Что такое гештальт-психология кратко и кому она будет полезна
Гештальтпсихология – особое направление в психологической теории, которое было создано в Германии. Основная идея данного направления заключалась в том, что психические процессы человеческого организма способны к саморегулированию, т. е. человек всегда должен отвечать за свои действия. Благодаря основным представителям М. Вертгеймеру, В. Кёлеру, К. Коффка была разработана определенная методология, которая позволила целостно подойти к изучению психологических аспектов человеческого организма.
Содержание
- О чем говорит гештальтпсихология
- Основные принципы гештальтизма
- Что такое незавершенный гештальт?
- Учимся жить здесь и сейчас
- Какие проблемы решает этот вид психологии?
О чем говорит гештальтпсихология
Этот раздел психологии рассматривает существование двух «человеческих миров»:
- Физический, который не затрагивает личные переживания
- Мир ощущений отражает воздействие многих факторов извне на наше сознание.
Гештальтпсихология не принимала принципы разделения сознания на составные части. Представители этого направления отмечали, что восприятие не формируется только за счет ощущений, а свойства фигуры нельзя описать, характеризуя отдельно каждую часть. Сознание человека собирает каждую часть мозаики и формирует единое целое, образуя гештальт. Что это такое?
Гештальт (форма, образ) – это структурное формирование частиц в единое целое. Это основное понятие гештальтпсихологии.
Люди должны осознавать свои потребности, эмоции и чувства, предпочтения в общении и восприятия внешнего мира. Гештальтпсихология не акцентирует внимания на быстрое разрешение незначительных проблем. В ее основе лежит нечто большее. Работа со специалистом в данной области позволит полностью пересмотреть свою жизненную позицию и полностью погрузиться в реальный мир.
Основные принципы гештальтизма
Для того чтобы достичь целостного восприятия и упорядоченности его структуры необходимо прибегнуть к основным принципам гештальта:
- Принцип близости – те образы, которые находятся рядом, воспринимаются вместе.
- Принцип схожести – несколько форм, которые имеют общий размер, очертание, цвет воспринимаются вместе.
- Принцип замкнутости – сознание стремится завершить недостающие части фигуры, которая впоследствии приобретает полную форму.
- Принцип целостности – мир воспринимается в упрощенной и целостной форме.
- Принцип смежности – характеризуется близостью стимулов во времени и пространстве.
- Общая зона – перечисленные понятия формируют наше полное восприятие реальности, учитывая прошлый жизненный опыт.
Что такое незавершенный гештальт?
Один из сторонников гештальт психологии Ф. Перлз обосновал основную причину человеческого счастья и несчастья тем, что главным источником, питающим невроз, является незавершенный гештальт. По его мнению, для того чтобы его завершить необходимо проявлять к нему безразличие. Чем больше эмоций проявляет человек к гештальту, тем сложнее процесс его завершения.
Таким образом, незавершенный гештальт – это определенная цель, которая связывает нас со многими людьми, некоторыми местами и повторяющимися жизненными ситуациями. Простыми словами:
- Это наши желания, которые не были воплощены в жизнь;
- Это резкое завершение отношений с человеком по непонятным для вас причинам;
- Это недоделанное задание или работа.
Если вы периодически вспоминаете об этом и испытываете сильный дискомфорт, то это и есть проявление незавершенного гештальта.
Он может быть опасным для нас по следующим причинам:
- Возникновение тревоги и неудовлетворенности внутри нашего организма;
- Главная преграда в достижении поставленных целей и продвижению по жизни.
Для того чтобы продолжать приятное общение с людьми и не обременять их своими идеями следует выполнить все необходимые действия для завершения гештальта. Поэтому воспользуйтесь наиболее простым правилом: закрыть самый простой гештальт. Тот, который не требует сильных усилий и умозаключений. Для этого подойдет самая незаурядная и достаточно глупая мечта (научиться танцевать, готовить вкусный пирог или попрыгать на батуте).
Только после этого гештальты будут исполняться один за другим.
Учимся жить здесь и сейчас
Научитесь наслаждаться текущим моментом и ваша жизнь значительно улучшится. Этого можно достичь благодаря многим упражнениям. К примеру, попытайтесь испытать чувство переживания именно в данный момент времени. На самом деле это очень трудно сделать. Но главное – акцент вашего внимания на окружающем мире.
Для этого следует сосредоточиться на основных органах чувств: осознавайте цвета, запахи, звуки. При этом не забывайте описывать все ваши ощущения, начиная со слов: «Я здесь и осознаю что….»
Упражнения созданы для того, чтобы одновременно осознавать самого себя и окружающий мир. Во время их выполнения старайтесь проводить анализ своих действий и цель их использования.
Какие проблемы решает этот вид психологии?
Гештальтпсихология позволяет осознавать наши переживания и выбрать правильное для них решение. Но для этого человеку нужно абстрагироваться от своего прошлого опыта, очистить свое сознание от стандартов культурных и личных традиций.
Основатели данного направления в психологии выделили 5 основных этапов, позволяющих осознать и решить возникающую проблему:
- Возникновение проблемной ситуации – на этом этапе появляется чувство напряженности, которое стимулирует творческие силы.
- Анализ проблемы и ее осознание – восприятие целостного образа проблемной ситуации.
- Решение проблемы – мыслительные процессы проходят неосознанно.
- Альтернативные методы решения проблемы (инсайты)
- Исполнение.
Понятие инсайта в психологии гештальта стало основополагающим. Оно объясняло все формы мыслительной деятельности, в том числе и продуктивной. Индивид и его окружение рассматривались только как единое целое.
Благодаря многим трудам гештальтпсихология стала широко применяться в области психотерапевтической практики. На ее принципах было построено самое распространенное направление в современной психотерапии – гештальттерапия. Вне всякого сомнения, можно сказать, что гештальтпсихология внесла огромный вклад в развитие мировой науки.
Гештальт в психологии: что это простыми словами
Гештальтпсихология – особое направление в психологической теории, которое было создано в Германии. Основная идея данного направления заключалась в том, что психические процессы человеческого организма способны к саморегулированию, т. е. человек всегда должен отвечать за свои действия. Благодаря основным представителям М. Вертгеймеру, В. Кёлеру, К. Коффка была разработана определенная методология, которая позволила целостно подойти к изучению психологических аспектов человеческого организма.
Что такое гештальт?
Гештальт (от нем. gestalt — «целостный образ») – это некая сущность, состоящая из нескольких частей, но воспринимаемая человеком как единая и неделимая. Для нашей психики роль гештальта чаще всего играет последовательность действий, начав которую, мы испытываем потребность завершить её.
Целостность образов нам необходима. Хоть в большинстве случаев эта потребность и выглядит нерациональной, но она сформировалась в ходе эволюции. Нашему мозгу комфортнее работать с целым образом, чем с множеством мелких деталей. Благодаря этой особенности мы сразу узнаём знакомые лица, не рассматривая нос и брови, и моментально распознаём любой бытовой предмет, не пытаясь анализировать его форму.
А ещё гештальт – это мощный механизм, позволяющий удерживать в памяти незавершенные дела
Гештальт помогает нам помнить важные вещи и практически сразу же забывать их, когда дело сделано. И каждый из нас постоянно пользуется данной особенностью психики, совершенно не задумываясь. Но порой она даёт сбой, и некоторые неактуальные вещи превращаются в незакрытые гештальты. Иногда это действительно неприятные и болезненные ситуации, а иногда и вполне обыденные дела, возле которых мы просто забыли мысленно поставить галочку «Сделано!».
Какие проблемы решает этот вид психологии?
Гештальтпсихология позволяет осознавать наши переживания и выбрать правильное для них решение. Но для этого человеку нужно абстрагироваться от своего прошлого опыта, очистить свое сознание от стандартов культурных и личных традиций.
Основатели данного направления в психологии выделили 5 основных этапов, позволяющих осознать и решить возникающую проблему:
- Возникновение проблемной ситуации – на этом этапе появляется чувство напряженности, которое стимулирует творческие силы.
- Анализ проблемы и ее осознание – восприятие целостного образа проблемной ситуации.
- Решение проблемы – мыслительные процессы проходят неосознанно.
- Альтернативные методы решения проблемы (инсайты)
- Исполнение.
Понятие инсайта в психологии гештальта стало основополагающим.
Благодаря многим трудам гештальтпсихология стала широко применяться в области психотерапевтической практики. На ее принципах было построено самое распространенное направление в современной психотерапии – гештальттерапия. Вне всякого сомнения, можно сказать, что гештальтпсихология внесла огромный вклад в развитие мировой науки.
Как формируется гештальт?
Обычно гештальт образуется на основании тревожащего воспоминания. К примеру, во время ссоры вы можете нагрубить близкому человеку, а потом обдумывать эту ситуацию и сокрушаться. Бывает и наоборот. Например, поругавшись с малоприятным человеком, вы не нашли подходящих слов, чтобы осадить его. После этого вы можете многократно прокручивать эту ситуацию в голове, подбирая удачные слова. Даже понимая, что это бессмысленное занятие, вы всё равно продолжаете это обдумывать.
Самое неприятное, что гештальт практически всегда формируется именно на почве негативных воспоминаний. Все приятные события наш мозг воспринимает как завершенные и отправляет в «архив». А вот неприятные он считает нужным обдумать. Поэтому, даже если мы стараемся забыть о неприятной ситуации, негативный образ навязчиво всплывает в памяти, поскольку наша психика нуждается в том, чтобы довести его до логического завершения. Но получается наоборот – чем дольше мы обдумываем событие, тем сильнее убеждаемся, что следовало поступить иначе. Поэтому гештальт не только не уходит, но и закрепляется.
Иногда подобный гештальт удаётся закрыть самостоятельно. Например, если произошёл повторный спор с обидчиком, и в этот раз вы «выступили» абсолютно удачно, поставив неприятеля на место. Возможно и совершенно противоположное решение: вы помирились, выяснили причины конфликта, обсудили всё и пришли к какому-то консенсусу. Но в большинстве случаев закрыть гештальт без помощи психотерапевта практически невозможно.
Причины появления гештальтов
Чтобы лучше понять, что такое гештальт, ученые проводили исследования с представителями разных народностей. Они обнаружили интересную закономерность: люди, живущие в условиях первобытно-общинного строя, не подвержены формированию незакрытых гештальтов. Более того, даже в цивилизованном обществе вероятность формирования гештальта у конкретного человека тем выше, чем выше уровень его образования и социальный статус.
Почему так происходит? Причина проста: гештальт формируется, если для человека важны его жизненные достижения. Образованный человек часто обдумывает своё прошлое, оценивает нравственность собственных поступков, переосмысливает свой выбор и анализирует ошибки. Представитель какого-нибудь племени, в отличие от него, живёт сегодняшним днём. Он работает, развлекается, строит дом и создаёт семью, исходя из актуальных потребностей. И у него совершенно нет времени на обдумывание собственных оплошностей.
О чем говорит гештальтпсихология
Этот раздел психологии рассматривает существование двух «человеческих миров»:
- Физический, который не затрагивает личные переживания
- Мир ощущений отражает воздействие многих факторов извне на наше сознание.
Гештальтпсихология не принимала принципы разделения сознания на составные части. Представители этого направления отмечали, что восприятие не формируется только за счет ощущений, а свойства фигуры нельзя описать, характеризуя отдельно каждую часть. Сознание человека собирает каждую часть мозаики и формирует единое целое, образуя гештальт. Что это такое?
Гештальт (форма, образ) – это структурное формирование частиц в единое целое. Это основное понятие гештальтпсихологии.
Люди должны осознавать свои потребности, эмоции и чувства, предпочтения в общении и восприятия внешнего мира. Гештальтпсихология не акцентирует внимания на быстрое разрешение незначительных проблем. В ее основе лежит нечто большее. Работа со специалистом в данной области позволит полностью пересмотреть свою жизненную позицию и полностью погрузиться в реальный мир.
Основные принципы гештальтизма
Для того чтобы достичь целостного восприятия и упорядоченности его структуры необходимо прибегнуть к основным принципам гештальта:
- Принцип близости – те образы, которые находятся рядом, воспринимаются вместе.
- Принцип схожести – несколько форм, которые имеют общий размер, очертание, цвет воспринимаются вместе.
- Принцип замкнутости – сознание стремится завершить недостающие части фигуры, которая впоследствии приобретает полную форму.
- Принцип целостности – мир воспринимается в упрощенной и целостной форме.
- Принцип смежности – характеризуется близостью стимулов во времени и пространстве.
- Общая зона – перечисленные понятия формируют наше полное восприятие реальности, учитывая прошлый жизненный опыт.
Рекомендуем ознакомиться: Классификация и основные виды мышления
Что такое гештальт-терапия?
Если гештальт не закрыт, человек постоянно притягивает проблему, давно ставшую неактуальной, в свою жизнь. Он сам не осознаёт, что уже несколько месяцев или даже лет тащит этот бессмысленный эмоциональный груз на собственных плечах. Гештальт-терапия – это эффективный способ избавления от таких деструктивных воспоминаний из далёкого прошлого, мешающих человеку жить полноценной жизнью в настоящем.
Специалист по гештальт-терапии умеет находить психологические «зажимы», удерживающие человека в непрерывном напряжении. Это достаточно ответственная работа, поскольку незакрытый гештальт, в отличие от многих других психологических проблем, невозможно вылечить таблетками. Избавиться от него можно только одним способом: найти и обезвредить. Именно этим и занимается гештальт-терапевт.
Следует учитывать, что эта форма терапии не является такой уж приятной. Приходится вспоминать многие травмирующие события из прошлого, и обычно это весьма болезненно. Зато данный подход помогает избавиться от психологического блока, скинув со своих плеч бесполезный груз. Когда гештальт закрыт, воспоминания уже не мучают человека, даже если он случайно вспомнит о тех неприятных событиях.
Фриц Перлз
Основателем метода гештальт — терапия считается Фриц Саломон Перлз (1893-1970). Его базовым образованием был психоанализ и долгое время Перлз практиковал именно его. Началом истории гештальт — терапии можно считать появление книги «Эго, голод и агрессия» (1942), в которой представлено довольно радикальное переосмысление теории Зигмунда Фрейда — основателя психоанализа.
Как можно использовать гештальты?
В большинстве случаев мы стараемся избавиться от гештальтов, но они вполне могут приносить пользу. Рассмотрим несколько наиболее показательных примеров:
1. Списки задач
. Многим людям они добавляют мотивации и энергии, помогая работать эффективнее. Если вы тоже ведёте списки задач и с удовлетворением отмечаете выполненные, значит, вы используете мощь гештальта себе во благо.
2. Память о незавершенных делах
. Мы непроизвольно используем гештальт, удерживая в памяти нечто важное (например, обещание позвонить родителям в 19:00). И мы помним об этом весь день не благодаря тому, что у нас хорошая память, а благодаря тому, что сознательно оставили гештальт незакрытым.
3. Правило «15 минут»
. Вероятно, вы знаете это правило, помогающее выполнять сложную и нудную работу. К примеру, перед вами стоит рутинная задача, которую придется решать часа 2. Согласно правилу «15 минут», нужно начать прямо сейчас, но через 15 минут можно переключиться на другие дела. Довольно часто в дело вступает гештальт, помогающий выполнить скучную работу за 1 раз.
4. Талоны с наклейками
. Речь идет о буклетах, в которых нужно вклеивать наклейки, чтобы в конце получить какой то бонус. Секрет в том, что несколько наклеек уже вклеены за Вас, и это формирует гештальт — желание доклеить все недостающие наклейки, даже если бонус копеечный. Вам наверняка вручали такие талоны промоутеры или кассиры гипермаркета.
Рассмотренный пример с наклейками выглядит скорее вредным, чем полезным, поскольку маркетологи используют особенность нашей психики в собственных интересах. Подсказка: чтобы закрыть такой гештальт, достаточно старательно скомкать талон и с чувством выполненного долга выбросить в урну.
И всё же из данного формата можно извлечь пользу. Например, вы можете распечатать подобный талон и наклейки к нему для себя. Далее, выполняя определенные (не очень приятные) задачи, можно будет вклеивать наклейки, а когда талон заполнится – купить себе награду.
А ещё этот подход отлично работает на детях. Ваш ребёнок хочет новый смартфон? Напечатайте ему небольшой плакат с изображением его цели и местом под наклейки. После этого выдавайте ему очередную наклейку за каждое достижение, которое считаете важным.
Природа психологических нарушений
Естественно, что природа функционирования личности в системе вновь и вновь возникающих потребностей предполагает постоянное психологическое напряжение — фрустрацию. И по Перлзу фрустрация является важным катализатором развития личности, поскольку именно ее наличие — источник всей человеческой деятельности. Так ребенок учится взаимодействию с миром и становится личностью именно для того, чтобы эффективно избавляться от фрустарций (психологических напряжений).
Все фрустрации вызваны неудовлетворенной потребностью, а ее удовлетворение связано с ассимиляцией части окружающего мира, примером такой ассимиляции может служить удовлетворение голода — мы кусаем еду, пережевываем ее и перевариваем, так происходит получение энергии из внешнего мира и ее ассимиляция через пищеварение. Этот процесс имеет как физические, так и психические проявления, когда вместо материального объекта (еда) может выступать информация или объекты. Однако, согласно концепции Перлза, в истоке обоих процессов лежит именно инстинкт голода.
Таким образом, именно с нарушением удовлетворения потребностей Перлз связывал появление психологических проблем.
Гештальт-психология: история и современные приложения
Гештальт-психология — это школа психологии, которая оказала большое влияние на современные методы психологии, какими мы их знаем сегодня. Но что такое гештальт-психология и как она все еще влияет на теории и методы лечения, которые сегодня используют психологи и терапевты?
Хотите узнать больше о психологии?
Позвольте лицензированному терапевту быть вашим проводником
Здесь мы рассмотрим, что такое гештальт-психология, предоставим обзор ее истории и метода, а также рассмотрим ее современное применение в современной терапии.
Гештальт-психология — это школа психологической теории, основанная на идее о том, что то, что мы видим и переживаем, представляет собой нечто большее, чем сумма его частей, также известная как теория гештальта. Именно гуманистическая психология опирается на гештальт-законы восприятия.
Теория гештальта основана на общепринятом представлении о том, что люди реагируют на понятную информацию из окружающего мира. Мы полагаемся на указанный ввод для формы, а это означает, что то, что мы можем понять, больше, чем то, что воспринимают только наши чувства. Эта школа психологии сыграла значительную роль в развитии истории современной психологии и терапии, какой мы ее знаем сегодня.
Короче говоря, гештальт-психология — это тип гуманистической психологии, основанный на принципах гештальта. Гештальт-принципы — это ряд правил, написанных для объяснения устройства всех вещей — довольно амбициозная попытка! Согласно принципам гештальта, люди рассматривают дизайн как совокупность, а не как набор частей или компонентов.
Когда эти правила были применены к человеческой психологии, они стали известны как принципы гештальт-психологии. Как и в случае с правилами гештальт-дизайна, эти принципы гештальт-психологии подчеркивают, что весь опыт больше, чем сумма его частей. «гештальт» происходит от немецкого слова «форма или образ». Таким образом, это подходящее слово для описания гештальт-подхода, который стремится придать форму и форму ряду переживаний или проблем.
Краткая история гештальт-психологии
Теперь давайте взглянем на увлекательную историю школы гештальт-психологии, основанной Максом Вертгеймером, Куртом Коффа и Вольфгангом Колером. Эти психологи стремились понять «внутреннюю природу целого», приближаясь к поведенческой терапии и психоанализу.
По сути, гештальт-психолог считает, что социальная психология зависит от понимания того, как работает восприятие человека. Один из основателей гештальт-психологии, Курт Коффа, также опирался на свой опыт в области нарушений восприятия и слуха. В то же время Вольфганг Келер применил подход к решению проблем и внес структурный вклад в историю психологии. В частности, он выступал против бихевиоризма, но при этом придерживался своих убеждений в гуманистическом и целостном подходе к человеческой психологии.
Хотя психолог Макс Вертхаймер считается отцом гештальт-психологии, многие внесли свой вклад в ее развитие, в том числе Коффа и многие другие, в том числе Колер и Фриц Перлз. По мнению Вертгеймера, гештальтпсихология нуждалась в своем институте. Многие сторонники гештальт-психологии основали свой собственный институт, следуя его видению.
Это привело к созданию Гештальт-института Кливленда, где многие из вкладов этих основателей в психологию были исследованы и реализованы. Открытие Института привело к расширению исследований гештальт-подхода и мышления в психологии.
Несколько лет спустя Фриц и Лора Перлз внесли свой вклад в развитие гештальт-психологии. В 1933 году они бежали из нацистской Германии в Южную Африку, где продолжили свои исследования и работали над общими принципами этой области психологии. Перл, который первоначально обучался фрейдистскому психоанализу, но не принимал все теории и методы, намеревался разработать более всеобъемлющий метод психотерапии, основанный на гештальт-теории психологии Вертгеймера и Курта.
1951, Фриц Перл опубликовал Гештальт-терапия: возбуждение и рост человеческой личности , в которой изложил свои теории и методы лечения пациентов с помощью гештальт-терапии. Ему очень помогли его коллеги-гештальт-психологи Пол Гудман и Ральф Хефферлайн. Вместе они заложили основу для того, чтобы стать одним из ведущих методов психотерапии, которые до сих пор часто используются.
Законы гештальта и организация восприятия
Большая часть гештальт-школы основана на законах, которые, кажется, управляют желанием людей видеть вещи организованными. Чтобы объяснить это, гештальт-психология предложила некоторые законы организации восприятия. Эти законы гласят, что когда люди видят вещи группами, они думают и ведут себя так, как будто они «принадлежат» друг другу. Или, когда объекты похожи друг на друга по ряду различных характеристик, таких как цвет, положение или степень, они рассматриваются как единое целое, которое представляет собой нечто большее, чем сумма его частей.
Например, люди могут видеть похожие фигуры, организованные в линию, и видеть «столбец» или «строку» в дополнение к группе фигур. Эти принципы и законы гештальта в дальнейшем развили гештальт-психологию и в конечном итоге привели к ее применению в терапии и лечении.
Гештальт-психология предполагает, что склонность людей видеть порядок и форму вместо отдельных элементов дает представление о способностях людей решать проблемы. Когда это работает, гештальт-психология стремится применить эту же склонность к порядку к опыту пациента, чтобы помочь ему решить свои проблемы.
Это глобальное восприятие работает для человека, который хочет подходить к своим проблемам таким образом, чтобы они соответствовали их опыту в целом. Таким образом, человеческая психология естественным образом предполагает порядок, и этот воспринимаемый порядок, возникающий из отдельных компонентов, помогает пациентам применять одни и те же шаблоны к своим мыслям и восприятиям.
Применение гештальт-психологии в современном лечении
Одним из наиболее заметных способов применения гештальт-психологии в лечении пациентов сегодня является гештальт-терапия. Вы, наверное, видели этот метод психотерапии, изображенный в популярной культуре: пациент объясняет свои проблемы, пока терапевт слушает. Затем терапевт задает наводящие вопросы, чтобы помочь пациенту сделать выводы и прийти к решениям описанных проблем.
Поскольку гештальт-движение основано на лежащей в его основе вере в то, что переживания человека определяются организованным целым, которое представляет собой нечто большее, чем сумма его частей, большое внимание уделяется переживаниям пациента. Эта область психологии уступила место эмпирической терапии, которая фокусируется на свободе, осознании и саморефлексии пациента.
Гештальт-терапию можно далее классифицировать как феноменологический подход, поскольку ее внимание к восприятию реальности пациентом перевешивает важность способности пациента точно описывать реальность. Это означает, что, описывая мир вокруг нас, гештальт-терапия подключается к нашей стороне истории, чтобы искать предвзятость и возможные решения.
Кроме того, гештальт-движение определяется как экзистенциальное, поскольку оно переформулирует и переопределяет самость. Это означает, что пациенты должны извлекать и формировать смысл на основе своего опыта и использовать свое выражение этого опыта для создания своего смысла и цели в своей жизни. Даже если пациент не много думал о психологии, им будет движет желание создать смысл своей жизни.
В разгар всей этой вербальной обработки одним из ключевых аспектов гештальт-терапии является то, что у терапевта есть безусловное принятие. Это означает, что пациент не может дать неправильного ответа, а гештальт-психолог не выносит ненужных суждений о том, что представляет собой пациент. Таким образом, гештальт-психолог стремится вывести пациента из состояния эмоционального состояния в состояние осознания.
Пациент должен играть огромную роль в поиске решения своей проблемы, и тогда эта эмоция служит основой для конкретных изменений в жизни пациента. Таким образом, терапевт может помочь провести прямую линию от эмоций пациента к желаемому изменению поведения.
Во всех формах практики цель гештальт-психологии состоит в том, чтобы помочь пациенту перейти от потребности в поддержке со стороны окружения к потребности, в которой он может рассчитывать на ее поддержку. В конечном счете, терапевт хочет, чтобы пациент пришел к своим выводам о своих проблемах, сформировал лучшую часть своих решений и работал над конкретными поведенческими изменениями для реализации этих решений.
Гештальт-терапевты также используют феноменологическое исследование в качестве основного метода получения информации от своих пациентов. Это означает, что они предпочитают задавать вопросы «что» и «как», а не вопросы «почему». Это помогает пациенту сосредоточиться на настоящем и обсудить конкретные эмпирические факторы, способствующие их проблемам и решениям. Хотя ответы на эти вопросы поначалу могут быть трудными для определения, психология, включая желание видеть порядок, со временем побеждает, и пациент может экстраполировать свои решения на свои проблемы.
Гештальт-психология пытается искоренить то, что терапевты называют «незавершенным делом». Незавершенное дело относится к любой ненависти, беспокойству, гневу, вине или стыду, которые омрачают опыт настоящего момента. Это незавершенное дело часто коренится в плохом опыте или последствиях нездоровых отношений или реакций. Таким образом, терапевту, возможно, придется пересмотреть некоторые из этих переживаний.
При этом терапевт всегда будет слушать, чтобы принять версию пациента о событии, как он ее воспринял. Не существует правильного или неправильного способа объяснить события, которые привели к невыловленному делу, до тех пор, пока пациент честен, а терапевт демонстрирует безоговорочное принятие. Эта практика сначала требует, чтобы гештальт-психолог точно определил незавершенное дело.
Хотите узнать больше о психологии?
Позвольте лицензированному терапевту быть вашим гидом
Есть несколько способов, которыми гештальт-психологи могут работать с проблемами, которые необходимо решить в жизни пациента. Гештальт-терапевты обучены обращать внимание на следующие признаки проблем, которые могут включать незавершенные дела:
- Интроекция означает принятие чужих убеждений и стандартов без их ассимиляции, чтобы сделать их конгруэнтными. Например, пациент может слепо принять слова друга или любимого человека, даже если информация, которую они получают, ложна или в конечном счете вредна. Вместо того, чтобы пытаться противостоять этой ложной или вредной информации, они принимают ее за правду и позволяют ей диктовать свои дальнейшие мысли и действия.
- Проекция : Это означает отказ от определенных аспектов себя, приписывая их окружающей среде. Например, пациент, который чувствует себя неуверенно или неадекватно, может тратить много времени, указывая на неадекватность окружающих его вещей и людей.
- Отклонение : Это означает отвлечение себя или отклонение от курса, так что трудно поддерживать устойчивое чувство контакта. Например, пациент может — сознательно или подсознательно — избегать определенных деликатных тем при разговоре со своим гештальт-психологом. Это особенно ясно, когда отклонение исходит от терапевта, задающего прямой вопрос о щекотливой теме. Отклонение может принимать разные формы: от игнорирования или шуток по поводу вопроса до категорического отказа обсуждать его.
Гештальт-психологи также обучены искать определенные языковые модели, когда их пациент говорит. Эти паттерны, особенно паттерны деперсонализации, могут дать представление о неуверенности пациента. Например, когда пациент не использует местоимения от первого лица, а вместо этого описывает вещи в терминах «это», «они» или «вы», гештальт-психолог может интерпретировать это как деперсонализацию пациента. Другие ключевые фразы, такие как «может быть», «возможно» или «я думаю», также могут сигнализировать о неуверенности пациента. В этих случаях пациент, вероятно, отклоняется.
С этими выражениями отклонения и неуверенности терапевт может почувствовать незавершенное дело. Распространенным способом решения этого незавершенного дела в гештальт-терапии является техника пустого стула. Это упражнение, в котором пациент проводит время, разговаривая с пустым стулом, представляя кого-то с незаконченными делами.
Заключение
Гештальт-психология и гештальт-терапия могут быть полезными инструментами в наборе инструментов терапевта. Если вы обнаружите, что можете помочь решить свои проблемы, вам может подойти гештальт-терапия. Разговор с лицензированным консультантом через BetterHelp поможет вам найти наилучшую терапию для вас, не выходя из дома.
Часто задаваемые вопросы
Что такое гештальт-теория в психологии?
Теория, согласно которой мы видим эффект целого как нечто большее или выходящее за пределы суммы его частей, называется теорией гештальта. Гештальт, означающий образец или форму, использовался для описания этой теории.
Что такое пример гештальт-психологии?
Вот пример гештальт-психологии. Предположим, вы видите рисунок круга, который так и не был завершен. Это не полный круг, но вы все равно распознаете его как круг.
Каковы 5 принципов гештальта?
Пять гештальт-принципов:
- Сходство
- Близость
- Замыкание
- Непрерывность
- Связность
Эти принципы представляют собой организованные способы восприятия объектов людьми. В гештальте восприятие считается наиболее важным элементом человеческого опыта.
Согласно гештальт-психологии, мы группируем несколько меньших вещей и придаем им большее значение, когда видим несколько меньших вещей. Когда мы видим похожие или близкие вещи, мы рассматриваем их как группу, а не как несколько отдельных объектов. Таковы принципы сходства и близости. Когда мы видим незавершенную картину, наш разум достраивает ее, чтобы завершить. Когда мы видим линию, которая, кажется, устанавливает определенное направление, мы видим, что она продолжается в этом направлении, что означает продолжение. Что касается гештальт-принципа связности, то этот закон гласит, что мы видим объекты как единое целое, когда они связаны с помощью визуальных средств, таких как цвета, рамки или линии.
Что такое гештальт?
Гештальт — это немецкое слово, для которого нет прямого эквивалента в английском языке. Гештальт означает что-то похожее на «целое», но также включает в себя идею формы или паттерна.
В психологии гештальт связан с восприятием. Это относится к тому, как мы видим объекты как организованное целое, а не отдельные части. И когда мы видим это организованное целое, мы воспринимаем нечто большее, чем простое сложение каждой из этих частей. Например, если вы видите квадрат, он имеет большее значение, чем четыре отдельные линии, из которых он состоит.
Кто является отцом гештальт-психологии?
Макс Вертхаймер считается отцом гештальт-психологии.
Хотя основы гештальта восходят как минимум к Иоганну Вольфгангу фон Гёте и даже раньше, развитие гештальт-психологии конкретно началось с публикации Максом Вертгеймером «Экспериментальных исследований восприятия движения». В этой публикации Вертхаймер представил гештальт-теорию психологии. Курт Коффка и Вольфганг Колер работали с Вертхаймером над исследованиями, описанными в этой работе, и вместе трое гештальт-психологов основали школу гештальт-психологии.
Ранняя книга, известная как «Справочник по гештальт-психологии», составленная Уиллисом Д. Эллисом в 1938 году, включает 34 статьи и книгу, определяющую и описывающую гештальт-психологию, принципы гештальта и ранние исследования концепций гештальта. Справочник включает ранние работы этих психологов — статьи и книги по гештальт-теории, — которые они и другие участники движения создали в период между зарождением
гештальт-психологии с 1912 по 1929 год. Этот сборник часто упоминался в первых объяснениях гештальт-терапии.
Что является основным направлением гештальт-терапии?
Основное внимание в гештальт-терапии уделяется восприятию и переживанию настоящего момента. Важно то, что происходит прямо сейчас, а не то, что было раньше, что произойдет, что может произойти или что должно произойти.
Второстепенное внимание уделяется личной ответственности. Гештальт-терапия признает, что у людей есть выбор и они несут личную ответственность за действия, которые они совершают в каждый момент времени.
В чем разница между гештальт-психологией и гештальт-терапией?
Сначала была основана гештальт-психология, а позже на основе идей гештальт-психологии была разработана гештальт-терапия. Однако эксперты расходятся во мнениях относительно того, насколько они связаны.
Гештальт-психология рассматривает человеческий разум и человеческое поведение как единое целое, а гештальт-терапия обращается к человеку как к целостной личности. В гештальт-психологии основная идея заключается в том, что все, что происходит в нашем сознании, устроено в гештальт-системе.
В то время как гештальт-психология занимается пониманием того, как люди воспринимают мир и действуют в нем, гештальт-терапия была разработана, чтобы помочь людям преодолеть препятствия, которые мешают их функционированию как целостной личности в настоящий момент.
Международный гештальт-журнал содержит информацию о гештальт-терапии, в то время как другие публикации посвящены гештальт-психологии.
Что такое гештальт-эффект?
Гештальт-эффект возникает в мозгу, когда он сталкивается с группами линий, кривых или форм, и когда разум использует эти отдельные образы для формирования полного целого.
Каковы 7 принципов гештальта?
Семь гештальт-принципов:
- Сходство. Вещи, похожие друг на друга, составляют единое целое.
- Замыкание – Мы видим незавершенный круг, и наш разум видит его как замкнутый круг.
- Близость – Вещи, расположенные близко друг к другу, кажутся объединенными в единое целое.
- Продолжение. Мы видим вещи, которые показывают начало в одном направлении, как продолжающиеся в том же направлении.
- Фигура/передний план. Мы воспринимаем объекты либо как передний план, либо как фон.
- Симметрия – Вещи, симметричные друг другу, воспринимаются как единое целое.
- Общая судьба – Когда несколько вещей движутся в одном направлении и с одинаковой скоростью, мы видим их как часть целого.
Какие техники используют гештальт-терапевты?
Гештальт-терапевты используют множество различных техник, называемых упражнениями и экспериментами. Среди них:
- Техника пустого стула
- Ролевая игра
- Упражнение на преувеличение
- Определение местоположения эмоции
- Наблюдение за языком тела
стул. Затем вы представляете, что человек сидит напротив вас в этом кресле. Воображаемый человек может быть вашим другом, родственником, партнером, начальником или даже частью вас самих. Кем бы ни был этот человек, это тот, с кем у вас есть проблемы или конфликты, и вы стремитесь понять и решить эти проблемы. Терапевт ведет вас в диалоге между вами и человеком, которого вы представляете сидящим на пустом стуле.
Ролевая игра похожа на технику пустого стула тем, что требует использования вашего воображения. Вы берете на себя роль, которую обычно не принимаете, и разыгрываете ее. Например, в семейной терапии вы можете взять на себя роль своей матери, чтобы более полно сопереживать ей.
Упражнение с преувеличением может показаться очень простым, но оно может быть полезным. В этом упражнении вы преувеличиваете выражение лица, например хмурый взгляд, или движение, например подпрыгивание ногой. Это поможет вам соединиться со своими действиями в настоящий момент.
Целью определения местонахождения эмоции является повышение вашего осознания и сохранение концентрации на настоящем моменте. Если вы скажете, что вам грустно, ваш терапевт может спросить вас, где вы чувствуете грусть.
Наблюдение за языком тела почти всегда является частью любой терапии. Тем не менее, это особенно хорошо подходит для гештальт-терапии, потому что позволяет вашему терапевту и вам лучше осознавать глубинные чувства, которые могут происходить в настоящий момент, даже если вы не говорите о них.
Как работает гештальт-терапия
Гештальт-терапия — это разновидность разговорной терапии. Таким образом, вы и ваш терапевт будете говорить о своих проблемах и переживаниях. В гештальт-терапии терапевт и клиент работают вместе, чтобы помочь клиенту улучшить свое понимание настоящего момента. Это работает следующим образом: во-первых, вы осознаете, что происходит в вашем уме прямо сейчас, а во-вторых, вы бросаете вызов любым препятствиям, мешающим вам исцелиться или сделать полезный выбор.
Гештальт-терапия — это сложный терапевтический метод, и ваш терапевт будет использовать концепции гештальта, чтобы создать общий подход, который поможет вам справиться с вашими проблемами. Аспекты гештальт-терапии, которые отличают ее от других, включают следующее.
- Все, что вы испытываете, будет иметь отношение к тому, что вы воспринимаете. Невозможно быть полностью объективным, поэтому ваш терапевт позволит вам выразить свои мысли и чувства и выслушать, не осуждая.
- Контекст проблемы важен. Таким образом, ваш терапевт предоставит вам пространство для осознания любого важного контекста. Хотя терапия фокусируется на здесь и сейчас, она также признает важность контекста того, что происходит в данный момент.
- Гештальт фокусируется на настоящем. Так что, если вы слишком много зацикливаетесь на прошлом или будущем, ваш терапевт может подтолкнуть вас к тому, чтобы переориентировать себя на здесь и сейчас.
- Некоторые воспоминания болезненны, но вам не нужно подталкивать их к тому, чтобы всплыть и справиться с ними. Гештальт-терапевт практикует терпение, позволяя болезненным воспоминаниям всплывать, когда вы к ним готовы.
- Самосознание важно. Таким образом, ваш терапевт может использовать множество различных техник, чтобы помочь вам лучше осознать себя и свои проблемы.
Чем хороша гештальт-терапия?
Гештальт-терапия может помочь при широком спектре проблем и расстройств психического здоровья, в том числе:
- Депрессия
- Тревога
- Низкая самооценка
- Проблемы в отношениях
Гештальт-терапия дает множество преимуществ. Этот тип терапии поможет вам:
- Почувствовать большее чувство самоконтроля
- Повысить осведомленность о своем психическом состоянии
- Лучше регулировать свое психическое состояние
- Лучше справляться с негативными эмоциями
- Улучшить свои коммуникативные навыки
- Внимательнее относиться к настоящему моменту
- Полнее понимать свои эмоции
Гештальт-переключение — это то, что происходит, когда вы видите неоднозначный образ. Это быстрый переход между видением чего-то одним и видением другого. Сначала вы можете видеть изображение одним способом. Но затем, когда происходит переключение гештальта, вы видите это как нечто другое. Переключатели гештальта часто принимают форму оптической иллюзии. Например, вы можете смотреть на картину и видеть две вазы, но внезапно видите два лица, когда происходит сдвиг.
Гештальт-психология — Лаборатория принятия решений
Основная идея
Теория и практика
TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Когда вы ожидаете поворота налево на светофоре, и он внезапно начинает мигать зеленым светом, вы, вероятно, не интерпретируете каждую лампочку зеленого света по отдельности. Скорее всего, вы воспринимаете конфигурацию огней в целом в форме стрелки.
Точно так же, когда вы слышите песню, транспонированную в другой тональности, вы по-прежнему можете идентифицировать ту же песню, даже если каждая отдельная нота отличается от исходной версии.
Наш мозг обладает невероятной способностью воспринимать большие конфигурации стимулов, несмотря на уникальность их компонентов, и он может делать это очень предсказуемым образом. Это понимание лежит в основе гештальт-психологии, школы мысли, которая подчеркивает идею о том, что «целостность» — паттерны, которые мы создаем из отдельных стимулов, — формируют перцептивную организацию и превосходят сумму своих частей.
»Существуют целые, поведение которых не определяется поведением их отдельных элементов, но в которых частичные процессы сами определяются внутренней природой целого. Надежда гештальт-теории состоит в том, чтобы определить природу таких целых.
– Max Wertheimer
Теория встречается с практикой
TDL – это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Ключевые термины
Структурализм Вундта: Считающийся первой школой психологии, структурализм Вундта предполагает, что структуру сознательного опыта можно лучше всего понять, анализируя основные элементы мыслей и ощущений. .
Атомизм: Убеждение, центральное для структуралистской мысли, предполагающее, что сознание должно быть разбито на мельчайшие возможные элементы, поскольку пары мыслей соединяются на основе опыта. 1
Гештальт: Перцептивный паттерн, конфигурация или организованное поле, обладающее определенными свойствами в целом, которые нельзя описать просто как сумму своих частей. 2
Phi-феномен: Видимое движение, возникающее в результате упорядоченной последовательности стимулов (например, вспышки света в быстрой последовательности на небольшом расстоянии друг от друга на знаке) без какого-либо фактического движения, представляемого глазу. 3
Изоморфизм: Идея о том, что восприятие и лежащее в его основе физиологическое представление схожи из-за родственных гештальт-качеств, относящихся к соответствию между конфигурацией стимула и состоянием мозга, создаваемым этим стимулом. 4
История
Происходя из немецкой и австрийской психологии, школа гештальта возникла в 1912 году. Вертхаймер попытался объяснить оптическую иллюзию кажущегося движения, когда две неподвижные точки света, подобные лампочкам, вспыхивают в быстрой последовательности. , причем один следует за другим на небольшом расстоянии.
То, что он описывал, было феноменом фи, позже признанным фундаментальным принципом кино; когда мы идем в кинотеатр, фильм не кажется нашему взору таким, будто кинолента быстро пролистывает кучу кадров. Это похоже на одно целое изображение.
Рисунок 1: Пример фи-феномена, когда статические световые точки, движущиеся в быстрой последовательности, создают видимость кругового движения.
Наша способность воспринимать движение по неподвижным изображениям привела Вертхаймера к вопросу о том, как мы изучаем восприятие. На самом деле феномен фи бросал вызов центральному аспекту структурализма, преобладающей психологической модели мышления того времени. В то время как атомистическое предположение структурализма предполагало, что сознание можно разбить на предполагаемые базовые элементы, эксперимент Вертгеймера показал, что конфигурация таких элементов может полностью изменить восприятие целого.
Этот ранний эксперимент спровоцировал стремление пересмотреть методы проведения научного анализа и вдохновил на более целостный подход. После открытия фи-феномена Келер и Коффка (которые внесли значительный вклад в эксперименты Вертгеймера) решили создать систематический научный анализ недостатков атомистических и структуралистских объяснений опыта. 5
В физике и химии тела состоят из молекул, атомов и частиц. Для вундтовского структурализма казалось естественным сначала определить простейшие составные части психики, изучить их по отдельности и установить, как они комбинируются, чтобы сформировать объекты восприятия, которые мы переживаем.
Поскольку психология была новой наукой в начале 1900-х годов, ученые предположили, что ее изучение должно следовать модели более зрелых естественных наук. Они приняли то, что Вертгеймер назвал «доктриной Моисея»: предпочтение анализа, разлагающего психическую реальность на ее элементарные составные части, и последующее атомистическое предположение. 6
Гештальт-психология бросила вызов этой методологии, предположив, что существуют определенные свойства, которые не могут быть отражены конкретным элементом, а вместо этого являются свойствами целого. Например, разбивка песни на отдельные ноты сделала бы мелодию непонятной, тем самым превратив свойство мелодии в гештальт-качество.
На самом деле, его немецкое название Gestalttheorie — Gestalt, означающее (по-немецки) организованную структуру, глобальную конфигурацию, организм — отражает этот подход и резко контрастирует со статус-кво того времени.
Последствия
Подобно тому, как шероховатость нельзя воспринять, коснувшись одной точки на поверхности, или мелодию нельзя составить из одной ноты, гештальт-психологи утверждали, что определенные качества существуют независимо от качества их частей.
Эти виды перцептивных качеств (мелодия, линия, даже человеческое лицо) могут оставаться неизменными, даже если большинство или все его элементы изменились (тональность, размер, пространственное положение). 7 Само существование этих качеств демонстрировало неадекватность атомистического подхода. Гештальт-психологи предположили, что мы не видим мир по кусочкам, а воспринимаем его в целом или в конфигурациях. 8
Исследования показывают, что эта школа мысли может быть чрезвычайно эффективной в терапии. Гештальт-терапия основана на идее, что наше общее восприятие зависит от взаимодействия между многими отдельными факторами. Наш предыдущий опыт, непосредственное окружение, мысли, чувства и потребности формируют наше восприятие в целом. Гештальт-терапия призывает участников осознать, что они переживают и делают «здесь и сейчас», переживая свою прошлую травму в настоящем. Вместо того, чтобы просто говорить о детской травме, участникам предлагается стать пострадавшим ребенком, воспроизведя свой опыт. 9
Специалисты по гештальт-терапии поощряют пациентов концентрироваться на том, что происходит в их жизни в настоящий момент, а не на прошлом опыте. Его цель — подчеркнуть «здесь и сейчас». Он был эффективен при лечении симптомов депрессии и тревоги, повышении уверенности в себе и поощрении чувства самоэффективности и доброты к себе. 10
Люди
Макс Вертхаймер
Отец гештальт-мысли. Первоначально интересуясь юриспруденцией, он в конце концов решил, что предпочитает философию, и в конце концов поступил в Психологический институт Франкфуртского университета, где заинтересовался человеческим восприятием. Свою основополагающую работу он опубликовал в 1912: «Экспериментальные исследования восприятия движения», отмечающие начало движения гештальт-психологии.
Вольфганг Колер
Хотя изначально Колер интересовался решением проблем с животными, он наиболее известен своим вкладом в гештальт посредством изучения психофизического изоморфизма. Он предположил, что, поскольку мозг и разум идентичны, структура сознательного опыта, когда мы воспринимаем, запоминаем или решаем проблемы, отражает физическую структуру активности мозга. 11
Курт Коффка
Коффка играл центральную роль в продвижении гештальт-психологии в Европе и представил ее в Соединенных Штатах. Он помог систематизировать гештальт-мысль в свод теорий, оказавших влияние на американские образовательные теории и политику на долгие годы. 12
Споры
Структура гештальта подверглась резкой критике за отсутствие количественного описания. Критики утверждают, что гештальт-предположения кажутся лишь качественными описаниями, которые не могут по-настоящему объяснить явления, а холистические теории гештальтистов часто были расплывчатыми и, возможно, даже неясными. 13
Особенно известная критика теории принадлежит Мерло-Понти, французскому философу-феноменологу начала 20 века. Мерло-Понти выступал против его натуралистических и физикалистских философских предположений. Он утверждал, что перевод психологических гештальтов в физиологические гештальты и, следовательно, в физические гештальты является чрезмерно редукционистским.
Его основным возражением против методологии было отсутствие дифференциации. Если бы не было структурных различий между ментальным, витальным и физическим порядками, рассуждал он, тогда не было бы вообще никакой разницы — сознание было бы именно тем, что происходит в мозгу. 14 Вместо этого Мерло-Понти предполагает, что в перцептивном опыте существует фундаментальная неопределенность и что воспринимаемые качества могут существовать только как части сложных структурированных целых. 15
Практический пример
Гештальт как структурный принцип в организациях
значимость эстетических, чувственно воспринимаемых элементов на рабочем месте значительно возрастает. В результате гештальт-теория имеет многообещающий потенциал в области управленческих исследований, связанных с эстетикой и атмосферой на рабочем месте. 16 Биль-Миссал утверждает, что гештальт-теорию можно легко применять в офисе с помощью художественных вмешательств.
С точки зрения гештальт-теории организации можно рассматривать как «гештальты». Может быть полезно поощрять членов организации «придавать форму» тому, как они воспринимают организационную жизнь посредством таких вмешательств. Такие методы, как лепка и рисование, могут помочь членам организации «найти форму» на рабочем месте. В ходе эксперимента Биль-Миссал отделу коммуникаций крупной немецкой транспортной компании было предложено использовать конструктор Lego для моделирования своего восприятия организации. Участникам было предложено смоделировать воспринимаемый ими характер командной работы и рабочих процессов и, в частности, на тему «барьеров» в их организации. В группах по пять-семь человек моделировали свой опыт, придавая форму своему восприятию, используя эстетические приемы с помощью метафорических структур, таких как «разделяющая стена» на фотографии ниже. Человек Lego, представляющий клиента, был расположен вдали от центра сцены, демонстрируя, что ориентация на клиента не является центральной, в то время как другой человек Lego виден без головы, предполагая, что вопросы могут решаться без размышлений и надлежащего планирования.
Рисунок 1: Использование дупло (Лего) на практическом семинаре с сотрудниками. 17
Используя способность человеческих органов чувств формировать формы, участники смогли придать форму своему личному, эмоциональному и атмосферному опыту работы и визуализировать возможности для позитивных изменений.
Родственный контент TDL
Выравнивание и уточнение
Гештальт-психологи внесли значительный вклад в изучение восприятия. Выравнивание-обострение происходит, когда мы забываем детали воспоминаний, преувеличивая некоторые детали и опуская другие, чтобы они соответствовали нашим когнитивным предположениям и целям.
Выводы
Ключевым открытием гештальт-школы была интерпретация отдельных стимулов в виде более крупной согласованной конфигурации. Формирование выводов необходимо для восприятия и влияет на шаги, которые мы предпринимаем в рассуждениях.
Источники
- Ясницкий А. (2014) Теория поля. В: Тео Т. (ред.) Энциклопедия критической психологии. Спрингер, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. https://doi.org/10.1007/978-1-4614-5583-7_685
- Словарь Коллинза. (nd) Гештальт. В словаре Коллинза. Получено 7 ноября 2021 г. с https://www.collinsdictionary.com/us/dictionary/english/gestalten 9.0084
- Словарь Merriam-Webster. (nd) Феномен Фи. В словаре Merriam Webster. Получено 7 ноября 2020 г. с https://www.merriam-webster.com/dictionary/phi%20phenomenon
- Изоморфизм. (2015, 11 июня). В Википедии.
https://en.wikipedia.org/wiki/Isomorphism_(Gestalt_psychology) - Harding, D. W. (1969, 18 декабря). Как твой гештальт? Нью-Йорк Ревью, с. 50.
- Хассан, М.С. (2007). Кассирер и структурализм восприятия: применение теории групп к гештальт-психологии (докторская диссертация, Даремский университет).
- Канижа, Г. (1994). Теория гештальта была неверно истолкована, но также имела некоторые реальные концептуальные трудности. Философская психология, 7(2), 149-162.
- Сокаль, М. М. (1984). Гештальт-психологи в бихевиористской Америке. The American Historical Review, 89(5), 1242. https://doi.org/10.2307/1867042
- Грант, С. Гештальт-терапия. Университет штата Калифорния в Нортридже. http://www.csun.edu/~hcpsy002/Psy460_Ch08_Handout_ppt.pdf
- Бреннан, Д. (2021, 22 апреля). Что такое гештальт-терапия? ВебМД. https://www.webmd.com/mental-health/what-is-gestalt-therapy
- Нейссер, У. (2002). Вольфганг Колер. В биографических мемуарах (стр. 186). Национальная академия наук.
- Гаррати, Дж. и Карнес, М. (1999). Коффка, Курт. Американская национальная биография, том. 12, 861-863.
- Якель Ф., Сингх М., Вичманн Ф. А. и Херцог М. Х. (2016). Обзор количественных подходов к восприятию гештальта. Исследование зрения, 126, 3-8.
- Эмбри, Л.