Гиперактивные дети и особенности работы с ними: Особенности работы с гиперактивными детьми

13 советов для родителей и учителей, как правильно учить гиперактивных детей

Ребенок не может долго заниматься одним и тем же и часто отвлекается. Резко срывается с места и начинает носиться по комнате или школе. Все это могут быть признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Паниковать рано! Таких детей тоже можно успешно учить, если знать, как с ними работать. Психолог, психотерапевт GMS Clinic Инна Пасечник составила памятку по работе с гиперактивными детьми.

Физиологическими особенностями детей с СДВГ являются следующие проявления:

1. Ребенок нуждается в том, чтобы постоянно двигаться, ему трудно во время уроков сидеть ровно: такие дети отвлекаются, разговаривают на уроках, «крутятся», раскачиваются, сидят, подложив ноги под попу, при утомлении их моторная активность повышается.

Это связано с особенностями работы мозга у детей с СДВГ, они нуждаются в постоянном поступлении питательных веществ в мозг, которое возможно только при движении.

Если ребенка с СДВГ убедить сидеть спокойно, то ему будет труднее думать.

В связи с этим рекомендуется позволять определенный уровень моторной активности ребенку во время урока. В случае если ребенок утомляется, то разрешать ему (находить законный повод) походить по классу или сделать несколько активных упражнений (протереть с доски, раздать тетради, сходить за водой).

2. Ребенок очень устает от рутины, ему становится невыносимо скучно делать однотипные задания, если он уже разобрался.

В связи с этим в мировой педагогической практике принято снижать количество однотипных заданий (в том числе домашних заданий) для детей с СДВГ на 30%, не требовать от них выполнения всех примеров, в случае, если ребенок уже усвоил тему. Количество повторений у детей с СДВГ никак не влияет на качество усвоения информации.

Кроме того, допустимо, чтобы ребенок с СДВГ мог во время урока рисовать в черновике или крутить что-то в руках.

Они склонны делать несколько дел одновременно, что никак не влияет на качество восприятия информации на уроке. В противном случае, ребенок начинает отвлекать своих соседей, активно двигаясь и разговаривая с ними.

3. Ребенок с СДВГ чаще всего не способен красиво и аккуратно оформлять свои работы, он допускает исправления, помарки, неточное оформление заданий.

Рекомендуется обращать внимание на содержание работы, а не на качество ее оформления, так как регулярное снижение балла за неправильно оформленную работу будет значительно снижать мотивацию к учебе.

4. Дети с СДВГ боятся больших объемов.

Если ребенку с СДВГ сразу предложить выполнить 20 примеров, он испугается и впадет в ступор или отчаяние, так как большие объемы работы их пугают. Однако, если ребенку дать те же 20 примеров на отдельных карточках 5 раз по 4 примера, это заметно улучшит его производительность. Ребенок с удовольствием выполнит все 20 примеров, кроме того, это будет хорошая возможность подвигаться между получением следующей карточки.

Таким образом, детям с СДВГ необходимо делить большие объемы заданий на несколько маленьких частей.

5. Ребенок с СДВГ может забывать бытовые вещи и часть пунктов при выполнении задания по плану, они даже могут забывать конечную цель деятельности (плохая оперативная память).

Часто детям с СДВГ снижают оценки из-за того, что они забывают выполнять часть заданий в упражнениях. Рекомендуется отдельно концентрировать их внимание на всех пунктах задания в упражнении. Например, спрашивать именно этого ребенка, что нужно не забыть выполнить в задании.

Кроме того, эти дети склонны забывать свои вещи. Поэтому можно им чаще напоминать о них или отдельно поощрять за то, что не забыл все взять с собой. Эффективным оказывается использование «напоминалок» — маленьких записочек, наклеек в пенале или объявлений на стенке, благодаря которым ребенок может вспомнить о необходимости взять с собой вещь, куда-то сходить или что-то сделать.

6. Ребенок с СДВГ часто отвлекается.

Желательно детей с СДВГ сажать ближе к учителю, чтобы им легче было сосредоточиться, а в случае, если ребенок отвлекся, слегка прикасаться к его руке, чтобы он смог снова сконцентрировать внимание. Возможно специально обсудить с ребенком способы, с помощью которых он сможет не отвлекаться на уроке.

7. Дети с СДВГ плохо ориентируются во времени.

Это никак не связано с интеллектуальным развитием ребенка. Однако ребёнок с СДВГ часто не замечает, что прошло больше времени, чем он рассчитывал. В результате, дети опаздывают, не успеваю что-то доделать. В таких случаях рекомендуется либо самостоятельно напоминать время, либо научить ребенка ставить таймер, либо ставить таймер или песочные часы так, чтоб их видели дети и могли самостоятельно ориентироваться.

8. Ребенок с СДВГ может очень чем-то увлекаться, это его сильная сторона, поэтому в случае, если ребенок в чем-то неуспешен, то можно восстановить его авторитет в глазах одноклассников через привлечение его к деятельности, к которой он проявил интерес и показал свою осведомленность.

9. Дети с СДВГ импульсивны.

Ребенку с СДВГ трудно удержаться и не выкрикнуть на уроке, если он знает ответ, ему трудно не вмешаться в деятельность, если происходит что-то для него интересное.

На уроках возможно введение специальных табличек, на которых дети могут фиксировать ответ на вопрос учителя, чтобы им не надо было терпеть, если отвечает другой ученик. А также возможно введение специального поощрения для ребенка, если он не выкрикнул, проявил терпение. Например, в случае, если ребенок удержался от импульсивного действия, разрешить ему раздать тетради.

10. Дети с СДВГ эмоциональны.

В связи с этим они могут сильно обижаться, если у них что-то не получается или с ними не общаются одноклассники (дети с СДВГ очень коммуникабельны: любят поговорить, пообщаться со всеми). В этом случае ребенку нужна поддержка или помощь в налаживании отношений с одноклассниками, можно вмешаться в игру детей и распределить роли, показав ребенку, как он может участвовать в игре.

В противном случае могут возникать конфликты между ребенком с СДВГ и другими детьми.

11. Ребенка с СДВГ можно научить выполнять те вещи, которые для него сложны по физиологическим причинам, но для этого ему нужно создать внешнюю мотивацию.

Для этого используется система поощрения (бонусная система). Ее возможно использовать совместно с родителями. Например, вводится несколько правил (3 правила), которые ребенок должен выполнять в школе, за выполнение которых ребёнок получает «плюсики» от учителя в специальный дневник (такой дневник ребёнок готовит сам дома, красиво оформляя его). Правила должны быть короткие и конкретные. Например, «дожидаться, когда тебя спросит учитель, не выкрикивать», «выполнять все задания в классе», «записывать все примеры в тетрадь» и т. д. При этом за выполнение правил на каждом уроке ребенок получает плюсики, плюсик ставится каждый раз, когда ребенок выполняет правило. Далее родители награждают ребенка за определённое количество «плюсиков».

Для этого дома составляется лист вознаграждений: каждый «бонус» стоит определённое количество «плюсиков».

Эта система — исключительно система наград, то есть «минусы» не ставятся и «плюсики» не сгорают. Это связано с тем, что поведение ребенка с СДВГ такое непоседливое, что «плюсики» он будет терять быстрее, чем их накапливать, и таким образом система перестанет работать, ребенок потеряет к ней интерес и, в результате, невозможно будет ребёнка чем-то замотивировать.

Детей с СДВГ необходимо вести только на системе поощрения, система наказаний либо не работает, либо быстро приводит детей с СДВГ к депрессиям, что также ухудшает их поведение.

12. Система выработки навыка желательного поведения может быть использована и для всего класса в целом (Система Б. Фурмана «Навыки ребенка» (Kid’s skills) — есть такая книга).

В этом случае выбирается один навык, которому учится весь класс. Например, быть готовым к уроку вовремя. Это значит, что, как только прозвонит звонок, дети должны ровно стоять около своей парты, на столе должны лежать вещи, необходимые на уроке. Если все дети смогли это сделать, то учитель их хвалит и кладет шарик в специальную банку. Когда банка оказывается полной, это означает, что класс освоил навык. За это дети награждаются тем, что они любят: чаепитие, грамота от директора, поход в зоопарк.

Опыт применения такой программы показал, что при выработке одного навыка дети становятся в целом успешнее во всех сферах и их поведение становится лучше в целом.

13. В целом, ребенка можно привлекать к помощи учителю, это его сильно вдохновит, поднимет ему настроение и мотивирует на сотрудничество.

Гиперактивные дети. Советы учителю

 

Практические рекомендации учителям гиперактивного ребёнка

 

1. Изменение окружения:

— изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

— работу с гиперактивным ребёнком стройте индивидуально. Гиперактивный ребёнок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски.

— оптимальное место в классе для гиперактивного ребёнка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;

— измените режим урока с включением физкультминуток;

-разрешайте гиперактивному ребёнку через каждые 20 минут вставать и ходить в коне класса;

—  предоставьте ребёнку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;

— направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.

2. Создание положительной мотивации на успех:

-введите знаковую систему оценивания;

-чаще хвалите ребёнка;

Расписание уроков должно быть постоянным;

— избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

— вводите проблемное обучение;

— используйте на уроке элементы игры и соревнования;

— давайте задания в соответствии со способностями ребёнка;

— большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждого из них;

 — создайте ситуации, в которых гиперактивный ребёнок может показать свои смольные качества и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;

— научите ребёнка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;

-игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

— стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

— помните, что с ребёнком необходимо договариваться, а не стараться сломать его!

3. Коррекция негативных форм поведения:

— способствуйте снятию агрессии;

— обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

— регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4. Регулирование ожиданий:

— объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят, не так быстро, как хотелось бы;

— объясняйте родителям, что улучшение состояние ребёнка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на троих детях, которые нарушили дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя», Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжение первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.

Помните, что гиперактивность  это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический   диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно  решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми, самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия  в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут  к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, наоборот ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.                                                                                           

 

СДВГ (для родителей) — Nemours KidsHealth

Что такое СДВГ?

СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это медицинское состояние. У человека с СДВГ есть различия в развитии мозга и активности мозга, которые влияют на внимание, способность сидеть на месте и самоконтроль. СДВГ может повлиять на ребенка в школе, дома и в дружеских отношениях.

Каковы признаки СДВГ?

Всем детям иногда трудно концентрировать внимание, слушать и следовать указаниям, сидеть на месте или ждать своей очереди. Но для детей с СДВГ трудности сложнее и случаются чаще.

Дети с СДВГ могут проявлять признаки в любой или во всех следующих областях:

  • Невнимательность. Дети, которые невнимательны (легко отвлекаются), имеют проблемы с концентрацией внимания, концентрацией и выполнением задания. Они могут плохо слушать указания, упускать важные детали и не доводить начатое до конца. Они могут слишком много мечтать или бездельничать. Они могут казаться рассеянными или забывчивыми и терять свои вещи.
  • Гиперактивный. Гиперактивные дети непоседливы, беспокойны и легко заскучают. Им может быть трудно усидеть на месте или оставаться в тишине, когда это необходимо. Они могут спешить и совершать ошибки по невнимательности. Они могут карабкаться, прыгать или хулиганить, когда не должны. Сами того не желая, они могут действовать таким образом, что мешают другим.
  • Импульсивный. Импульсивные дети действуют слишком быстро, прежде чем подумать. Они часто перебивают, могут толкнуть или схватить, и им трудно ждать. Они могут делать что-то, не спрашивая разрешения, брать вещи, которые им не принадлежат, или действовать рискованно. У них могут быть эмоциональные реакции, которые кажутся слишком сильными для данной ситуации.

Иногда родители и учителя замечают признаки СДВГ, когда ребенок еще очень мал. Но для маленьких детей нормально быть рассеянными, беспокойными, нетерпеливыми или импульсивными — это не всегда означает, что у ребенка СДВГ.

Внимание, активность и самоконтроль развиваются постепенно, по мере взросления детей. Дети учатся этим навыкам с помощью родителей и учителей. Но некоторые дети не намного лучше обращают внимание, успокаиваются, слушают или ждут. Когда эти вещи продолжаются и начинают вызывать проблемы в школе, дома и с друзьями, это может быть СДВГ.

Что вызывает СДВГ?

Неясно, что вызывает различия в работе мозга при СДВГ. Имеются убедительные доказательства того, что СДВГ в основном передается по наследству. У многих детей с СДВГ есть родители или родственники с этим заболеванием. Дети также могут подвергаться большему риску, если они родились раньше срока, подвергались воздействию токсинов окружающей среды или их матери употребляли наркотики во время беременности.

СДВГ не возникает из-за того, что ребенок слишком много времени проводит перед экраном, плохого воспитания или употребления слишком большого количества сахара.

Как диагностируется СДВГ?

Если вы считаете, что у вашего ребенка СДВГ, запишитесь на прием к детскому врачу.  Они проведут обследование, включая проверку зрения и слуха, чтобы убедиться, что симптомы не вызываются чем-то другим.

Чтобы диагностировать СДВГ, врачи сначала спрашивают о здоровье, поведении и активности ребенка. Они говорят с родителями и детьми о вещах, которые они заметили. Ваш врач может попросить вас заполнить контрольные списки о поведении вашего ребенка, а также может попросить вас передать контрольный список учителю вашего ребенка.

Получив эту информацию, врачи ставят диагноз СДВГ, если ясно, что:

  • Проблемы с концентрацией внимания, гиперактивность или импульсивность у ребенка выходят за рамки обычных для его возраста.
  • Такое поведение продолжается с тех пор, как ребенок был маленьким.
  • Поведение влияет на ребенка в школе и дома.
  • Проверка работоспособности показывает, что другая проблема со здоровьем или обучением не вызывает проблемы.

Многие дети с СДВГ также имеют проблемы с обучением, оппозиционное и вызывающее поведение или проблемы с настроением и тревогой. Врачи обычно лечат их вместе с СДВГ.

При необходимости врач может направить вас к детскому психологу или психиатру.

Как лечить СДВГ?

Лечение СДВГ обычно включает:

  • Лекарства. Это активирует способность мозга обращать внимание, замедляться и использовать больше самоконтроля.
  • Поведенческая терапия. Терапевты могут помочь детям развить социальные, эмоциональные навыки и навыки планирования, которые отстают при СДВГ.
  • Коучинг для родителей. Благодаря коучингу родители узнают, как лучше реагировать на поведенческие проблемы, являющиеся частью СДВГ.
  • Поддержка школы. Учителя могут помочь детям с СДВГ добиться хороших результатов и получить больше удовольствия от учебы.

Правильное лечение помогает улучшить состояние при СДВГ. Родители и учителя могут научить младших детей лучше управлять своим вниманием, поведением и эмоциями. По мере взросления дети должны учиться улучшать собственное внимание и самоконтроль.

Если СДВГ не лечить, детям может быть трудно добиться успеха. Это может привести к низкой самооценке, депрессии, оппозиционному поведению, неуспеваемости в школе, рискованному поведению или семейному конфликту.

Чем могут помочь родители?

Если у вашего ребенка диагностирован СДВГ:

  • Примите участие. Узнайте все, что сможете, о СДВГ. Следуйте лечению, которое рекомендует лечащий врач вашего ребенка. Посетите все рекомендуемые посещения терапии.
  • Безопасно раздавайте лекарства. Если ваш ребенок принимает лекарство от СДВГ, всегда давайте его в рекомендованное время и в рекомендованной дозе. Храните лекарства в надежном месте.
  • Сотрудничайте со школой вашего ребенка. Спросите учителей, должен ли ваш ребенок иметь IEP или план 504. Чаще встречайтесь с учителями, чтобы узнать, как дела у вашего ребенка. Работайте вместе, чтобы помочь вашему ребенку добиться успеха
  • Родитель с целью и теплотой. Узнайте, какие подходы к воспитанию лучше всего подходят для ребенка с СДВГ, а какие могут усугубить СДВГ. Говорите открыто и поддерживайте о СДВГ с вашим ребенком. Сосредоточьтесь на сильных сторонах и положительных качествах вашего ребенка.
  • Общайтесь с другими для поддержки и информирования. Присоединяйтесь к группе поддержки, такой как CHADD для СДВГ, чтобы получать обновления о лечении и другую информацию.

СДВГ может улучшиться, если дети получают лечение, едят здоровую пищу, достаточно спят и занимаются спортом, а родители поддерживают их и знают, как реагировать на СДВГ.

Лекарства от СДВГ (для родителей) — Nemours KidsHealth

Что такое лекарство от СДВГ?

После того, как ребенку поставлен диагноз СДВГ, врачи могут прописать лекарство, чтобы облегчить симптомы. Медицина не лечит СДВГ. Но это действительно повышает способность ребенка концентрировать внимание, замедляться и лучше контролировать себя.

Зачем детям нужно лекарство от СДВГ?

Не каждому ребенку с СДВГ нужны лекарства. Но лекарства могут помочь большинству детей с СДВГ дольше оставаться сосредоточенными, лучше слушать и меньше нервничать.

Дети также получают пользу от поведенческой терапии, чтобы учиться и практиковать такие навыки, как организованность или ожидание своей очереди, не отвлекаясь. Медицина — это не кратчайший путь — детям все еще нужно работать над освоением этих навыков. Преимущество медицины в том, что она помогает детям оставаться сосредоточенными во время их изучения.

Лекарства являются частью лечения СДВГ. Лечение также включает терапию, обучение родителей и школьную поддержку. Медицина работает лучше всего, когда родители, учителя и терапевты помогают детям освоить любые социальные, эмоциональные и поведенческие навыки, которые отстают из-за СДВГ. Большинству детей полезно заниматься как лекарствами, так и терапией.

Как действуют лекарства от СДВГ?

Лекарства от СДВГ улучшают внимание, помогая нормальным химическим веществам мозга работать лучше.

Лекарства нацелены на два химических вещества мозга, дофамин и норэпинефрин. Эти химические вещества влияют на внимание и концентрацию.

Как люди принимают лекарства от СДВГ?

Дети и подростки с СДВГ могут принимать различные лекарства. Обычно их принимают один или два раза в день, в зависимости от лекарства. Все лекарства от СДВГ требуют рецепта.

Стимуляторы

Эти лекарства включают метилфенидат (торговые наименования включают Ritalin, Concerta, Daytrana, Focalin) и амфетамины (например, Adderall, Dexedrine, Vyvanse).

Стимуляторы действуют, как только кто-то их принимает. Как долго они действуют, зависит от лекарства:

  • Формулы короткого действия действуют около 4 часов.
  • Препараты длительного действия остаются в организме примерно 10–12 часов. Стимуляторы длительного действия могут быть полезны для детей старшего возраста и подростков, у которых длинный школьный день и которым нужно лекарство, чтобы сосредоточиться на выполнении домашних заданий или внеклассных занятий.
Нестимуляторы

Эти лекарства включают атомоксетин (Strattera), клонидин (Kapvay) и гуанфацин (Intuniv). Нестимуляторам может потребоваться до нескольких недель, чтобы начать действовать. Работают 24 часа.

Прежде чем прописать лекарство, медицинский персонал спросит, принимает ли ваш ребенок какие-либо другие лекарства. Сюда входят безрецептурные лекарства и добавки (например, витамины или лекарственные травы). Команда по уходу также захочет узнать историю болезни вашей семьи, особенно если у кого-либо из членов семьи есть (или были) болезни сердца.

Врачи обычно начинают с назначения низкой дозы стимулирующего лекарства. Если ваш ребенок принимает новое лекарство или дозу от СДВГ, врач попросит вас посмотреть, поможет ли лекарство. Врач изменит дозу и то, как часто ваш ребенок будет принимать лекарство, в зависимости от того, насколько оно помогает и есть ли у вашего ребенка какие-либо побочные эффекты.

Дети по-разному реагируют на лекарства. Если кажется, что первое лекарство не работает, даже в самой высокой дозе, врач может попробовать другое лекарство. Некоторым детям нужно принимать более одного лекарства от СДВГ, чтобы получить наилучший результат.

Чем могут помочь родители?

Сообщите врачу вашего ребенка, если вы заметили какие-либо побочные эффекты от лекарства.

Возможно, вам придется посетить врача несколько раз. Поиск подходящего лекарства и дозы для вашего ребенка может занять недели или месяцы. После этого команда по уходу захочет видеть вашего ребенка каждые 3–6 месяцев.

Водите ребенка на все контрольные посещения. Очень важно, чтобы группа по уходу проверила рост, вес и артериальное давление вашего ребенка. Команда по уходу также будет искать побочные эффекты. Они могут скорректировать дозу лекарства, особенно по мере роста вашего ребенка.

Чтобы помочь ребенку и предотвратить проблемы:

  • Дайте рекомендуемую дозу.
  • Дайте каждому лекарству в нужное время.
  • Перед прекращением приема лекарства или изменением дозы проконсультируйтесь с врачом.
  • Храните все лекарства в безопасном месте, где посторонние не смогут до них добраться.

Есть ли риски?

Как и любое лекарство, лекарства от СДВГ могут иметь побочные эффекты. Однако побочные эффекты возникают не у всех.

Наиболее распространенными побочными эффектами являются потеря аппетита и проблемы со сном. Другие побочные эффекты лекарств от СДВГ включают нервозность, раздражительность, капризность, головные боли, боли в животе, учащенное сердцебиение, высокое кровяное давление и моторные тики.

Побочные эффекты обычно возникают в первые несколько дней после начала приема нового лекарства или приема более высокой дозы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *