В чем заключаются главные характеристики личности
Главные характеристики личности
В любой организации есть люди, которые принимают решения, а также те, кто выполняют их. Благодаря этому можно добиться поставленных целей. Однако в процессе достижения цели между индивидами возникают разнообразные конфликты. По этой причине конфликты возникают из-за того, что отдельные лица являются личностями, у которых собственные: цели и ценности; опыт и навыки; потребности; интересы. И именно поэтому реакция людей различна на одно и то же событие. Например: для того чтобы получить премию, сотруднику нужно выйти на работу в выходной день, а также выплатить ему премию. Сотрудники будут реагировать на это по-разному. Кто-то согласится с экономической точки зрения, кто-то будет недоволен, однако принять решение, а кто-то просто выразит свое недовольство вслух. Разнообразие реакций требует от менеджеров понимания особенностей проявления качеств характера. В этом случае понятие личности является одним из главных для психологии как общей науки и психологии менеджмента.
Определение
Личность– это человек, а также его социальные качества (характер, особенности мышления, поведения, общения). В качестве сущности индивида выступают социальные свойства, параметры: взгляды; возможности; убеждения; ценности; и т д. Т.е. личность является социально-психологическим качеством человека, а «индивиду» принадлежит отдельное социальное качество – новорожденный. Личностью не рождаются и не становятся.
Процесс формирования личности – сложный процесс, где индивиду приходится формировать внутренний мир при коммуникации с другими людьми, выражать свое «я» и психические процессы. Как считают психологи, «ядром» личности является область мотивов и внутренние регулятивные механизмы (или же их комбинация).
К мотивам относят: потребности; интересы и направленность. В качестве внутренних регулятивных факторов выступают: самосознание; самооценка; самоуважение, и т д. С точки зрения психологии управления важными качествами личности считаются: темперамент; характер, способности; направленность личности. Способности и неспособности человека к виду деятельности, а также к взаимодействию зависят от психических свойств. При подборе персонала необходимо учитывать психические особенности человека, чтобы он мог выполнять работу качественно и в срок.
Темперамент человека
Определение
Темперамент – это устойчивость индивидуальных особенностей психики, сохраняющаяся на протяжении всей жизни, и индивидуальный темпо-ритм психических процессов, который характеризует скорость нервных процессов, устойчивость чувств.
Необходимо побеседовать с кандидатом, чтобы узнать его тип личности. Фактор темперамента напрямую зависит от врожденных физиологических свойств организма, которые были унаследованы человеком от типа нервной системы. Темперамент – это устойчивое явление. При этом в течение жизни нервная система, видообразовываясь зависит от: условий жизни и быта, перенесенных болезней. И поэтому вполне вероятно то, что это может быть связано с тем фактом, что в организме могут происходить изменения, влияющие на темперамент.
Классификация типов темперамента была разработана греческим ученым Гиппократом. Эту структуру используют и по сей день, она является основной для понимания психологических особенностей людей. Как и классификация: «сангвиник» или «холерик», «флегматик» или «меланхолик». Теперь мы посмотрим на каждый из них.
Рис. 1 Типы темперамента у взрослых и детейТипы темперамента человека
- Сангвиник.
Отличительные особенности человека данного вида: активность; быстрое и точное реагирование на изменения; легкое переживание неудач. У работника, который является сангвиником, есть энергия, быстрая речь и он может долго не уставать. Здесь есть свои минусы, сотрудник постоянно отвлекается и не может сосредоточиться на работе.
Человек обладает следующими качествами: порывистостью; страстью; неуравновешенностью; склонностью к эмоциональному переживанию; склонностью к резкой смене настроения. - Холерик.
Сотрудник-холерик имеет: высокую продуктивность; качество самостоятельного преодоления трудностей; качество громкого говорения. К минусам можно отнести чрезмерную торопливость и излишнюю нервозность. Человек обладает следующими качествами: медлительность, невозмутимость, стабильность настроения, скрытность душевного состояния. - Флегматик.
При этом работник-флегматик обладает следующими качествами: уравновешенность, вдумчивость и аккуратность; пунктуальность и качество тщательной работы. Есть недостатки: медлительность; инертность и затруднения в переключении на другую деятельность. Имеют следующие качества: ранимость; глубокое и искренне переживание из-за мелочей; скрытность душевного переживания; тихий тембр голос; смущение. - Меланхолик.
Работник-меланхолик выполняет работу со стереотипными действиями. Негативные стороны: нет лидерских качеств; критика должна быть наедине. Датский художник-иллюстратор Х. Бидструп изобразил на рисунке 1. все виды темперамента. В центре картины изображена одна ситуация: на скамейку садится человек, который имеет определенный тип темперамента, и к нему подсаживается другой человек.
Это изображение относительно, по типу темперамента, четкого разделения нет. А люди, имеющие один и тот же тип поведения, в зависимости от ситуации по-разному его проявляют.
Так же может демонстрироваться феноменом «маскировки темперамента», т.е. человек намеренно «блокирует» врождённые качества, заменяя приобретёнными привычками и навыками поведения.
Например: в случае успеха на работе, руководитель-холерик может стать более сдержанным. С помощью знания основных характеристик темперамента можно значительно облегчить общение с людьми, а это в свою очередь способствует: эффективному управлению работы; снижению количества конфликтов; и предотвращению конфликтов.
Какова особенность характера человека
Характер важный элемент, который характеризует личность, а также это сочетание индивидуальных устойчивых психических особенностей субъекта с его обычным способом поведения и отношения к действительности. Это связано с тем, что характер и темперамент тесно связаны. На характер влияет темперамент. Но они отличаются друг от друга: темперамент – это врожденная особенность, а характер – это приобретенное явление в процессе воспитания.
Рис. 2 Типы характеровВ чем заключается суть типов характера
- Определенный характер – явление с одной или несколькими доминирующими чертами. Например, у Плюшкина из поэмы “Мертвые души” ярко проявлялась жадность, ей были подчинены другие черты характера.
- Неопределенный характер — отсутствие доминирующих черт, или свойство, которое не имеет доминирующего характера, поэтому на первый план выходят различные качества характера, которые зависят от ситуации.
Характеры можно описать только в случае их цельности.
Цельные характеры – особенности, которые не противоречат друг другу ни в одном из своих аспектов, для них характерно единство мыслей и эмоций.
К примеру, Татьяна из романа “Евгений Онегин”. С одной стороны, противоположность цельного характера – противоречивый, для которого характерен конфликт между: целями и поведением; мотивом и побуждением; намерениями; чувствами; желаниями; стремлением. Хлестаков из пьесы “Ревизор” имел противоречивый характер: он мечтал об успешной карьере, но при этом являлся бездельником и т.д. для работодателя такой человек представляет собой потенциальную угрозу.
Особенности характера
Характер делится на: волевой, моральный, эмоциональный.
- Волевые черты характера – это стремление к достижению цели; настойчивость; решительность; смелость; отвага; трусость.
- К моральным качествам характера относят: чуткость; гуманность, справедливость; внимательность; лживость; коллективность; коллективизм; индивидуализм.
- В качестве эмоциональных черт личности выделяют такие качества как: вспыльчивость, нежность, плаксивость, обидчивость, страстность.
Отдача от сотрудников зависит не только от их профессиональных качеств, но и от их морального облика. Наличие у сотрудника таких качеств говорит о его искренности, доброте и внимательности. В первую очередь это касается руководителя, который должен обладать волевыми качествами: решительностью, выдержкой и так далее.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Дополнительные качества человека
С точки зрения психологии, интроверты и экстраверты – это характеристики индивидуально-психологических различий лиц.
Экстраверты – люди, которые стремятся к общению с другими людьми. Чаще всего экстравертами являются сангвиники и холерики. Им присущи: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.
А интроверты – люди, которые больше всего внимания уделяют своему внутреннему миру. Чаще всего, интровертами являются меланхолики, флегматики. В их характере есть: общительность; замкнутость; социальная пассивность; самоанализ. Для полной характеристики человека как личности, важно и нужно знать о его способностях.
Определение
Способности — психологические особенности, которые являются субъективными условиями для успешной деятельности.
Они образуются в процессе взаимодействия с обществом. При этом стоит помнить о том, что способности – это: знания и умения; быстрота овладения навыком; прочность суждений. В состав способностей входят несколько компонентов, которые могут заменить недостающие. Так, например, если человек не может быстро усвоить материал, он может заменить это упорством. Для развития определенных способностей ученые создали много методик. Например, есть методика по развитию музыкального слуха. В настоящее время вопрос о формировании способностей к определенной деятельности является наиболее важным в психологии управления. Многие ученые считают, что способности можно развить при помощи усердия и личных целей.
В отечественной теории способностей были труды многих выдающихся психологов – Выготского, Леонтьева, Рубинштейна, Теплова, Ананьева, Крутецкого, Голубевой.
Б. М. Теплов, определяя содержание понятия способность, сформулировал три ее признака, которые лежат в основе многих работ:
- Способности – индивидуальные особенности, которые отличают одного индивида от другого.
- Их можно отнести к успеху в выполнении какой-либо деятельности.
- По мнению авторов, способность к обучению не сводится к личным навыкам, умению и знаниям, а может объяснить легкость и быстроту приобретения этих навыков.
Способность, как психическая особенность человека, не является врожденным свойством, а представляет собой результат развития и формирования ее в процессе какой-либо деятельности. В основе их лежат врожденные анатомо-физиологические особенности – задатки. В то же время, способности развиваются на основе задатков, но они отнюдь не являются их функцией, а задатки – это лишь предпосылки развития способностей. На данный момент нет никаких доказательств, что у каждого человека есть свой индивидуальный набор способностей, поэтому отрицается наличие для каждой способности своего предуготованного задатка. При этом, на основе разных задатков развиваются разные способности, которые одинаково проявляются и в результатах деятельности.
Различные способности у разных людей могут возникнуть на основе одинаковых задатков. Психологи утверждают, что способности связаны с Деятельностью. По этой причине, способность всегда развивается в деятельности и представляет собой активный процесс со стороны человека. Все виды деятельности, в которых формируется способность, всегда конкретны и историчны.
Определение
Установка – это психическая предрасположенность индивида к конкретному поведению, которое ориентирует его деятельность.
Если вы хотите усовершенствовать свои способности, то вам необходимо сформировать у индивида установку. А порой и самая сильная методика может оказаться бессильна. В качестве дополнительного компонента выступает направленность личности.
В основе направленности личности лежит психическое свойство личности, которое выражается в целях и мотивах ее поведения.
Мотивы побуждают человека совершать те действия, которые необходимы для достижения целей. В них проявляется потребность личности, которая делится на: материальные; духовные.
- К материальным относятся: одежда, продукты питания и т. д.
- К духовным – книги, образование и т.д. Из мозга они превращаются в формы желаний и влечений, интересов.
По мнению физиолога Павлова И.П., если щенка кормить молочными продуктами, то у него не будет пищевой реакции на них. И она проявится в тот самый момент, когда животное начнет есть мясо. Для человека потребности – это мотивы, и они могут быть расширены, а могут и сузиться. Когда мотивы осознаются лицом, то они становятся целями. Их совокупность раскрывает направленность личности. Так же можно отметить и психологические характеристики личности студента: один студент хочет получить отличную оценку за экзамены, чтобы не потерять своей стипендии, а другой – стремится приобрести навыки профессии. В этом случае оценки по предметам могут быть одинаковыми, но цели у них будут разными.
Вывод: мотивы определяют личность человека.
Темперамент. Способности. Характер — презентация онлайн
Темперамент. Способности.
Характер.
План:
1.Понятие темперамента
2. Соотношение типов нервной системы и типов
темперамента.
3.Свойства темперамента.
4.Определение характера и его типологии.
5.Понятие об акцентуации характера.
6.Определение сплособностей , и их структуры
1.Темперамент
Темперамент-это индивидуальные особенности человека,
которые определяют динамику его психической деятельности и
поведения
Психологи выделяют два основных показателя динамики
психических процессов и поведения: активность и
эмоциональность.
Активность-это особенности темпа, ритма деятельности, скорость и
сила протекания психических процессов, степень подвижности,
быстрота или замедленность реакции.
Эмоциональность выражается в различных переживаниях человека
и характеризуется различной степенью, быстротой
возникновения и силой эмоций, эмоциональной
впечатлительностью.
Физиологические основы
темперамента
И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга,установил,что
все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной
деятельности человека.
Сила нервных процессов-это способность нервных клеток переносить сильное
возбуждение и длительное торможение, т. е. выносливость работоспособность
нервных клеток.
Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных
нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением
выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их
угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением
определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их
угасания.
Подвижность нервных процессов- это способность нервной системы быстро в
ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения
процессом торможения и наоборот
Типы высшей нервной
деятельности
Сильный; уравновешенный, неуравновешенный;
подвижный,инертный
Слабый.
В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов
процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил 4 типа нервной
системы ,которые соответствуют четырем темпераментам:
1. Сангвиник- сильный ,уравновешенный, подвижный
2.Флегматик- сильный, уравновешенный, малоподвижный(инертный)
3.Холерик- сильны, неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждению
тормозными процессами
4.Меланхолик- слабые процессы возбуждения и торможения
Психические характеристики
темпераментов
Сангвиник-
человек быстрый, подвижный, отвлекается
эмоционально на все впечатления; однако его радость, горе,
симпатии и другие чувства ярки, но неустойчивы и легко
сменяются противоположными чувствами
Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти
всегда инициатор — в общении,отношение к людям может быть
изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя
в большой компании незнакомых людей, а новая необычная
обстановка его только возбуждает.
Флегматик-человек медлительный , уравновешенный и
спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно
вывеси из себя, чувства его почти никак не проявляются во вне.
В отношении с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих
эмоциях. Павлов замечал «Флегматик — это спокойный, всегда
ровный,настойчивый и упорный труженик жизни» Но в
определенных условиях может развиться безразличие к труду , к
окружающей жизни, безволие. Социальные контакты флегматик
устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго
не замечает, что кто-то ищет повод вступить с ним в знакомство.
Зато он устойчив и постоянен в своем отношении в человеку. Он
любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной
обстановке.
Холерик- человек быстрый, порывистый, с силным,
загорающимися чувствами, которые ярко отражаются в
выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным
эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдается быстрая
смена настроений, неуравновешенность, что объясняется
преобладанием в высшей нервной деятельности процессов
возбуждения над торможением. И.П. Павлов так определял этот
тип темперамента: «Боевой тип, задорный, легко и скоро
раздражающийся»
С увеличением начиная дело,холерик быстро остывает, интерес к
работе пропадает, и он без воодушевления продолжает, а иногда
и бросает ее.
В общении люди холерического темперамента бывают трудны.
Меланхолик- Эмоционально откликается далеко не на все.
У него не большое разнообразие эмоциональных переживаний,
но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и
длительностью. Он откликается не на все, но уж когда
откликается то переживает сильно, хотя мало выражает вовне
свои чувства. И.П. Павлов отмечал, что меланхолик, «попадая в
новые условия жизни, очень теряется» В привычной, спокойной
обстановке люди этого типа работают очень продуктивно,
отличаются глубиной, содержательностью своего эмоциональнонравственного поведения и отношению к окружающим людям.
Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи,
обиды. Они расположенны к замкнутости, одиночеству, чувствуют
себя неловко в новой, непревычной обстановке, часто
смущаются.
Темперамент и характер
Тип темперамента не может быть хорошим или плохим. Темперамент придает
своеобразие поведению человека ,но не в коей мере не определяет ни мотив,
ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. В одной из
психологических книг описана очень выразительная жизненная ситуация,
раскрывающая специфические особенности поведения представителей разных
темпераментов.
Четыре друга опоздали в театр:
Холерик Вступил в спор с билетером, пытаясь проникнуть в партер на
свое место. Он уверяет, что часы в театре спешат, что он никому не
помешает, пытаясь оттеснить билитера и проскочить на свое место
Сангвиник сразу понял, что в партер не пустят, но на верхние ярусы пройти
проще, и побежал вверх по лестнице.
Флегматик, видя, что в зал не пустят, подумал: «Первая картина спектакля
всегда неинтересная. Схожу пока в буфет и подожду антракта
Меланхолик: «Мне всегда везет. В кои веки выбрался в театр и то
неудачно». И уехал домой.
Человек проявляет одни и те же динамические особенности
в разных ситуациях, но темперамент влияет при этом лишь
на форму проявления характера. Каждый темперамент
имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Примеры ценных свойств холерика: страстность,
активность, энергия; сангвиника- подвижность, живость,
отзывчивость; меланхолика- глубина и устойчивость чувств,
высокая чувствительность;флегматика- спокойствие,
отсутствие торопливости.
Свойства темперамента формируются в деятельности
человека и во многом определяются направленностью его
личности. На основе каждого темперамента могут
сформулированы ценные качества личности.
Темперамент и способности
Исследования психологов показали, что представители разных
темпераментов могут добиваться одинаково высоких успехов в
деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. В.С.
Мерлин и Е.А Климов разработали понятие индивидуального
стиля деятельности, суть которого состоит в понимании, учете
и овладении человеком своими психодинамическими
способностями. Так ,холерику легче, чем флегматику выработать
у себя быстроту и энергию действий, тогда как флегматику легче
выработать выдержку и хладнокровие.
Темперамент не имеет отношения к таланту и одаренности
людей. Среди великих встречаются яркие представители всех 4
типов : И.А. Крылов и М.И. Кутузов- флегматики, А.С. Пушкин и
А.В. Суворов — холерики, М.Ю. Лермонтов и А.И. Герценсангвиники, поэт В.А. Жуковский,Н.В. Гоголь и П.А. Чайковскиймеланхолики
Определение характера и его
типологии
Характер- это индивидуальные сочетания существенных
свойств личности , выражающие отношение человека
действительности и проявляющие в его поведении, в его
поступках. Характер представляет собой неповторимое
сочетание психологических качеств, индивидуальных
особенностей личности, именно характер дает основание для
суждения о том, хороший ли это человек или нет.
Известно, что между поведением человека и его характером
существует теснейшая связь. Выражается в том, что именно в
поведении проявляются особенности характера человека. В
поведении проявляются особенности нашего характера и
темперамента, наши потребности, вкусы, привычки, желания,
степень уверенности или неуверенности в себе.
Слова, движения, отдельные поступки и поведения в целом
позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают
его внутреннее, скрытое от посторонних глаз содержание. Но с
другой стороны, каждое свойство характера приводит в
определенны условиях к совершению тех или иных поступков,
накладывает печать на все действия, мысли и чувства человека.
Народная мудрость гласит: «Каков характер, таковы поступки».
Самым важным мерилом, показателем характера являются
поступки и поведение человека. Человек может говорить о
себе всякое, однако поступки и поведение показывают, что он
есть на самом деле.
Поведение, человека рассматривается, оценивается прежде всего с
точки зрения его взаимоотношения с другими — с отдельными
людьми и с обществом в цело. При этом оценивается не только
сам поступок, но мотив,побудивший его поступить так, а не
иначе. И оценка этого поступка происходит с точки зрения того,
помогает ли он людям в их жизни и самочувствии, способствует
ли движения общества вперед
Черты характера
Черты характера выражают отношение человека к другим людям, к
самому себе, к окружающему миру и деятельности.
Черты характера-это индивидуальные привычные формы
поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых
реализуется его отношение к действительности.
Черт характера очень много, или качеств личности, очень много.
Весьма условно их можно разделить на две группы, которые
тесно связаны между собой, влияют друг на друга , но, все-таки
отражают отношение человека к разным сторонам жизни.
Группа первая-черты характера, в которых выражены
убеждения и идеалы, направленность личности. Например:
коллективизм и эгоизм; чуткость и грубость; общительность,
аккуратность и безответственность, небрежность;
инициативность, чувство нового и косность, консерватизм;
бережливость и моторность; помощь другим и хищническое
отношение к людям; скромность, самокритичность и зазнайство;
требование к себе и заносчивость; чувство собственного
достоинства и заносчивость.
Эти черты характера, или особенности личности, являются
моральными качествами и выступают либо добродетелям,
либо пороками человека. Главная наша добродетель
заключается в заботе об окружающих нас людях, их интересах,
их спокойствии .
Вторая группа — волевые черты характера. Они выражаются в
умении и привычке сознательно регулировать свое поведение,
свою деятельность в соответствии с определенными принципами
преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю
называют основной характер, его становым хребтом. Говоря о
ком либо «Человек с характером», тем самым подчеркивает
прежде всего выраженность волевых черт характера:
целеустремленность, решительность, самообладание, выдержки,
терпения, дисциплинированности, мужества, смелости.
Особенности характера не только проявляются в
действиях,поступках, отношениях, но и формируются в них.
Каждая черта характера проявляется не изолированно от других, а
связана с ними. В зависимости от этого у различных людей одна
и та же черта характера может проявляться по-разному.
Характер каждого человека-это своеобразное сочетание
различных черт, объединяемых в человеческой личности
Черты характера являются приобретенным и закрепленным
свойствами личности, физиологическую основу характера
составляют изменившиеся в процессе индивидуальной жизни
особенностей нервной системы.
Определение способностей, их
структуры
Центральным моментом в индивидуальных способностях
человека являются его способности, именно способности
определяют становление личности и обуславливают степень
яркости и индивидуальности
Способности-это внутренние условия развития человека, которые
формируются в процессе взаимодействия с внешним миром.
Понятие «способность» включает в себя три основных признака:
Во-первых,под способностями понимают индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от
другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти,
мышления, воображения, эмоций и воли,отношений и
двигательных реакций
Во-вторых,способностями называют не вообще индивидуальные
особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к
успешности выполнения какой-либо деятельности. Существуют
огромное многообразие видов деятельности и отношений,
каждый из которых требует определенных способностей для
своей реализации на достаточное высоком уровне. Такие
свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличие, которых,
несомненно, являются индивидуальными особенностями людей,
обычно не называют способностями, потому что не
рассматриваются как условия успешности выполнения како-либо
деятельности.
В-третьих, под способностей подразумевают такие индивидуальные
особенности, которые не сводятся к наличным навыка, умения
или знания человека, но которые могут объяснить легкость и
быстроту преобретения знаний и навыков.
Под способностями понимают свойства или качества
человека,делающего его пригодным для пригодным для
успешного выполнению определенной деятельности.
Задатки -это особенности строения мозга и нервной системы,
органов чувств и движения, функциональные особенности
организма, данные ему от рождения.
К задаткам относят некоторые врожденные особенности
зрительного и слухового анализаторов, типологические
свойства нервной системы, от которых зависит быстрота
образования временных нервных связей, их прочность,
сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной
системы, умственная работоспособность.
И.П. Павлов различал три специально человеческих типа
высшей нервной деятельности: художественный тип с
относительным преобладанием первой сигнальной
системы, мыслительный тип с относительным
преобладанием второй сигнальной системы, третий тип
— с относительной уравновешенностью сигнальных систем.
Развитие способностей совершается по спирали: реализация
возможностей, которые представляет способность одного уровня,
открывает новые возможности для дальнейшего развития, для
развития способностей более высокого уровня.
Так способности формируются постепенно посредством овладения
им в процессе обучения содержанием материальной и духовной
культуры, техники, науки, искусства,.Исходной предпосылкой для
этого развития способностей служат врожденные задатки
Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что
он делает. Выделяют два уровня развития способностей:
репродуктивный и творческий .Человек находящийся на
первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую
способность овладеть умением, усваивать знания, овладеть
деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в
соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития
челвек создает новое, оригинальное.
В процессе овладения знания и умения, в процессе
деятельности человека «переходит» с одного уровня на
другой. Соответственно изменяется и структура его
способностей. Как известно, даже очень одаренные люди
начинали с подражания, а потом толко по мере
приобретения опыта, проявляли творчество.
Учеными установлено, что не отдельные способности как
таковы непосредственно определяют возможность
успешного выполнения какой-либо деятельности, а лишь то
своеобразное сочетание этих способностей, которое
характеризует данную личность
Отдельные способности не просто сосуществуют друг с
другом. Каждая способность изменяется, приобретает
качественно иной характер в зависимости от наличия и
степени и развития других способностей.
Своеобразное сочетание способостей, которое
обеспечивает человеку возможность успешного выполнения
какой-либо деятельности одаренность
Проблемма одаренности-это прежде всего качественная
проблема. Первый, основной вопрос-каковы способности
человека,к чему у него способности и в чем их
качественное своеобразие. Но эта качественная проблема
имеет свой количественный аспект .
Высокая степень развития способностей называтся
талантом
Талантливые люди способны решать в какой-то области
знаний или практики сложные теоретические и
практические задачи, способны создавать материальные
или духовные ценности, отличающие новизной и имеющие
прогрессивное значение
Гениальность-это наивысшая степень прояаления
творческих сил человека. Это создание качественно новых
творений, открывавших новую эру в развитии культуры,
науки, практики.
Можно сказать, что гений открываети создает новое, а
талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к
жизни и продвигает вперед.
Гениальные и талантливые люди- это люди с очень
развитым умом, наблюдательностью, вооброжением
М.Горький замечал: № «Великие люди — это те, у которых
лучше, глубже, острее, развиты способности наблюдения,
сравнения и домыслаи- догатки сметки»
Для творческой деятельности обязателен так называемый
широкий кругозор, широкий кругозор, знакомство со
многими областями знания и культуры. Тот, кто «по уши»
погрузися в узкую научную область, лешает себя источника
анологии.
У многих выдающихся людей высокие способности
проявились в разных областях знания. Многие из них были
разносторонними по своим способностям. Например,
Аристотель, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов. Вот что
писала о себе Софья Ковалевская: «Я понимаю , что вас
так удивляет, что я могу за раз и математикой и
литературой. Многие, которым никогда не представлялось
случая более узнать математику, смешивают ее с
арифметикой и считают наукой сухой и бесплодной. В
сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и
один из первых математиков нашего столетия говорит
совершенно верно, что нельзя быть математиком не будучи
в то же время и поэтом в душе.
Только разумеется, чтобы понять верность этого
определения, надо отказаться от старого предрассудка, что
поэт должен что-то сочинять несуществующие, что
фантазия и вымысел- это одно и то же. Мне кажется, что
поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже
других. И это же должен и математик»
Личностные черты и культура на рабочем месте — рецензируемые академические статьи
Вы когда-нибудь останавливались посреди рабочего безумия и спрашивали себя: «Почему я продолжаю работать в этой организации?» Когда вы пытаетесь продвигать свои идеи, часто ли большинство ваших сверстников реагируют безразлично? Если это так, возможно, пришло время оценить отношения между вами и вашей компанией.
Эта статья поможет вам изучить одно измерение этих сложных взаимоотношений: фактор культурного соответствия, или «Насколько ваша личность совместима с организационной культурой компании, в которой вы работаете?» Более того, он предоставит вам инструменты оценки, чтобы выяснить, действительно ли вы совместимы. Один инструмент помогает вам оценить корпоративную культуру, другой проверяет ваш тип личности по соответствующим параметрам, а третий показывает, как сравнивать ответы, чтобы увидеть, насколько они совпадают. Вместе они помогут вам ответить на вопрос «Насколько хорошо я вписываюсь в эту организацию?»
Культурное соответствие между человеком и организацией определяется степенью, в которой личные качества человека соответствуют организационной культуре, или, возможно, наоборот. Более низкое культурное соответствие может указывать на то, что человек истощает важные ресурсы из-за необходимости постоянно приспосабливаться к рабочей среде. Более высокое культурное соответствие предполагает потенциал для более удовлетворительного взаимодействия как для человека, так и для организации.
Обычно считается, что успешные отношения между человеком и организацией основаны на общих убеждениях и поведении. Подобные убеждения и способы работы обычно поощряют общение и, как правило, поддерживают рабочие отношения, позволяя возникать синергии. Напротив, высокий уровень несходства обычно требует большого расхода адаптивной энергии.
Интегрированная культурная структура как мера организационной культуры
Организационная культура может быть описана как набор коллективных убеждений и ценностей, влияющих на поведение. Интегрированная культурная структура (ICF), разработанная Маллинджером и Росси, предлагает средства для измерения организационной культуры. МКФ содержит шесть измерений, которые описаны ниже. Также включен набор вопросов для оценки уровня каждого компонента.
Способность влиять — это степень, в которой отдельные лица могут влиять на результаты внутри организации. Высокая способность влиять предполагает, что организация открыта для участия широкого круга членов и готова рассмотреть эти предложения и отреагировать на них. Вероятно, он децентрализован. Низкая способность влиять указывает на культуру, в которой у большинства людей мало шансов повлиять на результаты. Решения принимаются небольшой группой лиц наверху, которые не открыты для участия более чем избранной группы сотрудников. Оценочные вопросы включают:
- Где принимаются решения внутри организации?
- Является ли организация централизованной или децентрализованной?
- В какой степени большинство членов могут участвовать в изменении процедур и политик?
Комфорт при неопределенности описывает степень, в которой члены организации чувствуют себя комфортно в условиях неопределенности и риска.
- Существует ли множество правил и положений, четко определяющих, как «здесь все должно делаться»?
- Можно ли принимать решения без полной информации?
- Поощряется ли риск?
Ориентация на достижение относится к степени, в которой члены организации стремятся к достижению целей и повышению производительности.
- Является ли достижение цели нормой?
- Есть ли высокие ожидания достижения?
Индивидуализм против коллективизма относится к степени, в которой члены организации поощряются или получают стимулы для сосредоточения внимания в первую очередь на личной выгоде (индивидуализм) по сравнению с рассмотрением в первую очередь интересов группы в целом (коллективизм) ?
Ориентация во времени измеряет степень, в которой миссии/цели организации сосредоточены на ценностях прошлого, настоящего или будущего. Однако могут существовать комбинации временной ориентации. Например, организация может демонстрировать ориентацию как на настоящее, так и на будущее (например, сосредоточиться на итоговых показателях, а также участвовать в осмысленном стратегическом планировании)
- Основано ли видение на ценностях основателей (т. е. прошлом), текущей среде (настоящем) или оценке будущего?
- Ориентирована ли реализация стратегии на прошлое, настоящее или будущее?
Ориентация в пространстве относится к тому, в какой степени физическое расположение является общедоступным, частным или сочетанием того и другого.
- В какой степени используются общие офисные помещения?
- В какой степени вы видите закрытые и открытые двери?
- В какой степени участники защищают свое пространство?
Личностный тест IPIP-NEO
В качестве инструмента оценки личности мы выбрали Международный пул личностных характеристик (IPIP-NEO), поскольку он содержит довольно большое количество личностных черт, которые могут быть связаны с культурными измерениями, используемыми для описания организация. Тест IPIP-NEO оценивает личность человека по пяти широким областям (известным как пятифакторная модель) и 30 подобластям. Тест измеряет нормальные различия в личности и основан на тесте NEO PI-R™, разработанном Полом Т. Коста-младшим и Робертом Р. МакКрэем, но не эквивалентном ему. Сокращенную версию теста можно пройти бесплатно (ссылка уже недоступна). Также доступна полная версия теста.
В целях сравнения меньшая группа признаков была выбрана из большего набора из шести признаков в каждом из пяти доменов. Некоторые черты, такие как неумеренность или художественные интересы, были сочтены нерелевантными для определения соответствия культурным измерениям, перечисленным выше. Следовательно, мы опишем только вкратце те черты, которые используются для связывания личности и организационной культуры.
Экстраверсия
- Дружелюбие: Способность быстро устанавливать отношения с другими людьми.
- Общительность: уровень социальной активности. Обладатели высоких показателей наслаждаются компанией других и, как правило, чувствуют себя комфортно в группах. Люди с низкими баллами больше нуждаются в уединении и склонны избегать больших групп людей.
- Уровень активности: Активные люди участвуют во многих мероприятиях, ведя стремительный образ жизни. Людям с низким уровнем активности нравится более неторопливая, размеренная жизнь.
Доброжелательность
- Доверие – способность полагаться на чью-либо честность, способности или характер.
- Альтруизм – потребность помогать другим, рассматриваемая как форма самореализации.
- Сотрудничество – способность понизить приоритет личных потребностей, чтобы ладить с другими.
Добросовестность
- Самоэффективность – уверенность в своей способности достигать цели.
- Достижение – Стремление. Люди с высокими показателями имеют сильное стремление к достижениям и хотят, чтобы их воспринимали как успешных. Люди с низкими показателями не так ценят общественное признание и удовлетворены работой на том уровне, который им удобен.
- Осторожность – склонность анализировать все возможности, прежде чем принимать решение или действовать. Те, у кого низкие баллы, часто делают или говорят то, что приходит им в голову в первую очередь.
Нейротизм
- Самосознание – степень чувствительности человека к тому, что о нем думают другие. Люди с высокими баллами указывают на то, что их беспокоит критика или неприятие со стороны других, в то время как люди с низкими баллами меньше беспокоятся о суждениях со стороны других.
Открытость к опыту
- Предприимчивость – степень, в которой человек ищет новые впечатления. Людям с высокими показателями не нравится рутина, в то время как люди с низкими показателями, как правило, чувствуют себя некомфортно при переменах, предпочитая знакомые рутины.
- Либерализм – психологическое значение термина относится к готовности бросить вызов авторитетам, условностям и традиционным ценностям. Люди с низкими баллами называются консервативными и предпочитают безопасность и стабильность, принесенные традицией.
Сравнение черт организационной культуры и соответствующих личностных черт
При выборе личностных черт, которые соответствуют организационной культурной структуре, личностная черта в рамках культурного измерения должна позволять человеку:
- чувствовать себя комфортно в конкретной организационной среде.
- , чтобы почувствовать мотивацию этой среды.
- , чтобы обеспечить ожидаемые результаты для организации.
Следующая таблица предлагает средства для оценки степени культурного соответствия между отдельной личностью и организационной культурой. Чтобы проиллюстрировать это, вам предлагается пройти личностный тест, упомянутый выше, и сравнить результаты с культурным климатом вашей или другой организации, с которой вы знакомы.
При проведении культурной оценки выберите единицу анализа, связанную с вашей организационной идентичностью — сегментом бизнеса, который вы больше всего идентифицируете как свою рабочую группу. В зависимости от размера, местоположения или обязанностей подразделения единицей анализа может быть корпорация, подразделение, отдел или функциональная сфера.
Первый столбец таблицы содержит список черт организационной культуры, измеренных на концах шкалы, каждой из которых присвоено значение (1 или 3) в круглых скобках. Поскольку «низкие» и «высокие» значения, используемые шкалой Интегрированной структуры, нельзя сравнивать напрямую с «низкими» и «высокими» значениями, предлагаемыми показателем IPIP, мы ввели числовые значения от 1 до 3, чтобы сделать сравнение возможный.
Вторая колонка должна быть заполнена баллами, отражающими культуру вашей компании. Например, если, по вашему мнению, ваша компания занимает высокое место по «способности влиять», вы поставите 3 балла. Если «способность влиять» находится на среднем уровне, вы получите 2 балла.0003
В третьем столбце приводится краткое описание соответствующих черт личности для каждой особенности организационной культуры. В четвертом столбце указаны соответствующие показатели IPIP-NEO и числовая оценка, связанная с каждым из них. Используйте пятую колонку, чтобы подсчитать средний балл ваших личностных качеств для этой строки. Например, если у вас высокий балл по либерализму (3) и средний по самоэффективности (2), ваш средний балл IPIP будет 2,5.
После оценки организационной культуры и личности сравнение второй и пятой колонок покажет степень совпадения оценок. Сильное совпадение предполагается, если столбцы содержат одинаковые баллы или отличаются в пределах 0,5. Разница в 1 балл между соответствующими оценками может отражать несоответствие, тогда как разница в 2 балла, вероятно, указывает на несоответствие.
Таблица сравнения организационной культуры и личности
(Щелкните заголовок, чтобы загрузить файл таблицы в формате pdf.)
Особенность организационной культуры | Ваша организация. Оценка | Описание совпадающих черт личности | Измерение IPIP-NEO | Ваша средняя оценка IPIP |
---|---|---|---|---|
Высокая способность влиять (3) Низкая способность влиять (1) | Бросает вызов авторитетам, любит быть уполномоченным >Уважение к иерархической структуре, потребность в жизненном направлении | Высокий либерализм (3) Высокая самоэффективность (3) Низкий либерализм (1) Низкая самоэффективность (1) | ||
Высокий комфорт с двусмысленностью (3) Низкий комфорт с двусмысленностью (1) | >Авантюрный, склонный к риску Строгий, осторожный | Низкая осторожность (3) Высокий уровень приключений (3) Высокий уровень осторожности (1) Низкий уровень приключений (1) | ||
Стремящийся к достижениям, активный Последователь, созерцательный, менее озабоченный высокими достижениями. | Высокая напористость (3) Высокая активность (3) Высокая активность. (3) Низкая активность (1) Низкое стремление к достижениям (1) | |||
Коллективизм (3) Индивидуализм (1) | Сотрудничество, «Делать для других», Доверие Независимый, Не люблю доля, мало доверия | Высокое сотрудничество (3) / Высокое доверие (3) Высокий альтруизм (3) Низкое сотрудничество (1) / Низкое доверие (1) Низкий альтруизм (1) | ||
Ориентация на настоящее-будущее (3) Ориентация на прошлое-настоящее (1) | Либеральный, открытый для будущего опыта Консервативный, стабильный, традиционный | Высокий либерализм (3) Низкий либерализм (1) 902 11 | ||
Общественный (3) Частный (1) | Дружелюбный, ищет компанию Сдержанный, нуждается в уединении | Низкая застенчивость (3) Высокая общительность (3) Высокая застенчивость (1) Низкая общительность (1) ) |
Чтобы улучшить модель, представленную в этой статье, важно учитывать следующие соображения: работа. Однако в дополнение к вашему бизнес-подразделению, соответствие компании в целом даст надежду на более удовлетворительную карьеру по мере вашего продвижения по организации. Для некоторых людей личное/культурное соответствие может существовать только в той функциональной области, в которой они работают. Например, авантюрный и нонконформистский человек может соответствовать менее склонной к риску и более творческой субкультуре отдела дизайна швейной фабрики, даже если компания в целом может быть жестко структурирована и иметь низкий уровень комфорта с двусмысленностью.
Успех в организации часто выходит за рамки простого выполнения работы. Часто удовлетворение от работы происходит не только от хорошей работы, но и от того, что вас устраивают корпоративные ценности. Поэтому важно изучить соответствие между личными характеристиками и организационной культурой. Мы считаем, что чем выше степень благоприятности совпадения, а также непредвиденных обстоятельств, упомянутых в предыдущем абзаце, тем больше вероятность того, что человек будет удовлетворен своей работой.
темперамент, характер, способности. Зачем нужен психологический портрет человека
У каждого человека есть умение приспосабливаться к ситуации, но каждый делает это по-своему. Есть много вариантов поведения. Психологический портрет человека является примером того, как, используя описание черт личности человека, можно прогнозировать его действия и реакции. Это чрезвычайно полезно при приеме на работу, поступлении в учебные заведения и многом другом.
Психологический портрет человека является примером качественной текстовой интерпретации характеристик личности. Его составление является одной из самых сложных и важных задач современной психологии.
Составление психологического портрета — зачем это нужно?
Психологический портрет ребенка помогает учителю и воспитателю найти индивидуальный подход к каждому ученику. Выявление характерных особенностей каждого малыша позволит грамотно выстроить процесс развития и воспитания.
Психологический портрет человека часто составляется при приеме на работу. С его помощью руководители могут лучше организовать деятельность персонала в компании, повысить эффективность и успешность каждого члена коллектива.
Психологические портреты преступников отличаются от характеристик законопослушных граждан, так как для них характерны эмоционально-волевые деформации, преступные мотивы и негативные социальные интересы. Проблема личности мошенников и убийц является центральной для криминалистики и других наук, связанных с преступностью. Психологические портреты преступников помогают следователю понять мотивы совершенного противоправного деяния.
Сколько людей, столько и личностей, ведь каждый человек индивидуален. Кратко рассмотрим основные компоненты, составляющие психологический портрет человека.
Темперамент
Наблюдая за людьми в разных ситуациях, всегда можно заметить различия в их поведении и образе жизни. Это связано с темпераментом наблюдаемого человека. Итак, темперамент является одним из основных факторов, на которых строится психологический портрет.
В современной психологии под «темпераментом» понимается характеристика нервной системы и психики личности. Это не только ритм, темп и интенсивность психологического процесса, но и его содержание. Темперамент является биологической основой личности. Эти характеристики передаются по наследству, поэтому их трудно изменить. Психологический портрет человека должен отражать основные черты темперамента человека: стиль его поведения, способы помочь ему организовать свою деятельность и т.д.
Опираясь на определенные психологические принципы, можно найти свой подход к носителю каждого из четырех типов темперамента.
Сангвиник
Девиз: доверяй, но проверяй!
К достоинствам этого типа темперамента относятся жизнерадостность, общительность, энтузиазм и отзывчивость, а к минусам — рассеянность, сверхкоммуникабельность, легкомысленность, склонность к высокомерию, поверхностность и неуверенность. Психологический портрет человека с пометкой «сангвиник» таков: индивидуум всегда рад что-то пообещать, чтобы не обидеть просителя, но не всегда держит свое слово, поэтому нужно проверить, выполнил ли он обещанное.
Холерик
Девиз: ни минуты покоя!
Принцип общения с холериком основан на использовании его достоинств: целеустремленности, подвижности, энергии, страстности и решительности. В то же время он нейтрализует недостатки этого типа темперамента: агрессивность, нетерпимость, сдержанность, конфликтность. Психологический портрет с характеристикой «холерик» должен подсказывать, что человек всегда должен быть чем-то занят. В противном случае он направит всю свою энергию и активность на коллектив и может разложить его изнутри.
Флегматик
Девиз: Не торопись!
Среди сильных сторон флегматика – последовательность, терпение, активность, стабильность, надежность и самообладание. Минусы – это равнодушие, сухость, медлительность и «толстокожесть». Психологический портрет человека с пометкой «флегматик» означает, что он не может работать при дефиците времени, потому что ему нужен свой индивидуальный темп: ему не нужно его корректировать, он сам составит график работы и все сделает вовремя .
Меланхолик
Девиз: не навреди!
Психологический портрет с пометкой «меланхолик» таков: сильные стороны личности — мягкость, способность сочувствовать, человечность, высокая чувствительность и доброжелательность.
Очень сложно найти особь, полностью отвечающую определенному темпераменту, обычно наблюдается доминанта одного из них.
Интеллект
Интеллект – это система психических процессов, обеспечивающая реализацию способности человека оценивать сложившуюся ситуацию, принимать решения и регулировать свое поведение в соответствии с этим. Как правило, интеллект важен, если ситуация нестандартная — как символ познания индивидом всего нового.
Жан Пиаже, психолог из Франции, назвал взаимодействие с внешним миром посредством приспособления к нему одной из важнейших функций интеллекта. Или, другими словами, умение ориентироваться в условиях и целесообразно выстраивать собственное поведение.
Ядром интеллекта является способность человека вычленять в ситуации основные свойства и строить свое поведение в соответствии с ними. Советский психолог С. Л. Рубинштейн в своих работах рассматривал эту категорию как тип поведения личности — «умное поведение».
Символ
Характер – это совокупность индивидуальных особенностей человека, которые развиваются и проявляются в общении и деятельности. Психологический портрет личности является примером того, как выявленные черты характера помогают определить типичные модели поведения.
Чертами характера называются устойчивые свойства и качества поведения человека, ставшие свойствами самой личности. Психологический портрет является примером отображения наиболее характерных и существенных черт человеческого характера.
В его структуру входят 4 группы признаков, выражающих отношение личности к различным сторонам деятельности: к себе, к труду, к обществу и коллективу, а также к вещам.
Способность общаться
Общение — чрезвычайно тонкий и тонкий процесс взаимодействия между людьми. Именно в нем наиболее многогранно раскрываются индивидуальные особенности каждого участника процесса, поэтому эта характеристика чрезвычайно важна для такой трактовки личности, как психологический портрет.
Примером наиболее очевидной функции общения является передача информации: любой информации, содержания и значения. Эта сторона общения называется семантической или смысловой. Трансмиссия оказывает влияние на поведение человека, его поступки и поступки, а также на организацию и состояние его внутреннего мира.
В основном выделяют информационную, управляющую, познавательную функции общения, кроме того, есть функция обмена психическими состояниями и эмоциями.
Эмоциональность
Со времен древнегреческого мыслителя Платона вся психическая жизнь человека делится на три относительно самостоятельные единицы: разум, волю и эмоции.
Если воля и разум подчинены человеку хоть в какой-то мере, то эмоции всегда возникают независимо от нашего желания. Это отражение личностной значимости и оценка ситуаций для процесса жизнедеятельности человека в форме чувств и переживаний. Это проявление субъективности и непроизвольных эмоций. Умение управлять эмоциями необходимо в первую очередь для здоровья и честолюбия.
Что значит уметь управлять эмоциями? Чаще всего это утверждение подразумевает их сокрытие. Больно, но мы этого не покажем, стыдно, но мы делаем вид, что нам безразлично, обидно, а внешне проявим только раздражение и злость. Но от того, что человек не проявляет своих эмоций, они не становятся слабее, а наоборот, или принимают форму защиты — агрессии.
Способности
Психологический портрет человека является примером описания внутреннего склада человека, включающего в себя такую характеристику, как способности.
В психологии способности рассматриваются как особое свойство психологической системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Точность, стабильность и скорость работы – количественные параметры продуктивности способностей. Они измеряются решением задач определенной степени сложности, разрешением конфликтов и т. д.
Степень разрешимости противоречий между отношениями личности и свойствами личности есть уровень способности. Самый удачный вариант, когда есть склонность к определенной сфере деятельности вкупе с интересом к этому делу.
Способности делятся на специальные и общие. Общее может предопределить склонность к довольно обширной сфере деятельности. Они формируются путем развития интеллекта и личностных качеств. Специальность выступает социально-психологической основой развития тяги к определенной сфере деятельности: научной, музыкальной, педагогической, творческой и прочей.
Самоуважение
Самооценка выражает определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, сложившееся у человека на основе самопознания. Психологический портрет является примером того, как самооценка человека влияет на все сферы жизни, поскольку предполагает оценку собственных способностей, действий, целей, качеств и возможностей, а также своего места в обществе.