Гностические функции это: Гностические функции педагога это

ГНОСТИЧЕСКИЙ — Что такое ГНОСТИЧЕСКИЙ?

Слово состоит из 12 букв: первая г, вторая н, третья о, четвёртая с, пятая т, шестая и, седьмая ч, восьмая е, девятая с, десятая к, одиннадцатая и, последняя й,

Слово гностический английскими буквами(транслитом) — gnosticheskii

  • Буква г встречается 1 раз. Слова с 1 буквой г
  • Буква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н
  • Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о
  • Буква с встречается 2 раза. Слова с 2 буквами с
  • Буква т встречается 1 раз. Слова с 1 буквой т
  • Буква и встречается 2 раза. Слова с 2 буквами и
  • Буква ч встречается 1 раз.
    Слова с 1 буквой ч
  • Буква е встречается 1 раз. Слова с 1 буквой е
  • Буква к встречается 1 раз. Слова с 1 буквой к
  • Буква й встречается 1 раз. Слова с 1 буквой й

Гностические писания

ГНОСТИ́ЧЕСКИЕ ПИСА́НИЯ охватывают многообразную религ. лит-ру первых веков христианства, к-рая создавалась в кругах гностиков. Гностиками (от греч. γνω̃σις — знание) принято называть представителей религ. течений…

Библиологический словарь. — 2002

Гностическое христианство

Гностическое христианство — это направление гностицизма, в котором присутствуют элементы христианства, что отличает его от персидского и курдского гностицизма. Это религиозно-философское учение, возникшее в I—II вв.

ru.wikipedia.org

Гностические функции педагога

Гностические функции педагога (гр. – знаниевые) – это познавательные функции, обращенные к постоянному изучению учащихся – их познавательной и духовной сфер, мотивов и интересов, задатков и способностей, характеров и эмоциональных состояний.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

ЧУВСТВА ГНОСТИЧЕСКИЕ

ЧУВСТВА ГНОСТИЧЕСКИЕ [Меграбян А.А., 1959]. Высшие человеческие чувства, складывающиеся из эмоций и представлений. К элементам чувства прибавляются и познавательные элементы, к единичным образам внешних предметов, своего тела…

Толковый словарь психиатрических терминов

АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ (СЕНСОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ) СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ (СЕНСОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ) СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ Речевой и неречевой слух представляют две самостоятельные формы слуховой системы. По классификации А. Р. Лурия…

Нейропсихологические синдромы

Русский язык

Гности́ческий.

Орфографический словарь. — 2004

Гности́ч/еск/ий.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

  • Слова из слова «гностический»
  • Слова на букву «г»
  • Слова, начинающиеся на «гн»
  • Слова c буквой «й» на конце
  • Слова c «ий» на конце
  • Слова, начинающиеся на «гно»
  • Слова, начинающиеся на «гнос»
  • Слова, оканчивающиеся на «кий»
  • Слова, заканчивающиеся на «ский»
  1. гностики
  2. гностик
  3. гностицизм
  4. гностический
  5. гнотобиологический
  6. гнотобиология
  7. гнотобиот

что это простыми словами, определение и его виды

Содержание:

  • Понятие гнозиса
  • Своевременное развитие гнозиса
  • Виды гнозиса
    • Зрительный
    • Слуховой
    • Тактильный
    • Вкусовой
    • Обонятельный
  • Нарушения гнозиса

Содержание

  • Понятие гнозиса
  • Своевременное развитие гнозиса
  • Виды гнозиса
    • Зрительный
    • Слуховой
    • Тактильный
    • Вкусовой
    • Обонятельный
  • Нарушения гнозиса

Понятие гнозиса

Одним из ответвлений психологии и нейронауки является нейропсихология. Она изучает процессы взаимосвязи работы головного мозга с поведенческими характеристиками человека. Одним из таких процессов является гнозис

​Гнозис (от греческого gnosis — «узнавание или знание») — это умение узнавать, различать, запоминать предметы, воспринимая их чувствами.

Узнавание возникает на основании накопления определенного опыта и схоже по принципу образования с условными рефлексами. Далее происходит процесс закрепления в памяти.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Агнозия — расстройство, возникающее при нарушении каких-либо анализаторов, отвечающих за процесс узнавания.

Своевременное развитие гнозиса

На определенном этапе развития человечества между различными анализаторами стали проявляться ассоциативные связи, что и привело к появлению гнозиса. Ощущения, вырабатываем разными анализаторами, взаимодействуя, трансформировались в гностические навыки.  

Степень важности того или иного вида гнозиса менялась в зависимости от ступени эволюционного развития общества. Для древнего человека основную роль играли

вкусовой и обонятельный гнозис. С их помощью формировалось распознавание съедобной и несъедобной, ядовитой пищи. 

По мере развития гнозиса, стала отпадать необходимость использования определенных ощущений, они заменились знаниями. Например: человек знает, что лимон — кислый фрукт, для подтверждения этого факта ему нет необходимости использовать вкусовые ощущения, они заменяются гностическими навыками.

Развитие различных видов гнозиса происходит на протяжении всей жизни человека. Некоторые навыки тесно связаны с процессом мышления, поэтому их своевременное формирование имеет большое значение для правильного физического и психического развития личности. 

Несвоевременное развитие гнозиса может приводить к задержке речевого или психического развития, появлению различных расстройств, что влияет на качество жизни человека.

Гностическая деятельность является базовой для формирования навыков владения различного типа действиями.

​Праксис — совокупность предметных действий. Действия могут быть различными: от процесса одевания и до определённых профессиональных навыков.

Виды гнозиса

Виды гнозиса соответствуют рецепторам, которые имеются у человека. Каждый из типов узнавания имеет свои отличия и особенности:

  • зрительный;
  • слуховой;
  • вкусовой;
  • тактильный;
  • обонятельный.

Наиболее актуальными в современном мире выступают зрительный и слуховой гнозис.

Зрительный

Зрительный вид подразделяется на несколько типов.

1. Предметный. Играет важную роль в ориентации человека в окружающем мире. Помогает различать предметы. Он является начальным этапом формирования зрительного гнозиса.

В возрасте до двух лет у ребёнка начинается развитие узнавания предметов, посредством простых картинок и игрушек. Предлагаемые малышу изображения и игрушки должны максимально отражать оригинальный предмет. Знакомство происходит с предметным миром, далее добавляются характеризующие их признаки, которые помогают отличать их друг от друга. 

У детей старше двух лет зрительное восприятие усложняется, появляется интерес к более сложным, «мультяшным» зрительным образам, которые передают определенный символизм. В дальнейшем, в процессе развития, детям оказываются доступны рисунки с различными стилистическими эффектами: тенями, штрихованием, перечеркнутыми картинками.

2. Становление цветового гнозиса происходит поэтапно. Первыми ребёнок учится определять яркие цвета: красный, синий, зеленый. Затем —  коричневый, белый, черный, оранжевый. Дети еще долгое время могут изображать предметы, используя отличные от реальных цвета. Это объясняется тем, что правильное восприятие формируется не сразу. Не стоит исправлять цветовое восприятие действительности ребёнком, оно может быть проявлением его определённого психологического состояния.

 

К семи годам усваиваются знания об оттенках спектра. Соответствие оттенка цвету является показателем развития мышления, зрелости зрительного гнозиса.

3. Лицевое распознавание занимает обособленное место среди других зрительных видов. Оно начинает проявляться с узнавания лица матери и других близких ребёнку людей. Далее обретаются навыки распознавания и запоминания других лиц.

4. Симультанный гнозис является важным показателем развития мышления. Он отвечает за умение видеть целое и детали, разделять основное и второстепенное.

Слуховой

Слуховой вид гностической деятельности проявляется в распознавании предмета по характеризующему его звуку. 

Начальные его этапы формируются в детском возрасте, когда ребёнок со временем может узнавать ту или иную игрушку по ее звучанию. 

Слуховой гнозис является деятельностью, поэтому правильное его формирование невозможно без его реализации. Большое значение для его развития имеют музыкальные занятия в саду, когда дети проговаривают, пропевают звуки.  

Слуховой вид подразделяется на:

  1. Неречевой — идентификация шумов природы, уличных и музыкальных звуков. 
  2. Речевой вид слуховой гностической деятельности является значимым для полноценной жизни человека. Он проявляется в усвоении и воспроизведении звуков речи. 

Тактильный

Тактильный гнозис или стереогноз — способность определять предметы посредством прикосновений.

Узнавание материала на ощупь по его структуре, выявление формы предмета, болевые или тепловые ощущения — все это тактильный вид гностической деятельности.

Вкусовой

Вкусовая гностическая деятельность — способность определить по вкусовым признакам определенный вид продукта. 

Обонятельный

Обонятельный гнозис — способность определять предмет, продукт, действие или явление по запаху.  

Нарушения гнозиса

 

Нарушения гностических функций приводят к различным видам агнозий. Они подразделяются на агнозии внешнего пространства и агнозии внутреннего пространства.

К расстройствам внешнего пространства относятся:

1. Зрительная агнозия. При данном виде расстройства сохраняется острота зрения и цветоощущения. 

  • Предметная — характеризуется невозможностью узнавать привычные предметы. Человек может описать их вид, форму или признаки. Однако, не способен назвать предметы. Данное заболевание диагностируется рисунками Попельрейтера. Они представляют собой перечеркнутые изображения или изображение предметов, наложенных друг на друга.
  • Агнозия на лица. Человек способен назвать и воспринимать отдельные части лица, само лицо, но не может обозначить, какому человеку принадлежит данное лицо. Такой вид расстройства встречается при болезни Альцгеймера.
  • При агнозии на цвета нарушается способность определять отдельные цвета или оттенки одного спектра. Характеризуется неспособностью человека назвать цвет определенного предмета.
  • Буквенная. Сохраняется способность писать буквы, но нарушена способность их назвать.
  • Цифровое расстройство восприятия заключается в невозможности назвать цифры.
  • Оптико-пространственная агнозия — нарушение ориентации в пространстве. Теряется способность верно оценить расстояние до объекта, определить право или лево. Нарушается топографическое ориентирование и умение рисовать объемные фигуры.
  • Симультантная агнозия или синдром Баллинта характеризуется нарушением возможности скомпоновать отдельные зрительные образы в общую картину. 

2. При слуховой агнозии теряется возможность отличать предметы или действия по звуку. Примерами такого расстройства может быть неспособность опознать по лаю собаку, по звону — упавшую монету, по шуму — льющуюся из крана воду. Может нарушаться способность узнать мелодию или отличить мелодии друг от друга.

3. При тактильных нарушениях (сенситивная агнозия) человек теряет способность отличать признаки вещей посредством прикосновений: текстуру предмета, мягкость, шероховатость. 

​Астереогноз — расстройство, подразумевающее потерю умения обозначать предмет на ощупь, без зрительного контакта. Иногда сопровождается невозможностью верно определить размеры предмета.

4. Обонятельная, вкусовая агнозии трактуются, как потеря вкусовых и обонятельных ощущений. 

Определение

5. Соматоагнозия — расстройство восприятия внутреннего пространства.

Данное нарушение делится на 3 типа:

  1. Аутотопагнозия — неспособность верно воспринимать структуру тела. Данное расстройство характеризуется невозможностью человека назвать определенные части тела. Может сопровождаться ощущениями дополнительной части тела: третьей руки, второй головы.
  2. Анозогнозия или синдром Антона — человек не воспринимает наличие каких-либо расстройств.
  3. Фигерагнозия — потеря способности различить пальцы рук, при этом подвижность суставов не нарушается. 

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 4.00 (Голосов: 13)

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Поиск по содержимому

Гностицизм — Энциклопедия всемирной истории

Гностицизм — вера в то, что люди содержат в себе частицу Бога (высшего блага или божественной искры), упавшую из нематериального мира в тела людей. Вся физическая материя подвержена распаду, гниению и смерти. Следовательно, эти тела и материальный мир, созданные низшим существом, являются злом. Частицы Бога, пойманные в ловушку материального мира, но не знающие о своем статусе, требуют знания ( gnosis ), чтобы сообщить им об их истинном статусе. Это знание должно исходить извне материального мира, и тот, кто приносит его, является спасителем или искупителем.

В течение первых трех столетий христианства не было центральной власти до обращения римского императора Константина Великого в 312 г. н.э. Христианские общины учили многим различным взглядам. Во 2 веке н.э. некоторые группы, ныне именуемые христианами-гностиками, утверждали, что имеют доступ к «тайным знаниям» о природе вселенной, природе Христа и о том, что его появление на земле значило для верующих. В середине 2 века н.э. группа христианских лидеров, задним числом именуемых Отцами Церкви (Иустин Мученик, Ириней, Тертуллиан и другие), написала тома против этих христиан-гностиков.

Гностики, как и Отцы Церкви, получили образование в различных философских школах. Многие школы разделяли теории Платона (428/427 — 348/347 до н. э.) и его взгляды на вселенную. Для Платона «бог» (или «высшее благо») существовал за пределами материальной вселенной, был совершенен и поэтому не мог создать несовершенный мир. Он постулировал существование вторичной силы, «Полу-Побуждения», которая создала материю, субстанцию ​​физического царства. Большинство гностических систем поддерживали эту точку зрения.

YouTube Следите за нами на YouTube!

Гностические концепции отражают современную школу философии, известную как экзистенциализм («как и почему мы существуем?»). Гностики задавали и отвечали на такие вопросы, как: «Кто я?» «Откуда я взялся?» «В чем смысл жизни?» «Почему я здесь?» и «Каково мое истинное я?»

Богословие

Отцы Церкви отреагировали на гностические учения, изобретя близнецовые концепции ортодоксии и ереси.

Гностики продвигали концепции радикального дуализма, управляющие вселенной. Это было поляризовано как душа/искра против плоти, свет против тьмы. Бог, который не творит, изначально эманировал архонтами (силами), подобно свету от солнца, видимому, но не физическому. Один из архонтов, София («мудрость»), в момент слабости произвел на свет Полупризыв, который затем создал физическую вселенную, включая людей. В философской мысли logos («слово») был принципом рациональности, связывавшим высшего бога с материальным миром.

Некоторые системы утверждали, что существовали мифические «пре-Адам-и-Ева» до их проявления в виде людей в Эдемском саду. В гностическом понимании падение произошло в результате физического творения. В соответствии с «единством» вечного Бога гностики продвигали идею андрогинности или союза полов. После грехопадения logos , предсуществующий Христос, пришел на землю в человеческом облике, чтобы научить человечество, как вернуться к этой изначальной андрогинности и воссоединиться с Богом. По их мнению, Бог послал Христа восстановить первоначальный космос. Поскольку божественная искра внутри людей уснула, она не помнила своего происхождения. Людей нужно было пробудить к присутствию в них частички бога; концепция, отражающая дзен-буддизм. Когда это будет достигнуто, правлению архонтов придет конец.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Изобретение Православия/Ереси

Отцы Церкви отреагировали на гностические учения, изобретя двойные концепции ортодоксии и ереси. Этих понятий не существовало в древнем мире. С тысячами различных местных культов в Средиземноморском бассейне не было центральной власти, которая определяла бы, во что люди должны верить. Православие («правильная вера») и ересь (от греческого слова haeresis , «школа мысли») — две стороны одной медали. Еретиками называют так тех, кто с ними не согласен, но обе стороны считают, что у них правильные убеждения.

Гностики были осуждены Отцами Церкви как еретики по следующим причинам:

  1. Гностики продвигали высшего Бога чистой сущности и любви как истинного Бога над Богом-творцом.
  2. Ко II веку нашей эры христианство было религией, отдельной от иудаизма, но христиане сохранили Бога Израиля и многие учения еврейских Священных Писаний. Гностики согласились с тем, что Бог-творец в Книге Бытия создал вселенную, но творение состояло из злой материи. В некоторых гностических системах Бог Израиля был не только злом, но и самим Сатаной. Таким образом, заповеди Бога Израилева были признаны недействительными.

    Creation

    Отец Лоуренс Лью, OP (CC BY-NC-ND)

  3. Гностики утверждали, что их учения исходят непосредственно от Иисуса. В тех евангельских сценах, когда Иисус отводит учеников в сторону, чтобы лучше их информировать, он также обучает секретным вещам, которые им передавались. Отцы Церкви возражали этому притязанием на апостольское предание; что их учения пришли от Иисуса к первоначальным ученикам, которые передали их епископам-основателям своих общин.
  4. Человеческое тело, состоящее из физической материи, было злом. Для большинства гностических систем Иисус не воплощался в человеческом теле. Они проповедовали концепцию, известную как docetic или «внешность». Иисус появился в образе человека только для того, чтобы он мог общаться с человечеством. Если бы у Христа никогда не было материального тела, центральные столпы христианства, распятие и воскресение из мертвых, были бы аннулированы.
  5. Гностик после пробуждения изучал небеса и научился перемещаться по различным слоям. В этом смысле гностики рассматривали спасение как личное дело, а не участие остального сообщества. Другими словами, спасение не могло быть достигнуто через крест, церковную иерархию или правила.
  6. Как только человек успешно прошел через верхние слои атмосферы, его искра, теперь дома, соединилась с божеством; в некоторых системах человек становился Богом.
  7. В гностических системах существует отрицание того, что становилось стандартным христианским учением, эсхатологией или грядущим возвращением Христа, чтобы возвестить Царство Божье. Для гностиков царство находится внутри человека.

Гностические ритуалы

гностических христиан были крещены и участвовали в Евхаристии (причастии). Гностики действительно пытались продвигать женщин-служителей в евхаристическом богослужении, что приводило их к разногласиям с Отцами Церкви. Самым спорным из гностических ритуалов был «Брачный чертог», где человек достиг «христобытия». В гностическом документе Экзегеза души , язык и метафоры брака были применены в союзе со Христом.

Гностики были первыми, кто практиковал безбрачие (не заключать брачный договор), а также целомудрие (никогда не вступать в половые сношения).

Философские школы учили, что следует заботиться о душе больше, чем о теле ( apathea — «никаких страстей»), не позволяя физическим побуждениям тела управлять своей жизнью. Такие учения были истолкованы как ascesis («дисциплина»), как в спортивной дисциплине тела. Христиане-гностики буквально взяли под контроль тело. Они были первыми, кто практиковал безбрачие (не вступая в брачный контракт), а также целомудрие (никогда не вступая в половые сношения). Таким образом, традиционный жизненный цикл был нарушен; никакие божественные искры больше не будут заперты в физическом теле.

Небольшое меньшинство гностических сект могло придерживаться противоположной точки зрения. Будучи частью злого физического мира, правительства, созданные людьми законы и социальные условности больше не имели силы. Некоторые отцы церкви утверждали, что это привело к сексуальной безнравственности. Мы не можем подтвердить такие практики, но к 18 веку н.э. эти группы были названы распутниками после публикации сочинений французского философа маркиза де Сада (1740-1814 н.э.). Тем не менее, порицая гностиков, отцы церкви восприняли концепцию безбрачия для духовенства. При этом это понималось как живая жертва (отказ от нормальной жены и детей). Эта концепция возвышала духовенство над паствой с чувством святости.

Как и все, кто обучался философии, гностики использовали литературный прием аллегории. Аллегория — это рассказ, стихотворение или картина, которые можно интерпретировать, чтобы выявить скрытый смысл, как правило, моральный или политический. В то же время, если человек не настроен на аллегорические символы или смысл, многие гностические писания кажутся среднему читателю невероятно эзотерическими и загадочными. Читая такие тексты, создается впечатление, что они провели свою жизнь в башнях из слоновой кости, созерцая Вселенную. Но они участвовали в собраниях, к которым принадлежали. У них были исследовательские группы, но то, что они изучали, было верховьями вселенной, где обитали градиенты сил. Когда гностик умирал, его искра/душа высвобождалась из его злого тела, но затем должна была вернуться домой. По пути он должен был знать пароли, чтобы пройти через силы и обойти их, чтобы не отвлекаться. Одни системы утверждали, что небес семь, другие — 365 уровней.

Гностические сочинения — Библиотека Наг-Хаммади

Отцы Церкви были ненасытны в своей критике гностических писаний. Ученые, однако, были настроены скептически и не могли быть уверены, что цитаты были точными до 1945 г. н.э. Затем два брата копали селитру в египетской пустыне недалеко от города Наг-Хаммади в Верхнем Египте, когда их лопата наткнулась на большой кувшин, наполненный кодексами (ранними книгами). Они отнесли их к знакомому человеку, который занимался торговлей антиквариатом на черном рынке. Было 13 книг, содержащих трактаты, евангелия и гностические мифы. Они собраны в одном томе, Библиотека Наг-Хаммади . Как оказалось, отцы церкви неплохо копировали. В то время как они использовали цитаты, теперь у нас есть полные тексты для лучшего анализа каждого документа.

Гностические евангелия отличаются от канонических евангелий Нового Завета. В них часто отсутствует повествование или история, и они состоят просто из учений Иисуса, разъясняющих существование истинного Бога.

Евангелие Истины

Считалось, что Евангелие Истины было написано Валентином, гностическим учителем из Александрии, который впоследствии был отлучен от Рима (ок. 150 г. н. э.). Одно из самых духовных гностических евангелий, он олицетворял такие абстракции, как Заблуждение, Страх и Надежда, как живых существ. Христос описывается как проявление надежды.

Евангелие от Марии Магдалины

Этот текст неполный, и сохранившаяся копия начинается с середины. После смерти Иисуса ученики чувствуют себя без лидера и встревожены. Один из учеников просит Марию передать любую информацию, которую она может предложить, поскольку было признано, что у Иисуса были с ней особые отношения. Затем Мария сообщает, что после воскресения она получила откровение от Иисуса, который объяснил многие гностические темы, которые мы уже видели.

Мария Магдалина Донателло

Саилко (CC BY-SA)

Евангелие от Фомы

Утверждается, что Евангелие от Фомы было написано близнецом Иисуса и состоит из 114 logia , или высказываний Иисуса. Автор был знаком со многими каноническими притчами и учениями, но Евангелие также подвергает критике традиционную концепцию Иисуса как мессии, продвигая Иисуса больше как просвещенного философа. Это Иисус говорит не искать земного Царства Божьего; она обнаруживается в повороте внутреннего человека. Евангелие от Фомы стало популярным в последние десятилетия в связи с популистским христианским движением, известным как Теология освобождения, которое также учит саморефлексии каждого человека как Христа внутри вас. Густаво Гутьеррес ввел этот термин в свои 19 лет.71 Книга CE, Теология освобождения . Он критиковал католическую церковь в Латинской Америке за искажение первоначальных учений Иисуса.

Когда тексты Наг-Хаммади стали доступны, многие современные богословы-феминистки восхищались ими за то, что они включали женщин в свои учебные группы и за то, что они продвигали женщин-евхаристических служителей. В то же время группы Нью Эйдж восхищались тем, что они видели как возвышение божественной женственности в Софии. Однако гностики не были эквивалентом современных феминисток. Каждый текст должен быть проанализирован на наличие его понятий. Евангелие от Фомы заканчивается:

Симон Петр сказал ему: «Пусть Мария выйдет из среды нашей, ибо женщины недостойны жизни!» Иисус сказал: «Вот, Я нарисую ее, чтобы сделать ее мужчиной, чтобы и она стала духом живым, как вы, мужчины. Ибо всякая женщина, ставшая мужчиной, войдет в Царство Небесное». 118 [114].

Для этой системы женщины будут спасены, отказавшись от своего пола, от своей традиционной роли жен и матерей. Это был способ вернуть женщине единство, концепцию андрогинности.

Евангелие от Филиппа

Евангелие от Филиппа является примером попытки гностиков пойти на компромисс с протоортодоксальными учениями отцов церкви.

Евангелие от Филиппа является примером попытки гностиков пойти на компромисс с протоортодоксальными учениями отцов церкви. Это евангелие продвигало двойную форму Христа: Христос был предсуществующей фигурой Искупителя, который обладал человеческим Иисусом из Назарета на период служения. Христос вошел в человека Иисуса, когда голубь приземлился на Иисуса во время его крещения. Во время распятия Христос оставил тело, так что был распят человеческий Иисус. Другая гностическая школа в Александрии, возглавляемая Василидом (120–140 гг. н. э.), учила, что при распятии произошла ловушка и подсказка; был распят Симон Киринеянин (в канонических евангелиях), а не Христос.

Евангелие от Филиппа также известно тем, что стало печально известным в книге Дэна Брауна Код да Винчи — об отношениях между Иисусом и Марией Магдалиной. Повторяя сцену, найденную в Евангелии от Марии Магдалины, о том, что у Иисуса были особые отношения с ней, у нас есть строка «….Иисус всегда приветствовал вас поцелуем в…», за которой следует дыра в рукописи. Эта строка может иметь важное значение, а может просто относиться к тому факту, что ранние христиане (включая мужчин) приветствовали друг друга поцелуем в губы.

Евангелие от Иуды

Евангелие от Иуды состоит из бесед между Иисусом и Иудой Искариотом. Его повторное открытие и перевод были опубликованы Национальным географическим обществом в 2006 году нашей эры. До этого он был известен только из сочинений епископа Иринея II века н.э. в его «Против всех ересей» .

Евангелие от Иуды

Вольфганг Ригер (общественное достояние)

В отличие от канонических евангелий, изображающих Иуду как предателя, это евангелие утверждает, что Иисус приказал Иуде предать его. Другие ученики не узнали истинного Евангелия, которому Иисус учил Иуду. Во многих сценах Иисус и Иуда обсуждают других одиннадцать учеников, которые воспринимают реальность только через физические чувства. Они продолжают приносить в жертву животных (Иисус высмеивает Евхаристию как каннибализм) и верят, что мученичество спасет их.

Концепции радикального монизма

Многие гностические тексты бросили вызов традиционному пониманию личности. В античных представлениях монизма человек состоял из физического тела и личности. Как древнеперсидская религия, зороастризм, так и школы греческой философии вводили в человека вторую субстанцию ​​— душу (дуализм). В большинстве систем тело и душа работали в гармонии. В гностических текстах тело и душа противостоят друг другу за доминирование. В более эзотерических текстах гностики вернулись к монизму, единому существу, в котором существование было недифференцированным. Идя еще дальше, некоторые тексты утверждали, что материальный мир и само существование были иллюзией. Именно здесь гностицизм согласуется с древними концепциями индуистской и буддийской философии.

Наследие

В 312 году н.э. Константин I обратился в христианство отцов церкви. Любое несогласие с их учением считалось ересью, и такие тексты приказывалось уничтожать. Мы думаем, что это произошло, когда кто-то (возможно, монах?) закопал тексты в Наг-Хаммади. Теперь ересь рассматривалась как предательство. Гностики, по сути, ушли в подполье, чтобы вновь появиться в Средние века на Балканах (вальдены) и на юге Франции (альбигойцы). Их учения послужили мотивом для создания института инквизиции средневековой церковью в XII веке нашей эры.

Сегодня мы используем термин «агностик», чтобы описать кого-то, кто знает, что что-то существует в связи с божественным, но не уверен, что именно. Первоначальное слово было придумано министром CE 18-го века, который утверждал, что он был агностиком, что означает, в его первоначальном смысле, «не гностик — не один из тех людей». Олдос Хаксли (1894-1963 гг. н.э.) в своих романах придумал агностицизм на том основании, что все знания должны основываться на разуме. Психолог Карл Юнг (1875-1961 гг. н.э.) использовал гностические концепции средневековой алхимии для своей теории архетипов.

Гностические концепции теперь включены в научно-фантастические фильмы, начиная с «Бегущего по лезвию » Ридли Скотта 1982 года. Он был основан на рассказе Мечтают ли андроиды об электрических овцах? Филипа К. Дика. Сюжет касался создания совершенных андроидов, у которых тем не менее стали развиваться человеческие эмоции из-за имплантов памяти в их системах. Хит-релиз братьев Вачовски 1999 года CE, Матрица опирается на гностическое христианство и буддизм, чтобы представить фундаментальную проблему человечества и ее решение с точки зрения невежества и просветления. Из-за невежества люди принимают материальный мир за нечто реальное, но они могут из этого сна с помощью наставника, который учит их их истинной природе.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Гностицизм | Определение, тексты, движения и влияние

гностицизм

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Валентин Феодот Гностик Василиды Маркион Понтийский Бардезан
Похожие темы:
манихейство мандеанство докетизм Симонианство плерома

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое гностицизм?

Гностицизм — это термин, который современные ученые использовали для обозначения любого из различных философских и идеологических движений в греко-римском мире в раннехристианскую эпоху, особенно во 2 веке. Однако значение этого термина оспаривается, и среди ученых нет единого мнения о том, действительно ли эти движения связаны, и если да, то как.

Чем гностицизм отличается от христианства?

Поскольку гностицизм является спорным термином, а группы, традиционно считающиеся гностическими, не были частью единого движения, рассматривать их системы верований как единообразные проблематично. Однако мифологии этих групп, как правило, тематически отличались от христианства в их характеристике Бога и в их фокусе.

Христианство подчеркивает трансцендентность единого Бога и спасение всех желающих человеческих существ от отчуждения от Бога через телесную смерть и воскресение Иисуса Христа, который является одновременно полностью человеком и полностью божественным. Напротив, многие гностические группы разработали мифологии, в которых проводится различие между низшим творцом мира, называемым демиургом, и высшим богом. Эти мифологии также имеют тенденцию подчеркивать спасение избранных людей от телесного существования через их пробуждение к знанию (гнозису) их изначальной божественной идентичности.

Существует ли сегодня гностицизм?

В зависимости от того, как его определить, гностицизм может существовать или не существовать сегодня. Некоторые считают, что мандеанство, религия, зародившаяся в древней Месопотамии и насчитывающая сегодня около 70 000 последователей по всему миру, имеет гностические корни.

Предшествовал ли гностицизм христианству?

Некоторые учения, отождествляемые с гностицизмом, могли появиться раньше христианства. Другие, возможно, развились помимо христианства, в неортодоксальных еврейских кругах, а затем были адаптированы группами, считавшими себя христианами. Со 2-го по 4-й век христианские писатели каталогизировали и осуждали некоторых учителей и учения как гностические, а борьба за то, чтобы отличить ортодоксальное христианство от ересей, помогла этим писателям прояснить основные верования и практики, переданные Христом и его Апостолами церкви.

Когда впервые было использовано слово гностицизм ?

Слово гностицизм впервые появилось в печати в 1669 году в книге английского поэта и религиозного философа Генри Мора. Мор применил его к религиозным группам, упоминаемым в древних источниках как gnostikoi , греческое слово, означающее «те, кто обладает знанием».

гностицизм , любое из различных родственных философских и религиозных движений, известных в греко-римском мире в раннехристианскую эпоху, особенно во 2 веке.

Обозначение гностицизм является термином современной науки. Впервые оно было использовано английским поэтом и философом религии Генри Мором (1614–1687 гг.), который применил его к религиозным группам, именуемым в древних источниках gnostikoi (греч. ‘ »). Греческое прилагательное gnostikos («ведущий к знанию» или «относящийся к знанию») впервые было использовано Платоном для описания познавательного или интеллектуального аспекта обучения, а не практического. Однако ко II веку н. э. имя gnostikoi был принят различными христианскими группами, некоторые из которых положительно использовали его как самоназвание, хотя другие критиковали эту практику как самонадеянное заявление об исключительном доступе к истине.

Определение

Консенсус по определению гностицизма оказался трудным. Группы, условно классифицируемые как гностические, не составляли единого движения с относительно однородной организацией, учениями и ритуалами. Даже самообозначение gnostic проблематичен, поскольку он засвидетельствован только для некоторых традиций, традиционно считающихся гностическими, и его коннотации неоднозначны. В то время как некоторые исследователи утверждают, что термин гностический должен ограничиваться сектами или школами, которые называли себя этим именем, другие расширяют эту категорию, включая дополнительные религиозные движения, которые якобы имеют общие отличительные черты. Третьи рассматривают гностицизм как мировую религию, существовавшую с древности до раннего Нового времени — сохранившуюся, например, в мифологии и ритуалах мандеев Ирака и Ирана (9).0005 см. ниже Влияние).

Для многих так называемых гностических групп характерна мифология, в которой проводится различие между низшим творцом мира (демиургом) и более трансцендентным богом или порядком бытия. Другая часто встречающаяся тема заключается в том, что существует особый класс или раса людей, происходящих из трансцендентного царства, которым суждено достичь спасения и вернуться к своим духовным истокам. Спасение понимается как откровение, пробуждающее знание (9).0005 gnosis ) божественной идентичности расы; напротив, традиционный христианский акцент делается на искуплении через смерть и воскресение Иисуса Христа. Хотя миф о демиурге и тема пробужденного осознания божественного происхождения имеют параллели в платоновской и неопифагорейской философии — и фактически были частично заимствованы из этих традиций — часто утверждается, что в гностических мифах существует гораздо более острый дуализм. , включая гораздо более негативное отношение к низшему богу-творцу, материальному космосу и человеческому телу.

Тексты

Классическим источником древних споров относительно групп, условно классифицируемых как гностические, является Adversus haereses (лат. «Против ересей»), пятитомный труд, написанный на греческом языке около 180 г. н.э. христианским епископом Иринеем Лионским. Первоначально названный «Разоблачение и опровержение ложно так называемого знания», этот чрезвычайно влиятельный труд изучался, адаптировался и расширялся с конца 2-го по 4-й век христианскими писателями, включая Климента Александрийского, Тертуллиана, Ипполита Римского, Оригена Александрия и Епифаний из Констанции. В Adversus haereses Ириней каталогизирует и критикует доктрины различных гностических учителей и их последователей I и II веков, уделяя особое внимание Валентину и другим учителям, которые, как говорят, адаптировали доктрины Валентина. Он также сообщает об учениях других девиантных движений, таких как учения Симона Волхва, Менандра, Саторнила (или Сатурнина) из Антиохии, Василида, Карпократа, Марцелины, Церинфа, Кердона, Маркиона Синопского, Татиана и эбионитов.

В какой-то момент Ириней упоминает «секту под названием gnostikê », или «предоставление знаний», чьи мифы, как он утверждает, были адаптированы Валентином. Возможно, он имел в виду учение, которое позже резюмировал как учение неких гностиков — или «Барбело- гностиков », как могло читаться в исходном тексте. Краткое изложение мифа в некоторых моментах неоднозначно, но он начинается с изначального эона (вечного существа или века) по имени Барбело и безымянного Отца, которые, возможно, следует понимать как женский и мужской аспекты, соответственно, высшего бога. В любом случае, Отец и Барбело порождают божественную семью сущностей, каждая из которых является мифическим олицетворением божественной способности или атрибута: Мысль (олицетворение первой самомысли Отца), Предвидение, Нетленность, Вечная Жизнь и так далее. Среди этих духовных сущностей есть совершенный человек по имени Адамас — божественный прототип земного Адама из Бытия. Адамас соединяется с супругой, Совершенное Знание ( гнозис ). Таким образом, учение представляет собой мифологический рассказ о том, как множественность (божественных атрибутов) возникла из единства и что истинное человечество также божественно. Последней появившейся божественной сущностью является Мудрость. Но в отличие от других сущностей, Мудрость, как говорят, не имеет супруги. Ее попытка найти его, хотя и с благими намерениями, уводит ее из высшего царства в низшие области, и она порождает низшего «первого правителя», который затем создает материальный мир.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Миф передает сообщение о том, что библейский создатель является лишь пародией на божество. Жизнь в этом несовершенном мире содержит намеки на истину; человеческая мудрость имеет отношение к божественной реальности. Однако мудрость может сбиться с пути, и в результате могут появиться ложные боги. Человечество, находящееся в состоянии духовной амнезии, прежде чем принять откровение мифа, пробуждается воссоединением с Совершенным Знанием.

Многие ученые зарезервировали бы термин гностический в самом правильном смысле для сектантов, которые учили мифу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *