Ханжеская мораль это: Ханжество это

Ханжество как главная религия России

Основополагающая общественная модель нравственного поведения в России — это вовсе не православие или ислам, и не светская мораль, выражаемая в рамках европейской или американской цивилизационной нормы. Мораль элит – это агрессивное ханжество, перманентная удушающая ложь, направленная на все живое вокруг себя. Ханжество исповедует и пропагандирует все общество, от президента и патриарха до автоинспектора или почтальона, но задают такую модель поведения сверху.

Новостные поводы для доказательства этого тезиса искать не надо – они сами сыплются на обывателя каждый день из экрана телевизора. Для начала вот история про господствующую в нашем обществе ксенофобию, которую власти маскируют как умеют. Итак, петербургский болельщик «Зенита» поджег флаг Чеченской республики на футбольном матче в Петербурге между «Зенитом» и «Тереком». Это надругательство? Несомненно. Но осудили его по статье 20.4 КоАП РФ — «Нарушение требований пожарной безопасности».

Чтоб никто не догадался, что в нашем обществе есть националисты. При этом несколько месяцев назад в Грозном на видео репортерам попала запись уборки одного из бульваров в Грозном, на которой дворники бродили по улицам и публично заворачивали собранный мусор в полотнище старого флага России. Надругательство? Несомненно. Но никого в Чечне за это вообще судить не стали — даже за переход улицы в неположенном месте. Потому что в Чечне сепаратизма нет. 

А судьи кто? Да вот же они — главу Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева после ДТП в Гане эвакуировал в Москву самолет МЧС. Всерьез сообщается, что господин Лебедев возвращался в столицу Ганы город Аккру после выступления в коллегии адвокатов Ганы в городе Хо, когда его автомобиль столкнулся с грузовиком. Интересно, что Лебедев в Гане был не один – с ним находились Василий Волошин, председатель Московского областного суда, Василий Тарасов, председатель Саратовского областного суда, и Дмитрий Макаров в качестве переводчика. Вопрос – кто поверит в версию о том, что господин Лебедев с друзьями прибыл в беднейшую африканскую страну выступать на коллегии местных адвокатов в самом провинциальном городке этой захудалой территории? Если есть более убедительная версия – страна Гана интересна миру превосходной организацией охоты (сафари) для обеспеченных господ на местных слонов и львов.

Но эта версия никогда не будет названа в качестве официальной – ведь судьи такого ранга не копируют повадки нуворишей, наши судьи совсем другие, они скромны в быту и на работе.

А хотите свежую историю про ханжество в стрит-арте? Пожалуйста: на этой неделе в Петербурге запретили проведение уличной арт-выставки на Литейном проспекте, потому что силуэт обнаженной женщины, использованной художником, показался кому-то оскорбительным. При этом сами же чиновники администрации Центрального района Петербурга сначала дали разрешение на проведение фестиваля под названием «Арт-проспект», не найдя ничего ужасного в предлагаемых картинах. Но быстро передумали, когда один из местных пенсионеров пожаловался на оскорбление его чувств. Теперь возмущенные художники предлагают хранителям морали пройтись по Петербургу и снести все скульптуры и статуи, где используется обнаженная натура.

Впрочем, лучше всего ханжество произрастает на богатой почве религиозных предрассудков. Недавний крестный ход в Петербурге возглавлял Ford местной патриархии, приборная панель которого была увешана «оберегающими иконками», которые, как всем известно, дают +100% к неуязвимости и +200% к удаче в общении с ГИБДД. Да что автомобиль с оберегами – сам патриарх Кирилл в финале этого мероприятия предлагал собравшимся вокруг верующим небольшую иконку с изображением Александра Невского в качестве защитника их домов. А ведь язычество и мистика горячо осуждается православием.  Да что мистические амулеты, когда Масленица, Яблочный спас, Крещенские купания – все эти сугубо языческие ритуалы давно стали частью православных праздников. При этом РПЦ умудряется публично возмущаться празднованием Дня Нептуна в детских лагерях или празднованием Дня святого Валентина в студенческой среде как идеологически чуждых православию и российские чиновники непринужденно проводят в жизнь эти запреты, с легкостью забывая, что Конституция России называет наше государство светским. Тут получается уже какое-то тройное ханжество – лгут про чужую ложь так, будто это правда, при этом сами отлично знают, что лгут.

Но частные примеры не так хороши, как глобальные тенденции. Самой наглядной демонстрацией этих тенденций является вал запретительных российских законов последнего времени, возводящих российское ханжество в обязанность, потому что любая критическая информация отныне может рассматриваться как экстремистская.

 

Совсем недавно новосибирский районный суд на основании статьи административного кодекса, карающего за «оскорбление чувств», признал рисунок знаменитого художника-неформала Лоскутова картиной, «распространение которой в Российской Федерации запрещено». Теперь прокуратура и Роскомнадзор третируют десятки сайтов Рунета, угрожая закрытием за публикацию невинной картинки, поэтому мы даже не можем показать ее своим читателям. 

Основания для запрета? «Лик Богородицы закрыт чулком с прорезями для глаз, а младенец Иисус изображён в виде девочки с косичками», — говорится в исковом заявлении помощника прокурора Железнодорожного района Василия Савицкого. Ранее этот возмущенный моралист, прокурор Савицкий, прославился тем, что ездил по Новосибирску в пьяном виде, а когда был задержан сотрудниками ГИБДД, попытался засудить инспектора лейтенанта Александра Бугурнова за то, что тот посмел отстранить его от вождения. Прокуратура инкриминировала автоинспектору превышение полномочий по статье 286 УК РФ, а суд приговорил принципиального инспектора к четырём годам условно с лишением права занимать должности в правоохранительных органах.

И лишь после двух лет повторных разбирательств, апелляций и акций протеста, сделавших Бугурнова народным героем, инспектор был полностью оправдан и восстановлен приказом начальника ГУВД. 

И вот этот самый прокурор Савицкий после чудовищного скандала не просто остался работать в прокуратуре, он выступил поборником общественной нравственности, сумев добиться судебного запрета изображения «кощунственной картины» по всей России. 

Вроде бы частные истории, не связанные между собой, дают картину потрясающего лицемерия, которое и стало официальной идеологической доктриной России. Мода на публичное бесстыжее вранье коснулась даже социологов, для которых, как мы теперь знаем после московских выборов, тоже нет ничего святого.

Но это знание не освобождает нас от уголовной ответственности, если мы вдруг захотим сказать о нашем знании вслух. Новая редакция статьи 148 УК РФ – «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» предусматривает ответственность «за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих», наказание – до 3 лет лишения свободы.  

Стремление государства, а главное, представителей его элиты, навязать окружающим свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, стало не просто назойливым. Выражать свое мнение по любому поводу стало в России опасным. Опасным для жизни, которую по прихоти любого чиновника можно будет сократить сразу «на трешечку». 

Самое грустное, что даже покорно следуя господствующей на сегодня идеологии и исполняя все предписанные телеканалами ритуалы, житель России все равно не застрахован от обвинений в оскорблении чужих чувств. Потому что у ханжей публичные приоритеты меняются быстрее, чем российское законодательство. 

Страшно даже подумать, сколько карьер полетит в тартарары, если президентом России вдруг станет атеист. Или буддист. Или пастафарианец. Впрочем, нашим ханжам не привыкать – ведь еще тридцать лет назад они все были воинствующими атеистами.  

Евгений Зубарев  

значение этого слова, характеристика ханжи, его основные качества характера

Ханжество — это качество личности, характеризуемое как показная демонстрация набожности и благочестия на фоне замаскированных собственных неблаговидных поступков, неверности своим идеям, выраженной явно или тайно. В ханжестве максимально проявляется

контраст между содержанием и формой , между словом и делом.

  • Характеристика ханжи
  • Формы ханжества
  • Психология ханжества
  • Вред ханжества
  • Как общаться с ханжой

Характеристика ханжи

Основные черты ханжества:

  • двойная мораль и двойные стандарты;
  • чрезмерно завышенные требования к окружающим.

Ханжа любит всех поучать и давить, настаивая на своем мнении. При этом его добродетельная и нравственная позиция абсолютно не соответствует собственному внутреннему содержанию.

Являясь в образе бескорыстия, искренности и благочестия, используются основные инструментарии: морализация, оценочные суждения, демагогия, софистика, ложь. Активно привлекаются в свой речевой арсенал такие слова и понятия, как; гуманизм, честность, справедливость, равенство, толерантность.

Формы ханжества

Ханжество имеет две формы: сознательную и неосознанную.

  1. В первом варианте — это маска высокоморальной личности, которую использует лицемерная особа, настроенная агрессивно на морализаторство. По мнению психологов, осознанная форма ханжества является «прикрытием» или «формальной ложью». Человек не желает изменять себя, искоренять свои пороки, однако, в глазах окружающего его общества хочет выделиться «благородными» чертами, выглядеть приличным.
  2. Бессознательное ханжество представляет форму самообмана и неосознанное желание скрыть свои не очень приглядные качества личности, с целью сохранить уважение и доверие окружающих. Это ложь самому себе. При неосознанной форме человек живет своими идеалами. Он не замечает окружающей обстановки. Ханжа негативно, даже агрессивно встречает попытку разубеждения. Ханжество, не поддающееся переубеждению – психическое расстройство личности, которое требует применения психотерапевтических и медикаментозных методик.

Психология ханжества

За ханжеством скрывается недоверие к людям, пренебрежительное отношение, подозрительность и стремление манипулировать другими. Это отрицательная форма приспособительной реакции личности к моральным требованиям общества. Ханжа обожает демонстративное покаяние. Такой спектакль дает ему возможность убедить в своей беспристрастности, демократичности и бескорыстности. Для покаяния выбираются поступки, воспринимаемые публикой как достоинства, а не недостатки.

Ханжа в каждое свое действие, каждое слово и жест вкладывает возвышенные мотивы, скрытый смысл. Даже обычное покашливание или моргание, по мнению ханжи, должны нести смысловую нагрузку.

Ханжа никогда не скажет прямо о своем намерении, ему противоестественна прямолинейность. Он так строит свою речь, что его собеседник изъявляет желание сделать так, как необходимо ханже, считая, это своим решением. Но, на этом ханжество не останавливается. Он начинает капризничать, мяться, и, в конце концов, принимает желаемое. Когда услуга оказана, все представляется таким образом, как будто свершилось само собой.

Вред ханжества

К особому вреду ханжества можно отнести навязывание отдельным людям или обществу идеализации, бредовых идей о равенстве, справедливости и братстве. Он с особым энтузиазмом вторгается в чужую жизнь, отождествив себя с образом нравственного идеала и благочестия. Якобы только из благонравия и милосердия ханжа соглашается терпеть непонимание его высоких замыслов и моральных устремлений. Однако такая терпимость только видимость, используемая для подготовки новой атаки, направленной на воцарение нравственных идеалов.

Как общаться с ханжой

Общаясь с ханжой, важно самому не стать таковым. Прежде всего необходимо понять, что именно ему надо, чего он хочет, какова его цель. Ответ понятен: «необходимо признание общества». Кроме того, для него важно возвышение в собственных глазах, на фоне подчеркивания недостатков других. Бесполезно спорить с ханжой. Он готов к этому и ждет именно такой «подпитки». Ханжество содержит в себе подозрение и пренебрежение мнением окружающих людей.

Может быть, это звучит грубо, но единственный способ общения с ханжой – презрение. Не стоит вступать с ним в спор, обнажая свои слабости, ведь ханжа только этого и ждет. Нет необходимости исправлять недостатки других, тем самым расписываясь в собственном ханжестве. Не многие люди способны перенести критику в свой адрес, тем более это касается ханжи.

Чтобы не стать частью чьего-то плана, следует научиться защищаться от манипуляций. Основным инструментом здесь является интуиция. Если при общении с человеком появляется дискомфорт, возможно, это является подсказкой, что вас хотят использовать. Не стоит идти на поводу. Наиболее действенны способ борьбы с ханжой – не делать того, что он навязывает, при этом не вступая в открытое противостояния.

Соблазнительная самоправедность — охотники за мудростью

Мысли из ежедневного чтения Библии на сегодня — 1 ноября 2019 года

Тем, кто был уверен в своей праведности и смотрел свысока на всех остальных, Иисус рассказал эту притчу. Луки 18:9

Самодовольство безобразно. Это уродливо для Бога и уродливо для других. Самодовольство — слепое пятно наихудшего вида, поскольку оно побуждает избегать. На него обижаются все, кроме того, кто источает его неприятный запах. Воздух отторжения ждет, чтобы его впрыснули в жертву. Их цель – поразить комфортных. Они ищут тех, кто чувствует себя комфортно во грехе, как это определено их самодовольными стандартами. Они напрягаются, чтобы применить свои мелкие предпочтения ко всем остальным. Это действительно грустно и немного жалко, но многие из нас сами прошли этот суровый и критический путь. К большому нашему смущению, мы были виновниками едких и несправедливых суждений о других.

Разговоры неизбежно переходят в тон «мы» против «их». Это скользкий и соблазнительный путь, который затягивает человека в тошнотворный цикл превосходства. Это становится соревнованием между тем, кто «самый духовный». Его можно измерить по тону голоса. Смысл в том, что самый духовный голос должен быть самым праведным. Что еще более «духовно», так это акцентировать духовный тон голоса церковными словами и фразами, которые могут интерпретировать только посвященные. Религиозная деятельность превращается в парад людей, алчущих и жаждущих похвал других. Угождение и подлизывание к людям заменяют страсть к Богу. Это печальное положение дел, когда самодовольные становятся авторитетами.

Искренние христиане приходят в замешательство, а нехристиане отталкиваются. Сердце Иисуса раздражают самоправедные. Это неприемлемо для Него и не должно быть для нас. Гордость является движущей силой самодовольства. Он забирает такую ​​хорошую дисциплину, как молитва, и превращает ее в своего рода интермедию. По иронии судьбы, то, что Бог задумал как добро, превратилось во зло. Самодовольный человек, который молится, привлекает внимание к себе, а не к Богу. Бог должен содрогаться, когда Он становится свидетелем слабой попытки самоправедной молитвы. Оно сходит с уст самодовольных и падает на землю, так и не дойдя до Христа для Его рассмотрения. Гордость тянет молитву обратно на землю. Гордая молитва неэффективна и неприемлема для Бога.

Может ли гордость поглотить молящегося человека? К сожалению, вполне может. Вот почему Богу необходимо регулярно искоренять гордость в нашей жизни. Гордость никогда не уходит. Гордость жаждет Божьей работы. Гордость не удовлетворяется ролью смиренного, покорного и послушного последователя Христа. Гордость унижает других, чтобы создать собственное эго. Смирение, напротив, быстро созидает других и соединяет их с Богом. Смиренные быстро исповедуют свои грехи и недостатки.

Есть осознание и понимание своих слепых зон; так что избегайте самодовольства, как чумы. Искорените грех в своей жизни и наблюдайте, как через вас сияет праведность Христа. Смирение — лекарство от самодовольства. Смирение возносит молитвы к небу и привлекает слух Божий; так что разговаривайте с Господом от имени людей, а не о людях. Он изливает Свою благодать на смиренных. Его благодать очищает самодовольство; поэтому молитвы услышаны и услышаны во имя Христа.

Библия говорит: «Если народ Мой, именуемый Моим именем, смирится и помолится, и взыщет лица Моего, и обратится от злых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их (2 Паралипоменон 7:14).

Молитва

Небесный Отец, помоги мне никогда не забывать, что я ничем не лучше неверующего, но, возможно, мне стало лучше благодаря Иисусу, во имя Его я молюсь, аминь.


Заявление

Какое снисходительное отношение мне нужно, чтобы покаяться и попросить друга привлечь меня к ответственности за изменение по милости Божьей.


Похожие чтения

Даниил 9:5-6; Матфея 5:20; 2 Тимофею 1:9; Титу 3:5

Сегодняшнее чтение взято из самой популярной книги Бойда: «Ежедневно ищу сердце Божье», посвящение на 365 дней.


Опубликовать сегодня

Самодовольный человек — это тот, чьи молитвы привлекают внимание к себе, а не к Богу. #wisdomhunters #selfrighteousness #Jesus


Ресурс поклонения

3-минутное видео – Элли Холкомб:


Пожертвовать

Если вы благословлены этими ежедневными молитвами, пожалуйста, с молитвой рассмотрите вопрос о пожертвовании в поддержку ресурсов Wisdom Hunters. Мы доверяем Господу в Его обеспечении.

Узнайте, как помочь.


Загрузите наше приложение!

       


Томас Соуэлл | Речь «Нравственность против святости»

МОРАЛЬ ПРОТИВ. ханжество
Томаса Соуэлла

    В нашем обществе используется так много заменителей — заменителей яиц, заменителей дерева, заменителей бриллиантов, — что, пожалуй, не стоит слишком удивляться, обнаружив заменители и морали. Одним из самых распространенных заменителей морали, особенно среди интеллигенции, является ханжество.
    Как отличить нравственность от ханжества? Во-первых, нравственность тяжела, а ханжество легко. Всякий, кто поддался искушению, а затем долгое время чувствовал глубокий стыд, знает, насколько суровой может быть мораль.
    Святиться легко. Есть редакционные писатели, которые ханжествуют каждый день недели без каких-либо видимых признаков усталости. С их точки зрения, те, кто не согласен с ними, не просто ошибаются, но и грешат. Мораль означает быть строгим к себе. Ханжественность означает быть легким к себе и строгим к другим.
    Существуют организации, сами названия которых провозглашают самовосхваление ханжей, радость от того, что они не уступают тем, кто придерживается иного мнения. Например, существует экологическая организация, называющая себя «Друзья Земли», как будто люди, не согласные с ее мнением, являются врагами Земли. Есть еще одна организация, именующая себя «Союзом неравнодушных ученых», как будто другие ученые с другим мнением черствы и бесчувственны. Есть группы, которые выступают за разоружение и называют себя движением «Мир», как будто те, кто выступает за политику сдерживания, просто не заботятся об опасностях и ужасах войны.
    Давным-давно Гамлет сказал: «Не возлагай на свою душу этого льстивого помазания». Но возложение льстивых помазаний на душу стало образом жизни. Вокруг него выросла целая индустрия со всевозможными движениями, символикой, митингами и наклейками на бампер.
    Нравственность не так уж и интересна. Любой, кто оглядывается на свою жизнь и честно смотрит в лицо своим ошибкам и недостаткам, скорее всего, найдет этот опыт унизительным, если не унизительным. По крайней мере, такое трезвое путешествие по закоулкам памяти может навести на мысль о том, что люди в целом — и он в частности — имеют серьезные ограничения, о которых следует помнить, вынося моральные суждения или защищая социальную политику.
    Учитывая наши ограничения, что мы можем сделать, чтобы сделать этот мир лучше, и что мы не можем сделать? Одна вещь, которую мы можем сделать, это попытаться улучшить правила — например, в законе и в школах, — и убедиться, что все играют по этим правилам . Чего мы не можем сделать, то есть того, что не в наших интеллектуальных или моральных силах, так это решить прямо, кто заслуживает победы или поражения, кто заслуживает большего дохода, а кто меньше, какие группы должны быть «представлены», где и в каких пропорциях. .
    Мы можем судить о том, кто добился результатов, в соответствии с установленными правилами и критериями, но мы не можем определить, кто из наших собратьев имеет больше личных заслуг. Школы слишком часто забывали об этом ограничении и оценивали учеников не по качеству их работы, а по тому, насколько они работали в соответствии со своими способностями, как представляли себе учителя свои способности. Маленький Билли может набрать 90 % на контрольной по математике, а маленький Джонни — 50 %, но оба могут получить одинаковую оценку, если учитель вообразит, что обе оценки отражают их реальные способности. Но попытка вознаградить их за личные усилия, а не за фактические результаты, означала полное отсутствие стандартов, способствовавшее упадку американского образования — и все это в результате попыток сделать то, что было выше сил любого человека.
    Философ Паскаль сказал, что мораль включает в себя обязанность ясно мыслить. Ясное мышление, в свою очередь, включает в себя не путать усилия с результатами. Если я буду петь так же долго и так же добросовестно, как Паваротти, у меня будет столько же достоинств, сколько у Паваротти, но я все равно не буду петь так хорошо, как Паваротти. О чем другие люди могут судить, в данном случае слишком легко, так это о том, кто лучше поет. Это все, что они должны попытаться судить. Ни мои личные усилия, ни его усилия им неизвестны.
    Точно так же у нас могут быть правила и критерии, одинаково применимые к мужчинам и женщинам. Чего мы не можем сделать, так это определить, имеет ли женщина-секретарь «сопоставимую ценность» с мужчиной-водителем грузовика. Однако тот факт, что это невозможно, не мешает людям пытаться это сделать или говорить, что они уже это сделали. В одном случае в Англии было торжественно объявлено, что женщина, работавшая поваром на верфи в Ливерпуле, имеет «сопоставимую ценность» с мужчиной, который был плотником на буровой платформе в Северном море. Тот факт, что работодатель не платил ей столько же, был достаточным, чтобы вызвать ханжеское осуждение. Но этого было недостаточно для информированного морального суждения.
    Решения «сопоставимой ценности» звучат хорошо, пока вы не получите одинаковые решения, принятые разными «экспертами». Теперь, когда во многих местах прижился идеал «сопоставимой ценности», существуют разные группы «экспертов», определяющих относительную ценность библиотекарей и химиков, медсестер и экспедиторов. В некоторых штатах библиотекари считаются более ценными, чем химики. В других штатах химики считаются более ценными. Другие вакансии также прыгают вверх и вниз в рейтингах. Всякий раз, когда за преимущественно женскую профессию платят меньше, это становится основанием для ханжеских заявлений о дискриминации по признаку пола. Но это не дает основания для морального утверждения, потому что мораль подразумевает обязанность заниматься ясным мышлением.
    Много внимания уделяется тому «факту», что средняя женщина получает годовую зарплату лишь в пятьдесят девять процентов от зарплаты среднего мужчины. Эти средние значения сравнивают яблоки с апельсинами. Гораздо больше женщин работают только неполный рабочий день. Гораздо больше женщин прерывают свою карьеру, чтобы иметь детей и растить их. Но если сравнить женщин, которые работали полный рабочий день и непрерывно, начиная со средней школы и до тридцатилетнего возраста, эти женщины зарабатывали на 90 094 больше, чем мужчины того же профиля.
    Иногда мы можем вынести моральное суждение о поведении, не имея возможности вынести моральное суждение о личных достоинствах. Могу сказать, что напиться до дна — это не моральное поведение. Но так получилось, что мой организм имеет низкую толерантность к алкоголю. Мне нужно меньше алкоголя, чтобы заболеть, чем чтобы опьянеть. Природа сделала для меня почти невозможным стать алкоголиком без какой-либо моральной добродетели с моей стороны. Так что, когда я прохожу мимо пьяного, лежащего в канаве, у меня нет оснований для ханжества. Откуда мне знать, что, если бы терпимость моего тела к алкоголю была выше, я мог бы лежать там в канаве, а он мог бы проходить мимо меня своим ходом?
    С моральной точки зрения напиваться до дна все равно неправильно, кто бы это ни делал. Но это одна из многих областей, в которых те, кто ведет себя лучше, могут делать это благодаря удачным обстоятельствам, которые они не создавали. Они могут быть правы, говоря: «Вот, но ради благодати Божией иду я». То, что они не оправданы, так это изменение правил в пользу тех, чье поведение представляет угрозу для них самих и общества. Правильно пытаться помочь другим подняться до более высокого стандарта, но неправильно снижать стандарт до того уровня, на котором они находятся.
    Мораль во многих отношениях должна признавать собственные ограничения, а ханжество — нет. Мораль, которая пытается придерживаться предостережения Паскаля мыслить ясно, не может просто осуждать все статистические различия, будь то между мужчинами и женщинами, или между социальными классами, расовыми и этническими группами, или между нациями. Мы должны более внимательно изучить, как возникли эти различия и что они собой представляют. В некоторых случаях они представляют собой историческую несправедливость. В других случаях они ничего подобного не представляют.
    Большая часть политического ханжества этой эпохи вращается вокруг статистических данных о распределении доходов. Проблема не в статистике, а в том, что наше воображение вчитывает в статистику. Когда мы смотрим на данные о доходах верхних двадцати процентов и нижних двадцати процентов, мы, вероятно, воображаем, что смотрим на «богатых» и «бедных». Но большинство из тех, кто находится в верхних двадцати процентах распределения доходов, далеко не богаты, а многие из тех, кто находится в нижних двадцати процентах, не бедны.
    Большая часть статистических данных о распределении доходов подобна высокоскоростной фотографии, которая фиксирует все таким, каким оно было в данную долю секунды, которое может быть, а может и не быть таким, каким оно было через мгновение, и вряд ли будет таким, каким оно было через час. . Например, я предполагаю, что многие из присутствующих здесь сегодня студентов будут получать в следующем году годовой доход в два раза выше, чем в этом, просто потому, что они будут работать полный рабочий день только шесть месяцев в этом году и двенадцать месяцев в следующем году.
    Даже когда молодой человек в возрасте двадцати лет работает полный рабочий день, он вряд ли будет получать такой же высокий доход, как его отец в сорок лет, после долгих лет опыта и стажа работы. Является ли это несправедливостью, для исправления которой требуется государственная программа, тем более, что большинству людей в возрасте от 20 до 40 лет, независимо от того, будут ли они приниматься за государственные программы? Можем ли мы назвать интерна бедным, а врача богатым, если интерн — это всего лишь этап на пути к тому, чтобы стать врачом?
    Когда мы смотрим на статистику доходов, мы не знаем, застряли ли настоящие люди в этих скобках навсегда или просто проходят мимо. В исследовании, проведенном в Мичиганском университете, в течение нескольких лет наблюдались одни и те же люди, чтобы выяснить, куда ушли их доходы. Большинство из этих людей не оставались в одной и той же группе на протяжении восьми лет. Половина людей из нижних двадцати процентов — тех, кого мы считаем «бедными», — не попали в эту группу в следующем году. Три процента тех, кто попал в нижнюю сетку в один год, фактически оказались в верхней сетке в следующем году. (Хотел бы я знать, как они это сделали.)
    Сколько из тех, кто попал в нижние двадцать процентов, остались в нижних двадцати процентах в течение десятилетия? Всего три процента. Несомненно, в этой группе много действительно несчастных людей. Но они не имеют ничего общего с огромным числом «бедных», о которых мы слышим в средствах массовой информации или в так называемых «социальных науках». Многое из того, что называют «общественными науками», точнее было бы назвать лжесвидетельством.
    Около десяти лет назад в Калифорнии женщина, которая после развода с трудом воспитывала детей, жаловалась на финансовые проблемы. Когда я сказал ей, что она входит в число десяти процентов самых богатых людей в Соединенных Штатах, она посмотрела на меня как на сумасшедшего. Но сам факт того, что она выплатила большую часть ипотеки за свой дом за эти годы, означал, что ее собственный капитал по статистике ставит ее на первое место в рейтинге «богатства». Все это не имело для нее никакой практической пользы в супермаркете или торговом центре, какой бы «богатой» она ни была на бумаге.
    Когда ханжеские критики осуждают концентрацию богатства в относительно небольшом количестве рук, они упускают из виду тот факт, что эти руки обычно пожилые. Значительная часть этого богатства — домовладение. Его концентрация в руках пожилых людей отражает тот простой факт, что после десятилетий выплат по ипотеке вы, наконец, начинаете накапливать капитал в своем доме. Люди, которые откладывали немного из своих зарплатных чеков, также, наконец, получают небольшие сбережения. Большая часть богатства тех, кто находится в верхней части списка, будет унаследована их детьми, которые в настоящее время находятся в нижней части списка.
    Есть, конечно, и по-настоящему богатые люди, как и по-настоящему бедные. Просто ни одна из групп не соответствует очень близко тем, кто находится в высоких и низких статистических скобках. Если мы хотим быть нравственными, мы должны это учитывать. если мы довольствуемся ханжеством, нам это не нужно.
    Легкость, с которой средства массовой информации и академические интеллектуалы приравнивают статистические различия к моральному неравенству, несовместима с историей многих групп во многих странах мира. Часто те, кто сегодня входит в число самых зажиточных групп в стране, начинали свою жизнь там среди самых бедных. Эта закономерность была обнаружена не только среди таких групп, как японцы и восточноевропейские евреи, иммигрировавшие в Соединенные Штаты, но также и среди китайцев, иммигрировавших в Малайзию, Таиланд, Индонезию, Филиппины и регион Индокитая. а также в такие страны Западного полушария, как Чили, Куба, Ямайка и США. Аналогичные закономерности были обнаружены и среди эмигрантов из Италии, Индии и Ливана, когда они осели в других странах.
    Еще в колониальную эпоху, когда Британия правила Малайей, британцам было очень трудно заставить коренных малайцев работать на них. У малайцев было достаточно плодородной земли, достаточно осадков и тропического солнца, чтобы они могли выращивать в изобилии пищу без чрезмерных усилий. Почему они должны отказываться от этого, чтобы жить регламентированной жизнью, работая на каучуковых плантациях или подвергать себя тяжелой и опасной работе на оловянных рудниках? По большому счету, они не будут. Однако бедняки Индии и Китая жили гораздо тяжелее, часто в тени голода. Огромное количество индийцев и китайцев приехало в Малайю, чтобы устроиться на работу, от которой отказались малайцы.
    На протяжении многих лет трудолюбивые и бережливые индийцы и китайцы использовали свои скудные сбережения, чтобы выйти за рамки своей первоначальной роли рабочих и открыть малый бизнес. К середине двадцатого века они экономически обогнали малайцев, при этом средний китаец зарабатывал примерно вдвое больше, чем средний малайец. Теперь экономист из Гарварда отправился в Малайзию, чтобы дать совет, как «исправить» это «неравенство».
    Во многих других странах, особенно в тропиках, коренные жители, располагающие достаточными средствами для пропитания, отвергли низкооплачиваемую работу, предлагаемую европейскими или американскими компаниями, работу, за которую охотно ухватились иностранные группы, которые использовали ее как ступеньку к более благополучной жизни для себя. Коренные жители почти всегда вызывали зависть и ненависть к этим иностранцам, будь то в Африке или на Фиджи. Почти всегда западные интеллектуалы ханжески критиковали первоначально бедных иностранцев как привилегированных эксплуататоров.
    Здесь, в Соединенных Штатах, как и в других странах, одной из главных целей интеллектуалов является «жадность». Хотя в жадности нет ничего милого, среди многочисленных грехов рода человеческого есть множество других, имеющих худшие последствия. Часто те, кто наиболее ханжески настроены в своих нападках на жадность, больше всего стремятся побудить молодежь к политической жизни или, как это называется, к «государственной службе». Для меня совершенно не очевидно, почему жадность к власти лучше, чем жадность к деньгам.
    Часто то, что ханжески называют жадностью, есть не что иное, как желание обеспечить своей семье удобный и безопасный дом, возможно, с некоторыми удобствами, чтобы сделать их жизнь приятной, а что-то отложить на старость или на черный день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *