Гуманистическая психология франкл: Виктор Франкл — Психологос

Гуманистическая парадигма в психологии. Виктор Франкл

ГАОУ  ДПО ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История психологии»

Гуманистическая парадигма в психологии. Виктор Франкл 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

выполнила         Г.Р.Галлямова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа 2011г.

 

 
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
 

 

Введение

 

    В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

    Представители А. Маслоу , К. Роджерс , В. Франкл , Ш. Бюлер , Ф. Бэррон , Р. Мэй , С. Джурард

    Предмет изучения гуманистической психологии уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Осуществление самого себя. Сознание собственного достоинства. Социальные потребности. Потребности в надежности. Этапы деградации личности. Поиск смысла жизни. Физиологические основные потребности. Непригодность исследования животных для понимания человека.

    Теоретические положения гуманистической психологии: человек целостен, ценны не только общие, но и индивидуальные случаи, главной психологической реальностью являются переживания человека, человеческая жизнь — целостный процесс, человек открыт к самореализации, человек не детерминирован только внешними ситуациями.

    Значимость  изучения концепций свободы личности актуальна в связи с тем, что  в настоящее время проблема внутренней свободы-несвободы так и не снята. Более того, она обостряется: возрастает количество видов зависимостей (наркотическая, игромания, зависимость от Интернета), множество людей поддаются влиянию различных идеологий и религиозных сект. Рост числа психогенных заболеваний также можно связать с внутренней несвободой. Необходимо упомянуть о тех проблемами, которые не настолько выражены и часто маскируются под «ценности». «Иметь или быть?» — задал вопрос Эрих Фромм современному человеку. Иметь – значит завесить: «Зависеть или быть?». Сегодняшнее общество – это общество «имеющих», следовательно, «зависимых», «несвободных».[1]

    Цель  работы: ознакомление с теоретическими положениями гуманистической психологии, с личностью В.Франкла, основными идеями и положениями, его вкладом в психологическую практику.

    Задачи:

    1. Ознакомиться с взглядами на теорию личности следующих представителей гуманистической психологии: А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса.

    2. Раскрыть основные идеи и положения В.Франкла, его вклад в психологическую практику. 

    При выполнении работы я опиралась на работы следующих авторов: М.Г.Ярошевский, Д.А.Леонтьев, М.Е.Литвак, Л. Максименко, и др.

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

    Рассмотрим  идеи представителей гуманистической психологии по учебнику М.Г.Ярошевского «История психологии от античности до середины ХХ века».

    Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.

    Каждое  новое направление в науке  определяет свою программу через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как «система реакций» (Скиннер), либо как набор «измерений» (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики — свободы воли — и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами «поля», бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка «грохотов бессознательного».

    Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование  во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая  была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к «рацио», к способности оперировать абстрактными понятиями, по другую — объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями «бихевиоральных» наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая «технология»: разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

    Основные  положения — нового направления — гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.

    Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков.

Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. «Собирание «голых фактов» делает психологию всадником без головы», — писал он и свою задачу видел не только в разработке способов исследования личности, но в создании .новых объяснительных принципов личностного развития.

    Одним из главных постулатов теории Олпорта  было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом.

При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие — это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

    Олпорт  одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, ‘так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite — черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и ‘формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

    Важным  для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом Олпорт решает проблему индентификации отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии.

    Олпорт  разработал не только свою теоретическую  концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского уни верситета (МММ), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) для анализа со вместимости, профпригодности и т. д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше *формации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.

    Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с основными-психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).

    В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский  университет, где он занимает пост председателя психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был и президентом Американской психологической ассоциации.

    Говоря  о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчерки вал, что он не отвергает  старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является антидоктринером, т. е. выступает против абсолютизации их опыта.

    Одним из самых больших недостатков  психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить  роль сознания, сколько тенденция  рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью.

    Не  менее активно Маслоу выступал и  против сведения всей психической жизни  к поведению, что было свойственно  бихевиоризму. Самое ценное в психике — ее самость, ее стремление к саморазвитию — не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая исследовала бы «Я-концепцию» личности.

    Маслоу  почти не проводил глобальных, крупно масштабных экспериментов, которые  характерны для американской психологии, особенно для бихевиоризма. Его небольшие, пилотажные исследования не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. Именно так он подошел к исследованию «самоактуализации» — одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.

    В отличие от психоаналитиков, которых  интересовало главным образом отклоняющееся  поведение, Маслоу считал, что исследовать  человеческую при роду необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, недостаточно полно и чет ко представленную в других, менее одаренных людях. Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек, при этом девять из них были его современниками, а девять — историческими личностями (А. Линкольн, А. Эйнштейн, В. Джеймс, Б. Спиноза и др.).

    Эти исследования привели его к мысли  о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

    физиологические потребности — пища, вода, сон и т. п.;

    потребность в безопасности — стабильность, по рядок;

    потребность в любви и принадлежности — семья, дружба;

    потребность в уважении — самоуважение, признание;

    потребность в самоактуализации — развитие способностей.

    Одно  из слабых мест теории Маслоу заключалось  в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды и дефицитами потребности развития (самоактуализации) .

    В то же время большинство представителей гуманистической психологии приняло  термин «самоактуализация», введенный  Маслоу, как и его описание «самоактуализирующейся личности».

Гуманистическая психология. Виктор Франкл презентация, доклад

  • Главная
  • Разное
  • Дизайн
  • Бизнес и предпринимательство
  • Аналитика
  • Образование
  • Развлечения
  • Красота и здоровье
  • Финансы
  • Государство
  • Путешествия
  • Спорт
  • Недвижимость
  • Армия
  • Графика
  • Культурология
  • Еда и кулинария
  • Лингвистика
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Маркетинг
  • Математика
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Страхование
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция

Презентация на тему Презентация на тему Гуманистическая психология. Виктор Франкл, предмет презентации: Философия. Этот материал содержит 13 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайд 1
Текст слайда:

Гуманистическая психология. Виктор Франкл


Слайд 2
Текст слайда:

Виктор Эмиль Франкл  (Viktor Emil Frankl) 1905 –1997, Австрия


Слайд 3
Текст слайда:

В 1924 году стал президентом школы Sozialistische Mittelschüler Österreich. Создал специализированную программу поддержки для студентов.


Слайд 4
Текст слайда:

Терезиенштадт


Слайд 5
Текст слайда:

«Так, я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Моё положение казалось мне безнадёжным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, тёплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всём, через что прошёл. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию».


Слайд 6
Текст слайда:

Франкл организовал службу информации, и, когда кто-нибудь выражал суицидальные мысли или проявлял действительное намерение покончить с собой, ему тут же сообщали об этом.


Слайд 7
Текст слайда:

Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, „зачем“ жить, преодолеет почти любое „как“».


Слайд 8
Текст слайда:

Согласно логотерапии, борьба за поиск смысла жизни является основной движущей силой для человека.


Слайд 9
Текст слайда:

Лео Бек раввин немецко-польского происхождения, учёный-философ, лидер прогрессивного иудаизма

Регина Йонас
первая в мире практикующая женщина-раввин


Слайд 10
Текст слайда:

Аушвиц

Дахау


Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13
Текст слайда:

Спасибо за внимание!


Скачать презентацию

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Психология (гуманистическая психология, неофрейдизм).ppt презентация, доклад, проект

Слайд 1
Текст слайда:

Неофрейдизм

Неофрейдизм возник в конце 30-х годов ХХ века и является одним из направлений современной американской философии и психологии. Неофрейдиз возник путем соединения психоанализа с американскими социологическими и этнографическими теориями.
Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде. Неофрейдизм редуцирует психоанализ, видя в бессознательном связующее звено между социальными и психологическими структурами.
Отличительной чертой неофрейдизма является «социологизация» психологии и, наоборот, психологизация социальных явлений.
Представители данного направления — К. Хорни, Э Фромм, Х.С. Салливан


Слайд 2
Текст слайда:

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г.во Франкфурте-на-Майне. Эрих Фромм получил философское образование в Гейдельберском университете. В 20-е годы Э. Фромм увлекается фрейдистским учением о психоанализе, проходит подготовку в Берлинском психоаналитическом институте и избирает карьеру психоаналитика.
Эрих Фромм пытался соединить Фрейда с Марксом и экзистенциализмом.

Его философская мысль стала импульсом к развитию гуманистического мышления нашего века.
Наиболее известные его книги «Бегство от свободы», «Психоанализ и религия», «Здоровое общество», «Искусство любви», «Иметь или быть».


Слайд 3
Текст слайда:

Основной тезис Фромма таков, чтов процессе эволюции люди утратили свое доисторическое единство с природой и друг с другом, в тоже время развив способность мышления, предвидения и воображения это состояние Фромм называет человеческой дилеммой. Способность мыслить помогает человеку выжить, но она также толкает человека к попытка разрешить вопросы, на которые нет ответа. Фромм называет эти вопросы экзистенциальными дихотомиями.
1 Дихотомия — жизнь и смерть
2 Дихотомия — имея представление об идеале, невозможно его достичь
3 Дихотомия — будучи одинокими человек не может существовать без других людей.


Слайд 4
Текст слайда:

Разрабатывая свое учение, Фромм стремится найти способы разрешения дихотомий человеческого существования, определить пути здорового развития западной цивилизации, показать перспективы здорового и творческого развития личности.
Частичное разрешение экзистенциальных дихотомий Фромм связывает с ракрепощением внутренних способностей человека к любви, вере и размышлению.
Подлинной ценностью человека Фромм считает способность к любви, любовь в его понимании служит критерием бытия и дает ответ на проблему человеческого существования. В процессе овладения искусством любви происходит изменение структуры характера человека.


Слайд 5
Текст слайда:

Фромм утверждал, что человеку присущи экзистенциальные потребности. Он выделял 5 таких потребностей.

Потребность

Негативные состовляющие

Позитивные составляющие

Установление связей
Преодоление себя
Укорененность в мире
Самоотожде-ствление
Система ценностей

Подчинение и власть
Разрушение………..
Фиксация…………
Принадлежность группе
Иррациональные цели

Любовь ……….
Созидание, творчество
Целостность …
Индивидуаль-ность
Рациональные цели


Слайд 6
Текст слайда:

Фромм различает одну продуктивную и четыре непродуктивные ориентации личности.
Продуктивная ориентация формируется на основе любви, труда, мысли. Поведение психически здоровых людей представляет собой соотношение этих трех составляющих в той или иной пропорции. Ключевым свойством здорового индивида является любовь к жизни — биофилия. Люди с непродуктивной ориентацией распределяются на 4 типа:
— рецептивный
— эксплутативный
— накопительный
— рыночный
Биофилии противостоят три формы расстройств некрофилия, злокачественный нарциссизм, инцестуальный симбиоз.


Слайд 7
Текст слайда:

Фромм полагает, что за душу человека борются два принципа: принцип обладания и принцип бытия. Человек должен быть самим собой, развивать присущие ему качества, а не стремится к стяжательству, к непомерным вожделениям. Тенденция Иметь в конечном счете черпает силу в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению. Вторая тенденция Быть означает отдавать, жертвовать, обретает силу в специфических условиях человеческого существования.


Слайд 8
Текст слайда:

Гуманистическая психология

Термин «Гуманис» в переводе с латинского означает означает человеческий.
Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы
К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард и др.
В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, межличностное общение


Слайд 9
Текст слайда:

Методологические позиции гуманистической психологии

Человек целостен
Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи
Главной психологической реальностью являются переживания человека
Человеческая жизнь – единый процесс
Человек открыт к самореализации
Человек не детерминирован только внешними ситуациями


Слайд 10
Текст слайда:

Виктор Эмануэль Франкл

Виктор Эмануэль Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене. Получил психоаналитическое образование, но в дальнейшем отошел от классического психоанализа и создал собственную школу, которую впоследствии назовут третьей венской школой психотерапии (первую создал Фрейд, вторую _ Адлер).
Франкл автор таких работ как «Врачевание души», «Человек в поисках смысла», «Доктор и душа», «Духовность, свобода и ответственность», «Плюрализм науки и единство человека», «Логотерапия» и др.


Слайд 11
Текст слайда:

Работая в психотерапии, Франкл создает теорию логотерапии. Логотерапия происходит от греческого «логос» — слово, смысл. Проблема логотерапии – проблема утраты людьми жизненного смысла. Отсутствие смыла порождает проблему, которую Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Роль смысла выполняют ценности – смысловые универсалии, обощающие опыт человека.
Стремление к поиску и реализации смысла Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям. Именно это стремление является основой развития личности человека. Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки
Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным


Слайд 12
Текст слайда:

Учение о смысле жизни учит, что смысл « в принципе доступен любому человеку, независимо от пола и возраста, интеллекта, образования, характера, среды и … религиозных убеждений».
Франкл выделяет три уровня существования человека:
Биологическое
Психологическое
Духовное, поэтическое
Человек может сделать свою жизнь осмысленной с помощью творческой работы, собственных преживаний и по средствам позиции. Которую человек занимает по отношению к судьбе. Соответственно этому выделяются три группы ценностей
Ценности творчества
Ценности переживания
Ценности отношения
Приоритет принадлежит ценностям творчества, которые реализуются в труде . К ценностям переживания Франкл относит. Например, любовь. Ценности отношения проявляются в позиции, которую занимает человек по отношению к жизненным обстоятельствам, ценности отношения проявляются в том, что человек может придать смысл своему страданию


Слайд 13
Текст слайда:

Правильной постановкой вопроса, однако, является согласно Франклу, не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. Франкл подчеркивает, что смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом; их нужно искать и находить.
Совесть Франкл определяет как смысловой орган, как интуитивную способность отыскивать единственный смысл, кроющийся в каждой ситуации. Совесть помогает человеку найти даже такой смысл, который может противоречить сложившимся ценностям, когда эти ценности уже не отвечают быстро изменяющимся ситуациям. Именно так зарождаются новые ценности.


Слайд 14
Текст слайда:

Поскольку стремление к реализации уникального смысла своей жизни делает каждого человека уникальной личностью, Франкл говорит также о смысле самой личности человека, его индивидуальности. Смысл человеческой личности всегда связан с обществом, в своей ориентации на общество смысл индивида обретает себя. И наоборот, смысл общества основывается на существовании индивидов.
Франкл вводит понятие сверсмысла. Речь идет о смысле того целого, в свете которого приобретает смысл человеческая жизнь, то есть о смысле того целого, в свете которого приобретает смысл человеческая жизнь, то есть о смысле Вселенной, о смысле бытия, о смысле истории. Этот смысл трансцендентен человеческому существованию, поэтому никакой ответ на вопрос о сверхсмысле дать невозможно.


Слайд 15
Текст слайда:

Несколько слов о собственно психотерапевтическом аспекте логотерапии.
Существуют специфическая и неспецифическая сферы применения логотерапевтических методов. Специфической сферой являются неогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократического диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла. Большую роль при этом играет личность самого психотерапевта, хотя навязыванием им своих смыслов недопустимо.
Неспецифическая сфера применения логотерапии – это психотерапия разного рода заболеваний с помощью методов, построенных на соответствующем подходе к человеку.


BusinessBalls: Алан Чепмен: Виктор Франкл, Значение, Человечество

0,0 (0)

Пожалуйста, войдите, чтобы понравиться или сохранить этот ресурс

‘ >

Пожалуйста, войдите, чтобы понравиться или сохранить этот ресурс

‘ >

741

Любой человек в мире


Виктор Франкл, Смысл, Человечество

Речь идет о любви, личном значении, бесстрашии и прощении, которые способствуют сотрудничеству и трансформации.

Язык может показаться сложным, но пусть он придет к вам. Концепции на самом деле очень просты.

Видео внука Франкла Алекса Веселы очень легко понять и понять по-своему: https://www.youtube.com/channel/UCiGvxV9g1t9bm4VMP0AlAFw.

Это пример. Качество звука является частью его красоты. Мудрость глубока.

Виктор Франкл — один из величайших мыслителей и новаторов 20 века. Его работы очень значимы для современности*.

Виктор Франкл (1905–1997) был австрийским неврологом, психиатром и пережившим Холокост в четырех нацистских концентрационных лагерях, включая Освенцим.

Он яркий пример роста через травму и защитник любви и сострадания.

Виктор Франкл написал около 40 книг, самая известная из которых «Человек в поисках смысла»: https://en.wikipedia.org/wiki/Man%27s_Search_for_Meaning

Франкл основал логотерапию подход или концепция личного выздоровления и роста/развития, основанный на личном значении, т. е. на том, что жизнь значит для вас, и который фокусируется на вас как на отдельном человеке с правом на свои собственные независимые мысли и чувства.

Логотерапия и экзистенциальный/гуманистический рост

Логотерапия расширяет работы, в частности, Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, хотя влияние Франкла было многочисленным и глубоким, помимо Фрейда и Адлера, равно как и более широкие интерпретации концепций экзистенциального и гуманистического роста.

Логотерапия — это концепция психотерапии, ориентированная на смысл/центр, а также способ подхода к жизни, также известная как «Третья венская школа психотерапии», идеи которой преподаются на международном уровне, охватывая/связываясь с работами Сорена. Кьеркегор, Мелани Кляйн, Альфрид Ленгле, Ролло Мэй, Отто Ранк, Фридрих Ницше и многие другие, включая Фрейда и Адлера.

Логотерапия входит в число многих теорий экзистенциальной и гуманистической психологии. https://en.wikipedia.org/wiki/Existential_therapy

Например, подходы, преподаваемые Венской школой экзистенциального анализа, и работа доктора Альфрида Ленгле/Лангле, важного «ученика» и продолжателя работы Франкла.

Великие мыслители, как правило, наставляют выдающихся учеников или «учеников», которые часто продолжают и развивают работу своих учителей; «стоя на плечах великанов».

Новый сборник произведений Франкла и последние фильмы

В 2020 году опубликован новый сборник произведений Виктора Франкла под названием «Жизни да, несмотря ни на что»: https://www.theguardian.com/commentisfree/2020/may/ 24/чему-уроки-из-освенцима-учат-нас-выбору-мы-делаем

В последние годы внук Франкла Алекс Весели, кинорежиссер, опубликовал больше работ Виктора Франкла, особенно замечательных интервью, которые я призываю вас изучить: https://www.youtube.com/channel/UCiGvxV9g1t9bm4VMP0AlAFw

разъяснения о языке и о том, что это значит для вас

Обратите внимание, что язык может сбивать с толку, особенно в названиях и терминологии.

Франкл был из другого времени, поэтому, например, название его самой известной книги «Человек в поисках смысла» использует «Человек» для обозначения «человечества».

Одно из заголовков видео для интервью с Франклом, обсуждающим его работу, относится к самоактуализации (Маслоу) в негативном ключе, но Франкл не был негативным.

Поэтому примите во внимание все, что Франкл говорит и пишет, помимо названий и терминологии; и сделать из всего этого свой собственный смысл, потому что все это глубоко хорошо и актуально на данный момент.

* Примечание. «Текущее время» означает разные вещи для разных людей. Как книги и все, что учит нас, наши ответы зависят от того, как мы видим себя и жизнь. «Текущие времена» для меня в основном означают, может ли человечество изменить свой образ жизни, чтобы выжить и процветать вместе со всей другой сложной жизнью на Земле. Повторяю, речь идет о любви, личном значении, бесстрашии и прощении, которые делают возможным сотрудничество и трансформацию. И, в конечном счете, для тех, кто может/желает заняться этим более глубоко, речь идет о смерти, отрицании смерти и смертности на личном и интимном уровне и принятии смертности, чтобы мы могли полностью и красиво участвовать в жизни. без страха, радостно, с благодарностью и состраданием к другим, особенно к уязвимым.


Постоянная ссылка

[ Обновлено: среда, 23 декабря 2020 г., 12:53 ]

 

  

Что может предложить логотерапия Виктора Франкла в антропоцене

В условиях распада наших демократий и распада биосферы неудивительно, что люди впадают в отчаяние. Австрийский психоаналитик и переживший Холокост Виктор Франкл прозорливо описал такие чувства в своей книге « Человек в поисках Значение » (19).46) . Он писал о том, на что «сегодня жалуются так много пациентов, а именно, о чувстве полной и окончательной бессмысленности своей жизни». Когда смотришь на апокалипсис, появляется нигилистическая мудрость. В наших нынешних пандемиях есть что-то предсказуемое, от зависимости до веры в псевдонаучные теории, поскольку, согласно анализу Франкла, «ненормальная реакция на ненормальную ситуацию является нормальным поведением». у нас ненормальная ситуация. Вот почему Человек в поисках смысла — это работа, к которой хочется вернуться в эти влажные дни антропоцена.

Уже будучи успешным психотерапевтом до того, как его отправили в Освенцим, а затем в Дахау, Франкл был частью так называемой «третьей волны» венского психоанализа. Реагируя как на Зигмунда Фрейда, так и на Альфреда Адлера, Франкл отверг теории первого о «воле к удовольствию» и теории последнего о «воле к власти». Напротив, Франкл пишет, что «поиск смысла жизни человека является основной мотивацией в его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений».

Франкл утверждал, что литература, искусство, религия и все другие культурные феномены, в основе которых лежит смысл, являются вещами для самих себя и, кроме того, являются самой основой того, как мы находим цель. В частной практике Франкл разработал методологию, которую он назвал «логотерапией» — от logos , что по-гречески «причина», — описывая ее как определяемую тем фактом, что «стремление найти смысл в своей жизни является основной мотивационной силой в человеке». ‘. Он считал, что есть многое, без чего человечество может жить, но если мы лишены чувства цели и смысла, то мы неизбежно обречены на гибель.

В Вене он был доктором Виктором Франклом, заведующим неврологическим отделением больницы Ротшильдов. В Освенциме он был «номером 119 104». Концентрационный лагерь был нулевой точкой смысла, своего рода абсолютным нулем смысла жизни. Уже разработав свои теории о логотерапии, Франкл контрабандой пронес в лагерь рукопись, над которой работал, только для того, чтобы потерять ее, а позже был вынужден воссоздать ее по памяти. Находясь в лагерях, он неофициально работал врачом, обнаружив, что работа в качестве аналитика для своих товарищей по заключению дает ему цель, даже если он якобы помогает другим. В этих дискуссиях он пришел к выводам, ставшим основополагающими для гуманистической психологии.

Одна из них заключалась в том, что «заключенный, потерявший веру в будущее — свое будущее — обречен». Франкл рассказывает, что даже в лагерях, где самоубийства были эндемичными, заключенные, которые, казалось, имели наилучшие шансы на выживание, не обязательно были самыми сильными или физически здоровыми, но теми, кто каким-то образом был способен направлять свои мысли в направлении осмысления. Несколько заключенных «смогли уйти от своего ужасного окружения к жизни внутреннего богатства и духовной свободы», и в воображении такого пространства был потенциал для выживания.

Франкл представлял замысловатые беседы со своей женой Тилли (которая, как он позже узнал, была убита в другом лагере) или чтение лекций будущей толпе о психологии лагерей — именно этим он и занимался всю оставшуюся жизнь. «Человек в поисках смысла » — с его убеждением в том, что «Человек может сохранить остатки духовной свободы, независимости ума даже в таких ужасных условиях» — стал послевоенным бестселлером. Переведена более чем на два десятка языков, продана тиражом более 12 миллионов экземпляров и часто выбирается книжными клубами и курсами психологии, философии и религии в колледжах.0095 Человек в поисках смысла занимает свое место в культурном духе времени, и целые факультеты университетов и больниц ориентированы как на гуманистическую психологию, так и на логотерапию. Хотя Франкл был врачом, его форма психоанализа часто имела больше общего с формой секуляризованного раввинистического иудаизма, чем с наукой.

M Поиск смысла состоит из двух частей. Первая представляет собой свидетельство Франкла о Холокосте, имеющее сходство с работами Эли Визеля и Примо Леви. Во второй части он развивает логотерапию, утверждая, что смысл жизни заключается в том, чтобы «переживать что-то — например, добро, истину и красоту — через познание природы и культуры или… через познание другого человека в его самой уникальности — через любовь». его», не просто вопреки апокалиптическим ситуациям, а из-за них.

Книгу оклеветали как поверхностный поп-экзистенциализм; пережиток культуры среднего уровня, предлагающий банальные панацеи Нью Эйдж. Такое прочтение не совсем несправедливо. А семь десятилетий спустя кто-то может побледнеть от сексистских выражений или шутливого предложения построить «Статую ответственности» на западном побережье США. Тем не менее, более полное рассмотрение концепции «трагического оптимизма» Франкла должно уделить больше внимания первому, а не второму, прежде чем терапевта осудят как слишком радужного. Когда он пишет: «Со времен Освенцима мы знаем, на что способен человек. А поскольку мы знаем, что поставлено на карту, мы знаем Хиросиму», трудно обвинить его в том, что он Поллианна.

Некоторые критики обвиняют Франкла в обвинении жертвы. Американский ученый Лоуренс Лангер в 1982 году даже написал, что Человек в поисках смысла является «почти зловещим». По его словам, Франкл сводил выживание к проблеме позитивности; Лангер утверждает, что книга оказывает медвежью услугу миллионам погибших. Критика, подобная этой, имеет некоторые достоинства, но фактические выводы Франкла иные. В его книге нет никаких нравоучений в отношении тех, кто потерял чувство смысла. Исследование Франкла пропагандирует логотерапию не как этическую, а как стратегическую реакцию на трагедию.

При выявлении бессмысленности было бы ошибкой находить ее в человеке, который страдает. Сокамерники Франкла не несут ответственности за концлагеря, точно так же, как не виноват человек, рожденный в цикле бедности, и никто из нас (если только вы не являетесь руководителем нефтяной компании) не является причиной коллапса нашей экосистемы. Ничто в логотерапии не предполагает принятия статус-кво , поскольку борьба за изменение политических, материальных, социальных, культурных и экономических условий имеет первостепенное значение. Логотерапия предлагает нечто иное, способ представить смысл, несмотря на то, что вещи не находятся под вашим контролем. В своем предисловии к изданию книги 2006 года раввин Гарольд Кушнер приукрашивает аргумент Франкла, говоря, что: «Силы, неподвластные вашему контролю, могут отнять у вас все, что у вас есть, кроме одного — вашей свободы выбирать, как вы будете реагировать на ситуацию» 9.0007

Далекая от одержимости смыслом жизни, логотерапия требует, чтобы пациенты ориентировались на идею индивидуального смысла, «думали о себе как о тех, кого жизнь задает вопросы — ежедневно и ежечасно», как пишет Франкл. Логотерапия — просьба к пациентам очистить пространство воображения, чтобы сориентироваться в каком-то высшем смысле — дает ответ на невыносимые ситуации.

Франкл пишет, что он «постиг смысл величайшей тайны, которую должны передать человеческая поэзия, человеческая мысль и вера: Спасение человека через любовь и в любви. » Легко быть циничным в отношении такого заявления, доказывающего точку зрения Франкла. В нашу маленькую, мелочную, ограниченную, жестокую эпоху, кажется, трудно встретить большую коллективную человеческую привязанность, и все же наша мелочность, ограниченность и жестокость по-своему являются ответом на надвигающийся апокалипсис. «В каждом возрасте есть свой коллективный невроз, — пишет Франкл, — и каждому возрасту нужна своя психотерапия, чтобы справиться с ним». наши социальные сети, наши сообщества, наши отрасли, наша демократия, наша планета, неудивительно, что мы развили определенный коллективный невроз. Тем не менее гуманистическая психология не была в моде уже несколько десятилетий; на ее месте мы имеем модную социобиологию и неправильно применяемую нейронауку в форме панглоссианца Стивена Пинкера и свенгалийских банальностей Джордана Петерсона.

В одном из самых замечательных пассажей книги , Франкл рассказывает, как, когда его рабочей группе дали всего несколько часов отдыха, один из заключенных прервал их и «попросил нас сбежать на сборочную площадку и посмотреть чудесное закат солнца’. С прозаическим стилем, тяготеющим к клиническому, хотя и с отчетливым чувством сакрального, Франкл здесь отдается трансцендентному:

Стоя снаружи, мы видели зловещие тучи, сияющие на западе, и все небо, полное облаков вечности. меняя форму и цвет, от стального синего до кроваво-красного. Заброшенные серые глиняные хижины создавали резкий контраст, а лужи на грязной земле отражали сияющее небо.

Из этого видения, здесь, в месте, само определение которого было аннулированием смысла, другой заключенный заметил: «Как прекрасен мир мог бы быть !» Таково обещание логотерапии – не гарантировать, что будет больше закатов , ибо это наша личная и общественная ответственность. Что предлагает логотерапия, так это обещание благоговеть перед закатом, даже если он окажется последним; найти чудо, смысл, красоту и благодать даже в апокалипсисе, даже в аду. Остальное зависит от нас.

9.3: Виктор Франкл и логотерапия

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    12231
    • Марк Д. Келланд
    • Общественный колледж Лансинга через OpenStax CNX

    Виктор Франкл (1905-1997) был поистине неординарным человеком. Его первая статья была представлена ​​для публикации Зигмундом Фрейдом; его вторая статья была опубликована по настоянию Альфреда Адлера. Гордон Олпорт сыграл важную роль в публикации книги Франкла «: Человек в поисках смысла » (Франкл, 1946/1992) на английском языке, которая впоследствии была признана Библиотекой Конгресса одной из десяти самых влиятельных книг в Америке. Он читал лекции по всему миру и получил около тридцати почетных докторских степеней в дополнение к медицинской степени и доктору философии. он заработал будучи студентом. Его пригласили на частную аудиенцию к Папе Павлу VI, хотя Франкл был евреем. Все это было достигнуто вопреки, а отчасти благодаря тому факту, что он провел несколько лет в нацистских концентрационных лагерях во время Второй мировой войны, лагерях, где погибли его родители, брат, жена и миллионы других евреев.

    Краткая биография Виктора Франкла

    Виктор Франкл родился в Вене, Австрия, 26 марта 1905 года. Хотя его отец был вынужден бросить медицинскую школу по финансовым причинам, Габриэль Франкл занимал ряд должностей в австрийском правительстве. , работая в основном с отделом защиты детей и молодежи. Он привил своему сыну важность быть чрезвычайно рациональным и иметь твердое чувство социальной справедливости, и Франкл стал чем-то вроде перфекциониста. Франкл описал свою мать Эльзу как добросердечную и глубоко набожную женщину, но в детстве она часто описывала его как вредителя и даже изменила слова любимой детской колыбельной Франкла, назвав его вредителем. Возможно, это было связано с тем, что Франкл так часто задавал вопросы, что друг семьи прозвал его «Мыслителем» (Франкл, 19 лет).95/2000). От матери Франкл унаследовал глубокую эмоциональность. Одним из аспектов этой эмоциональности была глубокая привязанность к дому его детства, и он часто тосковал по дому, поскольку его обязанности удерживали его вдали. И эти обязанности возникли в раннем возрасте (Франкл, 1995/2000; Паттакос, 2004).

    Еще в средней школе Франкл проявлял живой интерес к экзистенциальной философии и психологии. В 16 лет он прочитал публичную лекцию «О смысле жизни», а в 18 написал дипломное сочинение «О психологии философской мысли». На протяжении школьных лет он поддерживал переписку с Зигмундом Фрейдом (письма, которые позже были уничтожены гестапо, когда Франкл был депортирован в свой первый концлагерь). Когда Франклу было всего 19, Фрейд представил одну из статей Франкла для публикации в International Journal of Psychoanalysis , впоследствии надеясь, что Франкл согласится и даст свое запоздалое согласие. Несмотря на то, что он произвел впечатление на Фрейда, сам Франкл уже был впечатлен Альфредом Адлером. Франкл стал активным участником группы индивидуальной психологии Адлера, и когда он поступил в медицинскую школу, Адлер убедил его опубликовать статью в Международном журнале индивидуальной психологии . Трудно себе представить, чтобы многие люди могли завоевать расположение как Фрейда, так и Адлера в столь юном возрасте, даже до того, как поступили в медицинскую школу или сделали карьеру в психиатрии. Несмотря на юный возраст Франкла и несколько ограниченный опыт, опубликованная Адлером статья касалась трудного материала, а именно «пограничной области, лежащей между психотерапией и философией, с особым вниманием к проблемам смыслов и ценностей в психологии» (Франкл, 19).95/2000). В конце концов, однако, Франкл потерял расположение Адлера. На Франкла произвели впечатление два человека, Аллерс и Шварц, взгляды которых расходились с Адлером. В тот вечер, когда Аллерс и Шварц объявили обществу, что они не могут согласиться с Адлером, Адлер призвал Франкла и его друга высказаться. Франкл решил поступить так и защищал Аллерса и Шварца, полагая, что можно найти золотую середину. Адлер больше никогда не разговаривал с Франклом, даже когда Франкл поздоровался в местной кофейне. В течение нескольких месяцев у Адлера другие люди предлагали Франклу выйти из общества. Когда Франкл этого не сделал, он был исключен Адлером (Франкл, 19 лет).95/2000; Паттакос, 2004).

    Франкл продолжил развивать свою собственную практику и свою собственную школу психотерапии, известную как логотерапия (терапия смысла, как в поиске смысла в жизни). Еще в 1929 году Франкл начал различать три возможных способа найти смысл жизни: поступок, который мы делаем, или работа, которую мы создаем; значимое человеческое столкновение, особенно с участием любви ; и выбор своего отношения перед лицом неизбежных страданий. Со временем логотерапия стала известна как третья школа венской психотерапии после психоанализа Фрейда и индивидуальной психологии Адлера. В течение 1930-е годы Франкл много работал с суицидальными пациентами и подростками. У него были обширные переговоры с Вильгельмом Райхом в Берлине, который к тому времени также занимался консультированием молодежи. Когда 1930-е годы подошли к концу, и Австрия была захвачена нацистами, Франкл попросил визу для эмиграции в Соединенные Штаты, которая в конечном итоге была предоставлена. Однако родители Франкла не смогли получить визу, поэтому он предпочел остаться с ними в Австрии. Он также начал работу над своей первой книгой, опубликованной на английском языке под названием 9.0095 «Доктор и душа» (Франкл, 1946/1986), заложивший основу логотерапии. Он влюбился в Тилли Гроссер, и они поженились в 1941 году, что стало последним законным еврейским браком в Вене при нацистах.

    Вскоре после этого реалии нацистской Германии превзошли те небольшие привилегии, которыми Франкл пользовался как врач в крупной больнице. Поскольку евреям было запрещено иметь детей, Тилли Франкл была вынуждена сделать аборт от их первого ребенка. Позже Франкл посвятил 9009 г.5 Неслышимый крик о значении «Гарри или Мэрион, нерожденному ребенку» (Frankl, 1978). Затем всю семью Франкл, кроме сестры, уехавшей в Австралию, депортировали в концлагерь Терезиенштадт (тот самый лагерь, из которого Анна Фрейд после войны ухаживала за сиротами). Когда они шли в лагерь с сотнями, а то и тысячами других заключенных, его отец пытался успокоить паникующих, повторяя снова и снова: «Мужайтесь, ибо Бог близко». Родители Франкла, его единственный брат и жена Тилли погибли в концентрационных лагерях. Наиболее трагично Франкл считал, что его жена умерла после войны, но до освободительных войск союзников могла позаботиться обо всех многих-многих страдающих людях (Франкл, 19 лет).95/2000).

    Когда Франкл был депортирован, он попытался спрятать и спасти свой единственный экземпляр Доктор и душа , вшив его в подкладку своего пальто. Однако он был вынужден обменять свое хорошее пальто на старое, и рукопись была утеряна. Находясь в заключении, ему удалось раздобыть несколько клочков бумаги, на которых он делал заметки. Эти заметки позже помогли ему воссоздать свою книгу, и эта цель придала такой смысл его жизни, что он считал ее важным фактором в своем желании пережить ужасы концентрационных лагерей. Было бы трудно адекватно описать условия концентрационных лагерей или то, как они влияли на умы заключенных, тем более что последствия были весьма разнообразными. Франкл описывает эти условия в Человек в поисках смысла . Книга довольно короткая, но ее содержание глубоко за пределами понимания. Однако сам Франкл мог возразить, назвав свою книгу «глубокой». Глубинная психология была термином, используемым для психодинамически ориентированной психологии. В 1938 году Франкл ввел термин « психология высоты », чтобы дополнить, но не заменить глубинную психологию (Frankl, 1978).

    После войны жизнь Франкла была просто удивительной. Он вернулся в свой родной город Вену, женился на Элеоноре Катарине, урожденной Швиндт, и вырастил дочь по имени Габриэле, чей муж и внуки Франкла жили в Вене. Он читал лекции по всему миру, получил множество наград, написал множество книг, продолжая при этом заниматься психиатрией и преподавать в Венском университете, Гарварде и других местах. У него был большой интерес к юмору и карикатурам. На протяжении всей своей жизни Франкл упорно отказывался признать законность коллективной вины перед немецким народом. На неоднократные вопросы, как он может вернуться в Вену после всего, что случилось с ним и его семьей, Франкл ответил:0007

    …Я ответил встречным вопросом: «Кто что со мной сделал?» Жила-была католическая баронесса, которая, рискуя жизнью, годами прятала моего кузена в своей квартире. Был адвокат-социалист (Бруно Питтерман, впоследствии вице-канцлер Австрии), который знал меня лишь поверхностно и для которого я никогда ничего не делал; и это он привозил мне еду, когда мог. По какой же причине я должен повернуться спиной к Вене? (стр. 101-102; Frankl, 1995/2000)

    Виктор Франкл мирно скончался 2 сентября 1997. Ему было 92 года. За свою жизнь его работы оказали влияние на многих людей, от обычных до знаменитых и влиятельных. «Виктор Франкл, безусловно, оставил глубокое наследие» (стр. 24; Pattakos, 2004).

    Теоретическая основа логотерапии

    Когда Франкл учился в медицинском институте, он собирался специализироваться на дерматологии или акушерстве. Однако однокурсник, который знал о широких интересах Франкла, познакомил Франкла с работами Кьеркегора. Этому другу напомнили об акценте Кьеркегора на подлинной жизни, и он убедил Франкла продолжать интересоваться психиатрией. Еще учась в медицинской школе, Франкл прочитал лекцию в Академическом обществе медицинской психологии, вице-президентом которого был Франкл, и впервые использовал термин логотерапия (несколько лет спустя он впервые использовал альтернативный термин экзистенциальный анализ; Франкл, 19 лет95/2000). Слово «логос» в переводе с греческого означает «смысл», и эта третья венская школа психотерапии фокусируется на значении человеческого существования и поиске человеком такого смысла. Таким образом, логотерапия фокусируется на человеческой воле-к-смыслу , в отличие от фрейдовской воли-к-удовольствию (стремление удовлетворить желания Ид, принцип удовольствия) или Адлеровской воли к власти . (стремление преодолеть неполноценность и достичь превосходства; заимствовано у Ницше) (Франкл, 1946/1986, 1946/1992).

    Воля к смыслу, по Франклу, является основным источником жизненной мотивации. Это не вторичная рационализация инстинктивных влечений, а смысл и ценности — не просто защитные механизмы. Как красноречиво указывает Франкл:

    … что касается меня, то я не хотел бы жить только ради своих «защитных механизмов» и не был бы готов умереть только ради своих «реактивных образований». Однако человек способен жить и даже умереть во имя своих идеалов и ценностей! (стр. 105; Франкл, 19 лет)46/1992)

    К сожалению, поиск смысла может потерпеть неудачу. Эта экзистенциальная фрустрация может привести к тому, что Франкл определил как ноогенный невроз (невроз ума или, другими словами, специфически человеческое измерение). Франкл предположил, что когда неврозы возникают из-за неспособности человека найти смысл в своей жизни, ему нужна логотерапия, а не психотерапия. Точнее, им нужна помощь, чтобы найти какой-то смысл в своей жизни, какую-то причину быть. Когда читаешь примеры Франкла о том, как он помогает таким людям, а Франкл приводит множество таких примеров в своих трудах, это кажется таким простым. Но следует помнить, что требуется большой опыт, знания и зрелость, а также способность поставить себя на место другого, чтобы творчески подумать о том, как другой человек может найти смысл в своей жизни. Можно с уверенностью сказать, что многим из нас трудно найти смысл в собственной жизни, и исследования действительно показали, что воля к смыслу вызывает серьезную озабоченность во всем мире (Frankl, 19).46/1992). Чтобы разобраться в этой проблеме, Франкл предложил, чтобы мы не спрашивали, чего мы ожидаем от жизни, а скорее понимали, что жизнь чего-то ожидает от нас:

    Коллега, пожилой врач общей практики, обратился ко мне, потому что он не мог смириться с потерей жены, которая умерла за два года до этого. Его брак был очень счастливым, и теперь он был крайне подавлен. Я спросил его довольно просто: «Скажи мне, что было бы, если бы ты умер первым, а твоя жена тебя пережила?» «Это было бы ужасно», — сказал он. «Как бы пострадала моя жена?» «Ну, видите ли, — ответил я, — ваша жена избавилась от этого, и это вы ее пощадили, хотя, конечно, теперь вы должны заплатить тем, что выжили и оплакивали ее». В этот самый момент его траур получил смысл — смысл жертвы. (стр. xx; Франкл, 1946/1986)

    Последний пункт возвращает нас к рассуждениям Франкла о том, как можно найти смысл жизни: через создание работы или совершение поступка; переживая что-то или сталкиваясь с кем-то, особенно когда речь идет о любви; или путем выбора своего отношения к неизбежному страданию. Те из нас, кто потерял дорогого человека, знают, как легко это приводит к глубоким страданиям. Франкл уже написал первую версию «Доктор и душа », когда он попал в концлагерь Терезиенштадт, поэтому его взгляды на то, как следует выбирать свое отношение к неизбежным страданиям, были подвергнуты испытанию, на которое не мог рассчитывать ни один исследовательский протокол. ! Его наблюдения легли в основу большей части Человек в поисках смысла . И его наблюдения за другими, и его собственные реакции в этой невообразимо ужасной и трагической ситуации весьма увлекательны:

    …когда мы спотыкались на многие мили, скользя по обледенелым местам, снова и снова поддерживая друг друга, волоча друг друга вверх и вперед, ничего. было сказано, но мы оба знали: каждый из них думал о своей жене… мой разум цеплялся за образ моей жены… Реальный или нет, но взгляд ее был тогда светлее солнца… Меня пронзила мысль: впервые в жизни я видел истину в том виде, в каком она воспета многими поэтами и провозглашена высшей мудростью многими мыслителями. Истина в том, что любовь есть конечная и высшая цель, к которой может стремиться человек. Тогда я уловил смысл величайшей тайны, которую должны передать человеческая поэзия, человеческая мысль и вера: Спасение человека через любовь и в любви . (стр. 48-49; Франкл, 1946/1992)

    …Однажды вечером, когда мы уже отдыхали на полу нашей хижины, смертельно уставшие, с суповыми тарелками в руках, ворвался сокамерник и попросил нас выбежать. на сборочную площадку и увидеть прекрасный закат. Стоя снаружи, мы увидели зловещие облака, сияющие на западе, и все небо, полное облаков постоянно меняющихся форм и цветов, от стального синего до кроваво-красного… Затем, после нескольких минут трогательного молчания, один заключенный сказал другому: «Как красиво мир может быть !» (стр. 51; Франкл, 1946/1992)

    …Опыт лагерной жизни показывает, что у человека есть выбор действия. Было достаточно примеров, часто героического характера, которые доказывали, что можно преодолеть апатию, подавить раздражительность. Человек может сохранить остатки духовной свободы, независимости ума даже в таких ужасных условиях психического и физического напряжения.

    Мы, жившие в концлагерях, помним мужчин, которые шли по баракам, утешая других, отдавая последний кусок хлеба. Пусть их было немного, но они служат достаточным доказательством того, что у человека можно отнять все, кроме одной вещи: последней из человеческих свобод — выбирать свое отношение в любом данном стечении обстоятельств, выбирать свой собственный путь. (стр. 74-75; Франкл, 19 лет).46/1992)

    Вопрос для обсуждения: Франкл считал наиболее важным аспектом выживания способность находить смысл в своей жизни. Вы нашли смысл в своей жизни? Есть ли у вас цели, которые, по вашему мнению, могут добавить смысла в вашу жизнь? Знаете ли вы лично кого-нибудь, чья жизнь кажется наполненной смыслом, и если да, то как это влияет на них?

    Логотерапия как техника

    К сожалению, как заметил Франкл, не каждый может успешно осуществить волю к смыслу. Те, кто быстро склонялись к самой смерти, утратили способность верить в будущее; они не могли определить ни одной цели, которая придавала бы смысл их будущему. Такие люди существуют в том, что Франкл назвал экзистенциальным вакуумом. У нас нет инстинктов, которые говорят нам, что мы должны делать, все меньше и меньше традиций, которые говорят нам, что мы должны делать, и мы часто даже не знаем, что мы хотим делать. В этом и заключается необходимость логотерапии. Как метод логотерапия опирается прежде всего на парадоксальное намерение и дерефлексия (Франкл, 1946/1986, 1946/1992). Парадоксальное намерение основано на простой ловушке, в которую часто попадают невротики. Когда человек думает или приближается к ситуации, провоцирующей невротический симптом, такой как страх, он испытывает предвосхищающую тревогу . Эта упреждающая тревога принимает форму симптома, который усиливает их тревогу. И так далее… Чтобы помочь людям вырваться из этого негативного круга, Франкл рекомендует сосредоточить их внимание на том самом, что вызывает их симптомы, даже пытаясь проявить свои симптомы сильнее, чем когда-либо прежде! В результате пациент способен отделить себя от собственного невроза, и в конце концов невроз теряет свою силу.

    Подобно тревоге ожидания, люди часто испытывают навязчивую склонность наблюдать за собой, что приводит к гиперрефлексии. Например, люди, страдающие бессонницей, сосредотачиваются на своих попытках заснуть, или люди, которые не могут получать удовольствие от сексуальных отношений, часто сосредотачиваются на своих физических, сексуальных реакциях. Из-за этого интенсивного сосредоточения на сне или оргазме эти самые вещи недостижимы. При дерефлексии пациентов учат не обращать внимания на то, чего они желают. Человек, который не может спать, может читать в постели, и в конце концов он заснет. Человек, который не может наслаждаться интимной сексуальностью, может сосредоточиться на своем партнере, и в результате он должен испытать удовлетворение, которого не ожидал. В сущности, в то время как парадоксальное намерение учит пациента высмеивать свои симптомы, дерефлексия учит пациента игнорировать свои симптомы (Frankl, 19).46/1986).

    Вопрос для обсуждения: Логотерапия опирается на парадоксальное намерение и дерефлексию, чтобы сломить упреждающую тревогу, которая часто приводит к неудаче (а затем и к еще большей тревоге). Бывают ли ситуации, когда вы начинаете волноваться или нервничать еще до того, как ситуация начинается? Какие шаги вы предприняли, чтобы вырваться из этого шаблона?

    Поиск Высшего Смысла

    Кьеркегор считал, что человек никогда не сможет по-настоящему соприкоснуться с бесконечным и абсолютным Богом. Точно так же Франкл говорил о сверхсмысл к жизни, нечто гораздо более глубокое, чем логика. Когда Франкл сказал своей дочери, что добрый Господь вылечил ее от кори, его дочь напомнила ему, что, во-первых, добрый Господь дал ей корь. Поскольку детям может быть не так полезно страдание, как взрослым, и даже взрослым трудно найти смысл в действительно ужасных ситуациях, таких как концлагеря нацистской Германии или гулаги бывшего Советского Союза, смысл жизни в более широком смысле контекст человеческого общества часто не очевиден. Но, как говорит Франкл:

    Этот высший смысл обязательно превосходит и превосходит конечные интеллектуальные способности человека; в логотерапии мы говорим в этом контексте о сверхсмысле. От человека требуется не терпеть бессмысленность жизни, как учат некоторые экзистенциальные философы, а скорее терпеть свою неспособность понять ее безусловную осмысленность в рациональных терминах. Логос глубже логики. (стр. 122; Frankl, 1946/1992)

    Обсуждая ценность логотерапии, Франкл выступил с критическим анализом других популярных областей психологии и психиатрии. Его самая серьезная критика касалась детерминистской природы психоанализа. Франкл горячо верил в свободу человека превзойти самого себя и сделать выбор в любой ситуации. И у него было достаточно опыта, чтобы подкрепить свое мнение: «…Я пережил четыре лагеря — то есть концлагеря — и как таковой я также свидетельствую о том, насколько неожиданно человек способен бросить вызов и бросить вызов даже наихудшие условия, какие только можно представить» (стр. 47; Франкл, 19 лет).78). Однако он не отвергал детерминизма полностью. Вместо этого он приписывал детерминизм психологическому измерению, тогда как свобода существует в ноологическом измерении. Он поблагодарил Фрейда и Адлера за то, что они научили нас «разоблачать невротика». Что касается бихевиоризма, Франкл признал, что он помог «демифологизировать» невроз, указав, что не каждая психологическая проблема возникает из-за бессознательных сил раннего детства, и он назвал Павлова, Уотсона и Скиннера великими пионерами. Тем не менее, и психоанализ, и бихевиоризм игнорируют сущностную человечность человека.

    Несмотря на свой акцент на отдельном человеке, Франкл не считал логотерапию частью гуманистической психологии (или, по крайней мере, не частью того, что он называл псевдогуманизмом; Frankl, 1978). Он считал, что гуманистическая психология настолько сосредоточена на человечности отдельных людей, что не совсем понимает уникальность каждого человека. Недостаточно просто встретить другого человека. Для того, чтобы двигаться на личностном уровне, должен быть элемент любви (любовь к другому человеку, если не более интимная и личная любовь, как к супругу или ребенку). Как мы увидим ниже, Ролло Мэй также считал, что любовь имеет большое значение в нашей жизни. Акцент, который Франкл делал на любви, может иметь какое-то отношение к его глубокой духовности. Франкл верил в духовное бессознательное, отдельное от инстинктивного бессознательного, описанного Фрейдом (Frankl, 19).48/2000). Чтобы человек испытал подлинное существование, он должен определить, является ли данное явление (мысли, чувства, импульсы и т. д.) инстинктивным или духовным, а затем свободно выбирать, как вести себя или реагировать. Франкл вернулся к хайдеггеровской концепции Dasein, живя согласно пониманию того, что человек связан с Бытием. Хотя эта концепция может показаться напоминающей юнговское коллективное бессознательное, ничто не может быть дальше от истины:

    … Нельзя не подчеркнуть достаточно сильно, что бессознательное не только не является ни божественным, ни всеведущим, но, прежде всего, бессознательное отношение человека к Богу глубоко личное. . «Бога бессознательного» не следует ошибочно принимать за безличную силу, действующую в человеке. Такое понимание было большой ошибкой, жертвой которой стал К. Г. Юнг. Юнгу следует отдать должное за то, что он обнаружил отчетливо религиозные элементы в бессознательном. И все же он неуместен в этой бессознательной религиозности человека, не поместив бессознательного Бога в личную и экзистенциальную область. Вместо этого он отнес ее к области влечений и инстинктов, где бессознательная религиозность больше не оставалась вопросом выбора и решения. Согласно Юнгу, что-то во мне религиозно, но тогда религиозен не я; что-то во мне влечет меня к Богу, но не я делаю выбор и беру на себя ответственность. (стр. 70; Франкл, 19 лет)48/2000)

    Согласно Франклу, самым человечным из всех человеческих явлений является воля к смыслу. Религия или духовность ищет волю-к-конечному смыслу . И снова Франкл полагал, что фрейдистский психоанализ и адлерианская индивидуальная психология не смогли в достаточной мере признать самотрансцендентное качество людей, живущих подлинной жизнью. Именно в изучении аутентичных жизней «психология высоты», как назвал ее Франкл, может обратиться к высшим устремлениям человеческой психики. Другими словами, помимо поиска удовольствия и/или власти, человек ищет смысл (Frankl, 19).48/2000).

    Вопрос для обсуждения: Франкл был очень духовным человеком. Он говорил о сверхсмысле и воле к высшему смыслу. Вы духовный и/или религиозный человек? Если да, помогает ли ваша вера придать смысл вашей жизни?


    Эта страница под названием 9.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *