Как научить ребенка грамотно писать: советы автора школьных учебников по русскому языку
Екатерина Бунеева, доктор педагогических наук
Все дети очень разные: одни схватывают все на лету, новое правило запоминают уже на уроке и упражнения выполняют почти без ошибок, другие запоминают медленнее, третьи, сколько с ними ни бейся, все равно ошибки допускают.
Как помочь ребенку дома? Повторять с ним правила? Проводить диктанты? Делать больше упражнений? В этой связи сразу всплывает то ли быль, то ли анекдот, то ли эпизод из фильма: учительница велит ученику после уроков сто раз написать на доске слово «шел», в котором он постоянно ошибается. Когда она возвращается в класс, вся доска исписана словом «шел», а внизу крупно: «Я все написал и пошол домой!»
Дело не в том, сколько упражнений ребенок выполнил, сколько раз он написал трудное слово и рассказывает ли правило наизусть. Если нет так называемой «врожденной грамотности», чтобы писать без ошибок, нужно уметь находить (видеть) в словах или между словами те места, к которым следует применять правила.
Подавляющее большинство школьников делать этого не умеют, у них не развита орфографическая зоркость. То же самое с предложениями: дети не видят, не умеют искать в предложении границы смысловых отрезков — места постановки знаков препинания. Их этому нужно специально учить.
Если мы хотим, чтобы дети писали грамотно, надо набраться терпения.
Мы, взрослые, должны хорошо понимать, что орфографические и пунктуационные умения развиваются медленно и у каждого ребенка в своем темпе. К сожалению, только единицы, которым очень повезло, обладают «врожденной грамотностью», им достаточно двух-трех школьных уроков и домашних упражнений. Но большинству нужны регулярные занятия, с постоянным повторением и постепенным расширением круга изучаемых правил.
Источник.
4 важных орфографических умения
Они помогают ребенку писать без ошибок. Другими словами: умеет вот это и это — пишет грамотно.
Умение видеть орфограммы
То есть места в словах и между словами, где нужно выбрать написание из нескольких вариантов («о» или «а», «е» или «и», слитно или раздельно, «ь» или «ъ», с «ь» или без и т. д.). При этом правильным является только один вариант.
Находить орфограммы в словах нужно по специальным признакам. Например, если в слове слышим на конце глухой парный согласный звук: «зу[п]», «ле[ф]», — это опознавательный признак орфограммы — проверяемой буквы согласного. Обнаружив это «опасное место», ребенок применяет правило. Каждую орфограмму можно найти в слове по определенным признакам, и этому надо специально учить, показывать эти признаки. Чаще всего именно поэтому дети (и взрослые тоже) пишут неграмотно: зная правило, не видят в слове место, к которому его нужно применить.
Умение выбирать написание
Как только ребенок нашел в слове точку приложения орфографического правила, он легко может это правило применить и выбрать верное написание. Используем тот же пример: чтобы выбрать букву на конце слов «зу[п]», «ле[ф]», подбираем проверочные слова («зубы», «львы»), слышим отчетливо согласный звук перед гласным — и пишем «зуб», «лев».
Умение объяснить выбор написания устно и графически
Это умение нужно и когда ребенок пишет, и когда проверяет написанное. Проще, быстрее и полезнее делать это графически. Например, объясняя выбор букв «б» и «в» на конце слов «зу[п]» и «ле[ф]», ребенок должен написать так: «зуб — зубы»; «лев — львы» (букву «ы» он подчеркивает двумя чертами, потому что она обозначает гласный звук под ударением и помогает выбрать написание). Делая такие обозначения, ребенок по сути переводит содержание правила (текст) в иную, более краткую и наглядную, «говорящую» форму. И ему, и взрослому понятно, почему выбрано именно это написание.
Фото из личного архива автора.
Умение находить и исправлять ошибки
Оно базируется на трех предыдущих. Чтобы проверить себя (во время диктанта, изложения, любой письменной работы), ребенок должен проделать те же действия:
— убедиться, что орфограмма найдена правильно по опознавательным признакам;
— применить правило;
— объяснить написание графически.
Именно поэтому я рекомендую родителям и педагогам простой прием: писать через строчку. Верхнюю строку над предложением мы всегда оставляем пустой, и при проверке все необходимые обозначения и записи делаются на этой строке. Если в процессе такой проверки ребенок сам находит свою ошибку и исправляет ее, отметка не только не должна снижаться — наоборот, ребенка нужно хвалить и всячески поощрять. Абсолютно нелогично и очень вредно, когда в школе ребенку за помарки и исправления снижают отметку за письменную работу.
Советы родителям, которые занимаются с ребенком сами
1. У каждого ребенка есть типичные, наиболее частотные ошибки. Нужно прежде всего определить какие, расположить правила в порядке их взаимосвязи и нарастания трудности. Далее определить, каких необходимых базовых знаний о языке и умений ребенку недостает, чтобы эти орфограммы освоить. Эти пробелы сначала надо восполнить и только потом заниматься собственно правописанием. Так последовательно нужно отработать все актуальные для ребенка правила.
2. Бессмысленно просто делать упражнения и писать диктанты. Нужна методически грамотная система упражнений со специальными графическими обозначениями, которую ребенок понимает и принимает.
3. Лучше, если ребенок мотивирован, то есть занимается правописанием осмысленно и с желанием. Как только он увидит, что все не так страшно и появляются первые результаты, процесс пойдет.
4. Ни в коем случае не надо этот процесс искусственно ускорять, торопить ребенка, сердиться на него, сравнивать ребенка с его более успешными одноклассниками. Сравнивать нужно только с ним самим: в прошлый раз было десять ошибок, а сегодня только восемь. Ты молодец, движешься вперед.
Если следовать этим советам и работать методически грамотно, результат будет обязательно.
Обложка поста: pexels.com.
deti.mann-ivanov-ferber.ru
8 правил, способных помочь грамотно писать тексты копирайтеру
Здравствуйте уважаемые читатели блога kopiraitery.ru . В этой статье я расскажу, как начинающему копирайтеру, научится писать тексты грамотно и без ошибок. Филологическое образование есть не у всех, а зарабатывать нужно. Что делать, читаем в этой статье.
Желание писать грамотно и без ошибок – не прихоть самого копирайтера, а особенность профессии. Тексты в сети читают огромное количество людей, и никому неудобно будет воспринимать информацию с большим количество «очепяток», тавтологии и стилистических ошибок.
Что на это влияет, и какие меры можно предпринять?
Первое что может существенно сказаться на грамотности написания статей – усталость, и причем, не только физическая. Если вы подрабатываете копирайтингом, писать статьи нужно только на свежую голову. Придя с работы, не садитесь сразу за компьютер. Поужинайте и отдохните. Вы напечатаете меньше символов, но текст будет грамотный и без ошибок.
Обучитесь слепому методу печатания. Это вдвое повысит скорость и грамотность. Постоянное отвлечение, с экрана на клавиатуру, сильно нагружает зрение, и вы быстрее устанете. Не поленитесь, перед тем как начать работать копирайтером, пройдите курс в программе «Соло на клавиатуре.
Правило № 1 Читайте больше
Как ни банально, но на грамотное написание текстов, влияет не начитанность человека. Если в школе вы не любили литературу, то исправляйте ситуацию. Газеты, книги, лучше интересные материалы по теме копирайтинга – старайтесь больше читать.
Из книг мы берем не только смысловую информацию, также они нужны для восприятия речи, составления смысловых оборотов. Это своего рода учебник правописания, только еще и интересный.
Советую прочитать «Яма» – Сет Годин. Один из основателей копирайтинга и рекламного бизнеса. Интересное и поучающее для начинающих авторов издание.
[tip]Учеными доказано, что электронные книги, неточно доносят информацию до человека. Поэтому старайтесь читать печатные издания и тогда ваш уровень написания грамотных текстов, будет повышаться на глазах.[/tip]
Правило № 2 Больше практики
Не хлебом единым. Золотые слова! Грамотно научиться писать, помогает постоянная практика. Начинающим копирайтерам, нужно иногда отвлекаться от работы. Сделайте разгрузочный день, и посвятите его тренировке. Какой? Возьмите любое печатное издание, и перепишите с него текст. Можно делать это и в рабочие дни. Отвлекитесь, сделайте небольшой перерыв и пару страничек набросайте. Поверьте – эффект будет.
Правило № 3 Пользуйтесь словарем
Библия копирайтера. Лучше если у вас она будет всегда под рукой. Если нет печатной версии – интернет вам в руки. Сделайте закладку в браузере, с соответствующим сервисом. Советую Граммота.ру. Здесь всегда можно найти ответы на вопросы по правописанию, и почитать на досуге о правилах написания текстов, расстановок знаков препинания, и прочих премудростях русского зыка.
Правило № 4 Пишите короткие предложения
Начинающим копирайтерам, лучше не стараться работать со сложными оборотами. Делайте предложения небольшими, но и не обрывайте его на полуслове. В этом случае, можно избежать проблем с пунктуацией.
Правило № 5 Форматируйте тексты
Читабельность повышается правильным составлением тела статьи. Чтобы поднять свой уровень, и грамотно писать тексты, нужно научиться правильно это делать. Хороший читабельный текст, должен иметь следующую структуру.
- Интересный заголовок.
- Краткое понятное вступление.
- Тело статьи, разбитое на абзацы и подзаголовки.
- Списки и перечисления, по необходимости.
- Грамотное заключение.
Правило № 6 Вспомогательные программы
Пользуйтесь специальными сервисами для проверки правописания. Некоторые ошибки в тексте можно исправить и в «Ворде», но он не всесилен. Удобен портал «Orfogramka.ru». Здесь можно проверить не только расстановку запятых, но и тавтологию.
Увы, но помочь со стилистикой, пока не в силах ни одна программа. Да и все существующие сегодня сервисы редактирования не всесильны. Толи разработчики что-то недоделывают, или наш безграничный русский язык так велик, что ни одна программа не может справиться с проверкой, но увы. В основном, грамотное написание текстов зависит только от вас.
Правило № 7 Двойная проверка статьи
Не торопитесь отправлять работу заказчику или выставлять ее на продажу. Даже если вы проверили ее в различных сервисах, и они не показывают ошибок. Закройте работу, и дайте глазам отдохнуть пять минут. После этого перечитайте ее еще раз. Уверен на 100% вы найдете несколько недочетов.
В начале карьеры копирайтера, я пользовался советами опытного копирайтера Юлии Волкодав, у которой проходил обучение. Готовил несколько статей, пять или шесть, затем выключал компьютер, ложился отдохнуть минут на 15, или в магазин за минералкой, и только после проверял работу. Результат – повышение качества грамотного написания текстов.
Этого нет в ее кастах, но при необходимости, она проводит личные тренинги, поэтому советую. Ну а я спалил фишку))) Начинающие копирайтеры примите к сведению. Всегда перечитывайте работы перед сдачей.
Правило № 8 Учиться никогда не поздно
Если у вас более серьезные проблемы с грамотным написанием, и тексты постоянно отправляют на доработку, то можно пройти курсы правописания. Для этого необязательно записываться в вечернюю школу. Скачайте уроки в сети, и не торопясь вспомните всю школьную программу. Это будет полезно и вам самими, и заодно поднимите свой уровень в копирайтинге, научившись грамотно писать статьи. А это в свою очередь скажется на заработке.
Если вы читаете эту статью, то значит, у вас есть, я надеюсь небольшие проблемы. А раз вы ищете такую информацию, значит вы готовы учиться. А это уже первый верный шаг на пути к хорошему заработку в копирайтинге.
Грамотное написание – не ваша прихоть, а особенность профессии. Вы сможете всему обучиться. Ну а если, и пропустите одну-две запятых, то смысловой нагрузки на восприятие информации, это не окажет.
Я думаю мои советы пригодятся новичкам. Если так, то буду рад любым комментариям в блоге и безумно счастлив, если вы поделитесь информацией нажав на социальные кнопки.
Видео по теме — 7 секретов практического копирайтинга
Вам будет интересно
kopiraitery.ru
советы преподавателя русского языка образовательного центра Адукар
Все дети по-разному воспринимают школьный материал. Кто-то схватывает теорию на лету и без проблем правильно пишет слова, кто-то путается в правиле, а кто-то знает теорию, но всё равно ошибается. Как помочь ребёнку дома? Заставлять зубрить правила? Расспросили филолога образовательного центра Адукар Марину Семёнову, как родителю научить ребёнка писать без ошибок.
Объясните ребёнку, почему важно грамотно писать
Не все школьники, особенно младшие, чётко понимают, зачем им необходима грамотность. Поэтому родителю стоит объяснить, почему важно писать без ошибок. Например, грамотный человек производит на окружающих хорошее впечатление, у людей возникает больше доверия его профессиональным качествам и т. п. Хорошая мотивация позволит ребёнку быть более внимательным на уроках и усерднее учить правила. А результат не заставит себя долго ждать.
Каждый родитель должен верить в своё чадо, поддерживать его и всячески помогать. Не стоит допускать вредоносные установки типа: «пока рано, к экзаменам наймём репетитора, он поможет» или «он же мальчик, не всем же быть грамотными».
Марина Семёнова, преподаватель русского языка в образовательном центре Адукар
Проверяйте домашнее задание
Чтобы вовремя заметить ошибку и проработать её дома, проверяйте домашнее задание. Ребёнку полезно устно формулировать ответы и объяснять, по какому правилу он написал ту или иную орфограмму. Так школьник сможет заметить ошибки и быстрее запомнить теорию.
Заинтересуйте ребёнка чтением
Люди давно поняли, что чтение книг повышает уровень грамотности. А исследование, опубликованное Journal of Business Administration, показало, что на умение правильно писать влияет и содержание произведений. Для развития грамотности учёные советуют школьникам читать, в первую очередь, классическую литературу. Поэтому следите, чтобы ребёнок не игнорировал чтение художественных произведений по школьной программе и не забывал о книгах в выходные дни или на каникулах.
Учите школьника понимать правила
Подчеркнём: не зубрил, а учил с понимаем. Читая правила, важно запоминать чёткий алгоритм, почему определённое слово пишется по одному пункту правила, а второе слово — по иному. Для этого родителю не обязательно быть педагогом. Достаточно взять пример из правила и разобрать его пошагово, как это делается в объяснении. Допустим, ребёнку сложно запомнить, почему в слове «гора» необходимо писать букву О. Для этого слово нужно проверить, подобрав к нему однокоренное или поставив в другую форму так, чтобы на О падало ударение.
Объяснение может выглядеть так. Выписываем слово на листок, выделяем в нём корень, подчеркиваем гласную О (орфограмму) и изменяем форму слова (гор-а — гОр-ы) или подбираем однокоренное (гор-а — гОр-н-ый). Итак, все условия правила выполнены. Можно приступать к закреплению на примере других слов, чтобы пришло понимание правила. Заучивать стоит только исключения, а их в русском языке немало.
Язык подобен пирамиде. Каждый его кирпичик имеет своё место. Без любой составляющей конструкция рассыпается. Орфография стоит на двух китах: часть речи и часть слова, а дальше уже — выбор правила. Невозможно написать верно, опираясь лишь на звучание слова: СМЕШОН и ЛИШЕН, прЕбывать на даче и прИбывать на дачу, выкачЕнная бочка и выкачАнная нефть.
Марина Семёнова, преподаватель русского языка в образовательном центре Адукар
Пишите дома диктанты
Не обязательно заставлять ребёнка ежедневно писать поэмы. Достаточно диктовать по 3−5 предложений в день и разбирать слова, в которых были допущены ошибки. Даже такая получасовая практика хорошо тренирует грамотность. Конечно, диктовать лучше не всякий текст, а ориентированный именно под возраст вашего ребёнка. С поиском литературы может помочь преподаватель, консультант книжного магазина, онлайн-магазин.
Основы грамотности должен закладывать специалист. Часто у ребёнка сформированы негативные установки из-за невысоких школьных отметок. Ребёнок путается и не представляет, что учёба может быть увлекательной. И тут мы уже переучиваем, оказываем психологическую помощь и поддержку. А это, согласитесь, в разы труднее.
Марина Семёнова, преподаватель русского языка в образовательном центре Адукар
Превратите учение в игру
Приготовьте карточки со словами, в которых ребёнок делает ошибки. Условия игры могут быть разными: вытянуть карту и объяснить написание слова; разложить карточки по стопкам «Слова с буквой А», «Слова с буквой О» и так далее. Или попросите школьника на время побыть учителем и объяснить вам определённое правило, продиктовать текст. Варианты могут быть разными, главное, чтобы у ребёнка был интерес и это помогало ему писать без ошибок.
Маленькие дети подобны чистым сосудам. Их легко наполнить, они всё прекрасно понимают и запоминают! Я работала со второклашками и в качестве эксперимента давала им понятия причастий и деепричастий, бессоюзных предложений. И знаете, великолепно! Поэтому не стоит недооценивать наших детей! А уж когда материал облекается в шутливую игровую форму, тут вообще нет границ. Занятие, сопровождающееся мультиками, песнями, красочными презентациями, не может не запомниться.
Марина Семёнова, преподаватель русского языка в образовательном центре Адукар
Школа работает над тем, чтобы научить ребёнка писать без ошибок. Но зачастую не все ребята могут запомнить правило даже с третьего раза. На это влияют личные особенности школьника (память, внимание, концентрация), количество отведённых на правило уроков и обстановка в классе. Поэтому если ваш ребёнок что-то недоучил, а школьная программа движется дальше, помогите ему запомнить пройденное правило. Ведь в будущем абитуриенту необходимо сдавать школьные экзамены, готовиться к сдаче ЦТ. Вот тогда и напомнят о себе недоученные правила и темы. Заботьтесь о будущем заранее!
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook и поделитесь постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые вам будут полезны.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]
adukar.by
Как научиться грамотно писать — 12 эффективных способов
автор: Ekaterina 06.12.2018
пишем сами, статьи
Каждый из нас тратит хотя бы пару часов в день для написания чего-либо — отчета, сочинения, электронных писем или сообщения второй половинке. Правда, может возникнуть небольшая проблема – мы слишком часто не знаем правильного написания слов или расстановку знаков препинания. В дружеской переписке это не является столь большой проблемой, а вот ошибки в деловых письмах могут серьезно подорвать вашу репутацию.
Есть много и таких людей, которые просто не обращают внимания ни на свою орфографию, ни на пунктуацию, но что делать тем, кто хочет измениться? Специально для вас мы подобрали 12 супер эффективных советов о том, как стать более грамотным и писать без досадных ошибок.
Обучение грамотному письму, как и любому другому навыку, потребует выполнения неких повторяющихся действий (мы будем называть их привычками), до тех пор, пока вы не научитесь писать грамотно без затруднений.
Итак, есть два способа научиться грамотности:
— Те, что занимают малое количество времени.
— Те, на которые его надо затратить больше.
Конечно, чем больше времени тратите, тем лучше результаты. Хотя, даже если следовать советам, которые почти не занимают свободного времени, можно добиться значительного прогресса.
Обучающие привычки, которые занимают малое количество времени
Подойдут даже для очень занятых людей, у которых каждая минута расписана.
Плюсы: быстро выполняются.
Минусы: прогресс будет не столь быстрым, как хотелось бы.
1. Ежедневное чтение
Необязательно тратить несколько часов в день на чтение, чтобы стать более грамотным! Достаточно выбрать хорошую книгу, желательно классику, и читать хотя бы полчаса или меньше. Даже если вы сможете осилить всего пару страниц – это уже будет прогресс. Читая, вы запоминаете правописание слов и то, как правильно строить предложения.
2. Прослушивание аудиокниг
Если нет времени брать в руки бумажную литературу, выбирайте аудиокнигу. Тоже желательно классическую, без новомодных слов и исковерканных предложений. Слушайте ее, занимаясь текущими делами. Таким образом вы пополняете словарный запас и учитесь грамотной устной речи.
3. Игры на грамотность
Когда мы сидим в очереди, ждем или просто хотим заняться чем-то интересным в скучной ситуации, на помощь приходят игры для телефона. Проведите время с пользой, отыскав красочные и интересные приложения, которые научат грамматике, синтаксису или новым заумным словам.
4. Всегда проверяйте то, в чем сомневаетесь
У многих есть плохая привычка «писать, как помню», не задумываясь о том, правильно это или нет. Спустя несколько раз мозг запоминает один вариант правописания слова, и тогда становится сложнее запомнить, как правильно. Если сомневаетесь, потратьте минутку или две на то, чтобы проверить.
5. Перечитывайте и редактируйте
Перечитывайте то, что написали, вслух. Так слышно речевые ошибки, потому что иногда мы не задумываемся над тем, что пишем. Не ленитесь редактировать сообщения и электронные письма. Собеседнику понравится, что вы стали четче изъясняться.
6. Решайте кроссворды, головоломки, шарады и ребусы
Каждая из этих игр пополнит словарный запас, да и просто сделает вас умнее. Тем более, это весело и не требует много времени – порешайте ребусы, пока ждете автобус или купите сборник кроссвордов и решайте его за чашкой чая. Полезно и приятно.
Привычки для выработки грамотности, на которые нужно затратить больше времени
Подходят людям, которые хотят серьезно повысить свой уровень грамотности.
Плюсы: прогресс будет более заметный и быстрый.
Минусы: как вы уже догадались, придется попотеть.
1. Ежедневная письменная работа
Проведите за написанием текста хотя бы десять минут. Выполните задание из школьного учебника, перепишите отрывок из любимой книги или найдите в интернете увлекательный текст и выпишите оттуда предложения для разбора (например, чтобы понять, почему запятые стоят именно так). Письменные работы гарантированно повысят вашу грамотность и знание языка.
2. Прохождение курсов, тестов, диктантов онлайн
Мы живем среди современных технологий, которые дают доступ к неограниченному запасу информации. Ей просто надо научиться пользоваться. Так сделайте же что-то полезное! Найдите курсы, обучающие тексты, прослушайте онлайн вебинар о том, как быть более грамотным, и следуйте уже его советам. Главное – используйте всемирную сеть себе во благо.
Кстати, очень рекомендуем взрослым и детям книгу «Я люблю русский язык» А.В. Черных.
3. Тренируйтесь в написании текста
Если в школе вы не были фанатом сочинений, то тут будет трудно. Однако составление текста – не только ценный опыт, но еще и хорошая проверка того, насколько уверенно вы расставляете запятые и как правильно пишете слова. Вы можете писать тексты на определенную тематику или попробовать себя в роли копирайтера. Как только ваша грамотность и умение составлять тексты начнут улучшаться, сможете даже продавать свои статьи на соответствующих биржах.
4. Пишите изложения
Да уж, для поднятия уровня грамотности действительно придется мысленно вернуться в школу. Думаю, все мы знакомы с изложениями. А сейчас, в эпоху технологий, найти себе сайт с аудиозаписями не представляет сложности. Так чего же вы ждете? Выделите свободный вечер – и вперед! Это повысит вашу грамотность и умение кратко излагать свои мысли.
5. Заучивайте наизусть стихи и прозу
Заучивать стихи легче, поэтому лучше начать с них. Заучивание отрывков текста разнообразит словарный запас и научит правильно формулировать предложения. К тому же, сможете цитировать то, что выучили, сражая наповал ваше окружение. Кому же не нравится похвала и признание?
6. Ведите дневник
И последний совет – ведите дневник. Любой, какой только захотите. Дневник переживаний, событий, калорий, на худой конец. Просто пишите и пишите много, уделяйте особое внимание правильности слов и расстановке запятых. При необходимости сверяйтесь со справочниками.
Практика и еще раз практика – вот верный путь к достижению любой цели. Если будете следовать хотя бы некоторым советам, то обязательно получите нужный результат!
О том, как научится грамотности, рассказала Бахтина Дарья, филолог-переводчик.
Советую почитать другие отзывы и статьи:
chitatelnica.ru
Как научить ребёнка писать грамотно » Перуница
Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители.
Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.
За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают — мы говорим не так, как пишем».
Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому «ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ» ЧТЕНИЮ. Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.
Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.
В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.
Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.
Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать «чтением грамотности», вполне вероятно, покажется ребенку забавным.
«ЧТЕНИЕ ГРАМОТНОСТИ» должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово «который» он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. «каторый». Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.
С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше — примерно 15 мин.
Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.
Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз.
Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.
Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: «ошибка не должна фиксироваться в сознании». Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: «здесь пишется не «а», а «о».
Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.
В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа «Война и мир». Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика — великая вещь! Попробуйте.
А. Луговская, М. Кравцова, О. Шевнина
(из книги «Хочу в школу? Как пробудить у ребенка интерес к учебе»)
www.perunica.ru
Пять способов научить ребенка писать грамотно без ошибок
Всегда огорчает такая ситуация, когда вы весь вечер с ребенком учили правила и писали упражнения, а назавтра он принес очередную двойку по русскому языку. К сожалению, постоянные занятия «через не хочу» заставляют ребенка еще больше возненавидеть русский и увериться в собственном бессилии. Тройки, поставленные из жалости, не выход из положения. Ребенку в любом случае придется писать ВПР, сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Логопеды центра развития «Каркуша» рассказывают, что такое дисграфия и как можно научить ребенка писать без ошибок.
Что такое дисграфия?
Дисграфия – это частичное нарушение письменной речи, вызванное несформированностью высших психических функций. Ребенок будет повторять одни и те же ошибки, даже если выучит все правила русского языка. Он просто не может их применить там, где необходимо. По грубой оценке, дисграфия в той или иной мере наблюдается почти у трети младших школьников.
Письмо – очень сложный процесс, в котором участвует сразу несколько высших психических функций:
- сначала надо мысленно разделить слово на звуки;
- нужно вспомнить, какая буква соотносится с конкретным звуком;
- вызвать в воображении образ буквы, то есть вспомнить, как она пишется;
- мозг подает команду руке;
- применить соответствующее правило, а часть орфограмм строится на подборе проверочного слова, то есть память снова включается в работу.
Если на каком-то этапе происходит сбой, то ребенок начинает писать с ошибками, несмотря на все старания учителей и родителей.
Определить, ребенок ленится и не учит или у него дисграфия, можно по следующим признакам этого нарушения:
- ошибки в ударных словах, когда написание очевидно: «корава» вместо «корова»;
- пропуски одной или нескольких букв;
- недописывание слогов, букв, окончаний слов: «сумк» вместо «сумка»;
- перестановка слогов и отдельных букв: «собака» вместо «сокаба»;
- дублирование букв: «домкрад» вместо «домкрат»
- зеркально перевернутые буквы и цифры;
- замена одних звуков другими, близкими по звучанию: «дорашка» вместо «дорожка»;
- пропуск букв, которые используются сравнительно редко – «ъ», «э», «ь»;
- неаккуратное грязное письмо, ребенок «не видит» полей, строчек и пр;
- он не понимает принципов переноса слова, пишет слова без пробелов;
- не ставит точки и большие буквы в конце и начале предложения.
Конечно, коррекция такого серьезного нарушения, как дисграфия, должно проходить под контролем логопеда, но кое-что вы можете сделать и в домашних условиях. Вот что советуют логопеды центра развития «Каркуша»:
1. Напишите необычный диктант
Это упражнение помогает детям, которые делают пропуски букв. Взрослый читает короткие предложения, ребенку нужно простучать карандашом слоги в каждом слове, чтобы почувствовать ритм. Затем он записывает каждый слог в виде черточки пунктира. Далее диктант можно усложнить: записать каждое слово в виде точек, количество точек равно числу букв.
2. Работаем над образом слова
Это упражнение напоминает игру в города. Попросите ребенка подобрать слово, которое будет начинаться на вторую или третью с конца букву задуманного слова. Если слова объединить тематически, то вы сможете отработать навык классификации.
3. Тренируемся запоминать словарные слова
Запомнить трудные слова поможет игра в веселых мультипликаторов. Ребенку нужно закрыть глаза и мысленно представить себе слова, которые вы будете диктовать, как сменяющие друг друга кадры мультфильма, их должен связывать какой-то сюжет. Проговаривайте слова очень четко, выделяя голосом каждую букву. Затем ребенок расскажет придуманный им мультик, запишет на бумаге прозвучавшие слова и сам проверит получившийся текст. В случае ошибки словарные слова следует нарисовать так, чтобы через рисунок обозначить орфограмму. Например, букву Ю, которая спускается с неба на парашюте.
4. Переписывайте классику
Запомнить графический облик слова хорошо помогают упражнения на списывание текста. Их лучше выполнять в каникулы, когда много свободного времени. Для того чтобы повысить интерес ребенка к занятию, выберите что-нибудь из детской классики. Обязательно сначала убедитесь, что в издании нет опечаток.
5. Шифруем
Лучше запомнить правила русского языка и закрепить навык их применения поможет следующее упражнение. Создайте шифровальный алфавит, в котором вместо букв будут определенные символы. Предложите ребенку написать «секретную записку», в тексте которой обязательно нужно использовать определенное правило.
Что еще можно сделать?
Ошибки в письменных работах также часто связаны со страхом провала. Дети так боятся написать слово неправильно, что из-за волнения путают буквы, не дописывают слова, переставляют слоги. Поэтому упражнения на раскрепощение, преодоление стеснительности очень полезны.
Давайте ребенку больше гулять на свежем воздухе, чтобы мозг получал максимум кислорода. Ходите на спортивную площадку. Тренировки помогают привыкнуть к соблюдению правил, улучшают внимание и реакцию.
Залог грамотного письма – произвольная регуляция. По наблюдениям логопедов нашего центра развития, практически все младшие школьники, у которых диагностирована дисграфия, не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. Им сложно усвоить и соблюдать правила даже самой простой детской игры. Поэтому позволяйте ребенку играть со сверстниками столько, сколько он захочет, помогайте ему освоить правила, научиться произвольной регулировки своих действий и поведения.
Запишите ребенка в музыкальную школу. В игре на музыкальном инструменте, как правило, задействованы обе руки, а значит, работает и правое, и левое полушария. Кроме того, занятия положительно влияют на мелкую моторику. Это, в свою очередь, улучшает кровоснабжение речевого и моторного центров мозга.
Когда ребенок приходит из школы, делайте ему массаж шеи и затылка, чтобы размять мышцы и улучшить поступление кислорода и питательных веществ в клетки мозга.
И, самое главное, занятия, должны быть неутомительными, регулярными, проводиться под контролем опытного логопеда. Только в этом случае можно ожидать повышения грамотности и общего уровня успеваемости.
Остались вопросы? Приходите на консультацию в центра развития «Каркуша». Наши специалисты всегда готовы помочь и детям, и взрослым!
karkusha.su
Урок 7. Грамотность письменной речи
Под грамотностью традиционно понимают степень владения навыками письма и чтения на родном языке. При этом с распространением всеобщего школьного образования требования к грамотным людям повысились: речь идёт уже не просто о том, чтобы они умели читать и писать, но писать в соответствии с установленными нормами грамматики и правописания. Без преувеличения можно сказать, что сегодняшнее сообщество читателей и писателей делится на два лагеря: ярых поборников грамотности и, конечно, не её противников, но тех, кто относится к ней без какого-либо пиетета. Первых шутливо прозвали граммар наци (grammar nazi), так как они требуют неукоснительного соблюдения правил грамматики и готовы вынести смертный приговор тексту, в котором сумели обнаружить малейшую ошибку. Их противники резонно замечают, что главное в тексте – это содержание, и язык является не застывшим сводом правил, а живым и развивающимся образованием, нормы которого постоянно меняются. В данном уроке мы поговорим о том, насколько важна грамотность при написании текстов и как её в себе развить.
Содержание
- Когда нужно и не нужно писать грамотно
- Как научиться писать грамотно?
- Проверочный тест
Когда нужно и не нужно писать грамотно
Возможно, многим данное утверждение покажется крамольным, но мы дадим следующий совет: пишите, не обращая внимания на грамматику. Дело в том, что часто излишняя концентрация внимания на грамматических правилах мешает писать. Человеку сложно мгновенно облечь свои мысли в идеальную с грамматической точки зрения форму. В результате, его работа застопоривается на нескольких предложениях, и продвинуться дальше он уже не в состоянии. Поэтому полезно практиковать так называемое свободное письмо (free writing), в процессе которого человек просто излагает свои мысли, не исправляя опечатки и ошибки, не думая о расстановке знаков препинания и правильном построении предложений.
Впрочем, это не означает, что о грамматике можно вообще забыть. Написанный текст – это ещё не конечный продукт, это всего лишь черновик, который подлежит многократному редактированию. Причём последний этап редактирования – проверка на соответствие языковым правилам и исправление всех возможных языковых ошибок. Таким образом, полностью наш совет звучит так: не обращайте внимания на грамматику в процессе письма, но несколько раз перечитывайте законченный текст и исправляйте ошибки.
Почему же в конечном итоге важно писать грамотно? Начнём с того, что языковые правила не являются произвольными установлениями лингвистов, придуманными для того чтобы мучать людей. Они сложились естественным образом в ходе исторического развития языка, и их роль состоит в унификации способов письма, чтобы мы могли понимать тексты друг друга. Если бы унифицированного свода грамматики не существовало, то письменная коммуникация была бы невозможна. Поэтому не нужно рассматривать соблюдение грамматических правил как одолжение, которое вы делаете учителю или учёному-лингвисту. Помните, что это условие существования писательского мастерства вообще.
Далее, неграмотно написанный текст отталкивает читателя. Во-первых, если в тексте содержится множество очевидных ошибок, это говорит о том, что автор даже не удосужился своё творение перечитать. Отсюда читатель делает правомерный вывод, что автор его не уважает, подсовывая ему незаконченную работу. А если автор на читателя не ориентировался, то зачем тогда его текст вообще читать? Во-вторых, человеческое восприятие устроено таким образом, что даже если мы сами допускаем ошибки при письме, мы непременно видим их в чужом тексте. Это означает, что многие читатели, сами того не замечая, в процессе чтения превращаются в тех самых граммар наци. При этом многие склонны рассуждать так: если автор не сумел осилить школьную грамматику, то стоит ли вообще воспринимать его текст всерьёз; скорее всего, у него есть проблемы и с логикой, с умением структурировать свои мысли, с глубиной проработки материала и т.п. Хотя подобное рассуждение далеко не всегда оказывается верным, не задумываясь о грамматике, автор может потерять значительную долю читателей.
Сверх этого, расхожий аргумент – «Важно содержание, а не форма» – является некорректным. Исследователи коммуникации уже давно сформулировали следующий принцип: «The medium is the message», т.е. «Средство передачи сообщения – это сообщение». Принцип, если задуматься, довольно очевидный. По крайней мере, писатели пользуются им с давних времён. Если применить этот принцип к нашей теме, то получается, что форма неотделима от содержания, она также работает на его производство. Наиболее простой иллюстрацией этого тезиса является то, что ошибки (особенно это касается пунктуации) затемняют смысл текста.
Наконец, несоблюдение правил русского языка может приводить к комическому эффекту, создавать который автор не намеревался. К примеру, видя надпись «Х-й съезд журналистов», все сразу понимают, что и съезд организован плохо, да и журналисты на него приехали так себе. Хотя в данном случае очевидно, что отрицательная характеристика съезда в планы автора не входила.
Как научиться писать грамотно?
По идее курс русского языка в средней школе обеспечивает нас всеми необходимыми знаниями для того, чтобы писать грамотно. К сожалению, практика показывает, что многим так и не удаётся его освоить. Разумеется, мы не можем перечислить и объяснить все правила русского языка в данном уроке. Наша цель – дать несколько простых советов, которые подскажут, как самостоятельно восполнить пробелы в знании русского языка при наличии соответствующей мотивации.
Существует распространённое мнение, согласно которому можно научиться писать грамотно, если читать много хорошей классической литературы. Оно основано на убеждении, что при чтении люди усваивают визуальный облик слова и потом в процессе письма восстанавливают его с помощью зрительной памяти. На наш взгляд, значение чтения для развития грамотности несколько переоценено. Конечно, читать качественную литературу всегда полезно. Это обогатит словарный запас и поможет сформировать хороший стиль. Однако, что касается грамотности, здесь возникает несколько проблем. Во-первых, далеко не все обладают развитой зрительной памятью, особенно на мелкие детали. Во-вторых, при чтении люди обычно поглощены содержанием текста и не ставят себе цели обращать специальное внимание на написание слов или конструирование предложений. Наконец, множество ошибок возникает не из-за того, что человек не знает, как пишется то или иное слово, но из-за неправильного склонения, непонимания разницы между -тся и -ться, путанице в слитном и раздельном написании, неправильной постановки знаков препинания и т.п. В данном случае чтение совершенно бесполезно: нужно знать правила. Таким образом, читайте как можно больше, но чтобы улучшить свою грамотность выполняйте следующие рекомендации:
1
Перечитывайте свой текст после написания. Большинство ошибок возникает из-за невнимательности. Если автор полностью поглощён процессом формулирования своих мыслей, то он уже не может следить за написанием слов или расстановкой запятых. Простая проверка поможет с лёгкостью выявить и исправить ошибки и опечатки. Также может быть полезным перечитать свой текст сзади наперёд. Эта техника позволит избавиться от эффекта скольжения глазами по тексту и вчитаться в каждое отдельное слово.
2
Используйте проверку орфографии и пунктуации, встроенную в текстовый редактор. Естественно, такая проверка не идеальна: текстовые редакторы часто не знают многих слов и не могут правильно разобраться в синтаксисе, однако они, по крайней мере, помогут исправить какие-то грубые ошибки и укажут на фрагменты, требующие повышенного внимания. Многих людей раздражает постоянное подчёркивание слов и предложений разноцветными линиями. В таком случае можно отключать встроенную проверку в процессе письма, но включать её во время редактирования текста.
3
Пользуйтесь словарями и справочниками по русскому языку. Образованным является не тот, кто знает всё, а тот, кто знает, где ему найти необходимую информацию. Ничего катастрофического в том, что человек не знает или не помнит какие-то правила, нет. Главное не забывать при необходимости заглядывать в нужную книжку. Вот небольшой список словарей и справочников по русскому языку, которые полезно иметь под рукой (или в закладках):
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию
- Лопатин В.В. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
- Орфографический словарь русского языка
- Толковый словарь русского языка
- Бучкина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника)
- Колесников Н.П. Слова с двойными согласными: Словарь-справочник
- Словарь иностранных слов
- Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка
- Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник
4
Составляйте таблицы и схемы. Они выступают идеальным способом структурировать и запомнить сложный материал. Например, можно составить таблицу склонений существительных или схемы расстановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях. В принципе существуют уже готовые справочники «Русский язык в таблицах и схемах», но мы советуем создавать таблицы самостоятельно. Для этого вам потребуется действительно разобраться в теме, что, безусловно, поможет её запоминанию, и вы сможете организовать материал именно тем способом, который наиболее удобен для вас. Такие таблицы удобно держать на рабочем столе и обращаться к ним в случае сомнений относительно того или иного правила.
5
Ознакомьтесь с основами морфологии и синтаксиса. Их знание является залогом правописания. Кратко говоря, морфология – это раздел лингвистики, изучающий части речи, строение слов, словообразование и словоизменение. Чтобы правильно написать слово, прежде всего, нужно определить, к какой части речи оно относится: существительное, прилагательное, числительное, глагол, причастие, частица, наречие и т.д. Затем нужно понять, в какой именно части слова возникла проблема (тот самый школьный разбор слова по составу): корень, приставка, суффикс, окончание. Определив часть речи и часть слова, вы уже можете понять, какое именно правило будет действовать в данном конкретном случае.
То же самое относится и к синтаксису. Нужно уметь выделять в предложении его составные части: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство, приложение, вводная конструкция. Все правила пунктуации построены именно на этом умении выделять члены предложения. Если вы научитесь видеть структуру слов и предложений, запоминание и применение правил уже не составит для вас труда.
6
Если ваше слабое место – это орфография, то попробуйте воспользоваться одной из следующих техник. Во-первых, проверяйте безударные гласные в корне подбором однокоренных слов, где на эти главные падает ударение. К примеру, недавно я столкнулась со следующей ошибкой: «я излИчилась от этой болезни». Правильно писать «излЕчилась», и это легко проверить с помощью слов «лечит» и «лекарь». Во-вторых, попробуйте сложные слова записывать на стикер, выделяя проблемные буквы размером шрифта и цветом: «прИвИлегия», «суББота». В-третьих, можно использовать метод ассоциаций. В качестве иллюстрации, в слове «молоко» безударные гласные в корне могут быть проассоциированы с бубликами, которые мы едим, запивая их молоком, и которые имеют форму буквы «О». Вспомнили бублики, вспомнили, как пишется слово. Наконец, попробуйте запоминать типичные случаи. Такой метод может быть особенно эффективным для запоминания слитного и раздельного написания слов. Например, твёрдо запомнив, что слово «вице-президент» пишется через дефис, вы уже не будете испытывать трудностей с подобными ему словами: «вице-премьер», «вице-консул» и т.д.
7
Если же особую сложность вызывает пунктуация, то полезно помнить о том, что знаки препинания призваны отражать на письме паузы и интонационные нюансы речи. Поэтому может быть полезным прочитать предложение вслух и обратить внимание на то, как вы его произносите, где делаете паузы, на какие слова ставите акценты. Там, где вы заметили паузы и акценты, должны стоять знаки препинания. Вот все общие советы, которые можно дать относительно развития грамотности.
8
Онлайн-курс «Русский язык»
Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Ксения Галанина4brain.ru