Гражданское качество личности – Творческая работа учащихся на тему: Гражданские качества личности

Гражданские качества личности это — Гражданские качества личности. какие бывают? — 2 ответа

В разделе Другое на вопрос Гражданские качества личности. какие бывают? заданный автором Norway лучший ответ это Личность – многообразное слово. Одно из значений понятия “личность” выражает сущность человека, самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Речь идет о свойственных данному конкретному человеку, свойствах разума, души, поведения, что любит, умеет, как относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, умеет ли твердо держать слово. Быть личностью – значит быть лично ответственным, ни на кого не перекладывать свои обязанности, не прятаться за чужую спину. Личность дает иметь твердые принципы, к ним относят моральные и гражданские качества человека – честность и порядочность, совесть, ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости.
В науке обосновывалась мысль о том, что личностью не рождаются, а становятся. Личность формируется в определенных общественных условиях, постепенно усваивая опыт поколений – язык, знания, умения, право, обычаи и т. д. – все то, что делает человека человеком. У каждого человека, личности есть права и обязанности, ответственность по отношению к окружающим людям, коллективу, обществу, государству.
Для характеристики личности в смысле прав, свобод и обязанностей употребляют понятие “гражданин”. Связь человека с обществом и государством замечательно выражает гордое, старинное словосочетание “гражданин отечества”. Гражданин является участником политической и правовой жизни общества. Государство обращает свои законы к гражданину. Оно обязано защищать гражданина, а гражданин обязан быть лояльным по отношению к государству, его законам и решениям.
С момента своего появления на свет ребенок является человеком и индивидом, но он еще не является личностью: для этого ему предстоит пройти сложный процесс биологического, психического, а главное морального созревания.

2oa.ru

Свобода человека и ее ограничители (внутренние и внешние). Гражданские качества личности.

Свобода— это состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.

Свобода личности — это важнейшая ценность человека, без свободы невозможна самореализация человека.

Философы подходят к осмыслению слова свобода с разных позиций:

Ограничители свободы:

1. права, свободы, интересы других людей. Абсолютной, безграничной свободы быть не может, т.к. полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других, (Буриданов осел). Абсолютно свободным человек быть не может. А один из ограничителей здесь — права и свободы других людей.

2. общественные условия: социальные нормы, общественное мнение. человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения. Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее другое: как они преломляются в его сознании, как человек проектирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придает окружающей действительности? Именно это предопределяет выбор из многообразия возможных вариантов поведения.

3. необходимостью, т.е. объективными законами природы, с которыми человек обязан считаться. «Свобода есть познанная необходимость» — эти слова принадлежат немецкому философу Гегелю. Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком — он ее раб, если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли. Необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий.

Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Такой человек даже в условиях прогрессирующего вырождения человеческого рода или при полной стабильности деспотического или тоталитарного режима в своей стране не дойдет до состояния духовного упадка, и будет действовать так, как будто отстаиваемые им принципы обязательно восторжествуют в будущем.

Критики подобной позиции считают, что если каждый будет искать основы своего поведения лишь в соответствии с собственными побуждениями без учета общепринятых ограничений и запретов, то общество утратит свою целостность и людей ожидает хаос: вместо желаемой свободы они получат полный произвол.

Гражданские качества

Выполнение гражданских обязанностей – чувство долга перед страной, обществом, родителями.

Чувство национальной гордости и патриотизма.
Уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну).
Ответственность за судьбу страны.
Общественная дисциплина и культура совместного проживания.
Бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям.
Общественная активность.
Соблюдение демократических принципов.
Бережное отношение к природе.
Уважение прав и свобод других людей.
Активная жизненная позиция.
Правосознание и гражданская ответственность.
Честность, правдивость, чуткость, милосердие.
Ответственность за свои дела и поступки.
Интернационализм, уважение к народам других стран.

Форма государства.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

1) социально-экономические, культурные;

2) исторические, национальные и религиозные традиции;

3) природные и климатические условия;

4) расстановка политических сил и т. д.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

1) порядок формирования органов государственной власти;

2) структуру государственных органов;

3) особенность территориальной самостоятельности населения;

4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

5) специфику отношений государственных органов и населения;

6) приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская Федерация является полупрезидентской республикой.

 

 

Билет 7.




infopedia.su

Гражданские качества личности — реферат

ГБОУ  СПО «Октябрьский нефтяной колледж»

им. С.И. Кувыкина

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Гражданские качества личности

 

 

 

 

 

  Выполнила:                                 Э. Р. Ямалетдинова

  Принял:                                        Г. В. Ханбикова  

 

 

2014

    Личность – это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми.

Качества личности –  это определенные составляющие характера  человека, сформированные в течение  жизни, или же переданные по наследству. Качеством человека, наиболее обусловленным наследственностью, считается уровень темперамента. Зависит он от особенностей нервной системы индивида. То есть уровень темперамента невозможно изменить.

 Некоторые психические  процессы формируют качества, ответственные за индивидуальный характер памяти, ощущений, воли, восприятий, мышления, воображения и так далее. Именно эти качества личности оказывают огромное влияние на способность к обучению, восприятию новой информации.

Уровень опыта человека формируется в процессе его жизни. Сюда можно отнести такие качества личности, как привычки, стереотипы, знания, навыки. Как они формируются? Выделяют два основных направления. Такие качества приобретаются или в процессе обучения, или же в процессе практической деятельности.

Уровень направленности личности также формируется в  процессе жизни, и на него оказывают  значительное влияние традиции, культура, в которых человек воспитывался. Сюда можно отнести принципы, взгляды, цели, убеждения, ценностные ориентации, моральные нормы, мировоззрение. Подобные качества служат направляющей основой поведения человека

Как известно, индивидуум не может жить вне общества. Следовательно, существуют социальные качества личности, которые помогают человеку адаптироваться среди людей. Они чрезвычайно разнообразны. Каждому человеку принадлежит определенный набор таких качеств. Попробуем выделить основные из них.

В первую очередь, это  способность к коммуникации, к  установлению отношений. Человеку на протяжении его жизни приходится общаться со множеством людей, следовательно, здесь необходимы соответствующие навыки. Еще одно важнейшее качество – это эмпатия. То есть человеку для осуществления коммуникаций необходимо уметь ставить себя на чужое место, чувствовать эмоциональное состояние собеседника.

Каждый индивид обладает определенным набором способностей и талантов. Долг каждого человека заключается в их развитии и применении во благо обществу.

Личность должна осознавать важность ответственности. Человеку для  успешной социализации необходимо использовать свою свободу так, чтобы не причинять вреда другим людям.

Индивид должен обладать определенными моральными нормами, принципами, ценностями, культурой, соответствующей  его окружению. Очень важна и  активная жизненная позиция. То есть человек должен участвовать в различных общественных делах, быть заинтересованным в решении насущных проблем государства.

Гражданские качества – это качества личности, характеризующие её способность к активному проявлению своей гражданской позиции через социально значимую, практико-ориентированную деятельность.

Гражданские качества личности вырабатываются под непосредственным влиянием социума. Рассмотрим их все.

Гражданственность – это осознание своей принадлежности к жителям страны, участие в жизни общества, уважение своих и чужих интересов.

Преимущества  гражданственности

  • Гражданственность даёт гордость – за свою страну, ее историю и культуру.
  • Гражданственность даёт уверенность – в выборе правильных целей и правовых методов их достижения.
  • Гражданственность даёт сопричастность – к судьбе не только своей семьи, но и страны.
  • Гражданственность даёт свободу – если понимать её, как осознанную необходимость.
  • Гражданственность даёт уважение – к законам и государственным институтам.
  • Гражданственность даёт силы – для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.

 

Проявления  гражданственности в повседневной жизни

  • Конституция. В конституции каждой страны записаны основные права и свободы, которые гарантируются гражданам, а так же основные обязанности граждан перед государством.
  • Законодательство. Гражданские права и гражданственность – в числе основных правовых понятий, исходя из которых и создаются законы.
  • Литература. Стихотворные произведения и проза многих классиков русской литературы проникнуты гражданственностью – любовью к стране и состраданием к ее гражданам. Олицетворением гражданственности считается поэт Николай Некрасов.
  • Семейное воспитание. Именно родители своим примером и своей жизненной позицией воспитывают в детях гражданственность, начинающуюся с любви к семье и с интереса к людям и своей стране.
  • Воинская служба. Защита своей страны – одна из основных обязанностей человека и гражданина; отправляясь на военную службу человек воспитывает в себе гражданственность.
  • Общество. Отсутствие национальной, расовой и религиозной дискриминации в обществе – признак гражданственности его членов.

Как развить  в себе гражданственность

  • Образование. Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.
  • Интерес к истории. Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.
  • Работа над собой. Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.
  • Межличностные отношения. Воспитывая в себе уважение к людям – опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.

 

 

Идентичность – это понимание своей роли в социуме, принятие определенных правил, норм и традиций, признание единства с другими людьми.

Идентичность, с одной  стороны, включена в структуру национального самосознания как некая социологизированная форма, выявляющая социальную значимость существования индивида, его поведения, самобытного развития, с другой стороны, выходит за рамки гносеологического статуса содержания национального самосознания, так как идентичность – не только субъективное переживание своей индивидуальности, но и то, что объективно определяется как размещение в определенном мире и может быть усвоено лишь наряду с этим миром, что акцентирует бытийно-конституирующий смысл роли идентичности в современном существовании общества.

 

Гражданское становление – это осознание сопричастности к другим гражданам, заинтересованность в решении различных социальных проблем, осведомленность о политической жизни своей страны.

 

В заключение можно сказать, что человек, для успешного исполнения своих функций в обществе, должен иметь целый набор соответствующих качеств. Приобретаются они, чаще всего, в процессе жизнедеятельности. Обычно все необходимые качества личности прививаются при помощи родителей и учителей. Кроме того, здесь важна идеологическая политика государства. Ребенку с малых лет необходимо осознавать важность своего участия в общественных процессах, жизни своей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест 

1.Личность это — ..

а) это осознание сопричастности к другим гражданам, заинтересованность в решении различных социальных проблем, осведомленность о политической жизни своей страны

б) это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми

в) это понимание своей роли в социуме, принятие определенных правил, норм и традиций, признание единства с другими людьми.

2.В понятия социальный институты не входят …

а) армия

б)семья

в)школа

г)дружба

3. Качества личности –это…

а) это определенные составляющие характера человека, сформированные в течение жизни, или же переданные по наследству

б) это понимание своей роли в  социуме, принятие определенных правил, норм и традиций, признание единства с другими людьми

в) это осознание сопричастности к другим гражданам, заинтересованность в решении различных социальных проблем, осведомленность о политической жизни своей страны

г) это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми

4.Социальной потребностью  человека является потребность в

а) пище и воде 

б) физическом движении

в) воздухе 

в) общении

5.Гражданственность – это

а) это понимание своей роли в  социуме, принятие определенных правил, норм и традиций, признание единства с другими людьми

б) это определенные составляющие характера человека, сформированные в течение жизни, или же переданные по наследству

в) это осознание своей принадлежности к жителям страны, участие в жизни общества, уважение своих и чужих интересов

6.Эмпатия – это

а) способность ощущать эмоции другого, ставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию, сочувствию, проникновению в его субъективный мир.

б) чувство устойчивой эмоциональной  предрасположенности к человеку

в) безразличное, безучастное отношение к окружающему

7.Мировозрение ….

а) безразличное, безучастное отношение к окружающему

б) это наши собственные мнения

в) совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

1.б

2.г

3 а

4.в

5.в

6.а

7.в

 


referat911.ru

Гражданские качества

 
Выполнение гражданских обязанностей – чувство долга перед страной, обществом, родителями.

Чувство национальной гордости    и патриотизма.
Уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности    (гербу, флагу, гимну).
Ответственность за судьбу страны.
Общественная дисциплина и культура совместного проживания.
Бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям.
Общественная активность.
Соблюдение демократических принципов.
Бережное отношение к природе.
Уважение прав и свобод других людей.
Активная жизненная позиция.
Правосознание и гражданская ответственность.
Честность, правдивость, чуткость, милосердие.
Ответственность за свои дела и поступки.

Интернационализм, уважение к народам других стран.
 
Качества современного работника
Дисциплинированность и ответственность.
Работоспособность и организованность.
Общие и экономические знания.
Политические знания.
Творческое отношение к труду.
Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить порученное дело.
Профессиональная гордость, уважение к мастерству.
Сознательность, вежливость, аккуратность.
Опыт трудовой деятельности.

Эмоциональная производственная культура.
Эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности.

Коллективизм, умение трудиться сообща.
Инициативность, самостоятельность.
Готовность много и плодотворно трудиться на благо страны, общества.
Деловитость и предприимчивость.
Ответственность за результаты труда.
Уважение к людям труда, мастерам производства и др.
 
 
Качества семьянина
Трудолюбие, ответственность.
Тактичность, вежливость, культура общения.
Умение держать себя в обществе.
Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки.

Здоровье, привычка к активному образу жизни.

Умение организовывать и проводить досуг.
Разносторонняя образованность.
Знание правовых норм, законов.
Знание практической психологии, этики.

Умение воспитывать детей.
Готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности.

Уважение к своим родителям, престарелым людям.
 
Как видим, учителю начальной школы не приходится выдумывать или привлекать извне элементы содержания воспитания. Все они идут от жизни, от необходимости    решения насущных проблем.
Воспитатель составляет перспективный план воспитательной работы на весь период начальной школы, где системно представит элементы содержания, направленные на формирование будущего гражданина, работника, семьянина. Разумеется, это только общие элементы будущего конкретного плана. Никакая программа воспитательной работы не может регламентировать содержания воспитания не то что во всех школах, но даже в параллельных классах. Вот почему, опираясь на ориентировочную тематику, каждый педагог будет творчески подходить к определению конкретных элементов содержания, учитывая цели, конкретные условия, уровень воспитанности    школьников.

 
Согласимся, что в период существенных преобразований в обществе трудно составить конкретную программу воспитания и предложить воспитателям готовые рецепты. Но нам уже известно главное – в каком направлении будет развиваться общество, школа, к чему нужно готовить подрастающие поколения. Основу содержания воспитания в начальной школе составляет формирование всесторонне развитой личности, а конкретные разделы содержания группируются вокруг воспитания жизненно важных качеств гражданина, работника, семьянина.
 

referat7.ru

Достоинство личности как качество гражданского общества

Семыкина Е. Н.

Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надо мной и моральный закон во мне.

И. Кант

Суть всякой нравственной ценности поступков состоит в том, что моральный закон непосредственно определяет волю…

И. Кант

Личность (как философское понятие) — это объединенная единством самосознания, совокупность наиболее устойчивых воспоминаний, стремлений и чувствований (личность психическая), приуроченных к известному телу (личность телесная) и имеющих определенное отношение к другим личностям (личность социальная). Такое понятие личности мы находим в энциклопедическом словаре последней четверти XIX века.

С начала прошлого века понятие «личность» не менялось, и весь XX век толковалось практически одинаково. Оно рассматривается только в связи с социальными явлениями. Но совершенно очевидно, что, наше бытие связано кроме этого еще и с внутренними духовными проявлениями, размышлениями и жизнью. Без бытия духа мы не можем себя представлять и существовать.

И нам стало совершенно очевидно, что общество нуждается в достоинстве не только личности как исключительно социальной категории, но в достоинстве человека.

Русский язык богат и многозначен – слово «достоинство» имеет несколько значений. Одно из них — это необходимые моральные качества, это ценность человек, но, кроме того, и осознание своей ценности. А другое значение слова «достоинство» — это стоимость (напр., достоинство монеты).

Вероятно, такая многозначность этого слова неслучайна.

Мы задались вопросом: «Нужно ли достоинство воспитывать, формировать и для чего?». В этом понятии сочетается материальное отношение и нравственное, духовное. Это совсем не случайно. Так как мир не существует раздельно. Для него опасно разделение, перегибы и гипер-состояния, природа и мир стремятся к ГАРМОНИИ и РАВНОВЕСИЮ.

В качестве примера обратимся к судьбе одного из ученых античности Сократу.

Сам Сократ ничего не написал, поэтому о его взглядах мы можем судить по сочинениям других греческих философов (главным образом по книгам его ученика Платона). Философские размышления Сократа стремились к твердому обоснованию этических понятий (добродетели, справедливости, честности, достоинства и т.д.). Сейчас многим это кажется «общим местом» и всем понятными истинами. Но, оттого, что эти вопросы задаются на протяжении столетий, они не становятся проще и понятнее и всегда вызывают полемику, имеют тайных и явных сторонников и противников. Их видимая простота обманчива. К возможности разрешить метафизические вопросы о начале и сущности мироздания он относился скептически. Сократ был присужден к смертной казни афинскими судьями за неверие в существующих богов и введение новых божеств. То есть он призывал к разрушению «закона», которому подчинялись безоговорочно.

Было такое правило в Афинском полисе, если граждане Афин, вышли в море, и их корабль потерпел крушение, то вернуться в полис спасшиеся мореплаватели могли только все вместе, иначе они становились изгнанниками. Мы задаем вопрос, взаимопомощь — это нравственная категория. Отвечаем — да. Но формировалась в античном мире до Сократа она как необходимость. И за невыполнение этой нравственной категории следовало наказание более страшное, чем смерть – изгнание. Сократ выступил на суде в защиту таких моряков. Объясняя их поступок невозможностью спасти товарищей. А в своих выступлениях часто обращался к «внутреннему голосу совести», которое его соотечественники сочли за новое божество. То есть Сократ разрушал многовековой закон гражданского мира строго регламентированный и беспрекословно всеми исполняемый. Как же эти рассуждения соотносятся с нашей темой. Вопрос достоинства обязательно столкнется с вопросом свободы и воли.

Необходимость в воспитании определенных нравственных качеств, таких как милосердие, доброта, совестливость, ответственность, порядочность, чувство долга, добросовестность, личное достоинство, справедливость, дающих основу для гражданской позиции растущего человека оспорить нельзя. Но, испытывая страх и опасение перед прежними методами жесткого навязывания и насаждения «разумного, доброго, вечного» что, как правило, приводило к отрицательному результату, наше общество и в частности педагогическое сообщество в 90-е годы минувшего столетия впало в крайность, утверждая, а самое опасное – практически осуществляя постулат, что не нужно воспитывать эти качества (а подразумевалось — навязывать) они сами собой разовьются. Не прошло и 10 лет, мы получили практический результат этих недальновидных выводов: рост преступности, наркомании среди подростков шокирует, навязанный культ денег и наживы начинает раздражать даже самых рациональных.

Необходимо осознавать, что достоинство человека не избыточная роскошь, а приоритет. Становление личного достоинства – необходимость не только нравственная, но и стратегическая и экономическая. Мы ведь не доверим сумму денег человеку, заведомо зная, что он вор (если, конечно не ставим задачи его перевоспитания, как это делал в свое время А.С.Макаренко). А почему же мы можем доверить важный пост человеку без личного достоинства. И будем заблуждаться, что он справится со своими обязанностями хорошо. Для того чтобы сложилось гражданское общество необходимо много условий, но не нужно тешить себя надеждами о возможности его существования без определенных нравственных качеств его граждан. К ним относится и достоинство личности.

Сегодня необходимо обратить внимание на научную базу теории воспитания, так как в новых, изменившихся социальных условиях, даже прекрасно разработанные воспитательные системы дают сбои. Причин для этого много, но главное несоответствие социальных условий и целей. Так СМИ навязывают нам, что можно и нужно лгать для достижения своих целей, предавать близких, что главное-это успех в карьере (хотя это действительно не плохо), но ведь не любой ценой.

Кроме достоинства необходимо сформировать у школьников и психологические качества — это устойчивость и эмпатия, поддерживающие и закрепляющие нравственные составляющие. Эмпатия «… это скорее процесс, чем состояние. … Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого…. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими.…Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам…

…Может быть, это описание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким».

Л.С. Выгодский доказал, что психические процессы основаны на межличностных отношениях. Самосознание в своем онтогенетическом развитии, согласно Л.С. Выгодскому, проходит тот же путь, что и все высшие психические функции: «средства социальных связей и есть основные средства для образования тех сложных психологических связей, которые возникают, когда функции становятся индивидуальными функциями …». Механизмы сознания и социального контакта тождественны: « … сознание есть как бы социальный контакт с самим собой … Мы сознаем себя, потому что мы сознаем других и тем же самым способом, каким мы сознаем других, потому что мы сами в отношении себя являемся тем же самым, чем другие в отношении нас».

Анализ современной психологической литературы дает представление о личности как изменчивой, постоянно активно конструирующей свой внутренний мир, свое социальное окружение и взаимодействие. Движущей силой индивидуального развития признается процесс социального взаимодействия, а не внутренние психические состояния и не факторы социальной среды/

Одним из основных результатов личностного роста, с этой точки зрения, является становление у человека представлений о собственной идентичности, складывающееся в процессе взаимодействия с «Другими». Это происходит, прежде всего, потому, что человек осознает собственное «Я», только если смотрит на себя глазами «Другого». Данную позицию в зарубежной психологии впервые отчетливо обозначил Дж. Мид, настоявший на значении «взгляда Другого» в построении «Я» (self) и на значении ролей, играемых человеком в ходе социального взросления во взаимодействиях с разными «Другими». В данном подходе личность предстает не только как обладающая параметрами активности в реальном взаимодействии, но и как способная к активности в духовной, нравственной сфере. Человек формирует свой внутренний мир путем интериоризации исторически сложившихся форм и видов нравственной, эстетической и гражданской деятельности.

Достигнуть качественного позитивного изменения общества можно, формируя его гражданские институты на базе личностного развития и присвоения каждым человеком определенных нравственных качеств, и базовым является достоинство личности.

mirznanii.com

Охарактеризуйте гражданские качества личности. срочно … плиз

Mystery777

Личность – многообразное слово. Одно из значений понятия “личность” выражает сущность человека, самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Речь идет о свойственных данному конкретному человеку, свойствах разума, души, поведения, что любит, умеет, как относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, умеет ли твердо держать слово. Быть личностью – значит быть лично ответственным, ни на кого не перекладывать свои обязанности, не прятаться за чужую спину. Личность дает иметь твердые принципы, к ним относят моральные и гражданские качества человека – честность и порядочность, совесть, ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости.

В науке обосновывалась мысль о том, что личностью не рождаются, а становятся. Личность формируется в определенных общественных условиях, постепенно усваивая опыт поколений – язык, знания, умения, право, обычаи и т. д. – все то, что делает человека человеком. У каждого человека, личности есть права и обязанности, ответственность по отношению к окружающим людям, коллективу, обществу, государству.

Для характеристики личности в смысле прав, свобод и обязанностей употребляют понятие “гражданин”. Связь человека с обществом и государством замечательно выражает гордое, старинное словосочетание “гражданин отечества”. Гражданин является участником политической и правовой жизни общества. Государство обращает свои законы к гражданину. Оно обязано защищать гражданина, а гражданин обязан быть лояльным по отношению к государству, его законам и решениям.

С момента своего появления на свет ребенок является человеком и индивидом, но он еще не является личностью: для этого ему предстоит пройти сложный процесс биологического, психического, а главное морального созревания.

info-servis.net

Достоинство личности как качество гражданского общества

Достоинство личности как качество гражданского общества

Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надо мной и моральный закон во мне.
И. Кант

Суть всякой нравственной ценности поступков состоит в том, что моральный закон непосредственно определяет волю…
И. Кант

Личность (как философское понятие) — это объединенная единством самосознания, совокупность наиболее устойчивых воспоминаний, стремлений и чувствований (личность психическая), приуроченных к известному телу (личность телесная) и имеющих определенное отношение к другим личностям (личность социальная).  Такое понятие личности мы находим в энциклопедическом словаре последней четверти XIX  века.

С начала прошлого века понятие «личность» не менялось, и весь XX век толковалось практически одинаково. Оно рассматривается только в связи с социальными явлениями. Но совершенно очевидно, что, наше бытие связано кроме этого еще и с внутренними духовными проявлениями, размышлениями и жизнью. Без бытия духа мы не можем себя представлять и существовать.

И нам стало совершенно очевидно, что общество нуждается в достоинстве не только личности как исключительно социальной категории, но в достоинстве человека.

Русский язык богат и многозначен – слово «достоинство» имеет несколько значений. Одно из них — это необходимые моральные качества, это ценность человек, но, кроме того, и осознание своей ценности. А другое значение слова «достоинство» — это стоимость (напр., достоинство монеты).

Вероятно, такая многозначность этого слова неслучайна.

Мы задались вопросом: «Нужно ли достоинство воспитывать, формировать и для чего?». В этом понятии  сочетается материальное отношение и нравственное, духовное. Это совсем не случайно. Так как мир не существует раздельно. Для него опасно разделение, перегибы и гипер-состояния, природа и мир стремятся к ГАРМОНИИ и РАВНОВЕСИЮ.

В качестве примера обратимся к судьбе одного из ученых античности Сократу.

Сам Сократ ничего не написал, поэтому о его взглядах мы можем судить по сочинениям других греческих философов (главным образом по книгам его ученика Платона). Философские размышления Сократа стремились к  твердому обоснованию этических понятий (добродетели, справедливости, честности, достоинства и т.д.). Сейчас многим это кажется «общим местом» и всем понятными истинами. Но, оттого, что эти вопросы задаются на протяжении столетий, они не становятся проще и понятнее и всегда вызывают полемику, имеют тайных и явных сторонников и противников. Их видимая простота обманчива. К возможности разрешить метафизические вопросы о начале и сущности мироздания он относился скептически. Сократ был присужден к смертной казни афинскими судьями за неверие в существующих богов и введение новых божеств. То есть он призывал к разрушению «закона», которому подчинялись безоговорочно.

Было такое правило в Афинском полисе, если граждане Афин, вышли в море, и их корабль потерпел крушение, то вернуться в полис спасшиеся мореплаватели могли только все вместе, иначе они становились изгнанниками. Мы задаем вопрос, взаимопомощь — это нравственная категория. Отвечаем — да. Но формировалась в античном мире до Сократа она как необходимость. И за невыполнение этой нравственной категории следовало наказание более страшное, чем смерть – изгнание. Сократ выступил на суде в защиту таких моряков. Объясняя их поступок невозможностью спасти товарищей. А в своих выступлениях часто обращался к «внутреннему голосу совести», которое его соотечественники сочли за новое божество. То есть Сократ разрушал многовековой закон гражданского мира строго регламентированный и беспрекословно всеми исполняемый. Как же эти рассуждения соотносятся с нашей темой. Вопрос достоинства обязательно столкнется с вопросом свободы и воли.

Необходимость в воспитании определенных нравственных качеств, таких как милосердие, доброта, совестливость, ответственность, порядочность, чувство долга, добросовестность, личное достоинство, справедливость, дающих основу для гражданской позиции растущего человека оспорить нельзя. Но, испытывая страх и опасение перед прежними методами жесткого навязывания и насаждения «разумного, доброго, вечного» что, как правило,  приводило к отрицательному результату, наше общество и в частности педагогическое сообщество в 90-е годы минувшего столетия впало в крайность, утверждая, а самое опасное – практически осуществляя постулат, что не нужно воспитывать эти качества (а подразумевалось — навязывать) они сами собой разовьются. Не прошло и 10 лет, мы получили практический результат этих недальновидных выводов: рост преступности, наркомании среди подростков шокирует, навязанный культ денег и наживы начинает раздражать даже самых рациональных.

Необходимо осознавать, что достоинство человека не избыточная роскошь, а приоритет. Становление личного достоинства – необходимость не только нравственная, но и стратегическая и экономическая. Мы ведь не доверим сумму денег человеку,  заведомо зная, что он вор (если, конечно не ставим задачи его перевоспитания, как это делал в свое время А.С.Макаренко). А почему же мы можем доверить важный пост человеку без личного достоинства. И будем заблуждаться, что он справится со своими обязанностями хорошо. Для того чтобы сложилось гражданское общество необходимо много условий, но не нужно тешить себя надеждами о возможности его существования без определенных нравственных качеств его граждан. К ним относится и достоинство личности.

Сегодня необходимо обратить внимание на научную базу теории воспитания, так как в новых, изменившихся социальных условиях, даже прекрасно разработанные воспитательные системы дают сбои. Причин для этого много, но главное несоответствие социальных условий и целей. Так СМИ навязывают нам, что можно и нужно лгать для достижения своих целей, предавать близких, что главное-это успех в карьере (хотя это действительно не плохо), но ведь не любой ценой.

Кроме достоинства необходимо сформировать у школьников и психологические качества — это устойчивость и эмпатия, поддерживающие и закрепляющие нравственные составляющие. Эмпатия «… это скорее процесс, чем состояние. … Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого…. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими.…Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам…

…Может быть, это описание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким».

Л.С. Выгодский доказал, что психические процессы основаны на межличностных отношениях. Самосознание в своем онтогенетическом развитии, согласно Л.С. Выгодскому, проходит тот же путь, что и все высшие психические функции: «средства социальных связей и есть основные средства для образования тех сложных психологических связей, которые возникают, когда функции становятся индивидуальными функциями …». Механизмы сознания и социального контакта тождественны: « … сознание есть как бы социальный контакт с самим собой … Мы сознаем себя, потому что мы сознаем других и тем же самым способом, каким мы сознаем других, потому что мы сами в отношении себя являемся тем же самым, чем другие в отношении нас».

Анализ современной психологической литературы дает представление о личности как изменчивой, постоянно активно конструирующей свой внутренний мир, свое социальное окружение и взаимодействие. Движущей силой индивидуального развития признается процесс социального взаимодействия, а не внутренние психические состояния и не факторы социальной среды/

Одним из основных результатов личностного роста, с этой точки зрения, является становление у человека представлений о собственной идентичности, складывающееся в процессе взаимодействия с «Другими». Это происходит, прежде всего, потому, что человек осознает собственное «Я», только если смотрит на себя глазами «Другого». Данную позицию в зарубежной психологии впервые отчетливо обозначил Дж. Мид, настоявший на значении «взгляда Другого» в построении «Я» (self) и на значении ролей, играемых человеком в ходе социального взросления во взаимодействиях с разными «Другими». В данном подходе личность предстает не только как обладающая параметрами активности в реальном взаимодействии, но и как способная к активности в духовной, нравственной сфере. Человек формирует свой внутренний мир путем интериоризации исторически сложившихся форм и видов нравственной, эстетической и гражданской деятельности.

Достигнуть качественного позитивного изменения общества можно, формируя его гражданские институты на базе личностного развития и присвоения каждым человеком определенных нравственных качеств, и базовым является достоинство личности.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

www.portal-slovo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *