Общая характеристика гуманистической психологии
Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос о необходимости исследования мотивации и структуры личности обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот подход игнорировал изучение таких важнейших характеристик, как качественное своеобразие личности каждого человека, возможность сознательно и целенаправленно развивать определенные стороны «образа Я» и строить взаимоотношения с окружающими.
Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности происходит в течение всей жизни.
Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихевиористского направления. Ученые, развивавшие этот подход, сосредоточиваясь на изучении ролевого поведения, игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности, так же как и исследование тех врожденных качеств, которые накладывают отпечаток на ролевое поведение человека.
Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к появлению новой психологической школы, получившей название гуманистической психологии.
Это направление, появившееся в США в 40-х годах, строилось на основе философской школы экзистенциализма. Одним из его основателей является Г. Олпорт, который подчеркивал, что американская психология способствовала распространению и развитию того, что внесли в психологию Фрейд, Бине, Сеченов и другие ученые. «Теперь мы можем сослужить такую же службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера», — писал он.
Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Если Первая мировая война продемонстрировала бессознательную жестокость и агрессию человека, ужаснувшие общественное мнение и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения, то Вторая война, не опровергнув наличия этих качеств, выявила и другие стороны человеческой психики.
Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.
Эти факты, так же как и данные, полученные психологией личности в 30-50-е годы, показали ограниченность подхода к человеку, объясняющего развитие его мотивации, его личных качеств только стремлением к адаптации.
Нужны были новые подходы, интерпретирующие возможности людей преодолеть давление ситуации, «встать над полем», как говорил Левин, их желание творческой реализации своих способностей.
Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии и только естественно-научной детерминации, игнорируя философские постулаты.
Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека.
Так появилась новая детерминация — психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей (см. табл.).
Основные теории гуманистической психологии
Ученый | Движущие силы развития и структура личности | Основные достижения |
Г.Олпорт | Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен | Открытость системы человек — общество, опросники |
А.Маслоу | Иерархия потребностей, приоритет бытийных или дефициентных потребностей | Потребность в самоактуализации, механизмы идентификации и отчуждения |
К.Роджерс | «Я-концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка | Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия |
Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить | человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, представители гуманистической психологии, хотя и подчеркивали неприемлемость идеи глубинной психологии о враждебности внешнего мира к личности, старались изучать разнообразные механизмы общения, описывать сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте. При этом подчеркивалось значение для науки исследования полноценных и творческих людей, а не только невротиков, стоявших в центре исследовательских интересов психоанализа.
Таким образом, и логика развития психологии, и идеология общества приводили с необходимостью к появлению нового, третьего пути в психологии, который как раз и стремилась сформулировать гуманистическая психология, развиваемая Г. Олпортом, А. Маслоу, К.Рождерсом.
hr-portal.ru
Общая характеристика гуманистической психологии | PSYERA
Гуманистическая психология — психологическая концепция, особое внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостного характера природы и поведения человека.
В 60-е годы XX в. в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии, или «третьей силы». Это направление, в отличие от неофрейдизма или необихевиоризма, не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из существующих школ. Напротив, гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм — психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека.
Основные принципы гуманистической психологии:
- Подчеркивание роли сознательного опыта.
- Убеждение в целостном характере природы человека.
- Акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида.
- Изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.
Лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появилась новая детерминация — психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей
Основные теории гуманистической психологии:
- Гордон Олпорт. Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен. Открытость системы человек — общество, опросники.
- Абрахам Маслоу. Иерархия потребностей, приоритет бытийных или дефициентных потребностей. Потребность в самоактуализации, механизмы идентификации и отчуждения.
- Карл Роджерс. «Я — концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка. Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия.
Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:
- человек целостен;
- ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
- главной психологической реальностью являются переживания человека;
- человеческая жизнь — единый процесс;
- человек открыт к самореализации;
- человек не детерминирован только внешними ситуациями.
psyera.ru
Гуманистическая психология
Содержание
1.Какова философская основа гуманистической ориентации?
2.Назовите основных представителей 3.Перечислите
основные принципы
4.Дайте
развернутое определение
5.На
основании прочитанных работ
сформулируйте и запишите
6.Раскрой смысл теории «Z» и самоактуализации А.Маслоу.
7.В чём отличие идеографического подхода Г.Олпорта от господствовавшего в психодиагностике номотетического подхода.
8.Дайте
характеристику
9.Сравнительно
проанализируйте Я-концепции З.
10.Охарактеризуйте концепцию манипулирования Э.Шострома и приведите примеры манипуляций в различных сферах жизни.
11.Вчём
гуманизм психоанализа Э.
12.Дайте
характеристику основным
13. В чем заключается гуманизм гуманистической психологии?
14.Каковы
типичные для гуманистической
ориентации методы оказания
15.
Подробно осветите методы
16. В чём достижения и недостатки гуманистической ориентации в социальной психологии?
17.Какие
современные теории, созданные в
рамках гуманистической
1.Какова философская основа гуманистической ориентации.
Гуманистическая психология предлагает новый подход к изучению человеческой природы. В ее рамках личность рассматривается как уникальная и целостная, открытая, динамичная и нередуцируемая система, находящаяся или способная находиться в процессе постоянного становления. Человек ответственен за реализацию возможностей, предоставляемых ему жизнью. Психология гуманности уделяет особое внимание вопросу о естественных основах человека. Биологические и социальные факторы служат истоком, фоном и средой для развития человека и, по существу, не ограничивают его свободный ценностный выбор и направление развития.
Метаценности и метапотребности (вершинные ценности и потребности) занимают особое место в гуманистической психологии. На огромном эмпирическом материале было доказано, что для сохранения психического здоровья личности необходимо помочь избрать ей такой путь развития, на котором эти ценности и потребности смогут сформироваться и быть реализуемыми. Особую важность и уникальность приобретает в этой связи экзистенциальный (жизненный и осмысленный) опыт каждого индивида.
Психология
человечности помогает решить проблемы
«экзистенциального вакуума» и смысла
жизни человека. В рамках экзистенциально-
Поиски
ответов на фундаментальные вопросы
человеческого существования
2.Назовите основных представителей гуманистической ориентации и проблематику их работ
Гуманистическая психология, одним из основателей которой является К. Роджерс, как научное течение возникла в 50-е годы ХХ века. На основе гуманистической ориентации появилось движение за развитие потенциала человека.
Гуманистическая психология — не столько научная школа, сколько идеологическое движение в рамках общего русла развития психологической науки. Представители гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественнонаучной, методологию познания человека. Вместе с тем явно обозначилась неясность перспектив решения этой задачи, обусловленная теоретической разноголосицей внутри самого течения: расхождения между позициями разных авторов-гуманистов нередко оказываются не меньше, чем расхождения, разделяющие гуманистическую психологию и бихевиористский или психоаналитический лагерь.
По той же причине нет и единого мнения о принадлежности к гуманистической психологии целого ряда авторов, в какой-то мере разделяющих ее теоретическую платформу. Это относится к таким крупным ученым, как Г. Мюррей, Г. Олпорт, Ф. Перлз, Э. Фромм и др.
Истоки основных идей в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.
Гуманистическая психология, наряду с психоанализом и бихевиоризмом, является одной из ведущих современных психологических концепций. Хотя гуманистические традиции имеют многовековую историю, формально, это одна из самых “молодых” ветвей психологии — ее рождение относится к началу 60-х гг. нашего века, когда в США начал издаваться “Журнал гуманистической психологии” и была организована “Ассоциация за Гуманистическую Психологию”, вокруг которых первоначально и объединилась группа единомышленников, попытавшихся осуществить “гуманистическую революцию”, — Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и другие. Эта психологическая концепция быстро стала влиятельной силой. Правда, не везде.
Таким образом, в рамках гуманистического подхода можно выделить следующих авторов, которые внесли особый вклад в развитие этого направления:
— А. Маслоу
— К. Роджерс
— В. Франкл
— Ш. Бюлер
— Ф. Бэррон
— Р. Мэй
— С.
Джурард
3.Перечислите основные принципы гуманистической психологии
Основные принципы гуманистической психологии можно свести к следующим положениям.
1. Каждый
человек реально живет только
в настоящем моменте (здесь-и-
2. Человек
свободен по-своему
3. Природа
человека не может быть
4. Человек
должен признавать за другими
право самостоятельно и
5. Любой
опыт в жизни человека, даже
оцениваемый личностью как
4.Дайте развернутое определение личности, группы, мотивации в гуманистической психологии.
Личность – уникальная целостная система,
которая представляет собой не нечто заранее
данное, а открытую возможность самоактуализации,
присущую только человеку. Теоретики –
гуманисты подчеркивают, что каждый человек
является архитектором своего поведения
и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа,
свободно решающие и выбирающие свои действия.
Таким образом, гуманистическая психология
в качестве основной модели принимает
ответственного человека, свободно делающего
выбор из предоставленных возможностей.
Мотивация — в качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности, (или самореализация врождённых, потенциальных возможностей человека, рассматриваемого как единое, интегрированное целое). Вопрос о мотивации, возможно, является наиболее важным во всей персонологии. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.
Группа
– совокупность свободных, равноправных,
уважающих и ценящих внутренний мир друг
друга людей.
5.На основании прочитанных работ сформулируйте и запишите следующие определения: трансактный анализ, самоактуализация, идеографический подход.
Трансактный анализ — это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения, и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями — везде, где люди имеют дело с людьми. Трансактный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека — как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.
Самоактуализация — (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.
Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.
Идеографический
подход — Подход к изучению личности,
при котором используются уникальные
диагностические материалы, применяется
уникальная последовательность диагностических
процедур, так как сама уникальность каждого
человека постулируется изначально и
является приоритетной целью исследования.
6.Раскрой смысл теории «Z» и самоактуализации А.Маслоу.
Маслоу заложил основные принципы гуманистической психологии, предложив в качестве модели личность ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого человека как единое, уникальное, организованное целое.
stud24.ru