Глава 1. Теоретическая часть «Санитарно-гигиеническое воспитание населения и особенности его организации»
Понятие о санитарно гигиеническом воспитании населения
Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.
Задача санитарного просвещения — это повышение санитарной культуры населения, что имеет большое значение для формирования здорового образа жизни, для охраны и укрепления здоровья.
Цели медицинского просвещения:
пропаганда гигиенических знаний;
пропаганда здорового образа жизни, навыков и форм поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
популяризация общемедицинских знаний в целях раннего обращения и диагностики заболеваний;
привитие практических навыков по оказанию само- и взаимопомощи при травмах и заболеваниях.
Для выполнения работы по санитарному просвещению населения медицинским работникам требуются определенные знания и навыки. Эффективность санитарно-гигиенического просвещения во многом зависит от особенностей аудитории, ее интересов, культурного уровня, оно должно проводиться с учетом пола, возраста, климата — географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов.
В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:
снижение распространенности курения;
улучшение качества питания;
увеличение физической активности;
смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;
соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;
снижение потребления алкоголя;
профилактика употребления наркотиков;
улучшение качества окружающей среды.
Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.
Профилактические мероприятия бывают первичные, вторичные и третичные.
Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией,нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.
Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.). Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры.
Третичная профилактика — основана на проведении мероприятий медицинского и немедицинского характера. Осуществление программ третичной профилактики невозможно вне системы здравоохранения: в них участвуют не только врачи, но и многие другие медицинские работники. Третичная профилактика включает:
– обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;
– проведение диспансеризации больных с хроническими заболеваниями и инвалидов, включая диспансерные медицинские осмотры с целью оценки динамики состояния здоровья и течения заболеваний, осуществление перманентного наблюдения за ними и проведение адекватных лечебных и реабилитационных мероприятий;
– проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.
Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.
Для сохранения восстановления утраченного здоровья человек должен совершать действия. Для каждого действия нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию, в формировании которой большая роль отводится медицинским работникам.
«…Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные…» — академик Н.М. Амосов.
Организация гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники
Медработники первичного звена в своей повседневной работе с жителями прикрепленного микрорайона все больше времени и усилий перераспределяют в пользу профилактики. Проводят мероприятия в местном сообществе: собственно в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), в школах, детских дошкольных учреждениях; выявляют лиц с факторами риска и первыми стадиями заболеваний, оказывают адекватную помощь, включая первичную и вторичную профилактику.
Методы и средства санитарно-гигиенического воспитания населения.
Устный (лекция, беседа, совет, дискуссия, вечер вопросов и ответов, уроки здоровья).
Печатный (памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов).
Наглядный (ТВ, кино, ДВД, слайды , санитарные бюллетени).
Смешанный (все средства вместе).
Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.
Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).
Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Различают односторонние, или пассивные (доклад, сообщение, выступление и т.п.), и двусторонние, или активные (дискуссия, викторина) формы передачи информации.
Разнообразны по назначению и массовые формы гигиенического воспитания населения. Одни из них (радио — и телепередачи, публикации в прессе) используются, прежде всего, с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения ведомств и руководителей разного ранга, семьи и индивидуума к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии среды обитания, здоровья народа и его отдельных групп. Другие (лекции, тематические вечера, демонстрации кинофильмов и изобразительных средств, театрализованные представления) предназначены для распространения и углубления общих универсальных знаний, разъяснения неясных или недостаточно глубоко усвоенных вопросов.
Различают также эпизодические и цикловые формы гигиенического воспитания. К цикловым формам относятся лектории, школы здоровья, кружки.
Лекция проводится врачами ЛПУ или фельдшерами на объектах (вне ЛПУ), медицинскими сестрами. Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.
Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей.
Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций.
Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.
Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями.
В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию. Плакаты – массовые средства санитарного просвещения, над которыми работают ученые, художники, педагоги и др. Санбюллетень — это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме.
Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.
Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.
Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.
Школы и клубы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.
Уроки и часы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника (специалиста) с присутствующими. Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах. При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и воспитания, практикуется техническое исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т.д.).
Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:
5% лекция;
10% чтение;
20% аудиовизуальные средства;
30% использование наглядных пособий;
50% обсуждение в группах;
70% обучение практикой действия;
90% выступление в роли обучающего (ведущего).
При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, потому что медицинские работники должны настраивать пациентов на соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.
Желательно здоровый образ жизни соблюдать всем медицинским работникам, так как пациенты, в первую очередь, смотрят на выступающего (внешний вид, разговорная речь, способ убеждения) и стараются выполнять или не выполнять данные советы.
Роль медицинского работника в организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники
Санитарное просвещение — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.
Медицинский работник должен осуществлять такие функции.
Обеспечить пациентов в рамках системы медико-санитарного просвещения населения и обучения здоровому образу жизни необходимой информацией, исходящей от лучших специалистов и адаптированной к общему образовательному уровню пациентов; в том числе предоставить современную информацию о медикаментозном лечении, номенклатуре лекарственных средств, их побочных эффектах, противопоказаниях к их назначению.
Мотивировать пациентов к соблюдению врачебных рекомендаций и самонаблюдению в домашних условиях, способствовать отказу пациента от вредных привычек.
Обучить пациента основным принципам первой помощи при возникновении острых ситуаций.
Способствовать психологической адаптации пациента к новым условиям жизни с хроническим заболеванием или другой проблемой медицинского характера.
Осуществить контроль усвоения необходимой информации пациентом.
Повысить степень доверия пациентов к системе здравоохранения.
Медицинский работник должен придерживаться законов Российской Федерации.
Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение, связанных с этими правами государственных гарантий.
Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.
Доступность медико-социальной помощи.
Социальная защита граждан в случае утраты здоровья.
Ответственность органов государственной власти и управления предприятий учреждений и организаций независимо от формы собственности должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Гигиеническое воспитание — UMedicine
Уровень освоения: ординатура или профессиональная переподготовка
Код специальности: 32. 08.04
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Гигиеническое воспитание — раздел профилактической медицины, посвященный санитарно-просветительской деятельности, направленной на информирование населения по вопросам охраны здоровья, соблюдения гигиенических правил и пропаганды здорового образа жизни.
Человек ежедневно сталкивается с массой различных физических, химических, биологических и психологических факторов окружающей среды, способных потенциально нанести вред организму. К ним относятся шум, загрязнение воздуха, недостаточная освещенность, качество продуктов питания, водоснабжения, режим труда и отдыха, источники ионизирующего излучения и т.д. Основной целью гигиенического воспитания является проведение специалистом образовательных и обучающих мероприятий по своевременной профилактике негативного воздействия этих факторов на здоровье индивидуума и популяции в целом.
Врач по гигиеническому воспитанию в своей деятельности регулярно опирается на знания из смежных разделов — гигиены труда, гигиены питания, гигиены детей и подростков, радиационной гигиены, коммунальной гигиены, эпидемиологии.
Кем можно работать?
Получив специальность «Гигиеническое воспитание», Вы сможете занимать следующие должности (согласно Приказу Министерства здравоохранения от 8 октября 2015 г. №707н):
- врач по гигиеническому воспитанию
- заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач по гигиеническому воспитанию
Чем занимается врач по гигиеническому воспитанию?
Проведение санитарно-гигиенической просветительской работы среди населения, организация профилактических мероприятий, оценка эффективности проводимых превентивных мер на предприятиях и в учреждениях, консультирование других специалистов по вопросам здорового образа жизни и гигиенического воспитания и обучения.
Профессиональный стандарт
Профессиональные стандарты это государственные документы, которые содержат подробнейший перечень трудовых функций, знаний и умений по каждой профессии. По специальности «Врач по гигиеническому воспитанию», а также для целого ряда смежных направлений, используется профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела». Профессиональный стандарт утвержден 25 июня 2015 года.
Ошибка: Невозможно установить соединение с MySQL.Код ошибки errno: 1045Текст ошибки error: Access denied for user ‘u0836182_special’@’localhost’ (using password: YES)Ошибка: Невозможно установить соединение с MySQL.Код ошибки errno: 1045Текст ошибки error: Access denied for user ‘u0836182_special’@’localhost’ (using password: YES)Ошибка: Невозможно установить соединение с MySQL.Код ошибки errno: 1045Текст ошибки error: Access denied for user ‘u0836182_special’@’localhost’ (using password: YES)
ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ
Для того, чтобы получить эту специальность необходимо:
1
Высшее медицинское образование (специалитет)
2
Ординатура или профессиональная переподготовка по специальности
Затем можно начинать работать или освоить дополнительные специальности:
3
Профессиональная переподготовка
Федеральный государственный образовательный стандарт
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) это государственный документ, содержащий список требований к образовательным программам. Изучение этого нормативного акта позволит в полной мере понять структуру обучения по данной специальности, а также узнать какими профессиональными компетенциями должен обладать выпускник данной программы.
ПРОГРАММЫ ОРДИНАТУРЫ
Обучение по специальности 32.08.04 «Гигиеническое воспитание» проводится на уровне ординатуры или профессиональной переподготовки. Форма обучения на всех программах — очная.
Давайте поговорим о гигиеническом просвещении – Чистая вода для мира
Как гигиеническое просвещение помогает обеспечить постоянный доступ к безопасной воде? И как PWW интегрирует его в программы?
По мере приближения Всемирного дня водных ресурсов, 22 марта, мы хотим предоставить вам информацию о том, что входит в реализацию программ устойчивого водоснабжения в малообеспеченных сообществах. Вы можете получить доступ к нашей серии блогов, посвященных Всемирному дню водных ресурсов 2019 года, нажав здесь.
Обеспечение безопасной питьевой водой идет рука об руку с обучением правилам гигиены, поскольку чистая вода может быть очень легко повторно заражена при использовании небезопасных методов. Гигиеническое образование включает в себя обучающие практики по поддержанию чистоты нашего тела, наших домов и нашего природного окружения.
Обучение личной гигиене является одним из самых мощных барьеров, препятствующих распространению болезней, которые могут передаваться через воду. Руки являются основным сосудом для переноса бактерий, поэтому очень важно обучить простой, но эффективной практике мытья рук с использованием чистой воды и мыла, если это возможно. Кроме того, обучение опасностям открытой дефекации может снизить и даже устранить распространение пандемических заболеваний, передающихся через воду (таких как холера).
Мытье рук с мылом является основополагающим компонентом здоровых школ. Соблюдение правил гигиены помогает обеспечить здоровье детей, чтобы они могли посещать занятия и учиться. Во всем мире дети пропускают в общей сложности 272 миллиона учебных дней в год из-за диареи, и было обнаружено, что мытье рук с мылом помогает сократить количество пропусков занятий в школе, вызванных диареей, гриппом и конъюнктивитом, на 50%. (источник)
Посредством обучения гигиене дома и окружающей среды PWW помогает семьям получить информацию о рисках, связанных с загрязнением воды человеком, и учит семьи, как активно уменьшать загрязнение, принимая профилактические меры, такие как очистка окружающей среды. их дома, школы и поля чистые. Обучение также включает в себя надлежащее строительство, использование и техническое обслуживание санитарно-технических сооружений, что еще больше предотвращает опасное загрязнение воды.
Программы санитарно-гигиенического просвещения PWW обучают здоровому образу жизни с помощью интерактивных групповых обсуждений, игр, плакатов и демонстраций. Более того, программа гигиенического просвещения является устойчивой, поскольку обучающие группы PWW предоставляют местным лидерам, преподавателям и активистам общественного здравоохранения инструменты и обучение для повторения тренингов WASH (вода, санитария и гигиена), а также для самостоятельной организации кампаний по повышению осведомленности и мобилизации сообщества. . Такой подход позволяет тренингам WASH стать регулярными, интегрированными практиками в сообществах.
Когда дуют ветры и на землю падает дождь, часть осадков просачивается в землю, пополняя грунтовые воды Земли, а остальная часть стекает вниз по склону в виде стока. Сток чрезвычайно важен, потому что он не только поддерживает полноту рек и озер, но и изменяет ландшафт за счет эрозии и распространения загрязняющих веществ. Обучение семей и сообществ тому, как безопасно поддерживать окружающую среду, может помочь уменьшить передачу загрязняющих веществ, что, в свою очередь, помогает предотвратить распространение патогенов, передающихся через воду.
В дополнение к базовому обучению гигиене наши команды на Гаити и Гондурасе интегрировали обучение менструальной гигиене в учебные программы WASH. Поскольку 2,1 миллиарда человек не имеют доступа к безопасной воде дома, а 4,5 миллиарда человек не имеют доступа к безопасным средствам санитарии, девочки-подростки и женщины во всем мире, попадающие в эту статистику, сталкиваются с еще более серьезными проблемами для своего общего состояния здоровья и благополучия, поскольку это практически невозможно для им управлять менструацией частным, безопасным и гигиеничным способом.
Девочки во всем мире пропускают школу в течение месячного цикла, целую неделю каждый месяц , из-за отсутствия надлежащих условий в школах, включая отсутствие уединения и менструальных принадлежностей. Почти 25% жизни девочки тратится на менструации, поэтому это оказывает огромное влияние на доступ девочки к образованию и ее будущее. Эта проблема затрагивает не только учениц, но и женщин-преподавателей, администраторов и персонал, оказывая широкое влияние на всю школьную систему.
Хорошая менструальная гигиена требует, чтобы девочки и женщины были наделены:
- образованием для эффективного управления менструальным циклом;
- Безопасные средства для пользования ванной комнатой, включая средства для мытья рук с мылом;
- Безопасные продукты для менструального цикла;
- Знание того, как безопасно очищать и/или утилизировать использованные продукты менструального цикла.
Образовательная программа PWW по гигиене менструального цикла включает обучение в обеих группах и беседы один на один, что позволяет девочкам поделиться своими личными проблемами и трудностями, связанными с менструацией. Это также дает мальчикам возможность узнать об их собственных изменениях полового созревания и менструальном цикле девочек, а также больше поговорить о гендерном равенстве.
PWW обучает девочек и женщин самостоятельно изготавливать экологически чистые/моющиеся средства для менструального цикла и учит безопасно их чистить, чтобы еще больше защитить источники воды.
PWW Программы WASH в школах включают строительство туалетов/уборных, соответствующих гендерному признаку, оборудованных местами для мытья рук и мусорными баками. Благодаря этой программе девочки в школах, которые обслуживает PWW, чувствуют себя уверенно, идя в школу во время менструального цикла, разрушая прежние барьеры и открывая новые двери в свое будущее.
Обучение надлежащей гигиене является важной основой действительно устойчивой программы безопасной воды.
Есть вопросы? Свяжитесь с нами по адресу [email protected].
Если вы хотите помочь в достижении цели Всемирного дня водных ресурсов 2019 года – «никто не будет забыт», рассмотрите возможность сделать пожертвование. Всего 25 долларов дают одному ребенку чистую воду на всю жизнь; 300 долларов меняют будущее всей семьи. Пожертвовать здесь.
Фонд «Планета Воды» — Гигиеническое образование
Пожертвовать сейчас
Обзор образования в области водного здоровья и гигиены
Образовательные программы Planet Water в области водного здоровья и гигиены являются неотъемлемой частью всех наших решений, и наши цели сосредоточены на изменении поведения и получении знаний о жизненно важных методах гигиены, начиная с ранний возраст.
Наши программы санитарно-гигиенического просвещения реализуются на основе целостного подхода путем предоставления образования как в наших проектных школах, так и в каждом сообществе посредством наших программ на базе школ и сообществ.
Познакомьтесь с Капелькой
Являясь талисманом образовательной программы «Водное здоровье и гигиена» Planet Water, Капля рассказывает о водном здоровье и гигиене в веселой и интерактивной форме. Капля не только поощряет детей в классе, его также можно найти в AquaTower, чтобы подчеркнуть важность чистой воды и того, как и когда мыть руки в месте использования.
Программа обучения гигиене в школах
Начиная установку наших решений для чистой воды, Planet Water реализует школьную программу обучения гигиене и воде в каждой школе, которую мы поддерживаем, обучая школьных учителей этой программе, чтобы они могут успешно внедрить его в своих классах в течение нескольких дней и недель после завершения проекта. В дополнение к обучению учителей, мы также проводим игры и занятия по воде, здоровью и гигиене со студентами в классе.
Учащиеся узнают о микробах и способах их распространения, о том, как и когда мыть руки, о важности соблюдения правил гигиены и о том, как выбирать здоровую пищу, чтобы иметь здоровое тело и здоровый дух. программа, основанная на деятельности, которая включает в себя игры, драмы, песни и рассказывание историй.
Программа санитарного просвещения на базе сообщества
«Очисти меня» , наша программа санитарно-гигиенического просвещения на базе сообщества, позволяющая нам расширять охват наших проектных сообществ путем совместного обучения родителей, опекунов и учащихся в в то же время.
Помимо изучения распространения микробов и мытья рук, участники также узнают о других правилах гигиены, таких как купание и чистка зубов, а также узнают о важности здорового питания и физической активности. Программа состоит из практического интерактивного семинара, разработанного с целью укрепить соблюдение здоровых гигиенических привычек в домашних условиях. Во время семинара участникам раздаются предметы гигиены, которые они могут забрать домой.
Партнерство Sesame Workshop
В 2012 году Planet Water заключила партнерское соглашение с Sesame Workshop для создания мультимедийного контента в поддержку наших образовательных программ по воде, здоровью и гигиене как для школы, так и для сообщества. Элмо и его друзья снимаются в видеороликах, которые подкрепляют ключевые идеи о важных аспектах мытья рук, распространении микробов, а также о правилах здоровой гигиены для поддержания чистоты нашего тела. Видеоролики также сопровождаются руководствами для преподавателей, которые содержат рекомендации для учителей о том, как получить максимальную отдачу от просмотра интерактивного контента и передачи ключевых идей посредством уроков и занятий.
Видеоролики также сопровождаются руководствами для учителей, в которых учителям даны советы о том, как получить максимальную отдачу от просмотра интерактивного контента и передачи ключевых идей посредством уроков и занятий.
Вернуться к началу
Следуйте за нами
Facebook-f Linkedin-in YouTube Твиттер Инстаграм
ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШИ обновления
501(c)3 некоммерческая организация
EIN 27-1236020
Тел.: +1 (877) 711-3083
Электронная почта: [email protected]
5
4
Planet Water Foundation
501(c)3 некоммерческая организация
EIN 27-1236020
Тел.: +1 (877) 711-3083
Электронная почта: [email protected]
Copyright 2023, Фонд «Планета Воды». Все права защищены.