Техники в гештальт-терапии
Техники, используемые в гештальт-терапии, группируются вокруг двух главных направлений работы. Их называют принципами и играми. Принципы вводятся на начальной стадии терапии, и их не слишком много, число же игр не ограничено. Принципы указывают предпочтительные направления поведения и условия, которые благоприятствуют расширению осознания и наиболее полному контакту с окружением и самим собой.
Основными принципами гештальт-терапии являются следующие:
1. Принцип «сейчас». «Сейчас» — это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого явялется частью «сейчас», а то, что происходило несколько минут назад, не является «сейчас».
2. Принцип «я — ты». Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу -конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения говорить прямо и откровенно.
3. Принцип субъективизации высказываний. Психотерапевт предлагает пациенту заменить объективизированные формы («что-то давит в груди») на субъективизированные («я подавляю себя»).
4. Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.
Технические процедуры называются гештальт-играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментировать с самим собой и другими участниками группы.
В процессе игр участники группы «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель игр-экспериментов — достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. Эмоциональное осознание («ага-переживание») — это такой момент самопостижения, когда человек говорит: «Ага!». По Ф.Перлзу, «ага» — это то, что происходит, когда что-нибудь защелкивается, попадая на свое место; каждый раз, когда «закрывается» гештальт, «звучит» этот щелчок. По мере накопления фактов эмоционального прояснения приходит прояснение интеллектуальное.Число игр не ограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципами гештальт-терапии, может создавать новые игры или модифицировать уже известные.
Наиболее известными являются следующие техники.
1. Диалог между частями собственной личности. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности — между агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Техника игры такова: напротив стула, который занимает пациент («горячий стул»), располагается пустой стул, на который «сажают» воображаемого «собеседника». Пациент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности.
2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группам.
3. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т. п. Чаще всего, это невысказанные жалобы и претензии. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу.
Гештальт-психотерапевтами замечено, что наиболее частое и значимое чувство — чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: «Я обижен.».
4. Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Пациенту предлагается «разыграть проекцию», т.е. примерить на самого себя это чувство или черту. Так, пациента, который заявляет: «Я испытываю к тебе жалость», просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников группы и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.
5. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение пациента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, пациентке с манерами «душечки» предлагается разыграть роль агрессивной, высокомерной, задевающей других женщины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.
6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый заброшенный магазин». Пациенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Пациенту предлагают тщательно его рассмотреть, а затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с этими предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные проблемы.
В гештальт-терапии большое внимание уделяется работе со сновидениями пациентов. Перефразируя З.Фрейда, Ф.Перлз говорил, что «сон — это королевская дорога к интеграции личности«. В отличие от психоанализа, в гештальт-терапии не интерпретируются сны, они используются для интеграции личности. Автор считал, что различные части сна являются фрагментами нашей личности. Для того, чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне.
С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов, может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.Процедуры, техники и приемы работы в гештальт-терапии
Фильм «Фриц Перлз: Сессия с Глорией»
Фильм «Фриц Перлз: Сессия с Глорией»
Перлз сначала применял свой метод в виде индивидуальной психотерапии, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. См. →
И в индивидуальной, и в групповой работе основная роль гештальт-терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей.
Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул».
Технические процедуры в гештальт-терапии называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимыми переживаниями. Игры предоставляют возможность экспериментировать с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности. Цель игр-экспериментов — достижение эмоционального и интеллектуального просветления, приводящего к интеграции личности.
Большое внимание в гештальт-терапии уделяется и работе со снами пациентов. Но, в отличие от психоанализа, сны в гештальт-терапии не интерпретируются. Они используются для интеграции личности. Перлз полагал, что различные периоды сна выступают фрагментами личности. Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне.
С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.О некоторых распространенных техниках и приемах работы гештальт-терапевта (в вопросах и ответах) — по материалам статьи Ирины Ребрушкиной.
Зачем гештальт-терапевту пустой стул?
Пустой стул используется в экспериментах, направленных на прояснение и усиление чувств, – в том случае, когда клиенту трудно определить, что он чувствует к тому или иному человеку или в связи с какой-то ситуацией. Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения.
Почему гештальт-терапевт часто задает эти вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Что при этом происходит в теле?», «Чего бы ты сейчас хотел?» – и подобные?
Терапевт задает эти вопросы, когда наблюдает признаки прерывания контакта (когда клиент ничего не чувствует; не знает, что чувствует или не замечает своих чувств; не понимает, чего хочет; не знает, как достичь желаемого, и пр. ).
Как уже говорилось выше, человек счастлив, когда его потребности удовлетворяются. Однако правда не всегда легко определить, какова моя потребность, чего я хочу и как это можно получить. Понять это помогает обращение не к отдельным сферам своей личности, а ко всем в их взаимосвязи (задействовать свою личность целиком, как гештальт) – например, не только к мыслям, идеям, оценкам, но и к телу, чувствам, своим способам контакта со средой.
Телесные ощущения – ключ к чувствам, эмоциям (все эмоции живут в теле, имеют телесное выражение). Чувства, эмоции – это ключ к потребностям.
Зачем терапевт делится своими чувствами?
Терапевт выступает для клиента в роли среды, и клиент получает возможность в безопасной обстановке изучить и свои реакции на среду, и то, как среда реагирует на него.
Почему гештальт-терапевт часто переводит фокус внимания с содержания проблемы и описания ее подробностей на то, что происходит между терапевтом и клиентом, и задает вопрос: «А как это в наших отношениях?»
Клиенты (и я в роли клиента – не исключение) обычно стремятся во всех деталях рассказать терапевту свою историю или описать проблему: кажется, что именно тогда мозаика сложится, терапевт увидит полную картину, поймет и подскажет, как надо поступить. Но рассказывать всё-всё – бесполезно и даже вредно: теряется время, его не хватает ни на что, кроме рассказа и слушания; иногда потребность клиента действительно только в том, чтобы быть безоценочно выслушанным; однако обычно клиент хочет какого-то отклика, реакции, мнения, на которые тоже как-то реагирует, но на рассмотрение этих важных вещей не останется времени, если всю сессию посвятить только подробному рассказу о проблеме.
То, как клиент обходится со своими потребностями, как контактирует со средой, чтобы удовлетворить их, – все это можно проследить на примере того, как он контактирует с терапевтом. Отношения с терапевтом – это маленькая модель того, как клиент строит отношения с другими людьми, и свои паттерны он обычно воспроизводит не только в жизни, но и в терапии.
Например, клиент приходит работать над проблемой ответственности: не может определить границы своей ответственности в близких или деловых отношениях, берет больше или меньше ответственности, чем ему нужно. Эта же проблема будет воспроизводиться и в его отношениях с терапевтом: клиент будет пытаться переложить на терапевта всю ответственность за свое продвижение в терапии или, напротив, не замечать, не признавать ответственности терапевта и т. п. И если проследить и решить эту проблему на примере клиент-терапевтических отношений, то клиент научится решать проблему ответственности и в других своих отношениях.
Получается, что мозаика проблемы обычно состоит из паттернов – повторяющихся элементов орнамента. И тот фрагмент узора, который повторяется, обычно хорошо виден на самом небольшом отрезке общения.
Особенности групповой работы в гештальт-подходе
Как и во многих группах психотерапевтической направленности, в группе происходит (и поощряется) групповая динамика, открытое выражение скрытых, негативных чувств и обсуждение следующих на это эмоциональных реакций. Как правило, группа работает в режиме изначально принимаемых строгих правил, в достаточно закрытом режиме и обычно негативно реагирует на появление новых участников как на потенциальную опасность для внутригрупповой атмосферы. См.→
Примеры практической работы
- Где живет тошнота?
- Консультирует Фриц Перлз
- Оказывается, это был гештальт
Гештальт-терапия: Техника пустого стула
Наши блоги ведутся преданной командой авторов, которые в равной степени увлечены тем, что делятся своими мыслями, взглядами и личным опытом. С фокусом …Читать далее
Гештальт: организованное целое, которое воспринимается как нечто большее, чем…
Гештальт: организованное целое, которое воспринимается как нечто большее, чем сумма его частей.
Гештальт-терапия фокусируется на вас в целом, взаимосвязанном с вашим окружением, отношениями и опытом. Акцент делается на здесь и сейчас, а не на том, что было, могло бы быть или должно быть. Цель гештальт-терапии — помочь вам осознать, что вы делаете и как вы это делаете. Затем это поможет вам увидеть, как вы можете измениться, а также научиться принимать и ценить себя.
Что со стулом?Ключевым методом, используемым в гештальт-терапии, является Техника Пустого Стула. Этот простой подход предназначен для того, чтобы позволить вам работать с межличностными или внутренними конфликтами. Это поможет вам увидеть ситуацию с другой точки зрения и лучше понять свои чувства и поведение.
Вот как это выглядит:
Терапевты готовы помочь вам с депрессией, беспокойством или другими проблемами психического здоровья
Изучите доступные варианты сегодня
Вы сидите лицом к пустому стулу. В кресле вы изображаете человека, с которым у вас конфликт. Или вы можете изобразить часть себя. Затем вы говорите с пустым стулом. Вы объясняете свои чувства, мысли и понимание ситуации.
Теперь все становится по-настоящему интересным. После того, как вы поделились своей точкой зрения, вы переходите на другой стул. Затем вы отвечаете на то, что вы только что сказали, с точки зрения этого человека, беря на себя его роль. Вы можете двигаться вперед и назад между стульями несколько раз, чтобы продолжить диалог.
Тем временем терапевт исследует это общение, задавая вопросы и анализируя ситуацию.
Как мне может помочь пустой стул?Использование этой техники поможет вам погрузиться в «здесь и сейчас» ваших нынешних переживаний. Когда вы вербализуете происходящее, абстрактное становится более конкретным. Когда вы берете на себя роль другого человека, вы получаете представление как о своей, так и о его точке зрения.
Если стул олицетворяет часть вас или внутренний конфликт, вы познаете различные аспекты себя и получите представление о своей борьбе. Этот аспект открытия является конечной целью гештальт-терапии и техники пустого стула.
Гештальт-терапия, основанная Фрицем Перлзом, широко используется терапевтами с момента ее появления в 1940-х годах. Трудно сказать, сколько пустых стульев обеспечило убедительное общение за эти годы. От высоких спинок до роликов и деревянных табуретов с веретеном — клиенты во всем мире выкладываются на все мыслимые типы сидений. Техника оказалась мощным инструментом для понимания и озарения.
Источник изображения: iStock
Читать в порядке публикации
Почему и как используется «Техника пустого стула»?
Терапия
Последнее обновление от 30 ноября 2022 г.: опубликовано 21 августа 2020 г.
Буквальное значение гештальта — « организованное целое, которое воспринимается как нечто большее, чем сумма его частей ». Итак, гештальт-терапия — это эгоцентричная психотерапия, которая вращается вокруг вашего настоящего момента (вместе с окружающей средой и социальным контекстом), не беспокоясь о прошлом или будущем. Это помогает человеку справиться со своими эмоциями, обрести самооценку и взять на себя ответственность за свою жизнь, а не зависеть от других.
Роль «пустого стула»
Гештальт-терапия, разработанная психологами Фрицем Перлзом, Лаурой Перлз и Полом Гудманом, представляет собой очень простой подход, при котором человек сидит перед пустым стулом и представляет себе кого-то, кому он хочет выразить свои чувства. . Не обязательно изображать кого-то другого, можно представить и половину себя.
Роль пустого стула на самом деле меняется, когда вы переходите на другой стул и смотрите туда, где сидели ранее. Здесь вы начинаете отвечать на свои вопросы с точки зрения другого человека. Да, вам может потребоваться несколько раз переключаться между двумя стульями, но эта терапия освобождает вас от паутины отношений, понимая обе стороны.
Подробнее: — Гуманистическая терапия: что это такое и как работает гуманизм?
Calmsage Suggested
Свяжитесь с консультантом по психическому здоровью из BetterHelp
СКИДКА 40% на первый месяц онлайн-терапии с кодом CALMSAGE для месяца осведомленности о психическом здоровье
Подберите себе ТЕРАПЕВТА
Отказ от ответственности: Как партнер BetterHelp, мы можем получать компенсацию от BetterHelp или других источников, если вы покупаете продукты или услуги по ссылкам, указанным на этой странице.
Гештальт-психотерапия или техника пустого стула также полезна при лечении таких состояний, как:
- Тревога
- Депрессия
- Бесполезность
- Напряженные отношения
- Бездумное состояние
- Нетерпимое отношение
Как работает гештальт-терапия: этапы
Поскольку мы знаем, что гештальт-терапия предназначена для побуждения человека к действиям, эмоциям и целям, позвольте нам помочь вам с этапами, которые выполняются в технике пустого стула.
- Человека просят сесть на стул лицом к пустому стулу.
- Теперь им нужно представить, что кто-то сидит перед ними. Это может быть член вашей семьи, друг, супруг, босс или даже часть вас самих.
- Терапевт пытается подстегнуть беседу, чтобы человек занялся мыслями.
- Одним из распространенных упражнений в технике пустого стула или гештальт-терапии является упражнение на преувеличение. Человека просят повторить, а также преувеличить определенное выражение, чтобы он осознал связанные с ним эмоции.
Если вы считаете, что поняли терапию и можете использовать ее дома, вам может потребоваться сначала устранить это сомнение здесь. Терапевт или эксперт сидит с вами во время терапии для руководства, мотивации и других многочисленных причин, таких как:
Подробнее: — Что такое проблема привязанности взрослых и какие методы лечения помогают в ее решении?
1. Определите свои скрытые чувства:
Бывают случаи, когда вы не можете выразить себя другому человеку из-за смущения или причинения ему боли, но это именно то, что нужно сделать здесь. Терапевт помогает вам идентифицировать гнев, страх, печаль, вину или любые другие чувства, замечая ваши слова, жесты или выражения.
2. Выражайтесь свободно и открыто:
Когда вы обычно высказываетесь кому-то, они могут избегать вас, отворачиваться от их глаз или прерывать их собственным обсуждением, но когда вы находитесь в гештальт-терапии, вам разрешено высказать все подробно. Вы, конечно, почувствуете облегчение и сможете пройти через бремя в своем сердце и разуме.
3. Помогает понять отношения:
Иногда мы забываем понять точку зрения нашего партнера в отношениях и становимся эгоцентричными. Как только вы поймете обе стороны с помощью терапевта, можно будет внести соответствующие изменения в долгосрочные отношения.
4. Взять на себя ответственность:
Чтобы расти и принимать свой опыт, гештальт-терапия побуждает клиентов становиться лучше, а также брать на себя ответственность за улучшение своего окружения. Это также взращивает людей эмоционально и сокращает болезненные воспоминания.
Отказ от ответственности: Как партнер BetterHelp, мы можем получать компенсацию от BetterHelp или других источников, если вы покупаете продукты или услуги по ссылкам, указанным на этой странице.
Ключевые идеи техники пустого стула
1. Чистые слова и язык:
Гештальт-консультирование или техника пустого стула позволяет человеку высказать свое сердце в контексте настоящего момента без «если» и «но». Это побуждает человека открыться, думая, что человек, с которым он хочет поговорить, находится в комнате в данный момент и говорит нужными словами и на предпочтительном языке.
2. Пустой стул:
Пустой стул дает человеку возможность использовать свое воображение любым способом, которым он хочет исцелить себя.
3. Несколько ролей:
Терапевт действует только как проводник в процессе, так как клиент должен играть роль самого себя, а также роль того, с кем он разговаривает. Это полезно для понимания конфликтов, которые он переживает наизнанку.
4. Выразительный язык тела:
По мере того как произносятся слова, язык тела и выражения также меняются. Гештальт-терапевт замечает ваш язык тела, чтобы интерпретировать смысл и чувства, начиная с того, что вы бросаете ногу в сторону, и заканчивая обильным потоотделением.
Со всеми этими ключевыми идеями гештальт-терапия помогает человеку преувеличить свои чувства и описать то, что он чувствует в разных частях тела. Например, «у меня порхают бабочки в животе» или «у меня сжимается сердце».
Часто задаваемые вопросы
Q1. Что такое техника пустого стула?
A. Техника пустого стула — это метод, при котором человека просят сесть перед пустым стулом, и акцент делается на «здесь и сейчас». Человек узнает больше о себе, и новая перспектива достигается во время разговора с человеком с богатым воображением, сидящим на пустом стуле.
Q2. Кто использует технику пустого стула?
A. Как могут порекомендовать терапевты, те, кто имеет дело с горем и несчастьем, могут использовать эту технику пустого стула.