Гиперактивный человек – Гиперактивность — Википедия

Содержание

Гиперактивность у взрослых: признаки синдрома и лечение

Гиперактивность у взрослых – состояние, активно влияющее на сосредоточенность, память и поведение. К симптомам относят невнимательность, импульсивность, чрезмерную подвижность и недостаток внимания. Опытные специалисты способны диагностировать синдром гиперактивности в детском возрасте, однако его не всегда удается выявить в связи с особенностями характера каждой личности. Так, многие взрослые даже не подозревают о наличии проблемы.

Активность: где грань и откуда формируется?

Если на уроках физкультуры энергичность получает положительную оценку от преподавателя, то на рабочем месте от сформировавшегося человека требуют придерживаться компетентности, вежливости и моральных норм поведения в обществе. Выраженная неусидчивость воспринимается как инициативность, но она же и негативно влияет на жизнедеятельность индивида.

Точная причина возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых неизвестна, но отмечается, что состояние часто проявляется на генетическом уровне. Исследования в области клинической психологии демонстрируют и различия в мозговой активности пациентов.

Существует также ряд возможных факторов, которые могут повлиять на возникновение синдрома:

  • Недоношенность младенца. Ранние роды.
  • Маленький вес при рождении.
  • Злоупотребление алкоголем, курением, наркотиками в период беременности.

Распространенным заблуждением остается, что энергичные дети перерастают синдром гиперактивности. На самом деле не существует периода затишья, поскольку симптомы проявляются и в зрелом возрасте. Среди студентов отмечена тенденция плохой успеваемости из-за невозможности сосредоточиться на учебном материале, что приводит к трудностям в получении образования. Гиперактивность у взрослых встречается повсеместно вне зависимости от интеллектуальных способностей и коммуникативных навыков.

Нейроповеденческое расстройство влияет на повседневное функционирование человека в различных условиях. Синдром ярко выражается в личных отношениях, где пациенты жалуются на инфантильность партнера, а также в обществе, когда кажется, что коллеги, друзья и знакомые слишком медлительны.

Важно придерживаться правильного лечения, которое поможет в дальнейшем вписываться в нормы общества. В настоящее время разрабатываются стратегии для лечения гиперактивности у взрослых для преодоления жизненных трудностей, проблем и непредвиденных ситуаций, поджидающих на каждом углу.

Особенности организма

Генетическая предрасположенность является одной из популярных причин возникновения расстройства, но не единственной. Корректнее выделить, что на гиперактивность у взрослого человека влияет сочетание факторов, корни которых берут начало из разных особенностей.

Современные исследования демонстрируют ряд отличий в мозговой активности среди людей с расстройством и теми, у кого отсутствует заболевание. Проведенное сканирование демонстрирует уменьшение некоторых областей и, напротив, увеличение других. Связано это в первую очередь с тем, что синдром указывает на существующий дисбаланс в уровне нейротрансмиттеров в мозге, что приводит к недостаточной работоспособности химических веществ в организме человека.

Другие факторы

Считается, что некоторые группы подвержены большему риску гиперактивности во взрослом возрасте, особенно если имеют другие проблемы:

  • Тревожное расстройство. Стрессовые ситуации заставляют беспокоиться, нервничать и повышают частоту сердцебиения, вызывая головокружение, потливость или физические изменения в виде истощения при недостаточной строгости к регулярному приему пищи.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство. Негативное, импульсивное поведение. Проявляется, в частности, к авторитетным фигурам: родителям, начальству, руководителю, куратору, декану.
  • Расстройство поведения. Антиобщественные действия, противоречащие моральным нормам. Люди, склонные к деструктивному поведению, нередко связаны с воровством, борьбой, вандализмом, а также могут причинить физический вред человеку или животному.
  • Депрессия. Подавленное состояние, апатия, равнодушие к окружающим переживаниям.
  • Проблемы со сном. Невозможность расслабиться, бессонница.
  • Расстройство аутистического спектра. Влияет на социальное взаимодействие, общение, интересы и поведение.
  • Синдром гиперактивности бронхов. У взрослых проявляется чаще, чем у детей. Характерный признак — постоянный кашель, особенно летом. При неправильной работе бронхов в них не только попадает кислород, но и оседает пыль, вещества, раздражающие слизистую оболочку.
  • Эпилепсия. Состояние, при котором происходит влияние на мозговые процессы. Человек может переживать неконтролируемые судороги или упасть в обморок.
  • Синдром Туретта. Нарушение в нервной системе, характеризующееся постоянными моторными тиками и непроизвольными шумами. Например, человек может одновременно дергать головой, свистеть или несдержанно ругаться.
  • Трудности в усвоении материала. Характерна дислексия — невозможность сосредоточиться на чтении или записать слова так, чтобы в процессе буквы не перемешались.

При наличии одного или нескольких факторов повышается риск обнаружения синдрома гиперактивности у взрослых. Для выявления расстройства следует обратиться к специалисту. Лечение назначается в индивидуальном порядке.

Признаки заболевания

Главными симптомами синдрома гиперактивности у взрослых являются невнимательность, чрезмерная энергичность и импульсивность. Нередко они заходят за грань допустимых возможностей и сильно утомляют организм человека, а также окружающих людей, вызывая головные боли, апатию или пресыщение общением. При этом активность пациента может резко переходить в агрессивное настроение. Некоторые клинические психологи ошибочно относят синдром к биполярному расстройству, для которого характерны схожие черты.

Следует подробнее изучить симптомы гиперактивности у взрослых для того, чтобы убедиться в наличии заболевания.

Примерами невнимательности могут стать:

  • Неспособность сосредоточиться на задаче в течение длительного времени.
  • Плохое внимание к деталям.
  • Неорганизованность. Например, неспособность регулярно вести дневник или ежедневник.
  • Рассеянность, забывчивость.
  • Быстрое переключение внимания с одного на другое.
  • Откладывание дел.
  • Ненадежные рабочие привычки.
  • Равнодушие к планированию встреч, частые переносы.
  • Выполнение дел в последний момент: форс-мажоры, ночь перед дедлайном.
  • Мечтательность, погружение в воображаемый мир.
  • Неспособность грамотно распорядиться собственным временем.

Известны случаи, когда признаки гиперактивности у взрослых не мешали им сосредоточиться на увлечениях и хобби, однако невнимательность возвращалась в тот момент, когда интерес к занятию пропадал. Скука – основной мотиватор к переключению внимания на другой объект, потому выявлена непостоянность и в досуговой деятельности.

Нередко люди с расстройством подвержены импульсивным действиям, таким как:

  • Неумение выслушивать до конца.
  • Бросать дела, так и не заканчивая их.
  • Невозможность просчитать последствия своих действий.
  • Постоянные проблемы с деньгами из-за непредвиденных затрат.
  • Брать слишком много задач на себя, чтобы доказать превосходство.
  • Частая смена работы из-за скуки и однообразия.
  • Употребление наркотиков или алкоголя.
  • Темпераментный характер, включающий раздражительность, быстрый переход в состояние агрессии.

Симптомы гиперактивности у взрослых проявляются в следующих признаках:

  • Взволнованность, частые переживания.
  • Неусидчивость.
  • Отсутствие чувства опасности.
  • Быстрые мысли, неспособность расслабиться перед сном при стрессовой ситуации или проблеме.
  • Отсутствие долгой концентрации на одном предмете.
  • Невозможность стоять в очередях и ждать.
  • Беспрерывные разговоры, неумение хранить секреты.

Нередко человек, переживающий все перечисленные проблемы, сталкивается с трудностями в социальном взаимодействии с окружающими. Постоянные стрессовые ситуации, желание поставить в жесткие рамки и принудительно научить дисциплине воспринимается пациентом импульсивно. Потому следует придерживаться рекомендаций специалиста: проходить терапию или принимать лекарства.

Положительные стороны

Довольно часто синдром гиперактивности у взрослых приводит к злоупотреблению алкоголем или наркотиками. Отмечаются случаи аварий в нетрезвом состоянии, когда человек садится за руль импульсивно, желая доказать правоту или сбежать от проблем.

Тем не менее гиперактивность не окрашена исключительно темными красками, а имеет ряд преимуществ. К ним относятся:

  • Высокая энергичность.
  • Творческий подход к решению проблем.
  • Повышенная эмпатия, интуиция и проницательность.
  • Хорошее чувство юмора.
  • Предприимчивость.
  • Безграничное упорство.
  • Сосредоточенность на любимом увлечении.

Диагностирование заболевания

Не существует единого тестирования, указывающего на гиперактивность у взрослого человека, однако с помощью опытного специалиста получится узнать о наличии или отсутствии расстройства. Процесс диагностирования может состоять из одного или нескольких подходов:

  • Психологические тесты. Определяют особенности мышления, тип темперамента и склонность к деструктивному поведению.
  • Вопросы о детстве. Фрейд утверждал, что в первые годы жизни можно обнаружить ряд отличительных особенностей и выявить причины врожденных или приобретенных моральных травм.
  • Проведение интервью с партнером, близким другом или родителем о поведении пациента.
  • Физическое обследование. Включает тестирование сердца, анализ крови и сканирование коры головного мозга.
  • Обзор документов. Школьные грамоты, благодарности.

Нередки случаи, когда проведение диагностирования указывает на наличие гиперактивности в ранние годы. Однако некомпетентность специалистов или невнимательность родителей ставит взрослого человека перед фактом шокирующей реальности много лет спустя.

Так, синдром оказывает влияние на различные спектры жизни, включая:

  • Трудности во взаимоотношениях с близкими или отсутствие друзей.
  • Неуспешность в рабочей деятельности или в учебе.
  • Опасные ситуации за рулем.
  • Сложности в любви. Постоянная смена партнеров.

Важно учитывать, что при наличии нескольких признаков гиперактивности у взрослых необязательно должно диагностироваться расстройство. Только с помощью индивидуального подхода, учитывая все особенности личности, можно сделать объективный вывод о состоянии.

Способы лечения

Медицина давно продвинулась вперед, а современные специалисты в клинической психологии могут похвастаться безграничным опытом практик за плечами. Имея представление о похожих ситуациях, накопленных столетиями, они разработали ряд эффективных методов, позволяющих узнать, как лечить гиперактивность у взрослых, и помочь наслаждаться жизнью. Не рекомендуется самостоятельно ставить диагноз и пытаться избавиться от расстройства.

Медикаментозное лечение

Лекарственные препараты признаны наиболее действенным способом, поскольку способны уменьшить проявления импульсивности, помочь сконцентрировать внимание и снизить уровень энергичности. Исследования показывают улучшения пациентов в двух из трех случаев. Тем не менее человеку могут отказать в использовании препаратов из-за прошлого злоупотребления психотропными веществами или наркотиками. Беспокоясь о повторении ситуации, доктора прибегают к другим методикам.

Сеансы терапии

Подходы к устранению гиперактивности у взрослых нередко включают комбинированные способы. Пациента одновременно направляют на поведенческую терапию и выписывают рецепт на препараты. Лечение происходит исключительно с учетом индивидуальных проблем:

  • Тренировки на расслабление и управление стрессом. Уменьшают беспокойство и напряжение.
  • Индивидуальная когнитивная и поведенческая терапия для повышения самооценки.
  • Наставничество. Помогает поддерживать деловые отношения и улучшает производительность на рабочем месте.
  • Терапия по семейным проблемам.
  • Обучение человека стратегиям организации домашних и рабочих мероприятий.

При выявлении ранних этапов гиперактивности поведение возможно урегулировать в максимально короткие сроки, однако при игнорировании ситуации степень сложности расстройства может повыситься, а на лечение уйдут многие годы. При быстром вмешательстве взрослые люди могут избавиться от психологических трудностей и эмоциональных порывов.

Жить дальше: рекомендации и советы

Заболевание, которое невозможно устранить хирургическим путем, нередко шокирует пациентов. Так, наиболее частыми причинами гиперактивности у взрослых является генетическая предрасположенность или наличие смежного заболевания, повышающего риск возникновения расстройства, как, например, синдром Туретта или депрессия. Тем не менее жизнь не стоит на месте и неумолимо движется вперед. Специалисты в области клинической психологии предоставляют ряд советов, которые помогут не опустить руки и снизить проявление симптомов.

  1. Планирование дня. Распределение дел помогает сосредоточиться на их выполнении. Перечень необходимых обязанностей может выглядеть бессмысленным занятием, но он помогает узнать, что следует ожидать в настоящее время. Например, человеку нужно создать проект, но только с помощью структурированных шагов ему удастся выполнить задачу максимально эффектно.
  2. Объективное вознаграждение. Основными источниками лечения являются мотивация и похвала. Пациенту рекомендуется настроиться на позитивное поведение и вознаградить себя покупками, любимыми занятиями, которые не навредят его здоровью. Например, это может быть поход в кинотеатр или прогулка по любимому парку. Даже за выполнение одного из пунктов в ежедневнике важно не забыть сказать самому себе простое «молодец».
  3. Упражнения. Физические нагрузки — эффективный способ снизить уровень гиперактивности в течение дня. Уделяя занятиям как минимум по полчаса в день, человек не только сможет использовать лишнюю энергию, но и повысить тонус, подкачать мышцы и нормализовать качества сна. Спорт подразумевает умеренную активность и потому, во время выполнения упражнений не следует превышать собственные физические возможности.

  4. Рацион питания. Следует избавиться от кофеина и других возбудителей нервной системы. Некоторые продукты питания также оказывают похожий эффект, тонизируя сознание и повышая энергичность. Рекомендуется составить сбалансированное, здоровое меню. Специалисты советуют обзавестись тетрадью, где человек будет записывать основные продукты, которые съел в течение дня.
  5. Расслабление перед сном. Нередко люди с гиперактивностью страдают бессонницей, поскольку не могут успокоиться. Шумные вечеринки, компьютерные игры или просмотр боевика негативно сказываются на отдыхе. Пациентам рекомендуется придерживаться рутины за несколько часов до сна, а также ложиться и вставать в одно время.

В современном мире гиперактивность не приговор для любого человека. Следуя советам специалистов в области клинической психологии, правильно установив диагноз и придерживаясь курса лечения, с расстройством можно жить и избавиться от него в будущем.

labuda.blog

симптомы. Как происходит лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Многие люди считают, что синдром дефицита внимания и гиперактивность являются детскими патологиями. Но встречаются они также и у взрослых. По своей сути СДВГ является минимальной дисфункцией полушарий головного мозга, которая может возникнуть еще до того, как ребенок появится на свет. Такие отклонения излечиваются лишь в 50% случаев. СДВГ у взрослых проявляется по-разному и не всегда синдром сопровождается гиперактивностью. Люди, страдающие этой патологией, могут жить вполне нормальной жизнью, и даже не догадываться о своем состоянии. Они могут создавать семьи, воспитывать детей, заниматься теми видами профессиональной деятельности, которые не требует большого внимания и позволяют проявлять свою гиперактивность. Но своевременное выявление синдрома и его лечение может значительно улучшить качество жизни.

Основные проявления

В международной классификации болезней есть целый раздел, посвященный СДВГ. Диагнозы различаются по наличию и преобладанию симптомов патологии, но в большей части они касаются детей, поскольку большинство из этих проявлений исчезают по мере взросления. Прежде всего, это касается гиперактивности.

У взрослых людей она проявляется редко. Это объясняется тем, что организм человека полностью меняется после полового созревания, и его энергетический ресурс становится ограниченным. Но, в то же время, после совершеннолетия возникают новые симптомы СДВГ. Среди них наиболее ярко проявляется неустойчивость внимания. Таким людям очень сложно выполнять ежедневные обязанности, например, производить уборку в доме, готовить еду, сортировать вещи и раскладывать их по своим местам.

Люди с СДВГ склонны провоцировать конфликты. Постоянные ссоры становятся причиной разрушения семьи. Определить, что у взрослого человека есть СДВГ можно по таким признакам:

  • сложности с выполнением рутинных дел, таких как, уборка или готовка еды. В быту такие люди дезорганизованы, они рассеяны, легко отвлекаются на посторонние дела и постоянно опаздывают;
  • неспособность составлять и контролировать собственный бюджет, а также своевременно оплачивать коммунальные и другие счета. Люди с СДВГ не умеют копить деньги и рационально их использовать;
  • отсутствие умения выслушивать собеседника до конца;
  • отсутствие тактичности при общении с другими людьми. Человеку с данным видом расстройства сложно сдерживать спонтанные высказывания, они крайне импульсивны;
  • забывчивость, которая проявляется в невозможности регулярно принимать лекарственные препараты;
  • отсутствие интересов и хобби. Синдром дефицита внимания у взрослых проявляется в неспособности концентрироваться на работе и заниматься одним видом деятельности на протяжении длительного времени;
  • возникают постоянные трудности при планировании своей деятельности, а также при последующем выполнении задуманного. У пациентов с синдромом дефицита внимания практически всегда отсутствуют долгосрочные планы;
  • невозможность составить отчет, сделать вывод или заключение. Неспособность анализировать что-либо.

Все эти проявления заболевания негативно сказываются на работе человека. Невозможность концентрироваться на выполнении рабочих обязанностей и важных поручений не позволяет продвигаться по карьерной лестнице и достигать высот в профессии. Несдержанность и импульсивность, а также отсутствие такта, осложняет отношение с коллегами и начальством. По этой же причине могут возникать конфликты в семье с близкими людьми.

При СДВГ могут возникнуть трудности с вождением автомобиля, поскольку такие люди не могут концентрировать свое внимание на дороге, при этом замечать всех участников движения, дорожные знаки, сопоставлять картинки с зеркал обзора, оценивать ситуацию и осуществлять необходимые в этот момент действия.

Сказывается синдром и на интимной сфере, особенно это касается женщин. Достичь оргазма им при этом расстройстве практически невозможно. В ходе полового акта нужно полностью сконцентрироваться на происходящем и своих ощущениях, а СДВГ не позволяет этого сделать.

Неимоверно сложно взрослому человеку с СДВГ читать книги и смотреть фильмы, особенно если сюжет не захватывает с первых слов или секунд. У таких людей попросту не хватает терпения, они утрачивают интерес к истории уже после нескольких минут.

Диагностика расстройства

Специалисты утверждают, что СДВГ у взрослых не возникает неожиданно. Это расстройство трансформируется из детской формы патологии. Поэтому в процессе диагностики большое внимание уделяется сбору информации о наличии соответствующей симптоматики в детстве пациента. Для этого производится анкетирование обратившегося за помощью человека, членов его семьи и людей из близкого окружения. Особое внимание уделяется анализу школьных успехов пациента, а также темпов его развития и достигнутых результатов.

Параллельно со сбором информации должно проводиться общемедицинское обследование. Это позволит исключить соматические или неврологические заболеваний, имеющие схожие проявления. Исследования на различных видах томографов позволяют подтвердить наличие органических дефектов в ЦНС. Подобные изменения фиксируются при попытке человека сконцентрироваться на чем-либо. В состоянии покоя органические изменения в головном мозге не фиксируются.

Кроме того, диагностировать СДВГ у взрослых помогают различные тесты. С их помощью можно не только выявить степень умственного развития, но и получить полную картину о пациенте.

Наиболее эффективные способы лечения

Основная сложность в лечении СДВГ у взрослых связана с поздней диагностикой. Чем раньше было выявлено данное расстройство, тем легче будет проходить лечение. Но, в любом случае, оно должно быть комплексным.

Осуществлять лечение синдрома дефицита внимания может психолог или психотерапевта с обязательным назначением медикаментозных препаратов.

Ведущую роль при коррекции такого расстройства, как синдром дефицита внимания у взрослых людей, является психотерапия. Наиболее эффективную методику психотерапевт подбирает исходя из индивидуальных особенностей пациента и тяжести его состояния:

  1. Когнитивная и поведенческая терапия позволяет поднять самооценку пациента и способствует его самоутверждению.
  2. Полезны расслабляющие тренинги, используя их человек может снять груз тяжелых психоэмоциональных нагрузок.
  3. Поведенческие курсы помогают пациенту научиться организовывать свою жизнь, с максимальной пользой использовать свое время, а также распределять его между работой и отдыхом.
  4. Семейная психотерапия позволит наладить взаимоотношения между супругами, один из которых страдает СДВГ. Для нормализации профессиональной сферы используются рабочие тренинги.

Лечение лекарственными препаратами для взрослых людей строится по той же схеме, что и при терапии детской формы синдрома. Больные СДВГ не могут сами контролировать прием препаратов, в отличи  от здоровых людей, поэтому в этом вопросе нужен контроль со стороны родственников.

Наиболее эффективными средствами при лечении СДВГ являются психостимуляторы. Но эта группа препаратов способна вызывать привыкание, поэтому их прием должен контролироваться специалистами. В ходе лечения синдрома дефицита внимания также могут применяться ноотропные препараты. Под их воздействием улучшается мозговая деятельность, с также стабилизируются мыслительные процессы. Рекомендовать конкретные лекарственные средства может только квалифицированный врач после того, как будет проведено тщательное обследование пациента и поставлен точный диагноз.

Медикаментозное лечение позволяет несколько улучшить способность к концентрации внимания, но оно не в состоянии решить проблемы с дезорганизацией, забывчивостью и неумением рассчитывать собственное время. Для того, чтобы лечение было успешным, нужно сочетать известные способы коррекции СДВГ у взрослых.

Дополнительные методы

Наряду с психотерапией и медикаментозным лечением можно применять и другие способы коррекции синдрома дефицита внимания. Большинство из них подходят для самостоятельно использования в качестве вспомогательных методов при комплексной терапии СДВГ.

Одним из самых простых способов уменьшения проявлений синдрома дефицита внимания является регулярное занятие спортом. В процессе выполнения физических упражнений повышается уровень серотонина, дофамина и норэпинефрина в головном мозге. Эти вещества положительно влияют на способность к концентрации внимания. Для достижения устойчивых результатов нужно тренироваться не менее 4 раз в неделю, но для этого не обязательно посещать тренажерный зал. Можно просто совершать пешие прогулки в парке.

Лечение будет более эффективным, если удастся нормализовать сон. Когда человек спит, его мозг отдыхает и расслабляется, в результате улучшается психоэмоциональное состояние. Если стабильный режим сна будет отсутствовать, то симптомы СДВГ будут проявляться с большей силой.

Также следует обратить внимание и на питание, оно должно быть сбалансированным и регулярным. Но при синдроме дефицита внимания важнее следить не за тем, что человек ест, а за тем, как он это делает. Неспособность к самоорганизации приводит к тому, что питание человека становится беспорядочным. Он может длительное время обходиться без еды, а затем поглощать ее в больших количествах. В результате ухудшается не только симптоматика расстройства, но и самочувствие человека в целом.

Устранить некоторые из симптомов СДВГ поможет йога или медитация. Если регулярно практиковаться, то можно усилить внимание, уменьшить импульсивность и беспокойство, а также избавиться от депрессии. Найти рекомендации по занятиям йогой можно в Интернете, но лучше обратиться к тренеру. Он составит наиболее подходящий комплекс упражнений (асан) с учетом вашего возраста и физического здоровья.

Заблуждения относительно СДВГ

В нашей стране взрослых с подтвержденным диагнозом СДВГ не так уж и много. Это объясняется тем, что за специализированной помощью обращаются лишь единицы людей, имеющих подобное расстройство. У нас попросту не принято ходить к психотерапевтам, психологам, и тем более к психиатрам. А вот на западе дело обстоит по-другому. Диагноз СДВГ в свое время был поставлен многим знаменитостям, которые на своем примере показывают, что данное расстройство не приговор. Синдромом дефицита внимания страдает Джим Керри, Перис Хилтон, Джастин Тимберлейк, Аврил Лавин и многие другие мировые звезды кино и эстрады. Они открыто говорят о своих проблемах, помогая тем самым обычным людям поверить в себя и начать менять свою жизнь к лучшему.

Поэтому не стоит верить заблуждению, что СДВГ – это просто «модный» диагноз, который оправдывает плохое воспитание и педагогическую запущенность. Первые научные труды, посвященные СДВГ, увидели свет еще в начале прошлого века. Существуют и другие мифы относительно синдрома дефицита внимания и гиперактивности, приведем некоторые из них:

  • диагноз СДВГ ставят практически всем детям, которые излишне подвижны и активны. На самом деле, это расстройство встречается не так уж часто. Примерно 6% населения сталкиваются с подобным расстройством, и только треть из них получает необходимое лечение. Большую часть гиперактивных детей не лечат вообще, особенно это касается девочек;
  • синдром дефицита внимания является болезнью гиперактивных мальчишек. Но это далеко не так, в большинстве случаев у пациентов с синдромом дефицита внимания гиперактивность отсутствует. Таких людей просто считают ленивыми и глупыми. Синдром очень распространен среди девочек и женщин, но, согласно статистике, его чаще диагностируют у представителей сильного пола;
  • эту болезнь придумали американцы, склонные к поиску простых решений из сложных ситуаций. Синдром встречается практически во всех странах, но не везде это расстройство достаточно изучено;
  • главная причина СДВГ – это плохие учителя, родители и отсутствие жесткости в воспитании. Семья и ближайшее окружение может сказаться на состоянии человека с СДВГ, но основной причиной расстройства являются генетические особенности или органические изменения в головном мозгу. В этом случае даже самые опытные учителя и любящие родители редко могут повлиять на поведение ребенка;
  • люди с СДВГ прикладывают мало усилий для решения своих проблем, и поэтому не стоит их оправдывать. Исследования на томографах позволили сделать вывод, что чем больше человек с этим синдромом старается, тем больше ухудшается его состояние. При попытке сосредоточится на выполнении какого-либо задания, у пациента попросту отключается лобная кора мозга.

Но самым опасным является заблуждение о том, что дети с СДВГ перерастают эту патологию, и после 12-14 лет все симптомы исчезнут. Современные исследования показали, что проявления синдрома дефицита внимания сохраняются во взрослой жизни более чем у половины всех детей, страдающих этим расстройством.

Такое большое количество мифов и заблуждений относительно СДВГ объясняются тем, что страдающие им дети и взрослые выглядят вполне нормально, они способны справляться с элементарными обязанностями. Синдром, хоть и осложняет жизнь человека, но все же не делает его тяжелобольным. Взрослые приспосабливаются к своей патологии настолько хорошо, что способны ввести в заблуждение даже самых опытных врачей. В большинстве случаев выявить отклонения можно только после тщательного компьютерного исследования головного мозга пациента.

arbat25.ru

Гиперактивные взрослые: СГДВ как семейный синдром

Шумный, импульсивный, не способный соблюдать дисциплину ребенок обязательно привлечет внимание педагогов и врачей. Они дадут рекомендации, расскажут родителям, как можно исправить эту проблему. Но что делать, если синдром гиперактивности не у детей, а у самих взрослых?

Игорю пять лет. Каждые выходные он просит маму идти с ним на детскую площадку, а она под любым предлогом уклоняется. Мама, конечно, хочет, чтобы Игорь играл и общался со сверстниками. Но практически каждый раз эти игры заканчиваются слезами детей, ссорами мам и общей напряженностью. Не получается у Игоря играть просто – без конфликтов и недоразумений. Однажды его маме пришлось везти соседскую девочку в больницу – Игорь бросил ей в глаза целую горсть земли. В другой раз платить за чистку пальто чьей-то бабушки – Игорь вылил на него самосвал воды из лужи. Он способен и плюнуть, и укусить, и выбросить игрушку в мусорный бак. А может и сам в этот бак залезть, если отвернуться больше чем на минуту. Слова «лечить его надо» мама Игоря слышала много раз, всегда переживала и испытывала обиду за сына. Но потом такой же совет дал психолог из детской поликлиники и предложил поводить мальчика в группу по коррекции поведения. Прошло уже три месяца – занятия дают очень хороший результат. Мама довольна, отмечает много положительных моментов в поведении, но при этом шутит: «Нам бы еще и папу в такую группу – он тоже без приключений жить не может. На любой работе больше двух месяцев не задерживается: или увольняют, или сам уходит со скандалом. Сейчас вот уехал на Север, сказал, что работать в офисе ему скучно. Присылает деньги, приезжает сам, да и расставаться с ним я не собираюсь. Просто обидно: умный человек, а из-за своего характера портит себе жизнь».

Количество детей с синдромом гиперактивности, по разным оценкам, составляет от 7 до 20%. Примерно у половины из них во взрослом возрасте проявления заметно сглаживаются или практически исчезают, а у второй половины остаются и становятся частью личности. Но корректировать поведение взрослого человека и даже просто отмечать нарушения как-то не принято. Про склонность к конфликтам, невнимательность, неспособность долго заниматься одним и тем же делом, соблюдать правила и дисциплину (все основные симптомы гиперактивности) мы, скорее всего, так и скажем: характер. Сам человек тоже бывает к себе некритичен, а часто даже придает позитивную окраску тому или иному симптому: «Не могу выполнять то, что неинтересно», «Ни за что не потерплю неуважительного отношения», «Я сам буду решать, что мне делать», «Если я что-то задумаю, то сделаю во что бы то ни стало». С такими установками он строит профессиональные и личные отношения, заводит семью, воспитывает детей. Каким бывает такое воспитание?

Условно-наследственная проблема

Алина полгода назад перешла в новый садик. Поначалу воспитатели списывали все трудности в поведении на адаптацию. Но потом стало понятно, что дело не в этом. Девочка совершенно не умела играть в коллективные игры: не соблюдала правила, обижала других детей, дралась. Не слушала, что ей говорят воспитатели: могла встать и убежать во время разговора. В тихий час засыпала быстро, но, если просыпалась раньше положенного времени, начинала кричать и будить всех. Даже на занятиях ей было трудно сосредоточиться: все рисунки оставались незаконченными, пластилиновые фигурки были без рук или без ног. Именно по этому поводу однажды в детский сад и пришла мама (обычно Алину приводила и забирала бабушка). «Это же ненормально, что ребенок так рисует! Вы педагоги и должны этим заняться! Она здесь проводит весь день, и правильное развитие – ваша обязанность!» – кричала женщина, совершенно не слушая, что ей говорят. Потом пригрозила обратиться «куда следует» и, хлопнув дверью, ушла. Свои соображения, как помочь Алине, воспитатели высказать так и не успели.

Примерно 60% детей, которым ставят диагноз СГДВ (синдром гиперактивности и дефицита внимания), воспитываются в семье, где один из родителей имеет схожие проблемы. Это не значит, что гиперактивность передается детям от родителей, как цвет глаз или генетические заболевания. Не меньшую роль, чем наследственная предрасположенность, здесь играет фактор ее передачи социально-психологическим путем. Из двух детей с минимальной мозговой дисфункцией при рождении (а это один из важнейших факторов) гиперактивность с большей вероятностью проявится у того, кто живет с гиперактивными родителями. Более того, бывают случаи, когда абсолютно здоровые при рождении дети в дальнейшем имеют признаки и симптомы СГДВ – настолько сильным оказывается влияние на ребенка гиперактивных взрослых в раннем возрасте! Однако сами родители часто совсем не чувствуют этого влияния и отрицают свою роль в проблемах.

Нездоровая активность

«Прихожу однажды домой, а там записка: «Извини, все это невыносимо. Уехала к друзьям на пару дней, с дочкой посидит соседка». Я был в шоке. Какие друзья? Какая соседка? Разве нормальные родители так поступают? Моя жена и раньше могла внезапно уехать, например, после ссоры или просто потому, что «так тоскливо, сил нет». Но я был уверен, что появление ребенка ее изменит. Конечно, пришлось брать на работе отпуск – не могу я доверить годовалого ребенка посторонним. А жена через неделю вернулась, как ни в чем не бывало, да еще и меня обвинила во всем: это я не смог понять ее состояние и вовремя предложить какое-то развлечение. Теперь не могу отделаться от тревоги: кто знает, что ей еще в голову придет?» Андрей, 32 года

Заметными качествами гиперактивных взрослых является неумение мириться с обстоятельствами, низкая переносимость чувства неудовлетворенности, отсутствие развитых волевых свойств. Большинство людей в ситуации трудностей и ограничений перестраивают свою жизнь, настраиваются на то, чтобы потерпеть, подождать, и ищут радость в том, что доступно. Гиперактивный же человек испытывает сильное разочарование и чувствует себя страдальцем, если обстоятельства складываются не так, как он планировал. Настроение портится до депрессии и нарушений в отношениях. Ждать, пока ситуация изменится, ему крайне тяжело, и человек совершает импульсивные, иногда даже странные, поступки.

Дети в такой ситуации испытывают еще большую тревогу. Они ведь не понимают сути происходящего и не могут объяснить себе такие внезапные перемены в поведении взрослого. Чувство неуверенности проявляется на уровне организма: плохим сном, сбоем в развитии (заговоривший было ребенок вдруг надолго замолкает, начинающий ходить кроха опять возвращается к ползанию). Тревожное влияние оказывает и просто слишком большое количество перемен в рамках одной семьи. А гиперактивные люди без этого просто жить не могут. Они даже ссорятся иногда просто потому, что становится скучно. Им трудно «сидеть на месте и ничего не делать», поэтому обеспечить ребенка так необходимым тому чувством покоя и постоянства у них не получается.

Если взрослый человек чувствует себя некомфортно при чтении: ему постоянно неудобно сидеть, то и дело хочется отвлечься – это может свидетельствовать о наличии у него синдрома гиперактивности.

Плохой пример для подражания

«Моя мама – художница и дизайнер по интерьеру. Сейчас она довольно успешна, но, пока я была маленькой, «трудные периоды» следовали один за другим. Она расставалась с мужьями, ссорилась с партнерами по делам, переезжала с квартиры на квартиру. Каждый раз я наблюдала приступы такого плохого настроения, что даже пугалась. Мама переставала выходить из дома, готовить еду, вообще как-то обо мне заботиться. Просто лежала целыми днями на диване, смотрела в одну точку, отвечала «да» или «нет» и разговаривала по телефону с подругами, ругая все на свете. Помню, было очень обидно слышать: «Меня ничего не радует». Я же ее ребенок, я должна ее радовать! С пяти лет я мечтала о собственной семье и о дочке, представляла, что у меня в доме всегда будет радостно. В принципе, так оно и есть. Но плохое настроение у меня тоже бывает часто, даже без причин. И тогда просто не могу с собой ничего поделать: так же отворачиваюсь от всех, раздражаюсь. Однажды выгнала дочку из комнаты. Потом очень стыдно было за это…» Лина, 28 лет

Гиперактивные взрослые обычно понимают, что такое хорошо и что такое плохо, но склонны замечать только негативное поведение других людей. «Какие все агрессивные, злобные стали. Поубивать бы таких» – таково их отношение к нормам, правилам, жизни вообще. Естественно, что даже те дети, которые отличаются от родителей по темпераменту, все равно демонстрируют схожие особенности поведения. Если мама или папа (или оба) имеют привычку в конфликтной ситуации бить посуду, рвать одежду, нападать с кулаками, то ребенок поначалу будет пугаться, а потом вести себя так же. И даже то, что потом за это будут ругать и наказывать, его уже не остановит.

Невнимательность, склонность к плохому настроению, неустойчивая самооценка тоже передаются через пример – только это не так очевидно. «Маша, Клава – откуда я знаю, как ее зовут? Что, мне надо помнить всех твоих родственников?», «Что там было? Ничего не было. Даже не помню, о чем шла речь. Какую-то ерунду три часа обсуждали». Функция внимания есть у всех, но произвольное внимание и привычку быть внимательным формируют родители. Конечно, если сами они этим качеством обладают. Гиперактивные люди часто и во взрослом возрасте бывают рассеянными, забывчивыми, легко отвлекаемыми, поэтому детей научить они могут только тому же самому.

Когда родители склонны к мелким асоциальным поступкам (припарковать машину на тротуаре или выбросить бумажку мимо урны), то и дети привыкают игнорировать общественные нормы и даже получать удовольствие от того, что таким образом смогли выделиться из толпы.

Семейная терапия

Значит ли это, что такие взрослые всегда будут негативно влиять на детей, провоцируя или усиливая и у них проявления гиперактивности? Конечно, нет. Взрослые ведь на то и взрослые, чтобы уметь разбираться в собственных проблемах, понимать их и исправлять. Тем более что воспитание детей само по себе – терапия. Огромное количество мужчин и женщин именно с этого времени по-настоящему взрослеют, избавляются от проблем детства, корректируют свой характер. Это принято относить на счет возросшей ответственности, но в реальности есть и другая сторона.

Общение в семье с маленьким ребенком содержит множество элементов всех видов терапии гиперактивности – просто не надо уклоняться от них и считать пустой тратой времени.

* Рисование. Ребенок рисует, рассказывает, что у него получилось, а потом они с мамой вместе дорисовывают что-то. Арт-терапия – один из самых действенных методов коррекции гиперактивности. Еще лучше, если сначала рисовать, а потом обмениваться мнениями родители будут вместе с детьми.

* Чтение. Многие взрослые сейчас вообще не читают своим детям. «Он и не просит – столько разных мультфильмов и компьютерных игр. Просто слушать уже неинтересно». Но чтение не просто успокаивает, нормализует активность, а и развивает внимание. Читайте – пусть это будут даже небольшие рассказы или сказки – и обсуждайте их.

* Поддержка хорошего поведения. Говорите «умница» и «молодец» ребенку каждый раз, когда он смог закончить какое-то дело, например, сложил пирамидку или убрал игрушки. И себе – за то, что делаете так много полезного для малыша. Многие люди с синдромом гиперактивности испытывали недостаток в ласке. Сейчас у вас есть прекрасная возможность это исправить.

Читать на эту тему:

www.parents.ru

Синдром гиперактивности — симптомы, последствия и способы лечения

Генрих Хоффман — врач, автор книг, который исследовал проблемы психиатрии в 1845 году впервые описал синдром двигательной гиперактивности.. Наблюдая за своим трехлетним сыном, он написал томик стихов о детях и их поведении «The story of fidgety Philip», где был описан мальчик с точными симптомами СДВГ.

Что такое гиперактивность?

Во второй половине двадцатого века гиперактивность врачи объясняли нарушением определенных функций мозга и считали ее патологией, однако к концу столетия синдром двигательной гиперактивности выделили в самостоятельное заболевание, обозначив его симптоматику и указав пути лечения. Как правило, это недомогание проявляется у детей дошкольного и раннего школьного возраста, признаками его служат неспособность ребенка к концентрации внимания на предмете, невозможность контролировать свои действия.

Является ли гиперактивность отклонением психики?

У медиков и психологов существуют серьезные разногласия по поводу того, гиперактивность – это болезнь или нет? Одни считают, что дефицит внимания у детей – это серьезнейшая проблема, и родителям нужно особенно пристально обращать свое внимание на малыша, если появились симптомы заболевания, ведь абсолютная неспособность сосредоточить внимание на игрушках, книжках, речи взрослого человека наверняка приведет к задержке у такого ребенка общего развития, проблемам с психикой и речью. СДВГ тоже может быть симптомом некоторых болезней, связанных с мозговой дисфункцией.

Другие врачи полагают, что гиперактивность – это нормальная реакция детского организма на все убыстряющийся темп современной жизни, и вовсе не обязательно пичкать ребенка ноотропными и другими сильнодействующими препаратами, подавляющими двигательную активность. Такие великие люди, как Моцарт и Эйнштейн, по всем признакам, тоже страдали дефицитом внимания, что вовсе не помешало им оставить свое имя в истории. Скорее всего, истина, как всегда, где-то посередине, и у человека с признаками СДВГ могут быть как мозговые дисфункциональные расстройства, так и обычные проявления темперамента.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых

Амстердамский психиатр Сандра Кооидж диагностировала синдром гиперактивности у взрослых. Оказывается, бывает и такое. Человек может прожить всю жизнь, не догадываясь, что с ним не так, а к старости начинает подозревать у себя признаки слабоумия, которого вовсе нет, а есть обычный СДВГ. Сандра Кооидж отмечает, что мозг у людей с дефицитом внимания работает не как у других. Он выделяет мало дофамина, а это значит, что человек постоянно находится в беспокойном состоянии, сам того не замечая.

СДВГ у взрослых симптомы

Взрослые люди старше пятидесяти лет больше всего подвержены СДВГ. Симптомы у них при этом бывают следующие: они все забывают, становятся все более и более рассеянными, им труднее концентрировать свое внимание. Конечно же, это у них вызывает беспокойство, что еще больше усиливает СДВГ. Визит к врачу и постановка диагноза зачастую приносят пожилым людям облегчение – ведь они подозревали у себя старческую деменцию, но на самом деле, у них «всего лишь» синдром дефицита внимания, который можно лечить медикаментозно.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Действительно, диагноз СДВГ чаще всего ставят детям. Причины, которые провоцируют развитие у детей этой болезни, могут появиться еще до их рождения:

  • длительный токсикоз и повышенное давление беременной мамы;
  • долгие, или наоборот, очень быстрые роды;
  • вредные привычки будущей мамы, нездоровый образ жизни, тяжелый труд;
  • расстройство дыхания, зафиксированное при внутриутробном развитии младенца.

Гиперактивность ребенка представляет собой проблему для родителей и окружающих. Этот малыш находится в постоянном движении, может без конца носиться, возьмет ложку супа в рот и тут же убегает к игрушкам, возвращается, хватает со стола яблоко и бежит на улицу. Данные поступки — это вовсе не недостаток дисциплины, как думают наблюдающие. Просто центры возбуждения в мозгу сформировались, а центры торможения – нет. Бесполезно ругать и наказывать кроху – он будет плакать, искренне обещать исправиться, но сделать этого не сможет чисто физически, поэтому следует просто показаться специалисту.

Синдром гиперактивности у детей — симптомы

Каким образом родителям и воспитателям можно заподозрить синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей? Признаками дефицита внимания могут являться следующие показатели:

  • ребенок не может ни на чем сосредоточиться;
  • последовательность действий при решении задач у него вызывает трудности;
  • он постоянно отвлекается;
  • плохо переключается с одного вида задач на другие;
  • у него постоянно что-то теряется;
  • он забывает вещи и события.

Симптомами гиперактивности могут служить:

  • ребенок не контролирует свои эмоции и порывы, перебивает других;
  • переменчивое настроение: смеется — плачет;
  • пребывает в постоянном движении;
  • не способен учитывать свой негативный опыт.

В последние годы были зарегистрированы новые симптомы СДВГ у детей:

  • восприятие букв происходит в зеркальном виде;
  • при чтении ребенок теряет строки, взгляд у него соскальзывает;
  • выключение малыша из реальности на какое-то время – он не помнит, что только что происходило.

Как лечить СДВГ?

Поскольку официально СДВГ — болезнь, то ее надо лечить. При этом какого-то общего подхода к медикаментозным назначениям у врачей нет. Чаще всего для лечения людей с СДВГ используют:

  1. Препараты, стимулирующие работу мозга, улучающие его кровоснабжение – «Фокалин», «Декседрин» и «Аддерал», дозировка которых должна составлять не более 10 мг в сутки, чтобы не допустить передозировки.
  2. В случае если родители пугаются таких назначений, можно попробовать обойтись более щадящими методами лечения: записать чадо в бассейн – вода успокаивает нервную систему.
  3. Двигательную активность можно использовать «в мирных целях» — подойдут секции футбола, танцев, любых занятий, предусматривающих много движений.
  4. Травы, оказывающие успокаивающее действие, сыграют немаловажную роль в лечении синдрома гиперактивности.

Отвар на основе корня дягиля

Ингредиенты:

  • корень дягиля – 5 г;
  • вода – 200 мл.

Приготовление

  1. 5 г измельченного компонента залить 200 мл кипятка и настоять на протяжении получаса.
  2. Употреблять по 2
ложечки 3 раза в день на протяжении недели.

Отвар зверобоя

Ингредиенты:

  • листья зверобоя – 10 г;
  • вода – 400 мл.

Приготовление

  1. На 1 столовую ложку размельченного ингредиента добавить 400 мл воды.
  2. Проварить полученную массу в течение 10 минут.
  3. По прошествии четверти часа отвар тщательно процедить и пить по 10 мл 3 раза в день перед приемом пищи.

Синдром гиперактивности — последствия

Очевидно, что если игнорировать синдром гиперактивности с дефицитом внимания, то последствия для человека станут самыми неприятными — от невнимательности и рассеянности в обычной жизни до задержки ЗПР (психоречевого развития). Хотя некоторые врачи считают, что со временем СДВГ пройдет, он «перерастет» дефицит внимания и неумение сосредоточиться, лучше прибегнуть к помощи специалистов, пока поведение человека не стало полностью асоциальным.

 

womanadvice.ru

Влюбились в человека с СДВГ? Вы должны знать об этом |FOODIKA

С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней под названием синдром дефицита внимания с
гиперактивностью (СДВГ). Подробно разбираемся и рассказываем о симптомах этого психологического заболевания.

Мария Андреева, Вице-мисис Земной шар 2013, бизнесс леди

Что такое СДВГ?

Это заболевание обусловлено нарушением функций центральной нервной системы и проявляется в том, что человеку трудно контролировать свое поведение, концентрировать и удерживать внимание, вследствие чего у него возникают проблемы с обучением и памятью. Синдром дефицита внимания и гиперактивности обычно характеризуется следующими симптомами: невнимательностью, человек часто отвлекается, бывает импульсивным и, само собой, гиперактивен. Иногда синдром сопровождается нарушением кратковременной памяти и неспособностью управлять временем. Примерно 1 из 5 взрослых с СДВГ борется со злоупотреблением психоактивных веществ. Исследования показывают, что подростки с СДВГ в два раза чаще курят сигареты, чем их сверстники, которые не имеют заболевания. Как показывает американская статистика, процент разводов в семьях, где у одного из супругов имеется СДВГ, в два раза выше, чем в обычных семьях.

Какие причины?

Повышенная активность некоторых химических веществ мозга в префронтальной коре может способствовать СДВГ. Некоторые исследования показывают, что употребление алкоголя матерью, наркомания и курение во время беременности могут привести к развитию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка. Генетические факторы, скорее всего, играют важную роль. У родственников детей с СДВГ — гораздо более высокий процент антиобщественных тревог и расстройств, злоупотребления психоактивными веществами, чем у семей без детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Некоторые исследования близнецов показывают, что до 90% детей с диагнозом делятся им со своим близнецом.

У них активный мозг.

Педагоги говорят: «Один расторможенный ребенок – это проблема, два – это беда в классе». То есть, на остальных детей времени уже не хватает. Поскольку дети с СДВГ невнимательны, просто сделать им замечание недостаточно. Учитель вынужден повышать голос до тех пор, пока ребенок не обратит на него внимание. Потом ребенок приходит домой и жалуется, что учитель весь урок на него кричал, потому что только это он и запомнил. А все предыдущие обращения он не помнит. Значит, он либо невротизируется, либо начинает мстить и защищаться теми формами поведения, которыми располагает.

Они слушают, но не запоминают информацию.

Около 20% взрослых с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью имеют расстройства способности мозга к обучению. Это, как правило, дислексия и проблемы слуховой обработки. По сравнению со взрослыми без синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, больные СДВГ, как правило, имеют более низкий уровень образования, зарабатывают меньше денег, и, как следствие, их чаще увольняют.

Трудно сконцентрироваться на одном.

Испытывая постоянные трудности с концентрацией внимания, человеку может казаться, что жизнь «проходит мимо него» и что все вокруг успешнее, лучше, собранней и т.д. Однако, выходя во взрослую жизнь, такой человек может оказаться не готов к испытаниям и проблемам, которые непременно проходит на своем пути каждый из нас. Больше нет того, кто все разложил бы по полочкам, управление своей жизнью приходится брать в свои руки, и оказывается, что человек к этому совершенно не готов. 

Мгновенно могут стать тревожными.

Гиперактивность у взрослых постоянно побуждает к активным действиям, которые не приносят плодов, больных начинает беспокоить чувство тревожности. Они не понимают, почему при всех их усилиях и стараниях, итог остается безрезультатным. Людям кажется, что они трудятся не покладая рук, в то время, когда, хватаясь за все, они не успевают ничего. Характерным признаком СДВГ является мысленное прокручивание всех пережитых событий, особенно тех, которые вызывают тревогу и беспокойство. Такие люди с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты, что усугубляет имеющиеся проблемы на работе или учебе. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Не могут сконцентрироваться, когда эмоционально возбуждены.

Основной симптом СДВГ — неустойчивость внимания. Он проявляется не во всех сферах жизни. Люди с СДВГ имеют проблемы с регулярным, рутинным, повседневным вниманием. Например, им крайне сложно выполнить домашнее задание, вовремя платить по счетам, убираться в доме, делать отчет о расходах на работе, слушать супруга или регулярно принимать лекарства. Однако на что-то новое, необычное, стимулирующее, интересное или страшное, страдающие СДВГ обращают внимание без проблем. Они как будто нуждаются в стимуляции, чтобы обратить внимание на что-то, и именно поэтому ходят на страшные фильмы, занимаются рискованными видами деятельности и склонны нарываться на конфликт в своих взаимоотношениях.

Не могут остановиться делать что-то, когда слишком увлечены.

Этот фактор подразумевает в себе неадекватность поведения. Гиперактивность в данном случае проявляется в свойстве перебивать собеседника, действовать спонтанно даже в сложных ситуациях, не задумываясь о последствиях, принимать скоропалительные решения, под влиянием обычных желаний. Особо ярко импульсивность выражается в вопросах покупок. Люди с СДВГ могут скупить пол магазина, приобретя массу дорогостоящих, но в то же время бесполезных вещей.

Не могут контролировать эмоции.

Гиперактивность у взрослых сопровождается проблемами эмоционального характера. Нормальным явлением при данном недуге является резкая смена настроения. Переход от слез к хохоту, от истерики к спокойствию происходит в считанные минуты и больной не замечает за собой ничего необычного. Попадая в скучную обстановку, человек с СДВГ срочно начинает искать повод для поднятия себе настроения. Но часто эмоциональное возбуждение вызывает не позитив, а наоборот — депрессию, угнетение. Пациентам с данным диагнозом свойственны также необоснованная ярость, гнев, злость.

Говорят, что думают.

Мозг — хитрый орган. У всех нас есть странные, безумные, тупые, сексуальные, жестокие мысли, которые никто не должен слышать. Именно кора лобных долей мозга защищает нас от того, чтобы мы произносили любые глупые мысли вслух. Она действует как тормоз. Один врач рассказывал о своих наблюдениях. Однажды на конференции он был с одной из знакомых, которая страдает СДВГ и в свое время пережила черепно-мозговую травму. Перед ними сидели две полные женщины и обсуждали свои проблемы с весом. Одна женщина сказала другой: «Я не знаю, почему я такая толстая. Я ем как птичка». Знакомая доктора посмотрела на них и сказала достаточно громко, чтобы все вокруг услышали: «Да, как кондор». Ужаснувшись, знакомая поднесла руку ко рту и сказала: «О боже, я это произнесла?».

Верят в интуицию.

Некоторые ученые отмечают способность к творчеству и интуитивному мышлению у людей с заболеванием СДВГ. В основном, взрослые с СДВГ гораздо более эмоциональны, чем другие люди. Это может также иметь преимущества: некоторые добиваются успеха, используя свои творческие способности (нагромождение идей) в профессиональной сфере.

Думают не как все.

Многие пациенты с СДВГ играют в игру «Пусть у меня будут проблемы». Если такой человек расстроен, он способен сосредоточиться и, возможно, даже чрезмерно сосредоточиться на какой-то проблеме. Эта черта часто вводит окружающих, даже врачей, в заблуждение.

Нетерпеливые.

Обычно у страдающих СДВГ плохой внутренний контроль. Они не думают, прежде чем сказать что-то или сделать — именно поэтому они часто оказываются в неприятных ситуациях. При СДВГ также имеются проблемы с долгосрочными целями. Такие люди живут только нынешним моментом. Они откладывают дела до последней минуты, и им трудно копить деньги на черный день.

Дезорганизованные.

Многие страдающие СДВГ дезорганизованы. В их комнатах, на столах, в выдвижных ящиках столов и в чуланах царит беспорядок. Они неорганизованны и в плане времени и нередко опаздывают. Такой человек всегда приходит на работу на 10 минут позже и, как правило, с большой чашкой кофе в руках, поскольку ему требуются стимуляторы вроде кофеина и никотина. Людям с СДВГ бывает очень сложно удержаться на работе. Они не могут планировать рабочее время, следовать указаниям и выполнять работу в срок. Они медлительны и совершают ошибки из-за своей невнимательности. По данным социологических опросов, только половина взрослых с СДВГ в состоянии трудиться полный рабочий день, по сравнению с 72% взрослых, не имеющих этого расстройства. Как правило, люди с СДВГ зарабатывают меньше своих коллег.

Thinking. Girl solving a problem.

Избегают поручений.

Взрослые с СДВГ часто не желают выполнять те или иные действия, по причине непонимания их надобности. В детском возрасте данный фактор можно отследить по тому, что ребенок не хочет учить уроки и посещать школу, так как не имеет весомых побуждений. В зрелых годах также отпадает желание ходить на работу, заниматься бытовыми делами и тому подобное. Опять же, под влиянием отсутствия сильной мотивации. Гиперактивность у взрослых вызывает неуверенность в себе и своих силах, постоянные сомнения и мучения совести. Это связано с повышенной самокритичностью к собственной персоне. Она подтверждается слабыми успехами в школе, в сфере деятельности, а также в личных отношениях. Все неудачи в жизни такие люди считают следствием своей неполноценности, что еще больше усугубляет положение.

Им нужно много места для движения.

Особенно в раннем возрасте. Со временем это проявляется следующими симптомами. Внутреннее беспокойство, физическое желание двигаться (занятие разными видами спорта). Человек не может усидеть на месте (например, у стоматолога). Барабанит пальцами, играет с карандашами, вертится на стуле. Выстукивает ритмы ногами по полу. Постоянно говорит, отвлекаясь от темы. У людей с СДВГ часто возникает чувство скуки.

Страстно отдаются любым начинаниям.

«Я никогда не обращал внимания на свою особенность, а вот с годами стал замечать, что очень быстро увлекаюсь, но через какое-то время теряю интерес. В детстве начинал заниматься во многих кружках, но ни одного начатого дела не довел до конца.» — типичный рассказ человека с синдромом гиперактивности. Люди с заболеванием СДВГ отличаются энергичностью, но быстро остывают. Они открыты для внешнего мира. Как легко увлекающаяся личность, ребенок может хвататься за несколько дел сразу, но часто не доводить их до конца. Во взрослом возрасте эти люди бывают необязательными и крайне непунктуальными, поэтому правильные качества нужно прививать им с раннего детства.

Post Views: 0


foodika.ru

Гиперактивность: причины, симптомы и лечение

Гиперактивность — это неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое происходит в детском возрасте. Проявляется синдром такими симптомами, как проблемы с концентрацией внимания и слабоуправляемой импульсивностью. У детей с гиперактивностью возможно снижение интеллекта и возникновение сложностей при восприятии информации. С точки зрения неврологии гиперактивность рассматривается в качестве хронического стойкого синдрома, который сложно поддается лечению. Доказано, что около 30% детей со временем приспосабливаются к своей проблеме или с возрастом она сама по себе у них проходит.

Целесообразность постановки диагноза и методы лечение болезни в настоящее время вызывают множество споров. Некоторые ученые полагают, что такой болезни, как синдром гиперактивности у детей, вообще не существует, но их противники доказывают наличие генетических и физиологических причин этого состояния. Чаще всего этот синдром диагностируют у мальчиков. Что касается распространенности этой патологии, то среди школьников начальных классов она составляет около 3-10%.

У половины детей, которые страдали гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется вплоть до подросткового возраста. При этом такие подростки имеют склонности к наркомании и испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Поэтому ученые полагают, что гиперактивность у ребенка в сочетании с дефицитом внимания могут провоцировать пристрастие к алкоголю или наркотикам. Именно поэтому родителям нужно своевременно отреагировать на симптомы болезни, чтобы не упустить шансы скорректировать эту патологию.


Современные способы лечения гиперактивности у детей

Просветительная работа

Лечение болезни ребенка обязательно должно начинаться со встречи с его родителями. Родители должны понимать смысл и механизм предстоящего лечения. Сделать это крайне важно, так как большинство родителей не понимает, что происходит с их ребенком и его поведение начинает их сильно раздражать. Затем они начинают обвинять себя в проблемах малыша, считая его поведение результатом их неправильного воспитания. Со временем эти обвинения могут еще более усугубиться, что приведет к еще большим проблемам в семье.

Нередко родители не решаются обратиться к врачу, но сами решить проблемы ребенка не могут, что провоцирует новые конфликты. Поэтому крайне важно все же посетить врача, чтобы определить истинные причины, спровоцировавшие гиперактивность ребенка. Часто гиперактивность бывает спровоцирована врожденными особенностями психики малыша, повлиять на которые родители просто не способны. Некоторые симптомы патологии могут возникать из-за неправильного воспитания, поэтому в таком случае родители должны сами справиться с проблемой.

Таким образом можно отметить, что задачи просветительной работы с родителями следующие: помочь семье разобраться в поведении малыша, объяснить им, на что действительно стоит надеяться и каким образом вести себя с ребенком. Врач также обсуждает вопросы воспитания, ознакамливает родителей с поведенческой психотерапией и методами вознаграждения. Все эти знания пригодятся родителям для общения с ребенком, а также коррекции его поведения.

Условия обучения

Если ребенку сложно учиться в обычном классе, он не справляется с объемом учебного материала, постоянно отстает в учебе, его можно перевести в специализированный класс. Обычно причинами низкой успеваемости у детей с гиперактивностью становятся невнимательность, импульсивность и отсутствие упорства, иногда в сочетании с задержками развития навыков к учебе. Некоторые из этих проявлений можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, но медикаментов для устранения задержек развития нет. В таком случае малышу поможет исключительно обучение в специальных условиях, которые соответствуют его возможностям. Например, если у ребенка были диагностированы парциальные задержки развития навыков к учебе, его могут перевести в класс коррекции. Если же у ребенка наблюдается низкая успеваемость, однако его интеллект позволяет учиться лучше, его переводят в класс для догоняющих.

Остеопатическое лечение гиперактивности у детей

Свою эффективность в лечении гиперактивности показала остеопатия. Во время приема у остеопата происходит устранение механических повреждений костей черепа и восстановление нормального функционирования мозга, что зачастую и ведет к появлению такой патологии, как гиперактивность. Также остеопатия помогает избавиться от последствий травм, которые были получены малышом при родах и тем самым уменьшить симптомы болезни. Всего несколько приемов у квалифицированного врача-остеопата помогут значительно улучшить состояние ребенка: он станет спокойным и уравновешенным, начнет лучше воспринимать информацию и подолгу концентрироваться на одном занятии.

Медикаментозное лечение детей

В 75–80% случаев гиперактивности эффективно назначение медикаментозного лечения детям. Однако стоит помнить, что его действие хоть и будет заметным, но всего лишь симптоматическим. По этой причине медикаментозное лечение длительное, проводится в течение нескольких месяцев. Иногда целесообразность проводить медикаментозное лечение гиперактивности остается в подростковом возрасте и даже у взрослых. Родителям не стоит беспокоиться о том, что медикаментозное лечение не может полностью устранить заболевание. Существует множество других психических болезней, при которых также эффективна только многолетняя медикаментозная терапия.

Подавление проявлений гиперактивности облегчает социальное и интеллектуальное развитие ребенка. Основывается медикаментозное лечение на нескольких важных принципах. Прежде всего врач должен подбирать дозу препарата не исходя из ощущений больного, а из объективного эффекта. Поэтому крайне важно, чтобы родители и учителя наблюдали за поведением малыша, чтобы можно было оценить эффективность лечения.

Единого мнения о том, когда нужно давать детям препараты, нет: только во время учебы или также в выходные дни. Если помимо проблем с учебой пациент испытывает сложности в общении с родителями и сверстниками, в таком случае медикаментозная терапия понадобится постоянно. В том случае, если лечение окажется эффективным, время от времени необходимо будет делать небольшие перерывы в нем. Это нужно, чтобы выяснить, сможет ли малыш обходиться без медикаментов. Первый подобный перерыв в лечении стоит сделать летом, поскольку в это время психологическая нагрузка на малыша меньше. Если пациент сможет обходиться без медикаментов, то в последующем терапию можно будет прерывать и во время учебного года.

Часто детям с гиперактивностью назначают психостимуляторы. Однако их действие чрезвычайно кратковременное, поэтому родителям стоит наблюдать за поведением ребенка тогда, когда действие медикаментов еще не закончилось. Психостимуляторы успокаивают ребенка, повышают его способность сосредотачиваться, способствуют налаживанию отношений больного с окружающими. В настоящее время детям обычно назначаются такие психостимуляторы, как пемолин, метилфенидат и амфетамины.

Если психостимуляторы для детей оказываются неэффективными, им назначают прием нейролептиков или антидепрессантов. Однако нужно учитывать, что эти препараты детям целесообразно принимать только, если гиперактивность очень выражена. К тому же, эти препараты способны снижать внимание. Также такие медикаменты совершенно не способствуют адаптации пациента в социуме.

Психотерапия

В некоторых случаях целесообразным считается обучение родителей некоторым приемам психотерапии. В частности врач может объяснить родителям, как правильно общаться с ребенком, рассказать о методах поведенческой психотерапии, в частности о методике вознаграждения. Доказано, что регулярное применение психотерапевтических приемов помогает устранить напряженность в семье и создать благоприятную для лечения, развития, обучения обстановку. Однако в качестве метода радикального лечения гиперактивности психотерапия совершенно неэффективна. Ее можно назначать детям только, если гиперактивность слабо выражена.

www.osteopolyclinic.ru

Синдром гиперактивности у детей (симптомы)

Что такое гиперактивность? Кажется, все понятно и без дополнительных разъяснений: чрезмерная энергичность, повышенная возбудимость, неспособность усидеть на месте.

Такое поведение особенно характерно для детей, и нередки случаи, когда гиперактивность у ребенка (особенно если речь идет о ее ранней стадии) остается без должного внимания родителей, считается соответствующим возрасту признаком развития. Ведь ребенок и не должен быть пассивным! Между тем синдром гиперактивности — это настоящее неврологическое расстройство, и относиться к нему поверхностно нельзя.

Что это и почему возникает

Гиперактивность вызывают сбои в работе процессов торможения и возбуждения в нервной системе. Возбуждение происходит чрезвычайно легко, а вот с торможением, наоборот, возникают проблемы. Отсюда и соответствующее поведение человека: постоянная подвижность, причем движения хаотичные и бесцельные, болтливость, импульсивность.

Впервые такие проблемы у детей были описаны еще в конце XIX века (а по некотором данным, и раньше), но серьезно занялись изучением явления и причислили его к заболеваниям только в 80-х годах прошлого столетия.

Гиперактивность у взрослых стали диагностировать еще позже — в конце 90-х. А до этого считалось, что данное расстройство возрастное и страдают от него только дети и подростки.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Впрочем, и детская гиперактивность до сих пор является предметом неутихающих споров педиатров, психиатров, педагогов, родителей и общественности. Уж слишком похожи признаки гиперактивности у детей на обыкновенную избалованность или лень. Да и вообще, может, просто у ребенка живой характер, а вовсе никакое не заболевание.

Рекомендуем: Что такое: ажитация?

Лишний повод для дискуссий дает и то, что на сегодняшний день в исследованиях этой патологии, действительно, больше вопросов, чем ответов. Неоднократно подвергались пересмотру симптомы гиперактивности, критерии ее диагностики и методы лечения. И подвергаются по сей день.

Причины гиперактивности, по аналогии с причинами других психологических проблем, могут быть различного происхождения. Это и генетика, и осложнения при беременности и (или) родах, и условия воспитания ребенка.

Не так давно появилась теория, что развитию гиперактивности способствует перегруженность информацией, с которой современные дети сталкиваются буквально с пеленок. Телевидение, компьютерные игры, Интернет… Мозг маленького человека просто не способен обрабатывать такое количество сведений, потому и возникают различные отклонения от нормы, в том числе гиперактивность.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Так или иначе, важно понимать: гиперактивность — это действительно проблема, и на нее нельзя закрывать глаза. Но прежде чем начинать бороться с гиперактивностью, необходимо быть абсолютно уверенным, что это именно она, ведь многие проявления расстройства схожи с симптомами других заболеваний.

Или и в самом деле ребенок просто пока не умеет управлять своим буйным темпераментом, а может, чересчур избалован. Точный диагноз ставит только врач после долгого и тщательного обследования, он же решает, какова будет коррекция гиперактивности.

Рекомендуем: Состояние аффекта

Как правило, гиперактивность рассматривается вместе с другой тесно примыкающей к ней проблемой — синдромом дефицита внимания. Он очень часто наблюдается у гиперактивных детей, потому диагноз обычно выглядит так: СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Эти патологии могут развиваться и по отдельности, но если дефицит внимания относительно часто встречается без гиперактивности, то она без него — практически никогда.

У ребенка

Как же проявляется СДВГ? Как успеть захватить заболевание на самой ранней стадии? Первые тревожные симптомы можно распознать уже в поведении младенца. Должны насторожить чересчур бурные реакции: на свет, звук, на других людей. Малыш подолгу плачет, не может заснуть, даже если очень устал, отстает в физическом развитии, поздно начинает говорить — все это может быть признаками гиперактивности.

Позже, в два-три года, ребенок не способен долго усидеть на месте, его внимание хаотично переключается с одного на другое, он забывчив, рассеян, непослушен. Если научился говорить (а в этом возрасте у гиперактивных детей все еще могут быть серьезные трудности с освоением речи), то болтает без умолку, перебивает, отвечает на вопрос, который даже не успели до конца задать.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Гиперактивность у детей дошкольного возраста может заметить воспитатель в детском саду. Если педагог жалуется, что вашего малыша невозможно надолго занять одним делом, что он импульсивен, плохо запоминает информацию, не слушает сверстников и взрослых, часто кричит и плачет и никак не может заснуть в тихий час, может быть, следует отвести ребенка к специалисту.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей школьного возраста проявляются наиболее ярко. Школа с ее четко регламентированными правилами поведения, требованиями систематической работы и самоконтроля становится настоящим испытанием для гиперактивных первоклассников. Гиперактивный школьник обычно сталкивается со следующими проблемами.

  • Постоянно теряет свои вещи: ручки, тетради, сменную обувь.
  • Ему трудно усваивать материал.
  • На уроках не может успокоиться, постоянно отвлекается на малейшие раздражители.
  • Тянет руку, но очень редко отвечает правильно, потому что не вслушивался в вопрос.
  • Часто бросает решение задачи на полпути, быстро теряет интерес на уроках.
  • Не способен сконцентрироваться на одном задании и потому редко справляется с ним без ошибок.
  • Не может организовать свою деятельность, распределить время на выполнение заданий.

Важно отметить, что гиперактивность не влияет на уровень развития интеллекта. У детей с СДВГ он нередко довольно высокий, однако ослабленная концентрация внимания не дает ребенку продемонстрировать свои умственные способности в полной мере.

Трудно приходится ему и при общении с одноклассниками. Повышенная эмоциональная возбудимость, агрессия, нежелание соблюдать установленные правила игр отталкивают сверстников от такого ребенка. А он всеми силами стремится обратить на себя их внимание: вмешивается в компании, дразнит, может и ударить. При этом не осознает, к чему это приведет: у гиперактивных детей плохо развита способность прогнозировать результат собственных поступков, притуплено у них и чувство опасности.

Рекомендуем: Аменция — что это?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В итоге постоянные жалобы учителей и родителей одноклассников, неуспеваемость сына или дочери, их стойкое нежелание выполнять домашние задания и вообще ходить в школу… Ко всему прочему могут прибавиться проблемы со здоровьем: головные боли, нервный тик, заикание, энурез, развитие фобий.

Тут уж родителям становится ясно, что с их ребенком что-то не так, и они решают обратиться за медицинской помощью. В большинстве случаев. Но если все проблемы по-прежнему списываются на характер и недостаток дисциплины, СДВГ развивается дальше.

Гиперактивные подростки агрессивны, нелюдимы, часто жестоки по отношению к сверстникам, плохо учатся и часто даже не оканчивают среднюю школу, не говоря уже о продолжении образования.

Во взрослом состоянии

Гиперактивность и синдром дефицита внимания могут сохраниться и во взрослом состоянии. При этом многие даже не подозревают о наличии у себя СДВГ, объясняя все темпом жизни современного общества, постоянным стрессом, проблемами на работе и в семье. Вспомните, не замечали ли вы, что вас долгое время преследуют одни и те же симптомы?

1. Неорганизованность. Человек не может разобраться в своих вещах, документах, не помнит, где у него что лежит, повсюду опаздывает, не способен распланировать день. Ему очень сложно ставить долгосрочные цели и откладывать деньги.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

2. Забывчивость и рассеянность. Любые сведения — и важные, и неважные — вмиг улетучиваются из памяти. Конечно, все время от времени что-то забывают, но у гиперактивного человека это происходит постоянно.

Рекомендуем: Понятие агрессии в психологии

3. Импульсивность и слабый внутренний контроль. Необдуманные слова и поступки, раздражительность, неоправданный риск — постоянные спутники личности, страдающей СДВГ.

4. Чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям. Гиперактивную личность отвлекает буквально все подряд, вплоть до неудобно сидящей одежды или тиканья часов. Отсюда и частые проблемы со сном: человек вынужден засыпать под телевизор или музыку, иначе он отвлекается на любой посторонний звук.

5. Повышенная возбудимость и эмоциональность. Человеку ничего не стоит засмеяться или заплакать, настроение то и дело скачет. Любое занятие быстро надоедает, и становится нужна дополнительная стимуляция. Часто такие люди занимаются экстремальными видами спорта, ввязываются в драки и споры, любят фильмы ужасов.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Что можно сделать

Обратите внимание: если в детском возрасте заметнее проявляется именно физическая, «двигательная» составляющая СДВГ, то во взрослом состоянии фокус смещается на ментальные проблемы, сложности с вниманием и концентрацией. Однако нужно еще раз подчеркнуть: и у ребенка, и у взрослого диагностировать гиперактивность может только врач.

Даже если вы обнаружили у сына или дочери (или у себя) все перечисленные симптомы, это совсем не повод навешивать ярлыки. Психическое здоровье — настолько тонкая и неоднозначная сфера, что разобраться в ней под силу лишь опытному и знающему специалисту.

Врач же подскажет, как избавиться от СДВГ или хотя бы минимизировать его. Как правило, назначают комплексное лечение, включающее и медикаментозную терапию, и психотерапию. Могут также применяться ароматерапия (в ход идут успокаивающие масла типа валерианы или мелиссы), массаж.

Дома, если речь идет о ребенке, нужно придерживаться определенных правил поведения, облегчающих жизнь и гиперактивного малыша, и его близких. Важно установить четкий распорядок дня, который поможет ребенку контролировать время. Разумеется, режим должны соблюдать и взрослые, ведь они – главный пример для маленького члена семьи.

Рекомендуется формулировать запреты без использования отрицательных частиц. То есть вместо «Не ешь конфеты перед обедом» лучше сказать: «Сначала мы съедим суп, а потом сладкое». Облегчают состояние ребенка занятия спортом, особенно бассейн, где он сможет выплеснуть энергию и одновременно будет привыкать к дисциплине.

Также большую роль играют полноценный сон, прогулки, обучение в небольших группах и с сокращенными уроками. Старайтесь сохранять спокойствие при общении с ребенком, подбадривайте его и обязательно хвалите за успехи, даже самые маленькие.

Рекомендуем: Аутизм: характеристика и причины

Если же СДВГ диагностирован у взрослого, то примерно то же самое (после консультации со специалистом, конечно) нужно будет делать ему самому. Установить себе режим дня, заниматься физкультурой, ограничить время, проведенное за компьютером или телевизором, приучать себя к организованности и порядку.

Главное — терпение и настойчивость, и тогда все получится! Автор: Евгения Бессонова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *