Гуманистическое направление это – —

6. Гуманистическое направление в психологии

  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей.
  • Внешнеторговые расчёты.
  • Формы безналичных расчётов.
  • Платежный оборот и безналичные расчёты.
  • Организация денежного обращения.
  • Возникновение денежного обращения.
  • Субъективная социология Лаврова.
  • Социальные проблемы рынка труда. Дискриминация на рынке труда.
  • Эволюционизм и первобытная культура.
  • Источники предпринимательского права.
  • Фотореклама в России в начале 20 века.

    Главная » Общая психология » 6. 6. Гуманистическое направление в психологии


    6. Гуманистическое направление в психологии

    Гуманистическая психология – направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т.д.
    Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.
    Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:
    ♦ человек целостен и должен изучаться в его целостности;
    ♦ каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
    ♦ человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;
    ♦ человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
    ♦ человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
    ♦ человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
    ♦ человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
    Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.
    А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:
    1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т.д.;
    2) потребности в безопасности – потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;
    3) потребности в принадлежности и любви – потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;
    4) потребности уважения (почитания) – потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;
    5) познавательные потребности – потребность знать, уметь, понимать, исследовать;
    6) эстетические потребности – потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;
    7) потребности самоактуализации – потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.
    По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1 %). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.
    В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности – это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.
     
    Лекция, реферат. 6. Гуманистическое направление в психологии — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

    Оглавление книги открыть закрыть

    « назад Оглавление вперед »
    5. 5. Бихевиоризм как одно из направлений в психологии « | » 7. 7. История становления отечественной психологии

     

     

referatwork.ru

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.

Гуманистическая психология — направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку.

Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х гг. под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии — психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой — лучше рассматривать ее как движение (т. е. особую группу теоретических подходов к личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход психологической третьей силой. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления. Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как «сущий-в-мире», осознанно и болезненно постигая наше существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Как сказал Сартр, «человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма». Следовательно, экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов — мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда «жизнь есть то, что мы из нее делаем». Разумеется, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей ношей. С точки зрения экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.

Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств. Для экзистенциалистов вопрос заключается в том, может или нет человек жить подлинной (честной и искренней) жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии. Теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди — мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр: «Я есть мой выбор».

Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, — это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Студент старших курсов колледжа решительно отличается от меняющего одежду хихикающего подростка, каким он был четыре года назад. А еще через четыре года он может стать совер шенно другим из-за того, что освоит новые пути в жизни, например, станет родителем или сделает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, с экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений. Люди, отказывающиеся от становления, перестают расти: они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедией и извращением того, чем может быть человек, так как он ограничивает свои жизненные возможности. Проще говоря, будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом выявить свои способности. Кто отказывается принять вызов и создать достойную жизнь, полную смысла, совершает то, что экзистенциалисты называют предательством. Тот, кто предал свою человеческую сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования. Кто я? Моя жизнь имеет смысл или она абсурдна? Как я могу реализовать мою человеческую природу, даже если я навеки один в этом мире? Вместо этого он видит смысл жизни в слепом подчинении ожиданиям общества, о нем говорят, что он живет неподлинной жизнью.

Несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека. В бюрократическом обществе индивидуум стремится к деперсонализации и исчезновению в группе. Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными -чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает «мужества быть» — уйти от старых шаблонов, настоять на своем и искать новые и эффективные пути для лучшей самоактуализации. Они предпочитают полагаться на то, что одобряется и ценится друзьями, семьей, учителями, религией, социальными установками или обществом в целом. Но свобода строить свое существование может быть как проклятьем, так и благословением: гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-то стоящее в жизни. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир и ответственны за одну человеческую жизнь — свою собственную. Избегать свободы и ответственности — значит быть неподлинным (неаутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности.

Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная реальность, известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или «здесь-и-сейчас» направление. И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал нам: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто».

В различных теоретических трудах Маслоу выдвигал свою интерпретацию того, что составляет гуманистическую теорию личности. Как вскоре станет совершенно очевидно, его персонологическое направление резко отличается от теорий, доминирующих в последние 50 лет, особенно от психоанализа и бихевиоризма. Но прежде чем подробно разбирать, что представляет собой данный подход к личности, давайте рассмотрим ключевые элементы гуманистической психологии Маслоу.


students-library.com

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ — это… Что такое ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ?


ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ
ГУМАНИСТИ́ЧЕСКИЙ, гуманистическая, гуманистическое (книжн.). прил. к гуманизм и к гуманист.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

.

Синонимы:
  • ГУМАНИСТ
  • ГУМАНИТАРНЫЙ

Смотреть что такое «ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ» в других словарях:

  • гуманистический — гуманистический …   Орфографический словарь-справочник

  • гуманистический — ая, ое. humaniste m. Отн. к гуманизму, гуманистам, созданный на гуманизме. Гуманистическая культура. Гуманистическая мораль. Гуманистические идеи. БАС 2. В российской Конституции уже содержится идеологизированное гуманистическое утверждение:… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • гуманистический — ГУМАНИЗМ, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ — свойственный гуманизму, проникнутый духом этого направления; гумм. науки изучающие историю, литературу, языки и человеческие отношения в современ. обществах, в отличие от реальных наук, занятых природой. Полный словарь иностранных слов, вошедших… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • гуманистический — прил., кол во синонимов: 2 • гуманистичный (3) • человеколюбивый (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Гуманистический — I прил. 1. соотн. с сущ. гуманизм I, связанный с ним 2. Свойственный гуманизму [гуманизм I], характерный для него. II прил. 1. соотн. с сущ. гуманизм II, связанный с ним 2. Свойственный гуманизму [гуманизм II], характерный для него. Толковый… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Гуманистический — I прил. 1. соотн. с сущ. гуманизм I, связанный с ним 2. Свойственный гуманизму [гуманизм I], характерный для него. II прил. 1. соотн. с сущ. гуманизм II, связанный с ним 2. Свойственный гуманизму [гуманизм II], характерный для него. Толковый… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • гуманистический — гуманистический, гуманистическая, гуманистическое, гуманистические, гуманистического, гуманистической, гуманистического, гуманистических, гуманистическому, гуманистической, гуманистическому, гуманистическим, гуманистический, гуманистическую,… …   Формы слов

  • гуманистический — гуманист ический …   Русский орфографический словарь

  • гуманистический — …   Орфографический словарь русского языка


dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *