24. Гуманистическая школа психологии.
Это направление возник в США в 50 годы в протест психанализа. Гуманист, т.к. оно основано на вере в возм-ть расцвета кажд чел сущ-ва, если представить ему возм-ть самому выбрать св судьбу и направлять ее. Родоначальники: Карл Роджерс, Абрахам Маслоу. В кажд человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя и он наделен силами, необх для развития. Осн принципы гуманист психологии: 1. Чел-к всегда обладает свободой и необходимой для нее независимостью Даже обреченный на смерть чел-к м по-разному чувст-ть ее приблежение. 2. Сам важным источником инфо явл субъект психич опыт чел-ка, доступный ему ч\з осознание «здесь и теперь». Человек от природы хорош и способен к самосоверш-ю.Сама сущность чел-ка постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обст-ва окружения не мешают этому. Люди – в высш степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознат потребностей и конфликтов.
25.Бихевиоризм. Теория формирования агрессивных форм личности. Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. Cущность бихевиоризма. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями.
Гуманистическая школа психологии
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История
становления…………………………………………………
2. Основные представители гуманистической психологии……………………………..6
3. Принципы
гуманистической психологии……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Гуманистическая психология —
направление в западной (преимущественно
американской) психологии, признающее
своим главным предметом
Гуманистическая психология настаивает прежде всего на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, то есть описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).
1. История становления
В первой половине XX века возникло
множество психологических
В конце 1960—начале 1970-х гг. гуманистическая психология в США переживает свой расцвет. В 1971 г. удается организовать выступление Стэнли Крипнера в Академии наук СССР. В своем докладе он отмечает общие с советской психологией точки зрения и подходы в исследовании сознания и потенциальных творческих возможностей человека. В 1972 г. с группой членов АГП он снова посещает Москву.
В России в этот период активно развивается одно из основных направлений советской психологии — деятельностный подход. Он не чужд гуманистической проблематике, как, впрочем, и остальные советские научные школы, открытые по отношению к ней. Именно в их русле формируются отечественные гуманистические концепции, не противопоставляясь другим школам и направлениям, как в Америке, а развивая и трансформируя существующие подходы.
2. Основные представители
Гуманистическая психология, появившаяся
как направление, альтернативное
психологическим школам
Каждое новое направление в науке определяет свою программу через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как «система реакций» (Скиннер), либо как набор «измерений» (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики – свободы воли – и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами «поля», бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка «грохотов бессознательного».
Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.
Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.
Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.
Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом, Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии.
Еще одним видным американским психологом, основателем гуманистической психологии являлся Абрахам Маслоу. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).
Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчерки вал, что он не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является антидоктринером, то есть выступает против абсолютизации их опыта.
Одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью.
Не менее активно Маслоу выступал и против сведения всей психической жизни к поведению, что было свойственно бихевиоризму. Самое ценное в психике – ее самость, ее стремление к саморазвитию – не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая исследовала бы «Яконцепцию» личности.
Маслоу почти не проводил глобальных, крупно масштабных экспериментов, которые характерны для американской психологии, особенно для бихевиоризма. Его небольшие, пилотажные исследования не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. Именно так он подошел к исследованию «самоактуализации» – одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.
В отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую при роду необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях. Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек, при этом девять из них бы ли его современниками, а девять – историческими личностями (А.Линкольн, А.Эйнштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.).
Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:
· физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;
· потребность в безопасности – стабильность, порядок;
· потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;
· потребность в уважении – самоуважение, признание;
·потребность в самоактуализации – развитие способностей.
Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).
В то же время большинство представителей гуманистической психологии приняло термин «самоактуализация», введенный Маслоу, как и его описание «самоактуализирующейся личности».
Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Это не одномоментный акт, а процесс, не имеющий конца, это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение». Маслоу выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют личностный рост. Это может быть мгновенное переживание – «пик-переживание» или дли тельное – «плато-переживание».
Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому человеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры.
Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти механизмы не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность понять его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.
Ученый считал, что именно осознанные
стремления и мотивы, а не бессознательные
инстинкты составляют суть
В то же время отчуждение, сохраняя «самость», индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его и стремятся погубить. Оптимальными, считал Маслоу, являются идентификация во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу сделала его популярным в среде интеллектуалов, так как во многом отражала взгляды этой социальной группы на взаимосвязь между личностью и обществом.
Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого человека.
Теория личности Роджерса. В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни, и который он называл «феноменальным полем», индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.
Образовательный центр AHA
Программа гуманитарных исследований
Наша программа гуманитарных исследований для выпускников дает возможность людям стать эффективными лидерами, представителями и защитниками гуманизма. УЧИТЬСЯ. ПРИВЛЕКАТЬ. ВДОХНОВЛЯТЬ! (Курсы будут полностью онлайн в 2020-2021 годах из-за COVID-19.)
Программа гуманитарных исследований
Программа гуманитарных исследований Центра образования AHA (HSP) направлена на развитие лидерских качеств, которые являются этически обоснованными, информированными, умелыми, глобально ответственными, личностно устойчивыми и…
Обзор
Требования к поступающим Все наши программы требуют наличия степени бакалавра или ее эквивалента. Ограниченное количество студентов может быть принято без степени бакалавра при…
Плата за обучение
Плата за обучение по программе гуманитарных исследований взимается за каждый кредит. Ниже приведена информация о необходимых стипендиях для студентов-сертификатов. 2023/2024 Ставки …
- Говоря о гуманизме
- Критические умы
- Дальнейшее размышление
Предстоящие события
Образование Календарь Google Записи предыдущих событий
2023-07-30 Zoom Встреча
Как поддержать нравственное развитие детей
В 2023 году Образовательный центр AHA привлекает родителей, опекунов и общественных деятелей к гуманистическим…
2023-08-10 Веб-семинар Zoom
Становление горячих точек принадлежности в одиноком мире
Это мероприятие является частью нашей серии «Говоря о гуманизме», которая состоится 10 августа, с 18:30 до 20:00 по восточноевропейскому времени…
2023-08-27 Zoom Встреча
Акцент на альтруизме
В 2023 году Образовательный центр AHA привлекает родителей, опекунов и общественных деятелей к гуманистическим…
Посмотреть все события
Humanist EDge — это колонка онлайн-журнала theHumanist. com, в которой публикуются новости и информация о гуманитарном образовании.
1-800-837-3792 [email protected] 1821 Jefferson Place NW, Вашингтон, округ Колумбия, 20036
гражданских гуманистов | Школа гуманитарных наук
Благодаря щедрому финансированию Терри и Терренса Джи, Гражданская гуманистическая программа стремится наладить отношения между Университетом Райса и старшими школами, обслуживающими слабопредставленных и экономически неблагополучных учащихся. Финансирование поддерживает визиты преподавателей в средние школы, чтобы как поделиться исследовательским опытом преподавателей в области гуманитарных исследований, так и поделиться взглядами на темы, которые учителя и студенты изучают в своих классах. Гражданская гуманистическая программа также предлагает помощь учащимся старших классов в посещении кампуса Университета Райса для изучения программ Школы гуманитарных наук. Преподаватели и администраторы могут запросить покрытие расходов на транспорт и питание, связанных с посещением студенческой группы.
Для визитов преподавателей в средние школы, которые возобновятся весной 2023 года, учителя и школьная администрация могут выбрать из тщательно отобранного списка докладчиков факультетов гуманитарных наук, которые предлагают живые презентации, соответствующие некоторым стандартам TEKS. Преподаватели факультета пригласят студентов пройти обучение, подобное тому, которое проводится на курсе гуманитарных наук на уровне колледжа.
Студенческие визиты в Университет Райса включают экскурсии по кампусу, проводимые студентами бакалавриата, и встречи с преподавателями и нынешними студентами Райса, основанные на интересах студенческой группы. Например, одно из предыдущих посещений школы было посвящено теме изучения окружающей среды. Здесь вы можете увидеть полный спектр возможных тем.
Пожалуйста, свяжитесь с заместителем декана Фэй Ярбро для получения дополнительной информации о посещении студентами кампуса или посещениях преподавателями школ Хьюстона: fyarbrough@rice. edu.
Гражданские гуманистические спикеры
- ИСКУССТВО И ТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ
Эстер Фернандес
Несовершенный герой: Дон Кихот и современный романЛуис Дуно-Готберг
Не научиться видеть: слепые пятна визуальной культурыСофи Кроуфорд-Браун
Знаменитые здания Древнего РимаМаргарита Кастроман Сото
До Ваканды: графические романы в афроамериканской литературной традицииЧарльз Дав
Кино и мировая культураОливия К. Янг
Спекулятивные темы в черном современном искусстве 9003 0- СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГ И СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Айша Поллниц
Что такое «права» и откуда они берутся?
Был ли Макиавелли республиканцем или демократом?Лузирис Пинеда Тури
Использование идентичности первого поколения/малообеспеченного: высшее издание. ПутешествиеМайя Айриш
Средневековые истоки антисемитизмаМаргарита Кастроман Сото
До Ваканды: графические романы в афроамериканской литературной традицииAlden Marte-Wood
Забота о социальном в социальных сетях: цифровой труд и глобальный ЮгТрэвис Александр
От ВИЧ/СПИДа к Covid-19: Как пандемии усугубляют расовый страх- ЭТИКА, ЦЕННОСТИ И МОРАЛЬ
Айша Поллниц
Что такое «права» и откуда они берутся?
Был ли Макиавелли республиканцем или демократом?Гвен Брэдфорд
Этика исследования космосаДжефф Крипал
Архивы невозможного: или как думать о необычных переживанияхЛузирис Пинеда Тури
Использование идентичности первого поколения/малообеспеченного: высшее издание.