Графолог кто такой – Слово ГРАФОЛОГ — Что такое ГРАФОЛОГ?

Слово ГРАФОЛОГ — Что такое ГРАФОЛОГ?

Слово состоит из 8 букв: первая г, вторая р, третья а, четвёртая ф, пятая о, шестая л, седьмая о, последняя г,

Слово графолог английскими буквами(транслитом) — grafolog

Значения слова графолог. Что такое графолог?

Графология

ГРАФОЛОГИЯ, изучение проявлений в почерке индивидуальных особенностей человеческой личности. По мнению графологов, поскольку не существует двух одинаковых почерков, почерк должен быть такой же формой проявления личности, ее «подписью»…

Энциклопедия Кругосвет

Графоло́гия (от др.-греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») — учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности.Оценка графологии научным сообществом Научным сообществом, как в странах бывшего СССР, так и за рубежом, достоверность заключений графологов ставится под сомнение, больши́м числом…

ru.wikipedia.org

Графология (graphology) Г. практикует оценку личности и/или характера на основе образца почерка человека. Нек-рые графологи используют аналитический подход, при к-ром предполагается…

Психологическая энцклопедия

Русский язык

Граф/о́/лог/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова графолог

Шведский графолог, с которым связалась «Миссия: Расследование», не смог сделать однозначный вывод, но он не имел никакого опыта работы с кириллицей.


  1. графоаналитический
  2. графологический
  3. графология
  4. графолог
  5. графомания
  6. графоманка
  7. графоманский

wordhelp.ru

Значение слова ГРАФОЛОГ. Что такое ГРАФОЛОГ?

  • ГРАФО́ЛОГ, -а, м. Тот, кто занимается графологией.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;

(электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: накопиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

kartaslov.ru

Научный статус графологии в мире

Автор: Инесса Гольдберг, графолог, судебный эксперт-графолог, руководитель Института Графоанализа Инессы Гольдберг, действительный член Научного Графологического Общества Израиля

Предлагаем Вашему вниманию информацию, содержащую данные о научных работах, диссертациях и исследованиях, список из более чем 200 авторитетных специализированных (не графологических) научных изданий и журналов с мировым именем в научной среде, официально опубликовавших эти работы, начиная с 1950 года.

Во многих странах графология принята академическим сообществом и государством, изучается в рамках высшего образования. Предлагаю вашему вниманию информацию о статусе научной графологии в мире, как он есть.

В 1986 году – создано Венгерское Общество Изучения Почерка, в 1991 – Институт Графологии в Будапеште под руководством Тамаша Агарди.

С 1994 года графология официально признана государством как профессия, требующая высшего образования. Для получения профессионального сертификата «Дипломированный графолог» необходимо сдать государственные экзамены. Курсы проводятся в Институте Графологии, Университете Национальной Обороны и нескольких аккредитованных колледжах, в которых обучают HR-менеджменту.

Графология – общепризнанный инструмент найма на работу в Венгрии. Графологи занимаются либо частным предпринимательством, либо работают по найму в агентствах.

О научном статусе графологии в других европейских странах Вы сможете почитать на страницах Международного Графологического Коллоквиума.

Графология была научно доказана многими исследователями.
Альфред Бине, основатель теста интеллекта IQ, валидизировал способность графологии диагностировать интеллект.

Сначала группе испытуемых были предъявлены задачи теста Бине, и по результатам решения было сделано заключение об уровне их умственных способностей. Затем было дано еще одно задание. Испытуемым предлагалось сочинить и написать от руки любой текст, который затем анализировали графологи. Заключение по результатам графологической экспертизы практически совпало сданными психологического теста.

По прошествии многих лет, уже в наши дни, возникла идея объективно проверить этот впечатляющий результат. В качестве оценивающих на этот раз выступили вовсе не эксперты, а обычные люди, которых просили сделать заключение об уровне способностей автора того или иного текста. Однако на сей раз тексты, полученные в давнем опыте Бине, были предъявлены не в рукописном, а в отпечатанном варианте. К удивлению исследователей, оценки оказались довольно точными, почти совпадающими с баллами психологических тестов. А ведь «судьи» выносили свое заключение, исходя из единственно возможного критерия — содержания текста. По всей вероятности, и графологи, даже не отдавая себе в том отчета, учитывали этот критерий и опирались не столько на особенности написания букв, сколько на интеллектуальную значимость написанного. Таким образом была поколеблена вера в возможности чисто графологической экспертизы.

Амос Дрори, исследователь из Университета Бен-Гурион, Израиль, доказал, что графология способна прогнозировать успех в работе. Статью ученого Амоса Дрори можно найти в книге «Научные Аспекты Графологии».

Психолог Михаль Дорон (Израиль) в своей научной работе доказала валидность определения эмоционального интеллекта EQ посредством графологии в сравнении с другими психологическими тестами.

Ревиталь Кинен (магистр психологии, Израиль) в своей научной работе доказала на почерках подростков и их родителей валидность графологических синдромов таких качеств как самоконтроль, видение перспективы и других.

В Хайфском университете Израиля установили, как можно использовать почерк в качестве более точной, чем полиграф, проверки лжи.

Исследование проводилось при помощи системы ComPET (состоящей из компьютерного планшета, беспроводного электронного пера с датчиком силы нажима и программы для анализа введенного текста). Участникам эксперимента предложили написать два абзаца: один правдивый, а другой выдуманный.

Как показывает графоанализ, почерк человека меняется, когда он лжет. Эти изменения обуславливаются более сильным вмешательством сознательных механизмов, механизмов торможения психики, контролирующих действия, снижением спонтанности и внутренней свободы.

Профессором медицины и графологии Гамбургского Университета в Германии, Рудольфом Пофалем были проведены аппаратные исследования почерка – нажима и штриха и выведены пять степеней жесткости штриха и три вида его качества, а также корреляции с личностными особенностями пишущих.

Ученый, психолог, а также графолог венгерского происхождения в Америке, Клара Роман, изобрела механизм для аппаратных исследований почерка – графодин, приспособление, похожее на ручку, измеряющее давление на бумагу. Она также проводила аппаратные исследования и доказала корреляцию между особенностями личности и особенностями почерка.

С точки зрения психологической науки нельзя не упомянуть имена классиков, занимавшихся графологией: Зигмунда Фрейда, Карла Гюстава Юнга, Альфреда Адлера, Ганса Айзенка, упомянутого выше Альфреда Бине.

Фрейдом и Юнгом графология принималась, как путь проникновения в бессознательное человека, и потому вызывала их интерес.

Фрейд, говоря о почерке, отмечал, что подсознание в нем выражается лучше, чем в сновидениях. В частности, в своих письмах Людвигу Бинсвангеру (основатель экзистенциально-аналитического подхода в психологии), в 1910 г., он сам указывал на шизофренические тенденции в собственном почерке.
Фрейд лично приглашал Людвига Клагеса (которого многие считают одним из главных основателей немецкой графологической школы) и устраивал ему графологические лекции в психоаналитическом Обществе в Вене (в 1911).

Юнг – разбирался еще глубже в профессиональной литературе по теме графологии и был подписан на научный журнал графологии, который публиковал сам Содек. В своих письмах ученикам и коллегам Юнг объяснял различные изменения в почерке и советовал читать книги Крепье-Жамена.

Кроме того, графологией плотно занимался Ганс Айзенк, он участвовал в исследованиях, подтвердивших валидность анализа почерка и читал профессиональную графологическую литературу. Также графологией занимался Альфред Адлер, он однозначно признавал важность графологии и сам практиковал анализ почерка, также читал профессиональную графологическую литературу.

Также и отношение ведущих российских криминалистов-почерковедов к графологии стало положительным. О графологии положительно отзывались такие авторитетные криминалисты почерковеды как: Л. А. Винберг, В. Ф.Орлова, Е. Р. Россинская. Сначала еще в СССР они критиковали графологию, однако затем уже писали, что в ней есть рациональное зерно, и затем — даже хотели создать собственную Российскую графологию. Но в 90-годы закончилось финансирование институтов, и люди разошлись по частным структурам.

Вот, например, что писал Винберг:

«…Интерес с научной точки зрения представляют работы современных графологов. Современная графология значительно усовершенствовала анализ почерка. В своих многочисленных экспериментах графологи пользуются данными других наук. Графология в настоящее время тесно связана с медициной, в частности с диагностикой. В 1935 г. эксперт-почерковед Альфред Кафнер, работающий в министерстве юстиции Австрии, после ряда наблюдений пришел к выводу, что между раковым заболеванием и почерком есть прямая связь… …В 30-х годах венгерские графологи изучили почерки более 2000 детей с ненормальной психикой в возрасте от 10 до 18 лет. В процессе анализа рукописей были установлены закономерности в отклонении почерка в зависимости от состояния психики. Исследователи предложили лечить детей (изменять психику ребенка) посредством определенных изменений почерка (так называемая графотерапия). Они считали, что почерк может возбудить нервы человека или успокоить их.

По подсчетам американских графологов более 500 фирм США используют анализ почерка для определения профессиональных свойств человека, вновь принятого на работу или продвигаемого по службе. Европейские фирмы начали использовать графологию с начала XX века. В ФРГ, Дании, Франции фирмы используют графологию для определения профессиональной пригодности. В настоящее время графологию преподают в ФРГ, в университетах Гамбурга, Мюнхена и др. Новейшие курсы читаются в Сорбонне (Франция), в университетах Берна, Цюриха (Швейцария) и ряде других стран Европы. В США курс графологии читается в Нью-йорском университете, в Социальной школе исследований. В некоторых университетах графологию изучают после завершения курса психологии; в других — ее читают как часть медицинского курса.

Работы современных графологов представляют определенный научный интерес для советских ученых-почерковедов, занимающихся решением задач неидентификационного характера…»

Винберг Л.А., Шванкова (М.В.) – ред., (Белкин Р.С.)
Почерковедческая Экспертиза, МВД СССР, 174 стр. Стр. 22.

Графологический анализ – сложный, динамичный, постоянно совершенствующийся процесс, следующий установленным наукой закономерностям.

www.psychologos.ru

Графолог – значение слова в словарях и энциклопедиях

Что такое Графолог? Значение слова «Графолог» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Графолог» в словарях

Похожие слова в словарях
Графологический Анализ – Психологический словарь (экспер-тиза графологическая) — анализ индивидуальных особенностей почерка с целью идентификации текстов (подписей, надписей) или с целью исследования психических состояний, так или иначе отраженных в рукописном тексте. Методы Г. а. используются для диагностических проб в дифференциальной психологии и психофизиологии, т. к. некоторые психомоторные особенности личности отражаются в особенностях почерка. Графологический Анализ – Психологическая энциклопедия — выявление индивидуально — психологической вариативности почерка. Процедура предназначена для идентификации рукописей (например, подписей) и определения психических состояний или характерологических особенностей автора ру Графологический Анализ – Психологический словарь Словообразование. Происходит от греч. grapho — пишу + lоgоs — учение и analysis — разложение, расчленение. Категория. Диагностическая процедура. Специфика. Выявление индивидуально-психологической вариативности почерка. Предназначена для идентификации рукописей (например, подписей) и определения психических состояний или характерологических особенностей автора рукописи. Обычно включает в себя два этапа: общий анализ, в котором акцент делается на целостном впечатлении, и тонкий анализ с проработкой почерка по признакам. Компонентный анализ почерка дает три фактора, которые объясняют около 20 % вариаций. Это — высота почерка, ширина и наклон. Литература. Klages L. Handschrift und Charakter. Lpz.: Barth, 1941; Lauster P. Menschenkenntnis. Korpersprache, Mimik und Verhalten. Dusseldorf: ECON Taschenbuch Verlag, 1989; Кулганов В.А., Юнацкевич П.И. Метод графологической психодиагностики личности // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994, № 3, с. 24-39 Графология – Большой Энциклопедический Словарь (от графо… и …логия) — учение о почерке, исследование его сточки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего.Данные графологии применяются в психологии, медицине и криминалистике. Графология – Исторический словарь — учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные применяются в психологии, медицине, криминалистике. Графология – Психологический словарь (греч. grapho — писать, изображать, чертить, logos — учение, наука). Наука, изучающая почерк людей, здоровых и больных. В психиатрии особенности изменения почерка могут иметь дифференциально-диагностическое, судебно-медицинское (для идентификации личности писавшего) и судебно-психиатрическое значение, особенно в случаях проведения посмертной экспертизы. По почерку в известной мере можно судить о характерологических особенностях автора письменного текста. Графология – Психологический словарь — учение о почерке как разновидности движений выразительных, отражающих психологические свойства и состояния психические субъекта. Идея о связи почерка с душевными качествами человека восходит к античности (Аристотель, Теофраст и пр.). Предположение о возможности диагностики по почерку сложных происхождением и структурой свойств личности не получило убедительного научного подтверждения; не привели к успеху и попытки найти однозначные связи между графическими признаками письма и приписываемыми им чертами характера и особенностями биографии. Особенно достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоих типологических свойств деятельности нервной высшей. Отдельные приемы графологического анализа в сочетании с другими методами иногда применяются в исследованиях по психологии дифференциальной и психофизиологии. Имеются данные, что при некоих заболеваниях психических почерк обретает специфические признаки. Например, почерк шизофреников часто отличается вычурностью, нарочитой стилизованностью, отчего изучение почерка может иметь диагностическое значение, В криминалистике почерк изучается для выявления признаков, позволяющих путем сравнения с образцами почерка решать вопрос о принадлежности текста конкретному лицу (почерковедение судебное). Графология – Психологический словарь (graphology) — наука, изучающая образцы почерка для получения информации о психологическом состоянии и здоровье человека. По почерку можно определить наличие у человека признаков некоторых заболеваний, например, небольшой нервной дрожи или нарушения пульса. Графология – Психологический словарь Исследование почерка. Судебная графология имеет некоторую научную и юридическую основу: специалист может обнаружить подделки документов или определить некоторые изменения психологического состояния, анализируя изменения в почерке человека. К сожалению, эта ограниченная основа породила множество шарлатанов и мошенников, которые делают необоснованные заявления о возможностях графологии в оценке индивидуальности, диагностике болезней и т.д. Графология – Психологический словарь (graphology) Г. практикует оценку личности и/или характера на основе образца почерка человека. Нек-рые графологи используют аналитический подход, при к-ром предполагается, что индикаторами специфических черт личности пишущего являются отдельные фрагменты почерка. Др. графологи утверждают, что личностные характеристики пишущего связаны лишь с паттернами отдельных фрагментов почерка. Хотя установлено, что почерк человека зависит от физиолог. изменений, вызванных болезнью, алкоголем и др. психоактивными веществами, а тж от возраста, совр. исследования не находят связи между чертами личности человека и отдельными фрагментами либо паттернами фрагментов почерка. Хотя большинство ученых и считают Г. псевдонаукой, нек-рые американские фирмы регулярно пользуются услугами графологов при отборе персонала. См. также Оценка личности, Проективные методики Л. Келли Графология – Философский словарь (от греч. graphe — почерк и logos — учение) — почерковедение, наука о почерке как выражении характера, личности. Предназначенная сначала для чисто практических надобностей, судебных целей, (т. н. письменная экспертиза), графология была развита в науку. См. Учение о выражении. Графология – Психологическая энциклопедия (греч. grapho — писать, изображать, чертить, logos — учение, наука). Наука, изучающая почерк людей, здоровых и больных. В психиатрии особенности изменения почерка могут иметь дифференциально-диагностическое, судебно-медицинское (для идентификации личности писавшего) и судебно-психиатрическое значение, особенно в случаях проведения посмертной экспертизы. По почерку в известной мере можно судить о характерологических особенностях автора письменного текста. Графология (graphology) – Медицинский словарь наука, изучающая образцы почерка для получения информации о психологическом состоянии и здоровье человека. По почерку можно определить наличие у человека признаков некоторых заболеваний, например, небольшой нервной дрожи или нарушения пульса.

vslovare.info

Области применения графологии | ГРАФОЛОГ.RU

Примерно с середины ХХ века графология начинает широко применяться в самых разных областях человеческой деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

HR. Во многих развитых странах графология стала незаменимой при подборе персонала. Графологический анализ помогает кадровым службам найти наиболее подходящего кандидата на должность, ведь графолог может быстро и точно определить способности человека, черты его характера. Можно получить оперативный и четкий ответ относительно развитости определенных качеств, необходимых для конкретной вакантной должности.

Образование и профориентация. Анализ почерка ребенка позволяет довольно рано распознать его способности и понять сферу деятельности, в которой он раскроется лучше всего. Это поможет с выбором старшей школы, дополнительных занятий и вуза. Проанализировав почерки работников можно выбрать кандидатов на повышение или для перевода на другие должности – и быть уверенным, что человек будет прекрасно справляться со своими новыми обязанностями.

Психология. Графология широко применяется в психологии как один из видов психологического тестирования. Анализ почерка помогает понять, в каком эмоциональном состоянии находится человек, установить наличие психических расстройств, подобрать подходящую терапию в случае необходимости.

Семейная психология. Очень часто к графологам обращаются семейные пары или те, кто только ищет своего спутника жизни. Проанализировав почерки двух людей, графолог может найти причины семейных проблем и подсказать способы их решения, определить совместимость характеров, рассказать о возможных трудностях в отношениях и о том, как их избежать.

Медицина. Медицинская графология изучает, как та или иная болезнь отражается на почерке человека, это может оказать существенную помощь в ранней диагностике заболеваний. Как правило, таким образом можно диагностировать болезни, связанные с деятельностью мозга.

Криминалистика. В России данный раздел графологии принято называть почерковедением. Специалист-почерковед может установить подлинность и авторство подписи или текста, рассказать об условиях и состоянии человека, писавшего текст – был ли он пьян, встревожен, писал ли он за столом или в какой-то неудобной позе. Данные почерковедческой экспертизы используются в суде и при расследовании преступлений.

grapholog.ru

Графология — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Графоло́гия (от др.-греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») — учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. Хотя вплоть до второй половины XX века методы графологии рассматривались как позволяющие исследовать индивидуальные особенности человека в психологии[1], в современной науке это учение рассматривается как псевдонаучное[2][3][4][5][6], а также относится к протонаучному способу мышления.[7]

В медицине термин «графология» используется по отношению к изучению почерка как вспомогательного элемента при диагностике и слежении за болезнями головного мозга и нервной системы. Термин «графология» иногда некорректно применяется по отношению к почерковедению.

Оценка графологии научным сообществом

Научным сообществом, как в странах бывшего СССР, так и за рубежом, достоверность заключений графологов ставится под сомнение[8], больши́м числом исследователей графология признаётся псевдонаукой[4][5][9]. Британское психологическое общество рассматривает графологию наравне с астрологией — как имеющую «нулевую достоверность»[10]. Несмотря на то, что изначально графология получила некоторую поддержку в научном сообществе (работы Флакингера, Триппа и Вайнберга (1961)[11], Локковандта (1976)[12] и Нэво (1986)[13], а также на то, что некоторыми исследованиями всё же поддерживается мнение о достоверности графологических методик анализа почерка (Крамбо и Стокхольм[14]), подавляющее большинство исследователей[15] считает окончательно доказанным отсутствие у методов графологии какой-либо предсказательной способности.

Так, показана несостоятельность методов графологии при оценке черт личности[13] и её деловых качеств[16]. В частности, графологам не удалось предсказать результаты тестирования личности по методике Айзенка[17] и показатели исследования черт личности по методике Майерс-Бриггс[18]; в целом мета-анализ более 200 исследований показал, что графологи оказались неспособны предсказать наличие любой черты личности, выявляемой по любой методике тестирования[19].

Аналогично графологам не удалось достоверно оценить и трудовые способности человека: профессиональные графологи давали такую же по степени достоверности оценку, как и люди «с улицы»[20]; широкий обзор публикаций, который произвели Кинг и Кёхлер, подтвердил, что в десятках исследований было показано отсутствие связи механических особенностей почерка (например, наклона) с трудовыми способностями человека[16].

При проверке методов графологии оказалось, что на поверку они являются «попросту набором интуитивных догадок, основанных на отождествлении слов, описывающих свойства почерка, со словами, описывающими свойства характера»[21].

Графологию не следует смешивать с изучением почерка в ходе предварительного расследования уголовных дел, которое имеет в основном криминалистические задачи (см. почерковедение).

См. также

Напишите отзыв о статье «Графология»

Примечания

  1. Попов Ю. Н. Графология // Большая советская энциклопедия: 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1972. — Т. 7. Гоголь — Дебит.
  2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 558 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-94723-290-1
  3. [www.bccla.org/positions/privacy/88graphology.html The use of graphology as a tool for employee hiring and evaluation], British Columbia Civil Liberties Association. Проверено 22 февраля 2008.
    «On the other hand, in properly controlled, blind studies, where the handwriting samples contain no content that could provide non-graphological information upon which to base a prediction (e.g., a piece copied from a magazine), graphologists do no better than chance at predicting the personality traits»
  4. 1 2 Scott O. Lilienfeld, Kristin Landfield. Science and Pseudoscience in Law Enforcement: A User-Friendly Primer // [books.google.ru/books?id=Q2zEKbm2h_gC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false Current Perspectives in Forensic Psychology and Criminal Behavior] / Curt R. Bartol, Anne M. Bartol. — SAGE, 2012. — С. 24-35. — ISBN 9781412992442.
  5. 1 2 [books.google.ru/books?id=1Yn6NZgxvssC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false Elsevier’s Dictionary of Psychological Theories] / J Roeckelein. — Elsvier Science, 2006. — С. 253. — ISBN 9780444517500.
  6. Suzanne Bell. [books.google.ru/books?id=x0kmY7Bj1zYC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false Dictionary of Forensic Science]. — Infobase Publishing, 2004. — С. 107-108. — P. 107.
  7. «Еще ближе в интересующей нас вненаучной познавательной деятельности такие протонаучные способы мышления, как парафизика (лозоискательство, левитация), парапсихология (ясновидение, телепатия, телекинез), алхимия, астрология, а также хиромантия, графология, френология, уфология, философский герметизм». — [socioline.ru/files/5/81/filosofiya_i_metodologiya_poznaniya.pdf Философия и методология познания: Учебник для магистров и аспирантов] / Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; СПбГУ; СПбГАУ; ИпиП (СПб.) / Под общ. и науч. ред. В. Л. Обухова, Ю. Н. Солонина, В. П. Сальникова и В. В. Васильковой. — СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2003. — 560 с.
  8. [web.archive.org/web/20091103030328/encarta.msn.com/encyclopedia_761559164/Graphology.html Grafology] // MSN Encarta.
  9. [student.britannica.com/comptons/article-206939 Pseudoscience] // Britannica Student Encyclopædia.
  10. Duffy J.; Wilson G. [news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/magazine/4223445.stm Writing wrongs]. BBC News Magazine. Проверено 24 июня 2008. [www.webcitation.org/65SHN3sIV Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012].
  11. Fluckwinger A., Tripp C. A., Weinberg G. H. (1961). «Обзор экспериментальных исследований в графологии (A Review of Experimental Research in Graphology): 1933 — 1960». Восприятельные и моторные навыки (Perceptual And Motor Skills) (12): 67–90.
  12. Lockowandte O. (1976). «Present status of the investigation of handwriting psychology as a diagnostic method». Catalog of Selected Documents in Psychology (6): 4–5.
  13. 1 2 Nevo B. Scientific Aspects Of Graphology: A Handbook.— Springfield, IL: Thomas, 1986
  14. Crumbaugh J. C., Stockholm E. (April 1977). «Validation of Graphoanalysis by «Global» or «Holistic» Method». Perceptual And Motor Skills 44 (2): 403–410.
  15. Ben-Shakar G., Bar-Hillel M., Blum Y., Ben-Abba E., Flug A. (1986). «[psycnet.apa.org/journals/apl/71/4/645/ Can graphology predict occupational success? Two empirical studies and some methodological ruminations]». Журнал прикладной психологии (Journal of Applied Psychology) 71: 645–653.
  16. 1 2 King R. N., Koehler D. J. (2000). «Illusory Correlations in Graphological Inference». Journal of Experimental Psychology: Applied 6 (4): 336–348. DOI:10.1037/1076-898X.6.4.336.
  17. Furnham A.; Gunter B. (1987). «Graphology and Personality: Another Failure to Validate Graphological Analysis.». Personality And Individual Differences 8: 433–435. DOI:10.1016/0191-8869(87)90045-6.
  18. Bayne R., O’Neill F. (1988). «Handwriting and personality: A test of some expert graphologists’ judgments». Guidance and Assessment Review (4): 1–3.
  19. Jennings D. L., Amabile T. M., Ross L. Informal covariation assessment: Data-based versus theory-based judgments / In: D. Kahneman, P. Slovic, & A. Tversky (Eds.), Judgment under uncertainty: Heuristics and biases. — Cambridge, England: Cambridge University Press. — P. 211-238.
  20. Neter E., Ben-Shakhar G. (1989). «The predictive validity of graphological influences: A meta-analytic approach». Personality and Individual Differences (10): 737–745.
  21. Нудельман Р. [www.znanie-sila.ru/online/issue_1836.html Обесславленные науки возвращаются в новом обличье] // «Знание — сила». 2002, № 9.

Ссылки

  • Неточность — вежливость графологов ([www.t-room.ru/grafologia.html часть 1], [www.t-room.ru/grafologia%20ch3.html часть 2])
  • Beyerstein B. L. [www.quackwatch.org/01QuackeryRelatedTopics/Tests/grapho.html Как графология дурачит людей (How Graphology Fools People)] // Quackwatch
  • Randi J. [www.randi.org/encyclopedia/graphology.html Graphology] // An Encyclopedia of Claims, Frauds, and Hoaxes of the Occult and Supernatural
  • Ойбек Наджимов. Как узнать характер человека по его подписи или Практическая графология

Отрывок, характеризующий Графология

Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими.

Поговорив еще несколько времени с эсаулом о завтрашнем нападении, которое теперь, глядя на близость французов, Денисов, казалось, окончательно решил, он повернул лошадь и поехал назад.
– Ну, бг’ат, тепег’ь поедем обсушимся, – сказал он Пете.
Подъезжая к лесной караулке, Денисов остановился, вглядываясь в лес. По лесу, между деревьев, большими легкими шагами шел на длинных ногах, с длинными мотающимися руками, человек в куртке, лаптях и казанской шляпе, с ружьем через плечо и топором за поясом. Увидав Денисова, человек этот поспешно швырнул что то в куст и, сняв с отвисшими полями мокрую шляпу, подошел к начальнику. Это был Тихон. Изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем. Он, высоко подняв голову и как будто удерживаясь от смеха, уставился на Денисова.
– Ну где пг’опадал? – сказал Денисов.
– Где пропадал? За французами ходил, – смело и поспешно отвечал Тихон хриплым, но певучим басом.
– Зачем же ты днем полез? Скотина! Ну что ж, не взял?..
– Взять то взял, – сказал Тихон.
– Где ж он?
– Да я его взял сперва наперво на зорьке еще, – продолжал Тихон, переставляя пошире плоские, вывернутые в лаптях ноги, – да и свел в лес. Вижу, не ладен. Думаю, дай схожу, другого поаккуратнее какого возьму.
– Ишь, шельма, так и есть, – сказал Денисов эсаулу. – Зачем же ты этого не пг’ивел?
– Да что ж его водить то, – сердито и поспешно перебил Тихон, – не гожающий. Разве я не знаю, каких вам надо?
– Эка бестия!.. Ну?..
– Пошел за другим, – продолжал Тихон, – подполоз я таким манером в лес, да и лег. – Тихон неожиданно и гибко лег на брюхо, представляя в лицах, как он это сделал. – Один и навернись, – продолжал он. – Я его таким манером и сграбь. – Тихон быстро, легко вскочил. – Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, – вскрикнул Тихон, размахнув руками и грозно хмурясь, выставляя грудь.
– То то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи то, – сказал эсаул, суживая свои блестящие глаза.
Пете очень хотелось смеяться, но он видел, что все удерживались от смеха. Он быстро переводил глаза с лица Тихона на лицо эсаула и Денисова, не понимая того, что все это значило.
– Ты дуг’ака то не представляй, – сказал Денисов, сердито покашливая. – Зачем пег’вого не пг’ивел?
Тихон стал чесать одной рукой спину, другой голову, и вдруг вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку, открывшую недостаток зуба (за что он и прозван Щербатый). Денисов улыбнулся, и Петя залился веселым смехом, к которому присоединился и сам Тихон.
– Да что, совсем несправный, – сказал Тихон. – Одежонка плохенькая на нем, куда же его водить то. Да и грубиян, ваше благородие. Как же, говорит, я сам анаральский сын, не пойду, говорит.
– Экая скотина! – сказал Денисов. – Мне расспросить надо…
– Да я его спрашивал, – сказал Тихон. – Он говорит: плохо зн аком. Наших, говорит, и много, да всё плохие; только, говорит, одна названия. Ахнете, говорит, хорошенько, всех заберете, – заключил Тихон, весело и решительно взглянув в глаза Денисова.
– Вот я те всыплю сотню гог’ячих, ты и будешь дуг’ака то ког’чить, – сказал Денисов строго.
– Да что же серчать то, – сказал Тихон, – что ж, я не видал французов ваших? Вот дай позатемняет, я табе каких хошь, хоть троих приведу.
– Ну, поедем, – сказал Денисов, и до самой караулки он ехал, сердито нахмурившись и молча.
Тихон зашел сзади, и Петя слышал, как смеялись с ним и над ним казаки о каких то сапогах, которые он бросил в куст.
Когда прошел тот овладевший им смех при словах и улыбке Тихона, и Петя понял на мгновенье, что Тихон этот убил человека, ему сделалось неловко. Он оглянулся на пленного барабанщика, и что то кольнуло его в сердце. Но эта неловкость продолжалась только одно мгновенье. Он почувствовал необходимость повыше поднять голову, подбодриться и расспросить эсаула с значительным видом о завтрашнем предприятии, с тем чтобы не быть недостойным того общества, в котором он находился.
Посланный офицер встретил Денисова на дороге с известием, что Долохов сам сейчас приедет и что с его стороны все благополучно.
Денисов вдруг повеселел и подозвал к себе Петю.
– Ну, г’асскажи ты мне пг’о себя, – сказал он.

Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных, присоединился к своему полку и скоро после этого был взят ординарцем к генералу, командовавшему большим отрядом. Со времени своего производства в офицеры, и в особенности с поступления в действующую армию, где он участвовал в Вяземском сражении, Петя находился в постоянно счастливо возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого нибудь случая настоящего геройства. Он был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там то теперь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопился поспеть туда, где его не было.
Когда 21 го октября его генерал выразил желание послать кого нибудь в отряд Денисова, Петя так жалостно просил, чтобы послать его, что генерал не мог отказать. Но, отправляя его, генерал, поминая безумный поступок Пети в Вяземском сражении, где Петя, вместо того чтобы ехать дорогой туда, куда он был послан, поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета, – отправляя его, генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова. От этого то Петя покраснел и смешался, когда Денисов спросил, можно ли ему остаться. До выезда на опушку леса Петя считал, что ему надобно, строго исполняя свой долг, сейчас же вернуться. Но когда он увидал французов, увидал Тихона, узнал, что в ночь непременно атакуют, он, с быстротою переходов молодых людей от одного взгляда к другому, решил сам с собою, что генерал его, которого он до сих пор очень уважал, – дрянь, немец, что Денисов герой, и эсаул герой, и что Тихон герой, и что ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту.
Уже смеркалось, когда Денисов с Петей и эсаулом подъехали к караулке. В полутьме виднелись лошади в седлах, казаки, гусары, прилаживавшие шалашики на поляне и (чтобы не видели дыма французы) разводившие красневший огонь в лесном овраге. В сенях маленькой избушки казак, засучив рукава, рубил баранину. В самой избе были три офицера из партии Денисова, устроивавшие стол из двери. Петя снял, отдав сушить, свое мокрое платье и тотчас принялся содействовать офицерам в устройстве обеденного стола.
Через десять минут был готов стол, покрытый салфеткой. На столе была водка, ром в фляжке, белый хлеб и жареная баранина с солью.
Сидя вместе с офицерами за столом и разрывая руками, по которым текло сало, жирную душистую баранину, Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей.
– Так что же вы думаете, Василий Федорович, – обратился он к Денисову, – ничего, что я с вами останусь на денек? – И, не дожидаясь ответа, он сам отвечал себе: – Ведь мне велено узнать, ну вот я и узнаю… Только вы меня пустите в самую… в главную. Мне не нужно наград… А мне хочется… – Петя стиснул зубы и оглянулся, подергивая кверху поднятой головой и размахивая рукой.

wiki-org.ru

Графология: наука или искусство? — Психологос

Автор: Инесса Гольдберг, графолог, судебный эксперт-графолог, руководитель Института Графоанализа Инессы Гольдберг, действительный член Научного Графологического Общества Израиля

«Всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются и отражаются в движении»

И.М. Сеченов

Пожалуй, если постараться дать наиболее точное определение графологическому анализу, правильнее всего было бы сказать, что он заключает в себе элементы как науки, так и искусства.

Графология системна, основана на исследованиях эмпирически наблюдаемых закономерностей, а также на специальных экспериментах. Теоретической базой графологического метода являются многочисленные научные труды и исследования.

С точки зрения используемого понятийного аппарата, графология предполагает знание ряда психологических дисциплин – от теории личности до психопатологии. Более того, она отлично коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них.

Графология научна также и в том смысле, что позволяет подтверждать дедуктивные теоретические построения на практике. Этим она выгодно отличается от тех направлений психодиагностики, где экспериментальное подтверждение предлагаемых классификаций личности затруднено.

При этом важно отметить, что графология, как и некоторые другие психологические и медицинские дисциплины, не является точной наукой в математическом смысле слова. Несмотря на теоретическую базу, системность закономерностей, таблицы и т.д., — качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов, сочетаний и нюансов графических признаков.

Одного дедуктивного подхода недостаточно; требуется способность синтезировать из многочисленных признаков целостную картину исследуемой личности. Поэтому процесс обучения графолога предполагает длительную практику, задачи которой, во-первых, приобрести «наметанный глаз» в опознании нюансов почерка, а во-вторых, научиться эффективно сопоставлять графические признаки между собой.

Таким образом, графология содержит в себе и элемент искусства. В частности, необходима немалая доля профессиональной интуиции. Поскольку каждое из многочисленных явлений в почерке не имеет одного специфического значения, а имеет широкий диапазон интерпретаций (в зависимости от сочетаний друг с другом, формирования в «синдромы», от степени выраженности и т.д.), то необходим синтезный подход. «Чистая математика» ошибется, т.к. совокупность признаков может равняться большему или иному, чем просто их сумма.

Интуиция, основанная на опыте и знаниях, необходима в той же мере, как она необходима врачу при постановке диагнозов. Медицина — тоже неточная наука и часто медицинский справочник симптомов не может заменить живого специалиста. По аналогии с определением состояния здоровья человека, когда делать выводы только по наличию температуры или тошноты не имеет смысла, а для специалиста недопустимо, так и в графологии – невозможно делать выводы по одному-другому явлению («симптому») в почерке, который, как правило, имеет несколько различных позитивных и негативных значений.

Никакой, даже профессиональный материал – сам по себе не гарантирует его обладателю успешных анализов. Все дело в умении верно, избирательно оперировать, сопоставлять, комбинировать имеемую информацию.

В связи с указанными особенностями, графологический анализ плохо поддается компьютеризации, подобно многим областям, требующим не только знаний, но и личных навыков их применения.

В своей работе графологи используют вспомогательные графологические таблицы.

Эти таблицы удобны и важны, поскольку систематизируют огромный объем информации. Отметим, что они будут эффективны только в руках специалиста, да и большинство нюансов будут просто непонятны постороннему читателю.

Таблицы имеют разные задачи. Одни – содержат алгоритмы распознавания графических признаков как таковых, а также помогают сориентироваться в их выраженности. Другие – посвящены исключительно психологическим интерпретациям конкретных признаков («симптомов»). Третьи – позволяют ориентироваться в гомогенных и гетерогенных «синдромах», т.е. характерных комплексах параметров, определений и значений. Есть также графологические таблицы признаков различных психотипов, относящихся к различным типологиям личности.

В процессе графологического анализа учитывается:

  • Развитие навыка почерка и отклонения от учебного стандарта (прописей), законы формирования почерка и приобретения черт личной индивидуальности, этапы этого процесса.
  • Наличие или отсутствие предварительных условий, соответствие инструкциям и правилам подачи почерка на анализ
  • Исходные данные касательно пишущей руки, наличия очков, данные относительно пола, возраста, состояния здоровья (сильных лекарств, инвалидности, дисграфии, дислексии и т.д.)

На первый взгляд, можно удивиться тому, что нужно указать пол и возраст, ведь казалось бы, уж это-то элементарные вещи для графологии. Это так и…. не так.

Дело в том, что у почерка, т.е. личности, есть «свои» пол и возраст, которые запросто могут не соответствовать биологическим, как в одну, так и в другую сторону. Почерк может быть «мужским» или «женским», но он говорит о личности, о чертах характера, а не о фактической половой принадлежности человека. Аналогично и с возрастом – субъективным, психологическим, и объективным, хронологическим. Зная физиологический пол или возраст, при обнаружении личностных отклонений от формальных данных, можно делать важные выводы.

Почерк, имеющий «старческие» признаки депрессии и апатии может принадлежать двадцатипятилетнему человеку, а признаки жизнелюбия и энергичности – семидесятилетнему. Почерк, говорящий о сентиментальности, романтичности, впечатлительности и утонченности – вопреки гендерным стереотипам, может принадлежать мужчине. Предположив, что эти качества свидетельствуют о женском поле, мы ошибемся.

Графологический анализ отличается от почерковедения. Имея общий объект исследования, почерковедение не изучает почерк с точки зрения психодиагностики, не требует знаний психологии, а занимается преимущественно сличением и идентификацией графических признаков для определения наличия или отсутствия факта подделки подписи и почерка.

Графологический анализ, несомненно, является не только анализом, но и настоящим творческим процессом, способность к которому графологу необходима.

www.psychologos.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *