Гуманистическая психология мотивация – Гуманистические теории мотивации

Гуманистические теории мотивации

По мнению одного из представителей гуманистической психологии американского психолога Карла Роджерса (Carl Ransom Rogers, 1955), нормальная личность открыта опыту, ее не нужно контролировать или управлять ею. Основной мотивирующей силой человеческого поведения он считал стремление к самореализации, самоосуществлению, стремление к реализация своих способностей и возможностей.По К. Роджерсу люди стремятся к тому, чтобы приблизить Я-идеальное к Я-реальному.

Видный американский психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу является автором иерархической теории мотивации.Он считал, что множество потребностей можно разделить на пять основных категорий и расположить в виде строгой иерархической структуры.Эту структуру он представлял в виде пирамиды, состоящей из пяти ступеней.

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания (еда, вода, отдых, секс). 2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира. 3. Социальные потребности — чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства привязанности и поддержки. 4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании. 5. Потребности самовыражения — это потребности в самоактуализации, реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры. Однако хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею (не обязательно полностью удовлетворять нижележащие потребности). Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь.

Маслоу делил мотивы на две группы — на мотивы нужды и мотивы роста. Основное различие в их функционировании состоит в том, что удовлетворение мотивов нужды приводит к снижению мотивации (по принципу снятия напряжения), а удовлетворение мотивов роста — к повышению мотивации. Кроме того, мотивы роста занимают относительно более высокое положение в иерархии чем мотивы нужды.

Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда.Заметный вклад в разработку проблемы мотивации поведения внеслатеория приобретенных потребностей американского ученого Д. Мак-Клелланда(1962). Не отрицая значимости биологических и других «базисных» потребностей в мотивации поведения работников, Д. Мак-Клелланд попытался выявить наиболее важные «вторичные потребности», которые актуализируются при условии достаточной материальной обеспеченности.Он считал, что людям присущи три потребности высшего уровня: достижения, соучастия, во власти.Эти потребности приобретаются человеком под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Потребности достижения (в успехе) проявляются в стремлении человека достичь стоящих перед ним целей эффективнее, чем он делал это ранее.

Потребность соучастия (причастности) проявляется как стремление к дружеским отношениям с окружающими.

Потребность во власти состоит в стремлении человека контролировать действия других людей, влиять на их поведение, брать на себя ответственность за их действия.

Потребность во власти имеет два полюса: стремление иметь как можно больше власти, контролировать все и всех и, в противоположность этому, стремление полностью отказаться от каких-либо притязаний на власть. Люди с высокой мотивацией властвования подразделяются на две непересекающиеся группы. Первую группу составляют лица, стремящиеся к власти ради возможности командовать. Ко второй группе относятся лица, которые стремятся к власти для того, чтобы с ее помощью более эффективно решать задачи организации.

Потребности достижения, соучастия и властвования в концепции Д. Мак-Клелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически, а взаимосвязаны.

Гуманистическая психология четко разделила мотивы человеческого поведения на инстинкты и страсти. Инстинкт — это чисто биологическая категория, в то время как страсти и влечения, коренящиеся в характере, — это биосоциальные исторические категории. И хотя они не служат физическому выживанию, они обладают такой же (а иногда и большей) властью, как и инстинкты. Психологи-гуманисты выделили такие мотивы человеческого поведения как: тенденция к самоактуализации, изменению, личностному росту; мотив творчества. Впервые выделили мотивы, которые признавали в человеке активную личность.

studfiles.net

Гуманистические теории мотивации

По мнению одного из представителей гуманистической психологии американского психолога Карла Роджерса (Carl Ransom Rogers, 1955), нормальная личность открыта опыту, ее не нужно контролировать или управлять ею. Основной мотивирующей силой человеческого поведения он считал стремление к самореализации, самоосуществлению, стремление к реализация своих способностей и возможностей. По К. Роджерсу люди стремятся к тому, чтобы приблизить Я-идеальное к Я-реальному.

Видный американский психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу является автором иерархической теории мотивации. Он считал, что множество потребностей можно разделить на пять основных категорий и расположить в виде строгой иерархической структуры. Эту структуру он представлял в виде пирамиды, состоящей из пяти ступеней.

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания (еда, вода, отдых, секс). 2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира. 3. Социальные потребности — чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства привязанности и поддержки. 4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании. 5. Потребности самовыражения — это потребности в самоактуализации, реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры. Однако хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею (не обязательно полностью удовлетворять нижележащие потребности). Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь.

Маслоу делил мотивы на две группы — на мотивы нужды и мотивы роста. Основное различие в их функционировании состоит в том, что удовлетворение мотивов нужды приводит к снижению мотивации (по принципу снятия напряжения), а удовлетворение мотивов роста — к по­вышению мотивации. Кроме того, мотивы роста занимают относительно более высокое положение в иерархии чем мотивы нужды.

Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда. Заметный вклад в разработку проблемы мотивации поведения внесла теория приобретенных потребностейамериканский ученого Д. Мак-Клелланда (David C. McClelland, 1962). Не отрицая значимости биологических и других «базисных» потребностей в мотивации поведения работников, Д. Мак-Клелланд попытался выявить наиболее важные «вторичные потребности», которые актуализируются при условии достаточной материальной обеспеченности. Онсчитал, что людям присущи три потребности высшего уровня: достижения, соучастия, во власти. Эти потребности приобретаются человеком под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Потребности достижения (в успехе) проявляются в стремлении человека достичь стоящих перед ним целей эффективнее, чем он делал это ранее.

Потребность соучастия (причастности) проявляется как стремление к дружеским отношениям с окружающими.

Потребность во власти состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Основной направленностью этой потребности является стремление контролировать действия людей, влиять на их поведение, брать на себя ответственность за их действия.

Потребность властвования имеет два полюса: стремление иметь как можно больше власти, контролировать все и всех и, в противоположность этому, стремление полностью отказаться от каких-либо притязаний на власть. Люди с высокой мотивацией властвования подразделяются на две непересекающиеся группы. Первую группу составляют лица, стремящиеся к власти ради возможности командовать. Ко второй группе относятся лица, которые стремятся к власти для того, чтобы с ее помощью более эффективно решать задачи организации.

Потребности достижения, соучастия и властвования в концепции Д. Мак-Клелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически, а взаимосвязаны.

Гуманистическая психология четко разделила мотивы человеческого поведения на инстинкты и страсти. Инстинкт — это чисто биологическая категория, в то время как страсти и влечения, коренящиеся в характере, — это биосоциальные исторические категории. И хотя они не служат физическому выживанию, они обладают такой же (а иногда и большей) властью, как и инстинкты. Психологи-гуманисты выделили такие мотивы человеческого поведения как: тенденция к самоактуализации, изменению, личностному росту; мотив творчества. Впервые выделили мотивы, которые признавали в человеке активную личность.

studfiles.net

Гуманистическая психология. Мотивация и личность

Гуманистическая психология

Современная гуманистическая психология многолика: культурное движение, сеть социальных контактов, набор человеческих переживаний, набор техник, система ценностей, организация и теория. В идеале, каждый их этих аспектов взаимодействует с другими, обогащая их (Maslow, цит. по: Greening, 1984, р. 3).

Я фрейдист, я бихевиорист, я гуманист… (Maslow, 1971,144, р. 4).

Теория

Разработанные Маслоу теории человеческой мотивации и самоактуализации в корне противоречат психоаналитическим и бихевиористским подходам. Вместе с тем, лично для Маслоу, иерархия потребностей стала логическим продолжением его предшествующей работы с бихевиористскими, фрейдистскими и адлерианскими моделями. Сам он считал себя одновременно фрейдистом и бихевиористом, а не бунтовщиком против их подходов. Маслоу видел свою задачу в творческом синтезе, а не в сектантстве, он считал свою работу развитием современных тенденций в психологии.

Почему теории Маслоу и других мыслителей гуманистического направления считаются революционными? Его работа и работа других психологов — гуманистов научная в том смысле, что опирается на эмпирическое исследование человеческого поведения, что отличает ее от других психологических систем, делающих акцент на определенных философских представлениях о людях (Buhler & Allen, 1972).

Гуманистическая психология является революционной в предложении позитивного подхода к человеческим переживаниям. Гуманистические психологи считают себя в первую очередь людьми и лишь во вторую — учеными. Они не претендуют на объективность. Они намереваются открыть методы, которые позволяли бы понять личность другого человека, в рамках крайне субъективного взаимодействия (Buhler & Allen, 1972; Polanyi, 1958).

Следующие особенности характерны для современной гуманистической психологии.

• Неудовлетворенность теориями, центрированными на патологии.

• Признание наличия у человека потенциала к росту, самоопределению, выбору и принятию на себя ответственности.

• Убежденность в том, что не хлебом единым жив человек; что он имеет высшие потребности, такие как научение, работа, любовь, творчество и т. п.

• Оценивание чувств, желаний и эмоций вместо их объективизации или поверхностного объяснения.

• Убежденность в том, что человек способен отличать истину от лжи, вести себя в соответствии с высшим добром; вера в вечные ценности, такие как истина, счастье, любовь и красота.

Гуманистическое движение

Такое определение Третьей силы в психологии было предложено Маслоу летом 1957 г., оно включено во введение к первому номеру журнала Journal of Humanistic Psychology (Sutich, 1961, pp. viii — ix):

Журнал Journal of Humanistic Psychology основан группой психологов и специалистов из других областей, которые проявляют интерес к человеческим возможностям, не нашедшим отражения в позитивистской или бихевиористской теориях, классическом психоанализе. Речь идет, в частности, о креативности, любви, самости, росте, организме, удовлетворении базовых потребностей, самоактуализации, высших ценностях, эго — трансцендентности, объективности, автономии, идентичности, ответственности, психическом здоровье и т. п.

Гуманистическая психология как интеллектуальное движение оформилась в начале 1960–х гг. при создании двух организаций. Эсаленовский институт Калифорнии (Esalen Institute of Californiaпрототип других центров роста и личностного развития, был основан в 1962 г. В том же году Абрахам Маслоу с коллегами основал Ассоциацию гуманистической психологии (Association of Humanistic Psychology, AHP).

Основной целью журнала и Ассоциации являлось изучение поведенческих характеристик и эмоциональной динамики полноценного и здорового человеческого функционирования. Новая ассоциация символизировала отказ от механистической, детерминистской, психоаналитической и бихевиористской ортодоксальности. В 1985 г. Ассоциация насчитывала 5200 членов во всех 50 штатах и многих иностранных государствах.

В предисловии к книге Фрэнка Гобла The Third Force, The Psychology of Abraham Maslow (Goble, 1970, p. vii) сам Маслоу писал:

Я хотел бы подчеркнуть, что любой из дюжины теоретиков столь же полезен, как и представитель психологии Третьей силы. Как движение она не имеет ни одного явного лидера, ни одного великого имени, в отличие от большинства революций в мировоззрениях, которые начинались под руководством конкретных лидеров, например фрейдизм, дарвинизм, марксизм, эйнштейнианство, Третья сила — результат работы многих людей. Помимо этого, параллельно делались открытия и в других областях. В настоящее время быстро развивается новое представление об обществе и всех его институтах.

Гуманистические психологи исследовали способы поощрения и оценки самоактуализации у отдельных индивидов, групп и организаций. В 1968 г. с целью измерения уровня самоактуализации был создан Опросник личностной ориентации (Personal Orientation Inventory, POI) (Shostrom, 1968). Этот инструмент нашел широкое применение в бизнесе, образовании и психологии.

Гуманистическая психотерапия

Практика современной психотерапии претерпела значительные изменения под влиянием взглядов Маслоу и других психологов — представителей Третьей силы. Хотя сам Маслоу не занимался клинической практикой, его идеи оказали заметное влияние на практическую психотерапию. Он не занимался разработкой системы техник, скорее его интересовал этический подход к человеческим взаимоотношениям в целом.

Маслоу полагал, что удовлетворительные результаты можно получить с помощью различных клинических подходов, а успешная психотерапия должна помочь индивиду в реализации своих основных потребностей, тем самым открывая путь к самоактуализации. Это, по мнению Маслоу, — «главная задача любой терапии» («Мотивация и личность», 1970, 142, pp. 241–264). «Безоговорочно принимается убеждение в том, что истина лечит. Научиться преодолевать собственные ограничения, познать себя, услышать голос побуждений, освободить ликующую природу, приобрести знания, достичь инсайта — вот основные задачи психотерапии», — пишет он в книге Farther Reaches of Human Nature (1971, 144, p. 52).

Гуманистическая этика, разработанная Маслоу (1970, p. 142) и развитая Бюд — женталем (Bugental, 1971), имеет особое значение для психотерапевтической практики. Вот некоторые ее принципы:

• принятие ответственности за собственные действия и переживания;

• взаимность в отношениях: признание взглядов другого человека;

• экзистенциальный подход (здесь — и–теперь), признание того, что человек живет лишь в настоящий момент;

• осознание того, что такие эмоции, как боль, конфликт, скорбь, вина, гнев, — являются часть человеческих переживаний, которые следует понять и даже оценить, а не скрывать и подавлять; выражение эмоций обнаруживает переживаемый смысл в жизни человека;

• люди, усвоившие гуманистическую этику, объединены поиском переживаний, ускоряющих личностный рост.

Следует отдать должное Карлу Роджерсу (Rogers, 1942, 1961): он впервые ввел новую гуманистическую концепцию взаимоотношений между психотерапевтом и пациентом. Теории Маслоу и Роджерса взаимно обогащали их обоих, при этом Роджерс использовал эти концепции при разработке новых подходов к психотерапии своих клиентов. Он назвал свою работу клиент — центрированным подходом. Роджерс представлял себе психотерапевта в роли фасилитатора, активного, но недирективного соучастника терапии. Различные психотерапевты гуманистического направления предложили свои варианты налаживания взаимоотношений между людьми.

Гуманистические психотерапевты признают и используют собственные переживания, полагая при этом, что нельзя недооценивать влияние и важность личности терапевта на процесс консультирования. Психотерапевт служит моделью, наглядно демонстрируя клиенту потенциал креативных и позитивных действий. Психотерапевты гуманистического направления также полагают, что окончательное решение и право выбора остается за клиентом. Хотя терапевт может играть поддерживающую роль, клиент несет главную ответственность за собственную жизнь и всегда останется наиболее влиятельной в ней фигурой (Buhler & Allen, 1972; Maslow, 1970, 142; Rogers, 1961).

Необходимо помнить, что знание собственной природы одновременно служит знанием человеческой природы в целом (Maslow, 1971,144, p. xvi).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Гуманистические теории мотивации | PSYERA

Наиболее известной и разработанной теорией мотивации считается концепция иерархии мотивов А. Маслоу. Согласно этой концепции все потребности личности можно разделить на. пять основных групп.

  1. Физиологические потребности. Они необходимы для выживания организма. Это — потребность в еде, воде, отдыхе, сексуальном удовлетворении.
  2. Потребность в безопасности включает потребности в защите от физических и психологических опасностей.
  3. Потребность в принадлежности и любви. Это потребности в социальной присоединенности к группе и принадлежности к ней, в социальных контактах.
  4. Потребность в признании и уважении включает, во-первых, потребности в уважении со стороны других — признании ими личных достижений, компетентности, личных качеств и достоинств; во-вторых, потребность в самоуважении.
  5. Потребность в самоактуализации — это потребности личности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, в росте собственной личности, в понимании, осмыслении и развитии собственного «Я». Потребность в самоактуализации выражается у каждого человека по-своему.

«Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать.  Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно», — пишет А. Маслоу.

Он также считал, что человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней. Пять групп потребностей одновременно являются и пятью основными уровнями потребностей. Потребности каждого вышележащего уровня возникают только тогда, когда потребности всех нижележащих уровней удовлетворены. Существует несколько основных закономерностей этих групп потребностей. Так, высшие потребности являются генетически более поздними. Чем выше уровень потребностей, тем менее они важны для выживания, тем дальше может быть отодвинуто их удовлетворение и тем легче от них на время освободиться. Высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные. Удовлетворение их чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности, обогащает внутренний мир. Таким образом, мы видим, что А. Маслоу строит свою иерархию на основании разграничения двух видов потребностей: тех, что отражают актуальные нужды, и тех, что как бы «смотрят в будущее», т. е. не ограничиваются сохранением существующего, а нацелены на рост и развитие. Соответственно эти две группы названы А. Маслоу потребностями дефицита и потребностями роста. Потребности дефицита функционируют по гомеостатическому принципу (принципу равновесия, баланса): актуализация — удовлетворение (насыщение) — угасание. Отсюда следует циклическая природа их динамики. Потребности роста отличаются их принципиальной ненасыщаемостью и возрастанием интенсивности по мере удовлетворения.

«Много пользы нам принесло бы осознание того факта, что высшие стремления являются частью биологической природы человека, столь же неотъемлемой, как потребность, в пище», — пишет он.

Повторим, что сам А. Маслоу считал, что высшие потребности, или потребности роста, могут стать явными только после того, как низшие дефицитарные потребности минимально удовлетворены. В дальнейшем западными и отечественными психологами были проведены интереснейшие эксперименты в области «надорганических» потребностей, или потребностей роста.

В возрастной психологии М. Лисиной была изучена потребность в общении, известной как «комплекс оживления». Ребенок с младенчества стремится к контакту со взрослым. Изучено, что новорожденные больше привязываются к тем, кто с ними разговаривает, а не к тем, кто только кормит и ухаживает. X. Харлоу (1959) была изучена потребность в контакте у детенышей обезьян. В их вольеры были помещены манекены — «псевдоматери». Один из манекенов был изготовлен из проволоки, но снабжен бутылочкой с молоком, а другой был обтянут мягким плюшем. Детеныши тянулись к теплой и мягкой «псевдомаме», а к проволочному манекену подбегали, чтобы подкормиться. Когда их что-то пугало, они бежали к плюшевой «маме». Таким образом, показано, что потребность в контакте и общении выходит на первое место у животных и тем более у человека.

Потребность в общении у человека не развивается, если в младенчестве дети лишаются такого «первичного контакта» (например, в домах ребенка, где с детьми мало разговаривают, а только удовлетворяют их физиологические нужды). У таких детей развивается «синдром госпитализма» или аутизм, когда к двум-трем годам они не обнаруживают желания контакта и интереса к взрослым.

Психологи исследовали также познавательные потребности человека. Живое существо нуждается в притоке свежей информации не меньше, чем в пище и воде. По данным X. Харлоу, ребенок, даже будучи голодным в течение 14 часов, садясь за стол, начинает изучать столовые приборы, перемешивать различные виды пищи и т. д. Отечественный психолог Л. И. Божович назвала простейшую форму познавательной потребности, которая заключается в активном исследовании мира ребенком, «потребностью в новых впечатлениях». В эксперименте Д. Хебба испытуемого-добровольца помещали в звуконепроницаемую камеру, где он вынужден был лежать неподвижно, без какой либо информации извне. После 12 часов такой изоляции у человека начинались галлюцинации, т. е. мозг начинал сам генерировать недостающую информацию.

psyera.ru

Гуманистические теории мотивации

По мнению одного из представителей гуманистической психологии американского психолога Карла Роджерса (Carl Ransom Rogers, 1955), нормальная личность открыта опыту, ее не нужно контролировать или управлять ею. Основной мотивирующей силой человеческого поведения он считал стремление к самореализации, самоосуществлению, стремление к реализация своих способностей и возможностей.По К. Роджерсу люди стремятся к тому, чтобы приблизить Я-идеальное к Я-реальному.

Видный американский психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу является автором иерархической теории мотивации.Он считал, что множество потребностей можно разделить на пять основных категорий и расположить в виде строгой иерархической структуры.Эту структуру он представлял в виде пирамиды, состоящей из пяти ступеней.

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания (еда, вода, отдых, секс). 2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира. 3. Социальные потребности — чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства привязанности и поддержки. 4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании. 5. Потребности самовыражения — это потребности в самоактуализации, реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры. Однако хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею (не обязательно полностью удовлетворять нижележащие потребности). Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь.

Маслоу делил мотивы на две группы — на мотивы нужды и мотивы роста. Основное различие в их функционировании состоит в том, что удовлетворение мотивов нужды приводит к снижению мотивации (по принципу снятия напряжения), а удовлетворение мотивов роста — к повышению мотивации. Кроме того, мотивы роста занимают относительно более высокое положение в иерархии чем мотивы нужды.

Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда.Заметный вклад в разработку проблемы мотивации поведения внеслатеория приобретенных потребностей американского ученого Д. Мак-Клелланда(1962). Не отрицая значимости биологических и других «базисных» потребностей в мотивации поведения работников, Д. Мак-Клелланд попытался выявить наиболее важные «вторичные потребности», которые актуализируются при условии достаточной материальной обеспеченности.Он считал, что людям присущи три потребности высшего уровня: достижения, соучастия, во власти.Эти потребности приобретаются человеком под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Потребности достижения (в успехе) проявляются в стремлении человека достичь стоящих перед ним целей эффективнее, чем он делал это ранее.

Потребность соучастия (причастности) проявляется как стремление к дружеским отношениям с окружающими.

Потребность во власти состоит в стремлении человека контролировать действия других людей, влиять на их поведение, брать на себя ответственность за их действия.

Потребность во власти имеет два полюса: стремление иметь как можно больше власти, контролировать все и всех и, в противоположность этому, стремление полностью отказаться от каких-либо притязаний на власть. Люди с высокой мотивацией властвования подразделяются на две непересекающиеся группы. Первую группу составляют лица, стремящиеся к власти ради возможности командовать. Ко второй группе относятся лица, которые стремятся к власти для того, чтобы с ее помощью более эффективно решать задачи организации.

Потребности достижения, соучастия и властвования в концепции Д. Мак-Клелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически, а взаимосвязаны.

Гуманистическая психология четко разделила мотивы человеческого поведения на инстинкты и страсти. Инстинкт — это чисто биологическая категория, в то время как страсти и влечения, коренящиеся в характере, — это биосоциальные исторические категории. И хотя они не служат физическому выживанию, они обладают такой же (а иногда и большей) властью, как и инстинкты. Психологи-гуманисты выделили такие мотивы человеческого поведения как: тенденция к самоактуализации, изменению, личностному росту; мотив творчества. Впервые выделили мотивы, которые признавали в человеке активную личность.

studfiles.net

Гуманистические теории мотивации

Количество просмотров публикации Гуманистические теории мотивации — 226

По мнению одного из представителœей гуманистической психологии американского психолога Карла Роджерса (Carl Ransom Rogers, 1955), нормальная личность открыта опыту, ее не нужно контролировать или управлять ею. Основной мотивирующей силой человеческого поведения он считал стремление к самореализации, самоосуществлению, стремление к реализация своих способностей и возможностей. По К. Роджерсу люди стремятся к тому, чтобы приблизить Я-идеальное к Я-реальному.

Видный американский психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу является автором иерархической теории мотивации. Он считал, что множество потребностей можно разделить на пять базовых категорий и расположить в виде строгой иерархической структуры. Эту структуру он представлял в виде пирамиды, состоящей из пяти ступеней.

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания (еда, вода, отдых, секс). 2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира. 3. Социальные потребности — чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства привязанности и поддержки. 4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании. 5. Потребности самовыражения — это потребности в самоактуализации, реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры. При этом хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею (не обязательно полностью удовлетворять нижелœежащие потребности). Есть люди, для которых, к примеру, самоуважение является более важным, чем любовь.

Маслоу делил мотивы на две группы — на мотивы нужды и мотивы роста. Основное различие в их функционировании состоит в том, что удовлетворение мотивов нужды приводит к снижению мотивации (по принципу снятия напряжения), а удовлетворение мотивов роста — к по­вышению мотивации. Вместе с тем, мотивы роста занимают относительно более высокое положение в иерархии чем мотивы нужды.

Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда. Заметный вклад в разработку проблемы мотивации поведения внесла теория приобретенных потребностей американский ученого Д. Мак-Клелланда (David C. McClelland, 1962). Не отрицая значимости биологических и других «базисных» потребностей в мотивации поведения работников, Д. Мак-Клелланд попытался выявить наиболее важные «вторичные потребности», которые актуализируются при условии достаточной материальной обеспеченности. Он считал, что людям присущи три потребности высшего уровня: достижения, соучастия, во власти. Эти потребности приобретаются человеком под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Потребности достижения (в успехе)проявляются в стремлении человека достичь стоящих перед ним целœей эффективнее, чем он делал это ранее.

Потребность соучастия (причастности)проявляется как стремление к дружеским отношениям с окружающими.

Потребность во властисостоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Основной направленностью этой потребности является стремление контролировать действия людей, влиять на их поведение, брать на себя ответственность за их действия.

Потребность властвования имеет два полюса: стремление иметь как можно больше власти, контролировать всœе и всœех и, в противоположность этому, стремление полностью отказаться от каких-либо притязаний на власть. Люди с высокой мотивацией властвования подразделяются на две непересекающиеся группы. Первую группу составляют лица, стремящиеся к власти ради возможности командовать. Ко второй группе относятся лица, которые стремятся к власти для того, чтобы с ее помощью более эффективно решать задачи организации.

Потребности достижения, соучастия и властвования в концепции Д. Мак-Клелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически, а взаимосвязаны.

Гуманистическая психология четко разделила мотивы человеческого поведения на инстинкты и страсти. Инстинкт — это чисто биологическая категория, в то время как страсти и влечения, коренящиеся в характере, — это биосоциальные исторические категории. И хотя они не служат физическому выживанию, они обладают такой же (а иногда и большей) властью, как и инстинкты. Психологи-гуманисты выделили такие мотивы человеческого поведения как: тенденция к самоактуализации, изменению, личностному росту; мотив творчества. Впервые выделили мотивы, которые признавали в человеке активную личность.

referatwork.ru

Наиболее известной и разработанной теорией мотивации считается

Наиболее известной и разработанной теорией мотивации считается концепция иерархии мотивов А. Маслоу. Согласно этой концепции все потребности личности можно разделить на. пять основных групп.

1. Физиологические потребности. Они необходимы для выживания организма. Это — потребность в еде, воде, отдыхе, сексуальном удовлетворении.

2. Потребность в безопасности включает потребности в защите от физических и психологических опасностей.

3. Потребность в принадлежности и любви. Это потребности в социальной присоединенности к группе и принадлежности к ней, в социальных контактах.

4. Потребность в признании и уважении включает, во-первых, потребности в уважении со стороны других

— признании ими личных достижений, компетентности, личных качеств и достоинств; во-вторых, потребность в самоуважении.

5. Потребность в самоактуализации — это потребности личности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, в росте собственной личности, в понимании, осмыслении и развитии соб-

ственного «Я». Потребность в самоактуализации выражается у каждого человека по-своему. «Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно», — пишет А. Маслоу. Он также считал, что человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней.

Пять групп потребностей одновременно являются и пятью основными уровнями потребностей. Потребности каждого вышележащего уровня возникают только тогда, когда потребности всех нижележащих уровней удовлетворены. Существует несколько основных закономерностей этих групп потребностей. Так, высшие потребности являются генетически более поздними. Чем выше уровень потребностей, тем менее они важны для выживания, тем дальше может быть отодвинуто их удовлетворение и тем легче от них на время освободиться. Высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные. Удовлетворение их чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности, обогащает внутренний мир. Таким образом, мы видим, что А. Маслоу строит свою иерархию на основании разграничения двух видов потребностей: тех, что отражают актуальные нужды, и тех, что как бы «смотрят в будущее», т. е. не ограничиваются сохранением существующего, а нацелены на рост и развитие. Соответственно эти две группы названы А. Маслоу потребностями дефицита и потребностями роста. Потребности дефицита функционируют по гомеостатическому принципу (принципу равновесия, баланса): актуализация — удовлетворение (насыщение) — угасание.

Отсюда следует циклическая природа их динамики. Потребности роста отличаются их принципиальной ненасыщаемостью и возрастанием интенсивности по мере удовлетворения. «Много пользы нам принесло бы осознание того факта, что высшие стремления являются частью биологической природы человека, столь же неотъемлемой, как потребность, в пище», — пишет он. Повторим, что сам А. Маслоу считал, что высшие потребности, или потребности роста, могут стать явными только после того, как низшие дефицитарные потребности минимально удовлетворены.

В дальнейшем западными и отечественными психологами были проведены интереснейшие эксперименты в области «надорганических» потребностей, или потребностей роста. В возрастной психологии М. Лисиной была изучена потребность в общении, известной как «комплекс оживления». Ребенок с младенчества стремится к контакту со взрослым. Изучено, что новорожденные больше привязываются к тем, кто с ними разговаривает, а не к тем, кто только кормит и ухаживает. X. Харлоу (1959) была изучена потребность в контакте у детенышей обезьян. В их вольеры были помещены манекены — «псевдоматери». Один из манекенов был изготовлен из проволоки, но снабжен бутылочкой с молоком, а другой был обтянут мягким плюшем. Детеныши тянулись к теплой и мягкой «псевдомаме», а к проволочному манекену под-

бегали, чтобы подкормиться. Когда их что-то пугало, они бежали к плюшевой «маме». Таким образом, показано, что потребность в контакте и общении выходит на первое место у животных и тем более у человека.

Потребность в общении у человека не развивается, если в младенчестве дети лишаются такого «первичного контакта» (например, в домах ребенка, где с детьми мало разговаривают, а только удовлетворяют их физиологические нужды). У таких детей развивается «синдром госпитализма» или аутизм, когда к двум- трем годам они не обнаруживают желания контакта и интереса к взрослым.

Психологи исследовали также познавательные потребности человека. Живое существо нуждается в притоке свежей информации не меньше, чем в пище и воде. По данным X. Харлоу, ребенок, даже будучи голодным в течение 14 часов, садясь за стол, начинает изучать столовые приборы, перемешивать различные виды пищи и т. д. Отечественный психолог Л. И. Божович назвала простейшую форму познавательной потребности, которая заключается в активном исследовании мира ребенком, «потребностью в новых впечатлениях». В эксперименте Д. Хебба испытуемого-добровольца помещали в звуконепроницаемую камеру, где он вынужден был лежать неподвижно, без какой либо информации извне. После 12 часов такой изоляции у человека начинались галлюцинации, т. е. мозг начинал сам генерировать недостающую информацию.

psihologia.biz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *