Характеристика современных психологических школ: 2. Общая характеристика современных психологических школ

Основные психологические школы

    Содержание 
 

Введение 3

Методологический  кризис в психологии. Причины формирования основных психологических  школ. 4

Основные  психологические  школы (общая характеристика) 10

Заключение 14

Литература 16 

 

 

    Переход от знания к науке, который для  ряда областей должен быть отнесён  к XVIII в., а для некоторых (как-то механика) ещё к XVII в., в психологии совершается  лишь в середине ХIХ в. Лишь к этому  времени многообразные психологические  знания оформляются в самостоятельную  науку, вооружённую собственной, специфической  для её предмета методикой исследования и обладающей своей системой, т. е. специфической для её предмета логикой  построения относящихся к нему знаний.

    Методологические  предпосылки для оформления психологии как науки подготовили главным  образом те, связанные с эмпирической философией, течения, которые провозгласили  в отношении познания психологических, как и всех других, явлений необходимость  поворота от умозрения к опытному знанию, осуществлённого в 

естествознании в отношении познания физических явлений. Особенно значительную роль сыграло  в этом отношении материалистическое крыло эмпирического направления  в психологии, которое связывало  психические процессы с физиологическими.

    Однако, для того чтобы переход психологии от более или менее обоснованных знаний и воззрений к науке  действительно осуществился, необходимо было ещё соответствующее развитие научных областей, на которые психология должна опираться, и выработка соответствующих  методов исследования. Эти последние  предпосылки для оформления психологической  науки дали работы физиологов первой половины XIX в.

    Опираясь  на целый ряд важнейших открытий в области физиологии нервной  системы (Чарльса Белла, показавшего  наличие различных чувствующих  и двигательных нервов и установившего  основные законы проводимости (1811)14, И. Мюллера, Э. Дюбуа-Раймона, Г. Гельмгольца, подвергших измерению проведение возбуждения  по нерву), они создали целый ряд  капитальных трудов, посвящённых  общим закономерностям 

чувствительности и специально работе различных органов  чувств (работы Иоганнеса Мюллера и Э. Г. Вебера, работы Т. Юнга, Г. Гельмгольца и Э. Геринга по зрению, Г. Гельмгольца по слуху и т. д.). Посвящённые физиологии органов чувств, т. е. различным видам чувствительности, эти работы в силу внутренней необходимости переходили уже в область психофизиологии ощущений.

    Результаты  всех этих исследований объединил, отчасти  дальше развил и систематизировал в  психологическом плане в своих «Основах физиологической 

психологии» (1874) В. Вундт. Он собрал и дальше разработал в целях психологического исследования методы, выработанные первоначально  физиологами.

    Экспериментальная работа стала быстро шириться и углубляться. Психология превратилась в самостоятельную, в значительной мере экспериментальную  науку, которая всё более строгими методами начинает устанавливать новые  факты и вскрывать новые закономерности.

 

    Конец XIX в. ознаменовался дискуссиями о том, какими путями строить новую, объективную психологию, какие методы должны стать ведущими при исследовании психического. На рубеже веков еще казалось, что эти споры приведут к единому мнению и выстроится методология новой, позитивной психологии. Общей тенденцией был переход от психологии, изучающей феномены сознания, к психологии, исследующей целостную систему организм-среда. Однако логика развития первых школ показала, что существует несколько путей строительства такой психологии, которые кардинально отличаются друг от друга не только в понимании приоритетов и задач психологической науки, но даже в определении ее предмета и содержания психики. Разным был и подход к динамике психического развития, его закономерностей и условий, способствующих или препятствующих ему.

       Поэтому в начале XX в. психология  переживала серьезный методологический  кризис, связанный прежде всего  с трудностями, возникавшими при  поиске объективных методов исследования  психики. Предложенные функциональной  психологией, структурализмом или  Вюрцбургской школой методы при  более пристальном рассмотрении  оказывались далекими от объективности,  что доказывалось и теми разногласиями,  которые возникали при 

обсуждении  полученных результатов.  Выяснилось, что найти прямой и объективный  метод изучения психического  состояния человека, содержания  его сознания, а тем более бессознательного, практически невозможно. Выход был  либо в трансформации метода, который превращался в опосредованный, либо в таком изменении предмета, которое сделало бы реальным  его непосредственное экспериментальное  изучение (например, сделать предметом  внешнюю активность), либо в отказе  от попыток объяснить законы  психики, заменив их описанием  явлений, как предлагал Дильтей.

       На содержание и динамику протекания  методологического кризиса в  психологии повлияли кроме логики  становления самой науки и  другие факторы — социальная ситуация, открытия в других дисциплинах.

       Первая мировая война вскрыла  такие негативные, асоциальные пласты  человеческой психики (агрессию, жестокость, иррационализм), которые  нуждались в научном объяснении. Эти факты связывались и с  идейным кризисом рубежа XIX-XX вв., который наиболее полно отразился  в ведущих философских школах  того времени. Подобные мысли  были близки и российской психологии, становление которой в то время  проходило в русле европейской  науки. Особенно отчетливо эти  идеи были выражены в концепции  В. Соловьева и его последователей.

       О. Шпенглер, Э. Гуссерль, А. Бергсон  доказывали, что культура близится  к закату, что свобода воли  может привести человека к  отходу от разума, который уступает место интуитивному знанию, бессознательному. А.Бергсон (1859-1941) писал о том, что в процессе развития человечество совершает “творческую эволюцию”, которая непосредственно связана с духовной активностью, отличающей живой организм от неживого, и приводит к универсализации понятий. Выдвинув идею о происхождении интеллекта из потребности практического действия, он доказал, что логическое знание односторонне, а наиболее полным и всеобъемлющим способом познания является интуиция.

Ученик Брентано Гуссерль, возражая против психологизма, т.е. против идеи о том, что психология может стать методологией всех наук о человеке, выдвигал метод “феноменологической редукции”, который позволяет высвободить сознание от наслоений культуры, личного опыта, пристрастий человека. Эти “чистые феномены”, образованные в результате интен-циональной направленности сознания (идея Брентано) на внешний мир, и составляют его главное содержание. Фактически этот подход лишал и философию, и тем более психологию возможности понять психическое состояние, “жизненный мир” личности, который выстраивается самим субъектом благодаря присущей ему творческой активности. Однако тот факт, что это имманентно присущее человеку творчество структурирует мир из внешнего опыта, во многом делал людей игрушкой непредсказуемой судьбы, внешней ситуации, агрессии других.

       Поэтому философские концепции,  доказывая необходимость пересмотра  старых оснований психологии, не  могли в тот период оказать  ей помощь в формировании новых.   Зато такую поддержку могли  оказать естественные науки, которые  находились тогда на подъеме.

       Открытия в биологии, физике, генетике  способствовали становлению психологических  направлений. Данные генетики, показавшие  широкие возможности приспособления  и изменения организма, лабильность  и пластичность нервной системы,  оказали влияние на анализ  роли среды в процессе развития  психики, понимание возможностей  и границ обучения. Особенно большое значение эти материалы приобрели в России, в которой в те годы была одна из наиболее сильных школ генетиков.

       Достижения физиков, которые помогли  и психологам по-новому увидеть  возможности эксперимента, раскрыли  перспективы изучения познавательных  процессов. Законы и методы  исследования физического поля  стремились применить при анализе  психического поля, динамики восприятия  и мышления гештальтпсихологи.

       На развитие психологии, в том  числе и на исследование восприятия, оказала влияние и теория Э.  Маха (1838-1916). Разрабатывая свою концепцию  в русле основных положений  позитивизма, он отстаивал принцип  эмпирической доказуемости выдвигаемых  теоретических положений. Используя  данные, полученные при исследовании  физиологии органов чувств, Мах  доказывал, что физическое и  психическое имеет один и тот  же субстрат — “нейтральный опыт”,  состоящий из элементов. Механизмом  соединения этих элементов в  целостную картину являются все  те же ассоциации, связывающие  отдельные ощущения в образы, которые запечатлеваются в нашей  памяти и находят свое отражение  в языке. Таким образом, задачей  психологии является изучение  отдельных элементов опыта (цвета,  формы и т.д.), которые, объединяясь,  образуют целостные объекты, в  том числе и образ “Я”.

       В принципе эта программа не  была новой для психологии, ее  использовали и представители  классического ассоцианизма, и Вундт,  и структуралисты. Новым здесь  были экспериментальный подход  к исследованию ощущений, оригинальные  методики, придуманные Махом, принцип  энергетизма, гласивший, что существует  единая энергия и для психического, и для физического, количество  которой сохраняется неизменным  и переходит от движения к  мышлению и наоборот. Отголоски  этой теории проявились в 20-30-е  годы XX в., например, в концепциях  Штерна, Блонского, Бехтерева и  других психологов.

       Взгляды Маха оказали влияние  не только на первые психологические  школы (например, структурализм), но  и на взгляды бихе-виористов  и гештальтпсихологов. Первые заимствовали у Маха и его последователя Р.Авенариуса идею трактовки организма как апсихического аппарата, а вторые — мысль о тождественности гештальтов (сознательных образов) структуре реальных предметов.

       О необходимости пересмотра психологических  постулатов свидетельствовали и  запросы практики, которые не  могли игнорироваться учеными.   Ориентация на практику выражалась  не только в философии прагматизма,  особенно популярной в США,  но и в разработке межпредметных  вопросов, прежде всего совместно  с медициной и педагогикой.  Если клинические данные в  большей степени повлияли на  французскую психологию (о чем  говорилось выше) и на формирование  глубинной психологии, то задачи  обучения и воспитания “нового  человека”, разработка новых  подходов к проблеме социализации  стали ведущими в США и России, повлияв на развитие бихевиоризма  и российской психологии.

       Разные научные интересы, методологические  принципы и социальная ситуация, в которой творили ученые первых  десятилетий XX в., не позволяли  прийти к общему пониманию  целей, предмета психологии и  ее методов.

       Эта ситуация рефлексировалась  учеными как кризис психологии. И с такой оценкой можно  согласиться, если считать этот  закономерный методологический  кризис кризисом роста.  Естественно,  что развитие невозможно без  поисков нового, без ошибок. Современная  психология развития доказала, что  каждый критический период начинается  с негативизма, отрицания, которое  сменяется периодом строительства,  приобретения нового. А психология  действительно менялась, становилась  все более значимой и для  общества, и для других наук. Неудивительно,  что такие кардинальные изменения  были связаны и с метаниями,  негативизмом по отношению к  старой психологии, поисковой активностью  и пробами при формировании  новой науки, появлении новых  открытий и новых направлений  в психологии. Однако ученые начала  века, еще стремившиеся прийти  к единому мнению о единой  психологии, осознавали кризис как  невозможность его выработать, т.  е. как распад старой психологической науки, что было справедливо, и как тупик в процессе становления новой, что, как доказано временем, неверно.

1.4. Современные зарубежные психологические школы и направления

Гуманитарные науки / Психология / 1. 4. Современные зарубежные психологические школы и направления

Анализировать современное состояние психологической мысли как отечественной, так и зарубежной, следует с небольшого экскурса в прошлое. В начале ХХ века в развитии психологии наметился кризис, вызванный рядом объективных причин. В этот период времени шло интенсивное развитие техники, экономики, которые требовали новых психологических знаний, появилась необходимость в создании новых объективных методов изучения психики. Результаты исследований в области невропатологии и психиатрии доказали необходимость изучения и анализа процессов бессознательного. Учение Ч. Дарвина доказало, что невозможно рассматривать психические явления отдельно от окружающей среды. Данная теория ускорила исследования психики ребенка и животных. Все эти факторы определили появление ряда новых психологических теорий.

Бихевиоризм

Бихевиоризм – направление в зарубежной психологии, возникшее в начале ХХ века и отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, которое является результатом ответа организма на воздействия внешней среды /6/.

Данное направление психологии объектом своего изучения признавало поведение человека. Д. Уотсон как основоположник бихевиоризма декларировал психологию как науку о поведении, в которой не уделялось места психологии сознания. Он был приверженцем объективных методов исследования. Цель бихевиористов можно определить следующим образом: психология должна стать наукой, способной управлять поведением человека и предсказывать его.

Согласно утверждению ученых, поведение человека есть реакция на внешние раздражители, в нем нет ничего прирожденного. Основными научными понятиями бихевиористов стали: стимул (раздражитель из внешней среды), реакция (ответ организма на раздражитель), связь между стимулом и реакцией. Поведение человека подчинялось схеме «стимул – реакция», благодаря которой ученые получили возможность использовать количественное описание психического явления, применять математические методы для обработки результатов.

Как отрицательный момент в данной научной теории можно отметить отрицание учеными значения врожденной обусловленности ряда психологических  явлений, а также отрицания влияния на поведение человека его установок, отношений, убеждений. Бихевиористы считали возможным «изготовление» человека с любыми особенностями поведения, что само по себе являлось антигуманным.

Кризис данного учения пришелся на 30-е годы ХХ века, когда и возникло новое течение необихевиоризм. Э. Толмен и К. Халл ввели в схему «стимул — реакция» промежуточное звено, в которое были включены познавательные и побудительные факторы. Однако даже введение данной переменной не способствовало объяснению психологических механизмов человеческого научения.

Психоанализ

Основоположником учения психоанализа является австрийский ученый З. Фрейд. Данная теория основана на том, что поведение человека определяется не только сознанием, но и бессознательным. Психоанализ более полно, нежели другие, возникшие одновременно с ним теории, объяснял сложность психической жизни человека.

Основными методами психоанализа стали: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ и объяснение различных, ошибочных и случайных действий человека.

Психическая жизнь представлялась состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Источником мотивов человеческого поведения является бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сфера бессознательного недоступна сознанию из-за запретов морального характера, существующих в социуме. Поведение человека объяснялось через модель вытесненного влечения, суть которой сводилась к следующему: сознание налагает определенные запреты на бессознательные влечения, которые различными, обходными путями проявляются во внешне нейтральных формах поведения, имеющих второй план, например, в сновидениях, в виде различных оговорок, описок, каламбуров и т.п. 

Психическое развитие ребенка объяснялось сексуальным инстинктом, который появлялся с момента грудного вскармливания, и проходил ряд фаз, до времени достижения ребенком 5-6-летнего возраста. Затем до периода юности сексуальный инстинкт находился  в «скрытом» состоянии.

З. Фрейд предложил и собственную структуру личности, состоящую из трех основных компонентов: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Согласно данной структуре, «Оно» — бессознательное, подчиняющееся принципу удовольствия, является носителем инстинктов. «Я» — реальное, сознательное, учитывает особенности и требования окружающего мира. «Сверх – Я» содержит нравственные стандарты, критикует поведение личности. Если человек совершает поступки, руководствуясь требованиям «Оно», то «Сверх – Я» вызывает чувство вины, угрызения совести и т.п. Требования «Сверх – Я» и «Оно» к «Я» несовместимы и способствуют появлению состояния конфликта, вызывающего психическое напряжение, которое разряжается с помощью защитных механизмов, таких, как вытеснение, сублимация.

Сублимация – замещение, с помощью которого сексуальная энергия приобретает другие формы выражения, подсознательная замена целей на доступные.


Вытеснение – выведение из сознания в сферу бессознательного сведений, вызывающих неприятные эмоциональные переживания.

Психоанализ противопоставил сознанию мотивацию, сознанию отводилась пассивная роль. Психическая энергия индивида, согласно учению З. Фрейда, является двигателем общественного развития, а человеческому организму и обществу приписываются функции материала.

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология предлагала программу изучения психики с помощью целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Возникло данное учение в Германии в начале ХХ века и свое название получило от немецкого слова gestalt – форма, структура. Основоположниками данного учения считаются Ф. Брентано, К. Штумпф, Г. Мюллер, В. Кёлер, К. Коффка.

Данное учение изменило сущность изучения сложных психических феноменов по их частям и элементам. Гештальтпсихологи занимались выяснением структуры связей элементов психического феномена и законов их формирования. Ученые данного направления занимались изучением сущности психических познавательных процессов, пытались объяснить поведение личности в социальном окружении.

К. Левин утверждал, что каждое психологическое явление или поведенческое действие следует рассматривать в соответствии с ситуацией, так как она представлена в субъективном мире воспринимающих ее людей. Образ выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам, его связь с реальным предметным действием не анализировалась и не трактовалась /12/.

Благодаря ученым психологам стала складываться экспериментальная практика изучения чувственных образов в их целостности и динамике, в лабораториях для изучения психологических явлений стали использоваться различные приборы. Основной недостаток данной теории состоял в разъединении образа и действия.

Генетическая психология

Основоположником данного учения считается швейцарский ученый Ж. Пиаже. Его труды посвящены развитию интеллекта ребенка. Он считал, что психологическое исследование любого явления должно начинаться с изучения его развития, и сделал попытку объяснить функционирование умственных механизмов у взрослого человека через их развитие у ребенка.

Приведем основные концептуальные положения теории Ж. Пиаже. Источником развития является взаимодействие индивида с окружающим миром. Интеллект определяется как свойство живого организма, формирующееся в процессе материальных контактов с окружающим миром. Внешний мир предстает перед ребенком в форме образов только в результате активного взаимодействия с ним. Основным изучаемым материалом служат различные формы поведения ребенка. Психические процессы как интеллектуальные, так и перцептивные представляют собой специфическую деятельность. Развитие человеческого интеллекта осуществлялось путем эволюции менее организованных органических структур.

Процесс развития человеческого интеллекта Ж. Пиаже рассматривал как взаимосвязь  и единство ассимиляции и аккомодации, (ассимиляция подразумевала наложение на среду собственных схем поведения, известных индивиду, аккомодация – изменение схем поведения в соответствии с требованиями окружающего мира).

Анализируя детские суждения, Пиаже сумел выделить их основное отличие от познавательной активности взрослого – детский эгоцентризм. Ребенок является центром своего собственного бессознательного мира, он не способен встать на позицию другого человека, критиковать себя, понять, что другие могут воспринимать окружающий мир иначе, чем он. В своих трудах ученый выделил стадии развития интеллекта, их содержание и смысл. Его учение не утратило своей актуальности до сегодняшнего дня.

Основным недостатком его учения можно считать то, что в качестве движущей силы развития интеллекта он видел сам интеллект, игнорируя значение деятельности.

Гуманистическая психология

Основным предметом изучения гуманистической психологии стала здоровая творческая личность, способная к самоосуществлению и самореализации. А. Маслоу как наиболее яркий представитель данного учения основной движущей силой поведения и деятельности человека считал его стремление к саморазвитию. По мнению А. Маслоу, самоактуализация — явление врожденное. Потребность к самоактуализации выполняет ряд функций:

à гуманистическую – стремление приносить добро окружающим людям;

à должествования — обязанность человека выполнить свое предназначение, реализовать то, что он может.

Маслоу выделил основные потребности человека, являющиеся источником его активности и выстроил их в иерархический ряд (рис. 1.3). Как видно из рисунка, низшую ступень занимают физиологические потребности, а высшую — нравственные и когнитивные.

Рис.1.3. Пирамида потребностей человека по А. Маслоу

Основным недостатком данной концепции является признание нравственных черт характера человека врожденными, что ведет к биологизаторской тенденции.

Контрольные вопросы

Приведите пример когнитивных потребностей_________

Перечислите достоинства и недостатки бихевиоризма________________________

В чем сущность теории психоанализа?_____________________________________

1.3.2. Современные школы психологии – Платформа электронного обучения Университета Вахемо

Современные психологи склонны изучать человеческое поведение с нескольких точек зрения. Сегодня преобладают психодинамические, поведенческие, гуманистические, когнитивные, биологические и социокультурные взгляды. Эти взгляды отражают разные вопросы о человеческом поведении, разные предположения о том, как работает разум, и разные виды объяснений того, почему люди делают и что они делают. .

Психодинамическая перспектива Он берет свое начало в теории психоанализа Фрейда, но существует множество других психодинамических теорий. Эта точка зрения подчеркивает бессознательную динамику внутри человека, такую ​​​​как внутренние силы, конфликты или инстинктивная энергия. Психодинамический подход подчеркивает:

  • Влияние бессознательного психического поведения на повседневное поведение
  • Роль детской личности в детерминации взрослой личности
  • Роль внутриличностного конфликта в детерминации поведения человека

Психодинамическая перспектива пытается копнуть глубже поверхности поведения человека, чтобы проникнуть в бессознательные мотивы; они считают себя археологами разума. Behavioral Perspectives — они подчеркивают важную роль, которую предыдущий опыт обучения играет в формировании поведения организма. Они обеспокоены тем, как окружающая среда влияет на действия человека. Бихевиористы сосредотачиваются на условиях окружающей среды (поощрения и наказания), которые поддерживают или препятствуют определенному поведению. Поведенческая перспектива иногда называется психология «черного ящика» , потому что он рассматривает разум как механический черный ящик и фокусирует на том, что входит и выходит из ящика , , но не на процессах, происходящих внутри. Это означает, что бихевиористов интересует только влияние окружающей среды (вход) на поведение (выход), но не процесс внутри коробки.

Гуманистическая перспектива- Согласно этой точки зрения, человеческое поведение не полностью определяется ни бессознательной динамикой, ни окружающей средой. Скорее, он подчеркивает уникальность человека и фокусируется на человеческих ценностях и субъективном опыте. Эта точка зрения придает большее значение свободе воли человека. Цель гуманистической психологии заключалась в том, чтобы помочь людям творчески выразить себя и полностью реализовать свой потенциал или самореализоваться (максимально раскрыть человеческий потенциал).

Когнитивная перспектива — акцентирует внимание на том, что происходит в головах людей; как люди рассуждают, запоминают, понимают язык, решают проблемы, объясняют опыт и формируют убеждения. Эта точка зрения связана с психическими процессами. Наиболее важным вкладом этой точки зрения было показать, как мысли и объяснения людей влияют на их действия, чувства и выбор. Методы, используемые для изучения поведения с когнитивной точки зрения, включают электрическую запись активности мозга, электрическую стимуляцию и радиоактивное отслеживание метаболической активности в нервной системе.

Биологическая перспектива — фокусируется на том, как телесные события или функционирование тела влияют на поведение, чувства и мысли. Эта точка зрения утверждает, что понимание мозга и нервной системы занимает центральное место в понимании поведения, мыслей и эмоций. Исследователи этой точки зрения изучают, как биология, например, мозг и различные химические вещества мозга, влияют на психологические процессы, такие как обучение, производительность, восприятие реальности, переживание эмоций и т. д. Биологическая точка зрения указывает на то, что биология и поведение взаимодействуют сложным образом, который означает, что поведение может влиять на биологию, а биология может влиять на поведение. В нем также подчеркивалась идея о том, что мы являемся физическими существами, которые развивались в течение длительного времени, и что генетическое наследие может предрасполагать нас к определенному поведению. Точно так же, как мы развили брови, чтобы защитить наши глаза, мы, возможно, развили определенные модели поведения, чтобы защитить наши тела и обеспечить выживание нашего вида. Социокультурные перспективы- Он фокусируется на социальных и культурных силах или факторах вне личности, которые влияют на человеческое поведение. Как рыба не может уйти без воды, так и поведение человека невозможно понять без социокультурного контекста (социальной и культурной среды), в котором люди «плавают» каждый день. С этой точки зрения социальные психологи рассматривают роли, то, как группа влияет на отношения и поведение, почему власть и другие люди, такие как супруги, любовники, друзья, начальники, родители и незнакомцы, влияют на каждого из нас. Культурные психологи также изучают, как культурные правила и ценности (как явные, так и невысказанные) влияют на развитие, поведение и чувства людей. Они сказали, что люди являются одновременно продуктами и производителями культуры, и наше поведение всегда происходит в определенных культурных контекстах.

7 перспектив современной психологии

Когда дело доходит до применения психологии в терапевтических условиях, существует больше школ мысли, чем вы можете предположить на первый взгляд. Помимо стандартных упоминаний Фрейда и Юнга, о которых известно большинству людей, на самом деле существует семь психологических точек зрения (в современной психологии), каждая из которых имеет свои преимущества и способы применения в терапии. Ни один из них не обязательно лучше другого. Каждый из них может быть более подходящим в других ситуациях, чем другие. Эти взгляды представляют современный спектр психологии, но, несомненно, будут пересмотрены и дополнены в ближайшие десятилетия, когда мы внесем изменения в то, как мы живем.

1. Психодинамическая перспектива

Психодинамическая перспектива уходит своими корнями в работы Зигмунда Фрейда. Этот особый взгляд психологии заключается в том, что бессознательный разум отвечает за большую часть нашего поведения в настоящем. Утверждается, что это имеет свои корни в нашем развитии в раннем детстве и любых травмах, которые мы можем испытать или не испытать из-за дисфункционального характера нашего воспитания. Отсюда произошли самые ранние формы терапии беседой, известной как психодинамическая терапия. Это исследует ид, эго и суперэго. По сути, это включает в себя установление связи между вашим подсознанием и вашими действиями, которая распространяется на ваши эмоции, отношения и модели мышления. Это очень долгосрочный подход к терапии, и хотя он не как , распространенный сегодня, он по-прежнему может быть полезным терапевтическим подходом, который может помочь в лечении депрессии, беспокойства, расстройств пищевого поведения, злоупотребления психоактивными веществами и множества других состояний.

2. Поведенческая перспектива

Как следует из названия, поведенческая психология фокусируется на выученных формах поведения, которые мы приобретаем через окружающую среду, группу сверстников или любые другие внешние стимулы. Этот подход был основан на работе Эдварда Торндайка и Джона Б. Уотсона. Бихевиоризм отличается от большинства других точек зрения в этом списке, поскольку он фокусируется на наблюдаемом поведении, а не на нашем эмоциональном ландшафте. Таким образом, поведенческая терапия представляет собой ориентированный на действия подход к психическому здоровью. Он более активен и практичен по сравнению с другими терапевтическими моделями. В поведенческой среде вы не будете говорить о своих эмоциях или копаться в своей психике, а вместо этого сосредоточитесь на том, как вы можете изменить свои реакции на определенные ситуации и модели вашей жизни, которые вызывают у вас стресс. Поведенческая терапия наиболее эффективна для лечения фобий, расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами, СДВГ, ОКР и многого другого.

3. Когнитивная перспектива

Когнитивная перспектива, пожалуй, наиболее распространена сегодня из всех перечисленных здесь. Он возник в 1960-х годах и фокусируется на психических процессах, таких как память, мышление, решение проблем, язык и принятие решений. Все это формирует модель, которая сегодня стала когнитивно-поведенческой терапией (КПТ). В некотором смысле когнитивно-поведенческая терапия представляет собой гибрид поведенческой терапии, поскольку она побуждает вас находить практические, основанные на навыках решения ваших текущих проблем. Под руководством вашего терапевта вы определите негативные модели и узнаете, как они негативно влияют на вас. Оттуда вы изучите способы замены этих старых самоограничивающих убеждений и способов действий поведением, которое более полезно и полезно для вашего общего роста. Было показано, что КПТ эффективна при лечении таких состояний, как депрессия, биполярное расстройство, тревога, фобии, расстройства пищевого поведения и бессонница.

4. Биологическая перспектива

Биологическая перспектива в меньшей степени связана с прямым терапевтическим подходом и больше связана с изучением того, как наши гены могут влиять на наше поведение. Такими переменными, которые могут влиять на то, как мы взаимодействуем с миром, являются хромосомы, гормоны и мозг. Этот подход больше фокусируется на коллективном поведении, которое мы демонстрируем, и на том, почему определенные состояния могут развиваться в макромасштабе, а не в отношениях между клиентом и терапевтом. Например, в одном исследовании изучались последствия снижения уровня тестостерона у отцов новорожденных сразу после их рождения. Это двоякое явление: мужчины ищут новых партнеров (измена), а также становятся менее агрессивными, что полезно при рождении новорожденного ребенка.

5. Кросс-культурная перспектива

Кросс-культурная область психологии – это новая отрасль, которая набрала обороты за последние двадцать лет. Название довольно буквальное, поскольку оно исследует, как разные культуры могут влиять на то, как люди думают, действуют и чувствуют. Опять же, как и в случае с биологической точки зрения, это не имеет прямого отношения к какому-либо терапевтическому подходу, а вместо этого представляет собой набор руководящих принципов, которые можно использовать в качестве дополнительного наложения, чтобы помочь определить направление сеанса, где это необходимо, или помочь добавить некоторый контекст. . Это полезно, например, если вы приходите на терапию и принадлежите к культуре, которая носит коллективистский характер и, возможно, опирается на строгую патриархальную иерархию. Это часто может быть проблемой для людей, живущих в западных странах и являющихся потомками иммигрантов в 1-м поколении, которые все еще придерживаются обычаев своей первоначальной родины. Это приводит к столкновению культур в смысле индивидуалистического — западного — подхода, отвечающего более консервативным коллективистским идеалам.

6. Эволюционная перспектива

Эволюционная психология – это еще одно направление, основанное на исследованиях. Он фокусируется на том, как теория эволюции объясняет наши психологические процессы. Таким образом, эта точка зрения предполагает, что определенные поведенческие реакции существуют как пережитки, которые когда-то были необходимы в недавнем прошлом и которые мы, возможно, уже переросли. Основные принципы этой ветви мышления гласят: ваш мозг — это средство, с помощью которого вы получаете инструкции вести себя в зависимости от окружающей среды. Нейронная схема в вашем мозгу помогает вам решать проблемы, и эта схема создавалась в результате естественного отбора на протяжении многих поколений. Большая часть вашего психологического поведения определяется вашим подсознанием, а ваш разум основан на адаптивных изменениях, которые впервые произошли в эпоху плейстоцена.

7. Гуманистическая перспектива

На гуманистический подход большое влияние оказали работы Абрахама Маслоу и его иерархии потребностей. Эта модель подчеркивает роль мотивации в вашем мыслительном процессе. Таким образом, психологи, работающие в этой области, в первую очередь озабочены тем, что заставляет людей расти, меняться и реализовывать свой уникальный потенциал. Таким образом, гуманистическая терапия направлена ​​на понимание вашего мировоззрения в связи с вашей системой ценностей. Но в более широком смысле этот подход также фокусируется на том, как вы можете развить самопринятие, чтобы вы могли преодолеть прямую или косвенную критику со стороны других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *