
Начал заниматься в данном направлении с 1942 года, когда была выпущена его первая работа «Эго, голод, агрессия». В сотрудничестве с Лорой Перлз и Полом Гудменом к 1951 году заложил теоретические основы метода на базе гештальтпсихологии, психоаналитических, феноменологических и экзистенциальных исследований.Главное в гештальт-терапии – это анализ происходящего здесь и сейчас, а не годами ранее, в детстве, как это принято в классическом психоанализе. Но это не означает, что стоит упускать значение биологической наследственности, опыт раннего детства или культурное давление социальной среды. Важно изучить внутреннюю связанность целостного бытия мира и одновременно развить свой собственный стиль жизни, в его специфичности, оригинальности. При этом идёт рассмотрение на трёх неразрывно связанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном.
Главная цель гештальт-терапии – достижение более полного понимания себя внутреннего: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также осознание внешнего мира, включая межличностные отношения.
Гештальт-терапия стремится к стойкому результату, когда посредством постепенного осознания клиент получает способность сознательно выбирать своё поведение, отстранившись от невротических и других болезненных симптомов. При этом начинает устойчиво реагировать на манипуляции окружающих.
В основе данной терапии лежит несколько представлений:
- Источник силы – в настоящем.
- Опыт важнее всего.
- Сам терапевт – инструмент терапии.
- Терапия слишком хороша, чтобы ограничиваться лечением [3].
Идеи гештальт-терапии применяются в различных областях: от клинической психотерапии и до тренингов для людей, стремящихся к личностному росту и улучшению коммуникации. Сам Перлз называл разработанную гештальт-терапию – «терапией нормальных» [4]. Такими словами он хотел обозначить, что применение возможно для лиц различного возраста, всех уровней, разных культур и в различных ситуациях. Поэтому не обязательно прибегать к его методу лишь в случае физических, психосоматических, нервных или психотических расстройств и отклонений.
Гештальтпсихология и гештальт-терапия: есть ли общее?
Несмотря на то, что в обоих названиях звучит одинаковая «приставка» — гештальт, утверждать, что в основе изобретения Перлза лежат принципы гештальта, нельзя. Конечно, и отвергать тот факт, что некоторые идеи гештальтпсихологии всё-таки используются, тоже не получится. Дело в том, что Перлз ознакомился с концепцией гештальтпсихологии поверхностно, не вдаваясь в подробности. Он и сам признавался, что ни одну ключевую монографию не осилил целиком. Поэтому использовал в работе свою вольную интерпретацию понятий.
Так какие же моменты «впитаны» наследниками гештальт-терапии из положений гештальтпсихологии? Некоторые исследования основоположников гештальтпсихологии и социальные эксперименты К. Левина доказывают многое из того, что у Перлза зачастую выглядело как интуитивные догадки.
Например, эксперимент К. Коффки 1920 года по применению принципа целостности к поискам ведущих принципов развития в детской психологии и взаимодействия со средой доказывает, что каждая часть имеет свою роль и важна именно функциональная структура целого, поскольку именно она определяет тип его организации. Наряду с принципом целостности был выдвинут принцип динамичности: течение психических процессов определяется динамическими, изменяющимися соотношениями, устанавливающимися за счёт самого процесса. Оба принципа взаимосвязаны. Гештальт-психологи обнаружили, что функциональная структура целого динамична и способна сама себя поддерживать и восстанавливать, стремясь перейти в состояние максимально возможного равновесия, которое будет определяться чёткостью, завершённостью и осмысленностью.
На данные выводы опирался в своей практике Курт Гольдштейн, который занимался пациентами с черепно-мозговыми ранениями, страдающими афазией. Он заметил, что сила расстройства зависела не только от размеров поражения мозговой ткани, но и от множественных факторов, таких как страх возвращения на фронт, отношения с людьми и другие. Так, Гольдштейн пришёл к выводу о единстве физического и психического в организме. Что впоследствии пригодилось Фредерику Перлзу для развития гештальт-терапии.
Несмотря на незначительные отклики гештальтпсихологии, возможно, более правильным вариантом было бы назвать Перлзу свой подход экзистенциальной психотерапией, как ему и хотелось изначально.
Список использованных источников:
- 1. Лебедева Н., Иванова Е. Современный учебник Путешествие в Гештальт теория и практика. – СПб.: Речь, 2004. – 560 с.
- 2. Перлз Ф. Теория гештальттерапии. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004 – 384 с.
- 3. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия контуры теории и практики. – М.: Независимая фирма «Класс», 1996. – 325 с.
- 4. Гингер С. Гештальт: искусство контакта / Пер. с англ. Т. А. Ребеко. – Изд. 2-е. – М.: Академический Проект; Культура. 2010. – 191 с.
Автор: Амосова Виктория, учитель
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch. ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Гештальт, Теория гештальта — Writing Commons
Гештальт представляет собой единое целое. Другими словами, гештальт — это больше, чем сумма его частей. Нельзя вывести целое из частей.
Гештальт Теория относится к сообществу практиков, которое исследует роль человеческого разума в отношении восприятия и интерпретации.
Ключевые понятия: эмпиризм; Феноменология; Риторическая теория
Концепция Гештальт , а также Гештальт-теория возникла в ответ на бихевиоризм и его акцент на эмпиризме и позитивистском знании.
Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка были немецкими психологами, которые интересовались исследованием роли человеческого разума в восприятии. Им было особенно любопытно, как разум осмысливает мир — как мы сортируем всю информацию, которую мы получаем, момент за моментом, от наших органов чувств. Они особенно стремились продемонстрировать, что человеческий разум играет существенную роль в отношении того, что он воспринимает. Они стремились продемонстрировать, что люди были чем-то большим, чем организмы, реагирующие на стимулы. Основываясь на своих эмпирических наблюдениях и своих теориях, своих предположениях о причинно-следственных связях, они предположили, что человеческий разум не сосредотачивается на конкретных деталях, а сосредотачивается на общей картине. Вместо того, чтобы воспринимать каждые наших чувств, бомбардирующих нас момент за моментом, они предположили, что разум воспринимает мелкие детали жизни, мелочи, как часть большего целого.
Основной тезис теории гештальта можно сформулировать так: существуют контексты, в которых происходящее в целом не может быть выведено из характеристик отдельных частей, а наоборот; то, что происходит с частью целого, в ясных случаях определяется законами внутреннего строения его целого.
Макс Вертхаймер
Целое не является суммой частей
Курт Коффка
В качестве примера гештальт-мышления рассмотрим футбольный матч: если друг спросил, что произошло на игре, шансы вы не будете давать пошаговый обзор, обращаясь к тысячам попаданий, ловушек, нащупывания. Вы не объясните игру, говоря о каждой детали, которую вы наблюдали. Скорее, вы могли бы упомянуть счет и дать общее впечатление о том, что произошло, что-то вроде: «Ну, вы знаете, в Тампа-Бэй был Том Брэди и его отличная линия фронта. Они были неудержимы».
Гештальт — это теория человеческого восприятия. Теоретики гештальта исследуют ряд исследовательских вопросов, связанных с ролью человеческого разума в восприятии и интерпретации:
- как человеческий разум понимает постоянную информационную бомбардировку?
- как человеческий разум определяет закономерности?
- как возможно, что целое может быть больше, чем части? почему в некоторых случаях целое «Не сумма частей» (Коффка).
Гештальт-теория исследует, как люди осмысливают мир, перемещаясь между общей картиной вещей и всеми деталями, которые составляют общую картину. Гештальт-теория исследует ряд понятий , которые иногда называют законами или принципами :
- Фигура-фон
- Прагнанц
- Сходство
- Близость 90 045 Непрерывность
- Закрытие
- Чепмен, Кэмерон. Изучение гештальт-принципов дизайна
- Дьюи, Рассел А. Гештальт-психология. Психология: введение 2017-2018, https://www.psywww.com/intropsych/index.html
- Гештальт-институт Кливленда. Что такое гештальт?, https://www.gestaltcleveland.org/what-is-gestalt
- Сахьюни, Рональд. Гештальт-принципы. Академия Хана, видео.
Процитированные работы
Коффка, Курт. Принципы гештальт-психологии. Нью-Йорк: Harcourt, Brace , 1935. с. 176
Вертхаймер, Макс Продуктивное мышление. University of Chicago Press, 1982
сообщите об этом объявлении сообщите об этом объявлении сообщите об этом объявленииГештальт-психология | в Главе 04: Чувства
Гештальт-психология
Гештальт (произносится как ge-STALT с твердой «g», как в «get») — это образец, вещь, форма, форма или объект: нечто целое. Слово восприятие означает примерно то же самое: объект восприятия .
В середине 20 века большинство американских психологов-экспериментаторов были бихевиористами. Они считали, что психологические явления можно объяснить, ссылаясь только на наблюдаемое поведение. Не было нужды говорить о вещах внутри головы.
Гештальтпсихологи пришли в ярость от этой идеи. Им казалось очевидным, что скрытые процессы в мозге имеют решающее значение для объяснения восприятия.
Чтобы доказать свою точку зрения, гештальт-психологи любили показывать двусмысленные цифры. Известным примером является ваза Петра/Павла или Кубок Рубина, опубликованная датским психологом Эдгаром Рубином в 1915 году. Два различных восприятия могут быть результатом одного и того же стимула. Для гештальт-психологов это ясно указывало на то, что в голове что-то происходит, чтобы определить, какая фигура видна в данный момент.
Поэтому (они утверждали) восприятие включало в себя больше, чем просто стимулы, которые попадали в глаз. Измерения наблюдаемых стимулов и реакций было недостаточно. Задействованы центральные процессы (мозговые процессы).
Что означает слово гештальт? Почему неоднозначные фигуры привлекали гештальт-психологов?
У гештальт-психологов 1930-х и 1940-х годов не было инструментов для развития этого достоверного понимания. Они смутно указывали на поля в мозге, которые были изоморфными (эквивалентно по форме) гештальтам.
Сегодня мы знаем, что вычислительная техника физически не похожа на вычисляемые вещи. Мы не ожидали найти электрические поля, напоминающие лица, в графическом чипе, обрабатывающем информацию о лицах.
Однако гештальт-психологи были правы в том, что в восприятии участвуют мозговые процессы. Один и тот же стимул может привести к двум различным восприятиям, в зависимости от этих процессов.
Кубок Рубина иллюстрирует основную концепцию гештальт-психологии: цифра-фон различие. Когда гештальт формируется (воспринимается), он становится фигурой (вещь отдельно, сущность или объект).
Фигура всегда поддерживается окружающим фоном . В кубке Рубина кубок и грани чередуются, являются фигурой и фоном.
Когда вы видите кубок, лица исчезают на черном фоне. Когда вы видите лица, кубок исчезает на белом фоне.
Узор не может одновременно рассматриваться как фигура и фон. И все же визуальная картина кубка Рубина не меняется, меняется только его интерпретация мозгом.
Какая разница между «фигурой» и «фоном»?
Для гештальт-психологов это стало доказательством того, что теории стимула/реакции неадекватны для объяснения восприятия. Это казалось подтверждением их точки зрения.
Законы прагнанца
Келер, один из влиятельных гештальт-психологов, описал закона прагнанца , которые, по его словам, определяют, какие гештальты будут формироваться из неоднозначных стимулов. На немецком языке pragnanz означает 9.0003 ясность , поэтому законы прагнанца — это законы ясности .
Обычный перевод «законов прагнанца» — это законы хорошего тона . Закон прагнанца определяет организационную тенденцию, способ, которым человеческий мозг решает, какие вещи сочетаются друг с другом или принадлежат к одному и тому же гештальту.
Что такое «закон прагнанца»?
Один из законов pragnanz Келера включал подобия . Сходство между компонентами побуждает наблюдателя организовать их в фигуру. Близость — еще один закон прагнанца, упомянутый Кёлером.
Близость есть близость. Близкие друг к другу объекты, как правило, воспринимаются вместе в одной форме или гештальте.
В порядке слева направо: замкнутость, симметрия, непрерывность, сходство и близость.
На первой иллюстрации виден всадник на лошади, несмотря на то, что большая часть фигуры отсутствует. Это называется закрытием , потому что система восприятия автоматически закрывает пробелы, необходимые для восприятия знакомой формы.
Второй пример — треугольник за шаром — иллюстрирует эффект симметрии , а также непрерывности . Симметрия присутствует, потому что левая и правая половины треугольника являются зеркальными отражениями друг друга, поэтому мы, естественно, предполагаем, что они являются частью одного и того же объекта. Непрерывность иллюстрируется тем, что мы предполагаем, что нижний край треугольника продолжается за шаром.
Третий пример, пунктирный круг, иллюстрирует непрерывность . Элементы видны как круг, а не просто сегменты линии, потому что сегменты выстроены в виде непрерывной кривой. На этом же рисунке закрытие , потому что непрерывность побуждает нас заполнять пробелы и видеть круг.
Четвертый пример показывает сходство , потому что мы группируем похожие элементы вместе. Если вы сможете различить крестики и нолики (что нелегко на очень маленьком экране), вы, скорее всего, увидите четыре столбца, а не четыре строки.
Пятый и последний пример показывает закон близости или близости. Легче увидеть четыре строки, а не четыре столбца, когда элементы, составляющие строки, расположены ближе друг к другу.
Каковы принципы или законы подобия, близости, непрерывности и замыкания?
Знаменитая демонстрация закрытия
Собака, уткнувшаяся носом в землю, — известный пример закрытия. Когда вы видите собаку, она вдруг становится твердой. Формируется гештальт. Вашей системе восприятия удается, так сказать, соединить точки, и вы воспринимаете объект.
Наша система восприятия нуждается в этой способности, потому что часто наше зрение частично заблокировано или затемнено. Без замыкания мы не могли бы распознавать объекты, видимые через куст или дождливое окно, или когда другие объекты блокируют часть нашего обзора.
Чем полезно «закрытие»?
Благодаря способности зрительной системы создавать завершение, люди очень хорошо умеют создавать гештальт или объект восприятия из простого внушения объекта. Художники-мультипликаторы используют этот талант в своих очень схематичных изображениях людей и предметов, которых мы, тем не менее, узнаём.
«Целое не является суммой частей»
Курт Коффка
Когда система восприятия формирует восприятие или гештальт, целое имеет собственную реальность, независимую от частей. По этому поводу гештальт-психолог Курт Коффка сделал известное заявление: «Целое отличается от суммы своих частей».
Это утверждение часто переводится на английский как «Целое больше, чем сумма частей». Коффке этот перевод не понравился. Он жестко поправлял студентов, которые заменяли «другой» на «больше» (Heider, 1977).
«Это не принцип сложения», сказал он. Это утверждение должно было означать, что целое имело независимое существование в системе восприятия.
Какое известное высказывание Коффки? Почему он часто исправлял учеников?
Вот еще один пример того, как целое отличается от суммы частей. Рассмотрим белый треугольник, показанный далее. Он называется субъективным контуром , потому что треугольник объективно отсутствует, но вы можете видеть края белого треугольника.
Субъективный контур
Треугольник — это гештальт. Это форма, которая действует как независимое целое. Это влияет на вашу интерпретацию каждого отдельного компонента картины.
Посмотрите на круги в углах. Если вы закроете все, кроме одного круга, это не будет выглядеть как белый угол над черным кругом. Он похож на персонажа старой видеоигры Pac-Man.
Когда вы смотрите на треугольник в целом, Pac-Man принимает форму белого угла над черной точкой. Целое (гештальт, треугольность) влияет на вашу интерпретацию части .
Оказывая это влияние, треугольная форма действует как отдельная вещь. Именно об этом имел в виду Коффка, когда говорил, что целое есть других , чем сумма частей.
Как изречение Коффки иллюстрируется треугольником?
Хейгт, Петерханс и Баумгартнер (1984) показали, что иллюзорные контуры вызывают такую же отчетливую реакцию мозга, как и реальные формы. Восприятие треугольника, формирование гештальта треугольника вызывало такую же реакцию мозга, как и треугольный объект во внешнем мире.