Характеристика семья кабановых: Семья Кабановых в «Грозе» Островского

Сочинени Кабановы в пьесе Гроза (семья Кабановых)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Семья Кабановых в Грозе

Перед нами предстаёт город Калинов. Нравы в этом городе подчиненны, властолюбивым хозяевам, которые проживают за высокими стенами и любят лишь управлять людьми, которые им подчинены. В тот же самый момент, бедняки, проживающие в данном городе, просто вынуждены целыми днями, работать на своих господ.

Особенно выделяется в этом произведении семья Кабановых, в который процветает патриархальное купечество, власть в этом доме принадлежит, Марфе Игнатьевне, матери семейства. За её скверный характер, а также за схожесть с фамилией, люди прозвали её Кабаниха. Произнеся данное слово, становится понятно что, данный человек не является приятным для общения. Кабаниха является главной в своём доме, её решение не поддаются спору, она является очень властной, жестокой и деспотичной госпожой. Она является старовером, не признаёт и не верит во что-либо новое, она считает что всегда права.

Она любит и заботится о своих детях, Однако делает это как может и далеко не всегда поступает, так как они хотят. Она считает что она способна дать им лучшее и лишь она может принять верное решение касаемо их жизни, она не верит, что они способны жить самостоятельно, без её советов и нравоучений.

У неё есть двое детей, Тихон и Варвара. Сын является покладистым и никогда не противоречит воли матери, у него не хватает характера и силы воли противостоять ей. Он искренне любит свою жену, но он совершенно неспособен пойти против матери, Марфы Игнатьевны.

Его сестра Варвара, также пытается обойти свою мать, настолько она этого хочет что даже научилась обманывать её. А когда наступает момент, её мать узнает всю правду, о том что она глядя ей в глаза лгала, она ни капли не задумываясь о ней, сбегает из дому.

И только одна Катерина, жена Тихона, не может смириться со своей участью, она не способна противостоять, лгать и сделать кому-либо плохо. Но желание изменить реальность настолько сильно, что рано или поздно она принимает, отважное решение и покидает этот мир. Она понимает что не способна противостоять тому тёмному миру, в котором живет, её измена мужу не дает ей покоя, однако и жить дальше во лжи она тоже не в силах. Борис же, не готов признаваться в совершенном грехе и всеми силами пытался отговорить Катерину, от раскаяния перед людьми.

Кабановы в произведении

Все события произведения происходят в городе Калинов. Здесь проживает огромное количество властных господ, которые никогда в жизни не работали, а вот всю работу за них выполняют бедные люди. Властные и богатые люди выстроили высокие стены для того чтобы никто не смог к ним пробраться и выкрасть из их дома что-нибудь.

Но больше всего из всего этого общества выделяется семья Кабановых. И всеми остальными членами семьи командует Марфа, она является матерью. В этом городе ее никто не может переносить, а все, потому что у нее ужасный характер. И все тайно называют ее просто Кабаниха. Из этого прозвища становится понятно их отношение к этой женщине. Вот только ей до этого совершенно нет дела и меняться она не собирается, ведь ее все устраивает. Кроме этого она командует всем домом и все выполняют все, что она им прикажет, даже если они не согласны с ней. Она считает, что все, что она делает, это является правильным решением и спору это все не подлежит.

Она больше всего на свете любит своих детей, но ей не всегда удается находиться рядом с ними, ведь нужно выполнять еще и другую работу, которая не терпит отложений. Кроме этого они порой обижаются на нее, а все из-за того, что она все делает как нужно ей, и совсем не считается ни с чьим мнением.

У нее есть двое детей. Девочку зовут Варвара. Она старается всегда и во всем обмануть свою мать для того чтобы сделать так как нужно ей, а не как навязывает им мать. Но рано или поздно мать обо всем узнает и в этом случае, чтобы не слушать наставления матери она решает просто уходить на время из дома, а немного погодя возвращаться назад.

А вот ее брат по имени Тихон является тихим и спокойным парнем, который выполняет все, что хочется матери и никогда ни в чем ей не перечит. У него уже есть жена, но все равно мнение и решение матери является главным.

Жена Тихона со всем этим не согласна, кроме этого она не умеет обманывать и выполнять все, что ей прикажут, молча и тихо. Поэтому между ними постоянно происходят разные ссоры и ругани. Иногда мать Тихона просит сделать кому-то какую-то гадость, и это она не может выполнить. Кроме этого ее муж постоянно ей изменяет и если раньше она просто об этом не знала, то теперь не знает, как с этим жить. И поэтому решает просто распрощаться с этим миром, в надежде на то, что в ином мире все будет совсем по-другому. Муж не признается в своих изменах и поэтому старается разными способами отговорить жену от этой идеи.

Популярные сочинения

  • Героизм на войне — сочинение рассуждение
    Война. Какие ассоциации с этим словом сразу всплывают в нашей голове? Страх, боль, ужас, смерть – это только малая часть синонимов, которые приходят на ум. Война – это непоправимая трагедия
  • Сочинение Интересный случай в моей жизни
    Моя жизнь настолько удивительная и полная сюрпризов, что размышляя над темой сочинения, мне пришло в голову сразу несколько смешных ситуаций. Я, вообще, человек
  • Сочинение Любовь Раневская в пьесе Вишнёвый сад (образ и характеристика)
    Раневская Любовь Андреевна ─ главная героиня произведения, разорившаяся помещица, обладающая эффектной внешностью и великодушием. Она считается собирательным образом русского дворянства

Драма “Гроза” — “глоток свежего воздуха”

Школьное сочинение

В заключительной части статьи “Луч света в темном царстве” критик-демократ Н.А. Добролюбов пишет, что, по его мнению, “Гроза” есть самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского. В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее”. Это “что-то”, по мнению критика, “фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства”, и “характер Катерины, рисующийся на этом фоне”, от которого веет “новой жизнью”, открывшейся “в самой ее гибели”.
Добролюбова поразила в первую очередь необыкновенная своеобразность характера Катерины Кабановой, в котором нет ничего ” внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически”. Это проявляется, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме матери. Оказывается, воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей; в доме ее матери было то же, что и у Кабанихи: ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились. Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: “Да ведь и у нас то же самое”. Но разницу сама героиня определила так: “Да здесь все как будто из-под неволи!” Катерина не принадлежит к натурам буйным, всегда чем-то недовольным, стремящимся к разрушению. Наоборот, характер ее “созидающий, любящий, идеальный”, поэтому она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении. Грубые и суеверные россказни странниц, подобных Феклуше, превращаются в ее сознании в “золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения. “

Из своей юности Катерина вынесла только то, что не противоречило ее естественному стремлению к красоте, гармонии и счастью. “В рассказах странниц, в земных поклонах и причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему постоянно стремилось ее сердце”. В душе она строила свой идеальный мир, “посвященный добру и наслаждению”, но что такое настоящее добро и истинное наслаждение для человека, она не могла определить. Этот светлый “период детства, для многих тянущийся долго, очень долго, но все-таки имеющий свой конец”, закончился для Катерины с приходом ее в дом свекрови.

В сумрачной обстановке новой семьи, под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям и ее светлым чувствам. Катерина инстинктивно ищет света, воздуха, хочет помечтать, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, но вынуждена подчиняться условностям, которые накладывает положение замужней женщины. В доме свекрови в Катерине постоянно подозревают “нечистые, развратные замыслы”. Окружающая обстановка поддерживает и развивает в ней страх каких-то темных сил, чего-то неведомого, “что сохранилось от ее воспоминаний”. Катерина боится за каждую свою мысль, за самое простое чувство она ждет наказания: “ей кажется, что гроза убьет, потому что она грешница, картины геенны огненной на стене церковной представляются ей уже предвестием ее вечной муки. Все против Катерины, даже ее собственные понятия о добре и зле”. По мнению Добролюбова, все это должно было “заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном феодализме семейной безгласности и покорности; без всяких живых стремлений, без воли, без любви — или же научиться обманывать людей и совесть. “. Но “Катерина не такова, — считает критик, — развязка ее любви при всей домашней обстановке — видна заранее еще тогда, когда она только подходит к делу. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы”.

Такая любовь и такие чувства не могли ужиться в стенах кабановского дома с его притворством и обманом.

Катерина боится лишиться возможности видеться со своим возлюбленным, говорить с ним, наслаждаться звездными летними ночами и новыми для нее чувствами. Но приехал муж и она вынуждена таиться, хитрить, а это для нее невыносимо: “. дни и ночи она все думала, страдала, экзальтировала свое воображение, и без того горячее, и конец был тот, что она не могла вытерпеть — при всем народе, столпившемся на галерее старинной церкви, покаялась во всем мужу. “

После такого признания Катерине остается только покориться, отречься от самостоятельной жизни и стать “беспрекословной угодницей” свекрови и “кроткою рабою” своего мужа. “Но нет, не таков характер Катерины, — снова подчеркивает критик, — не за тем отразился в ней новый тип, создаваемый русской жизнью, — чтобы сказаться только бесплодною попыткой и погибнуть после первой неудачи “. Эта женщина уже не сможет возвратиться к прежней жизни. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей открыто, “законно и свято”, “при свете белого дня”, “перед народом”, то и жизнь для нее не имеет смысла.

“Грустно, горько такое освобождение, — пишет Добролюбов, — но что делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то “Гроза” и производит на нас впечатление освежающее. “

Другой критик, Д. И. Писарев, в статье “Мотивы русской драмы” оспорил такую трактовку образа Катерины. “Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. — утверждает он. — Только живая самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь, разгоняют тьму, уничтожают глупые пороки. ” “Светлым явлением. “, продолжает критик, должно считать “. только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания. ” И вот как характеризуется протест Катерины против кабановских понятий о нравственности: “Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством” которое является совершенно неожиданным для нее самой”.

Аргументы Писарева в этом споре многим могут показаться вескими и убедительными. Многие согласятся, что образ Катерины” каким его видит Добролюбов, слишком уж идеализированный, что он переоценил силу характера героини Островского и значение ее протеста. Но нельзя забывать, что статья Писарева была написана в начале 1864 года.

Революционная ситуация окончилась, крестьянские волнения шли на убыль, массовые выступления студенческой молодежи прекратились, а многие участники демократического движения были заключены в тюрьмы или сосланы на долгие годы. Писарев же, оставаясь верным революционно-демократическим идеалам, и в новых условиях искал пути продолжения дальнейшей борьбы. В статье “Мотивы русской драмы” он резко критикует “темное царство”, выражает глубокое сочувствие страданиям народа, но в качестве тактики борьбы демократических сил предлагает развитие и распространение тех знаний, которые наиболее полезны для общества, которые формируют мыслящую молодежь, готовую к активной борьбе.

А на 1860 год, когда писал свою статью Добролюбов, в России приходился пик революционно-демократического подъема и яростного сопротивления самодержавной власти. Именно в этой грозовой атмосфере увидел Добролюбов в Катерине ростки самосознания, развитие народного стремления к свободе, начало того движения”, которое должно было привести народ к непосредственному выступлению. Слова, которые Островский вложил в уста своей героини: “Что домой, что в могилу — все равно!”, прозвучали тогда в русской литературе впервые. Неграмотная Катерина Кабанова, которая и слов-то таких: “человеческое достоинство”, не знает, предпочла гибель бесконечному унижению. И демократическая печать встрепенулась: наконец-то! Начался, наконец, необратимый, как тогда казалось, процесс всенародного освобождения, если даже такая добрая и кроткая девушка осмелилась утвердить собственный выбор между возможностью быть (или даже умереть) свободной или униженно существовать.

В “темном царстве” российской действительности блеснул, наконец, для критика-демократа луч надежды на победоносный ход неизбежной в России революции. Это потом оказалось, что вовсе она не так близка. Вот почему Добролюбов называл “самое решительное” произведение Островского “глотком свежего воздуха” и утверждал, что в нем “есть что-то освежающее и ободряющее”.

Семья Кабановых в Грозе Островского сочинение

Перед нами предстаёт город Калинов. Нравы в этом городе подчиненны, властолюбивым хозяевам, которые проживают за высокими стенами и любят лишь управлять людьми, которые им подчинены. В тот же самый момент, бедняки, проживающие в данном городе, просто вынуждены целыми днями, работать на своих господ.

Особенно выделяется в этом произведении семья Кабановых, в который процветает патриархальное купечество, власть в этом доме принадлежит, Марфе Игнатьевне, матери семейства. За её скверный характер, а также за схожесть с фамилией, люди прозвали её Кабаниха. Произнеся данное слово, становится понятно что, данный человек не является приятным для общения. Кабаниха является главной в своём доме, её решение не поддаются спору, она является очень властной, жестокой и деспотичной госпожой. Она является старовером, не признаёт и не верит во что-либо новое, она считает что всегда права.

Она любит и заботится о своих детях, Однако делает это как может и далеко не всегда поступает, так как они хотят. Она считает что она способна дать им лучшее и лишь она может принять верное решение касаемо их жизни, она не верит, что они способны жить самостоятельно, без её советов и нравоучений.

У неё есть двое детей, Тихон и Варвара. Сын является покладистым и никогда не противоречит воли матери, у него не хватает характера и силы воли противостоять ей. Он искренне любит свою жену, но он совершенно неспособен пойти против матери, Марфы Игнатьевны.

Его сестра Варвара, также пытается обойти свою мать, настолько она этого хочет что даже научилась обманывать её. А когда наступает момент, её мать узнает всю правду, о том что она глядя ей в глаза лгала, она ни капли не задумываясь о ней, сбегает из дому.

И только одна Катерина, жена Тихона, не может смириться со своей участью, она не способна противостоять, лгать и сделать кому-либо плохо. Но желание изменить реальность настолько сильно, что рано или поздно она принимает, отважное решение и покидает этот мир. Она понимает что не способна противостоять тому тёмному миру, в котором живет, её измена мужу не дает ей покоя, однако и жить дальше во лжи она тоже не в силах. Борис же, не готов признаваться в совершенном грехе и всеми силами пытался отговорить Катерину, от раскаяния перед людьми.

Характеристика героини

(Фаина Шевченко в роли Кабанихи, драматическая постановка, 1934

)

Кабаниха — богатая купчиха и вдова, живущая в провинциальном городе Калинове с дочерью, сыном и женой. Она единолично руководит все делами семьи и не приемлет никаких возражений, имеет очень сильную и властную натуру. Для неё главные понятия в семейном укладе, которые она требует неукоснительно исполнять, это «страх» и «приказ».

Несмотря на то, что она религиозна и является ревностной христианский, далека от духовной жизни, а интересуется исключительно земными и насущными проблемами. Она очень лицемерная, холоднокровная и хитрая старуха, которая на людях подает милостыню нищим, а дома обижает и тиранит детей и невестку. Ей ничего не стоит оскорбить или унизить человека, она отличается жесткостью и суровостью, ей нравиться держать людей в страхе, так ими лучше управлять и подчинять своей воле.

(Иллюстрация Герасимова С,В, детгиз 1950

)

Кабаниха — типичный представитель старого патриархального уклада жизни, для неё в первую очередь важны порядки и обычаи, с чувствами и желаниями близких она просто не считается и думает, что имеет полное моральное право унижать их, «читать морали» и всячески ими управлять. Причем оправдываясь родительской заботой и любовью к детям она совсем не считает себя тираном и твердо верит в то, что действует во благо. Кабаниха уверена в том, что она совсем не обязана рассуждать верно она поступает или нет, главное жить по завету отцов и неукоснительно выполнять их наставления, тогда везде будет царить мир и порядок. По её разумению только люди в возрасте обладают достаточным умом и мудростью, молодые должны все делать по их наставлению, сами они не могут принимать никаких решений.

Больше всех от тирании злобной Кабанихи страдает тихая и покорная невестка Катерина, которую та ненавидит всей душой и бешено ревнует к сыну. Мать считает его тряпкой, а проявления ласки по отношению к молодой жене — слабостью, перед его отъездом она советует ему как можно строже отчитать Катерину, чтобы боялась его и уважала. От неё не ускользают перемены в поведении невестки и она подозревает её в измене мужу. Когда Тихон возвращается мать доводит Катерину до того, что она во всем сознается. Кабаниха полностью удовлетворена, ведь она оказалась во всем права — ласковое отношение к жене не может привести ни к чему хорошему.

Последняя блюстительница порядка

Образ Кабанихи является воплощением староверия, каких-то средневековых устоев. Купчиха страдает от того, что ее мир потихоньку рушится. Она видит, что молодежь не поддерживает ее, не уважает старые законы, мыслит по-новому. Женщину переполняют какие-то апокалиптические ожидания, она не понимает, что же будет, когда все старожилы вымрут, и некому будет противостоять всему современному. Дом Кабановых является чуть ли не последним оплотом, где почитаются догмы старины.

Характеристика Кабанихи не вызывает жалости к этой героине, хоть в конце пьесы пострадала не только Катерина, но и ее свекровь. Для купчихи страшным ударом было публичное признание невестки, бунт сына и побег из дому дочери. Но эта женщина так и не поняла, что своим непринятием современного мира она привела к гибели Катерину, испортила жизнь Варваре и подтолкнула к пьянству Тихона. От властвования Кабанихи никому не стало лучше. Но этого ей не понять, ведь купчиха даже после стольких несчастий продолжает настаивать на своем.

Как известно, в классических произведениях и сказках встречаются несколько типов героев. В этой статье речь будет идти о паре антагонист — протагонист. Эта оппозиция будет рассмотрена на примере пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Главной героиней этой пьесы, иначе говоря протагонистом, является молодая девушка Катерина Кабанова. Ей противостоит, то есть является антагонистом, Марфа Игнатьевна Кабанова. На примере сравнений и анализа поступков мы дадим более полную характеристику Кабанихи в пьесе «Гроза».

Для начала обратимся к списку действующих лиц: Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — старая купчиха, вдова. Её муж умер, поэтому женщине пришлось в одиночку растить двух детей, справляться с хозяйством и заниматься делами. Согласитесь, это довольно трудно и в настоящее время. Несмотря на то что в скобках указано прозвище купчихи, автор ни разу не называет её так. В тексте есть реплики Кабановой, а не Кабанихи. Подобным приёмом драматург хотел подчеркнуть то, что люди называют женщину так между собой, а вот к ней лично обращаются уважительно. То есть на самом деле жителям Калинова не нравится этот человек, но они его побаиваются.

Изначально о Марфе Игнатьевне читатель узнаёт из уст Кулигина. Механик-самоучка называет её «ханжой, которая всех домашних заела». Кудряш лишь подтверждает эти слова. Далее на сцене появляется странница, Феклуша. Её суждение о Кабанихе прямо противоположно: цитата. Вследствие такого разногласия возникает дополнительный интерес к этому персонажу. Марфа Игнатьевна появляется на сцене уже в первом действии, и читателю или зрителю даётся возможность убедиться в правдивости слов Кулигина.

Кабаниха не довольна тем, как ведёт себя сын. Она учит его жить, несмотря на то что сын уже взрослый и давно женат. Марфа Игнатьевна показывает себя как сварливую властную женщину. Её невестка Катерина ведёт себя иначе. Вообще, довольно интересно проследить сходство и различие этих персонажей на протяжении всей пьесы.

По идее, и Кабаниха, и Катерина должны любить Тихона. Для одной он сын, для другой — муж. Однако ни Катя, ни Марфа Игнатьевна к Тихону настоящей любви не питают. Катя жалеет своего мужа, но не любит его. А Кабаниха относится к нему как к подопытному кролику, как к существу, на котором можно срывать свою агрессию и испытывать методы манипуляции, прикрываясь при этом материнской любовью. Всем известно, что для каждой матери важнее всего счастье своего ребёнка. Но Марфа Кабанова в «Грозе» вовсе не интересуется мнением Тихона. Годами тирании и диктатуры она смогла приучить сына к тому, что отсутствие собственной точки зрения вполне нормально. Даже наблюдая то, как бережно и, в некоторых моментах, нежно Тихон относится к Катерине, Кабаниха всё время старается разрушить их отношения.

Многие критики спорили о силе или слабости характера Катерины, но вот в силе характера Кабанихи никто не усомнился. Это по-настоящему жестокий человек, который старается подчинить себе окружающих. Ей бы государством править, а так приходится растрачивать свои «таланты» на семью и провинциальный городок. Варвара, дочь Марфы Кабановой, выбрала притворство и ложь в качестве способа сосуществования с деспотичной матерью. Катерина наоборот решительно противостоит свекрови. Они будто заняли две позиции, правды и лжи, защищая их. И в их разговорах о том, что Кабанихе не следует безапелляционно обвинять Катю в ошибках и различных грехах, сквозь бытовой фон проступает борьба света и тьмы, правды и «тёмного царства», представительницей которого является Кабаниха.

Катерина и Кабаниха православные христианки. Но их вера совершенно различна. Для Катерины куда более важным оказывается вера, идущая изнутри. Для неё не принципиально место молитвы. Девушка набожна, она видит присутствие бога во всём мире, а не только в здании церкви. Религиозность Марфы Игнатьевны можно назвать овнешнённой. Для неё важны обряды и точное соблюдение правил. Но за всей этой одержимостью практическими манипуляциями сама вера исчезает. Также для Кабанихи оказывается значимым соблюдение и поддержание старых традиций вопреки тому, что многие из них уже устарели: «тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке». Характеристика Кабанихи в «Грозе» Островского невозможна без упоминания её практически маниакального внимания к деталям. Тихон, сын Кабановой-старшей, спивается, дочь Варвара лжёт, гуляет с кем хочет и того и гляди убежит из дому, опозорив семью. А Марфу Игнатьевну беспокоит, что на порог заходят без поклона, не как прадеды учили. Её поведение напоминает поведение жриц умирающего культа, которые всеми силами пытаются поддержать в нём жизнь с помощью внешней атрибутики.

Катерина Кабанова была несколько мнительной девушкой: в «пророчествах» полоумной барыни ей чудилась своя судьба, а в грозе девушка видела кару Господню. Кабаниха слишком меркантильна и приземлённая для этого. Ей ближе материальный мир, практичность и утилитарность. Кабанову гроза и гром совсем не пугает, она только не хочет мокнуть. Пока жители Калинова рассуждают о взбушевавшейся стихии, Кабаниха ворчит и выражает своё недовольство: «Ишь какие рацеи развёл. Есть что послушать, уж нечего сказать! Вот времена-то пришли, какие-то учители появились. Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!», «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет». Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» можно назвать неким обобщением, конгломератом негативных человеческих качеств. Её сложно назвать женщиной, матерью, да и человеком в принципе. Конечно, ей далеко до болванчиков города Глупова, но её желание подчинять и властвовать убило в Марфе Игнатьевне все человеческие качества.

Тест по произведению

Пьеса «Гроза» одна из самых известных в творчестве Островского. Яркая, социально-бытовая драма, события которой происходят в 19 веке в городке Калинове. Женские образы в пьесе заслуживают отдельного внимания. Они колоритны и уникальны. Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» несомненно, важны в произведении. Она главный деспот и тиран в пьесе. Она же виновна в смерти Катерины. Цель Кабанихи подчинить себе как можно больше народа, чтобы навешать им нравы, традиции и законы, свято соблюдаемые ею. Истинный страх закрался в ее душу, когда она поняла, что надвигается новое время, время перемен, противостоять которому она не в силах.

Марфа Игнатьевна Кабанова – она же Кабаниха. Вдова. Купчиха. Мать Варвары и Тихона.

Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза»: описание характера, портрет

Кабаниха и Тихон.
Художник С. В. Герасимов

Кабаниха является одной из центральных героинь драмы «Гроза» Островского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского: описание характера героини, потрет в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание пьесы «Гроза»
Все материалы по пьесе «Гроза»

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — богатая купчиха, вдова. У Кабанихи есть дочь Варвара и сын Тихон. В доме Кабанихи также живет жена Тихона — Катерина, главная героиня пьесы.

Кабаниха — лицемерная и хладнокровная старуха. Больше всего в жизни она ценит заведенные в обществе порядки и обычаи. Кабаниха любит давать наставления и «читать морали» своим детям.

Старуха Кабаниха держит в страхе всю семью. Она обижает как своих детей, Тихона и Варвару, так и невестку Катерину.

Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» в цитатах

Кабаниха — грозная женщина:

«…Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней…» 
«…недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…» (Тихон в переносном смысле называет мать «грозой»)

Кабаниха — строгая, «крутая» женщина:

«…(строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит…» 
«…(строго). Ну, ну, говори, коли уж начала…» 
«…Маменька-то у вас больно крута…»

Кабаниха — жестокая, бессердечная женщина:

Кабанов (падая на колени): Хоть взглянуть-то мне на нее!Кабанова: Вытащут, взглянешь…» (Кабаниха не пускает Тихона спасти Катерину)

Кабаниха — лицемерная женщина. Она дает милостыню бедным («оделяет нищих»), дома обижает своих же близких. Кабаниха обижает своих детей, Тихона и Варвару, а также свою невестку:

«…Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…»
«…А теперь поедом ест, проходу не дает…» (Кабаниха обижает сына Тихона)
«…Мать на нее нападает…» (о Кабанихе и Катерине)  

Кабаниха любит держать всех в страхе. Она считает, что только так можно добиться порядка:

«…Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?..»

Чтобы выжить в доме Кабанихи, нужно уметь обманывать. Так считает Варвара, дочь Кабанихи:

«…ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…» (Варвара о своей семье)

Кабаниха держит взрослого сына Тихона «в неволе». Тихон без «маменьки» не делает ни шагу:

«…Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг…» 
«…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь…»

Кабаниха ревнует сына к его молодой жене:

«…Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая…»

Кабаниха усердно молится Богу, но при этом она каждый день грешит, обижая своих близких:

«…Ну, я Богу молиться пойду; не мешайте мне. ..»

Кабаниха любит читать наставления:

«…Нашла место наставления читать…»

Кабаниха требует, чтобы молодые люди больше уважали стариков (имея в виду, в том числе, себя):

«…Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет…»

Кабаниха строго соблюдает обычаи, порядки и традиции и заставляет молодежь делать то же самое:

«…Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!..» 
«…Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то…» 
«…Ничего-то не знают, никакого порядка…»

Кабаниха — подруга и кума купца Дикого:

«…Что это ты, кум, бродишь так поздно?..»

Критика об образе Кабанихи в пьесе «Гроза»

«. .. в характере Кабанихи: преобладающим свойством ее натуры является деспотизм, несколько отличающийся от простого самодурства. Действительно, требования Кабанихи вызываются не личным ее произволом, а имеют основанием веру в непогрешимость и святость тех принципов и понятий, которые господствовали в старину, будучи соединены тогда в отдельный нравственно-житейский кодекс под именем „Домостроя», и которые, по ее искреннему убеждению, должны следовать люди в своих деяниях.

Слепо веруя в домостроевские понятия о почитании родителей детьми, об отношении жены к мужу, Кабаниха требует, чтобы дети не имели своей воли, чтобы жена боялась мужа. была его рабою.



Ее возмущает, что молодое поколение нарушает и забывает обычаи старины: провожая сына Тихона в дорогу, она осуждает его за то, что он ей в ноги не кланяется, что не умеет приказывать жене, как она должна жить без него, укоряет невестку Катерину в том, что та, проводив мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. Проводы сына вызывают в душе Кабанихи грустные размышления:

Но вера Кабанихи в принципы старины соединены в ней с изумительною суровостью и беспощадностью: она точит сына, как ржа железо зато, что он любит жену больше чем мать, что он будто бы хочет жить по своей воле. <…>

Суровость нрава Кабанихи еще сильнее выражается в ее отношениях к невестке: она резко и ядовито обрывает ее на каждом слове, с злобной иронией осуждает ее за ласковое обращение с мужем, которого, по ее мнению, она должна не любить, а бояться.


Бессердечие Кабанихи доходит до ужасающей степени, когда Катерина сознается в своем проступке: она злобно радуется этому событию, говорит сыну, что нечего жалеть такую жену, что ее надо живую в землю закопать…»

(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, портрет в цитатах из драмы.

Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Дикий кабан (Sus scrofa) — британские млекопитающие

Большой, громоздкий и спиной. Дикие кабаны вернулись в британские леса после столетий.

Краткая информация

Общие названия:

кабан, дикая свинья

Научное название: Sus scrofa

Семейство: Suidae

2 земля

Рацион: широкий спектр растительных веществ, а также падаль, беспозвоночные, мелкие млекопитающие и птицы

Хищники: взрослые особи не имеют естественных хищников в Великобритании и убегает

Как выглядит кабан?

Кабан имеет коренастое, мощное тело с двойным слоем серо-коричневого меха – верхний слой жесткой, щетинистой шерсти; нижний слой намного мягче. У взрослых самцов изо рта торчат бивни. Поросята имеют более светлый рыжевато-коричневый цвет с полосами на шерсти для маскировки.

Крупные животные, кабаны могут достигать 80 см в холке. Обычно они весят от 60 до 100 кг, хотя в некоторых частях мира были зарегистрированы самцы весом более 200 кг.

Знаете ли вы?

В период размножения самцы кабанов вырабатывают толстый слой ткани, чтобы защитить себя от травм во время драк.

Что едят кабаны?

Кабан всеяден и питается разнообразной растительной и животной пищей. Большую часть их рациона составляют корни, луковицы, семена, орехи и зеленые растения. Однако, как оппортунистические кормушки, они будут есть большую часть того, что им попадется на лесной подстилке. Это может быть падаль, мелкие млекопитающие, птичьи яйца, дождевые черви и другие беспозвоночные.

Фото: Robin Ward / Alamy Stock Photo

Как размножаются кабаны?

Большинство кабанов живут группами, известными как эхолоты, состоящими из взрослых самок и их детенышей. Взрослые самцы живут поодиночке, ищут самок только в брачный период, который происходит зимой. Соперничающие самцы будут сражаться, используя свои бивни, чтобы определить доступ к самкам. Весной рождается помет до 10 поросят. Самцы остаются с эхолотом до тех пор, пока поросятам не исполнится год. Самки либо останутся в группе, либо переберутся на новую территорию.

Где живут кабаны?

Нынешняя популяция кабанов в Великобритании происходит от содержащихся в неволе животных, которые либо сбежали, либо были незаконно выпущены. Приблизительно 2600 животных в настоящее время живут в дикой природе в нескольких размножающихся популяциях. Самый крупный из них находится в лесу Дин, но кабаны также встречаются в некоторых частях Юго-Восточной и Юго-Западной Англии, Юго-Восточного Уэльса и Северо-Западной Шотландии.

Знаете ли вы?

Дикие кабаны распространены в континентальной Европе, их популяция оценивается в несколько миллионов человек.

Фото: Blickwinkel / Alamy Stock Photo

Знаки и советы по обнаружению

Большие участки вырванной с корнем и нарушенной почвы являются контрольным признаком присутствия диких кабанов. Мощные мышцы шеи и длинное рыло позволяют животным бороздить землю в поисках пищи. К кабану всегда нужно относиться с осторожностью. Обычно они убегают от людей, но могут проявлять агрессию, если чувствуют угрозу, особенно самки с детенышами. Собак следует держать на поводке в лесу, где водятся кабаны. Если вы столкнулись с диким вепрем, лучший совет — медленно отойти в противоположном направлении.

Молодых кабанов иногда называют мошенниками из-за их полосатой шерсти, которая служит камуфляжем.

Кредит: Энди Роуз / naturepl.com

Знаете ли вы?

Кабан — дикий предок домашней свиньи.

Угрозы и охрана

Состояние диких кабанов в Великобритании сложное. Местный вид, он был первоначально истреблен в какой-то момент в средние века. В 19В 90-е годы наблюдения свободноживущих кабанов стали относительно обычным явлением. Считается, что эти животные сбежали или были выпущены с ферм, где их выращивали на мясо. Генетический состав этих животных неизвестен, многие из них, вероятно, скрещивались с домашними свиньями в неволе.

Присутствие кабана разделяет мнение. В то время как некоторые приветствуют возвращение когда-то вымерших местных видов, другие обеспокоены ущербом для сельского хозяйства и столкновениями с транспортом. Было высказано предположение, что дикий кабан может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на биоразнообразие лесов, но точное влияние в настоящее время неясно.

У них нет естественных хищников в Великобритании, а это означает, что в некоторых районах проводится отстрел, чтобы контролировать рост популяции.

Деревья, леса и дикие животные

Млекопитающие

Деревья и леса обеспечивают стабильную среду обитания и пищу для многих млекопитающих. Что вы заметите?

ADW: Suidae: ИНФОРМАЦИЯ

Шестнадцать видов свиней и свиней из восьми родов составляют современное семейство Suidae. Суиды первоначально встречались в Евразии к югу от 48° северной широты, на таких далеких островах, как Филиппины и Сулавеси, и по всей Африке. Люди представили Sus scrofa , от которого произошли домашние свиньи, в различных местах по всему миру, включая Северную Америку, Новую Зеландию и Новую Гвинею. Ископаемые свиньи известны из олигоцена Европы и Азии и миоцена Африки.

Эти животные среднего размера обычно коренастые, с бочкообразным телом. Кожа обычно толстая и редко опушенная. Длина головы и тела колеблется от 500 до 1900 мм, длина хвоста колеблется от 35 до 40 мм, а масса тела взрослой особи может достигать 350 кг.

Глаза обычно маленькие и расположены высоко на черепе, а уши маленькие и заостренные. череп обычно длинный и имеет плоский спинной профиль. Одной из наиболее примечательных характеристик свиней является подвижная морда с хрящевым диском на конце и конечными ноздрями. Он поддерживается преназальной костью, расположенной ниже носовые. Череп имеет видную затылочный гребень, образованный надзатылочный и теменные кости. Метаподии не срослись, первый палец отсутствует как на передних, так и на задних лапах. У всех четырех пальцев есть копыта, но они функционируют при передвижении только на средних пальцах (третьем и четвертом), так как меньшие боковые пальцы расположены выше на конечности ( параксонические ). Зубная формула варьируется в зависимости от рода; общая формула для семьи: 1-3/3, 1/1, 2-4/2 или 4, 3/3 = 34-44. Верхние резцы уменьшаются в размерах латерально; нижние резцы длинные, узкие и расположены в челюсти под небольшим углом, так что они почти горизонтальны.
Верхние клыки вырастают наружу и назад и превращаются в большие изогнутые клыки; износ между верхними и нижними клыками приводит к возникновению острых краев. Верхние клыки постоянно растут. моляры бунодонтные или остроконечные.

Свиньи всеядны, и в их рацион входят грибы, листья, корни, луковицы, клубни, фрукты, улитки, дождевые черви, мелкие позвоночные, яйца и падаль. Они используют свою мускулистую подвижную морду и передние лапы, чтобы рыться в поисках пищи. У них двухкамерный желудок и они не пережевывают жвачку.

Большинство видов ведут стадный образ жизни. Одно распространенное представление о свиньях, что они переедают, обычно не соответствует действительности. Однако это правда, что большинство свиней любят грязевые ванны!

Суиды, особенно свиньи (Sus scrofa), были интродуцированы в ряде мест, обычно в качестве охотничьих видов. К сожалению, в некоторых районах они нанесли значительный ущерб окружающей среде, добывая пищу, и переносят несколько болезней, которые могут передаваться домашним свиньям или людям.

Технические персонажи:

Ссылки и процитированная литература:

Feldhamer, G.A., L.C. Drickamer, S.H. Vessey, and J.F. Merritt. 1999. Маммология. Адаптация, разнообразие и экология. WCB McGraw-Hill, Бостон. xii+563стр.

Новак, Р.М. и Дж. Л. Парадизо. 1983. Млекопитающие мира Уокера, 4-е издание. Издательство Университета Джона Хопкинса, Балтимор, Мэриленд.

Сэвидж, Р. Дж. Г. и М. Р. Лонг. 1986. Эволюция млекопитающих: иллюстрированное руководство. Факты о файловых публикациях, Великобритания. 251 стр.

Симпсон, CD 1984. Парнокопытные. Стр. 563–587 у Андерсона, С. и Дж. К. Джонса-младшего (ред.). Отряды и семейства современных млекопитающих мира. John Wiley and Sons, Нью-Йорк, xii+686, стр.

.

Vaughan, TA 1986. Маммология. Третье издание. Издательство Saunders College Publishing, Нью-Йорк, vii+576, стр.

.

Воган, Т. А., Дж. М. Райан, Н. Дж. Чаплевски. 2000. Маммология. Четвертое издание. Издательство Saunders College Publishing, Филадельфия. VII+565стр.

Уилсон, Д. Э. и Д. М. Ридер. 1993. Виды млекопитающих мира, таксономический и географический справочник. 2-е издание. Пресса Смитсоновского института, Вашингтон. xviii+1206 стр.

Авторы

Дэвид Л. Фокс (автор), Мичиганский университет в Анн-Арборе, Фил Майерс (автор), Музей зоологии, Мичиганский университет в Анн-Арборе.

Глоссарий

двусторонняя симметрия

, имеющий такую ​​симметрию тела, что животное можно разделить в одной плоскости на две зеркальные половины. Животные с билатеральной симметрией имеют дорсальную и вентральную стороны, а также передний и задний концы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *