Гештальтпсихология кратко это: Гештальтпсихология — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

Понятие гештальтпсихологии: её характеристика и основные задачи

Автор admin На чтение 8 мин Опубликовано

Рад вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Решил ознакомить вас с различными направлениями в психологии, и сегодня начну с характеристики и задач, которые ставит перед собой гештальтпсихология кратко, чтобы не утомить подробностями.

Содержание

  1. История возникновения и характеристика направления
  2. Принципы восприятия
  3. Отношение фигуры и фона
  4. Закон равновесия
  5. Основные понятия, которые используют в работе гештальтисты
  6. Задачи, которые ставит перед собой гештальт
  7. 1.Научить человека быть в контакте с собой
  8. 2.Научить быть в контакте с окружающими
  9. 3.Научить быть «здесь и сейчас»
  10. 4.Показать, что нет необходимости «ковыряться» в своём бессознательном
  11. 5.Научить проживать какое-либо чувство
  12. Завершающий этап гештальта
  13. Заключение

История возникновения и характеристика направления

Основоположниками считаются такие личности, как Курт Коффка, Вольфанг Келлер и Макс Вертгеймер, но доработали идеи и начали применять в своей практике именно Фриц Перлз, его жена Лаура и Пол Гудмен. Они считали, что человеку свойственно воспринимать предметы как одно целое, не выделяя отдельные части. Чтобы было понятнее, приведу пример: вот если вам показать фотографию кошки и спросить, что вы видите, скорее всего, вы ответите «кошку», ну, может быть, «животное», мало кому придёт в голову перечислять всё её составляющие по отдельности. Но если начинать выделять эти составляющие как часть целого, это и будет называться гештальтом.

Принципы восприятия

Отношение фигуры и фона

То, что очень ценно и важно в данный момент, куда устремлено внимание – является фигурой, а всё остальное, что уходит на второй план, соответственно, фоном. То есть, я прихожу на открытие магазина, где устроили фуршет, и я очень голоден, поэтому в данный момент меня интересует только еда, и совсем неважно, сколько людей находится рядом, каким цветом салфетки и вообще, ничего, кроме еды. Я даже не особо могу различать, из чего именно состоят блюда. Потому что тарелка с бутербродами и прочим будет фигурой, всё остальное фоном. Но они могут меняться местами. Когда я почувствую насыщение, мне станет интересно что-то другое, я начну выделять совсем другие потребности.

Закон равновесия

Гласит о том, что наша психика стремится к стабильности, то есть, как только человек выделяет фигуру из фона, он придаёт ей удобную для него форму, характеристика которой определяется близостью, простотой, регулярностью, завершенностью и т.д. И если она соответствует этим критериям, то её принято называть «хороший гештальт». Сейчас попробую подробнее об этих критериях:

  • Близость – если стимулы находятся рядом, они воспринимаются как одно целое. Самый банальный пример, когда парня и девушку, которые идут вместе окружающие могут определить как пару.
  • Схожесть. Стимулы воспринимают вместе, если они имеют какие-то схожести по форме, цвету, размерам и прочее…
  • Целостность. Нашему восприятию просто необходимо упрощение и целостность.
  • Замкнутость – если что-то имеет неполную форму, мы его обязательно завершим самостоятельно.
  • Смежность – когда стимулы близки в пространстве и по времени.

Основные понятия, которые используют в работе гештальтисты

  • Организм и среда. Человек не рассматривается отдельно от среды, потому что между ними постоянно происходит взаимодействие, ведь среда влияет на человека, а он, в свою очередь, её преобразовывает. Существует даже концепция ментального метаболизма, которая гласит о том, что организм должен отдавать в среду и получать от неё. Это могут быть мысли, идеи, чувства, иначе не будет роста этого самого организма, развития и вообще баланса, вследствие чего он даже может перестать существовать. Попробую по поводу влияния привести пример, чтобы стало более понятно. Когда изменения происходят внутри нас, они происходят и во внешнем мире. Вот копили вы злость на коллегу, а потом что-то случилось с вашим мировоззрением, и вы отпустили это чувство, перестав от него чего-то ожидать.
    И вдруг заметили, как его отношение к вам поменялось, и он начал по-другому обращаться с вами.
  • Фи-феномен – Вертгеймер провёл один эксперимент, показывая испытуемым две прямые линии, изменяя временные интервалы, и выяснил, что при интервале в 60 миллисекунд человеку кажется, что эти линии движутся, и вот это явление он назвал фи-феноменом.
  • Инсайт – озарение, неожиданное понимание сути проблемы.
  • Граница контакта – то есть, это граница, которая отделяет «я» от «не я», и регулирует обмен в процессе контактирования.

На основе всей этой теории возникла гештальттерапия, которая с начала основания и до сегодня занимает лидирующую позицию в психотерапии. Но она внесла некоторые дополнения и включает в себя также и другие направления, например, психонализ, учения Райха или Отто Ранка, используя принципы феноменологии, холизма и экзистенционализма.

Задачи, которые ставит перед собой гештальт

1.

Научить человека быть в контакте с собой

То есть осознавать, что с ним происходит, какие чувства он испытывает, понимать, чего хочет, какие потребности удовлетворяет и прочее. Человек с высоким уровнем айкью не будет успешным и счастливым, если его эмоциональный интеллект будет на минимуме. К сожалению, в школах и семьях редко учат распознавать свои чувства, проживать их, осознавать, почему возникли. Человек, который не в контакте с собой, будет отгораживаться от эмоций, которые считает негативными и игнорировать их, что повлечёт за собой внутренний дискомфорт и различного рода болезни.

2.Научить быть в контакте с окружающими

Зрелость и осознанность не будет иметь никакого смысла, если человек не будет взаимодействовать с другими людьми. Ведь он проявляется и узнаёт себя только благодаря общению, когда имеет возможность поделиться опытом, реализовать потребности и понять, что он есть. Эти две задачи и составляют основные положения гештальта, называя это направление психологии – терапия контакта.

3.Научить быть «здесь и сейчас»

То есть находиться в реальности, а не жить воспоминаниями или мечтами. Даже если проводится терапия по поводу давно произошедшего события, делается акцент на переживаниях в данный момент. Прошлое изменить невозможно, возможно только изменить наше отношение к нему.

4.Показать, что нет необходимости «ковыряться» в своём бессознательном

Так как самое важное и необходимое обязательно будет лежать на поверхности. И будет являться фигурой. Действительно просто, и значительно облегчает жизнь, так как отпадает необходимость «надумывать» себе вероятные сложности, цепляться за них и удерживать. Как только актуальная проблема будет осознана и решена, появится новая фигура, и так далее.

5.Научить проживать какое-либо чувство

Очень интересная задача, так как значительно отличается от методов других направлений в психологии и психотерапии. Обычно ведь принято бороться с негативными переживаниями, преобразовывать их в позитивные, перекрывать какими-то другими эмоциями, или рационализировать. Идея состоит в том, что если сознательно остаться в переживании какого-то чувства столько, сколько потребуется – оно изменится. То есть, если вам грустно, не нужно целенаправленно себя веселить, так как эффект будет кратковременным, если вообще будет. Лучше погрузиться в него, подумать, с чем связано и позволить себе побыть в нём, тогда эта грусть пройдёт, оставив пространство внутри для того, чтобы на смену пришла другая эмоция.

Завершающий этап гештальта

Перлз, основатель этого направления, считал, что личность должна быть зрелой, тогда она будет здоровой и успешной. То есть она должна уметь брать на себя ответственность за свои действия, уметь присваивать опыт, даже если он был негативный, рисковать и самостоятельно удовлетворять свои потребности, взаимодействуя с окружающими, а не манипулируя ими. Пол Гудман описал как раз цикл опыта, то есть сам процесс удовлетворения потребности, чтобы, как говорится, «гештальт был завершён»:

  1. Преконтакт – это фаза, когда человек ещё не выделил потребность. Ну, к примеру, начал «бурлить» живот, а я не могу пока понять от чего, может потому, что хочу кушать, а может несварение желудка из-за завтрака.
  2. Непосредственно само контактирование, когда человек уже распознал, чего именно хочет и начинает взаимодействовать со средой, чтобы удовлетворить желание. Только здесь именно порыв, а не уже процесс. То есть, я понял, что хочу кушать и какое именно блюдо. Поэтому принимаю решение идти на кухню, чтобы его приготовить.
  3. Полный контакт. Фаза соединения с объектом желания. Границы стираются, а действия происходят здесь и сейчас. Продолжая мой пример – я приготовил и ем.
  4. Ассимиляция – осмысление, переваривание, как в прямом, так и в переносном смысле. Очень важная фаза, которая не всегда случается, если ошибиться хотя бы в одном вышеописанном этапе. Если отойти от теории, и использовать пример с пищей, то я мог неверно распознать желание, и приготовить суп, хотя хотелось, как потом окажется, конфет с чаем. Тогда и насыщения от супа не будет, я имею в виду эмоционального.
    Бывало ведь, что живот полный, а всё равно чего-то хочется? Потому что удовлетворение не наступило. Благодаря ассимиляции человек развивается и продвигается вперёд, потому что не приходится возвращаться на предыдущие этапы, то прислушиваться к себе, то экспериментировать со способами, чтобы, наконец, вышло получить желаемое.

Заключение

Чтобы понять положения и прочую теорию не специалистам в этой отрасли, может быть, пришлось приложить больше усилий, поэтому напоследок хочу поделиться молитвой, которую придумал Фриц Перлз, она как раз передаёт весь смысл этого направления:

Я делаю своё дело, а ты делаешь своё дело.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
А ты живёшь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты – это ты.
А я – это я.
Если мы случайно встречаем друг друга – это прекрасно.
А если нет – так тому и быть.

До скорых встреч, друзья. Подписывайтесь на обновления блога, впереди ещё очень много материала о практической психологии. Пока, пока.

Гештальт — что это такое простыми словами

Обновлено 3 февраля 2023 Просмотров: 166 204 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Много вы помните таких ситуаций, когда, например, общение с вашими клиентами на работе прошло на позитивных нотах, и вы при этом сумели очень легко договориться о сделке? Немного? Смутно? Помните что было, но детали в памяти не сохранились?

А когда, наоборот, всё закончилось ссорой, непониманием? Намного лучше и ярче отображается в воспоминаниях? Все верно, именно так оно и бывает у большинства людей. Это и есть гештальт.

Пока он не закрыт и «это все вертится у вас в голове», вам трудно будет обрести покой, равновесие и почувствовать себя счастливым. Методы гештальтпсихологии как раз и помогают избавиться от всего «застрявшего в голове» и продолжить счастливо жить, получая от этого удовольствие.


Гештальт — это…

Гештальт — это незаконченное действие, невозможность принять то или иное решение по какой-либо причине, будь то внешние обстоятельства или же внутренние метания.

Слово само по себе происходит от немецкого (кто бы сомневался, исходя из его звучания) Gestalt. В буквальном переводе оно означает фигуру, образ, форму или структуру (можете сами в Гугл переводчике глянуть). Другими словами, это целостный образ, который является чем-то большим, чем сумма его составляющих.

Ввел его в обиход немецкий философ более века назад, и дал более точное, но менее понятное объяснение (оно приведено в размещенном ниже ролике).

Хотите пример такого образа? Ну, возьмите мелодию. Ведь это много больше, чем отдельные звуки ее составляющие. То же самое можно сказать про картину. Это свойство психики — искать в разрозненном целое.

Какие-то отдельные вещи мы может умственно собирать в единый образ. Так работает наша психика и это помогало нам выживать веками (например, распознавая фигуру хищника затаившегося в кустах).

Самое важное свойство гештальта — стремление к завершению. Наверняка у вас в памяти сохранился лучше образ фильма, который вам не удалось досмотреть. Покопайтесь в своей голове. А сколько раз вы видели, когда травмированный спортсмен все равно стремится хотя бы доковылять до финиша. Стремление к завершению — оно присуще всем нам.

Все это происходит на уровне подсознания и обычный человек (не умеющий профессионально копаться в своей голове) всего этого просто не осознает. Однако, некоторые незавершенные гештальты очень глубоко «заседают в голове» и преследуют нас (порой всю жизнь), накладывая свой отпечаток на поведение. Больше всего склонны к этому люди подверженные меланхолии, то есть с типом темперамента близким к меланхоликам.

Человек раз за разом вытягивает из памяти какую-то проблемную, так до сих пор и не разрешенную ситуацию, и она его терзает. Это может длиться годами, уходя корнями зачастую в самое детство. Вся загвоздка в том, что причина проблемности этой ситуации (незавершенность гештальта) нами попросту не осознается, что и мешает выйти из нее.

Это как заноза, от которой мы чувствуем дискомфорт, но понять первопричину не можем. Гештальтпсихология как раз и признана указать человеку на эту занозу и помочь от нее избавиться. Нет, даже не так. Не указать, а научить самим находить эту взаимосвязь и избавляться от таких душевных заноз в дальнейшем уже самостоятельно.

Такая терапия призвана научить человека самостоятельно избавляться от деструктивных гештальтов, чтобы он мог идти по жизни не хромая на обе ноги, а спокойно и конструктивно строя свое будущее (без лишних незавершенных психологических проблем за плечами).

Первопричиной всех проблем в гештальтпсихологии признается то, что данный конкретный человек не может жить настоящим и тащит с собой из прошлого все незакрытые гештальты. Постоянно их извлекает из памяти, прокручивает и страдает оттого, что сделал тогда что-то не так. Закрыть все эти проблемы и научить человека жить настоящим — это и есть задача терапевта практикующего эту методику.

Взгляд в историю психологии

До 1940-х годов в мире психотерапии царил метод Фрейда. Его немецкий ученик – Фриц Перлз совместно со своей супругой пересмотрели свои взгляды на его теорию. Они добавили новые понятия и немного поменяли способ общения с человеком на сеансе.

«Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности» — это первая изданная книга на данную тематику, написанная им вместе с Полом Гудменом. По её концепции и принципам проводилась психотерапия в клинике (точнее, просто в квартире) Перлзов.

Что представляла из себя такая психотерапия? Фриц вступал в конфликт с клиентами, поднимал у них сильную бурю негативных эмоций. Чуть позже была введена терапия в группе, поскольку он считал индивидуальный формат слишком устаревшим.

В сети можно найти редкие исторические кадры его сеансов, посмотрев которые (правда, только с русскими субтитрами, а не с русским переводом) вам станет понятен его метод:

Со временем такая практика распространилась по всей Европе. Только отношение к людям на сеансе стало более лояльным (что это?). Хотя некоторые заядлые гештальт-терапевты до сих пор остаются приверженцами старой школы и могут позволить себе накалить атмосферу.

Помните картинки, где изображена то ли ваза, то ли лица людей, которые смотрят друг на друга? Что-то из этого становится основной фигурой, а что-то, соответственно, фоном для неё.

Эдгар Рубин изучал это явление. Пришёл к выводу, что некоторые ситуации из жизни человека становятся главными, на них обращается больше внимания. Всё остальное отходит на задний фон.

Незавершённый гештальт — в чем суть проблемы

Гештальт – это целостность, завершённость. Относится не только к классическим отношениям между родителями, друзьями, парой. А вообще к удовлетворению желаний, достижению поставленных целей и т.п.

Когда кто-то находится в соре с близким человеком или не может долгое время найти работу – это сильно удручает, согласитесь. Давайте рассмотрим пару распространенных жизненных ситуаций, чтоб понять что к чему.

Примеры

Представьте ситуацию. Человек очень сильно хотел стать художником, пытался рисовать, но потом забросил это дело. Проходит время, все идет как обычно, но вот когда он лезет в шкаф за какими-то вещами, то случайно натыкается на свои работы.

Что происходит? Он огорчается, поскольку вспоминает о своём желании, которое не достиг. Потом целую неделю ходит грустным по квартире.

Рассмотрим незавершённый гештальт на примере расставания мужчины и женщины. Допустим, кто-то из них решил разойтись. Как правило, такая новость будет как снег на голову в середине лета. Человек будет обескуражен, огорчён.

Возможно, он впадёт в состояние безысходности, углубится в депрессивное состояние. Его будут терзать мысли, что нельзя вернуть всё, как раньше, что-то исправить.

Эта ситуация останется незакрытой, если ее не проработать правильным образом в своей голове самостоятельно или с помощью психотерапевта.

Как проходит сеанс терапии

Терапия – это, простыми словами, попытка закрыть те вещи и жизненные ситуации, которые не дают человеку покоя.

Если это индивидуальный сеанс, то клиент рассказывает психологу о том, что его тревожит. И терапевт помогает найти выход. Главное здесь слово – «помогает», а не «указывает» на решение проблемы.

Если психотерапевт сразу укажет, как стоит поступить, что делать, как мыслить, то гештальт закроется, да. Но при дальнейших похожих ситуациях человек снова не будет знать, что делать, как совладать с собой и окружающим миром. Поэтому психолог учит правильно мыслить, самостоятельно выходить из лабиринта неурядиц.

В арсенале терапевта не только обычная беседа с клиентом, но и много методик. Например, есть методика, подходящая для людей, у которых остался незакрытый гештальт с каким-то человеком, с которым уже невозможно физически поговорить и решать проблему. Допустим, он не желает с ним видеться, выехал в другую страну либо скончался.

В этом случае, напротив клиента ставят стул и просят представить, что на нём сидит тот, с кем произошло непонимание или на него таят сильную обиду. Это может занять некоторое время, поскольку нужно углубиться в ситуацию. После чего клиент должен сказать образу, что он его прощает, отпускает, больше не держит негативные чувства. Перед этим может «ему» высказать весь негатив – выпустить пар.

Можно работать в группе. При этом каждый участник может задать другому вопрос, выслушать, поддержать, поделиться собственным опытом. Психотерапевт наблюдает за процессом, в нужный момент вносит свои коррективы.

Принцип «Здесь и сейчас» в гештальтпсихологии

Гештальт — это то, что нужно закрыть, чтобы быть счастливым. А принцип «здесь и сейчас» — это подход к мышлению, который берёт свои истоки из философии буддизма. К слову, Фриц Перлз тщательно изучал восточную культуру.

Психотерапевт всегда спрашивает, как чувствует себя пациент в данный момент, какие у него эмоции и чувства. Если человек рассказывает о прошлом, психолог пытается вернуть его в настоящее вопросами:

  1. А какие у вас сейчас отношения?
  2. Что вы чувствуете, когда это говорите?
  3. Как можно исправить данную ситуацию сегодня?
  4. Как эта ситуация влияет на вас сейчас?

Это создаёт уверенность в том, что клиенту подвластна проблема здесь и сейчас. Даже если она произошла несколько лет назад.

Понимание того, что человек должен жить в данный момент и час, даётся нам очень сложно. Мы часто застреваем то ли в прошлом, то ли в мечтах о будущем.

Поэтому есть упражнения, как этому научиться. Одно из них можно делать во время завтрака, обеда и ужина. Нужно сосредоточиться на столовых приборах, которые подносим ко рту; на процессе пережёвывания пищи; на руке, которая тянется за солью. Здесь и сейчас.

Когда стоит обратиться к гештальт-психологу?

Разные направления психотерапии подходят для какого-то типа людей и определённой сферы проблем, а для каких-то не подходят. Как понять, что нужно вам и нужно ли вообще?

При каких обстоятельствах нужно обращаться к профессионалу, который разбирается в терапии? Ответ вовсе не очевиден, но честные ответы на ряд вопросов (они приведены ниже), помогут вам разобраться.

Если вы нашли в себе какой-то их приведенных ниже симптомов (или несколько из них сразу), то стоит всерьез задуматься о методах гештальтпсихологии:

  1. У вас часто случаются стрессовые ситуации;
  2. Имеются трудности общения с родителями/детьми/друзьями/мужем/женой;
  3. Сложно адаптироваться к новому окружению;
  4. Вы погружены в длительное депрессивное состояние;
  5. Вы жертва морального или физического насилия;
  6. Периодически возникает непонятное чувство грусти или пустоты;
  7. Вы пережили тяжёлую потерю и нуждаетесь в поддержке;
  8. У вас есть фобии, которые ухудшают качество жизни;
  9. Вы не можете достичь поставленной цели;
  10. Вы не можете удовлетворить своё желание;
  11. Вы не можете начать жить сегодняшним днём;
  12. Вам сложно определить, что чувствуете.

Нужно подобрать психотерапевта, с которым будем комфортно общаться. Не бойтесь поменять нескольких, пока не найдёте подходящего. Тогда эффективность сеансов будем намного выше, и вы останетесь довольны результатом.

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Шерил о гештальт-терапии/психологии

Шерил о гештальт-терапии/психологии

Шерил о гештальте Терапия/Психология


Эта статья первоначально была опубликована осенью 1986 года в выпуске The Gestalt. Журнал.  Он был взят из докторской диссертации Шерил и появился впервые в Мемориальном Festschrift для Джеймса Соломона Симкина опубликовано Институтом гештальт-терапии в Лос-Анджелесе, 1984 г.


ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ И ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ

Роберт Э. Шерил

Джим Симкин иногда рассказывал историю из своих ранних лет в Нью-Йорке с Фриц Перлз, о поездке с Фрицем на лекцию Курта Гольдштейна. Фриц был ассистентом Гольдштейна в 1926 году в неврологическом институте и считался Гольдштейн с его первым знакомством с принципами гештальта применительно к организмам. функционирование. После лекции Фриц подошел поприветствовать своего бывшего наставника. Джим вспомнил, что ответное приветствие Гольдштейна было вялым.

Без энтузиазма отклик Гольдштейна на Перлза был повторен учеными. Гештальт-психологи, изучавшие литературу по гештальт-терапии. Гештальт Терапевты часто заявляют о своем происхождении от гештальт-психологии, цитируя некоторые классических гештальт-экспериментов с информацией о фигуре/фоне и перестановка фигура / фон и соотнесение их с описанием потребностей Перлза. изменение восприятия организма. Они отмечают, что труды Кёлера, Коффка, Вертгеймер и их ученики включают применение гештальт-принципов. к функционированию личности.

Тем не менее, гештальт-психологи последовательно отрицают любое близкое родство между их системой теории и исследований и трудами гештальт-терапевтов. Окно Колера писало: «Я знаю, что его отношение к Гештальт-психотерапия была отрицательной» (Л. Колер, личное сообщение, январь 10, 1974). Коллеги Колера Рудольф Арнхейм и Мэри Хенле были резко отрицательно. Арнхейм (1974) писал: «Я вижу, как Макс Вертхаймер летает в одну из своих великолепных яростей, если бы он дожил до Эго Перлза, Голода, и «Агрессия » (1947 г.), посвященные ему, как если бы он был отцом все это »(стр. 570). Хенле (1978) завершила свою критику более поздних работ Перлза. говоря: «Фриц Перлз сделал — «свое дело»; что бы это ни было, это не Гештальт-психология» (стр. 32).

Гештальт-терапевты видят близкое родство между двумя гештальт-системами; Гештальт психологи отрицают какое-либо значимое сходство. Как эта дизъюнкция произошло восприятие? Я считаю, что это отчасти связано с гештальтпсихологами. признав, что Перлз часто допускал ошибки в описании гештальта психология.

Другой частью была путаница Перлза и др. между гештальтом и психология и системы Левина и Гольдштейна. Наконец, есть важное Теоретическое различие между гештальт-терапией и гештальт-психологией заключается в том, что степени, в которой организмические переменные влияют на восприятие. Я буду кратко опишите каждую из этих частей, а затем проанализируйте, как гештальт-терапия может более адекватно обосновывается как потомок гештальт-движения.

Перлз (1969a) прямо заявил, что его изучение гештальт-психологии было ограничивается некоторыми статьями Келера, Вертхаймера и Левина (без страницы). Его более поздние работы содержали явные ошибки в описании гештальт-психологии. Для например, в одном отрывке Перлз (1969a) ругал гештальт-психологов за концепции, которые они никогда не поддерживали:

(наш ответ) исходит из направления, которое никогда не претендовало на статус философия… Гештальт-психология…. Формулировка, выраженная Гештальтисты не могут быть правильными. Говорят, что целое больше, чем части. Другими словами, что-то добавляется в мир просто путем конфигурация. Это разрушило бы нашу картину энергетического баланса Вселенной. Должны ли мы тогда позволить гештальтистам приписывать гештальт-формулировке большую силу? чем наши благочестивые предки дали Богу? (без страницы)

Гештальт-психологи быстро распознали бы ошибки в этом. Колер (1930/1971) подробно обсуждал энергетический баланс и настаивал на том, что все гештальты подчинялись физическим законам сохранения энергии (стр. 237). И понятие что гештальт — это то, что добавляется к сумме частей, было одним из часть более ранних теорий восприятия, которые гештальтисты явно отрицали в своей переформулировке значения

Gestalt . (Что Колер а его коллеги говорили, что всего отличается от сумма его частей).

Приведенная выше цитата также показывает, что Перлз не осознавал, что гештальт психологи считали свои идеи не специализированной школой психологии, а скорее такой подход к науке, который способствует разнообразным области исследования, в том числе философские проблемы этики. Именно для этого Причина, по которой они называли себя теоретиками гештальта . Они были страстно заинтересованы в применении строгости научного поиска истины к человеческим проблемам. Колер назвал одну из своих книг Место ценности в Мир фактов (1934/1966). Он предположил, что ценности в форме «необходимость» воздействует на нервную систему (стр. 270—271). Вертхаймер (1935/1961) продемонстрировал, как научно обоснованная «обязательность» способствует к этическому пониманию (стр. 29)

Теоретики гештальта отреагировали как на ошибки Перлза в описании гештальта, теория как нефилософская и в соответствии с его тоном морального релятивизма (Henle, 1978). Перлз описывает правильное и неправильное как «…всегда вопрос границы, по какую сторону забора я нахожусь» (1969б, с. 9) чужд Колеру и Вертгеймер настаивал на объективных аспектах морали. Следовательно, Теоретики гештальта пытались отделить свою работу от гештальта. терапия.

Перлз часто упоминал работы Левина и Гольдштейна в своих более поздних книгах. и соответственно так. Оба взяли идеи из гештальт-теории, расширили свои значений и применил их к проблемам мотивации и личности. Потому что Левин и Гольдштейн расширили определения понятий гештальта, ни был частью основной группы теории гештальта. Левин был младшим коллегой Колера и Вертгеймера в Берлинском университете в XIX в.20-е годы. У него было огромное уважение к гештальт-теоретикам, но остался недоволен свой акцент на восприятии, и начал разрабатывать эксперименты, которые позволяют сделать прямой вывод о динамике личности. Доктор Эдвин Ньюман вспоминает:

Келер предъявлял очень высокие требования к себе и своим ученикам. точность понятий и доказательств. В берлинские годы было почти непрекращающаяся битва между учениками Левина и Келера, а последний решительно не одобрял некоторые тезисы Левина. (личное общение, 8, 19 декабря74)

К тому времени, когда Левин приехал в Соединенные Штаты в 1933 году, он назвал свою собственную теоретическая система «топологическая психология». Он и Колер продолжали выражать признательность за работу друг друга (Lewin, 1936, предисловие), хотя оба по-видимому, согласился с тем, что Левин не был ортодоксальным теоретиком гештальта. В 1966 г. Келер заметил: «… мы еще не знаем, как важная работа Левина связана с к гештальт-психологии…» (1966/1969, стр. 120).

У Гольдштейна были обширные контакты с Колером, Коффкой и Вертгеймером в Германии; хвалили их работу; и использовал гештальт-терминологию в своих трудах. Но он считал себя холистом, а не гештальт-психологом. Мэри Хенле (личное сообщение, 30 октября 19 г.74). К 1940-м годам оба Колер и Вертгеймер держались по отношению к нему очень холодно. Подобно Левину, Гольдштейн расширил значение гештальт-терминов. Он назвал свою адаптацию гештальт-принципов «биологии организмов».

Примером того, как Левин и Гольдштейн расширили определения гештальта, была их использование цифра и земля . Для гештальт-теоретиков Гештальт был общим термином для всех естественно возникающих организованных сущностей. или функциональное целое. Гештальт может быть визуальным восприятием, временным паттерном. например, мелодия или танец, организованный след памяти или концепция, такая как как правда или демократия. Гештальт отделен от окружающих перцептивных или познавательной деятельности в силу ее внутренней организации и связности. Формирование фигуры/фона — это особый гештальт-процесс; в дополнение к своему внутренняя организация как гештальт, фигура обладает определенной формой, заметный контур и появление большего «предметного характера», чем земля.

Колер и Вертхаймер использовали терминологию фигуры/фона только для визуальных объектов. Коффка был более либерален, возможно, потому, что пытался написать исчерпывающую Гештальт-описание психического функционирования. Он считал вероятным, что Различие между фигурой и фоном существует для всех органов чувств, хотя качество земли можно было хорошо описать только на слух: «…мы слышим речь на фоне стука дождя…» (1935, с. 220-201). Он добавил, что основания для потенциально всех чувств объединяются, чтобы сформировать общее основание, которое является сверхчувственным.

Я нашел только один случай, когда гештальт-теоретик использовал фигуру/фон. терминология для описания внутреннего события, такого как познание. Дункер (1945) объяснял процесс реструктуризации при решении задач: «Части и элементы ситуации, которые с психологической точки зрения либо едва ли существовали, или остались на втором плане нетематические вдруг всплывут, станут главными точка, тема, «фигура»…» (стр. 29). Дункер, возможно, поместил «фигуру» в кавычках, чтобы указать на его использование в неперцептивном контексте, или чтобы указать, что он использовал этот термин метафорически. Теоретики гештальта в целом были осторожны, чтобы использовать термины фигура/фон только для гештальтов, в которых особые технологические качества формы, контура и характера вещи могут быть идентифицировано.

Левин (1935) упомянул, что он широко использовал термин фигура и подразумевал это основание представляет собой более активный и более общий процесс, чем у гештальт-теоретиков. принял бы: «. ..вся динамика чувственно-психологического процесса зависит от земли и за ее пределами от структуры всего окружающего поле» (стр. 40). Это было важным расширением концепций гештальта, поскольку Теоретики гештальта уделяли относительно мало внимания динамике землю (Gottschald, цит. у Коффки, 1935, с. 156). Они не развивались Предварительное предположение Коффки об общей сверхчувственной основе для все наше восприятие.

Гольдштейн, конечно, знал. Он явно расширил фигуру/фон, чтобы покрыть все восприятия, познания и эмоций: «Любое возбуждение в нервной системе имеет характер процесса фигуры/фона. Любое выступление неизменно показывает этот символ фигуры/фона… Фигуру и фон можно различить так же легко говорить, думать, чувствовать и т. д.» (1940/1963, с. 12–13). определение фигуры/фона гораздо шире, чем то, что Келер и Вертхаймер согласился бы. И это, очевидно, ближе всего к Perls, et др. (1951) использование фигуры/фона: «…формирование интересующей фигуры против фона или контекста поля организма/окружающей среды» (стр. 231). Перлз, et al., сгруппировали Левина и Гольдштейна с теоретиками гештальта на основе их общей озабоченности естественными целыми и использования фигура/фон терминология. В одной статье Перлз (1948) назвал три великих Гештальт-психологи как «Колер, Вертхаймер и Курт Гольдштейн» (стр. 569). Перлз и др. (1951), включили Левина и Гольдштейна в свое описание Гештальт-психология (Введение). Такие группы упускали из виду, как гештальт теоретики увидели важные различия между их строгостью определения и более широкое использование терминов в гештальт-системах Левина и Гольдштейн. Следовательно, теоретики гештальта считали, что Перлз и др. использование фигуры/фона как незнакомого и нечеткого.

Важное теоретическое различие между гештальт-теорией и гештальт-терапией степень влияния таких организменных переменных, как потребности, на восприятие. Гештальт-теоретики подчеркивали, что фигуры возникают из-за объективного особенности их внутренней организации. Они выступали против более ранних теорий которые описывали содержание восприятия как довольно произвольный результат непосредственное сознание зрителя. Их акцент на объективной автономии гештальтов привело к тому, что они придавали относительно небольшое значение органическим энергия, внимание или потребность в восприятии, за исключением особых случаев. Коффка (1935) писал, что если объективные свойства стимула были слабыми, установка на активный поиск может привести к тому, что недифференцированная часть поле, чтобы слиться в фигуру (стр. 149). Он описал, как сильная усталость или скука может привести к тому, что визуальное восприятие потеряет хорошую артикуляцию фигуры и фона, и вернуться к состоянию единообразия (стр. 173). Он позволил некоторое влияние интереса при формировании фигуры: «Фигуры становятся объектами наших интересов, и там, где лежат наши интересы, вероятно, появятся цифры» (стр. 197). И один гештальт-эксперимент показал, что потребности влияют на формирование фигуры, когда стимул настолько неоднозначен, что может быть организован в два совершенно разных способы. При представлении перевернутой фигуры, которую можно рассматривать как молодая женщина или старая ведьма, молодые люди склонны видеть организацию молодой женщины в первую очередь. (Эта перевернутая фигура обсуждается в Perls, et. др., (1951), с. 27.)

За исключением таких особых случаев, гештальт-теоретики утверждали, что потребности организма редко влияют на действительное формирование восприятий. Скорее, они утверждали, что потребности вызывают некоторые уже существующие перцептивные организации. наделяться качествами притяжения или отталкивания. Они описали эти качества как «требовательный характер» (термин, подхваченный Левином и позднее Перлзом). Коффка (1935) заметил, что характер спроса может раз участвуют в формировании фигуры, но так как не было точной зная условия, при которых это происходит, он пренебрегал этим возможность.

Теоретики гештальта с готовностью признали, что потребности влияют на состояние организма. решение проблем. Колер и Вертгеймер утверждают, что напряжения, присущие структура проблемы вызывает соответствующие напряжения в познании решатель проблем. Инсайт — это процесс реорганизации своих познаний. снять это внутреннее напряжение и тем самым решить проблему. Колер и Вертгеймер добавил, что интенсивные потребности организма часто мешают с точным восприятием своих когнитивных стрессов, возникающих в результате проблемы, и, следовательно, мешают нахождению элегантного правильного решения. Они признавали роль интенсивных потребностей в психопатологии, но говорили «преобразований когнитивного поля». Они были осторожны, чтобы описать как потребности организма, так и познания организма как гештальты, скорее чем в виде фигур на фоне, поскольку и то, и другое — внутренние события.

Напротив, Perls и соавт. (1951) использовал фигуру и гештальт почти как синонимы, и расширенная фигура, включающая внутренние события: «Фигура (гештальт) в осознание — это ясное, яркое восприятие, образ или озарение…» (стр. 231). Перлз отводил потребностям организма главную роль в формировании фигур, например, в его примере (1969b) прогулки по пустыне и жажды: «…внезапно в этом недифференцированном всеобщем мире нечто выступает как гештальт, как передний план, а именно, скажем, колодец с водой. ..» (с. 14). Таким образом, как и в использовании терминологии фигуры/фона, Перлз был далеко ближе к концепциям Гольдштейна, чем к концепциям гештальт-теоретиков.

Я считаю, что мы можем более адекватно обосновать гештальт-терапию в гештальт-терапии. традицию, вспомнив одно из любимых наставлений Джима Симкина, начиная с того, что есть. Дело в том, что гештальт-терапия расширила значения важных гештальт-терминов и размытые различия между понятиями которые гештальт-теоретики старались поддерживать. У нас, гештальт-терапевтов, есть используется рисунок и гештальт почти взаимозаменяемо. Мы расширили фигуру/фон включать внутренние события, такие как изображения и идеи. И мы проигнорировали различие между формированием фигуры и избирательным вниманием, и как состояния организма могут иметь очень разную степень влияния на каждое из них. Учитывая внесенные нами изменения, маловероятно, что традиционный гештальт теоретики примут гештальт-терапию как прямое продолжение своей системы; и я предлагаю, чтобы мы не пытались утверждать такие близкие отношения. Мы можем откровенно признать, что мы сделали ценностный выбор, отличный от гештальт-теоретиков и аналогичен тому, что сделали Левин и Гольдштейн. Как писала вдова Коффки:

Основатели школы боялись всякого «преждевременного» применения их идеи в другие дисциплины «преждевременно» означает до научного задел был прочно заложен. Они могли легко быть чрезмерно добросовестным, ибо это ограничивало масштабы их поисков и непосредственного влияние… (личное общение, 29 января 1974 г.)

Мы решили расширить понятия и рискнуть неточностью в надежде плодотворность понимания более широкого функционирования личности.

В то же время, когда мы признаем наши различия с традиционным гештальтом теоретиков, мы все еще можем утверждать, что они, возможно, являются духовными существами второго поколения. предки. Мы можем сделать это, связав концепции гештальт-терапии не только с классические перцептивные эксперименты по изменению организации фигуры/фона, но более конкретно к тому, что гештальт-теоретики говорили о личности функционирование. Коффка посвятил две главы своих « принципов гештальта». Психология (1935) к эго, скорректированному поведению, установкам и воле. Восхитительная статья Ван Хорнбостеля «Единство чувств» (1927/1938) описал взаимосвязь восприятия, тела и духа как выражение идентичности процесса в нервном субстрате. Шульте (1924/1938) проанализировал развитие бредовых отношений при паранойе. Хотя Вертхаймер избегал общего изучения мотивации из соображений субъективизма. неверных толкований, (Kohler, 1944, p. 145) он описал (Luchins, 1970), как тревога или телесные потребности создавали психологическую ригидность, которая мешала с признанием простых решений проблем (т. 2, с. 168 и т. 3, с. 60). Наконец, Колер (1958/1971) проанализировал интрапсихическую динамику навязчивых идей и описал, как они могут трансформировать когнитивное поле как в негативном, так и в общественно-продуктивном плане.

Мы также можем более конкретно связать гештальт-терапию с нашими непосредственными предками, Гештальт-системы Левина и Гольдштейна. Дополнение Левина и Перлза друг друга интересным образом: Левин подробно писал о внутренней динамике подсистем психики, а также на структуру психологического среда. Он упомянул границу контакта организм/окружающая среда, но только кратко. Перлз, с другой стороны, анализировал динамику и патологии контактной границы в мельчайших подробностях, но говорил о себе так, как будто это относительно недифференцированный. он описал пять слоев личности, но мало упоминается о том, как слои взаимодействуют друг с другом. Некоторые плодотворные точки соприкосновения в работе Левина по гештальт-терапии включают:

1. Утверждение Левина о том, что увеличение удельного напряжения вызывает высокое избирательность в восприятии (Marrow, 1969, с. 32).

2. Его гипотеза (1935) о том, что мы должны часто инкапсулировать напряженные психологические подсистемы. Это позволяет одновременно разряжать одну систему натяжения; в результирующая упорядоченность необходима для биологического выживания. Однако весьма инкапсулированные подсистемы могут быть патологическими (стр. 55).

3.Левин (1935) связал динамику внутренних структур с легкостью с которые организм может концентрировать произвольно. (стр. 234)

4. Он подробно описал (1935), как Самость представляет собой специализированную подструктуру в «ядре». всех гештальтов, составляющих человеческую личность (стр. 61).

Перлз и др. позаимствовали несколько концепций Гольдштейна, в том числе те, саморегуляции организма и динамики неудовлетворенных потребностей в форма «патологического гештальта», выталкивающего в сознательное сознание. Гольдштейна сочинения содержат много других концепций, с которыми может быть связана гештальт-терапия. Перлз, видимо, не знал, что его бывший наставник написал статью об организменной психотерапии! Вот некоторые из этих концепций:

1.Гольдштейн (1939) показал, что любая перцептивная фигура должна оцениваться относительно фон всего организма (с. 253).

2. Он описал (1963), как тревога может децентрировать организм и вызвать различные явления невроза, например компульсивность (стр. 115, 155, 156).

3. Он объяснил (1974), что психотерапевт должен быть участником, а не просто наблюдатель и должен позволить развиться состоянию «общения» с клиентом (стр. 729).

4.Он сравнил (1974) это состояние общения с «Я-Ты» Мартина Бубера опыт (стр. 736).

Точки соприкосновения не только с историческими теориями, но и с современными экспериментальная психология появится по мере того, как гештальт-терапия получит более широкое распространение. известен. Лица, знакомые с лабораторными экспериментами, получат непосредственный опыт в гештальт-терапии, как их тревога нарушает их восприятие и познание, и им будет предложено указать, как их опыт в терапии связан к общему изучению восприятия. Примером может служить Ральф Хефферлайн, который был психолог-экспериментатор. Его интерес к гештальт-терапии привел его к использовать самостоятельные «Неформальные эксперименты по самосознанию», разработанные Эллиоттом Шапиро как экспериментальное обучение для своих учеников. Эти эксперименты над собой, и сделанные ими открытия студентов, были включены в книгу Гештальт-терапия (1951).

В конце концов Хефферлайн пришел к выводу, что использование этого имени вводит в заблуждение. «Гештальт» для его терапии: он чувствовал (1962), что два гештальт-движения мало общего, кроме таких терминов, как фигура / фон (стр. 124). Однако он остался впечатлен тем, как установка направленного осознавания может вызвать интенсивное проприоцептивные ощущения, внезапно возникающие в той части тела, которая человек годами не был в сознании. Он предположил (1955), что граница между явным и скрытым поведением особенно уязвима. для психопатологии (стр. 376). Его интерес к тому, как проприоцепция может быть не достигая сознательного осознания, привело его к лабораторным исследованиям электромиография. Он исследовал (1963) как дергается мышца ниже уровня осознания могут быть обусловлены без того, чтобы субъект осознал их (стр. 834-835). Эти исследования повлияли на господствующую экспериментальную науку, например, биологическая обратная связь.

По мере того, как концепции гештальт-терапии переводятся в различные экспериментальные процедуры, понятия будут определены более точно. Это в конечном итоге будет позволяют по-новому, более внимательно рассмотреть, как гештальт-терапия может быть «хорошее продолжение» гештальт-теории в ее развитии того, как восприятие влияет на состояние всего организма. Даже суровые критики Перлза такие как Генле и Арнхейм, утверждают, что потребности организма важны для восприятия и познание; они возражали против гештальт-терапии отчасти потому, что клиническая понимание (еще) не было подтверждено тщательным определением и изучением. Хенле (1955) обратился к предмету потребностей, описав двенадцать возможных эффектов мотивационных процессов при познании и рассмотрение экспериментальных литература, которая поддерживала каждый эффект (стр. 423-432). Арнхейм писал, что по историческим причинам гештальт-теоретики концентрировались на более «объективные» аспекты восприятия. Затем он добавил,

Но [Основатели] были бы первыми, кто согласился бы с тем, чтобы сделать любое чувство восприятия, которое у вас есть, чтобы встроить его в структуру потребностей организма и действительно относиться к нему как к продукту этих основных потребностей. В противном случае, какой ты гештальтист? Личное общение, 8, 19 декабря74)

Подтверждение и уточнение концепций гештальт-терапии в экспериментальной лаборатория — это задача на будущее. А пока мы можем признать нашу духовную родословная в гештальт-теории, а также наши различия с ней. И мы можем сказать «спасибо» таким людям, как Джим Симкин, которые адаптировали идеи из Гештальт-традиция обогатила психотерапию.

Ссылки

Арнхейм, Р. (1974). «Гештальт» неправильно применен [Письмо в редакцию]. Современный Психология , 19, 570.

Дункер, К. (1945). По решению проблем. Психологические монографии , 58, 29.

Гольдштейн, К. (1939). Организм . Нью-Йорк: американская книга.

Гольдштейн, К. (1963). Человеческая природа в свете психопатологии . Нью-Йорк: Шокен. (Первоначально опубликовано [1940] Кембридж, Массачусетс: Гарвард).

Гольдштейн, К. (1974). Органический подход. В С. Ариети (ред. ), американец справочник по психиатрии, исправленное издание. (Том 1) Нью-Йорк: Базовый.

Хефферлайн, Р. (1955). Теория коммуникации. (2 статьи) Ежеквартальный журнал речи , 41, 223-233 и 365-376.

Хефферлайн, Р. (1962). Теория обучения и клиническая психология. У А. Бахраха (ред.), Экспериментальные основы клинической психологии . Нью-Йорк: Эпплтон-Век.

Хефферлайн Р. и Перера Т.Б. (1963). Проприоцептивная дискриминация скрытого операнта без его наблюдения субъектом. Наука , 139, 834-835.

Хенле, М. (1955). Некоторые эффекты мотивационных процессов на познание. Психологический обзор , 62, 423-432.

Хенле, М. (1978). Гештальт-психология и гештальт-терапия. Журнал История поведенческих наук , 14, 23-32.

Коффка, К. (1935). Принципы гештальтпсихологии . Нью-Йорк: Харкорт, Брейс и мир.

Колер, В. (1944). Макс Вертхаймер, 188–1943 гг. Психологический обзор , 51, 143-146.

Колер, В. (1966). Место ценности в мире фактов . Нью-Йорк: Новая американская библиотека. (Первоначально представленный как лекции Уильяма Джеймса в Гарвардском университете, 1934 г., и опубликовано в 1938 г. [Нью-Йорк: Liveright].)

Колер, В. (1969). Задача гештальтпсихологии . Принстон, Нью-Джерси: Принстон. (Первоначально представленный как лекции Лангфельда в Принстоне Университет, 1966.)

Колер, В. (1971). Навязчивые идеи нормальных людей. В М. Хенле (ред.), . Избранные статьи Вольфганга Келера (стр. 398-412). Нью-Йорк: Ливерит. (Первоначально представлено как обращение в Университете Брандейса, 1958 г.)

Колер, В. (1971). Новая психология и физика. В М. Хенле (ред.), избранные статьи Вольфганга Келера (стр. 237-251). Нью-Йорк: Ливерит. (Перепечатано из The Yale Review, 1930, 19, 560–576.)

Левин, К. (1935). Динамическая теория личности . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Левин, К. (1936). Основы топологической психологии . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл

Лучинс, А. (1970). Повторное посещение семинаров Вертхаймера: решение проблем и думаю . Олбани, Нью-Йорк: SUNY/Олбани.

Перлз Ф., Хефферлайн Р.Ф. и Гудман П. (1951). Гештальт-терапия . Нью-Йорк: Джулиан.

Перлз, Ф. (1969а). В мусорное ведро и обратно . Лафайет, Калифорния: Реал Люди.

Перлз, Ф. (1969b). Гештальт-терапия дословно . Лафайет, Калифорния: Настоящие люди.

Шульте, Х. (1938). Подход к гештальт-теории параноидальных явлений. В W. Ellis (Ed.), Справочник по гештальт-психологии (стр. 362-369). Перепечатано из Psychol. Forschung, 1924, 5, 1-23.)

Фон Хорнбостель, Э. (1938). Единство чувств. В В. Эллис (ред.), Справочник по гештальт-психологии (стр. 210-216). Лондон: Рутледж и Кеган Пол. (Перепечатано из Psyche, 1927, 7, 83-89.)

Вертхаймер, М. (1961). Некоторые проблемы теории этики. В М. Генле (Ред.), Документы по гештальт-психологии (стр. 29-41). (Перепечатано с Социальные исследования, 1935, 2.)


Вернуться на главную страницу гештальт-терапии


8.4: Гештальт-принципы восприятия

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    134397
  • Эта страница является черновиком и находится в активной разработке. Пожалуйста, направляйте любые вопросы, комментарии и/или отзывы в ASCCC OERI ([email protected]).

    • Несколько авторов
    • Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)

    Гештальт-принципы

    Цели обучения
    • Объяснить отношение фигуры к фону
    • Определить гештальт-принципы группировки
    • Опишите, как на установку восприятия влияют индивидуальные характеристики и психическое состояние
    • Понять влияние стереотипов или предубеждений на предвзятость восприятия

    Краткий обзор

    Гештальт-теоретики оказали невероятное влияние на области ощущений и восприятия. Принципы гештальта, такие как отношение фигуры к фону, группировка по близости или сходству, закон хорошего продолжения и замыкания, используются для объяснения того, как мы организуем сенсорную информацию. Наши представления не безошибочны, и на них могут влиять предубеждения, предубеждения и другие факторы.

    Гештальт-психология

    В начале 20-го века Макс Вертхаймер опубликовал статью, демонстрирующую, что люди воспринимают движение в быстро мерцающих статических изображениях. Исследование, проведенное Вертгеймером и его коллегами, показало, что восприятие включает в себя нечто большее, чем простое сочетание сенсорных стимулов, и привело к появлению новой области психологии, известной как Гештальт-психология . Слово гештальт буквально означает форму или образец, но его использование отражает идею о том, что целое отличается от суммы своих частей. Другими словами, мозг создает восприятие, которое представляет собой нечто большее, чем просто сумму доступных сенсорных входов, и делает это предсказуемым образом. Гештальт-психологи перевели эти предсказуемые способы в принципы, по которым мы организуем сенсорную информацию. В результате гештальт-психология оказала огромное влияние на область ощущений и восприятия (Rock & Palmer, 19).90).

    Отношения фигура-фон

    Одним из принципов гештальта является отношение фигура-фон . В соответствии с этим принципом мы склонны делить наш визуальный мир на фигуру и фон. Фигура — это объект или человек, который находится в фокусе поля зрения, а фон — это фон. Как показано на рисунке ниже, наше восприятие может сильно различаться в зависимости от того, что воспринимается как фигура и что воспринимается как фон. Предположительно, наша способность интерпретировать сенсорную информацию зависит от того, что мы называем фигурой и что мы называем фоном в каждом конкретном случае, хотя это предположение было поставлено под сомнение (Peterson & Gibson, 19). 94; Весера и О’Рейли, 1998). См. рисунок 8.2.1 ниже.

    8.4.1 Концепция соотношения фигуры и фона объясняет, почему это изображение может восприниматься либо как ваза, либо как пара лиц.

    Принцип близости

    Другой гештальт-принцип организации сенсорных стимулов в осмысленное восприятие — это близость . Этот принцип утверждает, что объекты, расположенные близко друг к другу, обычно группируются вместе, как показано на рисунке 8.2.2 ниже.

    8.4.2 Гештальт-принцип близости предполагает, что вы видите (а) один блок точек слева и (б) три столбца справа.

    То, как мы что-то читаем, представляет собой еще одну иллюстрацию концепции близости . Например, мы читаем это предложение так, а не так, как он. Мы группируем буквы данного слова вместе, потому что между буквами нет пробелов, и мы воспринимаем слова, потому что между каждым словом есть пробелы. Вот еще несколько примеров: Cany oum akes enseo ft hiss entence? Что означают эти слова?

    Принцип подобия

    Мы также часто используем принцип сходство для группировки объектов в наших полях зрения. В соответствии с этим принципом похожие объекты группируются вместе, как показано на рис. 8.2.3 ниже.

    8.4.3 Глядя на этот массив точек, мы, вероятно, воспринимаем чередующиеся ряды цветов. Мы группируем эти точки по принципу подобия.

    Другой пример: когда мы смотрим матч по американскому футболу, мы склонны группировать людей по цвету их униформы. Наблюдая за наступлением (серией розыгрышей, которые помогают нападению набрать очки), мы можем получить представление о двух командах, просто сгруппировав их по этому измерению. Два дополнительных гештальт-принципа — это закон непрерывности (или хорошее продолжение ) и принцип замыкания .

    Закон непрерывности

    Закон непрерывности предполагает, что мы с большей вероятностью воспринимаем непрерывные плавные плавные линии, а не неровные ломаные линии, как показано на рисунке ниже.

    частей (рис. 8.2.4)

    Рис. 8.4.4 Хорошее продолжение предполагает, что мы, скорее всего, воспримем это как две перекрывающиеся линии, а не как четыре линии, сходящиеся в центре.

    Принцип замыкания

    Принцип замыкания утверждает, что мы организуем наше восприятие в законченные объекты, а не в ряд частей, как показано на рис. 8.2.5.

    Рис. круг и прямоугольник, а не ряд сегментов.

    Восприятие паттернов

    По мнению гештальт-теоретиков, восприятие паттернов , или наша способность различать различные фигуры и формы, возникает благодаря следованию принципам, описанным выше. Вы, вероятно, уверены, что ваше восприятие точно соответствует реальному миру, но это не всегда так. Наше восприятие основано на перцептивные гипотезы : обоснованные догадки, которые мы делаем при интерпретации сенсорной информации. Эти гипотезы основаны на ряде факторов, включая нашу личность, опыт и ожидания. Мы используем эти гипотезы для создания нашего набора восприятия. Например, исследования показали, что те, кому дается вербальная подготовка, дают предвзятую интерпретацию сложных двусмысленных фигур (Goolkasian & Woodbury, 2010).

    Аспекты предвзятости, предрассудков и культурных факторов

    Из этой главы вы узнали, что восприятие — сложный процесс. Созданные на основе ощущений, но находящиеся под влиянием нашего собственного опыта, предубеждений, предубеждений и культуры, восприятие может сильно отличаться от человека к человеку. Исследования показывают, что неявные расовые предубеждения и стереотипы влияют на восприятие. Например, несколько исследований показали, что участники, не являющиеся чернокожими, быстрее идентифицируют оружие и с большей вероятностью идентифицируют не-оружие как оружие, когда изображение оружия сочетается с изображением чернокожего человека (Payne, 2001; Payne, Shimizu, и Джейкоби, 2005). Кроме того, решения белых людей стрелять по вооруженной цели в видеоигре принимаются быстрее, когда целью является черный (Correll, Park, Judd, & Wittenbrink, 2002; Correll, Urland, & Ito, 2006). Это исследование важно, учитывая количество очень громких случаев за последние несколько десятилетий, в которых молодые чернокожие были убиты людьми, которые утверждали, что верят, что невооруженные люди были вооружены и/или представляли некоторую угрозу их личной безопасности. В статье Стереотипы и предубеждения в восприятии «другого» (Федор, 2014), утверждается, что инаковость (то, что отлично от рассматриваемого понятия; часто имеется в виду человек, отличный от самого себя) может привести к проблематичным межличностное общение, которое часто становится постоянным и может препятствовать сотрудничеству и развитию сообщества. Полный текст статьи можно найти здесь, https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042814049702.

    Атрибуция
    • Гештальт-принципы восприятия разделов, адаптированных Исайасом Эрнандесом из «OpenStax»; https://openstax.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *