ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Д. А. Леонтьев
ГУМАНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, направление психологии, поставившее своей целью изучение человека в его высших проявлениях, таких как развитие и самореализация личности, её ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, глубинное общение, трансценденция и т. п. Сформировалась в США к нач. 1960-х гг., получив назв. «третьей силы» в амер. психологии в связи с тем, что её представители противопоставляли себя как бихевиоризму, рассматривавшему человеческое поведение по аналогии с поведением животных и как полностью зависящее от внешних стимулов, так и психоанализу, подвергнутому критике за преувеличение роли неосознаваемых влечений и комплексов в жизни человека. С 1961 издаётся «Журнал гуманистической психологии» («Journal of Humanistic Psychology»), в 1962 организована Амер. ассоциация Г. п., в 1970 состоялся 1-й Междунар. конгресс гуманистич. психологии.
В целом Г. п. представляет собой конгломерат разл. школ, разделяющих общие ценности и образ человека как целостного, активного, творческого существа, наделённого потенциями к развитию и самореализации, обладающего определённой степенью свободы от внешней детерминации, руководствующегося смыслами и ценностями в свободном выборе своего отношения к внешним обстоятельствам, способного трансцендировать условия своего существования и даже себя самого. Осн. пафос работ представителей Г. п. (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Ш. Бюлер, Дж. Бюджентал и др.) обращён против господства в психологии сциентистского, механистич. подхода к человеку, перенесённого из методологии естеств. наук.
Переживание человеком мира и себя в мире рассматривается в Г. п. как гл. психологич. реальность, причём сам мир понимается феноменологически – как действительность, данная субъекту в его опыте, переживании, преломлённая через призму смыслов и ценностей субъекта. Уникальность каждого человека, делающая анализ отд. случаев столь же правомерным методом исследования, как и статистич. обобщения, выводится представителями Г. п. не из индивидуальных различий, обусловленных наследственностью и условиями среды, но прежде всего из уникальности жизненных целей и смыслов, реализуемых человеком. Человеческая жизнь рассматривается как единый процесс становления и бытия: человек является одновременно тем, кто он есть, и тем, кем он стремится быть.
Г. п., опирающаяся на идейные традиции гуманизма Нового времени, испытала влияние разл. вариантов философии экзистенциализма, а также феноменологии и ряда восточных филос. -религ. учений (интерес Г. п. к расширению возможностей человека и изменённым состояниям сознания, установка на ценность переживания «здесь и теперь» и др.). Идеи, близкие Г. п., содержались в поздних работах А. Адлера и К. Г. Юнга, а также у ряда др. психологов 1930–1960-х гг. (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мёрфи, Дж. Келли, Э. Фромм).
Возникновение Г. п. было связано с культурной ситуацией в послевоенной Америке, с широким распространением страха перед будущим, одиночества и отчуждённости. Разрушение традиц. системы ценностей и прагматизация жизни породили конфликт между стремлением к искренним и глубоким человеческим отношениям и невозможностью их установить. Г. п., явившись одной из попыток осмысления этих кризисных явлений, оказала влияние на молодёжную контркультуру 1960-х гг., в частности на движение хиппи с его ориентацией на самораскрытие личности «здесь и теперь» и т. п.
Гл. области практич. приложения Г. п. – психотерапия, в контексте которой зародились и были развиты многие из идей, образующих фундамент Г. п., и педагогика, основанная на принципе недирективного взаимодействия учителя с учеником, когда учитель не пытается формировать личность, а создаёт условия для её самореализации и развития творч. способностей. Одним из популярных приложений Г. п. стали тренинги, направленные на личностный рост и межличностное общение. В русле Г. п. были разработаны получившие широкое распространение понятия самоактуализации (А. Маслоу), личностного роста (К. Роджерс), самораскрытия (С. Джурард), аутентичности (Дж. Бюджентал) и др.
Гуманистическая психология, гуманистическое направление — Психологос
Гуманистическая психология (от англ. humanistic psychology) – направление в западной, преимущественно американской, психологии, сформировшееся в 1960-х гг. XX в., в рамках гуманистического подхода. Гуманистический подход появился как ответ и противопоставление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века (Смотри статью Н.И. Козлова Границы гуманистической психологии и требования психологии реалистической).
С другой стороны, гуманистическая психология примкнула скорее к гуманитарному крылу в психологии и во многом противопоставила себя естественно-научному подходу.
Фильм «Целитель Адамс»
Как-либо строгим образом взгляды и принципы гуманистической психологии сформулировать сложно, гуманитарии не склонны к четким формулировкам.
Истоки идей гуманистической психологии – в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.
Тем не менее, ей близки взгляды, что человек целостен и должен изучаться в его целостности, каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения. В сравнении с бихевиоризмом гуманистическая психология считает, что человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе. В отличие от психоанализа, от которого также происходило явное дистанцирование, взгляды гуманистической психологии на человека очень позитивны: согласно представлениям ее представителей, человек есть активное, интенциональное, творческое существо, обладающее потенциями к непрерывному развитию и самореализации, Близость к экзистенциализму выразилась в постулате, что человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека, при этом переживание человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность. Здесь, очевидно, гуманистическая психология примыкает к феноменологическому подходу, отстраняясь от подхода поведенческого.
В меньшей степени гуманистической психологии удалось противопоставить себя психотерапевтической работе: несмотря на призыв одного из ее основателей А. Маслоу изучать психологически здоровых, зрелых, творчески активных людей, основное приложение гуманистическая психология нашла все-таки в психотерапии. Основной областью практического приложения гуманистической психологии сегодня выступает психотерапевтическая практика: недирективная психотерапия К. Роджерса (человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Другая важная область практического приложения гуманистической психологии — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности↑. Третья область практического приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К. Роджерс.
Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.
Гуманистическая психология и Синтон-подход
Вместе с Абрахамом Маслоу синтон-подход ставит своей задачей исследовать наивысшие уровни личностного развития и душевного здоровья, и самоактуализация личности есть одна из ценностей синтон-подхода. В Синтон-подходе реализуется предложенный Карлом Роджерсом взгляд, согласно которому наилучших результатов в личностном росте достигается при работе на позитиве, в формате поддержки лучших намерений и устремлений личности. Смотри→
Критика гуманистической психологии
Гуманистическая психология имеет своих критиков.
К. Бенсон показывает этноцентризм концепции самоактуализирующейся личности и скрытые аморальные последствия ее использования в культурах, отличных от западной. Его вывод: «Это акультурная, антиисторическая психология в полном самоуверенности полете под камуфляжем исторических ссылок» [Benson, 2001, с. 227].
Б.С. Братусь также считает, что гуманистическая психология, несмотря на свое название, внеморальна – это «психология самости как самоцели человека» [Братусь, 1997, с. 12]. Ссылаясь на В. Франкла, он подчеркивает, что «самоактуализация, направленная на самое себя, означает промах в главном», поскольку «центральной, смыслообразующей характеристикой человека является его способ отношения к другому человеку» [Братусь, 1997, с. 8].
Определение гуманизма в психологии.
(существительное)
Относится к психологической перспективе, начиная с середины 20-го века, которая подчеркивает врожденное стремление людей к самоактуализации, реализации и выражению своих собственных способностей и творчества.
Гуманистическая терапия
- Гуманистическая терапия — это психологическое лечение, основанное на теориях личности Карла Роджерса и других гуманистических психологи.
- Гуманистическая терапия обычно утверждает, что люди по своей природе хороши.
- Эмпатия — один из важнейших аспектов гуманистической терапии.
- Гуманистическая терапия используется для лечения широкого круга людей и проблем с психическим здоровьем.
- Критики оспаривают многие ранние положения гуманистической психологии.
Оценка гуманистической точки зрения на личность
- гуманистический подход к изучению личности многое делает для объяснения человеческой психологии, но по-прежнему подвергается критике за некоторые недостатки.
- Гуманистическая психология уходит своими корнями в экзистенциализм, бихевиоризм и феноменологию.
- Несмотря на свое большое влияние, гуманистическая психология также подвергалась критике за ее субъективность и отсутствие доказательств.
- Гуманистическая психология целостна по своей природе: она принимает во внимание людей в целом, а не их отдельные черты или процессы.
- Гуманистическая психология подчеркивает важность свободы воли и, следовательно, личной ответственности за принятие решений.
Гуманистическая психология
- Гуманистическая психология принимает целостный взгляд на человеческое существование посредством исследования смысла, человеческого потенциала и самореализации.
- Несмотря на свое большое влияние, гуманистическая психология также подвергалась критике за ее субъективность и отсутствие доказательств.
- Гуманистическая психология целостна по своей природе: она принимает во внимание людей в целом, а не их отдельные черты или процессы.
- Карл Роджерс был одним из пионеров гуманистической психологии и наиболее известен своим личностно-ориентированным подходом к терапии.
- Определите происхождение, теоретиков и основные принципы гуманистической точки зрения
Позитивная психология
- Позитивная психология проистекает из гуманистическая психология 20-го века и направлена на оптимизацию психологического здоровья и благополучия.
- Позитивная психология уходит корнями в гуманистическую психологию 20-го века, которая в значительной степени была сосредоточена на счастье и самореализации.
- Гуманистическая психология возникла в 1950-х годах в ответ на ограниченность психоаналитической теории Зигмунда Фрейда и Б.
- И Роджерс, и Маслоу представили этот позитивный, гуманистический психологии в ответ на то, что они считали чрезмерно пессимистичным взглядом на психоанализ.
- Исследования Маслоу по самоактуализации были центральным компонентом как гуманистической так и позитивной психологии.
Гуманистическая теория личности Маслоу
- гуманистическая теория личности Маслоу утверждает, что люди полностью раскрывают свой потенциал, переходя от основных потребностей к самоактуализации.
- Два ведущих гуманистических теоретиков, добившихся успехов в области психологии личности, были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.
- Как лидер гуманистической психологии, Абрахам Маслоу подошел к изучению психологии личности, сосредоточившись на субъективных переживаниях и свободе воли.
Гуманистическая теория личности Роджерса
- гуманистическая теория личности Карла Роджерса подчеркивает важность тенденции к самоактуализации в формировании Я-концепции.
- Карл Роджерс был выдающимся психологом и одним из основателей гуманистического движения .
- Гуманистическая психология подчеркивала активную роль личности в формировании своего внутреннего и внешнего мира.
- Роджерс основывал свои теории развития личности на гуманистической психологии и теориях субъективного опыта.
- Карл Роджерс был выдающимся психологом-гуманистом , который известен своей теорией личности, которая подчеркивает изменения, рост и потенциал для человеческого блага.
Введение в психотерапию
- Можно провести различие между теми видами психотерапии, которые используют медицинскую модель, и теми, которые используют гуманистическую модель .
- гуманистическая или немедицинская модель, напротив, стремится депатологизировать состояние человека.
Определение личности
- Основные теории включают психодинамическую, неофрейдистскую, обучающую (или бихевиористскую) гуманистическая , биологическая, характерная (или диспозиционная) и культурная перспективы.
- Гуманистическая теория утверждает, что субъективная свобода воли человека является наиболее важным фактором, определяющим поведение.
- Психологи-гуманисты , такие как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, считали, что люди стремятся к самореализации — «лучшей версии» самих себя.
Иерархия потребностей Маслоу
- По Маслоу и др. гуманистических теоретиков, самоактуализация отражает
гуманистический акцент на положительных аспектах человеческой природы.
- По Маслоу и др. гуманистических теоретиков, самоактуализация отражает
Психология личности
- Гуманистические психологи Абрахам Маслоу и Карл Роджерс сосредоточились на потенциале роста здоровых людей.
Гуманистическая психология
Психология здоровья | Определения психологии | Гуманистическая психология
Определения психологии
АВТОР: Т. Франклин Мерфи | 3 августа 2021 г.
Adobe Stock Images
Гуманистическая психология:Гуманистическая психология иногда считается «третьей силой» в психологии 1950-х годов, отколовшейся от двух других популярных направлений: психоаналитика и бихевиоризма. Гуманистическая психология подчеркивает личность в целом и подчеркивает такие понятия, как свобода воли, самоэффективность и самоактуализация. Гуманисты стремятся помочь людям реализовать свой потенциал и максимизировать благополучие. Новое направление психологии считало, что и психоанализ, и бихевиоризм пессимистичны, больше озабочены дисфункцией и, в случае бихевиоризма, подрывают важность личного выбора. В 1957 и 1958 годах Абрахам Маслоу и Кларк Мустакас основали профессиональную ассоциацию, которая подчеркивала более позитивный и гуманистический подход. Обсуждения ассоциаций вращались вокруг таких тем, как:
Процветание жизни общества Влияние гуманизмаГуманистическая психология добавила еще одно измерение к психологическому мышлению, расширив существующие области.
Гуманистическая психология (гуманизм) исходит из предположения, что люди добры от природы, считая, что мораль, этические ценности и благие намерения являются движущими силами поведения, в то время как неблагоприятное окружение и разрушительный психологический опыт воздействуют на естественные склонности. Некоторые фундаментальные предположения гуманистической психологии включают:Основные участники гуманистической психологии
Основные психологические принципы, возникшие в результате гуманизма
|