Говарда гарднера теория множественного интеллекта: что об этом говорит наука / Skillbox Media

Содержание

9 разных способов быть умным

Теория множественного интеллекта: 9 разных способов быть умным

Вы когда-нибудь задумывались о том, что значит быть умным? Так, можно точно сказать, что он умный, про отличника в классе и, вероятно, про сотрудника, который слету качественно выполняет любую задачу. А как насчет тех, кто становится, например, художниками, писателями, композиторами — они умные? Конечно, просто по-другому, ведь знания — это только часть того, что на самом деле делает нас умными, потому что человек обладает множественным интеллектом. Перечитали книгу Томаса Армстронга «Ты можешь больше, чем думаешь» и собрали самые интересные факты о работе нашего мозга и о том, как развивать его всесторонне.

Томас Армстронг
Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2016

О теории множественного интеллекта

Автором теории множественного интеллекта является гарвардский профессор Говард Гарднер, который еще в прошлом столетии начал бороться с предубеждением, что IQ — это единственно верный показатель нашего интеллекта. Раньше предполагалось, что чем выше цифра, тем, соответственно, умнее человек, однако современная наука говорит, что это не совсем так.

На протяжении долгих лет Говард Гарднер работал со взрослыми и детьми разных возрастов, анализируя их успехи в обучении и работе. Он заметил, что кто-то решает уравнения быстрее, а кто-то — медленнее; кому-то ближе музыка, а кому-то — литература, и от этого зависит, на самом деле, чуть ли не все. Ученый пришел к выводу, что все люди по-разному усваивают информацию и проявляют свои способности, и ни один тест на IQ не сможет по-настоящему измерить ум человека.

Так и появилась теория множественного интеллекта, согласно которой в каждом человеке сосуществует девять видов интеллекта — иначе говоря, целых девять разных способов быть умным, каждый из которых проявляется по-разному и отвечает за разные сферы нашей деятельности.

Типы множественного интеллекта

Вербальный интеллект

Если у вас развит вербальный интеллект, вам, скорее всего, нравятся слова и то, как они складываются в предложения, будь то устная или письменная речь. Вы любите слушать и рассказывать истории, читать книги, обладаете так называемой «врожденной грамотностью» и большим словарным запасом.

Музыкальный интеллект

Если у вас развит музыкальный интеллект, вы, вероятно, часто слушаете музыку, подпеваете песням, хорошо чувствуете ритм и, возможно, сами придумываете песни. Вы улавливаете звучание разных инструментов, отличаете одну тональность от другой и любите экспериментировать в своих музыкальных предпочтениях.

Логико-математический интеллект

Если у вас развит логико-математический интеллект, у вас сильно выражена тяга к цифрам, вычислениям и точным наукам. Вы легко запоминаете статистические данные, разбираетесь в программировании (или хотя бы имеете способность быстро в него вникнуть) и компьютерном устройстве, любите анализировать графики, схемы и чертежи.

Образный интеллект

Если у вас развит образный интеллект, вы наверняка любите визуализировать информацию, лучше запоминаете лица, а не имена, часто смотрите кино и видео в интернете. Обращаете внимание на стиль в одежде, прическу, дизайн машин или архитектуру зданий.

Телесный интеллект

Если у вас развит телесный интеллект, то в детстве вы наверняка были лучшим на уроках физкультуры, да и сейчас не против делать ежедневную зарядку по утрам. Вы хорошо осваиваете физические упражнения, ловко передвигаетесь в пространстве, обладаете быстрой реакцией и любите движение, которое — жизнь.

Социальный интеллект

Если у вас развит социальный интеллект, вам может быть интересно наблюдать за людьми, их общением, эмоциями и реакциями. Вы умеете поддерживать разговор, работать в команде и вдохновлять других, стремитесь помогать тем, кто в этом нуждается.

Внутриличностный интеллект

Если у вас развит внутриличностный интеллект, вы хорошо знаете и понимаете себя, и то, что вы чувствуете и думаете большую часть времени. Вы умеете работать в одиночку, отстаивать свои интересы и границы, мало беспокоитесь о мнении окружающих и стремитесь к тому, что важно именно вам, а не кому-то еще.

Природный интеллект

Если у вас развит природный интеллект, то вы наверняка не страдаете от «топографического кретинизма», обращаете внимание на местность вокруг и легко запоминаете дорогу, куда бы вы ни шли (даже если вы идете обратно и все выглядит незнакомым). Вы также, скорее всего, умеете и любите ухаживать за растениями и животными.

Философский интеллект

Если у вас развит философский (его еще называют экзистенциальным) интеллект, то вы наверняка часто думаете о глобальных вещах: как устроена Вселенная, почему у людей такие разные мировоззрения, в чем смысл жизни и далее по списку. Вы копаетесь в себе, анализируете окружающий мир, думаете о том, как взаимосвязано все вокруг.

Пять советов для развития каждого вида интеллекта

Вероятно, читая описания видов интеллекта, вы определили пункты, которые вам наиболее близки, и пункты, которые даются вам сложнее или «совсем не про вас» — это совершенно нормально, особенно если вы концентрируетесь на какой-то одной сфере своей жизни, но забываете или же не видите смысла в том, чтобы обращать внимание на другую. Однако поскольку все аспекты безусловно важны для всестороннего развития, вот несколько несложных практических советов, которые помогут развивать и поддерживать каждый из видов интеллекта:

Вербальный интеллект

  1. Записывайте все идеи, которые приходят вам в голову.

  2. Рассказывайте истории: будь то случай из жизни или отрывки из прочитанных вами книг.

  3. Если не знаете значение слова, то узнайте его, воспользовавшись словарем.

  4. Читайте то, что вам интересно, и неважно — глянцевый журнал это или произведение мирового классика.

  5. Заведите дневник и записывайте туда абсолютно все, что хочется.

Музыкальный интеллект
  1. Пойте с друзьями и в одиночестве, даже если думаете, что у вас нет голоса.

  2. Играйте в музыкальные игры — например, в «Угадай мелодию».

  3. Слушайте живую музыку.

  4. Не просто слушайте музыку, а делайте это внимательно: постарайтесь уловить звучание отдельных инструментов, переходы, тональности и тембр.

  5. Запишитесь, наконец, на уроки игры на любом инструменте, который вам нравится. Наверняка вы уже очень давно хотите попробовать!

Логико-математический интеллект
  1. Играйте в игры, где нужна стратегия и логика. Например: шашки, шахматы, домино или стратегические игры на компьютере, смартфоне.

  2. Читайте научные журналы и передачи.

  3. Возьмите за привычку уделять 10–15 минут разгадыванию загадок и головоломок на логику.

  4. Попробуйте периодически проводить эксперименты в домашних условиях (только без угрозы для жизни, конечно).

  5. Обращайте больше внимания на цифры в новостях.

Образный интеллект
  1. Изучайте искусство — от кинематографа до живописи. Ходите в музеи, галереи, покупайте книги с большими иллюстрациями.

  2. Рисуйте все, что вам придет в голову, а также зарисовывайте то, что происходит вокруг. Даже если вам кажется, что вы не умеете.

  3. Обращайте внимание на мир вокруг и фотографируйте то, что вам кажется интересным.

  4. Ищите узоры и закономерности в окружающем вас дизайне, архитектуре, да хоть в разметке на дороге.

  5. Попробуйте пообщаться с друзьями или семьей через картинки. Рисуйте, и пусть вам отвечают также, рисунком.

Телесный интеллект
  1. Как ни банально, но занимайтесь спортом. Необязательно посвящать ему большую часть времени, достаточно будет взять за привычку делать зарядку по утрам.

  2. Попробуйте дотянуться языком до носа, научитесь двигать ушами или по очереди поднимать брови — это тоже неплохая разминка для вашего мозга.

  3. Играйте в шарады, используйте язык тела для того, чтобы объяснять какие-то вещи.

  4. Занимайтесь творчеством, которое подразумевает работу руками: вышивание, рисование, шитье и так далее.

  5. Медитируйте. Попробуйте почувствовать каждую часть своего тела, изучите его, поочередно напрягая и расслабляя все свои мышцы.

Социальный интеллект
  1. Заводите новые знакомства. Поставьте перед собой цель общаться каждый день, неделю или месяц с незнакомым человеком. Сколько именно будет знакомств — решать вам.

  2. Станьте волонтером. Красный Крест, WWF, ЮНИСЕФ и многие другие локальные организации нуждаются в тех, кто им поможет.

  3. Проводите больше времени с близкими. Попробуйте взять за традицию собираться с семьей или друзьями по пятницам, играть в настольные игры, ходить на мероприятия — все, что угодно.

  4. Не упускайте возможности чему-то научиться у других людей. Все мы разные, и наверняка, если с кем-то пообщаться, можно узнать что-то интересное.

  5. Старайтесь не судить о человеке, не зная его. Ярлыки навешивать, конечно, удобно, но не всегда честно и справедливо. Узнайте другого поближе, прежде чем делать какой-то вывод.

Внутриличностный интеллект
  1. Попробуйте отложить все дела в сторону и спросить себя: «кто я?». Подумайте о том, какой вы человек, что для вас важно, что вас радует, что расстраивает.

    И лучше зафиксировать все ответы на бумаге, подробно и не торопясь.

  2. Составьте список того, что у вас получается, и того, что не получается, но вы хотите этому научиться. Придумайте, как вам освоить новый навык.

  3. Ставьте перед собой конкретные и выполнимые цели. В наполеоновских планах нет смысла, только одни разочарования, потому что шансы на их выполнение очень мизерные.

  4. Отведите 10–15 минут на рефлексию в конце каждого дня. Подумайте о том, как прошел ваш день, что произошло, что получилось, а что — нет, и как можно это исправить (если можно).

  5. Читайте книги по практической психологии. Они дадут много полезной информации о том, как мы устроены, и помогут лучше понять себя.

Природный интеллект
  1. Чаще обращайте внимание на окружающий мир, природу, отмечайте детали и следите за происходящими вокруг процессами: как осенью дерево изо дня в день окрашивается в желтый, как трудятся муравьи.

  2. Заведите растения и наблюдайте, как они изменяются. Если вы совсем не садовод, то начните с самых неприхотливых: за ними тоже интересно смотреть.

  3. Подпишитесь на каналы или передачи о природе и природных явлениях.

  4. Читайте книги и журналы о природе.

  5. Займитесь коллекционированием листьев, шишек и цветов, создайте свой гербарий из необычных, на ваш взгляд, растений.

Философский интеллект
  1. Смотрите кино с глубоким философским смыслом. Например, «Убить пересмешника» или анимационный фильм «Валли».

  2. Ведите дневник, где будете фиксировать все свои размышления о смысле жизни, необъятности Вселенной и прочие духовные открытия.

  3. Попробуйте выразить свои философские воззрения через творчество, ассоциативно проиллюстрируйте свое отношение к экзистенциальным проблемам.

  4. Найдите друга, с которым можно подолгу обсуждать философские вопросы и обмениваться мнениями.

  5. Задавайте глубокие и неоднозначные вопросы другим людям (если они не против, конечно), изучайте их мнение и отношение к миру.

Анна Веселко

Теги

#развитие мозга

#знания

#интеллект

#ум

#мозг

Смотрите также

Город

Быстрое чтение:
почему ожирение — экономическая проблема?

Город

Звуки темноты:
что музыкант-дислексик может рассказать о строении мозга?

Город

Воспитание чувств:
чем тинейджеры Средневековья отличаются от современной молодежи

Бизнес

Облако умений:
как должности ограничивают наше развитие

Город

Лихорадка удовольствий: кто придумал ваш образ жизни

Наука

Потерянный рай:
Теренс Маккенна про роль псилоцибина в эволюции

Показать еще

Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера: 9 типов интеллекта

Полезные материалы Теория множественного интеллекта: Почему IQ-тест не скажет всей правды

Содержание статьи:

  1. Теория множественного интеллекта
  2. 9 типов множественного интеллекта
  3. Определить тип интеллекта и пробудить потенциал
  4. А если добавить мощности?

Все люди разные: кому-то даются иностранные языки, кто-то с легкостью осваивает физику или химию, а кто-то преуспевает в спорте, а отвечает за все эти успехи множественный интеллект.

Но даже большая часть взрослых людей не до конца осознает свои способности и не знает пути их развития. Однако, чем лучше мы знаем себя и раскрываем таланты, заложенные в нас природой, тем ярче и интереснее становится наша жизнь.

Теория множественного интеллекта

О множественном интеллекте профессор Гарвардского университета, преподаватель когнитивной психологии Говард Гарднер впервые упоминал еще в 1983 году. Он считал, что IQ не является единственно верным показателем интеллекта. Более 20 лет исследуя взрослых, детей разных возрастов, в том числе и одаренных детей, и анализируя их успехи в работе и учебе, он выдвинул свою теорию – теорию множественного интеллекта. В ходе многолетних наблюдений Гарднер заметил, что кому-то с легкостью даются математические задачи, кому-то нравится заниматься музыкой, а для кого-то ближе литература. Так он сделал вывод о разном усвоении информации и проявлении талантов и способностей разными людьми и пришел к пониманию, что тесты на IQ не способны всеобъемлюще измерить умственные способности человека.

Теория множественных интеллектов гласит: разные люди обладают разными ведущими типами интеллекта. Согласно теории профессора Гарднера, их девять: натуралистический, музыкальный, логико-математический, лингвистически-вербальный, экзистенциальный, межличностный, внутриличностный, телесно-кинестетический и визуально-пространственный, и каждый отвечает за разные сферы нашей деятельности. Несмотря на то, что человек обладает всеми девятью типами, как правило, преобладает какой-то один тип интеллекта, но достаточно развитыми могут быть еще несколько.

Теория Гарднера пользуется популярностью среди педагогов и школьных психологов, поскольку она подтверждает их опыт о разном восприятии информации и способностей детей к обучению и позволяет находить индивидуальный подход к любому ученику.

9 типов множественного интеллекта

Итак, множественный интеллект представлен девятью типами, и каждый имеет свои отличительные особенности и характеристики.

  1. Вербально-лингвистический интеллект

Ученики с таким интеллектом отличаются способностью эффективно оперировать словами. Они обожают читать, отлично излагают свои мысли на письме и любят рассказывать истории. У них бесконечный словарный запас, поэтому они обладают даром убеждения. Кроме того, дети с этим типом интеллекта эффективно работают с информацией и с легкостью осваивают иностранные языки.

  1. Логико-математический интеллект

У детей с таким преобладающим типом интеллекта развиты аналитические навыки, они могут анализировать информацию и выстраивать причинно-следственные связи. Им нравится работать с числами, строить графики, диаграммы, оперировать статистическими данными, проводить эксперименты.

  1. Визуально-пространственный интеллект

Дети с преобладающим визуально-пространственным типом интеллекта мыслят образно, поэтому они лучше воспринимают информацию с помощью изображений, графиков, диаграмм, видеопрезентаций. У таких учеников хорошо развиты мелкая моторика, память, они отлично ориентируются на местности и запоминают карты.

  1. Музыкальный интеллект

Дети с развитым музыкальным интеллектом восприимчивы к музыке, у них отличное чувство ритма, слух и музыкальные способности. Им нравится играть на музыкальных инструментах и петь, запоминать и воспроизводить мелодии.

  1. Телесно-кинестетический интеллект

Дети, у которых преобладает телесно-кинестетический интеллект, познают мир через прикосновения. Они отлично владеют телом, жестами, мимикой, обладают ловкостью, высокой двигательной активностью, координацией и тактильной памятью. Таким детям нравится заниматься спортом, танцами или создавать вещи своими руками.

  1. Межличностный интеллект

Детям с развитым межличностным интеллектом легко общаться с другими людьми, даже с незнакомыми. Они умеют ощущать чувства других людей и понимать скрытые мотивы их поступков. К сильным сторонам таких детей можно отнести умение видеть ситуацию с разных сторон, разрешать споры и конфликты, эффективно вести переговоры. Обычно у них много друзей и им нравится работать в команде.

  1. Внутриличностный интеллект

Дети с преобладающим внутриличностным интеллектом хорошо знают себя, свои сильные и слабые стороны, обладают самосознанием, понимают свое эмоциональное состояние.

Им нравится размышлять, анализировать, работать в одиночестве.

  1. Натуралистический интеллект

Дети, обладающие развитым натуралистическим интеллектом, интересуются природой и всеми живыми существами, населяющими ее. Они с удовольствием заботятся о животных, разводят растения, наслаждаются прогулками на природе и любят загородные поездки. Их любимые предметы – ботаника, зоология, биология.

  1. Экзистенциальный интеллект

Эти дети – маленькие философы. Их интересуют сложные и глобальные вопросы: зачем мы живем? как зародилась жизнь? что нас ждет после смерти? Они отличаются чувствительностью, склонностью к рассуждениям. Любят дискуссии, изучают разные философские концепции.

Более детально с теорией множественного интеллекта можно ознакомиться, прочитав книгу Говарда Гарднера «Структура разума: теория множественного интеллекта».

Определить тип интеллекта и пробудить потенциал

Как уже упоминалось, множественный интеллект присущ каждому человеку, причем все девять типов. Теория, предложенная Гарднером, позволяет распознать ведущий тип интеллекта и раскрыть свой потенциал. Чтобы добиваться хороших результатов в учебе, а затем эффективно работать, необходимо задействовать как можно больше видов интеллекта.

Вспомните Леонардо да Винчи и его выдающийся пространственный интеллект, однако он использовал свои возможности комплексно, что и позволило добиться успеха в разных сферах деятельности.

Типы интеллекта можно развивать, чем больше типов развито, тем эффективнее человек проживает свою жизнь и добивается лучших результатов. Кроме того, ребенок, зная свой ведущий тип интеллекта сможет безошибочно выбрать будущую профессию.

А если добавить мощности?

Читая описания видов интеллекта, можно определить свой ведущий тип и те, что не менее хорошо развиты, и обратить внимание на те, которые находятся в зачаточном состоянии и требуют «доработки». Следуя простым советам, можно развивать виды интеллекта, которые на данный момент слабы.

  • Развитию вербально-лингвистического интеллекта помогут чтение книг и их пересказ, а также ведение дневника, в котором будет записано абсолютно все, что вам интересно.
  • Музыкальный интеллект можно развить пением, даже если окружающие считают, что у вас нет голоса и слуха. И то, и другое можно развить в процессе пения. Прослушивание музыки, музыкальные игры и освоение музыкального инструмента также способствуют развитию музыкального интеллекта.
  • Логико-математический интеллект развивается во время игр, требующих использования стратегии и логики: шашки, шахматы, домино или стратегические игры на компьютере. Чтение научных журналов, просмотр научных передач, разгадывание кроссвордов также способствуют его развитию.
  • Пространственный интеллект развивается при посещении музеев, галерей, выставок, просмотре книг с иллюстрациями, изучении дизайнерских работ и фотографировании окружающего мира.
  • Телесно-кинетический интеллект можно развить во время занятий спортом, а также творчеством, связанным с вышиванием, рисованием, вязанием. Медитации также способствуют его развитию. Они помогут ощутить каждую часть тела и расслабить мышцы.
  • Межличностный (социальный) интеллект развивается в общении. Его развитию способствуют новые знакомства, участие в волонтерских проектах, регулярные встречи с друзьями и разговоры в кругу семьи.

Еще не зная о теории Гарднера, учителя, ежедневно наблюдая за своими учениками, могли определить способности каждого к тому или иному предмету и поддерживали их развитие участием детей в олимпиадах, конкурсах, на факультативных занятиях. Теперь теория множественных интеллектов применяется учителями на практике, они не только определяют ведущий тип интеллекта, но и стараются развить остальные. Конечно, это происходит далеко не в каждой школе в силу перегруженности классов.

Но, например, в ОНЛАЙН ГИМНАЗИИ № 1 уделяют пристальное внимание личности каждого ученика и их гармоничному развитию.

  • С первого дня и в течение двух недель ребенка сопровождает куратор адаптации, который не только помогает привыкнуть к новому формату обучения, но и наблюдает за ребенком, анализирует его тип личности.
  • Дальнейшее обучение сопровождает куратор класса, который также замечает сильные и слабые стороны учеников, помогает их развитию и успешной социализации.
  • В гимназии в процессе обучения применяют индивидуализированный и гибкий подход, учитывая психологические особенности детей, в том числе и возрастные. Развитые компетенции педагогов в этой области позволяют создавать психологический и интеллектуальный портрет каждого ребенка и выстраивать личностный вектор развития с учетом всех нюансов.
  • Если воспользоваться предложением от гимназии и провести бесплатный пробный день на уроках, можно увидеть, как проходит этот процесс, и как раскрываются ученики, когда учитель работает именно с их типом интеллекта.

11.3 Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера

Другим сторонником идеи конкретных типов интеллекта, а не одного общего интеллекта, является психолог Говард Гарднер (1983, 1999). Гарднер утверждал, что для разных людей было бы эволюционно полезно иметь разные таланты и навыки, и предположил, что существует девять видов интеллекта, которые можно отличить друг от друга.

Рисунок 11.15: Говард Гарднер. 450

Гарднер утверждает, что это тоже формы интеллекта. Высокий IQ не всегда гарантирует успех в жизни или обязательно указывает на то, что человек обладает здравым смыслом, хорошими навыками межличностного общения или другими способностями, важными для успеха. Гарднер исследовал интеллект, сосредоточив внимание на детях, которые были талантливы в одной или нескольких областях. Он определил эти 9 видов интеллекта на основе других критериев, включая установленную историю развития и психометрические данные. 451

Говард Гарднер (1983, 1998, 1999) предполагает, что существует не одна, а девять областей интеллекта. Первые три — это навыки, которые измеряются тестами IQ:

Таблица 11.1: Множественный интеллект Говарда Гарднера 452
Интеллект Описание
лингвистический Умение хорошо говорить и писать
Логическая математика Способность использовать логику и математические навыки для решения задач
Пространственный Способность думать и рассуждать об объектах в трех измерениях
Музыкальный Возможность исполнять и наслаждаться музыкой
Кинестетика (тело) Способность двигать телом во время занятий спортом, танцами или другими физическими упражнениями.
Межличностный Способность понимать и эффективно взаимодействовать с другими
Внутриличностный Способность заглянуть в себя
Натуралистический Способность распознавать, идентифицировать и понимать животных, растения и другие живые существа.
Экзистенциальный Способность понимать и интересоваться более важными жизненными вопросами, смыслом жизни и другими духовными вопросами.

Концепция множественного интеллекта оказала влияние на сферу образования, и учителя использовали эти идеи, чтобы попытаться по-разному обучать отдельных учащихся. Например, чтобы обучать математическим задачам учеников с особенно хорошим кинестетическим интеллектом, учитель может побуждать учеников двигать телом или руками в соответствии с числами. С другой стороны, некоторые утверждают, что эти «интеллекты» иногда кажутся скорее «способностями» или «талантами», чем настоящим интеллектом. Нет четкого вывода о том, сколько существует интеллекта. Являются ли чувство юмора, художественные способности, драматические способности и т. д. также отдельными интеллектами?


  1. Изображение предоставлено Interaction-Design.org под лицензией CC BY-SA 2.0↩︎

  2. Развитие продолжительности жизни: психологическая перспектива Марты Лалли и Сюзанны Валентайн-Френч, лицензия CC BY-NC-SA 3.0↩︎

  3. Lifestime Development: A Psychological Perspective, авторы Марты Лалли и Сюзанны Валентайн-Френч, лицензированы согласно CC BY-NC-SA 3.0; Таблица адаптирована из Gardner, H. (1999). Новый взгляд на интеллект: множественный интеллект в 21 веке. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Basic Books.↩︎

Что такое теория множественного интеллекта Гарднера? Все, что вам нужно знать

«Умный» — просто потратьте несколько минут, чтобы впитать это слово, и скажите мне, что приходит вам на ум.

Ботаник-ученый в большом черном ботаническом очках? Математик, неустанно решающий теоремы на доске? Альберт Эйнштейн?

Ну, если вы ассоциируете интеллект с такими изображениями, это потому, что мы убеждены, что интеллект — это единственная когнитивная способность, связанная с логикой, математикой или иногда языком.

Но Говард Гарднер, психолог развития, бросил вызов этому понятию с помощью теории множественного интеллекта.

Он ввел восемь различных типов интеллекта и расширил старое понятие, связав его с одним критерием. Он предложил восемь различных видов интеллекта:

  1. Лингвистический (слово умный)
  2. Visual-Spatial (умное изображение)
  3. Логико-математический (число/умное рассуждение)
  4. Телесно-кинестетический (умное тело)
  5. Музыкальный (умный звук)
  6. Межличностный интеллект (умные люди)
  7. Внутриличностный интеллект (самоумный)
  8. Интеллект натуралиста (разум природы)

То, что другие ученые и психологи считали просто талантами или мягкими навыками, Гарднер представил как интеллект. И в этом есть некоторый смысл: если способность решать сложную математическую задачу — это интеллект, то почему бы не понимать людей, музыку или природу? Это тоже интеллект, но другого рода.

Эта статья знакомит вас с этой широко обсуждаемой и получившей признание теорией. Мы разберемся, что такое множественный интеллект, немного критики и мифов о теории, а также подробно о каждом множественном интеллекте.

Звучит как план? Давайте углубимся.


Что такое Теория множественного интеллекта?

Говард Гарднер впервые представил теорию множественного интеллекта в своей книге: Структуры разума. Он предполагает, что традиционное понятие интеллекта довольно узкое, поскольку оно рассматривает единственный критерий человеческого интеллекта. Например, тесты IQ, которые популярны как мера человеческого интеллекта, в основном учитывают лингвистические и логико-математические способности человека. Но интеллект не ограничивается только этим.

Итак, Гарднер предложил восемь различных видов интеллекта, известных как множественный интеллект, чтобы продемонстрировать весь спектр человеческого интеллекта.

(Теория множественного интеллекта Гарднера)

Одна из причин, по которой интеллект Гарднера охватывает широкий диапазон, заключается в том, что он признает создание артефактов, музыки или скульптур как выражение интеллекта. В то время как традиционные теории не считают эти творения выражением интеллекта.

«Интеллект — это способность решать проблемы или создавать продукты, которые ценятся в одной или нескольких культурных средах».

Критика

Помимо популярности, теория Гарднера подвергалась и критике. Многие психологи и педагоги утверждают, что множественный интеллект, заявленный в теории, представляет собой не интеллект, а талант и личностные качества. Его также критикуют за отсутствие практической и эмпирической поддержки.

Множественный интеллект не является стилем обучения

Несмотря на критику, эта теория широко популярна и обсуждается в сфере образования для улучшения школьной практики. Это также приводит к тому, что его часто неверно истолковывают как стили обучения.

Основной причиной разработки теории было не улучшение практики преподавания, а выявление и признание различных видов человеческого интеллекта. В то время как множественный интеллект относится к различным интеллектуальным способностям человека, стиль обучения — это способ или поведение, которым человек учится.

Согласно Ховарду, стили обучения — визуальный, аудиальный, кинестетический, чтение/письмо и т. д. — это способы, которыми люди подходят к задачам. Он описывает идею стиля обучения как «гипотезу о том, как человек подходит к ряду материалов».


Список множественных интеллектов

1. Лингвистический интеллект — Word/Book Smart

Лингвистический интеллект или словарный интеллект — это способность понимать слова, как написанные, так и произнесенные, и эффективно их использовать. Этот интеллект включает в себя понимание языка и слов, включая идиомы и игру слов, а также их социокультурные нюансы.

Люди с лингвистическим интеллектом, как правило, обладают отличными навыками чтения, письма и разговорной речи. Им нравится литература, творческое письмо, рассказывание историй и даже словесные игры для мозга, такие как кроссворды.

Характеристики

  • Способность мыслить словами
  • Выразительное сложное значение
  • Наслаждайтесь чтением и письмом
  • Запоминать письменные и устные слова
  • Хорош в дебатах и ​​выступлениях

Потенциальная профессия

  • Писатель
  • Журналист
  • Юрист
  • Учитель

2.

Зрительно-пространственный интеллект — Art/Picture Smart

Зрительно-пространственный интеллект — это способность к визуальному и пространственному суждению. Это способность мыслить в трех измерениях, представлять в уме концепции изображений, пространственное мышление, графические и художественные навыки.

Профессионалы, такие как скульпторы, художники, дизайнеры, архитекторы, обладают высоким визуальным интеллектом, а пилоты, моряки, навигаторы демонстрируют способность понимать и ориентироваться в широком пространстве — пространственный интеллект. Люди с таким типом интеллекта любят рисовать, раскрашивать, конструировать, работать с глиной и создавать узоры. У них есть склонность и умение решать визуальные головоломки, головоломки, лабиринты и рисовать.

Характеристики

  • Хорошо визуализирует вещи
  • Может думать образами, картинками
  • Хорошо с навигацией, решением головоломок, рисованием

Потенциальная профессия

  • Художник
  • Дизайнеры
  • Навигаторы
  • Архитектор

3. Логико-математический интеллект – число/умное мышление

Логико-математический интеллект дает возможность анализировать и решать проблемы, выполнять вычисления, распознавать закономерности — мысли, числа, визуальные эффекты и т. д., а также выполнять логические действия . Люди с таким интеллектом склонны мыслить абстрактно, используя шаблоны и понятия. Они склонны применять логику, математику и числа в разных вещах. Их привлекает работа с числами, решение математических головоломок и любовь к решению сложных задач.

Характеристики

  • Исключительные навыки решения проблем
  • Хорошо с вычислениями и абстрактными задачами
  • Хорошо анализирует ситуации

Возможная профессия

  • Математик
  • Программатор
  • Инженер
  • Ученый
  • Статистик
  • Бухгалтер

4. Телесно-кинестетический интеллект – умное тело/момент

Телесно-кинестетический интеллект — это способность превосходно управлять моторикой и физической ловкостью. Он обеспечивает телесное осознание и союз ума и тела. Это заставляет людей эффективно выполнять задачи, требующие умелых движений тела, физических навыков и точного расчета времени. Спортсмены, танцоры, актеры, ремесленники, хирурги и т. д. обладают большим кинестетическим интеллектом.

Характеристики

  • Исключительная координация разума и тела
  • Отличная мышечная память
  • Владеет спортом и танцами

Потенциальная профессия

  • Спортсмен
  • Танцовщица
  • Скульптура
  • Актер
  • Строитель

5. Музыкальный интеллект — Sound/Music Smart

Музыкальный интеллект — это способность понимать, создавать и воспроизводить звуки — высоту тона, ритм, тон, тембр и т. д. В начальных исследованиях множественного интеллекта в основном рассматривался музыкальный интеллект. вокруг музыки и ритма. Но позже его приняли за слухо-вибрационный интеллект, поскольку он имеет дело с широким спектром звуковых и вибрационных паттернов.

Люди с музыкальным интеллектом обладают музыкальным слухом, звуками окружающей среды и ритмическими рисунками. Этим интеллектом обладают композиторы, музыканты, вокалисты и т. д.

  • Понимание ритма и нот
  • Может распознавать и запоминать звуковые паттерны и тона
  • Возможная профессия

    • Музыкант
    • Композитор
    • Певица
    • Проводник

    6. Межличностный интеллект — умные люди

    Межличностный интеллект относится к интеллекту и поведению среди людей. Это интеллект, позволяющий понимать других и эффективно взаимодействовать. Поэтому людей с межличностным интеллектом называют людьми умными. У них есть способность анализировать эмоции, мотивы, настроения и желания окружающих людей, что помогает им управлять отношениями.

    Людей с межличностным интеллектом можно легко распознать в толпе по их навыкам общения, преодоления социальных ситуаций и чувствительности к другим.

    Характеристики

    • Умение вербально и невербально общаться
    • Отлично умеет поддерживать отношения
    • Активные слушатели
    • Эмпатический
    • Может убеждать и разрешать конфликты

    Возможная профессия

    • Политик
    • Учитель
    • Советник
    • Продавец

    7. Внутриличностный интеллект – Самоанализ Smart

    Внутриличностный интеллект – это способность понимать себя, свои мысли и чувства. Это включает в себя самосознание — осознание нашего внутреннего мира и убеждений — и использование их для управления жизнью.

    Характеристики

    • Отличное самосознание
    • Любит анализировать свои мысли и идеи
    • Понимает свои мотивы и чувства
    • Отлично разбирается в своих сильных и слабых сторонах

    Возможная профессия

    • Философ
    • Писатель
    • Художник
    • Теоретик

    8. Естественный интеллект

    Естественный интеллект дает людям чувствительность к флоре, фауне и другим элементам природы. Это последнее дополнение к теории множественного интеллекта. По словам Гарднера, люди с таким интеллектом хорошо осведомлены о природе и интересуются ею, изучая различные виды растений и животных и окружающую среду.

    Такие люди любят походы, походы, садоводство и подобные виды активного отдыха. В прошлом люди обладали высоким естественным интеллектом как охотники, земледельцы и собиратели. И даже сегодня профессионалы, такие как биологи, ботаники, зоологи, фермеры и садоводы, демонстрируют этот интеллект.

    Характеристики

    • Интерес к ботанике и зоологии
    • Наслаждайтесь изучением природы и природы
    • Чувствует связь с природой

    Возможная профессия

    • Биолог
    • Защитник природы
    • Садовник
    • Фермер

    Дополнительный множественный интеллект

    Помимо этих восьми видов интеллекта, Гарднер в нескольких своих работах указывал на возможность существования дополнительных видов интеллекта, таких как экзистенциальный интеллект, педагогико-педагогический интеллект, кулинарный интеллект и юмор. Но им все еще не хватает критериев интеллекта.


    Подведение итогов

    Альфред Бине, изобретатель теста IQ, считал, что интеллект является всеобъемлющим, и отдельные количественные показатели, такие как баллы IQ, не могут полностью отразить его.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *