Гуманизм это в психологии: ГУМАНИЗМ это

Гуманность — что это такое простыми словами и кто такой гуманист (гуманный человек)

Обновлено 17 января 2023 Просмотров: 24 501 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Такое качество характера, как гуманность в современном обществе проявляется, к сожалению, все реже и реже.

Быть добрым и отзывчивым становится невыгодно: воспримут за слабого и бесхарактерного, будут пользоваться этим и сядут на шею. Этому есть объяснение – падение общественной нравственности, но речь сейчас не о том.

Что такое гуманность

Сразу стоит разделить два термина – гуманизм и гуманность. Иногда их используют в качестве синонимов, и в широком смысле это правильно: оба понятия «говорят» об одном и том же – о человеколюбии, но подходят к вопросу с разных сторон.

Гуманизм — это теория, содержащую морально-нравственные правила и нормы, передаваемые с помощью речи. А гуманность – это собственно практика или поступки, в основе которых лежит любовь к людям. О последнем и будет разговор.

В переводе с латыни гуманность (humanus) буквально означает «человечный».

В глобальном смысле гуманность — это уважение человека, его личности, сострадание и сопереживание горю, искреннее желание помогать окружающим, иногда даже жертвуя своими интересами. Это душевное качество людей.

В узком смысле гуманность трактуют, как стремление причинять другим как можно меньше боли и страданий. В толковом словаре русского языка под редакцией Ожегова данный термин имеет следующее определение:

гуманность – это направленность на благо других, отзывчивость. Антонимом данного понятия является жестокость (что это?).

Идея родилась в эпоху Возрождения. Ее приверженцы пропагандировали терпимость и снисходительность: только так люди могут сплотиться и сделать свое общество крепким и морально здоровым.

И все же истоки любви к человечеству лежат в христианстве, его заветах: «полюби ближнего, как себя самого. Относись к другим так же, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Кто такой гуманист

Кто такой гуманист, догадаться несложно. Это и есть индивид, любящий человека и человечество в целом.

Такие личности не делят других на плохих и хороших, принимают их такими, какие они есть на самом деле, прощают оступившихся и дают шансы на исправление, помогают тем, кто в этом нуждается. Они не могут оставаться равнодушными к людскому горю, так как обладают высоким уровнем эмпатии – переживают чужие беды, как свои.

Гуманисты – это добрые люди, не понаслышке знающие о милосердии, безусловной любви, имеющие гибкое мировоззрение: они не ждут от других идеальности, способны войти в любое положение, понять и принять не самые красивые поступки членов общества.

Беспристрастный, максимально объективный, не имеющий жестких установок гуманист – это в первую очередь творческая личность.

Ведь для него нет рамок, он спонтанен, не привязан к «хорошо» и «плохо», стереотипам и условностям, навязанным обществом. Благодаря внутренней свободе, он свободен внешне и потому постоянно получает различный жизненный опыт, развиваясь духовно и физически.

Гуманный — это какой?

Еще раз повторю определение (но в несколько более развернутом виде), чтобы опираясь на него можно было бы выделить признаки, которые с полным основанием можно было бы назвать гуманистическими.

Определить гуманного человека можно по следующим трем характерным признакам:

  1. Альтруизм – это желание помогать нуждающимся совершенно безвозмездно, склонность заботиться о других, оказывать содействие, не прося ничего взамен. Ярким примером проявления этого качества являются люди, занимающиеся волонтерством – деятельностью, направленной на посильную помощь окружающим.

    Это делается не за деньги, славу или еще какие-либо бонусы. Намерения таких личностей идут от души. Это помощь ради помощи.

    Человек, имеющий гуманистический взгляд на мир, может быть донором, помогать детским домам, организовывать бесплатные праздники, ухаживать за стариками в домах престарелых, лечить раненных в зоне боевых действий и так далее.

  2. Нравственность — это система ценностей, выстроенная на великодушии, доброте (что это такое?), принятии и отсутствии эгоизма. Индивид гуманный – это человеколюбивая личность, воспитанная таковой с детства. Если ребенка разными способами учили жестокости и прививали мысль, что мир опасен, то вряд ли в будущем он будет относиться к нему с любовью.
  3. Сила воли – нужна в данном случае для борьбы с низменными чувствами и желаниями. Тот же самый эгоизм присутствует у всех без исключения, это данность, необходимая для выживания и развития. Мы отличаемся только степенью любви к себе: есть те, кто никогда ни чем не делится и никому не помогает, и те, кто отдает последнее на благо других.

    Иногда для того, чтобы сделать второе, приходится изрядно помучиться в сомнениях. Гуманист – это тоже человек, он должен хоть немного думать и о себе, чтобы жить полноценной жизнью. Если вы стоите в последних штанах, то неразумно будет отдать брюки тому, у кого их нет. Другое дело, если штанов у вас двое.

Если в поступке человека не присутствует этих трех элементов, то говорить о гуманности не приходится.

Нередко бывает так, что люди жертвуют немалые суммы на благотворительность (как это делают филантропы), а потом кричат об этом на всех углах, разве что плакаты по городу не вешают. Такие деяния диктуются тщеславием, а это и есть корысть. Желание помогать не должно сопровождаться ожиданием отдачи, платы за свое добро. Иначе это уже торговые отношения.

Гуманистическая психология

Человеколюбие является центральным принципом гуманистической психологии, которая рассматривает каждого индивида, как уникальную систему, способную к саморазвитию.

Предметами изучения психологов этого направления являются творческие способности, моральные и нравственные принципы, самоактуализация, выбор и ответственность, свобода и любовь. Одним словом – в центре стоит человек и его ценности.

Многие науки изучают людей, их существование, общение с другими, факторы, обуславливающие развитие: история, литература, обществоведение и другие. В связи с этим любая из этих наук имеет приставку гуманистическая. Это значит, что предметом их изучения является индивид, его деятельность и взаимодействие с миром.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Гуманизм . Психологос [Энциклопедия практической психологии]

Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. На практическом уровне это выражается в бережном отношении к человеку.

Истоки современного гуманизма восходят к эпохе Возрождения (XV–XVI вв.), когда в Италии, а затем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникло широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви. В противовес требованиям посвятить земную жизнь искуплению своих грехов гуманисты провозгласили человека венцом мироздания, утверждали его право на земное счастье, на «естественное» стремление к наслаждению и способность к нравственному самосовершенствованию как духовно свободной личности. Изначально понятие «гуманизм» означало, как сказано в Советском энциклопедическом словаре, «признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей», и лишь в конце этого определения словарь добавлял более позднее значение: «утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений» (то есть гуманизм в смысле «гуманность»). Если попытаться выразить идеалы гуманизма одной фразой, то это, наверное, будет строка из Декларации независимости США: «Каждый человек имеет право стремиться к свободе и счастью». Гуманизм против того, чтобы человека использовать. Он за то, чтобы о человеке заботиться, и делать это бережно.

Гуманистическая педагогика считает, что в каждом ребенке есть позитивное ядро, надо только помочь ему развиться. Ребенок рождается свободным, и гуманизм возражает против навязывания детям того или иного мировоззрения, юный человек должен сам определить свой путь.

В соответствии с гуманистическими взглядами человеческая жизнь бесценна, и особенно нуждаются в защите слабые: дети, женщины, старики и инвалиды. В педагогике это подход, согласно которому в каждом ребенке есть позитивное ядро, надо только помочь ему развиться. Считается, что ребенок рождается изначально свободным, и эта изначальная свобода – абсолютная самоценность. Гуманизм возражает против навязывания детям того или иного мировоззрения, считая, что юный человек сам должен определять свой путь. В воспитании приветствуется недирективность, нельзя применять давление, принуждение и манипуляции. Идеал развития – гармонически развитая личность, человек, живущий счастливо и свободно. В практической психологии гуманистический подход более всего выражен в психотерапии, реализующей принцип «Не навреди» и ставящей задачу спасти от проблем, избавить от душевной боли.

Впрочем, гуманизм всегда подвергался критике, и часто небеспочвенной. Бережность по отношению к детям (да и ко взрослым) всегда имела и оборотную сторону. Те, кого берегли от сквозняков, чаще болели, а те, кого уберегали от трудностей жизни, как раз чаще в этих трудностях ломались. Любое движение вперед невозможно без ошибок, но принцип «Не навреди» запрещает допускать ошибки в отношении человека и, таким образом, становится преградой в применении новых технологий в этой сфере.

Любопытно, что вплоть до XVII века хирургия была делом не врачей, а цирюльников, поскольку врачи буквально соблюдали принцип «Не навреди» и им было запрещено повреждать кожные покровы больного. Операция, если она выполнялась по правилам, проводилась под руководством ученого доктора, который сидел за кафедрой и громко вслух зачитывал указания «хирургу» – цирюльнику. Поскольку врач пользовался классической латынью, малограмотный цирюльник не понимал ни слова и резал больного так, как понимал это сам.

Больше всего это походило на пытки. Как вы понимаете, сегодня принцип «Не навреди» так буквально не понимается, современный хирург имеет право и обязан повреждать кожные покровы больного, если это необходимо для сохранения жизни пациента.

Современное развитие гуманизма также имеет свои трудности. В юриспруденции абсолютизация принципа ценности жизни привела к фактическому торжеству преступника над жертвой. Инвалиды, осознавшие себя угнетаемым меньшинством, сегодня протестуют против пренатальной диагностики, позволяющей женщинам абортировать будущих инвалидов. Когда гуманизм защищает самых слабых и больных, в обществе их становится все больше и больше.

История из жизни: аквариумная выставка в Германии. К стенду с золотыми рыбками подходят сотрудники экологической полиции, заботящейся о соблюдении прав животных (рыбок). Измерили объем аквариума, посчитали количество рыб, обнаружили несоответствие. Люди вежливые, не штрафуют, а предлагают решить вопрос. Но как? Лишнюю рыбку в баночку не пересадишь, там ей тоже будет воды недостаточно.

В конце концов полицейские подсказали: надо лишнюю рыбку просто выкинуть в унитаз. Во имя заботы о рыбках… Это тоже одна из граней современного гуманизма.

Гуманистическая психология в спорте — BelievePerform

Гуманистическая психология в спорте — BelievePerform — ведущий веб-сайт по спортивной психологии в Великобритании

Гуманизм возник как психологическая структура в 1950-х годах как ответ на негативный взгляд на человечество со стороны бихевиоризма и психоанализа, доминирующих структур в то время. Гуманизм стал известен как «Третья сила» среди психологических структур. В отличие от учений бихевиоризма и психоанализа, основатели гуманизма Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и Ролло Мэй исследовали положительные аспекты человечества, такие как любовь, индивидуальность, творчество, надежда и актуализация. Их основное внимание было сосредоточено на врожденной доброте людей, стремлении и потенциале людей к достижению личностного роста, человеческой ответственности и реальном жизненном опыте человеческой личности.

Гуманисты прежде всего утверждают, что каждый человек — уникальное существо, у которого есть возможность выбирать и изменять себя и свой образ жизни, также известный как свободная воля.

Авраам Маслоу, один из отцов гуманизма, наиболее известен своей «Иерархией потребностей» (рис. 1), которая представляет собой модель, используемую для объяснения его теории мотивации человека. Эта модель была построена, чтобы удовлетворить теоретические потребности мира и в то же время соответствовать тому, что Маслоу считал известными фактами. В исходной модели есть пять основных потребностей, определяющих мотивацию людей; физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности, потребности в уважении и потребности в самоактуализации. Физиологические потребности состоят из основных вещей, которые люди должны иметь, чтобы выжить, таких как пища, вода и кров. Потребности в безопасности несколько более абстрактны, но все же являются физическими. Они включают в себя такие вещи, как безопасность и защита, а также свобода от страха и беспокойства.

Потребность в принадлежности включает в себя дарение и получение любви, а также потребность чувствовать себя принятым и частью чего-то, например, семьи или группы. Далее следуют потребности в уважении, которые представляют собой стремление не только к самоуважению и самоуважению, но и к уважению и уважению других. Наконец, потребность в самореализации относится к человеческому желанию самореализоваться, делать то, что вы должны делать, и все, на что вы способны. Это иерархия в том смысле, что для удовлетворения потребностей наверху необходимо сначала удовлетворить потребности внизу. Например, тот, у кого нет дома и кто вынужден спать на улице, не будет нуждаться в любви или принятии, пока не найдет убежище.

Иерархия потребностей Маслоу до сих пор используется по-разному. В иерархию также было внесено несколько изменений и дополнений. Одно из самых заметных изменений в модели было внесено в 1990-х годах с добавлением трансцендентности (рис. 2). То есть, как только самоактуализация достигнута, у людей возникает потребность помочь другим также достичь этого состояния актуализации. Это подтверждает идею о том, что люди по своей природе хороши и хотят не только быть лучшими, кем они могут быть, но и хотят, чтобы окружающие также полностью реализовали свой потенциал.

Терапевтические методы гуманизма

Методы гуманистической терапии предназначены для того, чтобы помочь клиенту сделать альтернативный выбор в отношении своей жизни или личных идеалов. Терапевтический подход, который является наиболее фундаментальным для гуманистической психологии, был разработан Карлом Роджерсом (1951), когда он впервые применил гуманистические принципы в так называемой клиентоцентрированной терапии. Этот подход фокусируется на самооценке клиента и на том, как он может достичь конечной реализации (самоактуализации). Центральное место в клиентоцентрированной терапии занимают прочные доверительные отношения между клиентом и терапевтом. Есть несколько характеристик, которыми должен обладать терапевт, использующий клиентоцентрированную терапию; конгруэнтность, принятие, активное слушание, эмпатия.

Для того чтобы клиентоцентрированная терапия работала, жизненно важно, чтобы терапевт проявлял высочайшее уважение к своему клиенту как к личности. Это означает, что терапевт не доминирует со своими собственными взглядами и уважает право клиента на самоуправление. Роджерс утверждает, что для терапевта важно смотреть на каждого клиента с индивидуальной гипотезой, а не с целью попытаться изменить его. Роль консультанта, использующего этот подход, состоит в том, чтобы принять клиента таким, какой он есть, и побудить человека объективно взглянуть на свой выбор, не навязывая клиенту свои собственные взгляды и идеалы, которым он затем просто следует. Еще одним ключевым аспектом отношений клиент-терапевт является эмпатия. Я-концепцию лучше всего может выразить психотерапевт, демонстрирующий точное эмпатическое понимание. Эмпатия также создает среду обучения, которая позволяет клиентам относиться к себе по-новому. Наряду с эмпатией Роджерс подчеркивает важность способности быть активным слушателем.
Роль терапевта как активного слушателя состоит в том, чтобы прояснить и объективировать чувства клиента. Часто терапевт повторяет или переформулирует то, что клиент только что сказал ему. Это позволяет клиенту услышать то, что он сказал, и может помочь ему лучше понять и прояснить свои собственные мысли и эмоции. Это также дает им уверенность в том, что терапевт действительно слушает и то, что они говорят, важно.

Гештальт-психология является подвидом гуманизма и использует некоторые схожие техники в терапевтических условиях. Одной из терапевтических техник, более характерной для гештальта, является психодрама (пустой стул), когда клиент вступает в диалог с различными аспектами себя. Обычно клиент меняет местами, когда он берет на себя два разных компонента себя. Эта техника также использовалась для борьбы с гневом, направленным на кого-то другого, и в этом случае клиент берет на себя роль этого другого человека.

Гуманистическая психология в спорте

Спортивные психологи и тренеры, придерживающиеся гуманистического подхода, должны позволить спортсмену быть активным участником процесса. Он должен быть ориентирован на спортсмена и направлен на развитие у спортсмена самосознания, роста и развития. Согласно гуманистической модели коучинга Ломбардо (1999), цели спортсмена всегда должны иметь приоритет над целями тренера. Тренер, который должен быть просто проводником, а не авторитетной фигурой, должен проявлять эмпатию, понимание и помнить, что значит быть спортсменом. В то же время тренер также обязан бросать вызов своим спортсменам, задавая им «содержательные вопросы» и самостоятельно вырабатывая стратегию. В результате гуманистического обучения спортсмены остаются более увлеченными и увлеченными своим видом спорта, что также может снизить вероятность эмоционального выгорания в молодом возрасте (Ломбардо, 19 лет).99). Гештальт-терапия также использовалась в тренировках спортсменов несколькими способами, но в основном для развития самосознания (Simon, 2009).

Концепция потока Чиксентмихайи (2002) также связана с гуманистической спортивной психологией. Поток — это состояние сознания, когда человек полностью поглощен тем, что он делает, так что все другие мысли и эмоции исключены. Поток ассоциируется с максимальной производительностью, когда тело и разум работают как единое целое. В спорте есть девять измерений потока; четкие цели, концентрация, потеря чувства самосознания, искаженное ощущение времени, обратная связь, баланс между уровнем способностей и вызовом, контроль, деятельность внутренне вознаграждается и поглощена деятельностью. Пловец, который только что выиграл большую гонку и явно находился в состоянии потока, описал это как единое целое с водой и своим гребком. Она чувствовала полный контроль над ситуацией и точно знала, что нужно сделать ее телу, чтобы пройти соревнование и победить. Чтобы достичь потока, также важно иметь баланс между навыками и вызовом. То есть поставленная задача не может быть слишком сложной, но и не может быть слишком легкой. Найти идеальный баланс сложно, но необходимо (Джексон и Чиксентмихайи, 19 лет).99). Чувство контроля над ситуацией — одна из вещей, которая больше всего выделяется у спортсменов, которые испытывают поток, и является ключевым аспектом гуманизма, а также подчеркивает способность людей делать свой собственный выбор и брать на себя ответственность за них. выбор.

 

Популярные статьи
Посмотреть все статьи

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Гуманизм — Психология

Добро пожаловать в гуманизм


Гуманистическая психология — это психологическое направление, возникшее в середине 20 века и основанное на психоаналитической теории Зигмунда Фрейда и бихевиоризме Б. Ф. Скиннера. Он подчеркивает человеческое стремление быть хорошим по своей природе посредством самореализации, которая представляет собой процесс реализации полного умственного потенциала и творчества.

Один из основных постулатов гуманистической психологии состоит в том, что, поскольку люди по своей природе добры, социальные и культурные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, являются не чем иным, как следствием человеческого состояния. Все это осуществилось примерно в 1950-х годах, но официально Американская ассоциация гуманистической психологии не учреждалась до 1961 года.

Карл Роджерс


Карл Роджерс родился в 1902 году. Он был американским психологом, который подчеркивал, что в каждом человеке есть добро. Одной из его многочисленных идей была самооценка. Я-концепция в основном спрашивает себя: «Кто я?». Роджерс использовал клиентоцентрированную терапию, чтобы помочь людям справиться с их жизненными проблемами. Терапия, ориентированная на клиента, дает клиенту ведущую роль в терапии, а не терапевту. Он верил в три основных качества, которые необходимы терапевтам для достижения максимальной эффективности. Три качества — это искренность, сочувствие и безусловное положительное отношение. Он считал, что терапевты должны принимать своих клиентов независимо от того, что они сделали или кто они. Роджерс также считал, что все люди более способны решать свои проблемы самостоятельно. Роджерс сильно повлиял на то, как терапевты взаимодействуют со своими клиентами.

Абрахам Маслоу и его иерархия потребностей


Абрахам Маслоу является одним из основных сторонников гуманистической точки зрения психологии и создал иерархию потребностей. Он предположил, что для достижения более высоких порядков функций, таких как формирование отношений и формирование уважения, сначала должны быть удовлетворены другие, более основные потребности. Первая из этих потребностей — физиологические, пища, вода, сон и секс, вторая группа потребностей — это кров и безопасность, третья — социальные потребности, принадлежность, отношения и любовь, следующая — уважение и эго. Пятая и последняя часть пирамиды — это самореализация, на этом этапе человек реализует свой потенциал и стремится к самореализации и росту.

Другая часть этой теории утверждает, что чем дольше потребность остается неудовлетворенной, тем больше потребность усиливается, голод усиливается со временем, постоянное отвержение другими становится все более и более обескураживающим и утомительным. Если потребность становится слишком разочаровывающей, можно отступить на более низкий уровень, где, казалось бы, легче достичь целей. Это известно как теория «разочарования-регрессии».

Восьмиуровневые модели были представлены в 1960-х и 1970-х годах, добавленные уровни включали познавательные потребности, такие как поиск дополнительных знаний и мудрости, как пятый уровень, эстетика, восприятие красоты, баланса и симметрии как шестой уровень, самоактуализация была седьмой, а последним уровнем была сделана трансцендентная потребность, желание помочь другим достичь самореализации.

Резюме


В заключение Гуманизм является важной перспективой в психологии. Он говорит, что у всех нас хорошее сердце, а наше окружение и наше общество — это то, что лишает нас нашей природы. Карл Роджерс согласился с теми же предположениями, что и Абрахам Маслоу, но добавил, что для того, чтобы кто-то рос как личность, ему необходимы три качества. Он также считал, что без этих особенностей личность человека не может правильно развиваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *