Гуманистическая психология определение: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Д. А. Леонтьев

ГУМАНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, на­прав­ле­ние пси­хо­ло­гии, по­ста­вив­шее сво­ей це­лью изу­че­ние че­ло­ве­ка в его выс­ших про­яв­ле­ни­ях, та­ких как раз­ви­тие и са­мо­реа­ли­за­ция лич­но­сти, её цен­но­сти и смыс­лы, лю­бовь, твор­че­ст­во, сво­бо­да, от­вет­ст­вен­ность, ав­то­но­мия, глу­бин­ное об­ще­ние, транс­цен­ден­ция и т. п. Сфор­ми­ро­ва­лась в США к нач. 1960-х гг., полу­чив назв. «треть­ей си­лы» в амер. пси­хо­ло­гии в свя­зи с тем, что её пред­ста­ви­те­ли про­ти­во­пос­тав­ля­ли се­бя как би­хе­вио­риз­му, рас­смат­ри­вав­ше­му че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние по ана­ло­гии с по­ве­де­ни­ем жи­вот­ных и как пол­но­стью за­ви­ся­щее от внеш­них сти­му­лов, так и пси­хо­ана­ли­зу, под­верг­ну­то­му кри­ти­ке за пре­уве­ли­че­ние ро­ли не­осоз­на­вае­мых вле­че­ний и ком­плек­сов в жиз­ни че­ло­ве­ка. С 1961 из­да­ёт­ся «Жур­нал гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии» («Journal of Huma­nistic Psychology»), в 1962 ор­га­ни­зо­ва­на Амер. ас­со­циа­ция Г. п., в 1970 со­сто­ял­ся 1-й Ме­ж­ду­нар. кон­гресс гу­ма­ни­стич. пси­хо­ло­гии.

В це­лом Г. п. пред­став­ля­ет со­бой кон­гло­ме­рат разл. школ, раз­де­ляю­щих об­щие цен­но­сти и об­раз че­ло­ве­ка как це­ло­ст­но­го, ак­тив­но­го, твор­че­ско­го су­ще­ст­ва, на­де­лён­но­го по­тен­ция­ми к раз­ви­тию и са­мо­реа­ли­за­ции, об­ла­даю­ще­го оп­ре­де­лён­ной сте­пе­нью сво­бо­ды от внеш­ней де­тер­ми­на­ции, ру­ко­во­дствую­ще­го­ся смыс­ла­ми и цен­но­стя­ми в сво­бод­ном вы­бо­ре сво­его от­но­ше­ния к внеш­ним об­стоя­тель­ст­вам, спо­соб­но­го транс­цен­ди­ро­вать ус­ло­вия сво­его су­ще­ст­во­ва­ния и да­же се­бя са­мо­го. Осн. па­фос ра­бот пред­ста­ви­те­лей Г. п. (А. Мас­лоу, Р. Мэй, К. Род­жерс, Ш. Бю­лер, Дж. Бюд­жен­тал и др.) об­ра­щён про­тив гос­под­ства в пси­хо­ло­гии сци­ен­ти­ст­ско­го, ме­ха­ни­стич. под­хо­да к че­ло­ве­ку, пе­ре­не­сён­но­го из ме­то­до­ло­гии ес­теств. на­ук.

Пе­ре­жи­ва­ние че­ло­ве­ком ми­ра и се­бя в ми­ре рас­смат­ри­ва­ет­ся в Г.  п. как гл. пси­хо­ло­гич. ре­аль­ность, при­чём сам мир по­ни­ма­ет­ся фе­но­ме­но­ло­ги­че­ски – как дей­ст­ви­тель­ность, дан­ная субъ­ек­ту в его опы­те, пе­ре­жи­ва­нии, пре­лом­лён­ная че­рез приз­му смы­слов и цен­но­стей субъ­ек­та. Уни­каль­ность ка­ж­до­го че­ло­ве­ка, де­лаю­щая ана­лиз отд. слу­ча­ев столь же пра­во­мер­ным ме­то­дом ис­сле­до­ва­ния, как и ста­ти­стич. обоб­ще­ния, вы­во­дит­ся пред­ста­ви­те­ля­ми Г. п. не из ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий, обу­слов­лен­ных на­след­ст­вен­но­стью и ус­ло­вия­ми сре­ды, но пре­ж­де все­го из уни­каль­но­сти жиз­нен­ных це­лей и смы­слов, реа­ли­зуе­мых че­ло­ве­ком. Че­ло­ве­че­ская жизнь рас­смат­ри­ва­ет­ся как еди­ный про­цесс ста­нов­ле­ния и бы­тия: че­ло­век яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но тем, кто он есть, и тем, кем он стре­мит­ся быть.

Г. п., опи­раю­щая­ся на идей­ные тра­ди­ции гу­ма­низ­ма Но­во­го вре­ме­ни, ис­пы­та­ла влия­ние разл. ва­ри­ан­тов фи­ло­со­фии эк­зи­стен­циа­лиз­ма, а так­же фе­но­ме­но­ло­гии и ря­да вос­точ­ных фи­лос. -ре­лиг. уче­ний (ин­те­рес Г. п. к рас­ши­ре­нию воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка и из­ме­нён­ным со­стоя­ни­ям соз­на­ния, ус­та­нов­ка на цен­ность пе­ре­жи­ва­ния «здесь и те­перь» и др.). Идеи, близ­кие Г. п., со­дер­жа­лись в позд­них ра­бо­тах А. Ад­ле­ра и К. Г. Юн­га, а так­же у ря­да др. пси­хо­ло­гов 1930–1960-х гг. (Г. Ол­порт, Г. Мюр­рей, Г. Мёр­фи, Дж. Кел­ли, Э. Фромм).

Воз­ник­но­ве­ние Г. п. бы­ло свя­за­но с куль­тур­ной си­туа­ци­ей в по­сле­во­ен­ной Аме­ри­ке, с ши­ро­ким рас­про­стра­не­ни­ем стра­ха пе­ред бу­ду­щим, оди­но­че­ст­ва и от­чу­ж­дён­но­сти. Раз­ру­ше­ние тра­диц. сис­те­мы цен­но­стей и праг­ма­ти­за­ция жиз­ни по­ро­ди­ли кон­фликт ме­ж­ду стрем­ле­ни­ем к ис­крен­ним и глу­бо­ким че­ло­ве­че­ским от­но­ше­ни­ям и не­воз­мож­но­стью их ус­та­но­вить. Г. п., явив­шись од­ной из по­пы­ток ос­мыс­ле­ния этих кри­зис­ных яв­ле­ний, ока­за­ла влия­ние на мо­ло­дёж­ную контр­куль­ту­ру 1960-х гг., в ча­ст­но­сти на дви­же­ние хип­пи с его ори­ен­та­ци­ей на са­мо­рас­кры­тие лич­но­сти «здесь и те­перь» и т.  п.

Гл. об­лас­ти прак­тич. при­ло­же­ния Г. п. – пси­хо­те­ра­пия, в кон­тек­сте ко­то­рой за­ро­ди­лись и бы­ли раз­ви­ты мно­гие из идей, об­ра­зую­щих фун­да­мент Г. п., и пе­да­го­ги­ка, ос­но­ван­ная на прин­ци­пе не­ди­рек­тив­но­го взаи­мо­дей­ст­вия учи­те­ля с уче­ни­ком, ко­гда учи­тель не пы­та­ет­ся фор­ми­ро­вать лич­ность, а соз­да­ёт ус­ло­вия для её са­мо­реа­ли­за­ции и раз­ви­тия творч. спо­соб­но­стей. Од­ним из по­пу­ляр­ных при­ло­же­ний Г. п. ста­ли тре­нин­ги, на­прав­лен­ные на лич­но­ст­ный рост и меж­лич­но­ст­ное об­ще­ние. В рус­ле Г. п. бы­ли раз­ра­бо­та­ны по­лу­чив­шие ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­ня­тия са­мо­ак­туа­ли­за­ции (А. Мас­лоу), лич­но­ст­но­го рос­та (К. Род­жерс), са­мо­рас­кры­тия (С. Джу­рард), ау­тен­тич­но­сти (Дж. Бюд­жен­тал) и др.

Гуманистическая психология, гуманистическое направление — Психологос

Гуманистическая психология (от англ. humanistic psychology) – направление в западной, преимущественно американской, психологии, сформировшееся в 1960-х гг. XX в., в рамках гуманистического подхода. Гуманистический подход появился как ответ и противопоставление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века (Смотри статью Н.И. Козлова Границы гуманистической психологии и требования психологии реалистической).

С другой стороны, гуманистическая психология примкнула скорее к гуманитарному крылу в психологии и во многом противопоставила себя естественно-научному подходу.

 

Фильм «Целитель Адамс»

Как-либо строгим образом взгляды и принципы гуманистической психологии сформулировать сложно, гуманитарии не склонны к четким формулировкам.

Истоки идей гуманистической психологии – в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Тем не менее, ей близки взгляды, что человек целостен и должен изучаться в его целостности, каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения. В сравнении с бихевиоризмом гуманистическая психология считает, что человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе. В отличие от психоанализа, от которого также происходило явное дистанцирование, взгляды гуманистической психологии на человека очень позитивны: согласно представлениям ее представителей, человек есть активное, интенциональное, творческое существо, обладающее потенциями к непрерывному развитию и самореализации, Близость к экзистенциализму выразилась в постулате, что человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека, при этом переживание человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность. Здесь, очевидно, гуманистическая психология примыкает к феноменологическому подходу, отстраняясь от подхода поведенческого.

В меньшей степени гуманистической психологии удалось противопоставить себя психотерапевтической работе: несмотря на призыв одного из ее основателей А. Маслоу изучать психологически здоровых, зрелых, творчески активных людей, основное приложение гуманистическая психология нашла все-таки в психотерапии. Основной областью практического приложения гуманистической психологии сегодня выступает психотерапевтическая практика: недирективная психотерапия К. Роджерса (человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Другая важная область практического приложения гуманистической психологии — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности↑. Третья область практического приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К. Роджерс.

Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.

Гуманистическая психология и Синтон-подход

Вместе с Абрахамом Маслоу синтон-подход ставит своей задачей исследовать наивысшие уровни личностного развития и душевного здоровья, и самоактуализация личности есть одна из ценностей синтон-подхода. В Синтон-подходе реализуется предложенный Карлом Роджерсом взгляд, согласно которому наилучших результатов в личностном росте достигается при работе на позитиве, в формате поддержки лучших намерений и устремлений личности. Смотри→

Критика гуманистической психологии

Гуманистическая психология имеет своих критиков.

К. Бенсон показывает этноцентризм концепции самоактуализирующейся личности и скрытые аморальные последствия ее использования в культурах, отличных от западной. Его вывод: «Это акультурная, антиисторическая психология в полном самоуверенности полете под камуфляжем исторических ссылок» [Benson, 2001, с. 227].

Б.С. Братусь также считает, что гуманистическая психология, несмотря на свое название, внеморальна – это «психология самости как самоцели человека» [Братусь, 1997, с. 12]. Ссылаясь на В. Франкла, он подчеркивает, что «самоактуализация, направленная на самое себя, означает промах в главном», поскольку «центральной, смыслообразующей характеристикой человека является его способ отношения к другому человеку» [Братусь, 1997, с. 8].

Определение гуманизма в психологии.

(существительное)

Относится к психологической перспективе, начиная с середины 20-го века, которая подчеркивает врожденное стремление людей к самоактуализации, реализации и выражению своих собственных способностей и творчества.

  • Гуманистическая терапия

    • Гуманистическая терапия — это психологическое лечение, основанное на теориях личности Карла Роджерса и других гуманистических психологи.
    • Гуманистическая терапия обычно утверждает, что люди по своей природе хороши.
    • Эмпатия — один из важнейших аспектов гуманистической терапии.
    • Гуманистическая терапия используется для лечения широкого круга людей и проблем с психическим здоровьем.
    • Критики оспаривают многие ранние положения гуманистической психологии.
  • Оценка гуманистической точки зрения на личность

    • гуманистический подход к изучению личности многое делает для объяснения человеческой психологии, но по-прежнему подвергается критике за некоторые недостатки.
    • Гуманистическая
      психология уходит своими корнями в экзистенциализм, бихевиоризм и феноменологию.
    • Несмотря на свое большое влияние, гуманистическая психология также подвергалась критике за ее субъективность и отсутствие доказательств.
    • Гуманистическая психология целостна по своей природе: она принимает во внимание людей в целом, а не их отдельные черты или процессы.
    • Гуманистическая психология подчеркивает важность свободы воли и, следовательно, личной ответственности за принятие решений.
  • Гуманистическая психология

    • Гуманистическая психология принимает целостный взгляд на человеческое существование посредством исследования смысла, человеческого потенциала и самореализации.
    • Несмотря на свое большое влияние, гуманистическая психология также подвергалась критике за ее субъективность и отсутствие доказательств.
    • Гуманистическая психология целостна по своей природе: она принимает во внимание людей в целом, а не их отдельные черты или процессы.
    • Карл Роджерс был одним из пионеров гуманистической психологии и наиболее известен своим личностно-ориентированным подходом к терапии.
    • Определите происхождение, теоретиков и основные принципы гуманистической точки зрения
  • Позитивная психология

    • Позитивная психология проистекает из гуманистическая психология 20-го века и направлена ​​на оптимизацию психологического здоровья и благополучия.
    • Позитивная психология уходит корнями в гуманистическую психологию 20-го века, которая в значительной степени была сосредоточена на счастье и самореализации.
    • Гуманистическая психология возникла в 1950-х годах в ответ на ограниченность психоаналитической теории Зигмунда Фрейда и Б.
    • И Роджерс, и Маслоу представили этот позитивный, гуманистический психологии в ответ на то, что они считали чрезмерно пессимистичным взглядом на психоанализ.
    • Исследования Маслоу по самоактуализации были центральным компонентом как гуманистической так и позитивной психологии.
  • Гуманистическая теория личности Маслоу

    • гуманистическая теория личности Маслоу утверждает, что люди полностью раскрывают свой потенциал, переходя от основных потребностей к самоактуализации.
    • Два ведущих гуманистических теоретиков, добившихся успехов в области психологии личности, были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.
    • Как лидер гуманистической психологии, Абрахам Маслоу подошел к изучению психологии личности, сосредоточившись на субъективных переживаниях и свободе воли.
  • Гуманистическая теория личности Роджерса

    • гуманистическая теория личности Карла Роджерса подчеркивает важность тенденции к самоактуализации в формировании Я-концепции.
    • Карл Роджерс был выдающимся психологом и одним из основателей гуманистического движения .
    • Гуманистическая психология подчеркивала активную роль личности в формировании своего внутреннего и внешнего мира.
    • Роджерс основывал свои теории развития личности на гуманистической психологии и теориях субъективного опыта.
    • Карл Роджерс был выдающимся психологом-гуманистом , который известен своей теорией личности, которая подчеркивает изменения, рост и потенциал для человеческого блага.
  • Введение в психотерапию

    • Можно провести различие между теми видами психотерапии, которые используют медицинскую модель, и теми, которые используют гуманистическую модель
      .
    • гуманистическая или немедицинская модель, напротив, стремится депатологизировать состояние человека.
  • Определение личности

    • Основные теории включают психодинамическую, неофрейдистскую, обучающую (или бихевиористскую) гуманистическая , биологическая, характерная (или диспозиционная) и культурная перспективы.
    • Гуманистическая теория утверждает, что субъективная свобода воли человека является наиболее важным фактором, определяющим поведение.
    • Психологи-гуманисты , такие как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, считали, что люди стремятся к самореализации — «лучшей версии» самих себя.
  • Иерархия потребностей Маслоу

    • По Маслоу и др. гуманистических теоретиков, самоактуализация отражает
      гуманистический
      акцент на положительных аспектах человеческой природы.
  • Психология личности

    • Гуманистические психологи Абрахам Маслоу и Карл Роджерс сосредоточились на потенциале роста здоровых людей.

Гуманистическая психология

Психология здоровья | Определения психологии | Гуманистическая психология

Определения психологии

АВТОР: Т. Франклин Мерфи | 3 августа 2021 г.

Adobe Stock Images

Гуманистическая психология:

Гуманистическая психология  иногда считается «третьей силой» в психологии 1950-х годов, отколовшейся от двух других популярных направлений: психоаналитика и бихевиоризма.

Гуманистическая психология  подчеркивает личность в целом и подчеркивает такие понятия, как свобода воли, самоэффективность и самоактуализация. Гуманисты стремятся помочь людям реализовать свой потенциал и максимизировать благополучие.

​Новое направление психологии считало, что и психоанализ, и бихевиоризм пессимистичны, больше озабочены дисфункцией и, в случае бихевиоризма, подрывают важность личного выбора.

В 1957 и 1958 годах Абрахам Маслоу и Кларк Мустакас основали профессиональную ассоциацию, которая подчеркивала более позитивный и гуманистический подход. Обсуждения ассоциаций вращались вокруг таких тем, как:

  • Самоактуализация
  • Творчество
  • Здоровье
  • Индивидуальность
  • Внутренняя природа
  • Самость
  • Бытие
  • Становление
  • Смысл

Процветание жизни общества

Влияние гуманизма

Гуманистическая психология добавила еще одно измерение к психологическому мышлению, расширив существующие области.

Влияние гуманизмов на область психологии включает:

  • Гуманистическая терапия. Появилось несколько различных видов психотерапии, основанных на принципах гуманизма. К ним относятся клиент-центрированная терапия, экзистенциальная терапия и гештальт-терапия.
  • Личностное развитие: Поскольку гуманизм подчеркивает важность самореализации и раскрытия своего полного потенциала, его можно использовать как инструмент самопознания и личного развития.

Гуманистическая психология (гуманизм) исходит из предположения, что люди добры от природы, считая, что мораль, этические ценности и благие намерения являются движущими силами поведения, в то время как неблагоприятное окружение и разрушительный психологический опыт воздействуют на естественные склонности.

Некоторые фундаментальные предположения гуманистической психологии
включают:
  • Субъективный опыт человека является основным индикатором поведения.
  • Изучение животных упускает из виду многие важные аспекты человеческого опыта.
  • Свобода воли существует. Люди должны брать на себя личную ответственность за саморазвитие и самореализацию.
  • Самореализация (потенциал человека) естественна, когда окружающая среда благоприятна.
  • Люди по своей природе хороши и растут в подходящих условиях.
  • Каждый человек и каждый опыт уникален.
  • Основные участники гуманистической психологии

    • Карл Роджерс
    • Гордон Олпорт
    • Джеймс Бьюдженталь
    • Шарлотта Бюлер
    • Ролло Мэй
    • Гарднер Мерфи
    • Генри Мюррей
    • Фриц Перлз
    • Кирк Шнайдер
    • Луи Хоффман
    • Пол Вонг.

    Основные психологические принципы, возникшие в результате гуманизма