Ханжеское поведение: Что такое ханжество и почему это признак неуверенности в себе

Содержание

Поведение ханжи. Чем отличается ханжество от лицемерия? Что такое ханжество

Понятие «ханжество» традиционно возникло в средневековой Европе как определение для людей с особыми свойствами характера, — ложно набожных и псевдо духовных. С течением времени это понятие трансформировалось в реальную жизнь и приобрело более широкое значение.

Ханжество как элемент психологии

Очень часто в обыденной жизни можно услышать нарицательное выражение: — «Да он же ханжа!». Чаще всего оно относится к людям лицемерным и двуличным. На самом же деле, определение ханжества представляет собой несколько иное наполнение и, соответственно, говорит об особенных свойствах поведенческой культуры:

  1. Человек часто говорит о «высоких материях», земных и духовных благах, чрезмерно религиозен. Однако стиль его поведения совершенно не соотносится с его словами и, зачастую, такой индивид не придет на помощь нуждающемуся, обидит более слабого, спишет свою вину на ближнего и так далее ;
  2. Ханжа склонен поучать, приводить в доказательство своих слов всевозможные примеры из жизни своих знакомых или цитировать биографию великих людей: первооткрывателей, артистов, художников, спортсменов и прочих. Это делается с целью навязывания собственной системы ценностей и внушения ложных истин о добросердечии рассказчика, его правильных взглядов на жизнь. Сам ханжа при этом склонен к меркантильности, сознательному обману, подмене и искажении фактов (для собственного оправдания) неуместной похвальбе;
  3. Благородство и бескорыстное участие лица, являющегося ханжей, очень условно. Он отдает только те вещи и совершает только те поступки, которые не приносят ему значительных тягот. Если «нужное» и «важное» затрагивают поле его собственных интересов, ханжа либо не сможет бескорыстно помочь либо (при условии отсутствия выбора) будет бесконечно попрекать «куском хлеба», возвышать себя и свою помощь, ставить единожды обратившегося в неловкое, неудобное и вечно зависимое положение.

Ложь, которая направлена на создание образа «христианина» и «жертвы». Ханжа всегда будет строить из себя «доброго самаритянина», который всех обеспечивает или выдерживает серьезные моральные нагрузки во благо кого-то.

Такой человек из мухи раздувает слона и не понимает выражения «временное участие» или «помощь». Тем более, он сделает все от него зависящее, чтобы эта временная помощь стала постоянной и полномасштабной. Мысль о том, что кто-то может без него обойтись и больше не будет повода строить из себя «самого главного и самого бескорыстного» для ханжи просто невыносима.

Отличие ханжества от лицемерия и зазнайства

Главными отличиями ханжества от обычного лицемерия и зазнайства является его узкая направленность. Чаще всего ханжа проявляется стойкое нарушение процессов самосознания и самоопределения только в одной сфере – семейной, социальной, трудовой и так далее. Механизмы лжи, двуличие, красивые слова включаются только в определенные моменты времени и при определенных условиях – например, чтобы скрыть вину за плохой поступок .

Лицемерные люди с завышенной самооценкой ведут себя одинаково при любых обстоятельствах и в любой момент времени.

Ханжество в религии и культуре

Еще в 15 веке Ноам Хомский писал, что «ханжа» — это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе. Для определения духовной и религиозной составляющей это определение подходит как нельзя лучше.

Как ведет себя религиозный ханжа?

Он создает видимость истинно верующего, соблюдающего все заповеди и каноны. Однако на самом деле поведение этого человека далеко от норм морали и нравственности.

Исповедь для ханжи мало что значит. Иными словами, он не ощущает своей вины за содеянное, только понимает, что это «плохо» и сообщает об этом. Его главная цель – подольститься к настоятелю, святому отцу, чтобы в любое время приходить к нему плакаться, в каждом рассказе создавая повод для самовосхваления;

Тонкое выставление чужих недостатков. Стремясь прикрыть собственные огрехи и несовершенства в религиозной, социально-культурной жизни ханжа всегда будет искать более слабых людей или тех, кто совершает ошибки. Это делается с целью психологической травли человека, списании своих ошибок на него, резонировании на фоне более несовершенного человека.

Моральное преследование. Ханжа никогда не гнушается показухи, обиды при несогласии с его мнением, предательства, тому подобное. Поэтому до тех пор, пока морально-нравственный облик ханжи не достигнет того состояния, которое ему нужно,

он будет идти по головам и применять все методы воздействия .

Абсолютная безграмотность. Зачастую люди со стертыми моральными ориентирами не считают нужным вникать в чужие проблемы или осваивать новые предметы. Им достаточно тех знаний, умений и навыков, которые они уже приобрели в процессе учебы/работы на своем месте. Иные методы и новые знания они жестко игнорируют и пресекают, считая ересью и нарушением общих правил.

Ханжа – человек, демонстративно проповедующий и следующий морально-этическим нормам, однако действительно не принимающий их. Такую жизненную позицию можно назвать формальным благочестием. Нередко за маской ханжества скрывается стыд, вина или своеобразная попытка обелить себя ввиду сознательного нарушения тех норм, которые человек пропагандирует.

Взаимоотношения с ханжой могут стать серьезным испытанием для их коллег и партнеров, поэтому иногда крайне важно уже на ранних этапах построения отношений найти первые тревожные маячки. Итак, обо всем по порядку.

Как становится понятно из вышесказанного, ханжа – это скорее человек с особым типом поведения, нежели какая-либо серьезная психологическая проблема. Хотя, разумеется, за подобной линей поведения могут стоять определенные трудности. Какие ключевые особенности поведения ханжи можно выделить:

Однако случается, что ханжа – это скорее человек обстоятельств, нежели философия жизни. Ханжество может развиваться как патологическая форма совладания с длительной тревогой, непроработанным стыдом или как отложенная реакция на чрезмерно жесткие нормы воспитания в детском возрасте.

С другой стороны, причины ханжества могут лежать в желании самоутверждения (как форма комплекса неполноценности) или в скрытом или сознательном желании доминировать в любых отношениях.

Связь с лицемерием

Отличается ли ханжество от лицемерия? В общем-то, ханжа и лицемер стоят в одном ряду, однако есть несколько принципиальных отличий:

С другой стороны, некоторые практикующие психотерапевты признают, что иногда быть ханжой – значит пытаться защитить свое право на индивидуальность, но не очень продуктивным способом.

Например, в ситуации сильного социального давления человек, не согласный с устоями данной группы, может сознательно или нет прибегнуть к тактике внешнего принятия правил. В гротескной форме подобное поведение может сделать человека ханжой, а если подобное рассогласование ценностей группы и личных ценностей не будет устранено другими путями, то личность, склонная к ханжеству, может распространить подобный стиль поведения и на другие ситуации.

У невротических личностей ханжество может развиваться как ответная реакция на неприемлемые, постыдные деяния. Классический пример – мужские монастыри 13-14 веков, где проповедовались идеи безбрачия, но нередко самые рьяные приверженцы такой философии оказывались самыми блудливыми послушниками.


Связь с цинизмом

Цинизм – отрицание культурных ценностей и традиций, безнравственное отношение к последним. В это понятие включают и демонстративный отказ от следования устоявшимся нормам (морали и права). Однако в случае цинизма все происходит ровно наоборот, человек слишком прямо выказывает свое недовольство устоявшимися нормами, пропагандируя свое виденье ситуации, а нередко – и навязывая.

Важно отметить, что ни ханжество, ни цинизм не одобряются обществом. При этом не важно – просто потому, что рядовому человеку не интересна причина – является ли ханжество сознательным или нет, а цинизм – напускным или реальным. На бытовом уровне ханжа – это обычный лицемер, а циник – маргинал, не способный вписаться в общество.

В общем и целом оба явления по своей сути являются формой отрицания социальных требований, однако ханжество – это извращение норм, а цинизм – их открытое непринятие.

Религиозное ханжество

Вернемся к примеру с монахами. Ранее подобные случаи были скорее исключением, чем правилом. Религиозно-этические нормы были столпом общественного строя, и религия была истиной в последней инстанции. Однако с развитием общества верования стали отходить на второй план или превращаться в современные инструменты управления.

Религиозное ханжество – явление, основанное на рьяной пропаганде религиозно-духовных норм и ценностей (в каждом течении – свои), без их реального соблюдения или полной веры в них.

Этот вид ханжества встречается, как и в официальных вероучениях, так и в сектах околорелигиозного толка.

Более того, ханжество – нередкое явление в кругах фанатиков. В частности, многие террористические организации имеют в основе своего существования весьма благородные цели: равенство, единая система законов, независимость, различные социальные блага, однако их методы являются, очевидно, противоречащими их идеям.

Отличительные черты

Ханжа – человек, который скрывает свои истинные взгляды. Но как мы уже поняли, есть и определенные «симптомы», по которым можно постараться выделить подобного человека.

  1. Серьезный разрыв между словом и делом. В особенности это заметно в вопросах, касающихся этических норм.
  2. Нередко демонстративное позиционирование своих благих качеств и чистоты намерений. При этом из поступков таких людей никуда не исчезает обман.
  3. Приписывание себя к людям «высокой морали», благочестивцам, приверженцам строгой нравственности.
  4. Игра на публику как отличительная черта. Посетовать на аморальность общества во всеуслышание – легко.
  5. Иногда в поведении прослеживается чувство вины, человек апеллирует к своему прошлому опыту, сравнивая себя «вчера» и «сегодня», говоря о моральном росте.

Как исправить

Это скорее человек причины, в основе поведения которого лежат определенные трудности, которые он не смог преодолеть адекватными путями. Как мы уже говорили, это могут быть вина, страх, неуверенность, а также слабая адаптивность к быстро меняющимся условиям жизни.

В случае, когда причинами являются вина или неуверенность в себе, то необходимо проработать эти состояния в рамках психологических практик. В частности, с виной помогут индивидуальные сеансы психотерапии, а также арт-терапия. В случае с неуверенностью – групповые занятия и тренинги.

Общий рецепт таков: ханжество – это симптом, а чтобы избавится от него, надо разобраться с его первопричиной.

В редких случаях ханжество постепенно развивается в человеке при некоторых тяжелых расстройствах. Среди них могут быть определенные формы бреда (греховности, например) и человек таким поведением пытается «искупить» свою вину. В любом случае, быстро развивающееся в этом направлении поведение (при его непривычности для конкретного человека) – повод посетить специалиста.

Основные характеристики ханжества

Основные характеристики ханжества:

  • демонстративность поведения ;
  • несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его истинной сущности;
  • крайности в отрицании аморальности

Д. фон Гильдебранд указывает на проблематичность однозначной оценки поведения как ханжеского. Сокрытие реальных черт собственной жизни и ее расхождение с декларируемыми нормами и идеалами может свидетельствовать не о нечестности в строгом понимании этого слова, а о наличии критики к себе со стремлением защитить окружающих от вредоносного влияния собственного поведения, переменить которое по тем или иным причинам оказывается невозможно.

Словоупотребление

Сходные понятия: самодовольство, фарисейство, пустосвятство, лицемерие , двуличность.

Человек, склонный к ханжеству, называется ханжо́й (именительный падеж — «ханжа»). Сходные понятия: святоша, пустосвят, лицемер.

Пустосвятство

Пустосвятство является формой религиозного поведения, занимающим промежуточное положение между ханжеством и суеверием . По словам Д. И. Фонвизина , «пустосвят почти никогда к обедне не поспевает. Он бежит в церковь отнюдь не затем, чтоб с умилением сердечным Богу помолиться, но чтоб перецеловать все иконы , которые губами достать сможет» . В современной церковной практике употребляются схожие термины «обрядоверие» и «лубочное православие» . Иногда ханжество в сфере религии принимает крайние формы прямой фальсификации с намеренным созданием эрзаца (обычно для получения социальных, материальных и иных выгод). Такого рода симулятивные практики часто эксплуатируют невежество окружающих, а равно и все виды наивной социальной мифологии, которая обильно представлена в религиозной сфере (наивная установка «Что ни поп, то батька» основана именно на мифологическом мышлении и мировосприятии).

Ханжество в литературе

Ханжи и пустосвяты часто появлялись на страницах литературных произведений, таких как «Декамерон » Боккаччо (новеллы I, 1; I, 6; VI, 10), «Гаргантюа и Пантагрюэль » Рабле , «Тартюф» Мольера , «Жизнь» Мопассана , «Дождь» Моэма в западной литературе, стихи Хайяма и Руми — в восточной.

В России одними из первых типы ханжей вывели Антиох Кантемир (Сатира I) и Ломоносов :

Мышь некогда, любя святыню,
Оставила прелестный мир,
Ушла в глубокую пустыню,
Засевшись вся в голландский сыр.

Ханжи появляются в произведениях Александра Куприна («Ханжушка»), Островского («Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты») и Достоевского («Село Степанчиково и его обитатели»).

См. также

  • Фарисеи (течение в иудаизме , приверженцы которого часто изображены ханжами в Евангелии)

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое «Ханжество» в других словарях:

    Лживость, фальшь; лицемерие, фарисейство; криводушие, двуличие, двоедушие, неискренность, фальшивость, иезуитизм, двойственность, ипокритство, тартюфизм, пиетизм, лицемерность, филистерство, двуличность, двоемыслие Словарь русских синонимов. … … Словарь синонимов

    Толковый словарь Ожегова

    ХАНЖЕСТВО, а и ХАНЖЕСТВО, а, ср. Поведение, свойственное ханже. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ханжество — и ханжество … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    ХАНЖЕСТВО, лицемерие, показная набожность, притворная добродетельность … Современная энциклопедия

    Лицемерие, показная набожность, притворная добродетельность … Большой Энциклопедический словарь

    ХАНЖЕСТВО, ханжества, мн. нет, ср. Ханжеское поведение, лицемерие, свойственное ханжам. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Англ. bigotry/ sanctimony/hypocrite; нем. Scheinheiligkeit. Моральная характеристика, указывающая на несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его внутренней сущности; показное благочестие, рассчитанное на публику и извлечение выгоды; … Энциклопедия социологии

Информация о том, что такое ханжество, как распознать ханжу и лицемера будет интересна тем, кто хочет научиться распознавать людей, имеющих подобный характер. Такая ситуация может возникнуть в обыденной жизни – в компании, в семье, на работе. При этом важно вовремя обратить на столь неприятное и иногда демонстративное поведение.

Что такое ханжество?

Такой тип поведения, как ханжество это определенная форма самовыражения. Можно выделить некоторые особенности поведения ханжей:

  • оно отличается демонстративной приверженностью духовным идеям без истинной веры в них;
  • зачастую такие люди склонны к сознательному обману;
  • они выставляют свои поступки как бескорыстные, что не отвечает действительности;
  • при этом к окружающим предъявляются завышенные требования, которые не соблюдаются самим ханжой.

В большинстве случаев проявление ханжества может скрывать:

  • недоверие к окружающим;
  • осторожность в общении с людьми;
  • желание манипулировать определенными личностями.

Чем отличается ханжество от лицемерия?

Понятия ханжество и лицемерие близки по своему значению, но между ними есть некоторые отличия. Так:

  1. Лицемерие — это тип поведения, отличающийся неискренностью, безнравственностью, желанием скрыть истинные мотивы для получения выгоды или морального удовлетворения.
  2. Ханжество, как и лицемерие, прикрывает аморальное и неуважительное поведение добродетельной маской, но в качестве нее выбирает следование , отрицание корысти и бесчестия.

Ханжество и предрассудки

Задаваясь вопросом, что значит ханжа, можно получить ответ – это человек лицемерный, осуждающий других и прикрывающийся личиной благочестивой и нравственной личности. Бытует мнение, что подобное осуждение – это предрассудки. В некоторых случаях ханжество может быть защитной реакцией на воздействие окружающего социума, его давления, навязывания чужого мнения.

Не каждый способен противостоять влиянию со стороны, отстоять свою точку зрения. К тому же многие люди испытывают недоверие к окружающим, что заставляет их быть скрытными, осторожными – отсюда желание выглядеть правильными и бескорыстными, что зачастую бывает сложно выполнить на самом деле.

Как распознать ханжу?

Принято считать, что ханжа — это человек, который следует принципам сокрытия своих истинных поступков и мыслей ради самоутверждения и удовлетворения своей прихоти. Можно выделить некоторые черты подобного типа людей:

  • для ханжи свойственен резкий контраст между словами и реальными поступками;
  • они склонны к обману или преувеличению своих моральных принципов и поступков;
  • ханжи позиционируют себя сторонниками благочестия, добродетели, духовности и нравственности;
  • их поведение зачастую бывает демонстративным, они любят играть на публику;
  • иногда подобное поведение может быть рассчитано на самооправдание.

Как перестать быть ханжой?

В обществе проблема ханжества занимает не последнее место. Люди с подобными убеждениями и противоречащим моральным устоям поведением зачастую воспринимаются как нелицеприятные, их наигранное поведение иногда игнорируется обществом. Если взять за основу то, что типичные качества ханжи — это пустосвятство, лицемерие и притворная набожность, то для того, чтобы перестать быть ханжой, первоочередно нужно начать работу по их искоренению. Можно попытаться исключить из своего поведения следующие моменты:

  • желательно перестать играть на публику;
  • высказывать свое мнение, не скрывая и не приукрашивая его, независимо от того, совпадает оно с мнением окружающих или нет;
  • важно следить за своими поступками, не обсуждать и не осуждать чужие;
  • немаловажное значение в исправлении ханжеских манер будет иметь умение держать свое слово, следить за тем, чтобы оно не расходилось с делом;
  • основной задачей для ханжи будет отказ от лицемерия, обмана и осуждения других людей.

Что хуже — ханжество или цинизм?

Для сравнения подобных человеческих качеств нужно разобраться в их сущности. Цинизмом называют пренебрежение и безнравственное отношение к культурным традициям и ценностям, демонстративный отказ от соблюдения общепринятых социальных и моральных норм. В отличие от ханжества, цинизм предполагает открытое, откровенное высказывание своих идей без обмана и лицемерия.

Однозначного ответа на вопрос, какое поведение будет хуже – ханжеское или циничное, не существует. Большинство придерживается мнения, что ни первое, ни второе не приемлемо в обществе. Неважно, сознательное или неосознанное ханжество – это типичный пример лицемерия, а цинизм – откровенное пренебрежение правилами морали, и то, и другое – результат безнравственности и отрицания традиционных устоев, что недопустимо для развития порядочного и зрелого общества.

Православное ханжество

Церковь позволяет человеку стать ближе к Богу, предоставляет возможность духовного развития и выбора своего жизненного пути. Соблюдение традиций и постов – самостоятельный выбор каждого. Религиозное ханжество представляет собой подмену искреннего соблюдения церковных заповедей ложной видимостью следования им. Ханжа выставляет себя благочестивым, бескорыстным, хотя зачастую не является таковым.

Подобное лицемерие не приближает человека к Богу, не делает ему чести, а иногда даже отталкивает. Не самой лучшей чертой характера считается ханжество, а поведение ханжи зачастую раздражает людей. Важно помнить, что подобные моменты нельзя упускать при воспитании детей, а в противоположность им нужно рассказывать об искренности, доброте и честности.

то же и ханжество

Ханжа — человек, проповедующий моральные, нравственные ценности и правила, критикующий их отсутствие у окружающих, однако сам этих правил не придерживающийся; демонстрирующий показную добродетель, тайно её нарушая; внешне набожный и благочинный, но внутренне цинично порочный, ни во что не верящий; к себе снисходительный, но строгий судья других

«Ханжество» — показное благочестие при внутренней распущенности и аморальности; нетерпимость к чужим недостаткам и полная лояльность к себе любимому

Синонимы слова «ханжа»

  • Лицемер
  • Двоедушный
  • Иудушка
  • Двуликий Янус
  • Притворщик
  • Криводушный

Использование слова «ханжа»

«И Лена, учуяв маленькую слабость матери, в минуты раздражения говорила про неё Дмитриеву: ханжа. А он приходил в ярость. Орал: «Кто ханжа? Моя мать ханжа? » (Ю. Трифонов «Обмен»)
«Он был ханжа. Он думал, что он бессмертен, и не торопился » (Б. Окуджва «Новенький как с иголочки»)
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем » (А. Островский «Гроза»)
«Романтик вы, Урусов, ― сказал Савельев, ― и, как все романтики, самодур и ханжа; а особо романтические натуры, к вам это не относится, еще и выжиги » (Н. Галкина «Вилла Рено»)
«Он не ханжа и все понимает, живет на земле, а не в облаках и, кстати, не только глава коллектива, он еще и глава семейства » (Л. Зорин «Юпитер»)

Применение понятия «ханжество»

«Такое ханжество, ограниченность, мелочность, что просто не хочется смотреть на себя — незаметно ты становишься таким же » (В. Чивилихин ««Моя мечта ― стать писателем», из дневников 1941-1974гг.»)
«По сути дела, нам надо было сочинить и создать темпераментное, увлекательное концертное представление, где тупость, ханжество и официальность Огурцова звучали бы резким диссонансом » (Э. Рязанов «Подведенные итоги»)
«В-четвёртых, проникающие во все поры общества лицемерие, ханжество, суесловие » (А. Бовин «Пять лет среди евреев и мидовцев»)

В чём разница между моралью, нравственностью и ханжеством

21 февраляЖизнь

Хорошо подумайте, прежде чем читать кому-то мораль.

Поделиться

0

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Слово «ханжество» несёт в себе негативное значение, однако само явление не считается чем‑то чересчур плохим. При этом ханжество окружающих может сильно повлиять на жизнь человека. Это доказывает, например, скандал«Имеем право на купальники, пирсинг и, прости господи, секс» / Lenta.ru с увольнением учительницы, выложившей в соцсетях фото в купальнике, или историяЧерчесов объяснил, почему не вызвал Дзюбу в сборную. «Он побудет дома, ситуация закроется» / Фонтанка.ру Артёма Дзюбы, отстранённого от национальной сборной по футболу из‑за интимного видео, утёкшего в Сеть.

Лайфхакер выясняет, что такое мораль, чем она отличается от нравственности и почему и ту и другую не стоит путать с ханжеством.

Почему мораль, нравственность и ханжество необходимо различать

Для начала нужно разобраться в понятиях. Например, определить, чем мораль отличается от нравственности. Часто эти термины считаютСловарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М. 1999 синонимами, но это не совсемАпресян Р. Г. Мораль / Новая философская энциклопедия верно, хотя оба понятия философы изучаютГусейнов А. А. Этика / Новая философская энциклопедия в рамках специальной дисциплины — этики.

Мораль (от латинского moralis) — этоС. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность.

Нравственность же — этоС. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Моральные законы устанавливаются обществом, они как бы очерчивают круг того, что человеку как члену социума позволено, а что — нет. Мораль включает в себя представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, разрешённом и запрещённом, приличном и неприличном и так далее.

Мораль меняется вместе с обществом. Она может быть как всеобщей, так и присущей только определённой группе людей: христианская и светская, городская и сельская, мораль раба и мораль рабовладельца.

Есть ли какие‑то общие принципы морали для всех? Антропологи из Оксфордского университета, которые провели сравнение 60 культур со всего света, считаютCurry O. S., Mullins D. A., Whitehouse H. Is It Good to Cooperate? Testing the Theory of Morality‑as‑Cooperation in 60 Societies / Current Anthropology, что есть.

  • Помощь родным (семейные ценности).
  • Помощь своей социальной группе (групповые ценности).
  • Взаимовыручка.
  • Храбрость.
  • Подчинение вышестоящим (уважение к авторитетам, старшим).
  • Справедливое разделение спорных ресурсов.
  • Уважение к собственности (имущественные права).

Впрочем, вопрос о всеобщности моральных принципов и вообще необходимости их существования до сих пор вызывает дискуссии. Некоторые, напримерMackie J. L. Ethics: Inventing Right and Wrong. Penguin UK. 1990 австралийский философ Джон Мэки, считают, что от морали следует отказаться совсем. Потому что, согласно Мэки, это искусственная, созданная людьми абстракция, с помощью которой власть имущие манипулируют сознанием большинства.

В отличие от моральных принципов, нравственные нормы человек формирует в себе самостоятельно. Это могут быть как собственные взгляды, так и установки, усвоенные из окружающей действительности (как связанные с моралью, так и не зависящие от неё).

Проще говоря, мораль — это стандарт поведения, сформированный «вне» человека, а нравственность — «внутри» него.

Можно не соответствовать общественным представлениям о морали, но при этом оставаться нравственным человеком. Но наоборот это уже не работает. Человек не может считаться высокоморальной личностью, если внутри себя (на нравственном уровне) не разделяет ценности общества. Такое двоемыслие как раз характерно для ханжей.

Ханжой называют человекаС. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, который лицемерно прикрывается показной добродетельностью. Синонимами здесь можноСловарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М. 1999 назвать двуличность, двоемыслие, лицемерие и фарисейство.

Хотя моральные и нравственные принципы относительны, к ханжеству они имеют лишь опосредованное отношение. Ханжа, в отличие от нравственного человека, использует нормы для достижения своих целей, требует их исполнения от других, но считаетКраснова А. Г. Фарисейство как морально‑этическое понятие / Культура. Духовность. Общество необязательными для себя. Он непоследователен и ограничен, плодит ложь, затуманивает истину, манипулирует людьми и осуждает непохожих на него, скрыто презирая всех, кроме себя.

Самое же неприятное — то, что в некоторой степени ханжа живёт практически в каждом из нас.

Какие признаки отличают ханжу от нравственного человека

Демонстративное поведение

Высокие моральные нормы и строгие нравственные принципы нужны ханжам не для того, чтобы жить в соответствии с представлениями о справедливости, добре и зле. Главная их цель — показать себя в лучшем свете, подчеркнув свою исключительность и превосходство. В этом им помогает демонстративностьКраснова А. Г. Фарисейство как морально‑этическое понятие / Культура. Духовность. Общество проявляемых «добродетелей».

Так, ханжи могут попрекать людей с низкой зарплатой или ожирением, говоря, что они сами виноваты в своих проблемах. При этом сами ханжи могли никогда не сталкиваться ни с нуждой, ни с лишним весом. Подобного рода заявления в духе «А вот я…» часто называют феноменом белого пальто.

Формальное восприятие постулируемых норм

С демонстративностью поведения напрямую связан формализм ханжей в отношении норм и правил. Не разбираясь в их сути, такие люди слепо следуют установленным канонам. Так, учитель‑формалист будет требовать от учеников не понять смысл параграфа, а зазубрить его, не проявить творчество и оригинальность, а выполнять конкретные до абсурда правила.

Норма для ханжи — это повод навесить на других ярлыки. При этом внутреннее содержание, скрытое за ними, его мало заботит. Например, если люди сожительствует, не заключая брак, — значит, они развратники. Ханже всё равно, что пару может всё устраивать, а некоторые незарегистрированные отношения гораздо счастливее официальных.

Двойные стандарты

У формализма ханжей есть и другая сторона. То, чего они требуют от окружающих, могутКраснова А. Г. Фарисейство как морально‑этическое понятие / Культура. Духовность. Общество считать необязательным для себя. Например, осуждая жестокость в видеоиграх и фильмах, которые якобы портят психику подростков, ханжа с удовольствием потребляет такой же контент и не видит в этом ничего плохого.

Расплывчатость и неоднозначность таких понятий, как нравственность, духовность, справедливость, честность, порядочность, создаёт благодатную почву для ханжеских инсинуаций. Это вкупе с демагогией позволяет трактовать любые события и поступки в свою пользу, говоритьКраснова А. Г. Фарисейство как морально‑этическое понятие / Культура. Духовность. Общество о собственных положительных качествах, но отказывать в них другим людям.

Ханжа может осуждать девушек в «чересчур открытой» одежде на улице, но при этом любоваться откровенными фото в интернете; осуждать мат, но нецензурно выражаться, объясняя это своими причинами. Наиболее красноречиво такое поведение описывает мем «Вы не понимаете, это другое!».

Предвзятость и крайности в оценках

Любимое дело ханжей — устраиватьГусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. М. 2000 моральные суды. Уверенность в собственной непогрешимости во многом способствует агрессивности подобных нападок, на деле вызванных скорее завистью и комплексами, чем стремлением к лучшему.

В этой связи оценочные суждения и эмоционально окрашенные выражения без какого‑либо подтверждения фактами — обычное для таких людей дело. Любая попытка поставить под сомнение их доводы неминуемо вызовет гнев и, вероятно, даже оскорбления, а всё потому, что ханжа ставит себя и своё мнение выше других.

Вопрос о том, что важнее — мораль или нравственность, остаётся дискуссионным. Однако всё более очевиден факт, что люди совершенно по‑разному воспринимают окружающий мир. То, что абсолютно неприемлемо для одних, для других — обыденная норма. Поэтому вернёмся к самой первой мысли этой статьи: хорошо подумайте, прежде чем читать кому‑то мораль.

Читайте также ☝️😤🚫

  • Что такое эйджизм и как он вредит каждому из нас
  • Справедливость, равенство и двойные стандарты: что такое новая этика и как она меняет нормы общения
  • Как распознать псевдоинтеллектуала

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

значение этого слова, характеристика ханжи, его основные качества характера

Ханжество — это качество личности, характеризуемое как показная демонстрация набожности и благочестия на фоне замаскированных собственных неблаговидных поступков, неверности своим идеям, выраженной явно или тайно. В ханжестве максимально проявляется контраст между содержанием и формой , между словом и делом.

  • Характеристика ханжи
  • Формы ханжества
  • Психология ханжества
  • Вред ханжества
  • Как общаться с ханжой

Характеристика ханжи

Основные черты ханжества:

  • двойная мораль и двойные стандарты;
  • чрезмерно завышенные требования к окружающим.

Ханжа любит всех поучать и давить, настаивая на своем мнении. При этом его добродетельная и нравственная позиция абсолютно не соответствует собственному внутреннему содержанию.

Являясь в образе бескорыстия, искренности и благочестия, используются основные инструментарии: морализация, оценочные суждения, демагогия, софистика, ложь. Активно привлекаются в свой речевой арсенал такие слова и понятия, как; гуманизм, честность, справедливость, равенство, толерантность.

Формы ханжества

Ханжество имеет две формы: сознательную и неосознанную.

  1. В первом варианте — это маска высокоморальной личности, которую использует лицемерная особа, настроенная агрессивно на морализаторство. По мнению психологов, осознанная форма ханжества является «прикрытием» или «формальной ложью». Человек не желает изменять себя, искоренять свои пороки, однако, в глазах окружающего его общества хочет выделиться «благородными» чертами, выглядеть приличным.
  2. Бессознательное ханжество представляет форму самообмана и неосознанное желание скрыть свои не очень приглядные качества личности, с целью сохранить уважение и доверие окружающих. Это ложь самому себе. При неосознанной форме человек живет своими идеалами. Он не замечает окружающей обстановки. Ханжа негативно, даже агрессивно встречает попытку разубеждения. Ханжество, не поддающееся переубеждению – психическое расстройство личности, которое требует применения психотерапевтических и медикаментозных методик.

Психология ханжества

За ханжеством скрывается недоверие к людям, пренебрежительное отношение, подозрительность и стремление манипулировать другими. Это отрицательная форма приспособительной реакции личности к моральным требованиям общества. Ханжа обожает демонстративное покаяние. Такой спектакль дает ему возможность убедить в своей беспристрастности, демократичности и бескорыстности. Для покаяния выбираются поступки, воспринимаемые публикой как достоинства, а не недостатки.

Ханжа в каждое свое действие, каждое слово и жест вкладывает возвышенные мотивы, скрытый смысл. Даже обычное покашливание или моргание, по мнению ханжи, должны нести смысловую нагрузку.

Ханжа никогда не скажет прямо о своем намерении, ему противоестественна прямолинейность. Он так строит свою речь, что его собеседник изъявляет желание сделать так, как необходимо ханже, считая, это своим решением. Но, на этом ханжество не останавливается. Он начинает капризничать, мяться, и, в конце концов, принимает желаемое. Когда услуга оказана, все представляется таким образом, как будто свершилось само собой.

Вред ханжества

К особому вреду ханжества можно отнести навязывание отдельным людям или обществу идеализации, бредовых идей о равенстве, справедливости и братстве. Он с особым энтузиазмом вторгается в чужую жизнь, отождествив себя с образом нравственного идеала и благочестия. Якобы только из благонравия и милосердия ханжа соглашается терпеть непонимание его высоких замыслов и моральных устремлений. Однако такая терпимость только видимость, используемая для подготовки новой атаки, направленной на воцарение нравственных идеалов.

Как общаться с ханжой

Общаясь с ханжой, важно самому не стать таковым. Прежде всего необходимо понять, что именно ему надо, чего он хочет, какова его цель. Ответ понятен: «необходимо признание общества». Кроме того, для него важно возвышение в собственных глазах, на фоне подчеркивания недостатков других. Бесполезно спорить с ханжой. Он готов к этому и ждет именно такой «подпитки». Ханжество содержит в себе подозрение и пренебрежение мнением окружающих людей.

Может быть, это звучит грубо, но единственный способ общения с ханжой – презрение. Не стоит вступать с ним в спор, обнажая свои слабости, ведь ханжа только этого и ждет. Нет необходимости исправлять недостатки других, тем самым расписываясь в собственном ханжестве. Не многие люди способны перенести критику в свой адрес, тем более это касается ханжи.

Чтобы не стать частью чьего-то плана, следует научиться защищаться от манипуляций. Основным инструментом здесь является интуиция. Если при общении с человеком появляется дискомфорт, возможно, это является подсказкой, что вас хотят использовать. Не стоит идти на поводу. Наиболее действенны способ борьбы с ханжой – не делать того, что он навязывает, при этом не вступая в открытое противостояния.

Праведники против самодовольных | Психология сегодня

Источник: Татьяна Гладских / 123РФ по разрешению

Исследование литературы на эту тему дает дразнящий двоякий результат. Традиционно две категории личности рассматривались преимущественно в теологическом свете. Однако теперь они рассматриваются в заметно более светском ключе.

В обоих случаях самодовольство оказывается более преступным или менее уважаемым, чем праведность. Тем не менее, если эти две экзистенциальные позиции рассматривать через призму современной моральной психологии, независимой от библейских догм, окончательные различия между ними становятся несколько размытыми.

Теологическая перспектива

Давайте сначала рассмотрим, как различаются определения праведности и самоправедности с доктринальной точки зрения. С библейской точки зрения, праведность заключается в том, чтобы быть в правильном положении перед Богом — ст. самоправедность, признаваемая как дающая окончательную власть в своих решениях не Богу, а самому себе. Таким образом, самодовольство становится, как это ни парадоксально, своего рода самоуверенным святотатством: человек не служит воле Божией, а оскверняет 0012 Богу, служа или принимая от себя окончательное руководство.

Для одного писателя Иисус был на 100 % праведен и также на 100 % прав. А так как все мы грешники, то когда мы соизволяем считать себя праведниками, мы на самом деле поступаем самодовольно. Это понятие является абсолютистским, как ясно подразумевает повторение этим автором «100%». И, конечно же, такие авторитарные учения не допускают никаких исключений и модификаций.

Подобно другим религиозным интерпретаторам канонически принятых догматов, самодовольство воспринимается негативно как неправедный . Рассмотрим слова другого сектантского автора:

Ирония самодовольства в том, что оно доверяет себе, своим чувствам, своим эмоциям, своим желаниям, своей логике и своему пониманию. Поэтому он никогда не видит ошибки по-своему.

Короче говоря, как считают многие теистические писатели, у самодовольных людей плохое отношение: они нетерпимы, самодовольны и ханжески, и — чрезмерно уверенные в своей праведности или моральном превосходстве — они пытаются «господствовать» над другими. , неоправданно принижая их как слабых, зависимых и без разбора ставя коллективную веру выше индивидуального, нерелигиозного опыта.

Сравните это с часто цитируемой библейской строкой: «Не судите, да не судимы будете» (Матфея 7:1). Или, если вы собираетесь судить кого-то, вы должны сначала осудить себя. (В противном случае, поскольку «бросать камни» в других преждевременно, вам нечего делать.)

Наоборот, праведники считаются смиренными, благочестиво и послушно почитающими Бога, как Он благоговейно изображен в Священном Писании. Более того, не праведники, а я -праведников имплицитно (и необоснованно) объявляют себя «святее тебя».

Светская перспектива

Те, кого считают самодовольными, на самом деле не чувствуют себя лучше, если их рассматривать в более светском свете. Но также необходимо добавить, что праведники (или так называемые «благочестивые») сами обычно воспринимаются менее позитивно, когда их помещают под этот более мирской микроскоп. На самом деле, в этом контексте эти два типа нигде так сильно не расходятся. В некотором смысле они почти так же дополняют друг друга, как и контрастируют.

Здесь люди, которых называют самодовольными, негативно идентифицируются как характерно тщеславные и самообманывающиеся; необоснованное чувство превосходства; и быть высокомерным, элитарным и самовозвеличивающимся (иногда с головой падающим в жалкую яму нарциссизма).

Кроме того, самодовольные также считаются лицемерами, поскольку они используют двойные стандарты, когда дело доходит до «правильного» поведения. Несмотря на то, что они столь же склонны к ошибочным суждениям и поступкам, заслуживающим порицания, как и те, кого считают праведными, они, тем не менее, заявляют, что их нравственность более просвещена и нравственна, чем у этих более благочестивых людей (иногда саркастически описываемых ими как самодовольные «хорошие добряки»). вкусняшки»).

Применяя гораздо более мягкие стандарты для оценки своего личного поведения, они демонстрируют благоприятную предвзятость к себе, которая сама по себе может в высшей степени заслуживать критики. И, как уже говорилось, они могут быть очень осуждающими и спорными с другими.

Тем не менее, абсолютная праведность, по крайней мере, с точки зрения светской, может оказаться не намного лучше. Еще раз, размышляя над иронией многих рутинных различий, которые придумали писатели, чтобы различать две ориентации на реальность, вот как один автор пытается разделить — и, может быть, , а не разделить — две:

Просто удерживание мнение, что праведные выше неправедных, что бы это ни значило, сильно намекает на то, что вы относите себя к первой категории. Если да, то вы самодовольны. [Или, другими словами, если вы не смиренны в своей праведности, то вас вообще нельзя считать праведником.]

Определенно бывают случаи, когда человек искренне верит, что у него больше полномочий судить о себе, чем у других, даже если существует общее мнение, что его поведение предосудительно. И в этой связи рассмотрим биографический фильм « Монстр », в котором серийная убийца (которую играет Шарлиз Терон) говорит — и с полной убежденностью — что она «благосклонна к Господу», не испытывая никаких угрызений совести по поводу всех мужчин, которых она безжалостно убила. .

К сожалению, некоторым людям слишком легко оправдать себя без доказательств, которые сделали бы их «праведное» самооправдание почти психотическим. Ибо дела человека могут выдать его «божественную» праведность как полное притворство.

Примирение религиозного со светским

Если праведность указывает на верность человека моральному кодексу без чувства принуждения его к самовыгодному сравнению его с чужим, то мы можем заключить, что — независимо от того, рассматривается ли он с монашеской или материалистической точки зрения — она включает в себя свободное смирение. самодовольства. И вполне может быть, что, в первую очередь, подлинная праведность лучше всего воспринимается как отражение истинно смиренного отношения.

Приведенная ниже цитата богослова Нового Завета Даррелла Бока (1994), убедительно доказывает, что смирение является основой того, чего не хватает самодовольным:

Гордость проповедует заслуги; смирение взывает к состраданию… Гордость разделяет, унижая других; смирение отождествляет себя с другими, признавая, что у всех нас есть одни и те же [основные] потребности [ы]. Гордость разрушает своим отчуждающим самообслуживанием; смирение открывает двери своей силой, чтобы сочувствовать той борьбе, которую мы разделяем. Гордость воротит нос; смирение предлагает открытую и воздетую руку.

Джонатан Хайдт в своей книге «Праведный разум: почему хорошие люди разделены политикой и религией » (2012) пытается примирить устойчивые разногласия по поводу того, что представляет собой праведность, прибегая к современной моральной психологии. Используя этот субъективный, но непредвзятый подход для лучшего понимания расходящихся этических точек зрения, он считает, что мы можем способствовать пониманию, которое потенциально могло бы преодолеть разрыв между людьми, чьи предубеждения заметно различаются.

При большем понимании такие извечные конфликты могут стать более конгруэнтными, предлагая взаимно адаптивное разрешение, которое, к сожалению, еще не произошло. Как выразился Майкл Хоган (2012) в своем эссе «Праведный разум», цель Хайдта «состоить из политических и религиозных дебатов часть жара, гнева и разногласий и заменить их трепетом, удивлением и любопытством». то, что сами секуляристы обычно считают «духовным»]. По общему признанию, это идеалистическое решение, но эта точка зрения поддерживается научными процедурами оценки «глубоко эмоциональной, интуитивной, эгоистичной и групповой природы нашей моральной психологии».

Итак, чтобы завершить это обсуждение, исключение Бога или высшей власти из уравнения позволяет нам сосредоточиться на основных вопросах справедливости и честности, поскольку большинство (хотя и не все) людей признают их. И поиск ценностей, разделяемых всеми, даже людьми, отличающимися своими религиозными и политическими приоритетами, может, наконец, соединить нас, сосредоточив внимание на том, с чем мы можем согласиться, не изменяя нашим идеалам. Только тогда можно преодолеть пропасть между взглядами, основанными на ортодоксальных религиозных учениях, и взглядами, основанными на научном изучении неизменной человеческой природы.

Несомненно, чем скорее мы сможем осуществить это примирение, тем лучше, поскольку мы все вместе находимся в этом разрозненном, сраженном и хаотичном мире. И хотим мы того или нет, но наши судьбы неразрывно переплетены.

© 2021 Leon F. Seltzer, Ph.D. Все права защищены.

Все обо мне: самоуверенность

Мы продолжаем нашу серию блогов «Все обо мне». В сериале мы рассматриваем многие общепринятые системы верований и термины, используемые в нашей культуре. Наша цель — увидеть, помогает ли наша озабоченность собой жить счастливой и успешной жизнью. Сегодня мы смотрим на самодовольство.

Вы когда-нибудь разговаривали с кем-то, кто вел себя святее вас?

Действовал ли человек так, как будто он или она были правы, а все остальные были не правы?

Думаю, да. Мы все сталкивались с этими людьми.

Какие чувства у вас вызвали эти встречи?

Они заставили вас изменить свой образ жизни, или они заставили вас хотеть сделать прямо противоположное?

Редко разговоры с самоуверенными людьми вызывают у нас желание быть похожими на них.

Но вот жечь. Вы можете быть самодовольным, даже не осознавая этого, потому что самодовольство — это то, что никто не видит в зеркале.

Многие люди ведут себя самодовольно, но они так не считают. Почему? Потому что они считают это правильным.

Например, если вы ловите себя на том, что принижаете поведение других и оправдываете свое собственное, вы можете быть самодовольным.

К тому времени, когда вы закончите читать сегодняшний блог, я надеюсь, вы осознаете свою самодовольство, если оно в вас есть, и, что более важно, найдете лекарство.

Что значит быть самодовольным?

Вот несколько определений самоправедности:

Merriam-Webster – «Убежденный в собственной праведности, особенно в сравнении с действиями и убеждениями других: узколобый моралист».

Городской словарь — «Самоправедный человек ведет себя выше своих сверстников, потому что считает, что его моральные нормы совершенны. Это «моральное самодовольство» носит снисходительный характер и обычно кажется другим оскорбительным».

Кембриджский словарь — «Вера в то, что вы лучше и нравственнее других людей, часто выражается в раздражающей или оскорбительной форме».

Короче говоря, самодовольный человек — это тот, кто считает, что он или она лучше и морально превосходит кого-то другого. звучит как много «христиан». Если вы называете себя «христианином», вам действительно нужно исследовать свое сердце на этот счет. Христианская самоправедность — наихудшая и такая отвратительная. Полная противоположность тому, чем на самом деле хотел нас видеть Христос.

Истинный христианин никогда не хвастается своей праведностью, потому что истинный христианин знает, что по собственной инициативе у него ее нет. Истинный христианин знает, откуда на самом деле исходит его праведность.

Самоправедность вообще не принадлежит к «праведникам»

Часто люди ассоциируют «самоправедность» только с христианами.

Это понятно, потому что слово «праведный» используется на протяжении всей Библии для описания тех, кто подчиняет свое сердце и жизнь благочестивой жизни.

Однако термин «самоправедный» относится не только к тем, кто следует за Богом.

На самом деле каждый может быть самодовольным, если считает, что его пути правильные, а пути всех остальных ошибочны. Звучит знакомо?

Самоуверенность процветает, поскольку люди стремятся доказать свое моральное превосходство.

В статье Los Angeles Times Самоуважение миллениалов стало самодовольством? автор утверждает: «Негодование и капающее ханжество, которые мы видим от столь многих молодых активистов, не являются нарциссизмом или даже легендарной самооценкой, которую это поколение якобы поддерживает с самого рождения. Может быть, он подвергся своего рода химическому превращению в нечто еще более опасное: самодовольство».

Независимо от того, христианин вы или нет, вы легко можете попасть в ловушку самодовольства и греха самооправдания.

Грех оправдания себя

Проблема в том, что «я», привязанное к «праведности». Когда вы начинаете оправдывать себя, вы попадаете в беду.

Например, те, кто самодовольны, быстро указывают на грехи других, чтобы оправдать свои собственные недостатки, неуверенность и греховное поведение.

  • Лицемерие: Самодовольство попахивает лицемерием.

    Весть так описывает самодовольное лицемерие в Послании к Римлянам 2:1-2:  «Эти люди находятся на темной нисходящей спирали. Но если вы думаете, что это оставляет вас на возвышенности, где вы можете указать пальцем на других, подумайте еще раз. Каждый раз, когда вы критикуете кого-то, вы осуждаете себя. Рыбак рыбака видит издалека. Осуждающая критика других — это хорошо известный способ избежать разоблачения собственных преступлений и проступков. Но Бога не так легко отвлечь. Он видит сквозь все эти дымовые завесы и удерживает вас за то, что вы сделали».

  • Гордость: Те, кто самодовольны, часто полны гордыни.

    Самодовольство сосредоточено на внешнем поведении других, а не на собственном сердце.

    Они хотят внимания к своей воображаемой «праведности», например фарисеи в Библии. Иисус говорит: «Берегись практиковать свою праведность перед другими, чтобы они видели тебя (Матфея 6:1 NIV). »

    Самодовольство и гордость фарисеев помешали им осознать и увидеть свою нужду в Спасителе.

  • Правосудие: Самодовольство питается осуждением других.

    За последние 20 с лишним лет пастырского служения люди, которые часто рекламируют «не судите», чаще всего судят больше всего.

    Они не только судят других, но и создают свои собственные правила для осуждения других.

    Они думают, что они лучше других, основываясь на действиях. Они обвиняют других в своих грехах и оправдывают себя, осуждая других.


«Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазе не замечаешь? Как ты можешь говорить своему брату: «Дай мне вынуть сучок из твоего глаза», когда в твоем собственном глазу всегда бревно? Лицемер, вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».
– Матфея 7:3-5


Проблема самодовольства в том, что вы не Бог

Проблема самодовольства в том, что оно заставляет человека поверить, что он или она праведны.

Они высокомерно ставят себя на место Бога, вершащего суд над теми, кого считают нужным. Это большая проблема.

Пока вы читаете это, если вы думаете о других людях, остановитесь. Считай себя. Продумывайте собственные действия. Примени это к тебе. Самодовольным будет трудно исследовать свое сердце. Это может быть подсказкой, что это вы.


«Братья и сестры, не злословьте друг друга. Всякий, кто говорит против брата или сестры или осуждает их, говорит против закона и осуждает его. Когда вы судите закон, вы не соблюдаете его, но судите о нем. Есть только один Законодатель и Судия, способный спасти и погубить. А ты — кто ты такой, чтобы судить ближнего твоего?
– Римлянам 4:11-12


Самодовольные люди не только осуждают чужие грехи, но и начинают верить, что их «я» «лучше» других. В результате они думают, что им не нужен Спаситель.

Как объясняет Стивен Дж. Коул: «Но это серьезный, ужасный грех, потому что он мешает людям увидеть свою нужду в Евангелии. Он верит в ложь о том, что мы можем быть достаточно хороши сами по себе, чтобы претендовать на небеса. Таким образом, нам не нужен Спаситель, умерший на кресте, чтобы заплатить за наши грехи».

Вы не можете спасти себя. Вам нужен Спаситель.

Вот правда: как бы ты ни был хорош по мирским моральным стандартам, ты никогда не будешь достаточно хорош.

Вы грешник. Мы все такие (Римлянам 3:23).

Независимо от того, следуем ли мы большинству правил и соблюдаем большинство заповедей, невозможно «соответствовать небесам» самостоятельно.

Пол Дэвид Трипп пишет: «Поскольку грех глубже плохого поведения, попытка стать лучше не является решением. Только благодать, изменяющая сердце, может спасти нас. Есть разница между человеком, у которого разочарование ведет к самоисправлению, и тем, у кого горе ведет к искренней исповеди. […] Первый человек верит в личную силу и возможность самоспасения, а второй отказался от собственной праведности и взывает о помощи другого».

Вот почему Бог послал Своего сына, Иисуса.

Бог знал, что мы не справимся сами.

Наказание за наш грех — смерть. К счастью, Иисус, который никогда не грешил, пришел на землю, чтобы умереть за наши грехи на кресте.

Мы прощены только благодаря Его крови, пролитой за наши грехи (Евреям 9:22).

Признайте и покайтесь в своем грехе перед любой стороной, которую вы обидели, и перед Господом. Начните с самодовольства в своем сердце. Верь, что Иисус умер на кресте за твой грех, и возложи свою веру на Него как на своего Спасителя и Господа.

Для тех, кто уже является христианином: исповедуйте и покайтесь в любой самоправедности в своей жизни, а не просто исповедуйте ее перед Богом. Признайтесь в этом любому, по отношению к кому вы были самодовольны.

Христианам 2 Коринфянам 13:5 говорит: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; испытайте себя. Разве вы не понимаете, что Иисус Христос в вас, если, конечно, вы не провалите испытание?»

Самодовольная психология |

/ Чтение между дюнами

Мы все знаем этого человека: мистера Всегда правого коллегу, который всегда думает, что он все понял, а все остальные ошибаются. Знакомая, склонная к самобичеванию, которая думает, что относится ко всем великодушно и по-доброму, но с которой все остальные обращаются как с грязью. Друг, с которым вы выросли, который думает, что он рефлексивен, и всем остальным нужно научиться этому навыку.

В какой-то момент нашей жизни мы столкнемся с самодовольным человеком. Своей критикой, негодованием и тщеславием они обычно действуют нам на нервы и сбивают с пути, если мы им это позволяем.

Но какая психология стоит за самодовольной личностью и как она влияет на вас, когда вам приходится иметь дело с этой чушью?

Целый ряд переменных развивает самодовольный ум, но некоторые характеристики свойственны тем, кто считает себя очень хорошим и правильным: -порошок на нем, а у вас преувеличение. Ищите «всегда», «никогда» и «все» от этих людей, и у вас может быть немного самодовольства, бурлящего в котле.

  • . Позитивное обесценивание. Обратной стороной чрезмерного обобщения является убеждение, что положительные вещи, такие как характеристики других, не так важны. «Эй, ты милый, но кого это волнует. В любом случае быть милым переоценено».
  • Поспешные выводы: Мы все это делаем, но самодовольный человек в этом искусен. Выводы сделаны, хотя беспристрастных выводов практически нет. «Такой-то не дал мне денег в качестве рождественского подарка в этом году; они не заботятся обо мне и дешево. Ох, ненавижу дешевых людей.
  • Черно-белое мышление: Либо ты идеален, либо нет. Если вы не оправдываете ожиданий, это потому, что вы не [вставьте здесь какое-нибудь качество], и это отражение вашей целостности.
  • Конечно, самодовольный человек не всегда должен обладать этими качествами, и его поведение может не основываться на этих моделях мышления. Я знаю некоторых людей, которые кажутся самодовольными, и, возможно, так оно и есть, но это больше связано с социальным окружением, чем с чем-либо еще. Это не значит, что они не заняли самодовольную позицию, но я не думаю, что они стали бы такими, если бы не определенные социальные установки вокруг них.

    Но что делает самоуверенность столь распространенной формой мышления тех, кто ею занимается?

    Существует ряд причин, основанных на основах человеческой психологии.

    Эффект обратного удара — относительно распространенная человеческая тенденция защищать все, что добавляется к вашей коллекции убеждений. То есть, во что бы вы ни решили верить, вы, как правило, отбрасываете то, что не соответствует этой точке зрения, и принимаете «доказательства», которые ей соответствуют. Таким образом, вы в конечном итоге приклеены к своим убеждениям и никогда не подвергаете их сомнению, даже когда на вашем пути появляется новая информация, которая потрясает основы этих убеждений — или, скорее, могла бы поколебать эти основы, если бы только не возникло обратного эффекта.

    Обратный эффект в основном возникает из-за когнитивной лени — наш мозг не хочет работать, поэтому мы погружаемся в те объяснения, которые не требуют слишком много энергии для обработки. Чем напряженнее становится процесс обработки вещей, тем меньше доверия они вызывают у вас.

    Думаешь, у тебя самой нет такой склонности? Подумайте еще раз.

    В следующий раз, когда кто-то будет хвалить вас, а затем кто-то будет критиковать вас, исследуйте, как вы себя чувствуете. Скорее всего, тысяча «Ты такой умный», но одно «Ты недостаточно умный» повлияет на тебя по-разному. Вы позволите похвале проскользнуть прямо у вас в голове, но вы будете питаться негативным комментарием.

    Почему?

    Эффект обратного удара и другая склонность как-то связаны с этим. Люди, как правило, тратят больше времени на обдумывание информации, с которой они не согласны, чем на информацию, которую они принимают. Все, что совпадает с вашим образом мышления, просто проходит через вашу обработку, но все, что угрожает вашим убеждениям, захватит ваше сознание и удержится. С обратным эффектом в игре вы в конечном итоге не поверите, что пилюля труднее проглотить, потому что в конечном итоге для ее обработки требуется слишком много энергии. Даже если вы будете зацикливаться на критике, вы будете бороться против того, чтобы в нее поверить, и попытаетесь найти все причины, по которым эта критика неверна по отношению к вам.

    Почему так? Эволюция может быть в игре, здесь.

    Наши человеческие предки обращали больше внимания на негативные стимулы, чем на позитивные, потому что, если негатив не был устранен, это могло означать смерть.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *