Гуманистическая психология достоинства и недостатки – основные положения и методы, представители, интересные факты :: SYL.ru

Общая характеристика гуманистической психологии

Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос о необходимости исследования мотивации и структуры личности обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот подход игнорировал изучение таких важнейших характеристик, как качественное своеобразие личности каждого человека, возможность сознательно и целенаправленно развивать определенные стороны «образа Я» и строить взаимоотношения с окружающими.

Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности происходит в течение всей жизни.

Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихевиористского направления. Ученые, развивавшие этот подход, сосредоточиваясь на изучении ролевого поведения, игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности, так же как и исследование тех врожденных качеств, которые накладывают отпечаток на ролевое поведение человека.

Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к появлению новой психологической школы, получившей название гуманистической психологии.

Это направление, появившееся в США в 40-х годах, строилось на основе философской школы экзистенциализма. Одним из его основателей является Г. Олпорт, который подчеркивал, что американская психология способствовала распространению и развитию того, что внесли в психологию Фрейд, Бине, Сеченов и другие ученые. «Теперь мы можем сослужить такую же службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера», — писал он.

Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Если Первая мировая война продемонстрировала бессознательную жестокость и агрессию человека, ужаснувшие общественное мнение и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения, то Вторая война, не опровергнув наличия этих качеств, выявила и другие стороны человеческой психики.

Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.

Эти факты, так же как и данные, полученные психологией личности в 30-50-е годы, показали ограниченность подхода к человеку, объясняющего развитие его мотивации, его личных качеств только стремлением к адаптации.

Нужны были новые подходы, интерпретирующие возможности людей преодолеть давление ситуации, «встать над полем», как говорил Левин, их желание творческой реализации своих способностей.

Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии и только естественно-научной детерминации, игнорируя философские постулаты.

Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека.

Так появилась новая детерминация — психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей (см. табл.).

 

 

Основные теории гуманистической психологии

Ученый

Движущие силы развития и структура личности

Основные достижения

Г.Олпорт

Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен

Открытость системы человек — общество, опросники

А.Маслоу

Иерархия потребностей, приоритет бытийных или дефициентных потребностей

Потребность в самоактуализации, механизмы идентификации и отчуждения

К.Роджерс

«Я-концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка

Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия

 

Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить | человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, представители гуманистической психологии, хотя и подчеркивали неприемлемость идеи глубинной психологии о враждебности внешнего мира к личности, старались изучать разнообразные механизмы общения, описывать сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте. При этом подчеркивалось значение для науки исследования полноценных и творческих людей, а не только невротиков, стоявших в центре исследовательских интересов психоанализа.

Таким образом, и логика развития психологии, и идеология общества приводили с необходимостью к появлению нового, третьего пути в психологии, который как раз и стремилась сформулировать гуманистическая психология, развиваемая Г. Олпортом, А. Маслоу, К.Рождерсом.

hr-portal.ru

Общая характеристика гуманистической психологии | PSYERA

Гуманистическая психология — психологическая концепция, особое внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостного характера природы и поведения человека.

В 60-е годы XX в. в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии, или «третьей силы». Это направление, в отличие от неофрейдизма или необихевиоризма, не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из существующих школ. Напротив, гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм — психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека.

Основные принципы гуманистической психологии:

  1. Подчеркивание роли сознательного опыта.
  2. Убеждение в целостном характере природы человека.
  3. Акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида.
  4. Изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появилась новая детерминация — психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей

Основные теории гуманистической психологии:

  • Гордон Олпорт. Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен. Открытость системы человек — общество, опросники.
  • Абрахам Маслоу. Иерархия потребностей, приоритет бытийных или дефициентных потребностей. Потребность в самоактуализации, механизмы идентификации и отчуждения.
  • Карл Роджерс. «Я — концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка. Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия.

Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

  1. человек целостен;
  2. ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
  3. главной психологической реальностью являются переживания человека;
  4. человеческая жизнь — единый процесс;
  5. человек открыт к самореализации;
  6. человек не детерминирован только внешними ситуациями.

psyera.ru

Гуманистическая психология

   Содержание

   1.Какова  философская основа гуманистической ориентации?

   2.Назовите  основных представителей гуманистической  ориентации и проблематику их  работ.

   3.Перечислите  основные принципы гуманистической  психологии.

   4.Дайте  развернутое определение личности, группы, мотивации в гуманистической психологии.

   5.На  основании прочитанных работ  сформулируйте и запишите следующие  определения: трансактный анализ, самоактуализация, идеографический  подход.

   6.Раскрой  смысл теории «Z» и самоактуализации А.Маслоу.

   7.В  чём отличие идеографического подхода Г.Олпорта от господствовавшего в психодиагностике номотетического подхода.

   8.Дайте  характеристику феноменологическому  подходу Р.Мэя.

   9.Сравнительно  проанализируйте Я-концепции З.Фрейда, Э.Берна, Ф.Перлса.

   10.Охарактеризуйте  концепцию манипулирования Э.Шострома и приведите примеры манипуляций в различных сферах жизни.

   11.Вчём  гуманизм психоанализа Э.Фромма?

   12.Дайте  характеристику основным методам  исследования в гуманистической  ориентации.

   13. В чем заключается гуманизм  гуманистической психологии?

   14.Каковы  типичные для гуманистической  ориентации методы оказания психологической  помощи?

   15. Подробно осветите методы групповой  работы в гуманистической ориентации. В чем суть клиентоцентрированного  подхода в групповой работе?

   16. В чём достижения и недостатки гуманистической ориентации в социальной психологии?

   17.Какие  современные теории, созданные в  рамках гуманистической парадигмы,  Вы знаете?

   18.Проанализируйте  в рамках гуманистической парадигмы  проблемы: одиночества, заниженной  самооценки, непослушания детей,  не складывающихся отношений с лицами противоположного пола: причины, проявления, способы коррекции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.Какова  философская основа  гуманистической  ориентации.

   Гуманистическая психология предлагает новый подход к изучению человеческой природы. В ее рамках личность рассматривается как уникальная и целостная, открытая, динамичная и нередуцируемая система, находящаяся или способная находиться в процессе постоянного становления. Человек ответственен за реализацию возможностей, предоставляемых ему жизнью. Психология гуманности уделяет особое внимание вопросу о естественных основах человека. Биологические и социальные факторы служат истоком, фоном и средой для развития человека и, по существу, не ограничивают его свободный ценностный выбор и направление развития.

   Метаценности  и метапотребности (вершинные ценности и потребности) занимают особое место  в гуманистической психологии. На огромном эмпирическом материале было доказано, что для сохранения психического здоровья личности необходимо помочь избрать ей такой путь развития, на котором эти ценности и потребности смогут сформироваться и быть реализуемыми. Особую важность и уникальность приобретает в этой связи экзистенциальный (жизненный и осмысленный) опыт каждого индивида.

   Психология человечности помогает решить проблемы «экзистенциального вакуума» и смысла жизни человека. В рамках экзистенциально-гуманистической психологии разработана система понятий и принципов, которые доказали свою практическую эффективность как в психотерапии, так в уяснении сущности человеческой психики и поведения индивида.

   Поиски  ответов на фундаментальные вопросы  человеческого существования сблизили гуманистическую психологию с экзистенциальной философией, прагматическим натурализмом, гуманистической этикой и философской антропологией. Гуманистическая психология – важная составная часть теории и мировоззрения современного гуманизма. 

   2.Назовите  основных представителей  гуманистической  ориентации и проблематику  их работ

   Гуманистическая психология, одним из основателей которой является К. Роджерс, как научное течение возникла в 50-е годы ХХ века. На основе гуманистической ориентации появилось движение за развитие потенциала человека.

   Гуманистическая психология — не столько научная школа, сколько идеологическое движение в рамках общего русла развития психологической науки. Представители гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественнонаучной, методологию познания человека. Вместе с тем явно обозначилась неясность перспектив решения этой задачи, обусловленная теоретической разноголосицей внутри самого течения: расхождения между позициями разных авторов-гуманистов нередко оказываются не меньше, чем расхождения, разделяющие гуманистическую психологию и бихевиористский или психоаналитический лагерь.

   По  той же причине нет и единого  мнения о принадлежности к гуманистической  психологии целого ряда авторов, в какой-то мере разделяющих ее теоретическую  платформу. Это относится к таким  крупным ученым, как  Г. Мюррей, Г. Олпорт, Ф. Перлз, Э. Фромм   и др.

   Истоки  основных идей в философских традициях  гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

   Гуманистическая психология, наряду с психоанализом и бихевиоризмом, является одной из ведущих современных психологических концепций. Хотя гуманистические традиции имеют многовековую историю, формально, это одна из самых “молодых” ветвей психологии — ее рождение относится к началу 60-х гг. нашего века, когда в США начал издаваться “Журнал гуманистической психологии” и была организована “Ассоциация за Гуманистическую Психологию”, вокруг которых первоначально и объединилась группа единомышленников, попытавшихся осуществить “гуманистическую революцию”, — Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и другие. Эта психологическая концепция быстро стала влиятельной силой. Правда, не везде.

   Таким образом, в рамках гуманистического подхода можно выделить следующих авторов, которые внесли особый вклад в развитие этого направления:

   —  А. Маслоу

   —  К. Роджерс

   —  В. Франкл

   —  Ш. Бюлер

   —  Ф. Бэррон

   —  Р. Мэй

   —  С. Джурард  

   3.Перечислите  основные принципы  гуманистической психологии

   Основные  принципы гуманистической психологии можно свести к следующим положениям.

   1. Каждый  человек реально живет только  в настоящем моменте (здесь-и-теперь), и именно этот момент, включающий  в себя прошлое-в-настящем и  будущее-в-настоящем существенно важен для него. Разъясним эти, на первый взгляд, сложные понятия: «прошлое-в-настоящем» и «будущее-в-настоящем» отражают тот простой факт, что и прошлое, и будущее даны человеку только в настоящем, единственно реальном времени его объективного существования. Но в более точном смысле настоящее экстериоризированного (выражаемого во вне, внешним образом) человеческого и социально-исторического времени представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего, поскольку практически все окружающее заключает в себе и свое, хотя и не стопроцентное прошлое и свое, также не стопроцентное будущее. Во внутреннем мире человека бытует субъективное или экзистенциальное время, в котором связь времен оказывается еще более сложной. Однако очевидно, что наша память и воображение имеют прямое отношение соответственно к прошлому и будущему

   2. Человек  свободен по-своему чувствовать,  переживать, воспринимать жизнь,  и потому он ответственен за  свои поступки.

   3. Природа  человека не может быть определена  исчерпывающим образом, поскольку ее сущностной чертой является не только то, что делает человек, но и то, как он это делает. Человек – это не только то, что он есть, но и то, кем он может быть, т.е. он не просто субстанция, но и проект, становление, обещание, надежда, мечта и идеал. Он стремится к развитию, и возможности его роста, прорыва за границы уже существующего беспредельны.

   4. Человек  должен признавать за другими  право самостоятельно и свободно  творить свою жизнь, ценить  внутренний мир другого человека.

   5. Любой  опыт в жизни человека, даже  оцениваемый личностью как негативный, – это полезный, значимый и  уже неотъемлемый от внутренней  жизни индивидуальный опыт человека, достойный уважения и признания  – по крайней мере, как урок, который нам, возможно, дорого стоил, но который предохраняет нас от многих ошибок в настоящем и будущем.  

   4.Дайте  развернутое определение  личности, группы, мотивации  в гуманистической  психологии.

       Личность – уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку. Теоретики – гуманисты подчеркивают, что каждый человек является архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, свободно решающие и выбирающие свои действия. Таким образом, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставленных возможностей.  

   Мотивация — в качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности, (или самореализация врождённых, потенциальных возможностей человека, рассматриваемого как единое, интегрированное целое).  Вопрос о мотивации, возможно, является наиболее важным во всей персонологии. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

   Группа  – совокупность свободных, равноправных, уважающих и ценящих внутренний мир друг друга людей. 

   5.На  основании прочитанных  работ сформулируйте  и запишите следующие  определения: трансактный анализ, самоактуализация, идеографический подход.

   Трансактный анализ — это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения, и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями — везде, где люди имеют дело с людьми. Трансактный анализ  представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека — как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

   Самоактуализация — (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

   Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.

   Идеографический подход — Подход к изучению личности, при котором используются уникальные диагностические материалы, применяется уникальная последовательность диагностических процедур, так как сама уникальность каждого человека постулируется изначально и является приоритетной целью исследования. 

   6.Раскрой  смысл теории «Z» и самоактуализации А.Маслоу.

   Маслоу  заложил основные принципы гуманистической  психологии, предложив в качестве модели личность ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого человека как единое, уникальное, организованное целое.

stud24.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *