Ханжеское поведение: ХАНЖЕСКИЙ | это… Что такое ХАНЖЕСКИЙ?

Лицемерие и ханжество: как они формируются и почему нас разрушают

Познать себяЧеловек среди людей

Как рождается лицемерие?

Чаще всего в детстве ребенок понимает: выгодно быть послушным и говорить взрослым то, что они хотят услышать. Мама будет ставить в пример брату или сестре, и это можно будет использовать. Если похвалить бабушкин не очень вкусный суп, получишь втайне от родителей конфет. Тестируя мир взрослых, любящих лесть, и всякий раз получая позитивное подкрепление, ребенок уносит этот успешный, как ему кажется, сценарий во взрослую жизнь.

Внутренний конфликт

«Моя тетя считает себя религиозным человеком, гордится тем, что отказывает себе в радостях жизни, в которых упрекает меня и других, — рассказывает Ольга. — Вера не делает ее добрее, о большинстве родственников и знакомых она говорит с пренебрежением. Набожность не мешает ей верить в гороскопы».

«Постепенно приобретая черты ханжи, человек учится на многие стороны жизни закрывать глаза, — объясняет психотерапевт Вероника Степанова. — В данном случае не проявляет доброты к ближнему и доверяет гороскопам. Эти взаимоисключающие явления конфликтуют. Человек чувствует собственную фальшь, так рождается внутренний конфликт, который ведет к невротизации. Нарастающее напряжение часто снимается за счет унижения других людей или алкоголя».

Ханжество как оборотная сторона лицемерия

Попытки приподнять свою значимость за счет принижения других и показная демонстрация положительных (часто мнимых) качеств говорят о том, что в человеке силен Внутренний Родитель. Контролирующее начало вытесняет бессознательные стремления и влечения. Как правило, начинается все еще в детстве: если родители излишне строгие, единственным способом адаптации для ребенка становится показное идеальное поведение. При этом подавляются естественные детские желания: активно исследовать мир, шалить, ошибаться, спорить.

Когда такие люди вырастают, им кажутся постыдными не только наслаждение вкусной едой или сексом, но и проявление свободолюбия, желание идти собственным путем, критичное отношение к точке зрения, которую разделяет большинство.

Порывы кого-то осудить зачастую отражают лишь наши страхи и невысказанные желания

«Эти качества присутствуют во всех нас, неожиданно проявляясь в разные моменты жизни. Но если в других мы быстро их замечаем, то отследить их в себе бывает трудно, — напоминает Вероника Степанова. — Но порывы кого-то осудить зачастую отражают лишь наши страхи и невысказанные желания».

Так что же делать? Быть честным с собой и всякий раз пытаться осознать, что кроется за нашими эмоциями. Это единственная возможность сохранять внутреннее спокойствие и выбирать собственную жизненную дорогу.

Об эксперте

Вероника Степанова — психотерапевт. Ее канал.

Текст:Сабина СафароваИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

Тот самый: ученые вывели формулу, которая помогает распознать родственную душу

«Мучает вина за то, что усыпила питомца и не была рядом в его последние минуты»

«Я 12 дней летал так, как обычно летают во сне»: Клим Шипенко — о съемках фильма в космосе

Латинская Америка или Европа: где живут самые нежные партнеры — неожиданные выводы ученых

Ночные кошмары: почему нам снятся ужасы — 4 причины

«Жених не способен на романтику. А я так хочу, чтобы за мной ухаживали!»

«Молодой человек не может кончить во время секса, зато в одиночестве — без проблем»

Критика, неуверенность и недоверие: 7 знаков, что отношения повернули не туда, — проверьте себя

Что такое ханжество и чем оно отличается от лицемерия?

Информация о том, что такое ханжество, как распознать ханжу и лицемера будет интересна тем, кто хочет научиться распознавать людей, имеющих подобный характер. Такая ситуация может возникнуть в обыденной жизни – в компании, в семье, на работе. При этом важно вовремя обратить внимание человека на столь неприятное и иногда демонстративное поведение.

Что такое ханжество?

Такой тип поведения, как ханжество это определенная форма самовыражения. Можно выделить некоторые особенности поведения ханжей:

  • оно отличается демонстративной приверженностью духовным идеям без истинной веры в них;
  • зачастую такие люди склонны к сознательному обману;
  • они выставляют свои поступки как бескорыстные, что не отвечает действительности;
  • при этом к окружающим предъявляются завышенные требования, которые не соблюдаются самим ханжой.

В большинстве случаев проявление ханжества может скрывать:

  • недоверие к окружающим;
  • осторожность в общении с людьми;
  • желание манипулировать определенными личностями.

Чем отличается ханжество от лицемерия?

Понятия ханжество и лицемерие близки по своему значению, но между ними есть некоторые отличия. Так:

  1. Лицемерие — это тип поведения, отличающийся неискренностью, безнравственностью, желанием скрыть истинные мотивы для получения выгоды или морального удовлетворения.
  2. Ханжество, как и лицемерие, прикрывает аморальное и неуважительное поведение добродетельной маской, но в качестве нее выбирает следование духовным ценностям, отрицание корысти и бесчестия.

Ханжество и предрассудки

Задаваясь вопросом, что значит ханжа, можно получить ответ – это человек лицемерный, осуждающий других и прикрывающийся личиной благочестивой и нравственной личности. Бытует мнение, что подобное осуждение – это предрассудки. В некоторых случаях ханжество может быть защитной реакцией на воздействие окружающего социума, его давления, навязывания чужого мнения.

Не каждый способен противостоять влиянию со стороны, отстоять свою точку зрения. К тому же многие люди испытывают недоверие к окружающим, что заставляет их быть скрытными, осторожными – отсюда желание выглядеть правильными и бескорыстными, что зачастую бывает сложно выполнить на самом деле.

Как распознать ханжу?

Принято считать, что ханжа — это человек, который следует принципам сокрытия своих истинных поступков и мыслей ради самоутверждения и удовлетворения своей прихоти. Можно выделить некоторые черты подобного типа людей:

  • для ханжи свойственен резкий контраст между словами и реальными поступками;
  • они склонны к обману или преувеличению своих моральных принципов и поступков;
  • ханжи позиционируют себя сторонниками благочестия, добродетели, духовности и нравственности;
  • их поведение зачастую бывает демонстративным, они любят играть на публику;
  • иногда подобное поведение может быть рассчитано на самооправдание.

Как перестать быть ханжой?

В обществе проблема ханжества занимает не последнее место. Люди с подобными убеждениями и противоречащим моральным устоям поведением зачастую воспринимаются как нелицеприятные, их наигранное поведение иногда игнорируется обществом. Если взять за основу то, что типичные качества ханжи — это пустосвятство, лицемерие и притворная набожность, то для того, чтобы перестать быть ханжой, первоочередно нужно начать работу по их искоренению. Можно попытаться исключить из своего поведения следующие моменты:

  • желательно перестать играть на публику;
  • высказывать свое мнение, не скрывая и не приукрашивая его, независимо от того, совпадает оно с мнением окружающих или нет;
  • важно следить за своими поступками, не обсуждать и не осуждать чужие;
  • немаловажное значение в исправлении ханжеских манер будет иметь умение держать свое слово, следить за тем, чтобы оно не расходилось с делом;
  • основной задачей для ханжи будет отказ от лицемерия, обмана и осуждения других людей.

Что хуже — ханжество или цинизм?

Для сравнения подобных человеческих качеств нужно разобраться в их сущности. Цинизмом называют пренебрежение и безнравственное отношение к культурным традициям и ценностям, демонстративный отказ от соблюдения общепринятых социальных и моральных норм. В отличие от ханжества, цинизм предполагает открытое, откровенное высказывание своих идей без обмана и лицемерия.

Однозначного ответа на вопрос, какое поведение будет хуже – ханжеское или циничное, не существует. Большинство придерживается мнения, что ни первое, ни второе не приемлемо в обществе. Неважно, сознательное или неосознанное ханжество – это типичный пример лицемерия, а цинизм – откровенное пренебрежение правилами морали, и то, и другое – результат безнравственности и отрицания традиционных устоев, что недопустимо для развития порядочного и зрелого общества.

Православное ханжество

Церковь позволяет человеку стать ближе к Богу, предоставляет возможность духовного развития и выбора своего жизненного пути. Соблюдение традиций и постов – самостоятельный выбор каждого. Религиозное ханжество представляет собой подмену искреннего соблюдения церковных заповедей ложной видимостью следования им. Ханжа выставляет себя благочестивым, бескорыстным, хотя зачастую не является таковым.

Подобное лицемерие не приближает человека к Богу, не делает ему чести, а иногда даже отталкивает. Не самой лучшей чертой характера считается ханжество, а поведение ханжи зачастую раздражает людей. Важно помнить, что подобные моменты нельзя упускать при воспитании детей, а в противоположность им нужно рассказывать об искренности, доброте и честности.

 

Что стоит за самодовольными взглядами?

Исследования показывают, что все мы считаем себя более щедрыми, чем другие. Например, мы склонны полагать, что мы с большей вероятностью, чем другие, будем сдавать кровь, жертвовать на благотворительность, относиться к другому человеку справедливо и уступать свое место в переполненном автобусе беременной женщине.

Однако в новом исследовании исследователи из Школы бизнеса имени Бута при Чикагском университете задались вопросом, не упускают ли из виду в обширных исследованиях этого типа самодовольства важную двусмысленность: когда люди говорят, что они более нравственны, чем другие, имеют ли они в виду, что они более святы, чем другие, или менее грешны? Другими словами, считают ли люди себя «более святыми» или «менее злыми» по сравнению с другими?

Чтобы выяснить это, исследователи Drs. Николас Эпли и Надав Кляйн провели четыре эксперимента, чтобы выяснить, как люди оценивают себя по сравнению с другими людьми в различных контекстах.

Все эксперименты показывают, что самодовольство «асимметрично», что означает, что люди склонны считать себя менее злыми, чем другие, но не более нравственными, чем они.

В частности, участники с меньшей вероятностью делали негативные выводы о характере из своего неэтичного поведения, чем из неэтичного поведения других. Они также считали, что будут чувствовать себя хуже после неэтичного действия, чем другие, и считали, что они менее способны к крайне неэтичному поведению по сравнению с другими.

Напротив, эти различия между собой и другими были намного слабее в оценках этических действий.

Одна из причин асимметричной самоправедности заключается в том, что «люди оценивают себя, принимая «внутреннюю точку зрения», в значительной степени сосредоточенную на оценках психических состояний, таких как намерения и мотивы, но оценивают других на основе «внешней точки зрения», которая фокусируется на наблюдаемое поведение, для которого затем выводятся намерения и мотивы», — говорят исследователи.

Соответственно, результаты показывают, что люди, которые с большей вероятностью приписывают своему поведению циничные мотивы, проявляют меньшую асимметрию в самодовольстве.

Исследователи отмечают, что до сих пор неясно, выглядит ли подобное самодовольство так же в других частях мира. В то время как основные моральные нормы доброты и уважения к другим кажутся довольно универсальными чувствами, необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, как культурно-специфические контексты могут изменить склонность людей чувствовать моральное превосходство над другими.

«В странах, где коррупция более распространена, асимметрия самодовольства может быть более выраженной, потому что люди с большей вероятностью будут наблюдать неэтичное поведение, совершаемое другими людьми», — сказали они.

Исследователи говорят, что исследование имеет важные последствия для продвижения политики и процедур этики в организациях. Например, люди могут с большей вероятностью сопротивляться политике, направленной на предотвращение их собственного неэтичного поведения, просто потому, что они не верят, что когда-либо сделают что-то неэтичное.

Это говорит о том, что формулирование политики как поощрение этичного поведения, а не как препятствование неэтичному поведению, может быть более эффективным для увеличения поддержки.

«Понимание асимметричного самодовольства может помочь укрепить поддержку политики, которая может создать более этичных людей и более этичные организации», — сказали они.

Результаты опубликованы в журнале «Бюллетень личности и социальной психологии» .

Источник: Школа бизнеса Бута Чикагского университета

Праведник против самоправедника | Психология сегодня

Источник: Татьяна Гладских / 123РФ по разрешению

Исследование литературы на эту тему дает дразнящий двоякий результат. Традиционно две категории личности рассматривались преимущественно в теологическом свете. Однако теперь они рассматриваются в заметно более светском ключе.

В обоих случаях самодовольство оказывается более преступным или менее уважаемым, чем праведность. Тем не менее, если эти две экзистенциальные позиции рассматривать через призму современной моральной психологии, независимой от библейских догм, окончательные различия между ними становятся несколько размытыми.

Теологическая перспектива

Давайте сначала рассмотрим, как различаются определения праведности и самоправедности с доктринальной точки зрения. С библейской точки зрения, праведность заключается в том, чтобы быть в правильном положении перед Богом — ст. самоправедность, признаваемая как дающая окончательную власть в своих решениях не Богу, а самому себе. Так что самоправедность парадоксальным образом становится своего рода самоуверенным святотатством: человек служит не воле Божией, а осквернять Бога, служа или принимая от себя окончательное руководство.

Для одного писателя Иисус был на 100 % праведен и также на 100 % прав. А так как все мы грешники, то когда мы соизволяем считать себя праведниками, мы на самом деле поступаем самодовольно. Это понятие является абсолютистским, как ясно подразумевает повторение этим автором «100%». И, конечно же, такие авторитарные учения не допускают никаких исключений и модификаций.

Подобно другим религиозным интерпретаторам канонически принятых догматов, самодовольство воспринимается негативно как неправедный . Рассмотрим слова другого сектантского автора:

Ирония самодовольства в том, что оно доверяет себе, своим чувствам, своим эмоциям, своим желаниям, своей логике и своему пониманию. Поэтому он никогда не видит ошибки по-своему.

Короче говоря, как считают многие писатели-теисты, у самодовольных людей плохое отношение: они нетерпимы, самодовольны и ханжески, и — чрезмерно уверенные в своей праведности или моральном превосходстве — они пытаются «господствовать» над другими. , неоправданно принижая их как слабых, зависимых и без разбора ставя коллективную веру выше индивидуального, нерелигиозного опыта.

Сравните это с часто цитируемой библейской строкой: «Не судите, да не судимы будете» (Матфея 7:1). Или, если вы собираетесь судить кого-то, вы должны сначала осудить себя. (В противном случае, поскольку «бросать камни» в других преждевременно, вы не должны этого делать.)

Напротив, праведники считаются смиренными, благочестиво и с должным почтением почитающими Бога, как Он благоговейно изображен в Священном Писании. Более того, не праведники, а само -праведники имплицитно (и необоснованно) объявляют себя «святее тебя».

Светская перспектива

Те, кого считают самодовольными, на самом деле не чувствуют себя лучше, если их рассматривать в более светском свете. Но также необходимо добавить, что праведники (или так называемые «благочестивые») сами обычно воспринимаются менее позитивно, когда их помещают под этот более мирской микроскоп. На самом деле, в этом контексте эти два типа нигде так сильно не расходятся. В некотором смысле они почти так же дополняют друг друга, как и контрастируют.

Здесь люди, которых называют самодовольными, негативно идентифицируются как характерно тщеславные и самообманывающиеся; необоснованное чувство превосходства; и быть высокомерным, элитарным и самовозвеличивающимся (иногда с головой падающим в жалкую яму нарциссизма).

Кроме того, самодовольные также считаются лицемерами, поскольку они используют двойные стандарты, когда дело доходит до «правильного» поведения. Несмотря на то, что они столь же склонны к ошибочным суждениям и поступкам, заслуживающим порицания, как и те, кого считают праведными, они, тем не менее, заявляют, что их нравственность более просвещена и нравственна, чем у этих более благочестивых людей (иногда саркастически описываемых ими как самодовольные «хорошие добряки»).

вкусняшки»).

Применяя гораздо более мягкие стандарты для оценки своего личного поведения, они демонстрируют благоприятную предвзятость к себе, которая сама по себе может в высшей степени заслуживать критики. И, как уже говорилось, они могут быть очень осуждающими и спорными с другими.

Тем не менее, абсолютная праведность, по крайней мере, с точки зрения светской, может оказаться не намного лучше. Еще раз, размышляя над иронией многих рутинных различий, которые придумали писатели, чтобы различать две ориентации на реальность, вот как один автор пытается разделить — и, может быть, , а не , — две:

Просто держать мнение, что праведные выше неправедных, что бы это ни значило, сильно намекает на то, что вы относите себя к первой категории. Если да, то вы самодовольны. [Или, другими словами, если вы не смиренны в своей праведности, то вас вообще нельзя считать праведником.]

Определенно бывают случаи, когда человек искренне верит, что у него больше полномочий судить о себе, чем у других, даже если существует общее мнение, что его поведение предосудительно. И в этой связи рассмотрим биографический фильм « Монстр », в котором серийная убийца (которую играет Шарлиз Терон) говорит — и с полной убежденностью — что она «благосклонна к Господу», не испытывая никаких угрызений совести по поводу всех мужчин, которых она безжалостно убила. .

К сожалению, некоторым людям слишком легко оправдать себя без доказательств, которые сделали бы их «праведное» самооправдание почти психотическим. Ибо дела человека могут выдать его «божественную» праведность как полное притворство.

Примирение религиозного со светским

Если праведность указывает на верность человека моральному кодексу без чувства принуждения его к самовыгодному сравнению его с чужим, то мы можем заключить, что — независимо от того, рассматривается ли он с монашеской или материалистической точки зрения — она включает в себя свободное смирение. самодовольства. И вполне может быть, что, в первую очередь, подлинная праведность лучше всего воспринимается как отражение истинно смиренного отношения.

Приведенная ниже цитата богослова Нового Завета Даррелла Бока (1994), убедительно доказывает, что смирение является основой того, чего не хватает самодовольным:

Гордость проповедует заслуги; смирение взывает к состраданию… Гордость разделяет, унижая других; смирение отождествляет себя с другими, признавая, что у всех нас есть одни и те же [основные] потребности [ы]. Гордость разрушает своим отчуждающим самообслуживанием; смирение открывает двери своей силой, чтобы сочувствовать той борьбе, которую мы разделяем. Гордость воротит нос; смирение предлагает открытую и воздетую руку.

Джонатан Хайдт в своей книге «Праведный разум: почему хорошие люди разделены политикой и религией » (2012) пытается примирить устойчивые разногласия по поводу того, что представляет собой праведность, прибегая к современной моральной психологии. Используя этот субъективный, но непредвзятый подход для лучшего понимания расходящихся этических точек зрения, он считает, что мы можем способствовать пониманию, которое потенциально могло бы преодолеть разрыв между людьми, чьи предубеждения заметно различаются.

При большем понимании такие извечные конфликты могут стать более конгруэнтными, предлагая взаимно адаптивное разрешение, которое, к сожалению, еще не произошло. Как выразился Майкл Хоган (2012) в своем эссе «Праведный разум», цель Хайдта «состоить из политических и религиозных дебатов часть жара, гнева и разногласий и заменить их трепетом, удивлением и любопытством». то, что сами секуляристы обычно считают «духовным»]. По общему признанию, это идеалистическое решение, но эта точка зрения поддерживается научными процедурами оценки «глубоко эмоциональной, интуитивной, эгоистичной и групповой природы нашей моральной психологии».

Итак, чтобы завершить это обсуждение, исключение Бога или высшей власти из уравнения позволяет нам сосредоточиться на основных вопросах справедливости и честности, поскольку большинство (хотя и не все) людей признают их. И поиск ценностей, разделяемых всеми, даже людьми, отличающимися своими религиозными и политическими приоритетами, может, наконец, соединить нас, сосредоточив внимание на том, с чем мы можем согласиться, не изменяя нашим идеалам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *