Тема 5. Типы темперамента и их психологическая характеристика. План
Понятие о темпераменте, его психологическая характеристика.
История возникновения учений о типах темперамента.
Учение И.П. Павлова о темпераменте.
Типы темпераментов и их психологическая характеристика.
Основные свойства темперамента.
Основные понятия темы:
Понятие о темпераменте, его психологическая характеристика.
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.
Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
Темперамент (от лат. – смешивать в надлежащих соотношениях, подогревать, охлаждать, замедлять, руководить) характеризует динамическую сторону психических реакций человека – их темп, скорость, ритм, интенсивность.
Темперамент – индивидуальная особенность человека, проявляющаяся в его возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и скорости хода психической деятельности.
Схема зависимости темперамента от координат типа нервной системы.
Тип нервной системы
Неуравновешенный
Инертный
Слабый
Уравновешенный
Холерик
Флегматик
Меланхолик
Сангвиник
Темперамент Соотношение темперамента и психических реакций
Темперамент | Реакции | |
Быстрота | Сила | |
Сангвиник | Быстрые | Умеренные |
Холерик | Чрезмерные | |
Флегматик | Медленные | Сильные |
Меланхолик | Медленные | Слабые |
История возникновения учений о типах темперамента.
Индивидуальные особенности реагирования на разнообразные обстоятельства дали основания разделить людей на несколько групп или типов темпераментов.
Учение о темпераменте основано древнегреческим врачом и философом Гиппократом (V в. до н.э.). Он и его последователи (римский врач Гален и др.) отстаивали гуморальную теорию (от лат. humor – жидкости, соки организма – кровь, флегма, желчь), согласно которой темперамент определяет преимущество в организме какой-то из жидкостей. Гиппократ считал, что жизнедеятельность организма определяется между кровью, желчью и слизью (лимфа, флегма).
На основании этого взгляда сформировалось учение о четырех типах темперамента: сангвинический (от лат. sanguis – кровь, преимущество в организме крови), т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи; холерическом (от греч. chole – желчь, преимущества в организме желчи), т. е. раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек с быстрой сменой настроения; флегматическом (от греч. phlegma – слизь, преимущество в организме слизи), т.е. спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям; и меланхолический (от греч. melas – черный, хмурый и chole – желчь, преимущество в организме черной желчи), т.е. несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.
Исходя из учения Гиппократа, самый знаменитый после него врач Клавдий Гален (II в до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в своем трактате «Соразмерность типов темперамента». Он выделил 4-е известные типа темперамента. Эта концепция имела огромное значение на протяжении длительного времени.
Немецкий философ И. Кант, разделял взгляды на темперамент представителей гуморальной теории, впервые дал своеобразную психологическую характеристику темпераментов. Он считал, что у флегматика наблюдается недостаток моральных чувств, а у меланхолика – настоящая добродетельность; у холериков наиболее развито чувство чести, а у сангвиников – чувство прекрасного. Но Кант в своем понимании темперамента смешивал его черты с характером.
Ученый, врач и педагог П.Ф. Лесгафт объяснил темперамент особенностями кровообращения, которое зависит от диаметра сосудов, толщины и гибкости их стенок. Калибр сосудов и толщина их стенок, по мнению Лесгафта, обуславливают скорость и силу кровообращения. Небольшому диаметру сосудов, считал Лесгафт, отвечает сангвинический темперамент, а большому отверстию и толстым его стенкам – меланхолический; флегматический темперамент обусловлен большим отверстием и тонкими стенками сосудов.
Немецкий психиатр Э. Кречмер отстаивал зависимость психического склада человека от строения (конституции) тела.
Эти типологии получили название конституционных типологий. Так, наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей, тела, что позволило ему выделить 4-е конституциональных типа:
Лептосоматик – характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями.
Пикник – человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
Атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
Диспластик – человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложения).
С назваными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.
Большинство данных типологий стало объектом острой критики. Их основной недостаток состоит в том, что в них недооценивается роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида.
характеристика и определение темперамента человека
Темперамент — это определённый набор свойств психики индивида, которые имеют в качестве физиологического базиса тип высшей нервной деятельности. Он выражается в поведении, интенсивности проявления чувств, в отношениях к окружающей реальности. Психологический темперамент выступает основой в формировании характера личности. Он обуславливает особенности динамики психической деятельности, а именно скорость реакций, интенсивность, темп, ритмичность, стремительность, амплитуду, с одной стороны, а с другой – силу эмоциональных проявлений личности, ее впечатлительность, лабильность, длительность, скорость возникновения чувств и их прекращения.
Теории темперамента
Выделяют конституциональные и факторные теории о темпераменте.
Конституциональные теории направлены на обнаружение взаимосвязи между психическими свойствами строением тела субъекта.
Э. Кречмер полагал, что индивиды обладают определенным телосложением вследствие наследственной предрасположенности к некоторым психическим заболеваниям. Поэтому он выделял 4 типа телосложения: пикник, диспластик, лептосоматик, астеник. Согласно такой типологии он описал три типа темперамента: иксотимик, шизотимик, цикломатик.
В 40-х годах, в США, Шелдон сформулировал свою концепцию темперамента, которая заключалась в видении тела и темперамента, в качестве параметров одного объекта – личности. Строение тела обуславливает темперамент, который представляет из себя его функцию. Шелдон основывался на существовании определенного соматотипа, то есть типа телосложения, и определял его при помощи трех главных признаков: эктоморфия, эндоморфия, мезоморфия. В соответствии с перечисленными параметрами он выделял три типа телосложения: церебротоники, висцеротоники, соматотоники.
Со временем большинство конституциональных теорий темперамента в психологии поддались острой критике. Главным недостатком подобных теорий считается недооценка, а иногда и открытое игнорирование роли среды и условий социума в образовании психологических свойств личности.
На рубеже 19 – 20 веков появились изыскания, которые сводились к изображению проявлений свойств темперамента субъектов в повседневной обстановке. Так появились факторные теории.
К. Юнг разделил всех индивидов в зависимости причин активности психики, которые могут быть внешними или внутренними, на интровертов и экстравертов. А Нидерландские ученые Э. Вирсма и Г. Хейманс создали опросник, при помощи которого стремились определить основные свойства темперамента, обнаруживающиеся в поведении субъектов. Они считали, что к таким параметрам темперамента нужно отнести три биполярные характеристики: эмоциональность-отсутствие эмоциональности, активность-пассивность, первичная-вторичная функции.
Эмоциональность или отсутствие эмоциональности определяется частотой и интенсивностью проявления эмоциональных реакций в отношении ситуаций, которые вызвали такие реакции. Активность или пассивность проявляются в активности или наоборот в отсутствии активности в труде, обучении, дома, отдыхе. Субъекты с первичной функцией интенсивно и быстро реагируют на посылы окружающего мира, однако эффект быстро гаснет. Субъекты с вторичной функцией характеризуются слабой первичной реакцией на определенный раздражитель, которая постепенно увеличивается и сохраняется на более длительный промежуток времени.
Айзенк определял людей с первичной функцией к экстравертам, а с вторичной – к интровертам. Субъекты с первичной функцией проявляют себя импульсивными, легко мирящимися с обстоятельствами, находящимися в движении, веселыми, шутливыми, легкомысленными, с легкостью идущими на контакт с социумом личностями. Индивиды, у которых преобладает вторичная функция, более серьезные, они в основном педанты, характеризуются спокойствием, выдержкой, замкнутостью, добросовестностью, склонностью к депрессивным состояниям. При комбинировании перечисленных характеристик можно получить восемь типов темперамента.
Итак, понятие темперамента подразумевает под собой совокупность психических свойств, которые являются составной частью личности, характерных для конкретного индивида и определяют его поведение и взаимодействие со средой. Определить тип темперамента можно при помощи разнообразных методик, специально разработанных опросников и тестов.
Темпераменты человека
Давно установлен факт, что человеческая психика неповторима. Ее уникальность имеет тесную взаимосвязь со специфичностью биологической и физиологической структуры, развития организма, уникальной композиции социальных взаимодействий и контактов. Понятие темперамента содержит в себе различия в психических проявлениях между индивидами. Эти различия заключаются в глубине, силе, стабильности эмоциональных реакций, впечатлительности, активности, темпе реакций и других подвижных, индивидуально-устойчивых психических свойств, поведения и деятельности.
Сегодня ученые признали тот факт, что темперамент является своеобразным биологическим базисом, на котором основывается развитие индивида в качестве социальной личности. Темперамент воспроизводит динамические стороны поведения, главным образом, врожденного характера. Собственно поэтому свойства темперамента являют собой наиболее неизменными и константными в сравнении с прочими психическими особенностями личности. К наиболее неординарным особенностям темперамента можно отнести закономерность сочетания различных свойств темперамента конкретного индивида. Все свойства динамической характеристики, присущие конкретному индивиду, взаимосвязаны между собой и образуют определенный союз.
Психологический темперамент – это специфический набор индивидуально-своеобразных проявлений психики, которые обуславливают динамичность психической деятельности личности. Они характеризуются одинаковым проявлением в различных видах деятельности, однако они не подвластны содержанию такой деятельности, ее целям, мотивациям и остаются неизменными в зрелом возрасте. В зависимости от взаимосвязей, психические свойства характеризуют типы темпераментов.
Ученые давно установили подчиненность течения психических процессов и поведенческих характеристик человека функционированию нервной системы, которая выполняет доминирующую и контролирующую роль в организме личности. Теория взаимосвязи отдельных общих свойств процессов психики с темпераментом была предложена Павловым.
Павлов сделал вывод, что виды нервной системы проявляют себя в качестве врожденных компонентов и сравнительно слабо подвержены модификациям под влиянием среды и воспитательных процессов. Он полагал, что параметры нервной системы создают физиологический фундамент темперамента, являющийся психической реакцией универсального типа нервной системы. И. Павлов внес предложение распространить на людей типы нервной системы, выявленные в ходе исследований животных.
Можно выделить следующие важнейшие свойства темперамента, которые обуславливают определенные типы темперамента человека: реактивность, активность и соотношение между ними, сензитивность, ригидность и пластичность, темп реакций, интроверсия-экстраверсия, эмоциональная возбудимость.
Сензитивность выражается в наименьшей силе внешних влияний, необходимой для возникновения любой психологической реакции.
Реактивность определяется степенью непреднамеренности реакций либо на внутренние, либо на внешние раздражители равной силы, например, критические высказывания или обидные слова.
Активность демонстрирует, насколько сильно (интенсивно) субъект влияет на окружающую внешнюю среду и преодолевает преграды в решении задач, достижении собственных целей, намерений, например, настойчивость, целеустремленность, концентрация внимания.
Соотношение активности и реактивности обуславливает зависимость деятельности субъектов, начиная от случайных внутренних или внешних условий, например, настроения, или от намерений, взглядов, целей.
Пластичность и ригидность проявляется в простоте и гибкости адаптации индивида к воздействиям внешнего характера (пластичность) или в инертности его поведения.
Темп реакций обуславливает быстроту протекания всевозможных психических процессов, например, скорость ума, темп речи, динамичность жестов.
Экстраверсия-интроверсия характеризует подвластность реакций и деятельности индивидов внешним впечатлениям, которые возникают в данное конкретное мгновение (экстраверсия), или от представлений, образов и мыслей, которые связаны с минувшим и будущим (интроверсия).
Эмоциональная возбудимость обуславливается тем, насколько слабо выражено необходимое воздействие для появления эмоциональных реакций, с какой быстротой они возникают.
Основываясь на вышеперечисленных свойствах, выделяют 4 типа темперамента – это сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.
Гиппократ и темперамент
Творцом теории о типах темпераментов можно по праву назвать Гиппократа – древнегреческого врача. Он утверждал, что индивиды разделяются в зависимости от соотношения 4-х главных жидкостей, находящихся в теле субъектов: флегмы, крови, желтой и черной желчи, вмещающихся в его организме. Описание темпераментов Гиппократом является первой типологической теорией.
Темперамент холерик по теории Гиппократа характеризуется превалированием желтой желчи, что делает субъекта импульсивным.
Флегматик темперамент характеризуется доминированием лимфы, что делает субъекта медлительным и спокойным.
Темперамент сангвиник обуславливается преобладанием крови, что делает личность подвижной и веселой.
Меланхолик темперамент определяется преобладанием черной желчи, что делает индивида боязливым и грустным.
Каждый темперамент характеризуется наличием и положительных, и отрицательных качеств. При помощи воспитательного процесса, контроля и самосовершенствования можно дать возможность каждому типу темперамента проявлять себя с лучших сторон.
Меланхолик темперамент, например, может обнаружить себя человеком впечатлительным, с глубочайшими переживаниями, волнениями и эмоциями.
Флегматик темперамент – выдержанной и ответственной личностью, человеком, не предрасположенным к принятию поспешных и необдуманных решений.
Темперамент сангвиник может проявиться в качестве энергичности и гибкости, умении быстро справляться с любым видом деятельности, а темперамент холерик может выражаться в страстном энтузиазме.
Меланхолик является замкнутой и довольно застенчивой личностью, что может мешать ей в процессе налаживания социальных контактов. Флегматик характеризуется выраженным безразличием к окружающим людям, что тоже не способствует социальным контактам. Сангвиник отличается своей поверхностью, непостоянством, некоторым легкомыслием и разбросанностью, что ведет к быстрой смене интересов и безразличию. Беда холерика лежит в его поспешности в принятии решений, что ведет к неправильным решениям.
Виды темперамента
Сегодня наиболее распространена типология, которая включает в себя 4 темперамента.
Индивид с сангвиническим типом темперамента выделяется сравнительно слабой интенсивностью процессов психики и быстротой сменой одних процессов другими. Сангвинику присущи легкость и скорость возникновения новых состояний эмоционального характера, которые вследствие быстрой смены одного состояния на другое, не оставляют глубокого следа в его сознании.
Часто сангвинический индивид отличается довольно богатой мимикой, а его эмоциональным волнениям сопутствуют разнообразные выразительные жесты и движениями. В принципе, сангвиника можно назвать жизнерадостным субъектом, отличающимся высокой подвижностью. Внешняя подвижность связана с быстротой психических процессов. Поэтому он довольно впечатлителен, менее сконцентрирован, быстро откликается на внешние раздражители и устремлен в собственные персональные переживания.
Сангвиники довольно легко справляются с порученными задачами, которым необходима быстрота мышления при условии, что такие задачи не будут чрезмерно трудными или серьезными. Сангвинический субъект легко берется за выполнение различной деятельности, однако вместе с тем также легко забывает о ней вследствие появления заинтересованности новым делом. В принятии решений он часто поспешен и редко их долго обдумывает. Он характеризуется легкостью в коммуникационном взаимодействии с окружающим социумом. Вместе с тем, его отношение к людям можно охарактеризовать как поверхностное, так как он легко и просто расстается со всеми привязанностями, очень быстро забывает неприятности и радости, разочарования и обиды.
Холерический индивид характеризуется большой силой и ярким проявлением эмоциональных реакций и скоростью их протекания, что демонстрируется в горячности и отходчивости, которая следует сразу за бурными переживаниями. Холерик характеризуется вспыльчивостью, страстностью и отличается резкой сменой эмоциональных состояний и чувств. У холерика все чувства очень глубоки, что и обуславливает то, что они могут захватить его целиком. Он всегда глубоко и сильно переживает все горести и радости, что проявляется в его мимике, жестах и действиях. Индивиды холерического типа выделяются высокой подвижностью, но природа их подвижности немного другая, чем у сангвиников. Сангвиник характеризуется быстротой, плавностью и ловкостью в движениях, а холерик – резкостью и стремительностью. Для холерического типа свойственна высокая активность и энергичность.
Меланхолическому индивиду свойственно довольно медленное протекание процессов. Эмоциональные переживания у людей с этим типом отличаются значительной глубиной, что накладывает отпечаток на всю структуру его личности. Эмоции, настроения и чувства меланхолика отличаются однообразностью, но вместе с тем и устойчивостью. Нередко они имеют астенический характер. Меланхолические индивиды нередко довольно болезненно реагируют на внешние обстоятельства, довольно легкоранимые, тяжело переживают жизненные трудности. Часто среди них можно встретить замкнутых и необщительных людей. Внешний облик меланхолика характеризуется медлительностью движений, однообразностью и сдержанностью. Психологическая характеристика темперамента меланхолика выражается в упадничестве, отсутствии бодрости и твердости в своих поступках, постоянными сомнениями, а в более резких проявлениях и пассивности, вялости, незаинтересованности доверенным индивиду делом.
Внешне флегматический субъект отличается, главным образом, малой подвижностью, медлительностью и вялостью движений, не энергичностью. От такого человека не следует ожидать быстроты реакций и действий. Его характеризует низкая эмоциональная возбудимость. Чувства и настроения флегматика отличаются ровностью и медленной изменчивостью. Такой человек характеризуется невозмутимостью и размеренностью действий. Мимика и жесты флегматика довольно однообразны и бледны, речь неторопливая, лишенная живости, ее не сопровождают выразительные движения. Перед любой деятельностью флегматичная личность будет долго и основательно обдумывать грядущие действия. Однако наряду с этим, принятые решения флегматик будет выполнять спокойно, и следовать им неотступно. Он характеризуется привязанностью к привычной работе, и плохим переключением на новые виды деятельности.
Однако не стоит думать, что личность можно отнести только к одному из представленных выше видов темперамента. Чистые сангвиники или флегматики, холерики или меланхолики в реальной жизни практически не встречаются. Характер любого индивида обычно неординарно объединяет в себе черты, свойственные разным темпераментам. Также не существует типов высшей нервной деятельности, которые бы идеально подходили для выполнения той или иной деятельности, так как любой ее вид предъявляет психике индивида и ее динамическим свойствам определенные требования. Поэтому можно сделать вывод, что темперамент и деятельность между собой тесно взаимосвязаны. Деятельность может способствовать развитию тех или иных качеств темперамента.
Определение темперамента
Типом нервной системы обуславливается психологическая характеристика темперамента, которая выражает, главным образом, врожденные характерные черты поведения. Именно посредством темперамента индивид проявляет свое отношение к происходящим событиям. Нужно понимать, что в мире не существует более хороших или совсем уж плохих типов высшей нервной деятельности. Каждый тип обладает своими особенностями. Типы темперамента человека представлены четырьмя, однако в чистом виде встретить у человека тот или иной темперамент практически невозможно.
Определение типа темперамента может помочь не только определить свой персональный тип, но и понять, какие качества присущи субъектам с другими видами темперамента. Для более эффективного взаимодействия с окружающим социумом и научению сглаживания «острых углов» в конфликтных ситуациях человеку следует знать, к какому из типов темперамента он может отнести себя и других. Зная свой темперамент, он сможет не только понимать свою реакцию на конкретный раздражитель и знать ее мотивы, но и предсказывать собственные поведенческие реакции в разнообразных ситуациях, что позволит более ясно, четко представлять персональные цели, строить детальный план поступков для их реализации. Это все в целом приведет к успешности и самоэффективности.
Определение типа темперамента окружающих людей поможет человеку выбрать верный стиль взаимодействия с определенными людьми. Так, например, с флегматическими или меланхолическими индивидами следует вести себя уравновешенно и спокойно, а с сангвиническими и холерическими типами, наоборот, более активно. Знание темперамента позволит улучшить отношения с окружающим социумом.
Определить тип темперамента можно при помощи теста Айзенка, который сегодня является наиболее распространенной методикой. Айзенк в своей методике использовал разработанную К. Юнгом шкалу, определяющую экстраверсию-интроверсию, на основе которой выстроил классификацию типов характеров, в зависимости от устойчивости нервной системы. Диагностика темперамента также может проводиться при помощи личностных опросников, разработанных такими известными личностями, как Стреляу, Русалов.
Характер и темперамент
Основными свойствами личности являются характер и темперамент. Темперамент не бывает плохим или хорошим. Он придает неординарность поведению личности, но ни при каких обстоятельствах не обуславливает мотивы, поступки, убеждения и моральные устои. Темперамент и личность тесно взаимосвязаны между собой. Он является общей основой множества личностных свойств и в первую очередь характера.
Человек может проявлять одинаковые динамические особенности в совершенно разных ситуациях, но при этом темперамент воздействует только лишь на форму выражения либо проявления характера. Так, например, настойчивость холерика обнаруживается в его бурливой деятельности, флегматика – в глубокой концентрированности. Каждый темперамент обладает своими собственными положительными или отрицательными акцентами. Примерами позитивных свойств холерика могут быть страстность, энергичность, активность, сангвиника – подвижность, оживленность, участливость, меланхолика – глубина и постоянство чувств, высокая эмоциональность, флегматика – уравновешенность и отсутствие торопливости.
Однако при этом не каждый холерик будет энергичным и не каждый сангвиник отзывчивым. Эти качества следует вырабатывать в себе, а темперамент может лишь облегчить или затруднить такую задачу.
Б. Теплов считал, что при любом типе темперамента появляется опасность формирования нежелательных черт характера. Холерический тип темперамента может провоцировать индивида на несдержанность, резкость, склонность к вспыльчивости. Сангвинический тип может привести индивида к легкомысленности, склонности разбрасываться, недостаточной устойчивости. При меланхолическом типе у индивидуума может сформироваться чрезмерная необщительность, замкнутость, склонность всецело погружаться в личные переживания, излишняя стеснительность и застенчивость. Флегматический тип может содействовать тому, что индивид будет апатичным, вялым, безынициативным, инертным, равнодушным к происходящим с ним и вокруг него событиям.
Некоторые свойства темперамента вырабатываются в деятельности личности и во многом обусловливаются ее направленностью.
Темперамент и деятельность тесно взаимосвязаны, ведь от типа темперамента зависит продуктивность деятельности. Характер также как и ценные качества личности формируются на основе выраженных свойств каждого типа высшей нервной деятельности.
Характеристика темпераментов
Характеристика типов темперамента основана на протекании нервных процессов, проявлении в деятельности, моторики.
Базисом темперамента сангвиника является тип нервной системы, характеризующийся подвижностью, силой и уравновешенностью. Сангвинику присуща высокая психическая активность, реактивность, скорость протекания психических процессов, живость, пластичность, быстрота движений и темпа речи. Он характеризуется легкой приспособляемостью к быстро меняющимся условиям среды и высокой сопротивляемостью жизненным трудностям. В деятельности он отличается энергичностью, продуктивностью и работоспособностью. В общении легко устанавливает социальные контакты, отзывчивый, коммуникабельный, непостоянен и изменчив.
Базисом темперамента холерика является тип нервной системы, характеризующийся силой, неуравновешенностью и подвижностью. Холерику присущ высокий уровень психической активности, реактивности, лабильность. Он характеризуется сильными и энергичными движениями, резкостью и стремительностью жестов, выразительностью мимики, быстротой речи. У холерика повышенный уровень эмоциональной возбудимости. В деятельности он характеризуется увлеченностью. В общении холерик бывает вспыльчивым, необузданным, нетерпеливым, несдержанным, лаконичным. У него превалирует деловой стиль общения.
Базисом темперамента флегматика является тип нервной системы, характеризующийся силой, уравновешенностью и инертностью. Такие люди всегда спокойные, настойчивые и уравновешенные.
Флегматики характеризуются низкой степенью психической активности, медлительностью протекания психических процессов. Им присуща невысокая реактивность и эмоциональная возбудимость. Движения у них медленные, невыразительные и немногочисленные. Мимика и жесты довольно однообразны. Речь равномерная и мало эмоциональная. Флегматики – это невозмутимые люди с неизменным настроением и устремлениями. В деятельности они склонны проявлять упорство и продуманность. Стараются доводить начатое дело до логического завершения. Флегматик с опасением относится к переменам. Им трудно привыкать к новым индивидам, поэтому отличаются постоянством общения. Они с трудом сближаются с новыми людьми.
Базисом темперамента меланхолика является тип нервной системы, характеризующийся слабостью, повышенной чувствительностью. Он характеризуется низкой стадией психической активности, замедленным протеканием всех психических процессов, сравнительно быстрой утомляемостью. Ему присущи медленные, сдержанные движения, слабо выраженные жесты, приглушенная речь, выразительная мимика, повышенная утомляемость. В общении меланхолики избирательны, устойчивы и постоянны в привязанностях, надежны и замкнуты.
Для того чтобы иметь возможность в общении, обучении, совместной деятельности, учитывать собственные особенности или характерные проявления других людей, нужно знать, как определить темперамент.
Особенности темперамента
Сегодня описание темпераментов представляет собой описание совокупности природных свойств, обусловливающих динамические особенности человеческой психики, например, интенсивность, быстрота, ритм процессов психики, которые в равной степени обнаруживаются в разной деятельности вне зависимости от ее мотивов, содержания и целей.
Тип высшей нервной деятельности не отражает мотивационную сторону личности, морально-ценностные ориентиры, мировоззрение и не определяет ее содержательные характеристики. Он всего лишь задает конфигурацию, в которой выражаются все остальные черты. Наряду с этим некоторые особенности типов высшей нервной деятельности могут противостоять или способствовать формированию определенных качеств личности.
Темперамент существенно видоизменяет все внешние воздействия, которые влияют на развитие личности. Он отличается от прочих явлений, которые делают психику динамичной (настроение, мотивы, социальное давление) комплексом только ему свойственных особенностей. Первая особенность – это онтогенетическая первичность, которая заключается в том, что если просматриваемая у взрослого индивида динамическая особенность была ранее ему присуща, то она, естественно, имеет отношение к свойствам темперамента. Вторая особенность – устойчивость, которая заключается в том, что качества типов высшей нервной деятельности на протяжении длительного промежутка времени не изменяют свою относительную величину, ранговые места в системе качеств личности. К темпераменту имеют отношения только лишь определенные особенности динамического характера, которые при рядовых жизненных условиях выражаются особенно часто и более типичны данному индивиду. Это является третьей особенностью. Четвертая заключается в том, что все свойственные качества темперамента обнаруживаются даже при неблагоприятных, сдерживающих их факторах.
Темперамент ребенка
Все индивиды на планете разные и обладают уникальным набором качеств, черт. Каждый субъект в жизни выбирает свою дорогу и близкую ему роль. Так, например, если присмотреться, то в любой группе людей можно выделить лидеров, у которых стопроцентно будет превалировать сангвинический темперамент.
Движущей силой любого коллектива являются индивиды с преобладанием холерического темперамента. Также и дети, какими бы они не казались похожими, обладают индивидуальным набором черт и качеств, свойств нервной системы, присущих конкретному малышу. Для того чтобы правильно воспитывать ребенка, эффективно с ним взаимодействовать и обучать его, нужно знать, как определить тип высшей нервной деятельности. Ведь он в будущем предопределит развитие его психики, формирование характера, склонностей и способностей к какому-нибудь виду деятельности, способа проявления эмоций и т.д.
Темперамент и личность ребенка между собой тесно взаимосвязаны. Ведь темперамент является природным фундаментом для проявления личностных психологических качеств. Но не стоит забывать, что при любом типе высшей нервной деятельности можно сформировать у ребенка качества, которые не будут присущи данному темпераменту.
Диагностика темперамента у детей проводится при помощи наблюдения за их поведением и специально адаптированных личностных опросников. Наиболее быстро можно определить тип темперамента при помощи опросника, разработанного Айзенком. Недостатком его является то, что с его помощью невозможно диагностировать детей дошкольного возраста. Для изучения темперамента у малышей дошкольного возраста лучше использовать методику, предложенную Кашаповым. Она заключается в направленном наблюдении за детьми.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
9 черт характера, которые следует знать о своем темпераменте
Темперамент относится к нашему врожденному (не усвоенному) стилю поведения. Все мы приходим в этот мир с уникальным набором характеристик темперамента, которые остаются стабильными на протяжении всей жизни. Эти характеристики модулируют то, как мы реагируем на каждую ситуацию в нашей жизни. Понимание нашего собственного индивидуального темперамента и темперамента наших детей невероятно полезно для того, чтобы быть лучшими, какими мы можем быть, и раскрывать лучшее в наших детях.
Наш опыт показывает, что понимание концепции темперамента и применение этих знаний к себе как родителям и супругам, а также к окружающим помогает нам лучше понять поведение… трудности, неудачи и успехи. На самом деле непонимание темперамента ребенка и той роли, которую он играет в его поведении и деятельности, может быть основным источником разочарования для родителей .
В нашей модели есть девять измерений темперамента, и все мы попадаем в континуум по каждому из них. Диапазоны этих континуумов представлены в следующем разделе для каждой черты темперамента. Важно знать, что , где человек попадает в этот континуум для любой данной черты темперамента, не является ни хорошим, ни плохим… это просто так! Фактически, одна и та же черта темперамента (например, очень напористая), которая помогает нам в одной ситуации, может мешать нашему поведению или действиям в другой.
Основной целью должно быть понимание нашего темперамента и темперамента детей, с которыми мы живем и работаем. Нам необходимо критически рассмотреть вопрос о том, как любые экстремальные черты темперамента могут способствовать проблемам в производительности, поведении или социальном взаимодействии. Когда крайности темперамента действительно мешают производительности, поведению или социальному взаимодействию, нам нужно узнать, как лучше всего работать с этими крайностями или контролировать их.
Поэтому, когда мы подозреваем, что особенности темперамента ребенка с СДВ/СДВГ или взрослого играют роль в его неспособности оправдать ожидания в школе или на работе, мы понимаем, что должны выработать какой-то тип приспособления к решению проблемы. этот взнос .
1. Уровень активности относится к количеству активности от высокой до низкой, которой мы занимаемся в течение дня. Некоторые из нас всегда в движении и физически активны; другие из нас ведут более сидячий образ жизни и проводят большую часть времени, занимаясь тихими делами. Ребенок с высоким уровнем активности, вероятно, будет чувствовать себя в своей стихии на уроках физкультуры и играть в пятнашки во время перемены, и ему будет труднее сохранять неподвижность во время спокойных сидячих занятий; с другой стороны, ребенок с низким уровнем активности может предпочесть сидеть и рисовать или читать в свободное время, а не выходить на улицу для активной игры.
2. Ритмичность относится к предсказуемости наших ежедневных телесных процедур, таких как сон, еда и посещение туалета. Он варьируется от очень регулярного до очень нерегулярного. Те из нас, кто очень ритмичен, голодны, испражняются и чувствуют сонливость примерно в одно и то же время каждый день. У других из нас, очень нерегулярных, вообще нет расписания или ритма… время нашего пробуждения меняется день ото дня; мы чувствуем себя готовыми ко сну в разное время и нуждаемся в туалете в разное, непредсказуемое время в течение дня. Эта непредсказуемость может стать проблемой для ребенка, которого просят придерживаться жесткого школьного расписания, когда все едят и ходят в туалет в одно и то же время каждый день.
3. Порог реакции относится к количеству стимуляции, в диапазоне от высокой до низкой, которую мы требуем перед реакцией. Тем из нас, у кого низкий порог, требуется очень мало, чтобы сделать нас счастливыми, грустными, злыми и т. д. Другим из нас с высоким порогом требуется много, прежде чем мы отреагируем. Ребенок с очень высоким порогом может получить травму и как бы не заметить своей боли. С другой стороны, ребенка с очень низким порогом беспокоит малейший шум, хмурый взгляд учителя, бирки на одежде, жужжание флуоресцентных ламп, швы на носках, вкус, текстура или запах. еды.
4. Терпимость к фрустрации относится к уровню трудности, которую мы можем испытать, прежде чем разочаруемся. Толерантность к фрустрации варьируется от высокой до низкой. Те из нас, у кого высокая терпимость к фрустрации, могут испытать огромное количество трудностей, прежде чем почувствуют фрустрацию. Другие из нас, у кого низкая толерантность к фрустрации, очень легко разочаровываются. Ребенок с высокой толерантностью к фрустрации может справляться с повторяющимися трудностями и неудачами в классе, не испытывая значительного фрустрации. Однако ребенок с очень низкой толерантностью к фрустрации может быстро испытывать фрустрацию, когда его просят выполнить задания лишь средней сложности. Это, в свою очередь, настраивает его на повторную борьбу и может обернуться негативным отношением к школе и другим учебным ситуациям.
5. Интенсивность реакции относится к силе нашей реакции в диапазоне от высокой до низкой. Эти реакции могут быть продемонстрированы внешне или испытаны внутренне. Так что не всегда легко судить об интенсивности чьей-то реакции по тому, что мы видим. Наша интенсивность не зависит от качества (отрицательного или положительного) нашей реакции и непосредственности нашей реакции (порога).
Те из нас, у кого высокая интенсивность реакции, испытывают или демонстрируют сильную реакцию. Когда мы счастливы, мы очень, очень счастливы; когда нам грустно, нам очень, очень грустно; когда мы злимся, мы очень, очень злимся. Другие из нас, у которых низкая интенсивность реакции, почти не показывают вспышку на экране, когда наши эмоции вспыхивают. Ребенок с высокой интенсивностью может стать чрезмерно глупым на праздновании дня рождения, гневным во время конфликта на игровой площадке и обездвиженным из-за нервозности на математических тестах на время. С другой стороны, может показаться, что ребенок с низкой интенсивностью реакции вообще не реагирует; она не испытывает сильного волнения по поводу особого события или сильного разочарования по поводу неудачи. На самом деле нам может быть трудно читать реакции ребенка с низкой интенсивностью, часто ошибочно принимая низкую интенсивность за безразличие.
Важно помнить, что при наблюдении за интенсивностью отклика мы не всегда можем судить о книге по обложке; некоторые очень интенсивные люди переживают всю свою интенсивность внутренне; кусание ногтей, ковыряние кожи, жалобы на стеснение в груди, боли в животе, боли в челюсти или головные боли и т. д. могут быть нашими единственными ключами к тому, что происходит внутри.
Высокая интенсивность реакции (внешней или внутренней) — очень сильная черта темперамента. Когда он присутствует, он может управлять всем: хорошим мышлением, вниманием, надлежащим самоконтролем и соответствующими социальными навыками, и это лишь некоторые из них. Неспособность идентифицировать паттерн реакции высокой интенсивности и надлежащим образом приспособиться к нему может непреднамеренно настроить ребенка на обращение к целому ряду других дисфункциональных моделей поведения в попытке справиться со своими сильными реакциями, включая такие вещи, как переедание, употребление наркотиков, и развитие отношения «мне все равно».
6. Настроение относится к общему качеству эмоций в течение дня в диапазоне от очень положительных до очень отрицательных. Те из нас, у кого хорошее настроение, проводят большую часть дня в хорошем настроении; мы склонны придавать всему положительное значение; проблемы — это вызовы. Другие из нас с плохим настроением могут казаться более критичными в течение дня; мы, вероятно, увидим стакан наполовину пустым. Ребенок с позитивным настроением, как правило, хорошо ведет себя в классе и может даже с трудом распознавать трудности, возникающие или возникающие. Ребенок с плохим настроением, скорее всего, нахмурится, покачает головой или сделает критический комментарий в адрес кого угодно или чего угодно.
7. Приближение-отстранение относится к нашей первоначальной реакции на новых людей, места, события и идеи, варьирующейся от сильного приближения до сильного отстранения. Те из нас, кто очень близок, с готовностью берутся за новые задачи, знакомятся с новыми людьми и пробуют новые продукты. Другие из нас, кто сильно абстинентен, сопротивляются новому занятию, избегают посещения вечеринок с незнакомцами и отказываются от другой еды. Ребенок, который очень подходит, без колебаний начнет разговор с новым учеником или учителем, прыгнет в новые виды деятельности и примет новые концепции и академические задачи. Ребенок, который сильно замкнут в себе, может бороться с новыми учениками, избегать новых занятий на игровой площадке и отступать от незнакомой концепции в классе.
8. Адаптивность относится к количеству времени и усилий, которые требуются, чтобы адаптироваться или приспособиться к новому человеку, ситуации или концепции после нашего первоначального подхода или реакции ухода. Это может варьироваться от легкого (хорошо адаптируемого) до очень медленного (неадаптируемого). Те из нас, кто хорошо адаптируется, легко интегрируют в свою жизнь новые рутины, ожидания и концепции. Те из нас, кто медленно адаптируется, испытывают огромные трудности с этими же изменениями. В классе ребенок, который хорошо адаптируется, легко плывет по течению, независимо от изменений, происходящих в его день, таких как распорядок дня, структура класса и правила. Ребенку, который медленно адаптируется, может потребоваться длительное время, чтобы войти в поток в начале каждого учебного года, бороться с меняющимися ожиданиями, сопротивляться новым правилам и сопротивляться изменениям в рутине. Тот же самый ребенок может показаться медленным, чтобы понять и интегрировать новые концепции, которые представлены, даже если они соответствуют уровню его способностей.
9. Настойчивость относится к тому, как долго мы выполняем задачи, независимо от их сложности, от очень длинных до очень коротких. Некоторые из нас очень настойчивы даже перед лицом огромных трудностей; мы продолжаем идти и идти и идти. Другие из нас тратят лишь короткое время на сложную задачу, прежде чем сдаться и перейти к чему-то другому. Ребенок с длительным упорством сопротивляется сдаче и будет повторять задание неоднократно, пока не освоит его. Этот же ребенок может изо всех сил пытаться прекратить действие, когда пришло время двигаться дальше, если он еще не освоил или не завершил его. Ребенок с непродолжительной настойчивостью может прекратить практиковаться до достижения мастерства, с трудом справляется с более длинными и сложными заданиями и быть готовым отложить сложную книгу задолго до последней страницы.
Заключительное слово о темпераменте
Каждая из черт нашего темперамента важна и играет значительную роль в формировании того, кто мы есть, как мы себя ведем, как мы воспринимаем и реагируем на окружающий мир. Хотя мы определили и обсудили эти черты по отдельности, важно помнить, что в реальном мире эти черты не существуют изолированно; они взаимодействуют друг с другом, комплексно влияя на наше поведение. Тонкие различия в профилях темперамента могут привести к резким различиям в том, как они проявляют себя в наших домах и классах.
Например, с ребенком с плохим настроением, длительной настойчивостью, медленной приспособляемостью, низкой переносимостью фрустрации и высокой интенсивностью реакции может быть очень трудно работать, когда этот набор характеристик взаимодействует друг с другом, что приводит к частым, очень большим негативные реакции, длящиеся длительное время в ответ на неизбежные изменения и вызовы, ежедневно происходящие в классе.
С другой стороны, другой ребенок с очень похожим профилем, включая негативное настроение, длительное упорство, медленную адаптируемость, низкую толерантность к фрустрации, , но , с низкой интенсивностью реакции может быть гораздо легче работать. Это связано с тем, что его низкая интенсивность реакции означает, что его частые негативные реакции на изменения и проблемы в классе будут более мягкими, и, даже если они сохранятся, их небольшая величина может не зафиксироваться ничьим радаром.
Поэтому, изучая профиль темперамента ребенка, важно внимательно изучить каждую черту в отдельности, а затем рассмотреть, как каждая из этих индивидуальных черт может взаимодействовать с другими, формируя поведение и личность, которые мы наблюдаем.
Мы хотели бы поделиться кратким рабочим листом, который поможет вам применить 9 черт темперамента к себе или близкому человеку. Скачать: 9 РАБОЧАЯ ТАБЛИЦА ПО ПРИЗНАКАМ ТЕМПЕРАМЕНТА. Где вы попадаете на спектре? Ваш супруг? Ваши дети?
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
Черты темперамента – Центр семьи и обучения
Как бы вы описали личность вашего ребенка? Он застенчив и упрям? Она гиперактивна и весела?
Эти характеристики называются чертами темперамента.
Черты темперамента — это наши врожденные эмоциональные различия в сочетании с нашим жизненным опытом. Они помогают формировать нашу личность и влияют на то, как мы реагируем на различные ситуации, как относимся к другим людям и изучаем новую информацию.
Понимание этих характеристик помогает нам определить стиль обучения учащегося. Это важный фактор в том, как мы индивидуализируем наш образовательный коучинг, чтобы удовлетворить потребности наших студентов.
Черты темперамента разделены на девять различных категорий. В каждой категории мы попадаем в континуум в зависимости от нашего поведения. Низкие или высокие тенденции не всегда являются проблемой, но за ними следует внимательно следить. Выявление черт темперамента вашего ребенка и их влияния на поведение может помочь вам справиться с потенциальными проблемами дома.
Качество настроения: Каждый человек проявляет различные эмоции, но в целом мы склонны быть положительными или отрицательными.
Отрицательное <———————————> Положительное
Дети с более негативным настроением склонны к пессимизму, и им может быть труднее быть принятым другими. Им нужно научиться планировать и решать проблемы, чтобы справляться со сложными ситуациями. Те, кто обычно в хорошем настроении, могут легко вписаться в любую среду. Однако, поскольку они могут сдерживать негативные чувства, мы учим их соответствующим способам самовыражения.
Уровень активности: Указывает, насколько человек двигается и нуждается в кинестетической стимуляции для мыслительного процесса.
Низкая энергия <————————————> Высокая энергия
Менее активные дети могут хорошо адаптироваться к структуре, но могут рассматриваться как немотивированные. Мы помогаем нашим ученикам придерживаться задания и выполнять его вовремя. Дети с высоким уровнем энергии более активны и суетливы. Мы включаем физическую активность в их сеансы, поскольку кинестетические движения улучшают их способность учиться и сохранять информацию.
Регулярность: Регулярность относится к нашему внутреннему ритму и тому, насколько легко мы впадаем в повседневную рутину и привычки.
Низкая предсказуемость <————————————> Высокая предсказуемость
Дети с низкой предсказуемостью с трудом следуют рутине. Их внутренние часы не чувствуют крайний срок, пока они почти не достигли его. Создание распорядка дня и вознаграждение за успехи хорошо работают для них. Дети с высокой предсказуемостью легко вписываются в рутину, но испытывают трудности, когда она меняется. Во время занятий по образовательному коучингу они узнают, как справляться с вариациями и развивать гибкость.
Подход-Отход: Наша общая реакция, когда мы сталкиваемся с новой ситуацией.
Уходит <————————————> Подходит
Более нерешительные дети будут отстраняться и наблюдать, прежде чем вступать в новую ситуацию. Они получают пользу от мягкого поощрения, чтобы завести новых друзей и попробовать новые виды деятельности. Те, кто приближается к новому опыту, как правило, любопытны, но мы должны научить их проявлять разумную осторожность и не делать импульсивных выводов.
Адаптивность: После первоначальной реакции на новую ситуацию (то есть приближение-отстранение) адаптивность относится к количеству времени, которое требуется человеку, чтобы приспособиться и принять изменения.
Медленно адаптируются <————————————> Легко адаптируются
Более ригидные дети могут счесть новые ситуации стрессовыми и трудными. Им выгодно заблаговременное предупреждение о переходах и изменениях. Дети, которые легко адаптируются, могут ладить с другими, и они преуспевают в структурированной среде. Однако мы должны ввести независимое принятие решений, чтобы гарантировать, что они не перенимают негативное поведение со стороны сверстников.
Интенсивность: Интенсивность относится к количеству энергии, которую человек вкладывает в реакцию, а не к интенсивности испытываемых эмоций.
Менее отзывчивый <———————————> Более отзывчивый
Дети, которые менее отзывчивы, все же чувствуют эмоции, но не так открыты в своих реакциях. Их потребности могут быть упущены из виду, поэтому они должны научиться защищать себя. Интенсивных детей легко читать, потому что они сильно реагируют на все, но они извлекают пользу из обучения стратегиям эмоционального контроля.
Чувствительность: Это относится к сенсорной системе человека и тому, как человек реагирует на стимулы в окружающей среде. Это также относится к эмоциональной чувствительности.
Менее чувствительный <———————————> Более чувствительный
Менее чувствительные дети могут быть более терпимы к шумам или изменениям в окружающей среде. Им может понадобиться помощь в понимании внешних сигналов, например, когда следует обращать внимание на важные звуки или визуальные эффекты. Высокочувствительные люди хорошо осведомлены об окружающей среде и могут отвлекаться на зудящую одежду или громкие звуки. Они также могут быть удивительно чувствительны к чувствам других людей и строить близкие отношения.
Отвлекаемость: Это относится к склонности человека отвлекаться либо на внешние помехи, либо на внутренний диалог.
Низкая отвлекаемость <———————————> Высокая отвлекаемость
Дети с низкой отвлекаемостью могут концентрироваться, несмотря на шум или другие помехи, но должны быть осторожны, чтобы не слишком сильно отвлекаться и не замечать важные сигналы. Мы могли бы ввести напоминание, например таймер, чтобы перейти к следующей задаче или действию. Сильно отвлекаемые учащиеся замечают все, что происходит вокруг них, и могут отвлекаться на собственные мысли или мечты. Им помогают краткие инструкции и словесные или визуальные подсказки , чтобы вернуться к задаче.
Настойчивость: Настойчивость — это способность выполнять задачу до тех пор, пока она не будет завершена, несмотря на прерывание или разочарование.