Гностические функции: Гностические функции

Содержание

Гностические функции

Функции психики человека

Определение 1

Гностические функции – это функции, выполняющие осведомительную роль в процессах естественного контакта человека с внешним миром и, доставляющие информацию конкретно-чувственного свойства об объектах взаимодействия в виде психических образов.

Функции психики человека обеспечивают адаптацию к условиям окружающей среды и представляют собой определенные её свойства и качества, а, в общем – это целостная система.

Отражающийся окружающий мир лежит в основе собственной картины реальности, которую создает человек, благодаря психике, поэтому он может координировать свою деятельность и поведение.Формы отражения мира присущи только человеку и могут быть самыми разными.

Механизмы действия психики человека возникли под влиянием социокультурного развития общества, поэтому отличаются от психики животных. В основе памяти, мышления, речи, воображения, восприятия лежат функции психики.

Для каждого человека характерен свой мир психики, т.

е. свой внутренний душевный мир. Чувства, эмоции, интересы, мечты, отношения с людьми и с самим собой, существующие в субъективной реальности, делают людей непохожими друг на друга, делают их уникальными.

Замечание 1

Психика не статична, она подвижна и переменчива, её развитие идет за счет получаемого жизненного опыта.

К сожалению, единого понимания всех функций психики пока не существует, а её исследование не закончилось. Ещё в конце XIX века считали, что основная функция психики – это адаптация человека, дающая ему возможность выживать в неблагоприятных условиях природной среды.

Современная литература по психологии описывает три самые важные функции психики:

  1. отражение окружающей действительности;
  2. регуляция поведения;
  3. осознание своего места в мире.

Отражение окружающей среды является основной способностью психики и представляет собой активный свободный процесс непрерывного познания действительности, носящего субъективный характер.

Это говорит о том, что личностные особенности человека и его психоэмоциональное состояние оказывают влияние на это отражение, поэтому относительно схожих явлений или предметов мнения людей могут сильно не совпадать.

Замечание 2

Каждый человек имеет свою уникальную картину мира, которая создается у него благодаря отражению.

Надо сказать, что субъективность восприятия совсем не отрицает объективности реальности окружающего мира. Функция регуляции поведения позволяет реагировать и отвечать на раздражители, а поведение человека – это внешнее проявление его внутреннего мира, от которого зависят мотивы, потребности, способы движения к цели, решения и планы. Каналом обратной связи будут эмоции, показывающие, насколько человек удовлетворен тем, что делает и что его окружает. Данная функция имеет основную характеристику – произвольность. Контроль над своим поведением человек осуществляет волевым усилием, что является очень важным во взаимоотношениях с людьми.

Осознавая себя личностью и, понимая свое отличие от других, каждый человек считает себя частью общества и выстраивает межличностные отношения. Наличие этой функции обеспечивает приспособление человека к окружающей действительности и дает возможность ориентироваться в ней.

Безусловно, что в отношении к миру и к себе должна быть адекватность, поскольку некритичное отношение способно исказить картину мира, как и строить взаимоотношения. Благодаря сознанию, человек может, как пассивно реагировать на изменение условий среды, так и строить собственное осознанное поведение.

Понятие «гностические функции»

В ходе естественного контакта человека с внешним миром гностические функции психики выполняют осведомительную роль, доставляя информацию об объектах взаимодействия в виде психических образов.

Под влиянием сознательной регуляции происходит трансформация гностических функций в познавательную деятельность. В результате главным мотивом психической активности человека становится задача получения знаний, которые являются продуктом гностических функций психической деятельности. Они составляют интеллектуальный потенциал человека, трансформируясь в качества ума, как важнейшего компонента структуры личности.

Через гностические функции потоки психофизических воздействий внешнего мира ассимилируются во внутренние психические процессы – ощущения, восприятия, память. Данные воздействия перерабатываются в представления о физических свойствах объектов, совершаются процессы мышления и воображения.

Замечание 3

Гностические функции относятся к имплицитным, т.е. заданным изнутри. Они координируют взаимодействия организма с внешней средой.

Имплицитные функции выполняют такие органы психической деятельности, как мозг и нервная система человека.

Кроме гностических функций к имплицитным относятся аффективные и реактивные формы психической деятельности.

В процессе нервно-психической деятельности мозг человека с помощью органов чувств принимает воздействия внешнего мира, ассимилируя их в сведениях о предметах взаимодействия и соотносит сведения об их свойствах с полезностью или бесполезностью.

Кроме того, гностические функции через отрицательные эмоции предупреждают, насколько для организма опасен тот или иной объект, вырабатывая при этом аффективное в целом отношение к предмету.

Понятно, что положительные эмоции будут притягивать к объекту, а отрицательные – отталкивать. Например, при разгоряченной и напряженной работе прикосновение к холодному предмету будет достаточно приятным моментом, а во время высокой температуры человек постарается избежать соприкосновения с этим холодным предметом.

Гностические функции контролируют непроизвольные эмоциональные реакции в процессах переживания и подвергают субъективной оценке, переносимой на объект взаимодействия – оценка производится по шкале «плохой-хороший».

Отношение к объекту под влиянием перспективных мотивов может изменяться, и значимость объекта переосмысливаться.

Таким образом, напряжение между привлекательностью и непривлекательностью и практической значимостью объекта, снимается оценкой. Гностические функции вместе с аффективными функциями лежат в основе произвольных, т.е. сознательных отношений. Эти отношения в структуре личности трансформируются в конкретные черты характера.

Гностические расстройства

При корковых очагах поражения мозга возникают гностические расстройства, получившие название агнозия, которая может быть зрительной, тактильной, слуховой.

Гностические расстройства приводят к затрудненному ориентированию в окружающей среде. Обычно эти расстройства сочетаются с другими нарушениями корковых функций – памяти, внимания, счета, речи, праксий, письма, чтения.

Ученые подразделяют гностические расстройства на три блока:

  • первый функциональный блок отвечает за бодрствование и тонус;
  • второй блок получает, перерабатывает и хранит информацию – в этом блоке на границе затылочной, височной и теменной зон происходит перекрытие;
  • третий блок, расположенный в лобной доле, контролирует сложные формы деятельности программ и регуляции.

Кроме этих зон ученые выделяют ещё первичную зону – это проекционная зона, вторичную зону – проекционно-ассоциативную, где перерабатывается информация, и составляются программы, третичную ассоциативную зону, обеспечивающую сложные формы психической деятельности.

Проведенные научные исследования и поведение больных людей говорят о том, что функции органов чувств у них достаточно сохраняются, мыслительный процесс и поведение адекватны, но, при этом нарушение последовательно выступает во всех психических процессах.

Переживая свою проблему, больные находятся в напряжении, которое может дойти до чувства раздвоения и исчезновения своего «Я». В подобных негативных ситуациях необходимой и срочной является коррекционно-реабилитационная работа.

Функции психики

46

Психика (с греч. — душа) — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Мозг и нервная система – органы психической деятельности, выполняющие имплицитные функциикоординации взаимодействия организма со средой. К имплицитным (заданным изнутри) функциям относятсягностические, аффективные и реактивныеформы психической деятельности.

Психика и органы чувств – инструменты психологической деятельности, выполняющие эксплицитные(заданные извне) функции координации взаимодействия человека с миром вещей, людей и самим собой. К эксплицитным функциям относитсякоммуникативное, информационное, когнитивное, эмотивное, конативное, креативноесодержание предметно-преобразовательной деятельности человека.

Координирующая деятельность психики совершается посредством следующих импли­цитных функций: гностических, аффективных, регуляторных.

Они вытекают из нервно-пси­хической деятельности мозга, в процессе которой мозг с помощью органов чувств принима­ет воздействия внешнего мира и ассимилирует их в сведениях о предметах взаимодействия, тем самым, осуществляя гностические функции. В то же время мозг соотносит сведения о свойствах предмета с их полезностью или вредностью для организма и вырабатываетаф­фективноеотношение к предмету в целом; тем самым он определяет соответствие данного предмета потребностям организма. Одновременно мозг по проводящим путям нервной си­стемы посылает ответные импульсы (команды) в мышечно-двигательную систему, вызывая соответствующие мышечные сокращения, которые, в свою очередь, проявляются в телес­ных движениях и в предметных действиях, направленных либо на овладение предметом, либо на отталкивание его (избегание), тем самым осуществляетрегуляторные функции.

Таблица

Имплицитные функции психики

Гностические

Аффективные

Реактивные

Познание

Переживание

Действие

Знание

Оценка

Поступок

Ум

Чувства

Воля

Гностические функции психики

Гностические функции психики выполняют осведомительную роль в процессах естествен­ного контакта человека с внешним миром. Они доставляют информацию конкретно-чувствен­ного свойства об объектах взаимодействия, которая оформляется в психических образах.

Гностические функции под влиянием сознательной регуляции трансформируются в по­знавательную деятельность, где задача получения знаний становится главным (доминирую­щим) мотивом психической активности человека. Знания являются продуктом гностических функций психической деятельности человека и составляют интеллектуальный потенциал человека, трансформируясь в качества ума — важнейший компонент структуры личности.

Посредством гностических функций человек ассимилирует потоки психофизических воз­действий внешнего мира во внутренние психические процессы (ощущения, восприятие, память), перерабатывает эти воздействия в сведения (представления) о физических свойствах объектов, оперирует с ними в своем сознании, совершая тем самым процессы мышления и воображения. В результате человек получает ситуативные и перспективные сведения об объектах и среде своего обитания, предвидит возможные последствия своего взаимодействия, планирует свои действия, поступки и деятельность, вырабатывает представление о мире.

Аффективные функции психики

Аффективные функции психики проистекают из нашего отношения к объектам вза­имодействия. Любой психический акт представляет собой единство гностических и аф­фективных процессов, знания и отношения. Источником нашего отношения к объектам взаимодействия являются психофизиологические состояния нашего организма. В знаниях отражаются сведения о свойствах объекта, а в отношении — актуальная потребность на­шего организма в этом объекте. Если объект отвечает нашим актуальным потребностям, то у нас возникает стремление овладеть им, если нет, то мы безразличны к нему.

Гностические функции позволяют нам определить полезность—бесполезность объекта вообще, а аффективные — нужность—ненужность в конкретной ситуации. Кроме того, аф­фективные функции предупреждают нас об опасности объекта для нашего организма; пред­упреждение приходит в виде отрицательных эмоций, которые этот объект вызывает. Поло­жительные эмоции притягивают нас к объекту, а отрицательные — отталкивают. Например, холодный объект в одном случае может оказаться приятным, если мы разгорячены напряжен­ной работой. В другом случае этот же объект вызовет отрицательную эмоцию, если у нас по­вышенная температура тела в результате сильной простуды. В первом случае мы постараемся удержать объект в своих руках, во втором постараемся избежать соприкосновения с ним.

Непроизвольные эмоциональные реакции контролируются гностическими функциями в процессах переживания и подвергаются субъективной оценке, которая переносится на объект взаимодействия. Эта оценка производится по шкале «плохой—хороший», которая связана со шкалой отношения «нравится — не нравится». При этом сначала возникает от­ношение и лишь потом оценка.

Оценка в результате переживания своей эмоции может перестроить наше отношение к объекту под влиянием перспективных мотивов необходимого взаимодействия с ним. В этом случае происходит переосмысление значимости объекта для перспективных (отсроченных) потребно­стей субъекта. Оценка снимает напряжение между эмоциональной привлекательностью—не­привлекательностью объекта и его практической значимостью. Она результирует процесс пере­живания наших отношений к объекту. В качестве примера можно напомнить сюжет басни «Лиса и виноград». Вы помните, что виноград сначала нравится (отношение) лисе, но поскольку его ей не достать, привлекательность винограда подвергается переоценке (зелен). Лиса таким спо­собом вытесняет свою актуальную потребность через оценочное искажение образа винограда (объекта), перестраивая первичное эмоционально-психическое отношение к нему на оценоч­но-чувственное с противоположным знаком, чтобы сохранить свое личностное достоинство.

Переживания эмоций через оценку (аксиологическую деятельность) трансформируются в чувствах, которые являются важнейшим компонентом структурной организации личности. В чувствах ассимилируются аффективные процессы и состояния в результате интеллекту­альной рефлексии. В них отражается устойчивое отношение человека к объектной реаль­ности внешнего мира. Они предопределяют субъектные установки и позиции человека, буду­чи источником индивидуализации личности и субъективности в поведении и деятельности.

Аффективные функции выступают психофизиологическим источником субъективности в психической деятельности человека. Аффективная субъективность лежит в основе непро­извольных (подсознательных) отношений человека к объективной реальности, а вместе с гностическими функциями — в основе произвольных (сознательных) отношений. Эти от­ношения трансформируются в структуре личности в конкретные черты характера.

Регуляторные функции психики

Регуляторные функции психики направлены на координацию внутренних психических процессов, на управление взаимодействием с предметами внешнего мира, на налаживание отношений с окружающими человека людьми.

Координация внутренних психических процессов осуществляется на основе безуслов­ных рефлексов, механизм которых врожден и, следовательно, обусловлен биогенетически. Он проявляется в паттернах инстинктивных реакций. Например, моргание, сужение или расширение зрачков, непроизвольное отдергивание руки и т. п.

Управление взаимодействием с предметами внешнего мира происходит по закономер­ностям динамики условных рефлексов и ориентировочно-исследовательской деятельности в пространстве своего бытия. Например, по запаху пищи вы определяете ее полезность или вредность для употребления, по сигналу светофора останавливаетесь или переходите улицу.

Налаживание отношений с окружающими людьми происходит по законам психологи­ческой, социально-психологической и социальной деятельности, Например, мы выбираем партнера для совместной деятельности, который подходит нам по конкретным качествам своей личности.

Во всех случаях регуляторные функции проявляются в направленных на какой-либо объект телесных движениях, которые трансформируются в предметные действия, поступки и поведение человека.

Регуляторные функции психики в человеческих отношениях проявляются через поступ­ки человека, которые всегда содержат нравственный компонент социального поведения.

Механизмы такого поведения заключены в особых правилах и символике общественной жизни (ритуалах, обычаях, традициях, законах).

Регуляция предметных действий и поступков требует от человека значительного волевого напряжения. Поэтому воля становится базисным процессом регуляторных функций психики. В волевых качествах происходит ассимиляция регуляторных функций психики. Воля — это стержневой компонент структурной организации личности. Например, с ее ослаблением (абули­ей) связан распад личности, что отмечается в клинической практике психических расстройств.

Имлицитные функции психики производны от нервной деятельности мозга. Поэтому они внутренне присущи организму человека и проистекают из морфологических особенно­стей мозга и закономерностей высшей нервной деятельности, которую мозг осуществляет. Эта зависимость психической деятельности от деятельности мозга выражена формулой «Психика есть функция мозга».

Особенности гностической функции у дошкольников с нарушениями речи

Автор: Сухомлинова Анна Олеговна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 25.12.2019 2019-12-25

Статья просмотрена: 545 раз

Скачать электронную версию

Скачать Спецвыпуск VIII Московская международная научно-практическая студенческая конференция «Болезнь и здоровый образ жизни» (pdf)

Библиографическое описание:

Сухомлинова, А. О. Особенности гностической функции у дошкольников с нарушениями речи / А. О. Сухомлинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51.1 (289.1). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65656/ (дата обращения: 06.10.2022).



В данной работе рассматриваются особенности гностической функции у детей с нарушениями речи. Осуществляется сравнение особенностей гнозиса у дошкольников с нарушениями речи и нормальным речевым развитием. Полученные данные указывают на большую вовлеченность в патологический процесс у детей с речевыми нарушениями психических процессов, функционально связанных с дисфункцией теменно-височно-затылочных структур по сравнению с детьми группы нормы.

Ключевые слова: гностическая функция, нарушения речи.

На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей. Год от года количество детей с такими нарушениями увеличивается, а значит встает проблема своевременной диагностики, а также нахождение путей коррекции нарушений речи.

Гнозис является одной из важнейших психических функций, которая обеспечивает всю познавательную деятельность ребенка. На ранних этапах развития ребенка гнозис является той базой, на которой формируется речь. При этом формируясь, речь также качественно перестраивает гнозис, делая его произвольным и целенаправленным.

Цель исследования — изучение гностической функции у детей в норме и с речевой патологией.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить особенности гностической функции у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
  2. Сравнить сформированность гнозиса у дошкольников с нарушениями речи и нормальным речевым развитием.

Объект исследования — гностическая функция детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — особенности гностической функции у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и с нормальным речевым развитием.

Практическая значимостьисследования заключается в возможности использования полученных результатов психологами, педагогами, логопедами и дефектологами для поведения коррекционных мероприятий с детьми, которые имеют нарушения речи.

Методики исследования.

Для обследования была применена схема нейропсихологического обследования для детей старшего дошкольного возраста(5–6 лет), разработанная: Ж. М. Глозман, А. Ю. Потаниной, А. Е. Соболевой. Методы математической и статистической обработки: выявление различий в уровне исследуемого признака (U-критерий Манна-Уитни), ранговая корреляция (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена).

В исследовании приняли участие 26 детей дошкольного возраста 5–6 лет. Из них 13 детей, составивших группу патологии, у которых имеется речевая патология, выражающаяся в нарушении таких компонентов речи, как звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематического слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматического строя (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Группу нормы составили 13 детей без речевых нарушений.

Результаты исследования:

Анализ результатов исследования показал, что дети с речевыми нарушениями хуже справляются со следующими пробами на зрительный гнозис: узнавание реалистических (р=0,006), перечеркнутых (p=0,001), наложенных (р=0,001) изображений. Нарушения представлены в виде фрагментарности восприятия, трудностей симультанного синтеза, несформированности предметного гнозиса. Импульсивность восприятия характерна как для детей с нарушениями речи, так и для группы нормы. Данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в зрительном гнозисе

Детьми с нарушениями речи было допущено больше ошибок при оценке акустического гнозиса (р=0,003) в результате несформированности акустического гнозиса и слабость акустического внимания. Данные представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в акустическом гнозисе

Ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов при исследовании узнавания пространственно-ориентированных простых фигур Бентона в большей степени характерны для детей с речевыми нарушениями (р=0,001). Данные представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в пространственном гнозисе

Исследование тактильного гнозиса показало наличие ошибок в виде расхождения более чем на 1 см при локализации прикосновения у детей с речевыми нарушениями (р=0,02). Не было выявлено игнорирования прикосновения ни на одной из рук. Данные представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в тактильном гнозисе

Маловыраженными являлись ошибки в пробе на идентификацию эмоций. Так не было выявлено ошибок в идентификации эмоций по знаку. У одного ребенка с нарушением речи была выявлена единичная ошибка в идентификации эмоции по качеству.

Корреляционный анализ показал, что у детей с нарушением плавности речи отмечаются: несформированность предметного гнозиса (rs=0,433, при р

Выводы:

1) Наиболее выраженными у детей с речевыми нарушениями являются трудности узнавания реалистических, перечеркнутых, наложенных изображений, возникающих в результате фрагментарности восприятия, трудности симультанного синтеза, нарушении акустического и тактильного гнозиса.

2) Для обеих групп характерны ошибки восприятия пространственных стимулов в пробе на узнавание фигур Бентона, но дети с нарушениями речи допускают значимо больше ошибок.

3) Нарушение зрительного, тактильного, акустического и пространственного гнозиса наиболее характерно при расстройстве лексико-грамматического строя речи.

4) Для детей с речевыми нарушениями характерна несформированность функций теменно-височно-затылочных структур.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение речи, ребенок, гностическая функция, сравнительный анализ симптомов, нарушение, нормальное речевое развитие, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, ранговая корреляция, речевая патология.

Ключевые слова

нарушения речи, гностическая функция

гностическая функция, нарушения речи

Похожие статьи

Аспекты изучения психолого-педагогических

нарушений речевого. ..

Дошкольный возраст в этом отношении обладает наибольшей сензитивностью развития речевых функций. Как отмечает Т. Б. Филичева, к концу дошкольного периода у ребенка должны быть сформированы навыки правильного произношения всех звуков речи.

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития…

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было активизировано как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с ОНР.

Особенности пространственных представлений у

детей

В сравнительную группу вошло 10 детей старшего дошкольного возраста из них 5 детей с ОНР IIIуровня и 5 детей с нормой развития речи.

Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе. ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи

Особенности

речевого развития детей дошкольного возраста

причины отклонений речевого развития, методы и приемы коррекции различных речевых нарушений

Таким образом, проблема выявления и коррекции недостатков речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Особенности социализации

детей с нарушенным развитием речи

Дети дошкольного возраста с нарушениями речи не одинаковы по структуре имеющегося нарушения, уровню своего развития, владения речевой деятельностью, обученности, социальному положению родителей, что убедительно доказали в своих исследованиях Г. А…

Психологические аспекты причины возникновения

нарушений

Речевое развитие ребенка — билингва имеет свои особенности. У двуязычных детей отмечается большее количество и разнообразие слов

ребенок, звук, звуковая культура речи, слово, развитие, дошкольный возраст, детский сад, речевое дыхание, речевое общение…

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития

речи

Цель исследования: выделить нейропсихологические нарушения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, провести программу нейрокоррекции, сравнить и проанализировать данные первичной и повторной диагностик.

Проблемы изучения и формирования

речевой готовности…

Эту функцию речи нужно развивать в течение дошкольного возраста, т. к. в свою очередь

Потребность детей в общении будет определять их речевое развитие.

Первый критерий общей речевой готовности к обучению в школе — сформированность звуковой стороны речи.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через…

Нормально развивающийся ребенок старшего дошкольного возраста активно вступает в

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая

Литература: О. С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в…

Похожие статьи

Аспекты изучения психолого-педагогических

нарушений речевого

Дошкольный возраст в этом отношении обладает наибольшей сензитивностью развития речевых функций. Как отмечает Т. Б. Филичева, к концу дошкольного периода у ребенка должны быть сформированы навыки правильного произношения всех звуков речи.

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития…

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было активизировано как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с ОНР.

Особенности пространственных представлений у

детей

В сравнительную группу вошло 10 детей старшего дошкольного возраста из них 5 детей с ОНР IIIуровня и 5 детей с нормой развития речи.

Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе. ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи

Особенности

речевого развития детей дошкольного возраста

причины отклонений речевого развития, методы и приемы коррекции различных речевых нарушений

Таким образом, проблема выявления и коррекции недостатков речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Особенности социализации

детей с нарушенным развитием речи

Дети дошкольного возраста с нарушениями речи не одинаковы по структуре имеющегося нарушения, уровню своего развития, владения речевой деятельностью, обученности, социальному положению родителей, что убедительно доказали в своих исследованиях Г. А…

Психологические аспекты причины возникновения

нарушений. ..

Речевое развитие ребенка — билингва имеет свои особенности. У двуязычных детей отмечается большее количество и разнообразие слов

ребенок, звук, звуковая культура речи, слово, развитие, дошкольный возраст, детский сад, речевое дыхание, речевое общение…

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития

речи

Цель исследования: выделить нейропсихологические нарушения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, провести программу нейрокоррекции, сравнить и проанализировать данные первичной и повторной диагностик.

Проблемы изучения и формирования

речевой готовности. ..

Эту функцию речи нужно развивать в течение дошкольного возраста, т. к. в свою очередь

Потребность детей в общении будет определять их речевое развитие.

Первый критерий общей речевой готовности к обучению в школе — сформированность звуковой стороны речи.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через…

Нормально развивающийся ребенок старшего дошкольного возраста активно вступает в

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая

Литература: О. С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в…

Гностицизм — Энциклопедия Всемирной Истории

Гностицизм — вера в то, что люди содержат в себе частичку Бога (высшее благо или божественную искру), которая упала из нематериального мира в тела людей. Вся физическая материя подвержена распаду, гниению и смерти. Следовательно, эти тела и материальный мир, созданные низшим существом, являются злом. Частицы Бога, пойманные в ловушку материального мира, но не знающие о своем статусе, требуют знания ( gnosis ), чтобы сообщить им об их истинном статусе. Это знание должно исходить извне материального мира, и тот, кто приносит его, является спасителем или искупителем.

В течение первых трех столетий христианства не было центральной власти до обращения римского императора Константина Великого в 312 г. н.э. Христианские общины учили многим различным взглядам. Во 2 веке н. э. некоторые группы, ныне именуемые христианами-гностиками, утверждали, что имеют доступ к «тайным знаниям» о природе вселенной, природе Христа и о том, что его появление на земле значило для верующих. В середине 2 века н.э. группа христианских лидеров, задним числом именуемых Отцами Церкви (Иустин Мученик, Ириней, Тертуллиан и другие), написала тома против этих христиан-гностиков.

Удалить рекламу

Реклама

Гностики, как и Отцы Церкви, получили образование в различных философских школах. Многие школы разделяли теории Платона (428/427 — 348/347 до н. э.) и его взгляды на вселенную. Для Платона «бог» (или «высшее благо») существовал за пределами материальной вселенной, был совершенен и поэтому не мог создать несовершенный мир. Он постулировал существование вторичной силы, «Полу-Побуждения», которая создала материю, субстанцию ​​физического царства. Большинство гностических систем поддерживали эту точку зрения.

Гностические концепции отражают современную школу философии, известную как экзистенциализм («как и почему мы существуем?»). Гностики задавали и отвечали на такие вопросы, как: «Кто я?» «Откуда я взялся?» «В чем смысл жизни?» «Почему я здесь?» и «Каково мое истинное я?»

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Богословие

Отцы Церкви отреагировали на гностические учения, изобретя близнецовые концепции ортодоксии и ереси.

Гностики продвигали концепции радикального дуализма, управляющие Вселенной. Это было поляризовано как душа/искра против плоти, свет против тьмы. Бог, который не творит, изначально эманировал архонтами (силами), подобно свету от солнца, видимому, но не физическому. Один из архонтов, София («мудрость»), в момент слабости произвел на свет Полупризыв, который затем создал физическую вселенную, включая людей. В философской мысли logos («слово») были принципом рациональности, связывающим высшего бога с материальным миром.

Некоторые системы утверждали, что существовали мифические «пре-Адам-и-Ева» до их проявления в виде людей в Эдемском саду. В гностическом понимании падение произошло в результате физического творения. В соответствии с «единством» вечного Бога гностики продвигали идею андрогинности или союза полов. После грехопадения logos , предсуществующий Христос, пришел на землю в человеческом облике, чтобы научить человечество, как вернуться к этой изначальной андрогинности и воссоединиться с Богом. По их мнению, Бог послал Христа восстановить первоначальный космос. Поскольку божественная искра внутри людей уснула, она не помнила своего происхождения. Людей нужно было пробудить к присутствию в них частички бога; концепция, отражающая дзен-буддизм. Когда это будет достигнуто, правлению архонтов придет конец.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Изобретение Православия/Ереси

Отцы Церкви отреагировали на гностические учения, изобретя двойные концепции ортодоксии и ереси. Этих понятий не существовало в древнем мире. С тысячами различных местных культов в Средиземноморском бассейне не было центральной власти, которая определяла бы, во что люди должны верить. Православие («правильная вера») и ересь (от греческого слова haeresis , «школа мысли») — две стороны одной медали. Еретиками называют так тех, кто с ними не согласен, но обе стороны считают, что у них правильные убеждения.

Гностики были осуждены Отцами Церкви как еретики по следующим причинам:

Удалить рекламу

Реклама
  1. Гностики продвигали высшего Бога чистой сущности и любви как истинного Бога над Богом-творцом.
  2. Ко II веку нашей эры христианство было религией, отдельной от иудаизма, но христиане сохранили Бога Израиля и многие учения еврейских Священных Писаний. Гностики согласились с тем, что Бог-творец в Книге Бытия создал вселенную, но творение состояло из злой материи. В некоторых гностических системах Бог Израиля был не только злом, но и самим Сатаной. Таким образом, заповеди Бога Израилева были признаны недействительными.

    Creation

    Отец Лоуренс Лью, OP (CC BY-NC-ND)

  3. Гностики утверждали, что их учения исходят непосредственно от Иисуса. В тех евангельских сценах, когда Иисус отводит учеников в сторону, чтобы лучше их информировать, он также обучает секретным вещам, которые им передавались. Отцы Церкви возражали этому притязанием на апостольское предание; что их учения пришли от Иисуса к первоначальным ученикам, которые передали их епископам-основателям своих общин.
  4. Человеческое тело, состоящее из физической материи, было злом. Для большинства гностических систем Иисус не воплощался в человеческом теле. Они проповедовали концепцию, известную как docetic или «внешность». Иисус появился в образе человека только для того, чтобы он мог общаться с человечеством. Если бы у Христа никогда не было материального тела, центральные столпы христианства, распятие и воскресение из мертвых, были бы аннулированы.
  5. Гностик после пробуждения изучал небеса и научился перемещаться по различным слоям. В этом смысле гностики рассматривали спасение как личное дело, а не участие остального сообщества. Другими словами, спасение не могло быть достигнуто через крест, церковную иерархию или правила.
  6. Как только человек успешно прошел через верхние слои атмосферы, его искра, теперь дома, соединилась с божеством; в некоторых системах человек становился Богом.
  7. В гностических системах существует отрицание того, что становилось стандартным христианским учением, эсхатологией или грядущим возвращением Христа, чтобы возвестить Царство Божье. Для гностиков царство находится внутри человека.

Гностические ритуалы

гностических христиан были крещены и участвовали в Евхаристии (причастии). Гностики действительно пытались продвигать женщин-служителей в евхаристическом богослужении, что приводило их к разногласиям с Отцами Церкви. Самым спорным из гностических ритуалов был «Брачный чертог», где человек достиг «христобытия». В гностическом документе Экзегеза души , язык и метафоры брака были применены в союзе со Христом.

Гностики были первыми, кто практиковал безбрачие (не заключать брачный договор), а также целомудрие (никогда не вступать в половые сношения).

Философские школы учили, что следует заботиться о душе больше, чем о теле ( apathea — «никаких страстей»), не позволяя физическим побуждениям тела управлять своей жизнью. Такие учения были истолкованы как ascesis («дисциплина»), как в спортивной дисциплине тела. Христиане-гностики буквально взяли под контроль тело. Они были первыми, кто практиковал безбрачие (не вступая в брачный контракт), а также целомудрие (никогда не вступая в половые сношения). Таким образом, традиционный жизненный цикл был нарушен; никакие божественные искры больше не будут заперты в физическом теле.

Небольшое меньшинство гностических сект могло придерживаться противоположной точки зрения. Будучи частью злого физического мира, правительства, созданные людьми законы и социальные условности больше не имели силы. Некоторые отцы церкви утверждали, что это привело к сексуальной безнравственности. Мы не можем подтвердить такую ​​практику, но к 18 веку н.э. эти группы были названы развратниками после публикации сочинений французского философа маркиза де Сада (1740-1814 н. э.). Тем не менее, порицая гностиков, отцы церкви восприняли концепцию безбрачия для духовенства. При этом это понималось как живая жертва (отказ от нормальной жены и детей). Эта концепция возвышала духовенство над паствой с чувством святости.

Удалить рекламу

Реклама

Как и все, кто обучался философии, гностики использовали литературный прием аллегории. Аллегория — это рассказ, стихотворение или картина, которые можно интерпретировать, чтобы выявить скрытый смысл, как правило, моральный или политический. В то же время, если человек не настроен на аллегорические символы или смысл, многие гностические писания кажутся среднему читателю невероятно эзотерическими и загадочными. Читая такие тексты, создается впечатление, что они провели свою жизнь в башнях из слоновой кости, созерцая Вселенную. Но они участвовали в собраниях, к которым принадлежали. У них были исследовательские группы, но то, что они изучали, было верховьями вселенной, где обитали градиенты сил. Когда гностик умирал, его искра/душа высвобождалась из его злого тела, но затем должна была вернуться домой. По пути он должен был знать пароли, чтобы пройти через силы и обойти их, чтобы не отвлекаться. Одни системы утверждали, что небес семь, другие — 365 уровней.

Гностические сочинения — Библиотека Наг-Хаммади

Отцы Церкви были ненасытны в своей критике гностических писаний. Ученые, однако, были настроены скептически и не могли быть уверены, что цитаты были точными до 1945 г. н.э. Затем два брата копали селитру в египетской пустыне недалеко от города Наг-Хаммади в Верхнем Египте, когда их лопата наткнулась на большой кувшин, наполненный кодексами (ранними книгами). Они отнесли их к знакомому человеку, который занимался торговлей антиквариатом на черном рынке. Было 13 книг, содержащих трактаты, евангелия и гностические мифы. Они собраны в одном томе, Библиотека Наг-Хаммади . Как оказалось, отцы церкви неплохо копировали. В то время как они использовали цитаты, теперь у нас есть полные тексты для лучшего анализа каждого документа.

Гностические евангелия отличаются от канонических евангелий Нового Завета. В них часто отсутствует повествование или история, и они состоят просто из учений Иисуса, разъясняющих существование истинного Бога.

Удалить рекламу

Реклама

Евангелие Истины

Считалось, что Евангелие Истины было написано Валентином, гностическим учителем из Александрии, который впоследствии был отлучен от Рима (ок. 150 г. н. э.). Одно из самых духовных гностических евангелий, он олицетворял такие абстракции, как Заблуждение, Страх и Надежда, как живых существ. Христос описывается как проявление надежды.

Евангелие от Марии Магдалины

Этот текст неполный, и сохранившаяся копия начинается с середины. После смерти Иисуса ученики чувствуют себя без лидера и встревожены. Один из учеников просит Марию передать любую информацию, которую она может предложить, поскольку было признано, что у Иисуса были с ней особые отношения. Затем Мария сообщает, что после воскресения она получила откровение от Иисуса, который объяснил многие гностические темы, которые мы уже видели.

Мария Магдалина Донателло

Саилко (CC BY-SA)

Евангелие от Фомы

Утверждается, что Евангелие от Фомы было написано близнецом Иисуса и состоит из 114 logia , или высказываний Иисуса. Автор был знаком со многими каноническими притчами и учениями, но Евангелие также подвергает критике традиционную концепцию Иисуса как мессии, продвигая Иисуса больше как просвещенного философа. Это Иисус говорит не искать земного Царства Божьего; она обнаруживается в повороте внутреннего человека. Евангелие от Фомы стало популярным в последние десятилетия в связи с популистским христианским движением, известным как Теология освобождения, которое также учит саморефлексии каждого человека как Христа внутри вас. Густаво Гутьеррес ввел этот термин в свои 19 лет.71 CE book, Теология освобождения . Он критиковал католическую церковь в Латинской Америке за искажение первоначальных учений Иисуса.

Когда тексты Наг-Хаммади стали доступны, многие современные богословы-феминистки восхищались ими за то, что они включали женщин в свои учебные группы и за то, что они продвигали женщин-евхаристических служителей. В то же время группы Нью Эйдж восхищались тем, что они видели как возвышение божественной женственности в Софии. Однако гностики не были эквивалентом современных феминисток. Каждый текст должен быть проанализирован на наличие его понятий. Евангелие от Фомы заканчивается:

Симон Петр сказал ему: «Пусть Мария выйдет из среды нашей, ибо женщины недостойны жизни!» Иисус сказал: «Вот, Я нарисую ее, чтобы сделать ее мужчиной, чтобы и она стала духом живым, как вы, мужчины. Ибо всякая женщина, ставшая мужчиной, войдет в Царство Небесное». 118 [114].

Для этой системы женщины будут спасены, отказавшись от своего пола, от своей традиционной роли жен и матерей. Это был способ вернуть женщине единство, концепцию андрогинности.

Евангелие от Филиппа

Евангелие от Филиппа является примером попытки гностиков пойти на компромисс с протоортодоксальными учениями отцов церкви.

Евангелие от Филиппа является примером попытки гностиков пойти на компромисс с протоортодоксальными учениями отцов церкви. Это евангелие продвигало двойную форму Христа: Христос был предсуществующей фигурой Искупителя, который обладал человеческим Иисусом из Назарета на период служения. Христос вошел в человека Иисуса, когда голубь приземлился на Иисуса во время его крещения. Во время распятия Христос оставил тело, так что был распят человеческий Иисус. Другая гностическая школа в Александрии, возглавляемая Василидом (120–140 гг. н. э.), учила, что при распятии произошла ловушка и подсказка; был распят Симон Киринеянин (в канонических евангелиях), а не Христос.

Евангелие от Филиппа также известно тем, что стало печально известным в книге Дэна Брауна Код да Винчи — отношениях между Иисусом и Марией Магдалиной. Повторяя сцену, найденную в Евангелии от Марии Магдалины, о том, что у Иисуса были особые отношения с ней, у нас есть строка «….Иисус всегда приветствовал вас поцелуем в…», за которой следует дыра в рукописи. Эта строка может иметь важное значение, а может просто относиться к тому факту, что ранние христиане (включая мужчин) приветствовали друг друга поцелуем в губы.

Евангелие от Иуды

Евангелие от Иуды состоит из бесед между Иисусом и Иудой Искариотом. Его повторное открытие и перевод были опубликованы Национальным географическим обществом в 2006 году нашей эры. До этого он был известен только из сочинений епископа Иринея II века н.э. в его « против всех ересей» .

Евангелие от Иуды

Вольфганг Ригер (общественное достояние)

В отличие от канонических евангелий, изображающих Иуду как предателя, это евангелие утверждает, что Иисус приказал Иуде предать его. Другие ученики не узнали истинного Евангелия, которому Иисус учил Иуду. Во многих сценах Иисус и Иуда обсуждают других одиннадцать учеников, которые воспринимают реальность только через физические чувства. Они продолжают приносить в жертву животных (Иисус высмеивает Евхаристию как каннибализм) и верят, что мученичество спасет их.

Концепции радикального монизма

Многие гностические тексты бросили вызов традиционному пониманию личности. В античных представлениях монизма человек состоял из физического тела и личности. Как древнеперсидская религия, зороастризм, так и школы греческой философии вводили в человека вторую субстанцию ​​— душу (дуализм). В большинстве систем тело и душа работали в гармонии. В гностических текстах тело и душа противостоят друг другу за доминирование. В более эзотерических текстах гностики вернулись к монизму, единому существу, в котором существование было недифференцированным. Идя еще дальше, некоторые тексты утверждали, что материальный мир и само существование были иллюзией. Именно здесь гностицизм согласуется с древними концепциями индуистской и буддийской философии.

Наследие

В 312 году н.э. Константин I обратился в христианство отцов церкви. Любое несогласие с их учением считалось ересью, и такие тексты приказывалось уничтожать. Мы думаем, что это произошло, когда кто-то (возможно, монах?) закопал тексты в Наг-Хаммади. Теперь ересь рассматривалась как предательство. Гностики, по сути, ушли в подполье, чтобы вновь появиться в Средние века на Балканах (вальдены) и на юге Франции (альбигойцы). Их учения послужили мотивом для создания института инквизиции средневековой церковью в XII веке нашей эры.

Сегодня мы используем термин «агностик», чтобы описать кого-то, кто знает, что что-то существует в связи с божественным, но не уверен, что именно. Первоначальное слово было придумано министром CE 18-го века, который утверждал, что он был агностиком, что означает, в его первоначальном смысле, «не гностик — не один из тех людей». Олдос Хаксли (1894-1963 гг. н.э.) в своих романах придумал агностицизм на том основании, что все знания должны основываться на разуме. Психолог Карл Юнг (1875-1961 гг. н.э.) использовал гностические концепции средневековой алхимии для своей теории архетипов.

Гностические концепции теперь включены в научно-фантастические фильмы, начиная с «Бегущего по лезвию » Ридли Скотта 1982 года. Он был основан на рассказе Мечтают ли андроиды об электрических овцах? Филипа К. Дика. Сюжет касался создания совершенных андроидов, у которых тем не менее стали развиваться человеческие эмоции из-за имплантов памяти в их системах. Хит-релиз братьев Вачовски 1999 года CE, Матрица опирается на гностическое христианство и буддизм, чтобы представить фундаментальную проблему человечества и ее решение с точки зрения невежества и просветления. Из-за невежества люди принимают материальный мир за нечто реальное, но они могут из этого сна с помощью наставника, который учит их их истинной природе.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Краткое изложение гностицизма

Гностическое мировоззрение: краткое изложение гностицизма

Гнозис Архив | Библиотека | Книжный магазин | Индекс | Веб-лекции | Экклесия Гностика | Гностическое общество

 


 

ГНОСТИЦИЗМ ЭТО УЧЕНИЕ, основанное на гнозисе, знании трансцендентного, достигнутого внутренними, интуитивными средствами. Хотя гностицизм таким образом опирается на личный религиозный опыт, ошибочно полагать, что весь такой опыт приводит к гностическим признаниям. Ближе к истине будет сказать, что гностицизм выражает специфический религиозный опыт, опыт, который не поддается языку теологии или философии, но которая, напротив, тесно связана с ней и выражает себя посредством мифа. Действительно, можно обнаружить, что большинство гностических писаний принимают формы мифов. Термин «миф» не следует понимать здесь как «рассказы, которые неправда, а скорее, что истины, воплощенные в этих мифах, имеют иную порядок из догм богословия или утверждений философии.

В следующем резюме мы попытаемся изложить в прозе то, что гностические мифы выражают свой отчетливо поэтический и образный язык.

Космос

Все религиозные традиции признают, что мир несовершенен. Где они отличаются в объяснениях, которые они предлагают для объяснения этого несовершенства, и в том, что они предложить может быть сделано об этом. У гностиков есть свое, возможно, весьма поразительное, мнение. этих вопросов: они считают, что мир несовершенен, потому что он был создан в несовершенном способ.

Подобно буддизму, гностицизм начинается с фундаментального признания того, что земная жизнь наполнен страданием. Чтобы прокормить себя, все формы жизни потребляют каждый другим, тем самым насылая боль, страх и смерть друг на друга (даже травоядные животные жить, уничтожая жизнь растений). Кроме того, так называемые природные катастрофы… землетрясения, наводнения, пожары, засухи, извержения вулканов приносят новые страдания и смерть на их пути. Люди с их сложной физиологией и психологией осознают не только этих болезненных черт земного бытия. Они также страдают от частое признание того, что они чужаки, живущие в порочном и абсурдном мире.

Многие религии выступают за то, чтобы обвинять людей в несовершенстве Мир. Поддерживая эту точку зрения, они интерпретируют миф Бытия как заявление о том, что проступки, совершенные первой человеческой парой, привели к «падению» творение, приводящее к нынешнему испорченному состоянию мира. Гностики отвечают, что это интерпретация мифа неверна. Вина за неудачи мира лежит не на людей, но с Творцом. Поскольку — особенно в монотеистических религиях — Создатель — Бог, эта гностическая позиция кажется кощунственной и часто воспринимается с тревогой. даже неверующими.

Были найдены способы уклониться от признания порочного творения и его порочного создателя. придумывали снова и снова, но ни один из этих аргументов не впечатлил гностиков. Древний Греки, особенно платоники, советовали людям искать гармонию мироздания, так что, почитая его величие, они могли забыть свои непосредственные страдания. Но поскольку эта гармония содержит еще жестокие изъяны, заброшенность и отчужденность существования, гностики считают этот совет малоценным. И не восточная идея кармы, рассматриваемой гностиками как адекватное объяснение несовершенства творения. и страдания. Карма в лучшем случае может только объяснить, как цепь страданий и несовершенств работает. Это не сообщает нам, во-первых, почему такая печальная и злобная система должно существовать.

После первоначального шока от «необычного» или «кощунственного» характера гностическое объяснение страданий и несовершенства мира иссякает, можно начинают признавать, что на самом деле это самое разумное из всех объяснений. Ценить однако для полного понимания требуется знакомство с гностической концепцией Божества, как в своей первоначальной сущности как Истинного Бога, так и в своем униженном проявлении как ложного или Бог-творец.

Божество

Концепция гностического Бога более тонкая, чем у большинства религий. По-своему это объединяет и примиряет признания монотеизма и политеизма, а также теизма, Деизм и пантеизм.

С точки зрения гностиков, существует истинная, окончательная и трансцендентный Бог, который находится за пределами всех сотворенных вселенных и никогда ничего не создавал в в том смысле, в каком обычно понимается слово «творить». Пока это правда Бог ничего не формировал и не создавал, Он (или Оно) «излучал» или производил изнутри Себя субстанция всего, что есть во всех мирах, видимое и невидимый. Поэтому в определенном смысле может быть правильным сказать, что все есть Бог, ибо все состоит из субстанции Бога. В то же время следует признать, что многие части первоначальной божественной сущности были спроецированы так далеко от своего источника, что в процессе они претерпели нездоровые изменения. Поклоняться космосу, или природе, или таким образом, равносильно поклонению отчужденным и испорченным частям эманирует божественная сущность.

Основной гностический миф имеет множество вариаций, но все они относятся к Эонам, промежуточные божественные существа, существующие между высшим, Истинным Богом и нами. Они, вместе с Истинным Богом составляют царство Полноты (Плеромы), в котором потенция божественности действует полностью. Полнота противостоит нашему экзистенциальному состоянию, которое в сравнении можно назвать пустотой.

Одно из эониальных существ, носящих имя София («Мудрость»), обладает великим значение для гностического мировоззрения. Во время своих странствий Софья пришла к исходит из ее собственного бытия порочным сознанием, существом, ставшим творцом материальный и психический космос, все это он создал по образу своего недостатка. Этот существо, не подозревая о своем происхождении, возомнило себя конечным и абсолютным Богом. С он взял уже существующую божественную сущность и придал ей различные формы, он также называемого Демиургом или «полусоздателем». Существует подлинная половина, истинная божественный компонент в творении, но он не признается полутворцом и его космические миньоны, Архонты или «правители».

Человек

Человеческая природа отражает двойственность, существующую в мире: отчасти она была создана ложным Бога-творца и частично состоит из света Истинного Бога. Человечество содержит тленную физическую и психическую составляющую, а также духовную составляющую, являющуюся частица божественной сущности. Эта последняя часть часто символически упоминается как божественная искра. Признание этой двойственной природы мира и человек заслужил в гностической традиции эпитет «дуалист».

Люди, как правило, не подозревают о божественной искре, живущей внутри них. Это невежество питается в человеческой природе влиянием ложного творца и его Архонтов, которые вместе намерены держать мужчин и женщин в неведении об их истинной природе и предназначении. Все, что заставляет нас оставаться привязанными к земным вещам, служит тому, чтобы держать нас в порабощение этих низших космических правителей. Смерть высвобождает божественную искру из своего смиренного тюрьму, но если не было существенной работы Гнозиса, предпринятой душой перед смертью становится вероятным, что божественная искра будет брошена обратно, а затем перевоплощенные внутри, муки и рабство физического мира.

Не все люди духовны (пневматика) и поэтому готовы к Гнозису и освобождению. Некоторые из них — приземленные и материалистичные существа (гилетики), которые признают только физическое реальность. Другие живут в основном в своей психике (психике). Такие люди обычно ошибаются Демиург для Истинного Бога и мало или совсем не осведомлены о духовном мире за пределами материя и разум.

В ходе истории человечество прогрессирует от материалистического чувственного рабства путем этической религиозности, к духовной свободе и освобождающему гнозису. Как пишет ученый Г. Киспель писал: «Мировой дух в изгнании должен пройти через Ад материи и Чистилище нравов для достижения духовного Рая. сознание было предвидено гностиками задолго до того, как появилась концепция эволюции. известен.

Спасение

Однако одних эволюционных сил недостаточно для осуществления духовной свободы. Люди попали в затруднительное положение, состоящее из физического существования в сочетании с неведение об их истинном происхождении, их сущности и их конечной судьбе. Быть освободившись от этого затруднительного положения, люди нуждаются в помощи, хотя они также должны вносить свои собственные усилия.

Издревле Посланники Света исходили от Истинного Бога, чтобы чтобы помочь людям в их поисках Гнозиса. Лишь немногие из этих спасительных фигур упоминается в гностических писаниях; некоторые из самых важных — Сиф (третий сын Адам), Иисус и пророк Мани. Большинство гностиков всегда смотрели на Иисуса как на главная фигура спасителя (Сотер).

Гностики не ищут спасения от греха (первородного или иного), но скорее от неведения, следствием которого является грех. Невежество — под чем подразумевается невежество духовных реальностей — рассеивается только Гнозисом, и решающее откровение Гнозиса приносят Посланники Света, особенно Христос, Логос Истинного Бога. Не Его страданиями и смертью, а Его учительской жизнью. и Его установление тайн, что Христос совершил Свою работу спасения.

Гностическая концепция спасения, как и другие гностические концепции, является тонкой. На С одной стороны, гностическое спасение можно легко принять за непосредственное индивидуальное опыт, своего рода духовный проект «сделай сам». Гностики считают, что потенциал ибо Гнозис и, таким образом, спасения присутствует в каждом мужчине и женщине, и это спасение не заместительная, а индивидуальная. В то же время они также признают, что Гнозис и спасение может и даже должно стимулироваться и облегчаться, чтобы эффективно возникать внутри сознания. Эта стимуляция обеспечивается Посланниками Света, которые, кроме того, их учению, установить спасительные таинства (таинства), которые могут совершаться апостолы Посланников и их преемники.

Нужно также помнить, что знание нашей истинной природы — так же, как и другие связанных с этим осознаний — удерживаются от нас самим нашим земным положением. существование. Истинный Бог трансцендентности неизвестен в этом мире, на самом деле Он часто по имени Неизвестный Отец. Таким образом, очевидно, что откровение свыше необходимо для того, чтобы принести спасение. Внутренняя искра должна быть пробуждена от земного сна благодаря спасительному знанию, которое приходит «извне».

Поведение

Если слова «этика» или «мораль» понимаются как система правил, то гностицизм противостоит им обоим. Такие системы обычно возникают в Демиурга и тайно предназначены для служения его целям. Если, с другой стороны, мораль говорят, что он состоит из внутренней целостности, возникающей из-за освещения пребывающего в нем искры, тогда гностик воспримет эту духовно информированную экзистенциальную этику как идеал.

Для гностика заповеди и правила не спасительны; они существенно не способствующие спасению. Правила поведения могут служить многим целям, включая структурирование упорядоченного и мирного общества и поддержание гармоничного отношения внутри социальных групп. Правила, однако, не имеют отношения к спасению; то есть вызвано только Гнозисом. Следовательно, мораль необходимо рассматривать прежде всего во временном и светские термины; он всегда подлежит изменениям и модификациям в соответствии с духовное развитие личности.

Как отмечалось выше, «гилетические материалисты» обычно мало интерес к морали, в то время как «психические дисциплинарщики» часто придают ей большое значение. важность. Напротив, люди с «пневматическим духовным» обычно более заняты другими, более высокими делами. Различные исторические периоды также требуют варианта отношение к поведению человека. Таким образом, и манихейское, и катарское гностические движения, который функционировал во времена, когда чистота поведения считалась вопросом первостепенной важности, ответил по существу. Нынешний период западной культуры, возможно, во многом напоминает Александрия II и III веков. Поэтому кажется уместным, что гностики в наше время принять позиции классического александрийского гностицизма, в котором вопросы поведение в значительной степени оставалось на усмотрение человека.

Гностицизм охватывает многочисленные общие взгляды на жизнь: он поощряет непривязанность и несоответствие миру, бытие в мире, но не мир; отсутствие эгоизма; и уважение свободы и достоинства других существ. Тем не менее, это относится к интуиции и мудрости каждого человека. «Гностический», чтобы выделить из этих принципов отдельные руководящие принципы для своих личное приложение.

Судьба

Когда Конфуция спросили о смерти, он ответил: «Почему ты спрашиваешь меня о смерти? когда не знаешь, как жить? Этот ответ легко мог бы дать гностик. На аналогичный вопрос, заданный в гностическом Евангелии от Фомы, Иисус ответил, что люди должны прийти через гнозис к познанию невыразимой божественной реальности, откуда они возникли и куда они вернутся. Это трансцендентное знание должно прийти к их, пока они еще воплощены на земле.

Смерть не приводит автоматически к освобождению от рабства в царствах Демиург. Те, кто не достигли освобождающего Гнозиса, пока были в воплощении может снова оказаться в ловушке существования. Вполне вероятно, что это может произойти путем цикла перерождений. Гностицизм не придает значения учению о реинкарнации. заметно, но в большинстве гностических учений имплицитно понимается, что те, кто не установили эффективный контакт со своим трансцендентным происхождением, пока находились в воплощении придется вернуться в печальное состояние земной жизни.

Что касается спасения, или судьбы духа и души после смерти, нужно быть зная, что помощь доступна. Валентин, величайший из гностических учителей, учил, что Христос и София ждут духовного человека — пневматического гностика — у входа в храм. Плерому и помоги ему войти в чертог окончательного воссоединения. Птолемей, ученик Валентина, учил, что даже экстрасенсы, не обладающие пневматическим статусом, могут быть искуплены и живут в небесном мире у входа в Плерому. В полноте со временем каждое духовное существо получит Гнозис и соединится со своим высшим Я — ангельский Близнец — таким образом становится способным войти в Плерому. Ничего из этого возможно, однако, без серьезного стремления к Гнозису.

Гнозис и психика: глубина психологии Соединение

На протяжении двадцатого века новая научная дисциплина глубинная психология приобрел большую известность. Среди глубинных психологов, проявивших ярко выраженную и осознанного интереса к гностицизму, особое место принадлежит К. Г. Юнгу. Юнг сыграл важную роль в привлечении внимания к библиотеке гностических писаний Наг-Хаммади в 1950-х, потому что он осознал выдающуюся психологическую значимость гностического идеи.

известный исследователь гностицизма Г. Филорамо писал: «Размышления Юнга уже давно погруженный в мысли древних гностиков до такой степени, что считал их виртуальные первооткрыватели «глубинной психологии». . . древнего гнозиса, хотя и в его форме универсальная религия, в известном смысле предвосхищавшая и в то же время помогавшая прояснить, природе юнгианской духовной терапии». В свете такого признания можно спросите: «Гностицизм — это религия или психология?» Ответ в том, что это может очень хорошо быть обоими. Большинство мифологем, встречающихся в гностических писаниях, обладают психологическим актуальность и применимость. Например, слепой и надменный творец-демиург несет близкое сходство с отчужденным человеческим эго, потерявшим связь с онтологическим Себя. Кроме того, миф о Софии очень напоминает историю человеческой психики, теряющей его связь с коллективным бессознательным и нуждается в спасении Атмана. Аналогов такого рода существует великое множество.

Многие эзотерические учения провозглашают: «Как наверху, так и внизу». Наша психологическая природа (микрокосм) отражает метафизическую природу (макрокосм), таким образом Гностицизм может обладать как психологической, так и религиозной аутентичностью. гностик психология и гностическая религия не должны исключать друг друга, но могут дополнять друг друга. друг друга в неявном порядке целостности. Гностики всегда считали божественность имманентно человеческому духу, хотя и не ограничивается им. Конвергенция Таким образом, гностическое религиозное учение с психологическим прозрением вполне понятно. с точки зрения освященных веками гностических принципов.

Заключение

Некоторые авторы проводят различие между «гнозисом» и «гностицизмом». Такие различия одновременно полезны и вводят в заблуждение. Гнозис, несомненно, является опытом основывается не на понятиях и заповедях, а на чувстве сердца. гностицизм, на с другой стороны, это мировоззрение, основанное на опыте гнозиса. По этой причине в языках, кроме английского, слово «гнозис» часто используется для обозначения как опыта, и мировоззрение (die Gnosis по-немецки, la Gnose по-французски).

В некотором смысле нет Гнозиса без Гностицизма, ибо опыт Гнозиса неизбежно вызывает мировоззрение, в котором оно находит свое место. Гностическое мировоззрение опытный, он основан на определенном виде духовного опыта гнозиса. Следовательно, не годится опускать или разбавлять различные части гностического мировоззрения, ибо сделать это, мировоззрение больше не соответствовало бы опыту.

Теологию называют интеллектуальной оболочкой духовного ядра религия. Если это правда, то верно и то, что большинство религий душит и задушены их обертками. Гностицизм не подвергается этой опасности, потому что его мир точка зрения выражена в мифе, а не в богословии. Мифы, включая гностические мифы, могут быть интерпретируется разнообразно. Трансцендентность, нуминозность, а также психологическая архетипы наряду с другими элементами играют роль в такой интерпретации. Все-таки такой мифические заявления говорят о глубоких истинах, которые невозможно отрицать.

Гностицизм может донести до нас такие истины с высоким авторитетом, ибо он говорит голосом высшей части человека — духа. Об этом духе было сказано: дует, где хочет. Вот почему гностическое мировоззрение могло не искоренить, несмотря на многовековые гонения.

Гностическое мировоззрение всегда было своевременным, ибо оно всегда лучше всего отвечало «знание сердца» — это истинный гнозис. Однако сегодня его актуальность увеличивается, к концу второго тысячелетия произошло радикальное ухудшение множество идеологий, которые уклонялись от великих вопросов и ответов, на которые обращался гностицизм. ясность, откровенность и подлинность гностического ответа на вопросы человеческого затруднительное положение не может не впечатлять и (со временем) убеждать. Если ваша реакция на это резюме были такого же положительного порядка, то, возможно, вы сами гностик!

+ Стефан А. Хеллер (Тау Стефан, гностический епископ)

 

Архив Гнозиса | Библиотека | Книжный магазин | Индекс | Веб-лекции | Экклесия Гностика | Гностическое общество

гностицизм | Определение, тексты, движения и влияние

гностицизм

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Валентин Феодот Гностик Василиды Маркион Понтийский Бардезан
Похожие темы:
манихейство мандеанство докетизм Симонианство плерома

Просмотреть весь соответствующий контент →

Популярные вопросы

Что такое гностицизм?

Гностицизм — это термин, который современные ученые используют для обозначения любого из различных философских и идеологических движений в греко-римском мире в раннехристианскую эпоху, особенно во 2 веке. Однако значение этого термина оспаривается, и среди ученых нет единого мнения о том, действительно ли эти движения связаны, и если да, то как.

Чем гностицизм отличается от христианства?

Поскольку гностицизм является спорным термином, а группы, традиционно считающиеся гностическими, не были частью единого движения, рассматривать их системы верований как единообразные проблематично. Однако мифологии этих групп, как правило, тематически отличались от христианства в их характеристике Бога и в их фокусе.

Христианство подчеркивает трансцендентность единого Бога и спасение всех желающих человеческих существ от отчуждения от Бога через телесную смерть и воскресение Иисуса Христа, который является одновременно полностью человеком и полностью божественным. Напротив, многие гностические группы разработали мифологии, в которых проводится различие между низшим творцом мира, называемым демиургом, и высшим богом. Эти мифологии также имеют тенденцию подчеркивать спасение избранных людей от телесного существования через их пробуждение к знанию (гнозису) их изначальной божественной идентичности.

Существует ли сегодня гностицизм?

В зависимости от того, как его определить, гностицизм может существовать или не существовать сегодня. Некоторые считают, что мандеанство, религия, зародившаяся в древней Месопотамии и насчитывающая сегодня около 70 000 последователей по всему миру, имеет гностические корни.

Предшествовал ли гностицизм христианству?

Некоторые учения, отождествляемые с гностицизмом, могли появиться раньше христианства. Другие, возможно, развились помимо христианства, в неортодоксальных еврейских кругах, а затем были адаптированы группами, считавшими себя христианами. Со 2-го по 4-й век христианские писатели каталогизировали и осуждали некоторых учителей и учения как гностические, а борьба за то, чтобы отличить ортодоксальное христианство от ересей, помогла этим писателям прояснить основные верования и практики, переданные Христом и его Апостолами церкви.

Когда впервые было использовано слово гностицизм ?

Слово гностицизм впервые появилось в печати в 1669 году в книге английского поэта и религиозного философа Генри Мора. Мор применил его к религиозным группам, упоминаемым в древних источниках как gnostikoi , греческое слово, означающее «те, кто обладает знанием».

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

гностицизм , любое из различных связанных философских и религиозных движений, известных в греко-римском мире в раннехристианскую эпоху, особенно во 2 веке.

Обозначение гностицизм является термином современной науки. Впервые оно было использовано английским поэтом и философом религии Генри Мором (1614–1687 гг.), который применил его к религиозным группам, именуемым в древних источниках gnostikoi (греч. ‘ »). Греческое прилагательное gnostikos («ведущий к знанию» или «относящийся к знанию») впервые был использован Платоном для описания когнитивного или интеллектуального аспекта обучения, а не практического. Однако ко II веку н.э. имя gnostikoi было принято различными христианскими группами, некоторые из которых положительно использовали его как самоназвание, хотя другие критиковали эту практику как самонадеянное заявление об исключительном доступе к истине.

Определение

Консенсус по определению гностицизма оказался трудным. Группы, условно классифицируемые как гностические, не составляли единого движения с относительно однородной организацией, учениями и ритуалами. Даже самоназвание гностический проблематичен, поскольку он засвидетельствован только для некоторых традиций, традиционно считающихся гностическими, и его коннотации неоднозначны. В то время как некоторые исследователи утверждают, что термин гностический должен быть ограничен сектами или школами, которые называли себя этим именем, другие расширяют эту категорию, включая дополнительные религиозные движения, которые якобы имеют различные отличительные черты. Третьи рассматривают гностицизм как мировую религию, существовавшую с древности до раннего Нового времени — сохранившуюся, например, в мифологии и ритуалах мандеев Ирака и Ирана (9).0003 см. ниже Влияние).

Многие из так называемых гностических групп характеризуются мифологией, которая проводит различие между низшим творцом мира (демиургом) и более трансцендентным богом или порядком бытия. Другая часто встречающаяся тема заключается в том, что существует особый класс или раса людей, происходящих из трансцендентного царства, которым суждено достичь спасения и вернуться к своим духовным истокам. Спасение понимается как откровение, пробуждающее знание (9).0003 gnosis ) божественной идентичности расы; напротив, традиционный христианский акцент делается на искуплении через смерть и воскресение Иисуса Христа. Хотя миф о демиурге и тема пробужденного осознания божественного происхождения имеют параллели в платоновской и неопифагорейской философии — и фактически были частично заимствованы из этих традиций — часто утверждается, что в гностических мифах существует гораздо более острый дуализм. , включая гораздо более негативное отношение к низшему богу-творцу, материальному космосу и человеческому телу.

Тексты

Классическим источником древних споров относительно групп, условно классифицируемых как гностические, является Adversus haereses (лат. «Против ересей»), пятитомный труд, написанный на греческом языке около 180 г. н.э. христианским епископом Иринеем Лионским. Первоначально названный «Разоблачение и опровержение ложно так называемого знания», этот чрезвычайно влиятельный труд изучался, адаптировался и расширялся с конца 2-го по 4-й век христианскими писателями, включая Климента Александрийского, Тертуллиана, Ипполита Римского, Оригена Александрия и Епифаний из Констанции. В Adversus haereses Ириней каталогизирует и критикует доктрины различных гностических учителей и их последователей 1-го и 2-го веков, уделяя особое внимание Валентину и другим учителям, которые, как говорят, адаптировали доктрины Валентина. Он также сообщает об учениях других девиантных движений, таких как учения Симона Волхва, Менандра, Саторнила (или Сатурнина) из Антиохии, Василида, Карпократа, Марцелины, Церинфа, Кердона, Маркиона Синопского, Татиана и эбионитов.

В какой-то момент Ириней упоминает «секту под названием gnostikê », или «предоставление знаний», чьи мифы, как он утверждает, были адаптированы Валентином. Возможно, он имел в виду учение, которое позже резюмировал как учение неких гностиков — или «Барбело- гностиков », как могло читаться в исходном тексте. Краткое изложение мифа в некоторых моментах неоднозначно, но он начинается с изначального эона (вечного существа или века) по имени Барбело и безымянного Отца, которые, возможно, следует понимать как женский и мужской аспекты, соответственно, высшего бога. В любом случае, Отец и Барбело порождают божественную семью сущностей, каждая из которых является мифическим олицетворением божественной способности или атрибута: Мысль (олицетворение первой самомысли Отца), Предвидение, Нетленность, Вечная Жизнь и так далее. Среди этих духовных сущностей есть совершенный человек по имени Адамас — божественный прототип земного Адама из Бытия. Адамас соединяется с супругой, Совершенное Знание ( гнозис ). Таким образом, учение представляет собой мифологический рассказ о том, как множественность (божественных атрибутов) возникла из единства и что истинное человечество также божественно. Последней появившейся божественной сущностью является Мудрость. Но в отличие от других сущностей, Мудрость, как говорят, не имеет супруги. Ее попытка найти его, хотя и с благими намерениями, уводит ее из высшего царства в низшие области, и она порождает низшего «первого правителя», который затем создает материальный мир.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Миф передает сообщение о том, что библейский творец является лишь пародией на божество. Жизнь в этом несовершенном мире содержит намеки на истину; человеческая мудрость имеет отношение к божественной реальности. Однако мудрость может сбиться с пути, и в результате могут появиться ложные боги. Человечество, находящееся в состоянии духовной амнезии, прежде чем принять откровение мифа, пробуждается воссоединением с Совершенным Знанием.

Многие ученые зарезервировали бы термин гностический в самом правильном смысле для сектантов, которые учили мифу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *